Формы организации музыкальной деятельности детей занятия музыка в повседневной жизни детского сада музыкальное воспитание в семье. Осень

Главная / Психология

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Нюксенская детская музыкальная школа»

Сценарий концерта-беседы в детском саду

« Сказка в музыке»

А втор и ведущая

преподаватель Н.В.Локтева

С. Нюксеница

2016г.

«Музыка вводит ребенка в мир добра»

В. Сухомлинский

Предисловие. Актуальность темы.

Музыка и сказка входят в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождают его на протяжении всего детства, а часто остаются с ним на всю жизнь. Сказка помогает развить самые добрые чувства в маленьком человеке.

В нашей музыкальной школе несколько лет существует «Музыкальный абонемент», в котором преподаватели и учащиеся школы проводят концертно-просветительскую деятельность для детей детских садов и учащихся начальной общеобразовательной школы. Концерт «Сказка в музыке» подготовлен учащимися фортепианного отделения и предназначен для детей детских садов.

Цель : Музыка и сказка как средство эстетического развития ребенка дошкольного возраста, воспитания в нем любви к музыке, ко всему живому, к природе через приобщение к шедеврам мировой музыкальной классики.

Задачи :

Обучающие:

Создать условия для приобретения опыта положительных эмоциональных переживаний от слушания музыки;

Учить детей чувствовать настроение музыки, различать выразительные средства, создающие музыкальный образ;

Повышать уровень исполнительского мастерства учащихся ДМШ.

Воспитательные:

Воспитать у слушателей творческую и познавательную активность;

Воспитать дисциплину и способность внимательного слушания музыки;

Развивающие:

Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через прослушивание произведений на сказочные темы;

- развивать творческое воображение детей;

Расширить кругозор музыкального мышления;

Пробудить интерес к классической музыке.

Оборудование:

Фортепиано,

Картинки сказочных героев.

Содержание.

Здравствуйте дорогие друзья, наши юные зрители! Мы очень рады вновь встретиться с вами! Сегодня мы предлагаем вам отправиться в волшебную страну сказки и вспомнить любимых сказочных героев. Сказка- это удивительный мир, где вымысел и реальность тесно переплетаются. Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники-звери, птицы, фантастические существа, помогают героям победить зло и достичь желанной цели. И так, мы начинаем наше музыкальное путешествие в сказочную страну. Только у меня к вам, дети, есть одна просьба. Музыка - очень хрупкий предмет. Если зашуметь в то время, когда она звучит, все ее волшебство исчезнет. Поэтому давайте договоримся сразу, когда начнет звучать музыка, постарайтесь сидеть тихо-тихо, чтобы помочь самим себе услышать все то, о чем музыка станет нам рассказывать. Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном…

(К. Ибряев)

Ребята, какие русские народные сказки вы знаете? - Дети называют знакомые сказки, в том числе «Курочка-ряба».

1)Илиев «Курочка снесла яичко» исп. на ф-но Парыгина Ева.

По мотивам сказки «Репка» композитор сочинил детскую оперу.

2).Песня из детской оперы А. Заруба «Репка», исп. вок. ансамбль 2 кл

Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнется, встрепенется. К той сторонке обернется, И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»

3) Ходош « Золотой петушок»

Давайте вспомним, всеми любимую, сказку про Емелю. Вопрос детям- о чем эта сказка? - О том, как Емеля поймал в проруби щуку, а потом сжалился над ней и отпустил ее, а щука стала исполнять его желания. Какие волшебные слова говорил Емеля?- По щучьему веленью, по моему хотенью….ну- ка, печь, поезжай к царю. Пьеса, которая сейчас прозвучит, так и называется «Емеля на печке едет».

4)Коровицын «Емеля на печке едет», исп. А.Котова Еще одна знакомая вам сказка- про трех поросят, которые все время убегали от злого волка. Как их звали? - Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф- Ниф. Какую же песенку они все время напевали? –«Нам не страшен серый волк…» В исполнении фортепианного трио прозвучит для вас мелодия этой песенки. 5) Черчилл « Три поросенка» исп. фортепианное трио Ермолинская Л., Лобанова К.,Хомутинникова С. А сейчас мы с вами пойдем в волшебный лес, В нем всегда полно чудес. Вы на минутку закройте глаза, И начнутся сейчас чудеса!

И так, представьте себе красивый лес, а впереди небольшая полянка, где стоит избушка. Заглянем- ка в окошко и посмотрим, кто там живет? 6)Галынин «Медведь» исп. Лобанова К. ( Вспомнить сказку «Три медведя») . Идем дальше… Лес становится все гуще и гуще, о каком сказочном герое расскажет нам следующая музыка - добром или злом? Угадайте, кто это? 7) Торопова «Баба Яга» исп. на ф-но Ермолинская Л. Все жители сказочного мира, как и мы с вами, тесно связаны с природой. Хранителями входа в сказочный мир являются маленькие существа- эльфы (показать картинку). Лесные эльфы защищают лес; водные эльфы живут по берегам рек, озер и поддерживают водные миры; горные эльфы живут в пещерах высоко в горах и защищают стихию ветра и камня. Эльфы- стражники природы . Если они увидели, что вы пришли на природу с добрыми побуждениями, эльфы обязательно помогут вам научиться понимать, что чувствует дерево, трава, или река, или ветерок, нежно шелестящий листьями.

8)Остен «Маленький эльф» исп. на ф-но Согрина С. Вы знаете, дети, с природой можно разговаривать- с деревьями, цветами, речкой. Иногда природа плачет, плачут и маленькие Эльфы. Это происходит тогда, когда они видят, что люди загрязняют окружающую среду, выкидывают всякий мусор на землю. Иногда из-за этого дерево может погибнуть, а речка засохнуть. Нам бы очень хотелось, ребята, чтобы вы, как и маленькие эльфы понимали, любили и защищали нашу природу. Еще одни представители сказочного мира- гномы , маленькие скрюченные старички, они носят длинные бороды и высокие колпаки ( показать картинку). Живут гномы глубоко под землей и охраняют ее сокровища - драгоценные камни и металлы. Они искусные ремесленники, мастера-кузнецы, могут выковать волшебные предметы. Это добрый и трудолюбивый народ.

9)Роули «В стране гномов» исп. на ф-но Хомутинникова С. Давным- давно в древнем городе Новгороде жил добрый молодец по имени Садко- гусляр. Только гусли звонкие, да талант гусляра- певца достались ему в наследство от родителей. Слава о нем катилась по всему Великому Новгороду. Недаром звали Садко на пирах играть, гостей потешать. Всех купцов, бояр знатных завораживала его переливчатая музыка. (Гусли- древнейший муз. инструмент- показать картинку)

10)Кикта « Гусляр Садко», исп. на ф-но Истомин Р. Вы, наверное, поняли, ребята, что все, что происходит в сказке, можно легко передать в музыке. Всем нам поднимает настроение музыка хорошая всегда, Встречи с нею ждем мы с нетерпением, нам как воздух музыка нужна! В заключении нашего концерта прозвучит песня.

11) Песня из к/ф « Ох уж эта Настя» «Лесной олень», исп.Н.Локтева, партия ф-но Д.Винник.

Мы говорим спасибо всем артистам, музыкантам и певцам! Их волшебное искусство делает добрей сердца!

А вас, наши маленькие слушатели, мы благодарим за внимание и хотим пожелать вам быть добрыми, всегда бережно относиться к нашей природе и не переставать верить в чудеса, верить в сказку! До новых встреч!

Алла Машкина
Тематическая беседа-концерт для старшей группы «Ах, этот вальса звук прелестный»

Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас посетить тематическую беседу-концерт ! Эта форма занятия позволяет глубоко проработать и закрепить знания детей на какую-то определенную тему.

Тематическая беседа-концерт для старших дошкольников «Ах, этот вальса звук прелестный »

Цель : углубить представления детей о жанре -вальс .

Задачи :

Развивать музыкально-творческое воображение, желание и способность высказаться о музыке;

Учить различать средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения;

Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку;

Развивать умение передавать характер музыки в движениях.

Ход мероприятия

Я помню вальса звук прелестный :

Весенней ночью в поздний час

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс , прелестный , томный,

Да, то был дивный вальс .

Дорогие ребята! Сегодня у нас новая встреча в музыкальном салоне. Нашу встречу мы начали с чудесных слов русского романса.

О чем они были? Правильно, эти строки говорили о вальсе ? И сегодня нам предстоит удивительное путешествие в чудесный мир музыки вальса !

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях и в пышных дворцовых залах. Некоторые танцы так и остались в своей эпохе, а другие из них смогли дожить и до нашего времени. Одним из таких танцев, не утративших популярность и доныне, является ВАЛЬС .

А вы знаете, что обозначает слово вальс ? (Ответ детей.)

Правильно, в переводе с французского языка оно означает «кружиться» . Это плавный танец, слушая его, чувствуешь чередование трёх долей с мягким подчёркиванием первой : раз, два, три,раз, два, три. Сейчас я исполню вам «Маленький вальс » Н. Леви, а вы постараетесь услышать ритм вальса , его трехдольность.

(Педагог исполняет фрагмент вальса , а дети первое исполнение слушают, а при повторе прохлопывают ритм вальса .)

Сейчас в нашей музыкальной гостинной прозвучит еще один вальс . Этот вальс написал композитор Д. Кабалевский. Я предлагаю вам послушать его очень внимательно и подумать, сколько музыкальных частей в этом вальсе и чем они отличались друг от друга.

Исп-ю Вальс Д . Кабалевского.

Дети : в музыке 2 части, 1-я звучала в нижнем регистре, а 2-я в высоком.

(Педагог исполняет вальс , а дети первое исполнение слушают, а при повторе предложить детям показать регистры движением рук)

Вальс танцуют так , как подсказывает музыка, кружась быстро,стремительно или более медленно, плавно. Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. Со временем вальс стали танцевать на балах, и он превратился в бальный танец. (слайд)

Вальс – один из красивейших бальных танцев. В столице Австрии, Вене, ежегодно проводится рождественский бал, где под волшебную музыку И. Штрауса кружатся нарядные пары. (Показ слайдов, видеозапись танца, (слайды)

По характеру вальсы бывают разные – грустные, печальные, плавные, весёлые, задумчивые, праздничные, грациозные. По темпу – быстрые, медленные, спокойные, а бывают порывистые, стремительные.

Послушайте и скажите, какие чувства, настроения передаёт этот вальс ?

Исполняю вальс Т . Ломовой

Дети : нежный, спокойный, светлый задумчивый, песенный, взволованный,благородный.

Давайте послушаем этот вальс еще раз и представим где этот вальс могли танцевать .

К вальсам в своем творчестве обращалось много композиторов. Среди иностранных композиторов можно назвать Ф. Шопена, Ф Шуберта, и конечно надо назвать композитора, которого так и называют - «Королем Вальса »

И. Штраус написал великое множество красивейших разнохарактерных вальсов . Сейчас я предлагаю вам послушать небольшой фрагмент Вальса И . Штрауса. (Звучит фонограмма)

Но и нашими русскими композиторами написано немало замечательных вальсов . Это и вальсы П . Чайковского, М. И. Глинки, Г. Свиридова,А. Гречанинова, А. Грибоедова, С. Майкапара, Д. Шостаковича, Глиера и многих других.

И сейчас, в нашей муз. гостинной прозвучит один очень красивый вальс , к-рый написал русский композитор С. Майкапар. Слушаем…

Исп-ю Вальс Майкапара .

(Хар-р, сколько частей)

Вот и подошла к концу еще одна наша встреча с музыкой. Сегодня мы говорили о вальсе . Так что же это за танец, вальс ? Мы с вами прослушали произведения разных композиторов, разных стран, разных времен.

О Вальсе сказано не мало !

За два столетия подряд

На вечерах и карнавалах

Не потускнел его наряд!

Вальсов в мире очень много . Я уверена, что они непременно еще

встретятся в вашей жизни. Ведь вальс – это танец выпускников, а у вас скоро выпускной. Это танец жениха и невесты, а вы, наверняка, когда вырастите, станете девочки – невестами, а мальчики – женихами. И просто, вальс – это удивительно красивый танец. И сейчас я предлагаю вам представить себя на какое-то мгновение на красивом балу и закружиться в знакомом вам вальсе дружбы .

Дети исп-т Вальс дружбы .

Наша встреча подошла к концу. До свидания.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Тематическая беседа «Герои необъявленной войны» для старшего дошкольного возраста Тематическая беседа «Герои необъявленной войны» для детей старшего дошкольного возраста Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно.

Цель: Воспитание в детях уважения к ветеранам войны и труда,любви к Родине. Задачи: Организовать праздничную атмосферу "Дня Победы". Оборудование:.

Концерт «Для наших мам» для старшей и подготовительной группы Концерт «Для наших мам» в старшей, подготовительной группы. Звучат фанфары и торжественная музыка, под которую на сцене появляется ведущие.

Концерт ко Дню дошкольного работника для старшей и подготовительной группы День дошкольного работника. Концерт для старшей и подготовительной группы. Цель:Создание позитивного настроения, расширение представления.

Музыкальный досуг для подготовительной группы «Ах, этот дивный звук оркестра» Автор: Кузьмина Наталия Николаевна Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с №12 Музыкальный досуг для подготовительной группы «Ах, этот дивный.

Практические задания №1.
1.1 Выбрав одну из концепций детства, самостоятельно сформулируйте задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………3
1.2. Критерии оценки и самооценки: непротиворечивость идей концепции и выдвинутых задач; обоснованность постановки задач; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом………………………………………………………………………………………………….4
Практические задания №2.
2.1 Раскройте проблему целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.) …………………………………………………5
Практические задания №3.
3.1 Назовите ведущий вид музыкальной деятельности детей и его характерные особенности, проявляющиеся в различные возрастные периоды жизни дошкольников……………………………………………………………………………….5
3.2 Раскройте специфику видов музыкальной деятельности детей по сравнению с деятельностью взрослых музыкантов………………………………...……8
Практические задания № 4.
4.1 Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме? …………………………………………………………………………………..….10
4.2 Приведите примеры тематических бесед – концертов……………….11
Практические задания № 5.
5.1 Перечислите функции заведующего ДОО, старшего воспитателя,музыкального руководителя и воспитателя по ФГОС. В чем отличие и сходство с требованием ФГТ ………………………………………......17
Список использованных источников……………………………………...31

Практические задания №1
1.1 Одна из концепций детства
Блестящее отражение взгляды Д.И. Фельдштейна на природу детства находят в концепции педагога Ш.А. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особуюмиссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться,вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им.
Я говорю о том, что рождение любогоребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией» .
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитиеэмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
- Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности,
- Развивать общую музыкальность детей (сенсорныеспособности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений.
1.2. Критерии оценки и самооценки.
Компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Сам же профессионализм в решении проблеми задач педагогической деятельности определяется прежде всего субъектной позицией педагога и умением использовать свой образовательный, профессиональныи и жизненный опыт. Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:
- характеризует ценностное,...


Охарактеризуйте различные формы организации музыкальной деятельности детей. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме? Опишите особенности различных видов музыкальной деятельности в зависимости от организационных форм. Приведите примеры тематических бесед-концертов. Музыкальные занятия как основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Виды музыкальных занятий: индивидуальные, по подгруппам, фрон­тальные. Методика организации и прин­ципы проведения музыкальных занятий различных по содержанию: типо­вого, доминантного, тематического, музыкально-тематического, ком­плексного. Условия эффективности обучения детей на музыкальных занятиях Подготовка воспитателей к музыкальному занятию с использованием пособий, атрибутов и методических приемов. Роль музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии. Вопросы по теме: «Формы музыкального воспитания»



Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства.


Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей. Формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей


Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д. Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.


Музыка в повседневной жизни детского сада Она включает в себя использование музыки в быту (слушание аудиозаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и с пектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники.


Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консуль- тирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.


Педагог может сосредоточить внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, например, рассказать о старинных музыкальных стилях, жанрах, сопровождая беседу показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен.



За многие годы сложилось мнение, что именно праздник показатель работы музыкального руководителя, его творческий отчет перед коллективом дошкольного учреждения, родителями. Праздник должен приносить детям радость творчества, способствовать формированию эстетических чувств, основ художественной культуры.






Содержание занятий включает: обучение пению, слушанию музыки, ритмике, игре на детских инструментах. В содержание занятий входит новый и повторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушания и анализа, упражнение-композиция. Повторный материал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений.

О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФРАГМЕНТ

(вариант для печати в PDF-формате (296 кб))

Часть третья
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Глава IX.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

§ 1. Общая характеристика

1
Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.
К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье .
Занятия – основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.
Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, – вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи – развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.
Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.
Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Для того, чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) – наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.
Степень контрастности предлагаемых для сравнения произведений может быть различной. Задания усложняются в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т. д.).
На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.
Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствующий характеру музыки, сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», оригинальные движения и др.
Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.
На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах – чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.
Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей.
Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее. Есть дети способные, но стеснительные.
Вера ребенка в свои силы – необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него получится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положительного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях.
Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый – доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.
Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осознания им собственного «я», необходимого для продвижения вперед в развитии, в частности, музыкальном.
Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками (движения, игра на музыкальных инструментах). Это воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимание друг к другу.
Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д. Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.
Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах деятельности.
Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

2
Музыка в повседневной жизни детского сада – еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание аудиозаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники .
Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.
Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают.
Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии – активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.
В группе, под руководством воспитателя, дети могут упражняться в выполнении движений, играть в музыкальную сказку (при наличии фонограммы), меняясь ролями и запоминая каждую музыкальную характеристику. Дети по собственной инициативе музицируют самостоятельно – поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах. Участие педагога здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
Используются в повседневной жизни детского сада и различные виды музыкальных развлечений, которые проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателями. Они могут носить познавательный характер: беседы о музыкальных инструментах, концерты-угадайки, викторины, тематические концерты, беседы-концерты. Педагог может сосредоточить внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, например, рассказать о старинных музыкальных стилях, жанрах, сопровождая беседу показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен.
Музыку разных эпох можно сравнить на примере танцев, потанцевав их.
Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и др.), рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди), унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетховена, надолго запоминается детям.
Прекрасные темы для таких бесед-концертов – «Сказка в музыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба-Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. А. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки).
Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке.
Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).
Исполнительская и творческая деятельность на занятии тоже отличается от использования ее в повседневной жизни детского сада и в семье. Различны и методы руководства ею.
На занятиях под руководством педагога ребенок овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические навыки и умения, учится играть на музыкальных инструментах. С помощью этих видов исполнительства педагог стремится заинтересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.
В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок по-своему применяет то, что усвоил на занятиях.

3
Один из вопросов, определяющих направление работы с детьми, – содержание и форма проведения праздничных утренников в детском саду. За многие годы сложилось мнение, что именно праздник – показатель работы музыкального руководителя, его творческий отчет перед коллективом дошкольного учреждения, родителями. Такая точка зрения верна лишь отчасти. Праздник должен приносить детям радость творчества, способствовать формированию эстетических чувств, основ художественной культуры. На самом деле подготовка и проведение праздничных утренников в практике работы дошкольных учреждений занимает неоправданно большое количество времени и содержит в себе ряд негативных тенденций. Педагог готовит сценарий, который часто представляет собой концерт детей для родителей, требующий многократных повторений, что притупляет интерес к музыке. При этом требование высокого уровня художественности произведений (стихи, песни) соблюдается далеко не всегда.
Иногда детей наряжают в «звезд эстрады» и они «поют» под фонограмму, изображая взрослых артистов. Такая безвкусица, как ни парадоксально, нравится многим родителям и руководителям дошкольных учреждений, не обладающим достаточным уровнем музыкальной и общей культуры.
На таком празднике музыка не служит какой-либо воспитательной или образовательной цели, а является чисто развлекательной, примитивной.
Педагог, готовясь к празднику, часто ущемляет ребенка в возможностях музыкального развития, сокращает разделы занятия «слушание музыки», «музыкальное творчество», «игра на детских музыкальных инструментах», так как на них уже не остается времени, и натаскивает детей к очередному мероприятию – «шоу» для взрослых. Так как праздничных утренников довольно много, то вся работа музыкального руководителя зачастую сводится к их подготовке. При таком подходе праздничный утренник не включает в себя живого творчества детей, не приносит им радость, а утомляет.
На праздничных утренниках должны звучать произведения, любимые детьми, эмоционально привлекательные и непременно отвечающие требованиям художественности. Можно включать в сценарий праздника не только стихи, пение, танцы, но и свободные творческие импровизации, и слушание музыки, знакомой и не знакомой детям, чтобы они получали удовольствие от нее в праздничной обстановке.
Привлекательной для детей формой проведения праздничных утренников является музыкальная игра-сказка. Озвученная классической музыкой и включающая в себя творческие импровизации (ритмопластические, песенные, инструментальное творчество), а не заученные танцы, движения и т. п., музыкальная игра-сказка приносит детям радость как при ее разучивании (дети постепенно «проживают» все роли), так и при ее показе на празднике.
Именно творчество способствует развитию у детей интереса к музыке, воспитания у них основ вкуса. В музыкальной игре-сказке ребенок учится вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, выразительно играть свою роль, в которой совмещается слово, музыка, ритмопластика, вокальные импровизации. Рисование декораций, элементов костюмов также проводится под музыку, что очень нравится детям, имеет большое развивающее значение – способствует возникновению познавательных интересов, творческой эстетической активности. Создавая коллективные импровизации в играх-сказках, дети учатся общению друг с другом на фоне эмоционально захватывающей музыкально-эстетической деятельности, что сближает, облагораживает их.
Музыкальную сказку можно включить в любой праздничный утренник, не обязательно соответствующий по тематике. В начале утренника (вводная часть) педагог дает детям возможность прочувствовать идею праздника (песни, стихи). Но, чтобы не перегружать праздник, эта часть должна быть достаточно короткой. Отобранные фрагменты пьес, озвучивающие сказку, не должны быть длинными, чтобы действие ее было динамичным. Такие яркие впечатления запоминаются надолго. Дети продолжают играть в сказку и после показа ее на празднике родителям, меняются ролями, запоминают все музыкальные характеристики, имена композиторов-классиков. Такие праздничные утренники способствуют развитию музыкальной культуры не только детей, но и их педагогов (всего коллектива дошкольного учреждения!) и родителей.

4
Проведение праздничных утренников тесно связано с еще одной формой организации музыкальной деятельности детей – музыкальным воспитанием в семье , ведь родители всегда приходят на детские праздники, хотят видеть успехи своих детей. Если педагог способен увлекательно проводить утренники преимущественно на основе произведений музыкальной классики, делает это талантливо и интересно, многие родители переосмысливают, пересматривают свои собственные взгляды и вкусы. Видя, с каким увлечением, восторгом их дети импровизируют, слушая музыку, которую сами взрослые не привыкли считать для себя интересной, родители начинают интересоваться, кто написал то или иное произведение, как оно называется. В результате воспитание детей в семье обогащается звучанием произведений, которые дети слушают вместе с родителями. После праздников, включающих игры-сказки (на основе музыкальной классики), многие родители, видя силу воздействия музыки на детей и самих себя, просят руководителя дошкольного учреждения проводить их именно в этой форме.
После таких праздников очень интересно проходят совместные с родителями «музыкальные гостиные». На таких встречах могут звучать классические произведения о природе, времени года и др. Некоторые песни, музыкально-ритмические импровизации могут исполняться как детьми, так и взрослыми, или взрослыми вместе с детьми.
Музыкальный руководитель проводит индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, посвященные организации условий для музыкального воспитания детей в семье. Он советует, какие радио- и телепередачи можно посмотреть вместе с детьми, какие аудиозаписи полезно приобрести для ребенка и совместного слушания в семье, как развивать творческие проявления детей (ритмопластические, песенные, инструментальные импровизации), какие детские музыкальные инструменты желательно иметь и как помочь ребенку освоить их. Педагог разъясняет и пользу рисования под музыку, слушания «фоном» во время тихих игр.
Но самая главная тема для бесед – это качество музыкальных произведений, звучащих в семье. Педагог тактично пытается убедить родителей, что их отношение к музыке передается малышу: увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор, что музыкальная среда формирует его вкусы, воздействует на нервную систему.
Основная заповедь педагогики «Не навреди!», как и во врачебной практике, требует очень осторожного, уважительного, внимательного и терпеливого отношения к ребенку. Ведь взрослый своими оценками, своим отношением к звучащей в семье музыке, хочет он того или нет, формирует у детей представления о красоте. Увлечь детей можно только тем, чем увлечен сам взрослый.
Чтобы увлечь ребенка музыкой, сам педагог должен обладать достаточно высоким уровнем музыкальной культуры или стремиться к этому. Тогда он найдет и интересные формы работы с родителями, которые, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, могут оказывать огромное влияние на формирование основ музыкальной культуры своего ребенка.
Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга (см. схему 4). Чтобы разнообразить музыкальные впечатления детей, развивать их эмоции, мышление, воображение, способствовать общему личностному становлению, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Вопрос и задания
1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкальной деятельности детей.
2. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме?
3. Опишите особенности различных видов музыкальной деятельности в зависимости от организационных форм.
4. Приведите примеры тематических бесед-концертов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры