Городская проза 50 90 годов. Деревенская проза

Главная / Психология

РУССКАЯ ПРОЗА СЕРЕДИНЫ 50–Х ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 80–Х ГОДОВ

1. Периодизация.
2. Тема бюрократизма и проблема инакомыслия в романе В.Дудинцева «Не хлебом единым».
3. Трагический конфликт между идеалом и действительностью в повести П.Нилина «Жестокость».
4. Повести Б.Можаева «Живой» и В.Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека от земли.
5. Творчество В.Распутина: постановка острых проблем современности в повестях «Деньги для Марии» и «Последний срок».
6. Художественный мир рассказов В.Шукшина.
7. Проблема экологии природы и человеческой души в повествовании в рассказах В.Астафьева «Царь–рыба».
8. Беспощадность в изображении ужасов повседневной жизни в повести В.Астафьева «Печальный детектив».

Литература:
1. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М.:МГУ, 1998.
2. История советской литературы: Новый взгляд. М.,1990.
3. Емельянов Л. Василий Шукшин. Очерк творчества. Л., 1983.
4. Ланщиков А. Виктор Астафьев (Жизнь и творчество). М., 1992.
5. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
6. Панкеев И. Валентин Распутин. М., 1990.

Смерть Сталина и наступившая за ней либерализация сказались непосредственно и на литературной жизни общества.

Годы, начиная с 1953 и заканчивая 1964–м, именуют обычно периодом «оттепели» – по названию одноименной повести И.Эренбурга (1954). Этот период явился для писателей долгожданным глотком свободы, освобождения от догм, от диктата разрешенной полуправды. «Оттепель» имела свои этапы и продвижения вперед и возвратные движения, реставрацию старого, эпизоды частичного возвращения к «задержанной» классике (так в 1956 году вышло 9–титомное собр. соч. И.Бунина, стали печататься сборники крамольных Ахматовой, Цветаевой, Заболоцкого, Есенина, а в 1966 году был опубликован роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»). Вместе с тем в жизни общества все еще возможны были инциденты наподобие того, который произошел после публикации романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» и присуждения ему Нобелевской премии. Роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба» – даже в условиях «оттепели» – был все же конфискован в 1961 году, арестован до 1980 г.

Первый отрезок «оттепели» (1953–1954 гг.) связан прежде всего с освобождением от предписаний нормативной эстетики. В 1953 году в №12 журнала «Новый мир» появилась статья В.Померанцева «Об искренности в литературе», в которой автор указывал на весьма частое расхождение между лично увиденным писателем и тем, что ему же предписывалось изображать, что официально считалось правдой. Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары. И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К.Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии. Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В.Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.

Второй этап «оттепели» (1955–1960 гг.) – это уже не сфера теории, а серия художественных произведений, утверждавших право писателей видеть мир таким, каков он есть. Это и роман В.Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), и повесть П.Нилина «Жестокость»(1956), и очерки и повести В.Тендрякова «Ненастье» (1954), «Тугой узел» (1956) и др.

Третий и последний отрезок «оттепели» (1961–1963 гг.) – правомерно связан с романом в защиту пленных советских солдат «Пропавшие без вести» (1962) С.Злобина, ранними повестями и романами В.Аксенова, поэзией Е.Евтушенко и, безусловно, с первым достоверным описанием лагеря рассказом «Один день Ивана Денисовича» (1962) А.Солженицына.

Период с 1964 по 1985 гг. называют обычно огрублено и упрощенно «годами застоя». Но это явно несправедливо ни по отношению к нашей науке (наша страна была первой и в космосе, и в сфере многих наукоемких технологий), ни по отношению к литературному процессу. Масштабы свободы художников в эти годы были так велики, что 1/впервые после 20–х годов в литературе родились новые литературные направления «деревенской» прозы, «военной» прозы, «городской» или «интеллектуальной» прозы, расцвела авторская песня; 2/ появились специфические работы о русской религиозно–нравственной идее в искусстве «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) Вл.Солоухина; 3/была создана историческая романистика В.Пикуля (1928–1989), написаны глубокие историко–философские произведения Д.Балашова; 4/ возникла историко–революционная романистика А.Солженицына («Красное колесо»); 5/ произошел взлет научной фантастики, расцвет социальной антиутопии И.Ефремова и братьев Стругацких.

В 60–80–е годы в литературном процессе господствовали два течения: с одной стороны, патриотическое, национально ориентированное (у В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева, Н.Рубцова и др.) и, с другой стороны, типично «западническое», во многом индивидуалистическое, ориентированное на новейшую постмодернистскую философию и поэтику (Е.Евтушеенко, А.Вознесенский, И.Бродский, В.Войнович и др.). Одни писатели, например, В.Белов, видели в крестьянской избе ее соборно–семейную душу. Другие, например, В.Войнович, не менее активно, чем В.Белов, не принимая сталинизм, в то же время и в романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969), и в повести «Иванькиада» (1976) смотрели и на «русскую идею», и на деревенскую Русь крайне саркастически.

Социокультурная ситуация второй половины ХХ века (1950-1990-е годы): вступление цивилизации в стадию постиндустриального, посттоталитарного общества, новые технологии, освоение космического пространства, дальнейшее освоение природных недр. Осознание экологического и духовного кризиса современной цивилизации, стандартизация жизни, массовая культура, заменившая тоталитарную, потребительское отношение к жизни, исчезновение утопического сознания, разрушение веры в разум человека.

Особое внимание литературы привлекает философия П. Тейяра де Шардена, А. Швейцера, М. Хайдеггера (существование человека в бытие, связи с ним), теории французского постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Р. Барт, Ю. Кристева), развиваются концепции культуры-игры, культуры-спорта (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга).

Литература второй половины ХХ века характеризуется многообразием жанровых форм (малые и большие эпические произведения, психологическая драма, лирика и поэма), развитием традиционных стилей и направлений и появлением новых, соблюдением канонов и стремлением к новаторству.

Литература второй половины ХХ века подразделяется на периоды:

Литература конца 1950-60-х годов (период «оттепели»): направленность на освоение социальной действительности, эстетика «правды жизни», аналитизм вместо синтеза, индивидуальность вместо типичности. Реставрация социального оптимизма - утопическая идея нравственного совершенствования общества. Отчуждение общественного сознания от государственной идеологии и сохранение ценности социальных связей («человек группы» вместо человека класса). Диссидентское движение и андеграундная культура. Формирование различных литературных направлений: продолжение традиций реалистической литературы («производственный» роман, «деревенская» проза, психологическая поэзия), возрождение традиций (модернизм), зарождение русского постмодернизма. Отказ от принципа идеализации действительности, принципы аналитизма и критики реальности, изменение принципа историзма, установка на поликонфликтное восприятие мира. Возникновение новых литературно-художественных журналов: «Юность» (1955), «Дружба народов» (1955), «Наш современник» (1964), «Новый мир» под руководством А. Твардовского.

Литература 1970-80-х: поиск метафизических основ бытия и универсальных ценностей, сущности и смысла человеческого существования. Кризис рационализма, увлечение различными религиозными, эзотерическими учениями. Человек в природном бытии и человек в истории человечества и вечности. Обращение к поэтике мифа, к символизации, попытка дать целостную картину мира. Утрата веры в универсальные ценности, наступление массовой культуры, обилие информации, формирование фрагментарного сознания, игровое отношение к действительности. Альтернативная молодежная культура, литература андеграунда. Эклектичный характер культуры в связи с освоением «задержанной» и эмигрантской литературы в конце 1980-х годов.

Литература 1990-х: период социальных и общественных потрясений, распад Советского Союза. Кризис традиционных представлений о роли литературы и культуры. Игровая (эстетическая) фаза в истории современной литературы. Приоритеты постмодернистской культуры. Тотальный скептицизм в понимании человека. Синтез литературных течений, диалог между традицией и неоавангардом.

Учебная и справочная литература:

1. Ащеулова, И. В. Русская поэзия второй половины ХХ века: имена и мотивы: учебное пособие / И.В. Ащеулова. - Кемерово, 2007.

2. История русской литературы ХХ века (20 – 90-е годы). Литературный процесс: учебное пособие. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2006.

3. История русской литературы ХХ века: В 2-х ч. / Под ред. В. В. Агеносова.- М.: Дрофа, 2007.

4. Лейдерман, Н. Л. Липовецкий, М. Н. Современная русская литература: в 3-х книгах. Учебное пособие / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М., 2001. Кн. 1 - 1953-1968; кн. 2 - 1968-1986; кн. 3 - 1986-1990-е годы.

5. Мусатов, В. В. История русской литературы первой половины
ХХ века / В.В. Мусатов. - М., 2001.

6. Русская литература ХХ века: В 2 т.: учебное пособие / А. П. Кременцов и др. - М.: Academia, 2005.

7. Русские писатели 1800 – 1917. Биографический словарь: В 5-ти т. Т. 1. - М., 1989.

8. Русские писатели. Биобиблиографический словарь: В 2-х т. - М., 1990.

9. Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2-х ч. / Под ред. Н. Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1998.

Дополнительная учебная литература:

1. Бавин, С.П.Судьбы поэтов серебряного века. Библиографические очерки / С.П. Бавин, И. В. Семибратова. - М., 1993.

Печатается по решению Ученого совета филологического факультета ДГУ

Мунчаева русской литературы ХХ века (40-90-е годы).

Планы семинарских занятий

Занятие № 1

ПРОЗА 40-Х - НАЧАЛА 50-Х ГОДОВ

План

1.Жанровое многообразие прозы х годов.
а) публицистика (И. Эренбург, М. Шолохов, А. Платонов);
б) эпос (К. Симонов, А. Бек, Б. Горбатов, Э. Казакевич, В. Панова, В. Некрасов)
2.Стилевое своеобразие прозы 40-х-50-х гг.
а) тяготение к героико - романтическому изображению войны (Б. Горбатов, Э. Казакевич);
б)тяготение к изображению будней войны, рядовых участников войны
(К. Симонов, А. Бек, В. Панова, В. Некрасов);
6. Некрасова "В окопах Сталинграда"- программное произведение "психологического натурализма".
а) полемичность повести, особенности изображения войны, внимание к рядовому участнику войны, его психологии;

ЛИТЕРАТУРА

Герой и народ. М.: Современник, 1973.

Русская советская литература периода Великой Отечественной войны: метод и герой. М., 1975.

Журавлева периода Великой Отечественной войны. М., 1978.

История русской советской литературы. В 4 т.-Т.3. М.: Наука, 1968. Гл. "Литература периода Великой Отечественной войны". С. 5-89.

Липовецкий русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 28-31.


Дополнительная литература

Страницы подвига: очерк русской прозы гг. - М., 19История русской советской литературы: 40-80-е годы. М., Изд-во МГУ, 1983. С. 25-44.

Занятие №2.

ПОЭЗИЯ 40-Х - НАЧАЛА 50-Х ГОДОВ.

План

1. Развитие лирических жанров в 40-е и 50-е годы (А. Твардовский, М. Исаковский, К. Симонов)
2. Поэмы 40-х-50-х годов. Жанрово-композиционные и стилевые особенности (М. Алигер. "Зоя". П. Антокольский. "Сын".О. Берггольц "Февральский дневник").

3. "Василий Теркин" А. Твардовского - лиро-эпическая энциклопедия ВОВ. Особенности жанра, композиции поэмы. Роль образа лирического героя в структуре поэмы. Василий Теркин – тип русского национального характера. Принципы типизации.
4. "Дом у дороги" А. Твардовского - лирическая хроника войны. Особенности композиции. Условные образы, их смысловая насыщенность (дом, семья, дорога)

ЛИТЕРАТУРА

Абрамов и эпос Великой Отечественной войны. 2-е изд. М., 1974. гл. 2.

Александр Твардовский. М., 1958. Гл.3.

Рощин Твардовский. М., 1986.

Кондратович. Поэт и личность. М., 1978.

Македонов Твардовского. Смоленск, 1966.

Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 230.

Никитина военных лет. Саратов, 1958.

Александр Твардовский. 2-е изд. М., 1970., Гл. 3.

Занятие №3.

Л. ЛЕОНОВ. РОМАН "РУССКИЙ ЛЕС".

Задания

1. Подготовить доклады на темы:
а) Особенности творческой индивидуальности Л. Леонова (по одной из монографий о творчестве писателя);

б) Особенности конфликта в эпическом произведении. Конфликт, его развитие и разрешение в романе "Русский лес";
в) Образы - символы в романе "Русский лес";

План

1. "Русский лес" Л. Леонова и проза 1950-х годов.
2. Сюжет и композиция романа "Русский лес". Синхронность двух исторических сюжетов (Главы 2-4- общая завязка, глава 10- кульминация, главы 13-15 – развязка).
3. Образы - лейтмотивы романа "Русский лес".
4. Вихров и Грацианский - герои - антиподы . Философская подоплека их конфликта (Главы 3,7).
5. Молодое поколение в романе "Русский лес". Его нравственная, духовная эволюция.

1. Мастерство психологического портрета.

ЛИТЕРАТУРА

Ковалев Л. Леонова. М.-Л., 1962.

Леонова " Русский лес". М., 1958.

Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. Очерк. М., 1987.

Леонид Леонов. М., 1972. Гл. "Вихров и Грацианский".

Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 34-50.

Дополнительная литература

Леонид Леонов. М. 1986.

Занятие № 4

Б. ПАСТЕРНАК. РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО".

Задания

1.Подготовить письменное сообщение на тему "История создания и публикации романа "Доктор Живаго".
2.Жанровое своеобразие романа "Доктор Живаго". Традиции классики. Новаторство.

3. Проследить драму русской интеллигенции в событиях истории (на примере судеб Юрия Живаго, Антипова –Стрельникова, Ларисы). В чем новизна решения писателем проблемы интеллигенции и революции?
4. Особенности поэтики романа.

План

1. История создания и публикации романа "Доктор Живаго". Источники романа.

2. Жанр и композиция романа " "Доктор Живаго".

3. Судьбы русской интеллигенции и революции в романе "Доктор Живаго".

4. Живаго и Антипов- Стрельников - два полюса революции.

5. Образы женщин в романе "Доктор Живаго". Их соотношение с судьбой Юрия Живаго.

6. Особенности поэтики романа "Доктор Живаго".

ЛИТЕРАТУРА

Материалы к творческой истории романа "Доктор Живаго". // Новый мир. 1988. № 6. С. 205-248.

Дискуссия о романе "Доктор Живаго". //Вопросы литературы. 1988. №9.

Размышления над романом "Доктор Живаго". //Новый мир. 1988. №1.

Кондаков "Доктор Живаго" в свете традиций русской литературы.//Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1990. № 6. С. 527-539.

Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 51-74.

Дополнительная литература

Христианская тема в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск. 1994.

О творческой судьбе Бориса Пастернака.//Молодая гвардия. 1988. №2. С. 269-279.

Смерть и воскресение доктора Живаго.//Юность 1988. № 5.

К истории публикации "Доктора Живаго" за границей//Москва. 1988. № 10. с. 139-149.

Занятие №5

ДИЛОГИЯ В. ГРОССМАНА "ЖИЗНЬ И СУДЬБА"

1. Подготовить доклад на тему "История создания и публикации дилогии В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

2. Жанр и композиция дилогии "Жизнь и судьба"

3. Проблематика и образы.

4. Подготовить письменное сообщение на тему " Гроссмана "Жизнь и судьба" в оценке критики//Использовать дискуссионный материал в журнале "Литературное обозрение". 1989. № 6. С. 24-34.

План

1. Творческая история дилогии В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

2. Жанр и композиция дилогии В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

3. Концепция свободы в романе "Жизнь и судьба".

5. Государство и народ. Государство и личность в романе "Жизнь и судьба".

6. Женские образы в романе В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

7. Гроссмана "Жизнь и судьба" в оценке современной критики /выделить основные аспекты/.

ЛИТЕРАТУРА

Василий Гроссман. Жизнь. Судьба. Творчество. М.: Советский писатель. М., 1990.

Жизнь и судьба Василия Гроссмана. Анна Берзер. Прощание. М.: Книга. 1990.

Война и свобода// Крушение абстракции . –М.: Современник. 1989.-С. 159-182.

Дополнительная литература

Жизнь - это свобода.//В. Кардин. Легенды и факты. Литературная критика. Литературная полемика. М: Библиотека "Огонек". № 33. М.: Современник, 1989. С. 159-182.

Преодоление. "Жизнь и судьба" и его критики// Литературное обозрение. №С. 24-34.

Жизнь и судьба//Литературная газета. 1988. 2 марта . № 9. С. 2-3.

"Жизнь и судьба" В. Гроссмана//Наш современник. 1988. № 11.

О романе "Жизнь и судьба"// Новый мир. 1988. № 11.

Занятие № 6

ТРИЛОГИЯ К. СИМОНОВА "ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ"

1. Проследить развитие темы войны в прозе х годов (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Астафьев, А. Адамович, В. Кондратьев, В. Быков, В. Семин). Подготовить письменное сообщение.

2. Жанрово - стилевое многообразие военной прозы 60-80-х годов. Проблематика.

3. Место и роль трилогии К. Симонова в прозе о войне.

4. Оценка в критике трилогии К. Симонова

План

1. Доклад на тему "Проза о войне 60-80-х годов". Особенности жанра, проблематика.

2. Симонова "Живые и мертвые". Жанр. Композиция. Принцип отбора писателем исторического материала. (проследить по каждой из частей трилогии)

3. Проблематика (героическое и трагическое в трилогии)

4. Серпилин и Синцов - сквозные герои трилогии. Их эволюция. Оценка в критике этих героев.

ЛИТЕРАТУРА

Человек и война. М.: Сов. писатель, 1978. С. 126-137.

Обжигающая память. Тема великой Отечественной войны в советской литературе//Литературное обозрение. 1988. № 2.

Ради жизни на земле. М.: Сов. писатель, 1975. С. 437-450.

Метченко А. П., . Современная советская литература. М., МГУ, 1983. С. 83-105.

Военная проза К. Симонова. М., 1975.

Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 189-204.

Финк. М., 1979.

Фрадкина К. Симонова. М., 1973.

Дополнительная литература

Лейдерман художественная литература о великой Отечественной войне: Историко - литературный процесс и развитие жанров: . Пособие по спецкурсу. Часть 2. Свердловск, 1974.

Вишневская. М.: Сов. писатель, 1966.

Занятие № 7.

Ф. АБРАМОВ. ТЕТРАЛОГИЯ "ПРЯСЛИНЫ"

1. Проследить развитие темы деревни в прозе 60-80-х годов.

2. Жанровое и стилевое многообразие "деревенской" прозы 60-80-х годов.

3. Содержание и проблематика ("Матренин двор" А. Солженицына. Субстанция народного бытия . Проблема трагического, проблема гуманизма в повестях о коллективизации : С. Залыгин. "На Иртыше". "Кончина" В. Тендрякова, "Мужики и бабы" Б. Можаева, "Кануны" В. Белова.

4. Подготовить письменные сообщения на тему " Проблематика "деревенской" прозы 60-80-х годов".

5. Развитие деревенской темы в творчестве Ф. Абрамова.

План

1. Деревенская проза 60-80-х годов. Жанровое, стилевое многообразие, особенности проблематики.

2. История создания тетралогии Ф. Абрамова "Пряслины". Жанр, сюжет и композиция.

3. Острота и сложность конфликтов, открытых писателем в колхозной действительности военных, послевоенных лет и на современном этапе.

4. История семьи Пряслиных в контексте судьбы народной. Проблема народного характера, ее новаторское решение.

5. Герои своего времени - Минина, Лукашин, Подрезов. Трагическое в их судьбе.

ЛИТЕРАТУРА

Апухтина проза 1960- начала 70-х годов. М.: Высшая школа, 1984. С. 153-186.

Деревенская проза//Вопросы литературы. 1985. № 6.

Галимов. Творчество. Личность. М., 1989.

Федор Абрамов. Личность. Книги. Судьба.. М.: Сов. Россия, 1986.

Оклянский на Угоре.: О Федоре Абрамове и его книгах. М., 1990.

Федор Абрамов. Очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1987.

Жанровая эволюция деревенской прозы// Нравственно- философские искания современной советской литературы. Вып. 3. Л., 1986.

Минокин советская проза о колхозной деревне. М.: Просвещение, 1977.

Художественная правда и диалектика творчества. М. :Сов. писатель, 1974.

Ханбеков совести и долга.: Современник, 1989.

Занятие № 8

РОМАН Ю. ТРИФОНОВА "СТАРИК"

Задание

Подготовить письменное сообщение на тему: "Творческая биография Ю. Трифонова.

План

1. Особенности творческой индивидуальности Ю. Трифонова.

2. Роман "Старик". Жанр и композиция.

3. Сюжетные линии романа. Основные проблемы.

4. Связь романа "Старик" с московскими повестями.

ЛИТЕРАТУРА

Юрий Трифонов. Проза как инобытие поэзии//Мир прозы Ю. Трифонова. Екатеринбург, 2000.

Трифонова. М: Сов. писатель, 1984.

Оклянский /Портрет - воспоминание/ Сов. писатель, 1989.

Трифонова: Заметки о творчестве писателя//Новый мир. 1985. № 9. С. 2

Лейдерман русская литература. е годы. Т.2. М., 2003. с. 51-74.

Познать человека, познать время... О "Старике" Ю. Трифонова //Вопросы литературы. 1979. № 9. С. 26-52.

Дополнительная литература

Кого выбирает время. По страницам "городских" повестей Ю. Трифонова. //Семья и школа. 1988. № 7. С.

Семидесятник /О жизни и творчестве Ю. Трифонова.// Октябрь. 1984. № 9. с. 1

Читая Трифонова /о творчестве писателя// Звезда. 1990. № 7. с. 150-156.

Отцы и дети эпохи.//Вопросы литературы. 1987. № 11. С. 50-83.

Мы живем в потоке времени./ О жизни и творчестве писателя Ю. Трифонова//Дон. 1988. № 11. С. 123-130.

Занятие № 9.

А. СОЛЖЕНИЦЫН. РОМАН "В КРУГЕ ПЕРВОМ"

Подготовить письменное сообщение "Жизнь и творчество А. Солженицына" (использовать монографию "Александр Солженицын. Жизнь и творчество". М. 1994.

План

1. История создания романа "В круге первом". Три редакции романа.

2. Особенности сюжета. Хронотоп романа.

3. "Шарашка" и ее обитатели. Нержин, Рубин, Сологдин - выразители разных концепций исторического развития России.

4. Иннокентий Володин, его роль в композиции романа. Этапы духовной эволюции.

5. Образ Спиридона и связанная с ним тема трагической судьбы народа в тоталитарном государстве.

ЛИТЕРАТУРА

"Малая" проза А. Солженицына: "поэзия и правда"// Литературное обозрение. 1990. № 9.

Поиски жанра: А. Солженицын.//Вопросы литературы. 1990. № 6.

Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 2

: Личность. Творчество. Время. Екатеринбург, 1993.

Крушение партократии: От "Одного дня Ивана Денисовича" к "Архипелагу Гулаг"// Литературное обозрение. 1990. № 7.

Жизнь и творчество. М., 1994.

Занятие № 10.

СОВРЕМЕННАЯ ПОЭМА. ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ. ПРОБЛЕМАТИКА.

1. Проследить жанровую эволюцию поэмы 60-80-х годов. (В. Луговской, А. Вознесенский, А. Твардовский, Е. Евтушенко, Е. Исаев, А. Ахматова)

2. Подготовиться к работе с текстами поэм А. Ахматовой "Реквием", А. Твардовского "По праву памяти", А. Вознесенского " Ров", Е. Исаева "Убил охотник журавля".

План

1. Жанровое своеобразие поэм 60-80-х годов (В. Луговского "Середина века", А. Твардовского, "За далью даль", "По праву памяти", А. Вознесенского "Ров", Е. Исаева "Убил охотник журавля", А. Ахматовой "Реквием").

2. Лирический эпос А. Твардовского. "За далью даль" - лирическая эпопея о времени и себе. "По праву памяти"- поэма-цикл, отразившая трагические противоречия эпохи. История создания поэмы. Особенности стиля. документальная основа поэмы. Образ лирического героя, его эволюция.

3. А. Ахматова. Реквием. Лирико-философское постижение в поэме трагических противоречий времени. Историческое и биографическое в поэме. Особенности композиции. Проблематика.

ЛИТЕРАТУРА

Современная поэма//Роман - газета. 1989. С. 21-22.

Зайцев советская поэзия. е годы. М.:МГУ, 1984.

Жаков советская поэма. Минск, 1981.

Перспектива, 1989. Советская литература сегодня: Сб. статей. М: Сов. писатель, 1989. С. 251-288.

Плач и мужество. "Реквием" А. Ахматовой. М.:Библиотека "Огонек". №С. 39-47.

Драмы очищения. О последних поэмах А. Твардовского//Литературное обозрение. 1990. № 1.

Дополнительная литература

История русской советской поэзии (). Л.: Наука, 1984.

Коваленко как жанр литературы. М., 1982.

Червяченко в советской литературе. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1978.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по истории русской литературы ХХ века

(40-90-е годы)

1. Проза 1940-начала 50-х годов. Жанровое своеобразие.

2. Поэзия 40-начала 50-х годов. Лирика и эпос.

3. В. Некрасов. В окопах Сталинграда. Особенности изображения войны

4. Литературная ситуация х годов.

5. Проза о войне 50-70-х годов. Жанровое своеобразие, проблематика.

6. Симонова "Живые и мертвые". Жанр, проблематика.

7. Военный эпос В. Быкова. 70-80-х годов. Жанровая эволюция ("Знак беды", "Карьер", "В тумане".

8. Военный эпос М. Шолохова.

9. Гроссмана "Жизнь и судьба". Жанр, композиция, Проблематика.

10. Абрамова "Пряслины". Жанр, проблематика.

11. Проблема народного характера и своеобразие его решения в тетралогии Ф. Абрамова "Пряслины".

12. Лукашин, Подрезов, Минин - герои своего времени в тетралогии "Пряслины" Ф. Абрамова. Их трагедия.

13. Л. Леонов. Русский лес. Основные образы и проблемы.

14. Б. Пастернак. Доктор Живаго. Особенности жанра, поэтики романа.

16. Солженицына. Жанровое своеобразие.

17. Образы праведников в прозе А. Солженицына ("Матренин двор", Один день Ивана Денисовича").

18. А. Солженицын. В круге первом. Сюжет, композиция, проблематика.

19. Астафьева. Темы. Проблемы.

20. Личность и эпоха в прозе 50-80-х годов (Б. Пастернак, В. Гроссман, Л. Леонов).

21. Деревенская проза х годов. Темы, проблемы, характеры.

22. В. Белов. Кануны. Особенности изображения деревни.

23. Б. Можаев. "Мужики и бабы". Конфликты и характеры.

24. Лирический эпос Твардовского. Жанровая эволюция.

25. Литературная ситуация 90-х годов.

26. Человек и природа в прозе х годов.

27. Творческий путь Ю. Трифонова.

28. Ю. Трифонов. Роман "Старик". Жанр. Композиция.

29. Ю. Трифонов. Роман "Старик". Философская проблематика.

30. Поэзия 60-80-х годов. Стилевые течения.

31. Анна Ахматова. Поэмы 40-60- х годов.

32. Ю. Бондарев. Военная проза 50-60- х годов.

33. Бондарева х годов. Жанровая эволюция.

34. Распутина. Проблематика. Характеры.

Литература середины 1950-1990-х гг.

В обзоре литературы данного периода следует выделить 50-е годы (II пол.) - 60-е годы и 70-е - 90-е годы. Каждый из этих периодов литературы имеет свои особенности развития.

Литература «оттепели»

Конец 50-х - 60-е годы в жизни общества и литературы обозначены как период оттепели.

Смерть Сталина, прошедший после этого XX съезд партии, доклад Хрущева о культе личности Сталина привели к большим общественным переменам. Литературная жизнь этих лет отмечена чертами большого оживления и творческого подъема. Начал выходить целый ряд новых общественно-политических, литературно-художественных и литературно-критических журналов: "Москва", "Юность", "ВЛ", "Русская литература", "Дон", "Урал", "На подъеме", "Иностранная литература".

Проходят творческие дискуссии: о реализме, о современности, о гуманизме, о романтизме. Возрождается внимание к специфике искусства. Проходят дискуссии о самовыражении, о "тихой" лирике, о документе и вымысле в художественном творчестве. Большое значение в эти годы уделяется развитию критики: принято постановление (1971 г.) "О литературно-художественной критике". В литературе были восстановлены имена и книги писателей, незаслуженно забытых: И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева, П. Васильева, Б. Корнилова. В литературу возвращаются произведения таких писателей, как М. Булгаков ("Избранная проза", "Мастер и Маргарита"), А. Платонов (проза), М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак. 60-е годы историки литературы считают феноменом в истории русской литературы XX века.

Этот период явил миру целое созвездие имен талантливых прозаиков. Это прежде всего писатели, которые пришли в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. Расцвет творчества этих писателей приходится на 60-е годы. Особенностью литературного процесса этого периода является расцвет художественной публицистики (В. Овечкин, Е. Троепольский, Б. Можаев).

Процесс социально-культурного обновления уже в конце 1950-х годов шел крайне сложно и внутренне противоречиво. Наметилось отчетливое размежевание и даже противостояние двух сил. Наряду с явно положительными тенденциями, публикацией новых произведений, нередки были острые критические нападки и даже организованные кампании против ряда писателей и произведений, обозначивших новый этап общественно-литературного развития. (Повесть И. Оренбурга "Оттепель" и его мемуары "Люди, годы, жизнь", романы Б. Пастернака "Доктор Живаго", В. Дудинцева "Не хлебом единым" и др.)

Сюда же можно отнести грубые проработанные выступления Н.С. Хрущева по адресу некоторых деятелей искусства, молодых поэтов и прозаиков на встречах с творческой интеллигенцией в конце 1962-начале 1963 года. В 1962 Хрущев решил поставить под более жесткий контроль «разболтавшихся» писателей и художников, которые требовали большей свободы творчества. На встрече с деятелями культуры он подверг некоторых из них резкой критике. Посетив выставку новых произведений изобразительного искусства в Манеже в декабре 1962, Хрущев обнаружил там картины и скульптуры, выполненные в стиле абстракционизма, модном на Западе. Хрущев, который не разбирался в современном искусстве, был разгневан, решив, что художники издеваются над зрителями и зря проедают народные деньги. В своем осуждении он дошел до прямого оскорбления. В результате многим участникам выставки запретили выставляться, лишили заработка (ни одно издательство не принимало их работы даже в качестве иллюстраций). В среде интеллигенции такая реакция вызвала резкое недовольство, начали быстро распространяться критические мнения о нем самом и его политике, появилось множество анекдотов.

Были подвергнуты критическому разносу произведения художника Роберта Фолька, скульптора Эрнеста Неизвестного, поэта Андрея Вознесенского, кинорежиссера Марлена Хуциева. Ожесточенным нападкам подвергались произведения, опубликованные в "Новом мире" А. Твардовского вплоть до его вынужденного ухода из журнала в 1970 г. Это также травля Бориса Пастернака, судебный процесс над Иосифом Бродским, обвиненным в "тунеядстве" и сосланными на Север, "дело" Андрея Синявского и Юлия Даниеля, осужденных за их художественные произведения, опубликованные за границей, преследование А. Солженицына, В. Некрасова, Александра Галича.

Литература 70-90-х годов

Уже с середины 60-х годов "Оттепель" пошла на убыль. Период "оттепели" сменился в брежневские времена застоем (70-80-е годы). Период этот отмечен таким явлением, как диссидентство, в результате которого многие талантливые писатели ни были насильственно разлучены с Родиной и оказались в вынужденной эмиграции (А. Солженицын, В. Некрасов, Г. Владимов, Н Аксенов, И. Бродский).

С середины 1980-х годов, с приходом к власти М.С. Горбачёва, в условиях развернувшихся в стране бурных социально-политических перемен, получивших название "перестройки", под лозунгом "ускорения", "гласности", "демократизации" резко Изменилась ситуация в общественно-культурной жизни и в литературе, что привело к публикаторскому "взрыву", особенно в Секущей периодике. Журналы "Новый мир", "Знамя", "Юность" достигают невиданных тиражей. Печатается большое количество "задержанных" произведений.

В культурной жизни страны возникло явление, обозначенное термином "возвращенная литература". Отмечены новые подходы к переосмыслению многого в прошлом, включая и достижения советской "классики". Во 2-й половине 1980-х и в 1990-е годы в читательское, критическое и исследовательское восприятие, а также в школьные и вузовские программы и учебные пособия стали входить, изучаться, осмысляться как важнейшие составные части литературные процессы XX столетия, наиболее острые и общественно значимые произведения М. Булгакова и Андрея Платонова, В. Гроссмана и А. Солженицына, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака, ранее находившиеся под запретом.

Особое внимание было привлечено к творчеству писателей русского зарубежья - первой и последующей волн эмиграции: Ивана Бунина и Владимира Набокова, Владислава Ходасевича и Георгия Иванова и др. В литературу возвращаются имена Василия Аксенова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Сергея Довлатова, Владимира Максимова, Виктора Некрасова, Иосифа Бродского, Александра Галича.

Во второй половине 1980-х годов в творчестве видных писателей выделились некоторые проблемно-тематические пласты художественной и мемуарной литературы об историческом прошлом, прежде всего, относящемся к трагическим событиям и испытаниям эпохи (сталинские репрессии, раскулачивание и 1937 год, "лагерная тема"). В этом плане большой интерес представляли лирические произведения большой формы: поэмы-циклы А. Ахматовой ("Реквием"), А. Твардовского ("По праву-памяти") и др. Вслед за публикацией выдающихся произведений 20-30-х и 50-60-х гг., в которых осмыслялся сложный исторический опыт страны и народа (А. Платонова "Котлован", "Чевенгур", М. Булгакова "Дьяволиада" и "Собачье сердце", В. Гроссмана "Жизнь и судьба", "Все течет", А. Солженицына "В круге первом", "Раковый корпус", Ю. Домбровского "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей", В. Шаламова "Колымские рассказы") появились и другие, "задержанные" произведения 60-70-х годов ("Новое назначение" А. Бека, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина, "Дети Арбата" А. Рыбакова.)

Читательскую аудиторию в то время особенно волновал вопрос: будет ли создана исторически достоверная, подлинно философская литература об эпохе и ее людях во всей сложности и противоречивости их судеб и характеров. Литература этих, а также последующих лет развивалась очень сложно, в ней проявлялась линия не только реализма, но и неоавангардизма и постмодернизма.

Конец 80-х 90- е годы в развитии литературы критик Г. Белая охарактеризовала как "другая" проза. Ее представляют такие писатели как Л. Петрушевская, Т. Толстая, Венедикт Ерофеев, Валерия Нарбикова, Вячеслав Пьецух, Вл. Сорокин и др.

Их произведения полемичны по отношению к советской действительности. Художественное пространство писателей этой школы - общежитие, коммуналки, кухни, казармы, тюремные камеры. Их персонажи - маргиналы: бомжи, люмпены, воры, пьяницы, хулиганы, проститутки.

оттепель литературный перестройка писатель

В обзоре прозы следует остановиться на общих закономерностях ее развития. Попытки постижения противоречий социально-политического развития обозначены в таких произведениях II половины 50-х и начала 60-х годов, как "Оттепель" И. Эренбурга, "Не хлебом единым" В. Дудинцева, "Битва в пути" Г. Николаевой. В них акцентируется внимание на социальных, нравственно-психологических проблемах.

В произведениях, созданных в годы "оттепели", большое внимание привлекает не традиционное изображение схватки двух миров в революции и гражданской войне, а внутренние драмы революции, противоречия внутри революционного лагеря, столкновение разных нравственных позиций людей, вовлеченных в историческое действие. Такова основа конфликта в повести П. Нилина "Жестокость", в которой гуманистическая позиция молодого сотрудника угрозыска Веньки Малышева вступает в противоречие с бессмысленной жестокостью начальника угрозыска Узелкова. Сходный тип конфликта определяет и развитие сюжета в романе С. Залыгина "Соленая падь".

Моральные, интеллектуальные искания характерны для молодых прозаиков "оттепельных" лет: Г. Владимова, В. Войновича, А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Липатова, Ю. Семенова, В. Максимова. У истоков "молодой" прозы 1960-х годов, которую критика обозначила как "исповедальная", стоит имя В. Аксенова. Произведения этих писателей публиковались на страницах журнала "Юность".

Этих прозаиков привлекал герой, не соответствующий общепринятым канонам поведения... У него своя система ценностей. Ему свойственно ироническое отношение к окружающему миру. Сейчас только становится понятным, что за этой концепцией героя у многих автором стоял трагический семейный опыт (боль за судьбу репрессированных родителей, личная неустроенность, мытарства по жизни), а также высокая самооценка, уверенность, что вне полной свободы они не смогут реализовать свой творческий потенциал. Вопреки навязываемому соцреалистической эстетикой представлению о советском человеке как о цельной личности, живущей в полном ладу со своей прекрасной современностью, писатели эти привели в литературу молодого рефлектирующего героя. Это в основном вчерашние школьники, делающие первые шаги в жизни. Повесть А. Кузнецова "Продолжение легенды" начинается с признания героя о своей "незрелости", беспомощности. Причину разлада в душе героя "молодой" прозы критика видела в сломе в самосознании советского общества, который произошел в начале "оттепели", когда зашатались идеологические мифы, насаждавшиеся в течение сорока лет, и этот слом острее всего сказался на моральном самочувствии самого молодого поколения, что привело к кризису веры.

Исходный момент конфликта в "исповедальной" прозе -мир оказался не таким, каким его рисовали в школе и книжках. "Зачем было готовить нас к легкой жизни?" - упрекает своих учителей Толя, герой "Продолжения легенды".

Герои повести В. Аксенова "Коллеги" (1968) хотели бы жить взволнованно. Но их романтической установке противостоит грубая и некрасивая проза действительности, с которой сталкиваются "коллеги" сразу же после окончания мединститута. Саша Зеленин попадает в деревню, где врачуют по старинке, а Максимову вместо плавания по морям и океанам приходится заниматься рутинной санитарно-карантинной службой в порту. Оба сталкиваются со злом: Зеленин с бандитом Бугровым, а Максимов - с жуликом Ярчуком, которого выводит на чистую воду. Все герои "исповедальной" прозы проходят испытание соблазнами компромисса: пошлостью, цинизмом, приспособленчеством.

Основной конфликт, который получает развитие в этой прозе,- это конфликт отцов и детей.

В повести "Звездный билет" В. Аксенов представляет старшее поколение комично. Бунт "звездных мальчиков" - это протест против стандарта, отказ подчиняться старым нормам. Это защита права быть самим собой и самому распоряжаться своей судьбой. Следует отметить, что поиски этим поколением писателей своего места в жизни привело их впоследствии к трагическому исходу: почти все они оказались в эмиграции и не попали в первый ряд литературы.

Новое стилевое течение в прозе 60-х годов - это лирическая проза, которую представляют такие писатели, как К. Паустовский ("Повесть о жизни"), М. Пришвин ("В тумане"), В. Соломин ("Капля росы"), О. Бергольц ("Дневные звезды"). В произведениях этого жанра показано не столько внешнее движение, сколько раскрыт мир души лирического героя. Главное здесь не Сюжет», а чувства героев. "Капля росы", "Владимирские проселки" В. Солоухина и "Дневные звезды" О. Бергольц с момента появления воспринимались как образцы лирической прозы, где наряду с лирическим началом доминирует и эпическое. Повесть "Владимирские проселки" В. Солоухина - синтетический повествовательный жанр, в котором наряду с лирическим началом присутствуют элементы документа, очерка, исследования. Антимещанская, бытовая проза представлена произведениями Ю. Трифонова, Ю. Семина ("Семеро в одном доме"), В. Белова ("Воспитание по доктору Споку").

В "производственной" прозе наиболее значительными были романы "И это все о нем" В. Липатова и "Территория" О. Кунаева.

"Лагерная" проза представлена произведениями А. Солженицына ("Один день Ивана Денисовича"), В. Шаламова ("Колымские рассказы"), Г. Владимова ("Верный Руслан"). К этой прозе можно отнести и воспоминания бывших лагерников О. Волкова ("Во мгле"), Е. Гинзбург ("Крутой маршрут").

В прозе этих лет отмечено в целом углубление художественных конфликтов, стремление во всей полноте и сложности исследовать противоречия нашего развития. Наблюдается обогащение жанрово-композиционной и стилевой структуры произведений о войне, широкое использование условных форм изображения (В. Распутин, Ч. Айтматов), усложнение авторской позиции (романы Ю. Трифонова).

Перестройка (80-е годы) способствовавшая духовному обновлению общества, дала возможность многим писателям заговорить о неблагополучии у нас дел с воспитанием молодого поколения, вскрыть причины падения нравов в обществе. Об этом забили тревогу писатели В. Астафьев («Печальный детектив»), Ч. Айтматов («Плаха»), Ф. Абрамов («Дом»).

Вершинные достижения литературы 60-90-х гг. - это военная и деревенская проза.

Городская тема в русской литературе имеет давние традиции и связана с именами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, М. Булгакова и многих других известных писателей. Городская проза — это литература, в которой город в качестве условного фона, специфического историко-литературного колорита, существующих условий жизни занимает важнейшее место и определяет сюжет, тематику и проблематику произведения. Трагический переход от родовых уз к законам античных городов-полисов, городская средневековая литература, петербургско-московская традиция в русской литературе, западноевропейский городской роман — вот лишь некоторые вехи, обозначившие этапы «городского текста» в мировой литературе. Исследователи не могли пройти мимо данного факта: сложилось целое научное направление, анализирующее особенности изображения города в творчестве мастеров слова.

Только в 1970-1980-е годы XX в. произведения на эту тему стали объединяться под рубрикой «городская проза». Стоит напомнить, что в современной литературе определения типа «деревенская», «городская», «военная» не являются научными терминами, носят условный характер.

Они используются в критике и позволяют установить самую общую классификацию литературного процесса. Филологический анализ, который ставит целью изучение особенностей стилей и жанров, своеобразия психологизма, типов повествования, отличительных признаков в использовании художественного времени и пространства и, конечно же, языка прозы, предусматривает иную, более точную терминологию.

Причины возникновения «городской прозы»

Что стало причиной возникновения городской прозы в ее новом качестве? В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы: городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. Следует помнить, что в те годы роль литературы в общественном сознании была важнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей и вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых «лимитчиков», предоставляла писателям новые возможности для художественного исследования областей человеческого бытия.

«Городская проза»: примеры, представители

Первооткрывателем городской прозы стал Ю. Трифонов. Его повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) изображают каждодневную жизнь московской интеллигенции. У читателя складывается впечатление, что писатель сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни, но оно обманчиво. В его повестях действительно не происходит никаких крупных общественных событий, потрясений, душераздирающих трагедий. Однако нравственность человека проходит медные трубы именно здесь, на будничном семейном уровне. Оказывается, что выдержать такое испытание ничуть не легче, чем экстремальные ситуации. На пути к идеалу, о чем мечтают все герои Трифонова, возникают всевозможные мелочи жизни, загромождая дорогу и уводя путника в сторону. Они-то и устанавливают истинную ценность персонажей. Выразительны в этом плане названия повестей.

Психологический реализм Ю. Трифонова заставляет вспомнить рассказы и повести А. Чехова. Связь этих художников несомненна. Во всем своем богатстве, многогранности городская тема раскрывается в произведениях С. Довлатова, С. Каледина, М. Кураева, В. Маканина, Л. Петрушевской, Ю. Полякова, Вяч. Пьецуха и др.

Анализ творчества Трифонова

В повести «Обмен» инженер Дмитриев решил обменять жилплощадь, чтобы съехаться с больной матерью. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что мать он предал. Обмен произошел, прежде всего, в плане духовном — г ерой «обменял» порядочность на подлость. В «Предварительных итогах» исследуется распространенная психологическая ситуация, когда человек, неудовлетворенный прожитой жизнью, собирается подвести черту под прошлым и с завтрашнего дня начать все заново. Но у переводчика Геннадия Сергеевича предварительные итоги, как это часто бывает, становятся окончательными. Он сломлен, воля его парализована, бороться за себя, за свои идеалы он больше не может.

Не удается начать «другую жизнь» и Ольге Васильевне, героине одноименной повести, похоронившей мужа. В этих произведениях Трифонова особенно удачно использован прием несобственно-прямой речи, помогающий создать внутренний монолог персонажа, показать его духовные искания. Только через преодоление мелкой житейской суеты, «наивного» эгоизма во имя какой-то высокой цели может быть реализована мечта о другой жизни.

Тесно примыкает к этому циклу повестей и роман «Время и место» (1981) . Здесь двум главным действующим лицам — писателю Антипову и повествователю — удается прожить жизнь достойно, несмотря на то, что мрачное, трудное время способствовало скорее деградации личности.

Возникновение женской прозы: представители, примеры

Возникновение «городской прозы» предоставило наилучшие возможности для реализации творческих принципов «другой» прозы. В рамках городской темы обнаружил себя феномен женской прозы . Никогда еще не являлось читателю сразу столько талантливых писательниц. В 1990 г. вышел очередной сборник «Не помнящая зла», представивший творчество Т.Толстой, Л. Ванеевой, В. Нарбиковой, В.Токаревой, Н. Садур и др. Со временем к ним прибавляются все новые и новые имена, и женская проза выходит далеко за рамки городской темы. Издательство «Вагриус» с середины 1990-х годов осуществляет выпуск серии книг под общим названием «Женский почерк».

Городская проза, как и деревенская, принадлежит главным образом 1970- 1980-м годам.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры