К егэ по литературе. Литературные направления

Главная / Психология

Ирина Валентиновна - преподаватель, очень понятно объясняющий материал и неясные для ученика вопросы. Мы занимаемся подготовкой к ЕГЭ по литературе. Совместных занятий у нас пока что было немного. Для меня было важно заниматься с экспертом ЕГЭ по этому предмету, чтобы знать, за что отнимают,...

прибавляют баллы, какие существуют нюансы в заданиях, а также понимание самой структуры ЕГЭ по литературе. Всю эту информацию Ирина Валентиновна объясняет понятно и доступно. Сейчас я уже пишу маленькие сочинение из ЕГЭ, их структуру и нюансы преподаватель также объясняет. Ирина Валентиновна рассказывает о тонкостях написания ответов по тесту, который идёт перед сочинениями - данная информация также для меня полезна и понятна. Сейчас я довольна качеством занятий. Что также важно, преподаватель проверяет сочинения ЕГЭ по литературе по критериям, соответствующим официальным критериям от ФИПИ.

Оценка 5+

Дарина , Королев

2000

К Надежде Михайловне я пришла в начале одиннадцатого класса, когда поняла, что для поступления в один из самых престижных вузов нашей страны мне нужно набрать свыше 95 баллов по каждому предмету, а лучше даже поступить по олимпиаде. В 10 классе мне удавалось пройти на регион по литературе, но...

никаких мест не заняла, потому что не знала как готовиться и не была знакома с форматом. В этом году, благодаря Надежде Михайловне, я прошла на свой первый Всерос по литературе, стала победительницей Высшей пробы по филологии и получила право поступления вне конкурса (БВИ) в СПБГУ и НИУ ВШЭ. После олимпиад оставалось очень мало времени на подготовку к ЕГЭ по литературе, я очень сильно переживала. Но за 1,5 месяца Надежда Михайловна дала мне все необходимое, и я получила 97 баллов. Со 100 баллами по русскому и 98 по английскому для меня открылись двери лучших вузов страны. Поступила я на зарубежную компаративистику в РГГУ. Я очень благодарна Надежде Михайловне за все достижения этого года!

Оценка 5+

Лина , м. Люблино

Услуги заказа: Русская литература. ЕГЭ по литературе.

2500

Я занималась с Натальей Александровной подготовкой к ЕГЭ по литературе и написанию творческого задания ЕГЭ по русскому языку, учась в 10 классе за 2 года до сдачи экзамена. Преподаватель оказалась очень чутким и душевным человеком, что очень располагало во время занятий. Уроки позволили мне по...

новому взглянуть на, казалось бы, знакомыесо школы произведения, научиться сопоставлять тематику, характеры героев различных авторов. В основе занятий лежала подготовка к написанию сочинений и развернутых ответов, составляющих основу ЕГЭ по литературе. Впереди у меня еще год, не знаю, буду ли в итоге сдавать этот предмет, но знания и подход к изучению литературы, полученные при подготовке, точно останутся со мной надолго. Рекомендую Наталью Александровну для глубокого и неспешного погружения в этот прекрасный предмет.

Оценка 5+

Екатерина , м. Юго-Западная

Услуги заказа: Литература. ЕГЭ по литературе.

2500

Плюсы: Спасибо Александру Борисовичу за хорошую подготовку моего сына к ЕГЭ по литературе.Он прекрасный,глубоко знающий свой предмет преподаватель,разносторонне развитый человек,который сумел заинтересоаать моего сына литературой,дать ему все необходимые знания для сдачи экзамена. Описание:...

Советую данного преподавателя для подготовки к ЕГЭ по литературе.

Оценка 5

Татьяна , м. Перово

Услуги заказа: Литература. ЕГЭ по литературе.

2200

С Еленой Викторовной дочь начала заниматься в конце сентября 2017 г. с целью подготовки к ЕГЭ по литературе, так как этот предмет был необходим ей для поступления в ВУЗ. У дочери по литературе была твердая пятерка, но необходим был специалист для грамотного сопровождения и знакомства с предметом...

в формате ЕГЭ. Мы посмотрели презентацию преподавателя и для нас все стало понятно, мы уже больше никого не искали). Как показало общение с ней в течение учебного года, мы не ошиблись. Человек настолько влюблен в свою профессию, в литературу и русский язык, столько всего знает об этом, что не может не делиться этой любовью с учениками. Занятия проходили интересно и насыщенно, дочь с удовольствием делала домашние задания. В конце года взяли дополнительные часы по русскому языку (около четырех занятий). ЕГЭ по литературе дочь сдала на 94 балла, по русскому - на 98. После этого Елена Викторовна позанималась с дочерью около недели для сдачи творческого испытания в ВУЗе. Дочь поступила на бюджет журфака МГУ. Спасибо большое Елене Викторовне, светлому и позитивному человеку и прекрасному преподавателю за ее труд и знания!

Оценка 5+

Татьяна , м. Каховская, Севастопольская

Услуги заказа: Литература. ЕГЭ по литературе.

2300

Очень благодарна Марии Андреевне за её труд! Она занималась с моей дочерью подготовкой к ЕГЭ по литературе по скайпу. Начинать пришлось почти с нуля, т.к. дочь неожиданно решила сдавать литературу за год до ЕГЭ. Занимались несколько месяцев. Результат ЕГЭ по литературе 84. Мы очень довольны!

Оценка 5+

Светлана , м. Речной вокзал, Водный стадион

Услуги заказа: Литература. ЕГЭ по литературе.

1000

АБЗАЦ - отрывок текста от одной красной строки до другой.
АВТОБИОГРАФИЯ - произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
АВТОГРАФ - собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ - иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
АКМЕИЗМ - литературное течение в русской поэзии нач. XX в.
АКРОСТИХ - стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
АЛЬМАНАХ - сборник литературных произведений различного содержания.
АМФИБРАХИЙ - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
АНАПЕСТ - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
АННОТАЦИЯ - краткое пояснение к содержанию книги.
АНОНИМ - 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.
АНТИТЕЗА - оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
АНТОЛОГИЯ - сборник избранных произведений разных авторов.
АПОСТРОФА - оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
АРХИТЕКТОНИКА - построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
АФОРИЗМ - мысль, изложенная кратко и точно.
БАЛЛАДА - лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
БАСНЯ - небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.
БЕЛЛЕТРИСТИКА - художественные прозаические произведения.
БЕЛЫЕ СТИХИ - стихи, не имеющие рифмы.
БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) - качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
БУРИМЕ - стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
БУРЛЕСК - шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
БЫЛИНА - русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.
ВДОХНОВЕНИЕ - состояние озарения, творческого подъема.
ВЕРСИФИКАЦИЯ - система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.
ВИРШИ - стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ - силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ - произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
ВУЛЬГАРИЗМ - грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
ВЫМЫСЕЛ - плод воображения, фантазии писателя.
ГЕКЗАМЕТР - стихотворный размер в античном стихосложении, в русском - шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ - лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
ГИПЕРБОЛА - стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
ГРОТЕСК - изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
ДАКТИЛЬ - трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
ДЕКАДЕНТСТВО - одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.
ДЕТЕКТИВ - произведение приключенческой литературы.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - произведения разных жанров, предназначенные для детей.
ДИАЛОГ - разговор двух или нескольких персонажей.
ДИФИРАМБ - произведение восхваляющего характера.
ДОЛЬНИК - трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
ЖАНР - исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
ЖИТИЕ - в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.
ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
ЗАИМСТВОВАНИЕ - использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ - изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ - область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
ИДИЛЛИЯ - стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
ИМАЖИНИЗМ - литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.
ИМПРЕССИОНИЗМ - литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - создание произведений без предварительной
подготовки.ИНВЕКТИВА - резкое обличение.
ИНВЕРСИЯ - оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
ИНТРИГА - развитие действия в сложном сюжете произведения.
ИРОНИЯ - скрытая насмешка.
КАНТАТА - стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
КАНТИЛЕНА - небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
КАНЦОНА - стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
КАРИКАТУРА - шутливое или сатирическое изображение событий или
лиц.КЛАССИЦИЗМ - литературное направление (течение) XVII - нач. ХIХ вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.
КЛАУЗУЛА - заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
КОДА - заключительный, добавочный стих.
КОЛЛИЗИЯ - столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
КОММЕНТАРИЙ - истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
КОМПОЗИЦИЯ - структура художественного произведения.
КОНТЕКСТ - отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
КОНТРАСТ - резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
КОНФЛИКТ - столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
КОНЦОВКА - заключительная часть или эпилог литературного произведения.
КРИТИКА - сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
КРЫЛАТОЕ СЛОВО - меткое выражение, ставшее поговоркой.
КУЛЬМИНАЦИЯ - эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
ЛАКОНИЗМ - краткость в выражении мысли.
ЛЕГЕНДА - в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
ЛЕЙТМОТИВ - образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА - дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.
МАДРИГАЛ - лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.
МЕЛОДИКА СТИХА - интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
МЕТАФОРА - использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
МЕТОД - основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
МЕТОНИМИЯ - замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение.
МИНИАТЮРА - небольшое литературное произведение.
МИФ - древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
МОДЕРНИЗМ - направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
МОНОЛОГ - речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
МОНОРИТМ - стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
МОТИВ - В литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
МОТИВИРОВКА - зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.
НАЧАЛЬНАЯ РИФМА - созвучие, находящееся в начале стиха.
НЕОЛОГИЗМ - новое слово.
НОВАТОРСТВО - внесение новых идей, приемов.
ОБРАЗ - художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
ОБРАЩЕНИЕ - оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
ОДА - хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
ОКТАВА - строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних - смежной.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) - прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
ПАМФЛЕТ - публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
ПАРОДИЯ - жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
ПАСКВИЛЬ - произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
ПАСТОРАЛЬ - стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
ПАФОС - ведущий эмоциональный тон произведения.
ПЕЙЗАЖ - изображение природы в литературном произведении.
ПЕРЕНОС (енжамбеман) - перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
ПЕРИФРАЗ - замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
ПЕРСОНАЖ - действующее лицо литературного произведения.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
ПОГОВОРКА - краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
ПОРТРЕТ - изображение в художественном произведении внешности персонажа.
ПОСВЯЩЕНИЕ - надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.
ПОСЛАНИЕ - литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
ПОСЛЕСЛОВИЕ - дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
ПОУЧЕНИЕ - литературное произведение в форме речи познавательного характера.
ПОЭЗИЯ - художественное творчество в стихотворной форме.
ПРИБАУТКА - острое словцо или словосочетание.
ПРИТЧА - назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме
ПРОБЛЕМА - вопрос, который исследуется писателем в
произведении.ПРОБЛЕМАТИКА - перечень проблем, затронутых в произведении.
ПРОЗА - художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
ПРОЛОГ - вступление в литературное произведение.
ПРОТОТИП - реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
ПСЕВДОНИМ - вымышленное имя или фамилия писателя.
ПУБЛИЦИСТИКА - совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
ПУТЕШЕСТВИЕ - литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.
РАЗВЯЗКА - положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
РАЗМЕР СТИХА - число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
РАПСОД - странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
РЕДАКЦИЯ - один из вариантов текста произведения.
РЕМАРКА - пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
РЕПЛИКА - ответ одного персонажа на речь другого.
РЕФРЕН - повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
РИТМ - систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
РИФМА - совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
РОД ЛИТЕРАТУРЫ - деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
РОМАНС - небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
РОНДО - восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
РУБАИ - формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.
САРКАЗМ - язвительная насмешка.
САТИРА - художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) - стих, В котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
СИМВОЛИЗМ - литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
СКАЗ - способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
СКАЗАНИЕ (легенда) - художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
СЛОГ - звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
СОНЕТ - вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.
СРАВНЕНИЕ - определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
СТАНСЫ - малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
СТИЛИСТИКА - раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
СТИЛЬ - совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
СТИХ - мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная
речьСТИХОСЛОЖЕНИЕ - система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.
СТОПА - в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
СТРОФА - сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
СЮЖЕТ - основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - история создания художественного
произведения.ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - работа писателя над произведением.
ТЕМА - объект художественного отражения.
ТЕМАТИКА - совокупность тем произведения.
ТЕНДЕНЦИЯ - идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ - творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
ТИП - художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
ТРОП - оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.
УРБАНИЗМ - направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
УТОПИЯ - художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.
ФАБУЛА - расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.
ФЕЛЬЕТОН - тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.
ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ - необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.
ФОЛЬКЛОР - совокупность произведений устного народного поэтического творчества.
ХАРАКТЕР - художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
ХОРЕЙ - двухсложный стихотворный размер с ударением на первом
слоге.ХРОНИКА - повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.
ЦИКЛ - ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.
ЧАСТУШКА - небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.
ЭВФЕМИЗМ - замена в поэтической речи грубых выражений более
мягкими.ЭЗОПОВ ЯЗЫК - иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
ЭКЛОГА - небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
ЭКСПОЗИЦИЯ - вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
ЭКСПРОМТ - произведение, созданное быстро, без подготовки.
ЭЛЕГИЯ - стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
ЭПИГРАММА - короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
ЭПИГРАФ - короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
ЭПИЗОД - одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
ЭПИЛОГ - заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
ЭПИТЕТ - образное определение.
ЮМОРЕСКА - небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.
ЯМБ - двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.
КОМЕДИЯ - вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
МЕЛОДРАМА - вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
ОЧЕРК - самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ - самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
ПОВЕСТЬ - средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
ПОЭМА - вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
РАССКАЗ - малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
РОМАН - большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
ТРАГЕДИЯ - вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ЭПОПЕЯ - произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.
ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА - один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Конец формы

Минимальная Программа курсов подготовки к ЕГЭ по литературе рассчитана на 30 занятий.

Темы занятий соответствуют Кодификатору ЕГЭ по литературе.

Обратите внимание на объем того, что нужно прочитать и освоить. Начинайте готовиться заранее.

1. Требования к выполнению тестов ЕГЭ по литературе: структура, типы заданий, формы бланков. Пособия и учебники.

Общие понятия курса:
Художественная литература как искусство слова;
Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества;
Художественный образ. Художественное время и пространство;
Содержание и форма. Поэтика;
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Проверка знаний учащихся (первичный тест).

2. Основные понятия теории литературы.
Литературные роды: эпос, лирика, драма;
Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Сюжет. Композиция.
Антитеза.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Лирическое отступление.
Конфликт.
Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Сказ.

3. Основные понятия теории литературы.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.
Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).
Активизация знания текстов.

«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.

4. Классицизм в русской литературе XVIII века.
Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».

Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Принципы анализа стихотворения.

5. Русская драма эпохи классицизма.
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Принципы анализа фрагментов эпического / драматического текста.

6. Литературные направления и методы в русской литературе первой половины XIX в.
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Черты классицизма, романтизма и реализма в пьесе.
Соотношение композиции и сюжета. Углубление понятий "герой", "главный герой", "система персонажей".

7. Анализ фрагментов текста комедии Грибоедова «Горе от ума».
Понятие «Литературная критика».
Статья Гончарова «Мильон терзаний». Задания С1-С2.

8. Контрольная работа №1.
Основные понятия теории литературы.
Древнерусская литература.
Литература эпохи классицизма.

9. Романтизм.
Лирика В. А. Жуковского.
Элегия «Море», баллада «Светлана».
Средства художественной выразительности.
Образы и образное мышление как основа литературного творчества.
Романтизм и реализм.
Стихотворения А. С. Пушкина. «Деревня», «Узник», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Погасло дневное светило...», «Поэт», «Песнь о вещем Олеге», «К морю».

10. Стихотворения А. С. Пушкина:
«Няне», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «..Вновь я посетил…».
Поэма «Медный всадник».

11. Художественные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Автор и его герои.
Внесюжетные элементы в романе «Евгений Онегин»: письма героев, сон Татьяны, лирические отступления.
Статья Белинского.

12. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Обобщение понятия «эпические жанры».
Поэзия М. Ю. Лермонтова. «Песня … про купца Калашникова».

13. Поэзия М. Ю. Лермонтова.
Стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Поэма «Мцыри».

14. Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Система образов в романе.
Понятие «психологизм».
Роль портрета и пейзажа.

15. Н. В. Гоголь.
Поэма «Мертвые души» – особенности жанра и композиции.
Проблема героя. Эпическое начало и система образов в поэме Гоголя.

16. Н. В. Гоголь.
Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».

17. Контрольная работа №2.
Литература 1-й половины XIX в.

18. А. Н. Островский.
Драма «Гроза». Особенности жанра драмы.
Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Статья Писарева «Мотивы русской драмы».

19. Лирика А. А. Фета:
«Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

Лирика Ф. И. Тютчева:
«Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б. « («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

20. Стихотворения Н. А. Некрасова:
«Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.

21. Жанровые разновидности русского романа:
Роман-диспут И. С. Тургенева «Отцы и дети».
«Календарный» роман И.А. Гончарова «Обломов».

22. М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города» (обзорное изучение).

Н. С. Лесков.
«Левша». «Несмертельный Голован».

23. Ф. М. Достоевский
«Преступление и наказание».
Тематика и проблематика романа. Психологизм Достоевского.
Христианская символика в романе.
Система художественных образов романа: «двойники» героя, роль «снов».

24. Л. Н. Толстой
«Война и мир». Роман-эпопея.
Авторский замысел, тема и идея, проблематика, композиционное строение, система художественных образов романа. Философско-религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.25. Контрольная работа № 3. Литература 2-й половины XIX в.

26. Понятие «модернизм».
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
А. П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
А. М. Горький «Старуха Изергиль».

27. Комедия А. П. Чехова «Вишневый сад» и драма А. М. Горького «На дне».
Серебряный век русской литературы.
Активизация знаний о литературных размерах. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

28. Основные поэтические течения серебряного века.

А. А. Блок.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

О. Э. Мандельштам.
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А. А. Ахматова.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

В. В. Маяковский.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

Б. Л. Пастернак.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

С. А. Есенин.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!. «, «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М. И. Цветаева.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

29. Проза XX века.

М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ-эпопея «Судьба человека».

М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

А. П. Платонов. Рассказ «Юшка».

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

30. Тема войны у А. Т. Твардовского.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Обзор литературы второй половины ХХ века (краткие сведения).

Проза второй половины XX века (обзорно).
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.

Поэзия второй половины XX века (обзорно).
Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский.

Драматургия второй половины ХХ века (обзорно).
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.

31. Контрольная работа № 4. Литература XX в.

32. Итоговое занятие: вопросы и ответы, уточнение недопонятого, финальное тестирование.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

В настоящее время ЕГЭ по литературе не вошло в перечень обязательных испытаний по окончании школы. Однако результаты по данному госэкзамену необходимы для того, чтобы поступить на различные специальности российских высших учебных заведений. Это может быть филология или журналистика, телевидение, а также вокальное и актерское искусство. Наша статья подробно расскажет вам, что нужно знать, чтобы сдать литературу (ЕГЭ).

Особенности экзамена

В 2017 году активно ходили слухи о том, что структура выпускного испытания по литературе будет значительно преобразована. Но в сентябре этого же года стало известно, что данное тестирование претерпело минимальное количество изменений. Тем не менее в одном из своих интервью министр образования Ольга Васильева заявила, что на следующий год вступит в силу другая, уже более перспективная модель госэкзамена, которую разработали ведущие специалисты института педагогических измерений. Таким образом, из КИМов были исключены тестовые задания. Теперь по литературе? Давайте разбираться вместе.

Зачем убрали тесты?

На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.

Кроме того, стало известно, что на экзамене по литературе выпускники больше не увидят вопросов и заданий открытого характера, где они должны дать ответ в виде одного слова или последовательности из цифр. Таким образом, выпускники теряют возможность набрать баллы за знание литературоведческих терминов. Поэтому троечники не смогут отделаться «малой кровью», сдав одну часть экзамена. В 2018 году от выпускников ждут демонстрации умения красиво и четко излагать собственные мысли.

Требования на испытании. Сочинения

Известно, что на экзамене по литературе необходимо написать несколько сочинений. Разработчики контрольно-измерительных материалов увеличили минимальный объем «главного» сочинения. В предыдущие годы этот объём составлял минимум 200 слов, но уже в 2018-м выпускник будет обязан составить текст на 50 слов больше, чем в предыдущие годы.

Специалисты института конкретизировали требования к мини-сочинениям на следующий год. Их объем должен составлять минимум 50 слов. Такое требование с 2018-го относится не только к вопросу об анализе текста, но и к сопоставительным заданиям. У будущих выпускников возникает естественный вопрос: «Что нужно, чтобы сдать литературу (ЕГЭ)?» Поэтому мы с вами плавно переходим к рекомендациям.

Как сдать ЕГЭ по литературе?

Для того чтобы на тестировании получить максимально во-первых, необходимо прочитать всю литературу, которая требуется для сдачи экзамена. Учтите, что на чтение вам понадобится много времени и сил. А какую литературу нужно прочитать, чтобы сдать ЕГЭ, мы расскажем чуть позже.

Во-вторых, в книжных магазинах в продаже есть огромное количество пособий, которые гарантируют сдачу ЕГЭ без особых знаний и усилий. Вы можете приобрести все эти сборники, но по факту реального успеха ждать не стоит. Однако если вы будете решать задания в этих книгах, то на экзамене вам будет гораздо легче отвечать на вопросы.

В-третьих, бытует мнение, что заинтересованный и грамотный преподаватель в силах научить своего подопечного всему необходимому для того, чтобы сдать экзамен. Заранее задавшись вопросом о том, как сдать ЕГЭ по литературе, ученики нанимают репетиторов.

В-четвертых, среди школьников и студентов существует огромное количество ритуалов и примет, которые якобы помогают сдавать экзамены. На деле ничего общего с реальным миром у этих обрядов нет. Но, совершая их, возможно, вы будете себя чувствовать на экзамене уверенней.

Опыт выпускников

Представляем вашему вниманию опыт студентов филологического факультета, которые дают рекомендации и объясняют, как сдать ЕГЭ по литературе. Как правило, 1 сентября одиннадцатиклассники отправляются в книжный магазин и покупают огромное количество сборников по данному предмету. Нынешние студенты советуют покупать сборники прошлых лет, так как структура контрольно-измерительных материалов фактически не меняется, а их цена намного меньше. Многие выполняют задания с такой частотой, как некоторые разгадывают сканворды. Есть школьники, у которых отсутствует теоретическая база, необходимая для написания сочинений. Но они составляют планы, куда выписывают тезисы. Со временем это входит в привычку, которую человек использует сегодня, обучаясь в институте.

Отметим, что во многих университетах часто идет набор на курсы подготовки к ЕГЭ по различным предметам. Многие советуют посещать эти занятия. Как правило, нужно раз в неделю ходить на лекции, которые длятся примерно два часа. Работы перед экзаменом много: нужно постоянно писать и читать, чтобы прийти на занятия уже подготовленным. Кроме того, нередко приходят на помощь школьные учителя по литературе. С выпускниками педагоги делятся теоретическими материалами, а также опытом специалистов, которые проверяют экзаменационные работы. Таким образом, многие ученики сдают экзамен на сто баллов.

Несколько слов о списке художественной литературы

Как уже было сказано выше, список литературы, чтобы сдать ЕГЭ по литературе, немаленький. Опубликовывать этот список бессмысленно, так как он есть в каждом сборнике для сдачи экзамена. В любом случае вам необходимо знать древнерусскую литературу, а также тексты, написанные в XVIII, XIX и ХХ веках. Необходимо знать и понимать школьные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Фета, Некрасова, Тургенева, Толстого, Достоевского, Островского, Тютчева, Чехова, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Горького, Есенина, Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Блока, Шолохова, Булгакова, Твардовского, Солженицына и других писателей, тексты которых входят в список художественной литературы, изучаемой на уроках с 5 по 11 класс.

Выводы

В начале этой статьи прозвучал вопрос о сложности сдачи экзамена. Ответить на него непросто, так как понятие сложности относительное. Для одних ребят тяжело писать сочинения, для других затруднительно анализировать художественный текст. В любом случае экзамен - это испытание, к которому нужно добросовестно готовиться, чтобы получить желаемый результат.

Благодаря нашей статье теперь вы знаете, как сдать ЕГЭ по литературе и что нужно делать, чтобы получить хороший результат. Помните, что педагоги, проверяющие сочинения, ждут от выпускников осознанного понимания проблемы и четкого видения позиции автора. Также аттестуемый должен ориентироваться в жанрах и литературоведческих терминах. Желаем успехов!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры