Конспект логопедического занятия в старшей группе для закрепления умения классифицировать инструменты по видам: садовые, музыкальные, плотницкие. «Страна Гномия»

Главная / Психология

Низамова Лейсан Мадехатовна,

воспитатель

МБДОУ ДС КВ "Журавушка"

г. Новый Уренгой

Интеграция образовательных областей:

«познание»

«коммуникация»

«чтение художественной литературы»

«здоровье»

«социализация»

Виды деятельности:

Коммуникативная

Двигательная

Восприятие художественной литературы

Материал и оборудование: Предметные и сюжетные картинки, конверты с разрезными картинками с изображением людей с разными профессиями, магнитная доска, презентация «Профессии», карточки с изображениями людей с разными профессиями, карточки с изображением разных инструментов.

Программные задачи:

Образовательные

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

Упражнять в составлении описательных рассказов

Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда.

Развивающие

Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом

Развивать умение слушать и слышать вопрос; умение обобщать; логическое мышление; интерес детей в процессе совместной деятельности; зрительное внимание и восприятие.

Воспитательные

Воспитывать интерес к занятиям, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду

Ход деятельности:

В. : Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. А к нам сегодня пришел гость. Угадайте загадку, и узнаете кто же это.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.(Незнайка)

Дети: Незнайка

В.: Правильно.

Входит под музыку Незнайка, в руках сундук средних размеров.

Незнайка : Добрый день! (Вытирает рукавом лоб) Устал, нашел на луне вот этот сундук. Открыл, посмотрел содержимое. А там, какие то конверты, ничего не понял?! Я - то думал, что нашел сокровища. Решил вот принести вам. Может поможете?

В.: ну что ж, поможем, ребята?

Дети: да, да!!!

Незнайка достает первый конверт и протягивает воспитателю.

В.: «Отгадайте загадки».

В.: ребята для этого нам нужно пройти к экрану. Я прочитаю вам загадку, если вы ответите верно, то на экране появится картинка.

Интерактивная презентация. скачать профессии.pptx (275.26 КБ)

Показ презентации «Профессии в загадках»

Незнайка: молодцы, ребята!

В.: А давайте поиграем.

Дети и Незнайка: Мы согласны.

Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?»
(на ковре лежат указка, жезл, книга, половник, руль, скрипка, кисточка, ведро, метла, стетоскоп)
Дети под музыку двигаются по кругу. Музыка останавливается - дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.

Незнайка: У меня есть еще конверт. (отдает воспитателю)

В.: Игра «Собери картинку»

Для этой игры вам нужно встать парами. Каждой паре мы с Незнайкой раздадим разрезные картинки, а вы попробуйте их собрать.

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Свойства древесины Воспитатель: Устинова И.А. Программное содержание: - Познакомить детей со свойствами древесины (не тонет, горит, поддается обработке, покраске). Расширить знания детей о деревьях, которые растут в нашем регионе. Закрепить символы республики Коми (герб, флаг). Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закрепить умение работать с оборудованием, закрепить при этом необходимые меры безопасности. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также осваивать собственное мнение, доказывать собственную правоту, прививать бережное отношение к древесине. - Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия: экспонаты, рубанок, ножовка, стругать, обрабатывать, береста. Демонстрационный материал: карточки со свойствами древесины, деревянные и берестяные изделия, мультимедийный проектор, рубанок, тиски, ножовка, деревянный брусок, диск с песней про березу. Раздаточный материал: баночки с водой, скрепки, магнитики, деревянные брусочки, опилки, клей, кисточки, краски, салфетки. Предварительная работа: Экскурсия в рябиновый сквер, посещение леса с родителями, просмотр фильма « Природа родного края», рассматривание фотографий с видами усинской природы, посещение выставки в « Вортасе», выучить стихотворение « Белая береза». Ход занятия: - Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу вас пригласить в музей деревянных изделий. Давайте вспомним правила поведения в музее. (громко не разговаривать и не трогать экспонаты руками). А вы знаете, что такое экспонаты? -Экспонаты – это те предметы, которые находятся в музее. -Проходите, пожалуйста, и встаньте полукругом возле этих (показ) экспонатов. Как вы думаете, из какого материала сделаны эти предметы? Все эти предметы сделаны руками человека разным способом. Эти ложки сделаны способом долбления, зайчики способом выпиливания. А как вы думаете, кто так красиво разукрасил эти изделия? Правильно, изделия украшают художники. Скажите, пожалуйста, что еще можно сделать из дерева? (дома, мебель, игрушки) Игрушки, которые сделаны из природных материалов, - без сомнения, самые полезные - Проходите, пожалуйста, к этим экспонатам. Как вы думаете, из чего они сделаны? (из бересты). Береста- это верхний слой березовой коры. Это удивительно пластичный и теплый материал, потрогайте, пожалуйста. (дети передают друг другу кусочек бересты) Попробуйте ее согнуть, получается с трудом. Береста имеет несколько слоев. Сейчас я покажу, как можно разделить бересту(показ). А теперь потрогайте бересту, какой она стала? (мягкой, пластичной). Да, из такой бересты можно делать разнообразные поделки. Изделия из бересты поистине уникальны в собственном роде, их красота и экологичность заслуживают восхищения. К примеру, хлебница из бересты испокон веков позволяла сохранять любые хлебобулочные изделия в свежем виде на протяжении по-настоящему длительного времени. Также туес или же корзина из бересты – поистине замечательного бактерицидного материала даёт возможность сохранять любые съестные припасы на довольно продолжительный период: в жару лежащие в них продукты не портились, а в холода не замерзали. Как правило, туеса из бересты раньше широко применялись для хранения разнообразных жидких веществ – масла, сметаны, молока и других, при этом швы изделий постоянно были превосходно заделанными умелыми мастерами, за счёт чего совершенно не пропускали воду. Сейчас из бересты делают хлебницы, шкатулки, картины, украшения и много других интересных и полезных вещей. Мастера, изготовляя изделия из бересты, используют различные технологии обработки: плетение, сшивание, склеивание. -А сейчас проходите на стульчики. Скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем? Какой символ Коми республики вы видите на экране? Чем богата наша республика? (леса, реки, нефть, газ, уголь) Что мы можем увидеть в лесу?(деревья, ягоды, грибы, цветы) А сейчас послушайте загадку: Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. Что это? (Берёза) (слайд 1) Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Ребята, а где можно встретить, увидеть березку (в лесу, на поляне, около дома и т.д.). Как называется лес где растут одни березы (березовая роща) Слайд№ 2 Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы, пели песни. Слайд № 3. Какие песни про березу вы знаете? - Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас.. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны) . Зимой – на веточках лежит белый снег. Слайд№4 Весной – на ветках клейкие, нежные листочки. слайд№4 Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой. слайд№4 Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад) . слайд№4 Посмотрите, ребята, картину художника, с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом нашей родины. Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. (Слайд№5) Сережки березы служат кормом для птиц. (Слайд№ 6) Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ. (слайд№7) - Ребята, мы сегодня смотрели интересные слайды, провели небольшую беседу. Как вы думаете, какая же тема нашего занятия? Правильно, тема нашего занятия « Свойства березы». Игра «Вырасти дерево» (Сложить картинки последовательности прорастания дерева (дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки) -А сейчас хочу вас пригласить в свою мастерскую. Но чтоб попасть туда вам надо предъявить пропуск. А пропуском будет название дерева или кустарника, которое растет в нашей республике. Я буду главным мастером, а вы будете моими помощниками. Оденьте фартуки, предъявите пропуск, занимайте рабочие места. - Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. У вас на столах стоят стаканы с водой, опустите туда скрепку, пуговицу, магнитик. Что с ними стало? (они утонули). А теперь берите деревянный кирпичик и отпустите в воду. Что стало с кирпичиком? (кирпичик плавает). Первое свойство дерева мы выявили. Оно не тонет. Какую схему мы к нему подберем? - У меня в руках лучина из дерева. Попробуем поджечь ее. Что происходит с лучиной? (она горит). Мы выяснили второе свойство- дерево горит. А теперь подберем к этому свойству схему. (игра « Хорошо- плохо»). -Подвиньте к себе тарелочки. Возьмите поролон и попробуйте его согнуть, помять. Получилось? А теперь берите деревянный кирпичик и попробуйте его согнуть, сломать. Получилось? (нет) А почему? (дерево плотный материал). Что можно сделать из дерева? (дома, игрушки, посуду, мебель). Выбираем карточку к этому свойству. - Давайте рассмотрим этот деревянный брусочек. Как вы думаете можно его раскрасить? В какой бы цвет вы хотели его покрасить? (раскрашиваем и выбираем подходящую карточку со свойством) Нам предстоит провести еще один опыт. Возьмите точилку и попробуйте поточить карандаш. Получилось? (выбираем карточку с подходящим свойством). Посмотрите на этот брусочек дерева (даю детям потрогать). Он гладкий? А что надо сделать, чтобы он стал гладким? (выстругать). Для этого я беру рубанок и буду стругать. А теперь попробуйте, потрогайте брусочек. Дерево стало гладким. Выбираем подходящую карточку со свойством дерева. Мне надо два деревянных брусочка, но у меня один, что надо сделать? (распилить). А каким инструментом мы будем пилить? (ножовкой, сама распиливаю). Посмотрите, что же осталось после распиловки? (опилки). И сейчас я предлагаю вам сделать березу зимой, которая покрыта инеем. Инеем у нас будут крашеные опилки, ствол будет из бересты, которые я заранее приготовила. У вас на столах есть листы картона с нарисованной верхней частью березы. Сначала приклеиваем ствол из бересты, затем намазываем верхнюю часть березы клеем и обсыпаем опилками, слегка прижимая салфеткой (помогаю детям, которые затрудняются). Мне ваши работы очень понравились. После того, как они высохнут, мы организуем выставку. А теперь подходите ко мне и мы вспомним свойства дерева. Рефлексия: Ребята, узнали ли вы для себя что-то новое? Что было самым трудным? Что больше всего запомнилось? Теперь закройте глазки, приготовьте ладошки и те дети, которые мне понравились получат от меня небольшие подарки.(подарки получают все дети- березовые спилы)

НОД в подготовительной группе

«Путешествие в мир музыкальных инструментов»

(с использованием слайдовой презентации)

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

Задачи:

1. Образовательные

  1. Углубить представление детей о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;
  2. Создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;
  3. Закрепление названий музыкальных инструментов.

2. Развивающие

  1. Развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
  2. Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  3. Развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма.

3. Воспитательные

  1. Воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса, беседы о музыкальных инструментах,
  2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, детские музыкальные инструменты, магнитофон с аудиозаписями, баян.

Ход занятия:

Под вальс дети забегают в зал и песней приветствуют музыкального руководителя.

Муз.рук. Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского.

"Музыка не только доставляет нам удовольствие.

Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

1 Слайд-тема занятия

Тема нашего занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов».

А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов. (Слушание произведения)

2 Слайд-схема музыкальных инструментов в оркестре.

Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких только инструментов здесь нет!

Инструменты музыкальные,

Я скажу вам – уникальные.

Их огромное количество

Увлекает ученичество.

Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты, скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (Ответы)

Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно. Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр. .

Ребята, а как вы думаете, много ли инструментов в симфоническом оркестре? (Ответы детей )

Да, в этом оркестре очень много инструментов. Все они делятся на несколько групп.
Слайд 3.

Струнные смычковые (Играют при помощи смычка)
Духовая группа (
Играют при помощи воздуха )
Ударная группа (
Звуки извлекают ударами )

И первая группа с которой мы познакомимся – это струнная смычковая группа

Слайд 4

Ребята, а почему она так называется? (Ответы детей)

Самая изящная из струнных это красавица скрипка. Локоны изогнутого грифа украшают точеную головку. Талия у нее такая, что соперничать с ней не может даже балерина. Скрипка сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей музыки». В глубокой древности человек заметил, что натянутая тетива охотничьего лука может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты с одной, двумя или несколькими струнами. Они-то и были предками нашей скрипки. Немало потрудились скрипичные мастера, прежде чем скрипка стала первой певуньей в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные струны. Сейчас скрипка выглядит так: у нее четыре струны, которые натянуты на деревянный корпус. Звуки получаются от соприкосновения струны со смычком. Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом. Давайте послушаем ее голос и найдем слова которые подходят к ее тембру.

Слушание скрипки

Ребята, в семье струнных инструментов живет не только скрипка, у нее много родственников. Перед нами – альт. Он очень похож на скрипку, но побольше. Звук у него более глубокий. Поэтому его называют «двоюродным братом» скрипки.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы, наверное, подумали, что перед вами большие скрипки. Да, вы правы это тоже родственники «царицы музыки», но похожи они на нее только внешне, по форме. Но какие у них разные тембры. Вот виолончель. У нее совершенно особенный тембр звучания и свой характер. Когда нужно выразить музыкой скорбь, печаль, грусть, отчаяние, виолончели нет равных, настолько глубоко передает она эти чувства.

Семейство скрипичных завершает еще один представитель – контрабас. У него у единственного голос очень густой и плотный. Давайте послушаем его красивый тембр.

Слушание контрабаса.

Вот мы и познакомились с четырьмя родственниками из семейства скрипичных. А как они называются?
Дети: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Слайд 4

Ребята, теперь нас ждет встреча с духовой группой. Она делится на деревянные и медные духовые инструменты.

Итак, перед нами деревянные духовые инструменты. Первый инструмент называется флейта. У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого. Что в находящиеся сбоку отверстия вдувают воздух. Поэтому и называют деревянным духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом. Сейчас мы с вами послушаем, как звучит флейта.

Слушание

В семье духовых инструментов тоже много родственников. Гобой, фагот, кларнет. Принцип игры на них одинаковый: при помощи воздуха, который вдувают. Все они сделаны из дерева. Но у них разные голоса.

Слушание кларнета

Ну, вот ребята, мы познакомились с некоторыми инструментами симфонического оркестра. Я сейчас проверю, узнайте ли вы их.

Физкультминутка.

1.Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит из далёка,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь – скрипка.

2. У какого инструмента есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно, это звонкий наш….(рояль .)

3.Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен, наш веселый ….(барабан.)

4.Приложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется ….(свирель.)

5.Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!
Озорная …..(балалайка.)

Ну, ребята, ответьте, все ли инструменты были из симфонического оркестра? (Ответы детей.)

А теперь продолжим знакомство с медными духовыми инструментами. Почему они называются медными? (Ответы детей)

Волторна – она похожа на улитку и у нее очень красивый звук.

Слушание

Труба – звук яркий, резкий. Труба звучит призывно как героический клич. Раньше трубы использовали на охоте.

Слушание

А теперь мы познакомимся с ударной группой. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это простое приспособление, которое не может еще дать музыки, но уже может дать ритм. Ударные инструменты гораздо старше духовых. Сейчас ударные – это очень большая группа инструментов. Я не смогу познакомить вас с каждым из них, но постараюсь выбрать самые яркие. Итак,литавры,у них металлический корпус, от еле слышного до громоподобного. Давайте послушаем этот уникальный инструмент.

Слушание
Кое - кто считает, что на барабане играть проще – простого. Взял в руки палочки и стучи. Но ведь музыканту надо выдержать ритм в течении всего музыкального произведения. А это очень сложно. Давайте послушаем как звучит барабан.

Слушание.

Вот мы и познакомились с некоторыми инструментами симфонического оркестра. На какие группы делятся все инструменты симфонического оркестра?

Молодцы! С этим заданием вы справились. А теперь я дам вам задание посложнее. Мы будем определять, какой инструмент звучит.

«Угадай какой инструмент звучит?»

Муз.рук. Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (Ответы ) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

До свидания, до новых встреч!

Дети под «Вальс» покидают зал.


Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка»
«В пещере горного короля»
(для детей подготовительной группы)

Познавательные задачи:

— продолжать знакомить с творчеством Э. Грига («В пещере горного короля», «Утро»);

— закрепить у детей знания о симфоническом оркестре, о группах инструментов, их составе;

Закрепить знания о композиторах М.П. Мусоргском и П.И. Чайковском, циклах произведений «Картинки с выставки» и «Детский альбом»;

— закрепить знания детей о балете через просмотр отрывков «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И. Чайковского;

— закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве и живописи;

— закрепить умение рисовать акварельными красками. Развивать чувство композиции, воображение, фантазию;

Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Развивать чувство ритма;

— побуждать детей принимать правильное коллективное решение, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки. Развивать эмоциональную сферу.

Методическое обеспечение:

— технические средства: проектор, магнитофон;

— оформление зала: декорации пещеры, сундук, 6 замков;

— оборудование для ХТ: бумага, кисти, акварель, баночки для воды, держатели для кистей, салфетки.

— музыкальные инструменты: ксилофон, румбы, колокольчики, палочки для тактильной гимнастики;

— произведения искусства: «Баба Яга» Васнецов, матрешки, «Девочка с куклой» Серебрякова, «Поле пшеницы. Жаворонок» Ван-Гог, дымковские игрушки, «Масленица» Кустодиев, гжель «Избушка на курьих ножках», эскиз Гартмана «Театральные костюмы», «Ворота в Киев», резьба по дереву «Гном»;

— музыкальные произведения Чайковского, Мусоргского, Сен-Санса, Рахманинова, Прокофьева.

Ведущий: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку, которую поможет мне провести норвежский композитор Эдвард Григ. Давайте послушаем музыку и поймем, где мы с вами оказались.

Звучит произведение Грига «В пещере горного короля». Дети узнают его.

В: мы с вами действительно оказались в пещере горного короля. И он закрыл выход из пещеры. Мы с вами не сможем выйти наружу. Горный король хочет, чтобы мы выполнили его задания и тогда откроются замки на дверях. Посчитайте, сколько их. Правильно – 6. Горный король хочет дать нам 6 заданий. Мы не должны ошибаться, потому что с каждой ошибкой будет появляться паук – житель пещеры, хранитель ее кладов. И если их будет больше 3-х, мы не сможем заглянуть в волшебный сундук. Вы готовы? Тогда вперед!

Задание №1. Мы должны рассказать про симфонический оркестр.

Дети: симфоническим оркестром руководит дирижер. В нем много музыкантов, которые играют на разных инструментах. Инструменты делятся на группы. Группа струнно-смычковых: скрипка, альт, виолончель, контрабас. К группе деревянных духовых относятся: флейта, кларнет, фагот, гобой. К группе медных духовых – труба, туба, тромбон, валторна.

Вед: А теперь посмотрите на картинку и скажите, какой инструмент лишний (игра на классификацию). Молодцы, мы справились с первым заданием, и открылся первый замок. Посмотрите, у Горного короля тоже есть инструменты. Давайте попробуем его развеселить, может быть он нас отпустит?

Игра на музыкальных инструментах. «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.

Задание №2. Вы должны вспомнить услышанное произведение, его автора и инструмент, который играет солирующую партию.

Ответы детей:

  1. Сен-Санс К., «Умирающий лебедь» — виолончель
  2. Чайковский П.И., «тема Одетты из Лебединого озера» — гобой
  3. Прокофьев С., «Танец рыцарей» — альт
  4. Шеридан «Полька – Дедушка» — туба
  5. Прокофьев С. «Петя и волк – дед» — фагот
  6. Прокофьев С. «Петя и волка – Петя» — скрипки
  7. Римский –Корсаков «Полет шмеля» — кларнет
  8. Рахманинов «Итальянская полька» — флейта
  9. Сен-Санс «Слон» — контрабас

Вед: Мы открыли второй замок. Посмотрите на эти портреты. Вы узнали этих композиторов? Правильно. Это Модест Мусоргский и Петр Чайковский. Давайте вспомним о циклах произведений, которые они написали. Модест Мусоргский дружил с одним художником по фамилии Гартман. И однажды он попал на его выставку. Он бродил среди картин, рисунков, эскизов, различных экспонатов, рассматривал их, а потом пришел домой и написал несколько пьес, которые назвал «Картинки с выставки». Его поразили деревянные резные часы, которые были сделаны в виде избушки на курьих ножках, орехоколка в виде злобного гнома. Эскизы костюма цыпленка, ворота в город Киев и многое другое. Все написанные произведения он соединил одной мелодией, которую назвал «Прогулка». Если слушать все эти произведения, то можно представить, что посетитель выставки идет от одного экспоната к другому. В цикл вошли также произведения «Лиможский рынок», «Два еврея» и другие.

А вот Петр Ильич Чайковский написал свой детский альбом для своего племянника. Он был необычным мальчиком. Он плохо видел. Не мог играть с другими детьми. Он не видел, как другие дети скачут на лошадках и играют на столе деревянными солдатиками. И Петр Ильич написал детские пьесы и передал все это через музыку, через ее характер. В «Детский альбом вошли такие произведения как «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Жаворонок», «Марш деревянных солдатиков» и другие.

Задание №3. Горный король предлагает нам отгадать кроссворд. Вы должны правильно назвать слова его заданий.

  1. Название какой птички встречается в произведении Чайковского? (жаворонок)
  2. Что исполняли «невылупившиеся птенцы» Мусоргского? (балет)
  3. Какое шумное место города Лимож описал Мусоргский? (рынок)
  4. Кем был друг Мусоргского? (художник)
  5. Кто болел в произведении Чайковского? (кукла)
  6. Что увидел Мусоргский на выставке в форме домика бабы яги? (часы)
  7. Как называется незаконченный рисунок? (эскиз)

Вед: Мы справились еще с одним замком.

Задание №4. Горный король хочет, чтобы мы отгадали 10 мелодий этих композиторов и подобрали к ним произведения искусства и живописи. Слушайте внимательно.

Вед: Ребята, давайте с вами научим Горного короля играть в ритмическую игру с палочками.

Проводится тактильная игра «Веселые палочки» Т.Э. Тютюнниковой.

Задание №5. А сейчас, ребята, вы услышите произведения разных жанров музыки и должны будете отгадку показать. Если вы слышите марш, то маршируете по залу, если звучит танец, то вы двигаетесь в соответствии с характером музыки, если это песня, то вы присаживаетесь и слушаете спокойно. Если вы сомневаетесь, то не делайте лишних движений, а просто стойте и слушайте (звучит жанровая музыка, дети выполняют движения). Посмотрите, еще один замок открылся.

Задание №6. А сейчас вы увидите отрывки из балетов П.И. Чайковского. Вы должны узнать балет и назвать танцующего героя.

Вед: ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Замки открыты. Но мы так понравились Горному королю, что он просит нас оставить ему на память рисунки. Вы сейчас услышите музыку, вспомните и нарисуете то, о чем говорит музыка.

Дети рисуют под отрывок из балета «Лебединое озеро».

Вед: посмотрите, дверь из пещеры открыта и мы с вами можем выйти наружу, где начинает всходить солнце. Нас снова встречает музыка Эдварда Грига «Утро». Спасибо, что вы были дружны, советовались и давали правильные ответы. (Педагог подводит итог)

Если дети не допустили более трех ошибок, они открывают сундук, где их ждут сюрпризы.

Название: Конспект НОД в подготовительной группе по музыкальному развитию «В пещере горного короля»

Должность: музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Место работы: МКДОУ – д/с №473 комбинированного вида
Месторасположение: г. Новосибирск

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы «В мире музыкальных инструментов»

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах) .

Задачи:

Образовательная:

  • Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.
  • Обогатить словарный запас музыкальными терминами.
  • Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

  • Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

  • Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

  • Физическая культура.
  • Социализация.
  • Чтение художественной литературы.
  • Коммуникация.

Предварительная работа:

  • Прочитать детям русскую народную сказку «Репка», а затем вместе с детьми выбирать музыкальные инструменты для «озвучивания» шагов Дедушки, Бабушки, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка для просмотра слайдов.
  • Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).
  • Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Ход

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель . Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель . Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель . Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем ) . Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Дети . Да!

Педагог демонстрирует детям домики .

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра « Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

  1. Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,……………. (Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

  1. Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

  1. Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

  1. Ты возьми меня в ладошки.

Потряси меня рукой.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы .

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

  1. Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

  1. Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас )

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях : флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

Слайд 1

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

Слайд 2

«Арфа – волшебный инструмент» -

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Слайд 3

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Слайд 4

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Слайд 5

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхали.

В праздники под ахи, охи

Потешались скоморохи.

(Приложение 2)

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

1, 2, 3, 4, 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с детьми, дети выходят из зала.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры