Подтверждения загробной жизни. Что после смерти? Куда попадает душа после смерти человека? Есть ли жизнь после смерти

Главная / Психология

Вопрос о том, что будет после ухода из жизни, интересует человечество с древних времен – с самого момента появления раздумий о смысле собственной индивидуальности. Сохранится ли сознание, личность после умирания физической оболочки? Куда попадает душа после смерти – научные факты и утверждения верующих одинаково твердо доказывают и опровергают возможность загробного существования, бессмертия, свидетельства очевидцев и ученых в равной степени сходятся и противоречат друг другу.

Доказательства существования души после смерти

Доказать наличие души (анимы, атмана и др) человечество стремилось еще с эпох шумерско-аккадской и египетской цивилизаций. Фактически все религиозные учения базируются на том, что человек состоит из двух сущностей: материальной и духовной. Вторая составляющая является бессмертной, базисом личности, и будет существовать после смерти физической оболочки. То, что говорят ученые о жизни после смерти, не противоречит большинству тезисов богословов о существовании загробного мира, так как наука изначально вышла из монастырей, когда монахи были собирателями знаний.

После научной революции в Европе многие практики попытались выделить и доказать существование души в материальном мире. Параллельно западноевропейская философия определяла самосознание (самоопределение) как источник человека, его творческих и эмоциональных позывов, стимула к рефлексии. На этом фоне возникает вопрос – что произойдет с духом, который формирует личность, после разрушения физического тела.

До развития физики и химии доказательства существования души базировались исключительно на философских и теологических работах (Аристотель, Платон, канонические религиозные труды). В средние века алхимия пыталась вычленить аниму не только человека, но и любых элементов, флоры и фауны. Современная наука о жизни после смерти и медицина пытаются зафиксировать наличие души на основании личного опыта очевидцев, переживших опыт клинической смерти, медицинских данных и изменений состояния пациентов в различные моменты их жизни.

В христианстве

Христианская церковь (в ее признанных миром направлениях) относится к человеческой жизни как к подготовительному этапу посмертия. Это не означает, что материальный мир не имеет значения. Наоборот, главное, что предстоит христианину в жизни, - это жить так, чтобы впоследствии попасть в рай и обрести вечное блаженство. Доказательств наличия души для любой религии не требуется, данный тезис является базисом для религиозного сознания, без него оно не имеет смысла. Подтверждением существования души для христианства может косвенно служить личный опыт верующих.

Душа христианина, если верить догматам, является частью Бога, но способной самостоятельно принимать решения, творить и созидать. Поэтому существует понятие посмертного наказания или награды в зависимости от того, как относился человек при материальном существовании к выполнению заповедей. Фактически после смерти возможны два ключевых состояния (и промежуточное – только для католицизма):

  • рай – состояние наивысшего блаженства, нахождения рядом с Творцом;
  • ад – наказание за неправедную и греховную жизнь, которая противоречила заповедям веры,место вечных мучений;
  • чистилище – место, которое присутствует только в католической парадигме. Обитель тех, кто умирает в мире с Богом, но нуждается в дополнительном очищении от неискупленных при жизни грехов.

В исламе

Вторая мировая религия, ислам, по догматическим основам (принцип мироздания, наличие души, посмертное существование) кардинально не отличается от христианских постулатов. Наличие частицы Создателя внутри человека определяется в сурах Корана и религиозными трудами исламских богословов. Мусульманин должен жить порядочно, соблюдать заповеди, чтобы попасть в рай. В отличие от христианского догмата о Страшном Суде, где судия – Господь, Аллах не принимает участие в определении, куда попадет душа после смерти (судят два ангела – Накир и Мункар).

В буддизме и индуизме

В буддизме (в европейском понимании) существуют два понятия: атман (духовная сущность, высшее Я) и анатман (отсутствие самостоятельной личности и души). Первое относится в внетелесным категориям, а второе – к иллюзиям материального мира. Поэтому нет точного определения, какая конкретная часть отправляется в нирвану (буддийский рай) и растворяется в ней. Одно можно сказать точно: после окончательного погружения в посмертие сознание каждого, с точки зрения буддистов, вливается в общее Я.

Жизнь человека в индуизме, как точно заметил бард Владимир Высоцкий, это череда переселений. Душа или сознание не помещаются с рай или ад, а в зависимости от праведности земной жизни перерождаются в другую личность, животное, растение или даже камень. С этой точки зрения доказательств посмертного опыта гораздо больше, потому что существует достаточное количество зафиксированных свидетельств, когда человек полностью рассказывал свою предыдущую жизнь (учитывая, что знать о ней он не мог).

В древних религиях

Иудаизм до сих пор не определил свое отношение к самой сути души (нешамы). В данной религии существует огромное количество направлений и традиций, которые могут противоречить даже в базовых принципах друг другу. Так, саддукеи уверены, что нешама смертна и погибает вместе с телом, фарисеи же считали ее бессмертной. Некоторые течения иудаизма базируются на принятом из Древнего Египта тезисе о том, что душа должна пройти цикл перерождений для достижения совершенства.

Фактически, каждая религия базируется на том, что цель земной жизни – возвращение души к своему создателю. Убежденность верующих в существовании загробной жизни базируется в большей своей части на вере, а не на доказательствах. Но нет и доказательств, опровергающих существование души.

Смерть с научной точки зрения

Максимально точное определение смерти, которое принято среди научного сообщества – необратимая утрата жизненных функций. Клиническая смерть подразумевает кратковременную остановку дыхания, кровообращения и мозговой активности, после чего пациент возвращается к жизни. Количество определений конца жизни даже у современной медицины и философии превышает два десятка. Этот процесс или факт остается такой же тайной, как и факт наличия или отсутствия души.

Доказательства жизни после смерти

"Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам" - эта шекспировская цитата с большой долей точности отражает отношение ученых к непознаваемому. Ведь то, что мы не знаем о чем-то, вовсе не означает, что этого нет.

Найти доказательства существования жизни после смерти – это попытка подтверждения факта наличия души. Материалисты утверждают, что весь мир состоит из только частиц, но при этом наличие энергетической сущности, субстанции или поля, которые создают личность, никак не противоречит классической науке из-за недоказанности (например, бозон Хиггса, недавно найденную частицу, считали вымыслом).

Свидетельства людей

В этих случаях считаются достоверными рассказы людей, которые подтверждаются независимой комиссией из психиатров, психологов и теологов. Условно их разделяют на две категории: воспоминания о прошлых жизнях и рассказы переживших клиническую смерть. Первый случай - эксперимент Яна Стивенсона, который установил около 2000 фактов реинкарнации (под гипнозом тестируемый не может врать, а множество указанных пациентами фактов подтверждались историческими данными).

Описания состояния клинической смерти часто объясняют кислородным голоданием, которое испытывает в это время человеческий мозг, и относятся к ним с немалой долей скепсиса. Однако поразительно одинаковые рассказы, которые фиксируют не одно десятилетие, могут говорить о том, что нельзя исключать факт выхода некоей сущности (души) из материального тела на момент его гибели. Стоит упомянуть большое количество описаний мелких деталей, касающихся операционных, врачей и окружения, произносимых ими фраз, которые пациенты в состоянии клинической смерти знать не могли.

Факты истории

К историческим фактам наличия загробной жизни можно отнести воскрешение Христа. Здесь имеется в виду не только основа христианской веры, но большое количество исторических документов, которые не были связаны между собой, но в единый период времени описывали одинаковые факты и события. Еще, для примера, стоит упомянуть знаменитую признанную подпись Наполеона Бонапарта, которая появилась на документе Людовика XVIII в 1821 году после смерти императора (признана подлинной современными историками).

Научные доказательства

Знаменитым исследованием, которое в некоторой степени подтвердило наличие души, считается серия опытов («прямое взвешивание души») американского врача Дункана Макдугалла, который фиксировал стабильную потерю веса тела на момент смерти наблюдаемых пациентов. В пяти подтвержденных научным сообществом экспериментах потеря массы составила от 15 до 35 грамм. Отдельно наука считает относительно доказанными следующие тезисы "новое в науке о жизни после смерти":

  • сознание продолжает существовать после отключения мозга во время клинической смерти;
  • внетелесный опыт, видения, который переживают пациенты во время операций;
  • встреча с умершими родственниками и людьми, которых больной мог даже не знать, но описывал после возвращения;
  • общая схожесть опыта клинической смерти;
  • научные доказательства жизни после смерти, основанные на изучении состояний посмертного перехода;
  • отсутствие дефектов у инвалидов во время внетелесного нахождения;
  • возможность детей помнить прошлую жизнь.

Есть ли подтверждения жизни после смерти, достоверные на 100%, сказать тяжело. Всегда найдется объективный контртезис на любой факт посмертного опыта. У каждого есть индивидуальные представления на этот счет. Пока не будет доказано наличие души так, чтобы даже далекий от науки человек согласился с этим фактом, споры будут продолжаться. Однако научный мир стремится к максимальному исследованию тонких материй, чтобы приблизиться к пониманию, научному объяснению человеческой сущности.

Видео



Человек является таким странным существом, которому очень тяжело смириться с тем, что жить вечно – невозможно. Тем более нужно отметить, что для многих бессмертие является бесспорным фактом. Совсем недавно учеными были представлены научные доказательства, что удовлетворит тех, кто интересуется, есть ли жизнь после смерти.

Про жизнь после смерти

Были проведены исследования, которые свели воедино религию и науку: смерть – не конец существования. Поскольку лишь за гранью у человека есть возможность открыть для себя новую форму жизни. Получается, что смерть не является конечной чертой и где-то там, за рубежом, существует иная жизнь.

Существует ли жизнь после смерти?

Первым, кто сумел объяснить существование жизни после смерти, был Циолковский. Ученый утверждал, что существование человека на земле не прекращается, пока жива Вселенная. А души, которые покинули «мертвые» тела являются неделимыми атомами, которые блуждают по Вселенной. Такой была первая научная теория, касающаяся бессмертия души.

Но в современном мире недостаточно одной веры в существование бессмертия души. Человечество по сей день не верит в то, что смерть нельзя побороть, и продолжает искать оружие против нее.

Американский анестезиолог, Стюарт Хамерофф утверждает, что жизнь после смерти реальна. Когда он выступал в программе «Сквозь тоннель в пространстве», ним было рассказано о бессмертии человеческой души, о том, что сделана она из ткани Вселенной.

Профессор убежден, что сознание существует еще со времени Большого взрыва. Получается, что когда человек умирает, его душа продолжает свое существование в космосе, приобретя вид некоей квантовой информации, продолжающей «распространение и течение во Вселенной».

Именно такой гипотезой доктор объясняет феномен, когда пациент переживает клиническую смерть и видит «белый свет в конце тоннеля». Профессором и математиком Роджером Пенроузом была разработана теория сознания: внутри нейронов располагаются белковые микротрубочки, накапливающие и обрабатывающие информацию, тем самым продолжающие свое существование.

Научно обоснованных, стопроцентных фактов того, что есть жизнь после смерти пока нет, но наука движется в данном направлении, проводя различные эксперименты.

Если бы душа была материальна, то была бы возможность оказывать на нее действие и заставить пожелать того, чего она не хочет, точно таким же образом, как можно заставить руку человека сделать знакомое ей движение.

Если бы в людях было все материально, то все люди чувствовали бы почти одно и то же, так как их телесное сходство взяло бы верх. Видя картину, слушая музыку или узнав о гибели близкого, чувства удовольствия или восторга, или грусти у людей были бы одинаковыми, точно так же, как при причинении боли испытывают схожие ощущения. А людям ведь известно, что при виде одного и того же зрелища один остается холодным, а другой волнуется и плачет.

Если бы у материи была возможность мыслить, то всякая ее частица должна бы уметь мыслить, и люди осознавали бы, что в них так много существ, умеющих мыслить, сколько в теле человека частиц материи.

В 1907 году доктором Дунканом МакДугаллом и несколькими его помощниками был проведен эксперимент. Они решили взвесить умирающих от туберкулеза людей в моменты до и после смерти. На специальные сверхточные промышленные весы были помещены кровати с умирающими. Было отмечено, что после смерти каждый из них потерял в весе. Научно объяснить этот феномен е удалось, но была выдвинута версия о том, что эта маленькая разница является весом души человека.

Есть ли жизнь после смерти, и какая она можно рассуждать бесконечно. Но все же, если вдуматься в предоставленные факты, то можно найти в этом определенную логику.

Каждый человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после кончины? Сейчас данный вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько веков назад ответ на данный вопрос был всем очевиден, то в настоящее время, после периода атеизма, решение его больше сложно. Мы не можем достаточно легко верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные.

Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно верили в то, что нет бессмертной души, верили в то, что это якобы доказала наука, верили в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы легко доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.

Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с иной стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Данная борьба внутри нас весьма тяжела и очень изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих исследователей по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша вера в существование либо не существование души, а только знание может погасить данный внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с иной, реальной точки зрения.

В первую очередь о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание - то, что нас выделяет, то, что обязывает нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Не взирая на то, что мы сильно мало знаем о сознании, мы абсолютно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. На взгляд материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. На взгляд идеализма Сознание это - эго, «Я», дух, душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда принимает участие субъект, который собственно все и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.

Нет совершенно никаких объяснений, а тем больше доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные исследователи (впрочем это далеко не так).

А как же большая часть людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я - женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя, Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и.тому подобное Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете несметное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей различных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и.так далее Никакая принадлежность к какой или группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.тому подобное

Вообще-то это не возможно ядром личности, которое называют «Я» По какой причине? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем больше психологические особенности. Нельзя же сказать, что если ранее эти особенности были другими, то это было не мое «Я». Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем также из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают, а новые рождаются. Некоторые клетки совершенно обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл намного дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» обыкновенный совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, к примеру, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (то есть 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 различных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не непрерывно, а «Я» непрерывно.

Значит, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Впрочем совмещение безличных предметов, будь они хотя бы атомами, хотя бы нейронами, не может породить личность и ее ядро - «Я».

Как возможно этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, сумма специфических клеток организма наряду с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???

При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведенные в различных странах мира доказывают, что, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации. Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка нашли, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются совершенно работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги ещё пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных»

Это подтверждает публикация в также одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале - Science: «В течение двух последних лет ученые установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит ученая Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит непрерывно меняющемуся материальному телу.

По какой-то причине сейчас настолько трудно доказывать то, что было очевидно и понятно ещё древним. Живший ещё в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же абсолютно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-или возразит, что это не так, а вообще-то душу образуют сошедшиеся совместно атомы, т.е. неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя»1.

«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А возможно «Я» - это мозг?»

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали ещё в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большая часть думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает её и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело - не больше чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но данная сказка не имеет отношения к науке. Мозг сейчас глубоко изучен. Давно и прекрасно изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Несметное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг более сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии либо нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей далеких от данной области знания это кажется удивительным. Вообще-то ничего удивительного в этом нет. Легко никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, исследователи-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия исследователей не прошли на халяву. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, весьма многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, не взирая на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг возможно связан с нашим Сознанием.

Откуда же пошло предположение о том, что Сознание располагается в мозге? Одним из первых, такое предположение выдвинул в середине 18 века знаменитый электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, применяя физико-математические методы, или найти способ их действия, или принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам».

Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном иной выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в районе экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что здесь речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о намного больше простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.

Очередной крупнейший физиолог XIX века - выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика появляется из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-нибудь воздействие на поведение живого существа, управление которым производится посредством нервной системы.

В результате и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем - мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что тут человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», позволить которую он никогда не сможет».

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в 1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения совершенно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических либо душевных явлений, включая Сознание.

Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, надо понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Исследователи признали, что это сделать невозможно.

Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:

Предположим, что «Я» является результатом работы мозга. Как наверняка известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, несомненно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не располагается в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не располагается в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Это значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга.

Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, безусловно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после данной операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить».

В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю заболевания 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой смерти, жаловался только на головную боль. Когда после его кончины произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась совершенно отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось абсолютно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные относительно недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, что мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, совершенно самому. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой иной, выполняющий строго определенные функции. Сильно возможно, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования известный ученый Пим ван Ломмель».

Очередной аргумент, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой»4. Это и правда, удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, то есть обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Обязывает задуматься, не правда ли?

Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Не смотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука в наше время также далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом. Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое появляется вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?»

В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и данный факт просто возможно истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое совершенно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это абсолютно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие массивные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.

Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не возможно объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».

По глубокому убеждению Экклза, сознание не возможно предметом научного исследования. По его мнению, возникновение сознания, также как и появление жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной вместе с американским философом-социологом Карлом Поппером.

Уилдер Пенфилд в итоге многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума имеет отличия от энергии мозговых нейронных импульсов»6.

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я первый раз услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но затем исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги либо помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление новейшего качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом».

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.

Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив различные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике».

Так же в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен самому, поскольку психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела»7.

К таким же выводам пришли английские ученые Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них наверняка пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической кончины. Прочие давали точное описание произошедших в данный временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой иной орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Впрочем он может трудиться как устройство, обнаруживающее мысли, то есть как антенна, при помощи которой становится возможен прием сигнала извне. Исследователи предположили, что во время клинической кончины действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а после чего преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не это означает, что радиостанция прекращает свое вещание. Т.е. после кончины физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после кончины тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Помимо дискуссии сугубо научной проблематики, в этой книге автор приводит так же и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, весьма точно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и также цитата из её книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение».

Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. После этого эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее знаменитый психиатр Раймонд Моуди, добросовестные исследователи академики Оливер Лодж, Уильям Крукс, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических ученых вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, весьма ценно ещё систематическое изучение психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением данной проблемы доктор медицины врач - реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много работал над пониманием данной проблемы на взгляд физики знаменитый советский ученый, крупнейший специалист в районе термодинамических процессов, академик Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в исследование околосмертного опыта внес известный во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.

Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической кончины всякий из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.

Не взирая на ограниченность нашей возможности в познании данной реальности с помощью материальных средств, в наши дни существует ряд её характеристик, полученных с помощью экспериментов и наблюдений исследователей, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после кончины: от веры к знанию» который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической кончины, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после кончины - естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Аналогично тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, определенно ещё посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможные посмертных состояний.

6. Помимо аналогичных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Подбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому плохие эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам.

Все вышеприведенные аргументы удивительно точно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определится. Не правда ли?

Ответ на вопрос: «Есть ли жизнь после смерти?» - дают или пытаются дать все основные мировые религии. И если нашим предкам, далеким и не очень, жизнь после смерти, представлялась как метафора чего-то прекрасного или, напротив – ужасного, то современному человеку поверить в описанные религиозными текстами Рай или Ад, довольно сложно. Люди стали слишком образованными, но не сказать, что умными, когда речь заходит о последней черте перед неизвестным. Существует мнение о формах жизни после смерти и у современных ученых. О том, есть ли жизнь после смерти и какая она бывает, рассказывает Вячеслав Губанов – ректор Международного института Социальной Экологии. Итак, жизнь после смерти – факты.

- Прежде, чем поднимать вопрос, существует ли жизнь после смерти, стоит разобраться в терминологии. Что такое смерть? И какая жизнь после смерти может быть в принципе, если самого человека уже не существует?

Когда именно, в какой момент умирает человек – вопрос не решенный. В медицине констатация факта смерти - остановка сердца и отсутствие дыхания. Это смерть тела. Но бывает, что сердце не бьется - человек находится в коме, и прокачка крови осуществляется за счет волны сокращения мышц по всему телу.

Рис. 1. Констатация факта смерти по медицинским показателям (остановка сердца и отсутствие дыхания)

Теперь посмотрим с другой стороны: в Юго-Восточной Азии существуют мумии монахов у которых растут волосы и ногти, то есть фрагменты их физического тела живы! Может быть у них живо что-то еще, что нельзя увидеть глазами и измерить медицинскими (весьма примитивными и не точными с точки зрения современных знаний о физике тела) приборами? Если говорить о характеристиках энерго-информационного поля, которые возможно замерить вблизи таких тел, то они и вовсе аномальны и многократно превосходят норму для обычного живого человека. Это ни что иное, как канал связи с тонко-материальной реальностью. Именно с такой целью подобные объекты в монастырях и находится. Тела монахов, не смотря на очень высокую влажность воздуха и высокую температуру мумифицируются в естественных условиях. Микробы не живут в высокочастотном теле! Тело не разлагается! То есть здесь мы можем видеть наглядный пример, что жизнь после смерти продолжается!

Рис. 2. «Живая» мумия монаха в Юго-Восточной Азии.
Канал связи с тонко-материальной реальностью после клинического факта смерти

Другой пример: в Индии существует традиция сжигать тела умерших людей. Но есть уникумы, как правило весьма продвинутые в духовном плане люди, тела которых после смерти вообще не горят. К ним применимы иные физические законы! Есть ли в таком случае жизнь после смерти? Какие доказательства можно принять, а какие отнести к необъяснимым загадкам? Медики не понимают, как физическое тело живет после официального признания факта его смерти. Но с точки зрения физики жизнь после смерти – это факты, основанные на природных законах.

- Если говорить о тонко-материальных законах, то есть законах, рассматривающих не только жизнь и смерть физического тела, но и так называемые тела тонких мерностей, в вопросе «есть ли жизнь после смерти» все равно необходимо принять какую-то исходную точку отсчета! Вопрос - какую?

Такой исходной точкой стоит признать именно физическую смерть, то есть смерть физического тела, прекращение физиологических функций. Конечно, физической смерти, да и жизни после смерти принято бояться и для большинства людей рассказы о жизни после смерти действуют как утешение, дающее возможность немного ослабить естественный страх - страх смерти. Но сегодня интерес к вопросам жизни после смерти и доказательствам ее существования вышел на новый качественный виток! Всем интересно, есть ли жизнь после смерти, все хотят услышать доказательства специалистов и рассказы очевидцев...

- Почему?

Дело в том, что не стоит забывать о как минимум четырех поколениях «безбожников», которым с детства вбивали в голову, что физическая смерть – это окончание всего, никакой жизни после смерти нет, и за гробовым пределом нет вообще ни-че-го! То есть из поколения в поколение люди задавали все тот же вечный вопрос: «Существует ли жизнь после смерти?» И получали «научный», хорошо обоснованный ответ материалистов: «Нет!» Это хранится на уровне генетической памяти. А страшнее, чем неизвестность – ничего нет.

Рис. 3. Поколения «безбожников» (атеистов). Страх смерти, как страх неизвестности!

Мы тоже материалисты. Но мы знаем законы и метрологию тонких планов существования материи. Мы можем измерить, классифицировать и определить физические процессы, протекающие по законам, отличным от законов плотного мира материальных объектов. Ответ на вопрос: «Есть ли жизнь после смерти?» - находится вне материального мира и школьного курса физики. Там же стоит искать и доказательства жизни после смерти.

Сегодня количество знаний о плотном мире переходит в качество интереса к глубинным законам Природы. И это правильно. Потому что сформулировав свое отношение к такому непростому вопросу, как жизнь после смерти, человек начинает здраво смотреть на все прочие вопросы. На Востоке, где различные философские и религиозные концепции развиваются более 4000 лет, вопрос, есть ли жизнь после смерти, является принципиальным. Параллельно с ним идет еще один вопрос: кем ты был в прошлой жизни . Именно личное мнение по поводу неизбежной кончины тела, определенным образом сформулированное «миро - воззрение» позволяет перейти к изучению глубоких философских понятий и научных дисциплин, касающихся как человека, так и общества.

- Принятие факта жизни после смерти, доказательства существования других форм жизни - освобождает? И если да, то от чего?

Человек, понявший и принявший факт существования жизни до, параллельно и после жизни физического тела, обретает новое качество личной свободы! Я, как человек, лично трижды проходивший через необходимость осознания неизбежного конца, могу это подтвердить: да, такое качество свободы иными способами принципиально не может быть достигнуто!

Большой интерес к вопросам жизни после смерти вызван еще и тем, что все прошли (или не прошли) процедуру объявленного в конце 2012 года «конца света». Люди - по большей части неосознанно – чувствуют, что конец света всё же состоялся, и теперь они живут в совершенно новой физической реальности. То есть они получили, но еще психологически не осознали доказательства жизни после смерти в прошлой физической реальности! В той планетарной энерго-информационной реальности, что имела место до декабря 2012 года, они умерли! Таким образом, что такое жизнь после смерти, можно посмотреть прямо сейчас! :)) Это простой метод сравнения, доступный людям чувствительным, интуитивным. В канун квантового скачка декабря 2012-го года на сайт нашего института заходило до 47000 человек в день с единственным вопросом: «Что будет после этого "удивительного" эпизода в жизни землян? И есть ли жизнь после смерти?»:)) А случилось буквально вот что: старые условия жизни на Земле умерли! Они умирали с 14 ноября 2012 года по 14 февраля 2013 года. Изменения происходили не в физическом (плотно-материальном) миру, где все как раз и ждали и боялись этих изменений, а в миру тонко-материальном - энерго-информационном. Этот мир изменился, изменилась мерность и поляризация окружающего энерго-информационного пространства. Для кого-то это принципиально важно, а кто-то перемен не заметил и вовсе. Так ведь и Природа-то у людей разная: кто-то сверхчувствительный, а кто-то сверхматериальный (заземленный).

Рис. 5. Есть ли жизнь после смерти? Теперь, после конца света 2012 года, вы можете ответить сами на этот вопрос:))

- Существует ли жизнь после смерти для всех без исключения или возможны варианты?

Давайте говорить о тонко-материальной структуре явления под названием «Человек». Видимая физическая оболочка и даже способность к мышлению, разум, которым многие ограничивают понятие о бытие - это только нижняя часть айсберга. Так вот, смерть – это «смена мерности», той физической реальности, где осуществляет свою деятельность центр сознания человека. Жизнь после смерти физической оболочки – это ИНАЯ форма жизни!

Рис. 6. Смерть – это «смена мерности» той физической реальности, где осуществляет свою деятельность центр сознания человека

Я отношусь к категории наиболее просвещенных в этих вопросах людей, как по части теории, так и по части практики, так как почти ежедневно в ходе консультационной деятельности вынужден сталкиваться с различными вопросами жизни, смерти и информацией из предыдущих воплощений различных людей, обращающихся за помощью. Поэтому авторитетно могу сказать, что смерть бывает разная:

  • смерть Физического (плотного) тела,
  • смерть Личностная
  • смерть Духовная

Человек – это триединое существо, которое слагается из его Духа (реальный живой тонко-материальный объект, представленный на каузальном плане существования материи), Личности (образование наподобие диафрагмы на ментальном плане существования материи, реализующее свободу воли) и, как всем известно – Физического тела, представленного в плотном мире и имеющего свою генетическую историю. Смерть физического тела – это лишь момент переноса центра сознания на более высокие уровни существования материи. Это и есть жизнь после смерти, рассказы о которой оставляют люди, которые «выпрыгнули» в силу разных обстоятельств на высшие уровни, но потом «пришли в себя». Благодаря подобным рассказам можно весьма детально ответить на вопрос, что будет после смерти , и сверить полученную информацию с научными данными и инновационной концепцией человека, как триединого существа, рассматриваемую в этой статье.

Рис. 7. Человек – это триединое существо, которое слагается из Духа, Личности и Физического тела. Соответственно, и смерть может быть 3-х типов: физическая, личностная (социальная) и духовная

Как было уже сказано ранее, человеку свойственно чувство самосохранения, запрограммированное Природой в форме страха смерти. Однако оно не помогает, если человек не проявляется как триединое существо. В случае, если человек с зомбированной личностью и искаженными мировоззренческими установками, не слышит и не хочет слышать управляющих сигналов от своего Духа воплощенческого, если он не выполняет задачи, поставленные перед ним на текущее воплощение (то есть своё предназначение), то в таком случае физическая оболочка вместе с управляющим ей «непослушным» эго может быть достаточно быстро «сброшена», и Дух может начать искать новый физический носитель, который позволит ему реализовывать в миру свои задачи, получая необходимый опыт. Статистически доказано, что существуют так называемые критические возраста, когда Дух предъявляет счета человеку материальному. Такие возраста кратны 5, 7 и 9 годам и являются, соответственно, естественными биологическими, социальными и духовными кризисами.

Если прогуляться по кладбищу и посмотреть на преимущественную статистику дат ухода людей из жизни, то можно с удивлением обнаружить, что они будут соответствовать именно этим циклам и критическим возрастам: 28, 35, 42, 49, 56 лет, и т.д.

- Вы можете привести пример, когда ответ на вопрос: «Есть ли жизнь после смерти?» - отрицательный?

Вот как раз вчера мы разбирали следующий консультационный случай: ничто не предвещало гибель 27-летней девушки. (Но 27 – малая сатурнианская смерть, тройной духовный кризис (3x9 - цикл 3 раза по 9 лет), когда человеку «предъявляют» все его «грехи» с момента рождения.) И надо же было этой девушке поехать кататься с парнем на мотоцикле, надо же ей было по неосторожности дернуться, нарушив центр тяжести спортбайка, надо же было подставить под удар встречного автомобиля свою не защищенную шлемом голову. Сам парень, водитель мотоцикла, отделался при ударе лишь тремя царапинами. Смотрим фотографии девушки, сделанные за несколько минут до трагедии: она держит палец у своего виска наподобие пистолета и выражение лица у нее соответствующее: безумное и дикое. И сразу всё становится понятно: ей уже выписан пропуск на тот свет со всеми вытекающими отсюда последствиями. А мне сейчас приходится приводить в порядок того мальчишку, который согласился ее покатать. Проблема погибшей – она не была развита личностно и духовно. Это была просто физическая оболочка, не решающая задач воплощения Духа на конкретном теле. Для нее нет жизни после смерти. Она на самом деле и не жила полноценно при физической жизни.

- А какие вообще бывают варианты в плане жизни чего бы то ни было после физической смерти? Новое воплощение?

Бывает, что смерть тела просто переводит центр сознания на более тонкие планы существования материи и он, как полноценный духовный объект продолжает функционировать в иной реальности уже без последующего воплощения в материальном мире. Это очень хорошо описано у Э. Баркер в книге «Письма живого усопшего». Процесс, о котором мы сейчас говорим - эволюционный. Это очень похоже на превращение шитика (личинки стрекозы) в стрекозу. Шитик обитает на дне водоема, стрекоза – преимущественно летает в воздушной среде. Хорошая аналогия перехода из плотного мира в тонко-материальный. То есть человек – существо придонное. И если умирает «продвинутый» Человек, отработавший все необходимые задачи в плотно-материальном миру, то он превращается в «стрекозу». И получает новый список задач на следующем плане существования материи. Если же Духом еще не накоплен необходимый опыт проявления в плотно-материальном миру, то происходит реинкарнация в новое физическое тело, то есть начинается новое воплощение в физическом мире.

Рис. 9. Жизнь после смерти на примере эволюционного перерождения шитика(ручейника) в стрекозу

Конечно, смерть – неприятный процесс и насколько возможно его стоит отсрочить. Хотя бы потому что физическое тело дает массу возможностей, недоступных «наверху»! Но неизбежно возникает ситуация, когда «верхи уже не могут, а низы не хотят». Тогда человек из одного качества переходит в иное. Тут как раз важно отношение человека к смерти. Ведь если он готов к смерти физической, то на самом деле он также готов и к смерти в любом предыдущем качестве с перерождением на следующем уровне. Это тоже форма жизни после смерти, но не физической, а предыдущего социального этапа (уровня). Перерождаешься на новом уровне «гол, как сокол», то есть ребенком. Так, например, в 1991 году я получил документ, где было написано, что все предыдущие годы я в советской армии и военно-морском флоте не служил. И так я оказался целителем. Но умер, как «солдат». Хорош «целитель», способный ударом пальца убить человека! Ситуация: смерть в одном качестве и рождение в другом. Потом я умер как целитель, увидев несостоятельность этого вида помощи, но ушел гораздо выше, в другую жизнь после смерти в прошлом качестве - на уровень причинно-следственных связей и обучения людей методам самопомощи и техникам инфосоматики .

- Хотелось бы ясности. Центр сознания, как вы его называете, может не вернуться в новое тело?

Когда я говорю о смерти и доказательствах существования различных форм жизни после физической смерти тела, то опираюсь на пятилетний опыт сопровождения усопших (есть такая практика) до более тонких планов существования материи. Эта процедура выполняется для того, чтобы помочь центру сознания «усопшего» человека достичь тонких планов в ясном уме и твердой памяти. Это хорошо описано у Дэнниона Бринкли в книге «Спасенный светом». История человека, в которого попала молния и который три часа находился в состоянии клинической смерти, а потом «проснулся» с новой личностью в старом теле – весьма поучительна. Источников, в той или иной мере дающих фактологический материал, реальные доказательства жизни после смерти - предостаточно. А так, да, цикл воплощений Духа на различных носителях конечен и в какой-то момент центр сознания уходит на тонкие планы бытия, где формы разума отличаются от привычных и понятных для большинства людей, воспринимающих и расшифровывающих реальность лишь в материально-осязаемой плоскости.

Рис. 10. Устойчивые планы существования материи. Процессы воплощения-развоплощения и перехода информации в энергию и наоборот

- Знания механизмов воплощения и перевоплощения, то есть знания о жизни после смерти, имеют какой-то прикладной смысл?

Знание смерти, как физического явления тонких планов существования материи, знание того, как проходят посмертные процессы, знание механизмов реинкарнации , понимание того, какая жизнь бывает после смерти, позволяют решать те вопросы, которые сегодня не решаемы методами официальной медицины: детский диабет, церебральный паралич, эпилепсии – оказываются излечимы. Мы не занимаемся этим специально: физическое здоровье – следствие решения энерго-информационных проблем. Кроме того, существует возможность по специальным технологиям принимать на себя нереализованные потенции предыдущих воплощений, так называемые «консервы прошлого», и тем самым резко повышать свою результативность в текущем воплощении. Таким образом можно дать полноценную новую жизнь нереализованным качествам после смерти в предыдущем воплощении.

- Есть ли какие-то источники, заслуживающие доверия с точки зрения ученого, которые можно было бы порекомендовать для изучения тем, кто интересуется вопросами жизни после смерти?

Рассказы очевидцев и исследователей о том, есть ли жизнь после смерти изданы на сегодняшний день миллионными тиражами. Каждый волен составить свое представление о предмете, опираясь на различные источники. Есть шикарная книга Артура Форда «Жизнь после смерти, как об этом было рассказано Джерому Эллисону ». В этой книге речь идет об эксперименте-исследовании, который длился 30 лет. Тема жизни после смерти здесь рассматривается с опорой на реальные факты и доказательства. Автор договорился со своей женой подготовить при жизни специальный эксперимент по связи с потусторонним миром. Условие эксперимента было следующим: кто уйдет в иной мир первым, тот должен выйти на связь по заранее оговоренному сценарию и с соблюдением заранее определенных условий проверки, чтобы избежать каких-либо домыслов и иллюзий при проведении эксперимента. Книга Моуди «Жизнь после жизни » - классика жанра. Книга С. Малдун, Х.Каррингтон «Смерть взаймы или выход астрального тела » - также весьма познавательная книга, повествующая о человеке, который мог многократно переходить в своё астральное тело и возвращаться назад. А есть и чисто научные работы. На приборах очень хорошо показал процессы, сопровождающие физическую смерть профессор Коротков...

Подводя итог нашей беседы, можно сказать следующее: фактов и доказательств жизни после смерти накоплено за человеческую историю множество!

Но прежде всего мы рекомендуем вам разобраться с азбукой энерго-информационного пространства: с такими понятиями, как Душа, Дух, центр сознания, карма, биополе человека - с физической точки зрения. Все эти понятия мы детально рассматриваем в нашем бесплатном видеосеминаре «Энерго-информатика человека 1.0 », доступ к которому вы можете получить прямо сейчас.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры