Showforum дворец творчества детей и юношества. Московский городской Дворец детского и юношеского творчества (бывший Дворец Пионеров)

Главная / Психология

Созданный в начале 1958 г. Центральный Совет ВПО принял решение о строительстве в 1958-59 гг. в Москве на Ленинских горах Дворца пионеров. 29 октября, в честь 40-летия ВЛКСМ на Ленинских горах состоялась закладка "Московского городского Дворца пионеров и школьников". В тот день состоялся торжественный митинг, на котором выступили секретарь ЦК ВЛКСМ Л.Балясная, заместитель председателя Исполкома Моссовета З.Миронова, секретарь МГК ВЛКСМ В.Стукалин, молодой рабочий Е.Мичурин, студентка Л.Юдина и пионервожатая В.Кудинова. Они подчеркнули, что вскоре осуществится мечта юных москвичей – у них будет большой, светлый и удобный Дворец для занятий и отдыха.

Авторами проекта Дворца стали молодые архитекторы «Моспроекта-2» В.С.Егерев, В.С.Кубасов, Ф.А.Новиков, Б.В.Палуй, И.А.Покровский, инженер-конструктор Ю.И.Ионов. Вместе с ними работал и один из старейших архитекторов страны М.Н.Хажакян.
При проектировании учитывалось перспективное развитие инфраструктуры. Транспортная доступность здания Дворца для детей Москвы была одним из основных факторов, определивших выбор места его постройки. С приходом метрополитена на Ленинские горы можно было считать завершенным их современное транспортное освоение. Метромост через реку построен в 1958 г., станция "Ленинские горы" открыта в 1959 г. Эскалатор, двигавшийся вверх по склону, позволял подняться на Ленинские горы, не прилагая значительных физических усилий. Он стал еще одной одной радостью для детей, направлявшихся во Дворец.

Работы по строительству нового здания были начаты в конце 1958 года, а к осени 1960 года было закончено строительство главного здания.
В сентябре 1961 г. было принято специальное Постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ, по которому Дворец был объявлен ударной комсомольской стройкой. На стройке трудились юноши и девушки, приехавшие в столицу со всех концов страны; московские школьники и студенты в свободное от учебы время тоже участвовали в этом деле; в общей сложности количество молодых участников этой стройки составило 50 тысяч. Свыше 3 миллионов часов отработала на воскресниках и субботниках молодежь столицы, а пионеры – свыше 21 тысячи часов. Кружковцы часто прибегали на стройку, чтобы через огромные стеклянные витражи будущего сооружения увидеть, что же происходит внутри, и узнать, когда закончится строительство.
На территории Дворца были высажено 2 тысячи деревьев и 100 тысяч цветов. В работе по благоустройству территории активное участие приняли и ученики близлежащих школ. Дворец был готов к сдаче.
К 1 июня выпущены красочные художественные открытки с изображением интерьеров Дворца и его внешнего вида. В его оборудовании принимали участие более 300 заводов, фабрик и НИИ Москвы и других городов.

Такой радости, как эта работа, ребятам ничего не могло принести.

1 июня 1962 г. состоялось открытие Дворца. На нем присутствовали первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР Н.С.Хрущев, секретарь ЦК КПСС, первый секретарь МГК КПСС П.Н.Демичев, руководящие партийные и комсомольские работники столицы, архитекторы и строители Дворца. Хрущев и сопровождавшие его лица сели в автопоезд, специально пригнанный с ВДНХ, и отправились в поездку вокруг всего архитектурного комплекса Дворца пионеров. Временами автопоезд останавливался, и архитекторы подробно рассказывали о том, как создавались художественные и тематические композиции, выложенные каменщиками по эскизам художников, о зеленых насаждениях.

В архитектурном плане здание Дворца было новаторским для своего времени и вызвало широкое обсуждение в специальной печати. Дворец стал заметным явлением переходного этапа развития советской архитектуры.

Архитектуру Дворца отличает геометрическая четкость форм и органичное слияние с живописным ландшафтом. Удаленность от проезжей части, свободное размещение корпусов, большие остекленные плоскости и террасы органично связывают Дворец с окружающей природой.

Здание Дворца было построено в глубине территории, а роль парадного входа отводилась колоннаде, возле которой позже, в 1972 года была установлена скульптура Мальчиша-Кибальчиша, авторами которого являются скульптор В.К.Фролов и архитектор В.С.Кубасов.

Главная аллея.

Главный корпус.

Задний фасад.

Концертный зал.
Задний фасад.

Интерьер.

Особая роль в идейно-художественном образе Дворца пионеров принадлежит произведениям монументально-декоративного искусства. Художники Е.Абалин, В.Голубев, Г.Дервиз, И.Дервиз, А.Губарев, И.Дробышев, И.Пчельников не только убедительно определили их место и выбрали сюжеты произведений, но и нашли новые приемы раскрытия темы и новые материалы. Над входом в главный корпус – панно из цветной смальты "Юные ленинцы".

Фотография 60-х.

Каменная чаша (в настоящее время в ней размещается клумба и мужик с лопатой) слева от аллеи, ведущей к главному входу, по плану предназначалась для огромного газового костра.

Вид сверху.

7 декабря 2016 года Московский дворец пионеров на Воробьёвых горах отмечает 80-летний юбилей. Свыше полумиллиона юных москвичей нашли здесь друзей и единомышленников, многие определились с будущей профессией. сайт и Главное архивное управление Москвы вспоминают важные события из истории этого уникального учреждения.

Дворец начинается… с дома

В 1936 году в доме 6 в переулке Стопани (сейчас переулок Огородная Слобода, неподалёку от станции метро «Чистые пруды») открылся Московский городской дом пионеров и октябрят (МГДПиО). Это внешкольное учреждение широкого профиля знали все, и в просторечии его называли просто «Гордом», или «Дом на Стопани». Журнал «Вожатый» называл его «первой из лабораторий, которые создаются в Советской стране для воспитания нового человека, культурного гражданина социалистической родины».

Красивый особняк, где расположился Дом пионеров, до революции принадлежал семье Высоцких, которые владели одной из крупнейших чаеторговых фирм в России. Будучи гимназистом, сюда часто наведывался Борис Пастернак: влюбившись в дочь хозяина, он быстро превратился из репетитора в друга семьи. Потом здание занимали профсоюзы, Центральный клуб работников связи и Общество старых большевиков .

Для детей дом заново отделали изнутри, переиначив «купеческое безвкусие и богатство» в духе эпохи. Вот как его описывает историк Владимир Кабо: «Это был красивый белый особняк в стиле ренессанса, окружённый старым садом… В огромном холле меня встречало панно, изображающее добродушно улыбающегося Сталина с темноволосой девочкой на руках. Посреди холла — фонтан; перед новым годом здесь всегда стояла высокая, вся в огнях ёлка. Из холла двери вели в большой концертный зал и в буфет, оформленный в виде грота. Я поднимался по лестнице сначала на второй этаж, там был лекторий, где нам читали лекции на всевозможные темы и где мы встречались со знаменитыми писателями, и была комната, украшенная фресками на сюжеты народных сказок. Выше, на третьем этаже, собиралась наша литературная студия» .

Уже через год после открытия в МГДПиО работало 173 кружка и секции, которые посещали около 3500 детей и подростков. Одного здания им было мало, и Гордом занял соседний особняк (дом 5) под студии технического творчества. В этом корпусе разместились кабинет юных изобретателей, авиамодельная и деревообрабатывающая мастерские, а ещё шесть лабораторий — железнодорожного и водного транспорта, связи, фотолаборатория, химическая и энергетическая. Техническое направление в то время было приоритетным, поскольку Советский Союз переживал бурную индустриализацию.

Из детей всерьёз готовили квалифицированных специалистов: например, в железнодорожной лаборатории находилась действующая модель станции метро с электровозами, эскалаторами и диспетчерской установкой. Сделали здесь и паровозик для миниатюрной железной дороги, которую планировали устроить в саду, но помешала война…

Не только техника

Активно развивалось и художественное творчество: в Доме пионеров работали оркестр, хор, музыкальная школа, школа танца, театральная студия, театр кукол, скульптурная и архитектурная мастерские, литературная и изостудия. Один только пионерский ансамбль песни и пляски в 1937 году насчитывал 500 участников, а в постановке «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» к Пушкинским дням было занято 750 человек!

Частыми гостями литературной студии были Самуил Маршак, Агния Барто, Лев Кассиль, Аркадий Гайдар, Рувим Фраерман, Корней Чуковский. Неудивительно, что отсюда потом вышли известные писатели: Юрий Трифонов, Сергей Баруздин и Анатолий Алексин. Гордится своими выпускниками и театральная студия: среди них режиссёры Станислав Ростоцкий и Александр Митта, артисты Наталья Гундарева, Людмила Касаткина, Игорь Кваша и Ролан Быков. Актёр Сергей Никоненко вспоминает: «В этом Доме царил дух доброты и приверженности. Мы же все до самозабвения любили своих педагогов… У нас с ними было общее дело. Мы не чувствовали себя подневольными, как в школе. И они, и мы хотели одного и того же — чтобы у нас получилось как можно лучше. Они не считали, что детство — это переходный период к настоящей, то есть взрослой жизни. Они понимали, что детство — это тоже самая настоящая жизнь. Они в каждом из нас уважали личность» .

В Доме пионеров уделяли большое внимание изучению отечественной истории и географии, особенно москвоведению. Работа была не только кабинетной: например, для знакомства с культурой античности юные историки посещали фонды Эрмитажа, а летом ездили на раскопки в Крым; географы устраивали экспедиции в Подмосковье и на Кавказ.

О спорте тоже не забывали, но в основном в прикладных дисциплинах. «По велению времени» активно развивалось военно-спортивное и патриотическое направление. Уже с декабря 1936 года действовал сводный пионерский полк, где готовили будущих снайперов, танкистов, парашютистов, кавалеристов, санитаров, связистов, собаководов и голубеводов. А в 1938 году создали оборонный (позже военный) отдел, который включал стрелковый кабинет, военно-морскую лабораторию, школу инструкторов по химической и противовоздушной обороне, кружки пулемётчиков и гранатомётчиков.

В предвоенные годы был заложен фундамент и шахматного клуба Гордома, который потом стал одной из сильнейших школ этого вида спорта в столице. Юные шахматисты выпускали рукописную газету, участвовали в различных турнирах и сеансах одновременной игры со знаменитыми гроссмейстерами.

Творческое пространство

На небольшой территории Дома пионеров было собрано всё, что может привлечь и поразить детей. Хочется кататься на роликах? Вот асфальтированная площадка перед воротами. Тут же ездят детские педальные автомобили; позже для них и гараж построили. Хочется читать и готовить уроки на свежем воздухе? На тенистых аллеях — уютные скамейки. Хочется порезвиться — отправляйся на спортплощадку. Даже в зоопарк не надо идти: во дворе располагался сад с плодовыми деревьями, а в нём — бассейн с водоплавающими птицами, рядом — живой уголок с клетками для молодых зверей и небольшая конюшня с жеребёнком. Пространство Гордома было настоящим шедевром ландшафтного дизайна .

А главное — весь Дом пионеров был единым целым, огромной творческой лабораторией, где трудились увлечённые люди, которые вдохновляли и подпитывали друг друга. Из воспоминаний историка Николая Мерперта: «Весь этот Дом пионеров… представлялся очень ценным и, в наилучшем смысле этого слова, глубоким учреждением. Самые разные кружки общались друг с другом, там был великолепный театральный зал, где обычно мы встречались, и затем множество холлов, переходов, очень уютных уголков — этот старый кирпичный особняк в переулке Стопани был перестроен чрезвычайно удачно. Поэтому мы или молодёжный театр, созданный тогда же и руководимый прекрасными режиссёрами, географический кружок, в рамках исторического кабинета кружок истории Москвы — все мы общались очень-очень тесно» .

Взрослая помощь в годы войны

Несмотря на все сложности, Дом пионеров работал и во время Великой Отечественной войны (1941-1945). В основном действовали кружки, которые могли помочь фронту: швейные, столярные, слесарные, электротехнические. Но занятия продолжали и творческие студии, особенно театральная, танцевальная и хор: юные артисты устраивали концерты для красноармейцев.

В январе 1942 года Гордом взял шефство над одним из военных госпиталей. Столярный кружок делал для раненых мундштуки, швейный — кисеты, воротнички и носовые платки. К праздникам пионеры собирали для бойцов книги и грампластинки, подарили им патефон и аллоскоп (разновидность фильмоскопа, устройства для проецирования диафильмов. — Прим. сайт).

Ребята приносили подшефным письменные принадлежности — конверты, открытки, бумагу и карандаши, сами писали под диктовку весточки родным и вслух читали солдатам газеты. Юные художники украсили своими рисунками не только помещения госпиталя, но и вагоны санитарного поезда.

Хорошей традицией стали «пионерские» вторники и пятницы, когда кружковцы проводили в госпитале творческие вечера — пели, танцевали, разыгрывали сценки и читали отрывки из художественных произведений. А ещё ребята взяли на себя обязанности почтальонов, доставляя свежую прессу и корреспонденцию.

Всё это делалось так легко и весело, что бойцы радостно ждали новых встреч с пионерами. Даже комиссары госпиталя, которые вначале отнеслись к предложению помочь весьма скептически, через несколько месяцев признали Гордом полноценным шефом.

Кроме того, в годы войны Дом пионеров продолжал оказывать методическую и практическую поддержку внешкольным учреждениям и детским организациям во всех районах Москвы: разрабатывал программы занятий и готовил вожатых и инструкторов.

После войны: патриотизм и расширение границ

В послевоенные годы страна испытывала небывалый патриотический подъём. С новой силой разгорелся интерес к родной истории. Это не могло не отразиться на работе Дома пионеров: исторические кружки стали одним из главных направлений. Особенно активно они действовали при подготовке к празднованию 800-летия столицы (1947 год). Ещё в ноябре 1945 года было создано Общество юных историков Москвы, которое объединяло усилия Дома пионеров и исторических кружков в школах.

Члены Общества читали лекции, участвовали в экскурсиях и путешествиях, археологических раскопках и различных конкурсах. В 1946 году школьники прислали 25 тысяч творческих работ, посвящённых истории Москвы, в 1947-м — 80 тысяч. Здесь были рассказы, стихи, рисунки, макеты, вышивки, фотографии…

Благодаря масштабной деятельности Общество получило множество наград от Министерства просвещения, например библиотеку исторической литературы и путёвки на экскурсии по стране. Активная деятельность исторических кружков продолжалась и в последующие годы: в 1948 году прошёл конкурс «Замечательные люди Москвы», в апреле 1956-го — общегородская школьная конференция по изучению Москвы.

Развивались и другие студии и лаборатории, открытые ранее. Согласно статистике, уже в первый послевоенный год в Доме пионеров занималось более трёх тысяч школьников, а число участников концертов, конкурсов, спортивных праздников и других массовых мероприятий доходило до 35 тысяч в месяц.

В конце 1950-х годов стало ясно, что Гордом не может вместить всех желающих. В отчёте за 1956 год директор Дома пионеров В.В. Струнин писал: «По своим условиям наш Дом пионеров не может охватить кружковой работой более 3800-4000 человек… Если бы имелись соответствующие условия, состав одного только хора ансамбля можно было бы довести до 2000-3000 человек… Учитывая стремления школьников к творческой самодеятельности и значение кружковой работы в воспитании учащихся, необходимо добиваться создания в каждой школе широкой сети кружков, быстрее решать вопрос о строительстве в Москве нового Городского дома пионеров».

Смелый проект

В 1958 году Центральный совет Всесоюзной пионерской организации принял решение построить на Ленинских горах не просто новый Дом, а Дворец пионеров и школьников. Памятный камень заложили осенью того же года — 29 октября, в день 40-летия ВЛКСМ; сейчас он находится слева от аллеи, ведущей к главному входу Дворца.

Место выбрали красивое — на высоком берегу Москвы-реки, вдоль Воробьёвского шоссе (сейчас улица Косыгина). Выбрать проект оказалось сложнее: предложений было несколько десятков, одно интереснее другого. В итоге победила заявка коллектива молодых архитекторов во главе с Игорем Покровским; также в эту группу вошёл Михаил Хажакян, который в своё время участвовал в реконструкции здания МГДПиО в переулке Стопани.

Проект был настолько необычным и новаторским, что авторы не надеялись его воплотить, но, видимо, эта смелость и пришлась по душе жюри. Во-первых, зодчие хотели противопоставить новое строение дворцам прошлого — пышным и грандиозным, но едва ли пригодным для детских занятий. Во-вторых, решили гармонично вписать здание в сложившийся зелёный массив — из-за этого отказались от симметричной композиции, а потом, уже во время строительства, не раз корректировали изначальный план. В-третьих, из соображений безопасности и эстетики Дворец разместили не у дороги, а на лужайке в глубине рощи. Для полного единения с природой — «поменьше массивной каменной кладки и побольше витражей, прозрачных стеклянных стен» .

В итоге получилось здание свободной компоновки, причудливо разбросанное по ландшафтному парку. Стены украшали монументальные разноцветные панно с пионерскими эмблемами: костёр, горн, звёзды; на торцовых фасадах разместили картины «Вода», «Земля» и «Небо», которые символизируют покорение стихий человеком. Даже парадную площадь перед Дворцом не заливали бетоном или асфальтом — оставили естественный газон, лишь разделив его дорожками из белого камня. Центром композиции стал 60-метровый флагшток, который превратил территорию вокруг себя в аллегорию грандиозного корабля.

Одной из визитных карточек Дворца стал зимний сад: «Это простор, воздух, свет, высота. И конечно, пальмы, араукарии, лианы, папирус. Однако экзотике, чтобы расти, нужны нормальные тропические условия. Тропики были созданы с помощью специальной автоматизированной системы подогрева почвы, воды, воздуха. Пришлось подумать также об эффектно падающих на зелень солнечных бликах, о стеклянных куполах, сквозь которые просматривалось бы небо, о бассейне с водяными растениями, о фонтане, о решётке, отделяющей сквозную галерею от зимнего сада. Решётку сделали ажурной, декоративной, с рыбами, птицами, насекомыми, чтобы соответствовала всему остальному» .

Комсомольская стройка

Строительство, начатое в 1958 году, оказалось масштабным: для него привлекли 18 проектных организаций, а более 300 предприятий поставляли строительные и отделочные материалы, инженерные конструкции, оборудование и мебель. Помимо сотен квалифицированных рабочих 40 специальностей, в субботниках и воскресниках за четыре года приняли участие больше 50 тысяч добровольцев — юношей и девушек со всей страны. По официальным подсчётам, школьники и студенты отработали здесь свыше трёх миллионов человеко-часов! По окончании строительства на территории Дворца высадили более двух тысяч деревьев и около 100 тысяч цветов .

Открытие Дворца пионеров и школьников состоялось 1 июня 1962 года, в День защиты детей. В торжественной церемонии принял участие Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв. По воспоминаниям очевидцев, он сказал: «Я не знаю, что будут говорить другие, а мне нравится этот Дворец».

В 1967 году архитекторов и конструкторов Дворца пионеров удостоили Государственной премии РСФСР. Но лучшей наградой они наверняка считали слова известного французского зодчего Бернара Зерфюса: «Я считаю по-настоящему хорошей ту архитектуру, которая, будучи современной, не теряет признаков современности даже через много лет. Уверен: здание на Ленинских горах выдержит испытание временем» .

Испытания временем

После открытия комплекса на Ленинских горах Гордом на Стопани тоже стал дворцом — районным Дворцом пионеров и школьников имени Н.К. Крупской (сейчас Дворец творчества детей и молодёжи ЦАО).

А Дворец пионеров (теперь уже на Воробьёвых горах) за полвека вырос больше чем в два раза: если в 1962 году он включал 400 помещений, то сейчас их уже около 900, общей площадью почти 40 тысяч квадратных метров. В лабораториях, студиях, художественных и технических мастерских, спортивных школах и секциях Дворца (включая филиалы) занимаются порядка 27,5 тысячи детей от трёх до 18 лет. Всего насчитывается свыше 1300 учебных групп по 10 направлениям: наука и культура, техническое, художественное и социальное творчество, информационные технологии, экология, этнография, физическая культура и спорт. В 93 процентах студий и кружков занятия проходят бесплатно.

Учреждение неоднократно меняло статус и название: в 1992 году его переименовали в Московский городской дворец творчества детей и юношества, в 2001-м — в Московский городской дворец детского (юношеского) творчества. В 2014-2015 годах в ходе реорганизации создано Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (ГБПОУ) «Воробьёвы горы» , которое помимо Дворца включает ещё 16 образовательных учреждений — детские сады, общеобразовательные школы, колледж профессиональных технологий и центры дополнительного образования.

Неизменной остаётся суть Дворца: здесь по-прежнему работают люди, увлечённые своим делом. Они помогают детям и подросткам развить способности и таланты, найти призвание и дорогу в жизни.

А ещё Дворец пионеров, который может одновременно вместить до 20 тысяч человек, — отличная площадка для праздничных мероприятий. Дети и родители охотно собираются здесь на Рождество и Новый год, в День семьи и День защиты детей, День города, на Неделе детской книги и . Конечно, и собственный 80-летний юбилей Дворец тоже отметит , который состоится 7 декабря.

Использованные источники

  1. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты / Романюк С.К. — М.: Центрполиграф, 2016. — С. 697-698.
  2. Кабо В.Р. Дорога в Австралию: Воспоминания. — New York: Effect Publishing, 1995. — С. 63-65, 73.
  3. Внешкольник. — 2004. — № 4. — C. 24-25.
  4. Наш зимний сад. Выпуск № 1. — М.: Центр экологического образования МГДД(Ю)Т, 2010. — С. 3-12.
  5. Под знаком добра: Воспоминания бывших воспитанников отдела туризма и краеведения. — М.: МГДТДиЮ, 1997. — С. 2-6.
  6. Новогрудский Г.С. Счастливый зодчий // Товарищ Москва: сборник очерков. — М.: Советская Россия, 1973. — С. 386-393.

Объединений (кружков и секций) технического, научно-технического творчества, экологического образования , спортивных секций, объединений военно-патриотической, туристско-краеведческой направленности, информационных технологий . Расположен на правом высоком берегу Москвы-реки в районе Воробьёвы горы . Является центральным Дворцом Детского Творчества в России .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Построенное в 1959-1962 гг. здание - одна из первых построек нового типа, оформление которых было поручено группе московских художников и скульпторов. Комплекс включает самые разнообразные элементы монументальной живописи и скульптуры - панно на торцах больших корпусов, росписи стен в фойе театров, рельефы на фасадах, скульптурные указатели, рельефы на решетках.Имеющие один недостаток проблемы с вентиляцией. Все это объединено единым стилем - лапидарным, условным, тяготеющим к знаковому выражению, к символике, эмблематике, преодолевающим описательность . Проект был отобран как лучший в результате конкурса.

    Конструктор: Ю. И. Ионов.

    Организация

    История МГДД(Ю)Т

    Дворец основан в 1936 году как Московский городской Дом пионеров и октябрят (Гордом) на Стопани (ныне Огородная Слобода, м. Чистые пруды).

    Число детей, стремящихся заниматься в Гордоме непрерывно увеличивалось и к концу 1950-х гг. стало ясно, что его стены не могут вместить всех желающих. В 1958 г. на государственном уровне было принято решение о строительстве нового детского комплекса на Ленинских горах. 29 октября 1958 года состоялся торжественный митинг по поводу закладки Дворца пионеров и установлен закладной камень, на котором высечена надпись: «Городской Дворец пионеров заложен комсомольцами и молодежью г. Москвы в честь 40-летия ВЛКСМ». Дворец строился на деньги, оставшиеся после VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году. Строительство Дворца было ударной комсомольской стройкой.

    1 июня 1962 года состоялось торжественное открытие нового комплекса на Ленинских горах (в дальнейшем Воробьевых горах). Поздравить детей приехали первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев, секретарь ЦК КПСС, первый секретарь МГК КПСС П. Н. Демичев, секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов, председатель Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации Л. К. Балясная, министр просвещения РСФСР Е. И. Афанасенко, председатель Исполкома Моссовета Н. А. Дыгай, 1-й секретарь МГК ВЛКСМ Б. Н. Пастухов и другие почётные гости.

    19 мая 1972 года, в день 50-летия Всесоюзной пионерской организации, на территории Дворца пионеров был открыт памятник Мальчишу-Кибальчишу, герою сказки из повести А. П. Гайдара «Военная тайна» (скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов). 19 мая 1974 года у подножия памятника была захоронена капсула с землей с могилы Аркадия Петровича Гайдара, доставленная московскими пионерами из украинского г. Канева. Так памятник литературному герою стал мемориалом его создателю.

    В 1971 году за большие успехи в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения Дворец был награждён орденом Трудового Красного Знамени. А в 1981 году - присвоено почётное звание «Образцовое внешкольное учреждение».

    1 сентября 1988 года был открыт филиал Дворца Пионеров: Дом научно-технического творчества молодежи около станции метро Шаболовская. В 1992 году реорганизован из Московского городского Дворца Пионеров и школьников в Московский городской Дворец творчества детей и юношества. В 2001-2014 годы он носил название Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества; а с 1 сентября 2014 года стал (после объединения с рядом других образовательных учреждений) ГБПОУ г. Москвы «Воробьёвы горы». Сейчас Дворец - это 1 314 учебных групп и коллективов (в 93 % из них обучение бесплатное) по 11 образовательным направлениям, в которых занимаются около 15500 школьников, общая площадь территории Дворца - 48,6 га , общая площадь зданий - 39,3 тыс. м², их объём - 219 тыс. м³, общее количество помещений - 900 единиц.

    6 января 2007 года одной из малых планет в честь Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (Дворца пионеров) присвоено наименование «Дворец пионеров» (международное название малой планеты - 22249 Dvorets Pionerov) . Планета открыта 11 сентября 1972 года Н. С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории и зарегистрирована в международном каталоге под номером 22249, её диаметр около 3 км, минимальное расстояние от Земли 109 млн км.

    В 2014 году организация реорганизована в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воробьевы горы».

    Отделы МГДД(Ю)Т

    Директора МГДД(Ю)Т

    Традиционно проводящиеся в МГДД(Ю)Т конференции, семинары, конкурсы и фестивали

    • «День города»
    • «Неделя игры и игрушки» (проводится в дни осенних каникул)
    • Новогодние представления (проводится в дни зимних каникул)
    • «Рождество на Воробьёвых горах»
    • «Русская масленица »
    • «Неделя детской и юношеской книги » (проводится в дни весенних каникул)
    • «Сыны Отечества»
    • Фестиваль «Команда Толерантности» (12 июня)
    • Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского (ежегодно, заочный тур в декабре-феврале, очный тур в апреле на базе ДНТТМ)
    • Городской конкурс исследовательских и проектных работ школьников Москвы и России «Мы и Биосфера»
    • Фестиваль «Юные таланты Московии»
    • Ассамблея «Культура и дети »

    Дворец детского и юношеского творчества (как и Центр детского и юношеского творчества ) - вид учреждения дополнительного образования детей в России, с большим количеством детских творческих объединений, студий, художественных коллективов, объединений (кружков и секций) технического, научно-технического творчества, экологического образования, спортивных секций, объединений военно-патриотической, туристско-краеведческой направленности, информационных технологий.

    Эти дворцы и центры возникли в году после реорганизации дворцов (и домов) пионеров и школьников - как многопрофильные учреждения, где занятия проводятся, как правило, на бесплатной основе. Незначительная часть объединений (информатики, музыкального образования, раннего развития детей дошкольного возраста, отдельные виды борьбы и восточных единоборств, автоклубы) функционирует на основе родительской платы.

    Современные российские дворцы творчества детей и юношества

    Сегодня дворцы творчества занимают важное место в системе российского образования. Оставаясь вместе с Центрами детского и юношеского творчества наиболее крупными и многофункциональными учреждениями дополнительного образования детей, они, по сути, являются не только конгломератом объединений обучающихся, но и местом развития и общения детей.

    Ребёнок, занимающийся во Дворце творчества, обретает второй дом, где его не только обучают и формируют у него некие социальные навыки, но где он находит свою будущую профессию, определяет свой жизненный выбор, друзей-единомышленников, наставников на всю жизнь. Возможность добровольного выбора вида творчества, перехода из одного кружка или секции в другую, оставаясь в одном учреждении, позволяют ребёнку и подростку избрать свое место в жизни, точнее оценить свои возможности и способности, реализовать свой творческий потенциал.

    Как правило, именно Дворцы, сохранившие лучшие традиции советской системы внешкольного образования и получившие мощный импульс при развитии российской системы дополнительного образования, сегодня наиболее востребованы родителями и детьми для получения качественного образования, определяющего профессиональный выбор ребёнка. Многие из Дворцов в 90-е годы открыли на своей базе гимназии и лицеи, другие образовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов. Развивается практика совместной деятельности вузов и дворцов.

    Методическая служба региональных дворцов творчества (городских, областных, краевых, республиканских) работает не только на педагогов-работников этих учреждений, но и на муниципальные дома и центры творчества, центры юных техников, туристов и т. д., находящиеся в регионе.

    Стало хорошей практикой использовать потенциал Дворцов для возрождения детских общественных объединений , многие из руководителей региональных союзов детских организаций работают в штате Дворцов.

    Часть Дворцов имеют свои загородные учреждения отдыха и оздоровления детей (например, загородный оздоровительный центр «Зеркальный» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных) для проведения летних творческих школ и профильных смен воспитанников дворцов.

    Многие из дворцов стали лауреатами всероссийских конкурсов учреждений дополнительного образования детей.

    В рамках приоритетного национального проекта «Образование» выпускники и обучающиеся дворцов творчества получили премии для поддержки талантливой молодёжи , учреждёнными Указом Президента России № 325 от 6 апреля года. Например, более 40 воспитанников Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных в 2006-2007 годах были награждены подобными премиями в размере 30 тыс. и 60 тыс. рублей.

    Родственные учреждения в других странах

    См. также

    • Московский городской дворец детского (юношеского) творчества

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры