Синдром "спящей красавицы". Бродячий сказочный сюжет о «спящей красавице» в русской и зарубежной литературе и фольклоре Злая королева из спящей красавицы

Главная / Психология

У многих европейских народов есть сказка про злую колдунью и принцессу в зачарованном сне. На протяжении последних 400 лет легенду пересказывали под различными названиями около 1000 раз. На основе этой сказке созданы и романы. Первый из них - «Персефорест» неизвестного автора, датируется 1527-м годом.

Однако, самым известным вариантом стала история о красавице, спящей в лесу из сборника «Сказки матушки Гусыни» Шарля Перро. Великий сказочник написал ее в 1697 году.

Шарль Перро первым ввел в легенду прекрасного принца, поцелуй которого снимает заклятье зачарованного сна. Так в сказке стало три главных персонажа: колдунья, принцесса и принц.

О «Спящей красавице»


Впервые на экране колдунью Малефисенту, принцессу и принца показал Disney в 1959 году. Мультфильм назывался «Спящая красавица» и стал 16-м по счету мультипликационным проектом киностудии Disney.

Мультипликационный фильм студии Диснея «Спящая красавица» резко контрастирует с версиями классических сказок Братьев Гримм и Шарля Перро. Основное противоречие состоит в том, что по общему объему германская и французская сказки занимают около трех страниц. Сценаристам студии Диснея требовалось создать фильм протяженностью 80 минут.

На съемки ушло около десяти лет и было потрачено более $6 млн. Картина стала самой дорогой из всех, которые были сняты на студии Disney к тому моменту.

Мультфильм получил достойное музыкальное сопровождение, основанное на музыке П. И. Чайковского к балету «Спящая красавица». В частности, 2 песни «Once upon a dream» и «I wonder» основаны на вальсе-аллегро. Именно музыка, органично вплетающаяся в ход повествования, и создает аллюзию на средневековую жизнь XIV века.

Кадр из мультфильма "Спящая красавица"

О «Малефисенте»

Съемки фильма начались 11 июня 2012 года на знаменитой английской студии Pinewood Studios. Большая часть картины снималась именно на площадках этой студии. На протяжении пяти месяцев шесть павильонов, несколько квадратных километров натурных площадок, а также некоторые другие производственные площади.

Для съемок было создано около 40 декорированных площадок – начиная с небольшой комнатки 3х3 метра и заканчивая большим залом площадью в 464 м2.

Одной из натурных площадок стал старинный замок – в точности воссозданная, как внутри, так и снаружи, копия величественной постройки, которую аниматоры нарисовали в 1959 году. Пол был покрыт настоящими мраморными плитами, а в интерьере использовался подлинный антиквариат.

На строительство и украшение площадки у 250 строителей и 20 художников ушло около 14 недель.

Декорации невзрачного домика, в котором прошло детство Авроры, были выстроены на натурной площадке лондонской киностудии Pinewood Studios. Сам дом был сложен из бруса, а крыша была покрыта соломой вручную по технологии, которой пользуются профессиональные кровельщики. Во всей Великобритании наберется не более 1000 специалистов, которые зарабатывают столь экзотическим ремеслом.

О сказочном гриме

Команду по нанесению пластичного грима возглавлял семикратный лауреат премии «Оскар» Рик Бэйкер. Несколько специалистов занимались исключительно накладными рогами и ушами Малефисенты. Другие гримеры тратили каждое утро по несколько часов на нанесение грима остальным персонажам.

Бейкер вместе со своими помощниками вылепили три различных комплекта рогов, вдохновляясь оригинальным видом .

Рога были выполнены из полиуретана, достаточно легкого, но при этом очень прочного материала.

Чтобы пластические накладки в точности соответствовали изгибам лица Анджелины Джоли, гримеры сначала сделали слепок головы актрисы и отлили гипсовый бюст. Его использовали впоследствии, чтобы подгонять резиновые накладки на скулы и уши. Процедура наложения сложного пластического грима занимала ежедневно около четырех часов.

Кадр из фильма "Малефисента" Фото: WDSSPR

О сказочных костюмах и прялках

Дизайнер по костюмам Анна Шеппард и ее команда буквально вручную.

Анджелина Джоли немало поработала с профессиональными шляпниками, подбирая дизайн головного убора, который бы скрывал рога ее героини. Было разработано шесть самых разнообразных шляп, включая летний вариант из шкуры питона. Когда Малефисента появилась на крестинах, ее рога были укрыты головным убором, который подчеркивал неестественную белизну кожи.

Реквизитор Дэвид Бэлфор собрал несколько десятков прялок для сцены, в которой король накладывает массовый запрет на использование веретен во всей стране. Прялки – единственный ключевой элемент сказки, который повторялся во всех вариациях, с самых первых легенд и до наших дней. Укол пальца веретеном означал для всех принцесс погружение в глубокий беспробудный сон.

Кадр из фильма "Малефисента" Фото: WDSSPR

Об актерах и консультантах

Сэм Райли, сыгравший оборотня Диаваля, репетировал движения, которые должны быть свойственны ворону, под руководством специальных тренеров. Райли признается, что часы, которые он провел с инструкторами, были самыми конфузными за всю его актерскую карьеру. Особенно неловко он себя чувствовал, когда приходилось бегать по комнате, размахивать руками и пытаться при этом каркать. Даже в человеческом обличии Райли в образе Диаваля имел животные черты – в волосах торчали вороньи перья, а в глазах были абсолютно черные контактные линзы.

Которых сыграли Имельда Стонтон, Джуно Темпл и Лесли Мэнвилл, использовалась технология performance capture. По сюжету рост героинь не превышал полуметра, однако все нюансы мимики были зафиксированы и переданы предельно тщательно. Команда специалистов по визуальным эффектам использовала по 150 маркеров, крепившихся на лице каждой из актрис, чтобы передать малейшие гримасы оцифрованным персонажам. Феи получились очень комичными – с большими головами, широко распахнутыми глазами. Многие другие пропорции были также целенаправленно нарушены.

Наверное, каждая девушка мечтает стать спящей красавицей, которую вызволит из сновидений прекрасный принц, как и было в сюжете традиционной европейской сказки. Любители книг увидели нетривиальную историю благодаря литературной редакции братьев Гримм и . Кстати, эти же писатели работали над « » и другими произведениями, которые знакомы и взрослым, и детям. Рассказ об околдованной девушке перекочевал на просторы кинематографа и в другие литераторские творения.

История создания

Сказку о Спящей красавице придумали намного раньше, чем можно предположить. Причем некоторые исследователи искали скрытый подтекст. Например, существует устаревшая теория некоторых фольклористов, которые предполагали, что тринадцатая фея – изгой – была придумана неспроста. Дело в том, что тринадцатимесячную лунную систему изменили и сократили: таким образом, человечество «поставило в центр» не Луну, а Солнце.

Знакомый сюжет обнаруживается во французском произведении «Персефорест», которое увидело свет в XIV веке, но Шарль Перро основывался на другом источнике и опирался на фабулу, которая представлена в сказке Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия» (1634). Базиле писал о королевской дочери Талии, которой придворные астрологи предсказали опасность ото льна.

Чтобы не обрекать ребенка на незавидное существование, владельцы трона приказали убрать все травы из замка, однако такая мера предосторожности не помогла, так как спустя некоторое время Талия увидела из окна старуху, прядущую лен. Девушка попросилась попробовать прясть, но вогнала себе в палец занозу, которая и стала причиной гибели.


Расстроенные король с королевой не стали хоронить горячо любимую дочь, а приказали перенести тело девушки в загородный дворец. Далее в сюжете появляется король, который не сумел разбудить несчастную принцессу. Так как этот мужчина наведывался к девушке неспроста, вскоре Талия родила двоих близнецов, один из которых и стал ее спасителем: вместо груди мальчик стал сосать палец матери и высосал из него занозу, за счет чего главная героиня проснулась.

Позже тот король вернулся к любовнице и, увидев детей, назвал их Солнце и Луна. Далее об измене короля узнает его законная супруга и готовит для всех участников блюдо, которое принято подавать холодным, – месть. В реальной истории присутствуют жестокие мотивы, например, владелица трона приказала убить Солнце и Луну и приготовить из них жаркое «под соусом Роббер». Тем не менее у рассказа о Талии и близнецах – счастливый конец.


Шарль Перро не мог допустить, чтобы дети увидели в сказке изнасилование и заявку на каннибализм. Поэтому гений литературы проделал то же, что и с «Красной Шапочкой» – смягчил особо «острые» моменты, а также изменил причину вечного сна девушки на проклятие злой феи.

Сказка Шарля окружена волшебной атмосферой и заканчивается поцелуем и свадьбой, тогда как его предшественник описал все суровые испытания, которые пришлось пройти влюбленной паре. Также мастер слова поменял королеву на мать, а короля на принца.


Стоит сказать, что у Джамбаттисты встречается подобный момент в произведении «Юная рабыня», в котором фея проклинает красавицу Лизу и пророчит ей смерть из-за того, что мама оставит в ее волосах гребень. Кстати, в этом рукописном труде появляется хрустальный гроб, который использовали братья Гримм в «Белоснежке и семи гномах».

«Летаргическая» сказка Шарля Перро была опубликована в 1697 году и в действительности называлась «Красавица в спящем лесу». Это произведение получило признание среди искушенной публики, тем более что автор подстраивал творение под куртуазную литературу того времени, стараясь одеть персонажей в дворянские костюмы XVII века. А девушки краснели от фразы:

«Приблизился к ней с трепетом и восхищением и опустился подле нее на колени».

Перро не преследовал цели произвести впечатление на публику, потому что в каждой сказке, даже если это детское произведение про волшебников и фей, должен присутствовать философский подтекст. Так, основная мысль «Спящей красавицы» заключается в том, что сила любви способна побеждать любые невзгоды. Но для маленьких читателей есть и другие, адаптированные сюжетные линии – переводы Н. Касаткиной, Т. Габбе, А. Любарской и прочих литературных деятелей.


Что касается братьев Гримм, то у них засыпает не одна главная героиня, а все королевство, а сказка заканчивается на моменте пробуждения принцессы. Чтобы познать русский менталитет, можно обратиться к создателю « » , который написал «Сказку о мертвой царевне».

Сюжет

Классический сюжет начинается с того, что у короля и королевы родилась дочь. В честь этого события во всем королевстве намечался грандиозный пир, куда пригласили всех волшебниц, кроме одной: та фея уже полвека не показывалась из своей башни, и все подумали, что она мертва. Незваная гостья все-таки пришла на торжество, но ей не хватило столовых приборов, поэтому обладательнице волшебной палочки показалось, что с ней обошлись неучтиво.


Когда остальные феи одаривали именинницу подарками, старуха Карабосс произнесла жестокое пророчество о том, что укол веретена станет для красавицы смертельным. Но все-таки приговор смягчает другая волшебница, потому что последнее слово побеждает в споре: несчастная девушка не умрет, а уснет глубоким сном ровно на сто лет. Примечательно, что в оригинальном пересказе Шарля Перро про «бодрящий» поцелуй принца не упоминается.

Услышав предсказание колдуньи, король приказал сжечь все веретена и прялки, но его попытки спасти дочь оказываются тщетны: став взрослой девушкой, принцесса находит в загородной башне замка старушку, которая не знала о запрете на веретена и пряла кудель.


Главная героиня решила помочь, но уколола палец о веретено и упала замертво. Как только не будили принцессу: ей брызгали в лицо водой, натирали виски душистым уксусом, но никакие меры не разбудили дочь короля.

Фея, которая в свое время смягчила приговор, попросила владельцев замка покинуть место и погрузила его в вечный сон; вокруг же разрослись высокие деревья. Юная чародейка подумала, что грустно будет принцессе, когда та, очнувшись через сотню лет, не увидит ни одного знакомого лица. Поэтому фея коснулась каждого придворного волшебной палочкой, и те тоже заснули на целый век. Король с королевой избежали этой хитрости, так как, по мнению Перро, у правителей имеются дела, которых нельзя отложить на столь долгий срок.


Через сто лет в замке появился принц, который не знал о сложившейся ситуации, но услышал от прохожего о спящей красавице и о том, что пробудит ее смелый юноша. Сын короля поскакал на своей лошади в заколдованное место, где и увидел молодую девушку. Когда он опустился на колени, уколовшаяся веретеном принцесса проснулась. Следовательно, в оригинале Перро не было поцелуя, ибо героиня проснулась от того, что прошло ровно сто лет.

  • Композитор тоже представил собственное видение сказки, правда, в музыкальном исполнении. Зрители до сих пор наслаждаются одноименным балетом «Спящая красавица».
  • В 1959 году экранизацию сказки о спящей красавице представил мультипликатор , воплотив концепцию Шарля Перро в полнометражный мультфильм. Главных героев озвучили такие актеры и актрисы, как Мэри Коста, Билл Ширли, Элеонор Одли, Верна Фелтон и Барбара Джо Аллен.

  • В «Диснейленде» есть замок Спящей красавицы, построенный в качестве рекламного инструмента. Но детский парк открылся в 1955 году, за четыре года до премьеры мультфильма. О происхождении замка было объявлено в 1957 году, ибо любопытные туристы постоянно интересовались этой постройкой.
  • В мультфильме в облике злой феи появилась . Кстати, эта героиня стала популярной и даже заслужила одноименный спин-офф с в главной роли.

Жили на свете король с королевой. У них не было детей, и это их так огорчало, что и сказать нельзя. Уж каких только обетов они не давали, ездили и на богомолье, и на целебные воды - все было напрасно.

И вот наконец, когда король с королевой потеряли всякую надежду, у них вдруг родилась дочка.

Можете себе представить, что за праздник устроили в честь ее рождения! В гости к маленькой принцессе позвали всех фей, каких удалось найти в стране. Дело в том, что у фей в те времена был прекрасный обычай: наделять своих крестниц различными чудесными дарами. А так как фей оказалось семь, то принцесса должна была получить от них в приданое не меньше семи достоинств или добродетелей.

Феи и другие приглашенные съехались в королевский дворец, где для почетных гостей был накрыт праздничный стол.

Перед феями поставили великолепные обеденные приборы и по ящичку из литого золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик - тоже из чистого золота самой тонкой работы, усыпанные алмазами и рубинами. И вот, когда гости уселись за стол, дверь вдруг отворилась, и вошла старая фея - восьмая по счету, - которую забыли позвать на крестины.

А забыли ее позвать потому, что больше пятидесяти лет она не выходила из своей башни и все думали, что она давно умерла.

Король приказал, чтобы ей тоже подали прибор. Слуги исполнили это в одно мгновение, но золотого ящичка с ложкой, вилкой и ножиком на ее долю не хватило. Этих ящичков было приготовлено только семь - по одному для каждой из семи фей.

Старая фея, разумеется, очень обиделась. Она подумала, что король с королевой невежливые люди и встречают ее без должного уважения. Отодвинув от себя тарелку и кубок, она пробормотала сквозь зубы какую-то угрозу.

К счастью, юная фея, которая сидела рядом с ней, услышала ее бормотание, и, опасаясь, как бы старуха не вздумала наделить маленькую принцессу каким-нибудь очень неприятным подарком, она, чуть только гости встали из-за стола, пробралась в детскую и спряталась там за пологом кроватки. Она знала, что в споре обычно побеждает тот, за кем остается последнее слово, и хотела, чтоб ее пожелание было последним.

Когда кончился обед, наступила самая торжественная минута праздника: феи пошли в детскую и одна за другой стали преподносить крестнице свои дары.

Младшая из фей пожелала, чтобы принцесса была прекраснee всех на свете. Другая фея наградила ее нежным и добрым сердцем. Третья сказала, что каждое ее движение будет вызывать восторг. Четвертая обещала, что принцесса будет превосходно танцевать, пятая - что она будет петь, как соловей, а шестая - что она будет играть на всех музыкальных инструментах с одинаковым искусством.

Наконец очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет.

Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок припасла для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слез.

И вот тут-то юная фея появилась из-за полога и громко сказала:

Утешьтесь, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрет, а только заснет глубоким сном и будет спать ровно сто лет - до тех пор, пока ее не разбудит прекрасный принц.

Это обещание немного успокоило короля с королевой.

Однако король решил все же попытаться уберечь принцессу от несчастья, которое предсказала ей старая злая фея. Для этого особым указом он запретил всем своим подданным под страхом смертной казни прясть пряжу и хранить у себя в доме веретена и прялки.

Прошло пятнадцать или шестнадцать лет. Как-то раз король с королевой и дочерью отправились в один из своих загородных дворцов.

Принцессе захотелось осмотреть древний замок, и, бегая из комнаты в комнату, она наконец добралась до самого верха дворцовой башни.

Там в тесной каморке под крышей сидела за прялкой какая-то старушка и преспокойно пряла пряжу. Как это ни странно, она ни от кого ни слова не слыхала о королевском запрете.

Что это вы делаете, тетушка? - спросила принцесса, которая в жизни не видывала прялки.

Пряду пряжу, дитя мое, - ответила старушка, вовсе и не догадываясь о том, что говорит с принцессой.

Ах, это очень красиво! - сказала принцесса. - Дайте я попробую, выйдет ли у меня так же хорошо, как у вас.

Принцесса быстро схватила веретено и не успела прикоснуться к нему, как предсказание феи исполнилось: она уколола палец и упала замертво.

Перепуганная старушка принялась звать на помощь. Люди сбежались со всех сторон.

Чего только они не делали: брызгали принцессе в лицо водой, хлопали ладонями по ее ладоням, терли виски душистым уксусом королевы венгерской-ничего не помогало.

Побежали за королем. Он поднялся в башню, поглядел на принцессу и сразу понял, что печальное событие, которого они с королевой так опасались, свершилось.

С грустью приказал он перенести принцессу в самую красивую залу дворца и уложить там на постель, украшенную серебряным и золотым шитьем.

Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела. Щеки у нее были розовые, а губы красные, точно кораллы. И хоть глаза у нее были плотно закрыты, слышно было, что она тихонько дышит.

Стало быть, это и в самом деле был сон, а не смерть.

Король приказал не тревожить принцессу до тех пор, пока не наступит час ее пробуждения.

А добрая фея, которая спасла свою крестницу от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время очень далеко от королевского замка.

Но она сразу же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги (это такие чудесные сапоги, что стоит их надеть - и вы за один шаг будете проходить по семи миль),

Фея сейчас же пустилась в путь. Не прошло и часу, как ее огненная колесница, запряженная драконами, уже появилась возле королевского дворца. Король подал ей руку и помог сойти с колесницы.

Фея, как могла, постаралась утешить короля и королеву. А затем, так как это была очень предусмотрительная фея, она сразу же подумала, как грустно будет принцессе, когда через сто лет бедняжка проснется в этом старом замке и не увидит возле себя ни одного знакомого лица.

Чтобы этого не случилось, фея сделала вот что.

Своей волшебной палочкой она прикоснулась ко всем, кто был во дворце (кроме короля и королевы). А там были придворные, фрейлины, гувернантки, горничные, дворецкие, повара, поварята, скороходы, солдаты дворцовой стражи, привратники, пажи и лакеи.

Дотронулась она своей палочкой и до лошадей на королевской конюшне, и до конюхов, которые расчесывали лошадям хвосты. Дотронулась до больших дворцовых псов и до маленькой кудрявой собачки, по прозвищу Пуфф, которая лежала у ног спящей принцессы.

И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули. Заснули ровно на сто лет, чтобы проснуться вместе со своей хозяйкой и служить ей, как служили прежде. Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

И все это случилось в одно-единое мгновение. Феи знают свое дело: взмах палочки - и готово!

После этого король с королевой поцеловали свою спящую дочку, простились с ней и тихо вышли из залы.

Возвратившись к себе в столицу, они издали указ о том, чтобы никто не смел приближаться к заколдованному замку.

Но этого можно было бы и не делать, потому что в какие-нибудь четверть часа вокруг замка выросло столько деревьев, больших и маленьких, столько колючего кустарника - терновника и шиповника, - и все это так тесно переплелось ветвями, что ни человек, ни зверь не мог бы пробраться сквозь такую чащу.

И только издали, да еще с горы, можно было увидеть верхушки башен старого замка.

Все это фея сделала для того, чтобы ничье любопытство не потревожило покоя милой принцессы.

Прошло сто лет. Много королей и королев сменилось за эти годы.

И вот в один прекрасный день сын короля, который царствовал в то время, отправился на охоту.

Вдалеке, над густым дремучим лесом, он увидел башни какого-то замка.

Чей это замок? - спросил он. - Кто там живет?

Каждый отвечал ему то, что сам слышал от других. Одни говорили, что это старые развалины, в которых живут привидения, другие уверяли, что все ведьмы в округе справляют в заброшенном замке свой шабаш. Но большинство сходилось на том, что старый замок принадлежит людоеду. Этот людоед будто бы ловит заблудившихся детей и уносит к себе в башню, чтобы съесть без помехи, так как никто не может проникнуть вслед за ним в его логовище - ведь только он один на свете знает дорогу сквозь заколдованный лес.

Принц не знал, кому и верить, но тут к нему подошел старый крестьянин и сказал, кланяясь:

Добрый принц, полвека тому назад, когда я был так же молод, как вы, я слыхал от моего отца, что в этом замке спит непробудным сном самая прекрасная принцесса на свете и что спать она будет еще полвека, до тех пор, пока ее суженый, сын какого-то короля, не придет и не разбудит ее.

Можете себе представить, что почувствовал принц, когда он услышал эти слова!

Сердце у него в груди так и загорелось. Он сразу решил, что ему-то и выпало на долю счастье - пробудить от сна прекрасную принцессу!

Недолго думая принц дернул поводья и поскакал в ту сторону, где виднелись башни старого замка, куда влекли его любовь и слава.

И вот перед ним заколдованный лес. Принц соскочил с коня, и сейчас же высокие, толстые деревья, колючий кустарник, заросли шиповника - все расступилось, чтобы дать ему дорогу. Словно по длинной прямой аллее, пошел он к замку, который виднелся вдали.

Принц шел один. Никому из его свиты не удалось последовать за ним - деревья, пропустив принца, сразу же сомкнулись за его спиной, а кусты опять переплелись ветвями.

Такое чудо могло испугать кого угодно, но принц был молод и влюблен, а этого довольно для того, чтобы быть храбрым.

Еще сотня шагов - и он очутился на просторном дворе перед замком. Принц посмотрел направо, налево, и кровь похолодела у него в жилах. Вокруг него лежали, сидели, стояли, прислонившись к стене, какие-то люди в старинной одежде. Все они были неподвижны, как мертвые.

Но, вглядевшись в красные, лоснящиеся лица привратников, он понял, что они вовсе не умерли, а просто спят. В руках у них были кубки, а в кубках еще не высохло вино, и это ясно показывало, что внезапный сон застиг их в ту минуту, когда они собирались осушить чаши до дна.

Принц миновал большой двор, вымощенный мраморными плитами, поднялся по лестнице, вошел в залу дворцовой стражи. Латники спали стоя, выстроившись в ряд, с карабинами на плечах, и храпели вовсю.

Он прошел множество покоев, полных разодетыми придворными дамами и нарядными кавалерами. Все они тоже крепко спали, кто стоя, кто сидя.

И вот наконец он вошел в комнату с золочеными стенами и золоченым потолком. Вошел и остановился.

На постели, полог которой был откинут, покоилась прекрасная юная принцесса лет пятнадцати-шестнадцати (если не считать того столетия, которое она проспала).

Принц невольно закрыл глаза: красота ее так сияла, что даже золото вокруг нее казалось тусклым и бледным. Дрожа от восторга, он приблизился и опустился перед ней на колени.

В это самое мгновение час, назначенный доброй феей, пробил.

Принцесса проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.

Ах, это вы, принц? - сказала она.- Наконец-то! Долго же вы заставили себя ждать!..

Не успела она договорить эти слова, как все кругом пробудилось.

Заржали в конюшне лошади, заворковали голуби под крышей. Огонь в печи загудел что было мочи, и фазаны, которых поварята не успели дожарить сто лет тому назад, зарумянились в одну минуту.

Слуги под присмотром дворецкого уже накрывали на стол в зеркальной столовой. А придворные дамы в ожидании завтрака поправляли растрепавшиеся за сто лет локоны и улыбались своим заспанным кавалерам.

В зале дворцовой стражи латники снова занялись своим обычным делом - затопали ботфортами и загремели оружием.

А привратники, сидевшие у входа во дворец, наконец осушили кубки и опять наполнили их добрым винцом, которое за сто лет стало, конечно, старше и лучше.

Весь замок - от флага на башне до винного погреба - ожил и зашумел.

А принц и принцесса ничего не слышали. Они глядели друг на друга и не могли наглядеться. Принцесса позабыла, что ничего не ела уже целый век, да и принц не вспоминал о том, что у него с утра не было во рту маковой росинки. Они разговаривали целых четыре часа и не успели сказать даже половины того, что хотели.

Но все остальные не были влюблены и поэтому умирали от голода.

Наконец старшая фрейлина, которой хотелось есть так же сильно, как и всем другим, не вытерпела и доложила принцессе, что завтрак подан.

Принц подал руку своей невесте и повел ее в столовую.

Принцесса была великолепно одета и с удовольствием поглядывала на себя в зеркала, а влюбленный принц, разумеется, ни слова не сказал ей о том, что фасон ее платья вышел из моды, по крайней мере, сто лет назад и что такие рукава и воротники не носят со времен его прапрабабушки.

Впрочем, и в старомодном платье она была лучше всех на свете.

Жених, с невестой уселись за стол. Самые знатные кавалеры подавали им различные кушанья старинной кухни. А скрипки и гобои играли для них прелестные, давно забытые песни прошлого века.

Придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в заколдованном лесу. Песня очень понравилась тем, кто ее слышал, и с тех пор ее стали петь все от мала до велика, от поварят до королей.

А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла наконец до нас с вами.

Пересказ с французского Т. Габбе

Убедительно доказывает, что зло бывает чертовски привлекательным.

В детстве Джоли много раз пересматривала диснеевский мультфильм «Спящая красавица» . Большинству девочек нравилась его главная героиня - белокурая принцесса Аврора, которая уколола палец о веретено и погрузилась в волшебный сон. Но Анджелину в этой сказке завораживал образ Малефисенты - колоритной могущественной злодейки с эффектным головным убором в виде рогов. «Я очень боялась ее, но все равно любила», - признается актриса.

Много лет спустя, когда в Голливуде решили экранизировать историю знаменитой колдуньи, Джоли стала основной претенденткой на роль Малефисенты. По замыслу авторов, красота героини должна покорять зрителей с первого взгляда, а кто с этим справится лучше, чем самая желанная женщина мира. В новом фильме сюжет о Спящей красавице (ее играет актриса Эль Фаннинг) уходит на второй план, в центре сценария - биография волшебницы, которая в юности вовсе не была злой и мстительной. Сердце бывшей феи Малефисенты ожесточили предательство близких и вынужденная борьба за любимое королевство.

На съемках ежедневно по четыре часа актрисе накладывали грим. Внешность Анджелины подверглась значительной трансформации. Звезде пришлось носить специальные силиконовые накладки на нос, скулы и уши, чтобы черты лица выглядели более резкими. Изменился и цвет ее глаз: Джоли надевала золотистые контактные линзы, раскрашенные профессиональным художником. Но главным испытанием стали 30-сантиметровые черные рога, крепившиеся на шлем с помощью магнитов. Первое время актриса не справлялась с тяжелой конструкцией и постоянно задевала ею декорации и съемочную аппаратуру. Рога ломались, художникам приходилось делать новые - для съемок было создано в общей сложности около 20 шлемов из различных материалов.

По сценарию в одном из эпизодов Малефисента встречается с 4-летней принцессой Авророй, и девочка при этом совершенно не боится злой колдуньи. Поиски ребенка стали для съемочной группы настоящей проблемой: при виде Анджелины в черной мантии и с рогами на голове малыши начинали кричать и плакать. В итоге роль принцессы стала дебютом Вивьен Джоли-Питт - младшей дочери актрисы и ее гражданского супруга Брэда Питта . Девочка оказалась единственной, кто не испугался зловещей волшебницы. В сцене крестин Авроры снялись и старшие дети звездной пары - Пакс и Захария, изображавшие принца и принцессу из дальних стран.

Еще три красавицы колдуньи: кто на свете всех милее?



Формально главную роль в этой картине играла звезда «сумеречной саги» Кристен Стюарт , но и зрителям, и критикам фильм запомнился благодаря Шарлиз Терон. Бессердечная мачеха, вскоре после свадьбы убивающая своего супруга-короля, она меняет роскошные костюмы в каждой сцене и носит перстни в виде хищных когтей, которыми вырывает сердца у птичек и душит юных девушек, чтобы забрать у них молодость. «Больше всего мне понравилось орать на людей, - шутила потом Шарлиз. - Наконец-то на работе можно было разрядиться».

Немецкие сказочники в фильме изображены шарлатанами, которые не верят в волшебство и пугают легковерный народ с помощью трюков и фокусов. Это продолжается до тех пор, пока они не встречают настоящую колдунью - Зеркальную королеву, помешанную на идее вечной молодости. Роль главной злодейки предназначалась для Умы Турман , но та от съемок отказалась, освободив место итальянской диве Монике Беллуччи. «Судьба моей героини - предупреждение для тех, кто отождествляет себя со своим отражением в зеркале», - заявляла актриса.

Британская звезда обожает авторское кино и редко снимается в блокбастерах, однако ради роли Белой колдуньи в трилогии «Хроники Нарнии » она сделала исключение. Главной причиной стали дети актрисы: незадолго до съемок Суинтон как раз начала читать сказки своим близнецам и поняла, что в ее фильмографии нет ни одной картины для семейного просмотра. «Я создала совершенно новый образ, - говорила она. - Моя колдунья не кричит и не угрожает, как обычные злодеи. Даже темные дела она творит спокойно, элегантно и с достоинством».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры