Еще народу русскому пределов не. Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь

Главная / Ссоры

Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь. Ты проснешься ль, Исполненный сил? Н.А.Некрасов.

Картинка 3 из презентации «Некрасов о народе» к урокам литературы на тему «Некрасов»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Некрасов о народе.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2528 КБ.

Скачать презентацию

Некрасов

«Некрасов тест» - Это… Гриша Добросклонов Яким Нагой Ермил Гирин Матрена Тимофеевна. 2. Кого из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» автор считает счастливым? К.Ф. Рылееву А.С. Пушкину А.А. Блоку Н.А. Некрасову. Хватит спать! Тест к литературной игре «Я лиру посвятил народу своему…» по творчеству Н.А. Некрасова для учащихся 10-х классов.

«Уроки по Некрасову» - Я лиру посвятил народу своему. Не всегда даже у Некрасова была квартира. Бурлаки на Волге. Почему Некрасова считаем поэтом – гражданином и поэтом народным? 1847-1866г. Подведение итогов урока VII. Проблемный вопрос урока: И.Е.Репин. Жестокий помещик-крепостник, страстный охотник и азартный игрок. Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский IV.

«Железная дорога Некрасов» - Покоряйся нам, земля! Стихотворец, музыкальный критик. Зачем туда, где блещет солнце, Переносить тяжелый паровоз? Репродукция с картины Г.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». . Пейзаж Антитеза Сон Эпиграф Символ. С. Шевырев, Д. Струйский, Я.Полонский, А. Фет, Н. Некрасов – современники, поэты 19 века.

«Творчество Некрасова урок» - И. Смирнов. Н. Некрасов. 2. 8. 3. «Пророк»,1826г. Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени… Николай Васильевич Гоголь (1809- 1852). «Пророк»,1841г. 1. Урок-КВН по творчеству Н. А. Некрасова.

«Стихотворения Некрасова» - Николай Алексеевич Некрасов. А. В. Дружинин. А. Н. Островский. И.Е.Репин. Поэтическое кредо Некрасова. Стихотворения на тему «Поэты и поэзия». Карабиха – имение Н.А.Некрасова, купленное в конце 1861 года. Некрасов утверждает гражданскую роль поэта. И. А. Гончаров. Сестра твоя родная!» 1848. 1845 – 1846 г.г. Выходит альманах «Физиология Петербурга», в котором стихи Н. А. Некрасова.

«Некрасов 10 класс» - Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Выполнили ученики 10 класса СОШ№2 Волков И. и Грушко Е. руководитель Емельянова О. Б. Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью и воодушевлением. Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны… Тупик, в который приходят чувства.

Всего в теме 30 презентаций

Примерные темы итогового сочинения по литературе 2015-2016

Яндекс.Директ

Предлагаем вам примерные темы выпускных сочинений по направлениям.

1. Время:

Проблемы века

Время поиска

Время рассказать о человеке…

Человек и время

Общество и эпоха

Время мужания

Время испытаний

Пора взросления

Время, вперед!

Герой(и) нашего времени

« О времена, о нравы! » (Марк Туллий Цицерон)

История - ключ к пониманию народа

Писатель – судья своего времени

" Время разбрасывать камни и время собирать камни" (Из Библии.)

« Времена не выбирают, в них живут и умирают » (А.С.Кушнер)

« В наши подлые времена человеку совесть нужна » (Н.Коржавин)

2. Дом:

Дом – центр мира для человека

Дом-основа человеческого бытия

Дом – хранитель православных ценностей

Дом – прекрасная мечта о счастье

Дом – жилище, местообитание семьи

Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий

Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.

Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.

Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни.

Дом – портрет души семьи.

Дом – памятник человеку

Дом – хоромина для души и тела.

Потеря дома – крушение нравственных идеалов. (О затоплении деревень в 70-80 годы 20 века.)

Дом – разлад с собой и миром.

Дом – совесть для человека

Дом – тревога

Дом – судьба

Дом – возрождение идеалов.

Дом – Россия

Дом – это место, где тебя всегда ждут

« Родительский дом- начало начал »

3. Путь:

Ах, дорожка, фронтовая…

Долгий путь домой…

Жизненный путь

Путь познания

Путь в вечность (Человек родом из вечности.)

Дорога в никуда…

Дорога чести

Тип « русского скитальца » в литературе

« Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь » (Н.А.Некрасов)

Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)

Путь к себе...

4. Любовь:

Любовь на века

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Любовь сильнее смерти…

Любовь и война…

Любовь и разлука…

Любовь есть духовное возрождение...

Лики любви...

« Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви? »

« От любви к женщине родилось все прекрасное на земле » (А.М.Горький)

Лицемерная любовь хуже ненависти.

5. Год литературы в России:

« Моя любимая книга »

« Роль книги в моей жизни »

« Кто для Вас идеальный герой литературы? »

« Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете? »

« Можно ли обойтись без книг? »

« Можно ли испытать радость, читая книгу? »

« Какие вопросы задает человеку литература? »

Литература - это исповедь или проповедь?

Какие мысли и чувства вызывают финальные сцены любимых книг?

« Самые яркие персонажи в литературе - неудавшиеся отрицательные герои. Самые тусклые - неудавшиеся положительные ». (С.Д.Довлтов)

« Поэт в России - больше, чем поэт »

« Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро. »(Ф.Абрамов)

« Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению » (Ф.Бэкон)

Юбилейные даты « Года литературы в России »:

« Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом (А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня? »

« А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте »,

« Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) » и т.д.

Любовь- высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античности. Тему Любви можно раскрыть по-разному:

любовь к мужчине или женщине

любовь к родителям или ребенку

любовь к Родине

любовь к делу, которое ты выбрал.

Смотреть материалы для подготовки

Любовь к женщине или мужчине…

Неисчерпаемость этой темы очевидна. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя!. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литерат урным материалом для осмысления феномена любви.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.С.Тургенев «Отцы и дети»,И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», А.И.Куприн "Гранатовый браслет", М.А.Шолохов «Тихий Дон» и многие другие. Приводя примеры из этих произведений, важно помнить, что любовь бывает разной - страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной... В указанных книгах говорится о любви несчастливой, а вот о счастливой любви можно взять примеры в произведениях: Л.Н.Толстой "Война и мир", М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита", О.Генри "Дары волхвов", А.И.Куприн "Куст сирени".

Любовь к Родине в ЛИРИКЕ

М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину - значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляе

т свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-кре постническую, официальную Россию.

Н.А.Некрасов

Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны -

Я песни Родине слагал! -

заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” - с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,-

писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил, ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

С.А.Есенин

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, которая для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина. В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” - восклицает он, обращаясь к Руси.

Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

А.А.Блок

По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В стихотворении «Русь» поэт создает атмосферу тайны, язычества:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте.

…До боли

Нам ясен долгий путь!

Здесь поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой.

В стихотворении «Россия» Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

А.А.Ахматова

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Эта тема стала одной из основных в ее поэзии, прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для неё эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе. Впервые тема Родины появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая». В него вошли стихотворения, написанные в 1912--1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»). В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль, переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы«туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (если считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигранто

в Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой - «не осквернился») скорбный дух...

Любовь к МАТЕРИ

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами. О них слагают песни, стихи, прекрасные легенды и серьезные книг.

Для христианского мира прообразом идеальной матери, конечно же, является Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость – эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви.

Н.А. Некрасов Стихотворения «Великое чувство…», «Мать»

Стихотворение посвящено самому святому в жизни каждого человека – матери:

Великое чувство, его до конца

Мы живо в душе сохраняем.

Мы любим сестру и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем

С помощью синтаксического параллелизма Некрасов акцентирует наше внимание на риторическом восклицании «Великое чувство!» и на мысли, что ни дети, ни матери не могут обойтись друг без друга.

Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

(Из стихотворения «Мать»)

С.А.Есенин Стихотворение "Письмо к матери". Сердце поэта тянется к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С.Есенин обращается с письмом-стихотво

рением к матери:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов ("вечерний несказанный свет") и эмоционально окрашенного слова "струится".

Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о "кабацких драках", о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она "часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну.

И.А.Бунин Стихотворение "Матери".

В стихотворении поэт вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает:

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

«Ангел-хранитель над тобой!»

Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни.

Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».

В.А.Закруткин Повесть "Матерь человеческая"

В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. Мужа Ивана и сына Васятку повесили фашисты. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, встретив раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!». И сердце русской женщины дрогнуло. Мария принимает под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор. Повесть В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, чья душа пропитана любовью.

Любовь к своей профессии

Конфуций писал: «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». Любовь к своему делу… Это качество в людях завораживает, останавливает и вызывает желание либо испытать нечто подобное, либо как можно быстрее убежать от слепящего чувства восторга, которым искрятся увлеченные. Они как влюбленные, встречаясь с которыми, люди не могут скрыть своего отношения к жизни, радости и любви.

В каких книгах российских классиков можно найти примеры для раскрытия этой темы?

Н.С.Лесков «Левша», И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.П.Платонов "В прекрасном и яростном мире", Ю.П.Герман «Дело, которому ты служишь», В.М.Санин "72 градуса ниже нуля", Д.А.Гранин "Иду на грозу", "Зубр", В.Г.Распутин "Уроки французского", В.Д.Дудинцев "Белые одежды".

Составитель: И.А.Суязова

ФИПИ : Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставили его написать великую поэму "Кому на Руси жить хорошо". Над этим произведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своей души, вложив в нее свои думы о русской жизни и ее проблемах.

Путешествие семерых странников в поэме — это поиск прекрасного человека, живущего счастливо. По крайней мере, это попытка найти такового на своей многострадальной земле. Мне кажется, трудно понять некрасовскую поэму без уяснения некрасовского идеала, который в чем-то сближается с идеалом мужицким, хотя он намного шире и глубже.

Частица некрасовского идеала проглядывает уже в семерых странниках. Конечно, во многом они темные еще люди, лишенные верных представлений о жизни "верхов" и "низов" общества. Поэтому кому-то из них кажется, что счастливым должен быть чиновник, другим — поп, "купчина толстопузый", помещик, царь. И долго они будут упрямо придерживаться этих взглядов, отстаивая их, пока жизнь не внесет ясность. Но какие это милые, добрые мужики, какие простодушие и юмор светятся на их лицах! Это люди чудаковатые, а точнее — с чудинкой. Позже Влас скажет им так: "Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!"

Странники надеются найти на своей земле райский уголок — Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Наивное, конечно, желание. Но на то они и люди с чудинкой, чтобы хотеть, идти и искать. К тому же они правдоискатели, одни из первых в русской литературе. Им очень важно докопаться до смысла жизни, до сути того, что такое счастье. Некрасов очень ценит это качество у своих крестьян. Семеро мужиков — отчаянные спорщики, они часто "кричат — не образумятся". Но ведь именно спор и толкает их вперед по дороге необъятной России. "Им дело до всего" — все, что видят, они мотают на ус, примечают.

Нежно и любовно относятся странники к окружающей их природе. Они чутки и внимательны к травам, кустам, деревьям, цветам, они умеют понимать животных и птиц и разговаривать с ними. Обращаясь к птичке, Пахом говорит: "Отдай свои нам крылышки. Все царство облетим". Каждый из странников имеет свой характер, свой взгляд на вещи, свое лицо, и в то же время вместе они представляют собой нечто спаянное, единое, неразлучное. Даже говорят они часто хором. Образ этот прекрасен, недаром объединяет мужичков священная цифра семь.

Некрасов в своей поэме рисует настоящее море народной жизни. Тут и нищие, и солдаты, и ремесленники, и ямщики; тут и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей; здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева и многие другие. Не закрывая глаза на тяготы народной жизни, Некрасов показывает бедность и нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию. Поэт не утаивает темноты крестьян, их пьяного загула.

Но мы ясно видим, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Автор поэмы передает трудолюбие, отзывчивость к чужому страданию, душевное благородство, доброту, чувство собственного достоинства, удаль и веселость, нравственную чистоту, свойственные крестьянину. Некрасов утверждает, что "почва добрая — душа народа русского". Трудно забыть, как вдова Ефросинья во время холеры самоотверженно ухаживает за больными, как "работой, хлебушкой" крестьяне помогают Вавиле и инвалиду-солдату. Разными способами раскрывает автор "золото сердца народного", как сказано в песне "Русь".

Тяга к прекрасному является одним из проявлений душевного богатства русского народа. Глубокий смысл имеет эпизод, когда во время пожара Яким Нагой спасает не деньги, с таким трудом собранные, а картинки, так ему полюбившиеся. Вспоминается и крестьянский певец, обладавший очень красивым голосом, которым он "пленял сердца народные". Вот почему Некрасов так часто, говоря о крестьянах, использует существительные с ласкательными суффиксами: старинушка, солдатики, ребятушки, поляночка, дороженька. Он убежден, что ни тягостной "работою",

Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.

Сердечный гнев, который порой у крестьян проявляется в действии, в их решительной борьбе против притеснителей имеет особое значение для Некрасова. Он показывает людей, полных жаждой социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.

Среди этих персонажей важное место занимает Савелий. Поэт наделяет его чертами богатыря. Они сказываются уже во внешности старика Корчагина: со своей "большущей сивой гривою..., с большущей бородой, дед на медведя смахивал". Стоило ему подтянуться в светелке, как он пробьет в ней дыру. Могучая удаль этого крестьянина сказывается и в том, что в одиночку хаживал он на медведя. Но главное — он презирает рабскую покорность и мужественно стоит за народные интересы. Любопытно, что сам он отмечает богатырские черты в мужике: "Спина... леса дремучие прошли по ней — сломилися... Все терпит богатырь!" Но порой и не терпит. От молчаливого терпения Савелий и его друзья-корежинцы переходят к пассивному, а затем и к открытому, активному протесту. Об этом свидетельствует история с немцем-издевателем Фогелем. История жестокая, но финал ее вызван тем народным гневом, который у мужиков накопился. Итогом стала двадцатилетняя каторга и плети, "лет двадцать поселения". Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.

Некрасов славит могучие силы, таящиеся в народе, и ту душевную красоту, которую сохранил этот столетний дед. Он может умиляться при виде белочки в лесу, любоваться "каждым цветиком", нежно и трогательно относиться к внученьке — Матрене Тимофеевне. Что-то былинное есть в этом некрасовском герое, недаром называют его, как Святогора, "богатырем святорусским". Я бы поставил эпиграфом к отдельной теме Савелия его слова: "Клейменный, да не раб!"

К словам деда, к его жизнеописанию прислушивается его внучка Матрена Тимофеевна. Мне кажется, что в ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера. Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Мне кажется, что Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в "Тройке", и в "Орине" — матери солдатской", и в Дарье из поэмы "Мороз, Красный нос". Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:

Матрена Тимофеевна —
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Остается в памяти исповедь ее женской души перед странниками, в которой поведала она и о том, как предназначена была для счастья, и о своих счастливых минутах жизни ("Мне счастье в девках выпало"), и о тяжелой женской доле. Повествуя о неустанном труде Корчагиной (пастушество с шести лет, работы в поле, за прялкой, хлопоты по дому, рабский труд в замужестве, воспитание детей), Некрасов раскрывает еще одну важную сторону своего эстетического идеала: как и дед ее Савелий, Матрена Тимофеевна пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность.

"Сердце гневное ношу..." — подытоживает героиня свой долгий, выстраданный рассказ о горестной жизни. От ее образа веет какой-то величавостью и богатырской мощью. Недаром она из рода Корчагиных. Но и ее, как и многих других людей, встретившихся странникам в их блужданиях и поисках, нельзя назвать счастливою.

А вот Гриша Добросклонов — совсем иное дело. Это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну "батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.

Жизнь Гриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, родной вахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своим трудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с их ребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков и бурлаков на Волге:

Лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Бывая там, "где трудно дышать, где горе слышится", герой Некрасова становится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, "благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца". И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.

Своими чертами Добросклонов напоминает Добролюбова; происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь — чахотка, склонность к поэтическому творчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал, который нарисован Некрасовым в стихотворении "Памяти Добролюбова", немного "спуская его на землю" и чуть "утепляя" его. Как и Добролюбову, Грише судьба готовила

Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Пока же Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиеся перед ним природный и крестьянский миры. Он словно слит с "высокими курчавыми березками", такой же юный, такой же светлый. Не случайно он пишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особенно привлекательным. "Веселой", "Доля народа", "В минуту унынья, о родина-мать", "Бурлак", "Русь", — в этих песнях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся к свободе Отчизны. Кроме того, он слышит песню ангела милосердия "средь мира дальнего" — и идет — согласно ее призыву — к "униженным и обиженным". В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническим человеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых она выслала "на честные пути", так как они отмечены "печатью дара Божьего".

Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.

Некрасов предлагает свое решение вопроса о том, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к "пиру на весь мир".

Алгоритм написания итогового сочинения

Бондаренко Н.А.,

учитель литературы МАОУ «ЛНИП»

городского округа Королёв

Московской области


Алгоритм написания сочинения

2) Определите проблему/вопрос, которые содержатся в теме

3) Сформулируйте тезисы, которые раскрывают проблему, отвечают на поставленный вопрос

1) Выберите тему

5) Продумайте композицию работы, напишите план или план-схему

4) Подберите произведения (1- 4), на материале которых сможете доказать свою точку зрения

6) Напишите черновой вариант работы

8) Напишите окончательный вариант работы

9) Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки

7) Перечитайте написанное, внесите необходимую правку


Композиция сочинения

Композиционная структура

Логическая структура

Вступление

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Основная часть

Заключение

Постановка проблемы/вопроса, которые содержатся в теме (4-5 предложений).

Ответ на главный вопрос темы, последовательное доказательство главной мысли сочинения (на примере произведений художественной литератруры (1–4)) с учетом проблемы (проблем), поставленной во вступлении.

Тезис 1

Обобщение по всей теме; выводы (если их несколько, то каждый вывод – с новой строки).

Должно быть не менее

Краткий и точный ответ на вопрос, поставленный во вступлении; сжатый итог рассуждения (2-5 предложений).

Микровывод (обобщение)

3-х тезисов !

Структура сочинения

Тезис 2

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)

Логический переход к новой мысли

Тезис 3

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)


Вступление + заключение = не более ¼ сочинения.

Заключение должно перекликаться со вступлением и содержать выводы по проблеме

(проблемам), поставленной во вступлении

В основной части должна быть решена проблема (проблемы)/получен ответ на вопрос (вопросы), поставленный во вступлении

Постоянно в прямой или синонимичной форме обращайтесь к формулировке темы

(во вступлении, основной части и заключении сочинения), чтобы подчеркнуть соответствие работы выбранной теме

Варианты вступления

Виды вступлений

Особенности

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Пример

Предполагает краткую характеристику определенной эпохи, анализ социально-экономических нравственных, политических и/или культурных особенностей того времени

(Направление «Путь».

Достоинства

История России, российской нации полна тревог и испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Борьба с татаро-монгольским игом и покорение Сибири, тяжелые времена Смуты и грандиозные преобразования петровского времени, разруха после волны революций и дерзкий взлет авангардного искусства, тяготы послевоенных лет и энтузиазм строителей Байкало-Амурской магистрали… Всякий раз, когда казалось, что жизнь и сознание русского человека загнано в тупик, покорено и раздавлено, прорастали свежие побеги надежды на то, что лучшее впереди, появлялись новые силы и крепилась вера – вера в Бога, вера в страну, вера в человеческие возможности. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы наш народ в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? Именно вопрос об «отсутствии пределов» сейчас, как и в иные времена, продолжает волновать каждого, кто считает своей Родиной великую Россию.

Тема: (Н.А.Некрасов)).

Недостатки

- Универсаль-ность.

- Широкий охват времени и пространства.

- Необходим широкий кругозор.

- Возможен значительный объем.

Варианты вступления

Виды вступлений

Особенности

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Пример

(Направление «Путь».

Достоинства

Едва ли не всякий русский человек уверен в том, что для нашего народа не существует непреодолимых границ и нестерпимых трудностей. Что рождает подобную уверенность в силе и твердости духа русской нации? Непростой исторический путь, постоянный поиск истины, приход к равновесию через заблуждения и утраты, примеры настоящего мужества и истинной святости – все это помогает утвердить в сознании мысль о безграничном, бесконечном пути, по которому развивается Россия и русский народ. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? На этот вопрос уверенно отвечает отечественная литература.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)).

Недостатки

- Самый «выгодный» вариант вступления.

- Удобный пере-ход к проблеме/ вопросу.

- Абстракт-ность рассуждения.

- Рассуждение начинается уже во вступлении.

Варианты вступления

Виды вступлений

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Особенности

Пример

Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме

(Направление «Путь».

Достоинства

Нет в отечественной литературе человека более преданного простому русскому человеку, чем Николай Алексеевич Некрасов. Никакие жизненные трудности, лишения и невзгоды, соблазны столичной жизни не заставили этого замечательного поэта изменить главной теме своей жизни – теме судьбы русского народа. Исследуя русскую душу, анализируя русскую историю, изучая русский быт, Некрасов все более утверждался в мысли о твердости и несокрушимости целой нации, частью которой являемся все мы. Почему в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Универсальность.

(Н.А.Некрасов)).

- Переход к анализу уже во вступлении.

- Предполагает знание биогра-фии писателя/ поэта.

- Предполагает хорошее знание текста художе-ственного произведения.

- В основной части предпола-гается обраще-ние к творчест-ву именно того писателя/поэта, который упомянут во вступлении.


Варианты вступления

Виды вступлений

ЦИТАТНОЕ

Особенности

Пример

В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли

(Направление «Путь».

Достоинства

«Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Так великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов определяет безграничную веру в русский народ, передает уверенность в его будущем благополучии. Да, русский человек многое пережил, вытерпел, выдюжив на своих плечах семью, страну, веру. Его испытания продолжаются и сейчас. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Прямая связь с темой.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Предполагает точность цитирования (может использоваться цитата, не заявленная в теме сочинения).


Варианты вступления

Виды вступлений

ЛИЧНОСТНОЕ

Особенности

Пример

Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения

(Направление «Путь».

Достоинства

Я не случайно выбрал(а) эту тему для своей работы. Вопрос, который она поднимает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, являющегося частью своего народа, живущего интересами своего времени. Почему Николай Алексеевич Некрасов так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Универсальность.

(Н.А.Некрасов)).

- Простота изложения.

- Невысокая степень «погружения» в тему в начале работы.

- Не самый удачный вариант вступления из-за универсальности формулировок.


Варианты заключения

Виды вступлений

ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО

Особенности

Пример

Предполагает возвращение к основной мысли сочинения с изложением ее более широко и эмоционально

(Направление «Путь».

Достоинства

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что Николай Алексеевич Некрасов предложил не просто лозунг, утверждая, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Поэт уверенно и ясно заявил то, что выстрадано всем его творчеством: сила духа русского человека, его терпеливый труд и вера в добро и справедливость открывают широкие возможности для его развития и делают его непобедимым как духовно, так и физически.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Самая типичная и логичная концовка сочинения.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Иногда звучит чрезмерно патетично.


Варианты заключения

Виды вступлений

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Особенности

Пример

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает к основной проблеме, заключенной в теме, подчеркивая ее актуальность

(Направление «Путь».

Достоинства

К сожалению, испытания русского народа не закончились. Постоянная борьба и утверждение ценности, уникальности русского характера продолжаются и ныне. Сколько еще нужно пережить, перетерпеть, преодолеть, чтобы весь мир и мы сами убедились в том, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Тесная связь со вступлением.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Не всегда удачно бывает поставлен финальный вопрос.


Варианты заключения

Виды вступлений

ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ

Особенности

Пример

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить свое отношение к проблеме

(Направление «Путь».

Достоинства

В заключении работы хочу обратиться с призывом: верьте в русский народ, в силу его духа, в его безграничные возможности. Только уверенность друг в друге, сплоченность и единство сознания помогут преодолеть любые трудности, возникающие на пути развития страны, нации.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Простота и краткость изложения.

(Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Не всегда удачно мысль в заключении соотнесена с основной мыслью сочинения.


Варианты заключения

Виды вступлений

ЦИТАТА

Особенности

Высказывание, достаточно полно выражающее мысль

Пример

Достоинства

(Направление «Путь».

Сколько бы ни продолжались споры об уникальности русского характера, об особом пути России, невозможно ожидать универсального и точного ответа на подобный вопрос. Но я знаю точно: мновековая история становления нашей нации и утверждения государственности в нашей стране доказывает справедливость слов Н.А. Некрасова: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»!

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Удобный вариант при наличии цитаты в теме сочинения (но в этом случае нельзя использовать цитатный вариант вступления!).

(Н.А.Некрасов)).

-Предполагается точность цитирования.

- Далеко не каждая цитата уместна в заключении (это может быть и цитата, не заявленная в теме сочинения).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий

Особенности оценивания

1. Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы , избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий

Особенности оценивания

3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

4. Качество письменной речи

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

5. Грамотность

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов ).


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

  • Для получения оценки «зачет» по сочинению необходимо, чтобы работа была обязательно зачтена минимум по трем критериям: по критериям 1 и 2 + любой из критериев 3, 4, 5.
  • Если в сочинении менее 250 слов , то сочинение не проверяется по критериям 1-5.

В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

  • Если за сочинение по критерию 1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 2-5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  • Если за сочинение по критерию по критерию 1 выставлен «зачет», а по критерию 2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 3-5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания 3-5 выставляется «незачет».

Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям.


Критерий

Условия выставления баллов

1. Соответствие теме

Кол-во баллов (max 20)

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Кол-во баллов (max 20)

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения ;

сочинение написано без привлечения литературного материала,

и/или допущены 2-4 фактические ошибки , связанные со знанием литературного материала.

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

3. Композиция

Кол-во баллов

и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

(max 20)

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

и/или мысль повторяется и не развивается .


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

4. Качество письменной речи (качество сочинения)

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

Кол-во баллов

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

(max 20)

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

6. Речевые нормы

Кол-во баллов

Допущено не более 2 речевых ошибок.

(max 20)

Допущены 3-4 речевые ошибки.

7. Орфографические нормы

Допущены 5 и более речевых ошибок.

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

Допущено более 5 орфографических ошибок.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

8. Пунктуационные нормы

Кол-во баллов

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

(max 20)

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).


Отметка по десятибалльной системе оценивания

Первичный балл


ПРИМЕРЫ работы над сочинением (работа с черновиком)

На слайдах 25 – 29 приведены примеры работы над сочинением:

составление плана, представленного схематично, для пяти тем

(по одной теме для каждого направления (2015-2016 учебный год)).


Направление «Время»

Тема: «Общество и эпоха»

Как связаны общество и эпоха? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 4

Тезис 2

Тезис 1

От деятельности «героев времени» зависит пробуждение или заблуждение общества

Определенная эпоха есть шаг в развитии общества

Деяния человека и его потребности формируют представление об эпохе

Эпоха – длительный период времени с характерными явлениями, событиями

Эпоха Возрождения, Эпоха Просвещения, эпоха наполеоновских войн

  • Л. Толстой. «Война и мир» (Наполеон);
  • А. Пушкин. «Медный всадник» (Петр I).

Л. Толстой. «Война и мир»;

  • М. Ломоносов;
  • модернисты (поэты, художники и др.).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Наполеон);

А. Грибоедов. «Горе от ума» (Чацкий);

Н. Гоголь. «Мертвые души» (Чичиков).

ВЫВОД (заключение):

общество и эпоха неразрывно связаны друг с другом, их взаимодействие – естественный путь развития


Направление «Дом»

Тема: «Дом: разлад с собой и миром»

Когда дом является местом разлада с собой и миром? (Вступление)

Тезис 4

Тезис 1

Тезис 3

Тезис 2

Дом должен быть островком счастья, покоя, дарить чувство защищенности

В доме нет радости, если

В бедности и нужде дом воспринимается как временное пристанище, и это рождает внутренний протест

Неудовлетворенность жизнью возникает, если в семье нет взаимного уважения и царит насилие

там пусто и одиноко

Л. Толстой. «Война и мир» (Ростовы).

И. Гончаров. «Обломов» («Сон Обломова»).

И. Бунин. «Антоновские яблоки».

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин);

А. Островский. «Гроза» (Семья Кабановых).

М. Горький. «На дне» (Сатин, Актер, Клещ и др.).

ВЫВОД (заключение):

Тепло домашнего очага, любовь и взаимопонимание помогают избежать конфликта с собой и миром или преодолеть его.


Направление «Путь»

Тема: «Путь к себе»

Почему так труден путь к себе? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 2

Тезис 1

Обретение гармонии с собой зависит в первую очередь от самого человека

Чтобы познать и понять себя, нужно быть готовым познать и понять других

Отсутствие гармонии с самим собой – источник душевных и физических невзгод

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников)

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня)

Л. Толстой. «Война и мир» (Болконский, Безухов).

Л. Толстой. «Война и мир» (Безухов).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

ВЫВОД (заключение):

Познание себя самого – процесс преодоления эгоизма, примирения с силой и слабостями других, с многобразием и несовершенством мира.


Направление «Любовь»

Тема: «Лики любви»

Насколько любовь многолика? (Вступление)

Тезис 4

Тезис 3

Тезис 1

Тезис 2

Любовь – это освобождение духа из плена материального мира

Любовь – это испытание

Любовь – это обновление через страдание и разочарование

Любовь – это высшее эмоциональное и духовное наслаждение

ума и сердца

И. Гончаров. «Обломов».

Лирика А. Пушкина («Признание», «Я помню чудное мгновение…», «Мадонна»).

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Татьяна).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня).

Лирика А. Пушкина («Я вас любил…»).

Лирика А. Пушкина («Сожженное письмо).

Лирика Ф. Тютчева («О, как убийственно мы любим…»).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (княжна Мери).

И. Тургенев. «Отцы и дети» (Базаров).

ВЫВОД (заключение):

Любовь многолика, сложна, но всегда благотворна и созидательна для человеческой души.


Направление «Год литературы в России»

Тема: «Литература – это исповедь или проповедь?»

Литература должна правдиво рассказывать о жизни или учить жить? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 2

Тезис 1

Тезис 4

Залогом преображения является очищение души

Без исповеди нет понимания истины, очищения и освобождения от заблуждений

Мир художественного произведения – это модель общества и человеческих отношений

Н. Гоголь. «Мертвые души».

Л. Толстой. «Война и мир».

М. Горький. «На дне», «Старуха Изергиль».

И. Бунин. «Гсподин из Сан-Франциско».

Е. Замятин. «Мы».

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников);

А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин).

И. Тургенев. «Отцы и дети» (Павел Кирсанов, Базаров).

М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

М. Лермонтов. «Мцыри» (Мцыри).

ВЫВОД (заключение):

Задача литературы – воздействовать на ум и сердце человека через очищение, освобождение от суетности и заблуждений,

то есть проповедь через исповедь.


Домашнее задание :

напишите вступления и заключения к каждой из тем, названных на слайдах 25 – 29. Воспользуйтесь материалом со слайдов 5 – 13. Обязательное условие: вступления и заключения должны быть разных видов (один из вариантов заключения может повториться дважды, т.к. их 4). Укажите, какой из вариантов вступления и заключения соответственно вы выбрали.

В июне 1983 года несколько неярких слов провели черту поперек русского времени. Было сказано, что мы плохо знаем общество, в котором живем, и потому вынуждены двигаться вперед наощупь, методом проб и ошибок, - банальность, российские инакомыслящие говорили о том давно и в куда более крепких выражениях. Но их произнес главный борец с инакомыслием Юрий Андропов, чья власть генсека, подобно железной звезде, безмерно утяжеляла всякую мысль, захваченную ее гравитацией.
Слова эти означали конец эпохи советской определенности и неизбежность прохождения через клиническую смерть нового самоопределения .
С тех пор в Кремле трижды сменился хозяин, но ничего существенного ни сказано, ни сделано так и не было. И вот уже смерть клиническая готовится уступить место старшей и окончательной сестре. Такова наша воля, таков выбор тех, кто не замечает или не желает выбора.

Еще народу русскому
Пределы не поставлены...
Н.А.Некрасов

Субъективная постановка проблемы

Т ема доклада, в одночасье вошедшая в моду, для автора давно обрела высшую значимость.
Треть жизни я не оставляю попыток сделать общественным достоянием простую мысль: любые перемены в нынешнем обществе, назови их хоть "перестройкой", хоть "модернизацией", бессмысленны и пагубны в отсутствие подлинного самоопределения . Роковой дефект российских реформ (пусть не единственный и даже, быть может, не главный) - бессодержательность. А именно: не даны ответы на фундаментальные вопросы жизни; сами эти вопросы даже не поставлены, то есть не сформулирована центральная проблема, породившая кризис, и вся сопутствующая проблематика предстоящих перемен ; и больше того, русский язык в его нынешнем состоянии не содержит выразительных средств, необходимых понятий , чтобы эти вопросы задать.
А что же было и есть? Есть глубинная интуиция, почти животное предощущение культуры: впереди - тупик безысходности, и плата за выход неимоверно высока. Но тексты, претендующие на рациональное осмысление "судьбоносных сдвигов", были и остаются содержательно стерильными.
В 1983-86 г.г. мы с моим другом и соавтором В.Криворотовым в серии закрытых докладов, направленных лицам из высшего слоя партийно-государственного руководства, упорно пытались растолковать, "что ныне лежит на весах, и что совершается ныне". В качестве языка переписки и множества порожденных ею диалогов был использован ранний младогегельянский марксизм. История и результаты этих попыток заслуживают отдельного рассказа. Погуляв несколько лет в кремлевском самиздате, наши подметные письма были легализованы: книга "После коммунизма" под псевдонимом С.Платонов вышла из печати двумя изданиями в 1989 и 1991 г.г. Но сто пятьдесят тысяч ее покупателей по сей день хранят мудрое молчание.
Одна из центральных мыслей книги, которая растолковывается на разные лады: подземные толчки, все яснее ощущавшиеся нашим обществом в 70-е годы, обусловлены сдвигами глобального, международного характера. Страна вместе со всем мировым сообществом вошла в полосу небывалого в истории кризиса, оказалась перед вызовом беспрецедентного характера. Но никто так и не озаботился задать на русском языке вопрос о природе этого вызова. Отечественные реформаторы (лепеча нечто об "общечеловеческих ценностях" и "магистральном пути цивилизации") отозвались чем смогли: региональным хозрасчетом, гласностью, судом над КПСС и шоковой терапией...
В предисловии к книге я говорил о фундаментальном значении русской мысли для обретения самосознания, понятийных координат России в межисторическом зазеркалье, где "сегодня" означает одновременно "позавчера" и "послезавтра".
Спустя год, в феврале 1990 г. мне пришлось говорить и писать, что нарождающееся самосознание - когда и если оно родится - окажется в первую очередь русским , совершенно независимо от того, демократы мы или патриоты. Из какой головы Змея-Горыныча (левацкой, крайне правой или центристской) вырастет субъект - все равно: первая реальность, на которую он налетит, едва вступив на путь самоопределения, будет собственная "русскость".
Русскому разговору о "русской идее" нужнее всего целомудрие. Как в переносном, так и в прямом смысле: мудрая целостность . Реальность опрометью уносилась от этого идеала. Потому в последние годы я сознательно избегал высказываний на эту тему.
Решено было пойти иным путем, загребать жар чужими руками. Так голодной осенью 92-го родился проект "ИНОЕ. Хрестоматия нового русского самосознания" . Я полагал, что, возможно, не гожусь в глашатаи русской идеи, но могу оказаться полезным в роли конструктора. Речь идет о конструировании пространства взаимодействия талантливых теоретиков, методологов и идеологов (которые в то время общаться друг с другом не могли или не хотели). Цель - выговорить новые русские слова устами многих, "соборно".
Первоначально планировалось выпускать "Иное" ежегодно. И как знать, не будь автор проекта столь нерасторопен, а обстоятельства столь суровы - к сегодняшнему дню увидели бы свет уже четыре выпуска. Наверняка в этом пространстве произошла бы структуризация самых разных идей десятков талантливых авторов, и стало бы ясно, что не зря в "Апологии составителя" утверждается: комплекс узловых идей русского самосознания рубежа тысячелетий, видимо, уже сложился, и нам осталось просто осознать это обстоятельство. К сожалению, осуществить выпуск "Иного" удалось лишь однажды.
Тем временем с нашей бедной национальной идеей стало твориться нечто, более всего напоминающее групповое изнасилование. И всем, у кого есть существенные соображения на сей счет, в сложившихся обстоятельствах пора нарушить обет молчания.
Но тема у меня иная, гораздо более определенная - русское самоопределение .
Конечно, некоторой частью этой темы должна быть "русская идея". Я не буду ни заниматься ею специально, ни бороться с ней, - просто постараюсь ее офлажковать. Мне кажется, прежде всего надо говорить не о том, что есть в нынешних наработках русско-идеологов, а о том, чего в них нет. Есть утонченность ума, постмодерновая свобода, современные технологии управления масс-медиа и разыгрывания партий на рынке фиктивного информационного капитала: "национальная идея", по слухам, позарез нужна, но ее нет, и непонятно, откуда ее взять, - однако по этому поводу можно организовать целый интеллектуальный рынок и продавать и перепродавать друг другу обязательства под отсутствующий товар... А нет в них уже упоминавшегося мной содержания .
Как можно обосновать подобный экстремистский тезис? Не перебирать же, в самом деле, поштучно все тонны печатной продукции на тему "идеи" и "реформ", вступая в тяжбу с каждым из авторов по поводу наличия или отстутствия искомого? Настоящий доклад ни в коем случае не имеет целью кого-либо критиковать или что-либо опровергать. Ставится вполне конструктивная и притом достаточно скромная задача: продемонстрировать существование содержания, предъявив некоторые его элементы или способы их получения . Критиковать легко, но как только тот или иной автор переходит от блистательных критических пассажей к тому, чтобы изречь нечто позитивное, он чаще всего садится в лужу. В этом смысле ниже предпринята попытка решить как раз подобную безнадежную задачу: объяснить, что же автору представляется содержательным в области самоопределения.

Объективная постановка проблемы

Г лавная черта нынешней российской жизни, которая резко отделяет ее от бытия десятилетней давности и делает труднопереносимой - неопределенность . Политик любого ранга не знает, сохранит ли он через месяц свою власть. Предприниматель - не исчезнет ли его отрасль бизнеса, его фирма или сама его жизнь. Ученый, учитель, шахтер - получит ли он заработанную зарплату. Обыватель - где он будет завтра жить, чем кормиться, чему и где учить детей.
Но неопределенность гораздо глубже. Все труднее понять, в какой стране мы живем, каков ее герб и гимн, где границы и в чем законы. Мы потеряли возможность ответить на детский вопрос: что такое хорошо и плохо? Мы лишились языка, на котором можно обсуждать прошлое и будущее.
С историософской точки зрения это не уникальная ситуация. Во всяком случае, прежде чем кого-то клеймить и бить в набат, нужно определить предмет дальнейшего разбирательства.
Совокупность действий (как мыслительных, так и непременно практических), направленных на увеличение или качественное изменение определенности своего существования, принято называть самоопределением . Самоопределение - то, чего мы все страстно вожделеем, что нам предстоит. И предельная форма самоопределения - быть или не быть?
От прежней жизни сохранилась и продолжает существовать одна-единственная человеческая определенность . Она отлична от голого факта существования, т.е. не дана нам вместе с жизнью, но только с жизнью может быть отнята. Мы определенно обращаемся друг к другу, пишем, читаем и думаем по-русски, русский является нашим родным языком, т.е. языком значительной части наших родных и близких.
Русское продолжает жить в языке, но при этом растеряло (будем надеяться, не навсегда) всю свою определенность - предметно-вещную, социальную и идеальную. Тезей расстался с Ариадной, но у него осталась нить.
От такого наследия запросто не откажешься. От свойства "русскости" отделаться невозможно, как бы мы ни тщились философски от него абстрагироваться. И если даже некто в радикально-нигилистическом порыве пожелает переопределить с нуля собственные отношения с людьми, социальными институтами, страной и самим Господом (используя green card в качестве tabula rasa) - расщепив свою материю, он обнаружит русскость в качестве неустранимого чапековского "Абсолюта".
Требуется не менее трех поколений, дабы успешно забыть один язык и войти в стихию другого, ибо за язык цепляется очень многое. Желая того или не желая, мы в каждом акте самоопределения обнаруживаем "русскость" в качестве посредника между нами и тем, относительно чего определяемся. А за "русскость" цепляется история, культура, судьба. Можно проехать десять тысяч верст с запада на восток или три тысячи с севера на юг, и все время находиться в местах, где большинство говорит и пишет по-русски. Можно сдвинуться по оси времен вплоть до Московской Руси, но так и не выйти из границ русского. Даже детская присказка с берестяной грамоты новгородского мальчика Онфима с трудом, но читается нами. "Русскость" - неустранимая реальность, создающая некоторую определенность внутри нынешней неопределенности.
В связи с этим давно пора (если уже не поздно) задуматься над темой русского самоопределения . "Русским" оно названо не потому, что нам очень нравится русское и не нравится тунгусское, а потому что мы никуда не можем от этого деться. Наше самоопределение русским будет по определению. Нам не выпрыгнуть из собственной шкуры, патриоты мы или же, наоборот, космополиты с уклоном в жидомасонство. Это факт.
Если "русская идея" - книжно-салонная тема (теперь еще и конъюнктурная), идущая от головы, то русское самоопределение - от живота, от инстинкта выживания. Самосознание - умственная деятельность; самоопределение - труд физический и духовный. Сейчас не время для философских трактатов о соотношении этих понятий. Замечу только, что поход Ермака - столь же неотъемлемая часть русского самоопределения, что и апология сумасшедшего Чаадаева.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры