Изысканно и современно: модульные картины для гостиной – из чего состоят блочные композиции и какие лучше. Значение слова картина Из чего состоит картина

Главная / Ссоры

картина

ж. картинка, -ночка умалит. картинишка презрительное картинища увелич. живописное изображение, особ. в красках;

устное или письменное живое и яркое изображение;

прекрасный вид природы.

у кровельщиков: два железных листа вместе склепанных. Поглядишь, картина; а разглядишь, скотина. Картинный, картиночный, к картине относящ. Картинница ж. собрание картин или картинная галерея. Картинщик м. картинщица ж. торгующий картинами. Картиниться, рисоваться, хорошиться, казаться, казотиться, выставлять себя напоказ, принимая картинные положения.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

картина

картины, ж.

    Произведение живописи в красках. Жанровая картина. Акварельная картина.

    Кинематографическая фильма.

    Ряд образов, отличающихся наглядностью и образующих единое целое. Картина природы. Картина далекого прошлого. Это - бред, картины больного воображения.

    перен. Общее состояние, положение чего-н., как предмет словесного изображения, описания (книжн.). Картина политического состояния страны. Нарисовать картину развития китайской революции.

    преимущ. мн. Литературное изображение каких-н. ситуаций, бытовых сцен (лит.). Картины семейной жизни (заглавие произведения Островского).

    В драматических произведениях - часть акта, требующая самостоятельной декорации. Драма в пяти действиях и восьми картинах.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

картина

    Произведение живописи. Картинырусских художников. Развесить картины.

    То же, что фильм (во 2 знач.) (разг.).

    Изображение чего-н. в художественном произведении. К. быта.

    То, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах. л. природы. Картины детства.

    Вид, состояние, положение чего-н. (книжн.). К. запустения. К. ясная - нужно действовать.

    Подразделение акта в драме. Пьеса в трех действиях, семи картинах.

    картина, в знач. сказ. То же, что картинка (в 3 знач.). * Живые картины (устар.) - мимические сцены без слов.

    прил. картинный, -ая, -ое (к 1 знач.). Картинная галерея.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

картина

    Произведение живописи в красках.

    Кинематографический или телевизионный фильм.

    перен. То, что представляет собою ряд образов, отличающихся наглядностью и образующих единое целое.

    перен. Общее состояние, положение чего-л. как предмет словесного описания, изображения.

    Литературное изображение каких-л. ситуаций, бытовых сцен и т.п.

    Часть акта, требующая самостоятельной декорации (в драматическом произведении).

    1. перен. разг. То, что вызывает восхищение своею живописностью и красотою.

      То, что поражает своею необычностью, своеобразием.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Картина

Картина в живописи - произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры , картина не обязательно связана с определенным интерьером или определенной системой декорирования. Картина - один из наиболее типичных видов станкового искусства. Создавая полотно, художник опирается на натуру, но в этом процессе большую роль играет творческое воображение. В развитии живописи картина играет ведущую роль.

Состоит из живописной основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги, камня, шёлка и т. д.), грунта и красочного слоя.

Картина в драме, опере, балете, в киноискусстве - законченная часть акта или произведения, ограниченная неизменным пространством действия. При постановке на сцене, как правило, показывается без смены декораций.

Картина в переносном или более общем значении - любое законченное, цельное произведение искусства, в том числе - живое и яркое описание, устное или письменное, видов природы.

Репродукция или копия оригинала может также называться картиной, если в соответствующем контексте не важно, копия это или оригинальное произведение. Например, «в коридоре висело несколько картин». Если Вы не используете современное освещение желательно засечь время, используя солнечные часы в один и тот же день года, например, если Вы начали писа́ть картину в 13.00 и продолжали её писа́ть в течение одного часа до 14.00 25 июля 1979 года, то следующий сеанс письма у Вас будет с 13.00 до 14.00 25 июля 1980 года. Это требование связано с астрономическим положением нашей планеты относительно солнца. Необходимо также осознавать, что есть картины пропитанные ядами, так как есть ядовитые растения, жидкости и минералы, которые использовались для их написания.

Профессор Ричард Грегори описал «странные свойства картин»: «Картины - уникальный класс предметов, потому что они одновременно видны и сами по себе, и как нечто совсем иное, чем просто лист бумаги, на котором они нарисованы. Картины парадоксальны. Никакой объект не может находиться в двух местах одновременно; никакой объект не может быть одновременно двумерным и трёхмерным, а картины мы видим именно так. Картина имеет совершенно определенный размер, и в то же время она показывает истинную величину человеческого лица, здания или корабля. Картины - невозможные объекты. Картины важны, потому что глаз видит в них отсутствующие предметы. Биологически это чрезвычайно странно».

Способность человека реагировать на отсутствующие, воображаемые ситуации, представленные в картинах, является важным этапом в развитии абстрактного мышления.

Иоганн-Вольфганг Гёте писал: «Картины не просто раскрашенный холст, они воздействуют на чувства и мысли, оставляют след в душе, пробуждают предчувствия».

Картина (значения)

Картина :

  • Картина - произведение живописи.
  • Мультфильмы «Картина». «Ехал Ваня» - советский короткометражный мультфильм 1975 года
  • Картина (фильм, 1985) - советский 3-х серийный телевизионный художественный фильм режиссёра Булата Мансурова, снятый по мотивам одноимённого романа Даниила Гранина.
  • Картина (фильм, 1992) - криминальная драма 1992 года режиссёра Элэйн Зэлоум.
  • Картина - французский полнометражный мультфильм 2011 года.
  • Алтарная картина - художественное произведение, устанавливаемое в алтарях христианских, преимущественно католических храмов.
  • Большая картина - кинофильм режиссёра Кристофера Геста.
  • Семейная картина - пьеса Александра Островского.
  • Картина в доме - литературное произведение Говарда Филлипса Лавкрафта, написанное в жанре «Лавкрафтовских ужасов».
  • Картина мира

Примеры употребления слова картина в литературе.

Нитки, привязанные к ручке, потянули абажур над столом, фикус и картину с лебедями над кроватью.

Хозяин грозился высечь Абрамовича до крови и нарисовал эту картину с такой невыносимой отчетливостью, что Абрамович почувствовал, как он превращается в сплошное кровавое месиво.

Здесь красный цвет может действовать как выражение душевного волнения или же будет приписан особому освещению, причем это действие может быть уничтожено только путем сильного абстрагирования других частей картины .

Как цветовой объект, картина абстракциониста может выглядеть привлекательно.

Буфет находился в соседней комнате под абстракционистской картиной с нарисованным фуксином подобием женщины о трех грудях, восседающей на параллелограмме.

Распахнулась створчатая дверь, они прошли в коридор и оказались в роскошном салоне, стены которого были увешаны абстракционистскими картинами .

Картину одобрил и Шарапов, одно только заметил: - Хоть и без венчика вокруг своей главы изображен Аввакум, но мученическая святость его богу и людям старой веры известна и неопровержима.

В мое время мы верили в искусство ради искусства, и это воплотилось в том, что я задрапировал каминную полку мавританским ковром, повесил саржевые занавески ядовито-зеленого цвета и увешал стены автотипиями картин Перуджино, Ван-Дейка и Гоббемы.

В убранстве небольшой казарменной квартирки Аггея Никитича единственными украшениями были несколько гравюр и картин , изображающих чрезвычайно хорошеньких собою женщин, и на изображения эти Аггей Никитич иногда целые дни проглядывал, куря трубку и предаваясь мечтаниям.

Вся картина развития мира за десять лет дает только повод к повторению нескольких агитационных формулировок.

Днем опять помогала мне составлять каталог, читала названия фильмов на коробочках: - Сивка-бурка, Упрямый котенок, Айболит, Девочка и тигр, Художник Брюллов, Приключения Мюнхаузена, Снегурочка, Старик Хоттабыч, Рассказ сыну Михалкова, Картины Федотова, Щи из топора.

Я с мальства пошел по живописной части, а на военной службе служить не приходилось, и Колчаков я никаких не видал, а только, как ты сказал, что на руку он был скорый и шибко дрался, то я тебе скажу про Айвазовского, - тоже человек был знаменитый, не хуже Колчака, только его больше в Феодосии знают, где он жительство имел, ну и, конечно, на весь свет он гремел через свои картины морские.

На одной боковой стене висела маленькая картина , написанная маслом венецианским художником Тицианом, которую дель Аква купил молодым в Падуе, куда отец послал его учиться юриспруденции.

Например, у нас есть две картины кисти Саймона Морли, приобретенные прошлой весной на выставке вашего художественного отдела, плюс одна акварель и несколько эскизов - за все заплачено сполна.

А эта вот картина , -- говорил глухой Шепард, назидательно тыча пальцем в большую грязную акварель на стене, -- на ней представлена ферма, где пятьдесят лет тому назад мой брат и я проводили каждое лето.

Для создания в доме уникальной атмосферы нередко используют модульные картины . Декоративный элемент придаст неповторимый шарм интерьеру. Комбинация полотен - новый штрих современной моды. Украсьте любое помещение настоящим произведением искусства.

Вконтакте

Что такое картины из модулей

- это рисунок, разделенный на несколько отдельных фрагментов. Такое решение придает помещению шарм и изысканность. Дизайнерский ход воспроизводит шедевры изобразительного искусства в высоком разрешении. Яркое цветовое решение, деревянная основа и 3D-технологии создают волшебство в помещении.

Совет! Подарите гостиной изюминку: закажите модульные холсты из семейных фото.

Основа блочных картин - холст. На крепкую подложку с тканевой основой наносят изображения в HD-качестве. Для защиты фактуры используют полимерное вещество, которое защищает холст от старения. Применение натуральных материалов имеет ряд преимуществ:

  • защита от перепада температур и уровня влажности;
  • сохранность яркости и контрастности рисунка, защита от выцветания;
  • прочность и долговечность;
  • соответствие требованиям пожарной безопасности.

Из чего состоят модульные картины ? Из сегментов. Несколько холстов гармонично выстраивают художественный образ, не нарушая сочетания друг с другом.

Блочная система создает целостное изображение разными вариантами комбинаций:

  • Вертикальное сегментирование. Такой вариант предполагает размещение блоков сверху вниз. Используйте такое расположение модулей для того, чтобы визуально удлинить помещение.
  • Горизонтальное сегментирование. Прием, при котором размещают холсты параллельно полу. Не стоит выбирать такую модель, если в помещении низкие потолки. Вариант горизонтального расположения расширяет пространство.
  • Смешанное сегментирование. Такой тип деления позволяет дать волю фантазии и комбинировать вертикальное и горизонтальное расположение. Мозаичное построение увеличивает количество блоков. Такой вариант подходит для больших помещений - гостиной и зала - так как разные способы комбинирования могут зрительно уменьшить комнату.
  • Смещение сегментов. Необычные модульные картины могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга. Такой сложный прием используют только профессиональные дизайнеры.

Разновидности картин

Целостность изображению придает единый рисунок, разделенный на несколько частей. Выделяют следующие виды модульных картин:

  • диптих - два модуля;
  • триптих - три модуля;
  • пенаптих - пять модулей.
  • полиптих - шесть и более модулей.

Важно! Чем больше частей, тем сложнее грамотно выстроить модульное изображение . Выбирайте комплекты до 5 модулей, чтобы не загромоздить комнату.


Декор из нескольких картин создает эффект присутствия. Трехмерное изображение притягивает внимание и привносит совершенно новую, более привлекательную атмосферу.

Способов нанесения рисунка на холст много - от бюджетных до дорогих .

Печать изображения стоит дешевле. Преимущество такого способа в том, что можно заказать любой рисунок и через три дня стать обладателем модульного полотна.

Ручное изготовление требует времени и денег, но в итоге получится непревзойденная эксклюзивная вещь, созданная масляными красками.

Если вы уверены в своих художественных способностях, то создайте собственный шедевр. Декор, сделанный своими руками, не сравнить даже с самой качественной печатью.

Размеры

Блоки располагают на разном расстоянии друг от друга, вертикально или горизонтально. Главное - не нарушить идею целостности. Размеры бывают разными. В одном комплекте могут сочетаться разнообразные варианты модульных картин , маленькие и большие.

Размерных границ не существует, однако слишком маленькие фрагменты могут испортить вид помещения. Рекомендованный минимальный размер составляет 30 см. Небольшие полотна размещают в маленьких комнатах. Маленький предмет декора в интерьере гостиной будет выглядеть безвкусно.

Используйте стандартные блоки высотой от 80 до 120 см и шириной от 120 до 170 см. Универсальный размер подходит для декорирования любого помещения. Комбинация полотен украсит не только жилые комнаты, но и офисы, кафе и банкетные залы. Модульные полотна можно купить в любом интерьерном или художественном магазине. Так вы подберете вариант, который подойдет для вашего дома.

Расположение сегментов

Грамотное расположение сегментов корпусной картины играет для интерьера важную роль. Лучше семь раз отмерить. Чтобы правильно и ровно повесить части, соблюдайте определенный порядок действий:

  1. Сначала расположите центральную часть. Это блок, который несет основную сюжетную нагрузку или располагается посередине.
  2. Продумайте сегментацию в деталях: расстояние от пола, от потолка, от центра. Если частей много, то для основы комбинации повесьте две части. Если изображение состоит из двух частей, то центр - это расстояние между двумя блоками.
  3. Начертите на стене расположение сегментов, обозначьте при этом углы простым карандашом. Внимательно проверяйте линии горизонта, чтобы полотно висело ровно.
  4. Оцените эскиз и приступайте к декорированию.

Совет! Учитывайте толщину холста. При размещении модулей увеличьте расстояние между частями на 3-4 см.

Варианты оформления

Разместить модули, как и любые другие , можно в любом помещении. Все зависит от ваших вкусовых предпочтений. Но как подобрать модульную картину , чтобы она была уместна и украшала, а не перегружала комнату? Есть несколько нюансов.

Украшение квартиры

Чтобы такой декор хорошо смотрелся в интерьере , нужно учитывать некоторые правила:


Подбирая лучшие модульные картины для интерьера , учитывайте несколько нюансов:

  • Площадь комнаты. Выбирайте по правилу: большая комнате - большая картина, маленькая комната - маленькая картина. Не стоит вешать полотно в помещение, где кресло меньше самих модулей.
  • Стиль. Гармонично сочетайте цветовую гамму комнаты и предметов декора, выдерживайте стилистику в целом.
  • Место. Украшайте хорошо освещенную стену. Не декорируйте угол комнаты - располагайте модули в центральной части. Не спешите вешать картины, если вы только въехали в квартиру и еще не расставили мебель. От ее расположения зависит, какую часть комнаты украшать.


Ознакомившись с примерами модульных картин в интерьере , вы сможете расположить корпусные части правильно. Но и технические детали важны.

Для того чтобы картина радовала глаз и вызывала восторг у ваших гостей, воспользуйтесь советами по техническому размещению блоков.

  • Высота. Это важный фактор. Повесьте художественное творение на уровне глаз, чтобы при ее осмотре не было необходимости поднимать или опускать голову. Оптимальная высота центра составляет 1,5 м. Такой способ предотвратит искажение картины и подарит зрителю эстетическое удовольствие.
  • Угол наклона. Его не должно быть. Располагайте картины либо вертикально, либо горизонтально, если другое не задумано дизайнером. Не нарушайте целостность полотна, распределяйте блоки параллельно друг другу.
  • Искусственное освещение. Не стоит вешать картины на солнечной стороне, в противном случае полотно пожелтеет. В продаже есть комплекты с встроенными микролампочками.

Какие модульные картины лучше? Большие, маленькие, печатные, масляные или сделанные своими руками? Решать только вам. Правильно подобранная картина кардинально изменит облик вашей комнаты и утолит эстетические потребности самых требовательных ценителей искусства.

Картина - произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги, камня, шелка и т.д.), грунта и красочного слоя. Картина - один из видов станкового искусства. Картины бывают различных жанров. Создавая картину, художник опирается на натуру, но в этом процессе большую роль играет творческое воображение. Конец 19 века во всей Европе отмечен новым, динамичным взглядом на мир. Художник рубежа веков должен был соответствовать постоянно меняющейся жизни: не столько отображать окружающий его мир (этим теперь занимаются фотография и кино), сколько суметь выразить в картине свою индивидуальность, свой внутренний мир, собственное видение. В картинах выдающихся живописцев достигнуты вершины искусства. В многообразных течениях модернизма происходит потеря сюжета и отказ от изобразительности, тем самым понятие картины значительно пересматривается. Некоторые художники, принадлежащие различным школам живописи, отошли от изображения мира (людей, животных, природы) таким, каким мы его видим. На их живописных полотнах мир предстает деформированным, иногда вовсе неузнаваемым, ибо художники руководствуются больше своим воображением, чем зрительным восприятием окружающих нас явлений.

В развитии живописи картина играет важнейшую роль.

Репродукцию также можно назвать картиной, если в соответствующем контексте не важно, копия это или оригинальное произведение.

Картина в переносном или более общем значении - любое законченное, цельное произведение искусства, в том числе - живое и яркое описание, устное или письменное, вид природы.

Живопись - это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии. Живопись благодаря сложности изобразительных средств способна создать на плоскости такую глубину иллюзорного пространства и многомерность художественной реальности, которая неподвластна другим способам изображения. Каждая картина выполняет две функции - изобразительную и экспрессивно-декоративную. Язык живописца вполне понятен лишь тому, кто сознает декоративно-ритмические функции плоскости картины.

В эстетическом восприятии все функции картины (и декоративные, плоскостные, и изобразительные, пространственные) должны участвовать одновременно. Правильно воспринять и понять картину - это значит одновременно, неделимо увидеть и поверхность, и глубину, и узор, и ритм, и изображение.

Эстетическое восприятие картины во многом выигрывает, когда она заключается в соответствующую раму, отделяющую живопись от окружающего мира. Восточный тип картины сохраняет традиционную форму свободно висящего развернутого свитка (горизонтального или вертикального). Картина, в отличие от монументальной живописи, не связана жестко с определенным интерьером. Она может быть снята со стены и повешена по-другому.

Глубина иллюзорного пространства картин

Профессор Ричард Грегори описал "странные свойства картин": «Картины - уникальный класс предметов, потому что они одновременно видны и сами по себе, и как нечто совсем иное, чем просто лист бумаги, на котором они нарисованы. Картины парадоксальны. Никакой объект не может находиться в двух местах одновременно; никакой объект не может быть одновременно двумерным и трехмерным. А картины мы видим именно так. Картина имеет совершенно определенный размер, и в то же время она показывает истинную величину человеческого лица, здания или корабля. Картины - невозможные объекты.

Способность человека реагировать на отсутствующие, воображаемые ситуации, представленные в картинах, является важным этапом в развитии абстрактного мышления».

Как создаются картины

Картина – это духовный мир художника, его переживания и чувства выраженные на холсте или бумаге. Объяснить, как создаются картины, сложно - лучше это увидеть самому. Невозможно передать словами, как художник закрашивает полотно, какой кистью он касается холста, какие краски выбирает. Во время работы всё становятся одним целым: художник, кисть и холст. И уже после первого взмаха кистью в мастерской начинает действовать особое волшебство живописи.

Картины не просто раскрашенный холст, они воздействуют на чувства и мысли, оставляют след в душе, пробуждают предчувствия.

Как же создается картина?

Казалось бы, красками, кистями, на холсте. Может быть еще один универсальный ответ: по-разному.

Методы работы над картиной постоянно изменялись на протяжении истории искусства. Художники итальянского Возрождения работали совсем по-иному, чем Рембрандт или "маленькие голландцы" XVII века, романтики - иначе, чем импрессионисты, абстракционисты, современные нам художники-реалисты. Да и в рамках одной эпохи и даже одного направления можно встретить большое разнообразие.

Художников-реалистов прошлого и настоящего (если понимать реализм в широком смысле слова) объединяет следующее:

Создание полноценного произведения, в данном случае картины, портрета или пейзажа, невозможно без глубокого изучения жизни, активного отношения к ней автора. Средствами художественного познания жизни служат работа с натуры, зрительные впечатления, анализ и синтез жизненных явлений.

Создание картины - сложный, трудоемкий творческий процесс, результаты которого определяются не затраченным временем, а мерой таланта, мастерства художника, силой и действенностью оригинального образного решения. Важнейшими вехами этого процесса являются зарождение и конкретизация замысла, непосредственные наблюдения, эскизы, этюды с натуры, собственно написание картины с непременно творческой, активной переработкой жизненного материала.

И когда в музее или на выставке зритель подходит к картине, то прежде чем вынести о ней своё суждение, он должен помнить, что за ней всегда стоит живой человек, художник, вложивший в работу кусок своей жизни, сердце, нервы, талант и мастерство. Можно сказать, что картина - это осуществленная мечта художника.

Г. С. ОСТРОВСКИЙ

Завершенность картины

В жизни многое бывает случайно - в картине таких случайностей быть не может, в ней все должно быть завершено, логично. В какой же момент картина считается завершенной?

Виртуозный рембрандтовский пастозный живописный мазок, столь высоко ценимый позднее и в наше время, вызывал у современников Рембрандта лишь недоумение и порождал насмешки и остроты на его счет. Возражая своим критикам, Рембрандт оспаривал правильность их понимания законченности живописного произведения, противопоставляя им свое понимание ее, которое он формулировал таким образом: картину должно считать законченной тогда, когда художник сказал в ней все, что он хотел. Чтобы не слышать надоедавших ему вопросов о «незаконченности» его картин, Рембрандт перестал позволять близко подходить к ним наивным посетителям своей мастерской, смотревшим с большим любопытством на бравурные мазки его живописи, пугая их тем, что к картинам не следует подходить слишком близко, так как нюхать их краски вредно для здоровья.

Матисс о своей живописи:

"Я просто стараюсь положить на холст те цвета, которые выражают мое ощущение. Необходимая пропорция тонов может заставить меня изменить форму фигуры или изменить композицию. Пока я этой пропорции не достиг во всех частях картины, я её ищу и продолжаю работу. Потом наступает момент, когда все части обретают окончательные соотношения, и тогда я не могу притронуться к картине, не переделывая её всю заново".

Начиная примерно с импрессионистов, категории рисунка, формы и колорита тесно связаны, срослись, кажутся непрерывным процессом: рисунок и колорит, лепка и композиция, тон и линия возникают и развиваются как бы в одно время. Процесс писания картины может, так сказать, продолжаться безгранично, момент окончания работы является несколько-условным: в любом месте холста художник может продолжать ее, накладывая новые мазки на подобные же, но ниже лежащие. Наиболее ярким и последовательным представителем этой системы является Сезанн. В письмах и записанных беседах он неоднократно формулировал этот смешанный или, правильнее, нерасчлененный метод живописи. В любой момент работа над картиной может быть прервана, но произведение не потеряет эстетической полноценности. В любой момент картина готова.

Связь изобразительного пространства картины с реальным пространством

Художник и теоретик искусства В. А. Фаворский в курсе теории композиции подчеркивал, что истинно художественному произведению от рождения присуще двойственное существование: как предмета в окружающем пространстве и как относительно замкнутого мира с собственными пространственно-временными отношениями. В живописи такая цель достигается согласованием внутренней конструкции картины с рамой, в скульптуре - с окружающим пространством (классический пример: статуя в нише).

Для связи изобразительного пространства с реальным пространством, в котором находится зритель, используется рама картины. Художники обыгрывают также многократное "репродуцирование рамы" в самом изображении, зрительные рифмы, повторы вертикалей и горизонталей. Одним из характерных приемов, позволяющих зрительно "укрепить" изображение в границах прямоугольного формата, является "скос угла". Обособление живописи от архитектуры породило определенную систему восприятия станковой картины. Основным содержанием картины становится выражение целостного представления пространства. Композиция претворяется в экспозицию, в которой зритель предстоит перед преображенным миром пространственно-временных отношений и видит себя в нем как в зеркале. Так прозрачное стекло эпохи Возрождения превратилось в зеркало эпохи Классицизма и Барокко. Для искусства постренессансной эпохи характерны обыгрывания отражений в зеркале, введение в композицию картины фигур-медиаторов, лиц, которые своим положением, взглядом или жестом руки указывают на действие, происходящее в глубине картины, как бы приглашают войти в нее. Помимо рамы в подобных композициях возникает проскениум - передняя часть сцены, кулисы, затем средний план, в котором совершается главное действие, и фон - "задник".

Главные фигуры художник обычно помещает в среднем плане картины, устанавливая их на мысленную горизонталь как на постамент. От положения этой опорной горизонтальной линии зависит глубина "пространственного слоя" (в планиметрическом отношении - выше или ниже относительно нижнего края рамы картины). Откладывая горизонталь многократно вверх, живописец создает определенный ритм движения в глубину воображаемого пространства. Благодаря этому даже на небольшом холсте можно изобразить пространство любой протяженности с любым количеством фигур и предметов. В подобной экспозиции приходится специально обращать внимание зрителя на то, что одни предметы находятся ближе, а другие дальше. Для этого применяются "указатели": перспективное уменьшение, введение масштабных ориентиров (маленькие фигурки людей на дальнем плане), перекрывание планов, тональный контраст, падающие тени от источника света внутри или вне картины. Другим ориентиром мысленного движения зрителя в пространстве картины являются диагонали, главная из них - "диагональ входа" (обычно слева направо).

Картина в картине

Изображение в изображении

«Изображение в изображении» может использоваться в специальной композиционной функции. Подобная иерархическая организация представлена в случае изображения картины в картине (а также фресок в стенных росписях и т.п.).

"Картина в картине" - композиционный прием, встречающийся в искусстве классической живописной картины XVI-XVII вв. Картина в картине может быть наделена особым скрытым смыслом.

Композиционный прием «картина в картине» может выполнять несколько задач:

  • выражать идею
  • разъяснять сюжет
  • противопоставлять или создавать гармонию
  • быть деталью обстановки (интерьера)

Очень часто изображение фона в живописном произведении может быть понято как своего рода картина в картине, то есть самостоятельное изображение, построенное по своим специальным закономерностям. При этом изображение фона в большей степени, чем изображение фигур на основном плане, подчиняется чисто декоративным задачам, можно сказать, что здесь часто изображается не самый мир, но декорация этого мира, то есть представлено не само изображение, а изображение этого изображения.

У голландцев географическая карта, шпалера, картина, открытое окно как включенный в картину образ расширяют границы мира или же служат развитию иносказательного смысла основного сюжета. Вермеер, приоткрывая завесу мастерской, становится поводырем по трем уровням реальности: пространству зрителя, пространству своей мастерской, пространству художественного произведения (холста, что стоит на мольберте), уподобляя эти метаморфозы плаванию по океанам, нанесенным на географическую карту или полету над нанесенной на карту землей.

Перетекание реальности – искусства – мифа можно наблюдать и у Веласкеса, который охотно прибегает к приему «картина в картине», примером чему могут служить «Менины» и «Пряхи».

«Картина в картине» есть и в «Венере перед зеркалом» Веласкеса, но туманное зеркало лишь отражает тень богини любви.

Картина и рама

Любое изображение, созданное художником, за исключением только древних наскальных рисунков, имеет обрамление. Обрамление - необходимая и важная часть композиции, оно завершает ее, придает единство. Обрамление может находиться на той же плоскости, на которой выполнена и сама живописная или графическая композиция. Оно же может быть создано специально как некая рельефная форма при помощи декоративных, скульптурных и архитектурных элементов. Чаще всего встречаются обрамления прямоугольной формы, несколько реже - круглой и овальной.

Рама помогает выделить живописное произведение из окружающей среды как нечто особенное и достойное внимания, не вместе с тем и связывает его с окружением. Так, если стиль рамы совпадает с художественным обликом, строем и характером интерьера, где находится картина, это способствует цельности ансамбля. В зависимости от цвета, насыщенности декоративными и скульптурными деталями рама значительно влияет на общее впечатление от живописного образа. Все это и позволяет говорить о единстве картины и рамы, где обрамление выполняет, конечно, не главную, но очень нужную функцию.

Пути развития станковой живописи были сложными. Какой яркой вехой в ее истории стал переход от средних веков к Ренессансу! Наиболее существенным в нем явилось стремление уйти от застылости и отвлеченности иконного изображения, господствовавшего в средневековье. Примерно в XIV столетии рождается картина в современном смысле этого слова, а вместе с ней появляется и рама, одетая пока еще в кружево готической декорации.

Первые рамы не противопоставлялись полностью всему изображению и не отделялись от него; материалы обоих были сходны, условная позолота фона, например, древнерусской иконы или византийской переходила на обрамление, да и само изображение нередко "выплескивалось" на него. Затем границы между картиной и рамой стали сознаваться все определеннее. Все же как некая память о предшествующих веках у рамы сохранился ее золотой цвет. Когда из живописи исчез золотой фон, обозначавший мир божественного, позолоченность рамы стала восприниматься условно, иными словами - как необходимый атрибут обрамления, помогавший выделять в помещении картину, привлекать к ней взор зрителя.

В эпоху Ренессанса господствовало представление о живописи как о взгляде в мир через окно, рама своими формами весьма ясно намекала на бытовавшее представление и отвечала ему. Эти пышные, торжественные рамы изготовлялись по рисункам художников в специальных мастерских или же помощниками художника, работавшими в его мастерской.

В эпоху Возрождения живопись постоянно сравнивали с зеркалом, в котором отражается действительность, и рама, созданная наподобие орнаментальной оправы зеркала, еще сильнее подчеркивала такое сравнение. Эта рама могла изготавливаться не только из деревянных реек и гипса, но и из драгоценных материалов, включая серебро, слоновую кость, перламутр и т.п. Драгоценность материалов словно соответствовала драгоценности живописи, усиливала ее.

Старые мастера были очень внимательны к раме, учитывали ее воздействие в процессе работы, иногда даже писали в готовом обрамлении, считаясь с определенным тоном и декоративным ритмом рамы. Поэтому композиции старых мастеров часто очень выигрывают в первоначальных рамах.

Наблюдения над рамами старых мастеров позволяют установить еще один принцип - соответствие между профилем и шириной рамы и размером картины: так, голландские живописцы имели обыкновение вставлять свои небольшие картины в крупные рамы с глубокой, отвесной профилировкой, которая как бы уводит глаз к центру картины и изолирует ее от всякого воздействия окружения

В начале XX века стали раздаваться голоса, призывающие вообще отказаться от рам, как от чего-то слишком материального, "заземляющего" духовность искусства. Различные художники авангардистских направлений, восприняв такие призывы, начали выставлять свои произведения без рам. Однако в результате такого новшества сами их произведения уже переставали быть картинами в тесном смысле этого слова. Это были какие-то "объекты","пятна", зачастую лишенные ясного смысла.

Хотя теперь нет одного стиля в оформлении рам, как было когда-то, но зато есть большее, чем прежде, соответствие рамы индивидуальной манере художника.

В последние время на художественных выставках можно заметить, что инертность в отношении оформления рам (пусть, мол, будет, а какая - не столь важно), которая проявлялась в прошлом и у наших художников, начинает преодолеваться. Рамы окрашивают в различные тона, на них нередко помещаются небольшие дополнительные изображения и надписи, живописцам помогают скульпторы - появляются рамы с богатыми пластическими мотивами.

Формат картин

Существуют, однако, два специфических элемента картины, которые как бы создают переход от плоскости к изображению, одновременно принадлежа и к реальности картины, и к ее фикции - формат и рама. Может показаться, что формат картины - только инструмент художника, но не непосредственное выражение его творческой концепции: ведь художник только выбирает формат. А между тем характер формата самым тесным образом связан со всей внутренней структурой художественного произведения и часто даже указывает правильный путь к пониманию замысла художника. Как правило, формат избирается до начала работы живописца. Но известен ряд художников, которые любили во время работы менять формат картины, то отрезая от нее куски, то прибавляя новые (особенно охотно этот делал Веласкес).

Самым распространенным форматом для картины является четырехугольный, причем чистый квадрат встречается значительно реже, чем четырехугольник, более или менее вытянутый вверх или вширь. Некоторые эпохи ценят круглый формат (tondo) или овал. Выбор формата не имеет случайного характера, формат обычно обнаруживает глубокую, органическую связь как с содержанием художественного произведения, с его эмоциональным тоном, так и с композицией картины, в нем одинаково ярко отражается и индивидуальный темперамент художника, и вкус целой эпохи. Скрытую причинную связь между форматом и замыслом художника мы ощущаем перед каждой картиной, от которой исходит очарование истинного художественного произведения. Есть картины, содержание которых настолько срослось с характером формата, что малейшее перемещение пропорций, кажется, должно было бы нарушить стилистическое и идейное равновесие картины.

Горизонтальный, вытянутый формат, в общем, безусловно более пригоден для повествовательной композиции, для последовательного развертывания движения мимо зрителя. Поэтому к такому формату охотно обращаются художники, настроенные эпически, стремящиеся к активной композиции, к действию,- например итальянские живописцы XIV и первой половины XV века (особенно во фресковых композициях). Напротив, формат квадратный или такой, в котором вышина несколько преобладает над шириной, как бы сразу останавливает динамику действия и придает композиции характер торжественной репрезентации - именно этот вид формата предпочитали для своих алтарных картин мастера Высокого Возрождения ("Сикстинская мадонна"). В свою очередь, при значительном преобладании вышины над шириной композиция опять приобретает динамику, сильную тягу, но на этот раз вверх или вниз; такой узкий формат был особенно по душе художникам аристократическим, декоративным (Кривелли) или настроенным мистически (маньеристы, Греко), стремящимся воплотить определенные эмоции, настроения.

Несомненна также связь формата с индивидуальным темпераментом художника: чувственная, динамическая фантазия Рубенса требует более крупного формата, чем сдержанная и одухотворенная фантазия Рембрандта. Наконец, формат находится в прямой зависимости от живописной техники. Чем шире, свободнее мазок художника, тем естественнее его стремление к крупному формату.

Живопись масляными красками всегда было не из дешевых увлечений. Хороший холст средних размеров в магазине стоит приличные деньги, около 1000 рублей, поэтому многие начинающие художники, чтобы хоть как то сэкономить, делают их самостоятельно.


Для изготовления холста нам понадобятся такие инструменты и материалы:

  • Готовые деревянные рейки, сечением 20*50 мм. или 15*40 мм., либо сухая 50*100 мм. доска для самостоятельного изготовления реек.
  • Циркулярная пила (опционально).
  • Отрезок фанеры или ДВП для уголков.
  • Ткань для холста (желательно лён).
  • Клей по дереву (ПВА или др.)
  • Грунт для холста.
  • Пищевой желатин.
  • Кисть широкая, пила по дереву, угольник или «стусло», степлер для скоб со скобами или мелкие гвозди, ножницы.

Вариантов изготовления классического натянутого холста для живописи существует несколько, давайте сделаем самый простой из вариантов, а именно, без натяжных клиньев. Наш холст будет не больших размеров 600*400 мм, поэтому натяжные клинья не обязательны, если делать более большие холсты, то клинья будут обязательны.

Изготовление реек.

Если есть готовые рейки, то можно переходить ко второму пункту, а для самостоятельного изготовления реек потребуется циркулярная пила и хорошо высушенная древесина, желательно использовать старую, много лет полежавшую древесину. Хорошо подойдут толстые доски, брусья, которые лежали десяток лет в сарае или сваленные под навесом, они имеют старый, неприглядный вид, но внутренняя часть слежалась и очень твердая. Главное проверить, чтобы она не была гнилой, с чернотой.

На циркулярной пиле распускаем заготовку на бруски нужного размера, вынимая хорошую внутреннюю часть.

Изготовление рамки.

Рейки надо выбрать без сучков, ровные, с минимальным содержанием смолы.

Используя приспособление стусло, отпиливаем рейки под углом 45 гр. и длиной необходимой для сторон рамки, уменьшая длину каждой рейки на 2-3 мм., что бы при соединении не выйти за приделы нужного нам размера.

Полученные рейки по углам промазываем клеем и соединяем в прямоугольник, выставляем углы 90 гр. и диагонали, фиксируем жестко струбцинами.

Зассверливаем отверстия для стяжных саморезов, стягиваем углы, выступивший клей удаляем.

Из ДВП или тонкой фанеры выпиливаем крепежные уголки, размеры катетов по 10-12 см.

Обрабатываем края наждачной бумагой.

Наносим клей на контактные места.

Приклеиваем уголки по углам рамки.

Стазу пробиваем скобами.

Готовую рамку оставляем сохнуть в тени на 24 часа.

На следующие сутки обрабатываем рубанком и наждачной бумагой.


Стягивающие саморезы можно удалить или сточить торчащую головку и замазать сверху клеем или краской, чтобы ржавчина со временем не проступила наружу.

Рамка полностью готова для натяжки холста.

Натяжка холста.

Хорошим материал для холста считается лен, сейчас найти хороший лен тоже не просто, да и цена на него кусается. Так для меня лучшим вариантом стала покупка ткани в интернет магазине из Китая, отрез размерами 140*100 см. за $9 с доставкой (). По идеи его должно хватить на четыре 3-4 холста.


На отрез накладываем рамку.

Замеряем отступ 6-8 см. на загиб.

Отмечаем линии реза и отрезаем необходимый кусок ткани.

Приготовим степлер со скобами длиной 8-10 мм. Натяжку начинаем от средины противоположных сторон. Равномерно натягиваем и пристреливаем стань.







Минус тонкой ткани, во время сильной натяжке её можно порвать!

Дошли до углов, сворачиваем их конвертом или как у вас получится лучше и пристреливаем.





Проверяем ровность натяжки, при необходимости можно вынуть отверткой несколько скоб и поправить натяжку.

Проклейка и грунтование холста.

Для проклейки материи холста, в домашних условиях, применяют обычный пищевой желатин, нам примерно надо 8-10 гр.

Замачиваем желатин (по инструкции на пачке) в холодной воде на 1 час, затем медленно греем на огне, не давая подгорать и закипать, до полного растворения.

Охлаждаем до состояния холодца.

Наносим на ткань и втираем ложкой или ножом в волокна, лишнее удаляем обратно в тарелку.


Оставляем холст на пол дня лежать, сохнуть.

Шлифуем поверхность наждачной бумагой, не сильно, только удаляем неровности.

Теперь нагреваем оставшийся желатин до 40-50 гр. и широкой кисточкой вскрываем все вторым слоем.

Затем снова просушка, шлифовка и еще слой желатина.

После высыхания третьего слоя, приступаем к нанесению грунта, его лучше использовать покупной.

Грунт наносится как обычная белая краска, широкой кистью.


После сушки холст полностью готов для творчества.

Мы привыкли видеть в музеях картины, написанные различными красками: темперными, масляными, акварелью. Но часто ли мы задумываемся над тем как они появились, и кто был их создателем? Впервые краской, которой послужила в действительности глина, воспользовался еще первобытный человек. Затем, он стал смешивать глину, уголь и другие природные красители с жиром, что можно считать уже первой настоящей краской. Прошли целые тысячелетия до появления краски, которую стали использовать художники повсеместно.

Яичная темпера

Такой краской стала яичная темпера. Особенно популярной она стала в эпоху Возрождения, когда ею работали такие великие мастера как Рафаэль, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Темпера состояла из яичного желтка, воды и сухих пигментов. В те времена художники были вынуждены сами изготавливать краски. Они растирали глину, растительные минералы, ягоды и даже насекомых в мелкий порошок, затем смешивали с водой и яичным желтком. Темпера требовала от художников особых навыков работы. Эта водянистая красна на удивление быстро высыхала. Это вынуждало мастеров работать с очень большой скоростью, чтобы сохранить единство рисунка.

Масляные краски

Настоящую революцию в живописи произвело в 15 веке изобретение масляных красок Яном Ван Эйком.В качестве связующего вещества он использовал льняное масло, вместо привычного прежде яичного желтка. Строго говоря они были известны до нашей эры. Это подтверждают после разрушения Бамианских статуй Будды найденные остатки красок. Известно, что растительные масла для красочных составов использовали и античные живописцы. Различные трактаты 8-12 веков говорят об использовании льняного масла. Однако, вещественных подтверждений не сохранилось. Масляные краски во многом превосходили яичную темперу. Прежде всего, художников подкупала ее пластичность. Масляные краски легко смешивались, что позволяло создавать совершенно новые цвета. Краски стали накладывать тонкими слоями. Такая техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета.

Акварель

Несмотря на то, что ее появление относят ко 2 веку н.э., широкую популярность она получила лишь на рубеже 18-19 веков. В ее состав входят мелко растертый пигмент, и легко растворимые в воде клеи растительного происхождения. Эта краска разводится водой и наносится на бумагу. Специфика акварельной техники заключена в ее прозрачности. Акварелью создаются легкие, нежные, как будто наполненные воздухом картины. Но есть подвох: переделать рисунок или записать слой, как в масляной живописи, например, невозможно. При смешении цветов более двух, трех краска теряет яркость и чистоту, а при смывании красочного слоя деформируется бумага, что приводит к появлению грязи.

Начиная с тех далеких времен краски создавались на основе натуральных компонентов: растительных масел, древесной смолы и натуральных красителей. Но в начале 20 века химики, работающие для крупных производителей красок, начали изобретать новые формулы красок. Именно в 20 веке начинается история красок, которые можно видеть в магазинах сегодня. Многие из них содержат синтетические компоненты, но ничем не уступают натуральным.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры