Какой тип школы представляла прогимназия. Председатель прогимназии

Главная / Ссоры

В июне город облетела новость, не оставившая равнодушным никого. Прогимназию закрывают! Возмущались все. Даже те, кто никогда и не знал о существовании в Электрогорске такого учебного заведения. Что же произошло? Кому помешала наша прогимназия? Попробуем разобраться .

Понятие «прогимназия» пришло из дореволюционной России. Единственной целью этих учебных заведений в то время была подготовка к последующему поступлению в гимназию.

В начале девяностых годов прошлого века прогимназии переживают свое второе рождение. Произошло их значительное обновление, изменилась структура и суть работы. Официальное определение прогимназии сегодня звучит так: «Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста с приоритетным осуществлением одного либо нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся». Статус прогимназии присваивается официально и только после соответствующей аттестации и аккредитации.

Прогимназия  -  государственное учебное заведение. Все образователь­ные услуги предоставляются бесплатно.

В Электрогорске прогимназия начала работать с 1998 года: до 2003 года как «Школа-сад №1», с января 2003 года, получив государственную аккредитацию, - как «Прогимназия №1». Учебное заведение пользуется большой любовью родителей учащихся. И именно родители первыми забили тревогу, узнав о том, что прогимназию могут закрыть. Благодаря их настойчивости была создана рабочая комиссия по решению вопросов функционирования МОУ «Прогимназия №1», в состав которой вошли представители администрации города, директор прогимназии и родители учащихся.

Представители родительской инициативной группы поделились с нами своим мнением о происходящих событиях.

Харьковская Надежда:

Никаких документов о закрытии прогимназии нам представлено не было. Топтыгина Светлана Сергеевна по телефону известила директора прогимназии Татьяну Викторовну Миняйцеву, Татьяна Викторовна поставила в известность учителей, учителя сообщили нам, родителям. Мы собрались все вместе, и наше общее мнение: мы не хотим, чтобы прогимназию закрывали. Мы за то, чтобы прогимназия осталась именно в том виде, в котором она была.

Что мне нравится в прогимназии? Мне нравится сама система обучения. Здесь именно индивидуальный подход к каждому ребенку. Например, если ребенок плохо читает - ему дают одну литературу, если хорошо - другую. Мы, родители, закупаем рабочие тетради, по которым занимаются дети: все в картинках, доступно, доходчиво. Детей здесь развивают, раскрывают. И ребенок активно участвует в учебном процессе. Очень нравится, что есть еще 10 дополнительных кружков во второй поло­вине дня.

У всех учителей и воспитателей очень высокий уровень образования и подготовки. График работы прогимназии с 8-00 до 18-00, что очень важно для нас, родителей, так как многие работают в других городах и не имеют возможности рано забирать детей домой. У детей трехразовое питание, в первом классе есть тихий час. Очень жалко такое терять.

Прохоров Алексей:

Мы, родители, задавали в администрации города вопросы по финансированию. Нам ответили, что если закрыть прогимназию, а детей перевести в общеобразо­вательную школу, то адми­нистрация выигрывает максимум 2 млн руб. Получается, что вопрос с финансами не настолько острый, как говорят.

Смотрите: 13 млн руб. - общий расход «сад–прогим­назия». Если же прогимназию закроют, экономия составит порядка 2 млн руб. Это затраты на учителей, так как затраты на питание детей мы оплачиваем сами. Коммунальные платежи, работа кухни, транспорт, электроэнергия - все цифры останутся теми же. От закрытия прогимназии общая площадь здания не уменьшится, его также надо будет отапливать, освещать и т.д.

2 млн руб. - это не такие большие деньги даже для такого небольшого города, как наш. Для того, чтобы была какая-то существенная экономия финансов, надо закрывать всю прогимназию, вместе с детским садом.

Поэтому смысла закрывать только школьную часть прогимназии, терять такое учебное заведение мы, родители, не видим. Я не думаю, что закрытие детских учреждений будет красить лицо нашего городского руководства.

Продолжение читайте на 3-й полосе

Прогимназия: закрыть нельзя оставить?

(продолжение, начало на 1-й полосе)

13  июля состоялось очередное заседание рабочей комиссии. Из протокола : «председатель комитета по образованию г. Электрогорска Топтыгина С.С. озвучила решение администрации г. Электрогорск по разделению прогимназии на детский сад и школу. При этом школа территориально остается в помещении Прогимназии №1,  но классы юридически относятся к лицею г.  Электрогорска по постановлению главы Электрогорска. При этом группы детского сада Прогимназии №1 переходят в состав другого детского сада (конкретное учреждение еще не определено) с вероятным дальнейшим выделением в самостоятельный детский сад (при условии дополнительного набора в подготовительную группу)» .

С целью избежать соблазна истолковать это решение по своему разумению обратились за комментарием к специалисту - председателю комитета по образованию С.С. Топтыгиной.

С.С. Топтыгина отвечать на вопросы отказалась.

Что ж, придется анализировать услышанное, увиденное и прочитанное самостоятельно.

1.  Устно, без предоставления официальных документов, директору прогимназии было сообщено о закрытии учреждения. Педагоги получили уведомления о сокращении с первого сентября. Вывод: предприняты незаконные действия с целью закрыть учреждение без широкой огласки.

2.  Неожиданно для высоких ответственных лиц родители сумели организоваться и потребовали объяснения. Получили ответ - в бюджете следующего года недостает 13 млн руб., необходимых для финансирования прогимназии. Кризис!

Вывод: ответ ложный. Для того, чтобы не заложить в бюджет 2010 года средства на финансирование прогимназии, Министерству финансов Московской области нужны веские основания. Сверху таких указаний нет. То есть не существует официальных документов регионального или федерального уровня, отменяющих финансирование учреждений подобного типа. Следовательно, сэкономить 13 млн руб. на детях - инициатива снизу, т.е. от главы города. Зачем?

Предположение: успеть к осени (когда окончательно верстается бюджет области на 2010 год) отрапортовать о сокращении расходов, что сегодня руководством региона приветствуется - кризис!

3.  Родители требуют приема у главы города. Н.А. Скороход их не принимает. Родители настаивают, требуют финансовый отчет о содержании прогимназии, приглашают в город представителя уполномоченного по правам человека в Московской области. Приезд представителя вынуждает ответственных лиц администрации принять родителей и озвучить данные о затратах учреждения. Оказалось, что 13 млн руб. - затраты на содержание всего учреждения вместе с детским садом. Школа «тянет» максимум на 2 млн руб. Растерянность. Администрация берет тайм-аут.

Вывод: обман раскрыт, надо искать другие пути.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

КУХАРКИНЫ ДЕТИ

Первоисточник - печально знаменитый в свое время циркуляр (1887) российского министра просвещения Ивана Давидовича Делянова (1818- 1897). Этим циркуляром, одобренным императором Александром III и получившим в обществе ироническое название «о кухаркиных детях» (хотя как раз они там и не упоминались), предписывалось учебному начальству допускать в гимназии и прогимназии только обеспеченных детей, то есть «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства».

И далее в циркуляре пояснялось, что «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат» (Рождественский С.В. Исторический очерк деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1909).

Иносказательно — о детях из бедных, социально незащищенных семей.

ДОКЛАД

министра народного просвещения И. Делянова

«О сокращении гимназического образования» (1887 г.)

Вследствие предположения, состоявшегося в совещании при моем участии, из министров: внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министерством финансов и обер-прокурора Святейшего синода, я имел счастие испрашивать соизволение Вашего Императорского Величества на внесение в Комитет министров представления о допущении впредь в гимназии и в прогимназии детей лишь некоторых сословий не ниже купцов 2-й гильдии.

Ваше Императорское Величество, всесторонне обсудив это предположение, изволили на всеподданнейшем докладе моем 23 мая выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, Вы полагали бы за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами, и изволили Всемилостивейше повелеть мне войти в новые по этому вопросу соображения.

Проникаясь мыслью Вашего Величества, я счел нужным посоветоваться с означенными выше лицами, за исключением находящегося ныне в отсутствии действительного тайного советника графа Толстого, и мы, ввиду замечания Вашего Величества, предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию. С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные. На приведение сей последней меры в исполнение уже последовало, по всеподданнейшему докладу моему 11 апреля, предварительное высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.

Если Ваше Величество соизволит окончательно одобрить вышеизложенные предположения, то теперь предстоит только войти в Комитет министров с представлением:

1) об ограничении известным процентом приема в гимназии и прогимназии детей евреев, к которым может быть с пользою применена и предположенная особою комиссией под председательством статс-секретаря графа Палена мера о недопущении в гимназии и прогимназии детей евреев из низших сословий , и

2) о предоставлении министру народного просвещения, в изменение ст. 129 устава университетов 23 августа 1884 г., права определять плату за слушание лекций, не стесняясь ныне установленной 50-рублевой нормой.

На приведений сих предположений в исполнение приемлю долг всеподданнейше испрашивать высочайшее Вашего Императорского Величества соизволение.

Что же касается до сокращения числа гимназий и прогимназии , с преобразованием некоторых из них в реальные и промышленные училища, то имею счастие всеподданнейше доложить, что, ввиду выраженного на докладе моем 29 марта Вашего Императорского Величества повеления, мною собраны уже сравнительные статистические данные о числе учеников, количестве параллельных классов и средствах содержания гимназий и прогимназий, а также сделано соображение о возможности закрытия или преобразования оных, смотря по местным условиям и средствам, на них отпускаемым из казны или от земств и городских обществ; но дальнейшие по сему предположения ныне приостановлены впредь до разрешения вопроса о преобразовании реальных и открытия промышленных училищ, так как без сего невозможно ни преобразовывать гимназии и прогимназии, ни закрывать оные, потому что ученики сих заведений, по закрытии гимназии или прогимназии в какой-либо местности, были бы лишены возможности продолжать свое образование за неимением соответственного учебного заведения, что поставило бы местные общества в крайне затруднительное положение. Впрочем, можно надеяться, что с приведением вышеизложенных мер в исполнение значительно сократится число учеников в гимназиях и прогимназиях и улучшится состав их, что особенно важно потому, что дурное направление учащихся зависит не от количества гимназий и прогимназий, а от качества учеников и переполнения каждой из них в отдельности».

Ложь как правда… А не приходилось ли вам, читатель и «сообщник», задумываться о том, что в политике ложь играет точно такую же роль, точнее — выполняет те же самые функции, что и ПРАВДА. А отсюда — и непреодолимый соблазн воспользоваться неправдой, ложью для достижения собственных целей:

— Авось, не заметят, «схавают» за милую душу! И ведь молчат — не значит, что не замечают, да вот лень связываться с некоторыми особенно громко кричащими «пропагаторами» новых идей. …Да вот только всегда ли оправданно наше молчание, на котором и пытаются зарабатывать «политический капитал» неграмотные или наглые политические авантюристы. И вновь о кухарках и их детях

Из ИНТЕРНЕТА. Дневник Литератора В связи с одной распространенной ошибкой.

Очень часть цитируют слова Ленина о том, что каждая куxарка должна уметь управлять государством.

Действительно, В.И. Ленин в работе «Удержат ли большевики государственную власть» (т.34, с. 315) писал: » Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка НЕ способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласились с академиками, и с Брешковской, и с Церетели».

То есть говорил о ПРАВЕ, возможности «кухаркиных детей», детей «простолюдинов» на получение СОВРЕМЕННОГО образования и о ПРАВЕ участвовать в управлении делами государства и общества.

Таким образом Ленин говорил прямо противоположное тому, что ему приписывает вся демократическая пресса при поддакивании почти всей интеллигенции.

— Нет, батенька, Ленин писал, прежде всего, совсем о другом: о том, что должен быть шанс получить высшее образование у всех, в т.ч. и у детей куxарки (это посовременнее звучит, кто хочет уточнить в Инете найдет).

ПЕРВАЯ дискуссия «о кухаркиных детях» началась….. 30 июня 1887 – когда в России был принят указ о запрете поступления в гимназии детей простолюдинов («указ о кухаркиных детях»).

По этому поводу Александр III тоже оставил резолюцию, собственноручно начертав на судебном показании крестьянки, сообщавшей, что ее сын хочет учиться: «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!», — .

Александр III о роли государства в высшем образовании особо не рассуждал, исповедуя гораздо более простой подход к состоянию страны, почти 90 процентов населения которой не умели даже читать и писать. «И слава Богу!», — наложил он резолюцию на доклад из Тобольской губернии, сообщавший о низкой грамотности в ней.

Кстати, российское студенчество XIX века ответило на указ 30 июня массовыми сходками солидарности с «лишенными» права на образование «простолюдинами». Наши же «доморощенные» «демократы»-либералы, конечно, против «кухаркиных детей» в управлении государством!

Знаете, очень грустно читать все эти негативные отзывы. Особенно после того, как сам отучился все четыре класса в этой чудесной школе. Я, выпускница 2008 года, ученица Тамары Владимировны Танделовой, считаю, что школа во всех смыслах просто замечательная, особенно педагогический состав. Таких добрых и любящих детей людей довольно сложно найти в обычной школе.
Я хочу выразить благодарность всем учителям прогимназии 1774. Если бы не они, я навряд ли поступила бы в школу "Интеллектуал" для одарённых детей, ведь именно они, особенно Тамара Владимировна, смогли дать мне тот багаж знаний и опыт, который сложно получить в среднестатистических школах.
С их помощью, я уже со 2-го класса стала участвовать в проектной сессии, а так же дошла до городского тура в конкурсе проектных работ "Открытие". Позже, это помогло мне поступить в Интеллектуал, да и Полине Агальцовой тоже (ученице Светланы Николаевны Топилиной). Стихи меня учила читать Галина Юрьевна Михайлова, готовила к городскому конкурсу чтецов, где я стала лауреатом, хотя, заметьте, она не мой классный руководитель!
А когда я прихожу к своей учительнице английского языка Инне Васильевне Афанасьевой, то просто завидую её нынешним ученикам — когда я у неё училась, у Инна Васильевны ещё не было ноутбука и телевизора, но и без этого, поверьте, учится было очень интересно (и тесты мы у неё писали, лучше учеников специализированных школ)! А ещё этот педагог сочиняет замечательные стихи для школьных праздников.
Кстати, о праздниках. Их была целая куча, поэтому я просто не успевала уставать. Ведь было столько всего интересного! Я всегда старалась участвовать, получала роли, иногда не главные, но безусловно, интересные. С нами занимались Валентина Васильевна Волохова, Ирена Львовна Экслер и Наталья Эдуардовна Пилецка. Все было здорово. И участвовали не избранные, как писали здесь некоторые родители, а те дети, которые хотели и которые были ответственные, учили роли и переживали за костюмы.
Вы, конечно, можете не обратить на мой комментарий никакого внимания. Что дельного может сказать какая-то семиклассница? Однако, очень неприятно читать и видеть, как оскорбляют ТВОЮ школу, в которой тебя из неуверенного малыша, боящегося выйти к доске, делают уверенного и достойного гражданина общества. В этой школе мы были словно в вакууме, где нас любили, холили и лелеяли, не допускали, чтобы хоть капелька зла нас коснулась. И знаете что? Я счастлива, что училась именно здесь, а не где-нибудь еще.
P.S. А если вам не нравится, то просто переведите своего ребёнка в другую школу. Так будет лучше для всех.

В один из жарких августовских дней 1882 года на перрон станции Брянск Орловско-Витебской железной дороги сошёл худенький рыжий молодой человек, Василий Васильевич Розанов. Двадцатишестилетний Розанов только что окончил полный курс наук по историко-филологическому факультету в Императорском Московском университете и 1 августа 1882 г. был направлен преподавать историю и географию в Брянскую мужскую прогимназию. В степени кандидата, полагавшейся при успешном окончании курса, Василий Васильевич будет утверждён университетским советом лишь 18 сентября.

П ройдут годы, и в адрес прежнего робкого кандидата-филолога крупнейшие русские философы и литераторы произнесут самые громкие слова и отведут ему самые первые места в пантеоне отечественной и мировой культуры. Дело в том, что Розанов со временем превратится в великого русского философа, или, как говорил один мой институтский преподаватель, в самого русского из великих философов… « В. В. Розанов, русский Ницше, — писал главнейший человек русского символизма, Дмитрий Сергеевич Мережковский. — Я знаю, что такое сопоставление многих удивит; но… этот мыслитель, при всех своих слабостях, в иных прозрениях столь же гениальный, как Ницше, и, может быть, даже более, чем Ницше, самородный, первозданный…»

« … Дорог нам Розанов… тайной своей, однодумьем своим, тёмными и страстными песнями о любви», — подпевал Мережковскому Александр Блок, подразумевавший неизменную розановскую увлечённость метафизикой пола.

А в 1973 году, когда Розанова в Совдепии не печатали и печатать не собирались, незабвенный наш почти земляк (служил какое-то время библиотекарем в технической библиотеке на 1-м Брянске) Веничка — Венедикт Васильевич Ерофеев — писал о нём: « Этот гнусный, ядовитый фанатик, этот токсичный старикашка, он — нет, он не дал мне полного снадобья от нравственных немощей, — но спас мне честь и дыхание (ни больше, ни меньше: честь и дыхание). Все тридцать шесть его сочинений, от самых пухлых до самых крохотных, вонзились мне в душу и теперь торчат в ней, как торчат три дюжины стрел в пузе святого Себастьяна…»

О брянских прогимназиях

И вот заработавший уже по крайней мере часть такой исключительной литературной репутации, Василий Васильевич Розанов вдруг вспомнил давнишний приезд свой в Брянск и впечатления от первого места службы: « Помню вечер жаркого летнего дня, когда, постоянный житель или столицы, или большого губернского города, я в первый раз въехал в уездный городок нашей чернозёмной полосы. <…> Конечно, вокзал — за пять вёрст от города… Измученный Ваня (извозчиков тогда называли « Ваньками». — Прим. автора) тащился по пыли. Мелькнули сады, а вот потянулась и улочка. Въехали в городок. И так мне мило стало, когда в золотистых лучах солнца я увидел нарядных-нарядных барынек, тянущихся по тротуару из церкви, белой, небольшой и красивой, и смотрящих на моего Ваню и на меня с крайним любопытством и не без изумления. « Как же на меня не смотреть, когда я студент и еду просвещать их…» Путь от вокзала к брянскому центру вполне узнаваем и для нашего современника. Например, « белая, небольшая и красивая» церковь, встретившая Розанова при въезде в Брянск — это существующий поныне Тихвинский храм.

Дом на Московской улице, к которому направлялся измученный розановский « Ваня», цел и теперь. Современный адрес дома — ул. Калинина, 91а. Именно здесь, на втором этаже, находилась Брянская мужская прогимназия. В прогимназиях проходили курс первых четырёх гимназических классов, а потом ехали доучиваться в те города, где были гимназии полные. Брянская мужская прогимназия, в которой предстояло служить Василию Васильевичу Розанову, была учреждена 7 декабря 1876 г. и начала свою работу 1 июля 1877 г. На содержание прогимназии Брянское городское общество и Брянское уездное земство ежегодно выделяли по 3 тысячи рублей, к которым Государственное казначейство добавляло еще 8 550.

Современники были не очень довольны тем, в каких условиях получают знания ученики брянской прогимназии: « … Классы недовольно просторны… преподавание в одном классе ясно слышно в другом», а под классами вообще существовало питейное заведение. Да и в округе таких заведений — от коньячной до портерной — хватало с избытком… Не были довольны брянцы и качеством знаний, отпускаемых в прогимназии: « В гуторящей толпе» брянских жителей на рынке, скажем, речь быстро переходила « на существующие учебные заведения и гневно обрушилась на прогимназию: „Уж лучше же городское училище“ — оно действительно переполнено учениками. « Да чего же лучше: и там никакому мастерству не научают?»…

Впрочем, когда Розанов приехал в Брянск, порядки в прогимназии были ещё те. Василий Васильевич вспоминал на страницах своей книги « Сумерки просвещения», изданной в Петербурге в 1899 г.: « Распущенность доходила… до того, что учитель новых языков, например, только около 20 числа посещал гимназию (20 числа каждого месяца выплачивалось служащим в императорской России жалование. — Прим. автора) и ученики, смеясь, говорили ему это на уроке в глаза, а сам начальник брал с урока преподавателя математики играть к себе в шашки, оставляя класс на надзирателя, и также не скрывая от учеников, зачем берётся от них преподаватель. Неудивительно, что ученики, переходившие для окончания курса из этой прогимназии в соседние полные гимназии, за редкими исключениями уже не в силах были в них кончить курс».

Тем не менее уже в августе 1882 года Розанов сумел найти себе в Брянске довольно приличную учебную нагрузку. В дополнение к истории и географии, полагавшимся ему изначально, 17 августа он получил часы по вакантной должности второго учителя древних языков —и стал преподавать латынь в 1-м классе мужской прогимназии. 23 августа он просит педсовет позволить ему преподавать географию и в женской прогимназии, в чём Розанову также не отказали. Позже он также читал ученицам 3-го класса историю.

Брянская женская прогимназия, открытая в 1881 году, находилась сравнительно недалеко от мужской. Здание её также сохранилось, современный его адрес — Калинина, 84. Долгие годы здесь находилось ПТУ № 5. Молодому совместителю, таким образом, время от времени « в пятиминутную перемену приходилось пройти из одного заведения в другое около полуверсты расстояния». В конце концов Василий Васильевич оказался, если судить по количеству учебных часов, самым востребованным из гимназических брянских учителей… К началу 1884 года уроки и классное руководство в мужской прогимназии приносили Розанову годовой доход в 1410 рублей и около 200 рублей давала женская прогимназия.

Розанов, судя по всему, нашёл общий язык с коллегами по школе. В своём духовном завещании, написанном уже в 1899 году в Петербурге, Василий Васильевич в качестве товарищей своих, « особливо осведомлённых» в его личной жизни, вспоминает коллег-филологов: ставшего к 1885 г. инспектором (иначе директором) Брянской прогимназии Ивана Игнатьевича Пенкина, учителя чистописания Василия Николаевича Николаева (простой, по словам Розанова, добрый и не осуждающий человек, у которого Василий Васильевич крестил дочь Татьяну) и учителя русского языка Демьяна Ивановича Плютичевского.

Кроме того, хорошие, кажется, отношения сложились поначалу у Розанова с первым преподавателем древних языков брянской мужской прогимназии Сергеем Ивановичем Саркисовым. Сергей Иванович, как считают краеведы, подсказал Розанову идею издать первую книгу за свой счёт. Именно так в 1884 г. Саркисов напечатал свою « Грамматику армянского языка».

Однако со временем отношения с Саркисовым могли испортиться. Дело в том, что первая жена Розанова, оставившая Василия Васильевича в 1887 г., отдавала предпочтение перед мужем как литератору и собеседнику именно Саркисову да ещё исполняющему должность бухгалтера Брянской мужской прогимназии Василию Ильичу Смирнову, с которыми частенько, вероятно, толковала о своих занятиях испанской историей. « Я никогда без боли не мог слышать, как, тщеславясь перед какими-нибудь Смирновыми или Саркисовым, которые едва помнят о том, что такое средние века, Вы начинали толковать о своих занятиях Бланкой Кастильской, о которой они никогда не слыхали…» — писал жене раздражённый Розанов в 1890г.

С Иваном Игнатьевичем Пенкиным Розанов служил позже и в Елецкой гимназии, посвятил ему полные сочувствия строки в своих « Литературных изгнанниках».

И. И. Пенкин начал школьное своё служение ещё в 1873 г. и сыграл важную роль в брянской жизни 1880-х. Человек глубоко верующий, православный, сберегавший в быту своём обычаи ещё Московской Руси — например, « обычай, строго запрещавший отцу брать на руки своего ребёнка в первый год его жизни» — Иван Игнатьевич открыл в 1888 году первую в Брянске церковно-приходскую школу (не училище). Эта школа была организована при Успенской церкви, здание школы также уцелело, в нём сейчас находится кафе « Василич» в самом начале улицы Урицкого (прежней Успенской), при пересечении с улицей Калинина (прежней Московской) …

Карьера И. И. Пенкина в конце-концов сложилась: в 1903 г. он получил генеральский чин действительного статского советника, был награждён орденами Св. Анны 2-й, Св. Владимира 3-й и Св. Станислава 1-й степеней, до 1917 г. возглавлял орловскую Алексеевскую гимназию, педагогический совет орловской Николаевской женской гимназии, был непременным членом Общества вспомоществования бедным воспитанницам всё той же Николаевской женской гимназии, почётным членом Епархиального училищного совета, товарищем (заместителем) председателя Православного Петропавловского братства…

« Дурной учитель»

А вот Розанову учительство не нравилось, он считал себя скверным преподавателем и призывал в свидетели тому начальство: « Граф Капнист не мог не знать из ревизии Брянской прогимназии…, что преподаватель я — очень дурной…»

Согласились бы с Василием Васильевичем и многие из его учеников, особенно те, кто соприкасался с ним после Брянска. Например, знаменитый писатель Михаил Михайлович Пришвин, которого Розанов выгнал из 4-го класса Елецкой гимназии, в романе « Кащеева цепь» написал совершенно убийственный портрет нелюбимого учителя, припомнил даже презрительную кличку, данную Розанову учениками: « На другой день, как всегда, очень странный, пришёл в класс Козёл; весь он был лицом ровно-розовый, с торчащими в разные стороны рыжими волосами, глаза маленькие, зелёные и острые, зубы совсем чёрные и далеко брызгаются слюной, нога всегда заложена за ногу, и кончик нижней ноги дрожит, под ней дрожит кафедра, под кафедрой дрожит половица». А в дневнике тот же Пришвин говорит о Розанове-учителе: « Он явно больной видом своим, несправедливый, возбуждает в учениках младших классов отвращение, но от старших классов, от восьмиклассников… доходят слухи о необыкновенной учёности и даровитости Розанова, и эти слухи умиряют наше детское отвращение к физическому Розанову».

Сам Розанов в позднейших сочинениях вспоминал время от времени некоторых своих брянских учеников по крайней мере с сочувствием: « … был в Брянской гимназии Любомудров Аркадий. Бедный мальчуган — он был из разорившейся дворянской семьи, — Бог весть с чего, полюбил всё, идущее из древнего мира, каждую строчку, каждую вещь; кажется, он привязался к нему какою-то художественною любовью; почти до слепоты близорукий, он перечитал всё о нём, что можно было, что в силах был достать в маленьком уездном городке; я был там учителем истории и раз, помню, убедился, что он отчётливее меня знает какую-то подробность в развитии греческой трагедии; до сих пор не могу забыть его живых, искрящихся воображением и остроумием рассказов и рассуждений, конечно ребяческих, о школьных своих делах. В то же время он был удивительно душевно изящен, кроток, деликатен. Разумеется, его выгнали».

Ещё один брянский педагогический опыт может считаться несомненной удачей Розанова. Дело в том, что его ученицей в Брянской женской прогимназии была потомок древнего литовского рода княжна Вера Игнатьевна Гедройц (1876 -1932). Росла Вера Игнатьевна в селе Слободище Брянского уезда Орловской губернии, в имении отца своего, коллежского регистратора князя Игнатия Игнатьевича Гедройца. Князь Игнатий Игнатьевич был заметным в Брянском крае общественным деятелем: мировым судьей в Дятьковской, Фошнянской и Любохонской волостях, председателем уездного съезда мировых судей, гласным Брянского уездного земства и т. п.

Так вот, со временем княжна Вера Гедройц стала едва ли не первой русской женщиной-хирургом, доктором медицины. Она окончила университет в Лозанне, выдержала экзамен в Императорском Московском университете, служила главным хирургом больниц Мальцовских заводов, а в 1909 г. получила место ординатора Царскосельского дворцового госпиталя. Здесь в годы Первой мировой войны Вера Игнатьевна обучала императрицу Александру Феодоровну и её дочерей искусству врачевания и ухода за ранеными. Кроме того, княжна Гедройц писала стихи и прозу, считала себя ученицей Николая Гумилёва… В первые дни после перевода в Царское Село, 6 августа 1909 года, Вера Игнатьевна написала жившему тогда в Петербурге Розанову: « Многоуважаемый Василий Васильевич. Встречаясь с Вашими статьями, захватывающими меня, мне захотелось возобновить знакомство с Вами, если только Вы тот самый учитель Брянской женской прогимназии, о которой у меня, Вашей ученицы, осталось самое светлое воспоминание. Теперь я доктор, переезжаю жить в Царское Село хирургом Царскосельского придворного госпиталя и была бы очень рада увидеть моего незабвенного учителя…»

Правительство в своей оценке розановского учительского труда было, пожалуй, ближе к княжне Гедройц. 31 января 1887 г. господину учителю истории и географии Брянской прогимназии Василию Васильевичу Розанову был Высочайше пожалован орден Св. Станислава 3-й степени. Орденский знак и грамоту за № 1024 Розанов получил 28 апреля 1887 г.

Брянские картёжники и « чайные дамы»

Что же это был за город — уездный Брянск 1880-х, в котором Василий Васильевич Розанов провёл, быть может, самые мучительные годы своей жизни, где заработал нервный тик, гнилые зубы и замашки школьного садиста?

« Город был ужасающе беден и столь же ленив, — писал Розанов о Брянске. — Город — старинный, один из древнейших в России, но в котором к данному моменту времени осталось почти одно мещанство, т. е. домохозяева, и приезжие, т. е. чиновники и разные дельцы, « колонисты». Он так и разделялся на две полосы: старого мещанства, незапамятной местной дедины, безграмотной и малограмотной, и, так сказать, людей американского типа, наезжих, просветителей, которые это мещанство лечили, учили, управляли им, покупали у него в лавочках провизию и табак, нанимали у него квартиры и через всё это рассеивали в его массе благодетельное жалованье, на которое, получив по мелочам в руки, эти мещане закупали всё в губернском городе и привозили к себе опять же в снедь американцам. В этом кругообороте между казначейством и лавочкой заключалась местная старая, туземная экономическая жизнь. Друг около друга тёрлись люди. И пыль от этого трения падала в виде манны небесной на жителей. « Бог напитал — никто не видал», — как говорят у нас, выходя из-за обеда. Были здесь и большие, даже огромные предприятия. Жители или мещане смотрели на них, как на чудище рядом с собою, как на огромное богатство и огромную силу, и мудрость, и науку, но принесённую « из-за моря» и поставленную около них без их ведома и спроса, без их нужды и интереса, кроме любопытства… Вообще же городок жил не склеившеюся, рассыпчатой жизнью. Жил лениво, праздно. Никому ни до кого не было дела. Жил свободно и в этом смысле радостно. Беднел. Я думаю, большинство наших маленьких городков таково же. Жителей было в нём около шестнадцати тысяч».

Из брянских достопримечательностей немногие запомнились Розанову — по странным, правду сказать, поводам. Например, « лучшая церковь, куда „приводились“ ученики ко всенощной и литургии» осталась в памяти потому, что « вовсе почти не посещалась молящимися (народом); до такой степени бессознательно все чувствовали, что атмосфера, вносимая в храм „учащимися“, дисгармонировала с тем, что в храме привыкли искать и находить молящиеся!» А ещё Василий Васильевичвспомнил как-то пожар в брянском полицейском участке: « … на пожаре говорил (в Брянске) один отставной полицейский: „Жаль, клопы во какие!“ — и указал на персте? суставчика. Я даже вздрогнул». Этим клопам Розанов хотел скормить революционерок « Соню Перовскую и Веру Фигнер»…

Основным мужским развлечением в Брянске 1880-х была в глазах Розанова картёжная игра, за которой вдобавок резво расходились и городские сплетни: « Жители… играли в карты. Это я потом узнал, всосавшись в жизнь городка. Все играли — сильно, ярко, рискованно, играли и проигрывались и выигрывали…». И ещё: « Поживите-ка „в Аргосе“ в ХIХ веке… Так пять лет я выжил в Брянске… « Отчего вы сходили тогда не с червей: взяли бы ремиз». — « Так пришли бубны, король и дама?» — « А слышали, та замужняя сошлась с почтмейстером». — « А та барышня уж стара». — « Будет ревизия?» — « Нет, ревизии не будет»…

У брянских женщин были свои развлечения. « Женщины постоянно пили чай, — вспоминал Розанов. — Этот чай являлся в середине дня, утром, вечером и ещё всякий раз, если кто-нибудь приходил в гости. А в гости они постоянно ходили друг к другу целыми семьями, с детьми, самыми малолетними…»

« Гастарбайтеры» 1880-х

Однако главной брянской сенсацией 1880-х были… евреи. Позже Розанов посвятит этому древнему восточному народу немало страниц в своих сочинениях… Но теперь он просто присоединился ко всеобщему брянскому удивлению.

Дело в том, что свободное проживание евреев в Брянске было запрещено. Черта оседлости, за которой это проживание разрешалось, проходила за Выгоничами, там, где начинался Мглинский уезд Черниговской губернии. Пересекать черту оседлости и свободно селиться по всей России, в том числе и в Брянске, имели право легальные раввины (были ещё и тайные), евреи-медики, евреи, желавшие учредить фабрики и заводы и т. п. Таким образом, по Брянску, согласно переписи 1860 года, числилось всего 35 евреев.

За год же до приезда Розанова в Брянск по однодневной переписи 2б сентября 1881 г. евреев в Брянске насчитали уже 376 душ обоего пола. И это только проживавших на законных основаниях. А ведь сколько было случаев проезда через черту оседлости по подложным документам. И нелегальных мигрантов хватало.

И вот городские власти стали бить тревогу, поскольку местные жители не выдерживали конкуренции с « гастарбайтерами» — и оказывались на обочине жизни. Розанов писал в « Сумерках просвещения» (1899 г.) о Брянске: « В этом же городке Орловской губернии, около известных Брянских сталелитейных заводов и неподалеку от Мальцевского заводского района… мне пришлось услышать разговор в толпе горожан: „Когда бы не евреи, мы бы и без сапог ходили“. И в самом деле, все ремёсла в этом городке были уже захвачены или захватываемы евреями. Шапочники, портные, скорняки, не говоря о часовщиках, которые во всей России, кажется, евреи, — всё было в руках или переходило в руки евреев». В другом месте Розанов добавляет, что в Брянске « разные принадлежности похоронной процессии, между прочим и кресты, выделываются евреями ремесленниками». Наконец, Василий Васильевич подводил невесёлый для Брянска итог: « Вообще в мою пору городок русскою своею стороною кренился набок, а еврейскою — выпрямлялся. Целая улица была из евреевшапочников, все переплётчики в городе были евреи, и почему-то ужасно было много евреев, « делавших уксус»…»

Розанов, впрочем, обращал внимание и на другие вещи. Сперва это были наблюдения, скажем так, эстетическо-бытовые, которые постепенно приобретали религиозно-философский подтекст: « В Брянске я видал в банях много евреев (по четвергам парятся ужасно) — и все они суть « что-то своё». В таком виде они хороши, признаны, нужны миру. Я думаю — нужны. Нельзя забыть, что их Библия, конечно, согрела мир, — этот ужасный, похолодевший греко-римский мир, и особенно римский…»

Впрочем были у Розанова и педагогические впечатления от брянских евреев: « … Каменную молчаливость или чрезвычайную краткословность я наблюдал у некоторых чрезвычайно нежных еврейских мальчиков первого-второго класса в бытность мою учителем в Брянской прогимназии. Всегда при этом крайне осмысленный взор». Розанов, на всякий случай, « голубым» не был…

Первая жена и первая книга

Розанов приехал в Брянск не один: с ним была его первая жена, сорокадвухлетняя стерва Аполлинария Прокофьевна Суслова — и рукопись его первой книги, философского трактата « О понимании». Суслова книгу « О понимании» не любила, но об этом позже.

Аполлинария Прокофьевна, дочь разбогатевшего бывшего крепостного графов Шереметевых, была воспитана уже как « благородная», в московском частном пансионе на Тверской улице. Эта дама оставила определённый след в русской литературе. В известном смысле Брянск мог бы гордиться тем, что здесь прожила четыре года любовница самого Достоевского, которая увела классика от ложа умиравшей первой жены его — и бросила ради какого-то испанского студента, который уже сам с перепугу удрал от Сусловой. Правда, родитель-миллионщик хорошо финансировал дочкины чудачества. Суслова могла на папину стипендию содержать и проигравшегося вдрызг на рулетке Достоевского, и ветреного испанского мачо. Фёдор Михайлович после « отношений» с Аполлинарией создал целую галерею болтливых героинь, что называется, « с тараканами в голове», в каждой из которых несложно найти частичку Сусловой.

Сама же Суслова показывала единственное адресованное ей письмо Достоевского всякому знакомому, словно бы какой-нибудь орден. « Драпировалась в любовь к Достоевскому», — скажет позже Розанов.

По молодости Аполлинария Прокофьевна ходила стриженой и заработала в семье Герцена прозвище « вице-нигилистка», в розановский период взгляды Сусловой заметно поправели и она сделалась « французской легитимисткой», « ждавшей торжества Бурбонов во Франции». Наконец, под старость лет Аполлинария была товарищем председателя севастопольского отделения черносотенного Союза русского народа. Проделала наша героиня, таким образом, полную дугу от крайне левых к крайне правым политическим взглядам. Впрочем, бедняге Розанову было, видимо, уже не до политических взглядов супруги.

Познакомились будущие супруги в конце 1878 года. Розанову было тогда 22, Сусловой — 38. 12 ноября 1880 г. их обвенчал в Москве священник 4-го гренадерского Несвижского полка. Перед свадьбой один из шаферов, честный московский студент, говорил приятелям: « Давайте увезём Ваську» (от венца), но они не решились… Позже друг Розанова, богослов Тернавцев, восклицал: « Дьявол, а не Бог сочетал восемнадцатилетнего мальчишку с сорокалетней бабой! … Да с какой бабой! Подумайте! Любовница Достоевского! И того она в своё время доняла». А другой знакомый розановский писал: « Выходило что-то невообразимое, вроде того что он женился на Достоевском. Более книжной, теоретической, идеалистической женитьбы трудно и представить».

Характер у жены Розанова был жуткий. Она выдумывала чудовищные пороки, которые якобы обуяли близких ей мужчин, свято верила этим выдумкам, не принимала никаких возражений — и рассказывала о выдуманных грехах родственников всем встречным-поперечным. Любимой темой выдумок Сусловой был инцест. Отец, за счёт которого жила фантазёрка поллинария, писал Розанову после её отъезда из Брянска: « Сатана и враг рода человеческого поселился ко мне в дом; на шестом десятке лет не имею покоя и обвиняюсь в позорнейших намерениях, которые мне приписываются…»

Розанова же, сама разница Сусловой в возрасте с которым была для Брянска тем ещё скандалом, жена обвиняла « в связи с одной из двоюродных сестер» (в 1885 г. в 1-м брянском приходском училище преподавал некто Константин Васильевич Розанов — возможно, речь идёт о представительнице его семьи). Грязь лилась по брянским гостиным потоками. Розанов вспоминал: « … Моя предполагаемая любовница, придя в гимназию, в истерике требовала возвращения своих писем, отдельные слова из которых приводила Суслова… Со всех сторон вступившиеся знакомые и родные требовали, чтобы я справился с женой, убрал её, то есть в сумасшедший дом; что это преступление; но было так же невозможно справиться с нею, как с метелью в степи; для свободы действий она переехала в Орёл»…

И уж совсем невинными на этом фоне выглядят те обвинения в адрес Розанова, которыми Аполлинария щедро делилась с брянской публикой в обычное время, что,-де, её муж — « подлый распутник» и « женился на деньгах»… Чтобы подчеркнуть правоту этих слов, Суслова в пику « ходившему в отрепьях» Розанову демонстрировала своё богатство, наряжалась в шёлковые платья, раздавала половине Брянска подарки, сообщала всему городу о каждой полученной от родителей денежной субсидии. « Мукой мужа Вы удовлетворяли Ваше тщеславие, знайте это, помните, Вы вечно тащили меня в гости и силились собирать у себя гостей, заводили необыкновенные лампы и огненного цвета пальто», — упрекал её Василий Васильевич в 1890 году.

Впрочем были у пожилой розановской жёнушки и сексуальные отклонения: « Обниматься, собственно дотрагиваться до себя — она безумно любила. Совокупляться — почти не любила, семя — презирала ( « грязь твоя»), детей что не имела — была очень рада»…

На свою беду Розанов начал ещё в Москве философскую книгу « О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельного знания». В итоге у него в Брянске уже получился огромный в 737 страниц фолиант. « … В чём идея этого огромного, пусть не совершенного… труда, — писал много позже сам Розанов. — Я посмотрел на первоначальный в человеке разум, как на определённую во?первых (кристалловидную, не аморфную) и как на живую во?вторых потенцию; и углубление в грани её дало мне возможность увидеть всё, вывести всё, что некогда из неё разовьётся как наука ли, как философия ли, но вообще как понимание человеком мира».

Надо сказать, что Розанов очень серьёзно относился к своей первой, написанной в Брянске, книге. За семь месяцев до смерти, 8 августа 1918 г. он писал одному из своих биографов: « Невозможно в сущности ничего понять у меня, понять и во мне, не прочитав и не усвоив двух первых глав „О понимании“…

Вероятно, книга « О понимании» ждёт ещё своего исследователя. Мнения о ней специалистов самые противоположные. Например, великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853 -1900) говорил знакомому, что в « О понимании» « Розанов, не читавший Гегеля, собственным умом дошёл до того, до чего дошёл Гегель. … Проще было научиться читать по-немецки». А другой великий русский философ — да ещё и биограф предыдущего — Алексей Фёдорович Лосев (1893 -1988) своему уже знакомому сказал о Розанове: « Взять бы да вывести в теорию, что он себе думает… ужаснулись бы. Гегель и всё это в сравнении с ним сладкая водичка»…

Пять лет ежемесячно откладывал Розанов из брянских заработков по 25 рублей, пока не скопил 1037 рублей на издание 600 экземпляров своей первой книги. Надо полагать, и сейчас редкой жене понравятся такие финансовые операции мужа. Но Аполлинария Суслова, наточив язычок на Достоевском, молодого философа, видимо, уничтожала и как автора. « Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какую-то глупую книгу, очень оскорбляла…» — писала дочь Розанова, Татьяна. « … Он занят идиотским трудом», — говорила Суслова о писательских упражнениях своего юного супруга. Она натравливала на Василия Васильевича прислугу, « всех знакомых и сослуживцев», во главе которых лезла на бедного философа и позорила « ругательствами и унижением». « Суслова была невероятно грязна в речи, — вспоминал Розанов о манере общения первой своей жены, — и « юбки-панталоны» вечно мелькали в её речи; зная, что это какая-то болезнь у неё, я именно в грязи бесконечно жалел её».

« … Я никогда ей не сказал простого „дура“, при всей вспыльчивости и неудержимости в слове. Жили бесконечно плохо; мучительно, скандально; я писал тогда (в Брянске) книгу « О понимании», а она уверена была, что у меня мелькают юбки перед глазами; несколько раз, забрав рукописи, я переходил в гостиницу», — продолжает Розанов. Мы не знаем, в каком из брянских домов снимала квартиру эта непростая чета. Зато несложно выяснить, где философ написал заметную часть своей первой книги. В одном из писем Розанов говорит, в какую гостиницу уходил в « творческий отпуск»: « Книгу я писал, часто уходя от мучительницы в „гостиницу Дудина“ (Брянск). Разложу листочки — и пишу. Все « О понимании» написано со счастьем».

Гостиница, принадлежавшая в 1880-х брянскому купцу 2-й гильдии Иосифу Васильевичу Дудину, занимала второй этаж дома, стоящего и теперь на углу улиц Калинина и Фокина (во времена Розанова Московской и Комаревской — Комаровской). Это одно из старейших кирпичных зданий Брянска, его можно рассмотреть на первой фотографии города, выполненной Роб. Дралем в 1871 году. Прогимназии, в которых преподавал Розанов, были совсем недалеко.

Василий Васильевич сам подробно рассказал, чем занимался в гостинице Дудина: « Книга „О понимании“ 737 стр.) вся была написана совершенно без поправок. Обыкновенно это бывало так: утром, в « ясность», глотнув чаю, я открывал толстую рукопись, где кончил вчера. Вид её и что « вот сколько уже сделано» приводил меня в радость. Эту радость я и « поддевал на иголку» писательства. Быстро оторвав уголок бумажки, я мелил под носом, и, как был в очаровании, мелилось хорошо. Это продолжалось минут 15-20-30 (не больше) — величайшего напряжения мысли, воображения, « надежды и добра», пока душа почувствует усталость. В этом « намеленном» я никогда ничего не поправлял и не было никогда ни одного зачёркнутого слова. Тогда (отдых) я придвигал толстую тетрадь (в формат листа, великолепной рижской бумаги) и переписывал красиво, счастливо, спокойно « накопленное богатство». Это — что « богатства ещё прибавилось» — снова приводило меня в счастье, между тем за время переписывания душа отдохнула; и, когда переписка кончалась, душа, как свежая, вновь кидалась в пар изобретения, « открытий», « новых мыслей», тонов и переливов чувства, тоже минут на 20, и всё это опять мелилось на новом уголке бумаги. Так написана была книга, в которой, так [им] обр [азом], не было зачёркнуто ни одного слова»…

В какой-то момент являлась Суслова и упрашивала Розанова вернуться домой: « Кажется, весь город знал наши скандалы, и я со всеми (т. е. с близкими) советовался, как лучше жить, какой метод „женатого человека“; так бы, верно, промучились мы до могилы…»

Последний скандал

Но развязка всё-таки наступила. Была у Сусловой в Москве приятельница, Анна Осиповна Гаркави, в замужестве Гольдовская. У Анны Осиповны был, в свою очередь, пасынок, студент-юрист Онисим Борисович Гольдовский. Как-то летом 1886 г. Суслова пригласила Онисима Борисовича погостить в Брянске. Здесь, с одной стороны, Гольдовский подружился с Розановым. Василий Васильевич называл Гольдовского своим « духовным сыном» и вспоминал, что тот» (безвозмездно) корректировал всю… книгу « О понимании» и раздавал её в магазины на комиссию».

А ещё Гольдовский влюбился в дочь священника брянской Горне-Никольской церкви Александру Петровну Попову, студентку Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано, « прекраснейшую и поэтическую девушку-христианку», брак с которой для иудея Гольдовского был невозможен.

Но на Гольдовского положила глаз бешеная Аполлинария. Он был вполне в её вкусе — и молод, как Розанов, и южанин, как испанец, к которому Суслова сбежала от Достоевского. Аполлинария оставила наконец мужа в покое с его книгой — и таскалась в компании молодёжи « в лес или в поле» или в « огромное путешествие на лодках в Свенский монастырь»… Но брянская фурия не встретила взаимности у московского гостя — и начала свою всегдашнюю песню.

Когда Гольдовский уехал, она написала его матери гнусное письмо о музыкальной поповне, что-де Александра Петровна « из тех дев, которые умеют любить только в постели». Эффекта это не произвело, и Суслова оседлала своего любимого конька, сказки об инцесте. Она сообщила отцу Гольдовского, что у Онисима якобы связь… с мачехой, сусловской то есть подружкой. Тактичный папа Гольдовский даже не стал расстраивать сына и показывать ему письмо с этой гадостью.

И вот в « дикой ярости» от того, что месть не удаётся, Суслова выкрала у Розанова письмо Гольдовского « где он, по поводу университетских беспорядков, дурно выразился о начале царствования» Александра III и переслала письмо в Москву, в жандармское управление. Бедняга Гольдовский на несколько месяцев угодил в тюрьму. Сусловой и этого было мало. Она стала требовать, чтобы Розанов писал Гольдовскому под её диктовку « подлые по содержанию письма». Тот отказался, но был вынужден дать Сусловой обещание никогда не видеться с Гольдовским.

Однако, оказавшись проездом в Москве, Розанов не удержался и вызвал Гольдовского в гостиницу, чтобы узнать, как покупают москвичи книгу « О понимании». Покупали, надо сказать, плохо — 19 экземпляров за три года… Случайным свидетелем встречи Розанова с Гольдовским стал нижегородский знакомый Сусловой. Он и поведал мстительной жёнушке о нарушении мужем запрета. « Когда в свою очередь она поехала на свидание с отцом в Нижний, она уже из Москвы написала мне бешеное письмо (а я проводил её на вокзал, и вообще она уехала мирно), чтобы я выслал ей вещи, etc. Больше я её не видел», — вспоминал Розанов.

В личном деле Розанова, хранящемся в Государственном архиве Брянской области, есть прошение на имя инспектора Брянской прогимназии И. И. Пенкина с просьбой засвидетельствовать билет « на проезд и прожительство во всех городах Российской империи», который Розанов по обычаю XIX века выдал жене 18 мая 1887 г. Из другого документа мы узнаем, что 30 июня 1887 г. Розанов находился у тестя, купца Прокопия Суслова, в Нижнем Новгороде. Вероятно, разрыв между супругами произошёл на рубеже мая-июня 1887 г., и Розанов ездил в Нижний, чтобы вернуть жену.

Василий Васильевич тщетно полагал, что в другом городе воссоединение с женой будет возможно, и перевёлся из Брянска в Елец. Уезжал Розанов из Брянска в августе 1887 г. морально убитым: « Было ясно…, что я погибал, что я — не нужен, что я наконец — озлоблен…, что я весь гибну, может быть, в разврате, в картах, вернее же, в какой-то жалкой уездной пыли, написав лишь своё « О понимании», над которым все смеялись…»

Между тем Брянск расставался с будущим великим философом как-то по-отечески (хлопотал добрейший И. И. Пенкин): коллежскому асессору Розанову выдали на переезд в Елец 100 рублей и зачислили в марте уже 1888 г. в запас армии…

А Гольдовский, к слову, в конце концов женился на литературной даме, которая была его старше на семь лет. Брак, кажется, был удачен, но жена пережила мужа лет на шесть…

Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым. К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро.
- Видишь ли, в чем дело, Гриша, - сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом.




Сочинение

Что есть человек? Может, его внешность и повадки, а, может, его мысли и действия? Что является по-настоящему важным критерием в самом этом понятии? И являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека? Проблему ложных ценностей рассматривает в своем тексте А.П. Чехов.

Писатель не без доли свойственной ему иронии вместе с нами рассматривает образ героя с говорящей фамилией и обращает внимание читателя на несколько важных деталей. Пустяков перед тем, как появиться на обеде у знатного купца, попросил у знакомого поручика на время орден, чтобы показаться в глазах других гостей более достойным и даже влиятельным чиновником. Однако А.П. Чехов тут же уточняет, что Пустяков произносил свою просьбу «заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь». На самом обеде герой находится в постоянном переживании о том, что его товарищ по службе заподозрит его во лжи и расскажет всем о подлинном происхождении ордена, однако и у Трамбляна рыльце оказалось в пушку, что успокоило обоих. По итогу, Пустяков с гордостью проносил чужой орден на своей груди, пожалев лишь о том, что не взял вместо него что-то более значимое, например, Владимира, а не Станислава. «Только эта одна мысль и помучивала его. В остальном же он был совершенно счастлив».

Безусловно, А.П. Чехов высмеивает образ тех людей, которые стремятся показать себя теми личностями, какими они на самом деле не являются, используя при этом самые низшие приемы. Автор считает, что значимость человека воплощается не в его внешних атрибутах, и не в его умении держать в правильной руке столовый прибор. Мерилом истинной человеческой значимости являются гораздо более высокие в моральном и нравственном плане вещи.

Я полностью поддерживаю точку зрения писателя. Действительно, показателем человека является глубина его мыслей и нравственных устоев, чистота его стремлений и твердость и непоколебимость помыслов. Да, безусловно, оболочка может говорить о человеке многое – но какой в этом смысл, если отстает и далеко не соответствует содержание? Стоит лишь вспомнить цитату одной из пьес Уильяма Шекспира: «…Гремит лишь то, что пусто изнутри…».

Хорошим примером показателя ложных ценностей является рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Все общество высших трюм корабля «Атлантида» буквально лоснится своими богатствами, а также потребностью судить по богатству, жить деньгами и ради денег. Так и сам Господин из Сан-Франциско, прожив всю жизнь с одной единственной целью – накопить богатство, а также вместе с тем обрести славу и хоть какую-то известность в узких кругах, вдруг умирает, так и не сумев насладиться этими «ценностями». Этот герой на собственном примере продемонстрировал, что в погоне за богатством теряется самое главное, что делает из человека такового: это любовь, милосердие и духовность, а также искренняя, своевременная радость жизни.

В романе Н.В. Гоголя «Мертвые души» так же красной нитью проходит мысль о том, что погоня за ложными ценностями приводит к моральной деградации. И все те «мертвые души», которые автор раскрывает перед нами в самых ярких красках, становятся показательным тому примером. Таким образом, и Манилов, и Коробочка, и Собакевич, и Ноздрев окружены собственными грехами, слабостями и предрассудками, исходя из которых они и судят себя и окружающих. Один считает истинными ценностями собственное богатство, другой – накопительство, третий – лицемерие и притворство, и каждый из них за всей этой ширмой упускает главную суть человеческой жизни и главных, единственных человеческих ценностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что внешние атрибуты не являются мерилом истинной человеческой значимости. Всё самое ценное находится внутри нас – это нельзя потрогать, это зачастую даже сложно описать, но это можно почувствовать.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры