Конспект урока. Тема урока

Главная / Ссоры

а) Приветствие

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

б) Слово-инструктаж

Проверьте свои рабочие места. Нам на уроке понадобятся: ручка, простой карандаш, тетрадь для творческих работ и черновик и карточки для работы с текстом.

в) Сообщение темы и цели урока

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем учиться красиво мыслить, говорить и писать. И поможет нам в этом великий писатель, мастер художественного слова Л.Н.Толстой. Мы с вами напишем изложение по его рассказу "Воробей на часах", который он написал специально для детей.

Что такое изложение?

Мы напишем сегодня с вами сжатое изложение

Как вы думаете, что такое сжатое изложение?

Чем оно отличается от других видов изложений?

В отличие от подробного изложения, которое предполагает подробное воспроизведение содержания текста, сжатое изложение требует краткой, обобщённой передачи содержания исходного текста, но при этом, не теряя главной мысли и последовательности хода событий текста

г) Сообщение типа текста, жанра, стиля текста.

Текст нашего изложения повествование.

Что такое текст-повествование?

Давайте вспомним его схему:

Кульминация

Завязка Развязка


Что произошло?

Что было?

Слова, какой части речи, являются главными в таком тексте?

а) Рассказ о детстве Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе её: некоторые черты матери (отличное образование, любовь к искусству) и даже портретное сходство Толстой придал героине своего произведения. Отец Льва Николаевича, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы «Ясная поляна».

Позже Л.Н.Толстой откроет в деревне школу для крестьянских детей, поможет устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлечет его, что он отправится за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествует, был в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Он был уверен, что основой обучения должна быть «свобода ученика» и отказ от насилия в преподавании. Позже он печатает собственную книгу для обучения детей чтению - «Азбуку». С некоторыми рассказами, былями и баснями из той Азбуки вы знакомитесь на уроках литературного чтения.

Давайте вспомним некоторые из них.


б) Чтение были «Котёнок»

К какому жанру отнёс Толстой это произведение?

Что такое быль?

Чему учит это произведение?

В) Установка на восприятие текста

Задание: Представьте себе картины происходящего в рассказе Л.Н.Толстого «Воробей на часах»

а) Чтение текста

Воробей на часах.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

а) Ответ на задание

- Какие картины происходящего вы увидели?

Соотнесите их со схемой текста – повествования.

б) Эмоциональная оценочная беседа

Какие чувства вызвал у вас текст?

Когда вы сильно тревожились?

Когда вам стало радостно?

в) Лексическая работа

Давайте с вами попробуем объяснить лексическое значение некоторых слов.

Злодей – злой, хотел убить птенцов.

Лютый (враг) – грозный, злой.

Часовой (сторожит) – сторож, охранник.

Воробьята – птенцы воробьёв.

Старый воробей – дедушка-воробей.

Разом (скрылись) – быстро, мгновенно.

Следит – наблюдает.

г) Работа с текстом по содержанию

Назовите персонажей рассказа?

Где произошёл этот случай?

Что делали воробьята?

Как вёл себя старый воробей?

Кто помешал играм воробьят?

Как старый воробей предупредил их об опасности?

Чем завершилось нападение ястреба?

д) Текстовая работа

Назовите главную тему текста.

Какая идея текста?

Какие в тексте ключевые слова, подтверждающие идею текста?

Прочитайте заголовок.

Как вы его понимаете?

Из скольких частей состоит текст?

а) Словарная симатическая работа

Прыгали - весело, беззаботно скакали по дорожке

Тревожно- полный волнения, тревоги за воробьят.

Тихо и бесшумно – подкрадывался незаметно.

Запишите эти слова себе на черновик.

б) Структурно - композиционное составление плана

Какими, словами заканчивается первая часть?

Как коротко, исключая лишнее, рассказать, что произошло в первой части?

Используйте в своём ответе глаголы, передающие ход событий.

Как озаглавим?

Какими, словами начинается вторая часть?

Какими, словами заканчивается вторая часть?

Коротко расскажите, что произошло во второй части?

Как озаглавим?

Какими, словами начинается третья часть?

Какими, словами заканчивается третья часть?

Коротко расскажите, что произошло в третьей части?

Как озаглавим?

Какими, словами начинается последняя четвёртая часть?

Коротко расскажите, что произошло в четвёртой части?

Как озаглавим?

План

1. Старый воробей охраняет воробьят.

2. Появился ястреб.

3. Тревога!

4. Воробей снова на часах.

в) Орфографическая работа

1. Прочитайте слова. Объясните написание подчеркнутых гласных.

Вспомните правило, которое мы должны помнить, чтобы не допустить ошибки.

Охр а нял- …

л е тит-...

зл о дей-…

молодые- …

сл е дит - …

ч а совой- …

ст о рожит- …

ув и дал - ...

В с а ду- …

2. Дети, а теперь найдите в тексте слова из словарика. Прочитайте их. Запомните их написание.

3. Подберите проверочные слова:

Дорожка

Ястреб

Враг

4. Почему написан ь в словах: воробьи, воробьята.

5. В тексте есть трудные слова, написание которых вы еще не учили. Запомните их написание.

За ним, без шума, ближе, зачирикал, тихо, снова.

г) Пунктуационная работа

Давайте с вами вспомним правила записи предложений и текста.

Найдите в тексте предложения по предложенным схемам:

1) O и O.

2)О, О.

д) Текстовая работа

Сейчас мы с вами будем учиться «сжимать» текст т.е выделять главное в тексте, находить ключевые слова так, чтобы при сжатии текста главная мысль и ход событий не были потеряны.

Слова, какой части речи чаще употребляются в тексте-повествовании?

Главные механизмы сжатия текста – это обобщить, заменить одним словом, выделить ключевые слова и исключить лишнее.

Перед вами лежат карточки, которые мы с вами будем заполнять, сначала вместе, а затем попытаетесь доделать это самостоятельно.

Исходный текст

Сжатый текст

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

По дорожкам прыгали воробьята. А старый воробей охранял их.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Вот появился ястреб. Он враг птиц. Летит ястреб без шума. Но воробей увидал его и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Все ближе ястреб. Воробей громко зачирикал. Воробьята скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Улетел ястреб. Снова прыгают птенцы, а часовой сторожит их.

Какие ключевые слова в первой части, что возможно убрать?

Что главного во второй части, какие ключевые слова? Что можно ли исключить?

Попробуйте самостоятельно найти ключевые слова и исключить лишнее в третьей и четвёртой частях и заполните карточки.

Давайте перескажем по частям и послушаем, что у нас получилось.

а) Повторное чтение текста и сравнение его с получившимся текстом

В чём различие исходного текста и того, который получился у нас.

Действительно текст получился намного беднее по эмоциональной окраске, так случается при сжатии текста т.к. нам необходимо было передать последовательность происходящих событий.

а) Проверка получившегося текста на карточках

б) Переписывание в тетрадь

Конспект урока

Разработчик конспекта: Есаева Анастасия Михайловна

Программа: УМК под ред. Т.А. Ладыженской

Класс: 5

Тема: «Сжатое обучающее изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах».

Тип урока: урок развития речи

Форма проведения урока: традиционная

Цели урока:

Деятельностная цель: развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Формирование УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Межпредметные и внутрипредметные связи: связь с предметом « Литература», связь с ранее изученной темой « Изложение и его типы».

Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Оформление доски: (если необходимо оформление доски до урока: эпиграф, схемы, таблицы и др.).

Девятнадцатое ноября.

Классная работа .

Изложение по рассказу Л.Н. Толстого « Воробей на часах».

На доске написан план:

1. Старый воробей охраняет воробьят.

2. Появился ястреб.

3. Старый воробей дает сигнал.

4. Воробей снова на часах

- Здравствуйте, дорогие ребята! Запишите в тетрадях число, классная работа.

Дети приветствуют учителя, записывают в тетрадь дату, классная работа.

Самоопределение(Л), смыслообразование(Л).

2.Актуализация знаний(3 минуты)

- На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться красиво мыслить, говорить и писать. И поможет нам в этом великий писатель, мастер художественного слова Л.Н.Толстой. Вашим домашним заданием было чтение его рассказа "Воробей на часах". Все его прочитали?

А теперь давайте вспомним, что мы с вами повторяли на прошлом уроке?

Верно! А теперь подумайте, чем мы займемся на этом уроке?

Правильно, мы напишем сегодня сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого « Воробей на часах». Запишем тему урока: « Изложение по рассказу Л.Н. Толстого « Воробей на часах».

Да!

- Что такое изложение?

Типы изложений;

Напишем изложение по рассказу Л.Н. Толстого;

Напишем полное или сжатое изложение;

Дети записывают тему урока.

Самоопределение(Л), смыслообразование(Л), нравственно-этическая ориентация(Л), формулирование познавательной цели(П), построение логической цепи рассуждений(П),умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К),целеполагание(Р), планирование(Р).

3. Подготовка к первичному восприятию текста(3-5 минут)

На партах у вас лежат листочки с текстом рассказа. Сейчас я его прочитаю, а вы внимательно послушайте и скажите потом, какие картины вы представили.

Воробей на часах.

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.

Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.

Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.

Все смолкло.

Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.

Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.

Ястреб ни с чем и остался.

С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке

Итак, ребята, какие картины вы представили? Опишите их.

Какие чувства вызвал рассказ?

Когда вам было тревожно?

Когда вам было радостно?

Ученики слушают рассказ.

- Маленькие воробьи прыгают по дорожке;

Старый воробей смотрит на них с дерева;

Вдруг прилетает ястреб;

Старый воробей увидел врага;

Ястреб улетел.

Страх;

Тревога;

Радость;

Когда появился ястреб;

Когда прилетел ястреб;

Когда улетел ястреб.

Поиск и выделение информации(П), моделирование(П), анализ (П), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К).

4.Работа с текстом (10-15 минут)

- Хорошо, мы с вами определились, какие эмоции и чувства вызывает этот рассказ. А теперь поработаем с ним!

Прочитайте слова на доске!

- Подумайте, почему написаны именно эти слова?! Какую роль они играют в тексте?

Верно! Эти слова называются ключевыми и, когда мы их используем, то можем понять смысл текста и кратко изложить его. Подчеркнём эти слова в тексте.

Замечательно! А теперь снова прочитаем текст и попробуем определить, сколько частей в рассказе.

Итак, как вы думаете, сколько частей в тексте?

Хорошо! О чем говорится в первой части?

Верно! Кто действующие лица?

Как озаглавим первую часть?

Замечательно! Этот заголовок и будет первым пунктом плана, который мы сейчас будем составлять, и который поможет вам при написании изложения. Запишем в середине строки слово « План», а на следующей строке ставим цифру 1 и пишем заголовок первой части.

А теперь поговорим о второй части? О чём в ней повествуется?

Хорошо! Как озаглавим вторую часть?

Молодцы! Запишем 2 пункт.

О чем говорится в третьей части?

Верно! Как озаглавим третью часть?

Записываем в тетрадь пункт 3.

О чем говорится в четвертой части?

Как озаглавим четвертую часть?

Итак, запишем последний пункт плана!

Итак, молодцы! А теперь попробуйте, опираясь на ключевые слова и план, кратко пересказать текст про себя!

Справились? Есть какие-то вопросы? Если есть, поднимаем руку и спрашиваем!

Дети читают слова, написанные на доске:

Уселся, прыгали, тихо, без шума, заметил, охранял, часовой, тревожно, скрылись, взмахнул крыльями, спустился вниз, ни с чем остался, опять уселся, высыпали из кустов.

Они выражают основную мысль;

Эти слова–опорные, или ключевые;

С опорой на эти слова можно пересказать текст;

Дети ищут слова в тексте, подчёркивают их.

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.

Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.

Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.

Все смолкло.

Только воробей- часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.

Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз .

А воробей камнем упал в кусты.

Ястреб ни с чем и остался.

Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.

С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке

Дети читают текст, делят его на части.

4 части;

Молодые воробьята прыгали на дорожке. Старый воробей их охранял.

Воробьята и воробей.

Старый воробей охраняет молодых;

Старый воробей – охранник;

Молодые воробьи резвятся, а старый их охраняет.

Дети записывают в тетрадь пункт 1 плана.

План:

1. Старый воробей охраняет молодых.

Появляется ястреб. Летит без шума, тихо. Но воробей увидал его и следит.

Появился ястреб;

Прилетел ястреб;

Охота за воробьятами;

2. Появился ястреб.

Тревожно зачирикал воробей. Воробьята скрылись в кустах.

Старый воробей дает сигнал.

Часовой даёт сигнал;

Все спрятались;

3. Старый воробей даёт сигнал.

Улетел ястреб. Птенцы весело прыгают. Воробей сторожит.

Воробей снова на часах;

Часовой снова на посту;

Воробушки спасены;

4. Воробей снова на часах.

Дети, с опорой на выделенные слова и план, пересказывают текст про себя.

Если есть какие-то затруднения, ученики поднимают руку и спрашивают.

Смыслообразование(Л), поиск и выделение информации(П), моделирование(П),анализ(П), синтез(П),построение логической цепи рассуждений(П),инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации(К), выявление и идентификация проблемы(К), умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К), планирование(Р).

5. Написание изложения.(20- 23 минуты)

- А теперь, ребята, я прочитаю текст в последний раз, а вы внимательно послушайте.

- Отложите листочки с рассказом на край парты текстом вниз и начинайте писать! Если будут какие-то вопросы, поднимаем руку! На написание изложения вам даётся 20 минут, но помните – вы пишете сжатое изложение!

Дети слушают текст.

Ученики приступают к написанию изложения.

Построение логической цепи рассуждений(П),умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной форме(К).

6. Рефлексия (1-2 минуты)

- Итак, время вышло! Сдаём тетради!

Молодцы! Вы все хорошо сегодня поработали! Оцените ваш труд по пятибальной шкале: 5- кто доволен собой,4 - хотелось бы лучше; 3 – не доволен собой, но буду стараться это исправить; 2 – я ничего не понял.

Запишите домашнее задание:

упр. 154 или напишите рассказ « История с ястребом глазами маленького воробушка». Всем спасибо,до свидания!

Ученики сдают тетради.

Дети оценивают результаты своей деятельности.

Ученики записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

Самоопределение(Л),умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли(К), оценка(Р).

Моделирование странички ученической тетради(см. в графе « Деятельность ученика»)

Конспект урока сжатого изложения « Воробей на часах».
Тема урока: Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого « Воробей на часах».
Тип урока: развитие речи.
Цель: научить писать сжатое изложение.
Задачи: ознакомить с типом текста сжатое изложение повествовательного текста; повторить сведения о тексте; о типах текста повествование; формировать умение составлять план; кратко пересказывать к исходному тексту; учить использовать авторские языковые средства; учить предупреждать речевые ошибки; воспитывать интерес к творчеству Л.Н.Толстого; развивающие: обогащать словарный запас ребенка; развитие устной и письменной речи; память, внимание, творческие способности.
Оборудование: дидактические рисунки, тексты, тетради, черновики.
ХОД УРОКА:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика

I.Орг.класса на работу.

II.Подготовка к первичному восприятию текста

III.Первичное восприятие текста.

IV. Анализ первичного восприятия текста.

V.Языковая подготовка.

VI.Итоговое воспроизведение текста

VII. Создание письменного высказывания.

1-й урок. Подготовка детей к краткому изложению рассказа.

А) Приветствие
-Здравствуйте, ребята.
б) Слово-инструктаж.
-Давайте проверим все ли у нас готово к сегодняшнему уроку. У вас на партах лежат тетрадь, черновик, текст рассказа, и рисунки к тексту.

В) Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня вы будете писать сжатое изложение рассказа «Воробей на часах». Слайд 1.
Чтобы лучше написать изложение, каждый из вас составит план к рассказу. План будете писать на листочках, а потом, когда будете сдавать тетради, вложите листочки в них.
-Что такое изложение?

В начале урока я сказала о том, что мы будем писать сжатое изложение. Как вы думаете, что значит сжатое?

Какие три основные части есть в любом изложении?
-И каждую часть изложения надо писать с красной строки.

Значит, одним словом, будем писать текст.
Что такое текст? Какие виды текста знаете?

Давайте повторим их основные признаки.
-В описании нет сюжета, событий, изображаются картины природы, явления, предметы, портреты;
-в тексте рассуждении используются различные доводы, примеры, доказательства;
-в повествовании излагается последовательность событий, текст имеет сюжет, действующих персонажей.

Г)Сообщение типа текста.
-Мы с вами будем писать текст повествование в сжатой форме. Изложение будет в жанре письма сказки. Назовите жанровые особенности сказки.

А) Беседа об авторе и его творчестве.
С творчеством Льва Николаевича Толстого мы с вами знакомы с первого класса. И в этом году уже читали его произведения.
Л.Н. рано потерял родителей. В 16 лет поступил в Казанский университет. Был на военной службе. Но свою жизнь посвятил литературе, защищал интересы крестьян, организовал школу для детей из бедных семей, писал для них рассказы и сказки. Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, делает добро другим людям; стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

Б)–Какие произведения мы уже прочитали в этом году? Давайте вспомним и кратко перескажем их.

В) Установка на восприятие текста.
Учитель вешает на доску картинки с изображением воробья, а затем ястреба.ястреба.

Какая это птичка?
-Где вы могли видеть воробья?
-Кто знает загадку о воробье?
-Назовите приметы воробья.

Какие птицы воробьи: зимующие или перелетные?
-Воробьи дружные птицы?

Какая это птица?
Учитель загадывает загадку:
«Хищная птица сверху налетает и острым клювом добычу хватает».

Посмотрите на картинки и перечислите приметы ястреба.
-Мы также часто видим ястреба как воробьев?

Как обычно летают ястребы (поодиночке или стаями)?

Какая птица ястреб?
-У ястребов острое зрение, благодаря которому им удается высматривать сверху свои жертвы.

Сейчас послушайте рассказ, по которому мы будем писать сжатое изложение. И скажете мне какие картинки вы представили, слушая этот рассказ. Слайд 2.
Чтение текста учителем.
«В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.
Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.
Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.
Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их».

А)-Сколько картинок вы представили?
-Какие картинки представили?
Рассмотрите схему.

Б) Эмоционально-оценочная беседа.
-Какие чувства вызвал рассказ?
-Когда вам было тревожно?
-Когда вы больше всего волновались?

В) Лексическая работа.(слова записываем на доске и в черновиках)
лютый- грозный, злой
часовой-сторож
злодей-тот, кто хотел съесть
воробьята-маленькие птенцы воробья
разом- все вместе
г)Работа по содержанию или работа с текстом.
-Кто главные действующие лица?
-Что с ними произошло?
-С чего все началось?
-Какое главное событие произошло?

Г) Текстовая работа
-О чем текст?

Какова тема текста?
-Зачем Толстой написал этот текст для детей?

О ком вы подумали, читая этот текст?

Какая идея этого текста?
-Прочитайте заголовок.
-Чему он соответствует теме или идеи?
-Почему?
-Из скольких частей состоит текст?

Работа над формой текста (словарно-аналитическая работа).
а)-Что может передать автор словами?

Б) Составление плана.
-Я буду читать рассказ по частям. Постарайтесь хорошо представить себе то, о чем говорится в каждом отрывке, чтобы красивее написать изложение. И выделите опорные слова.
Чтение учителем первой части.
Слайд 3.
-О чем говорится в этом отрывке?
-Где происходило действие?
-Где находился старый воробей?
-Зачем он сидел высоко?
Слайд 4.
Одновременно заполняется таблица:
План Опорные слова
1.Воробьята.

2.Нападение хищника.

3.Победа воробья. По дорожкам, прыгали, уселся, высоко, охранял, малышей.

Появился, лютый враг, летит тихо без шума, увидал злодея, следит за ним, часовой
Улетел, весело прыгают, часовой, сторожит.

Что главное вам надо передать, когда будете писать эту часть?
-Напишите заголовок к первой части у себя в листочках.

Чтение второй части рассказа.(со слов «вот появился»).
Слайд 5.
-Что надо передать в этой части рассказа?
-Напишите заголовок к этой части. Заголовки проверяются, как указано выше.

Чтение третьей части.
-Что случилось с ястребом?
-Что делали птенцы?
-С кем сравнил старого воробья в этой части автор?
Слайд 6.

Напишите заглавие к этой части. Проверка заголовков и их выправка.

В) Орфографическая работа.
Дети спрашивают учителя, как пишутся нужные им слова. Если это будут слова на правила, неизвестные детям, как например: птенцы, громко, тревожно,учитель пишет их на доске без всяких объяснений; если же ученик спросит о слове на пройденное правило, то учащиеся подбирают к нему проверочные слова:
часовой-час, дорожкам- дороженька, ястреб- ястребы, враг- враги, увидал, воробьята, сторожит- сторож.

И в том и другом случае ученик, предложивший вопрос, произносит трудное слово по слогам.
Учитель пишет на доске.
г) Пунктуационная работа.
-Сколько частей будет в нашем изложении?
-Каждая часть пишется с красной строки.
-Каждое новое предложение с большой буквы.
- Какого типа изложение мы будем писать?
-Чем же отличается сжатое изложение от подробного?
-Если это изложение сжатое, то предложения должны быть короткими и в каждой части не более двух-трех предложений. Но идея текста должна быть без изменений.

Сейчас я еще раз прочитаю весь рассказ, чтобы вы лучше запомнили его. После каждой части рассказа буду делать небольшую остановку и мы еще раз выявим главное, основное в каждой части.
Слайд 7.

2-й урок. Письмо изложения.(пишут в тот же день на следующем уроке).

А) Запись текста на черновике (20мин).

Б) Проверка написанного.

В) Переписывание в чистовик.

Дети проверяют на партах наличие перечисленного учителем.

Это когда нужно текст запомнить и записать его; рассказать то, о чем прочитал, своими словами и т. д.

Писать будем кратко, но основное.

Вступление, изложение основного,
заключение.

Текст-это несколько предложений на одну тему. Бывает текст повествование, текст рассуждение и текст описание.

Развлекательность и занимательность. В рассказе воробей обладает человеческими качествами.

«Акула», «Прыжок», «Лев и собачка».
Дети кратко пересказывают тексты.

Воробей.
Везде, всюду.
1.Эта маленькая пташка носит серую рубашку, подбирает быстро крошки и спасается от кошки.
2.Любит прыгать и летать, хлеб и зернышки клевать, вместо «Здравствуйте» привык говорить всем «Чик-Чирик»!

Серенькие, маленькие, шустрые птички.
Зимующие.

Да, дружные. Они всегда летают и клюют зернышки стаями.

Это ястреб.

Нет, редкою. И мы видим его в основном летом.
Поодиночке. Они выслеживают себе добычу -маленьких птиц.
Хищная.

Дети слушают, выписывая глаголы, события.

Дети словесно рисуют картинки.

В рассказе есть завязка событий,
кульминационный момент и развязка.

Устные ответы детей.

Дети поясняют слова, пользуясь помощью учителя.

Воробей и ястреб.

Ответы детей.

О том,как старый воробей охранял воробьят.
Любовь родителей к детям.
Чтобы дети знали, что родители всегда придут им на помощь.

Из трех.

Происходившие события.

(прыгали, охранял, тихо без шума, увидал, злодей).
Ястреба.

О том, как маленькие воробьята играли, а старый воробей их охранял.
В саду.
Высоко на ветке.
Охранял воробьят.

Как беззаботно прыгали воробьята по дорожкам, зная что их охраняет старый воробей.
Дети пишут:
«Воробьята», «Воробьята на прогулке».
Три-четыре ученика читают свои заголовки.(неудачные кратко обсуждаются и выправляются.

Как появился ястреб, чтобы схватить воробьят. Но старый воробей был внимательный и не дал хищнику внезапно напасть на воробьят.
«Нападение хищника», «Схватка», «Внимательный воробей».

Он улетел.
Птенцы весело прыгали.
С часовым.

«Беда миновала», «Враг побежден», «Победа воробья».

Ученики пишут в черновиках.

Сжатое изложение-это сжатый пересказ текста.

Дети слушают и после чтения каждой части кратко пересказывают ее.

Списывают с доски дату, название работы и заглавие рассказа:
…февраля.
Изложение.
Воробей на часах.

Читают слова, написанные на доске, и планы по своим листочкам. Потом вспоминают весь рассказ. Кладут перед собой листочки с планами и, не списывая их в тетради, пишут изложение.
Затем проверяют изложение два раза. Первый раз читает свою работу, следя за тем, правильно ли он изложил свои мысли, не пропустил ли слова, поставил ли нужные знаки препинания. Во второй раз ученик читает все слова изложения по слогам и проверяет работу со стороны орфографии.

а) Приветствие

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

б) Слово-инструктаж

Проверьте свои рабочие места. Нам на уроке понадобятся: ручка, простой карандаш, тетрадь для творческих работ и черновик и карточки для работы с текстом.

в) Сообщение темы и цели урока

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем учиться красиво мыслить, говорить и писать. И поможет нам в этом великий писатель, мастер художественного слова Л.Н.Толстой. Мы с вами напишем изложение по его рассказу "Воробей на часах", который он написал специально для детей.

Что такое изложение?

Мы напишем сегодня с вами сжатое изложение

Как вы думаете, что такое сжатое изложение?

Чем оно отличается от других видов изложений?

В отличие от подробного изложения, которое предполагает подробное воспроизведение содержания текста, сжатое изложение требует краткой, обобщённой передачи содержания исходного текста, но при этом, не теряя главной мысли и последовательности хода событий текста

г) Сообщение типа текста, жанра, стиля текста.

Текст нашего изложения повествование.

Что такое текст-повествование?

Давайте вспомним его схему:

Кульминация

Завязка Развязка

Что произошло?

Что было?

Слова, какой части речи, являются главными в таком тексте?

а) Рассказ о детстве Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе её: некоторые черты матери (отличное образование, любовь к искусству) и даже портретное сходство Толстой придал героине своего произведения. Отец Льва Николаевича, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы «Ясная поляна».

Позже Л.Н.Толстой откроет в деревне школу для крестьянских детей, поможет устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлечет его, что он отправится за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествует, был в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Он был уверен, что основой обучения должна быть «свобода ученика» и отказ от насилия в преподавании. Позже он печатает собственную книгу для обучения детей чтению - «Азбуку». С некоторыми рассказами, былями и баснями из той Азбуки вы знакомитесь на уроках литературного чтения.

Давайте вспомним некоторые из них.

б) Чтение были «Котёнок»

К какому жанру отнёс Толстой это произведение?

Что такое быль?

Чему учит это произведение?

в) Установка на восприятие текста

Задание: Представьте себе картины происходящего в рассказе Л.Н.Толстого «Воробей на часах»

а) Чтение текста

Воробей на часах.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воро­бьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

а) Ответ на задание

- Какие картины происходящего вы увидели?

Соотнесите их со схемой текста – повествования.

б) Эмоциональная оценочная беседа

Какие чувства вызвал у вас текст?

Когда вы сильно тревожились?

Когда вам стало радостно?

в) Лексическая работа

Давайте с вами попробуем объяснить лексическое значение некоторых слов.

Злодей – злой, хотел убить птенцов.

Лютый (враг) – грозный, злой.

Часовой (сторожит) – сторож, охранник.

Воробьята – птенцы воробьёв.

Старый воробей – дедушка-воробей.

Разом (скрылись) – быстро, мгновенно.

Следит – наблюдает.

г) Работа с текстом по содержанию

Назовите персонажей рассказа?

Где произошёл этот случай?

Что делали воробьята?

Как вёл себя старый воробей?

Кто помешал играм воробьят?

Как старый воробей предупредил их об опасности?

Чем завершилось нападение ястреба?

д) Текстовая работа

Назовите главную тему текста.

Какая идея текста?

Какие в тексте ключевые слова, подтверждающие идею текста?

Прочитайте заголовок.

Как вы его понимаете?

Из скольких частей состоит текст?

а) Словарная симатическая работа

Прыгали - весело, беззаботно скакали по дорожке

Тревожно- полный волнения, тревоги за воробьят.

Тихо и бесшумно – подкрадывался незаметно.

Запишите эти слова себе на черновик.

б) Структурно - композиционное составление плана

Какими, словами заканчивается первая часть?

Как коротко, исключая лишнее, рассказать, что произошло в первой части?

Используйте в своём ответе глаголы, передающие ход событий.

Как озаглавим?

Какими, словами начинается вторая часть?

Какими, словами заканчивается вторая часть?

Коротко расскажите, что произошло во второй части?

Как озаглавим?

Какими, словами начинается третья часть?

Какими, словами заканчивается третья часть?

Коротко расскажите, что произошло в третьей части?

Как озаглавим?

Какими, словами начинается последняя четвёртая часть?

Коротко расскажите, что произошло в четвёртой части?

Как озаглавим?

1. Старый воробей охраняет воробьят.

2. Появился ястреб.

3. Тревога!

4. Воробей снова на часах.

в) Орфографическая работа

1. Прочитайте слова. Объясните написание подчеркнутых гласных.

Вспомните правило, которое мы должны помнить, чтобы не допустить ошибки.

Охр а нял- …

л е тит-...

зл о дей-…

молодые- …

сл е дит - …

ч а совой- …

ст о рожит- …

ув и дал - ...

в с а ду- …

2. Дети, а теперь найдите в тексте слова из словарика. Прочитайте их. Запомните их написание.

3. Подберите проверочные слова:

Дорожка

ястреб

враг

4. Почему написан ь в словах: воробьи, воробьята.

5. В тексте есть трудные слова, написание которых вы еще не учили. Запомните их написание.

За ним, без шума, ближе, зачирикал, тихо, снова.

г) Пунктуационная работа

Давайте с вами вспомним правила записи предложений и текста.

Найдите в тексте предложения по предложенным схемам:

д) Текстовая работа

Сейчас мы с вами будем учиться «сжимать» текст т.е выделять главное в тексте, находить ключевые слова так, чтобы при сжатии текста главная мысль и ход событий не были потеряны.

Слова, какой части речи чаще употребляются в тексте-повествовании?

Главные механизмы сжатия текста – это обобщить, заменить одним словом, выделить ключевые слова и исключить лишнее.

Перед вами лежат карточки, которые мы с вами будем заполнять, сначала вместе, а затем попытаетесь доделать это самостоятельно.

В материале представлен текст для обучения учащихся 3 классов письменному пересказу текста. Текст знакомит учащихся с жизнью растений и животных, с бережным отношением к природе. К тексту прилагаются вопросы по содержанию, примерный план изложения текста, задания для словарно - орфографической подготовки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И зложение Воробей на часах по рассказу Л. Н. Толстого

Какие картины происходящего вы увидели? - Соотнесите их со схемой текста – повествования.

Завязка Что было? В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Кульминация что произошло? Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воро­бьята разом скрылись в кустах.

Развязка Чем закончилось? Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Какие чувства вызвал у вас текст? -Когда вы сильно тревожились? -Когда вам стало радостно?

Соедините стрелками слово и его значение Злодей Лютый (враг) Часовой Воробьята Разом (скрылись) Следит н аблюдает птенцы воробьёв грозный, злой сторож, охранник – злой, хотел убить птенцов быстро, мгновенно

Работа над содержанием текста Прочитайте заголовок. - Как вы его понимаете? - Назовите персонажей рассказа? - Где произошёл этот случай? - Что делали воробьята? - Как вёл себя старый воробей? - Кто помешал играм воробьят? - Как старый воробей предупредил их об опасности? - Чем завершилось нападение ястреба?

П лан 1. Старый воробей охраняет воробьят. 2 . Появился ястреб. Тревога! 4. Воробей снова на часах. Прыгали - весело, беззаботно скакали по дорожке Тихо и бесшумно – подкрадывался незаметно. Тревожно- полный волнения, тревоги за воробьят.

Вспомните правило, которое мы должны помнить, чтобы не допустить ошибки. Охр а нял- … л е тит-... зл о дей-… молодые- … сл е дит - … ч а совой- … ст о рожит- … ув и дал - ... в с а ду- … охр а на п ол ё т з л о м о лод, мол о денький сл е д ч а с ст о рож, стор о жка в и д с а д

Подберите проверочные слова Дорожка ястреб враг Доро ж енька Ястре б ы в ра г и

Запомните написание: Вороб ь и Воробь я та За ним без шума Ближ е З а ч и рик а л Тих о Снов а

Найдите в тексте предложения по предложенным схемам: 1) O и O. 2)О, О. 1. Громко и тревожно зачирикал воробей. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей. 2. Летит ястреб тихо, без шума.

Воробей на часах. В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей. Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воро­бьята разом скрылись в кустах. Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

воробьи http://www.colors.life/upload/blogs/97/bf/97bffa4cb31757aab839038207446a7a_RSZ_690.jpeg ястреб http://animalsfoto.com/photo/28/28d35df60b8a5e051854342fefeffe92.jpg


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры