Советская литература 50 80 годов. Основной теоретический материал

Главная / Ссоры

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Павлова Светлана Владимировна. Лирические тенденции в чувашской прозе 50-80-х годов XX века в контексте русской литературы: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.02 / Павлова Светлана Владимировна; [Место защиты: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова].- Чебоксары, 2009.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1000

Введение

Глава I. Особенности отражения лирического мироощущения Художника в литературе

1.1. Лиризм как способ выражения интимных переживаний в прозаическом произведении 13

1.2. Стилевые особенности лирической прозы: организация повествования, лирические отступления и интонация 22

Глава 2. Истоки формирования лиризма в чувашской литературе и русская лирическая проза

2.1. Фольклорные тенденции и лиризм в прозе 20-40-х годов XX века 46

2.2. Некоторые особенности развития чувашской и русской лирической прозы 50-80-х гг. ХХвека 60

Глава 3. Тенденции развития лирической прозы в чувашской литературе 50-80-х годов XX века

3.1. Лирико-философская проза 77

3.2. Лирико-психологическая проза 104

3.3. Лирико-публицистическая проза 120

Заключение 153

Список литературы

Введение к работе

Лирическая проза долгое время в литературоведении не имела единого определения. О сути лирической прозы как стилевого течения высказывались самые различные суждения. Какие черты являются определяющими собственно лирическую прозу? Очень часто любая эмоционально окрашенная проза объявляется лирической. На самом деле «ядром» лиризма в прозе являются чувства. Однако в «чистом виде» литературное явление существовать не может. Так, и лирическая проза представляет собой сочетание лирического и эпического начал, только в ней преобладают лирические формы воспроизведения действительности.

Лиризм уходит своими корнями в устное народное творчество. Многочисленные жанры фольклора «служили» определенным целям общества: мифы, легенды и предания объясняли происхождение народа, повествовали о месте обитания и роде деятельности, фиксировали основные исторические события, выражая субъективную оценку происходящих изменений.

Довольно интенсивно лирическое начало развивается в прозе критического реализма, который стремится к объективной оценке действительности, утверждает новые идеалы, диктуемые самой жизнью. Лирическую исповедь, излюбленный прием романтиков, вытесняет столкновение характеров. Возвышенные интонации уступают место объективному анализу действительности. Писатели критического реализма стремятся подчеркнуть «разность» между героем и автором. В самостоятельном «виде» лирическая проза в реалистической литературе прошлого существовала в жанре стихотворений в прозе.

Новаторство лирической прозы советской эпохи заключается в том, что она отражает новые грани действительности, новые взаимоотношения личности и коллектива, новый духовный мир советского человека. Лирическая проза отражает те душевные переживания, которые не находят

выражения в действиях. Именно это свойство становится основным в определении этого явления.

В чувашской литературе лирические тенденции, так же, как и в русской, берут свое начало с устного народного творчества. Однако интенсивное развитие чувашской литературы прослеживается лишь в послеоктябрьские годы. Особенно быстрый рост обнаруживается в поэзии. Тенденции к лиризации повествования проявляются, прежде всего, в творчестве С. Фомина и В. Рзая.

В целом, в литературе о таком явлении как лирическая проза заговорили с началом творчества О. Берггольц и В. Солоухина. Национальные литературы, в том числе и чувашская, переняли этот процесс почти одновременно. В чувашской литературе развитие лирической прозы происходило в "эпоху расцвета так называемого социалистического реализма. Темы и идеи для будущих произведений диктовались сверху, навязывались писателю. Государственная идеология, видимо, не учитывала тот факт, что искусство - это всегда отношение. Всегда сплав объективного и субъективного. Объективное представляет реальный мир, а субъективное - как оценка изображаемой реальности. В лирической прозе выражением характерных особенностей времени выступает духовный мир самого писателя, где он стремится открыто передать читателю свое отношение к миру.

Одним из таких писателей в чувашской литературе, на наш взгляд, становится А. В. Емельянов. Его проза достаточно своеобразна. Внешне он не выходит за рамки принятых идеологией правил, изображает в своих произведениях повседневную жизнь трудового народа. Однако вместе с тем, писателю удается привнести в свое творчество живое обаяние и привлекательность. Повествование А. Емельянова содержит проявление настоящих человеческих чувств в рамках прозаического произведения. Таким образом, ему удалось удовлетворить и свои притязания в литературе, и требования, предъявляемые советской идеологией. Но не все писатели

могли свободно заниматься литературным творчеством. С этой точки зрения творчество таких писателей, как Ю. Скворцов, В. Игнатьев, А. Артемьев и некоторых других не соответствовало образцовым стандартам социалистического реализма и не могло устраивать советских критиков. В то время как именно в произведениях этих прозаиков зарождается новое литературное явление - лирическая проза. Причем, в чувашской литературе она четко разделяется на три основных направления: лирико-философское, лирико-психологическое и лирико-публицистическое, последнее из которых, на наш взгляд, является доминирующим.

Актуальность исследования определяется следующими

обстоятельствами:

Во-первых, чувашское литературоведение в последние десятилетия придает все большее значение изучению художественной формы, вопросов эстетического выражения. Однако проблемы лирического стиля в литературе 50-80-х годов остаются недостаточно изученными.

Во-вторых, изучение творчества писателя невозможно без полного учета контекста эпохи. Эта задача становится тем сложнее, чем дальше уходит эта эпоха от исследователя.

В-третьих, никогда не теряют общественного интереса вопросы, связанные с раскрытием загадочной человеческой судьбы на материале художественного произведения.

Для создания целостной картины исследования лирической прозы необходимо выявить индивидуальный стиль писателя. Любой индивидуальный стиль опирается на опыт предшествующих ему стилей, несет на себе отпечаток как национальной, так и общемировой культуры. Авторский стиль является «выражением глубокой оригинальности» [ 38, с.

Целью данной работы является исследование лирической прозы на материале произведений чувашских прозаиков, создававшихся в 50-80-е годы

XX века. Выявление индивидуального и национального своеобразия лирической прозы на основе сопоставления творчества писателей-прозаиков. Основная цель определила круг конкретных задач исследования:

Рассмотреть истоки формирования лирической прозы и проследить
основные периоды-развития данного процесса;

Выявить жанрово-стилевое своеобразие повестей и рассказов
чувашских прозаиков, определяющих основные тенденции развития
лирической прозы;

рассмотреть развитие лирической прозы в 50-80-е годы XX века и выявить основные ее течения (лирико-философское, лирико-психологическое и лирико-публицистическое);

проследить особенности формирования названных выше течений лирической прозы и выявить в них характерные черты на материале чувашских писателей.

Теоретическая и методологическая база данного исследования основывается на комплексном использовании принципов сравнительно-типологического, историко-литературного и текстологического анализа. В качестве основного приема используется сравнение текстов, которое дополняется подробным изучением стиля, как оригиналов, так и переводов.

Методологической основой исследования являются

литературоведческие труды В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Г.Н. Поспелова, А.В. Чичерина, В.Г. Белинского и др. Общий подход к проблемам литературного стиля определен точками зрения Л.Я. Гинзбург, А.П. Эльяшевича, Ю.М. Артемьева, Г. Я. Хлебникова, Г.И. Федорова, А.Ф. Мышкиной и др.

Научная новизна исследования состоит в попытке

систематизированного осмысления и аналитического обобщения произведений, определяющих, на наш взгляд, лирическую прозу в чувашской литературе. Целостное исследование стиля предпринимается впервые. Новизна заключается также в выявлении новых взглядов на лирическую

прозу в чувашской литературе, в том числе в определении внутри литературного явления основных его направлений. Так, впервые ставятся вопросы о разграничении лирико-философской, лирико-психологической и лирико-философской прозы, о взаимодействии лирики и публицистики как в рамках творчества одного писателя, так и одного определенного течения.

Степень изученности проблемы. Необходимо отметить, что лирическая проза до сих пор не имеет четкого научного определения. Первоначально многие исследователи (Л. Новиченко) рассматривают лирическую прозу как часть романтического течения. Для других главной особенностью лирической прозы являются преобладание в повествовании авторского голоса и свободная композиция (В.Ковалев). По мнению В. Новикова, С. Петрова и Я. Эльсберга, рассматривающих лирическую прозу, как особый тип художественного обобщения, сущностью ее является непосредственное присутствие в произведениях «я» автора, раскрывающего свои переживания, чувства и мысли.

Более глубокий подход в этом вопросе демонстрируют работы Г. Поспелова и Л. Гинзбург. По мнению Г.Поспелова, такое свойство художественного произведения, как лиризм непосредственно связано с пафосом произведений, который выражает определенную идейно-эмоциональную оценку писателя. Л. Гинзбург объясняет понятие лирики как субъективный род литературы, она, как никакая другая, «устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей» .

Каждый из рассматриваемых нами исследователей по-своему прав, каждый отмечает действительно важные и характерные черты лирической прозы, рассматривает лирику с различных точек зрения. Но все исследователи сходятся в одном: чувственный мир личности - это суть лирической прозы. В чувашской литературе ярко выраженные особенности лирической прозы появляются в конце 50-х годов в произведениях писателей-фронтовиков В. Садая, В. Алендея, А. Артемьева. В них главной задачей авторов становится раскрытие внутреннего мира героев. Некоторые

прозаики склоняются к использованию исповедальных форм повествования (В.Игнатьев, Ю. Скворцов). В большинстве своем писатели разворачивают свои сюжеты на едином фоне - на фоне чувашской деревни, при этом важную роль играет лирический пейзаж).

Однако, новое явление наиболее отчетливо заявило о себе в
прозаических сочинениях Ф. Уяра, А. Артемьева,

Ю. Скворцова, В. Игнатьева, Ф. Агивера, В. Садая и некоторых других. Следует отметить также, что у каждого писателя, несмотря на общую тенденцию к лиризации повествования, намечаются свои неповторимые особенности, ибо, выражая свое отношение к миру, писатель-лирик раскрывает тем самым и свой мир. И в этом индивидуальном, отличном от других, представлении мира немаловажно и то, насколько глубоко внутренний мир писателя выражает духовное богатство народа. Индивидуальность творчества писателя проявляется также и в выборе определенного ракурса изображения различных социальных проблем.

В работе анализируется творчество такого чувашского писателя, как Анатолий Емельянов, в русле взаимопроникновения двух начал: лирического и публицистического. Исследуются специфика и своеобразие его творчества, истоки формирования его художественного мировоззрения и механизм отражения этого мировоззрения в авторской поэтике. При этом главное наше внимание мы будем уделять такому качеству творчества А. Емельянова, как лиризм повествования.

А. Емельянов все свое творчество формирует в русле так называемой «деревенской прозы», причем исследует такую сферу жизни, которая непосредственно связана с его профессией. Известно, что долгое время писатель работал в области сельского хозяйства, начиная с простого зоотехника «поднялся» до должности секретаря райкома. Видимо, по этой причине А. Емельянов очень подробно знакомит читателей с нюансами ведения сельского хозяйства. Несмотря на творчество многочисленных

писателей, работающих в русле «деревенской прозы», А. Емельянову удалось сохранить свое неповторимое лицо, найти собственную нишу.

На наш взгляд, творчество А.Емельянова является уникальным явлением в чувашской литературе. Несмотря на публицистическую заостренность его произведений, им, тем не менее, свойственен необычайный лиризм повествования. В своей работе мы попытаемся выяснить, каким образом Анатолию Емельянову удается сочетать в своем творчестве эти две, по сути несочетаемые, особенности художественного повествования.

А.Емельянов - автор многих известных произведений, однако до
недавнего времени он оставался писателем малоизученным. На сегодняшний
день, кроме небольшого количества рецензий существуют также
немногочисленные обзорно-критические статьи, авторы которых пытаются
представить картину творческого пути писателя. К наиболее серьезным
исследованиям творчества А.Емельянова можно отнести работы Г. Федорова
«Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов», А. Мышкиной
«Чувашская художественно-философская и художественно-

публицистическая проза второй половины XX века», диссертацию Т. Н. Емельяновой «Своеобразие художественно-публицистической прозы А. Емельянова».

В исследовании Г.И. Федорова дается подробный анализ чувашской прозы II половины XX века, основных тенденций литературного процесса. Автор исследует эстетический облик творческих исканий отдельных писателей, в том числе и А. Емельянова. Более подробное изучение творчества А.Емельянова предпринимается автором в главе «Социальные типы героев и философия бытия цехового, социального человека».

А. Ф. Мышкина в своей работе анализирует творчество А. Емельянова в русле художественно-публицистической прозы, однако автор подмечает и тенденции к философизации писателя в зрелый период его творчества.

Еще одним из исследований творчества А. Емельянова достаточно фундаментального характера является диссертация Т. Емельяновой. В этой

работе представлена систематизация и анализ некоторых произведений А. Емельянова. Разрабатывается типология героев в творчестве А. Емельянова, исследуется проблема хронотопа прозы и своеобразие жанровой системы художественной публицистики писателя.

Исследователем Емельяновой Т.Н. сделано замечание о том, что «Большая заслуга Емельянова заключается в том, что он впервые догадался, что и деловой человек, и руководитель, несмотря на то, что занимались производственными вопросами, имели друзей, семью, детей, решали бытовые вопросы и т.д. Кроме того, он одним из первых осознал, что партийные работники, председатели колхозов не всегда положительные герои, среди них есть и плохие организаторы производства, которые... работают лишь для того, чтобы любыми средствами стать передовыми, получить награды, почести и т.д. Именно понимание этого помогло Емельянову осмыслить новые задачи отображения героя публицистической прозы и заметно уточнить особенности типологии героев» .

Изучая произведения 60-80-х годов, мы пришли к выводу о том, что мир прозы А. Емельянова - неразрывное, органичное соединение публицистического и лирического начал. Более того, мастерство писателя все больше проявляется в усилении лиризма повествования.

В процессе аналитического осмысления текстов А. Емельянова не раз сталкиваешься с проблемой художественного перевода произведений автора. Среди его переводчиков С. Шуртаков, Ю. Галкин, А. Дмитриев и др. Эстетические вкусы, пристрастия, особенности мировосприятия исполнителей этой сложной работы объективно отражаются на качестве перевода, и русскоязычный текст не всегда предстает адекватным. Поэтому, выбирая наиболее удачные образцы перевода, диссертанту нередко приходилось использовать собственный филологический перевод. Однако эта проблема выходит за рамки данного исследования и требует специального изучения.

В современном литературоведении интерес к изучению лирического аспекта в творчестве различных авторов-прозаиков до сих пор не ослабевает. Так, например, вопросами лирической прозы занимались С. Липин, А. Павловский, Я. Эльсберг и др. Но, как мы уже отметили выше, до сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу определения четких границ лирической прозы. Однако, несмотря на отсутствие единого мнения по этому вопросу, бесспорно, что лирическая проза призвана выражать, прежде всего, внутренние переживания лирического героя на фоне всеобщей действительности.

Теоретическая и практическая значимость выводов, полученных в диссертации, определяется тем, что они могут заметно углубить представление о лирической прозе в чувашской литературе. В работе выявлены особенности чувашской лирической прозы. Определены различные тенденции ее развития по трем основным течениям: лирико-философском, лирико-психологическом и лирико-публицистическом. Диссертационная работа может служить также некоторым примером попытки историко-литературного и теоретического исследования отдельных проблем художественной литературы.

Полученные выводы могут также представлять интерес для специалистов в области истории литературы и литературоведческой стилистики. Материалом исследования являются повести и рассказы

A. Емельянова, А. Артемьева, Ю. Скворцова, В. Игнатьева, В. Садая,

B. Алендея, Л. Таллерова, Ф. Агивера, Ф. Уяра, публицистические работы
А. Емельянова, Ф. Уяра и др. В сравнительно-сопоставительном плане
рассматриваются «образцовые» произведения русской лирической прозы 50-
60-х гг. (О. Берггольц, В. Солоухин, В. Лихоносов и др.).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что диссертация выработала научную систему рассмотрения особенностей лирической прозы. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы при написании учебников, учебных пособий,

разработке истории чувашской литературы, при подготовке различных спецкурсов по литературе.

Апробация работы. По теме диссертации исследователем опубликован ряд статей в журналах и сборниках, выводы апробированы на ежегодных конференциях различного масштаба.

Структура работы определяется поставленными задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Лиризм как способ выражения интимных переживаний в прозаическом произведении

Лирическая проза призвана отражать все многообразие восприятия человеком окружающего мира. Различные противоречия действительности, сложные процессы современности выражаются в ней не только с помощью столкновения различных характеров, но, прежде всего, как отклик сердца на те или иные явления действительности. Писатели-лирики стремятся раскрыть своеобразие мира, пропуская его через собственное «я» и выразить этот мир в сугубо индивидуальном воплощении.

В литературоведении существует множество мнений в рассуждениях о лирической прозе. Многие литературоведы рассматривают ее в русле романтического течения, как его неотъемлемая часть. Так, в статье Л. Повиченко «Стиль - метод - жизнь» понятия «лирическая проза» и «романтический стиль» чередуются как равнозначные. «Повышенная активность художественного мышления, художественного пересоздания действительности, вообще присущая романтическим стилям, - пишет он, -обретала особенное значение как «противоядие» от всякого рода нормативных, нивелирующих тенденций. «Жизнь сердца», эмоциональное переживание событий, которое так непосредственно раскрыла лирическая проза, оказывались гораздо содержательнее и человечнее элементарной дидактики, характерной для произведений, внешне вроде бы «жизнеподобных», а на самом деле, весьма неполноценных в реалистическом смысле. Добавим к этому более широкий регистр образных средств (ассоциативность, символика, другие виды поэтической условности), а также заметный интерес лирико-романтической прозы к национальным чертам народного бытия и народного характера - и станет понятным, что эта проза шла навстречу реальным потребностям литературного развития и реальным запросам читателя» .

В 60-е гг. XX века в критике и литературоведении намечается несколько иная тенденция. Некоторые исследователи начинают выделять лирическую прозу в самостоятельное течение (С. Асадуллаев), иные же связывают ее с исповедальной формой (Л. Теракопян). Но различность суждений не означает неправильность толкования, наоборот, они углубляли и дополняли основные особенности лирической прозы.

Так, например, главной особенностью лирической прозы для В. Ковалева является «преобладание в повествовании авторского голоса и свободная композиция» . Для А. Павловского это не стихи и не проза, «нечто третье - лирическая проза, импрессионистичная, разбросанная, субъективная, едва оторвавшаяся от дневника и почти не оторвавшаяся от стиха» . А для С. Крыжановского - «мысль, чувство, настроение, пафос писателя, стремление не просто сказать самое сокровенное, но сказать оригинально и красиво» .

Своеобразный подход отличает работы В. Новикова, С. Петрова и Я. Эльсберга, рассматривающих лирическую прозу, как особый тип художественного обобщения, сущностью которого «является непосредственное присутствие в произведениях «я» автора, раскрывающего свои переживания, чувства и мысли, созвучные чувствам и мыслям эпохи» . «Это лирическое содержание накладывает свой отпечаток на весь стиль произведения, обусловливает особый эмоциональный строй повествования, вызывает к жизни особую художественную структуру. Лирическая стихия в этих произведениях проявляется в их поэтике и стилистике» .

Глубокий подход к сущности лирики наблюдается в работах Г.Н. Поспелова. Так, по его мнению, «лиризм» - «это свойство, относящееся... к той стороне содержания, которую можно назвать пафосом произведений. Пафос произведения - это выраженная в нем определенная и активная идейно-эмоциональная оценка писателем воспроизводимых им социальных характеров, порождаемая их объективной, внутренней противоречивостью и вытекающая из миропонимания писателя, из его идеалов». . При этом он уточняет понятие предмета лирики. «Социальное сознание писателя как основной предмет художественного воспроизведения жизни в лирике всегда бывает на что-то направлен - или вглубь самого себя, на свои эмоционально-мыслительные состояния и стремления, или на явления внешнего мира, на социальные и личные отношения бытия, на явления природы» . В этой же книге исследователь выявляет специфические свойства эпоса и лирики, показывает, как эти свойства соединяются и взаимопереплетаются.

Г. Поспелов пытается даже определить пропорциональное взаимоотношение свойств лирики и эпоса в лиро-эпическом произведении. «...Чтобы найти содержательное равновесие эпических и лирических частей текста в пределах одного произведения, писателю достаточно заполнить этот текст эпическими, сюжетными эпизодами приблизительно на одну треть или даже на одну четверть его общего объема,- точные определения здесь, конечно, невозможны и не нужны, - а все остальное предоставить лирическим медитациям и медитативным описаниям... Если же лирические части займут большее место, заполнят собой около половины или далее меньше половины всего текста произведения, эпос в нем будет явно преобладать над лирикой, «оттеснять» ее по значению на второй план. Тогда лирические части будут восприниматься как «отступления» от основных, эпических эпизодов произведения, и все оно в своем целом будет восприниматься как явление эпоса, а не лиро-эпики» .

Стилевые особенности лирической прозы: организация повествования, лирические отступления и интонация

Необходимо отметить, что каждый писатель-лирик по-своему использует богатство лирических средств, но в то же время у каждого есть свои, характерные только для него приемы. Эти приемы составляют некий стиль писателя, который, по мнению А. Чичерина, «подразумевает единство слова и образа, образа и композиции, композиции и идей... произведения». «Изучение стиля, - продолжает исследователь, - невозможно без философского понимания единства содержания и формы, без связи с другими искусствами, без связи с эстетикой...» . Жизненный материал, ставший основой всего произведения, предполагает различные стилистические приемы. Разная направленность, различная насыщенность чувств писателя, неповторимое своеобразие его дарования и жизненный опыт предопределяют выбор средств художественной выразительности. В лирической прозе важно и то, насколько ярко и эмоционально умеет передать художник свои мысли и чувства читателю, насколько глубоко он сумеет «проникнуть в души своих современников» .

По мнению М. Храпченко, «привнося в литературу «свое», талантливый писатель увеличивает общее достояние, духовные ценности, принадлежащие народу. Роль творческой индивидуальности определяется не просто своеобразием, которое выражается в создании общезначимых художественных ценностей. «Свое» приобретает важное значение не в силу лишь несхожести с другими проявлениями индивидуального в литературе, а тогда, когда оно обогащает духовный мир человека, художественную культуру народа» .

В чувашской литературе лирическая проза более рельефно проявилась, на наш взгляд, в прозаических сочинениях Ф. Уяра, А. Артемьева, Ю. Скворцова, В. Игнатьева, Ф. Агивера, В. Садая и некоторых других. У каждого писателя, несмотря на общую тенденцию к лиризации повествования, намечаются свои неповторимые особенности, ибо, выражая свое отношение к миру, писатель-лирик раскрывает тем самым и свой мир. И в этом индивидуальном, отличном от других, представлении мира немаловажно и то, насколько глубоко внутренний мир писателя выражает духовное богатство народа. Индивидуальность творчества писателя проявляется также и в выборе определенного ракурса изображения различных социальных проблем.

В этом разделе мы попытаемся проанализировать основные приемы лиризации художественного повествования писателями, творчество которых, па наш взгляд, во многом определяет чувашскую лирическую прозу - это произведения Ю. Скворцова, В. Садая, А. Артемьева и В. Игнатьева. Наш выбор объясняется тем, что литературная деятельность этих прозаиков наиболее полно отражает процесс становления лирической прозы в чувашской литературе 50-70-х годов.

Произведения лирической прозы представляют собой сложный сплав изобразительных и выразительных средств. Писатели по-своему используют эпические приемы для выражения лирического настроения. Так, для лиризма Ю. Скворцова характерна необыкновенная слитность его героя с миром природы. Писатель видит в ее проявлениях что-то родственное человеку, иногда персонаж предстает в пейзаже как неотъемлемая его часть. В рассказе «Вася-певец» автор в самом начале повествования описывает предрассветную картину возле деревенского пруда: еще не взошло солнце, «туман не уместился в овраге, сизым дымом потек по улицам деревни», «пруд, остывший за ночь, притих и светлым глазом смотрел в небо», «лягушки высовывали похожие на поплавки головы», «плескались, чертя круги, караси»... И тут же наряду с ними «сидел плечистый русоволосый парень... и следил за своими удочками» .

Скворцов вводит своего героя в произведение, нисколько не нарушая общего хода повествования, и делает это настолько органично, будто этот парень ничем не отличается от тех же лягушек и карасей и совершенно естественно дополняет утренний пейзаж. При чем писатель использует очень яркие и красочные эпитеты, метафоры и олицетворения, которые очень легко позволяют представить описываемую им картину.

Природа в произведениях Ю. Скворцова нередко предстает и в качестве молчаливого собеседника, которому герой доверяет самые сокровенные свои тайны. В повести «Березка Угах» (Угах хуранё) героиня очень часто отправляется в лес, чтобы поговорить с «лесом-отцом». Для нее, так же, как и для автора, лес - существо живое, которое все видит и все понимает. У него также может меняться настроение, он может выражать и свое недовольство, как в эпизоде, где Угахви, чуя близкую смерть, пришла попрощаться с лесом. Вдруг поднимается в лесу «сердитый» ветер, «вершины вязов, лип, дубов, яростно загудели, словно охваченные огнем». Оказывается, это лес-отец сердится на Угахви за то, что она без борьбы сдается болезни. . В рассказе «Вася-певец» автор подчеркивает значение природного мира для своего героя: «Для юноши, сидевшего, пригорюнившись, здесь, на берегу родной реки,- это не случайно вырванные картинки природы - награда тихих минут одиночества. Это полное единение с окружающим. В ней, природе, растворяется все его существо, в пей он черпает свои силы, благодаря ей растет душа, ширится сердце, рождаются песни...».

Пейзаж может служить и отражением мыслей и чувств героев. В то время как, например, в произведениях В. Садая картины природы выступают, прежде всего, в качестве фона для разворачивания событий сюжета. Так, природа в повести Скворцова «Березка Угах», узнав о победе наших войск в Великой Отечественной войне, «отзывается на человеческую радость», «даже птицы славят Победу заодно с людьми».

Природа в произведениях Ю. Скворцова наделена и определенными звуками; писатель стремится полностью воссоздать картину окружающего мира со всеми присущими ей особенностями. Немаловажную роль в этом деле он отводит звуковой стороне. Читатель не только может представить определенный пейзаж, но и услышать различные звуки. Так, например, создавая образ леса, Скворцов дополняет живыми звуками: где-то неожиданно ухнет сова - «Те-в-в-в-ик!», или запоет соловей - «Чарн-чарн-чарн-чарн!.. Чеп-чеп-чеп!.. Чудно-то, чудно-то!..»... Наряду со звуками «естественными», Скворцов воспроизводит и звуки, создаваемые человеком с помощью каких-либо предметов: падение чего-либо автор сопровождает звуком, похожим на «Тюнт!», косьба - «хаш-тык, хаш-тык!», во время выгона скота отовсюду раздается «хас-хас!». Все эти своеобразные междометия и звукоподражания придают произведениям Ю. Скворцова эмоциональную насыщенность, осязаемость и «эффект присутствия» читателя в перипетиях сюжета. Таким образом, создается впечатление, что природа в произведениях 10. Скворцова живет своей «полной жизнью» .

Стоит отметить, что пейзаж вообще имеет большое значение при построении лирического повествования. В произведениях В. Садая, А. Артемьева, В. Игнатьева описания окружающей среды, в отличие от прозы Ю. Скворцова призваны в большей степени отражать внутренний мир героя, либо картины природы наводят персонажей на размышления и воспоминания. Как, например, в рассказе В. Садая «Запах тумана», когда герой при встрече с родными краями начинает вспоминать о былой юности.

Фольклорные тенденции и лиризм в прозе 20-40-х годов XX века

Между современной действительностью и прошлым присутствует живая преемственная связь. Современное состояние литературы глубже и полнее можно осмыслить и понять лишь тогда, когда разъяснены условия и причины ее возникновения, истоки. Так, и лирическая проза формируется не в один день, а имеет веками складывающиеся предпосылки. Новое всегда основано на: стремлении глубоко и полно выразить состояние действительности, определить те социальные преобразования, которые свойственны для конкретного этапа развития общества. Художественные приемы - ни те, что уже были выявлены в искусстве прошлого, ни те, что зарождаются в процессе творчества, - самостоятельно еще не являются главными при определении того или иного литературного явления. .

Особую группу жанров устного народного творчества составляют сюжеты и мотивы языческой веры, тексты заговоров и молитвословий, обряды, связанные с культом предков. Наибольшим лиризмом проникнуты лиро-эпические песни, такие как песни молодежи, песни сироты и т.п. В период христианизации народов устное народное творчество пополняется религиозными жанрами, такими как духовные стихи, исповедь, покаяние. Жанры исповеди и покаяния, на наш взгляд, являются непосредственным источником зарождения лирической прозы. Во время исповеди человек полностью погружается в свой внутренний мир, он остается наедине с Богом, доверяется ему. Его душа максимально обнажается и раскрывается, как бы предстает в «первозданном» виде. Через исповедь верующий человек приходит к покаянию. Душа его очищается, наполняется новыми чувствами и мыслями. В этот момент человек вновь переживает все события, произошедшие в жизни от его рождения до настоящего момента. Согласно божественным заповедям, исповедующийся должен вспомнить все свои прегрешения. Самое главное в этом, не просто вспомнить, а осознать, признать свои ошибки и искренне покаяться в них. Только после покаяния в христианской религии на верующего снисходит божественная благодать. Человек внутренне перерождается, ему предоставляется возможность начать свою жизнь с новых нравственных позиций. Таким образом, жанры исповеди и покаяния способствовали развитию чувственных сторон характера человека, раскрытию его внутреннего мира.

В целом, жанры устного народного творчества насыщены поэтическими параллелизмами чувств человека и явлений природы, элементами любовного и, вместе с тем, обожествляющего отношения народа к окружающим его реалиям. Своеобразным сплавом лиризма и документальности является «Слово о полку Игореве». По мнению исследователя В. Федорова, это одновременно и поэма и повесть. «Вот откуда идет все лучшее, что есть в лирической прозе: гражданственность, патриотический пафос, поэтичность и документальность в лучшем смысле этого слова» . «Слово о полку Игореве» можно отнести к числу первых произведений устного народного творчества, в которых зиждется основа для развития лирической прозы. Таким образом, фольклорное мировосприятие и его поэтика на первых этапах становления литературы играют активную роль в творчестве многих писателей.

Это особенно заметно в творчестве писателей рубежа XIX-XX вв. Так, Н. Шелеби увлеченно собирал лучшие образцы чувашской устной поэзии. В составленном им собрании лирико-философских текстов под названием «Мои любимые песни» уже прорисовывается абрисный портрет героя, который впоследствии обогатит чувашскую поэзию. Имеется в виду образ Тилли, созданный П. Хузангаем. В лучших образцах чувашской песенной лирики находил вдохновение старейший и талантливый прозаик И. Юркин. Одним из первых среди чувашских литераторов к переводам русской классики приступил Яков Турхан, которому особенно была близка поэзия В. Жуковского, А. Пушкина, И. Козлова, М. Лермонтова, А. Кольцова, Н. Некрасова. Его родной брат Ф. Турхан отдавал предпочтение лирике М. Лермонтова. Лермонтовские творения вдохновляли К. Иванова, Ф. Павлова, Г. Коренькова и др. При этом для творчества этих поэтов характерны глубокие лирико-философские медитации. Лирико-философские искания автора «Нарспи» обозначили вершинный взлет чувашского литературно-художественного сознания.

В чувашской словесности периода расцвета симбирской литературной школы в силу традиций и объективных историко-культурных обстоятельств, еще наблюдается явное доминирование лирики над другими родами. Эта тенденция будет продолжаться даже в 20-х гг. XX века. Примечательно то, что здесь имеет место глубинная диалектическая связь с ценностями, накопленными лирикой предыдущих периодов развития чувашской словесности.

Лиризм как форма прямого выражения отношения художника к реальной действительности может выступать признаком самых разных литературных направлений. Именно по этой причине преобладание лирических интонаций в произведении какого-либо писателя еще не является основанием считать его родоначальником лирической прозы. Безусловно, глубоко лирично все романтическое искусство XIX века. Романтизм как направление возник на основе противоречий личности с обществом, в результате несоответствия его внутренних представлений с реальной действительностью. Жестокому и несправедливому окружающему миру романтики противопоставили духовный мир человека. В результате основным объектом внимания постепенно становится внутреннее содержание личности. «Повышенное внимание к тайникам души человека, раскованному человеческому духу как самому удивительному и прекрасному явлению в мире деспотизма, своеобразный автобиографизм, выражающийся в слитности мира художника и героя, но мира, глубоко противостоящего устоям общества, требовали от писателей-романтиков совершенствования прежде всего лирических приемов повествования, художественных средств прямого, непосредственного выражения своего отношения к действительности и своих идеалов» .

Лирико-философская проза

В 60-е - 80-е годы в чувашской литературе намечается тенденция обращения к художественно-философским мотивам в прозе. По мнению исследователя Г.И. Федорова, «проза наращивает силу интеллектуализированного осознания мира, условности отображаемой действительности, заметно усиливает тягу от эмпирического подхода к воплощению идеи в формах самой жизни» . Лирические излияния героев переплетаются с философскими рассуждениями, которые, в свою очередь, часто связываются с вопросами экзистенциальными. На наш взгляд, сложившаяся ситуация представляет собой закономерный процесс, ибо каждый человек рано или поздно приходит к осознанию необходимости познать самого себя, определить степень своей «самости».

Каждый писатель-лирик по-своему использует многообразие лирических средств (особая интонация, частое использование лирических отступлений, особенности композиции и т.д.). Каждого можно определить по характерным только для него приемам. Так, например, проза Ю. Скворцова значительно выделяется в сравнении с творчеством чувашских писателей Ф. Уяра, В. Игнатьева, А. Емельянова, Ф. Агивера и некоторых других наличием в ней ярких, необычных персонажей, наделенных необыкновенно тонкой душой и своеобразным взглядом на мир - все это позволяет отнести его творчество в русло лирико-философской прозы. При этом Ю. Скворцов не берет за основу сюжета широко распространенные тогда вопросы глобального общественного звучания, а выбирает обычные, на первый взгляд, ничем не примечательные или даже «бессмысленные» события из жизни простого человека. По этой причине в 50-60-е годы творчество этого писателя критики не принимали всерьез и всячески подвергали разносу.

Рассматривая прозу Ю. Скворцова сегодня, мы понимаем, что советским критикам, привыкшим анализировать творения литературы с позиций социалистического реализма, действительно трудно было найти что-либо «полезное» в них, поэтому они обозначали прозу писателя «ущербной» и «неполноценной». Это ошибочное мнение - произведения Ю. Скворцова требуют внимательного и вдумчивого прочтения. Идея того или иного произведения не лежит на поверхности, до нее нужно дойти путем глубоких размышлений. За незатейливым, казалось бы, сюжетом, скрываются яркие типы и характеры, уходящие своими корнями в глубь национального мышления.

Одним из таких образов является герой рассказа «Славик». Необходимо сразу же оговориться, что мы для анализа творчества писателей берем только произведения, созданные в 50-е - начале 60-х, чтобы проследить становление лирической прозы в чувашской литературе на ее раннем этапе. В рассказе Ю. Скворцова «Славик» представлен образ подростка, наделенного талантом музыканта. Такой герой уже сам по себе необычен для чувашской литературы рассматриваемого нами периода. Четырнадцатилетний мальчик с тонкой душой в рассказе впервые познает окружающий мир во всем его многообразии. Славик «твердо верил, что детство, к счастью, ушло от него, и он может воспринимать мир как взрослый человек». Писатель «знакомит» его с первым серьезным чувством - чувством любви. В самом начале автор изображает своего героя за сочинением музыки, которая помогает выразить тончайшие душевные переживания мальчика, вызванные неизвестными для него ранее ощущениями. «В груди подростка, сидящего за фортепьяно, птицей мелькнуло какое-то новое чувство волнения. И он, забыв обо всем на свете, попытался переложить это чувство на язык музыки. Но, проиграв свое сочинение несколько раз, парнишка помрачнел, выжженные солнцем брови сошлись на переносице - эта музыка была очень далека от того, что он искал... Это чувство было светлым, как солнечный луч. Оно звонко ворвалось в его душу из неведомого мира, напомнило о беззаботном, радостном детстве, которое совсем недавно осталось где-то в мире грез и сказок» . На протяжении всего рассказа мы видим, как это чувство развивается в душе Славы, как заставляет его мучиться и действительно повзрослеть. Более того, любовь мальчика становится источником для его музыкального творчества. Но не только это чувство служит ему музой, как и все одаренные люди, Слава умеет слышать музыку во многих проявлениях окружающего мира. Самым благодатным поприщем в этом плане служит, конечно же, природа. Мальчик, как и многие герои Ю. Скворцова, чувствует себя частью природы и только в слиянии с нею он может всецело ощутить полноту бытия. «...На ивах целыми днями поют иволги. Часто, сидя в тени этих великанов, Слава с затаенным дыханием слушал шепот листьев, стрекот крыльев носившихся рядом стрекоз. За всем этим мальчишка слышал музыку необыкновенной красоты... И юному музыканту казалось, что он живет здесь тысячу лет и понимает, чувствует язык природы, который рождает в нем музыку, еще никем не написанную. Здесь в его душу закрадывались радость, вдохновенье и печаль...» .

Лирический герой в рассказе Ю. Скворцова остро чувствует красоту мира, его радости и тонко реагирует на них. Только прекрасное в людях, природе, в окружающих явлениях находит отклик в его сердце прежде всего. И главные стремления лирического героя - это не только стремление слиться с этим прекрасным, с красотой мира, но и страстное желание приумножить эту красоту.

Нельзя сказать, что Славик полностью погружен в мир красоты и прекрасного. Одновременно он начинает осознавать сложности мира, его отрицательные, далекие от гармонии стороны. Подросток понимает обреченность своей любви к Эльвире, и это понимание отрезвляет мальчика и возвращает его из мира грез в мир действительный. Два этих мира в душе героя очень тесно переплетаются и поочередно сменяют друг друга. Причем, если мир красоты практически не меняется, а лишь обогащается все новыми образами, то реальность видится Славику в совершенно новых для него формах и явлениях. «Какая-то новая дверь открылась для него в мир новых, неизвестных ему чувств. В этом мире самые обычные вещи выглядели необычно ярко, красиво, волновали душу. Здесь уживались покой и волненье, печаль и радость, горе и счастье... Весь мир для него перевернулся сегодня. Оказывается, он бывает гладок и тернист, добр и беспощаден...» .

Когда неизбежное случилось - свадьба Эльвиры состоялась - Славик понял, «что она навсегда ушла к другому и был убежден, что теперь-то он никогда никого не полюбит». Автор удачно передает чувства своего героя, которые знакомы почти всем читателям, ибо все, так или иначе, переживали чувство первой любви. В финале рассказа писатель утешает мальчика словами Сарры Архиповны, пронизанными трогательным оптимизмом: «Ты еще полюбишь, Славик, и тебя полюбят. Это хорошо, что ты уже сейчас почувствовал боль души. Значит, вырастешь добрым человеком, станешь чутким музыкантом. Я рада за тебя, сынок. Спи. У тебя все еще впереди...» .

Конспект урока по литературе

Тема урока: «Литература 50-80 годов.

Отражение трагических конфликтов истории в судьбах людей»

Цель : расширить знания учащихся о сталинских годах репрессий; показать, как эти трагические события отражены в литературе 50-80 годов, познакомить с основными моментами жизни и творчества А.И. Солженицына, с историей создания повести «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелага ГУЛАГА», познакомить с избранными эпизодами из данных произведений, акцентировать внимание учащихся на то, каким испытаниям был подвержен русский народ в годы сталинского режима, способствовать воспитанию чувств мудрости, стойкости, учить сострадать окружающим людям, извлекать для себя уроки из прошлого, верить в светлое будущее своей Родины.

Ход урока

    Оргмомент.

    Вступительное слово преподавателя.

Звучит песня В. Леонтьева « XX век»

Мы с вами живем в 21 веке, а некоторые и родились в веке 20-м. Каким он был 20 век?

Если мы проведем опрос, то, наверное, однозначного ответа не получим. У каждого человека остались свои воспоминания. Поэт Владимир Соколов о 20 столетии сказал так: «Я устал от 20 века, от его окровавленных век». Имел ли он право так говорить? Давайте обратимся к датам, записанным на доске:

1904-1905 гг – русско-японская война

1905-1907 гг – первая русская революция

1914-1918 гг – первая мировая война

1918 – 1922 гг – гражданская война

1941-1945 гг – Великая Отечественная война

1979-1989 гг – Афганская война

1994 г – Чеченская война

Сколько кровавых событий, унесших миллионы человеческих жизней. Кровь лилась рекой. А были ли в истории нашей страны абсолютно мирные годы, но кровь лилась людская не менее, чем в самую страшную войну? Какие события я имею в виду?

Да, я имею в виду сталинские годы репрессий. Как вы понимаете это слово – репрессии? Что вам известно о сталинском режиме?

Вы знаете, что литература – это зеркальное отражение жизни. Какие произведения вы уже знаете о сталинском терроре? Нет ничего страшнее в истории нашей страны, чем война, которую вели вожди нашего государства против собственного народа. Вся земля была покрыта лагерными зонами и могилами. Сколько людей уходило из дома часто навсегда, чтобы через десятки лет вернуться в трагическом сочетании слов «Реабилитирован посмертно»

    Сообщение темы и задач урока.

Я постараюсь приоткрыть вам, возможно, неизвестные факты из истории нашей страны, из периода сталинского правления. Зачем нам это надо знать? Вспомните слова А.Н. Толстого «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое, нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи».

Наша задача – познакомиться с судьбой А.И. Солженицына, с судьбой человека, который не только сам прошел через все муки ада, но и нашел в себе мужество, силу духа одним из первых рассказать всему миру о политических заключенных. В течение урока мы постараемся ответить на следующие вопросы:

    Какой самый главный урок мы можем извлечь для себя из книг Солженицына?

    Объяснение нового материала. Рассказ преподавателя о жизни и творчестве А.И. Солженицына. чтение эпизодов из повести «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелага ГУЛАГА»

В один из сырых февральских дней 1974 года по трапу самолета, прибывшего тайным спецрейсом из Москвы во Франкфурт – на Майне (Германия), сошел на немецкую землю единственный пассажир, с усталым лицом, со срезанными пуговицами на рубашке, три часа назад прошагавший по гулким коридорам известной тюрьмы в Лефортове. Он до последней минуты не знал, куда его везли и что ожидало. Этим изгнанником был А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии. За его плечами было 55 лет. Массовому читателю в нашей стране он был известен как автор рассказов «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Захар Калита», «Один день Ивана Денисовича». Зарубежному читателю еще были знакомы повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом», «Архипелаг Гулаг». Что же послужило поводом для неожиданной высылки Солженицына из России? Обратимся к судьбе писателя.

Родился будущий писатель в 1918 году в г. Кисловодске. До Великой отечественной войны судьба была его ординарная, как у многих в то время. Закончил Ростовский университет физико-математический факультет, параллельно учился в МИФЛИ. С 1942 года прошел фронтовые дороги от Орла до Восточной Пруссии. И здесь в 1945 году капитана Солженицына арестовали, препроводили в Москву и осудили на 8 лет тюрьмы. Причиной для ареста послужило неосторожное высказывание о Сталине, обнаруженное цензурой в письмах к другу юности Виткевичу. Свой лагерный срок отбывал в Экибастузском особом лагере. Затем вечное поселение в ауле Кок- Терек Джамбульской области на юге Казахстана. Но в 1956 году ему было разрешено переехать в центральную часть России, где работал сельским учителем. И вот в 1962 году в журнале «Новый мир» был напечатан рассказ «Один день Ивана Денисовича», хотя А. Твардовский, главный редактор журнала, настоял, что это повесть.

Задуман он был автором в Особом лагере для политических заключенных. «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем. Конечно, можно описать вот свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне все собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет все. Эта родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака… И вот уже в 59 году, однажды, я думаю, кажется, я уже мог бы сейчас эту идею применить. Я невероятно быстро написал «Один день Ивана Денисовича» и долго это скрывал. «Один день Ивана Денисовича» - это рассказ о политических заключенных, поэтому первоначально он назывался на лагерном языке «Щ-854 (Один день одного зека)». Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в Великую Отечественную войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни с их подлинными биографиями.

Послушайте, что послужило причиной ареста Шухова (чтение отрывка).

И еще я предлагаю вам послушать некоторые эпизоды из жизни зеков. (чтение отрывков)

После напечатания «Одного дня Ивана Денисовича» к писателю хлынул поток писем от бывших политзаключенных. Со многими из них он встречался и беседовал лично. В результате этих встреч был задуман «Архипелаг ГУЛАГ». Об»Архипелаге» писатель сказал следующее: «эту книгу непосильно было бы создать одному человеку. Кроме всего, что я вынес с Архипелага – шкурой своей, памятью, ухом и глазом, материал для этой книги дали мне в рассказах, воспоминаниях, письмах 227 человек. Я не выражаю им здесь личной признательности, это наш общий дружный памятник всем замученным и убитым »

Объяснение названия произведения с использованием карты-схемы 4-го отделения Дальлага в 50-е годы (так именовался тогда г. Комсомольск – на – Амуре, на территории которого насчитывалось 39 лагерных подразделений. В каждом лагере находилось до 5 тыс. заключенных). Нетрудно посчитать общее число. А сколько их было по всей стране?

Словосочетание «Архипелаг ГУЛАГ» вошло в определенную знаковую систему 20 века, став, наряду с Освенцимом, Бухенвальдом, Хиросимой, Чернобылем трагическим символом столетия. Погибшим и замученным на Архипелаге создает автор памятник в Слове. «Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался. В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила имен, - а все было именно так». Послушайте о судьбе некоторых из них. (Чтение отрывков).

Именно «Архипелаг ГУЛАГ» писатель хотел увидеть в числе произведений, издаваемых на Родине, но впервые этот труд был издан в 1974 году за рубежом. Этот факт резко изменил судьбу писателя. Советское правительство обвинило его в измене Родине. Он был лишен советского гражданства, исключен из союза писателей и выслан за пределы страны. Долгое время А.И. Солженицын проживал с семьей в США штат Вермонт. В 1994 году возвратился в Россию.

«Архипелаг ГУЛАГ» - не единственное произведение о жертвах сталинского террора. Вот перед вами далеко не полный список имен тех, кто прошел через лагеря и сумел рассказать обо всем людям:

В.Т.Шаламов «Колымские рассказы»

О. Волков «Погружение во тьму»

Е. Гинзбург «Крутой поворот»

Д. Витковский «Полжизни»

Нисколько не умаляя значения произведений Солженицына я все же хочу обратиться и к поэзии, потому что поэзия более эмоциональна, чем проза. На войне с собственным народом мы потеряли миллионы людей. Мы множество раз повторяли «Никто не забыт, ничто не забыто» и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы никогда не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков, Куропат. А ведь жертвы сталинского террора не имеют даже братских могил.

Стреляли людей в затылок,

Косил людей пулемет.

Безвестные эти могилы

Никто теперь не найдет.

Земля их надежно скрыла

Под ровной волной травы

В сущности – не могилы,

А просто ямы и рвы.

Под какими истлели росами

Не дожившие до утра

И гимназистки с косами,

И мальчики- юнкера

Каких потеряла – не ведаем

В мальчиках тех страна

Пушкиных и Грибоедовых,

Героев Бородина.

Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.

Только в 30 –е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Вот некоторые из них: Николай Клюев, Борис Пильняк, Осип Мандельштам.

(звучит песня И.Талькова «Россия»)

Всем, чьи могилы покрыли промерзшие пространства архипелага ГУЛАГ! Безвинно расстрелянным! Надорвавшим силы на таежных лесоповалах! Замурованным в бетон бесчисленных дальстроев и дальлагов – знайте, мы помним о вас! (звучит продолжение песни И. Талькова «Россия»)

    Подведение итога урока

    Что двигало Солженицыным, когда он писал об этих событиях?

    Какой самый главный урок мы можем извлечь для себя из книг А.И. Солженицына?

    Обобщающее слово преподавателя

Пусть сегодняшний урок будет вам информацией для размышления, чтобы вы, будущее поколение, не допустили новых репрессий по отношению к человеку. И несмотря ни на что, вера в светлое будущее нашей страны остается. Как сказал Жорес Алферов, ученый, лауреат Нобелевской премии: «Россия – страна оптимистов. Пессимисты все давно уехали».

Я бы хотела завершить урок на оптимистической ноте словами поэта В. Солоухина

Россия – одна могила,

Россия – под глыбой тьмы…

И все же она не погибла,

Пока еще живы мы.

Держите, копите силы,

Нам уходить нельзя.

Россия еще не погибла,

Пока мы живы, друзья!

Мой урок пусть будет вам напутствием, а домашнее задание – на всю вашу жизнь.

Список использованной литературы

    А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»

    Журнал «Литература в школе» № 8 – 1998 г

    Журнал «Литература в школе» № 4 - 1990 г

    Брошюра «Черный камень на красной земле» (г. Комсомольск-на-Амуре, 1992 г)

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    Выставка произведений о сталинских годах репрессий

    Презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына

    Песня И.Талькова «Россия»

    Карта-схема расположений лагерных подразделений г. Комсомольска – на- Амуре в 50 годы

    Песня В. Леонтьева « XX век»

Городская тема в русской литературе имеет давние традиции и связана с именами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, М. Булгакова и многих других известных писателей. Городская проза — это литература, в которой город в качестве условного фона, специфического историко-литературного колорита, существующих условий жизни занимает важнейшее место и определяет сюжет, тематику и проблематику произведения. Трагический переход от родовых уз к законам античных городов-полисов, городская средневековая литература, петербургско-московская традиция в русской литературе, западноевропейский городской роман — вот лишь некоторые вехи, обозначившие этапы «городского текста» в мировой литературе. Исследователи не могли пройти мимо данного факта: сложилось целое научное направление, анализирующее особенности изображения города в творчестве мастеров слова.

Только в 1970-1980-е годы XX в. произведения на эту тему стали объединяться под рубрикой «городская проза». Стоит напомнить, что в современной литературе определения типа «деревенская», «городская», «военная» не являются научными терминами, носят условный характер.

Они используются в критике и позволяют установить самую общую классификацию литературного процесса. Филологический анализ, который ставит целью изучение особенностей стилей и жанров, своеобразия психологизма, типов повествования, отличительных признаков в использовании художественного времени и пространства и, конечно же, языка прозы, предусматривает иную, более точную терминологию.

Причины возникновения «городской прозы»

Что стало причиной возникновения городской прозы в ее новом качестве? В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы: городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. Следует помнить, что в те годы роль литературы в общественном сознании была важнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей и вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых «лимитчиков», предоставляла писателям новые возможности для художественного исследования областей человеческого бытия.

«Городская проза»: примеры, представители

Первооткрывателем городской прозы стал Ю. Трифонов. Его повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) изображают каждодневную жизнь московской интеллигенции. У читателя складывается впечатление, что писатель сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни, но оно обманчиво. В его повестях действительно не происходит никаких крупных общественных событий, потрясений, душераздирающих трагедий. Однако нравственность человека проходит медные трубы именно здесь, на будничном семейном уровне. Оказывается, что выдержать такое испытание ничуть не легче, чем экстремальные ситуации. На пути к идеалу, о чем мечтают все герои Трифонова, возникают всевозможные мелочи жизни, загромождая дорогу и уводя путника в сторону. Они-то и устанавливают истинную ценность персонажей. Выразительны в этом плане названия повестей.

Психологический реализм Ю. Трифонова заставляет вспомнить рассказы и повести А. Чехова. Связь этих художников несомненна. Во всем своем богатстве, многогранности городская тема раскрывается в произведениях С. Довлатова, С. Каледина, М. Кураева, В. Маканина, Л. Петрушевской, Ю. Полякова, Вяч. Пьецуха и др.

Анализ творчества Трифонова

В повести «Обмен» инженер Дмитриев решил обменять жилплощадь, чтобы съехаться с больной матерью. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что мать он предал. Обмен произошел, прежде всего, в плане духовном — г ерой «обменял» порядочность на подлость. В «Предварительных итогах» исследуется распространенная психологическая ситуация, когда человек, неудовлетворенный прожитой жизнью, собирается подвести черту под прошлым и с завтрашнего дня начать все заново. Но у переводчика Геннадия Сергеевича предварительные итоги, как это часто бывает, становятся окончательными. Он сломлен, воля его парализована, бороться за себя, за свои идеалы он больше не может.

Не удается начать «другую жизнь» и Ольге Васильевне, героине одноименной повести, похоронившей мужа. В этих произведениях Трифонова особенно удачно использован прием несобственно-прямой речи, помогающий создать внутренний монолог персонажа, показать его духовные искания. Только через преодоление мелкой житейской суеты, «наивного» эгоизма во имя какой-то высокой цели может быть реализована мечта о другой жизни.

Тесно примыкает к этому циклу повестей и роман «Время и место» (1981) . Здесь двум главным действующим лицам — писателю Антипову и повествователю — удается прожить жизнь достойно, несмотря на то, что мрачное, трудное время способствовало скорее деградации личности.

Возникновение женской прозы: представители, примеры

Возникновение «городской прозы» предоставило наилучшие возможности для реализации творческих принципов «другой» прозы. В рамках городской темы обнаружил себя феномен женской прозы . Никогда еще не являлось читателю сразу столько талантливых писательниц. В 1990 г. вышел очередной сборник «Не помнящая зла», представивший творчество Т.Толстой, Л. Ванеевой, В. Нарбиковой, В.Токаревой, Н. Садур и др. Со временем к ним прибавляются все новые и новые имена, и женская проза выходит далеко за рамки городской темы. Издательство «Вагриус» с середины 1990-х годов осуществляет выпуск серии книг под общим названием «Женский почерк».

Городская проза, как и деревенская, принадлежит главным образом 1970- 1980-м годам.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Выходцы из российской глубинки испокон веков прославляли землю русскую, овладевая высотами мировой науки и культуры. Вспомним хотя бы Михайло Васильевича Ломоносова. Так и наши современники Виктор Астафьев, Василий Белов. Валентин Распутин, Александр Яшин, Василий Шукшин, представители так называемой "деревенской прозы", по праву считаются мастерами русской литературы. При этом они навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей "малой родине".

Мне всегда было интересно читать их произведения, особенно рассказы и повести Василия Макаровича Шукшина. В его рассказах о земляках видится большая писательская любовь к русской деревне, тревога за сегодняшнего человека и его грядущую судьбу.

Иногда говорят, что идеалы русской классики слишком далеки от современности и недоступны нам. Идеалы эти не могут быть недоступными для школьника, но они для него трудны. Классика - и это мы пытаемся донести до сознания наших учащихся - не развлечение. Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую духовно-практическую цель. В.Ф. Одоевский так сформулировал, например, цель своей писательской работы: "Мне бы хотелось выразить буквами тот психологический закон, по которому ни одно слово, произнесённое человеком, ни один поступок не забываются, не пропадают в мире, но производят непременно какое-либо действие; так что ответственность соединена с каждым словом, с каждым, по-видимому, незначащим поступком, с каждым движением души человека".

При изучении произведений русской классики стараюсь проникнуть в "тайники" души учащегося. Приведу несколько примеров такой работы. Русское словесно - художественное творчество и национальное ощущение мира уходят настолько глубоко своими корнями в религиозную стихию, что даже течения, внешне порвавшие с религией, всё равно оказываются внутренне с нею связанными.

Ф.И. Тютчев в стихотворении "Silentium" ("Молчание!" - лат.) говорит об особых струнах человеческой души, которые молчат в повседневной жизни, но внятно заявляют о себе в минуты освобождения от всего внешнего, мирского, суетного. Ф.М. Достоевский в "Братьях Карамазовых" напоминает о семени, посеянном Богом в душу человека из миров иных. Это семя или источник даёт человеку надежду и веру в бессмертие. И.С. Тургенев острее многих русских писателей чувствовал кратковременность и непрочность человеческой жизни на земле, неумолимость и необратимость стремительного бега исторического времени. Чуткий ко всему злободневному и сиюминутному, умеющий схватывать жизнь в её прекрасных мгновениях, И.С. Тургенев владел одновременно родовой особенностью любого русского писателя-классика - редчайшим чувством свободы от всего временного, конечного, личного и эгоистического, от всего субъективно-пристрастного, замутняющего остроту зрения, широту взгляд, полноту художественного восприятия. В смутные для России годы И.С. Тургенев создаёт стихотворение в прозе "Русский язык". Горькое сознание глубочайшего национального кризиса, переживаемого тогда Россией, не лишило И.С. Тургенева надежды и веры. Эту веру и надежду давал ему наш язык.

Итак, изображение русского национального характера отличает русскую литературу в целом. Поиски героя, нравственно гармоничного, ясно представляющего себе границы добра и зла, существующего по законам совести и чести, объединяют многих русских писателей. Двадцатый век (особенная вторая половина) ещё острее, чем девятнадцатый, ощутил утрату нравственного идеала: распалась связь времён, лопнула струна, что так чутко уловил А.П. Чехов (пьеса "Вишнёвый сад"), и задача литературы - осознать, что мы не "Иваны, не помнящие родства". Особо хочется остановиться на изображении народного мира в произведениях В.М. Шукшина. Среди писателей конца двадцатого века именно В.М. Шукшин обратился к народной почве, считая, что люди, которые сохранили "корни", пусть подсознательно, но тянулись к духовному началу, заложенному в народном сознании, заключают в себе надежду, свидетельствуют о том, что мир ещё не погиб.

Говоря об изображении народного мира В.М. Шукшиным, мы приходим к выводу, что писатель глубоко постиг природу русского национального характера и показал в своих произведениях, о каком человеке тоскует русская деревня. О душе русского человека В.Г. Распутин пишет в рассказе "Изба". Писатель обращает читателей к христианским нормам простой и аскетической жизни и одновременно, к нормам храброго, мужественного делания", созидания, подвижничества. Можно сказать, что рассказ возвращает читателей в духовное пространство древней, материнской культуры. В повествовании заметна традиция житийной литературы. Суровая, аскетическая жизнь Агафьи, её подвижнический труд, любовь к родной земле, к каждой кочке и каждой травинке, возведшие "хоромины" на новом месте - вот моменты содержания, роднящие рассказ о жизни сибирской крестьянки с житием. Есть в рассказе и чудо: несмотря на "надсаду", Агафья, построив избу, проживает в ней "без одного года двадцать лет", то есть будет награждена долголетием. Да и изба, поставленная её руками, после смерти Агафьи будет стоять на берегу, будет долгие годы хранить устои вековой крестьянской жизни, не даст им погибнуть и в наши дни.

Сюжет рассказа, характер главной героини, обстоятельства её жизни, история вынужденного переезда - всё опровергает расхожие представления о лености и приверженности к пьянству русского человека. Следует отметить и главную особенность судьбы Агафьи: "Здесь (в Криволуцкой) Агафьин род Вологжиных обосновался с самого начала и прожил два с половиной столетия, пустив корень на полдеревни". Так объясняется в рассказе сила характера, упорство, подвижничество Агафьи, возводящей на новом месте свою "хоромину", избу, именем которой и назван рассказ. В повествовании о том, как Агафья ставила свою избу на новом месте, рассказ В.Г. Распутина подходит близко к житию Сергия Радонежского. Особенно близко - в прославлении плотницкого дела, которым владел добровольный помощник Агафьи, Савелий Ведерников, заслуживший у односельчан меткое определение: у него "золотые руки". Всё, что делают "золотые руки" Савелия, сияет красотой, радует глаз, светится. "Сырой тёс, а как лёг доска к доске на два блестящих, играющих белизной и новизной ската, как засиял уже в сумерках, когда, пристукнув в последний раз по крыше топором, спустился Савелий вниз, будто свет заструился над избой и встала она во весь рост, сразу вдвигаясь в жилой порядок".

Не только житие, но и сказка, легенда, притча отзываются в стилистике рассказа. Как и в сказке, после смерти Агафьи изба продолжает их общую жизнь. Не рвётся кровная связь избы и Агафьи, её "выносившей", напоминая людям и по сей день о силе, упорстве крестьянской породы.

В начале века С. Есенин назвал себя "поэтом золотой бревенчатой избы". В рассказе В.Г. Распутина, написанном в конце XX века, изба сложена из потемневших от времени брёвен. Только идёт сияние под ночным небом от новенькой тесовой крыши. Изба - слово-символ - закрепляется в конце XX века в значении Россия, родина. С символикой деревенской реалии, с символикой слова связан притчевый пласт рассказа В.Г. Распутина.

Итак, в центре внимания русской литературы традиционно остаются нравственные проблемы, наша задача - донести до учащихся жизнеутверждающие основы изучаемых произведений. Изображение русского национального характера отличает русскую литературу в поисках героя, нравственно гармоничного, ясно представляющего себе границы добра и зла, существующего по законам совести и чести, объединяют многих русских писателей.


Усиление тоталитаризма изолирование вчерашних военнопленных, депортация в восточные районы ряда обвиненных в «коллективном предательстве» народов, арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны «Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны. Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)


«Ждановщина» 14 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства «О журналах «Звезда» и «Ленинград». «Пошляки и подонки литературы» Зощенко и Ахматова. 4 сентября 1946 год. «О безыдейности в кинематографе». Февраль 1948 года. «О декадентских течениях в советской музыке» год. Борьба с «космополитизмом». 13 января 1953 год. «Раскрытие» «заговора врачей-убийц». М.М. Зощенко


Презентация к уроку Н.Ю. Шурыгиной 7 «Теория бесконфликтности» «В советском обществе нет оснований для рождения антагонистических конфликтов, есть только конфликт между хорошим и лучшим». «Удручающе одинаковы эти вязкие книги! В них стереотипны герои, тематика, начала, концы. Не книги, а близнецы – достаточно прочитать их одну-две, чтобы знать облик третьей» (В. Померанцев «Об искренности литературы, 1953)


Размышляющая очерковая проза 1952 год. В. Овечкин «Районные будни». Цикл из 5 очерков. Факты реальной жизни людей из глубинки, положение колхозных крестьян (трудодни, отсутствие паспортов). Образ советского бюрократа –функционера Борзова противопоставлен образу «душевного» Мартынова. Прежний волевой управленец и новый самостоятельный хозяйственник год. В. Тендряков «Падение Ивана Чупрова». Председатель колхоза обманывает государство ради блага своего колхоза. Нравственное перерождение человека, корыстно использующего свое положение в обществе год. Г. Троепольский «Записки агронома». Цикл сатирических рассказов о деревне год. По мотивам повести В. Тендрякова «Не ко двору» «Будни послевоенной деревни»


Романы о молодёжи 1953 год. В. Панова «Времена года». Тема «отцов» и «детей». Образ Геннадия Куприянова – тип современного молодого человека, равнодушного, скептичного, ироничного, порожденного социальными условиями. Тема перерождения коррумпированной советской номенклатуры (судьба Степана Борташевича) год. И. Эренбург «Оттепель». Оттепель общественного (возвращение осужденных, возможность открыто говорить о Западе, не согласие с мнением большинства), и личного (быть честным и на людях, и перед собственной совестью). Проблема выбора между правдой и ложью. Право художника на свободу творчеств и на его независимость от требований идеологии и сиюминутной государственной пользы. История «среднего» человека, неповторимая глубина его переживаний, исключительность духовного мира, значительность «единственного» существования


1954 год. Второй Всесоюзный съезд писателей Дискуссии на страницах «Литературной газеты»: –Вопрос о характере героя литературы –Вопрос о лирике год. Выход толстых журналов: «Дружба народов», «Иностранная литература», «Нева» годы - «Молодая гвардия», «Вопросы литературы» и др. «Советский народ хочет видеть в лице своих писателей страстных борцов, активно вторгающихся в жизнь, помогающих народу строить новое общество. Наша литература призвана не только отражать новое, но и всемерно помогать его победе».




Кинематограф В центре человеческая судьба год.1964 год 1957 год.1956 год 1961 год.




Театральная жизнь 1956 год. Основан театр «Современник» группой молодых актёров. (Первый спектакль по пьесе Розова «Вечно живые»(пост. О. Ефремов). Свободное творческое объединение группы единомышленников и сумевшее отстоять себя как целостный художественный коллектив год. Основан Театр на Таганке (Первый спектакль - пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» (реж. Ю. Любимов). Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, владение актёрами всей палитрой искусств


«Мнение народа» 1957 год. Травля Б. Пастернака год. «Окололитературный трутень» И. Бродский арестован год. За «антисоветскую агитацию и пропаганду» арестованы А. Синявсякий и Ю. Даниэль (публикация за рубежом сатирических произведений за рубежом) 1970 год. Нобелевская премия Солженицыну год. Лишение советского гражданства год. Разгром «Нового мира» «Письма трудящихся» - гневные послания от лица рабочих и пр. «Мнение народа» оспаривать было невозможно. Внесудебные формы расправы: людей принудительно помещали в специальные психиатрические больницы


Проза 1956 год. В.Дудинцев. Роман «Не хлебом единым» год. П. Нилин «Жестокость» 1957 год. С. Антонов. «Дело было в Пенькове» 2005 год. С. Говорухин 1957 год. Станислав Ростоцкий


1964 год. С. Залыгин «На Иртыше». Коллективизация 30-х годов в сибирской деревне – трагедия гибели многовекового крестьянского уклада с глубокими, культурными традициями год. В. Белов «Привычное дело». Чудовищно несправедливая жизнь вологодского колхозника и его жены. «Крестьянский космос» наполнен поэзией, любовью, мудростью. Деревенская проза х годов 1952 год. В. Овечкин «Районные будни» год. А.Яшин. Рассказ «Рычаги». Руководители колхоза до, во время и после партийного собрания. Нормальные люди превращаются в «рычаги» власти. «Деревенщики» 1970 год. В. Распутин. «Последний срок». Смерть деревенской старухи Анны – спокойный и сознательный переход от земного существования к иной жизни. Проблемы жизни и смерти.




1946 год. В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Война показана через быт простых солдат. Победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ. «окопная» правда о войне «Лейтенантская проза» 1959 год. Г. Бакланов «Пядь земли» и др год. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» и др год. К Воробьев. Повесть «Убиты под Москвой» и др год. Б. Васильев. «А зори здесь тихие» и др. Судьба человека в нечеловеческих условиях. Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов.


«Молодёжная проза» "Я смотрю туда, смотрю, и голова начинает кружиться, и всё-всё, всё, что было в жизни и что ещё будет, всё начинает кружиться, и я уже не понимаю, я это лежу на подоконнике или не я. И кружатся, кружатся надо мной настоящие звезды, исполненные высочайшего смысла" год. А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского» 1957 год. А. Кузнецов «Продолжение легенды». Поиск своего пути на «стройках века» и в личной жизни год. В. Аксёнов «Звёздный билет». Беспечные выпускники московской школы, одевающиася по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, девиз которых «К звёздам!» 1962 год. Фильм А. Зархи «Мой младший брат» Краткосрочное явление. Стилистически обогатила литературу х годов. Исповедальные монологи, молодёжный сленг, телеграфный стиль.


Жанр рассказа Ю.П. Казаков В.М. Шукшин ()


Василий Макарович Шукшин Жанры рассказов: рассказ-судьба («Охота жить») рассказ-характер («Срезал», «Обида», «Чудик») рассказ-исповедь («Раскас») рассказ-анекдот «Шукшинский герой» - чудик: певучесть, неудачливость, застенчивость, бескорыстие, искренность


«Лагерная проза» годы. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» (публ год в Лондоне, 1988) годы. Ю.О. Домбровсякий пишет «Факультет ненужных вещей» (публ Франция) 1962 год. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (публ. 1962) Варла́м Ти́хонович Шала́мов (года) Ю́рий О́сипович Домбро́всякий () «Эту повесть о-бя-зан про-чи-тать и выучить наизусть каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза» (А.А Ахматова)




«Бронзовый век» Евтушенко, Вознесенский, Рождественский Ахмадулина Окуджава Соколов В. Куняев С. Горбовсякий Г. Рубцов Н. Жигулин А. Наровчатов С. Слуцкий Б. Друнина Ю. Самойлов Д. Левитанский Эстрадная лирика Тихая лирика Фронтовая лирика Оттепель- период расцвета поэзии в литературе






Драматургия лиризм, повышенная субъективность, свойственные литературе оттепели, жанр мелодрамы Афиногенов А. «Машенька» Арбузов А. «Таня» Леонов Л. «Обыкновенный человек» Розов В. Зорин Л. Володин А. Алешин С. Радзинский Э. Рощин М. повседневная жизнь людей (тонкая, деликатная поэзия), их житейские хлопоты (острый драматизм)


1954 год. «В добрый час!» 1957 год. «В поисках радости» 1957 год. «Вечно живые» «Розовские мальчики» совершают выбор между принятыми эталонами и собственной индивидуальностью, активно сопротивляются стандарту, ищут свою систему координат. Лирический пафос пьес – сплав сострадания, юмора, слёз и улыбки, иронии и патетики. Розов Виктор Сергеевич ()


«Пять вечеров» 1966 год. «Старшая сестра» «С любимыми не расставайтесь» Александр Володин Герои пьес Володина – интеллигенты: беззащитны, ранимы, предпочитают страдать сами, а не причинять боли близким людям, поэтому они особенно нуждаются в сочувствии и понимании. () 1963 год. «Таня» 1964 год. «Мой бедный Марат» Голос автора как голос поколения. Молодой герой, самоуверенный, входящий в жизнь и надеющийся обустроить её заново. В поисках счастья проходит жизнь Алексей Арбузов ()


Александр Валентинович Вампилов () 1967 год. «Старший сын» 1967 год. «Утиная охота» Произвёл революцию и в русской драматургии, и в русском театре.


Театр Вампилова Источники: Мелодрама 1960-х годов Театр экзистенциализма переосмысление роли своего поколения: «звёздные мальчики» представлены как «потерянное поколение» отношение как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку главного вопроса его творчества ЧТО ЕСТЬ СВОБОДА? «пороговая ситуация» (именно на «пороге» выявляется подлинная цена и значение свободы) Современный городской фольклор анекдотические сюжеты – атмосфера комическо-абсурдного лицедейства


Михаил Михайлович Рощин () 1967 год. «Старый Новый год» 1970 год. «Валентин и Валентина» и др.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры