Совместная работа на сцене и семейная жизнь. Совместная работа на сцене и семейная жизнь Стивен костелло оперный певец

Главная / Ссоры

Стивен Костелло принадлежит к числу самых ярких звезд американской оперы. Его выступление в 26 лет на открытии сезона 2007/08 нью-йоркской Metropolitan Opera было расценено прессой как важный дебют. Исполнив на этой сцене второстепенную роль Артура в новой постановке «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, он был приглашен в следующей серии спектаклей выступить уже в центральной партии Эдгара.

Стивен Костелло принадлежит к числу самых ярких звезд американской оперы. Его выступление в 26 лет на открытии сезона 2007/08 нью-йоркской Metropolitan Opera было расценено прессой как важный дебют. Исполнив на этой сцене второстепенную роль Артура в новой постановке «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, он был приглашен в следующей серии спектаклей выступить уже в центральной партии Эдгара.

Ангажементы Стивена Костелло последующих лет включали выступления на оперном фестивале в Сполето, в Филадельфийской опере, Опере Далласа, Мичиганском оперном театре, Grand Opera во Флориде, Teatro delle Muse в Анконе, на Зальцбургском фестивале и Опере Форт-Уэрта. Стивен Костелло является призером нескольких крупных международных конкурсов, а в 2009 году стал обладателем самого престижного приза для молодых вокалистов в США – Премии Ричарда Такера. В это же время у певца состоялось несколько важных дебютов: в 2009 году он открыл сезон в Лондонской Королевской опере Covent Garden в роли Карло в концертном исполнении оперы Доницетти «Линда ди Шамуни», исполнил роль Ринуччи в опере Пуччини «Джанни Скикки»; в берлинской Deutsche Oper дебютировал в партии Герцога в «Риголетто» Верди. В Лирической опере Чикаго дебютировал в роли Камилля в оперетте Легара «Веселая вдова», в которой затем также выступал в Парижской национальной опере.

Сезон 2011/12 Стивен Костелло открыл на сцене Metropolitan Opera в роли Лорда Перси в опере Доницетти «Анна Болейн» - этот спектакль, в котором участвовали также Анна Нетребко и Элина Гаранча, транслировался в кинотеатрах по всему миру. В 2012 году он успешно дебютировал на сцене Лондонской Королевской оперы Covent Garden, а затем принял участие в новой постановке «Богемы» Пуччини на сцене Лос-Анджелесской оперы. В числе других его ролей – Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно), которую он исполнял в Metropolitan Opera, Корейской национальной опере, на оперном фестивале в Санта-Фе и в рамках абонемента «Оперные шедевры» в Московской филармонии, Альфред («Травиата» Верди) в Metropolitan Opera, Баварской национальной опере, Венской государственной опере и Лондонской Королевской опере Covent Garden, Ленский («Евгений Онегин» Чайковского) в Опере Далласа, Фернанд («Фаворитка» Доницетти) в

барселонском театре Liceu, Эдгар («Лючия ди Ламмермур» Доницетти) в Лондонской Королевской опере Covent Garden.

В текущем театральном сезоне Стивен Костелло выступал в берлинской Deutsche Oper, дрезденской Semperoper, Канадской оперной компании в Торонто («Риголетто» Верди) и Королевском театре в Мадриде («Богема» Пуччини). В следующем сезоне певцу предстоят выступления в Новом национальном театре в Токио («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Гамбургской государственной опере, Metropolitan Opera («Травиата» Верди) и Опере Далласа («Кармен» Бизе).

О преимуществах работы вместе со своим супругом можно спорить бесконечно, однако лишь немногие семейные пары сталкиваются с таким давлением, которое испытывают оперные певцы, которые вместе не только живут, но иногда и выступают на сцене. В 2004 году поклонники классической музыки были ошеломлены, когда на сцене Оперного театра Лос-Анджелеса в «Богеме» Пуччини постановки Герберта Росса (Herbert Ross) выступили две признанных звезды мировой оперы - тенор Роберто Аланья (Roberto Alagna) и сопрано Анжела Георгиу (Angela Gheorghiu). То, что эти певцы в реальной жизни были женаты, сделало эту постановку - и без того наполненную романтическим пафосом - еще более впечатляющей.

С 12 мая по 2 июня Los Angeles Opera возобновит показ этой оперы, где главные партии Родольфо и Мими теперь будет петь еще одна семейная пара тенора и сопрано - американцы Стивен Костелло (Stephen Costello) и Айлин Перез (Ailyn Pérez). Что касается их славы, то 30-летний Костелло и 31-летняя Перез вряд ли могут сравниться с Аланья и Георгиу, которых одно время называли «оперной любовной парой». Однако молодые певцы, которые поженились в 2008 году и каждый из которых был удостоен Премии Ричарда Такера, несомненно, являются восходящими звездами.

Выбор супружеских пар на подобные роли - вполне обычная практика, хотя она, очевидно, больше распространена в Америке, чем в Европе. Тем не менее, это вызывает вполне естественные вопросы, касающиеся влияния такого выбора как на самих артистов, так и на их аудиторию.

«Мне кажется, что спектакль получается более впечатляющим, когда вы поете вместе со своим супругом - и неважно, какие у вас роли, - заметила Перез во время совместного интервью со своим мужем, которое состоялось в апреле в перерыве между репетициями в Центре музыки. - Как правило, приходится пользоваться своим воображением, чтобы вжиться в роль в любовной сцене. Но когда вы поете вместе с мужем, вам не приходится ничего воображать. Сцена становится более реалистичной».

Костелло упоминает и о других преимуществах. «Учитывая то, что она каждое утро видит, как я просыпаюсь - несвежее дыхание, нерасчесанные волосы и тому подобное - между нами существует некий уровень комфорта, которого не может быть с другими людьми, - говорит он. - Поэтому вы чувствуете, что можете свободно искать новые возможности с художественной точки зрения. Когда вы поете со своим супругом, вам не приходится беспокоиться о том, что вы можете кого-то обидеть».

Однако русское сопрано Анна Нетребко, чьи выступления в постановках «Ромео и Джульетта» Гуно и «Манон» Массне вместе с тенором Рональдо Вильясоном (Rolando Villazón) были визитной карточкой Los Angeles Opera, относится к подобной ситуации иначе. Хотя она официально не замужем, она живет вместе с уругвайским бас-баритоном Эрвином Шроттом (Erwin Schrott), отцом ее сына.

«Нет, на сцене мы коллеги, и ничего больше, - заметила она несколько недель назад, сидя в ложе для прессы в Метрополитен-опера, где она пела в опере «Манон». - В театре мы забываем о том, что мы пара. Эрвин - невероятно талантливый исполнитель, и я счастлива работать с таким талантливым человеком».

Хотя Нетребко и Шротт не пели вместе с тех пор, как у них разгорелся роман во время показа «Дона Жуана» в лондонском Ковент-Гардене в 2007 году, в прошлом году они начали выступать с совместными концертами, будучи уже парой. Кроме того, в январе Шротт присоединится к Нетребко в новой постановке Мета «Эликсир любви» Доницетти, за которым последует новая постановка «Фауста» в Европе.

«Очень трудно совмещать ребенка и две международных карьеры, - сказала Нетребко. - Мы стараемся это делать. Мы не хотим забывать об искусстве или по-настоящему интересных проектах, однако мы никогда не поставим нашу работу выше интересов семьи, потому что семья - это самое важное в жизни. Поэтому да, это трудно, но пока мы справляемся».

Нетребко утверждает, что частично их успех как пары является результатом того, что им удалось разделить их профессиональную и семейную жизни. «Мы не говорим о музыке или пении, когда мы дома, - подчеркнула она. - Работа кончается на работе. Когда мы приходим домой, мы готовим, смотрим кино, наслаждаемся жизнью. Музыка занимает в нашем доме второстепенное место. Я знаю пары, которые дома говорят только о музыке. Возможно, им это нравится. Возможно, это здорово. Но не для меня».

Естественно, периоды разлуки, которые часто случаются в жизни таких пар, влекут за собой множество трудностей. Американский тенор Чарльз Кастроново (Charles Castronovo), который живет в Южной Калифорнии и который исполнил главную роль в опере «Почтальон» («Il Postino») в 2010 году, с 2005 года женат на русском сопрано Екатерине Сюриной.

«Я не понимал, что позже возникнет столько проблем, - сказал он во время телефонного разговора из Берлина, где супружеская пара и их пятилетний сын живут, когда приезжают в Европу. - Работа оперного певца очень напряженная, отсюда и возникают проблемы в семейной жизни. Говорят, что мы должны очень хорошо понимать друг друга, потому что мы занимаемся одним делом, однако, тогда как я большую часть времени спокойно переживаю разлуку с семьей, моя жена ведет себя иначе. Для нее это всегда было тяжелым испытанием».

Одна только логистика мешает этим парам петь вместе слишком часто. В среднем это один или два спектакля за сезон, хотя до конца 2012 года Кастроново и Сюрина будут вместе выступать в трех постановках и одном концерте, с которыми им предстоит поехать в Мадрид, Копенгаген, Париж и Нью-Йорк.

Тем не менее, совместная работа не всегда оказывается раем. «Недостатки совместной работы заключаются в том, что вы не должны приносить проблемы на работе домой, - отметил Костелло, который подсчитал, что он и Перез на работе проводят около 40% времени вместе. - Если у вас обоих какие-то неприятности с постановкой, в которой вы поете вместе, вы неизбежно переносите их домой. Если вы работаете над разными постановками, тогда у вас меньше шансов это сделать. Когда вы работаете вместе, вы испытываете двойной стресс».

Эти преимущества и недостатки приходят в равновесие в случае с сопрано Патрисией Расетт (Patricia Racette), исполнившей в прошлом сезоне главную роль в «Повороте винта» Бриттена в Los Angeles Opera, и меццо-сопрано Бет Клейтон (Beth Clayton) - отношения этой пары длятся с конца 1990-х годов. Хотя они встретились во время работы над постановкой «Травиаты» Верди в Санта-Фе, позже они редко работали вместе.

«Это катастрофа для наших репертуаров, - сказала Расетт по телефону из Сиэтла, где она исполняла главную роль в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй». - В мире оперы существует не так много ролей, которые мы могли бы исполнять вместе. Мне было бы очень интересно петь вместе с Бет в «Кавалере розы» Штрауса, но я думаю, что это не совсем мой репертуар. А Пуччини не слишком подходит для меццо».

Расетт утверждает, что быть занятыми в одной постановке не является для них главной целью. «Мы стремимся не столько работать вместе, сколько просто быть вместе, - сказала она. - Нелегко срываться с места и паковать чемоданы, заботиться о собаке и поддерживать порядок в доме в одиночку, когда вам нужно встречаться с новыми людьми и готовиться к новым постановкам. В этом смысле важно чувствовать поддержку. Кроме того, мы обе любим готовить».

Что касается того влияния, которое оказывает появление на сцене супружеской пары, Перез привела очень убедительный пример, рассказав о своем выступлении в «Травиате» в Ковент-Гардене в январе. Только что закончился ее дебютный спектакль, где она исполняла роль Виолетты. Костелло выступал в роли Альфредо в той же опере вместе с Нетребко. Однако Нетребко заболела, и Перез попросили ее заменить.

«Я была за сценой, - вспоминает Перез, - и готовилась к прелюдии, когда объявили, что партию Анны буду петь я. Потом объявили, что Стивен и я женаты, и в зале поднялся невероятный шум. Я уверена, что такая информация неизменно вызывает реакцию. Мне кажется, это помогло придать спектаклю особое звучание. К тому моменту я спела в восьми спектаклях в Ковент-Гарден, но я никогда не забуду тот вечер».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

As the Associated Press observes, Stephen Costello is “a prodigiously gifted singer whose voice makes an immediate impact.” The Philadelphia-born tenor quickly established a reputation as a “first-class talent” (Opera News) after coming to national attention in 2007, when, aged 26, he made his Metropolitan Opera debut on the company’s season-opening night. Two years later Costello won the prestigious Richard Tucker Award, and he has since appeared at many of the world’s most important opera houses and music festivals, including London’s Royal Opera House, Covent Garden; the Deutsche Oper Berlin; the Vienna State Opera; the Lyric Opera of Chicago; San Francisco Opera; Washington National Opera; and the Salzburg Festival. In 2010 he created the role of Greenhorn (Ishmael) in the Dallas Opera’s celebrated world-premiere production of Jake Heggie and Gene Scheer’s Moby-Dick, prompting Opera magazine to hail him as “a tenor of ineffable sensitivity” and “unfailing elegance in singing.”

Costello returns to the Dallas Opera to launch the 2016-17 season, making his role debut as Lensky in the company’s season-opening production of Tchaikovsky’s Eugene Onegin, before reprising his account of Greenhorn in Moby-Dick. Fall also marks his debut with the Boston Symphony and Andris Nelsons, under whose leadership he joins Renée Fleming for concert performances of Strauss’s Der Rosenkavalier. In the New Year, he heads back to the Metropolitan Opera to make his house title role debut in Bartlett Sher’s hit staging of Gounod’s Roméo et Juliette, and revisit his portrayal of the Duke of Mantua in Michael Mayer’s Vegas setting of Verdi’s Rigoletto. In Europe, besides giving his signature account of Rodolfo in La bohème at Madrid’s Teatro Real, he makes his Paris Opera debut as Camille in Lehár’s Merry Widow.

The tenor launched his past season with two fall productions at the Met, where he made his company role debut as the Duke in Mayer’s take on Rigoletto, and reprised his Lord Percy in Donizetti’s Anna Bolena. Other season highlights included several notable firsts: besides singing his first Des Grieux in Massenet’s Manon at Dallas Opera, and making house role debuts both as Verdi’s Duke at Madrid’s Teatro Real and Edgardo in a new production of Donizetti’s Lucia di Lammermoor at the Royal Opera House, he also made his Santa Fe Opera debut in the title role of Roméo et Juliette. At the Vienna State Opera this June, he sings Nemorino in a new staging of Donizetti’s L’elisir d’amore.

Costello made his professional debut in 2005 with the Opera Orchestra of New York at Carnegie Hall. The following year brought his European debut, as Nemorino with Opéra National de Bordeaux, and his first appearances at the Dallas Opera and Fort Worth Opera, as Puccini’s Rodolfo. Noteworthy subsequent debuts have included the Salzburg Festival, as Cassio in Otello; Covent Garden, as Carlo in Linda di Chamounix; Lyric Opera of Chicago, as Camille in The Merry Widow; San Diego Opera and Moscow’s Tchaikovsky Concert Hall, both in the title role of Roméo et Juliette; the Glyndebourne Festival, as Nemorino; and the Vienna State Opera and Berlin State Opera, both as Rodolfo in La bohème. At San Diego Opera, Costello made role debuts as the Italian Singer in Der Rosenkavalier and in the title role of Faust, besides opening the company’s 2012-13 season with his first appearances as Tonio in Donizetti’s La fille du régiment.

At the Dallas Opera, Costello played the tenor lead in each of Donizetti’s three Tudor operas, before reprising Lord Percy opposite Anna Netrebko for his second opening-night performance at the Met, in the company’s premiere presentation of Anna Bolena. He and Netrebko appeared on PBS’s Charlie Rose to discuss the new production, which was transmitted worldwide in the Met’s Live in HD series. For his Los Angeles Opera debut, Costello portrayed Rodolfo in La bohème; for his first appearances at Washington National Opera, he resumed the role of Greenhorn in Heggie/Scheer’s Moby-Dick; and for his Houston Grand Opera debut, he scored glowing reviews as the Duke of Mantua in Rigoletto. Other career highlights saw him headline “BrAVA Philadelphia!” – the Academy of Vocal Arts’ 80th Anniversary Gala Concert – at Philadelphia’s Kimmel Center, and undertake the male lead in La traviata, both for the historic first live webcast of a complete opera from London’s Royal Opera House, and in a San Francisco Opera production that was simulcast to thousands in AT&T Park, home of baseball’s San Francisco Giants.

Costello’s performance as Cassio in Verdi’s Otello, under Riccardo Muti’s leadership at the Salzburg Festival, was released on DVD in 2010 (Major/Naxos), and his Covent Garden debut in Linda di Chamounix was issued on CD a year later (Opera Rara). His star turn in San Francisco Opera’s Moby-Dick, televised nationwide on PBS’s Great Performances, was released on DVD in 2013 (SFO) and named an “Editor’s Choice” by Gramophone. Similarly, his appearance alongside Renée Fleming, Joyce DiDonato, and other operatic luminaries in 2013’s Richard Tucker Gala, which celebrated the legendary tenor’s centennial, was broadcast on PBS’s Live from Lincoln Center and subsequently issued on DVD. The same year saw the release of here/after: songs of lost voices (PentaTone), featuring the tenor’s world premiere recording of Jake Heggie’s Friendly Persuasions: Homage to Poulenc.

Besides winning the 2009 Richard Tucker Award, Stephen Costello has previously received other grants from the Richard Tucker Music Foundation, as well as taking First Prize in the 2006 George London Foundation Awards Competition, First Prize and Audience Prize in the Giargiari Bel Canto Competition, and First Prize in the Licia Albanese-Puccini Foundation Competition. A native of Philadelphia, he is a graduate of the city’s famed Academy of Vocal Arts.

Родился в Филадельфии (США). Окончил филадельфийскую Академию вокального искусства.

В 2005 г. состоялся профессиональный дебют певца на сцене Карнеги-холла, где он выступил с Оперным оркестром Нью-Йорка. В следующем году впервые пел на европейской сцене — исполнил партию Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти) в Национальной опере Бордо. В том же 2006 г. дебютировал в Опере Далласа и в Опере Форт-Уэрта в партии Рудольфа («Богема» Дж. Пуччини).

В 2007 г. с успехом дебютировал в нью-йоркской Метрополитен-опере в постановке оперы «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, исполнив партию Артура, а в следующей серии спектаклей уже исполнял одну из главных партий - Эдгара.

В сезоне 2009/10 наиболее значимыми были выступления на Зальцбургском фестивале в «Отелло» Дж. Верди (Кассио), в Лирической опере Чикаго в «Веселой вдове» Ф. Легара (Камилл Росильон) и на Глайндборнском фестивале в «Любовном напитке» Г. Доницетти (Неморино). В лондонской Королевской опере Ковент-Гарден принял участие в концертном исполнении оперы «Линда ди Шамуни» Г. Доницетти (Карло). В 2010 г. в Концертном зале им. П.И. Чайковского, а затем в Опере Сан-Диего исполнил заглавную партию в «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно. В Венской и Берлинской государственных операх спел Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини.

В Опере Сан-Диего дебютировал в партии Итальянского певца в «Кавалере розы» Р. Штрауса, исполнял заглавную партию в «Фаусте» Ш. Гуно; на открытии сезона 2012/13 выступил в постановке оперы «Дочь полка» Г. Доницетти (Тонио).

Принял участие в мировой премьере оперы «Моби Дик» Джека Хегги, исполнив партию Гринхорна (Измаила) на сцене Оперы Далласа (2010). Выступал в этой партии также в Опере Сан-Франциско (2012) и Вашингтонской национальной опере (2014).

Сезон 2011/12 открыл на сцене Метрополитен-оперы в роли Лорда Перси в «Анне Болейн» Г. Доницетти (спектакль, при участии Анны Нетребко и Элины Гаранча, шел в прямой трансляции). В мае 2012 г. вместе со своей женой, сопрано Айлин Перез, пел в новой постановке «Богемы» Дж. Пуччини на сцене Оперы Лос-Анджелеса; через несколько месяцев они участвовали в концертном исполнении оперы «Друг Фриц» П. Масканьи в Концертном зале им. П.И. Чайковского (дирижер Антонио Фольяни). В Опере Далласа исполнил ведущие теноровые партии в «тюдоровской» трилогии Г. Доницетти: «Анне Болейн», «Марии Стюарт» и «Роберто Деверо».

В 2014 г. в Опере Хьюстона с успехом дебютировал в партии Герцога в «Риголетто» Дж. Верди, а затем исполнил Феррандо в «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта. Партию Альфреда в «Травиате» Дж. Верди исполнял на сценах Королевской оперы Ковент-Гарден и Оперы Сан-Франциско (оба спектакля шли в прямой трансляции), а также в Венской государственной опере, Государственной опере Гамбурга и Немецкой опере в Берлине.

В сезоне 2015/16 выступал в Метрополитен-опере («Риголетто» Дж. Верди, «Анна Болейн» Г. Доницетти, «Веселая вдова» Ф. Легара), Венской государственной опере («Любовный напиток» Г. Доницетти), Королевской опере Ковент-Гарден («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти в постановке Кэти Митчелл), театре Реал в Мадриде («Риголетто» Дж.Верди), Опере Далласа (впервые исполнил партию де Грие в «Манон» Ж. Массне в постановке Дэвида Маквикара) и Опере Санта-Фе («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно).

Среди ангажементов сезона 2016/17: «Евгений Онегин» П. Чайковского (Ленский) и «Моби Дик» Дж. Хегги (Гринхорн) в Опере Далласа, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (Ромео) в постановке Бартлетта Шера и «Риголетто» (Герцог) в спектакле Майкла Майера на сцене Метрополитен-оперы, «Кавалер розы» Р. Штрауса в концертном исполнении с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Андриса Нелсонса (с участием Рене Флеминг).

Среди звукозаписей с его участием : «Отелло» Дж. Верди (Кассио; Зальцбургский фестиваль, дирижер Риккардо Мути, DVD, 2010), «Линда ди Шамуни» Г. Доницетти (Карло; Ковент-Гарден, CD, 2011), «Моби Дик» Дж. Хегги (Гринхорн; Опера Сан-Франциско, DVD, 2013) - отмечен премией «Выбор редактора» британского журнала «Gramophone», а также первая запись вокального цикла Дж. Хегги «Friendly Persuasions: Homage to Poulenc» («Here/After: Songs of Lost Voices», CD, на лейбле PentaTone).

ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 25 июня 2012 года в заключительном концерте абонемента “Оперные шедевры” (№1) в Концертном зале имени Чайковского прозвучит редко исполняемая в России опера Пьетро Масканьи “Друг Фриц”, заглавные партии в которой исполнят американские певцы Стивен Костелло и Айлин Перез.

В концерте принимают участие:
- Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Художественный руководитель и главный дирижёр – Юрий Симонов

Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова. Художественный руководитель – Борис Тевлин

Дирижёр – Антонио Фольяни (Италия).

Из внушительного оперного наследия Масканьи (композитором написано 15 опер), в нашей стране широко известна практически только “Сельская честь”. Будучи ярким образцом веризма, одним из основоположников которого в музыкальном театре считают Масканьи, самая первая опера композитора всецело отвечает принципам направления, демонстрирующего жизнь “униженных и оскорблённых”, повышенное внимание к психологизму и экзальтированным эмоциям. Благодаря своему буйству красок и страстей “Сельская честь” стала самым самобытным творением композитора, сразу же снискала любовь публики и огромную популярность во всём мире.

“Друг Фриц” – второй опыт Масканьи в оперном жанре, законченный всего год спустя после “Сельской чести”, в 1891-м. Хотя вокальная стилистика и многие особенности музыкального языка продолжают линию, намеченную первым успешным опытом композитора в опере, однако, по жанру и драматургии это произведение совершенно иного склада. “Друг Фриц” (L amico Fritz) – милая лирическая комедия, сюжет которой основан на одноимённом романе Эркманна и Шатриана (Emile Erckmann и Pierre-Alexandre Chatrian). Ненавязчивый сюжет, полный юмористических ситуаций вокруг влюблённости заядлого холостяка Фрица Кобуса в помолвленную красавицу Сюзель, увенчавшейся, в итоге, их женитьбой, даёт композитору простор для создания красивейших сольных и ансамблевых номеров, а динамичное сквозное развитие и богатое оркестровое сопровождение превращает музыку оперы в настоящее удовольствие для слуха. Подарить его москвичам намерены симфонический оркестр Московской филармонии (худрук – Юрий Симонов) под управлением итальянского дирижёра Антонио Фольяни, прекрасно знающего нюансы и чувствующего национальный колорит музыки Масканьи, хора имени Свешникова (худрук – Борис Тевлин) и ансамбля солистов, в котором заглавные партии исполнят приглашённые из-за рубежа звёзды: Стивен Костелло (тенор) и Айлин Перез (сопрано).

Американский тенор Стивен КОСТЕЛЛО (Stephen Costello) принадлежит к числу оперных звёзд нового поколения, уверенно и успешно завоёвывающих мировое признание и выступающих на лучших сценах мира. В 2009-м, в возрасте 26-ти лет, он дебютировал в нью-йоркской Метрополитен-опера, а в последующие годы его биография пополнилась выступлениями на крупнейших фестивалях и в ведущих театрах мира, среди которых лондонский Ковент Гарден, берлинская Немецкая опера, венская Штаатсопер, зальцбургский фестиваль. Критики подчёркивают его первоклассное мастерство, позволяющее певцу одинаково успешно исполнять как лирические теноровые партии в операх Доницетти, Беллини, Россини, так и лирико-драматический репертуар: Верди, Гуно, Пуччини…

В 2010-м С.Костелло исполнял одну из главных партий в мировой премьере оперы “Моби Дик” одного из наиболее авторитетных композиторов США Джека Хегги в Далласском центре исполнительских искусств (Dallas Center For The Performing Arts), постановка которой стала заметным совместным проектом оперных театров Сан-Франциско, Сан-Диего и Калгари.

Перед московским концертом, в мае, С. Костелло исполняет партию Рудольфа в серии представлений оперы “Богема” Пуччини в оперном театре Лос-Анджелеса, а в июле исполнит Альфреда в “Травиате” Верди на известном международном музыкальном фестивале в Цинциннати. Примечателен не сам факт обращения певца к этим партиям, а исполнение второй заглавной роли в этих постановках супругой Стивена Костелло – сопрано Айлин Перез (Ailyn Perez).

Об успешности американской певицы мексиканского происхождения Айлин Перез свидетельствует хотя бы тот факт, что её менеджментом занимается крупнейшее продюсерское агентство, представляющее интересы большинства ведущих певцов современности, “Асконас Холт”. Биография артистки насыщена выступлениями в крупнейших оперных театрах и на фестивалях, среди которых лондонский Ковент Гарден и фестиваль в Глайндборне, венская Штатсопер и зальцбургский фестиваль, миланский Ла Скала и парижская Гранд Опера, Баварская опера в Мюнхене, оперные театры Гамбурга, Цюриха, Барселоны… А.Перез выступала в большинстве театров Америки, правда, её дебют в нью-йоркской Метрополитен-опера состоялся только в нынешнем сезоне. Среди её партнёров – дирижёры Лорин Мазель, Джеймс Конлон, Даниэль Баренбойм, она участвует в концертных проектах и постановках Пласидо Доминго и Хосе Каррераса.

Сегодня Стивена Костелло и Айлин Перез причисляют к одним из самых красивых пар в оперном искусстве и сулят этим двум артистам большое будущее. Не исключено, что именно эту “оперную семью” будут также любить слушатели, ценить продюсеры и подстерегать папарацци, как звёздные дуэты Анжелы Георгиу и Роберта Аланьи или Анны Нетребко и Эрвина Шротта. По крайней мере, обольстительный прищур Костелло а-ля Дэниэл Крейг в “Бондиане” и знойная мексиканка Айлин Перез а-ля Пенелопа Крус вполне могут составить конкуренцию звёздным парам старшего поколения. Московская филармония позволит столичным слушателям услышать этих многообещающих певцов, ставших одной из самых молодых пар оперного Олимпа, в редко исполняемом репертуаре.

Агентство “Ореанда-Новости” является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры