Тип характер прототип в литературе. Прототип, портрет - введение в литературоведение

Главная / Ссоры


Литературные герои, как правило, являются художественным вымыслом автора. Но у некоторых из них всё же есть реальные прототипы, жившие во времена автора, или известные исторические личности. Мы расскажем, кем же были эти незнакомые широкому кругу читателей фигуры.

1. Шерлок Холмс


Даже сам автор признал, что у Шерлока Холмса есть много общих черт с его наставником Джо Беллом. На страницах автобиографии можно было прочесть о том, что писатель часто вспоминал о своем преподавателе, говорил о его орлином профиле, пытливом уме и удивительной интуиции. По его словам, доктор мог превратить любое дело в точную систематизированную научную дисциплину.

Нередко доктор Белл пользовался дедуктивные методы дознания. Только по одному виду человека он мог рассказать о его привычках, о биографии и даже порою ставил диагноз. После выхода романа Конан Дойль вёл переписку с «прототипом» Холмса, и тот рассказал ему, что, возможно, именно так и сложилась бы его карьера, выбери он другой путь.

2. Джеймс Бонд


Литературная история Джеймса Бонда началась с серии книг, которые были написаны разведчиком Яном Флемингом. Первая книга серии – «Казино Рояль» - вышла в тираж в 1953 году, через несколько лет после того, как Флеминг был приставлен следить переметнувшимся из немецкой службы в английскую разведку принцем Бернардом. После долгих взаимных подозрений разведчики стали хорошими друзьями. Бонд перенял у принца Бернарда заказывать «Водку-мартини», при этом добавляя легендарное «Взболтать, а не размешивать».

3. Остап Бендер


Человек, ставший прототипом великого комбинатора из "12 стульев" Ильфа и Петрова в свои 80 лет ещё работал проводником на железной дороге в поезде по Москва-Ташкент. Урожденный одессит Остап Шор с нежных ногтей был склонен к авантюрам. Он представлялся то художником, то гроссмейстером по шахматам и даже выступал в качестве члена одной из антисоветских партий.

Только благодаря своей недюжинной фантазии Остапу Шору удалось вернуться из Москвы в Одессу, где он служил в уголовном розыске и вел борьбу с местным бандитизмом. Вероятно, отсюда и почтительное отношение Остапа Бендера к Уголовному кодексу.

4. Профессор Преображенский


У профессора Преображенского из известного булгаковского романа «Собачьего сердца» тоже был реальный прототип - французский хирург русского происхождения Самуил Абрамович Воронов. Этот человек в начале 20-го века произвёл настоящий фурор в Европе, пересаживая железы обезьяны человеку для омоложения организма. Первые операции эффект продемонстрировали просто поразительный: у пожилых пациентов наблюдалось возобновление половой жизни, улучшение памяти и зрения, легкость передвижений, а дети, отстающие в умственном развитии, обретали живость ума.

Лечение в Воронова прошли тысячи людей, а сам врач открыл собственный обезьяний питомник на Французской Ривьере. Но прошло совсем немного времени пациенты чудо-врача начинали чувствовать себя хуже. Появились слухи, что результат лечения всего лишь самовнушение, а Воронова назвали шарлатаном.

5. Питер Пен


Мальчика с прекрасной феей Динь-Динь миру и самому Джеймсу Барри – автору написанного произведения подарила чета Дэвис (Артуром и Сильвией). Прототипом для Питера Пена стал Майкл – один из их сыновей. Сказочный герой получил от реального мальчика не только возраст и характер, но и кошмары. А сам роман – посвящение брату автора – Дэвиду, скончавшемуся за сутки до своего 14-летия во время катания на коньках.

6. Дориан Грей


Досадно, но главный герой романа «Портрет Дориана Грея» существенно подпортил своему жизненному оригиналу репутацию. Джон Грей, который в молодости был протеже и близким другом Оскара Уайльда, был прекрасен, прочен и обладал внешностью 15-летнего мальчика. Но их счастливому союзу пришёл конец, когда об их связи стало известно журналистам. Разгневанный Грей обратился в суд, добился извинений от редакции газеты, но после этого его дружба с Уайльдом закончилась. Вскоре Джон Грей встретил Андре Раффаловича - поэта и выходца из России. Они приняли католичество, а через некоторое время Грей стал стал священником в церкви Святого Патрика в Эдинбурге.

7. Алиса


История Алисы в Стране чудес началась в день прогулки Льюиса Кэролла с дочерьми ректора Оксфордского университета Генри Лиделла, в числе которых была и Алиса Лиделл. Кэррол придумывал историю на ходу по просьбе детей, но в следующие разы не забыл о ней, а стал сочинять продолжение. Спустя два года автор подарил Алисе рукопись, состоявшую из четырех глав, к которой была прикреплена фотография самой Алисы в семилетнем возрасте. Озаглавлена она была «Рождественский подарок дорогой девочке в память о летнем дне».

8. Карабас-Барабас


Как известно, Алексей Толстой, планировал только изложить «Пиноккио» Карло Коллодио русским языком, а получилось, что написал самостоятельную историю, в которой явно проведены аналогии с деятелями культуры того времени. Поскольку толстой не питал слабости театру Мейерхольда и его биомеханике, то именно директору этого театра и досталась роль Карабаса-Барабаса. Пародию можно угадать даже в имени: Карабас - это маркиз Карабас из сказки Перро, а Барабас - от итальянского слова мошенник - бараба. А вот не менее говорящая роль продавца пиявок Дуремара досталась помощнику Мейерхольда, который работа под псевдонимом Вольдемар Люсциниус.

9. Лолита


По воспоминаниям Брайана Бойда, биографа Владимира Набокова, когда писатель работал над своим скандальным романом «Лолита», он регулярно просматривал газетные рубрики, в которых публиковались сообщения об убийствах и насилии. Его внимание привлекла наделавшая шума история Салли Хорнер и Франка Ласалля, произошедшая в 1948 году: мужчина средних лет похитил 12-летнюю Салли Хорнер и держал её при себе почти 2 года, пока полиция не нашла её в обном из калифорнийских отелей. Ласалль, как и герой Набокова, выдавал девочку за свою дочь. Набоков даже вскользь упоминает этот случай в книге словами Гумберта: «Сделал ли я с Долли то же самое, что Франк Ласалль, 50-летний механик, сделал с одиннадцатилетней Салли Хорнер в 48-м?»

10. Карлсон

История создания Карлсона – мифологизированная и невероятная. Литературоведы уверяют, что возможным прототипом этого забавного персонажа стал Герман Геринг. И хотя родственники Астрид Линдгрен эту версию опровергают, такие слухи и сегодня имеют место быть.

Астрид Линдгрен познакомилась с Герингом в 1920-е годы, когда он организовывал авиашоу в Швеции. В то время Геринг был как раз «в расцвете сил», известным летчиком-асом, мужчиной с харизмой и прекрасным аппетитом. Моторчик за спиной у Карлсона - интерпретация на тему лётного опыта Геринга.

Приверженцы этой версии отмечают, что некоторое время Астрид Линдгрен была ярой поклонницей национал-социалистической партии Швеции. Книга о Карлсоне была напечатала в 1955 году, поэтому о прямой аналогии речь идти не могла. Тем не менее, не исключено, что харизматичный образ молодого Геринга оказал влияние на появление обаятельного Карлсона.

11. Одноногий Джон Сильвер


Роберт Льюис Стивенсон в романе «Остров сокровищ» изобразил своего друга Уильямса Хэнсли вовсе не критиком и поэтом, кем он и являлся по сути, а самым настоящим злодеем. В детские годы Уильям перенёс туберкулёз, и ему ампутировали ногу до колена. Перед тем, как книга появилась на прилавках магазинов Стивенсон сказал другу: «Я должен тебе признаться, Злой с виду, но добрый в глубине души Джон Сильвер был списан с тебя. Ты ведь не в обиде?»

12. Медвежонок Винни Пух


По одной из версий, известный на весь мир плюшевый медведь получил своё имя в честь любимой игрушки сына писателя Милна Кристофера Робина. Впрочем, как и все другие герои книги. Но на самом деле это имя от клички Виннипег – так звали медведицу, которая жила в лондонском зоопарке с 1915 по 1934 годы. У этой медведицы было множество ребятишек-поклонников, среди которых и Кристофер Робин.

13. Дин Мориарти и Сэл Парадайз


Несмотря на то, что главных героев в книге зовут Сэл и Дин, роман «В дороге» Джека Керуака сугубо автобиографический. Остается только догадываться, почему Керуак отказался от своего имени в самой известной книге для битников.

14. Дейзи Бьюкенен


В романе «Великий Гетсби» его автор Фрэнсис Скотт Фицджеральд глубоко и проникновенно описал Джиневру Кинг – свою первую любовь. Их роман длился с 1915 по 1917 годы. Но из-за разных социальных статусов они расстались, после чего Фицджеральд написал, что «бедные мальчики не должны даже думать о том, чтобы жениться на богатых девочках». Эта фраза вошла не только в книгу, но и в одноименный фильм. Джиневра Кинг стала и прототипом Изабель Бордж в «По ту сторону рая» и Джуди Джонс в «Зимних мечтах».

Специально для любителей засиживаться за чтением . Выбрав эти книги, точно не разочаруешься.

Прототип (от гр. prototypon — прообраз) — определенное конкретное лицо или несколько лиц, послуживших писателю основой для создания обобщенного образа-персонажа в художественном произведении. Писатель при этом может отобрать для своего персонажа наиболее типичные черты характера прототипа, его внешности, речи и т. д.

Иногда исходным мотивом для создания художественного образа может послужить какое-либо яркое событие, связанное с определенной личностью в действительности. Так, исследователи предполагают, что прототипом образа Владимира Дубровского (в одноименном романе А. С. Пушкина) мог послужить помещик Дубровский, возглавивший в 1773 году бунт крестьян Псковской губернии.

Уровень обобщения (типизации) зависит от художественного метода: в герое классическом или романтическом могут быть запечатлены отдельные, наиболее яркие черты, в реалистическом персонаже, помимо художественного обобщения на индивидуальном уровне, необходима также глубокая социально-психоло- гическая соотнесенность.

Писателю-реалисту требуется часто наблюдать значительное число конкретных людей с близкими его замыслу чертами, чтобы создать образ большой глубины художественного обобщения. Такие образы называются собирательными.

Таков образ Евгения Онегина, прототипами которого послужили Пушкину окружавшие его молодые люди светского общества.

Писатель, не обладающий достаточным мастерством и талантом художественного обобщения, творческой фантазии, рискует оказаться простым копиистом действительности и даже натуралистом.

По-иному рассматривается роль прототипа в художественно- историческом литературном жанре. Здесь необходима определенная соразмерность творческой фантазии и исторической достоверности. Таков образ Пугачева в «Истории Пугачева» или образ Бориса Годунова в одноименной трагедии А. С. Пушкина. И наконец, еще одна функция прототипа в художественно-мемуарном жанре. Здесь зависимость писателя от реальных фактов действительности, а следовательно, от прототипов, наибольшая, хотя для любого художественного произведения наличие типизации, творческой фантазии обязательны.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета, 2004. №1. С. 60-63. © Омский государственный университет

АЛЕКСАНДР НЕВСКИМ: ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОТОТИП

И ЭКРАННЫЙ ОБРАЗ*

С.П. Бычков

Омский государственный университет кафедра современной отечественной истории и историографии 644077, Омск, пр. Мира, 55а

The article on the cinematography image of St. Alexander Nevsky.

Последнее десятилетие в исторической науке характеризуется большими изменениями в изучении советского периода. Появление методологического направления «социальной истории» и комплекса новых источников привело и к формированию новой исторической и историографической проблематики. Появившийся исследовательский интерес в конкретно-исторических работах к отражению глобальных исторических процессов в малом, на уровне жизни и сознания отдельных социальных групп, повседневности, на наш взгляд, актуализирует и историографическую проблематику, прежде всего в отношении предмета историографии. Вопрос здесь достаточно прост и даже, отчасти, банален и тра-диционен: должна ли историография изучать исторические представления за рамками науки или ограничиться только проблематикой научных школ и направлений. Изучение общественных исторических представлений за рамками научного поля представляется достаточно интересным и продуктивным, но прежде всего с точки зрения того, как и насколько, пройдя через идейно-политические, художественные «фильтры» и «каналы», научные представления формируются в виде нового, изменившегося почти до неузнаваемости их двойника в качестве идеологической конструкции или стереотипа обыденного сознания.

*Поддержка данного проекта была осуществлена AHO ИНО-Центр в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» совместно с Министерством образования Российской Федерации, Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США) при участии Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (США), Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. Мак Артуров (США). Точка зрения, отраженная в данной статье, может не совпадать с точкой зрения вышеперечисленных благотворительных организаций.

Материал исторического художественного кинематографа является благодатной почвой для такого рода анализа. Сами деятели кино, в частности М.И. Ромм, отмечали, что историческая художественная картина содержит в себе несколько информационных пластов: «Интересно, что в искусстве каждое историческое произведение несет отпечаток двух эпох, ибо оно прежде всего есть реконструкция эпохи. В «Броненосце Потемкине» лежит и эпоха, о которой рассказывает Эйзенштейн, и эпоха, в какую делалась картина. Это одновременно и документ 1905 года и документ 1926 года. И в наибольшей степени это документ именно 1926 года» .

Замечание М.И. Ромма представляется верным, однако требует расшифровки и детализации. Вторичная историческая информация, то есть свидетельство о времени, когда создавалась историческая картина, это целый комплекс сведений разного уровня. На наш взгляд, важнейшими в этом комплексе являются три информационных пласта - идеологический, жанровый и личностно-творческий. Осознанное отношение к историческому прошлому, его специфическая интерпретация и трансформация происходят в идеологическом и личностно-творческом уровне. Исторический фильм поэтому является образной реконструкцией исторической эпохи в соответствии с идеологическим видением прошлого и авторским замыслом режиссера.

Самый известный классический фильм советского кинематографа «Александр Невский» С. Эйзенштейна, снятый в 1938 г., был одним из первых опытов выполнения социального, идеологического заказа на основе материала ранней истории России. Нашей задачей будет определение на примере образа Александра Невского механизма трансформации исторического материала

и формирования нового комплекса представлений под влиянием как идеологических установок, соответствующих самосознанию сталинской власти конца 1930-х - первой половины 1940-х гг., так и общественных умонастроений, творческих устремлений и осмысления отечественной истории самим С. Эйзенштейном.

Фактически любая власть использует историческое прошлое для поиска линий исторической преемственности с целью основания собственной легитимности в глазах общества. Первая генерация большевиков, создавая новое государство рабочих и крестьян, отказывалась находить в русском историческом прошлом аналоги ему. В результате отечественный исторический процесс стал выглядеть очень своеобразно: 25 октября (7 ноября) 1917 г. признано днем рождения Советского государства, а все, что предшествовало ему, теперь стало периодом длительного «внутриутробного развития». Космополитический образ мировой коммуны, лежавший в основаниях ранней болыпевистско-советской идеологии, предопределил исторический нигилизм новой власти.

С победой сталинской линии партийного строительства наступает период окончательного слияния государственной и партийной систем. Крах иллюзий относительно мировой революции, череда «военных угроз» и перспектива неизбежной большой европейской войны привели к созданию идеологических схем, которые явно демонстрировали новые исторические самоощущения власти. Ставка на строительство социализма в отдельно взятой стране привела к выводу об укреплении государства по мере продвижения к коммунизму, а не к его медленному отмиранию, как это предполагалось Лениным. В результате, в идеологии происходит процесс переориентации с классовых приоритетов и лозунгов на национально-государственные.

Приходит и понимание того, что власть есть власть и государство есть государство во все периоды жизни страны. Сталин, большевики начинают чувствовать себя продолжателями дел тех исторических личностей дореволюционной России, которые строили, собирали, охраняли государство от внутренних и внешних врагов. Показательны слова Сталина на торжественном обеде у Ворошилова в 1938 г.: «Русские цари сделали очень много плохого. Они грабили и порабощали народ. Они вели войны и захватывали территории в интересах помещиков. Но они сделали одно хорошее дело - сплотили огромное государство до Камчатки. Мы получили в наследство это государство. И впервые мы, большевики, сплотили и укрепили государство как единое, независимое государство не в интересах помещиков и капиталистов, а в пользу трудящихся, всех народов,

составлявших это государство...» .

Партийные директивы о восстановлении исторического образования в вузах страны, указания Сталина, Кирова, Жданова о содержании учебников отечественной истории привели к тому, что власть раздвинула для общественности горизонты исторического прошлого страны вплоть до пределов «Руси изначальной», потребовала от историков ясного, фактического его изложения и образности. Приходит теперь и понимание того, что классовые корыстные интересы - это такое качество, которое не является неизменным и превалирующим в чертах исторической личности, но в сложных условиях уступает место чертам общенациональным, гражданским, патриотическим. В этой связи фактически сразу был определен круг тех национальных героев, которые, по мнению власти, соответствовали новому патриотическому канону. Великая Отечественная война окончательно завершила формирование этого ряда. Свидетельством этому стали слова Верховного главнокомандующего на параде Красной Армии 7 ноября 1941 г.: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков -Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!». Совершенно естественно, что последним в ряду этих великих военачальников Сталин видел самого себя. Чрезвычайно интересной является та оценка, которую дал радикальной смене идеологических ориентиров в период войны Шарль де Голль: «В дни национальной угрозы Сталин, который сам возвел себя в ранг маршала и никогда больше не расставался с военной формой, старался выступить уже не сколько как полномочный представитель режима, сколько как вождь извечной Руси» .

Таким образом, прежде всего с одобрения властей, Александр Невский занял почетное первое место в ряду новых национальных героев. Появление фильма об Александре стало закономерным итогом пересечения внешнеполитических и внутренних идеологических факторов.

Что касается процессов жанрово-кинемато-графического свойства, то здесь отметим тот момент, что советский кинематограф вслед за западным вошел в эпоху звукового кино, и произошло переосмысление основных художественных принципов.

К тому же, как отмечалось теоретиками кинематографа, «советское кино первой половины 30-х годов находило свою типологическую определенность во взаимодействии и перекрещивании

С.П. Бычков

трех художественных принципов, обусловливавших структуру и выразительность фильма на новом этапе. Один из них... состоял в прозаически-повествовательном изображении жизни, совмещающем историческую конкретность с конкретностью бытовой. Не менее был важен принцип центрального героя, в чьем типизированном характере утверждались бы гениальные устремления истории и современности. И наконец, кинематограф тяготел к драматической сюжетности, которая бы позволяла наиболее прямо и наиболее наглядно представить в экранных образах «бытие как деяние» . Общее убеждение 1920-х гг., что историю творят массы, приводило к тому, что и в историко-революционном кинематографе нашло свое отражение бурное движение людских стремлений, а отдельные яркие личности и вожди только на несколько мгновений вырывались из потока, чтобы указать дальнейшую траекторию движения, и снова сливались с ним («Броненосец Потемкин», «Октябрь»). Первым фильмом, удачно решавшим дилемму «вождь -массы», стал, конечно, «Чапаев» братьев Васильевых. На историческом материале дореволюционной Руси такая попытка впервые была сделана в фильме «Петр I».

Первой серьезной пробой, сочетавшей новые жанровые принципы кинематографа, для С. Эйзенштейна, по его собственному признанию, и стал фильм «Александр Невский».

Интересны взгляды С. Эйзенштейна на взаимодействие исторического кинематографа и исторической науки, которые он высказывал: «... Исторический фильм протягивает руку исторической науке. Ибо конечная цель их одна - марксистски познать и понять историю, воспитывать поколения людей на прообразах великого прошлого. Разница лишь в путях и методах, в том, что в искусстве это познание достигается через систему образов и характеров, через художественно развернутые картины наглядно воссозданного прошлого» . Сам С. Эйзенштейн признавал, что в процессе первоначального осмысления и конструирования общей сюжетной линии фильма столкнулся с многочисленными трудностями. Классики исторической науки (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев) оставили скорее общефактические сведения о битвах и походах Александра, нежели наблюдения о его личных чертах. «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей истории - от Мономаха до Донского», - вот и все, что указывал на этот счет С.М. Соловьев . Скудость материальных остатков того времени, заданная святость князя

создавали серьезные барьеры в реконструкции эпохи и образа Александра Невского.

Эйзенштейн в процессе работы над образом князя полагал, что необходим процесс расшифровки героя, прочтение святости князя. По мнению режиссера, «по существу в тех условиях оно (звание святого - С.Б.) не более как самая высокая оценка достоинств, выходящих за пределы общепринятых тогда норм высоких оценок, -выше «удалого», «храброго», «мудрого» ... Здесь дело в том комплексе подлинно народной любви и уважения, который до сих пор сохранился вокруг фигуры Александра. И в этом смысле наличие звания «святого» у Александра глубоко и показательно. Оно свидетельствует о том, что мысль Александра шла дальше и шире той деятельности, которую он вел: мысль о великой и объединенной Руси отчетливо стояла перед этим гениальным человеком и вождем седой древности... Так историческое осмысление в разрезе нашей актуальной темы снимало и двусмысленный ореол с понятия святости, оставляя в характере героя лишь ту одержимость единой идеей о мощи и независимости родины, которой горел Невский -победитель» .

Поскольку режиссер по-своему интерпретировал святость князя, то каноническое понимание святости Александра и религиозность самого периода были отвергнуты, хотя и не полностью. В фильме нет литургии в церкви, никто не крестится и не молится ни накануне, ни после битвы, нет у князя ни возгласа, ни мысли, что «С нами Бог», в отличие от нарочито театрализованного моления с воздыманием крестов у латинян. Церковное присутствует, но в качестве второстепенного, периферийного, антуражного элемента. Это высокие, величественные, фактически в полтора раза выше современных, стены храма Святой Софии Новгородской; колокольный, чаще всего набатный, звон; монахи, идущие впереди повозок с убитыми и ранеными воинами, возвращающимися с поля битвы; дьяконы, кадящие в сторону Александра при его возвращении в Псков. Такого рода умолчание со стороны режиссера было естественным и не случайным. В нарочито атеистической системе ценностей и подходов к исторической личности святость Александра не могла быть расшифрована напрямую, ибо это было бы в той идеологической ситуации воспринято как агитация за церковь и религию.

Приоритетным, с точки зрения режиссера, так же должно было стать изображение гениальности Невского как военного стратега и мудрого правителя, не теряющего на пиру головы и поучающего народ своим словом и примером после победы. Для этого он вводит фигуру кольчуж-ника Игната, рассказывающего сказку о лисе и

зайце, дооформляющего общий план отпора.

Князь безупречен как стратег и воитель. Он не только расставляет войска, но и сам лично, сражаясь мечом, пленяет главу рыцарского войска. Князь и справедливый судья, советующийся с народом и направляющий его праведный гнев в нужном русле.

Невский в то же время имеет патерналистский облик: когда он запрещает подданным, словно отец малым детям, ссориться с монгольским посланником и его свитой, когда въезжает на коне с победой в Псков в сопровождении радующихся ребятишек, словно дождавшихся родителя после долгой отлучки, и в сцене поучения новгородцев хранить единство русской земли.

В фильме умалчивалась ордынская политика князя. Это объясняется тем, что Н. Павленко и С. Эйзенштейн работали в первую очередь с материалами летописей, а, по словам Федотова, летописи умалчивают об ордынской политике князя . С.М. Соловьев писал о распрях между князьями с использованием ордынских войск, но вскользь. Материал такого рода содержался в научных сочинениях евразийцев, однако они, естественно, режиссерской группе были тогда не доступны. У Л.Н. Гумилева есть сведения более определенные: «... Князь Александр, правивший в Новгороде, великолепно разбирался в этнополи-тической обстановке, и он спас Россию. В 1251 г. князь приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана и в 1252 г. привел татарский корпус с опытным нойоном Неврюем... Александр стал великим князем, немцы приостановили нашествие на Новгород и Псков» . Но в тех условиях столь сложный образ не мог быть создан. Хотя, впрочем, фильм достаточно информативен в историческом плане. В сжатом виде историческая схема фильма не противоречит в основном ни фактам, ни обстоятельствам того времени. Простой обыватель, смотревший фильм в 1938 г., получал и конкретные представления о натиске крестоносцев, и о вече в Новгороде, и об обстоятельствах самой битвы.

Но самое главное, образ князя приобретает эпический, фактически былинный характер. Даже если захотим, мы не сможем найти у него ни одной отрицательной и сомнительной черты. В конечном счете, князь - это персонифицированный русский народ, Александр - наилучший и гениальный его представитель.

При этом идеальность черт так гармонично скомпонована и выстроена режиссерским замыслом и игрой Н. Черкасова, что не выглядит нарочитой и неестественной. Лаконичность средств и яркость воплощения образа князя сделали его настолько легко запоминающимся и стереотипным,

что в момент учреждения ордена Александра Невского советские фалеристы не нашли ничего более лучшего, как взять за основу кинематографическое изображение князя Александра в облике актера Николая Черкасова.

Простота, образность, но в то же время и глубочайший символизм по праву сделали фильм классикой мирового кинематографа. По опросу ведущих киноведов мира в 1978 г. фильм был назван в числе ста самых лучших фильмов истории кино, а образ Александра одним из самых ярких в кинематографическом ряду русских исторических деятелей.

Ромм М.И. Об исторических фильмах и документах эпохи // Ромм М.И. Избр. произв.: В 3 т. Т. 1. Теория, критика, публицистика. М., 1980. С. 297.

Цит. по: Бра.чев B.C. «Дело историков» 19291931 гг. СПб., 1998. С. 111.

Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М., 1999. С. 203.

Козлов Л. Изображение и образ: очерки по исторической поэтике советского кино. М.: Искусство, 1980. С. 53.

Эйзенштейн С.М. Советский исторический фильм // Эйзенштейн С.М. Избр. ст. М., 1956. С. 51.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 2. Т. 3-4. М., 1993. С. 182

Эйзенштейн С.М. «Александр Невский» // Эйзенштейн С.М. Избр. ст. М., 1956. С. 399-400.

Федотов Г.Н. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 103.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992. С. 361-362.

дипломная работа

1.1 Анализ исторических и современных прототипов, аналогов творческих источников

Создавая современную одежду, необходимо учитывать не только ее удобство, практичность, экономические показатели, но и эстетические качества. Проектируемый костюм для художника-модельера является не просто предметом быта -- это, прежде всего средство выражения художественного видения мира. Посредством костюма дизайнер всегда старается донести до зрителя определенную информацию.

Идеи новых костюмных форм и образов приходят к художнику не случайно. Как правило, это результат долгого изучения и осмысления разнообразных явлений нашей жизни. Источником, вдохновляющим модельера на творчество, может стать любое проявление как реального мира, так и идеального. Каждый аспект жизни человеческого общества (история, политика, наука, литература, искусство и т.д.) способен вызвать в сознании дизайнера художественные образы, которые он затем переносит в проектируемые изделия.

Способность видеть красоту и уникальность в самых привычных предметах и явлениях окружающего нас мира является существенной частью таланта художника. Настоящему профессионалу помочь в рождении идеи способно любое явление нашей жизни. В сознании художника могут возникнуть образы будущего изделия после прочтения книги, просмотра кинофильма или театрального спектакля. Прообразами коллекций иногда бывают яркие исторические личности.

Дать толчок к рождению новой идеи могут и какие-то события, например, освоение космоса, Олимпийские игры, научные открытия, вызвавшие в общественной жизни сильный резонанс. Все это можно охарактеризовать одним термином - творческий источник.

Для создания коллекции использовались два творческих источника:

1. Народный стиль (этнографический)

2. Вышивка

Одно из направлений современной моды, использует привлекательную простоту старинных приемов создания одежды. Народный стиль обогатил молодежную моду насборенными юбками, просторными блузками-рубахами, вязанными вручную крупной вязкой жилетами, чулками, шарфами.

Из материалов Международной научно-практической конференции "Народная художественная культура, как стратегический ресурс развития России":

«На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время художественно-эстетическому воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры.

Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда. Она отражает традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие.

В наши дни традиционный костюм представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точки зрения. Народный костюм - важная часть традиционной художественной культуры. И эта часть народного искусства отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы, дает возможность подрастающему поколению приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать в них определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства».

Рис. 1. Обрядовый народный

Рис. 2. Венчальный народный костюм

И сегодня народный костюм привлекает многих. Он не утратил свою актуальность и в наши дни. Им интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. Многие ведущие модельеры (не только российские) используют в своих коллекциях элементы народного костюма и даже создают целые коллекции по его мотивам. А ведь эти "сряды", "обряды", "наряды" были изготовлены руками простых, неграмотных крестьянок, которые не осознавая того создавали шедевры мировой художественной культуры.

Рис. 3. Показ осенне-зимней коллекции 2006-2007 Jean Paul Gaultier

Рис. 4. Показ осенне-зимней коллекции 2006-2007 Jean Paul Gaultier

Рис. 5. Русские валенки от итальянской марки Judari

К теме народного костюма обращались и Джанни Версаче, и Пако Рабан. Даже в одной из коллекций мадам Шанель маленькие платья были декорированы тесьмой, изготовленной в традиционном русском стиле. Российский модельер Вячеслав Зайцев неоднократно создавал коллекции на основе русского народного костюма, что приводило в восторг не только соотечественников, но и зарубежных ценителей моды. Еще один метр российского моделирования - Валентин Юдашкин так же в своих работах неоднократно обращается к истокам традиций, в частности, к вышивкам на платьях из коллекций Pret-a-porte и даже от Couture. Возможно, после многих лет забвения настоящая народная традиция необходима нам сегодня для осознания своей самобытности, для восстановления почти утраченных связей с прошлым, со своими корнями, для правильного воспитания современного поколения.

Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, тогда же был наделен знаковыми чертами. Одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. Костюм отражал эстетические воззрения народа, восходящие к понятиям жизни и смерти, молодости и старости, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом.

Русский народный костюм - это не только многообразие стилей и видов одежды, не только уклад жизни русских людей на огромном пространстве. Это взаимодействие видимого и невидимого мира. Это слышимые звуковые вибрации и сокрытые от всех женские чувства и помыслы, с которыми не принято было делиться в крестьянской среде, но которые "вшивались" в узоры и растворялись в многовековой толще времени, соотнося личную жизнь с жизнью предков.

Хочется отметить Всероссийский конкурс "Русский костюм на рубеже эпох", проводимый вот уже в пятый раз в городе Ярославле Государственным Российским Домом народного творчества. Номинации конкурса интересны и разнообразны. Это реставрация и реконструкция этнографического костюма в локальных особенностях его изготовления. Это современный костюм, отвечающий требованиям сегодняшней моды, с использованием современных технологий, материалов, сохраняющий традиционные особенности и колорит русского костюма. Это сценический костюм со стилизацией народных мотивов, сочетающийся с репертуарной программой творческих коллективов.

Время уходит от нас безвозвратно, но сколько еще всего можно спасти, открыть, изучить. Ведь это невоспроизводимый материал, это часть нашей культуры, часть нашей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом, мы не имеем права.

Необходимо поддерживать интерес мастеров и модельеров, стремящихся к изучению, сохранению и развитию традиций русского костюма, воспитывать и помогать формировать эстетические вкусы подрастающего поколения на основе традиционной культуры, выявлять и поддерживать талантливых мастеров, новые коллективы и авторские центры в области создания русского костюма в его региональном многообразии.

Вторым, но не менее важным творческим источником, повлиявшим на создание моей коллекции послужила вышивка.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. На территории нашей страны археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки относящиеся к IX- XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси.

Рис. 6. Современные свадебные наряды в украинском народном стиле

Рис. 7. Девушки в свадебных платьях в народном украинском стиле

С языческих времен женщины-вышивальщицы создавали в своих вышивках-картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавесы, свадебные и праздничные рубахи, холщевые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту.

Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капища идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым. Вышивальщицы часто изображали священное дерево и фигуру человека с воздетыми к солнцу руками - традиционный религиозный жест и языческих и христианских времен. Узоры воспроизводили знаки доброго пожелания (крючковатый крест, круг, ромб, розетка), символических животных, райских птиц.

Рис. 8. «Райская птица»

Рис. 9. Геометрический орнамент

Рис. 10. Обозначение символических знаков в вышивке

До ХVIII века вышиванием занимались в основном женщины из знатных семей и монахини. Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих тканей (шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями, сочетавшимися с жемчугом и самоцветами. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи и платки. Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова - Ксения. Вышитое в 1601 году её руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и Никона сохранилось до наших дней. Это шитье золотом, серебром и драгоценными камнями по бархату. Работа тонкая и кропотливая. С ХVIII века вышивание становиться одним из основных занятий девушек-крестьянок. Изделия выполнялись из простых, недорогих тканей, но отличались высоким художественным мастерством. Вышивальщицы сами создавали узоры и подбирали цвета.

Рис. 11. Праздничная скатерть

Рис. 12. Обрядовые пояса для рубах

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северных областей и среднерусской полосы. К распространенным приемам северной вышивки относятся: крест, роспись, вырезы, белая мелкая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми нитками по красному фону. Фон использовался мастерицами как элемент узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур (птицы-павы, барса, дерева) вышивались синей, желтой и темно-красной шерстью.

Для Русского Севера характерна белая строчка, для Верхнего Поволжья - цветная. В Ярославской области для цветных строчевых вышивок подбирались шелковые нитки нежных тонов или шерстяной гарус.

В Олонецкой, Вологодской и западной части Архангельской области вышивали преимущественно тамбуром. Белая и цветная гладь с растительными мотивами характерны для Владимирской области, золотое шитье - для Тверской, гипюры - для Горьковской и Ивановской областей. В узорах северной вышивки сюжетные мотивы преобладали над геометрическими.

Узоры рисовали на бумаге в клетку и вышивали по счету нитей в ткани. Сложные композиции выполнялись контурно, одним цветом, одним приемом вышивки. Вышивки Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской и других среднерусских областей многоцветны. Орнамент - вышивках часто встречается образ птицы. Это петухи, павлины, водоплавающие и хищные птицы. Еще один популярный мотив - кони, расположенные по сторонам деревца и несущие на себе всадника. Встречаются изображения змей, лягушек, которым в старину приписывали сверхъестественную таинственную силу. Солнце изображалось в форме круга, ромба, розетки. Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие. Расположение узора и приемы вышивки зависели от формы одежды, которую шили из прямых кусков ткани.

Рис. 13. Русская гладь

Рис. 14. Владимирские верхошвы

Вышивку размещали вдоль соединительных швов, на предплечьях, концах рукавов, разрезах на груди, подолах передников. К 13-15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданное. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.

Рис. 15. Простые мережки

Во второй половине XIX века на смену домотканому холсту пришли фабричные ткани. Вместе с ними практически исчезли вышивки выполненные счетными швами. Появились вышивки крестом, образцами которых служили красочные обертки от мыла. В конце XIX - начале XX века мастерицы-вышивальщицы увлекались белыми ажурными вышивками по крупной сетке, получившими название гипюр. В 1920-1930 годах появились накидки, диванные подушки, скатерти с вышитыми на них самолетами, тракторами, аэропланами и даже государственными символами - пятиконечной звездой, серпом и молотом. Городская вышивка по-прежнему находилась под влиянием стиля «модерн».

В приложениях к «Женскому журналу» печатались узоры для вышивки тамбуром и модной в предвоенные годы машинной ажурной вышивки ришелье. В послевоенные годы были созданы уникальные произведения монументального искусства - сюжетно-тематические занавесы-панно, посвященные победе над врагом, городам-героям. Архитектурные мотивы дополнялись растительными узорами с дубовыми и лавровыми ветвями, олицетворяющими могущество и славу Родины. Современная мода вновь обращается к вышивке- декоративному изящному элементу, украшающему одежду и наш быт. С развитием новых технологий, выпуском новейшей вышивальной техники процесс создания вышивки значительно ускорился и упростился. С помощью вышивальных машин, специальных программных средств для вышивки получена возможность для проявления творчества практически у любого желающего прикоснуться к этому виду декоративно-прикладного искусства. Машинная вышивка упростила и облегчила труд вышивальщиц, оставив больше времени на идеи и фантазии применительно к вышивка.

Воротник женской блузы

Создание одежды, способной к видоизменениям (т.е. трансформируемой), всегда было связано с обеспечением многих важных функций жизнедеятельности человека. Трансформирующиеся изделия создаются для динамичного образа жизни и жизненных ситуаций...

Воротник женской блузы

На этой стадии проектно-конструкторских работ проводится анализ уровня лучших образцов аналогичных изделий, разработанных в отечественной и зарубежной промышленности (анализ изделий-аналогов). Аналогами могут быть, прежде всего...

Машина для нарезки продуктов на ломти

К полуавтоматическим слайсерам можно отнести следующий ассортимент: 1. Слайсер ES-220 предназначен для нарезки салями, ветчины, мяса, сыров, овощей. нож из хромированной стали...

Модель современного свадебного платья для молодой девушки

Новинки моды всегда были под пристальным вниманием. А мода на свадебные платья особенно. Посетив свадебный салон, можно понять, что свадебная мода имеет несколько направлений. Отдельно стоит выделить классические свадебные платья...

Модернизация токарного станка HOESCH D1000

Задачи автоматического управления определяют спецификацию функций, которые должна выполнять система управления. В общем случае перечень этих функций может представлять сотни позиций...

Проект упаковки для пищевой промышленности

Новогодняя упаковка, казалось бы, представлена очень широко, но при более детальном рассмотрении оказывается, что все экземпляры более или менее однотипны. Можно провести условное деление новогодней упаковки на две категории: 1...

Проектирование коллекции молодежной одежды

Любой индивидуальный стиль создается в контексте существующих социальных стандартов. Одежда является важнейшим элементом в сложной системе, характеризующей культуру, цивилизацию. Одним из наиболее значимых социальных стандартов...

Проектирование модельной конструкции мужского костюма (пиджак, брюки) с элементами спортивного стиля с учетом современного направления молодежной моды

На сегодняшний момент в мужской моде ощущается явное преобладание элегантного стиля, свидетельствующего о возращении образа джентльмена, а одним из ее характерных отличий стал наметившийся уход от минимализма...

Разработка конструкторской документации на тумбу

Разработка конструкции двухтумбового стола

Стол 1,6 х 0,7 х 0,74Н с двумя тумбами на 4 ящика Стол двухтумбовый. Столешница облицованна антиударной кромкой ПВХ толщиной 2мм. Корпус облицован кромкой ПВХ толщиной 0,5мм. Встроенные тумбы на 4 ящика. Регулируемые по высоте опоры стола...

Разработка конструкции и технологии производства для шоу-бокса

Одна из основных тенденций современного рынка - любая продукция должна быть упакована. Значительную долю среди видов упаковки занимает упаковка из бумаги и различных видов картона и гофрокартона. Причин этому несколько: низкая стоимость...

Разработка конструкции стола письменного двухтумбового

Проследив историю мебели на протяжении почти всей цивилизации человечества, нетрудно заметить, что у большинства современных изделий имеется немало прототипов и аналогов из далекого прошлого...

Разработка модельной конструкции и проектно-конструкторской документации женской одежды

Тенденции этого сезона тяготеют к классическим формам. В новых коллекциях женских пальто основными темами стали два направления: прямые и А-силуэты 70-х с их летящим кроем, женственная элегантность 60-х, воплощенная через минимализм...

Разработка технологического процесса изготовления детали "Пробка"

Эффективность производства, его технический прогресс, качество выпускаемой продукции во многом зависят от опережающего развития производства нового оборудования, машин, станков и аппаратов...

Технология изготовления кефира

Значительную долю в объемах выпускаемой современной мясоперерабатывающей промышленностью колбасной продукции занимают эмульгированные мясные продукты широкого ассортимента, такие как сосиски, сардельки, колбаски-гриль...

Методы: интерактивный метод, объяснение учителя, беседа, коллективный опрос, тестирование, кооперативно-групповая работа. Для интерактивного обучения расположение парты и учащихся выбираю положение № 3 , создание кластера.

Тип урока : урок “открытия” нового знания

Ход урока

    Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учителя, проверка отсутствующих и присутствующих на занятии учащихся.

Ребята, декабрь знаменателен многими событиями . С чем у вас ассоциируется он? (Ответы детей: с Новым годом, с днем рождения, с днем президента Республики Казахстан, с Днем независимости, с религиозными праздниками, с Рождественским постом, с началом зимы, со снегом, с зимними каникулами)

Кстати, Н.А.Некрасов родился 10.12.1821г. (по новому стилю), носил имя Чудотворца (Никола зимний – 19.12), написал поэму о событиях 14.12.1825г., умер 27.12.1877г. (по старому стилю).

(На фоне песни “Дорога”)

...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной луной,в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина , от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д.Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).

Какое ключевое слово вы услышали? (Дорога)

Чем для вас является дорога? (Путь в школу, в жизнь.)

Действительно, дорога сопровождает каждого человека всю его жизнь.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Слово учителя . В русской литературе XIXв. мотив дороги является основным. Для Некрасова дорога стала началом познания беспокойной народной России. Его дорога “невеселая”, “чугунная”, “железная”, “страшная”, “проторенная цепями”. И едет по этой дороге?.. (Русская женщина).

Кто служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,-

Только тот себя переживет…

Поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное. “ Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Беседа с учащимися:

Какова основная тема творчества Н . А . Некрасова? ( Тяжёлая жизнь русского народа)

Какие произведения поэта вам знакомы? («Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Железная дорога»)

Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта? (Трудолюбие, долготерпение, умение любить, способность не растеряться и действовать в сложной ситуации.)

Кем была русская женщина для Некрасова? (Некрасовская героиня - человек, не сломленный испытаниями, сумевший выстоять.Недаром, даже Муза Некрасова - «родная сестра» крестьянки).

III . Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной цели)

Тема нашего урока “ Поэма Н.А.Некрасова “Русские женщины” Художественные образы и их реальные исторические прототипы. Сюжеты двух поэм. Героическое и лирическое начала в поэмах .

Какие задачи, как вы считаете, мы должны решить на уроке, чтобы изучить новую тему?

1. Выяснить, какие исторические события легли в основу написания поэмы .

2. Как Некрасов изобразил героев; кому выразил свои симпатии и антипатии;

3. Какое место занимает поэма в современной литературе.

ІІІ . Реализация построенного проекта.

Первая задача которую мы должны выяснить. Какие исторические события легли в основу написания поэмы .

К этому уроку, ваши одноклассники изучили исторические события и подготовилиматериал. Прошу Вас выходите к доске. Под показ слайдов выступают 4 заренее подготовленных ученика.

Историческая обстановка .

Вспомним наши правила урока: (можно написать на доске)

    Не перебиваем!

    Отвечаем кратко!

    Ценим время!

    Не отвлекаемся от заданной темы.

    Умение слушать других.

Ребята, а что вы узнали о восстании декабристов 14 декабря 1825г.? (Все выступления сопровождаются показами слайдов по темам)

1) Николаевская Россия .

В ноябре 1825г. во время поездки на юг России, в Таганроге, неожиданно скончался император Александр 1. Детей у него не было. Наследовать престол должен был его брат Константин, но еще при жизни Александра он тайно отрекся в пользу младшего брата Николая. После смерти Александра об отречении Константина не было объявлено. Войска и население сразу были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14.12.1825г. назначили переприсягу. Этот день оказался одним из самых страшных в жизни императора Николая первого .

2 ) Восстание декабристов.

Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Все они были дворянами, то есть опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Декабристы (так их позднее назовут) хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать “Манифест” с требованиями: ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповедания, свободу занятий, передвижения, равенство перед законом, уменьшение срока солдатской службы. Но план осуществить не удалось. Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. К следствию было привлечено 579 человек. Пятеро декабристов: поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И.Муравьев - Апостол, М.П.Бестужев - Рюмин, П.Г.Каховскийбыли повешены в Петропавловской крепости. Более сотни осуждены на каторгу и поселение в Сибирь . Князь Сергей Трубецкой был избран руководителем восстания, но он наплощадь не явился. Во время следствия держался мужественно, тем самым заслужив уважение среди товарищей.

3) Жены декабристов . Восточная Сибирь.

В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них. Таков был умысел царя. В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить, облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния. Но женщин, удивительных русских женщин было не остановить никакими преградами. О подвиге этих удивительно хрупких и удивительно сильных душою и верных женщин создал своё произведение Н.А.Некрасов. Одиннадцать женщин, последовавших добровольно в Сибирь, разрушили умысел царя. Заключенным была запрещена переписка. Эту обязанность взяли на себя жены декабристов. Через письма, которые они писали своим родным, а также близким других каторжан, об узниках помнили, им сопереживали, старались облегчить их участь.

Возвращение декабристов из ссылки в 1856 году вызвало широкий отклик в передовом русском обществе. Тридцать лет пробыли декабристы на каторге и в ссылке. К моменту амнистии в 1856 году из ссыльных декабристов в живых осталось всего лишь девятнадцать человек. До возвращения декабристов и первое время после их возврщения было запрещено даже упоминание о них в печати. Некрасов вынужден был с большой осторожностью рассказывать о самих декабристах и о событиях 14 декабря 1825 года.

- Спасибо ребята, что изучили исторические события и проделали хорошую работу. Прошу вас, садиться.

2. История создания поэмы . «Русские женщины» - это поэма о мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров –декабристов, которые невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку в далекую Сибирь. Они отказались от богатства и удобств привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжкое положение ссыльных.

Эта самоотверженность жен декабристов, их душевная сила и привлекли внимание писателя, тем более что прямо сказать и думать писать о героическом мужестве самих декабристов было нельзя из-за цензурных запретов.

В 1869 году он пишет первую из поэм цикла – «Дедушка» - о декабристе, вернувшемся стариком из сибирской ссылки. Реальным прототипом «дедушки» являлся князь Сергей Николаевич Волконский, муж Марии Волконской – героиней поэмы «Русские женщины». Эта поэма, написанная в 1871-1872 года, одно из наиболее значительных произведений поэта. Она объединяет две поэмы, тесно связанные между собой общей темой – «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

Хорошо. А что такое поэма? (Произведение лиро-эпического рода: крупное лирическое стихотворение,в котором можно выделить сюжет (содержание).

- Молодцы. С делайте в тетрадях необходимые записи. Н.А.Некрасов первый из поэтов XIXв. обратился к запретной долгие годы теме – рассказал о подвиге жен декабристов.“Русские женщины” - поэма-дилогия (состоит из 2 частей объединенных общей темой ) .

Говоря о героинях своих поэм, Некрасов восклицал:

Пленительные образы!Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что нибудь прекрасное встречали.

Их имена забыться не должны.

Выбор темы также связан с событиями, глубоко пережитыми самим Некрасовым. В Сибирь на каторгу, был сослан друг Некрасова Н.Г.Чернышевский и сотни других людей.

1 ч. “Княгиня Трубецкая” (Екатерина Ивановна первая поехала к мужу в Сибирь) написана с опорой на “Записки декабриста” Розена (1870г.), Трубецкого-мужа и сына,опубликована в 1872г., с цензурными искажениями. Сам Некрасов приветствует ее именно за то, что:

Она другим дорогу проложила,

Она других на подвиг увлекла! (В этом году, как видите, поэме исполняется 143 года )

2 ч. “Княгиня М.Н.Волконская” написана в 1872 году, опубликована в 1873г. (Мария Николаевна отправилась в Сибирь вслед за кн. Трубецкой)написана по материалам “Записок М.Н.Волконской”.Некрасову было известно, что у сына Волконской хранятся записки его матери, и он очень хотел их прочесть. Задумав поэму, Некрасов настойчиво просил сына Волконской дать “Записки”, при этом ссылался на то, что данных у негоо Марии Николаевне гораздо меньше, чем о Трубецкой, и образ ее может выйти искаженным. Михаил Сергеевич Волконский после долгого отказа, в конце концов, согласился сам прочесть Некрасову записки матери. В течении нескольких вечеров Волконский читал «Записки», а поэт слушая, делал заметки и записи. «По нескольку раз в вечер, -вспоминает Волконский, -Некрасов вскакивал и со словами: «Довольно, не могу », бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».

По замыслу автора, предполагалась 3ч. - “Княгиня А.Г.Муравьева” (Александра Григорьевна была третьей женщиной-декабристкой). Аслександр Сергеевич Пушкин послал через нее к декабристам свое знаменитое «Послание в Сибирь» , в котором выразил горячую веру в грядущую свободу. Кто расскажет отрывок из послания?

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

2. Второй проект: Как Некрасов изобразил героев; кому выразил свои симпатии и антипатии .

Для выяснения начнем работ у с текстом поэмы. Домашнее задание было прочитать поэму .

Кто является главной героиней первой части? (героиней первой части является княгиня Трубецкая)

- С кем прощается княгиня Трубецкая? (она прощается с родными)

- Как провожает ее отец? ( Старый граф, отец Екатерины Ивановны, со слезами стелет медвежью полость в возок, который должен навсегда увезти из дому его дочь )

- Что говорит ему на прощанье героиня поэмы? Прочитайте 3 –ю строфу (О , Видит бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет, прости родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись – я дочь твоя !)

Подчеркните два основных слова на ктором держится поэма . Гордость и долг - вот два понятия, на которых держится поэма

Поэт каждую часть текста даёт в сравнении, что сравнивается, как он этого достигает? (сны и явь, балы, поездки за границу и явь, родной дом и тюрьма)

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? (долг и гордость)

- Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.

А кто стремится им помешать? (Царь и губернатор, выполняющий его волю).

Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц.Это спор, это противостояние, это борьба).

Что является центральным эпизодом этой части поэмы? (Встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором)

Почему губернатор так не хотел, чтобы княгиня ехала дальше? (Он получил строжайший приказ царя любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вследза мужем).

    • Чем заканчивается поэма о Трубецкой? (заканчивается сценой победы Трубецкой над губернатором)

Учитель: Николай первый, опасаясь, что благородный поступок жен декабристов вызовет к ним сочувствие в обществе, дал указание всячески мешать им в осуществлении их намерения. Жены декабристов в Иркутске должны были подписать особый документ, отказаться от всяких гражданских прав. Текст этого документа приводит в своих записках М.Н.Волконская (текст проецируется на экран)

« Вот содержание бумаги, которую я подписала:

§1. Жена, следуя за своим мужем, продолжая с ним супружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, т.е. будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльно-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого развратного, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания.

§2. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне.

§3.Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено... ».

Учитель: Некрасов не стремился к фотографической точности, к зарисовке исторического портрета «Декабрист о к». Для него «декабристки» -прежде всего передовые русские женщины.

Вопросы можно раздать в виде карточек или провести фронтальный опрос.

- Кто является героиней второй части поэмы? (героиней второй части поэмы является княгиня Волконская)

- Какой он показывает Волконскую в начале поэмы? (он показывает Волконскую юной и прекрасной девушкой « царицею бала » ) .

- От чего пришлось отказаться Марие Николаевне чтобы поехать в Сибирь? (отказалась от положения в свете, от богатого состояния, от всяких прав и привелегий даже от сына)

- Кто в Москве внушает бодрость и веру Марии Волконской в том, что ее подвиг не напрасен? Выразительно прочтите отрывок поэмы.

(Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин напутсвует ее прекрасными словами)

Идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

Пусть вас не смущают утраты!

Поверьте, душевной такой чистоты

Не стоит сей свет ненавистный!

Блажен, кто меняет его суеты

На подвиг любви бескорыстной!...

    • Как рисует в этом напутствии Некрасов образ Волконской? (он рисует благородный и светлый образ самой Марии Волконской)

      Правильно, с душевной чистотой и гордым терпеньем проявляют себя героини поэмы на всем протяжении своего трудного пути.

      Какие картины быта России проходят перед Трубецкой и Волконской в дороге? (в дороге перед ней как и перед Трубецкой, проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа)

      Как в поэме матери и жены провожают рекрутов в солдатскую службу? (горькими стонами, плачем они провожают рекрутов)

      Сравните проводы в содатскую службу в наше время с царским временем. (Мы провожаем братьев в армию всей семьей, с улыбкой. Устраиваем вечер, посиделки, праздничный ужин.)

      Сколько лет служили в царской армии, а сколько сейчас служат у нас? (В царской армии служили бессрочно, то есть всю жизнь, а внаше время всего год.)

      Как повлияли эти дорожные впечатления на на Волконскую? (они наполнили Волконскую негодованием против произвола царя)

      К кому она почувствовала сочуствие и любовь? (Она сочуствовала и полюбила русский народ).

      Исполнила ли Волконская свой долг перед мужем? (Да, она исполнила свой долг)

      Как вы думаете, каким героическим пафосом проникнута встреча с мужем, когда она, увидав мужа в оковах, целует их? (Она поцеловала оковы, потому что она поняла, что ее муж был патриотом своей родины, и эти оковы он носит не зря).

      Сделайте кластер. 1. Сравните образы Волконской и Трубецкой. В чем их схожесть. 2. Кластер поэмы.

княгиня Волконская

княгиня Трубецкая

Н.А.Некрасов

поэма-дилогия

    • Подведем вывод по второй задаче, Некрасов выразил свои симпатии народу, декабристам и декабристкам они настоящие герои поэмы, антипатии выразил царскому самодержавию и крепостничеству.

Учитель: По последнему третьему проекту. Какое место занимаетпоэма в современной литературе можем сказать, что поэма “Русские женщины” – одно из самых ярких произведений русской класической поэзии.

Восстание декабристов подавлено, но дело, которому они себя посвятили, не прошло бесследно. Ныне на Сенатской площади в Санкт-Петербурге стоит памятник декабристам , потому – что их след остался не только в истории но и в памяти народа. Так как история это и есть память народа. (показываю на слайде современно фото Сенатской площади)

І V . Подведение итогов урока.

    • Для подведения итогов урока и проверки прочности усвоенного материала предлагаю ответить на тест.

Тест.

1. Какова основная тема поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?

а) судьба декабристов,

б) величие и сила духа русской женщины-дворянки

в) рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск

г)попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа

2. Выделите идею (основную мысль) поэмы

а)трагическая судьба русской женщины,

б)обличение светского общества,

в) духовное величие русской женщины,

г)подвиг декабристов)

- Какая проблема звучит в тексте?

а) Проблема выбора, нравственной красоты, долга и чести, подвига

б ) проблему долга .

в) любовь

г) патриотических чувст

- Итак, мы полностью раскрыли тему урока “Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А.Некрасова “Русские женщины”.

Молодцы, вы усвоили тему и цели сегодняшнего урока. Спасибо за участие.

Выставляю оценки.

V . Домашнее задание. Инструктаж его выполнения . Подготовиться к анализу поэмы, выполнить творческие задания со стр. 124-125.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры