Александр романович беляев. Биография александра беляева

Главная / Измена мужа

Годы жизни: с 16.03.1884 по 06.01.1942

Советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы

Родился в Смоленске. Учился в Смоленской духовной семинарии. В 1901 году Александр окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом

Поступил в Ярославский Демидовский юридический лицей. По окончании (в 1906 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста, одновременно начал публиковать в газетах театральные рецензии. Первая художественная публикация - детская пьеса «Бабушка Мойра» в 1914 году, тогда же попробовал себя в качестве режиссера.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе.

В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку.

В 1923 году Беляев переезжает в Москву. Там он начинает серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах, со временем заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 году публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела» и с этого момента становится известен как писатель-фантаст.

последующие годы он печатает множество рассказов и повестей, а такжероманы «Человек-амфибия» (1928), «Властелин мира» (1929), «Человек, потерявший свое лицо» (1929), которые сыграли значительную роль в формировании гуманистических традиций отечественной фантастики. Более поздние произведения Беляева, за исключением его последнего романа «Ариэль» (1941), представляют из себя маловыразительную смесь политических агиток и научных идей, что объясняется в значительной степени жёстким идеологическим прессингом, под которым приходилось существовать в те годы всем литераторам.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода.

В названии романа Звезда КЭЦ, КЭЦ являются инициалами Константина Эдуардовича Циолковского.

Обстоятельства смерти «советского Жюля Верна» - Александра Беляева до сих пор остаются загадкой. Скончался писатель в оккупированном городе Пушкине в 1942 году, не очень понятно только, как и почему это произошло. Одни утверждают, что Александр Романович умер от голода, другие считают, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе.

Памятник фантасту на Казанском кладбище Царского Села стоит вовсе не на могиле писателя, а в месте предполагаемого его захоронения.

Награды писателя

В 1990 году секцией научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР учреждена , присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения.

Библиография

Экранизации произведений, театральные постановки

1961 - «Человек-амфибия»
1967 - «Продавец воздуха»
1984 - «Завещание профессора Доуэля»
1987 - «Остров погибших кораблей»
1992 - «Ариэль»
1994 - «Дожди в океане»
2004 - «Человек-амфибия» - четырёхсерийный телефильм
2010 - «Охота на Большую Медведицу»

Обстоятельства смерти «советского Жюля Верна» - Александра Беляева до сих пор остаются загадкой. Скончался писатель в оккупированном городе Пушкине в 1942 году, не очень понятно только, как и почему это произошло. Одни утверждают, что Александр Романович умер от голода, другие считают, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе.


Умирать - так вместе

Разговор с дочерью «советского Жюля Верна» мы начали с «дооккупационного» периода.

- Светлана Александровна, а почему вашу семью не эвакуировали из Пушкина до того, как в город вошли немцы?

У отца много лет был туберкулез позвоночника. Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете. Он был настолько слаб, что об отъезде не могло быть и речи. В городе была специальная комиссия, которая в то время занималась эвакуацией детей. Предлагал вывезти и меня, но и от этого предложения родители отказались. В 1940 году у меня начался туберкулез коленного сустава, и войну я встретила в гипсе. Мама часто повторяла тогда: «Умирать - так вместе!».

- По поводу смерти вашего отца до сих существует довольно много версий:

Папа умер от голода. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Каждый день ей давали котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу этого оказалось недостаточно.

- Некоторые исследователи полагают, что Александр Романович просто не вынес ужасов фашистской оккупации…

Не знаю, как все это переживал отец, но мне было очень страшно. Казнить без суда и следствия в то время могли любого. Просто за нарушение комендантского часа или по обвинению в краже. Больше всего мы волновались за маму. Она часто ходила на нашу старую квартиру, чтобы забрать оттуда какие-нибудь вещи. Ее могли бы запросто повесить, как квартирную воровку. Виселица стояла прямо под нашими окнами.

А правда, что немцы не дали вам с матерью даже похоронить Александра Романовича?

Папа умер 6 января 1942 года. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь, и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству. Многих людей в то время просто засыпали землей в общих рвах, за отдельную же могилу нужно было платить. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Гроб с телом положили в склеп на Казанском кладбище и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас.

Смерть рядом с «Янтарной комнатой»

Памятник фантасту на Казанском кладбище Царского Села стоит вовсе не на могиле писателя, а в месте предполагаемого его захоронения. Подробности этой истории раскопал бывший председатель краеведческой секции города Пушкина Евгений Головчинер. Ему в свое время удалось отыскать свидетельницу, присутствовавшую на похоронах Беляева. Татьяна Иванова с детства была инвалидом и всю жизнь прожила при Казанском кладбище.

Она-то и рассказала, что в начале марта 1942 года, когда земля уже стала понемногу оттаивать, на кладбище начали хоронить людей, лежавших в местном склепе еще с зимы. Именно в это время вместе с другими был предан земле и писатель Беляев. Почему она это запомнила? Да потому что Александра Романовича хоронили в гробу, которых в Пушкине к тому моменту осталось только два. В другом был погребен профессор Чернов. Татьяна Иванова указала и место, в котором были закопаны оба этих гроба. Правда, с ее слов выходило, что могильщик все-таки не сдержал своего обещания похоронить Беляева по-людски, он закопал гроб писателя в общий ров вместо отдельной могилы.

Куда более интересным кажется вопрос, отчего же все-таки умер Александр Беляев . Публицист Федор Морозов считает, что смерть писателя вполне могла быть связана с тайной Янтарной комнаты. Дело в том, что последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев еще до войны многим рассказывал о своем новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки. С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно. Во всяком случае, никаких документов в архивах гестапо пока обнаружить не удалось. А вот ответ на вопрос, могли ли Беляева убить из-за его интереса к Янтарной комнате, кажется не таким уж сложным. Достаточно вспомнить, какая участь постигла многих исследователей, которые пытались отыскать чудесную мозаику.

P.S. Александр Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске, в семье православного священника. В детстве увлекался романами Жюля Верна и Герберта Уэллса, играл в путешествия по неведомым странам. Окончив в 1906 году Демидовский юридический лицей в Ярославле, занялся адвокатской деятельностью. В 1914 году оставляет юриспруденцию ради литературы и театра. Трижды был женат, в последний раз сочетался браком в 1923 году с Маргаритой Магнушевской, с которой и прожил до конца своих дней. Автор более 70 научно-фантастических и приключенческих произведений. Самые известные из них: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Продавец воздуха», «Звезда КЭЦ».

В своих научно-фантастических романах Александр БЕЛЯЕВ предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в "Звезде КЭЦ" изображен прообраз современных орбитальных станций, в "Человеке-амфибии" и "Голове профессора Доуэля" показаны чудеса трансплантологии, в "Вечном хлебе" - достижения современной биохимии и генетики.
Он обладал огромным воображением и умел смотреть далеко в будущее, благодаря чему великолепно живописал людские судьбы в необычных, фантастических обстоятельствах. Одного Александр Беляев не мог предвидеть - какими будут его собственные последние дни. Если о жизни писателя биографам известно почти все, то обстоятельства смерти "советского Жюль Верна" до сих загадочны.
Место его захоронения - тоже тайна. Ведь памятная стела на Казанском кладбище Царского Села (бывший Пушкин. - К.Г.) установлена лишь на предполагаемой могиле.


Три дня подряд через Пушкин нескончаемой вереницей тянулись отступающие части Красной Армии. Последний грузовик с нашими солдатами проехал 17 сентября 1941 года, а к вечеру в городе появились немцы. Их было настолько мало, что 12-летняя Света, рассматривающая вражеских солдат через окошко, даже растерялась немного. Ей было непонятно, почему непобедимая Красная Армия удирает от небольшой группы автоматчиков? Девочке казалось, что их можно было прихлопнуть в два счета. Тогда она еще не знала, что всего через три месяца война убьет ее папу - знаменитого советского фантаста Александра Беляева. А остальные члены семьи потом лет 15 будут мотаться по лагерям и ссылкам. Однако разговор с дочерью "советского Жюля Верна" мы начали все же с другой темы.

В детстве любил качать на ноге чертей

Светлана Александровна, расскажите, пожалуйста, как познакомились ваши родители?
- Это случилось в Ялте, в конце 20-х годов. Мамина семья довольно долго жила в этом городе, а папа приехал туда в 1917 году на лечение. В те годы у него уже начался туберкулез позвоночника, который на три с половиной года уложил его в гипсовую постель. Позднее он напишет, что именно в этот период успел передумать и перечувствовать все, что может испытать "голова без тела". Впрочем, болезнь отца не помешала ни их знакомству, ни развитию отношений.

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА: довоенные годы были самыми счастливыми

Когда врачи сделали для папы специальный корсет, мама помогала ему заново учиться ходить. А ее любовь окончательно поставила его на ноги. Кстати, до знакомства с мамой у папы была другая жена по имени Верочка. Когда он заболел тяжелым плевритом и лежал с высокой температурой, Верочка ушла от него, заявив, что не для того выходила замуж, чтобы стать сиделкой.
- А о своем детстве папа что-нибудь рассказывал?
- Он немного, но большинство этих историй я помню очень хорошо. Особенно мне нравилась история про чертика. Папа ведь вырос в семье священника, и в детстве няня часто ругала его за привычку класть ногу на ногу. "Нечего нечистого качать!" - говорила женщина в сердцах. Папа всегда слушался няню, но, как только она выходила из комнаты, тут же закидывал ногу на ногу, представляя, что на кончике его ноги сидит маленький симпатичный чертик. "Пусть покачается, пока няня не видит", - думал он.
Вечером, когда мама с бабушкой шли подышать свежим воздухом, мы оставались дома вдвоем. И он придумывал для меня всякие невероятные истории. Скажем, про хвостатых людей, которые раньше жили на земле. Хвосты у них не гнулись, и, перед тем как сесть, они всегда сверлили в земле дырочку для хвоста. Помню, я довольно долго верила этому. А еще незадолго до войны он обещал мне написать детскую сказку - про меня и моих друзей по двору. Жаль, что не успел.

С покойника мародеры сняли костюм

Из воспоминаний Светланы Беляевой: "Заняв город, немцы стали ходить по дворам, искать русских солдат. Когда они зашли к нам домой, я по-немецки ответила, что мама и бабушка ушли к врачу, а папа вовсе не солдат, а известный советский писатель, но встать он не может, потому что сильно болен. Это известие не произвело на них особого впечатления".
- Светлана Александровна, а почему вашу семью не эвакуировали из Пушкина до того, как в город вошли немцы?
- Отец уже много лет был тяжело болен. Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете, да и то на небольшие расстояния. Сил хватало, чтобы умыться и иногда поесть за столом. Остальное время папа наблюдал течение жизни с высоты… собственной кровати. К тому же незадолго до войны ему сделали операцию на почках. Он был настолько слаб, что об отъезде не могло быть и речи. Союз писателей, который в то время занимался эвакуацией писательских детей, предлагал вывезти меня, но и от этого предложения родители отказались. В 1940 году у меня начался туберкулез коленного сустава, и войну я встретила в гипсе. Мама часто повторяла тогда: "Умирать, так вместе!" Однако судьбе было угодно распорядиться иначе.

СВЕТА БЕЛЯЕВА: такой дочь писателя встретила войну

По поводу смерти вашего отца до сих существует довольно много версий. От чего все-таки он умер?
- От голода. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Если нужно что-то было, мама или бабушка шли на рынок и просто покупали продукты. Словом, когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты, которую нам подарили знакомые. Капуста, помню, была противная на вкус, но мы все равно были очень рады. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Она попросилась на кухню - чистить картошку. За это каждый день давали ей котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу в его положении этого оказалось недостаточно. Он стал пухнуть от голода и в конце концов умер…
- Некоторые исследователи полагают, что Александр Романович просто не вынес ужасов фашистской оккупации.
- Не знаю, как все это переживал отец, но мне было очень страшно. Никогда не забуду повешенного на столбе мужчину с табличкой на груди: "Судья - друг евреев". Казнить без суда и следствия в то время могли любого. Больше всего мы волновались за маму. Она часто ходила на нашу старую квартиру, чтобы забрать оттуда какие-нибудь вещи. Если бы ее поймали за этим занятием, то могли бы запросто повесить, как воровку. Причем виселица стояла прямо под нашими окнами, и отец каждый день видел, как немцы казнили ни в чем не повинных жителей. Может, у него и вправду не выдержало сердце…

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ С ЖЕНОЙ МАРГАРИТОЙ И ПЕРВОЙ ДОЧКОЙ: смерть маленькой Людочки стала первым большим горем в семье фантаста

Слышал, немцы не дали вам с матерью даже похоронить Александра Романовича...
- Папа умер 6 января 1942 года, но отвезти его на кладбище удалось не сразу. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству, и мама каждый день ходила его навещать. Через несколько дней кто-то снял с папы костюм. Так он и пролежал в одном белье, пока его не забрал могильщик. Многих людей в то время просто засыпали землей в общих рвах, за отдельную же могилу нужно было платить. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Правда, сразу сказал, что рыть могилу в мерзлой земле не будет. Гроб с телом положили в кладбищенскую часовню и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, нам не суждено было этого дождаться: 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас.

Немцы над ними смеялись, а русские ненавидели

Почему вы попали в специальный лагерь, где содержались русские "иностранцы"?
- Иностранные корни мне достались от бабушки по материнской линии. Перед самой войной меняли паспорта, и бабушке почему-то решили изменить национальность. В результате она из шведки превратилась в немку. А за компанию в немки записали и маму, несмотря на русские имя и фамилию. Я отлично помню, как они весело смеялись, вернувшись домой. Кто же знал тогда, что банальная ошибка паспортистки может обернуться лагерным сроком.
Когда в Пушкин пришли немцы, они сразу зарегистрировали всех "фольксдойчей". В середине февраля 1942 года мы оказались в одном из лагерей в Западной Пруссии. Из СССР нас увозили, якобы спасая от советской власти, а потом почему-то посадили за колючую проволоку. Кормили так плохо, что очень скоро мы стали есть даже траву и одуванчики. По воскресеньям местные жители приходили поглазеть на нас, как на животных в зоопарке. Это было невыносимо…

МАРГАРИТА БЕЛЯЕВА С ДОЧЕРЬЮ СВЕТОЙ: вместе прошли фашистские лагеря и советскую ссылку

Весь этот кошмар должен был закончиться для вас не позднее 9 мая 1945 года.
- Последний лагерь, в котором мы сидели, находился в Австрии, но беды не закончились для нашей семьи, даже когда страна капитулировала. Начальник лагеря сбежал. И вот в город вошли советские танки. Многие из заключенных кинулись их встречать. Кричали на ходу: "Наши идут!" Вдруг колона остановилась, из головной машины вылез командир и сказал: "Жалко, мы к вам до капитуляции не попали, всех бы вас к чертовой матери передавили!" Дети и старики стояли как громом пораженные, пытаясь понять, чем они так не угодили воинам-освободителям. Советские солдаты, видимо, приняли нас за немцев и готовы были всех смешать с землей.
Родина встретила нас лагерями, где мы пробыли 11 лет. Позже я случайно узнала, что в Алтайский край нас отправили на несколько месяцев раньше, чем был подписан соответствующий приказ. То есть людей посадили "на всякий случай".
- Как вам удалось вернуться из ссылки?
- В конце 60-х был издан двухтомник Александра Беляева, за который маме заплатили 170 тысяч рублей. Огромные по тем временам деньги, благодаря которым мы смогли перебраться в Ленинград. Первым делом бросились искать папину могилу. Оказалось, что могильщик сдержал свое слово. Правда, он похоронил отца не совсем в том месте, о котором мама с ним договаривалась. Сегодня на могиле отца стоит стела из белого мрамора с надписью: "Беляев Александр Романович - писатель-фантаст".

Последнее пристанище - в братской могиле

Первый же работник Казанского кладбища Царского Села, которого мы попросили показать стелу из белого мрамора, с готовностью откликнулся на нашу просьбу. Оказалось, памятник фантасту стоит вовсе не на могиле писателя, а на месте предполагаемого захоронения. Подробности его погребения выяснил бывший председатель краеведческой секции города Пушкина Евгений Головчинер. Ему в свое время удалось отыскать свидетельницу, присутствовавшую на похоронах Беляева.

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ: любил дурачиться назло всем болезням

Татьяна Иванова с детства была инвалидом и всю жизнь свою прожила при Казанском кладбище - присматривала за могилками и цветочки выращивала на продажу.
Она-то и рассказала, что в начале марта 1942 года, когда земля уже стала понемногу оттаивать, на кладбище начали хоронить людей, лежавших в местной часовне еще с зимы. Именно в это время вместе с другими был предан земле и писатель Беляев. Почему она это запомнила? Да потому, что Александра Романовича хоронили в гробу, которых в Пушкине к тому моменту осталось только два. Татьяна Иванова указала и место, в котором были закопаны оба этих гроба. Правда, с ее слов выходило, что могильщик все-таки не сдержал своего обещания похоронить Беляева по-людски - закопал гроб писателя в общий ров вместо отдельной могилы.
И хотя назвать точное место, где покоится прах Александра Романовича, сегодня не может никто, знающие люди говорят, что "русский Жюль Верн" лежит в радиусе 10 метров от мраморной стелы.

За всеми своими произведениями стоит страстное желание писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности. За свою творческую жизнь Александр Беляев написал 17 романов, около ста рассказов, множество очерков, статей и повестей.

Александр Романович Беляев родился 16 марта 1884 года в Смоленске, его отец был священником. В семье кроме Александра было еще двое детей, но их судьба была трагичной. Сестра Нина умерла еще в детском возрасте от саркомы, а брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул.Отец мечтал, чтобы сын продолжил духовную карьеру и отправил его на учебу в Смоленскую семинарию, где Александр пробыл 7 лет и закончил ее в 1901 г. Продолжать религиозное образование Александр отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, чтобы стать юристом. Вскоре отец умер, средств в семье было мало и на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработка. Александр давал уроки, играл на скрипке в оркестре цирка и рисовал театральные декорации. Значительная часть жизни Александра Беляева оказалась связанной с театром, который он любил с самого детства. Сам Александр мог выступать и в роли драматурга, и режиссера, и актера. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался популярностью и гастролировал по городу и по его окрестностям. Однажды, когда в Смоленск прибыла московская труппа, которой руководил Станиславский, Александру Беляеву удалось сыграть вместо заболевшего артиста в нескольких спектаклях. Александр сыграл очеь хорошо, успех был полным и Константин Станиславский даже предложил Беляеву остаться в его труппе, однако Александр по неизвестным причинам отказался. Закончив обучение в Демидовском лицее, Александр Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и достаточно скоро приобрел известность, как хороший юрист. У него образовалась своя постоянная клиентура, появились деньги. Александр снял хорошую квартиру, приобрел неплохую коллекцию картин, собрал большую библиотеку. Появилась возможность путешествовать за границей. Беляев побывал во Франции и Италии.

Но жизнь уготовила ему тяжелые испытания. В возрасте тридцати пяти лет Беляев заболел плевритом, затем болезнь дала осложнения и у Александра развился паралич ног и туберкулез позвоночника. От Беляева ушла жена, не захотевшая ухаживать за больным мужем. Александр с матерью и старой няней едет на лечение в Ялту, где в больнице он начал писать стихи. В 1919 году умирает его мать, тяжело больной Беляев не может даже проводить еёв последний путь. В 1921 году Александр всё-таки встаёт на ноги, постепенно наступает некоторое улучшение.

Чтобы хоть как-то прожить, Александру необходимо было искать работу. Сначала Беляев становится воспитателем в детском доме, затем он работает на должности инспектора уголовного розыска, позже уходит работать в библиотеку. Жизнь в Ялте складывалась очень тяжело и Беляев с помощью своих знакомых перебирается в Москву, где устраивается на работу юристконсультом. В свободное время он начинает заниматься литературой, вскоре в газете "Гудок" стал печататься с продолжением его первый рассказ "Голова профессора Доуэля"(1925). Позже рассказ был принят в журнал "Всемирный следопыт". В Москве Александр Беляев прожил до 1928 г. За это время им были написаны такие произведения, как "Остров погибших кораблей", "Последний человек из Атлантиды", "Человек-амфибия", "Борьба в эфире" и другие. Писал Александр не только под своим собственным именем, но и использовал псевдонимы А.Ром и Арбел. В 1928 г. Беляев переезжает в Ленинград, где занимается теперь исключительно литературой. Там вскоре им были написаны "Властелин мира", "Подводные земледельцы", "Чудесный глаз", а также рассказы из серии "Изобретения профессора Вагнера". Но болезнь опять дала знать о себе и Александру пришлось переехать из дождливого и прохладного Ленинграда в более теплый Киев. Но там возникли препятствия для творчества, так как рукописи принимали только на украинском языке и приходилось их пересылать в Москву или Ленинград.

1930 год оказался для писателя трагичным. Вначале от менингита умерла его шестилетняя дочь, затем рахитом заболела вторая, а вскоре и его собственная болезнь начала прогрессировать. В итоге в 1931 г. пришлось вернуться в Ленинград. В 1932 году Александр поехал работать в Мурманск, чтобы плавать на рыболовном траулере. И не для романтики или новых впечатлений, а чтобы элементарно заработать на хлеб. Перед войной Александр Беляев перенес очередную операцию, поэтому отказался отправляться в эвакуацию в первые дни войны. Город Пушкин, где жил в последние годы Беляев, был оккупирован гитлеровцами. 6 января 1942 г. писатель умер от голода.Всю свою жизнь Александр Беляев интересовался вопросами человеческой психики, связи человеческого мозга с телом, с жизнью души.

За всеми своими произведениями стоит страстное желание писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности. За свою творческую жизнь Александр Беляев написал 17 романов, около ста рассказов, множество очерков, статей и повестей.

ДРУГОЙ ВАРИАНТ БИОГРАФИИ

А.Беляев родился в Смоленске, в семье священника, в которой царила атмосфера крайней набожности. Родители были людьми глубоко верующими, склонными оказывать благотворительность бедным родственникам и богомольцам, отчего в доме всегда было много народа. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке. В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения. В играх и увлечениях мальчик был необуздан, поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам.

По желанию отца Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он и закончил в 1901 г., однако продолжать религиозное образование юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь стать юристом. Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены, на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработать - Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

А.Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка; он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, мог самозабвенно музицировать часами. Еще одной "забавой" были занятия фотографией, причем в самом эксцентричном варианте - съемках "фотографий ужасов" (так существовал сделанный им снимок "человеческая голова на блюде в синих тонах"). Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане.

Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, который он любил с детства. Сам он мог выступать и драмотургом, и режисером, и актером. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях. Успех был полным, К.Станиславский даже предложил А.Беляеву остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.

В жизни А.Беляева определенную роль играли мистические совпадения. Один случай оказался трагическим: как-то, находясь в гостях у дяди, будущий писатель в компании родственников отправился покататься на лодке. Не поехал с ними только брат Вася. Перед тем как сесть в лодку, Александр захватил с обой кусок глины, из которого стал лепить голову - случайные черты оказались исключительно похожи на лицо оставшегося на берегу брата, а вот выражение лица оказалось каким-то застывшим, неживым. С досады Александр бросил слепок в воду, и в тот же момент почувствовал беспокойство. Он заторопился на берег, утверждая - с Васей что-то случилось. Остальные вернулись вместе с ним. У дома заплаканная тетя сообщила, что Вася утонул, причем как оказалось, произошло это именно в тот момент, когда в воду был брошен слепок. Случившееся произвело на всех странное и ужасное впечатление.

По окончанию Демидовского лицея А.Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В возрасте тридцати пяти лет А.Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его покинула, сказав, не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, А.Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там в больнице он начал писать стихи. Постепенно наступило некоторое улучшение.

Библиография:

Беляева С. Звезда мерцает за окном... - в сб.Фантастика-84. // М.: Мол.гвардия, 1984, с.312-347

Александр Романович Беляев (1884-1942) - русский писатель, один из основоположников отечественного научно-фантастического романа; с 1942 по 1965 Александр Беляев не издавался.

Известные произведения Беляева: романы "Голова профессора Доуэля" (1925), "Человек-амфибия" (1928), "Властелин мира" (1929), "Борьба в эфире" (1928), "Прыжок в ничто" (1933), "Звезда КЭЦ" (1936), "Чудесное око" (1935), "Лаборатория Дубльвэ" (1938), "Под небом Арктики" (1938) и др.

Сын священника, учился в духовной семинарии, затем на юридическом факультете университета и одновременно в консерватории. Некоторое время работал в театре под руководством К.С.Станиславского, был присяжным поверенным, милиционером, скрипачом в цирковом оркестре, заведующим библиотекой, театральным декоратором, редактором городской газеты, воспитателем детского дома и юрисконсультом.

Печатался с 1910. С середины 1920-х годов, заболев туберкулезом позвоночника, занимался исключительно литературной деятельностью, став одним из основоположников жанра научной фантастики в отечественной литературе. В 1925 были опубликованы первый рассказ Беляева Голова профессора Доуэля (1925; переработан в роман в 1937) и его первая повесть Последний человек из Атлантиды. Эти и последующие произведения Беляева неизменно выходили за пределы специфически-научных прозрений к острым проблемам социального бытия, ответственности ученого и судеб гуманистических ценностей в технологизированном мире, населенных яркими и необычными людьми, увлекающих динамичным развертыванием авантюрно-приключенческого сюжета, впечатляющими картинами прошлого и будущего, проникнутых теплым юмором. Таковы, в частности, романы Остров погибших кораблей (1926; окончательная редакция 1937), Над бездной (1927), Вечный хлеб, в котором несправедливо устроенное общество делает изобретение ученого причиной всемирной катастрофы; Человек-амфибия, Борьба в эфире (все 1928), Продавец воздуха, Властелин мира (оба 1929), в которых ученые пытаются сделать свои изобретения орудиями власти или наживы; Прыжок в ничто (1933), живописующий бегство супербогачей в космическое пространство от торжествующего на планете Земля коммунизма; Ариэль (1941) – о человеке, способном летать, как птица.

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ С ЖЕНОЙ МАРГАРИТОЙ И ПЕРВОЙ ДОЧКОЙ

Черты памфлета, утопии и антиутопии сочетаются в произведениях Беляева с плодотворными научно-техническими предвидениями (многие из которых уже сбылись), в частности, в романах: Подводные земледельцы (1930), Чудесное око (1935), Звезда «КЭЦ» (1936; посвящена К.Э.Циолковскому), Лаборатория Дубльвэ и Под небом Арктики (оба 1928). Светлую тональность творчеству Беляева придает не только технократический оптимизм, но и свойственный определенному пласту отечественной литературы 1920–1930-х годов (А.С.Грин, П.Д.Коган) романтический настрой, планетарная масштабность мировосприятия, просветительская идеализация человека и мощи его фантазии, разума и воли.

Беляев оставил также сценарий фильма Когда погаснет свет, цикл очерков о деятелях русской науки, статьи по теории научно-фантастического жанра. Долголетней популярностью пользуется созданный по одноименному роману Беляева художественный фильм Человек-амфибия (1962; реж. Г.С.Казанский, В.А.Чеботарев).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры