Анализ состояния налога на прибыль. Анализ налога на прибыль организации на примере ООО «Строймагнат

Главная / Измена мужа

Налог на прибыль

Определение 1

Налог на прибыль – это прямой налог, взимаемый с прибыли организации, компании, предприятия, банка, страховой организации и так далее.

Налог на прибыль является одним из весомых налогов в общей доли поступлений в бюджет Российской Федерации. Он составляет значимую часть бюджета не только государства, но и самой организации, являющейся налогоплательщиком налога на прибыль.

Для снижения своего налогового бремени организации необходимо использовать налоговые льготы по налогу, предоставляемые государством. На протяжении последних лет замечено нестабильное поступление налогов, как в Федеральный бюджет, так и в региональный бюджет. Это связано с ухудшением экономической ситуации в стране.

Замечание 1

Налог на прибыль предусмотрен гл. 25 НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации), вступившей в силу с 1 января 2002 года.

Величина налога на прибыль напрямую зависит от конечного финансового результата деятельности организации. Из этого следует, что для целей исчисления налога на прибыль, объектом налогообложения является прибыль, возникающая в случае, когда доходы превысили расходы.

Ставка налога на прибыль

Базовая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, кроме иных случаев, предусмотренных НК РФ.

Ставка 20% разделяется по уровням бюджета:

    3% идет в федеральный бюджет, а 17% зачисляется в бюджет субъектов.

    Такое распределение установлено на период с 2017 до 2020 года. До 2017 года ставка налога в размере 20% распределялась следующим образом:

    2% - поступало в федеральный бюджет, а 18% - в региональный.

    Однако, для отдельных налогоплательщиков устанавливают пониженные ставки по налогу на прибыль, но не ниже 13,5%.

Налог на прибыль организаций наибольшее влияние оказывает на бюджеты субъектов федерации, так как на данный уровень бюджета уходит 18% от общей суммы налога, рассчитанной по ставке 20%. Но учитывая, что с 2017 года этот показатель снизился до 17%, то можно ожидать увеличение поступлений в федеральный бюджет.

Анализ поступлений налога на прибыль в различные уровни бюджета РФ

Возьмем для анализа поступления налога на прибыль 2015 – 2016 годы.

  • Консолидированный бюджет РФ составил в 2015 году - 2 372 842 854 рублей.
  • Федеральный бюджет РФ составил в 2015 году - 47456857,08 рублей. В 2015 году Федеральный бюджет РФ составлял – 2 %.
  • Бюджеты субъектов федерации - 427111713,7 рублей. В 2015 году бюджеты субъектов федерации составляли – 18 %.

    Консолидированный бюджет РФ составил в 2016 году - 2 598 848 206 рублей.

  • Федеральный бюджет РФ составил в 2016 году - 51976964,12 рублей. В 2016 году Федеральный бюджет РФ составлял – 2 %.
  • Бюджеты субъектов федерации - 467792677,1 рублей. В 2016 году бюджеты субъектов федерации составляли – 18 %.

Изменение за период 2015 – 2016 годов составило:

  • Консолидированный бюджет РФ составил – 226005352 рублей.
  • Федеральный бюджет РФ составил в 2015 году - 4520107 рублей.
  • Бюджеты субъектов федерации - 40680963 рублей.

Замечание 2

В процентном соотношение поступление налога на прибыль за 2016 год увеличилось на 9,52 % по сравнению с 2015 годом. Следовательно, государство может в большем объеме осуществлять целевое финансирование различных сфер жизни общества. Однако учитывая сложную экономическую ситуацию в стране государству необходимо разработать стратегию для защиты малых, средних, а также социально значимых предприятий.

Для этого государство создает различные льготы для предприятий, которые нуждаются в поддержке. В настоящее время разработано множество методов, позволяющих достигать разумных объемов налоговых платежей.

Введение 3

1. Значение расчетов предприятия с бюджетом по налогам 5

1.1 Понятие и значение бюджета 5

1.2 Основные источники доходов бюджета 8

1.3 Виды налогов уплаченных предприятием в бюджет 12

1.4 Порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество 14

2. Анализ расчетов с бюджетом на примере ООО «Олеся» 17

2.1 Анализ налогооблагаемой прибыли 17

2.2 Анализ расчета налога на прибыль 19

2.3 Анализ налога на имущество предприятия 25

Заключение 31

Список литературы 33

Приложения 34

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что у любого предприятия в процессе финансово - хозяйственной деятельности возникают расчетные обязательства по налогам с бюджетом. Предприятия, организации и учреждения независимо от своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее, сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера.

Расчеты с бюджетом осуществляется в рамках взаимоотношений между коммерческой организацией и налоговой системой государства. Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке. Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов. Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших в деловой жизни российских экономических субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента организации обращено на контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания штрафов, пеней и иных санкций, а затем - на возможности легального снижения налоговых выплат (налоговое планирование).

Целью курсовой работы является анализ расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Задачи курсовой работы:

    раскрыть понятие и значение бюджета;

    охарактеризовать основные источники доходов бюджета;

    рассмотреть виды налогов, уплачиваемых в бюджет;

    исследовать порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество;

    провести анализ расчетов с бюджетом на примере предприятия.

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих специалистов в области налогообложения, финансов, нормативные акты по изучаемой проблеме, а также данные текущего учета, бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.

Объектом исследования является ООО «Олеся». Предметом исследования выступают расчеты организации с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество.

1. Значение расчетов предприятия с бюджетом по налогам

1.1 Понятие и значение бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget - сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле - основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего - бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач - структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий - возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета. Бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т. п.

Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя, следует сказать, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике не рыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

Таким образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

1.2 Основные источники доходов бюджета

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Следующий вид доходов бюджетов - неналоговые доходы, к которым относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а
    также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том
    числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации,
    ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    иные неналоговые доходы.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных
    средств на счетах в кредитных организациях;

    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в
    государственной или муниципальной собственности, под залог или в
    Доверительное управление;

    средства от возврата государственных кредитов, бюджетных
    кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;

    плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных
    (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или
    дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее
    субъектам или муниципальным образованиям;

1.3 Виды налогов уплаченных предприятием в бюджет

Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

В структуру налогов РФ в соответствии со ст. 12 НК РФ входят:

    федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ);

    региональные налоги и сборы (ст. 14 НК РФ);

    местные налоги и сборы (ст. 15 НК РФ),

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

Акцизы (гл. 22 НК РФ);

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

Водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов. Законодательные органы определяют налоговые ставки в соответствии с НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности. Кроме того, региональный законодатель правомочен также вводить налоговые льготы и основания их предоставления налогоплательщику. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами.

Региональные налоги и сборы включают:

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Специальными налоговыми режимами являются:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги включают:

Налог на имущество физических лиц;

Земельный налог (гл. 31 НК РФ).

1.4 Порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество

Налог на прибыль - один из самых значимых налогов. Ведь база, с которой он уплачивается, является, пожалуй, самой большой. Если неправильно рассчитать налог, то предприятие может переплатить в бюджет существенные суммы либо занизить платеж, за что налоговая инспекция наложит штраф.

Объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком (П):

Д - доходы организации, руб.;

Р - расходы организации, руб.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является год; отчетным периодом может быть или квартал, или месяц.

Расчет налога на прибыль производится нарастающим итогом с начала налогового периода (года) до окончания отчетного периода (квартала, месяца)

Н пр = П * Спр / 100 – Нпр-1

где П - налоговая база (прибыль) по налогу на прибыль

Спр - ставка налога на прибыль,

Нпр-1 - налог на прибыль, начисленный в предыдущий отчетный период, руб.;

Ставка налога на прибыль установлена в размере 24%.

Налоговая база (прибыль) для исчисления налога на прибыль (П) определяется следующим образом:

П = Д - Р = Др – Рр + Двн - Рвн

где Д р - доходы от реализации товаров

Д вн - внереализационные доходы,

Рр - расходы, связанные с реализацией

Рвн - внереализационные расходы.

2. Анализ расчетов с бюджетом на примере ООО «Олеся»

2.1 Анализ налогооблагаемой прибыли

ООО «Олеся» производит собственную продукцию и торгует оптом покупными товарами. Обособленных подразделений у организации нет. Организация уплачивает ежеквартальные и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Сумма авансового платежа по налогу на прибыль, причитающаяся к уплате в бюджет за 9 месяцев 2006 г., исчислена в сумме 720 800 руб. Авансовые платежи на IV квартал начислены в сумме 230 900 руб. Таким образом, сумма авансовых платежей, начисленных в 2006 г., - 951 700 руб. (720 800 руб. + 230 900 руб.).

Доходы, полученные организацией за 2006 г., представлены в табл.1.

Таблица 1

Доходы ООО «Олеся» за 2006 год

Расходы организации, на которые можно уменьшить доходы, представлены в табл.2.

Таблица 2

Расходы ООО «Олеся» за 2006 год

В сентябре 2006 г. ООО «Олеся» реализовало автомобиль. От сделки получен убыток в сумме 60 200 руб. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль за 2006 г. организация может на сумму 22 575 руб.

Поскольку убыток от реализации амортизируемого имущества учитывается в целях налогообложения в порядке, изложенном в п. 3 ст. 268 НК РФ, бухгалтер должен заполнить декларацию по налогу на прибыль в следующей последовательности - Приложения № 3, 1 и 2 к листу 02, лист 02, подраздел 1.1 разд. 1, титульный лист. Порядок заполнения декларации представлен в следующем пункте работы.

Расчет налогооблагаемой прибыль представлен в п.2.3 данной работы.

2.2 Анализ расчета налога на прибыль

Данные о расчетах с бюджетом по налогу на прибыль представлены в табл.3.

Таблица 3

Динамика налоговых платежей по налогу на прибыль ООО «Олеся» за 2005-2006гг.

Данные таблицы 3 показывают, что за два года произошло увеличение общей суммы уплачиваемых налогов на 173,9 тыс. руб. Налоговые платежи по налогу на прибыль при этом выросли на 318,6 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением налогооблагаемой базы. Доля налога на прибыль в общей сумме налогов предприятия составляет 61,3% в 2005г. и 69,4% в 2006г.

Рассмотрим пример расчета налога на прибыль и заполнение декларации по налогу на прибыль за 2006г .

Приложение № 3 к листу 02

По строке 010 отражается количество сделок по реализации амортизируемого имущества в налоговом периоде - 1, по строке 020 из этого количества указывается число операций, совершенных с убытком, - 1.

После Приложения № 3 заполняется Приложение № 1 к листу 02.

Приложение № 1 к листу 02

По строке 011 указывается выручка от реализации товаров собственного производства - 18 158 000 руб., а по строке 012 - выручка от реализации покупных товаров - 8 435 000 руб.

По строке 100 указывается сумма внереализационных доходов, полученная в 2006 г.:

17 000 руб. + 72 000 руб. = 89 000 руб.

После Приложения № 1 заполняется Приложение № 2 к листу 02.

Приложение № 2 к листу 02

Первой в Приложении № 2 заполняется строка 010. Чтобы ее заполнить, нужно рассчитать сумму прямых расходов, относящихся к реализованной продукции собственного производства.

Сумма прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров собственного производства, равна:

По строке 040 отражаются все косвенные расходы, понесенные организацией в налоговом периоде и связанные с производством и реализацией продукции собственного производства и по торговым операциям. В этой строке не учитываются расходы, признаваемые в целях налогообложения в особом порядке. В нашем примере в показатель этой строки не включается остаточная стоимость реализованного автомобиля. Показатель строки 040 равен:

По строкам 042 - 070 ставятся прочерки, поскольку расходов, отражаемых по этим строкам, у организации не было.

По строке 080 указывается остаточная стоимость реализованного автомобиля. В эту строку переносится показатель строки 280 Приложения № 3 - 250 600 руб.

По строке 100 указывается сумма убытка от реализации автомобиля, учитываемая в целях налогообложения в 2006 г., - 22 575 руб.

По строке 110 отражается общая сумма расходов, учитываемых в целях налогообложения. Эта строка равна:

…………….

По строке 400 справочно указывается сумма амортизации, начисленной за налоговый период:

385 000 руб. + 101 300 руб. = 486 300 руб.

Все необходимые Приложения заполнены. Теперь заполняется лист 02.

Лист 02

В строки 010 - 050 переносятся показатели из соответствующих приложений:

в строку 010 - показатель строки 040 Приложения № 1 - 26 783 400 руб.;

в строку 020 - показатель строки 100 Приложения № 1 - 89 000 руб.;

в строку 030 - показатель строки 110 Приложения № 2 - 19 322 775 руб.;

в строку 040 - показатель строки 200 Приложения № 2 – 49 036 руб.;

в строку 050 - показатель строки 290 Приложения № 3 - 60 200 руб.

Теперь можно определить, какую сумму прибыли получила организация за налоговый период. Она определяется следующим образом:

Сумма налога на прибыль по организации составляет:

7 578 525 руб. х 24% = 1 818 846 руб.

Этот показатель отражается по строке 180.

В бюджет субъекта Российской Федерации - 1 326 242 руб. (7 578 525 руб. х 17,5%). Эта сумма указывается по строке 200.

………………

Организация не получала доходы и не уплачивала налог на прибыль за пределами Российской Федерации, поэтому по строкам 240 - 260 ставятся прочерки.

Теперь можно перейти к заполнению разд. 1.

По строке 190 указывается сумма налога за налоговый период. Для этого налоговую базу (строка 160) умножаем на налоговую ставку (строка 180) и делим на 100. Сумма налога на имущество у ООО «Олеся» за 2006 г. равна:

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений.

Налог на прибыль - один из самых значимых налогов. Ведь база, с которой он уплачивается, является, пожалуй, самой большой. Если неправильно рассчитать налог, то предприятие может переплатить в бюджет существенные суммы либо занизить платеж, за что налоговая инспекция наложит штраф. Объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговым периодом по налогу на прибыль является год; отчетным периодом может быть или квартал, или месяц. Расчет налога на прибыль производится нарастающим итогом с начала налогового периода (года) до окончания отчетного периода (квартала, месяца). Ставка налога на прибыль установлена в размере 24%.

Налог на имущество – форма обложения налогом стоимости имущества, находящегося в собственности налогоплательщика юридического лица. Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Практическое исследование расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество было проведено на примере ООО «Олеся». Анализ проведен за 2005-2006гг. Исследование показало, что за два года произошло увеличение общей суммы уплачиваемых налогов на 173,9 тыс. руб. Налоговые платежи по налогу на прибыль при этом выросли на 318,6 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением налогооблагаемой базы. Доля налога на прибыль в общей сумме налогов предприятия составляет 61,3% в 2005г. и 69,4% в 2006г. Налоговые платежи по налогу на имущество выросли на 7 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением остаточной стоимости основных средств. Доля налога на имущество в общей сумме налогов незначительна и составляет 1,7% в 2005г. и 1,9% в 2006г.

Также в работе показаны примеры расчета налога на прибыль и налога на имущество, а также порядок заполнения налоговой декларации по налогам.

Список литературы

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая. – М.: Омега-Л, 2007. – 704с.

    Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. - М.: Юрайт, 2004. – 547с.

    Бюджетная система России / Под ред. Поляка Г. Б. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. – 610с.

    Волошин Д.А. Все новое о налоге на прибыль. – М.: Главбух, 2006. – 200с.

    Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. – Ростов – н/д: Феникс, 2006. – 325 с.

    Иванов М. Налог на имущество: правила упрощаются //Учет. Налоги. Право – Урал. – 2006. - № 16.

    Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА – М, 2006. – 365 с.

    Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 432 с.

    Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 251 с.

    Финансовое право: Учебник/ Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова/ М.- 2006 г. – 345с.

    Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с.

    Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Проспект. , 2006. – 634с.

    http://www.nalog.ru – сайт Федеральной Налоговой Службы РФ

Налоговая база по налогу на прибыль компании складывается их всех полученных доходов, как от реализации, так и внереализационных, за минусом имевшихся в том же отчетном периоде расходов. Таким образом, в самом общем приближении, это четыре основные составляющие в формуле, два с плюсом и два с минусом, которые и определяют с учетом применяемой ставки конечную сумму налога к уплате. Анализ прибыли до налогообложения, в том числе по данным показателям, позволяет судить об успешности работы компании в целом, а также о правильности ведения ее учета. Но обо всем по порядку.

Анализ налоговой базы своими силами

Налоговый кодекс довольно четко определяет перечень поступлений и затрат, которые в свою очередь образуют в сумме доходы от реализации (прямые и косвенные), внереализационные доходы и, соответственно, расходы на производство и реализацию и внереализационные расходы . В декларации по налогу на прибыль все эти показатели представлены общими суммами, а также с расшифровкой по отдельным статьям. Проследить информацию о доле тех или иных конкретных доходов или расходов можно и по учетным данным компании, например, в карточках по различным счетам плана счетов бухгалтерского учета. Важность подобного анализа прибыли до налогообложения сводится к оценке доли тех или иных показателей в общей базе по налогу на прибыль.

Так, например, для компании, которая занимается перепродажей товара, основная затратная статья – это стоимость продукции, приобретаемой для последующей реализации. И, соответственно, торговая наценка, которую использует такая компания в своей работе, должна покрывать все сопутствующие затраты, как то заработную плату персонала, стоимость аренды офиса и складских помещений, расходы на транспортировку и упаковку товара и т.д. Разумеется, деятельность организации будет прибыльной, только если закладываемая наценка покроет, в том числе, сам уплачиваемый налог на прибыль и прочие бюджетные платежи. Таким образом, рассматриваемая компания может составить простейшую диаграмму, в которой выделит процентные соотношения тех или иных статей затрат и конкретных видов получаемых доходов. Подобный анализ доходов и расходов текущего периода может помочь оптимизировать получаемую прибыль по аналогичной деятельности в будущем. Подобный анализ применим в отношении практически любой компании, чье направление деятельности в основном не меняется, то есть рассчитать подобную рентабельность в состоянии компании, оказывающие услуги, производственные организации, и так же фирмы, применяющие спецрежимы. Необходимо лишь учитывать особенности работы в рамках каждого такого коммерческого образования.

Анализ прибыли, проводимый налоговыми инспекторами

Если сами компании анализируют показатели собственной прибыли с целью оптимизировать затраты и повысить рентабельность, то представители проверяющих структур занимаются теми же самыми изысканиями с целью выявить налоговые нарушения, приводящие к занижению бюджетных отчислений. Делается это по данным представленной отчетности. Как уже было сказано выше, в декларации по налогу на прибыль выделяются большинство статьей по конкретным поступлениям и затратам, а также указывается общая сумма доходов и расходов. Эти показатели частенько сравниваются с данными за предыдущие годы, таким образом, отслеживается динамика в развитии компании и успешности ее коммерческой деятельности. Разумеется, демонстрация убытка по данным декларации может вызвать вопросы, особенно, если в прошлых периодах компания показывала стабильную прибыль.

Еще один способ анализа прибыли до налогообложения – сравнения показателей декларации с данными бухгалтерской отчетности, а также с информацией, представленной в декларации по НДС.

Так, по большинству доходных и расходных статей в налоговом и бухгалтерском учете можно выявить прямую зависимость. Информация по полученным доходам и произведенным расходам в рамках основной деятельности, а также по внереализационным показателям в большинстве своем одинакова, если речь не идет о каких-то специфических моментах. Но обычно в таких ситуациях тот или иной вид доходов или затрат просто отражается не в «основных» статьях, а в дополнительных – внереализационных в налоговом учете или в прочих в бухгалтерском. Таким образом, общая сумма доходов и расходов в подобных случаях совпадает. Впрочем, есть ситуации, когда те или иные показатели учитываются для целей бухгалтерского учета, но не учитываются в прибыльном налоге. Это скорее исключение, но забывать о нем тоже нельзя. Так, например, в бухгалтерском учете доходом считается безвозмездная финансовая помощь учредителя своей компании. В налоговом учете данное поступление не влияет на налоговую базу, если внес его учредитель с долей участия в уставном капитале от 51% и выше.

Аналогичная ситуация и с налоговой базой по прибыли и НДС. Обычно в двух декларациях совпадают, условно говоря, доходные части, то есть суммы заявленной реализации. Действительно, фирма на ОСН является плательщиком НДС, соответственно поступления от клиентов должны формировать по одинаковому принципу доходы, учитываемые для целей расчета налога на прибыль , и стоимость товаров, работ или услуг, облагаемую НДС. Обычно подобный анализ налоговые инспекторы проводят по итогам года, сравнивая данные в годовой декларации по налогу на прибыль и сумму соответствующих показателей в четырех квартальных отчетах по НДС. Это позволяет в большинстве своем нивелировать суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по полученным авансам, которые не являются доходом при использовании метода начисления по налогу на прибыль. Тем не менее, нельзя забывать и о том, что подобные авансы, учитываемые в налоговой базе по НДС, могут все же оставить некие нестыковки с прибылью до налогообложения на конец года. Есть так же ряд операций, учитываемых при расчете налога на добавленную стоимость, но вовсе не влияющих на прибыль. Так безвозмездная передача имущества стороннему лицу с точки зрения расчета НДС является реализацией, то есть 18/118 стоимости такого объекта необходимо учесть в увеличение налоговой базы. Однако по прибыли стоимость переданного имущества к доходам не относится, и повышению размера налога не влияет.

А вот отследить правильность отражения расходов между декларациями по налогу на прибыль и НДС нельзя. Прежде всего, потому что в общей сумме расходов по прибыли немалую часть затрат занимает фонд заработной платы, то есть сами оклады, начисляемые сотрудникам, а также взносы, уплачиваемые с этих сумм в фонды. Для целей расчета НДС данные суммы не имеют значения. Но и даже когда речь идет об обычных расчетах со сторонними поставщиками и подрядчиками, суммы расходов в двух декларациях не совпадают полностью в 99% случаев. Дело в том, что, приобретая товары или услуги у фирм и ]]> ИП на УСН ]]> , компания полностью учитывает уплаченную им стоимость в расходах по налогу на прибыль, но не отражает ее в декларации по НДС, который в документах от такого контрагента не выделяется.

Таким образом, если говорить об анализе прибыли до налогообложения, которую проводят контролеры по данным поданных отчетов, то нужно понимать, что речь идет о сравнении отдельных показателей, выделенных в тех или иных декларациях. В то же время, такой общий подход может быть применим и самой компанией, еще на этапе подготовки отчетности.

Результаты проведения проверочного анализа

Основное правило проведения анализа прибыли до налогообложения, как, впрочем, и отражения учетных данных компании в целом, заключается в том, что информация во всех подаваемых в ИФНС отчетах и декларациях должна предоставляться по общим прозрачным и объяснимым правилам. Проще говоря, нельзя исключать какие-то операции из одних отчетов, но включить их в другие. Если это сделано необоснованно, то такое некорректное отражение информации – первая и основная зацепка для более детальной проверки отчетности компании контролерами.

Выявленные в процессе проверки поданной отчетности нестыковки, как правило, наводят налоговиков на мысль о занижении сумм тех или иных налогов к уплате. В этом случае компании направляют требование о предоставлении письменных пояснений о расхождении показателей или приглашают на специальную комиссию, на которой будет разбираться возникшая ситуация. Наиболее неприятное последствие – назначение выездной проверки в отношении данной организации. В этом случае контролеры лично отправляются в офис компании с целью изучить учетные данные и организацию самого учетного процесса, что называется, воочию.

Но, разумеется, в случаях, когда по каким-то причинам заниженными согласно отчетным данным оказываются не доходы, а расходы организации , уменьшающие налоговую базу, претензий у контролеров не возникает. Правильность расчета налоговых платежей в этом случае не отслеживается. А указывать налогоплательщикам на то, что при верном отражении тех или иных показателей, они могли сэкономить на бюджетных отчислениях, инспекторы не обязаны, это задача самой компании.

Задачи, содержание и информационное обеспечение анализа использования прибыли.

Лекция № 8

1. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 424 с.

2. Панков В.В. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса. - Экономический анализ. Теория и практика. 1 (16) – 2004 январь.

3. Панков В.В. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса. - Экономический анализ. Теория и практика. 2 (17) – 2004 февраль.

4. Погостинская Н.Н., Погостинский Ю.А. Системный анализ финансовой отчетности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 96 с.

5. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Мастерстуво, 2001. – 336 с.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.- 400 с.

7. Финансы. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.В. Ковалева. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 512 с.


Перманентный капитал – его составляющими являются III и IV разделы пассива баланса (Капитал и резервы и Долгосрочные обязательства

Тема: Анализ распределения и использования прибыли (2 часа)

Цели и задачи: научить методике проведения факторного анализа чистой прибыли и определить резервы использования чистой прибыли предприятия.

Учебные вопросы :

1. Задачи, содержание и информационное обеспечение анализа использования прибыли.

2. Анализ налогов на прибыль.

3. Анализ формирования чистой прибыли.

4. Анализ распределения и использования чистой прибыли.

5. Анализ дивидендной политики предприятия.

Учебная информация

Балансовая прибыль, формируемая на предприятии распределяется по двум направлениям:

1) одна часть идёт на выплату налогов и сборов → поступает в бюджет государства и используется на нужды общества;

2) вторая часть остаётся в распоряжении предприятия, из которой производятся отчисления в благотворительные фонды, выплату % за кредит, экономических санкций и других расходов, покрываемых за счёт прибыли.

Оставшаяся сумма – чистая прибыль, которая используется на расширение производства, материальное поощрение работников, пополнение оборотного капитала, на выплату дивидендов. Так в чём содержание данного анализа? Содержание в том, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет; руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширение воспроизводство; а работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Важно, чтобы соблюдались пропорции между этими тремя направлениями. Если уменьшится доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведёт к снижению материальной заинтересованности работников и к снижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях инфляции, когда реальная заработная плата падает, определяется индекс реальной оплаты : , если реальная оплата уменьшается или остаётся на одном уровне, или , но не так, как на других предприятиях работники будут требовать увеличения. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли и основную роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.



Задачами анализа являются :

Изучить факторы изменения налогооблагаемой прибыли;

Определить размер ЧП и отчисления в фонды;

Определить выплаченных дивидендов;

Найти оптимальные резервы для устойчивого функционирования предприятия.

Источники информации : для анализа используется Закон о налогах и сборах, инструкции и указания Министерства финансов, Устав предприятия, данные бухгалтерского отчёта «О прибылях и убытках», отчёт о движении капитала, расчётный счёт №81 «Использование прибыли», расчёт налогов на имущество, на прибыль, на доходы.

Данный анализ начинается с изучения их состава и структуры.

В данном случае определяется структура, анализируется изменение по плану и за прошлый период. Далее определяют факторы, влияющие на изменение суммы налогов.

Изменение суммы налога на имущество (Н им) может произойти за счёт увеличения или уменьшения среднегодовой стоимости имущества (И м) и ставки налога на имущество (С н): , таким образом можно установить влияние каждой составляющей на сумму данного налога:

или - за счёт ставки налога;

0 – плановая или базовая величина;

1 – отчётный год.

Налог на доходы : зависит от налогооблагаемых доходов и ставок налогообложения. Чтобы рассчитать влияние данных факторов, на изменение суммы налога, необходимо изменение величины каждого вида или общей суммы налогооблагаемого дохода умножить на плановую ставку налогообложения; а изменение уровня ставки – на фактическую налогооблагаемого дохода. Т.е. как в предыдущей формуле.

Сумма налога на прибыль (Н п) может измениться за счёт величины налогооблагаемой прибыли (П н) и ставки налога на прибыль (С н): ;

1.3) Внереализационные финансовые результаты.

3-ый уровень:

1.1.1. Объём реализации продукции.

1.1.2. Структура продукции.

1.1.3. Средние цены реализации.

1.1.4. Себестоимость продукции.

1.3.1. От ценных бумаг.

1.3.2. От сдачи в аренду основных средств.

1.3.4. От списания долгов.

4-ый уровень:

1.1.5. продукции:

В т.ч. роста цен на ресурсы;

Роста ресурсоёмкости.

Все перечисленные факторы умножаются на их изменение по сравнению с базисным показателем и ставкой налога за отчётный период.

Налогоплательщики стремятся снизить налоговое бремя, сотрудники ИФНС - повысить уровень собираемости налогов. Главным инструментом инспекторов является проверка.

В их распоряжении два вида . Основные опасности доначисления налога на прибыль подстерегают организацию во время выездной проверки, когда налоговики ищут любые способы не только не признать расходы, но и доначислить доходы. Но решение о назначении выездной проверки инспекция чаще всего принимает по результатам камеральной.

По новым правилам камеральной проверки налога на прибыль организаций (ст. 88 НК РФ) инспектору нельзя запрашивать у проверяемого дополнительные документы, если декларация составлена безупречно. Значит, чтобы снизить риск, нужно уделить особое внимание правильности отчета. Для этого необходимо знать, как инспектор , чтобы отобрать кандидата на выездную проверку.

Проверка контрольных соотношений и связь с бухгалтерским отчетом

Сначала инспектор анализирует показатели декларации на выполнение контрольных соотношений (связь отдельных данных между собой). Одновременно отдельные показатели он проверяет на соответствие гл. 25 Налогового кодекса России.

Если будет обнаружено несоответствие или отсутствие логической связи между показателями налоговой и (или) бухгалтерской отчетности, у компании запросят пояснения о порядке формирования отдельных сумм доходов и расходов, а также операций, финансовые результаты которых учтены при расчете налоговой базы. Если у инспектора появятся основания предполагать, что налоговая база занижена, он затребует первичные документы.

Налоговая инспекция обязательно потребует пояснений, если в налоговой декларации будут заявлены:

Льготы и пониженные ставки;

Убыток от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат которых определяют по особым правилам;

Средства целевого финансирования.

Из перечисленного главным критерием для назначения выездной проверки является наличие убытка. Поэтому стоит планировать свою деятельность так, чтобы всегда иметь прибыль - небольшую, но стабильную.

В пояснительной записке к годовому отчету разъясните порядок применения льгот по налогу. Расшифруйте отдельные прибыли и убытки, указав на то, как рассчитывали налог в этих случаях.

Заметим, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя.

Например, амортизационная премия (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). В бухгалтерском учете ее не применяют (ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н). Но если в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5) колонка "Поступило" не заполнена, а в декларации амортизационная премия заявлена (строка 044 Приложения 2 к листу 02), вопросы обязательно будут: ведь в такой ситуации ей взяться неоткуда.

Пояснения запросят и в случае, если показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности существенно расходятся или если в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в налоговой декларации - убыток. Если компания применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н), причины этих отклонений можно увидеть и в бухгалтерском балансе, и в отчете о прибылях и убытках. А в пояснительной записке к годовому отчету лучше сразу расшифровать перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств.

Анализ показателей декларации

Затем налоговики проводят экономический анализ показателей декларации по налогу на прибыль. По его результатам окончательно отбирают фирмы для выездной налоговой проверки.

Основные показатели - это обороты по реализации, сумма доходов и расходов. На этом этапе проверки налоговики сопоставляют показатели, отраженные в декларации по налогу на прибыль, с данными бухгалтерской отчетности в динамике, например за последние три года. Так они отслеживают тенденции в формировании доходов и расходов, влияющих на налог на прибыль.

Если расходы (как прямые, так и косвенные) возрастают, а выручка остается прежней или возрастает незначительно, есть повод для выездной проверки. Кроме того, у компании запросят первичные документы, подтверждающие приведенные в декларации суммы.

Расхождения между показателями выручки в бухгалтерском и налоговом учете могут быть вызваны рядом причин. Это может быть:

Наличие производства с длительным циклом;

Пересчет выручки по правилам ст. 40 Налогового кодекса России;

Переоценка стоимости имущества;

Положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;

Стоимость безвозмездно полученного имущества от учредителей, доля которых в уставном капитале компании более 50%;

Стоимость у арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, и др.

Предварительная оценка налоговой базы

На основе анализа доходной и расходной частей декларации по налогу на прибыль инспектор сопоставляет налоговые базы по различным налогам. Например, если в декларации заявлена значительная доля расходов на оплату труда, то должны быть значительны и суммы начислений ЕСН.

Если компания заявила значительные суммы НДС к возмещению за счет поставок продукции на экспорт, инспектор может "прикинуть" порядок доходов этой компании исходя из уровня мировых цен на экспортируемые товары.

Кроме того, интерес проверяющих вызовет существенное отличие показателей декларации вашей организации по сравнению с показателями компаний, ведущих аналогичную деятельность. Их сопоставляют как по внутренним данным инспекции, так и на основании просьб других налоговых инспекций о представлении информации.

И если компания, работая в высокодоходной сфере, является убыточной или малоприбыльной, вероятность выездной проверки возрастает. Поэтому если это отличие показателей можно объяснить какими-либо объективными причинами, то отразите свои аргументы в пояснительной записке к годовой отчетности.

Обоснованность убытка

Убытки могут быть вызваны разными обстоятельствами. Чтобы доказать их обоснованность, стоит запастись дополнительными документами. Главное, чтобы из них следовало, что убытки возникли в результате хозяйственной деятельности, направленной на получение будущего дохода. Такими доказательствами могут быть исследования, оценки, расчеты, бизнес-планы и т.д. Все это - информация о развитии деятельности компании. Если такой информации нет, то судьи вряд ли поддержат убыточную компанию (Постановления ФАС Московского округа от 20 декабря 2006 г. по делу N КА-А40/11661-06-П; ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 января 2007 г. по делу N А33-5877/05-Ф02-7258/06-С1).

Расскажем, какие документы нужно иметь в отдельных случаях.

Новая деятельность

Практически все компании на этапе становления бизнеса терпят убытки. Отдача от первоначальных инвестиций, как правило, наступает через несколько лет.

Основной документ, который поможет в этой ситуации, - это бизнес-план. Из него должно быть видно, что убытки в первые несколько лет запланированы изначально и приведены четкие сроки, когда первоначальные капиталовложения начнут окупаться.

Если бизнес-план не выполняется и компания не смогла получить прибыль от своей деятельности, нужно исследовать причины подобной ситуации и зафиксировать результаты в документальном виде. Например, это может быть отчет комиссии, созданной по приказу руководителя для установления причин убытков, или отчет планово-экономического отдела компании.

Продажа товаров ниже себестоимости

Реализация по цене ниже себестоимости бывает в работе любой организации. Вот причины, по которым это может произойти:

Продукция не пользовалась спросом и морально устарела;

Товары (сырье, материалы) были приобретены для нужд предприятия, но надобность в них отпала. Выгодного покупателя не нашли;

Истек срок годности товара;

Заказчик отказался от произведенной по его заказу специфической продукции. Другого покупателя не нашли;

Товарные остатки распродавались из-за реорганизации, ликвидации, смены местонахождения или из-за изменения направления деятельности фирмы.

Подтвердить обоснованность затрат во всех таких случаях можно актом инвентаризационной комиссии и изданным на его основании приказом руководителя о снижении цен.

В акте нужно указать:

Характеристику, свойства и качество товара;

По каким причинам его невозможно продать с прибылью;

Выводы комиссии о снижении цены на товар.

Крупные единовременные расходы

Например, компания провела дорогостоящий ремонт офисных помещений и сразу учла его стоимость в составе затрат (ст. 260 НК РФ). В этой ситуации нужно иметь:

Приказ руководителя о необходимости ремонта;

Утвержденную руководителем смету расходов на ремонт;

Документы, подтверждающие понесенные затраты.

Поставщик изменил цены

Если поставщик по долгосрочному договору неожиданно увеличил цены на товар, покупатель может получить убыток.

Почему данный договор не был расторгнут? Веская причина - потеря крупного покупателя, что принесло бы еще большие убытки. А если договор содержит еще и крупные штрафы поставщику при его досрочном расторжении, то убытки из-за них тоже могли бы превысить уже полученные.

Демпинг

Зачастую, неся временные убытки, фирма получает выгоду в будущем. Например, фирма расширяет рынок сбыта, вытесняя конкурентов с помощью заниженных цен. Очевидно, что это увеличит объем реализации в будущем. А подтвердить экономическую обоснованность текущих убытков поможет утвержденный руководителем бизнес-план, план развития рынков сбыта и маркетинговая политика (здесь ожидаемый экономический эффект от демпинговой кампании нужно показать в цифрах).

Итак, чтобы уменьшить вероятность проведения в компании выездной налоговой проверки, надо:

Проанализировать причины различий между показателями налоговой декларации и всегда иметь готовые объяснения;

Проверить наличие всех первичных документов утвержденной формы по каждой сумме расходов;

Проанализировать экономическую оправданность наиболее крупных сумм расходов, заявленных в налоговой декларации;

Уметь объяснить причину убыточности компании и документально подтвердить ее обоснованность.

Тем не менее от выездной проверки не застрахована ни одна фирма. Причиной может послужить и то, что ее просто давно не проверяли.

Кроме того, важно следить за судебными процессами, в которых участвует ваша налоговая инспекция. Тогда вам будет известно, какие вопросы для вашего налогового органа уже "наработаны", какие предъявляются претензии, какие были рассмотрены документы.

Заметим, что всякое "искусственное" занижение доходов или завышение расходов налоговикам вычислить не составит большого труда. Поэтому для оптимизации налога на прибыль и снижения налоговых платежей в бюджет рекомендуем использовать законные положения гл. 25 Налогового кодекса России.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры