Аргументы на тему утраченного детства. Аргументы из современной литературы для подготовки к егэ по русскому языку

Главная / Измена мужа

Становление личности начинается в раннем детстве. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве,очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения.

Где вырастают счастливые взрослые

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда,

Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

Проблемы взрослых с трудным детством

Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.

Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.

Как трудности детства отражаются на характере

У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела.

Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Обсуждение роли детства на уроках литературы

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. Для получения высокой оценки ученикам нужно сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать её, используя свои знания, личный опыт и аргументы из нескольких литературных произведений.

Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой - дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни.

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».

Вопрос влияния воспитания на характер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Школьникам можно порекомендовать взять в качестве примера для сочинения одно из произведений Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» Петр Ростов, унаследовавший от родителей доброту и открытость, проявляет лучшие качества в первом и единственном своём бою, прямо перед гибелью. Другие герои эпопеи, Элен и Анатоль Курагины, не знавшие любви родителей и воспитанные в семье, где превыше всего ценились деньги, вырастают эгоистичными и безнравственными людьми.

Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов»

Писатель И. А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов, совершенно не умеет позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Ни одно своё решение он не доводит до конца и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как будет хорошо в итоге. Его друг - энергичный и деятельный Штольц с детства приучался родителями к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.

Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья. Главный герой - Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

Произведения Чарльза Диккенса, где главными героями часто становятся люди с тяжёлым детством, прекрасно подойдут для иллюстрации проблемы влияния юных лет на формирование личности. В романе «Дэвид Копперфилд», во многом автобиографическом, писатель изображает человека, оставшегося хорошим, несмотря на постоянное унижение, трудности и несправедливость жизни. Маленькому Дэвиду постоянно приходят на помощь обычные люди, что позволяет ему сохранить веру в их искренность. Мальчик сам учится отличать добро от зла, адекватно оценивать себя. Он обладает способностью видеть положительные черты в каждом человеке.

Роман Маргарет Дрэббл «Один летний сезон» показывает, что детство - не просто период, ограниченный определённым возрастом, оно связано ещё и с психологической зрелостью. Взрослый человек несёт ответственность за свои решения и поступки, он понимает важность взаимопомощи и обладает житейской мудростью.

Роль детства: аргументы из публицистики

В публицистике тоже часто рассматривается проблема роли детства в жизни человека. Аргументы для сочинения по этой теме можно взять из статьи А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова». В своей работе автор говорит о том, что на личность полководца сильное влияние оказали рассказы матери о знаменитых военачальниках прошлого: Александре Македонском и Александре Невском. Своё повествование родительница сопровождала комментарием, что сила человека в голове, а не в руках. Именно после подобных историй этот болезненный мальчик начал развивать и закалять себя, потому что захотел стать военным.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.


В центре нашего внимания текст Даниила Александровича Гранина, русского писателя и общественного деятеля, в котором описана проблема ценности детства в жизни человека.

Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает читателям о роли детства в жизни каждого человека и сам вспоминает об этой счастливой поре. Ведь это самостоятельное царство, независимое от взрослого будущего. Автор с восторгом вспоминает те моменты и рассказывает о том, как он был счастлив.

Даниил Гранин считает, что детство – это самая счастливая пора в жизни каждого человека. Именно в это время закладывается характер ребенка, а проблемы, встающие у него на пути, не кажутся такими масштабными.

В качестве аргумента приведу произведение Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Главный герой повести с восторгом рассказывает о том, как он шутил с учителями, играл со сверстниками, с горечью вспоминает о том, как умерла его мама.

Но все же детство всегда будет самой счастливой порой в его жизни.

А в романе Гончарова «Обломов» в главе «Сон Обломова» главный герой вспоминает свое детство, ту беззаботную пору, когда его любили, заботились о нем. Эти воспоминания напомнили герою о том, что настоящая жизнь не такая серая, как кажется на первый взгляд.

Таким образом, детство – это счастливая пора, когда ребенок радуется всему тому, что происходит вокруг него, и сохраняет это в своей памяти. Чтобы, будучи взрослым человеком, насладиться теми моментами снова.

Обновлено: 2016-12-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Са- вишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - по- мыкание Иленькой Грапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире».
  • И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

  • Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко- го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

Аргументы из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

1. Проблема воспитания.

Родители маленькой Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» много работали и были очень занятыми людьми, но у них всегда находилось время, чтобы организовывать для ребенка интеллектуальные игры, обучать девочку языкам, рисованию и пению. На всю жизнь она запомнила важные правила «хорошего человека», который не боится трудностей, «развязывает все узлы сам» и умеет терпеть. Всё это помогло Стелле стать по-настоящему сильной, смелой и свободной.

2. Проблема роли литературы в жизни человека.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, что важной частью жизни их семьи были книги. У них была прекрасная библиотека и традиция вечернего чтения вслух. Так складывались у ребенка представления о том, что книга – друг, советчик и поддержка в любых ситуациях. В дальнейшем в ссылке, в киргизском селе, эти чтения возобновятся для людей, объединенных общей бедой. Они будут слушать и стихи и поэмы А.С. Пушкина, и киргизский эпос «Манас». Так литература объединит людей разных национальностей и возрастов с различным жизненным опытом, образованием.

3. Проблема преодоления жизненных трудностей, стойкости и терпения.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла Нудольская вместе с матерью подверглись репрессиям: их отправили в ссылку как членов семьи врага народа. Сложно было женщине, перенесшей костный туберкулез, справляться с тяжелой физической работой, страшно за судьбу дочери, но она ни разу не пожаловалась на боль или усталость. Именно стойкость, мужество и упорство матери помогли ей и Стелле выжить в нечеловеческих условиях и при этом остаться гордыми, внутренне свободными людьми.

4. Проблема милосердия.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, как Южаковы, рискуя своей свободой, бескорыстно помогали выжить ссыльным, просто потому, что видели, как тяжело было женщине и ее дочери справляться с нуждой и болезнью. Южаковы приняли на себя заботу о Стелле и ее матери: лечили, кормили, помогали с переездом, привозили продукты. Это и есть пример сострадания.

5. Роль родительской любви.

Вспомним биографию Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Женщина, перенесшая в жизни много бед, несправедливости и жестокости, с благодарностью вспоминает своих родителей, которые с любовью относились к ней, всегда поддерживали. В детстве они всегда уделяли дочери много времени: играли с ней, читали ей книги, учили её языкам. С детства усвоила Стелла многие истины, которые помогли воспитать характер, главная из них – «Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».

6. Проблема трудолюбия.

Примером трудолюбивого человека может служить Савелий Южаков из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Этот человек всю свою жизнь посвятил тяжелому крестьянскому труду и детей с детства приобщал к работе: мальчики наравне с отцом пахали, сеяли, косили, девочки во всем помогали матери по дому. Кроме этого Савелий прекрасно вырезал по дереву, валял обувь, а жена и дочери пряли, шили. Усилия всей семьи давали свои плоды: хозяйство «южаков» было крепким, несмотря на трудности, коллективизацию, сложный климат.

7. Проблема поиска смысла жизни.

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок», повествующую о судьбе репрессированной семьи. Стелла, главная героиня произведения, не раз задумывается, в чем смысл жизни, каковы ориентиры, которым стоит следовать на жизненном пути. Воспитанная, несмотря на все трудности, свободным человеком, Стелла считает главной жизненной целью умножение добра. Перенесшая множество лишений, она и в пожилом возрасте не отказывается от активной жизненной позиции и участвует в сборе средств гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения людям.

8. Проблема борьбы за правду, справедливость

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре внимания которой находится судьба репрессированной девочки Стеллы Нудольской. Девочка даже под угрозой исключения из пионеров, что считалось в те годы позором, отказывается закрашивать чернилами в учебнике портреты Блюхера и Тухачевского, так как считает их достойными людьми, внесшими свой вклад в историю нашей страны. Это достойный поступок, показывающий силу характера героини произведения.

9. Проблема патриотизма

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Стелла Нудольская, главная героиня этого произведения, несмотря на трудности судьбы репрессированного еще в детстве и объявленного членом семьи изменника родины человека, остается верна своей Отчизне. У нее даже мысли не возникает об эмиграции, ведь она понимает, что страна – это не только вожди, правительство, но и народ, поэтому оставлять родную землю в трудную для Отечества пору нельзя, нужно служить людям и творить добро.

10. Проблема ответственности за нравственный выбор.

Ольга Громова в книге «Сахарный ребенок» размышляет о том, как правильно сделать нравственный выбор, чтобы не утратить самоуважения и не потерять человеческое достоинство. Стелла Нудольская, главная героиня произведения, беседует с матерью о том, почему врагами народа и кулаками объявляют честных и трудолюбивых людей, которые служили народу. В конце разговора девочка понимает, что при оценке людей нужно «слушать сердце» и думать самой, а не слепо верить громким словам, лозунгам, обвинениям и славословиям. Стелла приходит к выводу, что каждый сам должен выбирать, чью сторону он принимает, и отвечать за собственное решение.

11. Проблема дружбы

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре повествования которой находится судьба Стеллы Нудольской. Будучи репрессированной и оказавшись с матерью в далекой Киргизии, главная героиня произведения понимает ценность дружбы. Когда девочку за то, что она отказывается зачеркивать портреты Блюхера и Тухачевского в учебнике, исключают из пионеров, товарищи не оставляют её в беде. Сапкос и Фрида поддерживают Стеллу и остаются верными друзьями, несмотря на то, что их могли тоже осудить общение с ней.

Аргументы из повести Бориса Львовича Васильева «Летят мои кони…»

    Проблема любви к малой родине.

Проблему любви к малой родине поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что ему «сказочно повезло» родиться в Смоленске. С чувством гордости рассказывает прозаик об истории города, о людях, которые в нём живут, о дубе, сохранившем «вечно живую теплоту» прошлого. Рассказчик понимает, что на земле есть города краше, но именно Смоленск стал дорог, потому что он «колыбель детства».

    Проблема патриотизма

Проблему патриотизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что его любовь к Отечеству началась с уважения к истории родного города, с умения ценить традиции своей семьи и своего народа. Именно за Смоленск, где прошло детство, идет сражаться молодой лейтенант Васильев, понимающий, что «колыбель детства» невозможно отдать врагу.

    Проблема доброго отношения к окружающим людям

Проблему доброго отношения к окружающим людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, рассказывая о своём детстве, вспоминает, что оно было «насыщено Добром». Помогать соседям, которым приходилось трудно, было нормой, за это не ждали похвалы или награды. Эта «простейшая форма добра» помогла рассказчику сформировать нравственные ценности, сохранить гуманность до пожилых лет.

    Проблема воспитания

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор, рассказывая о своём детстве, демонстрирует, как его воспитывали родители, прививая ему «великое чувство повседневного бытового интернационализма», трудолюбие, трепетное отношение к книге, умение жертвовать необходимым ради людей. Родители своим примером показывали мальчику, как нужно жить, чтобы быть «вполне хорошим» человеком. Например, отец ни разу не позволил себе использовать служебную машину в личных целях, потому что считал такой поступок бесчестным.

    Влияние природы на человека

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает об огромном старом дубе, «самом древнем жителе» Смоленска. Красоту и величие этого дерева, хранящего историю веков, мальчик запомнил на всю жизнь. Именно этот дуб заставил его задуматься о роли истории в жизни каждого человека.

    Проблема роли детства, детских воспоминаний в жизни человека

Проблему роли детства, детских воспоминаний в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, человек многое переживший, с трепетным чувством вспоминает тех, кто «одарил его детством и согрел собственным сердцем», потому что именно в детстве были заложены те черты, которые помогали выжить в трудные годы войны, которые сделали его творцом и человеком, ценящим превыше всего духовность.

    Проблема самопожертвования, любви к людям

Проблему самопожертвования, любви к людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает о судьбе доктора Янсена, «святого города Смоленска». Этот человек посвятил свою жизнь бескорыстному служению людям. Врач в районе, где жила беднота, он работал без выходных и праздников, был всегда вежлив и терпелив. Доктор Янсен пожертвовал собой ради спасения двух мальчишек, которые во время игры провалились в канализационную шахту и могли задохнуться. На похороны этого достойного человека пришел весь Смоленск.

    Проблема роли искусства в жизни человека

Проблему роли искусства в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор видит функцию искусства в том, чтобы насыщать человеческую жизнь смыслом, учить людей сомневаться, чувствовать и страдать. Всё это, по мнению писателя, продлевает жизнь физическую и духовную.

    Проблема поиска смысла жизни

Проблему смысла жизни поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о том, как, пытаясь постичь цель собственного существования, он обращается к отцу с вопросом: «Зачем человеку столько отпущено?» И получает короткий, но ёмкий ответ: «Для работы». Именно этот разговор помог юноше уверовать в «необходимость упорного, ежедневного, исступленного труда». В этом видел он высокую цель, умножающую добро в мире.

    Проблема роли труда в жизни человека

Проблему роли труда в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, в которой трудились все. С раннего детства рассказчик помнит руки, обожженные выполотой травой, отца, который в свободное от службы время что-то чинил, восстанавливал, мать и тётку, вечно что-то штопавших и перешивавших. Для них человек, не желавший работать, «заведомо воспринимался с отрицательным знаком, если он здоров».

11/ Проблема духовности, моральных ценностей

    Роль литературы и чтения в формировании личности

Проблему литературы и чтения в формировании личности поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, главной ценностью в которой были книги. На всю жизнь мальчик запомнил, как по вечерам читали вслух классику, литературу, которую «читают, образно говоря, сняв шляпу». Так он открыл для себя Тургенева, Гончарова, Гоголя, Лермонтова… Произведения великих литераторов сформировали лучшие черты характера будущего писателя, при этом он «так и остался стоять на коленях перед Литературой».

    Проблема отношения к животным

Проблему отношения к животным поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор призывает читателей видеть в животном не забаву, не каприз, а помощников, необходимых людям и поэтому уважаемых. Именно тогда животные облагораживают человека, делают его добрее, требовательнее к себе самому. Главное – не забывать об ответственности перед братьями нашими меньшими и быть к ним милосердными. Именно таким можно назвать отца рассказчика, который кормил брошенных людьми собак, а те отвечали ему преданным служением.

    Проблема упорства в преодолении трудностей

Проблему упорства в преодолении трудностей поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, который никогда не бросал начатого дела, потому что верил: «всё дело лишь в желании да труде». Этому человеку всегда хватало сил преодолеть преграды. Например, он взял на себя обязанность чинить списанные автомобили, чтобы учить новичков водить машины. Не жалея времени, офицер работал, и ему удалось «вдохнуть жизнь в эти автотрупы».

    Проблема мужества и героизма

Проблему мужества и героизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который в экстремальной ситуации проявил силу духа и смелость. Когда из-за неосторожности мальчика в гараже возник пожар, грозящий перекинуться на жилые дома, отец рискуя жизнью, вытащил уже загоревшуюся бочку с бензином, чем спас людей от огня.

    Проблема совести

Проблему совести поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который, несмотря на то что имел право на личный автомобиль и в его распоряжении были три машины, никогда не использовал их в личных целях, потому что ему было совестно перед людьми, ведь техника и бензин были государственной собственностью.

    Проблема милосердия, умения жить не для себя

Проблему милосердия, умения жить не для себя поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей бабушке, которая умела сочувствовать чужой беде. Например, когда она узнаёт, что одна из знакомых уже месяц живёт без света и примуса, отдаёт той свой керосин вместе с бидоном и нисколько не жалеет об этом.

    Проблема материнской любви

Проблему материнской любви поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей матери, которая подарила ему жизнь, рискуя собственной, ведь её «сжигала чахотка». Этот подвиг материнской любви, самоотречения и жертвенности рассказчик пронёс через всю свою судьбу. С благодарностью вспоминает писатель о том, что мама научила его не жаловаться на жизнь, дружить с людьми, не обращая внимания на их национальность, читать классическую литературу.

    Проблема исторической памяти

Проблему исторической памяти поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор делится своими взглядами на роль памяти о предках в жизни каждого из нас. Прозаик считает, что не потеряли своей актуальности слова А.С. Пушкина о том, что нужно гордиться славою своих предков, а не уважать её – постыдное малодушие. Именно история связывает поколения, хранит традиции и «не позволяет человеку остаться варваром».

    Проблема роли учителя в жизни человека

Проблему роли учителя в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор с благодарностью рассказывает о своей первой учительнице, которая видела свой долг не в том, чтобы «нафаршировать» детей знаниями, изготовить из них будущих «роботов-специалистов», а в том, чтобы «воспитать Граждан Отечества своего». Именно она позволила детям прикоснуться к прошлому Родины, привила им любовь к истории.

21. Проблема влияния войны на судьбу человека

Проблему влияния войны на судьбу человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». Будучи участников ВОВ, Борис Васильев говорит о том, что тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Это время называет обугленным листком биографии и считает своим долгом писать о том военном времени. Именно поэтому появляется повесть «В списках не значился». Это венок памяти на могилу самому близкому другу Николаю Плужникову. Военное поколение лишено было юности: ранняя ответственность сделала их молодыми взрослыми.

Аргументы из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром»

    Проблема поиска цели и смысла жизни

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «увеличивать добро в окружающем нас мире» - самая высокая и достойная цель человеческой жизни. Ошибается тот, кто считает главной ценностью карьеру или материальный достаток, ведь все это можно утратить в один момент. А человек, который радовался каждому своему доброму делу, не теряет, а приобретает уважение и благодарность окружающих.

    Проблема чести и достоинства

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что каждый человек должен следовать мудрой народной пословице и беречь честь смолоду. Ведь в памяти людей живут наши поступки. Достойные будут в старости согревать сердце, а дурные не дадут спокойно спать по ночам.

    Проблема любви

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что любовь необходима, так как именно она делает человека лучше, помогает ему обрести мудрость. Однако это чувство не должно быть безотчетным, слепым. Нужно видеть недостатки любимого человека и помогать ему бороться с ними.

    Проблема правды, честности

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что ложь, хитрость всегда обращена против обманщика. Верность истине и справедливости академик считает высшим чувством. Мудрый человек не будет изворачиваться, правда дает ему самое ценное в жизни – спокойную совесть.

    Проблема патриотизма и национализма

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что нужно быть патриотами, а не националистами. Нет необходимости ненавидеть другие народы, если ты любишь свой. Истинный патриот должен знать и ценить историю своей страны, стремиться сделать все возможное для процветания Отчизны.

    Проблема доброго отношения к людям

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что необходимо быть открытым, терпимым к чужим недостаткам. В людях нужно искать хорошее. Это умение видеть в человеке «заслоненную» красоту обогащает духовно.

    Проблема обиды и мести

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что не стоит опускаться до обиды, ведь излишняя обидчивость – признак закомплексованности, поэтому необходимо научиться прощать и никогда не мстить, так как это позволяет человеку уделять больше внимания добрым чувствам.

    Проблема алчности, жадности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что жадность – это «забвение собственного достоинства», отвратительное чувство, унизительное для человека, враждебное ему и окружающим. Алчность в отличие от разумной бережливости – болезнь, овладевающая умом.

    Проблема сохранения чистоты русского языка

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что язык – это показатель человеческой культуры, степени психологической уравновешенности, духовной силы. «Плюющиеся словами» люди травмируют окружающих, уверенный в себе человек не будет ругаться, употреблять жаргонизмов: он знает, что его слово и так весомо.

    Проблема проявления совести

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что совесть всегда исходит из глубины души, ей «в той или иной мере очищаются». Именно это чувство «грызет» человека за совершенные им дурные поступки. К тому же совесть никогда не бывает ложной. Поистине честный человек считает ее своим жизненным ориентиром.

    Проблема интеллигентности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек обязан быть интеллигентным при любых обстоятельствах. В чем же проявляется интеллигентность? Она не только в знаниях, но и в способности понимать других, толерантно относиться к чужому мнению, почитании всех лучших традиций прошлого.

    Проблема зависти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что зависть – это ужасное, разрушительное чувство, которое свойственно людям, не нашедшим свой путь в жизни, неуверенным и закомплексованным. Чтобы избавиться от зависти, необходимо развивать в себе неповторимые черты, стремиться быть самим собой.

    Проблема воспитания

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что воспитанный человек – это тот, «кто хочет и умеет считаться с другими». Мало прочесть и изучить книги о правилах этикета, нужно научиться заботиться об окружающем мире и людях, уважать прошлое своей страны.

    Проблема счастья

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что счастливым человека делает «духовная культура», ведь именно она наполняет жизнь людей смыслом. Самыми счастливыми можно считать тех, кто идет «дорогами добра».

    Проблема образования, просвещения

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что учиться нужно всегда, но особенно благоприятное время для получения хорошего образования – молодость. Знания растут и умножаются, поэтому необходимо самообразование, способствующее интеллектуальному росту и расширению кругозора.

    Проблема исторической памяти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что молодые люди должны стремиться лучше узнать прошлое своей семьи, города, страны и всего мира. Однако этого мало: нужно еще и бережно хранить памятники культуры, предметы, оставшиеся от предков, чтобы донести до потомков историю. Ведь народ, забывающий о прошлом, не имеет права на будущее.

    Проблема влияния произведений искусства на человека

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что искусство облагораживает человека, раскрывает его душу для восприятия прекрасного, учит гуманности. Нужно только при обращении с великими произведениями быть «вооруженным знаниями», сведениями. Ведь знания – это сила, а искусство «недоступно бессильному».

    Проблема сохранения природы

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что законы экологии необходимо соблюдать, ибо их нарушение приведет к физической гибели людей. К тому же пейзаж каждой страны – это важный элемент национальной культуры, так как природа – «выражение души народа». Не беречь её – разрушать культуру своей страны.

    Вандализм, уничтожение памятников культуры

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «запас памятников» культуры крайне ограничен и истощается с прогрессирующей скоростью. Поэтому, чтобы не быть «родства не помнящими», мы должны бережно относиться к культурной среде, иначе нам нечего будет оставить своим потомкам.

    Проблема милосердия и сострадания

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек должен быть заботливым, милосердным. Сострадание – это проявление нравственности, оно объединяет людей, заставляет их бороться за гуманность, справедливость, сохранение природы и прошлого своей страны. Это чувство помогает людям не очерстветь душой, поскольку оно было забыто, его необходимо возродить.

    Проблема ответственности ученого за открытие

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Академик убеждает юных читателей в том, что человек науки несет нравственную ответственность за свои открытия. В век машин и роботов, атомной энергии и биологического оружия ученые должны быть особенно осторожны и стараться не навредить окружающей среде и людям.

    Проблема памяти

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что память – это преодоление времени и смерти, поэтому «беспамятный – это неблагодарный, безответственный и неспособный на благородные поступки человек». Молодому поколению необходимо бережно относиться к памяти и знать, что она «наше богатство».

    Роль юности, молодости в судьбе человека

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что молодость – это время, когда человек обретает настоящих друзей, воспитывает в себе привычки, которые помогут или помешают ему в дальнейшем. Например, важно в юности привить трудолюбие, так как нет несчастнее «человека ленивого и избегающего усилий». Необходимо помнить, что совершенные в юности поступки будут греть сердце в старости, а дурные «не дадут спать».

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)За всё подростки брались сами. (3)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы - это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец… (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)За хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл - расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17)Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили. (18)Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует. (По В. Пескову)

Ответ:

В предложенном для анализа тексте В.М.Песков затрагивает проблему воспитания в сложные годы войны. Вопросы воспитания подрастающего поколения в любое время стояли и должны стоять в обществе на первом месте. От того, каким вырастет новое поколение, зависит будущее общества. Во все времена воспитание являлось нелегким делом и сопровождалось многими проблемами.

Размышляя о своем поколении, чье взросление пришлось на военные годы, Песков не только рассказывает о том, какими практическими умениями они владели, эти маленькие «мужички», способные подшить валенки, почистить колодец или отбить косу, но и обращает внимание на их стремление к чтению. Как с жадностью прочитывали книги, пересказывали их друг другу, росли, мужали, узнавая новое, взрослея. Автор считает, что жизненные трудности делали подростков более самостоятельными, пробуждали желание узнать что-то новое и полезное. В.М. Песков уверен в том, что «уроки, мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы».

Вспомним знаменитого Илюшу из романа И.А. Гончарова «Обломов», который привык к тому, что всё делают за него; он не способен заботиться о себе сам. Его детское стремление что-то узнать, постичь, сделать самому постепенно затухало, подавлялось позицией родителей, запрещавших бегать на овраг, самостоятельно одеваться. В итоге в Обломове развелась беспомощность, страх перед любым действием. Это произведение является прекрасной иллюстрацией к данной проблеме.

Полная противоположность Илье Обломову – герои повести Михаила Пришвина «Кладовая солнца» – Настя и Митраша. Осиротевшие дети всё умели делать сами, жили взрослой жизнью, много работали, как и все в деревне. При этом дети еще и учиться успевали.

Жизнь может складываться по-разному, поэтому нужно стойко относиться к жизненным ситуациям и надеяться, прежде всего, на себя. «В нужное время в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры