Архив категории ‘Традиционные славянские музыкальные инструменты’. Старинные музыкальные инструменты названия и виды Древний русский народный струнный инструмент

Главная / Измена мужа

С перва это было просто увлечение, хобби. Сегодня люди, проезжающие мимо Воронежа, специально заезжают в город, чтобы посетить «Музей забытой музыки», созданный Сергеем Плотниковым. Когда-то он был участником ансамбля, исполнявшего этнографические песни с использованием устаревших народных музыкальных инструментов - теперь играет только для души, а все свое время посвящает воссозданию и восстановлению музыкальных инструментов, чтобы рассказать как можно большему количеству людей про колесную лиру, гусли, гудок, калюку, жалейку и другие уникальные шедевры из истории русской музыки. В эксклюзивном интервью порталу «Культура.РФ» Сергей Плотников рассказал о самых интересных забытых музыкальных инструментах.

Гусли

Сергей Плотников: «У меня есть два любимых инструмента - гусли и колесная лира. Гусли - инструмент, на котором можно играть практически все. Можно петь духовные стихи, былины складывать, исполнять плясовые, протяжные наигрыши или просто музицировать. Не все современные песни подходят под гусли, но хорошо звучат песни Виктора Цоя.

Народные гусли были трех видов: лирообразные, крыловидные и шлемовидные. Самый древний вариант - лирообразные гусли, которые вышли из употребления в XIV веке. У них малое количество струн - 5–6 штук и не очень большой диапазон звучания. Садко, Ставр Годинович, Добрыня Никитич - все былинные герои, по идее, должны были играть на лирообразных гуслях. Затем появились крыловидные гусли, которые народ использовал вплоть до 1980-х годов. Шлемовидные гусли были очень популярны на картинах и в кино. Но они относились к народной традиции марийцев и чувашей. У русских в народной традиции - крыловидные гусли, а шлемовидные считались инструментом благородного общества, поэтому крестьянами не использовались.

Раньше, когда еще не умели производить проволоку, для гуслей использовались кишечные и жильные струны или струной служил скрученный конский волос. Затем струны стали металлическими, они намного громче звучат. Кстати, в Средние века во время игры на танцах громкость была одним из главных достоинств инструмента.

Колесная лира

Колесная лира - очень специфический и интересный музыкальный инструмент. Он появился, скорее всего, в Центральной Европе в X–XI веках. Либо во Франции, либо в Испании. Первоначально на инструменте играли два человека, клавиши располагались не снизу, как сейчас, а сверху- один ручку крутил, а второй исполнял музыку.

В России первые сведения о колесной лире относятся к XVII веку.

Пик популярности - XIX век. Лирники - своего рода философы, исполняли исключительно духовные стихи и евангельские истории, библейские притчи, стихи о расставании души с телом, о загробной жизни. Сохранилась запись XIX века, где у лирника спрашивают: «Песни печальные все, повеселее чего-нибудь знаешь?» Он говорит: «Знаю, но играть не буду, потому что это все пустое».

Гармонь

На фестивале «Живая старина» в Ростове Великом

Этот самобытный народный музыкальный инструмент появился в середине ХIХ века.

На территории России - 50 видов гармоней. Внешне все они похожи, но имеют разный строй и разное звучание. Каждая губерния пыталась придумать свой вариант гармони или переделать уже имеющийся инструмент под свою исполнительскую традицию. В основном их покупали, чтобы играть на свадьбах. Гармошка была самым дорогим инструментом. Даже существовало такое понятие «цена гармошки». В Ельце спрашивали: «Сколько стоит гармошка?» Продавец отвечал: «30 свадеб». Свадебный аккомпанемент гармониста стоил 10 рублей. 30 свадеб отработал - и окупил цену гармони.

Гудок

Гудки, а также гусли и домры церковники в письменных средневековых источниках часто называли «бесовскими сосудами». Есть упоминание немецкого путешественника Адама Олеария, который пишет, что в Москве во время правления Алексея Михайловича было собрано пять возов музыкальных инструментов, вывезено на Болотную площадь и сожжено. В письменных источниках довольно часто встречаются гневные отзывы священнослужителей о музыкальных инструментах, которые сопровождали осуждаемые церковью действа. Главное - все инструменты сохранились до нашего времени. Интересен рассказ Якоба фон Штелина - немца который жил в Петербурге в XVIII веке. Он пишет, что гудок - это инструмент черни. В XVII веке в Санкт-Петербурге гудок был популярен среди матросов и солдат. Крестьяне активно использовали гудок в XVIII веке. А еще этот инструмент использовали скоморохи.

Скоморохи, к слову, были очень предприимчивыми ребятами. Они заходили ватагами по 60–100 человек к боярину или к богатому крестьянину во двор, давали без спроса представление и просили за него денег. Заказывал ли кто-то их концерт - их не волновало, представление дано.

Домра

Все музыкальные инструменты дошли до наших дней, физически не сохранился лишь один - древнерусская домра.

Домра широко применялась скоморохами на Руси в XVI–XVII веках как сольный и ансамблевый («басистая» домра) инструмент, но начиная с XV века, после выхода ряда церковных и государственных указов (один из них - 1648 года, царя Алексея Михайловича, «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий»), скоморошество подвергалось гонениям, а домры были уничтожены и забыты.

Сейчас домристы играют на «новодельном» инструменте.

Балалайка

После того как из употребления вышла домра, на Руси появилась балалайка. Мы привыкли видеть современную (андреевскую) балалайку и не можем представить, что она когда-то была совсем другой. Предок нашей балалайки вероятнее всего калмыцкая домбра, двухструнная балалайка с очень длинным грифом, где одна из струн игровая. Звучала она больше на азиатский манер.

Со временем русские гриф укоротили и добавили третью струну. Балалайка в народном варианте появилась в конце XVII века. Якоб фон Штелин пишет, что редко когда не встретишь в каком-нибудь дворе мужичка, который на этом антихудожественном музыкальном инструменте наигрывает свои вещички дворовым девкам. Инструмент был легкодоступен, его можно было купить в любой лавке или изготовить самому.

Рожок

Владимирский рожок - очень сложный музыкальный инструмент, из которого звук извлекается губами. Длинная труба издает низкий звук. Отверстия повышают ноты. По строению инструмент очень простой - труба, имеющая пять отверстий, а вариаций можно сыграть великое множество, это уже зависит от способностей исполнителя. Не зря пастухам, игравшим на рожке, платили больше, чем тем, кто не умел на нем играть. Так что был большой материальный стимул.

Жалейка

«Музей забытой музыки» на фестивале «Времена и эпохи» в 2014 году

Помните, Валентина Толкунова пела: «где-то жалейка плачет…»? А еще этот инструмент есть в мультфильме «Князь Владимир». Но в целом о жалейке слышали только те, кто занимается фольклором.

Одни говорят, что название инструменту дано потому, что он жалостливо звучит. Другие добавляют, что на кладбищах играли на жальниках, поэтому она жалейка. Жулейкой называли центральную часть инструмента, ствол с игровыми отверстиями. Названий у этого музыкального инструмента много. В Курской и Тверской области инструмент называли рожком (на конце делался рог для усиления звука), в Воронежской и Белгородской области - пищуком.

Калюка

Калюка - это травяная дудка или обертоновая флейта. Мы все в детстве свистели в такие трубочки. Калюка делается из любой пустотелой травы - дудника, кокорыша. Тонкая струя воздуха, попадая на острую кромочку, рассекается - и получается свист. Дуем слабо - звук низкий, дуем сильно - звук высокий. Снизу есть отверстия. Такой нехитрый инструмент брали в ночное дежурство пасти коней. Под его звуки ходили на покос. До поля идти долго, и, чтобы не было скучно, трубочки нарезали: поиграли, покосили, домой вернулись - и выбросили. Сезонный инструмент. Из травы - народный вариант, а сейчас делаются пластиковые. Принцип тот же, но играть легче.

Кугиклы

Самый древний свистковый духовой инструмент, разновидность многоствольной флейты. Он уникален по простоте и исполнительским возможностям. Представляет собой пять скрепленных трубочек, которые изготавливают из камыша или кокорыша, а также из дерева, металла или пластика. В русской традиции каждая трубочка на кугиклах имеет свое название: «гудень», «подгудень», «средник», «подпятушка» и «пятушка». Считается, что это женский музыкальный инструмент, на котором играют ансамблем из трех-четырех исполнительниц. При игре на кугиклах издают голосом звуки, похожие на звук трубочек. Инструмент был особенно популярен в Брянской, Курской и Калужской областях.

Волынка

Все уверены, что это традиционно шотландский инструмент. А в Шотландии и Ирландии он называется «бэгпайп». У каждого народа есть подобие волынки. У французов - мюзетт, у испанцев - гайта, у украинцев - коза, у белорусов - дуда. Описание русской волынки есть в деревнях начиная с XIX века, но до наших дней русская волынка не дошла.

Варган

Из-за телевидения и кинофильмов у большинства сложился стереотип, что на варгане играют только народы Севера. А были времена, когда на Руси не было ни одного человека, который бы не «дрындел» на варгане.

Даже в боярских домах девушек обучали игре на варгане. Это наш, русский инструмент, но мы его ошибочно приписали эскимосам.

Меня часто спрашивают: «Делитесь ли вы секретами мастерства? Вдруг появится конкурент». Я говорю: чем больше конкурентов появится, тем больше будет заказов. Чем больше инструментов делается, тем больше появляется людей, которые хотят их иметь. Кафедра этномузыкологии в России есть, а кафедры народного инструментоведения пока нет. Таких энтузиастов, как я, очень мало».

За предоставленные фото и видеоматериалы благодарим «Музей забытой музыки» .

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские народные инструменты.

Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа.

К вопросу о классификации

В основе известной классификации, разработанной в начале ХХ века К. Заксом и Э. Хорнбостелем, лежат источник звука и способ звукоизвлечения. По этой системе можно разделить на четыре группы и русские народные инструменты:

  1. идиофоны (самозвучащие): почти все ударные – трещотки, рубель, ложки, дрова (разновидность ксилофона);
  2. мембранофоны (источник звука – натянутая мембрана): бубен, гусачок;
  3. хордофоны (струнные): домра, балалайка, гусли, семиструнная гитара;
  4. аэрофоны (духовые и другие инструменты, где источником звука является воздушный столб): рожок, свирель, сопель, пыжатка, дудка, жалейка, кугиклы (кувиклы); сюда же относятся и свободные аэрофоны – гармоника и баян.

Как было поначалу?

Множество безымянных музыкантов развлекали народ на ярмарках, народных гуляниях, свадьбах в незапамятные времена. Мастерство гусляра приписывалось таким летописным и былинным персонажам, как Боян, Садко, Соловей Будимирович (Садко и Соловей Будимирович – герои ), Добрыня Никитич (герой-богатырь из ). Непременным атрибутом русские народные инструменты были и в скоморошьих представлениях, которые сопровождали свирцы, гусляры, гудошники.

В XIX веке появляются первые пособия по обучению игре на народных инструментах. Становятся популярными исполнители-виртуозы: балалаечники И.Е. Хандошкин, Н.В. Лавров, В.И. Радивилов, Б.С. Трояновский, баянисты Я.Ф. Орланский-Титаренко, П.Е. Невский.

Были инструменты народными, стали – оркестровыми!

К концу XIX века уже оформилась идея создания (по образцу симфонического) оркестра русских народных инструментов. А начиналось всё в 1888 году с «Кружка любителей игры на балалайке», организатором которого был блестящий балалаечник Василий Васильевич Андреев. Для ансамбля были специально изготовлены инструменты разных размеров и тембров. На основе этого коллектива, дополненного гуслями и группой домр, в 1896 году и был создан первый полноценный Великорусский оркестр.

Вслед за ним появились и другие. В 1919 году, уже в советской России, Б.С. Трояновским и П.И. Алексеевым был создан будущий оркестр имени Осипова.

Инструментальный состав тоже варьировался и постепенно расширялся. Сейчас в оркестр русских инструментов входят группа балалаек, группа домр, баяны, гусли, ударные, духовые (сюда же иногда включаются близкие по строю к народным гобой, флейта и кларнет, а иногда и другие инструменты классического симфонического оркестра).

Репертуар оркестра народных инструментов обычно составляют русские народные мелодии, произведения, написанные специально для такого оркестра, а также аранжировки классических произведений. Из народных мелодий уж очень любит народ “Светит месяц”. Послушайте и вы! Вот:

В наше время музыка становится всё более вненациональной, но в России пока ещё сохраняется интерес к народной музыке и русским инструментам, поддерживаются и развиваются исполнительские традиции.

На десерт мы сегодня вам приготовили ещё один музыкальный подарок – знаменитый хит группы Битлз в исполнении, как вы уже догадались, конечно же, оркестра русских народных инструментов.

На отдых после десерта тоже припасён подарочек – для тех, кто пытлив и кто любит разгадывать кроссворды –

Струнные народные инструменты. Видео урок.

На вопрос о том, какой инструмент был прообразом первого струнного народного инструмента , обычно от детей можно услышать, что это балалайка или гитара. Очень мало кто осознает, что это был простой охотничий лук. Действительно, много раз перед охотой проверяя хорошо ли натянута тетива, человек заметил, что разные луки звучат не одинаково и люди решили использовать лук как музыкальный инструмент.Играть на разных луках неудобно, поэтому человек натянул на лук не одну тетиву, а несколько. И в результате этого получился инструмент очень напоминающий по внешнему виду арфу. Можно предположить, что таким образом появилась третья группа музыкальных инструментов – струнные музыкальные инструменты . Но натянутая на лук тетива будет звучать очень тихо, а если поднести эту звучащую тетиву к дуплу дерева или к пустому деревянному ящику, то звук усилится. Таким образом, очевидно, люди пришли к изобретению резонатора – неотъемлемой части любого струнного инструмента, который усиливает звук.

Одним из самых известных и древних струнных инструментов являются гусли. Первое упоминание о них относится к VI веку, а название их происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, поэтому звучащая струна получила наименование «гусла». Таким образом гусли – это гудящие струны.

Причем, не безразлично из какого материала сделан корпус музыкального инструмента. Корпус резонатора гуслей, обычно, выдалбливали из сосны или ели, а деку (дека – значит крышка) делали из явора. Отсюда произошло и их название – гусли «яровчатые» (искаженное «яворчетые»).

В настоящее время существуют три разновидности гуслей: гусли звончатые или «яровчатые», гусли щипковые и гусли клавишные. Давайте рассмотрим по порядку эти три группы.

1. Гусли звончатые.

Гусли звончатые – самый древний вид гуслей. Вы их видите на картинке выше.

Это инструмент представляющий собой деревянный ящик крыловидной или трапецеидальной формы, поверх которого натянуты струны. Играют на них, защипывая струны или обеими руками или пальцами только правой руки. Левая рука при этом служит для того, чтобы приглушить звук определенной струны (ей прижимают струны, которые не должны звучать). На этих гуслях можно сыграть и щипком мелодию и бряцанием, как на балалайке и извлекать аккорды арпеджированно, как на арфе. В старину часто на этом инструменте играли, сопровождая свое пение народные сказители, исполнители былин. Одним из самых известных древнерусских сказителей был Боян.

Недостатком этих гуслей является небольшое количество струн (обычно 12-13), что ограничивает их возможности.

А вот гусли щипковые (следующая разновидность гуслей) значительно расширили технические и художественные возможности этого инструмента.


Они представляют собой большой прямоугольный столообразный резонатор, стоящий на ножках, на котором натянуты разной длины и толщины металлические струны(всего более 60). Защипываются они пальцами обеих рук, поэтому и называются щипковыми. Чтобы проще было ориентироваться в таком количестве струн, их натягивают в два ряда. В верхнем ряду располагаются основные звуки гаммы, а в нижнем – промежуточные хроматические звуки.

В конце XIX века появляется еще одна разновидность гуслей – гусли клавишные. Механика этого инструмента была во многом заимствована у фортепиано. По внешнему виду и размеру они похожи на гусли щипковые, но в левой части гуслей установлен специальный ящик с фортепианной клавиатурой и механикой.

Думаю, вы понимаете, что струна звучит только в свободном состоянии. Если до нее дотронуться, она звучать не будет. Если на гуслях звончатых исполнитель сам прижимает струны, чтобы они не звучали, то на гуслях клавишных это делает механика. Когда ни одна клавиша фортепианной клавиатуры гуслей не нажата, то глушители (демпферы), которые есть над каждой струной, прижимают все струны и не дают им звучать. Если на фортепианной клавиатуре нажать, например, ноты «до», «ми», «соль», то глушители этих нот во всех октавах поднимутся (а октав там более пяти и в каждой октаве есть эти ноты, но разной высоты), дав возможность этим струнам колебаться (т.е. звучать). Если после этого провести по всем струнам, то зазвучат все ноты«до», «ми», «соль», освобожденные от глушителей во всех октавах (будут звучать более 15нот).

Таким образом, процесс игры благодаря механике упрощается, и в то же время звучание становится более богатым и насыщенным (благодаря большому количеству струн).

Одноголосные мелодии на клавишных гуслях исполняют редко, чаще играют на них аккорды, но можно на них играть и одноголосные мелодии, а при необходимости можно отстегнуть ящик с фортепианной клавиатурой, превратив их в гусли щипковые.

Следующий струнный инструмент, с которым мы с вами познакомимся, будет балалайка.

Первое упоминание об этом инструменте относится к концу XVII века. До 19 века это был очень примитивный, но распространенный инструмент. Его можно было встретить не только, как говорили, «между простым народом», но и в богатых домах. О популярности этого инструмента говорит частое упоминание его в песнях, пословицах, поговорках, загадках.

Помните популярную народную песню «Во поле береза стояла»:

«Сделаю себе я три гудочка,

Четвертую балалайку».

Или пример из пословиц:

«Наш брат Исайка – без струн балалайка».

Есть немало упоминаний этого инструмента и в произведениях русской литераатуры. Вот, например строки из Евгения Онегина А.С. Пушкина:

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка…

А вот строки Лермонтова:

Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой
И бескорыстный и свободный!..

Откуда произошло название этого инструмента?

Многие исследоаватели отмечают, что корень слов «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», родственен таким русским словам, как балакать балагурить, т.е. болтать, пустозвонить, поэтому в частушках, поговорках нередко подчёркивается именно этот смысл, например:

Балалаечка – гудок

Разорила весь домок…

Такая популярность балалайки продолжалась до начала 19 века, до появления в России сначала гитары, а затем гармони, которые вытеснили ее из употребления.

И неизвестно, как бы сложилась судьба этого инструмента, если бы на него не обратил внимание Василий Васильевич Андреев. Вот как описывал свою первую встречу с этим инструментом сам Андреев:

«...Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревянного дома и наслаждался тишиной деревенского вечера... Совершенно неожиданно я услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки... Игрок наигрывал плясовую песню вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске... Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки; передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл... на балалайке!.. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков!.. Присмотревшись внимательно, как играл Антип (имя работника), я попросил его тут же показать некоторые приемы игры». Андреев начал учиться играть на этом инструменте и вскоре почувствовал, что возможности этого инструмента очень ограничены: на ней было мало ладов, причем они не были зафиксированы, а были навязаны, поэтому часто сползали, их приходилось поправлять. Андреев долго изучал различные балалайки (в то время они были разной формы и конструкции), прежде чем сделать окончательный чертеж балалайки, с которым он отправился к скрипичному мастеру с просьбой изготовить по его чертежу балалайку. Изготовление первой балалайки оказалось очень не легким делом. Вот как описывает это сам Андреев:

«Когда в 1880-х годах я обратился впервые к инструментальному мастеру, очень талантливому, известному особой выделкой смычков и починкой старинных инструментов, с просьбой сделать по моим указаниям из лучших сортов дерева балалайку, то вначале он принял мое предложение за шутку; когда же я уверил его, что говорю совершенно серьезно, он так обиделся, что перестал со мной разговаривать, вышел в другую комнату, оставив меня одного. Я был очень смущен, но тем не менее решил настаивать на своем; в конце концов мне удалось убедить его не словами, делом... Я принес ему простую деревенскую балалайку, стоившую 35 копеек, на которой в то время играл сам, сделанную из простой ели, с навязанными ладами, и сыграл ему на ней несколько песен. Моя игра его настолько удивила, что-он согласился сделать мне балалайку с тем, чтобы я дал ему слово никому и никогда о том не рассказывать, так как такая работа для него унизительна и может серьезно повредить его репутации. Я долгими часами просиживал у него, следя за работой... и неоднократно был свидетелем, как при каждом звонке он быстро вскакивал и накрывал верстак тут же лежащим наготове платком, чтобы кто-нибудь из его заказчиков или посторонних не увидел лежащей на верстаке балалайки...»

Первый же концерт Андреева имел большой успех.

В 1885 году новую балалайку для Андреева изготовил известный петербургский мастер Франц Станиславович Пасербский. Она отличалась от первой балалайки, на ней впервые появились врезанные порожки, благодаря чему строй ее был значительно лучше. Порожков было пять, поэтому ее иногда называют «пятиладовой». На современной балалайке их более 20.

Давайте подробнее рассмотрим ее устройство.


Балалайка состоит из корпуса, грифа, на котором врезаны порожки и головки грифа, ее еще называют лопаткой. На ней находится колковый механизм, при помощи которого настраивают балалайку. На балалайке 3 струны: 2 из них настроены одинаково (на ноту «ми», третья струна настроена на ноту «ля»). Играют на балалайке пальцем, чаще всего приемом, который называют «бряцанием», но иногда играют и «щипком».

Следующим шагом Андреева было создание ансамбля балалаечников из 8 человек, затем из 14. Он заказал разные виды балалаек: приму, секунду, альт, бас иконтрабас и с этим ансамблем давал концерты.

В 1892 году, во время гастролей во Франции Андрееву было присвоено звание академика Французской академии «за введение нового элемента в музыку». Ансамбль Андреева стали приглашать на самые почетные сцены Петербурга. Его слушали и восхищались многие русские музыканты. В частности, П.И. Чайковский сказал: «Какая прелесть эта балалайка! Какой поразительный эффект может она дать в оркестре! По тембру - это незаменимый инструмент!».

Вот так благодаря усилиям Андреева, которого называли «отцом русской балалайки» этот инструмент был возрожден и сейчас является самым, пожалуй, известным в мире русским народным музыкальным инструментом.

Следующим инструмент - это домра.

Музыканты-ученые предполагают, что далеким предком нашей русской домры явился египетский инструмент «пандура». У некоторых народов есть инструменты с похожими названиями: у грузин - чунгури и пандури, у южных славян - танбура, у украинцев - бандура, у туркменов - дутар, у монголов - домбур, у киргизов и татар - думра, у калмыков - домр.

В древней Руси большой популярностью в народе пользовались скоморохи. Они, как бы мы сейчас сказали, были профессиональными артистами, т.е. ходили по городам и селениям и зарабатывали себе на жизнь, давая представления. Искусство их было синтетическим: они и пели и плясали и разыгрывали различные сценки, в которых не редко высмеивали служителей церкви, купцов, бояр. Одним из любимых музыкальных инструментов скоморохов была домра .


В искусстве скоморохов видели вред не только церковники, но и князья, бояре, а потом и цари. Это и явилось главной причиной начавшегося вскоре гонения на скоморохов.

В одном из царских указов XV века говорится: «Где появятся домры, сурны и гусли, то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батоги». А по одному из царских указов XVII века на окраину Москвы было свезено 5 доверху нагруженных подвод с музыкальными инструментами, которые были сожжены. В следствии этих действий домра была на несколько столетий забыта и только благодаря стараниям В.В. Андреева в конце 19 века этот инструмент был возрожден.

Если посмотреть на устройство этого инструмента , то мы заметим, что в отличие от балалайки, корпус этого инструмента имеет округлую форму.

Играют на нем не пальцами, как на балалайке, а медиатором (костяная или пластмассовая пластинка), благодаря чему звук извлекается более громкий, но более жесткий, по сравнению с балалайкой. Существуют две разновидности домр: трехструнная и четырёхструнная. Четырехструнная имеет такой же строй, как скрипка, поэтому на ней можно сыграть все произведения, написанные для скрипки. Звук у четырехструнной домры более тихий, поэтому ее редко используют в оркестре, а, в основном, она используется как сольный и ансамблевый инструмент. Давайте послушаем как звучит домра.

И балалайки и домры входят в состав оркестра русских народных инструментов. Существуют различные разновидности этих инструментов: балалайка прима, балалайка секунда, балалайка альт , балалайка бас, балалайка контрабас, домра пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая , теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение домры пикколо, малые, альтовые и басовые домры.

И в заключении хотелось бы несколько слов сказать о народных инструментах гармони и баяне , хотя они и не являются струнными, но у нас с вами сегодня последнее занятие по народным музыкальным инструментам и не поговорить о них нельзя.

Нельзя сказать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.

Но есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Русские гармони можно разделить на два вида по типу извлечения звука: гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения меха.

К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время).

Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони и по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Вообще, надо сказать, что по внешнему виду гармони очень разные. Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.


В чем главное отличие гармони от баяна? На гармони строй диатонический. Чтобы понять, что такое диатонический строй, представьте клавиатуру фортепиано. На ней есть белые и черные клавиши. Если бы на фортепиано был строй как у гармони, у него бы не было черных клавиш. На гармони без труда можно сыграть русские наигрыши (в них хроматических звуков нет).

Но есть мелодии, в которых есть хроматические звуки (как бы черные клавиши на ф-но). Такие мелодии сыграть на гармони невозможно, т.е. возможности гармони ограничены.

Чтобы избавиться от этого недостатка была изобретена гармоника с полным хроматическим звукорядом, а сконструировал ее баварский мастер Мирвальд из города Зилетуе (Германия) в 1891 году. У этого инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован. Т. е. это был уже баян, только пока так еще не назывался.

Примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера, а затем тульские и другие. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.


С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

Русские гармонные мастера внесли важные усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда.

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил баян, над которым работал более двух лет, для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, и дал этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна (Баяна), упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», это название впервые стало использоваться на афишах в начале мая 1908 года в Москве.Таким образом появился популярный сейчас в нашей стране инструмент - баян

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера.


Баян состоит из трёх частей - правого и левого полукорпусов, между которыми находится меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.

Правая и в меньшей степени левая клавиатуры могут иметь некоторое количество регистровых переключателей, в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки.

Баяны имеют 3-х или 5-ти рядную правую клавиатуру. В 5-ти рядной клавиатуре первые два ряда (от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты, располагающиеся в трёх других рядах.

Давайте послушаем, как звучит современный баян. В исполнении лауреата Международных конкурсов, профессора воронежской академии искусств Александра Склярова прозвучит пьеса Евгения Дербенко «Галоп».

Сегодня мы с вами поговорили об основных струнных русских народных инструментах (гусли, балалайка, домра) и о популярных народных инструментах гармони и баяне.

Следующей нашей темой будут инструменты симфонического оркестра.

Духовые народные инструменты. Видео урок.

Духовые народные инструменты можно разделить на 3 группы:

1. Свистящие

2.Язычковые

3. Амбушюрные

Свистящие духовые инструменты являются самыми древними представителями этой группы. Звук в них образуется благодаря тому, что струя воздуха, которую в них вдувают, рассекается на 2 части. Может быть, кому из вас приходилось, вдувая воздух в бутылку, заставить ее звучать? Звук в данном случае получается благодаря тому, что часть воздушной струи направляется в бутылку, а часть – мимо нее, и благодаря этому она начинает звучать. На примере свистульки , о которой мы будем говорить чуть позже, мы можем увидеть,что часть воздуха при вдувании попадает внутрь свистульки, а часть выходит мимо. На этом принципе основано звучание всех духовых свистящих инструментов. Разница лишь в том, что играя на некоторых из них, исполнителю самому приходится направлять таким образом воздушную струю, а в некоторых вставлен для этого специальный свисток, благодаря которому эта струя делится.

Одним из самых древних инструментов этой группы являются кугиклы, которые можно назвать русской разновидностью флейты Пана.

В России разновидность флейты Пана бытует в основном в южных областях (Брянской, Курской, Белгородской) и в разных селениях имеет свои названия - «кувички», «кувиклы», «дудки», «цевки», но наиболее устойчивое ее название - «кугиклы». Называются кугиклы так потому, что что делали их из стеблей камыша , которые называются куги. Заготовку тростниковых трубок производят поздней осенью, когда стебли камыша полностью созреют. В местах соединения трубочек, так называемых «суставах», острым ножом делали надрезы вокруг трубки. Слегка надломив, их отделяли одну от другой. Получались трубочки, наглухо закрытые с одного конца и открытые - с другого. Затем внутренние стенки трубок очищали от наслоений либо гусиным пером (народная традиция изготовления), либо круглой палочкой. Иногда для изготовления кугикл использовались и другие растения, которые имели трубчатые стебли. Обычно кугиклы состояли из 3 -5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (обычно от 10 до 16 см.). Верхние концы трубок были открыты, нижние – закрыты. Стволы, в отличии от флейты Пана, не скрепляли между собой. Открытые концы трубок подносили ко рту , дули на края срезов, извлекая таким образом звуки. Вы знаете, что удлинив трубку, мы получим более низкий звук, а укорачивая трубку, мы будем получать более высокие звуки, но таким образом кугиклы обычно не настраивали, потому что ошибочно укоротив больше чем нужно трубку, она оказывалась непригодной. Вместо укорачивания трубки в нее на дно клали камешек или заливали воск, т. е. в случае ошибки можно было ее исправить. Иногда нижние концы затыкали пробками, которые можно было передвигать вверх и вниз, изменяя объем воздуха в трубке и таким образом настраивая их.

Мужчины на кугиклах, обычно, не играли, это чисто женский инструмент . Играли на них, обычно, ансамблем из 3-4 исполнителей.

Очень часто кугиклы выступают в качестве аккомпанирующего инструмента.

Следующим представителем этой группы, с которым мы познакомимся, будут свистульки .

Характерной особенностью которых является то, что многие из них изготовляются не из дерева, как большинство русских народных инструментов, а из глины. Во многих странах мира есть инструмент, который называется акарина , что в переводе с итальянского означает гусенок. Первоначально она действительно напоминала гусенка, но впоследствии эти инструменты стали делать в форме различных животных.

На Руси такие инструменты называли просто свистульками. В разных областях они имели разную форму, но чаще всего их делали в виде петушков с 2-3-4 отверстиями. В раскраске свистулек была своя символика.

Надо сказать, что некоторые мастера, изготавливая свистульки, заботились лишь об их внешнем виде, и тогда, играя на этой свистульке, можно было лишь создать определенный фон.

А некоторые мастера, наоборот, не слишком заботились о внешнем виде свистулек, а тщательно работали над их строем.

Многие свистульки имеют только два игровых отверстия, а извлекают из инструмента 4 различных звука.

Если зажать оба отверстия – будет звучать самый низкий звук, зажав левое отверстие, отпустив правое – будет звучать следующий звук звукоряда. Поменяв пальцы, т.е. зажав правое и отпустив левое – можно извлечь третий звук звукоряда, а отпустив оба отверстия мы получим четвертый звук.

Следующим, пожалуй, самым распространенным инструментом является свирель.


У этого инструмента есть разные названия: дудка, дуда, сопель, сиповка, пищаль, пыжатка ит.д. Строение же у всех этих инструментов одно и то же: полая трубка с проделанными отверстиями, с одной стороны которой вставлен свисток. Если зажать все отверстия и подуть в свирель, то будет звучать самый низкий звук. Отпуская по очереди все отверстия, мы будем укорачивать звучащий столб воздуха и с каждым разом звуки будут все выше и выше.

Изготавливают свирель из различных материалов (можно ее сделать из дуба, груши, акации, бамбука) . При этом по звучанию они будут немного отличаться.

Материал, из которого делают свирель, не так сильно влияет на ее звучание, как, например, материал из которого сделаны струнные инструменты. В народе ее делали иногда из ветки какого-нибудь дерева. Помните слова известной народной песни « Во поле береза стояла»: Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка. Это поется об изготовлении свирели. Весной, во время сокодвижения, брали ветку, стягивали с нее кору, получая таким образом трубочку и делали из нее свирель (в песне ее называют «гудочком». Свирель можно сделать и из какой-нибудь металлической трубки (например, из лыжной палки), просверлив в нужных местах отверстия, и вставив с одной стороны свистящее устройство.

Следующая группа духовых народных музыкальных инструментов – это язычковые духовые инструменты.

Само название групп музыкальных инструментов подсказывает нам способ звукоизвлечения на них. Если у свистящих звук извлекается при помощи свистка, вставленного в трубку, то в язычковых звучит язычок, который колеблется при вдувании в инструмент воздуха.

Самым распространенным инструментом этой группы является жалейка. Название инструмента происходит от того, что издает она довольно жалостливый звук (правда немного резкий, если на нем играть в помещении).

Состоит она из трубки с проделанными в ней отверстиями, на одном конце которой насажен коровий рог, а в другой вставлен мундштук, на котором имеется язычок, колеблющийся при вдувании в инструмент воздуха. Из за этого коровьего рога этот инструмент иногда называют ошибочно рожком.

Чем длиннее был язычок, тем выше звучала жалейка, и наоборот, чем короче язычок, тем выше звук жалейки. Раньше язычок привязывали к мундштуку и настраивать жалейку было очень неудобно. Более 30 лет работал в оркестре хора Пятницкого известный исполнитель и мастер духовых народных инструментов Н.З. Кудряшов, который придумал крепить язычок при помощи колечка, сделанного из полихлорвиниловой изоляционной трубки, которой пользуются электрики. Благодаря этому процесс настройки жалейки значительно упростился. Сдвигая это колечко вперед и назад, можно изменять длину звучащего язычка, таким образом настраивая жалейку

Играют не только на одной жалейке , существуют и ансамбли жалеечников, в которых играют на жалейках разной длины, имеющих разный строй. Так же как партии хора они называются: жалейка- сопрано, жалейка-альт, жалейка-тенор и жалейка- бас.

И последний инструмент этой группы (язычковых духовых инструментов), с которым мы с вами познакомимся – это волынка.


Считается, что название инструмента произошло от названия места его появления – Волыни, входившей в состав Киевской Руси.

На древних картах можно посмотреть, где она находилась.


У многих народов мира есть инструмент похожей конструкции.

В Белоруссии его называют дудой, английское его название можно перевести на русский язык как игровой мешок, в Голландии его называют (в переводе на русский язык) гудящим мешком, На Украине, Молдавии и в Польше его называют козой и т. д.

Почему же у него такие странные названия?

Дело в том, что изготавливали его раньше, обычно, из козьей или телячьей шкуры, сшивая из нее мешок, в которую вставляли, чаще всего, жалейки. В одно отверстие, от передних ног в шкуре, вставляли трубку, через которую накачивали в шкуру воздух. В этой трубке стоял обратный клапан, который не давал выходить воздуху из этого мешка, В отверстие от другой ноги вставляли жалейку, а в шейное отверстие вшивали еще одну или две жалейки, которые звучали, всегда издавая один и тот же звук. Эти тянущиеся звуки называют бурдонами, они звучат непрерывно, создавая гармонический фон мелодии. Держат волынку, чаще, под мышкой, периодически накачивая в мешок воздух. При нажатии на мешок, из него через жалейки выходил воздух, заставляя их звучать.

Особенно популярным этот инструмент является в Шотландии, и считается национальной реликвией.

В Шотландии этот инструмент входит даже в состав военных оркестров.

Надо сказать, что сейчас при изготовлении волынок чаще всего надувной мешок делают не из козьей шкуры, а из кислородной медицинской подушки, в которую и вшивают жалейки, а затем обтягивают эту подушку козьей шкурой. Так проще и надежней сделать волынку.

Ну и последняя группа музыкальных духовых инструментов, с которой нам нужно познакомиться – это амбушюрные музыкальные инструменты . Самым известным инструментом этой группы является рожок . Название инструмента происходит от французского слова bouche – рот, так как звук на них образуется от колебания самих губ, сложенных определенным образом. На конце инструмента, в который вдувают воздух есть специальная чашечка для губ, которая называется мундштуком, поэтому эту группу инструментов иногда называют мундштучными.

Изготовлялись рожки 2 способами.

Первый способ заключался в том, что из двух заготовок выдалбливались и вырезались две половинки рожка в продольном разрезе, а затем склеивались вместе и крепко обертывались берестой.

При втором способе изготовления , рожок вытачивался на токарном станке из цельной заготовки, внутри которой прожигалось отверстие.

Мундштук иногда составлял одно целое с рожком, а иногда вставлялся в него. Первый профессиональный ансамбль рожечников создал в конце 19 века Николай Васильевич Кондратьев, который назывался хором владимирских рожечников. Этот хор рожечников с большим успехом выступал не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ансамбль состоял из 12 рожечников, которые делились на три группы: высокие, средние и низкие, Поэтому размер рожков был разный (примерно от 40 до 80 см).Позже подобные ансамбли возникли и в других городах.

В наше время существует не мало коллективов рожечников, которые бережно хранят и развивают народные традиции.

История возникновения музыкальных инструментов. Видео урок.

Когда возникли музыкальные инструменты? На этом вопрос можно получить очень разные ответы.(от100 лет, до десятков тысяч). В действительности же на этот вопрос никто не может ответить, так как это неизвестно. Но известно, что одному из самых древних инструментов, найденных при археологических раскопках, более 40тысяч лет (это была флейта, сделанная из кости животного, бедренной кости пещерного медведя). Но духовые инструменты появились не первыми, значит, музыкальные инструменты возникли еще раньше.

Какой же инструмент возник первым?

Первым прообразом музыкального инструмента были руки человека . Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом. Затем люди стали брать в руки две палки, два камня, две ракушки, и вместо хлопков в ладоши ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Инструментарий людей во многом зависел от той местности, где они проживали. Если они жили в лесной зоне, то брали 2 палки, если жили у моря – 2 ракушки и т. д.

Таким образом, появляются инструменты, звук на которых извлекается посредством удара, поэтому такие инструменты называют ударными .

Самым распространенным ударным инструментом является, конечно, барабан . Но изобретение барабана относится к значительно более позднему времени. Каким образом это произошло, мы сейчас сказать не можем. Можем лишь что-либо предположить. Например, однажды, ударив по дупленому дереву, для того, чтобы выгнать от туда пчел и забрать у них мед, человек прислушался к необычно гулкому звуку, который получается от удара по дупленому дереву, и ему пришла в голову мысль использовать это в своем оркестре. Потом люди поняли, что не обязательно искать дупленое дерево, а можно взять какой-нибудь пень и выдолбить в нем середину. Ну а если его обтянуть с одной стороны шкурой убитого животного, то получится инструмент очень похожий на барабан . Инструменты похожей конструкции есть у многих народов. Отличие их лишь в том, что сделаны они из различных материалов и немного отличаются по форме.

В музыке разных народов ударные инструменты играют различную роль. Особо важную роль играли они в музыке африканских народов. Существовали различные барабаны, от маленьких до барабанов огромных размеров, достигающих 3-х метров. Звук этих огромных барабанов был слышен за несколько километров.

В истории был очень печальный период, связанный с работорговлей. Европейцы или американцы приплывали на африканский континент, чтобы захватить в плен и затем продать его жителей. Иногда приходя в селение, они никого там не заставали, жители успевали уйти от туда. Так случалось потому, что звуки барабана, которые доносились из соседнего селения, предупреждали их об этом, т.е. люди понимали «язык» барабанов.

Таким образом, первыми возникла группа ударных инструментов .

Какая же группа инструментов появилась вслед за ударными? Это были духовые инструменты, которые называются так, потому что звук у них извлекается благодаря вдуванию воздуха. Что человека навело на изобретение этих инструментов мы так же не знаем, а лишь можем предположить что-либо. Например, однажды, охотясь, человек вышел на берег озера. Дул сильный ветер и вдруг человек услышал какой-то звук. Вначале он насторожился, но прислушавшись понял, что звучит сломленный тростник. Тогда человек подумал: «А что если самому сломить тростник, и вдувая в него воздух, попробовать заставить его звучать?». Успешно проделав это, люди научились извлекать звуки посредством вдувания воздуха. Потом человек понял, что короткий тростник издает более высокие звуки, а длинный – более низкие. Люди стали связывать тростники разной длины и извлекать, благодаря этому, разной высоты звуки. Такой инструмент часто называют флейтой Пана.

Это связано с легендой о том, что давным-давно в Древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Однажды он шел по лесу и вдруг увидел прекрасную нимфу по имени Сиринкс. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила Пана и стала убегать от него. Бежит-бежит, а Пан ее уже догоняет. Взмолилась Сиринкс своему отцу - речному богу, что бы он ее спас. Отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс.

С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее и сейчас часто называют сиринкс. У многих народов есть такие инструменты, только называются они по-разному. У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми (соинари), в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латино-американских индейцев - сампоньо, Некоторые называют флейту Пана свирелью.

Еще позже люди поняли, что не обязательно брать несколько трубок, а можно в одной трубке проделать несколько отверстий, и зажимая их определенным образом, извлекать различные звуки.

Когда наши далекие предки заставляли звучать какой-нибудь неодушевленный предмет, им это казалось настоящим чудом: на их глазах мертвые предметы оживали, обретали голос. О запевшем тростнике сложено много легенд и песен. В одной из них рассказывается о том, как на могиле убитой девушки вырос тростник, когда его срезали и сделали из него свирель, она запела и рассказала человеческим голосом о смерти девушки, назвала имя убийцы. Эту сказку переложил в стихи великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.

Сидел рыбак веселый

На берегу реки,

И перед ним по ветру

Кач ались тростники.

Сухой тростник он срезал

И скважины проткнул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул.

И будто оживленный, тростник заговорил-

Таким образом возникла вторая группа музыкальных инструментов, которые называются духовыми

Ну а третей группой музыкальных инструментов, как вы уже,наверное, догадались, является струнная группа инструментов . И самым первым струнным инструментом был простой охотничий лук . Много раз перед охотой человек проверял хорошо ли натянута тетива лука . И вот однажды прислушавшись к этому певучему звуку тетивы, человек решил использовать его в своем оркестре. Он понял, что короткая тетива издает более высокие звуки, а более длинная тетива – более низкие. Но играть на нескольких луках неудобно и человек натянул на лук не одну тетиву, а несколько. Если представить этот инструмент, то можно найти в нем сходство с арфой .

Таким образом возникают три группы музыкальных инструментов: ударные, духовые и струнные.

Ударные народные инструменты. Видеоурок

Русские народные ударные инструменты являются первой из трех групп народных инструментов. Характерной особенностью русских народных ударных инструментов является то, что некоторые из них были предметами быта. Пожалуй одним из самых распространенных русских народных инструментов являются ложки. Раньше ложки были деревянными , и эти деревянные ложки люди стали использовать, как ударный инструмент. Играли, обычно, на трех ложках, из которых две держали в одной руке, а третью – в другой. Дети часто играют на двух ложках, скрепленных вместе Исполнителей на ложках называют ложкарями . Есть очень искусные ложкари, которые играют на большем количестве ложек, которые воткнуты и в сапоги и за пояс.


Следующим ударным инструментом, которые тоже являлся предметом быта является рубель . Он представляет собой деревянный брусок с зазубринами на одной стороне. С его помощью стирали и разглаживали белье. Если же провести по нему деревянной палкой, то мы услышим целый каскад громких, трескучих звуков.


Следующим нашим инструментом, с которым мы познакомимся будет трещотка . Существуют две разновидности этого инструмента. Трещотка, представляющая из себя набор деревянных пластин, связанных вместе веревкой и круговая трещотка, внутри которой зубчатый барабан, при вращении которого о него ударяется деревянная пластина.


Не менее популярным ударным народным инструментом является бубен , который представляет из себя деревянный обруч с металлическими маленькими тарелочками, с одной стороны которого натянута кожа.


Следующий русский народный ударный инструмент – это коробочка . Она представляет из себя деревянный брусок, сделанный, обычно, из твердых пород дерева с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая усиливает звук, который извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Звук этого инструмента хорошо передает цоканье копыт или стук каблучков в танце.

Россию с ее огромными просторами нельзя представить без троек лошадей, без ямщиков. Вечером, в снежную пергу, когда видимость была очень плохая, нужно было, чтобы люди слышали приближающуюся тройку. Для этой цели под дугой у лошади вешали колокольчики и бубенчики. Колокольчик представляет собой открытую к низу металлическую чашечку с подвешенным внутри ударником (язычком). Звучит он только в подвешенном состоянии. Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (или несколько шариков), при встряхивании ударяющихся о стенки, в результате чего извлекается звук, но более тусклый по сравнению с колокольчиком.

Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали – бубенцами . На небольшой кусок кожи величиной с ладонь пришивается ремешок, помогающий держать инструмент в ладони. С другой стороны нашивается как можно большее количество самих бубенчиков. Встряхивая бубенцами или ударяя ими о колено, играющий извлекает звуки, напоминающие звон колокольчиков русской тройки.

А сейчас мы поговорим об инструменте, который называется кокошник .

В старые времена деревенские сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил

ночью по деревне и стучал в нее, давая односельчанам понять, что он не спит, а трудится, да заодно и отпугивая воров.

По принципу этой сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник. Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей или пластиком, по которым ударяет подвешенный к верхней части шарик. Играющий совершает кистью руки частые колебательные движения, заставляя привязанный шарик мотаться из стороны в сторону и поочередно ударять по стенкам кокошника.


Следующий музыкальный инструмент называется дрова . Он представляет из себя связанные веревкой разной длины поленья. Не всякие дрова будут хорошо звучать. Лучше брать дрова твердых пород дерева. Поленья берут разной длины, но приблизительно одинаковой толщины. После того как сделают инструмент, его настраивают.

Мы с вами познакомились с основными русскими народными инструментами, и в заключении хотелось бы вас познакомить с некоторыми наиболее известными ударными инструментами других народов.

Очень распространенным латиноамериканским инструментом являются маракасы.

Мара́кас или мара́ка - древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов - индейцев Таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек - по одной в каждой руке.

В русском языке название инструмента чаще употребляется в не вполне правильной форме «маракас». Более правильной формой названия является «марака».

Первоначально для изготовления марак использовались высушенные плоды горлянкового дерева, известного на Кубе под названием «гуи́ра», а в Пуэрто-Рико - «игуэ́ро» . Горлянковое дерево - это небольшое вечнозелёное растение, которое широко распространено в Вест-Индии (на Антильских островах), Мексике и Панаме. Крупные плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и достигающие 35 см в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и посуды.


Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленные в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов

А теперь давайте познакомимся с очень известным испанским ударным инструментом – кастаньетами.

Кастанье́ты - ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке.

Подобные простые музыкальные инструменты, пригодные для ритмического сопровождения танца и пения, применялись ещё в Древнем Египте и Древней Греции.

Название кастаньеты в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castañuelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалузии их чаще называют palillos («палочки»).

Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используется металл или стеклопластик. В симфоническом оркестре, для удобства исполнителей, чаще всего используются кастаньеты, закреплённые на специальной подставке (т. н. «кастаньет-машина»).

Kастаньеты, которыми пользуются испанские танцоры и танцовщицы, традиционно изготавливались двух размеров. Большие кастаньеты держались левой рукой и отбивали основное движенье танца. Маленькие кастаньеты находились в правой руке и отбивали разнообразные музыкальные рисунки, которыми сопровождалось исполнение танцев и песен. В сопровождении песен кастаньеты выступали только в качестве отыгрыша - во время перерыва в партии голоса.

В мировой культуре кастаньеты прочнее всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган. Поэтому данный инструмент часто используют в классической музыке для создания «испанского колорита»; например, в таких произведениях как опера Ж. Бизе «Кармен», в испанских увертюрах Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», в «Испанском каприччио Римского-Корсакова, в испанских танцах из балетов Чайковского.

Хотя ударным инструментам не отводится в музыке главная роль, но не редко ударные инструменты придают музыке неповторимый колорит.

Русские народные инструменты.
Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения.

Согласно современным данным, в инструментоведении музыкальный инструментарий классифицируется по определяющему признаку - источнику звука и подразделяется по способу его извлечения. В основу этой систематизации положена классификация К.А.Верткова, базирующаяся на разработках немецких ученых Э.Хорнбостеля и К.Закса. В соответствии с источником звука, русские народные инструменты делятся на:

Духовые (аэрофоны),
струнные (хордофоны),
мембранные (мембранофоны),
самозвучащие (идиофоны).

Рассмотрим каждую из групп подробнее.

Русские народные инструменты: духовые.

Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.

К свистковым русским народным инструментам (звук в них возникает в результате рассечения вдуваемой исполнителем воздушной струи об острый край трубки или специальный вырез в ней) относятся различные продольные дудочки.

Одноствольная дудка - продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.

Двуствольная дудка (ее также называют двойчаткой, двойницей или свирелью - на каждой трубке обычно по три отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении; в совокупности они соответствуют диапазону одиночной дудки.

Кугиклы, или кувиклы, кувички - многоствольные дудки - это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты.

Окарины - пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах - до десяти, с диатоническим звукорядом в объеме ноны.

Язычковые духовые инструменты.

Язычковые духовые (звук возникает в результате колебания язычка - металлической пластинки) могут быть двух типов. На одном из них используются так называемые бьющие язычки . Изготавливаемые из тростника, бересты, иногда расплющенного основания гусиного пера и т.п., они находятся у проемов, прорезей, прикрывая их. Во время подачи воздуха язычок ударяет по краям этих прорезей. Другая же группа язычковых - с проскакивающими , обычно металлическими язычками . Язычки здесь чуть меньше проемов металлических рамок, к которым точно пригнаны. Один конец у них прочно прикреплен к рамке, другой свободно колеблется в проеме. Если язычки первого типа (бьющие) могут издавать несколько звуков в зависимости от силы и способа вдувания (прерывая воздушную струю, они образуют колебания воздушного столба в трубке, в которой находятся), то язычки второго типа (проскакивающие) издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки. Проскакивающие язычки являются основой гармоник - от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов. К бьющим язычкам относится жалейка - дудочка с небольшим количеством игровых отверстий (от трех до семи), с пищиком и раструбом, обычно из коровьего рога; она имеет диатонический звукоряд и диапазон в пределах октавы. На парной жалейке - двух скрепленных жалейках - мелодия, в пределах того же звукоряда и диапазона, исполняется на трубке, которая имеет большее число игровых отверстий. На второй же трубке звучит бурдон или подголосок.

Волынка - представляет собой мешок, который надувается исполнителем через особую трубку и двух-трех игровых трубок. Мешок служит воздушным резервуаром. Одна из трубок мелодическая, с голосовыми отверстиями, аналогична жалейке, остальные - неизменно звучащие, бурдонные.

Мундштучные духовые инструменты.

К мундштучным (амбушюрным) духовым русским народным инструментам (звук здесь вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку) относится пастуший рожок - деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий (чаще всего 5-6), дающих диатонический звукоряд. Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру.

Среди мундштучных также - пастушья труба и рог ; в отличие от деревянных рожков они не имеют игровых отверстий. На пастушьей трубе извлекается натуральный звукоряд, а на роге (изготавливавшемся из металла, обычно меди) - лишь два звука: основной и октавой выше.


Русские народные инструменты: Струнные.

Источник звука у них - натянутая струна. Русские струнные инструменты подразделяются на щипковые и смычковые.

Русские струнные инструменты: щипковые.

К щипковым (звук извлекается защипыванием струны) относятся инструменты грифные , или танбуровидные - домра и балалайка и безгрифные (псалтиртевидные ) - различные виды гуслей . На первых высота звука изменяется, в основном, укорочением струн на грифе пальцами левой руки при их защипывании или тремолировании по ним правой, а на вторых - в результате перебора струн и быстрого проведения по ним пальцами рук или специальной пластинкой - медиатором (плектром).

Русские струнные инструменты: смычковые.

К смычковым русским народным инструментам относятся гудок и скрипка. Гудок (был распространен в России до конца ХIХ века) имел овальный или грушевидный корпус, чаще всего с тремя струнами, две нижних настраивались в октаву, а третья - квинтой выше. Играли на гудке коротким лукообразным смычком. Исполнитель держал инструмент в вертикальном положении, упирая его в колено или зажимая коленями при игре сидя; гудок мог находиться также в согнутой руке при игре стоя.

В наши дни в качестве русского народного инструмента в ряде областей, преимущественно в Смоленской, Брянской, Курской бытует скрипка . Исполнительство на ней имеет характерные особенности: незначительная роль vibrato, обилие жестких кварто-секундовых созвучий, бурдонный, непрерывно звучащий фон органного пункта к изложению мелодической линии и т.п.

Русские народные инструменты: мембранные.

Здесь источник звука - упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных наиболее известен бубен - в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками. По мембране исполнитель ударяет, делает тремоло, встряхивает бубен и т.п. В прошлые века пользовались популярностью накры - небольшие глиняные литавры, по кожаной мембране которых ударяли двумя палочками. С глубокой древности был известен на Руси также барабан, имевший цилиндрическую или бочкообразную форму, с обеих сторон деревянных обечаек натягивались кожаные мембраны, по которым ударяли колотушкой.

Русские народные инструменты: самозвучащие.

Обычно это также ударные инструменты, но источник звука в них - сам материал, из которого они изготовлены. В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки - в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики. Играют на ложках разнообразными способами - ударяя ложкой в правой руке по двум или трем зажатым в левой, по ложке, находящейся в голенище сапога, резким встряхиванием зажатых в обеих руках ложек и т.п.

Большой популярностью пользуются также трещотки - чаще всего, в виде деревянных дощечек, нанизанных на шнур или ремешок и отделенных друг от друга узкими деревянными планками. При встряхивании дощечки, ударяясь одна о другую, издают сухой, трескучий звук.

В качестве исконно национального русского музыкального инструмента широко известны колокола . На протяжении многих веков формировались на Руси самые различные виды колокольных звонов, характерных большой мелодической и ритмической самобытностью - праздничные, набатные, встречные, встречные, проводные, похоронные и т.п.

В прошлых веках как русский инструмент употреблялся также варган , в виде металлической подковки, в центре которой находился язычок - тонкая металлическая пластинка с крючком на конце. При игре варган зажимают зубами, защипывая крючок пальцами. Вибрируя, язычок издает бурдонирующий основной тон, а путем изменения объема полости рта, исполнитель выделяет определенный обертон - обычно диапазоном в кварту или квинту. В настоящее время как русский инструмент не употребляется, однако весьма распространены разновидности данного инструмента у многих иных народов России (башкирский кубыз, якутский хомус и др.).

Для академического инструментария важно, что все мембранные и самозвучащие (за исключением варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной традиции представляется гораздо более важным классифицировать ударные инструменты не на мембранные и самозвучащие, а на инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокола, колокольчики, вибрафон и др.) и с неопределенной высотой звука (бубен, большой и малый барабан, треугольник, тарелки, ложки, трещотки и проч.).

Существуют и другие критерии систематизации музыкального инструментария. Но чтобы понять причины, по которым одни русские народные инструменты были академизированы и вошли в состав оркестра народных инструментов, а другие остались только в практике слуховой традиции - фольклоре, важно выявить интонационную сущность русского инструментария, систематизировав его на этой основе.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры