Береги честь смолоду определение простое и краткое. Береги честь смолоду сочинение

Главная / Измена мужа

Тему чести можно назвать основной в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение создавалось на основе документального труда о восстании Пугачева, которым писатель очень интересовался. Он длительное время изучал историю крестьянского бунта под предводительством лже-царя, саму личность Пугачева.
В результате проделанной работы родилась не только «История Пугачева», но и «Капитанская дочка», в которой Пушкин затрагивает важные вопросы: как должен вести себя человек в сложных ситуациях, что может послужить ему опорой и поддержкой в трудную минуту. Писатель приходит к мысли, что только чувство собственного достоинства и чести может сохранить человека в человеке. Это Пушкин и демонстрирует на протяжении всего произведения на примере своих героев.
Сам эпиграф «Капитанской дочки», взятый из фольклора, настраивает нас на основную тему повести - «Береги честь смолоду». Уже с первых глав в произведение входит тема чести офицерского мундира и человеческого долга. Так, отец Петруши непременно хочет, чтобы тот служил не в Петербурге, где офицеры только «мотают да повесничают», а в провинции: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
Тема чести солдатского мундира неразрывным образом связана с любовью к отечеству, долгом перед императрицей. Благословляя Петра, отец напутствует его таким словами: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду».
Мы видим, что герой сделал эти слова своим жизненным кредо. В самых трудных обстоятельствах, которые, по воли судьбы, выпали на его долю, он хранил верность императрице и своей стране, потому что присягал им: «Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».
Даже под страхом смертной казни Гринев отказывается служить Пугачеву. При этом молодой герой ведет себя очень просто и достойно. Такое поведение вызывает изумление и уважение даже у «безжалостного» бунтаря: «Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть» - сказал он, ударяя меня по плечу. – …Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
Тема воинской чести в повести плавно перерастает в тему чести человеческой. Ею обладают все главные герои произведения, в том числе и «злодей» Пугачев. В самом начале он помогает заблудившимся в метели путникам – выводит Гринева и Савелича из пурги. За это Петр дарит «мужику» свой заячий тулуп. Позже, в осажденной крепости, когда мужик оказывается предводителем бунтарей, он вспоминает про этот тулупчик. Оценив поведение Петра, достойное и благодарное, Пугачев сохраняет ему и его дядьке жизнь: «Ты крепко передо мною виноват» - продолжал он; - «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
И еще один раз Пугачев спасет Гринева, проявив благородство и честь. Лже-царь освободит Машу Миронову из плена Швабрина. Важно, что он сделает это не только из симпатии к Гриневу, но и потому, что считает непозволительным обижать девушку, да, к тому же, еще и сироту: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» - закричал он. – «Будь он семи пяденей во лбу, а от суда моего не уйдет».
Пушкин показывает, что при всех недостатках Пугачев ведет себя очень достойно, вплоть до своей смертной казни, на которой присутствовал и Гринев.
Но писатель показывает нам не только положительные примеры. В «Капитанской повести» есть и антигерой, променявший свою честь на жизнь «в тылу врага». Этот герой – Алексей Иванович Швабрин. С ним Гринев знакомится в Белогорской крепости.
Уже с самого начала Швабрин ведет себя недостойно. Он, будучи отвергнут Машей Мироновой, наговаривает на нее, порочит честное имя девушки.
Позже, когда крепость была взята войсками Пугачева, Швабрин, забыв о своем происхождении и о своей присяге, переходит на сторону казаков: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!» А еще чуть позже, воспользовавшись своим положением победителя, Алексей Иванович подло мстит Маше: он силой – заперев девушку в комнате и не давая ей еды – пытается добиться ее согласия выйти за него замуж.
Но героине даже в голову не приходит согласиться. Так, вместе с образом Маши Мироновой, в повесть входит тема женской чести и достоинства. Эта простая девушка оказывается сильной и цельной личностью, с твердыми убеждениями и принципами, которые она будет отстаивать до конца.
Так, Маша не сдается под грубым напором Швабрина - она считает, что лучше умереть, чем стать женой предателя: «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».
Оставшись одна, без родителей и без жениха, арестованного по клевете Швабрина, Маша решается идти к самой императрице.
Пушкин описывает эпизод встречи девушки с Екатериной II. Маша держит себя просто и искренно, но с большим достоинством: «Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. …Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя».
В результате судьба главных героев оказывается счастливой – они воссоединяются. На их примере Пушкин показывает, что лишь честь и достоинство являются истинными помощниками и проводниками в сложных жизненных ситуациях.
Человек зачастую не волен распоряжаться своей судьбой, но как вести себя, каким принципами руководствоваться – этот выбор всегда остается лишь за человеком. И от того, какое решение он примет, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», на мой взгляд, именно об этом.

«Береги честь смолоду» сочинение по повести «Капитанская дочка» (2 вариант)

Одна из основных тем исторического романа Пушкина «Капитанская дочка» - тема чести. Это задается еще в самом эпиграфе к произведению и подхватывается на его первых же страницах. Ведь именно такое напутствие дает своему юному сыну Андрей Петрович Гринев, отправляя того на военную службу. Это подчеркивается еще и тем, что Петрушу, продолжателя старинного дворянского рода Гриневых, отец отправляет служить в «сторону глухую и отдаленную». Никаких поблажек для сына он не ищет, наоборот, желает, чтоб тот стал настоящим офицером, человеком чести и долга. Перед глазами Петруши всю жизнь был достойный пример. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.
Понятие чести и долга в повести многозначно. Тема дворянской чести отчетливо звучит в истории знакомства Петруши с Зуриным. Тогда молодой человек проиграл крупную сумму денег. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому дворянину пришлось поссориться со своим дядькой, чтобы получить эту сумму. Савельич, придя в ужас от количества проигранных денег, умолял Гринева отказаться от уплаты долга, сказать, что у него таких денег нет. Но Петруша был неумолим. Он не может не уплатить бильярдный долг, ведь это дело дворянской чести.
В истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой тоже возникает тема чести. Девушка была страшно оклеветана Швабриным. Петруше такое потерпеть было просто невозможно. Защищая честь любимой девушки, он вызывает подлеца на дуэль, которой помешало вмешательство коменданта. Тем не менее, она возобновилась, ведь истинно честный и порядочный человек не мог стерпеть такого обращения с девушкой. Здесь идет речь о чести дамы, о долге перед ней.
Полюбив юную девушку, он чувствует себя ответственным за ее судьбу. Защищать и оберегать возлюбленную – его прямой долг. Поэтому когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы спасти ее. Очень интересен тот факт, что Петруша не нашел никакой поддержки у официальной власти. В этот момент он готов обратиться за помощью даже к Пугачеву. И так получается, что именно этот разбойник, бунтарь и убийца помогает ему. Пугачев освобождает Машу, не смотря на то, что она является дочерью коменданта Белогорской крепости, офицера войск противника. С образом Петруши здесь связана тема не только рыцарской чести, но и мужской. Ведь главный герой вряд ли мог бы считать себя настоящим мужчиной, если бы не смог вызволить возлюбленную из столь унизительного положения.
Примечательно здесь еще и то, что после ареста над Гриневым состоялся суд. Но, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей. Он боялся впутать в это дело Машу Миронову: «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее саму, привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и смутился». Герою проще понести незаслуженное наказание, чем оскорбить сколько-нибудь доброе имя Маши. Можно сказать, что это истинно рыцарский поступок, ведь Петруша готов ценой своей жизни защищать покой Марьи Ивановны.
Также в повести можно отметить тему воинской чести, долга перед отечеством, верности присяге. Особенно ярко это заметно благодаря истории отношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев признает в Петруше своего прежнего попутчика и спасает его от неминуемой казни. Но разбойник требует Гринева признать в нем государя. Молодой человек не может этого сделать, понимая, что перед ним самозванец, виновный в гибели не только коменданта крепости и его жены, но и многих других невинных людей. Гринев отказывается целовать руку Пугачева, понимая, что за этим может последовать страшная расправа. Но Пугачев не трогает Петрушу, он лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости». Гринев отказывается видеть в разбойнике своего государя и служить ему, хотя жизнь молодого человека висит на волоске. Петруша говорит Пугачеву, что он дворянин, присягавший императрице, и не нарушит своей присяги. Кроме того, Гринев даже не может пообещать Пугачеву, что не будет выступать против мятежников. Ведь он обязан подчиняться темам воинского долга, повиноваться приказу. Думаю, Пугачев смог оценить благородство натуры Петруши, поэтому отпустил его.
Также тема чести воплощается и с помощью других персонажей. Например, Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца своим государем и предпочитает погибнуть, до конца выполняя долг коменданта крепости. Для него лучше смерть, чем измена своему долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьевич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.
Таким образом, всем положительным героям повести тема чести близка и понятна, каждый из них готов пожертвовать своей жизнью ради своего долга, считая это несказанно лучше, чем предать собственные идеалы.

«Береги честь смолоду» сочинение по повести «Капитанская дочка» (3 вариант)

На уроках литературы мы познакомились с повестью А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Перед произведением помещен эпиграф: "Береги честь смолоду". Я не раз слышала эту пословицу, но поняла ее смысл только сейчас, размышляя над прочитанным, сравнивая двух героев, Гринева и Швабрина.
Это молодые офицеры, присланные для прохождения службы в Белогорскую крепость. Сначала я решила, что оба они отрицательные герои. Автор пишет, что Швабрин сослан в крепость из-за участия в дуэли. И Гринев с самых первых страниц повести произвел на меня плохое впечатление. Он не очень-то хотел учиться, кое-как умел читать по-французски, мечтал вести веселую жизнь в Петербурге, служа в гвардии. По дороге в Белогорскую крепость Гринев пил, играл в бильярд. Только в крепости он предстал передо мною совсем другим человеком.
Вот Петр защищает честь любимой девушки, вызывая Швабрина на дуэль. Его не остановило то, что он может погибнуть. Это дело чести - защитить имя любимой. А впереди Гринева ждет еще более суровое испытание.
Крепость занимает Пугачев. Швабрин переходит на сторону мятежников (не из-за идейных убеждёний, конечно, а, желая сохранить себе жизнь), а Петр Гринев, испытывая симпатию к Пугачеву, отказывается служить у него даже под виселицей. "Я присягал государыне - императрице, тебе служить не могу". Эта сцена очень хорошо раскрывает смысл пословицы. Швабрин запятнал свою честь, став предателем. Гринев показал себя мужественным, умеющим держать слово, отстаивать свои убеждения.
И, наконец, еще один поступок Петра Гринева, подтверждающий, что он порядочный человек, его поездка в лагерь мятежников, чтобы спасти Машу. Этот эпизод помог мне сделать вывод, что для Гринева честь - это не только верность императрице, это благородство, умение любить, способность отвечать за свои поступки, готовность к самопожертвованию. Достойно выходя из сложных жизненных ситуаций, Гринев доказал, что он - человек чести.

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего..." Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.

Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Во время пугачёвского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того. Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему донять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев — смело ответил атаману: "Затейлива... Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину". Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина.

Итак, пословица "береги честь смолоду" имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести -это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы..исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего..." Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он слу жил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.

Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева. Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов" и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: "Затейлива... Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину". Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина,

Итак, пословица "береги честь смолоду" имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Крутяк! 6

анонс:

Народная пословица о том, что честь нужно беречь смолоду, будучи эпиграфом к роману Александра Пушкина «Капитанская дочка», дает понять смысл этого произведения как своего рода гимн чести. Следование кодексу чести в мире пушкинских героев – главная добродетель, которая оказывается выше любого военного противостояния.

сочинение:

Одной из главных проблем, затронутых в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», можно назвать проблему сохранения чести. Не зря эпиграфом к роману является народная пословица «Береги честь смолоду», выступающая своего рода ключом к пониманию сути произведения.

Трагизм героев «Капитанской дочки», и в то же время весь смысл их жизни состоит в их зависимости от долга чести. Понятие чести у героев Пушкина означает кодекс поведения, правила жизни, выработанные самой природой и обществом. Их не выбирают, они не зависят от личной воли, однако следование этим правилам дает человеку право называться честным. Вместе с тем, честь – это не просто сословный предрассудок, человек, лишившийся чести, в мире героев Пушкина подлежит однозначному осуждению.

Кодекс чести может мешать героям, так именно честь создает преграды для женитьбы Петра Гринева и Марии Мироновой, поскольку честная капитанская дочка настаивает на том, что не выйдет замуж за молодого дворянина без благословения его родителей. Однако именно честь позволяет героям в трагическое время действия романа, припавшее на годы пугачевщины, до последнего сохранять в себе человеческие черты.

Произведение описывает период гражданской войны под предводительством Емельяна Пугачева, где российская армия, защищающая государство и порядок, противостоит жестоким разбойникам из числа взбунтовавшихся казаков. При этом ключевая особенность «Капитанской дочки» в том, что следование кодексу чести присуще далеко не только безусловно положительным офицерам и храбрецам военным.

Более того, пример Швабрина, выступающего в романе как главная противоположность честного Гринева, показывает, что не столько страшен свирепый разбойник Пугачёв, сколько бесчестный офицер, под конец сделавшийся совершенно жалким, но даже в заключении не растерявший своей подлости. И наоборот, какими бы чудовищно кровавыми не были свирепства Пугачева, этот страшный человек не может смириться с тем, что кто-то смеет обижать беззащитную сироту. Именно то, что Пугачеву удается сберечь своё представление о чести, делает его привлекательным для Гринева.

Из всех бунтовщиков Гриневу остается небезразличной именно пугачевская судьба, его страшит мысль о казни этого дикого, но в то же время честного самозванца: «Емеля, Емеля! зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать». Однако перейти на сторону восставших Гринев никак не может, поскольку положение «природного дворянина» заставляет его следовать предписанному для него кодексу чести. Гриневу не в чем раскаиваться, ведь ему все же удалось, несмотря на все испытания, сберечь честь смолоду.

Гринев не только сохраняет свою честь, он всячески помогает и защищает главный символ чести в романе – капитанскую дочку Марию Миронову. Именно в отношении к этой, возможно не очень примечательной девушке, и раскрывается представление главных героев о чести. Для Гринева Мария – возлюбленная, за которую он готов сражаться и которую готов спасти всеми силами; для Пугачева – это несчастная сирота, которую он никому не даст в обиду; для Швабрина – это глупая девушка, с которой можно сделать всё, что угодно.

Образ Марии – это ожившая в романе честь: простая, беззащитная, но вместе с тем готовая до последнего биться за честное имя порядочного Гринева. История со спасением Марией своего невинно осужденного возлюбленного показывает, что перед силой чести не могут устоять даже сильные мира сего, как не смогла устоять Екатерина II перед слабой провинциальной девушкой. Автор подчеркивает, что благородные люди всегда будут вознаграждены за свое следование кодексу чести.

Еще больше сочинений на тему: «Береги честь смолоду»:

Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» - тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению - русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы - старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», - уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг - для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша - дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь.

После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку - эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Другое значение понятия «чести и долга» в повести - воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», - вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев - природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась - он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

Источник: sochineniesuper.ru

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» главное место занимает вопрос чести. На примере двух героев: Петра Гринёва и Алексея Швабрина, он показал, как по разному ведут себя люди в одинаковых ситуациях.

Петру Гринёву с детства внушали, что не зависимо от обстоятельств он должен быть всегда честным и благородным. Гринёв получил хорошее воспитание и жил среди нравственных людей у которых были сильные моральные устои. Когда отец отправлял его служить, то дал наказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Хотя Гринёву было всего 17 лет, он хорошо запомнил слова отца и не отходил от его завета ни на шаг.

Когда Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты Савельича, он заставил его вернуть долг, так как это было делом чести. Таким образом, мы в первый раз заметили его благородство.

В Белгородской крепости Гринёв познакомился с Алексеем Швабриным, который был дворянином и имел хорошее образование, но был очень корыстным, злопамятным и неблагородным. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу, только потому, что она не ответила ему взаимностью; распускать сплетни было для него обычным делом. Гринёв же, как благородный человек сразу же заступился за неё и вызвал Швабрина на дуэль, хотя знал, что дуэли запрещены. Просто для Гринёва честь человека так же важна, как и офицерская честь.

Когда началась осада крепости, Швабрин понял, что победит банда Пугачёва, и поэтому сразу перешёл на их сторону. Гринёв же предпочёл смерть, чем измену Родине и нарушения присяги. От повешения Петра спасла своя же доброта: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому подарил заячий тулуп; в свою очередь Емельян тоже помнил добро и помиловал Гринёва. Но когда Пугачёв предложил служить ему, Пётр отказался, мотивируя это тем, что уже присягнул служить императрице и нарушить клятву верности не может. Он честно сказал Пугачёву, что если прикажут, он будет сражаться против него, но Пугачёв всё равно отпустил Петра, так как хоть Емельян и бандит, но у него было какое то великодушие.

В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Справедливости добивается Маша, и Петра освобождают от пожизненной ссылки. Маша рассказывает императрице всю правду, хотя Гринёв из соображений чести предпочёл не говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтоб она заново не переживала ужасы, которые перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, чтоб таким образом выразить свою благодарность за спасения Маши и их счастье.
В своей повести А. С. Пушкин хотел показать, что в обществе честь не пустое слово, а в него вложено большое значение и что человек чести всегда счастливее и удачливее человека бесчестного.

Источник: www.sdamna5.ru

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем-триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы

Исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.
Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.
Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.
Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того. Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.
Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему донять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев — смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.
Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина.
Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.



  1. Глава 1 Сержант гвардии Глава открывается биографией Петра Гринева: отец служил, вышел в отставку, в семье было 9 детей, но все, кроме Петра, умерли в...
  2. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о нескольких месяцах военной службы потомственного дворянина Петра Андреевича Гринева в Белогорской крепости в пору крестьянских волнений 1773-го года под...
  3. В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр...
  4. А. С. Пушкин Капитанская дочка В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине»,...
  5. 1 вариант Гринев и Швабрин — два героя пушкинского романа, посвященного событиям страшной эпохи Пугачевского восстания. Оба офицеры, молодые люди, дворяне. Но судьбы их складываются...
  6. Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец,...
  7. Глава I Повесть открывает рассказ о семье Петруши Гринева и о детстве недоросля. Стремясь обучить ветреного сына «языкам и всем наукам» отец Андрей Петрович нанимает...
  8. Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется «Капитанская дочка»? Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение...
  9. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде...В любом литературном произведении так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы. Что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности?...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры