Билет на группу kiss 01.05. Как это было: KISS в «Олимпийском

Главная / Измена мужа

Выступление группы «Kiss» - это яркое и запоминающееся событие для всех поклонников рок-музыки. Этот музыкальный коллектив по праву считается настоящей легендой рока, а история группы безумно интересная и необыкновенная. Стоит поторопиться и купить билеты заранее на концерт KISS этим летом в Москве 13 июня 2019.

Эта группа появилась в 1973 году, в США, город Нью-Йорк. Но участники коллектива начали играть вместе несколькими годами ранее. В результате сформировался постоянный состав группы, и были выбраны основные направления: шок-рок, глэм-рок, хэви-метал, хард-рок и другие. Когда ребята начали выступать, они уже сформировали весьма необычный образ, неизменными атрибутами которого была черная кожаная одежда и шокирующий макияж. На своих выступлениях музыканты проделывали опасные и захватывающие номера, зрители могли увидеть яркое огненное шоу в исполнении участников группы. С течением времени, все это стало некой визитной карточкой коллектива. В 1973 году вышел дебютный альбом группы «Kiss» с одноименным названием. Увы, но этой пластинке так и не суждено было стать успешной. Та же участь постигла и следующий альбом группы, выпущенный через год.

Группа KISS в Москве

Однако популярность коллектива росла с каждым днем, потому что ребята были невероятно активны в концертных выступлениях. Участники группы прославились на весь мир лишь в 1975 году, когда представили публике свой новый альбом под названием «Alive!».Через некоторое время ребята выпустили еще несколько пластинок («Love Gun», «Rock and Roll Over», «Destroyer»), которые и закрепили мировой успех. К концу семидесятых годов популярность коллектива пошла на спад, а некоторые участники стали активно пробовать себя в сольной карьере. Кроме того, состав группы претерпел серьезные изменения. Однако вскоре все эти проблемы были решены, и группа выпустила еще несколько ярких и успешных альбомов. В то же время музыканты стали экспериментировать со звучанием.

На сегодняшний день группа «Kiss» завоевала звание одной из наиболее ярких мировых рок-легенд. Ребята по-прежнему узнаваемы, благодаря своему необыкновенному имиджу, они активно гастролируют по миру и имеют немалое количество поклонников. Грядущей весной группа «Kiss» выступит на одной из московских сцен с исполнением лучших песен.

Вот как, по-вашему, можно качественно, без сожалений, провести очередной Первомай? Пойти на демонстрацию? Замутить с друзьями шашлычков на природе? Сидеть сиднем дома, сокрушаясь о том, что завтра опять на работу? Многочисленные поклонники KISS из России и стран ближнего зарубежья в этом году от мучительных раздумий были избавлены напрочь, ведь их любимая команда приехала в Москву впервые за девять с лишним лет. Выбор, что называется, был очевиден.

Сколько бы не обвиняли американский квартет во всех смертных грехах, думается, глупо будет отрицать уровень известности и влиятельности этой, безусловно, легендарной команды. Ну кто, скажите, кроме разве что самых замшелых отшельников, живущих в джунглях и совершенно оторванных от цивилизации, не знает о "замаскированной четверке"? Можно не любить их музыку, можно даже не слышать ни одной их песни, но от отчетливого следа, оставленного "Киссами" в мировой культуре никуда не деться. Но, даже принимая это во внимание, было неожиданно приятно созерцать то внушительное количество человек, которое собралось в Олимпийском на шоу. Фанзона, оба танцпартера, ложи и балконы были заполнены почти полностью. Для сравнения, в прошлом году на выступлении не менее значимых и любимых народом Iron Maiden, людей было едва ли не в два раза меньше, так что работники площадки безвозмездно обменивали дешевые билеты с верхних балконов на более дорогие пониже, чтобы не было в зале совсем уж обидных прорех. В этот раз галерка была более чем полна, что говорит о неподдельном интересе отечественной публики к группе, скептиками обидно обзываемой "пенсионерами с хлопушками".

О причинах такой популярности говорить мы не будем, об этом написано уже немало статей и даже книг; равно как и не станем рассуждать о соотношении культа KISS с собственно художественной ценностью их творчества (хотя, безусловно, это весьма острая тема, об которую можно обломать не одно копьё и десяток коренных зубов). Дело в том, что для осознания феномена KISS нужно хоть раз побывать на их классическом выступлении. Не на акустике, не на специальном unmasked-концерте, не на урезанном сете, а именно на традиционном шоу с масками, пиротехникой и эпическим размахом. Только после этого можно здраво рассуждать об этой группе и взвешивать претенциозное заявление: "You wanted the best, you got the best!", которое предваряет любое крупное выступление KISS. Потому что KISS - это шоу. Это процентов на восемьдесят визуальная составляющая, спецэффекты и имидж. Фанаты, не спешите доставать из-за пазухи камни и томагавки войны - преобладание визуального начала это отнюдь не повод для критики. Это нормальное, даже закономерное, явление в современном мире бездушного капитализма. И в этом плане KISS прекрасны. Если делать шоу, то такое, которое сносит крышу и запоминается на всю жизнь. "You never forget your first KISS" - ещё одна традиционная и удивительно меткая фраза от Пола Стенли. Если уж придумывать имидж, то такой, который узнает каждый второй человек в толпе. Если уж записывать попсовый диско-хит, то пусть он будет сорок лет звучать из каждого утюга. И если уж продавать брендированную продукцию, то так, чтобы безумные фанаты раскошеливались на ваши фирменные гробы. В этом все KISS, и, повторимся, этим они прекрасны. Потому что они словно ожившие герои комикса, приносящие сказку и волшебство в наши серые будни. Ряженых много. А KISS такие одни.

К чему вся эта пространная преамбула? К тому, что тот, кто этот концерт пропустил, сколько ни читай, не поймёт прелести этого грандиозного выступления. Разве что видеозаписи смогут хоть как-то передать часть феноменальной атмосферы (большинство этих записей, к сожалению, не отражают всей панорамы шоу, и показывают лишь часть пиршества). Тем радостнее за тех, кто шоу посетил. Особенно впервые, потому что первый концерт Киссов это действительно незабываемый опыт. Российскому зрителю повезло с форматом выступления и сетлистом нового тура, потому что предыдущие концерты группы в Штатах и выглядели менее масштабными и сет содержали куда более спорный (ну, в самом деле, как можно не играть "I Was Made for Lovin" You", вай-вай?).
В Олимпийском же всё было по полной программе: с самых первых секунд обилие красок, огней и экранов буквально поражало воображение. KISS далеко не единственная, и уж точно не первая группа, делающая упор на театрализованные шоу (тут можно и Alice Cooper вспомнить, и Боуи), но именно они подняли планку для рока и металла на почти недостижимую высоту. Масштабность, щедрость, даже некоторое бахвальство в оформлении сцены и спецэффектах - это характерная черта KISS. Вы видели что-то крутое на концерте какой-то группы? KISS возьмут это и умножат на два. Нет, на десять. Например, поднимающиеся платформы для музыкантов; встречается такое. У Киссов этих платформ будет несколько, а одна даже будет находиться посреди трибун и крутиться вокруг своей оси, а вокалист прилетит к ней со сцены на тросе с кольцом. Или мониторы. Привычное дело. Но у KISS они будут расположены по всему периметру сцены и под куполом зала, сверкая и переливаясь на все лады. Пиротехника? Сделать столько залпов, что не сможешь сосчитать. KISS могут заказать гитару с расцветкой флага страны, где будут выступать, даже если это будет гитара на одно шоу, на одну песню. Они могут рассыпать медиаторы щедрыми горстями, тогда как у других групп они все на пересчёт. Да даже страз "сваровски" у Пола на ботинках больше, чем иная модница сносит за всю жизнь! Это расточительное излишество вызывает восхищение у одних и дикую зависть у других, которые, по словам Джина Симмонса, считают чужие деньги. А KISS - это супергерои рок-н-ролла, им можно всё.

Но есть моменты, когда даже супергерои бессильны. Они не могут изменить безобразную погоду, терзающую нас в "маябре", не могут устроить мир во всем мире, а ещё они совершенно не властны над неумолимым временем. Здесь, думается, посетители концерта догадываются о чем речь: вокал Пола, а, вернее, местами его полное отсутствие. Это был, пожалуй, единственный недостаток грандиозного шоу. Тот случай, когда фанера даже лучше. Очень жалко было слышать, как хиты типа "Lick it Up" и "Love Gun" звучат будто из-под палки. Выглядит и двигается Пол по-прежнему потрясающе, но вот голос... Конечно, можно было бы отдать партии "Звёздного Дитя" Эрику Сингеру, который со своими певческими задачами справлялся на отлично, либо подключить-таки фонограмму, но вряд ли такие гордецы как KISS на такое пойдут. А вот мистер Симмонс, в отличие от сооснователя группы, время, похоже, не сильно волнует. Неизвестно, какой магией пользуется эпатажный басист, но его голос звучит также, как на студийных записях, взгляд по-прежнему безумен, а язык и поныне бьет все рекорды длины и изворотливости. Старина-Демон представил публике все свои привычные фишки, составляющие полный портрет его персонажа: по-крабьи прохаживался по сцене на огромных платформах, возвышался над толпой, помахивая кожистыми крыльями-рукавами и извергал кровь и огонь. Вот это был действительно жуткий момент, когда Демон, в болезненно-зеленой подсветке начал своё сольное представление. Приём стар, как сама группа, но до сих пор способен напугать похлеще выходок иных чернушников. А все благодаря тщательно продуманному аудио-визуальному оформлению. Недаром KISS многими людьми, далекими от мира тяжёлой музыки, до сих пор считается одной из самых одиозных "сатанистических" групп в мире. Ведь, когда, в разгар беззаботного глэм-карнавала вдруг, ни с того, ни с сего происходит такая вот "уберите детей" жуть, на контрасте действительно становится не по себе. И это, опять же, очень круто.

Другой момент, в котором не сходятся мнения поклонников группы, помимо нынешнего вокала Стенли, это присутствие в команде двух "полу-сессионных" участников: Томми Тайера и вышеупомянутого Эрика Сингера. Это вопрос, конечно, философский, ведь, как было отмечено ранее, даже супергерои не могут сбежать от прошлого; но до сих пор многих фанатов коробит от того, что эти музыканты играют под чужими масками. Вероятно, большинству зрителей объективно всё равно, кто скрывается под личинами "Кота" и "Космического Аса", особенно, если учесть, что играют они замечательно. Особенно Томми, чьи партии всё-таки сложнее, чем перестуки милашки-Эрика (а кто не будет выглядеть мило под маской "Кота"?). Но есть люди, которые с этим, видимо, никогда не смирятся, считая это бессовестным подлогом. Что можно ответить на это? Четыре маски уже давно, едва ли не полвека как, стали брендом наравне с фирменным лого, и требовать от Симмонса и Стенли изобретать на старости лет что-то новое бессмысленно. Если обратиться к истории, то все периоды, когда KISS либо отказывались от грима, либо добавляли новые образы, были далеко не самыми успешными в коммерческом плане (зато в музыкальном...). И если Эрика Карра с его "Лисом" поклонники вспомнят, то вряд ли кто-то вне числа фанов со стажем сходу скажет, как называли маску Винни Винсента.

Зато, с чем у публики не возникло сомнений и недовольств, так это с сетлистом. Напомним, что на недавних шоу Running Wild именно сетлист стал главным поводом для критики, тогда как в данном случае подавляющее большинство поклонников было в восторге. Впрочем, если уж говорить честно, за всю свою долгую историю группа не записала настолько много хитов, любимых массовым слушателем, чтобы можно было действительно ломать голову над выбором. На самом деле, KISS могут каждый раз с успехом играть материал своего сборника "Smashes, Thrashes & Hits" с незначительными вариациями и неизменно срывать овации. На московском концерте команда от традиций не отошла. Отступлениями от канона стали несколько новых (вернее, менее старых) композиций вроде "Psycho-Circus" и "Say Yeah". Не забыли и самые корни, сыграв аж три композиции с дебютника и приятный сюрприз, "Flaming Youth" с потрясающего платинового "Destroyer".

Что здесь добавить? Разве что снова рассыпаться эпитетами по странице: потрясающе, незабываемо, великолепно, фантастично, невероятно. Дорого, шикарно, удивительно, экстраординарно... Но здесь, как в сказке: сколько ни скажешь слово "халва", слаще во рту не станет. Шоу KISS надо видеть. Занять, продать почку, взять билет в рассрочку, но пойти и увидеть, дать затянуть себя в эту невообразимую атмосферу всесильного и всепоглощающего рок-н-ролла, которая возможна только в Голливуде и комиксах. KISS в Москве - это всё равно, что выглянуть серым утром в окно пятиэтажки и увидеть там Супермена, машущего вам рукой.

Сет-лист:


  1. Deuce
  2. Shout It Out Loud
  3. Lick It Up (ft. Won"t Get Fooled Again by The Who snippet)
  4. I Love It Loud
  5. Love Gun
  6. Firehouse (Gene spits fire)
  7. Shock Me
  8. Guitar Solo (Tommy Thayer)
  9. Flaming Youth
  10. Bass Solo (Gene spits blood and flies)
  11. War Machine
  12. Crazy Crazy Nights
  13. Cold Gin
  14. Say Yeah
  15. Let Me Go, Rock "N" Roll
  16. Psycho Circus (Paul flies out to stage in the middle of the crowd)
  17. Black Diamond (Paul returns to main stage as Eric starts to sing)
  18. Detroit Rock City
  19. I Was Made for Lovin" You
  20. Rock and Roll All Nite

Выражаем благодарность SAV Entertainment за предоставленные аккредитации.

Легендарная группа начала европейскую часть своего KISS World-2017 тура концертом в "Олимпийском". Накануне выступления Пол Стэнли и его голосистая компания успела прогуляться по Москве. И даже - выпросила у организаторов время, чтобы зависнуть в московских клубах, пообщаться с поклонницами. В официальном расписании у Kiss это значилось как "репетиционный период". Тем временем на парковку "Олимпийского" прибыли шесть грузовиков с аппаратурой. Ведь концерты Kiss - это прежде всего эффектное музыкальное шапито.

Полторы недели назад легендарный квартет выступал на родине, в США, но для открытия KISS World-2017 решил добавить в программу песни. И один из главных своих хитов - Love Gun и I Was Made For Lovin You, который Kiss даже спели "на бис"... На самой вместительной крытой спортивной арене Москвы собралось почти 20 тысяч зрителей. Аншлаг! В зале немало подростков лет тринадцати-четырнадцати. Ну, а самым старшим зрителям - чуть не за 70.

Kiss выступают еще с 1973 года, их гитаристу и певцу Полу Стэнли в январе исполнилось уже 67. Его неизменный соратник - басист и певец Джин Симмонс на год старше. Впрочем, кто бы поверил в это, наблюдая за музыкантами на сцене и за сценой... Пол и Джин, даром что выходят на сцену в масках и гриме, - почти без проседи в густых темных шевелюрах.

Концерт в "Олимпийском" начался в кромешной темноте с громкого клича Джина Симмонса издалека: "You wanna the best, you got the best!" ("Вы хотите лучшее - вы получите лучшее!"). Тут же пал огромный занавес с надписью Kiss, и взору зрителей предстала спускающаяся сверху сцена с музыкантами. А Пол Стэнли, оказалось, еще и выкрасил свою дорогущую гитару в цвета российского флага! Это было приятно, никто из зарубежных гастролеров еще не делал такое!

У Kiss преобладали хиты 70-80-х: Cold Gin, Black Diamond, Lick It Up, Crazy Crazy Nights... Особых музыкальных откровений шоу, пожалуй, не подарило, зато гитарист Томми Тайер почти в каждом треке играл дополнительные соло, а импровизационный номер басиста Джина Симмонса был и вовсе диво как хорош! Но главным все-таки было шоу: игра света, эмоций, пиротехнические чудеса.

Закончили Kiss небольшим "первомайским" салютом - насколько позволили своды "Олимпийского". Музыканты на башнях чуть ли не строительных кранов, высоко над головами зрителей, продолжали петь. Бесстрашно, как супергерои голливудских боевиков. Это было и органично: Kiss ведь известны "боевыми" мелодиями и хваткими ритмами. Вряд ли они претендуют на глубину мысли или музыкальные откровения. Зато зрителей очень воодушевляют бесстрашные парни... Kiss,полетав над залом, вернулись на сцену и допели свой финальный номер Rock-n-Roll All Nite.

На прощание Пол Стэнли уже бросал в зал гитарные медиаторы, украшенные своей фотографией и эмблемой тура. А саму гитару, раскрашенную в цвета российского флага, бросать не стал. И это правильно. Оставил себе. Очевидно, еще собирается вернуться в Россию.

Этой весной Москва гостеприимно откроет двери СК «Олимпийский» для фанатов группы «Kiss» со всех уголков России и мира. Столице отдана честь первой принять американских «монстров рока» и открыть их европейское турне в стиле «глэм» «шок» и «хард».

С «Поцелуем» на устах и любовью в сердце: билеты на концерт «Kiss» уже в продаже!

Пропустить праздник, будучи поклонником альтернативных направлений, да и просто любителем музыки во всех ее проявлениях, значит лишить себя грандиозного, невообразимого и мастерски подготовленного сценического действа. Яркое шоу авторов нашумевших композиций, гуру грима и просто талантливых людей в сопровождении исключительно дорогих пиротехнических эффектов – это зрелище, которое останется в памяти на всю жизнь!

Не нужно быть музыкальным критиком, чтобы предсказать аншлаг единственному гала-концерту кумиров миллионов в Москве. Прошло почти 10 лет с последнего выступления легендарной группы в России, но «шоу должно продолжаться» и «Kiss» возвратится к отечественной публике. Кумиры не смогли оставить без внимания бесчисленные просьбы заокеанских фанатов и решили приумножить оглушительный успех выступлений, которые прокатились по Соединенным Штатам осенью 2016 года. Легенды рока уже нанесли свой незаурядный макияж и готовы «рвать» зал.

Мир не знает аналогов группы «Kiss». Благодаря своей яркой индивидуальности и непревзойденной исполнительской манере музыканты стали богами сцены. Они по праву причисляются к самым влиятельными и востребованным жителям звездного Олимпа. Концерты «Kiss» овеяны славой и одарены лаврами зрительского обожания уже многие годы. С момента создания в 1973 году на счету группы 40 золотых и платиновых альбомов, а также 100 млн. композиций. Хиты «I Was Made for Lovin’ You», «Strutter», «Black Diamond» не перестают будоражить целые поколения слушателей своей уникальной экспрессией.

Где купить билеты на концерт «Kiss» в Москве: цены на официальном сайте

Организаторы мероприятия начали продажи по предзаказу еще 30 ноября 2016 года. Купить пропуск на величайшее шоу в мире можно с 1 декабря на официальном сайте спорткомплекса или в кассах (не более 4-х в одни руки). Стоимость билетов составляет от 2,5 – до 20 тыс. руб.

44 года «Kiss» воплощают в жизнь свой персональный рецепт славы:

  • превосходная музыка;
  • немыслимый драйв;
  • неповторимые образы;
  • все доступные элементы шоу (свет, пиротехника, мэппинг и т.д.).

Подход обеспечивает группе преданную любовь и почитание поклонников всех возрастов и рангов. 1 мая 2017 года музыканты в очередной раз «подадут» свое исключительное «блюдо». Разделить радость общения с «Kiss» смогут только 35 тысяч зрителей. Спешите купить билеты, ведь желающих пережить одно из самых взрывных шоу мира, явно гораздо больше!

Легенды мирового рока и короли глэма KISS спустя 9 лет вернулись в Россию с единственным концертом, 1 мая прошедшим в московском спорткомплексе «Олимпийский». Типичное и тусклое слово «концерт» определенно не может описать то невероятное и безумное шоу, которое устроила группа. Но обо всем по порядку.

Музыка KISS объединяет фанатов всех возрастов. «Слева бабушка, справа ветеран» , – смеется молодой парень с маленькой девочкой на руках. Ребенок в гриме под Пола Стенли и футболке с лого рассматривает проходящих мимо людей, большинство из которых не успевают доесть хотдоги и зайти в зал к выходу пунктуальных RavenEye – молодые и перспективные рокеры из Англии начинают сет ровно в семь.

Переполненные фан-зона и танц-партер достаточно спокойно реагируют на зажигательные треки, до тех пор, пока вокалист Оли Браун внезапно не запрыгивает на плечи басиста Аарона Спайерса , при этом продолжая играть на гитаре. Спайерс проходит из одного края сцены в другой, что приводит зрителей в восторг. Ближе к концу выступления Оли еще раз впечатлит публику штурмом установки Адама Бриза .

Несмотря на небольшой музыкальный опыт (группа образовалась 3 года назад), у RavenEye уже есть свой неповторимый стиль, мощный звук и вокал, а также сегодняшнее выступление на разогреве у KISS.

Как только музыканты уходят, их сменяет стафф, с невероятной быстротой подготавливающий площадку для самого ожидаемого коллектива. Под фоновые хиты рока 80-х сцену прячет черное полотно со знакомыми каждому в этом зале буквами.

Мгновение – и «Олимпийский» погружается в темноту. Громовой голос Джина Симмонса традиционно возвещает о начале шоу. Под первые аккорды Deuce , оглушительные залпы пиротехники, дым и ослепительный свет, неистовствующему залу открывается происходящее на сцене – великая троица из Симмонса, Пола Стенли и Томми Тайера на специальных сооружениях спускается откуда-то сверху. Невероятный Эрик Сингер с огромной барабанной установкой приземляется чуть поодаль.

Время не властно не только над творчеством KISS, но и над самими музыкантами. Отцам-основателям за 60, но перед нами все тот же заигрывающий с публикой и легко передвигающийся по сцене на высоченных платформах Стенли, великий и ужасный демон Симмонс в полном обмундировании, доводящий фанатов до экстаза своим эпатажным поведением. Вопреки стереотипам, группа держится на высоком уровне, по-прежнему создавая безумную, яркую, мощную атмосферу и собирая тысячи людей, как много лет назад.

Концерт транслируется на большие экраны в середине и по бокам сцены, поэтому происходящее могу видеть даже те, кто сидит в секторе В.

Тем временем, под извергающееся пламя в «Олимпийском» гремит Shout It Out Loud, и Сингер, продолжая неистово играть, поднимается вверх.

Почти каждый трек начинается вступительной речью Пола, который, к слову, половину шоу играет на гитаре цвета российского флага. Сначала он говорит, что KISS рады снова выступать в Москве, потом интересуется, хорошо ли фанаты проводят время, агитирует публику кричать и подпевать громкими «Wild animals, make some noise!» , «Are you ready to sing with us?» , «KISS Army! Let me hear you!» , растапливает сердца трогательными «We miss you!», «You are awesome. You are beautiful» .

Один из нашумевших хитов следует третьим — Lick It Up . В начале Стенли заставляет фан-зону и танц-партер соревноваться, кто шумит громче. В середине песни он несколько секунд без остановки кидает медиаторы в бушующее море толпы, время от времени сменяющее изображение музыкантов на экране.

Firehouse , и в руках Джина вспыхивает яркий факел, озаряющий «Олимпийский» не хуже прожекторов. После Shock Me Томми играет сногсшибательное гитарное соло.

Одним из самых эффектных и невероятных моментов вечера становится коронный номер Симмонса – бас-соло, в течение которого гитарист обильно плюется кровью. Потом Джин на специальной установке взлетает под потолок, чтобы исполнить War Machine .

На несколько часов KISS вырывают тысячи людей из обыденной жизни, в которую им снова предстоит вернуться, но уже с новыми, яркими воспоминаниями, невероятными впечатлениями и эмоциями. KISS Army разъезжается по разным частям России, сохраняя в памяти черный экран с огромной надписью – «KISS ARMY RUSSIA – KISS LOVES YOU».

Легенды всех времен и возрастов покидают Москву, чтобы в очередной раз покорить мир.

Сетлист:

  1. Deuce
  2. Shout It Out Loud
  3. Lick It Up
  4. I Love It Loud
  5. Love Gun
  6. Firehouse
  7. Shock Me
  8. Guitar Solo
    (Tommy Thayer)
  9. Flaming Youth
  10. Bass Solo
    (Gene spits blood)
  11. War Machine
  12. Crazy Crazy Nights
  13. Cold Gin
  14. Say Yeah
  15. Let Me Go, Rock ‘N’ Roll
  16. Psycho Circus
  17. Black Diamond
    Энкор:
  18. Detroit Rock City
  19. I Was Made for Lovin’ You
  20. Rock and Roll All Nite

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры