Биография. Возвращение и концертная деятельность

Главная / Измена мужа

RICK WRIGHT

Ричард Райт (также Рик Райт, полное имя Ричард Уильям Райт, англ. Richard William Wright, Rick Wright; 28 июля 1943, Лондон — 15 сентября 2008) — британский пианист, клавишник, автор песен и певец, более всего известный участием в группе Pink Floyd.
Изящные клавишные партии Райта были неотъемлемыми компонентом и отличительной чертой Pink Floyd. Райт нередко также выступал в роли бэк-вокалиста, а в некоторых композициях был основным вокалистом. Не являясь столь плодовитым автором, как Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор он написал много из того, что сейчас считается классикой Pink Floyd. Рик Райт скончался 15 сентября 2008 года от рака, не успев закончить сольный альбом, над которым работал.
Биография на wikipedia

Дискография

Pink Floyd

Ричард Райт участвовал в создании всех альбомов Pink Floyd, кроме альбома The Final Cut.

альбомы

* The Piper at the Gates of Dawn (5 августа 1967)
* A Saucerful of Secrets (29 июня 1968)
* More (27 июля 1969)
* Ummagumma (25 октября 1969)
* Atom Heart Mother (10 октября 1970)
* Meddle (30 октября 1971)
* Obscured by Clouds (3 июня 1972)
* The Dark Side of the Moon (24 марта 1973)
* Wish You Were Here (15 сентября 1975)
* Animals (23 января 1977)
* The Wall (30 ноября 1979)
* A Momentary Lapse of Reason (7 сентября 1987)
* The Division Bell (30 марта 1994)

Сольная дискография

синглы
* «Runaway» (1996)

Zee

С другими участниками Pink Floyd

С Дэвидом Гилмором

* In Concert (2001)
* On an Island (6 марта 2006)
* Live in Gdańsk (2006, релиз 2008)

С Сидом Барретом

********************************

Начиная с альбома 1975 года Wish You Were Here и последующего турне большинство концертов Pink Floyd открывалось песней "Shine on You Crazy Diamond" - посвящением основателю коллектива Сиду Баррету, на тот момент уже покинувшему группу. Начинается эта пятнадцатиминутная композиция с проигрыша на клавишных, которыми в Pink Floyd всегда заведовал Ричард (Рик) Райт. В 2006 году Баррета, долго и серьезно увлекавшегося тяжелыми наркотиками не стало, а 15 сентября 2008 года не стало и Райта - возможно, самого недооцененного участника группы, без которого создание фирменного "флойдовского" саунда было бы попросту невозможно

Сообщения о смерти 65-летнего Райта были скупы. Прессу проинформировали, что музыкант скоропостижно скончался после непродолжительного ракового заболевания, которое медики остановить были не в силах. Представитель Райта выступил с заявлением, в котором говорилось: "Семья Ричарда Райта, основателя Pink Floyd, с глубоким прискорбием объявляет о кончине Ричарда, который умер в понедельник после скоротечного ракового заболевания". При этом близкие музыканта обратились к прессе с просьбой "уважать неприкосновенность частной жизни в столь трудное для семьи время".

А ведь действительно, какие тут могут быть дополнительные комментарии? Для тех, кто любил Pink Floyd, смерть Райта - трагедия, для тех, кто "ровно дышал" к музыке "пинков", хотя трудно себе представить, что есть такие люди, еще одна смерть музыканта, начинавшего свою карьеру в далеких 60-х, которые уже стали историей, как собственно и музыка, которую они исполняли. Правда, не так давно сообщалось, что в последнее время Райт работал над новым сольным альбомом, но теперь эта работа, также как и возможное воссоединение Pink Floyd в оригинальном составе, о котором мечтала вся многомиллионная армия фанатов группы, уже никогда не станет реальностью.

Рик Райт (полное имя и фамилия - Ричард Уильям Райт) родился 28 июля 1943 года в Лондоне. В середине 60-х, учась в Лондонской Архитектурной школе, Райт сошелся с однокурсниками Ником Мейсоном и Роджером Уотерсом, с которыми вместе сформировал группу Sigma 6. В первоначальный состав группы вошли также Джульетта Гейл, ставшая потом женой Райта, и бас-гитарист Клайв Метколф. Уотерс в то время играл на гитаре. Позже Метколфа заменил Брайан Клоуз (Brian Close), занявший место ведущего гитариста, а Уотерс переключился на бас-гитару. Группа меняла названия, но популярности не имела. Год спустя Уотерс пригласил в группу, носившую в то время имя "The (Screaming) Abdabs", Сида Барретта. После этого "The Abdabs" прекратила существование, Клоуз ушел из коллектива и так появились Pink Floyd.

Об истории этой группы, навсегда изменившей лицо современной музыки, идеями которой до сих пор пользуются и модные диджеи, и лидеры пост-рока вплоть до Sigur Ros или Radiohead, написано и сказано столько, что хватило бы на целую энциклопедию, поэтому остановимся лучше на роли Райта в творчестве "пинков". На первом альбоме - работе 1967 года The Piper at the Gates of Dawn - Райт, который по признанию очевидцев записи диска, обладал наиболее уточненным слухом среди своих коллег, принял участие в написании двух композиций: навсегда оставшейся в 60-х "Pow R. Toc H" и фантастической "Interstellar Overdrive", которая впоследствии неоднократно исполнялась на концертах и перезаписывалась такими артистами как Hawkwind, Camper Van Beethoven, The Melvins, Spiral Realms, Pearl Jam.

После ухода из группы Баррета (из-за проблем с наркотиками) и появления в коллективе Дэвида Гилмора, одной из первых работ "пинков" в новом составе стала написанная Райтом песня "It Would Be So Nice", в которой Рик исполнил и вокальную партию. На следующем альбоме A Saucerful of Secrets (1968 год) были записаны песни Райта "Remember a Day" и "See-Saw". Рик также принял участие в написании сюиты "A Saucerful of Secrets", партия клавишных в которой до сих пор остается одним из самых красивых мазков в картине, которую "пинки" писали все годы своего творчества.

************************************

*********************************

Год:1996
Страна:UK
Стиль:Rock

Tracklist^
1. Breaking Water 2:28
2. Night of a Thousand Furry Toys 4:22
3. Hidden Fear 3:28
4. Runaway 4:00
5. Unfair Ground 2:21
6. Satellite 4:06
7. Woman of Custom 3:44
8. Interlude Moore 1:16
9. Black Cloud 3:19
10. Far from the Harbour Wall 6:09
11. Drowning 1:38
12. Reaching for the Rail 6:30
13. Blue Room in Venice 2:47
14. Sweet July 4:13
15. Along the Shoreline 4:36
16. Breakthrough 4:19

Cольный альбом клавишника Pink Floyd Рика Райта (1996). Это очень мрачная работа, темой которой является клиническая депрессия. В двух песнях в качестве приглашенной вокалистки выступает Sinead O`Connor

##
Про альбом Pink Floyd The Division Bell (1994) знают все, а вот сольную работу клавишника Рика Райта слышало гораздо меньше народу. Зря, поскольку Broken China явно превосходит последний диск Pink Floyd по концептуальности и всеобщей атмосфере. Диск о больничной депрессии наполнен превосходными мрачными песнями и инструментальными пьесами; на пиратских сборниках Pink Floyd (типа Strangest Numbers) частенько можно встретить Sweet July, Reaching for the Rail и Interlude - райтовские песни звучат настолько по-флойдовски, что и не отличишь.

********************************

Ричард Вильям Райт родился 28 июля 1943 года в благополучной лондонской семье. В 17 лет он окончил престижную школу «Harberdashers» и поступил на архитектурное отделение. Как раз в это время Ричард познакомился с Роджером Уотерсом и Ником Мэйсоном, с которыми и организовал свою первую команду. Группа исполняла классический ритм-энд-блюзовый материал, … Читать всё

Ричард Вильям Райт - род. 1943 Лондон, умер 2008.

Ричард Вильям Райт родился 28 июля 1943 года в благополучной лондонской семье. В 17 лет он окончил престижную школу «Harberdashers» и поступил на архитектурное отделение. Как раз в это время Ричард познакомился с Роджером Уотерсом и Ником Мэйсоном, с которыми и организовал свою первую команду. Группа исполняла классический ритм-энд-блюзовый материал, но Райту это не очень нравилось, поскольку он больше тяготел к джазовым формам. Рик был очень доволен, когда в их компании появился Сид Барретт, давший остальным большую свободу самовыражения в импровизациях.

Коллектив сменил кучу названий («The Meggadeath», «Sigma 6», «The Abdabs», «Leonard’s Lodgers», «The T-Set»), перед тем как добраться до классического «Pink Floyd». Кстати, во времена «Abdabs» участницей команды была будущая жена Райта, Джульетта Гейл. Первый альбом «Pink Floyd» практически полностью принадлежал Барретту, но уже на «A Saucerful of Secrets» прозвучало две вещи Райта. Также две его композиции, «It would be so nice» и «Paintbox», были изданы на синглах.

Вторую половину альбома «Ummagumma» музыканты поделили на несколько «сольных» кусков. Здесь Рику принадлежал инструментал «Sysyphus», состоящий из четырех частей. В первой из них звучал мистический синтезатор с тимпаном, во второй - романтическая фортепьянная соната, третья была чересчур экспериментальной, а четвертая была построена на меллотронах. В дальнейшем бразды правления постепенно стали переходить к Уотерсу, но Райту все же удавалось поучаствовать в создании материала. Значительную лепту клавишник «Pink Floyd» внес в такие классические вещи как «Echoes», «The great gig in the sky», «Us and them».

После выхода «Animals» обстановка в группе накалилась до предела, и чтобы как-то «спустить пар» и реализовать собственные амбиции, Райт выпустил сольный альбом. Ни туров, ни синглов в поддержку «Wet dream» не было, поэтому релиз остался практически незамеченным. Страсти в «Pink Floyd» продолжали кипеть, и к моменту выхода «The wall» по настоянию Уотерса Райт был выведен из официального состава. Впрочем, Рик продолжил работать в группе, но уже на сессионной основе.

Любопытно, но такая постановка вопроса выручила клавишника в финансовом плане во время последующих туров. В то время как Райт являлся наемным работником и получал фиксированную ставку, остальные члены команды были вынуждены оплачивать гастрольные издержки (превысившие доходы от концертов) из своего кармана. Так или иначе, но в записи «Final cut» Рик уже не участвовал, и его имя не было упомянуто на обложке. После ухода из «Pink Floyd» Райт вместе с Дэйвом Харрисом из группы «Fashion» организовал кратковременный проект «Zee», выпустивший в 1984 году альбом «Identity». Рик вернулся в свою родную команду в 1987 году. Работа над «A Momentary Lapse Of Reason» была уже практически закончена, поэтому какое-то время ему пришлось довольствоваться «полусессионным» положением.

Официальный статус Райт приобрел во время «Delicate Sound of Thunder», а на «Division bell» полноправно участвовал и в написании материала. В 1996 году Ричард выпустил свой второй сольник, «Broken China». Альбом, имевший личностную подоплеку (он рассказывал о борьбе жены Райта с депрессией), был выдержан в классическом пинкфлойдовском стиле. После релиза Рик сделал заявление, что готов в скором времени сделать еще одну сольную пластинку или записать саундтрек, однако ни того, ни другого не произошло.

см. также Richard Wright

Ричард Вильям Райт родился 28 июля 1945 года в благополучной лондонской семье. В 17 лет он окончил престижную школу "Harberdashers" и поступил в политех на архитектурное отделение. Как раз в это время Ричард познакомился с Роджером Уотерсом и Ником Мэйсоном, с которыми и организовал свою первую команду. Группа исполняла классический ритм-энд-блюзовый материал, но Райту это не очень нравилось, поскольку он больше тяготел к джазовым формам. Рик был очень доволен, когда в их компании появился Сид Барретт , давший остальным большую свободу самовыражения в импровизациях. Коллектив сменил кучу названий ("The Meggadeath", "Sigma 6", "The Abdabs", "Leonard"s Lodgers", "The T-Set"), перед тем как добраться до классического "Pink Floyd ". Кстати, во времена "Abdabs" участницей команды была будущая жена Райта, Джульетта Гейл.

Первый альбом "Pink Floyd " практически полностью принадлежал Барретту , но уже на "A Saucerful Of Secrets" прозвучало две вещи Райта. Также две его композиции, "It Would Be So Nice" и "Paintbox", были изданы на синглах. Вторую половину альбома "Ummagumma" музыканты поделили на несколько сольных кусков. Здесь Рику принадлежал инструментал "Sysyphus", состоящий из четырех частей.

В первой из них звучал мистический синтезатор с литаврами, во второй - романтическая фортепьянная соната, третья являлась чересчур экспериментальной, а четвертая была построена на меллотронах. В дальнейшем бразды правления постепенно стали переходить к Уотерсу , но Райту все же удавалось поучаствовать в создании материала. Значительную лепту клавишник "Pink Floyd" внес в такие классические вещи как "Echoes", "The Great Gig In The Sky", "Us And Them". После выхода "Animals" обстановка в группе накалилась до предела, и, чтобы как-то спустить пар и реализовать собственные амбиции, Райт выпустил сольную пластинку. Для записи диска Рик пригласил сайдменов " ", поэтому в некотором плане альбом являлся продолжением группового творчества, но только с уклоном в джаз. Ни туров, ни синглов в поддержку "Wet Dream" не было, и вследствие релиз остался практически незамеченным.

А страсти в "Pink Floyd " продолжали кипеть, и к моменту выхода "The Wall" по настоянию Уотерса Райт был выведен из официального состава. Впрочем, Рик продолжил работать в группе, правда уже на сессионной основе. Любопытно, но такая постановка вопроса выручила клавишника в финансовом плане во время последующих туров.

В то время как Райт являлся наемным работником и получал фиксированную ставку, остальные члены команды были вынуждены оплачивать гастрольные издержки (превысившие доходы от концертов) из своего кармана. Так или иначе, но в записи "Final Cut" Рик уже не участвовал, и его имя не было упомянуто на обложке. После ухода из "Pink Floyd " Райт вместе с Дэйвом Харрисом из группы "Fashion" организовал кратковременный проект "Zee", выпустивший в 1984 году диск "Identity". Альбом был перегружен электроникой, и позже Рик назвал его "ошибочным экспериментом". Райт вернулся в свою родную команду в 1987 году. Работа над "A Momentary Lapse Of Reason" была уже практически закончена, поэтому какое-то время ему пришлось довольствоваться полусессионным положением. Легализовался Ричард во время "Delicate Sound Of Thunder", а на "Division Bell" уже полноправно участвовал и в написании материала. В 1996 году Райт выпустил свой второй сольник, "Broken China".

Альбом, имевший личностную подоплеку (он рассказывал о борьбе жены клавишника с депрессией), был выдержан в классическом "пинкфлойдовском " стиле. После релиза Рик сделал заявление, что готов в скором времени подготовить еще одну сольную пластинку или записать саундтрек, однако ни того, ни другого не произошло. В 2005-м музыкант принял участие в кратковременном реюнионе классического состава "Pink Floyd ", а спустя три года, 15 сентября 2008-го он скончался от рака.

Last update 10.01.14 Ричард «Рик» Райт (Rick Wright) , стоявший у истоков этого легендарного коллектива, родился 28 июля 1943 года в Лондоне. После окончания престижной лондонской школы начал изучать архитектуру. Во время учебы познакомился с Роджером Уотерсом и Ником Мэйсоном и спустя год бросил университет, чтобы начать учебу в музыкальном колледже (London College of Music).

С появлением в компании трех музыкантов Сида Барретта, жизнь Рика Райта полностью изменилась и на долгие годы стала называться знакомым каждому меломанскому уху словосочетанием - Pink Floyd. Кроме того, что за Риком были закреплены партии всех клавишных инструментов, он еще пел и сочинял. Конечно, рядом с такими самобытными личностями, как Сид, Роджер, а потом и присоединившимся к группе Дэвидом Гилмором, Райту было непросто реализовывать свои таланты, но, тем не менее, он был нужен «флойдам». Из-под пера Рика Райта вышло немало песен, которые считаются золотым наследием группы: «Remember a Day», «See-Saw», «Paint Box», «The Great Gig in the Sky», «Us and Them». Благодаря его любви к длинным клавишным пассажам, весь мир безошибочно распознает такие шедевры, как «Atom Heart Mother», «Echoes» и «Shine On You Crazy Diamond».

Во время записи альбома «Animals» в составе Pink Floyd начались традиционные для каждого коллектива дрязги. В это же время, пытаясь как-то отвлечься от негатива, Рик Райт записывает свой первый сольный альбом «Wet Dream», который, несмотря на внушительную аккомпанирующую поддержку в лице Мэла Коллинза (Mel Collins) и Сноуи Уайта (Snowy White), был коммерчески провальным. И это не может не удивлять. Работа получилась в лучших традициях Pink Floyd 70-х годов, с великолепнейшими гитарными партиями Уайта и не менее шикарными пассажами на саксофоне Коллинза.

После этого в жизни Рика Райта начался еще один сложный период - запись знаменитой «Стены», во время которой автор практически всех песен альбома Роджер Уотерс потребовал, чтобы бессменный клавишник Pink Floyd оставил коллектив. «The Wall» все же была записана, Рик по контракту сессионного музыканта съездил в турне и вынужден был покинуть группу, которой посвятил лучшие годы своей жизни. Альбом «The Final Cut» 1983 года - единственная работа «флойдов», в которой не принял участие Рик Райт.

В 1984 году Райт вместе с бывшим участником группы «Fashion» Дэйвом Харрисом организовал кратковременный проект «Zee». Альбом «Identity» вышедший в том же году был, мягко говоря, никакой, если смотреть на музыкальное творчество с «пинкфлойдовской» высоты. Странные аранжировки, не менее странные ритмы, отсутствие четких мелодических линий - все это, конечно же, не прошло незамеченным. Вездесущие музыкальные критики совершенно оправдано разнесли пластинку в пух и прах.

В 1987 году Рик Райт вновь присоединился к Pink Floyd, чтобы уже оставаться в этой легендарной группе до конца, тем более, что Роджер Уотерс начал сольную карьеру и покинул коллектив. Тем не менее, спустя почти два десятилетия, в 2005 году Рик и Роджер опять возобновили дружеские отношения во время первого после распада совместного выступления всех участников Pink Floyd, за исключением Сида Барретта. В отношениях бывших участников группы наступила долгожданная оттепель.

В 1996 году, на волне успеха «флойдовского» «The Division Bell», Рик решается на выпуск своего нового сольника «Broken China». Альбом получился сильным как в исполнении, так и в композиторском плане. Нельзя сказать, что он полностью отличается от последних работ Pink Floyd, но в то же время, свежих мыслей на пластинке предостаточно. Кроме этого, Рик Райт принял активное участие в записи сольного альбома Дэвида Гилмора «On an Island» и последующем за выходом турне.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры