Чем объясняется и мотивируется раскаяние катерины. Тема греха, возмездия п покаянии в пьесе А.Н

Главная / Измена мужа

«Островский Гроза урок» - Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Конфликт пьесы = основы сюжета. Тема произведения. Любовь замужней женщины к другому мужчине Столкновение старого и нового. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы. Микротемы. Кудряш против Дикого. Варвара против Кабанихи. Жанровое своеобразие.

«Анализ «Грозы»» - Основное в характере князя Бориса. Проблема власти. Любовь. Следовать всем христианским законам. Кабанова. Что же заставило Катерину решиться изменить свою судьбу. Мужу изменила, клятвою, данною в церкви перед Богом, поступилась. Характер Кабановой. Любовь Катерины. Драма «Гроза» в большей степени связана с древнерусской культурной эпохой.

«Герои «Снегурочки»» - Музыкальные инструменты. Результаты теста. Тесты на закрепление по теме. Музыка. А.Н. Островский. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Сцена. Композитор. Музыка Римского-Корсакова. Волшебный венок. Персонажи. Леший. Образ Леля. Мощь и красота природы. Характер музыки. Снегурочка. Бережное отношение к культурным традициям народа.

«Пьеса Гроза» - А.Н.Островский. Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу? Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Система образов драмы. С.Шевырев. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Гроза. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза».

«Островский Гроза» - Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Страницы учебника. Кабаниха. А.Н.Островский. Страстность натуры, глубина чувств Стремление к свободе. «Катерина –луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов. Решительность, мужество. Постоянный духовный бунт.

«Герои «Грозы»» - Замоскворечье. Московский Государственный Университет. Словарь. Памятник А.Н.Островскому. Общественная деятельность А.Н.Островского. Речевая характеристика. Занятия Катерины. Драма «Гроза». Результаты действий героев. А.Н.Островский написал 50 пьес. Неспособность лицемерить. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

  • Вопрос №21 «Реорганизация системы управления в годы царствования Екатерины 2»
  • И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
  • Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

    Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

    Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

    В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

    (Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

    Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

    Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

    правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

    Гроза в природе – освежает

    Гроза в душе –очищает

    Гроза в обществе –просвещает.

    Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

    (Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

    В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

    (Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

    Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    (Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

    (Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

    Чем объясняется раскаяние Катерины?

    (Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

    Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)


    | | | 4 | | | краткое содержание других презентаций

    «Пьеса Островского «Бесприданница»» - Островский. Романс. Что же за человек Паратов. Печальная песня о бесприданнице. Тайна пьесы Островского. Выстрел Карандышева. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня. Навыки изложения своих мыслей. Жених Ларисы. Жестокий романс. Приобретение навыков анализа текста. Стихотворные строки. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Анализ пьесы. Проблемные вопросы.

    «Пьеса «Бесприданница»» - Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Спектакль Московского Малого театра. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. Образ Паратова. Верное решение?... Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Бурно развивается капитализм.

    «Пьеса Островского «Гроза»» - Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон. Борис. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»? Катерина. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Какого мнения вы придерживаетесь и почему? Путешествие по Волге. Кудряш. Молодые герои пьесы. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи? Могла ли Катерина найти счастье в семье? Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?

    «Герои «Грозы»» - Основная тема «Грозы». Кто страшнее – Кабанова или Дикой. Особенности стиля Островского. Смысл заглавия пьесы «Гроза». И.Левитан. Смысл заглавия. Кудряш. Приём контраста. Творчество драматурга. В.Репин «Приезд гувернантки купеческий дом». А.Н.Островский написал 50 пьес. Полемика вокруг пьесы. Результаты действий героев. Общественная деятельность А.Н.Островского. Идея драмы «Гроза». Портрет Островского.

    «Герои «Снегурочки»» - Содержание песен. Музыка Римского-Корсакова. Сцена. Образ Леля. Весенняя сказка. Холодное существо. А.Н. Островский. Бережное отношение к культурным традициям народа. Мощь и красота природы. Римский-Корсаков. Дед Мороз. Фантастические персонажи. Песни. Зимняя сказка. Результаты теста. Финал оперы. Идеалы автора. В.М.Васнецов. Стихия русских народных обрядов. Композитор. Народный фольклор. Леший. Пляски птиц.

    «Островский «Бесприданница»» - Действующие лица. Паратов Сергей Сергеевич. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Идеи творчества А.Н. Островского. Анализ драмы «Бесприданница». Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Символический смысл имен и фамилий. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Цель урока. Что мы узнаем о Паратове. Карандышев. А.Н. Островский Драма «Бесприданница».

    Взаимоотношения Катерины с Борисом в явл. 3 достигают той кульминационной точки, после которой каждый из них должен на что-то решиться. Четвертое действие пьесы заканчивается «сценой покаяния» Катерины и победоносным криком Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!». И вот – последняя прощальная сцена.

    На нее Катерина приходит, приняв уже для себя решение. Это трудное решение. Уже с момента первого появления чувствуется, что Катерина пребывает в состоянии мучительных душевных переживаний. Во-первых, она уже решилась. Мы не знаем еще на что. Но мы видим и чувствуем взволнованность души Катерины в коротких ремарках: «подбегает к нему и кидается на шею», «плачет на груди у него», «смотрит ему в глаза». А ее речь… О душевном состоянии говорит интонационное звучание ее слов: то с вопросом, то с восклицанием. («Ты не забыл меня?», «Ты сердишься?», «Уж так тяжело, так тяжело!…») Внутренняя борьба между чувством и долгом, совестью достигает такого напряжения, что мысли в голове путаются, она говорит сбивчиво. Как в бреду, Катерина говорит: «Постой, постой! Что-то я хотела сказать!» Нарастание этой борьбы усиливают слова: «Погоди! Погоди!» — и следующая за ними ремарка (подумав). И как бы вспомнив: «Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай…».

    И вот, кажется, муки совести отпустили ее, она приняла решение, что в дом Кабанихи, где она должна будет жить и мучиться от постоянных упреков, унижений, она не вернется. Потеряна и последняя надежда на спасение. На предложение взять ее с собой в Сибирь, Борис ответил отказом.

    И Катерина, как бы сбросив с плеч груз душевные мук, в последний раз посмотрит в глаза Борису и скажет: «Ну, будет с меня! Теперь бог с тобой, поезжай». И последняя встреча с Борисом, та гроза, которая бушевала в душе Катерины, в этой сцене прощания станет яркой молнией, вспыхнувшей и погасшей.

    А Борис…

    Восклицательная и вопросительная интонация голоса говорит о том, что и он с волнением, тревожным предчувствием чего-то, идет на свою последнюю встречу с Катей. («Боже мой! Где же она?») О душевном состоянии говорят и его частицы «ах», витиеватое «кабы», «каково» («Ах, кабы знали эти люди, каково мне…»)

    Как по-разному открываются в этом явлении характеры героев. Если Катерина и в последнюю свою встречу думает не о спасении своей души, а о любимом человеке, то безвольный Борис, который встретился. Катерине скорее на безлюдье, унизительно, жалко взамен на эту решительность скажет: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду». Более того, он боится, как бы хуже от этой встречи не было: «Не застали б нас здесь».

    Замысел «Грозы» возник во время поездки Островского по Волге (1856—1857), но написа-на драма лишь в 1859 году. «Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое реши-тельное произведение Островского». Эта оцен-ка не потеряла своей силы и до настоящего времени. Среди всего написанного Островским «Гроза» является, несомненно, лучшим произ-ведением, вершиной его творчества. Это насто-ящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Борис Годунов».

    Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островского дал Добролюбов в ста-тьях «Темное царство» (1859) и «Луч света в тем-ном царстве» (1860), которые оказали огромное революционизирующее влияние на молодое по-коление 1860-х годов. В произведениях Остро-вского критик видел прежде всего замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая «глубоким понима-нием русской жизни и великим умением изоб-ражать резко и живо самые существенные ее стороны», Островский явился, по определению Добролюбова, настоящим народным писате-лем. Творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и вы-соким художественным мастерством, которое было всецело подчинено задаче реалистичес-кого воспроизведения действительности. Ост-ровский неоднократно подчеркивал, что сама жизнь является источником драматических кол-лизий и положений.

    С поразительной силой изображает Остро-вский уголок «темного царства», где нагло попи-рается в людях человеческое достоинство. Хо-зяевами жизни здесь являются самодуры. Они тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой человеческой мысли. Глав-ная героиня драмы — Катерина. По складу ха-рактера она резко выделяется среди окружаю-щих. Судьба ее трагична и, к сожалению, явля-ется ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры.

    Катерина — жена купеческого сына Тихона Ка-банова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась к мужу, где живет вместе со своей свекровью Кабановой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже рас-поряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лас-кой и заботой матери. Ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, хо-дила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатли-тельность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие за грехи.

    В доме мужа приволье сменилось на душное рабство. На каждом шагу Катерина чувствова-ла зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более по-нимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. Катерина готова относиться к Каба-нихе как к родной матери. Она говорит ей: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты». Но искренние чувства Катерины не встре-чают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была?» Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью.

    Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец покаяться перед мужем. Эти человеческие качества несовместимы с бы-том «темного царства», поэтому они стали при-чиной трагедии Катерины. Напряженность ее переживаний особенно возрастает после воз-вращения Тихона: она «дрожит вся, точно ее ли-хорадка бьет... мечется по дому, точно чего ищет, глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает».

    Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственное вели-чие, решимость. Но после покаяния ее поло-жение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не приходит ей на помощь. Положение стало безвыходным — Ка-терина гибнет. В гибели ее виновата не одна конкретная личность. Ее гибель — результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была су-ществовать.

    Катерина — новый тип людей русской дейст-вительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех на-чалах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значе-ния». Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что само-убийство ее как бы осветило на миг беспробуд-ный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе».

    Последний монолог Катерины — свидетельст-во ее внутренней победы над силами «темного царства». «Опять жить? Нет, нет, не надо... нехо-рошо!.. А поймают меня да воротят домой на-сильно...» — как страшно звучит здесь это сло-во — «поймают», словно не о человеке идет речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: «Ах, скорей, скорей!» Жажда освобождения торжествует.

    Катерина проникается убеждением в своем праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!» — размышляет она о самоубийстве, которое с точ-ки зрения церкви является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это представ-ление: «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...» Мысль о любви сильнее, не-жели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к Богу и выражают не раскаяние в совершенных грехах, — они обращены к любимому: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Так свободное от пред-рассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут «темно-го царства» на волю.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры