Что такое евгеника ее суть. Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда

Главная / Измена мужа

Немногие идеи за последние 120 лет причинили человечеству больший вред, чем идеи сэра Френсиса Гальтона. Гальтон стал основоположником науки Евгеники – эволюционистской псевдонауки, в основе которой лежит теория о выживании наиболее приспособленных особей. Следствием евгеники как науки в наши дни стали этнические чистки, аборты с целью избавления от дефективного потомства, убийства новорожденных, эвтаназия, отбор нерожденных детей для научных исследований. Так кто же такой Гальтон? Что представляет собой евгеника наука , и какой от нее вред человечеству?

Френсис Гальтон - основоположник науки Евгеники

Фотографии Дарвина предоставлены TFE Graphics, Гитлера и Гальтона Wikipedia.org.

Френсис Гальтон (на фото справа вверху) родился в 1822 году в Бирмингеме в квакерской семье. Он был внуком Эразма Дарвина по материнской линии и, таким образом, кузеном Чарльза Дарвина (на фотографии слева вверху). Почти всю свою сознательную жизнь Гальтон был таким же агностиком и противником христианства, как и Дарвин.

К полутора годам он уже знал алфавит, в два умел читать, в пять наизусть рассказывал стихи, а в шесть – обсуждал «Илиаду». В 1840 году Гальтон стал изучать в Кембриджском университете медицину, а затем математику. Однако, вследствие нервного расстройства, довольствовался скромной степенью бакалавра, которую получил в январе 1844 года. В том же году умер его отец, и Гальтон унаследовал такое состояние, что до конца жизни не работал и не нуждался в средствах.

Богатство дает молодому Гальтону свободное время, а также возможность "развлечений" и любительских занятий различными науками. В частности, он предпринимает путешествие по юго-западной Африке, исследуя большие территории. За эти исследования в 1853 году он удостаивается членства в Королевском географическом обществе, а спустя еще 3 года – в Королевском научном обществе. В том же 1853 году Гальтон женится на Луизе Батлер, дочери директора школы Хэрроу.

Гальтона как ученого-любителя отличали безграничное любопытство и неиссякаемая энергия. Его перу принадлежат 14 книг и свыше 200 статей. В числе его изобретений «бесшумный» свисток для подзывания собак, печатающее устройство для телетайпа, а также различные инструменты и методики измерения интеллекта и частей тела человека. Кроме того, он изобрел синоптическую карту и первым научно описал такое явление, как антициклоны.

Отношения с Чарльзом Дарвином

Выход в свет книги Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году, несомненно, стал поворотным пунктом в жизни Гальтона. В 1869 году он писал Дарвину: «Появление Вашего «Происхождения видов» повлекло за собой настоящий перелом в моей жизни; Ваша книга избавила меня от пут старых предрассудков [т. е. от религиозных взглядов, основанных на свидетельствах разумного замысла], как от ночного кошмара, и я впервые обрел свободу мысли» .

Из Нотт Д.К. и Глиддон Д.Р. Коренные расы Земли, Д.Б. Либбинкотт, Филадельфия, США, 1868 г.

Гальтон «был одним из первых, кто осознал значение дарвиновской теории для человечества» . Он полагал, что человек наследует от своих предков характер, таланты, интеллект, а также нехватку этих качеств. Согласно этой точке зрения, бедняки – не несчастные жертвы обстоятельств; они стали бедняками, потому что стоят на более низкой ступени биологического развития. Это противоречило преобладавшему в научных кругах мнению, что все подобные качества человека зависят от его окружения – от того, где и как он воспитывался.

Гальтон считал, что людей, как животных, можно и нужно селекционировать , добиваясь улучшения породы. В 1883 году он придумал слово «евгеника» (от греческого «еu» «хорошо» + «genes» – «рожденный»), которым окрестил науку Евгенику, изучающую способы улучшения физических и интеллектуальных качеств человека.

Взгляды Гальтона не оставляли места для существования человеческой души, Божьей милости в человеческом сердце, права отличаться от других и даже человеческого достоинства. В своей первой статье на эту тему "Евгеника как наука", опубликованной в 1865 году, он отрицал тот факт, что умственные способности человека дарованы ему Богом; отрицал, что человечество проклято со дня грехопадения Адама и Евы; рассматривал религиозные чувства как «не более чем эволюционные приспособления, обеспечивающие выживание человека как биологического вида» .

Псевдонаучная иллюстрация так называемой эволюции человеческих “рас”.

Эта иллюстрация показывает, предлагая рассмотреть сходство с шимпанзе, что черные расы эволюционировали менее успешно, чем белые.

Даже известный эволюционист Стивен Джей Гоулд заметил, что на этом рисунке череп шимпанзе специально увеличен, а челюсть “негра” чересчур выдвинута вперед, чтобы показать, что “негры” занимают еще более низкое место, чем обезьяны. Эта иллюстрация была взята не из расистской литературы, а из ведущего учебника того времени. Ярые эволюционисты сегодня пытаются избегать социальных подтекстов в своих идеях, но история показывает обратное.

О смысле первородного греха Гальтон писал следующее: «Согласно моей теории, [это] показывает, что человек не был на более высоком уровне развития, а затем опустился, но, напротив, быстро поднялся с более низкого уровня... и лишь недавно, после десятков тысяч лет варварства, человечество стало цивилизованным и религиозным» .

В книге «Наследственная гениальность» (Hereditary Genius 1869) Гальтон развивает все эти идеи науки евгеники и высказывает предположение, что система браков по расчету между мужчинами аристократического происхождения и богатыми женщинами позволит в итоге «вывести» народ, представители которого будут более талантливы, чем обычные люди. Когда Чарльз Дарвин прочитал эту книгу, он написал Гальтону: «В некотором отношении Вы обратили в свою веру ее рьяного противника, ибо я всегда утверждал, что, за исключением полных глупцов, люди не слишком отличаются друг от друга интеллектуально; их различают лишь усердие и трудолюбие…» Идеи науки евгеники Гальтона, вне сомнения, помогли Дарвину распространить свою эволюционную теорию и на человечество. Он не упоминает Гальтона в «Происхождении видов», но ссылается на него, по меньшей мере, 11 раз в книге «Происхождение человека», 1871.

В первой половине XX века состоялись три Международных конгресса по вопросам евгеники как науки – в 1912, 1921 и 1932 годах. На них съезжались ведущие специалисты по науке евгенике из Великобритании, США, Германии, Франции, Австралии, Канады, Индии, Японии, Кении, Маврикии и ЮАР. В числе знаменитостей, которые придерживались евгенетических взглядов перед Второй Мировой Войной, – Уинстон Черчилль, экономист Джон Мэйнард Кейнз, писатель-фантаст Герберт Уэллс, президенты США: Теодор Рузвельт и Кальвин Кулидж.

В 1901 году Гальтон был награжден медалью Гексли от Института антропологии, в 1902-м получил медаль Дарвина в Королевском научном обществе, в 1908-м – медаль Дарвина-Уоллеса в Линнеевском обществе, а Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему почетные степени; в 1909 году он был произведен в рыцари. Несмотря на эти «почести», Гальтон в жизни являл собой не лучший пример истинности собственных суждений. Его преследовали продолжительные приступы болезни, а хорошей интеллектуальной родословной оказалось недостаточно для того, чтобы они с женой произвели на свет собственных детей, которые унаследовали бы его фамилию и качества. Гальтон умер в 1911 году, и, согласно завещанию, его средства ушли на содержание кафедры науки евгеники и евгенетической лаборатории Гальтона при Лондонском университете.

Евгеника как наука в действии

По материалам Wikipedia.org

Идея совершенствования физических и интеллектуальных качеств человечества в целом на первый взгляд может показаться восхитительной. Однако способы достижения этой цели в недавнем прошлом включали в себя не только повышение рождаемости достойного потомства от родителей, подвергшихся тщательному отбору («позитивная наука евгеника»), но также и сокращение рождаемости людей «наименее приспособленных», которые, по мнению теоретиков евгеники науки, могут нанести ущерб совершенствованию человечества («негативная наука евгеника») . Например, к 1913 году в трети американских штатов (а с 1920-х – в большей части всех штатов) были приняты законы о принудительной стерилизации заключенных, которых официальные лица посчитают «наименее приспособленными». В результате жертвами насильственной стерилизации стали примерно 70 000 человек: уголовные преступники, умственно отсталые, наркоманы, нищие, слепые, глухие, а также больные эпилепсией, туберкулезом и сифилисом. В одном только Линчбурге, штат Виргиния, этой процедуре подверглись свыше 800 человек, а единичные случаи стерилизации продолжались вплоть до 1970-х годов. ,

В Германии правительство Гитлера в 1933 году издало указ о принудительной стерилизации не только узников тюрем и пациентов больниц, но всех немецких граждан с «нежелательными» признаками. Так хотел оградить «высшую арийскую расу» от «загрязнения» вследствие смешанных браков.

Впоследствии хирургическое вмешательство было вытеснено более радикальным решением проблемы «бесполезных ртов» – откровенным геноцидом. В период с 1938 по 1945 годы нацисты-убийцы уничтожили свыше 11 миллионов человек, считавшихся людьми низшего сорта, недостойными жизни, что засвидетельствовано в документах и протоколах Нюрнбергского процесса. Жертвами были евреи, протестанты, чернокожие, цыгане, коммунисты, душевнобольные и люди с ампутированными конечностями.

Это было не что иное, как оголтелый дарвинизм: истребление миллионов людей, заклейменных «неприспособленными и низшими», теми и во славу тех, кто считал себя «высшими и приспособленными».

Ключевая идея дарвинизма – отбор. Нацисты полагали, что должны управлять процессом отбора для совершенствования арийской расы. Гальтоновская наивная концепция «евгенической утопии» переродилась в кошмар нацистских массовых убийств и этнических чисток.

К сожалению, идеи расового превосходства и науки евгеники не умерли с падением гитлеровского режима. Труды по евгенике как науке Гальтона, Герберта Уэллса, сэра Артура Кэйта и других, а также ранние работы социобиологов нашего времени, таких как Э. О. Уилсон из Гарварда, заложили основу взглядов печально известного американского расиста Дэвида Дьюка, выступающего против чернокожих и евреев.

Наука Евгеника в XXI веке

После Второй мировой войны слово «евгеника» стало ругательным. Теперь приверженцы науки евгеники стали называть себя специалистами в «популяционной биологии», «генетике человека», «расовой политике» и т. п. Журналы также переименовывались. «Анналы евгеники» стал «Анналами генетики человека», а ежеквартальник «Евгеника» – «Вестником социобиологии» . Но сегодня, спустя более шестидесяти лет после Холокоста, смертоносные идеи, порожденные гальтоновской евгеникой как наукой, вновь живы и процветают, прикрывшись лабораторным халатом медицинской респектабельности.

В наши дни врачи рутинно умерщвляют людей, сотворенных по образу Божию (Бытие 1:26) посредством абортов, эвтаназии, убийств новорожденных детей, а также в процессе исследования стволовых клеток эмбрионов.

А. Аборты - наследие науки евгеники

По данным английской газеты «Дэйли Мэйл», «женщины все чаще уничтожают собственных нерожденных детей из-за увечий, не угрожающих жизни последних, – например, деформированных ступней или волчьей пасти», и «детей с синдромом Дауна сейчас чаще убивают, чем позволяют им родиться». Доктор Жаклин Лэнг из лондонского Университета Метрополитен заявила по этому поводу: «Эти цифры весьма характерны для евгенетических тенденций общества потребления – любой ценой избавляться от аномалий ». По словам Нуалы Скарисбрик, специалиста по страхованию жизни из Великобритании, «это – откровенная евгеника. Неполноценным людям фактически намекают, что им не следовало появляться на свет. Это страшно и отвратительно » . По оценкам ученых, каждый год в мире происходит 50 миллионов абортов. Это один аборт на каждые три деторождения. Таким образом, у каждого ребенка, находящегося в материнской утробе, в среднем один шанс из четырех на то, что он будет осознанно умерщвлен.

Б. Убийства новорожденных - виновата наука евгеника

Китай известен своей принудительной демографической политикой – не более одного ребенка в семье. На практике в большинстве семей хотят мальчика, поэтому, если рождается девочка, то ее жизни угрожает опасность. Иногда этого зловещего принципа придерживаются еще до рождения ребенка. В Индии принято узнавать пол будущего ребенка, и подавляющее большинство абортов приходится на девочек. В свете этих фактов поддержка абортов феминистками выглядит удручающе парадоксальной.

Неполноценные младенцы тоже в опасности. «Специалист по этике» Питер Сингер выступает за легализацию убийств детей до определенного возраста. Он пишет: «Убийство неполноценного младенца в этическом плане не равноценно убийству человека. Очень часто в этом нет вовсе ничего плохого» .

В. Эвтаназия - следствие Евгеники как науки

В мае 2001 года первой страной, которая легализовала эвтаназию, стала Голландия; закон вступил в силу с января 2002 года. В Бельгии эвтаназию допускали до мая 2002 года, а затем легализовали. Ее допускают в Швейцарии, Норвегии и Колумбии.

Евгеника как наука - заключение

Конечно, не все эволюционисты – убийцы, а Френсис Гальтон, возможно, и представить себе не мог, что его теории приведут к убийствам стольких миллионов людей, не говоря уже об умерщвлении беззащитных младенцев в утробе матери. Однако такие действия целиком и полностью согласуются с эволюционной доктриной – в частности, с идеей о выживании наиболее приспособленных в результате уничтожения ими самых слабых. Поступки – следствие убеждений. Иисус сказал: «Худое дерево приносит и плоды худые, не может… приносить плоды добрые» (Матфея 7:17–18).

Вопреки смертоносной философии науки евгеники, для Бога каждый человек представляет вечную ценность; каждый был сотворен «по образу Божию» (Бытия 1:26–27 ). Кроме того, Бог напрямую запрещает убийство (Исход 20:13 ) и осознанное умерщвление невинных людей. На самом деле Бог так любит человечество, что послал Своего Сына, Господа Иисуса Христа, умереть на кресте, чтобы спасти наши души от греха (Иоанна 3:16–17 ) и преобразить нас, сделав нас «подобными образу Сына Своего», когда мы уверуем в Него (Римлянам 8:29; 2-е Коринфянам 3:18). Вторая Ипостась Троицы приняла человеческую природу в Иисусе (Евреям 2:14 ) и стала последним Адамом (1-е Коринфянам 15:45), сделавшись таким образом (кровным) Искупителем (Исаия 59:20) человечества, ведущего свой род от первого Адама.

1

И дарвинисты того времени настаивали на праве Скоупса преподавать по такому учебнику!

Ссылки и примечания:

Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос о геноциде Холокоста, который опирался на евгенику, это вопрос: «Как такое могло произойти?» В вышедшем в 1961 году фильме студии MGM «Суд в Нюрнберге», о процессе над четырьмя нацистскими военными преступниками, один из обвиняемых взывает к председателю суда Дэну Хейвуду (которого играет Спенсер Трейси): «Эти люди – миллионы людей – я не мог знать, что дойдет до такого! Вы должны поверить мне!» Ответ Хейвуда был красноречив: «До этого дошло, когда вы впервые приговорили к смерти человека, зная, что он невиновен».

Аналогично, сегодняшнее умерщвление невинных нерожденных детей из-за того, что сторонники евгеники считают их менее совершенными, чем другие, началось в тот первый раз, когда врач согласился на убийство ребенка с увечьем еще в утробе. Все остальное – история.

1. Основан на третьем Нюрнбергском процессе. Всего их было 13.

Ссылки и примечания:

  1. Cowan, R., Sir Francis Galton and the study of heredity in the nineteenth century , Garland Publishing Inc., New York, USA, p. vi, 1985.

Возможно, вы в шоке после прочтения названия статьи. Слово евгеника , получившее отрицательный окрас из-за событий 40-вых годов, кажется далеким от процветающего Сингапура . Но настолько ли ужасна евгеника?

История евгеники

Для начала разберемся, что такое евгеника . Само слово евгеника переводится как «благородный». Это учение о селекции человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Свойства эти как физические, так и умственные. Придумал и развил это учение двоюродный брат знаменитого Ч. Дарвина — Френсис Гальтон. Изначально она воспринималась лишь как наука о том, как совершенствовать человека и воспринималась вполне позитивно, даже была популярна.

Свой след наложила на это понятие фашистская идеология, а также многие жестокие эксперименты, которые совершали нацистские ученые для достижения «расовой гигиены». Зная эти бесчинства, очень сложно воспринимать слово евгеника в хорошем ключе, тем не менее, не будьте жертвой своих предрассудков. Современная наука занимается евгеникой и это не имеет никаких схожих черт с нацистскими пытками, не подразумевает дискриминации. Евгеника помогает ученым вырабатывать методы борьбы с наследственно передающимися заболеваниями или склонностями к болезням (например, к раку). Такие исследования также нацелены на усиление способностей нашего мозга.

Положительная и отрицательная евгеника

Для сравнения:

Цель положительной евгеники - содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

Цель отрицательной евгеники - прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

Конечно, грань между двумя этими понятиями очень тонка, и в современном мире, который так нацелен на уважение прав всех людей, на демократические ценности и свободы, может быть воспринята превратно. Но тем не менее, если смотреть на эту тему шире, но можно заметить сколько сильных сторон имеет евгеника. Реальный пример того, как евгеника в политической стратегии может нести и положительные результаты — предотвращения рождения детей с серповидноклеточной анемией на острове Сардиния.

В середине 1970-х была начата массовая программа диагностики плодов, которые имеют вероятность болеть этим видом анимии. То есть ребёнок, развившийся из такого плода, обречён на тяжёлое заболевание, для предотвращения летального исхода необходимо переливание донорской крови с периодичностью в 20-30 дней. Стоит заметить, что, конечно, никто не заставлял, и даже не пропагандировал делать аборты таких детей. Родителям лишь предоставлялся выбор - прерывать беременность или нет. Но ранняя диагностика, которую обеспечивало государство, дала им возможность сделать этот выбор. В результате частота рождения детей, больных талассемией, на Сардинии за 25 лет снизилась в 20 раз. Оставшиеся 5 % больных детей появляются при информированном согласии родителей.

Евгеника в Сингапуре

Евгеника как политическая концепция в Сингапуре была разработана Ли Куаном Ю. Этот человек, более известный как преймер-министр Сингапура, который смог сделать страну с 3 в мире ВВП за несколько десятилетий из отвергнутой части Малайзии. Более подробно я говорила об этой в другой статьей, поэтому не буду останавливаться на этой теме детально. Но одна из мер, которая также способствовала росту уровня жизни и прогрессу Сингапура — позитивная евгеника.

С трана стала поддерживать тех, у кого было хорошее физическое развитие, высокий интеллект и отсутствие наследственных заболеваний. Ли Куан Ю распорядился создать мощную базу для создания традиционных семей, способных растить и воспитывать здоровых и умных детей. Под патронажем правительства было создано два брачных агентства. Одно занимается образованными молодыми людьми, другое — всеми остальными. Главная задача брачных агенств — заключение браков между парами сопоставимого социального и интеллектуального уровня.

Хотите успевать больше? Быть более продуктивными? Больше развиваться?

Оставьте свой Email, чтобы мы отправили на него наш список инструментов и ресурсов 👇

Список придет вам на почту через минуту

Это агентство не только подбирает пару молодому человеку с учетом всех личностных особенностей, но и создают условия для встреч. При агентствах функционирует сеть спортивных тренажерных залов, кафе, бассейнов, дискотек и кинотеатров. После заключения брака молодоженам от государства «светит» солидный подарок в виде кредита на приобретение жилья.

С другой стороны, наркоманкам и неграмотным женщинам предлагается стерилизация, но полностью добровольная, в обмен на большую сумму денег. Недипломированные женщины, заводя­щие второго ребенка, платят штраф. Однако, если после рождения двух детей такая женщина пойдет на стерилизацию, ей за это предлагается вполне качественное жилье.

Продолжается такая политика уже и после рождения ребенка. Все дети до 12 лет имеют одинаковый стартовые условия, но те, кто показывает лучше успехи и имеют высший IQ субсидируются государством для продления их успехов. Государство практически везде делает упор на то, чтобы поддерживать воспитание и прививает любовь к учебе, физическому здоровью. Но замечу, что условия для этого созданы на высочайшем уровне, а медицина высоко развита. Ни бедные, ни больные, ни люди малообразованные не остаются за бортом, их не унижают, но создают явный мотив пытаться совершенствоваться.

Не могу сказать лично, что отношусь до сих пор однозначно хорошо к евгенике. Возможно, некоторые меры даже в Сингапуре недостаточно толерантны, но они работают, и что еще более интересно, автора этой политики уважают и будут чтить наверное всю историю Сингапура.

В истории науки в вопросе соотношения биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе, встречаются самые различные точки зрения. Так, немецкий биолог Э. Геккель, много сделавший для утверждения учения Дарвина, полагал, что развитие человека и общества определяется главным образом биологическими факторами, а двигателем общественного развития и эволюции человека являются борьба за существование и естественный отбор. Поэтому возникновение социал-дарвинизма, стоящего как раз на подобной точке зрения, часто связывают именно с именем Геккеля.

Двоюродный брат Ч. Дарвина - Ф. Гальтон в 1869 г. впервые сформулировал принципы евгеники. Он предложил изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений. При этом прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные цели. Однако ее идеи нередко использовались для оправдания расизма, как это произошло с фашистской расовой теорией. Окончательное отвращение общественности от идеи усовершенствования человеческой породы произошло после полномасштабных акций по эвтаназии неполноценных. В Германии, где евгеника стала частью официальной идеологии правящего национал-социалистского режима.

В нацистской Германии (1933-1945) использовалась стерилизация и умерщвление по отношению к «неполноценным лицам»: психическим больным, гомосексуалистам, цыганам. Затем последовало их уничтожение, а также тотальное уничтожение евреев.

Нацистские евгенические программы, которые проводились в рамках предотвращения вырождения немецкого народа, как представителя «арийской расы»

Так, Гальтон в 1870 г. в книге «Наследственный гений» утверждал превосходство северной (нордической) расы людей (в том числе и умственное), а также белых над неграми. Он полагал, что представители превосходящей расы не должны вступать в брак с представителями отсталой. Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он писал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель». «Слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества…» Он также считал, что бедные и больные недостойны иметь потомство.

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках медицинской генетики.

Однако и по сей день появляются работы, в которых говорится о генетических различиях между расами, о более низком негров и т.п., т.е. делается вывод о том, что коэффициент умственных способностей определяется прежде всего наследственностью и расовой принадлежностью. В действительности самые серьезные и тщательные исследования показывают, что особенности генотипа проявляются не на расовом, а на индивидуальном уровне. У каждого человека генотип уникален. А различия обусловлены не только наследственностью, но и средой.

В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека.

Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Данная концепция получила название пансоциологизм. Рассматривая эту проблему, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются два периода - эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает промежуток времени с момента оплодотворения женской яйцеклетки мужским сперматозоидом и до рождения ребенка, т.е. период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша).

«В эмбриональный период, - пишет академик Н.П. Дубинин, - развитие организма происходит по жестко закрепленной генетической программе и сравнительно слабом (через организм матери) влиянии окружающей физической и социальной среды». Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. При этом развитие человеческого эмбриона и эмбрионов в других позвоночных очень сходно, особенно на ранних стадиях. А длительно сохраняющееся сходство эмбрионов человека и обезьян свидетельствует об их филогенетическом родстве и единстве происхождения.

Каждый человек является носителем специфического, индивидуального набора генов, вследствие чего он, как уже говорилось, генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т.д.

На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности, как таковые, а лишь их задатки, в большей или меньшей степени проявляющиеся в условиях среды. Генетическим материалом у человека, как и у других млекопитающих, является ДНК, которая находится в хромосомах.

Хромосомы каждой клетки человека несут в себе несколько миллионов генов. Но генетические возможности, задатки реализуются только в том случае, если ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если, например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

ЕВГЕНИКА - ЭТИКОПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Мещеряков Александр Олегович

студент 1 курса, лечебного факультета, Оренбургской Государственной Медицинской Академии, РФ, г. Оренбург

Воробьев Дмитрий Олегович

научный руководитель, ассистент кафедры философии Оренбургской Государственной Медицинской Академии, РФ, г. Оренбург

Евгеника - совокупность социобиологических и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций. Термин «евгеника» предложил в 1883 Френсис Гальтон. Согласно ему, евгеника - это наука, которая призвана разрабатывать методы социального контроля, которые «могут исправить или улучшить качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные» .

Истоком споров о евгенике является полемика о влиянии наследственности и воспитания на личность человека. Следует сразу отметить, что сами гены не закладывают никакой информации о социальном поведении (не существует генов, отвечающих за рождение хороших программистов, художников, строителей). Генотип (совокупность всех генов, которыми обладает данный организм) определяет совокупность белков, которые и являются основой признаков. Признаки могут модифицироваться под воздействием окружающей среды в определенных пределах, определяемых генотипом (норма реакции). Существуют признаки с широкой (количественные показатели: рост, вес и т. д.) и узкой (цвет глаз, волос и т. д.) нормой реакции. Совокупность генов определяет пределы развития некоторых признаков (допустим, степень развития некоторых видов памяти, цветового зрения или физической силы и выносливости), но в вопросах социального воспитания и меры развития этих способностей за окружающей средой остается последнее слово (способность программировать, наличие художественного вкуса или умение ровно укладывать кирпичи - заслуга общества) .

Введение в генетику .

Евгеника основывается на наследственных характеристиках человека, чтобы понять ее суть необходимо знать основы генетики.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Отцом генетики считается монах Грегор Мендель, который в работе «Опыты над растительными гибридами» (1865 г.) сформулировал три закона наследственности, т. н. «Законы Менделя», к которым относятся:

1. Закон единообразия гибридов первого поколения

2. Закон расщепления признаков

3. Закон независимого наследования признаков

Также Мендель показал, что некоторые наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей к потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Признаки, которые наследуются по законам Менделя, называются менделирующими (цвет глаз, некоторые наследственные заболевания, например серповидноклеточная анемия).

Достижения Г. Менделя были забыты вплоть до 1900 годов, когда исследования по изучению гибридизированных растений возобновились, показав справедливость законов Менделя.

Вскоре английский натуралист Уильям Бэтсон ввёл в употребление название новой научной дисциплины: генетика (в 1905 г. в частном письме и в 1906 г. публично). В 1909 году датским ботаником Вильгельмом Йогансеном введён в употребление термин «ген».

Важным вкладом в развитие генетики стала хромосомная теория наследственности

Хромосомная теория наследственности - теория, согласно которой передача наследственной информации в ряду поколений связана с передачей хромосом, в которых в определённой и линейной последовательности расположены гены

Она был разработана, прежде всего, благодаря усилиям американского генетика Томаса Хант Моргана и его учеников и сотрудников, избравших объектом своих исследований плодовую мушку Drosophila melanogaster . Изучение закономерностей сцепленного наследования позволило путем анализа результатов скрещиваний составить карты расположения генов в «группах сцепления» и сопоставить группы сцепления с хромосомами (1910-1913 гг.).

Эпоха молекулярной генетики начинается с появившихся в 1940-1950-х гг. работ, доказавших ведущую роль ДНК в передаче наследственной информации. Важнейшими шагами стали расшифровка структуры ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик, Х.Ф. Уилкинс), триплетного кода, описание механизмов биосинтеза белка, обнаружение рестриктаз и секвенирование ДНК .

Евгеника: за и против.

В настоящее время развитие генетики и методов генной инженерии сделали вопрос о применении евгеники снова актуальным. Современная наука предоставляет возможность изменять последовательность нуклеотидов в ДНК некоторых растений и животных. Так как человек является объектом живого мира, то возникает вопрос о возможности применения данных методов в отношении человека. С позиции большинства деятелей науки и искусства, евгенический подход может кардинально изменить облик современного человека, при этом нет никакой уверенности в том, что эти изменения будут благоприятны . Следует привести аргументы против евгеники, как с позиции современной генетики, так и с этико-моральной позиции:

1. Полимерные гены;

Еще во времена Г. Менделя было понятно, что не все признаки передаются из поколения в поколение согласно законам наследственности, которые объясняют наследование признаков с узкой нормой реакции, имеющих только один альтернативный признак (см. примеры выше). В последствие выяснилось, что многие признаки кодируются более чем одной наследственной единицей, например, многие количественные показатели с широкой нормой реакции: вес, рост и т. д. Характер их наследования гораздо удобнее исследовать статистически, чем аналитически. Таким образом, невозможно с достаточной точностью прогнозировать проявление этих признаков.

2. Сложность «уничтожения» рецессивных генов;

Многие мутантные признаки наследуются рецессивно, то есть при наличии рецессивного гена, отвечающего за дефект, и гена доминантного, отвечающего за традиционное проявление признака, фенотип будет «нормальным». Таким образом, в популяции образуется группа носителей мутантного гена, которые не проявляют никаких признаков мутации. Даже при использовании методов негативной евгеники, такого как ограничение репродукции обладателей «дефектных» признаков, полное исключение мутантного гена не гарантируется.

3. Сила гетерозигот.

В некоторых случаях организмы, имеющие как рецессивный, так и доминантный ген, более выражено проявляют какой-либо признак. Эти организмы получили название гетерозиготных. Примером могут служить гибридные сорта кукурузы, полученные от двух чистых линий, имеющие более крупные початки, чем у их предков. Последующие поколения гибридной кукурузы имеют уже меньшие размеры початков, так как их потомки уже имеют в своем генотипе либо все доминантные гены, либо все рецессивные. Это явление было названо «сверхдоминированием». Примером сверхдоминирования у человека является проявление серповидноклеточной анемии, возникающей в результате мутации гена 16-й хромосомы в локусе, контролирующем синтез гемоглобина. У пациентов, имеющих оба рецессивных гена, проявляются признаки этого заболевания, но у людей, гетерозиготных по этой паре генов, симптомы заболевания проявляются только в условиях гипоксии, но при этом обладатель такого генотипа становится устойчивым к малярии. В районах, неблагополучных в отношении малярии, примерно 80% человеческой популяции имеют гетерозиготный генотип. Как и в предыдущем случае, попытка ограничить репродукцию гомозиготных организмов не приведет к стабильному результату.

4. Ген - основа белка, а белок - основа признака;

Основным структурным компонентом любого живого существа на Земле является белок. Белки выполняют большое количество функций, и именно информация о последовательностях аминокислот (компонентах белков) в различных протеинах содержится в ДНК. Совокупность белков образует организм и влияет на проявление присущих ему признаков. Проблема изучения и контроля признаков заключается в том, что влияя на геном человека, мы влияем не на признак, а на белки, контролирующие его. Например, один белок может влиять сразу на несколько признаков (см. предыдущий пункт), но в тоже время, один признак может контролироваться множеством белков.

5. Не всегда генотип полностью определяет фенотип.

Как уже было указано выше, не все признаки (особенно поведенческие) полностью зависят от генотипа. В некоторых случаях, обладатель определенного генотипа может не проявлять признака, который должен был проявиться в данном случае: в качестве примера можно привести полидактилию или многопалость, зависящую от доминантного гена. В 20 % случаев обладатели доминантного гена многопалости имеют нормальное количество пальцев на руках. Самое главное, что признак, зависимый от генома, может проявляться различным образом. Например, трехцветность кошек, определенная их генотипом, может проявляться в самых разнообразных цветовых узорах.

6. Норма реакции

Проявление признака варьирует в пределах, заданных генотипом и степень проявления этого признака зависит в некоторой мере от воздействия окружающей среды. Пределы проявления признака, зависимого от генотипа, называют нормой реакции. Некоторые признаки обладают широкой нормой реакции и сильно зависят от условий окружающей среды. В среднем, несмотря на весьма разнообразные генотипы, дети блокадного Ленинграда ниже, чем их потомки, жившие в условии продовольственного достатка.

7. «Кто хочет стать демиургом?»

Особо жаркие дискуссии возникают при осуждении вопроса о том, какой организации делегировать право на изменение человеческого генома: государству, крупным корпорациям, исследовательским институтам или частным лицам? В любом случае, организация-творец будет стараться извлечь из своего весьма выгодного положения максимальную пользу.

8. «Предопределенность» человеческой судьбы и существования.

Внося в геном человека определенные изменения, мы напрямую влияем на судьбу человека, если не детерминируем ее. Хорошо, если мы наградим человека нечеловеческой мощью, интеллектом или ловкостью, но как объяснить сильному и выносливому морлоку, что он был лишен интеллектуальных способностей Эйнштейна или талантов Паганини во имя интересов общества.

С другой стороны, сторонники евгеники утверждают, что она, как метод и научная дисциплина демонизирована применением ее с целью достижения «расовой чистоты» в период правления А. Гитлера в 1933-1945 годах. Предполагается, что снятие запрета на внесение изменений в геном человека позволит увеличить приспособленность человека (как индивидуума, так и общества в целом) к воздействиям окружающей среды. К основным аргументам в пользу евгеники относятся:

1. Снятие генетического груза;

Вследствие развития медицины и науки качество жизни человека улучшилось, и благотворное влияние естественного отбора снизилось. В результате чего появились так называемые «болезни цивилизации», такие как ожирение, ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и т. д. Следствием улучшения условий существования человека является накопление в популяции мутантных генов, которые проявляются у потомков в виде неблагоприятных признаков и генетических заболеваний.

2. Возможность влиять на геном человека

Благодаря методам евгеники у человечества появляется возможность контролировать собственное биологическое развитие в том направлении, которое будет казаться ему наиболее оптимальным.

3. Улучшение соматических характеристик человека;

Прекрасная память, продолжительная молодость, физическая сила и выносливость - все это, гипотетически, генетика способна подарить человеку уже сегодня.

4. Генотерапия и предотвращение развития генетических заболеваний;

Замена определенных генов позволила бы уже в перинатальном периоде полностью избавить человека от таких заболеваний, как хорея Гантингтона, синдром Дауна, транслокационных лейкозов, синдрома Марфана и других генетических заболеваний, причем внесение изменений в человеческий геном сделало бы бессмысленным аборт по причине наличия у плода генетических аномалий.

5. Увеличение приспособленности человека как биологического вида к окружающей среде;

В мудрых руках евгеника позволила бы человечеству быстро и эффективно подстраиваться к меняющимся условиям окружающей среды.

Евгеника «положительная» и «отрицательная»:

Методы евгеники условно делят на:

1. «Положительную» евгенику. Содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

2. «Отрицательную» евгенику. Прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

В настоящий момент к практикуемым методам негативной евгеники можно отнести перинатальную диагностику и практику абортов.

Исторические примеры применения евгеники

Античный мир

Базовые принципы селекции были известны еще в древности. На основе опыта разведения домашних животных и выращивании растений зародилась идея применения методов селекции в отношении человека. Особенно ярким примером практического осуществления данных принципов является древняя Спарта, славившаяся своими бесстрашными войнами. Спартанцы умерщвляли физически неполноценных детей, являясь, в некоторой мере, первооткрывателями негативной евгеники.

Платон, описывая идеальное государство, писал, что не следует растить детей неполноценных, либо рожденных от родителей, имеющих какие-либо дефекты. Он предлагал запретить оказание помощи людям с врожденными уродствами и тем, кто был изувечен в силу собственных пороков, а морально неполноценных ожидала смертная казнь.

Американская мечта

В 1904 в штате Индиана был издан закон о принудительной стерилизации преступников-рецидивистов. В течение тридцати лет «индианский метод» был введен еще сорока штатах. В какой-то мере он был даже гуманным (не идет ни в какое сравнение со спартанскими методами или ужасами холокоста): после стерилизации человек был способен получать удовольствие от полового акта, хотя и не имел возможности дать потомство. Уклонистов ожидали 3 года заключения, либо штраф в размере 1000$. Стерилизация сохраняла жизнь человеку, давая ему шанс на реабилитацию, но при этом исключала его влияние на генофонд популяции. В последствие, «индианский метод» распространился не только на преступников, но и на душевнобольных, проституток, представителей андеркласса и даже на лиц, состоящих в неосвященном в церкви браке (в результате чего стерилизации подверглось значительное количество индейцев). В результате этого программа потерпела фиаско, так как с помощью методов селекции предполагалось избавиться от «язв на теле общества», при этом не учитывались причины появления «неблагополучных элементов», среди которых были не только наследственные, но и социальные.

Впрочем, для США индианский опыт не является первым случаем применения евгеники. Южане, например, с помощью методов селекции пытались создать «породы» сильных и послушных рабов.

Нацистская германия: программа Т-4, проект « Lebensborn ».

Преступления нацистов 1933-1945 в корне изменили отношение к евгенике. В этот период применялись самые жестокие и аморальные методы «очищения арийской расы». В качестве примера можно привести программу Т-4: недееспособные, больные психическими и неврологическими заболеваниями, такими как шизофрения, БАР, эпилепсия, различные формы слабоумия, подвергались стерилизации, а спустя некоторое время программа стала предусматривать их полное уничтожение. Если говорить об эффективности этих мер, то уже к 60-ым годам XX века количество лиц, страдающих психическими заболеваниями, достигло уровня 20-ых годов. Все неарийцы признавались «недочеловеками» и подлежали умерщвлению, в целях расовой гигиены.

В тоже время проводилась программа увеличения рождаемости среди обладателей «расово чистых» жителей германии: семьям немецких полицейских выдавались дополнительные выплаты за рождение детей, а действующая программа “Lebensborn” (нем. «Источник жизни») была направлена на патронат «расово чистых» немецких детей и их родителей. На территории нацистской Германии создавались Дома матери и Дома ребенка, в которых производилось воспитание немецких детей и «германизация» детей, насильно вывезенных из оккупированных территорий.

Победа союзников в 1945 году поставила крест не только на преступлениях национал-социалистов, но и на самой евгенике (всей, не только негативной): само слово «евгеника» стало табуированным, а об идеи ее практического применения не шло и речи.

Перспективы развития евгеники как метода.

Евгеника, безусловно, послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части – медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь. Однако для этого еще не наступило время. Академическая стадия развития евгеники, о которой говорили ее основоположники, еще не завершена.

Факторами, лимитирующими развитие методов изменения генотипа человека, являются:

1. Недостаточное развитие генетики человека. Статистическое прогнозирование развития генетических заболеваний и признаков. Детальное изучение генетики человека, биохимии и физиологии позволило бы точно уяснить влияние генотипа на формирование фенотипа (совокупности признаков).

2. Отсутствие методов массового генетического скрининга. Скрининг - стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции. Еще не существует методов быстрого и недорогостоящего секвенирования человеческого генома (совокупности всех генов организма). Генетический скрининг позволил бы расширить понятия о генофонде (совокупности всех генов популяции) человечества и взаимовлиянии генов.

3. Табу на изменение генома человека. В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков в целом - управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка - создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом . Однако болезнь легче предупредить, чем лечить. В аспекте предотвращения генетических заболеваний инициативу евгеники перехватывает фетальная генетическая терапия - совокупность генноинженерных (биотехнологических) и медицинских методов, направленных на внесение изменений в генетический аппарат клеток человека в целях лечения заболеваний .

О возможностях евгеники говорят результаты последних опытов по улучшению генома мышей:

· существенное улучшение некоторых видов памяти

· улучшение цветового зрения

· существенное продление периода активной молодости

· усиление регенерации тканей

· увеличение физической силы и выносливости

· снижение риска раковых заболеваний

· снижение риска ожирения

Таким образом, возможности современной генетики и современное законодательство ставят под вопрос использование евгеники в настоящий момент. Недостаточность знаний о геноме человека и невозможность аналитического прогнозирования генных, хромосомных, геномных и мультифакториальных заболеваний не позволяет прогнозировать влияние изменения генома определенного индивидуума на дальнейшее развитие человеческой популяции. Возможно, дальнейшее развитие генетики и генной терапии позволит изменять геном человека и прогнозировать влияние этих изменений на генофонд человечества. Развитие «позитивной» евгеники позволило бы избежать проблемы применения абортов с целью предотвращения рождения детей с генетическими заболеваниями.

Список литературы:

  1. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М.: Высш. шк., 1988 г. - 424 с.
  2. Гершензон С.М., Бужиевская Т.И. Евгеника: 100 лет спустя. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/MEN/HERSH.HTM (дата обращения 3.05.2014).
  3. Дубинин Н.П. «Общая генетика» М., 1976. - 592 с.
  4. Закон РФ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» Статья 2. Основные понятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/10135402/ . (дата обращения 3.05.2014).
  5. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. М., 1964. - 490 с.
  6. Galton F. Inquiries Into the Human Faculty. L., 1883. - p. 305

Термин «евгеника » впервые предложил английский натуралист Ф. Гальтон в 1883 г., понимая под ним учение о «хорошем роде», или «хорошем рождении».

Ф. Гальтон видел пути улучшения людей в поощрении и ограничении определенных браков.

В среде прогрессивной общественности в 20-30-х годах текущего столетия сложилось резко отрицательное отношение к данному разделу науки. Это было вызвано тем, что фашизм в целях оправдания войн и ограбления народов положил в основу своей идеологии расовую «теорию», а средством ее осуществления так называемую «расовую гигиену». Расовая теория исходила и исходит из совершенно ложного представления о генетической обусловленности духовного и интеллектуального превосходства одних рас и народов над другими. Более того, этой теорией допускается, что причиной материального и социального неравенства среди одного народа является генетическая неполноценность неимущих классов.

Как известно, расовая теория являлась мировоззрением всякого эксплуататорского класса во все эпохи развития общества. С ее помощью пытались объяснить неравенство людей даже внутри одной нации причинами, якобы не зависящими от самих людей, - биологическим неравенством. На самом деле человечество на всем земном шаре представляет собой один вид Homo sapiens, имеющий равновероятные наследственные потенции в отношении видовых признаков. Это объясняется следующими причинами:

  1. человек имеет монофилетическое происхождение;
  2. с момента начала цивилизации и развития общественного производства прошло еще слишком мало времени (в эволюционном смысле) для того, чтобы успели произойти крупные генетические расхождения в определении интеллектуальных свойств людей в процессе их расселения;
  3. с развитием цивилизации все более увеличивается панмиксия и сокращается число изолятов; в частности, европейские народы представляют собой наиболее панмиктическую популяцию, и поэтому в ней особенно маловероятны замкнутые популяции - расы, изоляты;
  4. по мере развития классового общества внутри каждой нации и государства сменялись не только господствующие классы, но и их конкретные носители наследственности - люди.

Наблюдающиеся различия цвета кожи, формы волос, строения тела и черепа (долихоцефалы, брахицефалы), строения молекулы гемоглобина, групп крови и т. д. - есть конкретное отражение генетического дрифта по отдельным генам, но не по генотипу в. целом. В этом убеждает полная плодовитость метисов любых человеческих рас, полное сходство кариотипа, сходство по группам крови, тождество строения головного мозга и других признаков.

Таким образом, для расовой теории не существовало и не существует никакой научной основы. Фашизм проповедует не евгенику как науку, а расовую гигиену, целью которой является уничтожение социально неугодных людей.

Культура и уровень развития человека прямо обусловлены уровнем развития производительных сил и способа производства. В силу этих причин у разных народов возникла разница в накоплении индивидуального опыта, обобщенного в культуре того или иного народа. Если сравнить среднеобразованного человека нашего времени с таковым XIX, XVIII и тем более XVII столетий, то нельзя не признать, что первый имеет несравнимо большую информацию о природе, чем вторые. Однако доказано, что в течение 8-12 поколений, сменившихся с тех пор, никаких существенный генетических сдвигов в отношении структуры и функции головного мозга в человеческой популяции не произошло. При этом роль естественного отбора непрерывно снижалась, а панмиксия увеличивалась.

Развитие цивилизации, накопление и передача знаний из поколения в поколение совершаются с помощью механизма сигнальной наследственности. Накопление индивидуального опыта путем познания природы и воздействия на нее осуществляется через две системы функционального кодирования приобретенного индивидуального опыта: устного и печатного слова. Именно данный механизм передачи индивидуального приспособления, в основе которого лежит механизм условно-рефлекторной деятельности, приобрел особое значение в накоплении и передаче культуры, в поведении и психике человека. В процессе накопления индивидуального опыта человека, в отличие от животных, ведущую роль играло общественное производство, т. е. деятельность самих людей.

В учении об евгенике были допущены принципиальные ошибки, и сам термин был дискредитирован. Однако мы считаем необходимым этот раздел науки восстановить в правах, очистив его от лженаучной шелухи.

Человек произошел в процессе эволюции. Этот процесс шел, идет и будет идти в будущем. Однако механизм эволюции разумного человека резко отличен от механизмов эволюции животных и растений. По мере того как человек стал овладевать природой и расширять свои возможности воздействия на нее, т. е. стал сам создавать условия своей жизни, роль естественного отбора в эволюции человека стала сокращаться. Однако это не означает, что действие естественного отбора когда-либо абсолютно прекратится. Все те природные факторы, регуляцией которых человек не овладел, например некоторые инфекционные болезни, биотические и абиотические факторы среды, будут воздействовать на эволюцию человека.

Чем же характеризуется эволюция человека? Во-первых, из-за сокращения действия естественного отбора векторность эволюции человека будет сниматься, а темп ее замедляться; во-вторых, по мере развития цивилизации и снятия национальных и прочих барьеров в бесклассовом обществе произойдет гибридизация народов, т. е. осуществится всеобщая глобальная панмиксия, и в связи с этим роль случайного момента в эволюции уменьшится.

В целях управления эволюцией человечества требуется научно обоснованная регуляция ее. Для этого необходима специальная наука - евгеника, предметом которой явилось бы изучение путей и методов особенностей эволюции человека, что осуществимо в полной мере только в условиях социального и экономического равенства людей. В классовом обществе проведение евгенических мероприятий ограничено, так как невозможна полная реализация положительных для общества наследственных потенций людей.

Евгеника должна быть синтетической наукой, основывающейся на достижениях изучения биологии человека: генетики, физиологии, анатомии, психологии, эмбриологии, биохимии и на успехах математики. При этом экстраполяция биологических закономерностей на эволюцию человека должна быть согласована с законами развития общества.

Евгеника должна создать комплексные методы исследования на основе методов разных дисциплин. К ним могут быть отнесены методы популяционной генетики, санитарной и демографической статистики, медицинской генетики и других наук. Методы евгеники будут совершенствоваться по мере расширения и углубления тестирования генетической потенции человека.

Некоторые биологи склонны отказаться от термина «евгеника», заменив его антропогенетикой или медицинской генетикой. С этим согласиться трудно. Медицинская генетика, изучающая наследственные болезни, их этиологию и лечение, является лишь частным разделом антропогенетики, которая изучает генетические закономерности наследования свойств человека как в норме, так и в патологии, не касаясь эволюции человека. Евгеника же должна заниматься изучением эволюции человека и путей избавления от неблагоприятных наследственных факторов, отягощающих человечество. Успехи евгеники будут зависеть от уровня цивилизации и организации общества.

Отбросив всякие социальные извращения научных основ, евгеника должна существовать и развиваться как наука, основанная на точных биологических и генетических знаниях. Ее развитие может быть особенно успешным в условиях социалистического общества, так как только при материальном равенстве людей может быть обеспечена полная забота о духовном и физическом здоровье человека. Однако было бы глубоким заблуждением полагать, что каждый человек в равной мере способен к любого рода деятельности. Для каждого человека характерен свой генотип и, естественно, не каждый генотип в равной мере определяет способности к музыке, математике или спорту. Интеллектуальные способности определяются работой головного мозга. Они определяются наследственно, так же как и любые другие свойства организма. Для выявления всех генотипических возможностей человека требуется адекватное генотипу воспитание и тренировка. В силу неадекватности условий воспитания в обществе пропадают огромные интеллектуальные резервы, которые обязательно должны быть использованы.

Поскольку невозможны эксперименты по размножению человека, возникает необходимость поисков других путей контроля над эволюцией человеческого рода. Условиями для этого являются:

  • социальное и экономическое равенство людей, дающее возможность для всех генотипов реализовать свои наследственные возможности;
  • ограждение человека от действия мутагенов, вызывающих наследственные и врожденные болезни;
  • разработка методов предупреждения реализации наследственных и врожденных болезней и их лечения;
  • установление оптимальных условий обучения, передачи знаний и навыков от поколения к поколению и совершенствование памяти;
  • составление родословных семей, отягощенных наследственной болезнью; их регистрация и диспансеризация через медико-генетические учреждения;
  • медико-генетические консультации бракосочетающимся;
  • повышение культурного уровня всего общества.

Таким образом, задачей евгеники является отыскание путей ограждения человека от отягощения наследственными болезнями, поиск методов оптимальной реализации генотипа в выборе профессий, повышение биологического образования самого человека и решение других проблем, связанных с оздоровлением человеческого общества. При этом рост культуры самого человека как члена общества явится важным фактором его биологического прогресса.

В человеческом обществе невозможен насильственный подбор, но, благодаря разумной деятельности, сам человек придет к сознанию необходимости учета наследственных факторов. Чем глубже будут его знания в области анатомии, физиологии и наследственности, тем многообразнее и гармоничнее будут его требования в свободном выборе партнера.

Человек должен властвовать не только над природой, но и над собой, ибо ответственность каждого человека перед обществом должна возрастать.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры