Что такое метроном и для чего он нужен. Метроном: нужен ли он нам для занятий музыкой? Как устроен механический метроном

Главная / Измена мужа

Метроном - это музыкальное приспособление, позволяющее музыкантам играть с более постоянным ритмом. Метроном издает ритмический, ровный звук, который дает возможность музыканту (или музыкантам) играть, соблюдая правильную долю. Использование метронома в своих повседневных занятиях поможет вам выучить произведение и улучшить игровую технику. Умение играть с метрономом важно для любого музыканта.

Шаги

Часть 1

Выбор метронома

    Изучите различные типы метрономов. В продаже можно встретить самые разные метрономы: карманные цифровые, заводные механические, в виде приложения для телефона или даже драм-машины, если вы готовы пойти на такие траты. В зависимости от ваших нужд, одни виды метрономов вам будут подходить больше других.

    • Как правило, механические метрономы хорошо справляются со всеми своими основными задачами для всех инструментов, которые можно встретить в оркестре. Цифровые метрономы позволяют пользоваться большим количеством современных функций.
  1. Определите, какие дополнительные функции вам необходимы. Учитывайте инструмент, на котором вы играете. В продаже присутствует широкий ассортимент самых разнообразных метрономов. В зависимости от того, на каком инструменте вы играете, а также ваших личных предпочтений, можно определить подходящий конкретно для вас тип метрономов. Например, если вы ударник, то вам может понадобиться разъем для наушника (линейного выхода) или возможность управления громкостью.

    • Если вы играете на струнном инструменте, который необходимо настраивать, то лучше приобрести метроном со встроенным тюнером.
    • Если вы планируете брать метроном с собой, то лучше выбрать маленький цифровой метроном вместо большого механического.
    • Если вам нужно визуальное отображение метра, чтобы лучше его придерживаться, используйте механический метроном. Наблюдение за качающимся маятником во время игры позволит вам более четко придерживаться метра во время игры. Впрочем, у многих электронных моделей для этой цели существует мигающий светодиод.
    • Убедитесь, что в приобретаемом вами метрономе существует возможность установки ритмического размера и скорости ударов в минуту (BPM).
  2. Испробуйте метроном перед покупкой. Во время занятий вам придется слышать звук метронома продолжительное время, и очень часто его периодичность будет составлять свыше 100 ударов в минуту (в зависимости от скорости произведения). Потому будет хорошей идеей предварительно протестировать метроном на подходящий вашему слуху звук. Некоторые цифровые метрономы издают высокий писклявый звук, в то время как другие тикают, как громкие часы.

    • Попробуйте поиграть с этим метрономом, чтобы убедиться в том, что его звук помогает вам, а не отвлекает и тем более не нервирует.
    • В App Store и Google Play можно найти несколько бесплатных приложений-метрономов для смартфонов.

    Часть 2

    Настройка метронома
    1. Установите темп. Большинство метрономов используют для этого такой параметр, как количество ударов в минуту (BPM), позволяющий задать необходимую скорость. Некоторые приложения-метрономы для телефонов позволяют задать нужный темп, просто постучав в этом темпе по экрану.

      Установите тактовый размер. Это возможно для многих цифровых метрономов, в то время как в большинстве их механических собратьев подобная функция отсутствует. Размер такта состоит из двух чисел, записанных в виде дроби. Верхнее число отображает количество долей в такте. Нижнее число указывает на длительность каждой из этих долей.

      • Например, размер 4/4 подразумевает, что в одном такте будет четыре четвертные доли, а в 2/4 - две четвертные.
      • В некоторых произведениях используется больше одного тактового размера. Во время исполнения таких произведений с метрономом вам придется играть его по частям, каждый раз изменяя в метрономе размер такта, когда того требует пьеса.
    2. Установите уровень громкости. Настройка уровня громкости является важным пунктом настройки любого цифрового метронома. Вы должны найти тот уровень громкости, который не будет перебивать музыку, но и не будет исчезать за ней. В большинстве качающихся механических метрономов нет возможности регулировки громкости, но визуальное наблюдение за ходом маятника позволяет музыкантам играть правильно, даже если за музыкой они не слышат его звука. Некоторые электронные метрономы оснащены также светодиодными индикаторами, которые загораются и тухнут согласно долям такта.

    Часть 3

    Занятия с метрономом

      Выучите нотный текст, прежде чем играть с метрономом. Сначала необходимо заучить пьесу без четкой привязки к точному метру. Только после того как вы хорошо освоили нотный текст, и ваши руки его запомнили, можно начинать заниматься в определенном метре.

      Начинайте с низкой скорости. Как говорят, тише едешь - дальше будешь.

Незаслуженно забытое, но очень интересное и полезное устройство для поддержания определенного (заданного) ритма. Если на заре своего появления использовался исключительно музыкантами, то в современных условиях будет в определенной мере полезен и для людей, занимающихся различными физическими, ритмическими упражнениями и даже медитацией.

Метроном упакован в коробку, затем в мягкую обертку.



Внутри была инструкция по эксплуатации на английском и китайском языках.



Статья из Википедии

Метроно́м (греч. μέτρον - мера, νόμος - закон) - прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. В основном используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции.

Обычно метроном состоит из деревянного корпуса пирамидальной формы, одна из граней которого срезана; на этом срезе находится маятник с грузиком. Позиция грузика влияет на частоту ударов метронома: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще. За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов.
Кроме механических, существуют и электронные метрономы. Для удобства они часто совмещаются в одном корпусе с тюнерами.

Также метроном может использоваться во время физических упражнений, лабораторных исследований, в качестве музыкального инструмента («Симфоническая поэма для 100 метрономов» Дьёрдя Лигети, Сюита из музыки к фильму «Мёртвые души» Альфреда Шнитке).
В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп - отбой.

Корпус данного конкретного экземпляра изготовлен не из традиционного дерева, а из гладкого пластика нежно-розового цвета, приятного на ощупь.

Шкала с обозначениями темпов, после выставления требуемого, закрывается прозрачной крышкой.

Ниже градации шкалы указано название компании-производителя DEDO.

Так как метроном предназначался для подарка маме (преподавателя музыки в музыкальной школе), то важен был функционал, а не цвет корпуса. Кстати, этот цвет ее вполне даже устроил.

Замеры:





Дно выглядит так:

В отличие от электронного метронома-тюнера, подаренного маме пару лет назад, этот понравился больше и вот почему:

1. Наглядность. Раскачивание маятника из стороны в сторону, которое можно видеть даже боковым зрением, идеально подходит для начинающих музыкантов. Кроме того, это воспитывает у начинающих музыкантов навыки как собственно игры на музыкальном инструменте, так и одновременного слежения за руками дирижера.

2. Звучание. Щелчки метронома абсолютно не напрягают и не мешают. Более того, в данной модели предусмотрен механический звоночек (отключаемый) для акцентирования сильных долей разучиваемого произведения.

3. Простота. Несмотря на свои габариты, метроном можно (в случае такой необходимости) спокойно носить с собой на уроки музыки и репетиции. Пружинный механизм заводится так же, как и в старых добрых будильниках. Про батарейки, аккумуляторы, всякие там мелкие кнопочки и подслеповатые монохромные экранчики можно не вспоминать.

4. Эстетическое удовольствие. Создает неповторимый колорит и творческую атмосферу. Один только вид работающего метронома заставляет музыканта (от начинающего до профессионального) максимально собраться с мыслями и настроиться на безошибочное исполнение всего произведения или его части.

Устроен метроном достаточно просто. Основные детали это: стальная пружина, передача, анкерный спуск. В отличие от механических часов, маятник здесь не круглый, а длинный с перемещаемым грузом, где ось анкерного спуска соприкасается с корпусом и по нему щелкает. Теоретически зная это, разбирать его на запчасти не стал, подарок все-таки.

Перед использованием механического метронома его нужно завести. Несъемный заводной ключ находится на правой стороне корпуса. Заводить нужно по часовой стрелке пока Вы не почувствуете легкое сопротивление. Не следует оставлять метроном на длительное время полностью заведенным, т.к. это может ослабить пружину и Ваш метроном быстро выйдет из строя.

При использовании метроном должен стоять на ровной поверхности. Это обязательное условие. Для установки необходимого темпа Вам нужно перемещать вверх или вниз ползунок на маятнике метронома таким образом, чтобы его верхний край был точно напротив требуемой отметки. После этого легким нажатием снимите верхнюю часть маятника из застопоренного положения и приведите маятник в движение.

Короткое демонстрационное видео:

В данной модели есть функция сильной доли. Специально для этого барабан насажен на ось спуска, который состоит из нескольких колес со штифтами, а вдоль него двигается колокольчик с рычажком. Звоночком выдается нужная доля в зависимости от того, напротив какого колеса барабана он будет установлен. Возможные установки: 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8. Для установки отбивания долей нужно выдвинуть вправо ползунок, который находится над заводным ключом и установить его на нужную отметку, которая без труда фиксируется.

Наверное, это нужно не всем, но под стук метронома можно выполнять определенные физические и ритмические упражнения. Например, приседания, подтягивания на турнике или отжимания от пола. В зависимости от сложности упражнений и физической подготовки можно придумать еще массу различных вариантов. Возможно, он найдет применение и в современном фитнесс (йога) зале.

Отличный классический метроном как для начинающих, так и для продвинутых пользователей. Цена тоже вполне устроила, в нашем городе цена на подобный в районе 50$.

Планирую купить +5 Добавить в избранное Обзор понравился +13 +25

Как играть под метроном? Упражнения!

Музыка – это движение звуков во времени. Понимание времени в музыке – один из главных факторов для начинающего гитариста. Ведь во многом степень точности в ощущении времени определяет уровень и класс мастерства, как музыканта так и слушателя. Отсюда следует, что для развития понимания времени в музыке необходимо заниматься.

Шаг 1 – это понимание теории музыки с точки зрения самого времени. Такт, размер такта, темп, длительности нот и т.д. Проще сказать, нужно уяснить для себя организацию нот во времени. ()

Шаг2 – научится слышать и четко исполнять, все то, о чем говориться в на шаге №1. Другими словами, нужно перейти с теории на практику.

Шаг3 – довести все практические навыки до автоматизма, а значит уверенно и свободно.

Для того, чтобы пройти первые два шага, вам понадобиться метроном . ()

Занятия под метроном должны быть четкими и ясными для музыканта. Если вы будете попросту тупо играть под метроном, то это не принесет нужных результатов. Поэтому и нужно в обязательном порядке пройти шаг-1, а именно до полного понимания уяснить всю теорию. Это в будущем сэкономит ваше время, т.к построит верную теоретическую структуру в голове.

Как правильно играть (заниматься) под метроном?

С ритмической точки зрения игра под быстрый темп метронома имеет ту же сложность, что и игра под медленный темп. Поэтому для начала лучше всего будет поставить определенный темп, а именно – 40 BPM (кол-во долей в минуту). Для лучшего усваивания ритма играйте для начала только правой рукой.

УПРАЖНЕНИЯ:

Включив метроном, сначала играем по открытой первой струне вместе с каждым ударом, стараясь попадать совершенно точно:

А теперь 4 звука:

Это довольно сложный момент – совместить 3 удара с 2-мя, но он дает некую ритмическую свободу, так невольно начинаешь ощущать себя пританцовывающим.

А сейчас сыграем все вместе – разные ритмические варианты:

Эту третью долю уловить сложно, но важно. Это очень часто используется в более быстром темпе в роке (пример):

После уверенной и ровной игры, совместив все выше упомянутое, можно интересно разнообразить ритм подключив левую руку.

Метроном– очень неблагодарная тема. Мне бы искренне хотелось пропеть ему хвалебную оду! Хотя я прекрасно знаю, что этот прибор осмеян и оплёван многими поколениями музыкантов. Его называют «презренным», «тупым» и не ругают его только совсем ленивые. Но для начала немного истории. Считается, что метроном был изобретён в 1636 году и изобрёл его французский богослов, философ, физик, математик и теоретик музыки в одном лице - Маренн Мерсенн.

Считается также, что сделано это было для глухого Бетховена, чтобы облегчить ему попадание в такт во время игры с оркестром (сравните: годы жизни Бетховена: 1770-1827! Не стоит всерьёз воспринимать легенды).

На самом же деле мы можем только с уверенностью утверждать, что Мерсенн нашёл принцип (принцип маятника), благодаря которому в следующем столетии появились первые приборы, которые можно с полным основанием обозначить понятием Метроном (Лулье, Аффилар).

Лично я думаю, что ругают метроном в основном те, кто боится, что окружающие смогут упрекнуть их в отсутствии музыкальности, которая не должна позволять мириться с механическим выстукиванием каждой доли.

Это очень напоминает то, как ругают Карла Черни за то, что он писал сухие, лишённые художественной ценности инструктивные этюды (но при этом играют их непременно и именно благодаря им во многом «делают» себе технику).

Или как ругают Ференца Листа за якобы малосодержательную, поверхностную музыку. Называют «третьесортным композитором», но при этом не гнушаются использовать созданный им пианизм. Плевать в колодец – это как раз по-нашему!

Я безмерно благодарна гению Карла Черни, который наделил его безумной фантазией, позволившей создать астрономическое количество технических формул. Без тщательной проработки его этюдов не вырос после него ни один пианист на свете. Снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Я безмерно благодарна гению Ференца Листа, благодаря которому мы имеем современный пианизм во всей его красе. За это и за его прекрасную музыку – снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Пожалуй, я не буду снимать шляпу и кланяться перед метрономом. 🙂 Но всё же я очень ему благодарна. Я не расставалась с ним все годы учёбы и пользуюсь им до сих пор. Даже не представляю, как можно без него обходиться.

Да, безусловно, метроном – это схема, а музыка – живое существо, которое дышит и вибрирует в своих ритмах, изысканных и переменчивых. Музыка в тисках метронома – как птица в клетке. Всё это так. Но попробуйте без него воспитать пианиста! Это, как деньги: сами по себе нейтральные, они делаются злом или благом в зависимости от способа их использования.

В каких же случаях метроном необходим?

1. С его помощью можно легко, быстро и абсолютно не напрягаясь определить темп исполняемой музыки. Можно, конечно и без него: представить себе скорость секундной стрелки – (это 60), или темп марша (120), а затем, отталкиваясь от этих цифр, более-менее точно выйти на указанные в нотах цифры. Но зачем так сложно? Ведь с метрономом всё намного проще: нашёл нужную цифру – включил - услышал! Кстати, сразу же после этого можно и выключить.

2. Метроном – единственный «третейский судья», который позволяет «уличить» ученика, играющего неровно в том, что он играет неровно. Все остальные аргументы относятся к сфере субъективных ощущений, поэтому не убедительны. Если чувство ритма подводит, то просто нет другого способа заставить человека услышать где, в какую сторону и в какой степени он отклоняется от метро-ритма.

Личные ощущения при этом бывают настолько обманчивы, они настолько искажают реальность, что даже при включении метронома такие люди иногда сомневаются: а исправен ли этот прибор? Действительно ли он ровно считает?

Когда мы говорим о таком многоплановом явлении, как чувство ритма, то, безусловно, умение играть ровно – далеко не единственное и, возможно, не главное его проявление.

Однако, это всё же первая ступень, без которой других ступеней не будет. С этого мы начинаем (чтобы грамотно отклоняться, надо очень хорошо себе представлять от чего мы отклоняемся!). И лучше метронома для этой цели ещё никто ничего не придумал.

3. Метроном прекрасно справляется с задачей помочь нам выровнять сонатную форму венских классиков. Хочу привести одну цитату, которую не помню дословно, но за смысл отвечаю. «Когда у Моцарта спросили, какую игру он предпочитает: «с чувством», или «в такт», он ответил, что предпочитает, чтобы чувства воспроизводились своевременно».

Сколько бы мы ни морщились брезгливо при слове «метроном», но поиграть под него Гайдна, Моцарта или Бетховена ещё никому не вредило.

Я уже не говорю об инструктивных этюдах, которые только с помощью метронома и возможно «вылизать» до полного блеска, добиться синхронного совпадения правой и левой руки, расставить метрические акценты, выровнять мелкие длительности.

4. Ну и, наконец, самое главное. Именно метроном всегда помогал мне переходить от средних темпов к быстрым и от быстрых к предельно быстрым, обходясь без зажимов и забалтываний. Причём, делать это в короткие сроки и сохранять при этом стабильность, то есть играть без сбоев и накладок.

Для этого существует специальная методика. Её описание заняло бы много времени, да и тема статьи другая. Скажу лишь, что именно этот способ использования метронома заставляет меня отдавать предпочтение старинной форме прибора, с гирькой. А может, и ностальгические детские воспоминания играют свою роль.

Итак, по всем этим причинам, если ваш ребёнок учится музыке и у вас в доме ещё не поселился метроном, то не теряйте времени, а непременно купите его. Это не слишком большие затраты, к тому же они непременно окупятся результатом. Успехов вам в овладении нашим замечательным инструментом!


Давайте для начала выясним, что такое метроном (прошу не путать с манометром), и какие виды данного прибора бывают.

Метроном - это механическое или электронное устройство, которое отмеряет, проигрывает, отстукивает (нужное подчеркнуть) определенный ритм или ритмический рисунок (в зависимости от крутости самого устройства) с заранее заданной скоростью: от самого медленного (для начинающих и учащихся) до самого быстрого (для продвинутых монстров с натренированными руками). Последнее хочу подчеркнуть! Вопреки распространенному мнению, большие монстры-профессионалы тоже занимаются, используя метроном.

Метрономы делятся на два семейства: механические и электронные, которые, в свою очередь, делятся на кучу видов. И каждый музыкант выбирает себе тот метроном, который ему максимально подходит. Рассмотрим каждое семейство поподробнее.

Механические метрономы

Это самый старый вид, встречающийся в природе. Люди старой закалки, которые в молодости по тем или иным причинам посещали музыкальные школы, помнят деревянные пирамидки, размером с коробку карандашей, стоящие на роялях или в стеклянных шкафах со всякой музыкальной утварью, в кабинетах у строгих и накрахмаленных преподавателей. Это и есть знаменитые «прадедушки» всех современных метрономов.

С тех самых времен вид сильно эволюционировал. Теперь метрономы делают не только из дерева, но и из композитных материалов. Если раньше механический метроном был стационарен (из серии «из дома ни на шаг»), то теперь производятся маленькие, «карманные» метрономы. Их удобно носить, например, в кейсике со скрипочкой и т.д. Некоторые модели обзавелись колокольчиком-звоночком для акцента на сильную долю, причем «акцент» устанавливается в зависимости от размера произведения, которое разучивают под метроном. Конечно, электронные метрономы по функциональности превосходят механических собратьев, зато у вторых есть несколько неоспоримых качеств, на которые я хотел бы обратить Ваше внимание.

Для начала, это превосходная наглядность: у механического метронома есть маятник, болтание в разные стороны которого не заметит разве что слепо-глухо-немой капитан дальнего плавания. Даже если музыкант целиком поглощен игрой, боковым зрением он все равно будет отслеживать маятник.

А что может сравниться с натуральным щелчком настоящего механизма. Этот звук можно слушать как серенаду, он абсолютно не напрягает и прекрасно вписывается в звучание любого инструмента, не вываливаясь из общей картины, как не доживший до стипендии студент из автобуса.

Ну и, конечно, исполнение - механические метрономы, в особенности те, что имеют традиционную форму в виде пирамидки, выглядят удивительно утонченно. Они придадут колорит любому помещению и создадут творческую атмосферу, являясь одним из символов музыкальной культуры.

Эти метрономы могут быть использованы любыми музыкантами, но особенно я рекомендовал бы их начинающим из-за своей простоты в обращении и наглядности, а также они (метрономы, конечно, а не начинающие музыканты) не нуждаются в батарейках. Там используется механизм сродни часовому, т.е. прибор нужно просто завести как обычный старорежимный будильник.

Электронные метрономы

Это довольно новый вид, но уже успевший покорить сердца большого количества музыкантов по всему миру. Особенно этому виду отдают предпочтение деятели искусств, которые играют на электроинструментах. Как правило, электронные метрономы имеют небольшой размер и могут запросто уместиться на ладони. Это сделано для того, чтобы метроном мог быть спрятан в любой чехол, кофр, саквояж, в общем, кто еще не понял, в любую тару, в которой хранят и перевозят музыкальный инструмент. Электронные метрономы обладают массой полезных функций, таких как камертон, акцент, смещение этого акцента до невероятных ритмов, которые используют талантливые на всю голову джазисты или племена пигмев свиноедов из непролазных джунглей для игры на своих любимых барабанах, обтянутых кожей съеденных врагов из соседнего племени. В общем, способны удовлетворить практически любого по «капризности» пользователя.

Есть даже гибридные модели, совмещенные с тюнером (это такой прибор для настройки музыкальных инструментов в более-менее человеческий строй, чтобы слушатели не разбегались как тараканы по кухне от тапки хозяина квартиры), но о нем (о тюнере, разумеется, а не о тапке хозяина квартиры), речь пойдет в другой статье. Электронные тюнеры могут «стучать» (красивое слово), «пищать», «щелкать» или имитировать щелчок - кто на что горазд. Некоторые модели даже имеют набор таких «позывных», чтобы максимально ублажать слух своего хозяина, пока тот бьется над очередной гаммой или разучиванием «этого этюда», в общем, весь спектр удовольствий в этом направлении.

У нас этот вид метрономов представлен фирмой Stagg (в частности, моделью TUM-50), фирмой Yamaha (модели: ME-100, ME-150BK, QT-1, QT1B) и многими другими фирмами и моделями.

Отдельно хотел бы уделить внимание такому прибору как Электронный Метроном Для Барабанщика. Это самый серьезный и навороченный прибор из этого семейства. Из названия понятно, что он предназначен в основном для ударников барабанного труда - помимо всевозможных акцентов и смещений, он имеет несколько функций, которых нет ни в одном из вышеперечисленных метрономов.

Не секрет, что у барабанщиков мозг поделен на 4 части, каждая из которых отвечает за вверенную ему руку или ногу, чтобы они, эти самые руки или ноги, могли не мешая друг другу, слаженно играть на барабанной установке. Так вот, этот самый метроном для ударника может выдавать ритм персонально для каждой конечности барабанщика, для этого у метронома есть несколько маленьких фейдеров (ползунков), чтобы подмешивать тот или иной ритм для той или иной руки или ноги! Вот, выговорил! А еще у этого прибора есть память для запоминания ритмов для каждой, отдельно взятой композиции. Очень удобно использовать на концертах - поставил нужную вещь и сиди себе настукивай, и «вперед не убежишь» от нахлынувших эмоций. Например, такой прибор делает фирма Yamaha, модель CL-ST ClickStation.



© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры