Что такое романтизм? В. А

Главная / Измена мужа

Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца.

В. Белинский

I. Понятие “романтизм”. Исторические предпосылки. Основная задача романтизма.

Последнее десятилетие XVIII – начало XIX века – время больших социальных и исторических потрясений, а вместе с этим – перемен во всех сферах жизни. Три главных события этого периода – Великая французская революция 1789 года, наполеоновские войны, подъем национально-освободительного движения в Европе.

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей “Свободы, равенства, братства”.

Но время шло, и все более становилось заметно, что новый общественный порядок далёк от того идеала справедливого мира, который предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом чего явились новые контрасты, противоречия, духовное опустошение личности.

В философии и искусстве начала XIX века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить её вызвали появление новой мировоззренческой системы – РОМАНТИЗМА.

Впервые этот термин был использован немецкими писателями и поэтами в 1798 году.

Сформировавшись в рамках литературного течения на рубеже XVIII – XIX вв. в Германии, романтизм получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик развития приходится на первую четверть XIX века.

Само слово “романтизм” (франц. romantisme) происходит от испанского romance. Так в средние века называли рыцарский роман. В XVIII в. оно означало “странное”, “фантастическое”, “живописное”. Это значение как нельзя лучше обозначило суть эпохи. Разница между идеалами и реальностью была очевидна для всех. В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же замыкались в себе, уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.Главной задачей романтизма стало изображение внутреннего мира человека, его душевной жизни.

Разочаровавшись в настоящей, реальной жизни, романтики искали духовную опору в прошлом, тем самым, открыв принцип историзма в искусстве. В результате появляется интерес к национальной культуре, народной жизни, увлечение народными сказаниями и песнями.

II. Романтический герой

Особенности мировоззрения романтиков нашли выражение в образах романтических героев.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.

Романтики стремятся противопоставить яркую свободную личность мрачной действительности, и в этом противопоставлении проявляется образ “лишнего человека”, тема одиночества.

Прогрессивные романтики создают образы сильных людей с необузданной энергией, с бурными страстями, бунтующих против обветшалых законов несправедливого общества. “Мировое зло” вызывает протест, требует отмщения, борьбы. Но судьба таких бунтарей-одиночек также глубоко трагична: в этом мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу.

Романтический герой не обязательно положителен, главное, что он отражает тоску по идеалу.

III. Темы романтизма

Романтиков интересовали все страсти – и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех её проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Тема любви занимает господствующее место и сквозной нитью проходит через творчество всех романтиков.

Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Подобно образам любви, душевное состояние олицетворяет природа. Этот образ может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться. Поэтому в произведениях романтиков природа – это часто стихия (море, горы, небо), с которой героя связывают сложные взаимоотношения.

С образами природы часто соперничает тема фантастики, что, вероятно, порождено стремлением вырваться из плена реальной жизни. Типичными для романтиков стали поиски чудесного, сверкающего богатством красок мира, противостоящего серым будням.

IV. Жанры

Новые темы и образы потребовали и новых жанров. В это время в литературе появляются фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма, баллада. Крупнейшим художественным открытием эпохи явился исторический роман. Основоположником его стал В.Скотт (1771-1832). Романтические поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличает интерес к родной старине, к устной народной поэзии.

Ведущими жанрами эпохи становятся новелла и литературная романтическая сказка (Л. Тик, А. Арним, К. Брентано и, прежде всего, Э. Т. А. Гофман).Почему же именно в это время возрастает интерес к сказке? В первые два десятилетия XIX века почти во всех странах совершается новое открытие своей национальной истории, народных обычаев, песен, сказок, обрядов. Именно в эпоху романтизма были опубликованы первые сборники народных песен и сказок. Особенно значительна была в этом роль немецких лингвистов и сказочников братьев Гримм – Якоба, 1785-1863 и Вильгельма, 1786-1859 ("Белоснежка и семь гномов", "Бременские музыканты", "Волк и семеро козлят", "Горшочек каши", "Соломинка, уголёк и боб", "Храбрый портняжка"). Сказка стала восприниматься как проявление народного гения, и Романтик, сочинявший сказки, пытался возвыситься до этого гения. Возникновение и оформление во Франции литературной сказки как жанра связывается с именем Шарля Перро (1628-1703; "Красная шапочка", "Мальчик-с-пальчик", "Спящая красавица").Почти через сто лет значительно расширил само понятие этого жанра немецкий романтик Людвиг Тик (1773-1853). В его произведениях показываются связи человека и природы, реального и фантастического миров, внутренней жизни романтической личности.

Л. Тик. Сказка-новелла “Белокурый Экберт”

V. Романтизм в музыке

сложился в 20-е годы XIX века под влиянием литературы иразвился в тесной связи с ней.

Отвергая правила классицизма, романтики требовали смешения жанров, обосновывая его тем, что это соответствует истинной жизни природы, где смешаны красота и безобразие, трагическое и комическое. Они отстаивали свободное эмоциональное искусство. Отсюда расцвет жанра оперы как синтетического жанра.

Не менее популярным становится жанр песни (романса). Появляются целые циклы песен, объединенные одной темой. Величайшие шедевры в песенно-вокальном жанре создал австрийский композитор Франц Шуберт (1797-1828). Немецкая поэзия, переживавшая в то время расцвет, стала для него бесценным источником вдохновения. Для песен Шуберта характерна непосредственность воздействия на слушателя: благодаря гению композитора слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником.

Огромное значение приобретает программность. Страстным пропагандистом идеи программности в музыке был венгерский композитор Ференц Лист (1811–1886). Он воплотил в музыке образы произведений Данте, Петрарки, Гёте. Он передавал в музыке и содержание живописи Рафаэля (“Обручение”), скульптуры Микеланджело (“Мыслитель”). Лист – композитор-новатор. В связи с программностью он переосмыслил классические жанры и формы и создал свой новый жанр – симфоническая поэма.

Одно из самых известных произведений Ф. Листа – “Сонет Петрарки № 104” из цикла “Годы странствий”. У великого поэта эпохи Возрождения Франческо Петрарки (1304-1374) была своя “Прекрасная Дама”, которой он и посвятил музу. Красавицу Лауру он встретил в 23 года, но двадцатилетняя женщина была уже замужем. Всю жизнь поэт воспевал её неземную прелесть и добродетели, а после смерти возлюбленной оплакивал её кончину. Один из его сонетов позднее вдохновил композитора Ф.Листа на создание знаменитой фортепианной пьесы:

Мне мира нет, – и брани не подъемлю.
Восторг и страх в груди, пожар и лед.
Заоблачный стремлю в мечтах полет –
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях, – сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен кует:
Ни узник я, ни вольный. Жду – убьет;
Но медлит он, – и вновь надежде внемлю.
Я зряч – без глаз; без языка – кричу.
Зову конец – и вновь молю “Пощада!”
Кляну себя – и все же дни влачу.
Мой плач – мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих – хочу...
И вот за пыл сердечный мой награда!

Перевод Вяч. Иванова

Иллюстрация – Ф. Лист “Сонет Петрарки № 104”

Если музыка классицистов говорила слушателям о гармонии души и мира, то музыка романтиков повествует, прежде всего, о дисгармонии. Эта музыка мятежна, она ведет на борьбу. Ярким примером романтизма в музыке стало творчество легендарного итальянского скрипача-виртуоза Никколо Паганини (1782-1840). И сам он, и его скрипичные концерты остались в истории искусства как живое выражение социального и эстетического протеста. Неслучайно церковь даже предала Паганини проклятию и запретила, как некогда Вольтера, хоронить в освященной земле. Талант Паганини казался людям чем-то сродни проклятию.

Иллюстрация – Н. Паганини “Каприз № 24”

Характерное для романтизма обращение к внутреннему миру человека выразилось в тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики. Романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, эмоций, тончайших оттенков настроения. И здесь очень кстати оказались выразительные возможности фортепиано.

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо – период, переходный от барокко к классицизму.

В эпоху романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Это время расцвета жанров фортепианной миниатюры. Среди них и новые жанры – ноктюрн, экспромт, “музыкальный момент”, “песня без слов”. Произведения для фортепиано в четыре руки, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски, также стали очень популярными в этот период.

Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов.

Одним из величайших композиторов-романтиков и одновременно виртуозным пианистом был Фредерик Шопен (1810-1849). Он по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. “Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” (А.Рубинштейн).

В области фортепианной музыки также велико значение Роберта Шумана (1810-1856). В “Карнавале” - цикле программных фортепианных пьес - он проявил себя как великий мастер острой и точной музыкально-психологической характеристики (пьесы – “портреты” Шопена, Паганини, пианистки Клары Вик, самого Шумана в образах Флорестана и Эвзебия). Многие фортепианные пьесы Шумана навеяны литературными произведениями Гофмана и Жан-Поля Рихтера (“Крейслериана”, “Бабочки”).

Шуман создал много песен на слова Гейне, Шамиссо, Эйхендорфа, Бернса. Лучшим его вокальным произведением является цикл на слова Гейне “Любовь поэта”, передающий тончайшие оттенки чувства от светлой лирики до трагического пафоса.

Иллюстрация – Р. Шуман “Паганини” (из цикла “Карнавал”)

Среди других, не менее знаменитых композиторов-романтиков – Карл Мария Вебер (1786- 1826) – основоположник немецкой романтической оперы, активно боровшийся за национальное немецкое искусство. Одна из самых ярких его опер – “Вольный стрелок” (1820). Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная в Германии и Чехии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом. Заколдованные пули, полученные от “черного охотника”, приносят юноше победу в стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту. Либретто оперы, написанное Ф. Киндом, отличается от своего первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают светлые силы. С миром мрачной, зловещей фантастики связан продавший душу дьяволу охотник Каспар. Макс - жених Агаты - отмечен типично романтическими чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит обаяние душевной чистоты любящей Агаты. Действие разворачивается на фоне бытовых сцен, с которыми контрастируют фантастические эпизоды. Премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года, прошла с исключительным успехом - опера приветствовалась не только как выдающееся художественное явление, но и как произведение большого патриотического значения.

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) был не только талантливым композитором, но и одним из прогрессивных музыкально-общественных деятелей: он основал первую немецкую консерваторию и руководил концертной организацией в Лейпциге. Ярко проявил себя Мендельсон в области музыки для театра (“Сон в летнюю ночь”) и программного симфонизма (“Шотландская” и “Итальянская” симфонии, увертюра “Фингалова пещера”). Образы природы и фантастика народных сказок были особенно любимы Мендельсоном. Воплощая их, он обогатил свой оркестровый стиль светлыми и прозрачными музыкальными красками. Широкую популярность получили его лирические “Песни без слов” для фортепиано.

Иллюстрация – Ф. Мендельсон-Бартольди “Песня без слов”

VI. Заключение.

Романтизм – идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX веков и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Особое внимание к душеному миру, психологии человека влекло за собой развитие литературы (фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма, баллада, исторический роман, романтическая сказка) и музыки (романс-песня, фортепианная миниатюра, усиление психологического начала в симфонии и камерной музыке). Интерес к народной жизни, национальной культуре, историческому прошлому, увлечение народными сказаниями и песнями, любовь к природе вызвали расцвет народно-бытовой, фантастической, романтико-героической оперы, развитие программной музыки, жанров баллады, песни, танца.

Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре. Его представители в литературе – Вальтер Скотт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Виктор Гюго, Адам Мицкевич; в музыке – Франц Шуберт, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Никколо Паганини, Ференц Лист, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Эдвард Григ, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джакомо Мейербер; в изобразительном искусстве – Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Филипп Отто Рунге, Джон Констебл, Уильям Тернер, Орест Кипренский и др.

В эпоху романтизма расцветают и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия.

В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму. Но традиции романтизма напоминают о себе на протяжении всего XIX века.

В конце XIX – начале XX веков возникает так называемый неоромантизм. Это направление тесно связано с романтической традицией, прежде всего, общими принципами поэтики – отрицанием обыденного и прозаического, обращением к иррациональному, “сверхчувственному”, склонностью к гротеску и фантастике.

Использованная литература

  1. Архитектура: Романтизм / Энциклопедия искусства // http://www.artprojekt.ru/Architecture/style/romantism.htm
  2. Бойправ А. Реферат: Романтизм как направление в искусстве. / Вestreferat.Ru // http://www.bestreferat.ru/referat-43989.html
  3. Буряков Д. Ференц Лист // http://cl.mmv.ru/composers/List.htm
  4. Европейское искусство эпохи романтизма. / Всебелорусское собрание курсовых. / Электронная библиотека исследовательских работ. // http://kursach.com/refer/evropiskus.htm
  5. Жанровые черты европейской литературной сказки эпохи романтизма / Независимые проекты на “Рутении” // http://annalyst.nm.ru/Skazka.htm
  6. Исторические эпохи в музыке. / Архив классической музыки. // http://writerstob.narod.ru/techen/romantizm.htm
  7. Яровикова Н. Романтизм / Энциклопедия “Кругосвет” // http://www.krugosvet.ru/articles/109/1010910/1010910a1.htm
  8. 100 опер // http://100oper.nm.ru/012.html

На рубеже XVIII и XIX веков европейская и, в том числе американская, культура переживали зарождение, совершенно отличного от периода размышлений и философии Просвещения, - этапа Романтизма. Вкрапляясь постепенно из Германии в культуру и искусство Англии, Франции, России и других европейских стран, Романтизм обогащал художественный мир новыми красками, сюжетными линиями и смелостью обнаженной натуры.

Название свежего течения родилось из тесного переплетения нескольких значений однозвучных слов разных стран - romantisme (Франция), romance (Испания), romantic (Англия). Впоследствии имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique - нечто живописно-странное, фантастически-красивое, существующее тольк в книгах, но не в действительности.

Общая характеристика

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза,парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствах. Одним словом, романтисты противостояли прогрессивной цивилизации.

Романтизм в живописи

Глубина собственных личных переживаний и мыслей - вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.

Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.

Традиционный эталон этого жанра - это Работы Отто Рунге. В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной.

Автопортрет «Ми втроем» , 1805, Филипп Отто Рунге

Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчестве Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописец создавал пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовавшись светом и цветом, изображал возвышенный порыв к свободе и борьбе.

«Дерби в Эпсоме», 1821, Теодор Жерико

«Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812

Свое отражение эпоха Романтизма также нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского - вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Кошмар, 1781, Иоганн Генрих Фюсли

Свобода, ведущая народ, 1830, Эжен Делакруа

Радуга, Иван Айвазовский

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами».

Бидермейер

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер . Основная черта бидермейера - идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Книжный червь, ок. 1850, К. Шпицвег

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров , каким он был и сам.

Конечно, его герои ограничены, это - маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно.

Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена».

Бидермейер - стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина . Выражение «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.

Спящий пастушок, 1823-24, А. Г. Венецианов

Семейный портрет графов Морковых, 1813, В. А. Тропинин

В России бидермейер - это пушкинские времена. Мода бидермейера - мода пушкинских времен. Это редингот , жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда - фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений.

Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, - декоративность отходит на второй план.

В начале XX века бидермейер стал оцениваться негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.

Романтизм в литературе

Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

Романтический герой  - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи).

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Кстати, именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков - баллада . Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - соперник» , эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам.

После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты - А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге , Утопленник) , М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль , Русалка) , А.К.Толстой (Василий Шибанов) и др.

Поэты-романтики

Незамысловатый бытовой реализм, а так же псевдоинтеллектуальный формализм всё более и более завладевают новейшими стихотворцами. Или всё, как есть – до полного натурализма, или, как и быть не может – до полного абсурда. Читаешь такое и – пусто. Ни сердце, ни мысль не откликаются на подобную стихотворную продукцию. Продолжает существовать и поэзия, допускающая прочтение только вполголоса, без больших страстей и громких призывов – тихая. Она не будоражит, не увлекает, но оказывается умным, тактичным и тонким собеседником. Это «взрослая» поэзия, поэзия спокойных, взвешенных мыслей и остужённых опытом размеренных чувств.

Ничего такого у поэтов, чьи судьбы представлены в этой книге, не было, и быть не могло. Романтизм был не только их творческой особенностью, но, прежде всего, неотъемлемым свойством души. Поэтому высокий строй их поэзии является лишь отражением того неизбывно юного и благородного, чем дышала повседневность их мыслей и чувств. Принадлежа началу XX века, они, разумеется, имели мало общего с такими родоначальниками романтического направления в поэзии, как Джордж Байрон или Фридрих Шиллер. Но главное – порыв к возвышенному, идеальному – присутствовал и у них. Для Блока – это любовь к Прекрасной Даме, для Гумилёва – страсть к путешествиям, для Есенина – нежность к природе и всему живому, для Маяковского – служение Революции.

Романтика не терпит остуды возрастом, и в мире этом обычно не загащивается. Недолгое, но бурное и яркое цветение молодости! Полнота сил и чувств! Как такому задержаться среди отягощённых заботами обывателей, в большинстве своём неисправимых реалистов и циников? Попросту не дадут. Сживут со света. Уничтожат. Это не про мечтательных и ранимых душою романтиков сказано Пушкиным:

…Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов,

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился,

О ком твердили целый век:

N. N. прекрасный человек.

К романтикам можно отнести лишь строку, предшествовавшую этому отрывку: «Блажен, кто смолоду был молод…» Да, блажен и такой человек, но блаженство его слишком кратковременно и улетучивается с молодостью. А что же тогда остаётся? Стихи. Разумеется, если романтик был ещё и поэтом.

Александр Александрович Блок прожил несколько дольше, чем трое его ближайших наследников на ниве российского поэтического романтизма – Гумилёв, Есенин и Маяковский. И даже долее, чем это вообще получается у возвышенно настроенных людей. А посему под конец жизни стихов не писал, ибо молодость Александра Александровича уже отзвучала и, по его словам: «Было бы кощунственно и лживо припоминать рассудком звуки в беззвучном пространстве».

Все четыре поэта-романтика погибли и, вроде бы, каждый не похоже на прочих, по-своему: один умер от голода, другого расстреляли, третий повесился, четвёртый застрелился. Но эти смерти объединило общее чудовищное насилье, которое совершила над поэтами, да и над всей страной преступно-кровавая эпоха. Все они – жертвы и низменного подлого времени, и своих высоких благородных устремлений.

Из книги На земле и в небе автора Громов Михаил Михайлович

КОНЕЦ ЛЁТНОЙ РОМАНТИКИ Однажды раздался телефонный звонок, и мне было предложено явиться к И.В.Сталину. Я прибыл. Сопровождавшие провели меня сначала в зал заседаний Верховного Совета, а оттуда - в следующую комнату или, вернее, зал несколько меньших размеров. Там я увидел

автора

Из книги Беседы в изгнании - Русское литературное зарубежье автора Глэд Джон

Из книги Музей живого письменника, або моя довга дорога в ринок автора Дрозд Владимир Григорьевич

Из книги Знаменитые писатели Запада. 55 портретов автора Безелянский Юрий Николаевич

Поэты Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом. Генрих Гейне Стихотворение есть растянутое колебание между звуком и смыслом. Поль Валери Я получил блаженное наследство Чужих певцов блуждающие сны… Осип

автора Войнович Владимир Николаевич

Глава сорок девятая. «Вышли в жизнь романтики...» Опять телячьи вагоны Большинству студентов, ехавших на целину, телячьи вагоны были в новинку, а я в них наездился и в войну, и во время солдатчины. В нашем эшелоне только один вагон, головной, тот, что за паровозом, был

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Глава сорок девятая. «Вышли в жизнь романтики…» Опять телячьи вагоны Большинству студентов, ехавших на целину, телячьи вагоны были в новинку, а я в них наездился и в войну, и во время солдатчины. В нашем эшелоне только один вагон, головной, тот, что за паровозом, был

Из книги Гении и злодейство. Новое мнение о нашей литературе автора Щербаков Алексей Юрьевич

Романтики монгольской орды Была и еще одна группа литераторов, принявшая революцию с самого начала. Речь идет о группе «Скифы». Интересно в ней уже то, что отцами-основателя ми в ней были отнюдь не молодые нигилисты. Совсем наоборот. Основателем группы являлся

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

«Вышли в жизнь романтики…» Большинству студентов, ехавших на целину, телячьи вагоны были в новинку, а я в них наездился и в войну, и во время солдатчины. В нашем эшелоне только один вагон, головной, тот, что за паровозом, был пассажирский. В нем расположились начальники

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна Глава VII. РОМАНТИКИ И РЕАЛИСТЫ Все или почти все деятели русского искусства, начинавшие свою творческую жизнь между 20-ми и 70-ми годами, прошли через юношескую фазу романтизма. Но каждый, кто проделал эту фазу, преодолел ее по-своему. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Достоевский,

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

Поэты Поэтами рождаются, но дельным Хозяевам, фортуны господам, Труд неоплатный кажется бесцельным, Они стихи прощают чудакам. А те уже поют: когда б не наша мука, Чего бы стоила вся ваша суета, Ведь о живых сердцах не говорит наука Того, чем музыка одна лишь занята. Но

Из книги Мне нравится, что Вы больны не мной… [сборник] автора Цветаева Марина

Поэты 1 Поэт – издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь. Планетами, приметами, окольных Притч рытвинами… Между да и нет Он даже размахнувшись с колокольни Крюк выморочит… Ибо путь комет – Поэтов путь. Развеянные звенья Причинности –

Романтизм - (от французского romantism)- идейно- эстетическое и художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже XVIII - XIX веков и господствующее в музыке и литературе на протяжении семи - восьми десятилетий *. Трактовка самого слова «романтизм» является неоднозначной, да и само появление термина «романтизм» в разных источниках трактуется по-разному.

Так первоначально слово romance в Испании означало лирические и героические песни- романсы. Впоследствии слово было перенесено на эпические поэмы о рыцарях - романы. Немного позже романами стали называть прозаические повествования о тех же рыцарях *. В XVII веке- эпитет служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках, в противоположность языкам классической древности.

Впервые романтизм как литературный термин появляется у Новалиса.

В XVIII веке в Англии термин «романтизм» вошел в широкое употребление после того, как был выдвинут братьями Шлегелями и появился в издавшемся ими журнале «Атонеум». Романтизм стал обозначать литературу Средневековья и Возрождения.

Во второй половине XVIII века писательница Жермена де Сталь перенесла термин во Францию, а затем он распространился по другим странам.

Немецкий философ Фридрих Шлегель вывел название нового направления в литературе от термина «роман», считая что именно этот жанр, в отличие от английской и классицистической трагедии является выразителем духа современной эпохи. И, действительно, роман расцвел в XIX веке, подарившем миру многие шедевры этого жанра.

Уже в конце XVIII века романтическим было принято называть все фантастическое или вообще необыкновенное (то, что происходит, «как в романах»). Поэтому и новая поэзия, редко отличающаяся от предшествующей ей классицистической и просветительской, также была названа романтической, а роман был признан ее основным жанром.

В конце XVIII века слово «романтизм» стало обозначать художественное направление, противопоставившее себя классицизму. Унаследовав от эпохи Просвещения многие ее прогрессивные черты, романтизм вместе с тем был связан с глубоким разочарованием как в самом просветительстве, так и в успехах всей новой цивилизации в целом*.

Романтики, в отличие от классицистов (которые своей опорой сделали культуру античности), опирались на культуру средневековья и нового времени.

В поисках духовного обновления романтики нередко приходили к идеализации прошлого, рассматривали, как романтическую, христианскую литературу и религиозные мифы.

Именно сосредоточенность на внутреннем мире личности в христианской литературе стала предпосылкой романтического искусства.

Властителем умов в ту пору становится английский поэт Джордж Гордон Байрон. Он создает «героя XIX века», - образ одинокого человека, гениального мыслителя, не ходящего себе места в жизни.

Глубокое разочарование в жизни, в истории, пессимизм ощущается во многих ощущениях той поры. Взволнованный, возбужденный тонус, мрачная, сгущенная атмосфера - вот характерные приметы романтического искусства.

Романтизм родился под знаком отрицания культа всесильного разума. А потому подлинное познание жизни, как считают романтики, дает не наука, не философия, а искусство. Лишь художник с помощью своей гениальной интуиции может понять действительность.

Романтики возводят художника на пьедестал, едва ли не обожествляют его, ибо он наделен особой чувствительностью, особой интуицией, позволяющей ему проникать в суть вещей. Общество не может простить художнику его гениальности, оно не может понять его прозрений и потому он находится в резком противоречии с обществом, восстает против него, отсюда одна из основных тем романтизма - тема глубокой непонятости художника, его бунта и поражения, его одиночества и гибели.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Романтиков характеризовала жажда совершенства - одна из важных особенностей романтического миросозерцания.

В связи с этим у В. Г. Белинского термин «романтизм» распространяется на всю историко - духовную жизнь: «Романтизм- принадлежность не только одного искусства, не одной только поэзии: его источники, в том, в чем источники и искусства, и поэзии- в жизни. » *

Несмотря на проникновение романтизма во все стороны жизни, в иерархии искусств романтизма музыке отводилось самое почетное место, так как в ней царит чувство и поэтому в ней находит высшую цель творчество художника- романтика. Ибо музыка с точки зрения романтиков, не постигает мир в отвлеченных понятиях, а раскрывает его эмоциональную сущность. Шлегель, Гофман - крупнейшие представители романтизма - утверждали, что мыслить звуками выше, чем мыслить понятиями. Ибо музыка воплощает чувства столь глубокие и стихийные, что они не могут быть выражены словами.

В стремлении утвердить свои идеалы романтики обращаются не только к религии и прошлому, но и интересуются различными искусствами и миром природы, экзотическими странами и народным фольклором. Материальным ценностям они противопоставляют духовные, именно в жизни духа романтики видят наивысшую ценность.

Главным становится внутренний мир человека, - его микрокосмос, тяга к бессознательному, культ индивидуального порождает гения, не подчиняющегося общепринятым правилам.

Кроме лирики в мире музыкального романтизма огромное значение уделялось фантастическим образам. Фантастические образы давали резкий контраст реальности, одновременно переплетаясь с ней. Благодаря этому фантастика сама по себе раскрывала перед слушателем разные грани. Фантастика выступала как свобода воображения, игра мысли и чувства. Герой попадал в сказочный, нереальный мир, в котором сталкивались добро и зло, красота и уродливость.

Романтические художники искали спасения в бегстве от жестокой действительности.

Еще одним признаком романтизма становится интерес к природе. Для романтиков природа- это остров спасения от бед цивилизации. Природа утешает и исцеляет мятущуюся душу героя- романтика.

В стремлении показать самых различных людей, отобразить все многообразие жизни композиторы - романтики выбрали искусство музыкальной портретности, что часто приводило к пародии и гротеску.

В музыке непосредственное излияние чувства становится философичным, а пейзаж и портрет проникаются лиризмом влекут к обобщениям.

Интерес романтиков к жизни во всех ее проявлениях неразрывно связан со стремлением воссоздать утраченную гармонию и цельность. Отсюда - интерес к истории, фольклору, трактуемый как самое цельное, неискаженное цивилизацией.

Именно интерес к фольклору в эпоху романтизма способствует появлению несколько национальных композиторских школ, отражающие местные музыкальные традиции. В условиях национальных школ романтизм сохранил много общего и вместе с тем проявил и заметное своеобразие в стилистики, сюжетах, идеях, излюбленных жанрах.

Поскольку романтизм усматривал во всех искусствах единый смысл и единую главную цель- слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобрела идея синтеза искусств.

Так появляется мысль о том, чтобы сблизить все виды искусства, дабы музыка могла рисовать и рассказывать о звуках содержание романа и трагедии, поэзия приблизилась бы по своей музыкальности к искусству звука, а живопись - передавала образы литературы.

Соединение различных видов искусства давало возможность увеличить воздействие впечатления, усиливало большую целостность восприятия. В слиянии музыке, театра, живописи, поэзии, цветовых эффектов для всех видов искусств открылись новые возможности.

В литературе совершаются обновления художественной форы, создаются новые жанры, такие как исторические романы, фантастические повести, лирико - эпические поэмы. Главным героем создаваемого становится лирика. Возможности поэтического слова были расширены за счет многозначности, сгущенной метафоричности и открытий в области стихосложения, ритма.

Становится возможным не только синтез искусств, а так же проникновение одного жанра в другой, появляется смешение трагического и комического, высокого и низкого, начинается яркое демонстрирование условности форм.

Так, главным эстетическим принципом в романтической литературе становится изображение красоты. Критерием романтически прекрасного становится новое, неизведанное. Смешение незнакомого и неизвестного романтики считают особенно ценным, особо выразительным средством.

Кроме новых критериев красоты появились и особые теории романтического юмора или иронии. Они часто встречаются у Байрона, Гофмана, в них рисуется ограниченность во взглядах на жизнь. Именно из этой иронии затем произрастет сарказм романтиков. Появится гротескный портрет Гофмана, порывистая страстность Байрона и антитеза страсти у Гюго.

ГЛАВА I. РОМАНТИЗМ И СВОЕОБРАЗИЕ

РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА.

Романтизм в России возник несколько позже, чем на Западе. Почвой для возникновения русского романтизма была не только французская буржуазная революция, война 1812 года, но и сама русская действительность конца XVIII- начала XIX века.

Как отмечалось, родоначальником русского романтизма явился В. А. Жуковский. Его поэзия поразила своей новизной и необычностью.

Но, бесспорно, истинное зарождение романтизма в России связывают с творчеством А. С. Пушкина.

«Кавказский пленник» Пушкина - это, пожалуй, первое произведение романтической школы, где дан портрет романтического героя*. Несмотря на то, что детали портрета Пленника скупы, они даны очень определенно, чтобы как можно лучше подчеркнуть особое положение этого персонажа: «высокое чело», «язвительная усмешка», «горящий взгляд» и так далее. Интересным так же является и параллель между эмоциональным состоянием Пленника и разыгравшейся бурей:

А пленник, с горной вышины,

Один, за тучей громовою,

Возврата солнечного ждал,

Недосягаемый грозою,

И бури немощному вою,

С какой-то радостью внимал. *

Одновременно с этим Пленник, как и многие другие романтические герои, показан одиноким человеком, непонятым окружающими и стоящем выше других. Его внутренняя сила, его гениальность и бесстрашие показаны через мнения других людей, - в частности его врагов:

Беспечной смелости его

Черкесы грозные дивились,

Щадили век его младой

И шепотом между собой

Своей добычею гордились.

Кроме этого Пушкин не останавливается на этом. Рассказ о жизни романтического героя дан как бы намеком. Сквозь строки мы угадываем, что Пленник увлекался литературой, вел бурную светскую жизнь, не ценил ее, постоянно участвуя в дуэлях.

Вся эта красочная жизнь Пленника привела его не только к неудовольствию, но и вылилась в разрыв с окружающими, в бегство в чужие края. Именно будучи странником:

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

Именно жажда свободы и переживание любви заставили Пленника покинуть родной край, и он отправляется за «призраком свободы» в чужие края.

Другим, важным толчком для бегства была и прежняя любовь, которая, как и многих других романтических героев, была невзаимной:

Нет, я не знал любви взаимной,

Любил один, страдал один;

И гасну я, как пламень дымный,

Забытый средь пустых долин.

Во многих романтических произведениях далекий экзотический край и населяющий его народ являлись целью бегства романтического героя. Именно в чужих странах герой- романтик хотел найти долгожданную свободу, гармонию между человеком и природой*. Этот новый мир, привлекавший издали романтического героя, становится для Пленника чуждым, в этом мире Пленник становится рабом*

И вновь романтический герой стремится на волю, теперь свобода для него олицетворяется с казаками, при помощи которых он хочет получить ее. Свобода от плена нужна ему для того, чтобы получить высшую свободу, к которой он стремился и на родине, и в плену.

Возвращение на родину Пленника в поэме не показано. Автор дает возможность читателям самим определить: достигнет ли Пленник свободы, или станет «путником», «изгнанником».

Как и во многих романтических произведениях в поэме дано изображение чужого народа - черкесов*. Пушкин вводит в поэму подлинные сведения о народе, взятые им из издания «Северная пчела».

Эта двузначность горской свободы вполне отвечала характеру романтической мысли. Такое развитие понятия свободы сопрягалось не с морально низким, а с жестоким. Несмотря на это, любопытство Пленника, как и любого другого героя- романтика, заставляет его сочувствовать одним сторонам жизни черкесов и быть равнодушным к другим.

«Бахчисарайский фонтан» одно из немногих произведений А. С. Пушкина, которое начинается не описательной заставкой, а портретом романтического героя. В этом портрете встречаются все типичные черты героя- романтика: «Гирей сидел, потупя взор», «старое чело волненье сердца выражает», «что движет гордою душой?», и ночи хладные часы проводит мрачный, одинокий. ».

Как и в «Кавказском пленнике», в «Бахчисарайском фонтане» присутствует сила, которая толкнула Пленника пуститься в дальний путь. Что же тяготит хана Гирея? Лишь после троекратно задаваемых вопросов, автор отвечает, что смерть Марии отняла у хана последнюю надежду.

Горечь от потери любимой женщины переживается ханом со сверх эмоциональной напряженностью романтического героя:

Он часто в сеча роковых

Подъемлет саблю, и с размаха

Недвижим остается вдруг,

Глядит с безумием вокруг

Бледнеет, будто полный страха,

И что-то шепчет и порой

Горючи слезы льет рекой.

Образ Гирея дан на фоне двух женских образов, которые не менее интересны с точки зрения романтических идей. Две женские судьбы раскрывают два типа любви: одна возвышенная, «выше мира и страстей», а другая - земная, страстная.

Мария рисуется, как излюбленный романтиками образ, - образ чистоты и духовности. Вместе с тем Марии не чужда любовь, она просто еще не проснулась в ней. Марию отличает строгость, гармоничность души.

Мария, как и многие романтические героини, поставлена перед выбором между освобождением и рабством. Выход из создавшегося положения она находит в смирении, что лишь подчеркивает ее духовное начало, веру в высшую силу. Начиная исповедь, Зарема открывает перед Марией мир страстей, недоступных ей. Мария понимает, что все связи с жизнью оборваны, и как многие романтические герои она разочаровывается в жизни, не находя выход из создавшегося положения.

Предыстория Заремы проходит на фоне экзотической страны, которая является для нее родиной. Описание далеких стран, характерное для романтиков, сливается в «Бахчисарайском фонтане» с судьбой героини. Жизнь в гареме для нее - это не узничество, а мечта, которая стала реальностью. Гарем- это тот мир, в который бежит Зарема, чтобы скрыться от всего, что было раньше.

Кроме внутренних психологических состояний романтическая натура Заремы рисуется и чисто внешне. Впервые в поэме Зарема появляется в позе Гирея. Ее изображают такой же безучастной ко всему. И Зарема и Гирей потеряли свою любовь, которая была смыслом их жизни. Как многие романтические герои они от любви получили лишь разочарование.

Таким образом, все три главные персонажи поэмы изображены в критические моменты жизни. Сложившаяся ситуация кажется самым худшим, что могло только случиться в жизни каждого из них. Смерть для них становится неизбежной или желанной. Во всех трех случаях главная причина страданий - это любовное чувство, которое было отвергнуто или невзаимно.

Несмотря на то, что всех трех главных героев можно назвать романтиками, но лишь хан Гирей показан наиболее психологично, именно с ним связан конфликт всей поэмы. Его характер показан в развитии от варвара со страстями до средневекового рыцаря с тонкими чувствами. Чувство, вспыхнувшее в Гирее к Марии, перевернуло его душу и разум. Сам не понимая почему, он охраняет Марию и преклоняется перед ней.

В поэме А. С. Пушкина «Цыганы» по сравнению с предыдущими поэмами центральный персонаж - романтический герой Алеко- дан не только описательно, но и действенно. (Алеко размышляет, он свободно высказывает свои мысли и чувства, он против общепринятых правил, против власти денег, он против городов с их цивилизацией. Алеко ратует за свободу, за возврат к природе, ее гармонии.)

Алеко не только рассуждает, но и подтверждает свою теорию на практике. Герой уходит жить к свободному кочевому народу - к цыганам. Для Алеко жизнь с цыганами - это такой же уход от цивилизации, как бегство других романтических героев в далекие страны или сказочные, мистические миры.

Тяга к мистическому (особенно у западных романтиков) находит выход у Пушкина в сновидениях Алеко. Сны предсказывают и пророчат будущие события в жизни Алеко.

Сам же Алеко не только «берет» у цыган свободу, желаемую им самим, но и вносит в их жизнь общественную гармонию. Для него любовь это не только сильное чувство, но и то, на чем стоит весь его духовный мир, вся его жизнь. Потеря возлюбленной для него, это крушение всего окружающего мира.

Конфликт Алеко строится не только на разочаровании в любви, но уходит глубже. С одной стороны, общество, в котором он жил раньше, не может дать ему свободы и воли, с другой - цыганская свобода не может дать гармонии, постоянства и счастья в любви. Алеко не нужна свобода в любви, которая не накладывает никаких обязательств друг перед другом.

Конфликт порождает убийство, совершаемое Алеко. Его поступок не сводится только к ревности, его поступок это протест против жизни, которая не может ему дать желаемого им существования.

Таким образом, романтический герой у Пушкина, разочаровывается в своей мечте, вольной цыганской жизни, он отвергает то, к чему еще недавно стремился.

Судьба Алеко выглядит трагично не только из-за разочарованности в любви к свободе, но и потому, что Пушкин дает возможный выход для Алеко, который звучит в рассказе старого цыгана.

В жизни старика был похожий случай, но он не стал «разочарованным романтическим героем», он примирился с судьбой. Старик, в отличие от Алеко считает свободу правом для всех, он не забывает любимую, но смиряется с ее волей, удерживаясь от мщения и обиды.

ГЛАВА II. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ПОЭМАХ

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” И “ДЕМОН”.

Жизнь, судьба М. Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.

Одной из самых романтических поэм во всей русской литературе является поэма «Мцыри» (1839). В этой поэме гармонично сочетаются патриотическая идея с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, сам он кажется себе рабом и узником. Его желание «узнать - для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега становятся для него временно обретенной волей: только вне монастыря он жил, а не прозябал.

Уже в начале поэмы «Мцыри» мы чувствуем романтический настрой, который привносит центральный персонаж поэмы. Пожалуй, внешний вид, портрет героя не выдает в нем романтического героя, но его исключительность, избранность, таинственность подчеркнуты динамикой его поступков.

Как это обычно бывает в других романтических произведениях, решающий переломный момент происходит на фоне стихии. Уход из монастыря, совершаемый Мцыри происходит в бурю:*

В час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, склонясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад. *

Романтический характер героя подчеркивается и параллелизмом между бурей и чувствами героя- романтика. На фоне стихии одиночество главного героя выделятся еще резче. Буря как бы ограждает Мцыри от всех других людей, но он не боится и не страдает от этого. Природа и как ее часть буря проникают в Мцыри, они сливаются с ним воедино; герой- романтик ищет в разыгравшейся стихии волю и свободу, которой не доставало в монастырских стенах. И как писал Ю. В. Манн: «В озарении молний щуплая фигура мальчика вырастает почти до исполинских размеров Галиафа. » * По поводу этой сцены В. Г. Белинский тоже пишет: «Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри. »*

Само же содержание, поступки героя - бегство в далекий край, манящий счастьем и свободой, может происходить только в романтическом произведении с героем- романтиком. Но вместе с тем герой из «Мцыри» несколько необычен, так как автор не дает разгадки, толчка, который послужил поводом для побега. Сам герой не желает уйти в неизвестный, таинственный, сказочный мир, а лишь пытается вернуться туда, откуда его недавно вырвали. Скорей это может быть расценено не как побег в экзотическую страну, а как возвращение к природе, к ее гармоничной жизни. Поэтому в поэме идут частые упоминания о птицах, деревьях, облаках его родины.

Герой «Мцыри» собирается вернуть в родные края, так как видит свою родину в идеализированном виде: «чудный край тревог и битв». Естественная среда для героя проходит в насилии и жестокости: «блеск отравленных ножен кинжалов длинных». Эта среда представляется ему прекрасной, свободной. Несмотря на дружеское расположение монахов, которые пригрели сироту, в монастыре олицетворяется образ зла, который за тем повлияет на поступки Мцыри. Воля привлекает Мцыри больше, чем дело угодное богу, он вместо обета бежит из монастыря. Он не осуждает монастырские законы, не ставит свои порядки выше монастырских. Так Мцыри, несмотря на все это, готов променять «рай и вечность» на мгновение жизни на родине.

Хотя романтический герой поэмы никому не сделал зла, в отличие от других героев- романтиков* , он все равно остается один. Одиночество еще больше подчеркивается из-за желания Мцыри быть с людьми, делить с ними радости и беды.

Лес, как часть природы, становится для Мцыри то другом, то врагом. Лес одновременно дает герою силу, свободу и гармонию, а так же одновременно отнимает у него силу, топчет его стремление обрести счастье на родине.

Но не только лес и дикие звери становятся преградой на его пути и достижению цели. Его раздражение и досада на людей и природу перерастает на него самого. Мцыри понимает, что не только внешние препятствия мешают ему, но он не может преодолеть чувство собственного голода, физической усталости. Раздражение и боль возрастают в его душе не потому, что нет конкретного человека, виновного в его несчастье, а потому, что он не может найти гармонии жизни только из-за каких-то обстоятельств и состояния его души.

Б. Эхейбаум сделал вывод, что последние слова юноши - «И никого не прокляну»- выражают вовсе не идею «примирения», а служат выражением возвышенного, хотя и трагического состояния сознания. «Он никого не проклинает, потому что никто индивидуально не виновен в его трагическом исходе его борьбы с судьбой. »*

Как и у многих романтических героев, судьба Мцыри не складывается счастливо. Герой- романтик не достигает своей мечты, он погибает. Смерть приходит как избавление от страданий и перечеркивает его мечту. Уже с первых строк поэмы становится ясен финал поэмы «Мцыри». Всю последующую исповедь мы воспринимаем как описание неудач Мцыри. И как считает Ю. В. Маннн: «Три дня» Мцыри- драматический аналог всей его жизни, если бы она протекала на воле, грустно- печальный и своим отстоянием от нее. и неотвратимостью поражения. »*

В поэме Лермонтова «Демон» романтический герой никто иной как злой дух, олицетворяющий зло. Что же может быть общего между демоном и другими героями- романтиками?

Демон, как и другие романтические герои, был изгнан, он «изгнанник рая», как иные герои изгнанники или беглецы. Демон и вносит новые черты в портрет героев романтизма. Так Демон, в отличие от других романтических героев, начинает мстить, он не свободен от злых чувств. Вместо того, чтобы стремиться изгнать, он не может чувствовать и видеть.

Как и другие романтические герои, Демон стремится в родную стихию («хочу я с небом примириться»), откуда он был выгнан*. Его нравственное возрождение полно надежды, но он желает вернуться не раскаявшись. Он не признает своей вины перед богом. И обвиняет, сотворенных богом людей во лжи и предательстве.

И как пишет Ю. В. Манн: «Но никогда еще не было так, чтобы, давая «обет» примирения, герой в той же самой речи, в то же самое время продолжал свой бунт и, возвращаясь к своему богу, в тот же самый момент призывал к новому бегству. »*

Неординарность Демона, как романтического героя связана с неоднозначным отношением Демона к добру и злу. Из-за этого в судьбе Демона эти два противоположные понятия тесно переплетаются. Так, гибель жениха Тамары проистекает из добра- чувства любви к Тамаре. Сама смерть Тамары так же произрастает от любви Демона:

Увы! Злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный, ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.

Тоже самое доброе чувство- любовь нарушает спокойный холод души Демона. Зло, олицетворением которого является он сам, тает от чувства любви. Именно любовь заставляет страдать и чувствовать Демона, как и других романтических героев.

Все это дает право причислить Демона не к существам ада, а поставить его в промежуточное положение между добром и злом. Демон сам олицетворяет тесную связь между добром и злом, их взаимного перехода из одного состояния в другое.

Возможно, отсюда происходит двузначный финал поэмы. Поражение Демона можно считать и примирительным и непримирительным, так как сам конфликт поэмы остался неразрешенным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Романтизм - один из самых неизученных творческих методов, о романтизме много говорили и спорили. При этом многие указывали на недостаточную ясность самого понятия «романтизм».

О романтизме спорили и при его возникновении и даже когда метод достиг расцвета. Дискуссии о романтизме разгорались и тогда, когда метод клонился к упадку, спорят и по сей день о его возникновении и развитии. Данная работа ставила перед собой цель проследить основные признаки романтического стиля, характерные для музыки и литературы.

В данной работе брались наиболее известные поэты русской эпохи романтизма.

Художественное направление в европейской литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве XIX века. Романтизм зародился в Германии, потом распространился в других странах Европы, включая и Россию, где в 1800-е заявил о себе первый романтик - Василий Андреевич Жуковский.

Романтизм возник как антитеза классицизму и альтернатива эстетическим идеалам века Просвещения. Расцвет этого направления продолжался до конца 1830-х, в дальнейшем его история переплетается с реализмом. Отмечен ярко выраженным субъективным началом, по словам Виссарион Григорьевич Белинский, это «есть не что иное, как внутренний мир души, сокровенная жизнь сердца».

Произведения романтиков характеризуются полетом фантазии художника, свободным сочетанием высокого и низкого, трагического и комического, бытового и фантастического. Романтики обновили литературные жанры поэмы и баллады, утвердили исторические жанры (романа, поэмы, драмы), создали обработки народных сказок и сделали фольклор предметом серьезного эстетического интереса. С романтизмом связан значительный период творчества Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя. Романтизм оказал влияние на многие литературные течения XX века - символизм, акмеизм, футуризм.

Гении . Первоначально, у древних римлян, - дух-покровитель, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Романтики наделили гениальностью художника, обладающего высшей степенью творческой одаренности. При этом главным проявлением гения являлась не столько духовность, сколько оригинальность.

Романтический художник . Романтики утверждали личность художника как критерий творчества и требовали судить его творения по законам, которые он сам себе установил. Пренебрегая каноном, романтический поэт руководствуется таким пониманием истины и красоты, которое ему подсказывает Бог. Поэт осознает себя не просто стихотворцем, но жрецом и пророком.

Байронизм . Произведения Джорджа Гордона Байрона, его поэмы «Чайльд-Гарольд», «Манфред», «Каин», «Дон Жуан», породили целое течение европейского романтизма, дань которому отдали и русские романтики: Александр Сергеевич Пушкин, Кондратий Федорович Рылеев, Иван Иванович Козлов. «Байронизм появился в минуту страшной тоски людей, разочарования их и почти отчаяния, - писал Федор Михайлович Достоевский. - Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали, проклятия и отчаяния. Дух байронизма вдруг пронесся как бы по всему человечеству, все оно откликнулось ему».

В сочинениях русских романтиков постоянно встречаются мотивы и образы поэзии Байрона. В частности, образ скитальца, гонимого миром, вечного странника. Наиболее характерные в этом отношении произведения - «Кавказский пленник» Пушкина, «Демон» Лермонтова. Русские романтики усматривали в Байроне самое яркое воплощение романтической личности. И каждый по-своему преодолевал в себе его дух. Этому феномену Вячеслав Иванович Иванов посвятил эссе «Байронизм как событие в жизни русского духа» (1916).

Гофманиана . Немецкий романтизм в лице Эрнста Теодора Амадея Гофмана оказал на русских представителей этого направления не менее сильное воздействие, чем Байрон. Гофману также подражали и под его влиянием были созданы сказочные повести Антония Погорельского, роман Владимира Федоровича Одоевского «Русские ночи». Произведения Гофмана повлияли на молодого Федора Михайловича Достоевского (в пору создания повести «Двойник»), хотя эпоха романтизма к тому времени фактически уже закончилась.

Романтический герой . Отличительные признаки романтического героя - одиночество, разочарованность, преждевременная старость души. Это герой, который много любил и ненавидел, но больше всего страдал, как говорит о себе лермонтовский Арбенин, главный персонаж драмы «Маскарад» (1836). Романтический герой болезненно переживает разлад между идеалом и действительностью, особенно остро ощутимый в любви, которая неизменно обрекает его на поиски недостижимого совершенства.

Романтический гротеск . Гротеск в искусстве (и литературе) существовал до романтизма и после него. Однако именно романтики придали этому понятию особый смысл и утвердили его в качестве важнейшей категории эстетики. Развернутое истолкование этого понятия впервые встречается в предисловии Виктора Гюго к его трагедии «Кромвель». Для романтиков гротеск служил эстетической альтернативой классицистическому принципу «очищенной природы» и вытекающему из него требованию художественной идеализации. Гротеск приближал искусство к жизни, позволяя воспроизводить контрасты бытия (высокого и низкого, трагического и комического), открывал возможности смешения жанров и стилей. Важным средством гротеска служила научная фантастика . Образцы романтического гротеска в русской литературе можно видеть в произведениях Александра Сергеевича Пушкина (сон Татьяны в «Евгении Онегине», повести «Пиковая дама» и «Гробовщик»), Михаила Юрьевича Лермонтова («Маскарад», «Демон»), Николая Васильевича Гоголя («мало-российские» и «петербургские» повести - «Вий», «Страшная месть», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»). Новое значение гротеск приобрел в реалистической прозе XIX века, литературных течениях и художественных направлениях XX века.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры