Достоевский: биография, фото, личная жизнь. История анны достоевской, которая сделала своего мужа самым известным русским писателем Фёдор Достоевский: личная жизнь

Главная / Измена мужа

Достоевский - классик, произведения которого с интересом изучают не только в России, но и за ее пределами. Всё потому, что Достоевский всего себя посвятил изучению главной загадки мироздания - человеку. Предлагаем экскурс в историю становления Федора Достоевского - писателя и культурного деятеля XIX века.

Достоевский: биография писателя

Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира. Знаток человеческой души, глубокий мыслитель, проникновенный романист - Достоевский писал о духовном и темном в человеке. Его романы привлекали криминальными сюжетами.

Откуда черпал вдохновение Достоевский, книги которого до сих пор потрясают сознание читателей, ответит биография писателя, в которой немало интригующих поворотов:

Детские годы и отрочество

Федор Достоевский (1821–1881) происходил из небогатой семьи дворянина и купеческой дочери. Отец - наследник польского шляхетского рода герба Радван. Его предок - боярин Даниил Иртищ - в XVI веке купил белорусскую деревню Достоево. Отсюда и пошла фамилия рода Достоевских.

По воспоминаниям Федора Михайловича, родители работали неустанно, чтобы дать детям хорошее образование и воспитать их достойными людьми. Первые уроки грамоты и письма будущий писатель получил от матери. Его первые книги - религиозная литература, которой увлекалась набожная родительница.

Позднее в своих произведениях («Братья Карамазовы» и др.) он неоднократно вспоминает об этом. Отец давал детям уроки латыни. Французский язык Федор выучил благодаря Николаю Драшусову (Сушарду), которого позднее вывел в романе «Подросток» под фамилией Тушар. Сыновья преподавателя учили его математике и словесности.

В тринадцать лет Фёдор Достоевский поступил на обучение в пансион Л.Чермака, а через три года отец, удрученный смертью жены, отправил старших сыновей на учебу в санкт-петербургский пансион Костомарова. Он уготовил мальчикам стезю инженеров: они окончили Главное инженерное училище, однако в выбранной профессии себя не реализовали.

Начало творческого пути

В инженерном училище писатель организовал литературный кружок и создал несколько театральных пьес в начале 1840-х гг. («Мария Стюарт», «Жид Янкель», «Борис Годунов»). Эти рукописи не сохранились. После учебы в 1843 году Достоевского направили на службу в инженерную команду в Петербурге, однако на должности он долго не продержался. Двадцатитрехлетний поручик уходит со службы, решив посвятить себя литературе.

В 1845 году Федор Михайлович закончил роман «Бедные люди». Читать первому это произведение выпало Николаю Некрасову. Прочтение заняло одну ночь, после чего автор «Кому на Руси жить хорошо?» сказал, что в русской литературе появился новый Гоголь. При участии Некрасова роман был издан в альманахе «Петербургский сборник».

Второе его произведение - «Двойник» - публика не поняла и отвергла. Критика шельмовала молодого автора, именитые писатели его не понимали. Он ссорится с И.Тургеневым и Н.Некрасовым, его перестали печатать в «Современнике». Вскоре произведения Достоевского появились в «Отечественных записках».

Арест и каторга

Знакомство с социалистом Петрушевским кардинально изменило судьбу Федора Достоевского. Он участвует в пятничных собраниях, а со временем вошел в тайное общество, которое возглавлял коммунист Спешнев. За то, что писатель публично прочитал запрещенное письмо Белинского к Гоголю, его арестовали в 1849 году. Он так и не успел насладиться успехом романа «Белые ночи», вышедшего годом ранее.

Восемь месяцев, на протяжении которых велось следствие, Достоевский провел в Петропавловской крепости. Военный суд вынес приговор - смертная казнь. Казнь оказалась инсценировкой: перед началом исполнения писателю зачитали указ об изменении меры наказания.

Ему предстояло отбыть восьмилетнюю сибирскую каторгу (через месяц этот срок уменьшили вполовину). В романе «Идиот» Достоевский отразил чувства, которые пережил в ожидании казни.

Писатель отбывал каторгу в Омской крепости. Он страдал от одиночества и отчуждения: другие арестанты не принимали его из-за дворянского титула. В отличие от других каторжан писатель не был лишен гражданских прав.

Четыре года он читал единственную книгу - Евангелие, которое подарили ему жены декабристов в Тобольске. Это стало причиной духовного перерождения писателя, изменения убеждений. Достоевский стал глубоко религиозным человеком. Воспоминания о каторге были использованы писателем при создании «Записок из Мертвого дома» и других рукописей.

Вступление на престол Александра II принесло романисту помилование в 1857 году. Ему было разрешено публиковать свои произведения.

Расцвет литературного таланта

Новый этап в творчестве писателя связан с разочарованием в социалистической идее. Его интересует философская составляющая социальных вопросов, проблемы духовного бытия человека. Он помогает брату Михаилу издавать альманах «Время», а после его закрытия в 1863 году - журнал «Эпоха». На страницах этих изданий появились романы Достоевского «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья».

Писатель часто выезжал за границу в поисках новых тем, но завершалось все тем, что он проигрывал огромные суммы за рулеткой в Висбадене. Драмы и переживания этого периода жизни Достоевского стали основной для нового романа «Игрок».

Пытаясь выпутаться из финансовых проблем, писатель заключает крайне невыгодный для себя договор на публикацию всех своих произведений и садится за написание нового творения - романа «Преступление и наказание» (1865–1866).

Следующее произведение - роман «Идиот» (1868) - рождалось в муках. Главный - князь Мышкин - идеал писателя. Глубоко моральный, честный, добрый и искренний человек, воплощение христианского смирения и добродетели, герой романа похож на автора: их сближают взгляды на жизнь, религиозность и даже эпилепсия.

Федор Достоевский трудится над романом «Жития великого грешника». Произведение не было завершено, однако его материал автор использовал для создания «Бесов» и «Братьев Карамазовых», где осмысливал ростки радикальных и террористических убеждений интеллигенции.

Жизненный путь Достоевского обрывает хронический бронхит, протекавший на фоне туберкулеза и эмфиземы легких. Уходит из жизни писатель на шестидесятом году жизни, в январе 1881 года. Труд писателя ценился при жизни. Он был популярен и знаменит, однако настоящая слава пришла к нему после смерти.

Фёдор Достоевский: личная жизнь

Федор Достоевский - сложный писатель и не менее сложный человек. Он обладал страстной, эмоциональной натурой, легко увлекался и не всегда мог контролировать свои действия и чувства. Это отразилось на его личной жизни. Вот что известно о любимых женщинах Достоевского:

Мария Исаева

Мария Исаева, по происхождению француженка, на момент знакомства с Федором Михайловичем в начале 1854 года была женой начальника Астраханского таможенного округа, имела маленького сына.

Двадцатидевятилетняя страстная и экзальтированная дама познакомилась с писателем в Семипалатинске, куда приехала с супругом. Она была хорошо образованна, любознательна, живая и впечатлительная, но несчастливая: муж страдал алкоголизмом, был слабовольным и нервным. Мария же любила общество, танцы. Она тяготилась провинциальной жизнью и бедностью. Достоевский стал для нее «лучом света в темном царстве».

Беззащитность и хрупкость женщины пробудили у писателя желание защищать ее и оберегать, как ребенка. Некоторое время Мария сохраняла дружескую дистанцию с Федором Михайловичем. Испытанием для их чувств стала почти двухлетняя разлука: мужа Исаевой перевели служить за шестьсот верст от Семипалатинска.

Достоевский пребывал в отчаянии. В 1855 году он получил известие о смерти Исаева. Мария оказалась в чужом городе одна, без средств и с ребенком на руках. Писатель незамедлительно предложил ей руку и сердце, однако обвенчались они через два года.

После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. В Барнауле у писателя случился эпилептический припадок, который напугал Марию. Она обвинила мужа в том, что он утаил от нее тяжелую болезнь, которая в любое время может завершиться смертью. Эта ситуация отдалила супругов друг от друга.

Семилетний брак не принес им счастья. Вскоре Мария переехала в Тверь, а потом вернулась в Петербург, где медленно умирала от чахотки. Писатель в это время вояжировал за границей. Вернувшись, он поразился изменениям, произошедшим с женой. Желая облегчить ее страдания, он перевозит супругу в Москву. Она мучительно умирала на протяжении года. Характер Марии, ее судьба и смерть воплотились в литературной версии - в образе Катеньки Мармеладовой.

Апполинария Суслова

Эмансипированная барышня, мемуаристка и писательница была дочерью бывшего крепостного. Отец купил себе свободу и переехал в Петербург, где смог дать двум дочерям высшее образование. Апполинария прослушала курс философии, литературы и естественных наук, а Надежда стала медиком.

Знакомство с Сусловой у Достоевского состоялось после одного из его выступлений на студенческом вечере. Апполинария была красавицей: стройная, с голубыми глазами, умным и волевым лицом, рыжими волосами. Она первая призналась писателю в любви. Достоевский нуждался в искреннем отношении. Начался роман. Апполинария сопровождала Достоевского за границей, а он помогал начинающей писательнице в творческом развитии - печатает ее рассказы во «Времени».

Суслова представляла нигилистически настроенную молодежь, она презирала условности и предубеждения старого мира. Поэтому всячески бунтовала против застаревших устоев и морали. Девушка стала прообразом Полины («Игрок») и Настасьи Филипповны («Идиот») и др.

Анна Сниткина

Вторая жена Достоевского была на 24 года моложе его. Происходила из семьи чиновника, обладала литературным талантом и боготворила Достоевского. С писателем она познакомилась случайно: после смерти отца окончила стенографические курсы и поступила в качестве помощницы на службу к Федору Михайловичу. Их знакомство произошло через два года после смерти первой жены писателя.

Девушка помогла Достоевскому выполнить подписанный с издателем контракт: за 26 дней они совместно написали и оформили рукопись «Игрока». Работая над «Преступлением и наказанием», Достоевский рассказал девушке о сюжете нового романа, в котором пожилой художник влюбляется в девушку. Это было своеобразным признанием в любви. Неточка Сниткина согласилась стать женой писателя.

После венчания ей довелось пережить ужас, который познала Мария Исаева: у Достоевского за вечер произошло два эпилептических припадка. Этот факт женщина приняла как искупление за безмерное счастье, которое ей дарил писатель.

После свадьбы молодожены отправились в Европу. Все путешествие и жизнь за границей Сниткина описала в дневнике. Ей пришлось бороться с игровой зависимостью писателя, решать финансовые вопросы и воспитывать четверых детей, рожденных в браке с Достоевским: двух дочерей Соню (умерла в младенчестве) и Любовь, двух сыновей - Алексея и Федора.

Она стала Музой для писателя. Оставшись вдовой в 35 лет, Анна отрешилась от мира. Женщина так и не устроила личную жизнь после смерти писателя, всю себя она посвятила сохранению его наследия.

Федор Достоевский - увлекающаяся натура как в творчестве, так и в личной жизни. Он неоднократно перекраивал свои романы, сжигал рукописи, искал новые формы и новые образы. Его творчество исполнено поиска идеального мироустройства и духовного совершенствования человека, познания им собственной души. Писателя прославили тонкие наблюдения за психологией персонажей, глубокие познания темной стороны человеческого «Я».

Великий русский писатель Достоевский Фёдор Михайлович (1821 - 1881) внёс огромнейший вклад в русскую литературу и стал классикой мировой литературы. Он, не смотря на любые трудности, никогда не оставлял литературу. Он ею жил. И он смог стать гениальным писателем своего времени, которого до сих пор вспоминают и чтят. Все знают его знаменитые произведения, такие как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие.

Из биографии Ф. М. Достоевского:

Федор Михайлович по отцовской линии происходил из дворянского рода Достоевских, который берёт свое начало еще с начала XVI века. Но сам Достоевский о своей родословной ничего не знал при жизни. Достоевский родился в семье лекаря и дочери купца, дед его был священником в украинской деревне Войтовцы. Но такие факты из жизни Федора Михайловича Достоевского, как его родословная от польских дворян и переезд их в Российскую Империю после раздела Речи Посполитой, стали известны после смерти писателя, когда его жена занялась составлением генеалогического древа семьи.

Достоевский родился в октябре 1821 года в Москве в Мариинской больнице для бедных. В семье Достоевских было 6 детей. Он был вторым ребенком. У Достоевского был брат-писатель, который создал собственный журнал. Первые произведения Достоевского печатались именно в журнале брата.

Мать учила читать маленького Федю по книге «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Это даже было отражено им впоследствии в книге «Братья Карамазовы», где старец Зосима говорит, что учился читать по этой книге.

Отец Достоевского мечтал и даже настаивал, чтобы оба его старших сына поступили в инженерное училище и получили профессию инженеров, которая всегда смогла бы их прокормить. Но сами братья Достоевские - Федор и Михаил этого не хотели. Их всегда тянуло к литературе. В итоге они оба стали писателями.

По профессии Достоевский стал всё-таки инженером, но годы, проведенные в училище, считал потерянным временем. Все это время он мечтал о литературе и после обучения, отработав год в Петербургской инженерной команде, подал в отставку в чине поручика и начал писать. +Мать писателя умерла от туберкулеза, когда ему исполнилось 16 лет. Отец Федора Михайловича Достоевского был убит крепостными крестьянами.

Личная жизнь писателя долго не складывалась. Первый раз Достоевский женился в возрасте 36 лет на Марии Дмитриевне Исаевой, которая на тот момент была вдовой его знакомого. Но, видимо, брак не был особо счастливым из-за измен и сложных характеров супругов и продержался всего 7 лет. Особенно всё усугубляли постоянная ревность и измены, поэтому сам Фёдор говорил о своём браке - «Живем кое- как». В 1864 году Мария умерла от чахотки, но Фёдор продолжал заботиться о её сыне от первого брака.

Второй раз Достоевский женился в 1857 году на молодой - 20-летней, милой и доброй стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Писателю тогда было 45 лет, но это не мешало супругам любить друг друга. Федор Михайлович, получил условия, в которых мог работать, не отвлекаясь на окружающие проблемы – все заботы по дому и финансовые дела взяла на себя Анна Григорьевна. В отличие от первого брака, брак с Анной был идеальным. Они действительно любили друг друга. На момент смерти писателя ей было всего 35 лет, но она больше никогда не собиралась выходить замуж и до конца своих дней сохраняла верность мужу.

Впервые Достоевский стал отцом в очень зрелом возрасте. В момент появления первого ребенка ему уже исполнилось 46 лет.

Его вторая дочь Достоевского Люба появилась в Дрездене. От первого брака у Достоевского не было детей, а от второго осталось четверо: Софья, Любовь, Федор и Алексей. Правда, Софья умерла через несколько месяцев после рождения, а Алексей умер в возрасте 3-х лет. А сын Фёдор продолжил дело отца и тоже стал писателем.

Первый роман Достоевского «Бедные люди» получил самые похвальные отзывы от читателей и критиков, зато второй не принял никто. «Двойник» стал разочарованием для поклонников нового гения литературы, из-за ссор Достоевский покинул литературный кружок В. Белинского и перестал печататься в «Современнике».

В 1949 году писатель был приговорен военным судом к казни, за то, что тот получил от Плещеева копию преступного письма Белинского, после чего зачитывал это письмо на всевозможных собраниях. И 13 ноября 1849 года Достоевского и других петрашевцев, как государственных преступников приговорили к смертной казни через расстрел, но через неделю писателю наказание заменили на 8 лет каторги, а в конце месяца на 4 года каторжных работ, с последующей службой простым солдатом. Также отобрали все права, состояние, звания, дворянский титул.

За время каторги осужденным запрещалось читать любую литературу, но в Тобольске, от жен декабристов Достоевский и другие петрашевцы тайком получили по Евангелию, в каждом из которых были вклеены 10 рублей. Федор Михайлович хранил книгу всю жизнь и завещал её старшему сыну.

В 1856 году из Омска каторжанина Достоевского перевели в Семипалатинск. Из рядового его произвели в младшие офицеры, а вскоре он получил титул, но только благодаря амнистии декабристов и петрашевцев, которую объявил Александр II. На свободу Федор вышел в 1854 году.

В 1862 году писатель впервые побывал за границей. Федор Михайлович Достоевский за свою жизнь побывал в Италии, в Австрии, в Англии, в Швейцарии, в Германии и во Франции.

Скрываясь от кредиторов Достоевский, бежал в Европу, где прожил 4 года. Там же он пристрастился к азартным играм, в рулетку спускал все до копейки, чем нажил огромные долги. От игры писателю помогла избавиться вторая жена. Она же стала издавать и продавать романы мужа, не пользуясь услугами посредников, зарабатывая на этом тысячи рублей, но все отдавая кредиторам.

Ударом для Достоевского стала смерть брата.

Достоевский умер 26 января 1881 года. В тот день к нему приехала сестра Вера и слезно просила Фёдора отказаться от своей доли наследства, доставшегося всем им от тётки, в пользу сестер. По воспоминаниям дочери писателя эта сцена была очень бурная и громкая. В результате у Фёдора пошла кровь горлом и через пару дней он скончался. Скорее всего, именно из-за этого разговора у него обострилась эмфизема, которая привела к смерти. В последний путь писателя провожало около 30000 человек. Похоронен Федор Михайлович Достоевский в Санкт-Петербурге.

В 20-60 года XX века советская власть не жаловала Достоевского – его произведения не запрещали, но и не изучали в школах и ВУЗах, не издавали полностью. Реабилитировали его книги только тогда, когда их успех на Западе перевесил обвинения в контрреволюционных идеях и антисемитизме. Оправдали автора словами о том, что он запутался, оступился и потому шел не завещанным Лениным путем.

Достоевский был очень известным писателем при жизни, но только после смерти он получил мировую славу. Его книги были переведены и до сих пор переводятся на многие языки мира, больше всего переводов сделано на немецкий язык.

В 2007 году в Японии вышел восьмой перевод «Братьев Карамазовых» и стал бестселлером, что говорит об актуальности вопросов разума, справедливости, духовности и прочих, которые Достоевский ставил перед собой и обществом более 150 лет назад.

25 интересных фактов из жизни и творчества Федора Михайловича Достоевского:

1.Последние 10 лет жизни у Достоевского были самыми плодотворными.

2.Жизнь Достоевского не была простой: он всю жизнь был беден, долго терпел неудачи в личной жизни, его чуть было не казнили, но заменили смертный приговор каторгой, лишив всего, что имел. Несмотря на все трудности, писатель никогда не оставлял литературу, а трудности только оттачивали понимание человеческих характеров и обстоятельств, под влиянием которых они складывались.

3.Современники характеризовали Федора Михайловича как человека злого, развратного и завистливого. Со слугами он мог обращаться высокомерно и презрительно, но сам он себя считал лучшим из людей. Но вторая жена писала о нем, как о человеке великодушном, добром, бескорыстном и сострадательном.

4.Пик известности этого писателя наступил только после его смерти.

5.Достоевский за 26 дней написал роман «Игрок», диктуя его стенографистке и будущей жене Анне Сниткиной. Срочность была обоснована контрактом с издателем Стрелловским, который заполучил право печатать все произведения писателя без оплаты, и потребовал к сроку сдать новый роман. Стенографисткой мужа Анна оставалась до самой его смерти.

6. Факты из жизни Федора Михайловича Достоевского переходили на страницы его книг, придавая жизненности, помогли его произведениям стать классикой мировой литературы.

7. В романе «Преступление и наказание», когда Раскольников прячет украденные у старухи в одном из дворов Петербурга, было описано реально существующее место. Как признался сам Достоевский, однажды он завернул в какой-то пустынный питерский двор, чтобы справить там нужду. И именно это место он и описал в своём знаменитом романе.

8. Любимым поэтом Писателя был Александр Сергеевич Пушкин. Федор знал практически все его произведения наизусть. А за год до смерти он произнес речь на открытии памятника Пушкина в Москве.

9.Достоевский был глубоко религиозным человеком, а поэтому он с женой обвенчался в церкви. Его свадьба со второй женой Достоевского проходила в Измайловском Троицком соборе Санкт-Петербурга.

10.Достоевский был достаточно азартной личностью. Он мог проиграть в рулетку последние копейки. Бросить азартные игры Достоевскому помогла вторая супруга.

11.Первые произведения Достоевского, а именно пьесы для театров, были утеряны.

12.Всю свою жизнь великий писатель страдал эпилепсией, а поэтому назвать его полностью здоровым человеком нельзя.

13.Страсть Достоевского не угасла даже в 60-ти летнем возрасте.

14.Федор Михайлович Достоевский был ревнивым человеком. Каждая мелочь могла послужить поводом для его ревности.

15.Когда Достоевский работал, рядом с ним всегда стоял стакан крепкого чая, а в столовой даже по ночам для него держали горячим самовар. Сам автор говорил, что пусть хоть свет провалится, но чай он все равно будет пить.

16.Ницше считал Достоевского самым лучшим психологом, а поэтому он всегда говорил, что у него есть чему поучиться.

17.Впервые серьезно влюбился Федор Михайлович Достоевский в Семипалатинске.

18.Образ героя романа «Идиот» Федор Михайлович Достоевский писал с себя.

19.Чаще всего Федор Михайлович Достоевский писал произведения в ночное время.

20.По произведениям этого писателя сняли множество фильмов.

21.Достоевскому нравились произведения Бальзака, а поэтому он попытался перевести на русский язык «Евгения Гранде».

22.Для своей второй супруги Анны писатель выработал ряд правил, которых она должна была придерживаться. Вот несколько из них: не красить губы, не подводить стрелки, не улыбаться мужчинам.

23.У Федора Михайловича Достоевского были напряженные отношения с Тургеневым.

24.До конца жизни вторая супруга Достоевского сохраняла ему верность. После смерти Достоевского его жена больше замуж не выходила.

25.Всю свою жизнь вторая жена посвятила служению Достоевскому. Она издала полное собрание сочинений Достоевского, открыла школу Достоевского, публиковала свои воспоминания о нем, просила друзей, чтобы те составили подробную биографию Федора и т.д.

Высказывания, цитаты и афоризмы Ф. М. Достоевского:

*Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

*Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

*Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.

*Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

*Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

*Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

*Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

*Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

*В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно-полезно.

*Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

*В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

*Душа исцеляется рядом с детьми.

*Человек, умеющий обнимать – хороший человек.

*Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.

*Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей.

*Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

*Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. *Без детей нельзя было бы так любить человечество.

*На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.

*Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

*Не сильные лучшие, а честные.

*Честь и собственное достоинство - сильнее всего.

*Нет счастья в бездействии.

*Мир спасёт красота.

* Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

* Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

Достоевскому, его жизни и творчеству посвящено море статей и книг. Все 130 лет со дня кончины этот человек, пытавшийся проникнуть (и проникший) в самые потаённые глубины человеческих взаимоотношений, разглядеть (и по-своему разглядевший) некую высшую цель общественного развития, находился в перекрестье внимания не только литературоведов, философов, историков, но и читателей, резко делившихся на беспрекословных почитателей и не менее категоричных отрицателей. Завидная писательская судьба. Но какой ценой за неё заплачено! Беспощадно осуждал Владимир Ильич реакционные тенденции творчества Достоевского. Вместе с тем Владимир Ильич не раз говорил, что Достоевский действительно - гениальный писатель, рассматривавший больные стороны современного ему общества, что у него много противоречий, изломов, но одновременно - и живые картины действительности.

По страницам газеты «Правда»
2011-02-08 11:31

В.Д. БОНЧ-БРУЕВИЧ.

Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту страшную память,- этот человек Достоевский.

М. ГОРЬКИЙ.

Россия ему рисовалась как одна неуёмная безмерная душа, как океан необъятных противоречий. Но именно эта варварская, невежественная, плетущаяся в хвосте цивилизации страна Петров Великих и самосжигателей рисовалась ему как наиболее способная дать миру нечто новое, светлое и великое… Именно из отверженности своей, из мук своих, из цепей своих может вынести русский народ, по Достоевскому, все те необходимые высочайшие душевные качества, которых никогда не обретет омещанившийся Запад.

А.В. ЛУНАЧАРСКИЙ.

Талант г-на Достоевского принадлежит к разряду тех, которые постигаются и признаются не вдруг. Много в продолжение его поприща явится талантов, которых будут противопоставлять ему, но кончится тем, что о них забудут именно в то время, когда он достигнет апогея своей славы.

В.Г. БЕЛИНСКИЙ.

В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или наконец даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе.

Н.А. ДОБРОЛЮБОВ.

На днях нездоровилось, и я читал «Мертвый дом». Я много забыл, перечитал и не знаю лучше книги изо всей новой литературы, включая Пушкина… Я наслаждался вчера целый день, как давно не наслаждался. Если увидите Достоевского, скажите ему, что я его люблю.

Л.Н. ТОЛСТОЙ.

(Из письма к Н.Н. Страхову).

С тех пор как литература стала важным фактором в жизни народов, великие писатели много раз пытались отразить в своих произведениях страдания живых людей. В России примером тому служат Достоевский и Толстой.

Т. ДРАЙЗЕР.

Я всегда любил Достоевского с его широким, обращенным ко всем сердцем, любил больше других европейцев.

Ф.С. ФИЦДЖЕРАЛЬД.

Произведения его не просто произвели на меня сильное впечатление - они меня захватили и потрясли.

Г. БЁЛЛЬ.

Оратор расправил крылья

На эстраде он вырос, гордо поднял голову, его глаза на бледном от волнения лице заблистали, голос окреп и зазвучал с особой силой, а жест стал энергическим и повелительным. С самого начала речи между ним и всею массой слушателей установилась та внутренняя духовная связь, сознание и ощущение которой всегда заставляют оратора почувствовать и расправить свои крылья. В зале началось сдержанное волнение, которое всё росло, и когда Фёдор Михайлович окончил, то наступила минута молчания, а затем, как бурный поток, прорвался неслыханный и невиданный мною в жизни восторг. Рукоплескания, крики, стук стульями сливались воедино и, как говорится, потрясли стены зала. Многие плакали, обращались к незнакомым соседям с возгласами и приветствиями; и какой-то молодой человек лишился чувств от охватившего его волнения. Почти все были в таком состоянии, что, казалось, пошли бы за оратором по первому его призыву, куда угодно! Так, вероятно, в далёкое время умел подействовать на собравшуюся толпу Савонарола.

Из воспоминаний об историческом выступлении Ф.М. Достоевского - «Пушкинской речи» - известного русского юриста А.Ф. Кони.

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Достоевский раскрывает в своих сочинениях стройное и весьма полное миросозерцание: все разнообразнейшие частности жизни и мысли, нескончаемой вереницей проходящие пред его читателем, проникнуты одной нравственной идеей. В начертании бесчисленных типов из самых разнообразных областей общественного быта - от схимника до социалиста, от младенцев и философов до преклонных старцев, от богомолок до блудниц - Достоевский не пропускает ни одной картины, ни одной, можно сказать, строки, привязанной так или иначе к своей идее. Богатство нравственного содержания автора так обильно, так стремительно спешит оно излиться, что ему мало двенадцати толстых томов и шестидесятилетней трудовой жизни, чтобы успеть высказать миру желаемые слова. Томимый жаждою этой проповеди, он не успевает усовершать свои повести с внешнехудожественной стороны и вместо обычного у других писателей растягивания и пережевывания иногда малосодержательной идейки на сотни страниц разных картинок и типов наш писатель, напротив того, громоздит спешно и сжато идею на идею, психический закон на закон; напряженное внимание читателя не успевает догонять его глаз, и он, поминутно останавливая свое чтение, обращает свой взор снова на перечитанные строки - настолько они содержательны и серьезны. He малопонятность изложения тому причиной, не туманность мысли, а именно преизливающаяся полнота содержания, не знающая себе подобной во всей нашей литературе. Читать Достоевского - это хотя сладостная, но утомительная, тяжелая работа; пятьдесят страниц его повести дают для мысли читателя содержание пятисот страниц повестей прочих писателей, и вдобавок нередко бессонную ночь томительных укоров себе или восторженных надежд и стремлений.

О ЧЕМ ПИСАЛ ДОСТОЕВСКИЙ

…Достоевский-психолог - один и тот же на расстоянии всей своей литературной деятельности. Скажем больше. Он все время писал об одном и том же. О чем же именно? Многие затрудняются ответить на этот вопрос; критики признают, что нет области в науке или жизни, для которой нельзя было бы почерпнуть идей из его творений. Все, даже ожесточенные враги автора, признают его изумительно верный психический анализ, но обобщения его творений я не встречал и потому предлагаю свое собственное.

Та объединяющая все его произведения идея, которую многие тщетно ищут, была не патриотизм, не славянофильство, даже не религия, понимаемая как собрание догматов, эта идея была из жизни внутренней, душевной, личной; она была ее посылкой, не тенденцией, но просто центральной темой его повести, она есть живая, близкая всякому, его собственная действительность. Возрождение - вот о чем писал Достоевский во всех своих повестях: покаяние и возрождение, грехопадение и исправление, а если нет, то ожесточенное самоубийство; только около этих настроений вращается вся жизнь всех его героев, и лишь с этой точки зрения интересуется сам автор различными богословскими и социальными вопросами в последних публицистических произведениях. Да, это - то священное трепетание в человеческом сердце зачатков новой жизни, жизни любви и добродетели, которое так дорого, так усладительно для всякого, что побуждает и самого читателя вместе с героями повестей переживать почти реально волнующие их чувства; эта подготовляющаяся постепенно, но иногда мгновенно восстающая пред сознанием решимость отбросить служение себялюбию и страстям, те мучительные страдания души, коими оно предваряется и сопровождается; этот крест благоразумного разбойника или, напротив, разбойника-хулителя - вот что описывал Достоевский, а читатель уже сам выводит отсюда, если не желает противиться разуму и совести, что между двумя различными крестами непременно должен быть третий, на который один разбойник уповает и спасается, а другой изрыгает хулы и погибает. «Бедные люди», «Подросток», герой «Мертвого дома», герои «Бесов», Раскольников и Соня, супруги Мармеладовы, Нелли и Алеша со своим безобразным отцом, семья Карамазова и их знакомые женщины и девушки, монахи и многочисленные типы детей - вся эта масса людей добрых, злых и колеблющихся, но равно дорогих сердцу автора, разрывающемуся от любви, поставлены им пред вопросом о жизни и разрешают его в том или ином виде, а если уже разрешили, то помогают разрешать другим. Одни, например Неточка Незванова и ее Катя, Поленька Мармеладова, Маленький герой, «Мальчик у Христа на елке», отчасти Нелли, а особенно Коля Красоткин и Илюша с товарищами, разрешают его в детстве; другие, как «Подросток», Наташа в «Униженных и оскорбленных», Раскольников с Соней, Дмитрий Карамазов со Смердяковым, муж «Кроткой», и счастливый соперник «Вечного мужа», и все почти женские типы, наталкиваются на него в молодости или при вступлении в брак; наконец, этот же вопрос застает людей и иногда в преклонные годы, например Макара Девушкина, «Смешного человека», родителя Наташи и его врага-князя, Мармеладовых, Версилова в «Подростке» и Верховенского-отца в «Бесах». Уклониться от этого вопроса никто не может в жизни или, по крайней мере, пред смертью.

Высокое достоинство писателя, изображающего муки и радости духовного возрождения человека, заключается в том именно, что он посредством своего всепроникающего анализа определил и те важнейшие духовные свойства и движения, в условиях которых происходит нравственное возрождение, и те внешние, то есть отвне получаемые, жизненные побуждения, коими человек призывается к самоуглублению. Если свести к общим понятиям все части повестей Достоевского, рассматривающие этот предмет, или, говоря точнее, все повести автора, ибо они все целиком только этот предмет и обследуют, - то мы получим совершенно ясную и в высшей степени убедительную теорию, в которой хотя почти и нет слов: «благодать», «Искупитель», но где эти понятия постоянно требуются самою логикой вещей.

Отсюда ясно, какой живой интерес должны возбуждать труды Достоевского с точки зрения богословия нравственного и особенно богословия пастырского. Почему же пастырского? А именно потому, что Достоевский, не ограничиваясь, как сказано, описанием внутренней жизни возрождаемых, с особенною силою и художественною красотою описывает характер тех людей, которые содействуют возрождению ближних. Настроение его собственного творческого духа при описании жизни есть именно то, которое нужно иметь пастырю, то есть всеобъемлющая любовь к людям, пламенная, страдающая ревность об их обращении к добру и истине, раздирающая скорбь об их упорстве и злобе, и при всем том - светлая надежда на возвращение к добру и к Богу всех отпавших сынов. Эта надежда на всепобеждающую силу христианской истины и христианской любви, подтверждаемая написанными у автора картинами, на которых пред непобедимым оружием Христовым преклоняется самое ожесточенное беззаконие, есть надежда поистине святая, апостольская. Особенно важно то, что надежда эта живет не в уме ребенка или сентиментального баловня жизни, но в душе много пострадавшей, видевшей много греха и много неверия. Мы будем говорить о возрождении по Достоевскому с точки зрения богословия пастырского, а не нравственного, то есть о возрождающем влиянии одной воли на другую, а описания самого субъективного процесса возрождения будем касаться лишь настолько, насколько это окажется нужным для этой первой задачи. Первый вопрос: каков должен быть возрождающий? Второй - кто может содействовать возрождению и насколько? Третий - как переходит уподобление одной или другой?

СЛУЖЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Посредством каких свойств духа человек становится участником этого наивысшего служения? Ответ на этот вопрос писатель или дает от своего лица, например в «Сне смешного человека», или исповедует от лица своих героев общие побуждения, вызывающие избранника на проповедь возрождения.

Познание истины и сострадающая любовь-вот главнейшие побуждения к проповеди. Писатель как будто видел рай Божий и созерцал в нем возрожденных людей, чистых и блаженных, освободившихся от всех противоречий жизни совершенно, скоро и просто. С этих-то высот общего духовного блаженства взирает он на мир грешный и скорбный и в стремительном порыве любви и слова тщится вознести его к небу: любовь эта и вера так сильны, что все людские насмешки бессильны пред ними: «…Они называют меня сумасшедшим... Но теперь уж я не сержусь, теперь все мне милы, и даже когда они смеются надо мною... Я бы сам смеялся с ними - не то что над собой, а их любя, если б мне не было так грустно, на них глядя. Грустно потому, что они не знают истины, а я знаю истину. Ох как тяжело одному знать истину! Но они этого не поймут, нет, не поймут». Мучительно знание истины, когда любишь людей, не знающих ее, но эта мука, эта греховная тьма мира еще увеличивали любовь к людям.

К последней мысли Достоевский возвращается часто и с особенной силой, противопоставляя при этом наличное греховное состояние мира представляемому невинному состоянию. «“…Несчастная, бедная, но дорогая и вечно любимая и такую же мучительную любовь рождающая к себе в самых неблагодарных даже детях своих, как и наша!..” - вскричал я, сотрясаясь от неудержимой, восторженной любви к той родной прежней земле, которую я покинул» («Сон смешного человека»). «На нашей земле мы истинно можем любить лишь с мучением и только чрез мучение! Мы иначе не умеем любить и не знаем иной любви. Я хочу мучения, чтоб любить. Я хочу, я жажду в сию минуту целовать, обливаясь слезами, лишь одну ту землю, которую я оставил, и не хочу, не принимаю жизни никакой иной!»

«Явились праведники, которые приходили к этим людям со слезами и говорили им об их гордости, о потере меры и гармонии, об утрате ими стыда. Над ними смеялись или побивали их каменьями. Святая кровь лилась на порогах храмов. Зато стали появляться люди, которые начали придумывать: как бы всем вновь так соединиться, чтобы каждому, не переставая, любить себя больше всех, в то же время не мешать никому другому и жить таким образом всем вместе как бы и в согласном обществе. Целые войны поднялись из-за этой идеи. Все воюющие твердо верили в то же время, что наука, премудрость и чувство самосохранения заставят наконец человека соединиться в согласное и разумное общество, а потому пока для ускорения дела “премудрые” старались поскорее истребить всех “непремудрых” и не понимающих их идею, чтобы они не мешали торжеству ее. Но чувство самосохранения стало быстро ослабевать, явились гордецы и сладострастники, которые прямо потребовали всего или ничего. Для приобретения всего прибегалось к злодейству, а если оно не удавалось - к самоубийству. Явились религии с культом небытия и саморазрушения ради вечного успокоения в ничтожестве. Наконец эти люди устали в бессмысленном труде и на их лицах появилось страдание, и эти люди провозгласили, что страдание есть красота, ибо в страдании лишь мысль. Они воспели страдание в песнях своих». Эта любовь, нежная любовь автора к грешной земле, выражается между прочим в том, что он всегда умеет одеть в симпатичный костюм самую прозаическую обстановку самого прозаического города в России, о котором говорит другой поэт:

Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит.

Когда Достоевский описывает петербургские грязные дворы, дворников, кухарок, квартирных хозяек, помещения интеллигентного пролетариата и даже падших женщин, то у читателя не только не образуется презрительного отвращения ко всем этим людям, но, напротив, какая-то особенно сострадательная любовь, какая-то надежда на возможность все эти убогие притоны нищеты и порока огласить хвалебными гимнами Христу и именно в этой самой обстановке создать теплую атмосферу нежной любви и радости. Здесь и объяснение тому, что, не закрывая глаз от мрачной действительности, писатель так крепко любит жизнь по светлой надежде на ее возрождение, жизнь именно человека: не лишенный любви к природе, он просто не успевает говорить о природе и картины городского быта предпочитает всяким другим.

«Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных потаенных уголках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов уличного разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни». Определяя так мрачно жизнь, он, однако, потом смотрит на все ее зло как на недоразумение и пишет статью «О том, что все мы хорошие люди». Потому ли «хорошие люди», что их так легко обратить к истине? Нет, обратить их трудно, но сама истина так прекрасна, сама любовь так привлекательна, что как бы ни был тяжел подвиг ее проповедника, но другого подвига, другого содержания для жизни не пожелает тот, кто понял таинство жизни, кто возлюбил детей. Это высокое настроение проповедника автор представляет в данном рассказе плодом мистического озарения, в другом случае оно посещает умирающего от чахотки юношу, наконец, в полноте раскрыто это настроение в беседах старца Зосимы. Избранник неба настолько проникается своим призванием, настолько тесно сливает свою жизнь с делом проповеди и возрождения людей, что все недостатки, все грехи их считает своими собственными, как доказывающие его недостаточную ревность, отсутствие в нем мудрости и святости, и вот почему он считает себя виноватым за всех и во всем, готов даже и считать именно себя первоначальным искусителем и соблазнителем человечества, как герой «Сна смешного человека» готов принять муки за всех, как объясняет старец Зосима. Таков высокий смысл этой часто повторяемой мысли Достоевского относительно общей виновности за всех и во всем, мысли, увы, так грубо не понятой и опошленной некоторыми из многих неудачных его толкователей. Но обобщим сказанное о даре духовного возрождения: этот дар достигается теми, кто: 1) познав внутренним опытом сладость истины и общения с Богом, 2) возлюбил так много жизнь со скорбью и надеждой, что 3) совершенно потерял нить своей личной жизни и, умерши себе, 4) не чрез искусственную проповедь, но чрез исповедь, чрез раскрытие своего сердца и чрез всю свою жизнь призывает братий к покаянию и любви. Таков у Достоевского старец Зосима, таков и ученик его Алеша, в своей столь многосодержательной жизни как бы не имеющий никакой собственной жизни и не знающий сегодня, что он будет делать завтра, но всюду насаждающий вокруг себя мир, раскаяние и любовь: братья, дети и женщины - все смиряется в присутствии его любви, как звери под звуки Орфеевой арфы, и вся его жизнь сливается в чудное единство Христова дела. Таков и Макар Иванович в «Подростке» - старик-странник и в то же время моралист-философ, горячо любящий людей и пекущийся об общем спасении; упоминается о таком человеке (живущем на покое епископе Тихоне) и в романе «Бесы».

СЛУЖИТЕЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЛЮБВИ

Кто эти служители? Мы сейчас видели, что для изображения их приводится тип не только религиозный, но и прямо церковный; оно и понятно не с догматической только, но и с чисто психологической точки зрения: чтобы, живя среди юдоли греха и страдания, знать иную жизнь опытом собственного сердца, нужно знать ее не как только мистическое отвлечение, но как реально действующую и помимо меня существовавшую, а следовательно, непрерывно-историческую силу, то есть надо знать Церковь, которая научает верить в свою неодолимость адовыми вратами, надо жить в Церкви. Но что сказать о тех людях, которые причастны одному из этих свойств призванного проповедника, но не успели доразвиться до полного, гармонического развития остальных?

Ответ - и таким людям отчасти суждено иметь влияние на ближних, хотя далеко не столь полное и не столь широкое. Его не лишены даже те существа, которые, не обладая положительными свойствами избранника, свободны, пo крайней мере, от противоположных им, но присущих всякому естественному человеку пороков, то есть прежде всего гордости и холодной самозамкнутости или, как выражается автор, отъединенности. Таковы прежде всего дети и даже младенцы. Да, дети у Достоевского получают всегда значение непроизвольных миссионеров. Эту мысль Достоевский воспроизводит так часто в различных повестях, что его было бы можно обвинить в повторениях, если б он не умел в каждый, так сказать, вариант этой идеи вложить новую черту, как новый перл в великолепную диадему. Дитя-подкидыш понуждает «подростка» откинуть свою горделивую идею ради сострадания к его беззащитности, дитя смягчило злое, черствое сердце купца-фарисея в рассказе Макара Ивановича («Подросток»). Дитя Нелли примиряет оскорбленного отца с падшею дочерью, дитя Поленька смягчает убийцу Раскольникова и т.д. Наконец, в последние минуты жизни богопротивных самоубийц, когда дух их окончательно восстал против Господа, Промысл ставит пред ними наяву, или даже в горячечном бреду, облики невинных страждущих малюток, которые то на время отторгают их от злобного замысла, то вполне возвращают их к покаянию и жизни. Такова встреча нищего ребенка в «Сне смешного человека», и такая же встреча в бреду самоубийцы Свидригайлова («Преступление и наказание») или новорожденное дитя у Шатова в «Бесах».

Чистота, смирение детей, и особенно при их беззащитности и страдании, пробуждают временную любовь даже в злодеях. Неверующие, как Иван Карамазов, в детских страданиях видят причины к пессимистическому ожесточению, а верующие, напротив, - к примирению и всепрощению, как отец Илюши (в «Братьях Карамазовых»), простивший врага Димитрия ради страданий умирающего малютки, которого он любил больше всего на свете. Сам автор в рассказе «Мальчик у Христа на елке» раскрывает очевидно такую мысль: если здесь страдают даже невинные дети, то, конечно, есть иной, лучший мир. Но какое же практическое значение может иметь для нас указание на детей? Что значат дети для пастырского богословия? Они значат то же, что Христовы слова: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18, 3). У детей чистота и отсутствие самолюбия, этой причины общей отъединенности, у них нет разницы между жизнью внутренней и внешними проявлениями. He желая сознательно влиять на ближних, они бессознательно достигают большего влияния, чем взрослые, чуждые чистоты и открытости. Отъединенный, погибающий человек ищет среди ближних такого сердца, с которым бы мог сразу сродниться, слиться, которое бы не было ему чужим: таково сердце детей - этих всегдашних космополитов.

Но не имеют ли взрослые тех же свойств - непосредственного смирения, чистоты, открытости и сердечной общедоступности? Все это встречается у людей из народа, и тогда они являются миссионерами еще сильнейшими: сразу становится такой человек близким, родным для каждого и свободно может переливать в него содержание своей души, не опасаясь со стороны научаемого горделивого соперничества, - таков «мужик Морей», Макар Иванович, Лукерья (в «Кроткой») и другие. «Прежде всего привлекало в нем (в Макаре Ивановиче), как я уже и заметил выше, его чрезвычайное чистосердечие и отсутствие малейшего самолюбия; предчувствовалось почти безгрешное сердце. Было “веселие” сердца, а потому - “благообразие”. Словцо “веселие” он очень любил и часто употреблял. Правда, находила иногда на него какая-то как бы болезненная восторженность, какая-то как бы болезненность умиления, - отчасти, полагаю, и оттого, что лихорадка, по-настоящему говоря, не покидала его во все время; но благообразию это не мешало. Были и контрасты: рядом с удивительным простодушием, иногда совершенно не примечавшим иронии (часто к досаде моей), уживалось в нем и какая-то хитрая тонкость, всего чаще - в полемических ошибках. А полемику он любил, но иногда лишь ее употреблял своеобразно: видно было, что он много исходил по России, много переслушал, но, повторяю, больше всего он любил умиление, а потому и все на него наводящее; да и сам любил рассказывать занимательные вещи».

Указывая эту способность представителей народа, мы должны оградить нашего великого писателя от тех обвинений в проповеди невежества и суеверий, которые весьма настойчиво и столь же неискренно бросались в него со стороны литературных врагов. Его учители из народа или из монахов всегда любители науки, и даже наук мирских, и не унижают достоинства последних: Макар Иванович даже телескоп знает. Сам Достоевский вот что говорит в «Дневнике писателя» об образовании и о необходимости распространить его в народе: «Образованность и теперь уже занимает у нас первую ступень в обществе. Все уступает ей; все сословные преимущества, можно сказать, тают в ней... В усиленном, в скорейшем развитии образования - вся наша будущность, вся наша самостоятельность, вся сила, единственный сознательный путь вперед, и, что важнее всего, путь мирный, путь согласия, путь к настоящей силе... Только образованием можем мы завалить и глубокий ров, отделяющий нас теперь от нашей родной почвы. Грамотность и усиленное распространение ее - первый шаг всякого образования». «Подростку»-идеалисту вот что пишет он рукой его воспитателя: «Мысль о поступлении вашем в университет в высшей степени для вас благотворна. Наука и жизнь несомненно раскроют в три-четыре года еще шире горизонты мыслей и стремлений ваших, а если и после университета пожелаете снова обратиться к вашей идее, то ничто не помешает тому». Очевидно, не невежество народа хвалится у Достоевского, а свобода его лучших людей от лживой самозамкнутости и болезненного самолюбия, этих злейших врагов нашего возрождения, увы, не замеченных культурною публикой и культурным воспитанием. Ценя науку и образование, Достоевский велит учиться у народа, но не в смысле полного обособления русской жизни от Европы, а в целях, во-первых, нравственных, а во-вторых, и общекультурных, мировых. Европейская культура, проникнутая мотивом самолюбия, не сближает, но разъединяет, внутренне отчуждает людей и народы. Способность истинного духовного объединения со всеми имеет лишь тот, кто смирен сердцем. А так как смирение в России не есть черта личностей только, но черта народная, то есть внедряемая в индивидуумы народною культурой, выросшей из Православия, из православного аскетизма, то и способность духовного общения имеет весь русский народ. Последняя выразилась в гении Пушкина, умевшего художественно перевоплощаться во все народности, чего не мог делать ни Шекспир, ни Шиллер. В этом содержание знаменитой «Пушкинской речи» Достоевского и вообще его учения о всечеловеческой миссии русского народа. О ней говорить мы не будем, но упомянем для подтверждения той мысли, что социальные и философские взгляды Достоевского вытекают из морально-психологических наблюдений и фактов, а не предшествуют им. Возвратимся к рассмотрению жизни личной. Прежде чем перейти к описанию того, как смирение и любовь могут, по Достоевскому, обращать грешников и насаждать Царство Божие, докончим еще обзор характера его миссионеров: после служителей Церкви, детей и крестьян он призывает к этому делу женщин. Женщина любящая, но и смиренная - великая сила.

Любовь, но лишенная смирения, производит семейную муку и гope, так что чем сильнее эта любовь, не к мужу только, но и к детям, тем больше от нее зла, - если нет в ней смирения. От любви гордой измена и запой мужей, самоубийство женихов и страдания детей: любовь Катерины Ивановны - невесты («Братья Карамазовы») и Катерины Ивановны - матери и жены («Преступление и наказание»), любовь Лизы - дочери и невесты, любовь Грушеньки, «Кроткой», или Нелли («Униженные и оскорбленные»), Кати («Неточка Незванова»), жены Шатова («Бесы») и всех вообще гордых натур есть источник зла и ненужных страданий. Напротив, любовь смиренных и самоуниженных - источник мира и покаяния. Таковы мать Раскольникова и Соня, которую даже арестанты начали обожать, угадав в ней сердце смиренное и сокрушенное, такова мать Наташи («Униженные и оскорбленные») и мать «Подростка», безногая сестра Илюши («Братья Карамазовы»), «Неточка Незванова», мать Алеши Карамазова и многие другие. Они не стремятся с силою настаивать на своем, но любовью, слезами, всепрощением и молитвой почти всегда добиваются покаяния и обращения любимых ими мужей, родителей и детей. На трудном шаге отречения от прежней жизни их любимцы и любимицы вдохновляются примером этого постоянного самоотречения, как бы впитывают в себя силу к самоотречению, а любовь исполненного смирения существа делает самый подвиг прежнего гордеца сладостным.

Пятым миссионером у Достоевского является сам возрожденный в своих страданиях.

«Страдающий плотию перестает грешить», - сказал апостол (1 Пет 4, 1). Все почти случаи обращения и раскаяния героев Достоевского происходят во время или тяжелых утрат, или болезней. Разъяснять ту мысль, что «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор 4, 16), мы не будем, ибо она слишком знакома всем читавшим Божественное Писание. Практический отсюда вывод собственно для пастырей тот, что не нужно с ужасом и ропотом смотреть на окружающие страдания, чужие и собственные. Мысль эта вообще примиряет человека с жизнью, успокаивает при виде упорства торжествующей злобы, которая все-таки некогда в страданиях своих даст доступ покаянию, а по слову апостола: «Я насадил, Аполлос поливал, нo возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор 3, 6-7).

Продолжение следует...

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«С чувством надо бережно обращаться, чтобы оно не разбилось. Нет в жизни ничего более ценного, как любовь. Больше прощать следует - вину в себе искать и шероховатости в другом сглаживать. Раз навсегда и бесповоротно выбрать себе Бога и служить ему на протяжении всей жизни. Я отдала себя Федору Михайловичу, когда мне было 18 лет. Теперь мне за 70, а я все еще только ему принадлежу каждой мыслью, каждым поступком. Памяти его принадлежу, его работе, его детям, его внукам. И все, что хоть отчасти его, - мое целиком. И нет и не было для меня ничего вне этого служения», - так писала незадолго до смерти Анна Григорьевна Достоевская.

Мы в сайт считаем, что А. Г. Достоевская была той самой великой женщиной, которая стояла за великим мужчиной. Впрочем, не за. Рядом.

Ранние годы

Анна Сниткина в 1860-х годах.

Анна Григорьевна Сниткина - Неточка, как ласково называли ее в семье, - родилась 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1846 года в Петербурге, в семье чиновника Григория Ивановича Сниткина и его супруги Анны Николаевны Мильтопеус, финки шведского происхождения.

От матери Анна унаследовала педантичность и аккуратность, которые помогли ей окончить Училище Святой Анны в числе лучших, а Мариинскую женскую гимназию - с серебряной медалью. Девушка решила посвятить свою жизнь обучению детей и поступила на педагогические курсы. Однако с этой мечтой Неточке пришлось расстаться: из-за тяжелой болезни отца она была вынуждена бросить обучение. Но Григорий Иванович настоял, чтобы дочь пошла учиться стенографии, и та, благодаря присущей ей старательности, стала лучшей среди своих соучениц.

В 1866 году отец Анны умер и материальное положение семьи заметно ухудшилось. Ее учитель стенографии, П. М. Ольхин, предложил девушке работу: она должна была стенографировать у писателя Ф. М. Достоевского, который, по удивительному стечению обстоятельств, был любимым писателем ее отца. Получив от Ольхина записку, в которой значилось: «Столярный переулок, угол М. Мещанской, дом Алонкина, кв. № 13, спросить Достоевского», она отправилась по указанному адресу.

Встреча с Достоевским

«Он мне не понравился и оставил тяжелое впечатление. Я думала, что навряд ли сойдусь с ним в работе, и мечты мои о независимости грозили рассыпаться прахом».

Ф. М. Достоевский в 1863 году.

Ко времени знакомства с Неточкой Федор Михайлович находился в очень плачевном материальном положении. После смерти брата он принял на себя оставшиеся вексельные долги, из-за которых кредиторы вот-вот грозились забрать все имущество писателя, а его самого отправить в долговую тюрьму. К тому же на попечении Достоевского находилась не только семья умершего старшего брата, но и младший, Николай, а также 21-летний пасынок - сын его первой жены, Марии Дмитриевны.

Чтобы расплатиться с долгами, писатель заключил кабальный контракт на 3 000 рублей с издателем Стелловским, согласно которому он должен был выпустить полное собрание сочинений и написать новый роман в счет той же платы. Издатель поставил Достоевскому четкий срок - роман должен быть готов к 1 ноября, иначе ему пришлось бы выплачивать неустойку, а права на все произведения на несколько лет перешли бы к ушлому дельцу.

Увлекшись работой над «Преступлением и наказанием», писатель совсем забыл о сроках, и «Игрок» - тот самый роман, который должен был быть готов к началу ноября, - существовал лишь в виде набросков. Всегда писавший своей рукой Достоевский вынужден был воспользоваться услугами стенографиста, чтобы уложиться во время. За 26 дней до установленного срока на пороге его квартиры появилась Анна Григорьевна Сниткина.

Титульный лист первого издания романа «Игрок».

И сделала практически невозможное: 30 октября 1866 года «Игрок» был закончен. 3 000 рублей издатель выплатил, однако все деньги ушли кредиторам. Спустя 8 дней Анна вновь пришла к Федору Михайловичу, чтобы договориться о работе над завершением «Преступления и наказания». Однако тот заговорил с девушкой о новом романе - истории старого художника, пережившего много страданий, который встречает молодую девушку по имени Анна.

Спустя годы она вспоминала: «„Поставьте себя на ее место, - сказал он дрожащим голосом. - Представьте, что этот художник - я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили?“ <...> Я взглянула на столь дорогое мне, взволнованное лицо Федора Михайловича и сказала: „Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь! “»

Путешествие в Европу

Анна Достоевская в 1871 году.

«Я поняла, что это не простая „слабость воли“, а всепоглощающая человека страсть, нечто стихийное, против чего даже твердый характер бороться не может. С этим надо примириться, смотреть как на болезнь, против которой не имеется средств».

А. Г. Достоевская. Воспоминания

Анна Григорьевна и Федор Михайлович поженились 15 февраля 1867 года. Первые месяцы их супружеской жизни были тяжелы для молодой женщины: как известно, писатель всю жизнь страдал от эпилепсии, и Анна мучилась от осознания, что ничем не может ему помочь. Терзали ее и сомнения: ей казалось, что муж вдруг разочаруется в ней и разлюбит. Кроме того, многочисленные родственники Достоевского, с которыми ей приходилось жить под одной крышей, относились к ней с пренебрежением, а пасынок мужа и вовсе откровенно издевался.

Чтобы сменить обстановку и не дать браку разрушиться, Анна Григорьевна предложила супругу отправиться в путешествие в Европу, ради которого ей пришлось заложить драгоценности, доставшиеся в приданое. Сам же Федор Михайлович был беден: как только появлялся даже самый маленький гонорар, родственники прибегали с различными просьбами, в которых тот был не в силах отказать . Вообще он был человеком очень добрым и наивным: писатель был готов отдать последнее, не замечая даже явного обмана.

В путешествие супруги отправились с тяжелым сердцем, так как Достоевский боялся, что страсть к рулетке, возникшая в предыдущие заграничные поездки, объявится вновь. 21-летняя Анна и вовсе впервые в жизни оказалась далеко от матери, которую утешала тем, что вернется через 3 месяца (на деле же они вернулись в Петербург спустя 4 года). Девушка пообещала матери записывать все, что будет происходить, в записную книжку - так родился уникальный дневник жены писателя, в котором были описаны многие подробности их тогдашней жизни.

В 1867 году, во время поездки, Анна нашла увлечение, которое оставалось с ней на протяжении всей жизни - коллекционирование почтовых марок, - и стала одной из первых филателисток в России.

Вот что она пишет в «Воспоминаниях»: «Очень меня возмущало в моем муже то, что он отвергал в женщинах моего поколения какую-либо выдержку характера, какое-нибудь упорное и продолжительное стремление к достижению намеченной цели. <...>

Этот спор меня почему-то раззадорил, и я объявила мужу, что на своем личном примере докажу ему, что женщина годами может преследовать привлекшую ее внимание идею. А так как в настоящую минуту <...> никакой большой задачи я пред собой не вижу, то начну хоть с занятия, только что тобою указанного, и с сегодняшнего дня стану собирать марки.

Сказано - сделано. Я затащила Федора Михайловича в первый попавшийся магазин письменных принадлежностей и купила (на свои деньги) дешевенький альбом для наклеивания марок. Дома я тотчас слепила марки с полученных трех-четырех писем из России и тем положила начало коллекции. Наша хозяйка, узнав о моем намерении, порылась между письмами и дала мне несколько старинных Турн-и-Таксис и Саксонского Королевства. Так началось мое собирание почтовых марок, и оно продолжается уже сорок девять лет...»

Люба Достоевская, дочь писателя.

Опасения Достоевского по поводу рулетки были ненапрасны: оказавшись в Европе, он вновь принялся играть, закладывая порой даже обручальное кольцо и драгоценности жены. Но Анна смиренно терпела и утешала его, когда тот рыдал у нее на коленях, прося прощения , - ведь каждый раз после очередного проигрыша он садился за работу и писал без отдыха долгие часы.

Во время путешествия у четы Достоевских родилось двое детей. Их первенец, Софья, прожила всего три месяца: «Я не в силах изобразить того отчаяния, которое овладело нами, когда мы увидели мертвою нашу милую дочь. Глубоко потрясенная и опечаленная ее кончиною, я страшно боялась за моего несчастного мужа: отчаяние его было бурное, он рыдал и плакал, как женщина», - писала Анна Григорьевна.

Их вторая дочь, Любовь, родилась в Дрездене в 1869 году. Но жизнь вдали от родного Петербурга в условиях постоянного безденежья становилась все тягостнее, и в 1871 году Достоевские решили вернуться на родину. Там же, в Германии, писатель сыграл свою последнюю партию в рулетку - тихое непротивление жены сделало свое дело:

«Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. <...> Теперь же все кончено! Это был вполне последний раз. Веришь ли ты тому, Аня, что у меня теперь руки развязаны; я был связан игрой и теперь буду об деле думать и не мечтать по целым ночам об игре, как бывало это. <...> Аня, сохрани мне свое сердце, не возненавидь меня и не разлюби. Теперь, когда я так обновлен, пойдем вместе, и я сделаю, что будешь счастлива! »

И слово Достоевский сдержал: до конца жизни он больше никогда не играл в азартные игры.

Возвращение в Петербург

«Я безгранично любила Федора Михайловича, но это была не физическая любовь, не страсть, которая могла бы существовать у лиц, равных по возрасту. Моя любовь была чисто головная, идейная. Это было скорее обожание, преклонение пред человеком, столь талантливым и обладающим такими высокими душевными качествами».

А. Г. Достоевская. Воспоминания

Анна Григорьевна с детьми Федором и Любовью, Петербург, 1870-е годы.

Более всего в Петербурге Федора Михайловича ожидали кредиторы. Но долгое проживание вдали от дома и многочисленные тяготы превратили скромную и тихую Анну в энергичную и предприимчивую женщину, которая взяла на себя все финансовые дела мужа. Она всегда относилась к супругу как к большому, наивному и простодушному ребенку - хоть он и был старшее нее на четверть века, - которого надо оберегать от всех насущных проблем. Вскоре после возвращения она родила сына Федора, но, невзирая на хлопоты с новорожденным, Анна Григорьевна решила сама разобраться с кредиторами.

Она договорилась с ними об отсрочке платежа и начала заниматься тем, что никогда не делал ни один из русских писателей: готовить роман «Бесы» к самостоятельной публикации без помощи издателей. Со свойственной ей педантичностью Достоевская разобралась во всех тонкостях издательского дела, и «Бесы» разошлись моментально, принеся хорошую прибыль. И с тех пор супруга писателя самостоятельно занималась публикациями всех произведений своего гениального мужа.

В 1875 году в семье случилось еще одно радостное событие - родился второй сын, Алексей. Но, к несчастью, ему передалась болезнь Федора Михайловича, эпилепсия, и первый же приступ, случившийся с мальчиком в 3 года, его убил. Писатель был вне себя от горя, и Анна Григорьевна настояла на том, чтобы он отправился в Оптину пустынь, а сама осталась наедине со своей бедой. «Моя обычная жизнерадостность исчезла, равно как и всегдашняя энергия, на место которой явилась апатия. Я охладела ко всему: к хозяйству, делам и даже к собственным детям », - напишет она в своих «Воспоминаниях» годами позже.

«Идя за гробом Федора Михайловича, я давала себе клятву жить для наших детей, давала обет остальную мою жизнь посвятить, сколько будет в моих силах, прославлению памяти моего незабвенного мужа и распространению его благородных идей ».

Жизнь после смерти Федора Михайловича

«Мне всю жизнь представлялось некоторого рода загадкою то обстоятельство, что мой добрый муж не только любил и уважал меня, как многие мужья любят и уважают своих жен, но почти преклонялся предо мною, как будто я была каким-то особенным существом, именно для него созданным, и это не только в первое время брака, но и во все остальные годы до самой его смерти. А ведь в действительности я не отличалась красотой, не обладала ни талантами, ни особенным умственным развитием, а образования была среднего (гимназического). И вот, несмотря на это, заслужила от такого умного и талантливого человека глубокое почитание и почти поклонение».

Анна Григорьевна пережила писателя на 37 лет и все эти годы посвятила его памяти: только полные собрания сочинений гениального мужа при ее жизни издавались 7 раз, а отдельные книги - в еще большем количестве. В конце XIX века она спустя многие годы принялась за расшифровку стенографических записей 1867 года, которые, как и их письма с супругом и «Воспоминания», были опубликованы уже после смерти Достоевской, поскольку она сама считала их издание нескромным. В память о Федоре Михайловича она организовала в Старой Руссе - там, где у супругов была дача, - школу для бедных крестьянских детей.

Последний год жизни Анны Григорьевны, который она провела в охваченной революцией Ялте, был очень тяжелым: она болела малярией, голодала. 8 июня 1918 года вдова писателя скончалась и была похоронена на Поликуровском кладбище города. Спустя полвека внук Достоевских, Андрей Федорович, перезахоронил ее прах в Александро-Невской лавре - месте, в котором она когда-то родилась, - рядом с могилой обожаемого ею мужа.

Их брак продлился всего 14 лет, но именно в это время Федор Михайлович Достоевский написал все свои самые известные и значимые романы: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». И, кто знает, не будь рядом с ним Анны Григорьевны, стал бы Достоевский главным русским писателем, чьи произведения читают и любят во всех уголках мира?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры