Древние публичные дома. Запрещенные Помпеи — фрески древнего борделя

Главная / Измена мужа

С набеленными лицами, щеками, накрашенными киноварью и подведенными сажей глазами вели свое древнее ремесло римские проститутки. Они были повсюду - у стен Колизея, в театрах и храмах. Посещение проститутки не считалось у римлян чем-то предосудительным. Дешевые жрицы любви продавали быстрый секс в кварталах старого города. Проститутки более высокого ранга, поддерживаемые банщиками, действовали в римских термах.

Ряды представительниц самой древней профессии пополнялись за счет обманутых деревенских девушек, с которыми подписывался договор, который они должны были отрабатывать в харчевнях и борделях. Легальным источником была работорговля. Сутенеры (они существовали уже в Древнем Риме!) как скот покупали женщин, исследовав предварительно их тела, а затем отправляли их на заработки.

Сексуальное использование рабынь было в Риме разрешено законом. Не наказуемо было и изнасилование рабыни сутенером. Владельцы борделей широко использовали детскую проституцию. Торговля рабынями, которые становились проститутками, приносила доходы, равные доходам от вывоза и ввоза пшеницы и вина. Постоянно требовались новые молодые, стройные женщины ("рубенсовские фигуры" успехом не пользовались). Наибольший спрос был на совсем молодых нежных девушек, что отвечало педофильным наклонностям римлян. После 30 лет проститутка в Риме не котировалась. Ее уделом были пьянство, болезни и ранняя смерть. Редкой женщине удавалось скопить немного денег на старость.

Сохранились древние изображения "камер любви" в борделях. Это было, как правило, тесное помещение с ложем из камня, покрытый грубой тканью. Таково было пристанище быстрого полового акта, где не снималась даже обувь. Посещение борделя было доступно и беднейшим слоям римского населения. Его стоимость колебалась от 2 до 16 асов, и, примерно, соответствовало цене кружки вина или одного хлеба. В то же время услуги известных куртизанок могли обойтись клиенту в тысячи асов. Наиболее дешев был оральный секс (Моника Левински из Вашингтона этого, конечно, не знала). Женщины, им занимавшиеся, считались в Риме "нечистыми", с ними не пили из одного бокала, их не целовали. Зато женщины с бритыми половыми органами ценились особенно высоко. Рабыни в римских термах специализировались на удалении волос с лобка.

О венерических болезнях в Древнем Риме знали мало и считали их результатом сексуальных излишеств и извращений. Начиная с 40-го года новой эры проститутки должны были платить налоги. Их расчет производился исходя из unus concubitus - то есть одного акта в день. Заработанное сверх этой нормы налогом не облагалось. Все римские цезари крепко держались за налог на живой товар, приносивший казне изрядный доход. Даже уже в христианском Риме выгодный налог долгое время сохранялся.

Свободой в вопросах половой жизни в Риме пользовались лишь мужчины. Для женщин царили патриархальные нравы, хотя, иная римская матрона позволяла себе любовные утехи с молодым рабом. Римские философы и поэты часто обращались к теме свободной любви. Гораций писал: "Коль набух твой член и под рукой служанка или раб, разве ты готов отказаться от них? Я - нет, я люблю эротику, легко дающую наслаждение".

Древнее здание Лупанарий (именно так назывались бордели в древнем Риме), погребенное 24 августа 79 года вместе с остальными городскими постройками под лавой Везувия, неплохо сохранилось до наших дней, передает CBC .

На его стенах все еще можно разглядеть фрески с откровенными сексуальными сценами, которые служили своеобразным «меню услуг» для посетителей древних итальянских борделей.

Археологи утверждают, что это место пользовалось огромной популярностью среди местных политиков и богатых торговцев.

Всего на территории Помпей было обнаружено около 200 борделей на 30 тысяч населения. Тогда считалось нормой, если женатый мужчина спит с другими, но замужней женщине изменять своему мужу запрещалось под страхом заключения

Этот Лупанарий был самым крупным из обнаруженных в Помпее. Его раскопали в 1862 году, но свои двери для туристов он открыл сравнительно недавно из-за затянувшейся реставрации. Это был самый крупный бордель в городе.

Это двухэтажное здание в самом центре Помпеи с пятью комнатами — по два квадратных метра каждая — вокруг вестибюля. В стены комнат были встроены каменные ложа с тростниковыми одеялами. Именно в таких комнатах трудились лупы («lupa» – проститутка).

Во всех комнатушках не было окон. Освещались они огненными фонарями круглые сутки. Археологи утверждают, что в помещениях стояла сильная вонь и духота.

Напротив входа располагалось отхожее место – одно на всех, а в вестибюле возвышался своеобразный трон, на котором восседала «мадам» – старшая лупа и привратница по совместительству.

Для особенных гостей были и VIP комнаты, которые находились на втором этаже. Но какого-либо отличия от нижних комнат они не имели, кроме балкона, с которого можно было зазывать клиентов.

В соответствии с законами, бордели открывались в 3 часа пополудни. Час пик приходился на поздний вечер – начало ночи.

За каждой проституткой была закреплена своя комната с выбитым над входом именем владелицы. Это дает возможность предположить, что местные лупы жили в других местах, а в бордель приходили только на работу.

Так же, как и во всем Древнем Риме, проститутки Помпеи должны были пройти государственную регистрацию для получения лицензии. Они платили налоги, и имели особый статус среди женщин. Их профессия не считалась чем-то позорным.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Лупанарий — публичный дом в Древнем Риме, размещенный в отдельном здании. Название происходит от латинского слова "волчица" (лат. lupa) — так в Риме называли проституток.

О степени распространенности проституции в римских городах можно судить по примеру Помпей, где обнаружено 25—34 помещений, использовавшихся для проституции (отдельные комнаты обычно над винными лавками), и один двухэтажный лупанарий с 10 комнатами.

В Помпеях подобные места старались не афишировать. С улицы в лупанарий вела низкая и неприметная дверь. Однако найти лупанарий не представлялось сложным делом даже для заезжих торговцев и моряков. Посетители ориентировались по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой. Они пробирались в лупанарий после наступления темноты, прикрываясь низко надвинутыми капюшонами. Специальный остроконечный головной убор, называемый cuculus nocturnus (ночная кукушка), скрывал лицо благородного клиента борделя. Упоминание об этом предмете есть у Ювенала в рассказе о похождении Мессалины.

Обитательницы лупанариев принимали гостей в небольших комнатах, расписанных фресками эротического содержания. В остальном обстановка этих крохотных комнат была предельно проста, в сущности, это было одно узкое каменное ложе длиной около 170 см, которое сверху застилали матрасом. По требованию властей все женщины легкого поведения носили приподнятые к груди и завязанные сзади красные пояса, называемые mamillare.




Семь царей Рима

Лупанар в Помпеях

Большинство проституток происходило из рабынь и рабов , работавших таким образом по принуждению хозяина, или вольноотпущенниками , которые зарабатывали себе на жизнь (лат. mulier, quae palam corpore quaestum facit , официальное название).

Внутри римский публичный дом «лупанарий » (lupanar ) был разделён на тесные каморки. К примеру, лупанарий, открытый при раскопках в Помпеях в 1862 году и расположенный в центре города, состоял из партера и первого этажа, в партере находились пять узких комнат, окружавших вестибюль, каждая площадью в 2 кв. м., с вделанной в стену кроватью, с рисунками и надписями эротического содержания. Против входа находилось отхожее место, а в вестибюле - перегородка для привратницы. Комнаты не имели окон, только дверь в коридор, поэтому даже днём приходилось зажигать огонь. Убранство комнат было примитивным и состояло из покрывала на полу или кровати с одеялом, сплетённым из тростника. Вероятно, в борделях проститутки не жили постоянно, а лишь приходили на определённое время, установленное законом. Каждая проститутка получала на ночь отдельную комнату с обозначенным на двери её прозвищем , внесённым в проституционные списки, или «титулом». Другая надпись указывала, занята ли комната.

Время посещения борделей начиналось в 3 часа пополудни и продолжалось до утра. Временные ограничения устанавливались законом, чтобы молодёжь не начинала посещать эти заведения уже с утра, пренебрегая гимнастикой .

Цена услуг проституток была различной; так, в Помпеях цена за один раз варьировала от 2 до 23 ассов .

У женщин данной профессии был свой праздник - Виналии , который отмечался 23 апреля у Коллинских ворот и был посвящён богине Венере .

Законодательное регулирование

Римские законы, касающиеся проституции, строго проводили принцип регистрации и регламентации . Функции полиции нравов были возложены на эдилов , которые осуществляли надзор за кабаками, банями , борделями и проводили там обыски с целью выявления нерегламентированных проституток и раскрытия других злоупотреблений. Все женщины, занимавшиеся проституцией, были обязаны сами заявлять о себе эдилу, чтобы получить разрешение на это занятие, при этом их имена заносились в особую книгу . После записи женщина меняла своё имя. Из сочинений Марциала и надписей в Помпеях известны такие профессиональные имена проституток, как Дравка, Итонузия, Лаис, Фортуната, Лициска, Таис, Леда, Филенис и другие. Предписания закона касались и одежды . После регистрации и смены имени проститутки лишались права носить украшения , подобающие честным женщинам. В то время как матроны носили костюм под названием стола , проститутки носили более короткие туники и поверх них тоги тёмного цвета. Матроны, уличённые в прелюбодеянии , также носили тоги, но белого цвета. Впоследствии различия в одежде между проститутками и остальными женщинами сгладились.

Проституция в Древнем Риме приняла поистине колоссальный размах. С набеленными лицами, щеками, накрашенными киноварью и подведенными сажей глазами вели свое древнее ремесло римские проститутки. Они стояли повсюду - у стен Колизея, в театрах и храмах. Посещение проститутки считалось у римлян весьма обычным явлением. Дешевые жрицы любви продавали быстрый секс в кварталах старого города. Проститутки более высокого ранга, поддерживаемые банщиками, действовали в римских термах.

По мнению ученых на фреске изображена женщина легкого поведения!! Судя по одежде или отсутсвию таковой!!

Торговля рабынями, которые становились проститутками, приносила доходы, равные доходам от вывоза и ввоза пшеницы и вина. Постоянно требовались новые молодые, стройные женщины ("рубенсовские фигуры" успехом не пользовались). Наибольший спрос был на совсем молодых девочек, а также мальчиков, что отвечало педофильным наклонностям древних римлян.

Обширное распространение проституции доказывается богатством синонимов в латинском языке для обознчения разного рода проституток, что заставляет думать, будто они делились на множество каст, чего на самом деле, однако не было.

"Alicariae", или булочницы - проститутки, что держались вблизи булочников и продавали лепёшки, приготовленные из крупитчатой муки без соли и дрожжей, назначенные для приношений Венере, Изиде, Приапу и другим сексуальным богам и богиням. Лепёшки эти, называвшиеся "coliphia" и "siligines", имели обыкновенную форму мужских и женских половых органов.

"Bustuariae" - назывались те проститутки, что по ночам бродили около могил (busta) и костров и часто исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.

"Copae" или "Taverniae" - проститутки, что жили и вели промысел в трактирах и гостиницах.

"Forariae" - назывались девушки, переодически приезжающие из деревень в город, чтобы заняться проституцией.

"Famosae" - проститутки патрицианки, не стыдящиеся развратничать в публичных домах, чтобы удовлетворить свою ненасытную похоть, а потом пожертвовать заработанные деньги на храмы и алтари чтимых богов.

"Nani" - назывались маленькие девочки, начавшие заниматься проституцией еще с шестилетнего возраста.

"Junicae" или "vitellae" - проститутки толстушки.

"Noctuvigines" - проститутки, что бродили по улицам и занимались своим промыслом исключительно ночью.

"Ambulatrices" - проститутки, торговавшие собой на наиболее многолюдных улицах.

"Scorta devia" - проститутки принимавшие своих клиентов у себя дома, но для этого постоянно находившиеся у окон своего жилища, чтобы обратить на себя внимание прохожих.

"Subrurranae" - низший класс проституток - жительниц римского предместья Suburra заселенного исключительно ворами и проститутками.

"Schaeniculae" - проститутки отдававшиеся солдатам и рабам. Носили тростниковые или соломенные пояса как знак своего постыдного ремесла.

"Diobalares" или "diobalae" - название старых, изношенных проституток, что требовали за свою любовь только два аса. Плавт говорит в своём Pennulus, что к услугам такого рода проституток обращались исключительно негодные рабы и самые низкие люди.

Для всех проституток было одинаково оскорбительно, когда их называли "scrantiae", "scraptae" или "scratiae" - очень бранные слова, приблизительно означающие ночной горшок или стульчак.

Монеты известные как спинтрии, или бордельные марки

Монеты изготавливали из бронзы или латунного сплава, и в начале I-го века н. э. спинтрии получили широкое распространение как платёжное средство — ими рассчитывались в лупанариях (публичных домах). Название происходит от латинского слова "волчица" (лат. lupa) — так в Риме называли проституток

На одной из сторон монеты был изображён какой-либо эротический сюжет или половой орган (как правило, мужской). С другой стороны чеканились цифры от I-го до XX-ти, при этом номинал и курс обмена бордельных марок на другие денежные единицы неизвестен, зато можно предположить, что стоимость «девушки по вызову» колебалась в различных городах от 2-х до 20-ти ассов (древнеримская медная монета).

Например, вот надпись на стене одной из ванных комнат, которую можно перевести примерно так:


Римский историк Дион Кассий в одном из своих трудов предполагает, что спинтрии появились на свет, чтобы «обойти» один из законов императора Тиберия, который приравнял расчёт в борделях деньгами с изображением императора к государственной измене.
А другие говорят, что бордельные марки, напротив, появились, чтобы подорвать репутацию этого кесаря, которому иногда приписывают сексуальную распущенность.

публичный дом (лупанарий)

Название происходит от латинского слова «волчица»

(лат. lupa) — так в Риме называли проституток

Вид самих лупанариев, комфорт и роскошь были в них не самые лучшие!!

В кубикулах нижнего этажа — каменные ложи (покрываемые матрацами) и граффити на стенах

Проститутки древнего Рима были видны издалека!!

Согласно статистике, женские ножки в туфлях на каблучках вызывают восторг у 75% мужчин. Дамы легкого поведения поняли это еще более 2 тысяч лет назад. Каблуки заставляют женщину соблазнительно покачивать бедрами и идти очень мелкими шагами, что делает ее грациознее и таинственнее.

отличались проститутки также светлыми волосами!!

Многочисленные походы имперских полководцев наводнили Вечный город пленными женщинами из Германии и Галлии. Несчастные обычно попадали в публичные дома в качестве рабынь, а так как среди них преобладали блондинки и рыжие, через некоторое время был издан закон, обязывающий абсолютно всех римских «жриц любви» перекрасить волосы в светлый цвет (или в рыжий), чтобы таким образом отличать их от «порядочных" брюнеток
Кстати, есть мнение, что именно с тех времён мужчины подсознательно считают блондинок более доступными, чем женщин с тёмными волосами.

Иногда раскопки древних лупанарие раскрывали ужасные тайны древних " домов терпимости"


Наверное так выглядели жизнь и быт и сами обитательницы лупанариев!!

Борделей же в Вечном городе было как грязи. Найти ближайший лупанарий (в Риме тружениц секс-труда называли волчицами — lupae) не составляло труда.
Можно было идти по указателям — стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой, которые приводили желающих в вертеп. Либо ориентироваться по масляным лампам, установленным у входа.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры