Духовой инструмент: особенности, виды, история возникновения. Духовые музыкальные инструменты

Главная / Измена мужа
Духовые инструменты, фото которых без проблем можно найти в Интернете, представляют собой огромную группу музыкальных приспособлений для воспроизведения звуков. Какие это инструменты? Это могут быть трубки, трубы, изготовленные из металла или дерева, с наличием определенного количества кнопок на своей поверхности. Воздух, который находится в самом теле трубы, называется «столбом», благодаря нажатию клавиш, или перекрытию наружных отверстий, происходит колебание того самого столба, и из трубы выходит звук. Таким образом и работают духовые инструменты, просто отличаясь друг от друга объемом «столба», формой трубки и исходящим итоговым звуком.
Духовые инструменты, фото которых мы видим в медном или деревянном обличье, незаменимы в работе любого большого оркестра. Да и современную обычную песню создать без звука трубы очень сложно. Но существуют также и более современные форматы духовых инструментов. Они могут быть сделаны даже из пластика, с огромным количеством клавиш и даже определенного рода внутренними цилиндрическими лабиринтами. А все из-за желания «выжать» из обычного саксофона, кларнета или гобоя нечто новое и совершенно неординарное. Клавишные духовые - это орган и такой необычный предмет, как фисгармония.

Духовые инструменты: их названия и методы игры на них

Современные духовые инструменты, названия которых удивляют не меньше их звучания, незаменимы в создании музыки. Низкий, но при этом очень глубокий и интересный звук, который они издают, невозможно получить ни одним другим музыкальным приспособлением. Тут же очень важно из чего создан инструмент, срок его работы и, конечно, мастерство самого музыканта.
Духовые инструменты, названия которых приведены ниже, относят к группе деревянных. Это флейта, гобой, кларнет, фагот, зурна и редкий сегодня балабан. Все они по форме представляют собой тонкую трубку, которая имеет на поверхности кнопки и отверстия, после нажатия/перекрытия которых и осуществляется непосредственно игра.
Труба, валторна, тромбон, туба - это уже классическая медь. Иногда, правда, эти духовые инструменты могут быть вылиты из серебра или латуни. От этого также зависит итоговое звучание. Все это изогнутые трубы, отличающиеся формой, массой, габаритностью.
Саксофон - отдельная ниша в группе духовых инструментов, потому как он также относится к классу язычковых и тростевых. Им пользуются как в большом оркестре, так и в маленьком ансамбле и даже сольно. Джаз не имел бы такой популярности, если бы не игра известных саксофонистов. С начала ХХ века саксофон стал одним из самых популярных предметов, игре на котором мечтают научиться начинающие музыканты.

Духовые инструменты - список самых необычных

Духовые инструменты, список которых большой и длинный, не перестают модернизироваться. Даже не смотря на то, что новый саксофон или трубу изобрести точно никому не удастся, можно найти примеры самых необычных инструментов этого класса.
Вот, например, альпийский рожок. Чем не духовой музыкальный инструмент? Он работает по принципу обычной трубы, относится к подвиду деревянных. По внешнему виду этот рожок - вовсе не рожок, а целый рог, который удержать в руках одному человеку очень сложно. Его используют в горных районах для оповещения всего населения о каком-либо происшествии.
Духовые инструменты, список которых также содержит очень нестандартные, вмещает в себе вакрапуку. Это древнейшая труба, которая изогнута в нескольких местах и больше походит на обычную змею. Вакрапуку делают со сплава металла и рогов скота и до сих пор используют в Африке на местных праздниках и гуляньях, как музыкальный аккомпанемент.
1500 лет насчитывает история музыкального духового инструмента под названием диджериду. Интересно, что он воспроизводит нечто более походящее на жужжание. Древние народы считали, что трубка из эвкалипта передает живому человеку то, что говорят в потустороннем мире духи.

Название духовых музыкальных инструментов многим из нас знакомо еще со школы

В мире насчитываются сотни различных названий духовых музыкальных инструментов. Их звучание может сильно отличаться друг от друга, но работают они по одному принципу. Они звучат, когда воздух начинает вибрировать в полости трубки инструмента или трубок, при этом регистр определяется вместительностью этой полости. Чем она меньше, тем выше звук, поскольку колебания воздуха в ней происходят чаще, чем в трубке с полостью большего размера.

Названия многих духовых музыкальных инструментов знакомы каждому со школьной скамьи: труба, гобой, саксофон, кларнет, волынка, рожок, дудук, валторна, орган, фисгармония, флейта,горн.

Виды духовых музыкальных инструментов

Разделять инструменты принято на:

  • медные;
  • деревянные;
  • клавишные.

Если первые два названия исторически обоснованы материалом, из которого изготовлен инструмент, то под термином «клавишные духовые» скрываются инструменты с особым устройством. Они состоят из различных трубок, куда воздух попадает с помощью мехов, приводимых в действие ногами или руками. Самый известный клавишный духовой инструмент – орган.

Сегодня для определения классификации практически не имеет значения, из какого материала произведен инструмент. Если раньше они изготавливались, к примеру, из дерева, то сейчас могут быть также из стекла, металла, пластика, глины, а если в прошлом делались из меди – то сейчас из любого металлического сплава, особенно популярна латунь. Интересно, что в эпоху барокко существовали медные духовые инструменты из дерева, покрытые листовой медью. То есть, чтобы отнести инструмент к тому или иному виду, учитывают не только материал, но и способ звукоизвлечения.

Медные духовые музыкальные инструменты

Чтобы получить музыкальный звук из медного духового инструмента, нужно вдувать воздух в трубку. При смене положения губ и при различном объеме выдуваемого воздуха будет меняться тон и сила звучания.

Популярные медные духовые музыкальные инструменты:

  • труба;
  • валторна;
  • флюгельгорн;
  • саксгорн;
  • корнет;
  • горн;
  • тромбон;
  • геликон.

Многие из этих инструментов обязательно включают в состав симфонического оркестра. Есть для них и много сольных сочинений. Большое распространение медные духовые получили в джазе. Самые известные музыканты, добившиеся виртуозной игры на медных духовых, это Луи Армстронг, Чет Бейкер, Ли Морган, Лестер Боуи и другие. Одним из лучших трубачей современности считается американский музыкант Кристиан Скотт.

Эти инструменты часто используют и в экспериментальной музыке. Норвежский трубач Нильс Петтер Мольвер смог добиться интересного сочетания хип-хопа, техно, эмбиента, которое сопровождается игрой на трубе.

Из отечественных духовиков, чье творчество связано с медными инструментами, можно отметить Аркадия Шилклопера.

История медных духовых инструментов

Предками медных духовых являются первые сигнальные трубы и охотничьи рога, которыми созывали людей или предупреждали об опасности. После совершенствования техники производства и различных ремесел, были созданы более сложные модели инструментов. Они уже могли издавать не один, а значительное количество звуков.

Видео о медных духовых инструментах

Новый этап развития этих инструментов наступил в начале 19 века, когда был изобретен вентильный механизм. Таким образом, сегодня выделяют несколько семейств медных инструментов:

  • Натуральные. Извлекают только звуки натурального звукоряда (горн).
  • Вентильные. Оснащены специальными вентилями, которые позволяют вручную регулировать объем воздуха в инструменте, следственно и повышать или уменьшать регистр. К этому семейству относится большая часть медных духовых (трубы, тубы, валторны).
  • Оснащенные выдвижной трубкой (кулисой), которая так же регулирует объем воздуха (тромбон).
  • Клапанные. Работают по принципу деревянных инструментов, когда музыкант играет на них, закрывая и открывая пальцами отверстия, проделанные в корпусе (русский рожок).

Деревянные духовые музыкальные инструменты

К этой группе относятся те инструменты, которые выдают звуки под действием исполнителя, наполняющего его полость воздухом и открывающего или закрывающего отверстия в теле инструмента пальцами или клапанами. К ней относится большинство народных инструментов.

Деревянные духовые музыкальные инструменты представлены большим разнообразием:

  • саксофон;
  • флейта;
  • гобой;
  • фагот;
  • кларнет;
  • свирель;
  • дудук;
  • блокфлейта;
  • волынка;
  • жалейка.

Деревянные духовые инструменты являются неотъемлемой частью фольклорной музыки. Являются обязательными в составе симфонического оркестра, нередко используются в духовых оркестрах. Многими композиторами написаны сольные концерты для деревянных духовых, особенно в эпоху барокко и классицизма.

Кинокомпозиторы также часто обращаются к этим инструментам. Большой любовью пользуется гобой. Он звучит, например, в главной теме ко второму эпизоду киносаги «Звездные войны». Греческий композитор Элени Караиндру, написавшая музыку к большинству фильмов Тео Ангелопулоса, активно использует гобой и саксофон для передачи музыке определенного цвета.

Саксофон – еще один популярный джазовый инструмент. Известные исполнители: Джерри Маллигэн, Чарли Паркер.

История деревянных духовых

Первые деревянные духовые инструменты известны с древнейших времен. Древние греки использовали авлос, а египтяне играли на мемете. Многие народы создавали свои уникальные инструменты: дудук в Армении, сурнай в Казахстане, хитирики в Японии, волынка в Шотландии, жалейка в России. У венгров известны инструменты тарогато и тороксип. Румынский и молдавский духовой музыкальный инструмент чимпой очень похож на волынку и работает по тому же принципу, когда звук извлекается с помощь мехов и трубочек, в которые загоняется воздух, и через которые воздух выходит, издавая определенные звуки.

Видео о духовых деревянных инструментах

Уже в 12 веке в Европе играли на гобое. Об этом свидетельствуют сохранившиеся с того времени гобелены и картины, на которых изображены музыканты с этим инструментом.

На сегодняшний день все деревянные духовые делятся на:

  • Язычковые. Они вбирают воздух через специальный язычок или тросточку. Бывают инструменты с одинарной тростью (саксофон, кларнет) и двойной (почти все народные духовые инструменты, гобой, фагот).
  • Лабиальные. В таких инструментах, например, во флейте, отверстие для воздуха расположено поперек тела, при этом колебание внутри трубки создается при рассечении воздушным потоком краев отверстия.

Клавишные духовые музыкальные инструменты

Духовые клавишные музыкальные инструменты устроены довольно сложно. Звуки появляются от колебаний язычков, музыкант приводит их в действие с помощью клавиш, клапанов или педалей.

Основные клавишные духовые:

  • орган;
  • фисгармония;
  • электроорган;
  • оркестрион;
  • мелодическая гармоника;
  • гидравлос.

Такие инструменты также известны с древности. Например, история органа насчитывает несколько тысячелетий. Считается, что первые упоминания о нем были в третьем веке до нашей эры. Похожий инструмент изображен на некоторых древних монетах. Известно, что инструмент, максимально похожий на современный орган, появился в четвертом или пятом веке нашей эры, а в христианских богослужениях его начали использовать несколько столетий спустя.

Первые нотные партитуры, известные сегодняшним исследователям, написаны Адамом из Илеборга в середине 15 века. Органу посвящали свои произведения Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Георг Фридрих Гендель, Ференц Лист, Антон Брукнер,

Лучшие производители органов традиционно жили в Италии, Франции, Германии, хотя еще раньше Византия славилась производством этих инструментов, но со временем утратила эту позицию. После 19 века лучшими мастерами считаются французы, которые смогли создать симфонические органы, очень мощные и объемные по звучанию.

Орган сегодня – самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент, и играть на органе очень сложно. При этом самым большим среди органов считается инструмент Wanamaker. Сейчас он находится в одном из филадельфийских торговых центров, но первоначально создавался в Лос-Анджелесе. У этого инструмента почти 400 регистров, а трубочек в нем насчитывается ровно двадцать восемь тысяч четыреста восемьдесят две.

Звучание какого духового музыкального инструмента нравится Вам больше всего? Поделитесь своим мнением в

Инструменты духового оркестра. Wind instruments

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты, тенора, баритоны, тубы. Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: трубы, тромбоны, валторны. В группу деревянных духовых инструментов входят лабиальные — флейты и лингвальные (язычковые) — кларнеты, саксофоны, гобои, фаготы. В группу основных ударных инструментов входят литавры, большой барабан, тарелки, малый барабан, треугольник, бубен, там-там. Используются также джазовые и латиноамериканские ударные: ритм-тарелки, конго и бонго, том-томы, клавес, тартаруга, агого, маракасы, кастаньетты, пандейра и др.

  • Медные духовые инструменты
  • Труба
  • Корнет
  • Валторна
  • Тромбон
  • Тенор
  • Баритон
  • Ударные инструменты
  • Малый барабан
  • Большой барабан
  • Тарелки
  • Литавры
  • Бубен и тамбурин
  • Деревянная коробочка
  • Треугольник
  • Деревянные духовые инструменты
  • Флейта
  • Гобой
  • Кларнет
  • Саксофон
  • Фагот

Оркестр

Духовой оркестр — оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнительское объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в конце 17 — начале 18 вв. (военно-духовые оркестры при полках русской армии).

Инструментальный состав Д. о. постепенно совершенствовался. Современный духовой оркестр имеет 3 основные разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42-56 и более исполнителей). В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определенной и без определенной высоты звука. При исполнении концертных произведений в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фортепиано и др. инструменты.

Современные Д. о. ведут разностороннюю концертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечественной и мировой музыкальной классики. Среди советских дирижеров Д. о. — С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, Ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.

Большая советская энциклопедия

Строение духового оркестра

Основные группы, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время у нас в СССР эта группа обычно именуется основной медной группой. В нее входят: а) инструменты высокой тесситуры — саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты); б) инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны; в) инструменты низкого регистра — саксгорн-бас и саксгорн-контрабас.

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты. Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны — выполняют в духовом оркестре две важные задачи. Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.). Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Непосредственно к этой группе примыкают медные инструменты, типичные для симфонического оркестра, — валторны, трубы, тромбоны (по принятой в СССР терминологии духового оркестра — так называемые «характерные медные»).

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов. Это — флейты, кларнеты с их основными разновидностями, а в большом составе также гобои, фаготы, саксофоны. Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты, кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, «служат преимущественно для колорита оркестра», то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна. Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является фактор высотный: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения. Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны, трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.

Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».

Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.

Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника, ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования, подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Этот состав характеризуется прежде всего введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн. Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух больших и piccolo), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями, двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре геликоны, как правило, заменяются тубами (строй их, принципы игры, аппликатура те же, что и у геликонов).

Ударная группа добавляется литаврами, обычно тремя: большой, средней и малой.

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4-5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10-12 человек, малый смешанный 25-30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк. И. Губарев. М.: Советский композитор, 1963

Основные сведения Авлос - древний духовой деревянный музыкальный инструмент. Авлос считается далёким предшественником современного гобоя. Был распространён в Передней Азии и Древней Греции. Исполнитель обычно играл на двух авлосах (или двойном авлосе). Игра на авлосе применялась в античной трагедии, при жертвоприношении, в военной музыке (в Спарте). Сольное пение в сопровождении игры на авлосе называлось авлодией.


Основные сведения Английский рожок - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой альтовый гобой. Своё название английский рожок получил из-за ошибочного применения французского слова anglais («английский») вместо правильного angle («изогнутый углом» - по форме охотничьего гобоя, от которого и произошёл английский рожок). Устройство По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет больший размер, грушевидный раструб


Основные сведения Бансури - древний индийский духовой деревянный музыкальный инструмент. Бансури представляет собой поперечную флейту, изготовляемую из цельного куска бамбука. Имеет шесть или семь игровых отверстий. Распространён бансури в Индии, Пакистане, Бангладеше и Непале. Бансури очень популярен у пастухов и является частью их обычаев. Его можно увидеть также в буддистской живописи около 100 года нашей


Основные сведения Бас-кларнет (итал. clarinetto basso) - духовой деревянный музыкальный инструмент, басовая разновидность кларнета, появившаяся во второй четверти XIX века. Диапазон бас-кларнета - от D (ре большой октавы; на некоторых моделях диапазон расширен вниз до B1 - си-бемоль контроктавы) до b1 (си-бемоль первой октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но они не применяются.


Основные сведения Бассетгорн - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Бассетгорн имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, однако большую длину, из-за чего звучит ниже. Для компактности трубка бассетгорна слегка изогнута у мундштука и у раструба. Помимо этого, инструмент снабжён несколькими дополнительными клапанами, расширяющими его диапазон вниз до ноты до (по написанию). Тембр бассетгорна


Основные сведения, история Блокфлейта - духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых духовых инструментов, таких как свирель, окарина. Блокфлейта - разновидность продольной флейты. Блокфлейта известна в Европе с XI века. Она была широко распространена в XVI-XVIII веках. Использовалась как сольный инструмент, в ансамблях и оркестре. Для блокфлейты писали А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Г. Ф.


Основные сведения Брёлка - русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, бытовавший в прежние времена в пастушеской среде, а ныне изредка появляющийся на концертных площадках в руках музыкантов фольклорных ансамблей. Брёлка обладает сильным звуком очень яркого и светлого тембра. Брёлка по своей сути не что иное, как древний вариант гобоя, однако по сравнению с пастушеской жалейкой,


Основные сведения Вистл - духовой деревянный музыкальный инструмент, кельтская народная дудка. Изготавливаются вистлы, как правило, из жести, но существуют также деревяенные, пластиковые и даже серебрянные варианты инструментов. Вистл очень популярен не только в Ирландии, но и во всей Европе. Большинство вистлов, однако, делается в Англии и Ирландии, они же наиболее популярны среди вистлеров. Вистлы существуют


Основные сведения Гобой - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром. Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие


Основные сведения Гобой д’амур - духовой деревянный музыкальный инструмент, очень похожий на обычный гобой. Гобой д’амур слегка больше обычного гобоя и, по сравнению с ним, даёт менее напористый и более мягкий и спокойный звук. В семействе гобоев он ставится как меццо-сопрано или альт. Диапазон - от соль малой октавы до ре третьей октавы. Гобой д’амур


Основные сведения, происхождение Ди (хэнчуй, хэнди - поперечная флейта) - старинный китайский духовой деревянный музыкальный инструмент. Ди - один из наиболее распространённых в Китае духовых инструментов. Предположительно был завезён из Средней Азии в период между 140 и 87 г. до н. э.. Однако, в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около


Основные сведения Диджериду (англ. didjeridoo) - древнейший духовой деревянный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии. Один из самых древних музыкальных инструментов на Земле. Диджериду – европейско-американское название древнейшего музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют йедаки (yidaki). Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый


Основные сведения Дудка - народный духовой деревянный музыкальный инструмент, состоящий из деревянной (чаще бузинной) тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания - мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук. В Украине до настоящего времени сохранилось название сопилка (сопель), в России встречающееся редко, в Белоруссии оно


Основные сведения Дудук (циранапох) - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами. Традиционное название армянского дудука - циранапох, что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева». Музыка


Основные сведения Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Жалейка известна также под названием жаломейка. Происхождение, история жалейки Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII


Основные сведения Зурна - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, распространённый у народов Закавказья и Средней Азии. Зурна представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями, одно из которых находится на противоположной остальным стороне. Диапазон зурны - около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда. Тембр зурны яркий и пронзительный. Зурна находится в близком


Основные сведения Кавал - пастушеский духовой деревянный музыкальный инструмент. Кавал представляет собой продольную флейту с длинным деревянным стволом и 6-8 игровыми отверстиями. В нижнем конце ствола могут быть ещё до 3-4 отверстия, предназначенных для подстройки и резонирования. Звукоряд кавала - диатонический. Длина кавала достигает 50-70 см. Кавал распросранён в Болгарии, Молдавии и Румынии, Македонии, Сербии,


Основные сведения, устройство Камыль - адыгейский духовой деревянный музыкальный инструмент, традиционная адыгская (черкесская) флейта. Камыль представляет собой продольную флейту, сделанную из металлической трубки (чаще всего - из ружейного ствола). В нижней части трубки имеются 3 игровых отверстия. Возможно, изначально инструмент изготовлялся из тростника (на что указывает название). Длина камыля составляет около 70 см. Звукоряд камыля


Основные сведения Кена (исп. quena) - духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Кена обычно изготавливается из тростника, меет шесть верхних и одно нижнее игровое отверстие. Как правило, кена делается в строе G (соль). Флейта кеначо представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D (ре).


Основные сведения Кларнет - духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью. Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет


Основные сведения Кларнет д’амур (итал. clarinetto d’amore) - духовой деревянный музыкальный инструмент. Устройство Подобно видовому инструменту, кларнет д’амур имел одинарную трость и цилиндрическую трубку, однако ширина этой трубки была меньше, чем у обычного кларнета, звуковые отверствия также были более узкими. Кроме того, часть трубки, к которой прикреплялся мундштук, была слегка изогнута для компактности - корпус


Основные сведения Колюка - духовой деревянный музыкальный инструмент - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений - борщевик, пастушья дудка и другие. Роль свистка или пищика выполняет язык. Высота звука достигается за счет передува. Для изменения звука также используется нижнее отверстие трубки, которое зажимается пальцем либо


Основные сведения Контрафагот - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность фагота. Контрафагот - инструмент такого же типа и устройства, что и фагот, но с большим вдвое столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота. Контрафагот является самым низким по звучанию инструментом группы деревянных духовых и исполняет в ней контрабасовый голос. Названия контрафагота на


Основные сведения Кугиклы (кувиклы) - духовой деревянный музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты Пана. Устройство кугикл Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые


Основные сведения Курай - национальный башкирский духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту. Популярность курая связана его тембровым богатством. Звучание курая поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Основная и традиционная особенность игры на курае - это умение играть грудным голосом. Легкий свист прощается только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию


Основные сведения Мабу - традиционный духовой деревянный музыкальный инструмент жителей Соломоновых островов. Мабу представляет собой деревянную трубу с раструбом, выдалбливаемую из отрезка ствола дерева. К верхнему концу прикреплялась половинка кокосового ореха, в которой проделывалось игровое отверстие. Крупные экземпляры мабу могли достигать до метра в длину при ширине раструба около 15 см и толщине стенок около


Основные сведения Мабу (мапу) - традиционный тибетский духовой деревянный музыкальный инструмент. В переводе с носу «ма» означает «бамбук», а «бу» — «свирель«, «тростниковая флейта«. Мабу имеет бамбуковый ствол с одинарным подрезным язычком. В стволе флейты проделано 8 игровых отверстий, 7 верхних, одно — нижнее. На конце ствола находится небольшой роговой раструб. Мабу также иногда делается


Основные сведения, характеристики Малый кларнет (кларнет-пикколо) - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Малый кларнет имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, но меньшие размеры, отчего звучит в более высоком регистре. Тембр малого кларнета резковатый, несколько крикливый, особенно в верхнем регистре. Как и большинство других инструментов семейства кларнетов, малый кларнет является транспонирующим и применяется


Основные сведения, устройство Най - молдавский, румынский и украинский духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная многоствольная флейта. Най состоит из 8-24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. От длины трубки зависит высота звука. Звукоряд ная диатонический. На нае исполняются народные мелодии различных жанров - от дойны до танцевальных мотивов. Наиболее известные молдавские наисты:


Основные сведения Окарина - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Название «окарина» в переводе с итальянского языка означает «гусёнок«. Окарина представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена окарина в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По


Основные сведения Пинкильо (пингульо) - старинный духовой деревянный музыкальный инструмент индейцев-кечуа, тростниковая поперечная флейта. Пинкильо распространён среди индейского населения Перу, Боливии, Северной Аргентины, Чили, Эквадора. Пинкильо является предком перуанской кены. Пинкильо изготавливается из тростника, по традиции срезаемого «на рассвете вдали от посторонних глаз». Имеет 5-6 боковых игровых отверстий. Длина пингульо 30-32 см. Диапазон пингульо около


Основные сведения, применение Поперечная флейта (или просто флейта) - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра. Названия поперечной флейты на разных языках: flauto (итальянский); flatus (латинский); flute (французский); flute (английский); flote (немецкий). Флейте доступна самая разнообразная техника исполнения, ей часто поручается оркестровое соло. Поперечная флейта применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом,


Основные сведения Рожок русский - духовой деревянный музыкальный инструмент. Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» — «пастушеский«, «песенный«, «владимирский«. Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные,


Основные сведения Саксофон (Sax - фамилия изобретателя, phone - звук) - духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент


Основные сведения Свирель - древний русский духовой деревянный музыкальный инструмент типа продольной флеты. Происхождение, история свирели Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады


Основные сведения Сулинг - индонезийский духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная свистковая флейта. Сулинг состоит из бамбукового цилиндрического ствола, длиной около 85 см и снабжён 3-6 игровыми отверстиями. Звук сулинга очень нежный. Обычно на этом инструменте исполняются печальные мелодии. Сулинг используется как сольный и как оркестровый инструмент. Видео: Сулингна видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения, устройство, применение Сякухати - духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты сякухати - чи-ба. Стандартная длина флейты сякухати - 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» - значит «фут», а «хати» - «восемь».


Основные сведения Тилинка (теленка) - молдавский, румынский и украинский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой открытую трубку без игровых отверстий. Тилинка распространена в деревенском быту, чаще всего используется народами, живущими возле Карпатских гор. Звук тилинки зависит от того, насколько музыкант закроет пальцем открытый конец трубки. Переход между нотами осуществляется засчет передува и закрыванием/открыванием противоположной

К духовым относят музыкальные инструменты в форме трубки, в которой звук создается посредством колебания столба воздуха. Корпус (трубка) может выть выполнен из любого материала (дерева, металла) и принимать любую форму. В симфоническом оркестре духовые инструменты выделяются ярким и сильным звучанием

Происхождение духовых инструментов

Прототипом первого в истории музыки духового инструмента была кость, в которую первобытный человек попробовал подуть. Много позже появятся флейта, труба, фагот и - но во всех этих инструментах использован тот же принцип, который заставлял кость издавать звуки. Речь идет о колебаниях воздуха в пустотелой трубке.

Немного позже первобытные музыканты додумаются просверлить в кости дырочки - так звучание приобретет различные оттенки: от низких до высоких. А потом в отверстии трубки появится язычок, сделанный из тростника. Его колебания будут заставлять эту трубку издавать мелодичное звучание. Так появился кларнет. А вслед за ним и гобой - аналогичной конструкции, только уже с двумя язычками.

Устройство духовых инструментов на примере флейты

В принципе, все духовые инструменты устроены предельно просто. Рассмотрим их строение на примере флейты. Современная флейта может быть деревянной, реже металлической. В любом случае она представляет собой полую трубочку с множеством клапанов. Сбоку располагается отверстие, в которое флейтист дует, извлекая из инструмента звучание.

Очевидно, что внутри трубки находится воздух, который музыкант заставляет двигаться силой напора своего дыхания. Отсюда и звук. Причем чем короче будет трубка - тем этот звук выше. Для этой цели и предусмотрены отверстия: закрывая или открывая их, можно регулировать длину трубочки.

Для удобства эти отверстия закрывают специальными клапанами. Это особенно комфортно для духовых инструментов с длинной трубочкой - пальцами музыканту сложно дотягиваться до всех отверстий.

Разновидности духовых инструментов

Гобой имеет очень богатую историю и сразу несколько предков среди древних музыкальных инструментов (в его конструкции прослеживаются черты кавказской зурны и древней свирели).


Гобой


Фагот

Кларнет, название которого произошло от латинского слова «ясный», занимает почетное место в симфонических оркестрах и выделяется теплым богатым звучанием.

Одним из самых широко известных духовых инструментов по праву считается труба. Но мало кто знает, что в Европу она попала из далеких азиатских стран. Первым трубам была свойственна прямая или слегка изогнутая форма, много позже появились трубы современного вида, свернутые. Для труб характерен громогласный, воинственный звук - поэтому и использовали их чаще всего в военных походах. В оркестре труба появилась с легкой руки итальянского Монтеверди. Кроме того, в Европе трубу снабдили вентилями для регулировки длины и получения звуков разной высоты. Но и первоначальная форма этого инструмента сохранилась - только уже под названием тромбон.

Еще один духовой инструмент - баян, созданный Петром Стерляговым по индивидуальному заказу гармониста Якова Орландского. Это был совершенно новый инструмент с богатым звучанием, предоставляющий музыканту намного больше возможностей, чем гармонь. Кнопки в баяне располагаются по бокам: 100 слева и 53 справа.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры