Энциклопедия сказочных героев: "Конек-горбунок". Характеристика братьев из сказки "Конек-горбунок": Данило, Гаврило и Иван Младший сын Иван

Главная / Измена мужа

Цели:

  • углубить знания о жанре литературной сказки,
  • выяснить, почему сказку «Конёк-Горбунок» по праву можно назвать «народной» сказкой.
  • развивать самостоятельность, умение выразить мысль,
  • воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам,
  • повышать мотивацию обучения,
  • отрабатывать навык выразительного чтения.

Оборудование:

  • портрет П.П.Ершова
  • детские рисунки и иллюстрации к сказкам
  • фрагмент балета Р.Щедрина «Конёк-Горбунок»
  • таблицы:
    • П.П.Ершов – автор народной сказки «Конёк-Горбунок»;
    • «Конёк-Горбунок» – русская сказка;
    • зачин, троекратные повторы, добро побеждает, концовка
    • Иван, противники, помощники
    • добрый, справедливый, умный, смекалистый, честный, с чувством собственного достоинства;
    • злоба, жадность, зависть, коварство, хитрость;
    • «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого пути!...» П.П.Ершов
    • русские народные сказки;
    • таблицы: оценка за работу на уроке;
  • выставка книг «Русские народные сказки»

План урока:

1. Организационный момент
2. Тема урока. Целеполагание.
3. Проверка домашнего задания.
4. Сравнительная характеристика героев сказки «Конёк-Горбунок» и русских народных сказок.
5. Почему живет сказка? Обобщение.
6. Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Тема урока. Целеполагание

– Сегодня заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». В 1856 году (спустя 22 года после написания сказки) Петр Ершов писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути!..»
– На уроке мы попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова.
– Иллюстрации, которые помещены в правой части доски, вы нарисовали к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок». Обратите внимание на остальные рисунки. Иллюстрации к каким сказкам вы видите? Назовите эти сказки. («Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка»)
– Что объединяет эти сказки? (Таблица: русские народные сказки)
– Почему мы их называем русскими народными?
– И сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих книгах написано «Конёк-Горбунок» – русская сказка. А на памятнике П.Ершову можем прочитать такие слова: «П.П.Ершов автор народной сказки»
– На этом уроке мы подведем итог и выясним, почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной.
– В конце урока я предлагаю каждому оценить самого себя и выставить себе оценку за работу. Для этого надо отметить на шкале активности успешность своей работы (красным цветом). На второй шкале – успешность работы своей группы (зеленым цветом).

3. Проверка домашнего задания

– Вспомните, какова композиция сказки «Конёк-Горбунок» (Сказка построена как и русские народные сказки. У неё есть зачин, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, концовка)
– Для чего автор использует зачин ? (Вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад)
– Поскольку в сказке Ершова три части, автор написал зачин к каждой из них. Это особенность литературной сказки. Дома вы выучили наиболее понравившиеся зачины наизусть. Кто желал бы рассказать? Какие троекратные повторы встретились в сказке Ершова? Приведите примеры победы добра над злом. Объясните, кто победил, а кто был наказан. (Иван стал царем, а царь сварился)
– Найдите концовку, которая роднит сказку Ершова с русскими народными сказками.
– Итак, мы нашли много общего в построении сказки Ершова и народных сказок.

4. Сравнительная характеристика героев сказки «Конёк-Горбунок» и героев русских народных сказок

– А теперь сравним главных героев этих сказок.

1) Главного героя Ершова называют Иваном (таблица), как и в большинстве русских народных сказках.
– Вспомните, какими были герои Ивана в русских народных сказках. (Добрые, честные, смелые, справедливые)
– А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества.
– Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли.
– Итак, у старика было три сына. Они были «в дозоре». Как повел себя Иван в дозоре? Прочитайте.
– Каким оказался Иван? (Смелым)
– Как рассказал Иван об увиденном (случившимся) дома? Прочитайте выразительно.
– Как характеризует героя этот рассказ? (Иван оказался сообразительным, находчивым, смекалистым). Почему он не рассказал всей правды?
– Прочитайте отрывок, в котором говорится, как Иван «настиг» братьев, укравших коней?
– Какое качество ценит Иван? (Честность)
– Мстит ли Иван братьям за украденных коней? Почему? (Иван добрый, он умеет прощать)
– Прочитайте по ролям первую встречу Ивана с царем. (Автор, царь, Иван)
– Как ведет разговор Иван? (Смело, на равных, с чувством собственного достоинства)

Вывод: Иван в сказке Ершова обладает теми же качествами, что и Иван в русских народных сказках.

2) – Всегда ли в сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть помощники)
– Вспомните русские народные сказки и приведите примеры (с опорой на иллюстрации) («Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…)
– Напомните описание Сивки-бурки. (Пересказ 1 ученика)
– А кто помогает герою в сказке Ершова?
– Прочитайте описание Конька-Горбунка.
– Сравните образы этих коней. Скажите, взят ли образ Конька-Горбунка из «народа»? Но за что кобылица просит ценить конька?
– Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки.
– Создатели народных сказок полагали: каков герой снаружи, такова и его душа. На примере Конька-Горбунка, внешний вид которого не соответствовал душевным качествам. Ершов показал, что внешнее уродство не признак бедности, скудности внутреннего облика. (Конек-Горбунок преданный, заботливый друг. Такого мотива нет в русских народных сказках)
– Итак, мы убедись в том, что поэт, опираясь при создании сказки на народные традиции, привносил немало своего, индивидуального, авторского.

5. Физминутка

6. Продолжение сравнительного анализа

3) – А теперь ответьте, почему Ивану в жизни бывает необыкновенно трудно? (Противники)
– Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке? (Братья, спальник, царь)
– Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках? Для этого мы разделимся на группы.
1 группа даст характеристику братьям
2 группа – спальнику
3 группа – царю

Вам предложен список черт, из которых нужно выбрать черты, присущие данному герою. Свои выводы обязательно подтвердите строками из текста.

7. Самостоятельная работа по группам (3 мин.)

1 группа

– Какими в сказке показаны братья? (Трусливые, лживые, завистливые, жадные)

(В ходе ответов детей учитель прикрепляет к доске карточки, таблицы)

Зачитайте отрывки…: в дозоре, с конями, Какими чувства овладели? О каком качестве можно судить из данного отрывка?

2 группа

– Какие слова вы выбрали, чтобы охарактеризовать спальника? (зависть, злость, коварство, хитрость). Подтвердите слова текста.
– Именно зависть, злоба побуждает спальника совершать неблаговидные поступки: клеветать, шпионить, воровать.

3 группа

– Каким показан в сказке царь? (Жестоким, завистливым, злым)
– Прочитайте выбранные вами отрывки. Что вы видите на примере этих отрывков.. (видим, как меняется царь, по мере того, как Иван выполнял задание, он становился все более злым, жестоким, завистливым.

Работа по таблице

– Сопоставьте образы братьев Ивана, спальника, царя. Именно эти черты: … сближают данные персонажи.

лживость трусость зависть
коварство жестокость жадность хитрость…

– Есть ли собратья у этих героев в русских народных сказках? («Сивка-Бурка»: братья, «Хаврошечка»: мачеха и дочери…)

Вывод: Какие качества героев осуждаются в народе? прославляются? (Работа по таблицам)

8. Подведение итогов урока

– Почему Иван получает и красавицу жену, и царство? (Он обладает качествами, которые ценятся в народе)

– И мы видим, что в концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.

– Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок. Поэтому ее называют русской сказкой, от этого она любима и читаема многими поколениями. Поэтому ее называют народной.

Известная детская сказка «Конек-горбунок», написанная в 1830 году Петром Ершовым, содержит множество сказочных элементов. Сам автор постоянно указывал на то, что записал эту сказку со слов рассказчика, который был простым крестьянином. Но, безусловно, Петр Ершов внес и свои литературные изменения. Характеристика трех братьев из сказки "Конек-горбунок" будет интересна и детям младшего возраста, и школьникам. Безусловно, у каждого из них своя роль.

Характеристика братьев из сказки «Конек-горбунок»: Данило

Данило и Гаврило жили вместе со своим старым отцом и младшим братом Иваном в небольшом селе и занимались крестьянским трудом. Все члены семьи работали на поле с утра до вечера, сеяли пшеницу. А после того, как урожай был собран, возили ее в город, где и продавали.

Автор про старшего брата пишет, что он был "умным детиной". Но полную характеристику братьев из сказки "Конек-горбунок" можно увидеть, проанализировав те поступки, которые они совершают. Например, когда кто-то повадился на поле ходить и пшеницу шевелить, то отец решил, что каждую ночь по одному из братьев будут охранять. И Данило, и Гаврило честно уходили в караул, но вот службу несли безответственно.

Старший брат, взяв в дозор вилы и топор, смело ушел охранять поле пшеницы. Но как только наступила ненастная ночь, то сразу же на него боязнь напала. Так он сильно испугался, что даже от страхов решил закопаться под сенник. Только через сутки старший брат вернулся домой, предварительно облив себя водой. Но он обманул, сказав, что не уснул и промок под сильным дождем. За его отличную службу отец похвалил старшего брата.

Гаврило - средний брат в сказке

Петр Ершов пишет, что средний брат был «и так и сяк». На вторую ночь в дозор отправился Гаврило, взяв тоже топор и вилы. Но как только ночь наступила, он тоже, как и старший брат, испугался. И провел всю ночь средний брат под забором у соседки. Как раз в эту ночь был мороз. Утром он постучался домой и тоже стал обманывать о том, что всю ночь не спал, вора не видал и всю ночь ходил вокруг поля. И его отец похвалил.

Нечестно поступают братья и по отношению к младшему брату. Когда Данило увидел двух прекрасных лошадей, которых вырастил Иван, то он тихонечко решает с братом их забрать, отогнать в город и продать.

Характеристика младшего брата

Младший брат, по словам автора, был и вовсе «дурак». Но именно ему приходится пройти множество испытаний. В первой части он даже поле пшеницы сторожил правдиво и поэтому смог поймать вора. Волшебная кобылица за его доброту щедро отблагодарила его. Даже когда братья обманывают его, украв жеребцов, он прощает их. Честно он служит и царю в конюшнях.

Много подвигов совершает Иван, когда выполняет поручения Жар-птицы. А ведь вначале главный герой сказки кажется таким ленивым, ведь отец его с трудом уговаривает пойти охранять поля, пообещав дать гороху и бобов. С развитием сказочного сюжета по-другому воспринимается и главный герой, который может проявить и смелость, и смекалку. В финале сказки он становится новым царем в сказочном царстве-государстве.

краткое содержание других презентаций

«Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»» - Анализ текста. Словарь. Проба. Кроссворд. Образные выражения. Мудрые советы. Таблица для снятия напряжения с глаз. Лепесток. Природа. Мальчик. Истины. Биография. Секрет. Привязать к себе. Зорко одно лишь сердце. Образные выражения Лиса. Мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Творческое задание. Проверка корректурной пробы. Взрослые. Костёр любви. Маленький принц.

«Басни Крылова для 4 класса» - Проведи исследование басни. Герои Крылова. Иван Андреевич Крылов. Мораль. Страницы биографии И.А.Крылова. Что такое басня. Выставка книг И.А.Крылова. Язык басни. Басни И.А. Крылова. Любимые страницы. Эзоп. Шуточные вопросы. Проверим себя. Знаменитые баснописцы. Знаешь ли ты басни И. А.Крылова. Соотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениями.

«Творчество Михаила Лермонтова» - Исследовать произведение. Выбери правильное толкование слова. Делу - время. Познакомится с новым произведением. М.Ю. Лермонтов. Утёс. Познакомиться с новым литературным приёмом. Ночевала тучка золотая. Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Человеческие отношения. Контраст. Исследователь.

«Инсценировка басни «Квартет»» - Костюм мартышки. Обсуждение выполненных заданий. Сценаристы-литераторы. Рефлексия. Басни И.А. Крылова. Инсценирование басни И.А. Крылова. Отчёт костюмеров-декораторов. Веб-квест. Басня И.А.Крылова. Костюм соловья. Отчёт артистов. Роли. Отчёт режиссёров. Костюм козла. Костюмеры- декораторы. Артисты. Режисёры. Работа с текстом басни. Отчёт сценаристов-литераторов.

«Урок-игра по чтению» - Мойдодыр. Писатели-иллюстраторы. Реши кроссворд. Назови писателей-иллюстраторов. Владимир Григорьевич Сутеев. Мери Поппинс. Титульный лист. Снежная королева. Игра-викторина по литературному чтению. Красная шапочка. Золушка. Структура книги. Мёртвая царевна. Евгений Иванович Чарушин. Оле-Лукое. Названия произведений. Стойкий оловянный солдатик.

«Приёмыш» - Урал. Верите ли вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу. Доброта – это богатство, щедрость души человека. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Выберите из данных слов качества. Урок - дискуссия. Основные правила дискуссии. «Приёмыш». Давайте будем дружить друг с другом. Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк (1852 – 1912 г.г.). Музыкальная пьеса. Должен ли человек вмешиваться в жизнь природы. Дискуссия - это обсуждение какого-либо вопроса или проблемы.



Ершов П. сказка "Конек-горбунок"

Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

Главные герои сказки "Конек-горбунок" и их характеристика

  1. Иван, младший сын крестьянина. Не очень умный, непослушный, капризный, но добрый и честный. Был себе на уме, а стал царем.
  2. Царь-девица. Девушка 15 лет, очень красивая и умная. Дочь Месяца, сестра Солнца
  3. Царь. Старик беззубый и седой. Жадный и капризный, самодур.
  4. Братья Ивана. Жадные, трусливые, глупые.
  5. Конек-Горбунок. Верный друг и помощник. Преданный, умный, могучий, хитрый. Все знает, все умеет.
План пересказа сказки "Конек-горбунок"
  1. Крестьянин и три его сына
  2. Кто-то топчет пшеницу
  3. Дозор старших братьев
  4. Кобылица
  5. Воровство коней
  6. Прощение
  7. Перо жар-птицы
  8. Иван на службе у царя
  9. Происки спальника
  10. Ловля жар-птицы
  11. Иван стремянной царя
  12. Новые происки
  13. Ловля царь-девицы
  14. Трудно поручение
  15. Рыба-кит
  16. Месяц Месяцович
  17. Прощение кита
  18. Ерш и сундук
  19. Условие царь-девицы
  20. Купание в котлах
  21. Свадьба и пир.
Кратчайшее содержание сказки "Конек-горбунок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Было у крестьянина три сына, и младший Иван ловит кобылицу, которая подарила ему двух красивых коней и маленького конька-Горбунка.
  2. Иван в поле находит перо Жар-птицы, царь покупает коней и берет Ивана на службу
  3. Царь отправляет Ивана за жар-птицей и тот ловит ее с помощью конька.
  4. Царь отправляет Ивана за царь-девицей и Иван привозит красавицу
  5. Царь отправляет Ивана за перстнем, Иван посещает терем Месяца, освобождает кита и привозит перстень.
  6. Иван купается в трех котлах, царь умирает и Иван, женившись на царь-девице, становится новым царем.
Главная мысль сказки "Конек-горбунок"
Легко тому жить на свете, у кого есть верный, надежный друг.

Чему учит сказка "Конек-горбунок"
Эта сказка учит дружбе. Учит тому, что верный друг ценнее любых богатств, что вместе с другом можно преодолеть любые трудности, выполнить любые задания. Учит быть честными и добрыми, учит помогать другим. Учит трезво оценивать свои силы и способности, желать только того, что тебе действительно нужно.

Отзыв на сказку "Конек-горбунок"
Необычайно красивая и интересная сказка была написана Петром Ершовым. Она читается на одном дыхании, легко запоминается. Сюжет сказки необычен, в ней много чудес и вместе с тем много смешного, она не раз заставляет читателя улыбнуться. Особенно в ней нравится Конек-Горбунок, преданный, верный друг, иметь которого хотелось бы каждому человеку.

Пословицы к сказке "Конек-горбунок"
Верный друг лучше сотни слуг.
Ишещь помощи - сам другим помогай.
Всякая невеста для своего жениха родится.

Краткое содержание, краткий пересказ по частям сказки "Конек-горбунок"
Часть 1.
В одном селе жил крестьянин и было у него три сына, младший, как водится, дурак. Братья сеяли пшеницу и продавали ее в столице. Но вот повадился какой-то вор топтать пшеницу и решили братья караулить по ночам, чтобы поймать вора.
Однако и старший и средний брат испугались и проводили ночь то у соседки под забором, то в сеннике.
Иван совсем не хотел идти, но ему пообещали купить подарков, и он тоже отправился в дозор. Ночью на поле прискакала кобылица, и Иван подбежал к ней и вскочил на нее задом наперед. Кобылица не смогла его скинуть и пообещала родить трех коней. Двух прекрасных и одного Горбунка, который будет Ивану верным товарищем.
Прошло два года. Старший брат Данило увидел в балагане двух прекрасных коней и решил вместе с Гаврилой увести коней и продать их в столице.
Иван обнаруживает пропажу коней и убивается горем. Он садится на Горбунка и мигом догоняет братьев. Братья винятся перед ним и Иван соглашается продать коней.
Наступает ночь и Данила замечает вдали огонь. Иван отправляется к огню и находит перо Жар-птицы. Несмотря на увещания Горбунка, Иван берет перо себе.
Братья прибывают в столицу и ведут коней на торг. Их видит городничий и докладывает царю. Царь спешит посмотреть на коней и покупает их за десять шапок серебра и пять рублей.
Кони никого к себе не подпускают и царь берет Ивана на службу.
Часть 2.
Иван хорошо устроился на службе у царя, но спальник, его начальник, стал ему завидовать. Спальник заметил, что Иван не ухаживает за конями, а те все равно чистые. Поэтому спальник решил разведать в чем тут дело, и спрятался в конюшне.
Он увидел как Иван достает перо жар птицы, любуется им, а потом начинает ухаживать за конями.
Стольник докладывает царю о пере и говорит, что Иван похвалялся достать и саму Жар-птицу.
Царь серчает, зовет Ивана и требует Жар-птицу, обещая в противном случае посадить его на кол.
Грустный Иван возвращается, но Конек его утешает, и советует попросить вина заморского и пшена. Иван все получает и отправляется в путь.
На восьмой день Иван на Горбунке прибывает на поляну. Конек советует Ивану смешать пшено и вино и спрятаться под корытом.
Ночью прилетает множество жар-птиц и Иван, надев рукавицу ловит одну из них. Птицу он бросает в мешок и привозит царю. Царь делает Ивана стремянным.
Через пять недель стольник слышит рассказ о Царь-девице, родственнице Месяца и солнца и докладывает царю, что Иван похвалялся ее достать.
Царь снова серчает и зовет Ивана. Он требует доставить ему Царь-девицу, снова обещая посадить на кол.
Иван вновь грустит, но и тут Конек его утешает. Советует попросить золотой шатер, обеденный прибор и разных сладостей.
Получив требуемое, Иван снова отправляется в путь.
На восьмой день Иван приезжает на берег океана и раскидывает свой шатер. В полдень с океана приплывает Царь-девица, садится у шатра, кушает и играет на гуслях. Иван критикует внешность Царь-девицы, и заслушавшись песен, засыпает. Его будет Конек и ругает. Иван плачет.
Утром снова приплывает Царь-девица, но Иван начеку. Он вбегает в шатер, хватает девицу за косу и кричит конька.
Иван привозит Царь-девицу к царю и тот предлагает девице выйти за него замуж. Но Царь-девица отворачивается. Царь настаивает и Царь-девица требует достать со дна океана перстень. Царь посылает на дело Ивана, а Царь-девица просит заехать к матери - Месяцу и брату - Солнцу.
Конек утешает Ивана и утром они отправляются в путь.
Часть 3.
Отмахал Конек сто тысяч верст и доставил Ивана к океану. Предупредил, что там поперек лежит рыба-кит, которая будет просить достать ему прощения у Солнца.
Видит Иван, действительно лежит поперек океана рыба-кит, а на спине село стоит и бор шумит. Поехал он по спине кита. Кит, узнав, что они едут послами к Солнцу, просит замолвить за него словечко и Иван это обещает.
Доехал Конек до мест, где небо с землею сходится и Иван оказался на небе. Подъехал к терему Царь-девицы, любуется его красотой и православным крестом из звезд.
Встречается Иван с Месяцем Месяцовичем и говорит, что ее дочь спрашивает, почему она скрывает от нее свой лик по три дня, и почему братец солнце не шлет ей луча.
Месяц радуется, что Царь-девица нашлась, обнимает Ивана, и объясняет, что они с Солнцем грустили, потому что потеряли Царь-девицу.
Иван передает Месяцу просьбу кита и Месяц отвечает, что тот проглотил тридцать кораблей и когда им даст свободу, то его мучения прекратятся.
Иван прощается с Месяцем, и отправляется в обратный путь. Конек предупреждает селян, чтобы они убегали, и рассказывает киту про слова Месяца.
Кит выпускает корабли и, довольный, обещает выполнить любую просьбу Ивана. Иван просит кита достать перстень Царь-девицы.
Кит посылает на поиски осетров, но те возвращаются ни с чем, и говорят, что только ерш может выполнить этот приказ.
Кит дает приказ доставить к нему ерша и дельфины повсюду ищут ерша. Они с трудом находят его на дне, где Ерш дерется с карасем. Дельфины доставляют ерша к киту.
Кит приказывает ершу найти перстень Царь-девицы. Ерш быстро находит сундук, но тот весит сто пудов и он зовет на помощь сельдей. Но и сельди не смогли поднять сундук. Тогда ерш зовет осетров и доставляет сундук киту.
В это время Иван на берегу ждет кита и ругается. Но на заре кит приносит сундук и уплывает. Иван не может поднять сундук, но Горбунок легко закидывает его на плечи.
Через четыре дня Иван уже прибывает в столицу.
Довольный царь бежит с перстнем к Царь-девице, но та снова отказывает. Она говорит, что ей только 15 лет, и требует, чтобы царь омолодился. Для этого требуется искупаться в трех котлах, в первом будет студеная вода, во втором кипяченая, в третьем кипящее молоко.
Царь требует от Ивана, чтобы тот первым опробовал рецепт Царь-девицы. Иван отказывается. но царь угрожает его на кусочки разорвать.
Конек утешает Ивана и рассказывает, что тот должен сделать.
Иван приходит на площадь, просит разрешения попрощаться с коньком. Конек махает хвостом, макает морду и свистит.
Иван прыгает в молоко, потом в вареную воду и наконец в студеную. Он выходит из воды очень красивым.
Царь нырнул следом и сварился.
Царь-девица провозглашает себя царицей и объявляет своим мужем и царем Ивана. Общее веселье.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Конек-горбунок"

В сказке Ершова много смешного, лёгкого юмора, народной мудрости и весёлых персонажей. Главные герои “Конёк-Горбунок” проходят через множество испытаний, волшебных превращений, обретают счастье и награду за свои старания. Главная мысль произведения, как и положено в русских сказках, торжество правды и справедливости. Увлекательны и разнообразны в рассказе описания приключений Ивана и его верного помощника Конька-Горбунка. Только стихотворный жанр отличает произведение от русской народной сказки, в остальном – мудрость, неограниченная фантазия и всевозможные чудеса роднят его с устным народным творчеством.

Характеристика героев “Конёк-горбунок”

Главные герои

Старший сын Данила, средний сын Гаврила

Старшие сыновья старика – хитрые, ленивые, не привыкли работать и выполнять свои обязанности толково. Они воруют коней у Ивана, чтобы продать их и забрать деньги себе. Врут даже родному отцу, обманывают младшего брата, отправляют его на встречу опасностям, рассчитывая на погибель. Лёгкие деньги для них важнее родной души.

Младший сын Иван

Простой работящий парень, выполняет поручения честно и бесхитростно. Благодаря своему трудолюбию и усердию становится обладателем двух красивейших коней и маленького волшебного конька-горбунка. Царь назначает Ивана конюхом, оставляет при дворе. Он исправно служит, выполняет все поручения Царя. Не обладая большим умом, руководствуется сердцем и советами своего друга Конька-Горбунка.

Конёк-Горбунок

Волшебный жеребёнок, которого родила для Ивана кобылица с золотой гривой. Он мал ростом, некрасив, у него два горба. Горбунок очень быстр, по-человечески умён и наделён тайными знаниями, благодаря чему Ивану всегда сопутствует удача. Спасает своего хозяина в любых ситуациях, помогает обхитрить царя и остаться живым после испытания.

Царь

Глупый, завистливый, недальновидный правитель, который руководствуется слухами, подсказками, мнением других. Желание обладать различными чудесными вещами и молодой красавицей женой приводит к тому, что он “обваривается” в котле с кипятком. Народ с радостью принимает другого царя – Ивана.

Царь-девица

Сказочная красавица, про которую докладывают Царю. Он тут же решает послать за нею Ивана. Царь влюбляется в неё, но девица требует достать свой перстень со дна моря. Это поручение снова выполняет Иван с помощью Конька-Горбунка. Царь-девица соглашается обвенчаться с царём, если он омолодится в трёх котлах: с холодной, горячей водой и кипящим молоком. Царь отправляет на испытание Ваню, Конёк спасает его, помогая чудесным образом.

Спальник

Боярин, который ранее служил на конюшне, хочет извести Ивана. Следит за ним, клевещет, старается, чтобы Иван не справился с заданиями Царя, выискивает его слабые места.

Второстепенные персонажи

Традиционно сказку Петра Ершова проходят в 4 классе. Она проста и самобытна, фантастический сюжет и яркие персонажи нравятся младшим школьникам. В сказке “Конёк-горбунок” герои привлекательны своей простотой, находчивостью, трудолюбием. Характеристика персонажей может быть полезна для читательского дневника и подготовки к уроку русской литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры