Этикет во франции. Религия Франции

Главная / Измена мужа

По религиозной принадлежности большинство французов - католики, около 1 млн. французов исповедует протестантизм и незначитальная часть населения (немногим более 30 тыс. человек) принадлежит к различным сектам.

Большинство протестантов живет в Париже и в окраинных областях Франции: на юго-западе, в районе Пиренеев, на юге - в бассейне Роны и в районе Марселя, на востоке - в Эльзасе и Лотарингии и на севере - в Нормандии.

Религиозность населения различна в разных социальных слоях. Пролетариат и городская интеллигенция, как правило, нерелигиозны; примерно один рабочий из двадцати - верующий. Крупная буржуазия и остатки старинной монархически настроенной аристократии демонстративно религиозны. Они дают религиозное воспитание молодежи, особенно девочкам, в монастырских школах, торжественно справляют церковные праздники. Религиозна и часть мелкой буржуазии, преимущественно мелкие торговцы. Показателен пример Парижа с его разделением на западные буржуазные районы и восточные пролетарские; в восточном, пролетарском Париже в несколько раз меньше населения посещает воскресную службу; здесь часты гражданские браки, похороны без соблюдения церковного обряда, много некрещеных детей.

Население деревень более религиозно, но и в деревнях все меньше становится людей верующих. Многие посещают церковь лишь во время больших праздников. Как в деревне, так и в городе большинство французских семей соблюдает церковный обряд лишь по случаю четырех торжественных актов: крестин, первого причастия, свадьбы и похорон.

Влияние церкви различается и по областям: на северо-западе, в ряде департаментов Центрального массива, на востоке (Эльзас и Лотарингия, Савойя), на юге в области басков большинство населения - верующие. В центральных областях Франции и в Средиземноморье население в массе равнодушно к религии, в пятидесяти департаментах этих областей редко можно найти коммуну, где хотя бы пятая часть населения регулярно соблюдала церковные обряды. Религиозность населения заметно меньше и вокруг больших городов (Парижа, Бордо, Марселя) и в районах виноградарства, где на сбор винограда стекаются рабочие из разных концов страны.

Во Франции живы традиции давней антиклерикальной борьбы, формы которой менялись со временем. В настоящее время она проявляется главным образом в борьбе за светское образование.

Церковь во Франции с 1905 г. отделена от государства, но государство оказывает церкви постоянную поддержку. Католическая церковь представляет собой серьезную реакционную силу. Конфессиональное обучение ведется в пяти университетах, в сотнях частных коллежей, в тысячах частных начальных школ. Массовым тиражом издается религиозная литература: книги, журналы, еженедельные и ежедневные газеты. 50 тыс. служителей церкви прилагают все усилия к тому, чтобы остановить движение «дехристианизации», которое охватило нацию.

Среди отсталых слоев населения, особенно в деревне, держатся до сих пор пережитки древних, дохристианских верований, которые не искоренила христианская церковь; более того, она их зачастую поддерживала преследованиями «колдунов» и «ведьм» в средние века.

Некоторые крестьяне сохраняют веру в колдунов. Они верят, что есть люди, обладающие способностью, якобы передаваемой по наследству, «насылать порчу» ( jeter le sort ). Для этот о им достаточно хлопнуть человека по левому плечу, произнося установленные слова. Этим «колдунам» приписывают и другие сверхъестественные способности: превращаться в волков или в других животных, напускать волков на свою жертву, вызывать грозу, проливной дождь, бурю или засуху. Верят, что внезапно разразившаяся буря - это предвестие близкой смерти какого-нибудь колдуна и что он сам с толпой чертей несется по небу во время бури. Такая буря называется «chasse a Ribaud» (нечто аналогичное немецкому народному поверью о «диком охотнике»). Смерть колдуна - это лишь начало его расплаты с дьяволом, с которым он заключил союз при жизни; поэтому колдун умирает очень тяжело. Это поверье очень сходно с русскими старинными верованиями. Подобного рода поверья изучены в 1950-х годах по материалам провинции Берри (к югу от Парижа) этнографом г-жой Марсель Бутейе. До сих пор случаются и судебные дела о колдунах; правда, теперь их судят уже не за сношения с дьяволом, как в средние века, а за обман.

Сохранились среди крестьян и старинные верования, связанные со смертью. Так, согласно народным поверьям, можно облегчить смерть магическими действиями: поместить постель параллельно балкам потолка, вынуть черепицу из крыши, положить ярмо под голову умирающему и т. д. В каждой провинции, а иногда и области, были свои поверья на этот счет. Общими для всей Франции стали обычаи более позднего происхождения, связанные с христианством: умирающего кропят святой водой, зажигают свечу, освященную в день сретения, исповедуют и причащают.

Так как верили, что душа покойного некоторое время остается в доме и боялись, что она причинит какой-нибудь вред, возникли охранительные обычаи и.запреты. Некоторые из них сохраняются и теперь в силу традиции.

Среди части горожан, даже образованных, до сих пор сильна вера в астрологию, в таинственное влияние светил на судьбу человека. Шарлатаны наживаются, составляя и продавая желающим гороскопы их жизни. Астрологические предсказания регулярно публикуются в ежедневных буржуазных газетах.

Франция на протяжении веков была активным католическим государством, католицизм был государственной религией, а с иноверцами, как с гугенотами (протестантами) кроваво расправлялись. Папский престол постоянно ориентировался на французских королей как на самых могущественных католиков в мире, инициировав вместе крестовые походы. Более того, XIV век вошел в историю как время так называемого Авиньонского плена пап, когда наследники Святого Петра седели не в Риме, а во французском Авиньоне. Но эти времена и события канули в лету, и сегодня Франция - светское государство, где религия четко отделена от политики. Свобода веры считается непоколебимым конституционным правом, хотя, в то же время, некоторые религиозные организации на государственном уровне признаны культами.

Итак, самой многочисленной религией во Франции считается христианство католического образца. Более чем 75% считают себя католиками, но, в то же время, намного меньше действительно регулярно посещают храмы и исполняют все обряды.

Современная католическая церковь Франции далеко не та ретроградная, фригидная и консервативная институция, как это было в XVII веке.

Кроме действительной либеральности и терпимости к другим конфессиям, католическая церковь стала более гибкой. К примеру, в 1981 году Архиепископом Парижа был избран Жан Мэри Люстигер, который походил с еврейской семьи, но принял католицизм, когда еще ему было 14 лет.

С былых времен подъема и расцвета католической церкви во Франции на сегодняшние дни остались многочисленные соборы, костелы и баптистерии. Они по истине не просто дома для молитвы, а настоящие шедевры архитектурного и декоративного искусства. Красоты французских собор описывали многие мировые писатели, среди которых - Виктор Гюго со знаменитым "Собором Парижской Богоматери".

Еще одной популярной веткой христианства во Франции считается протестантство. Большая часть последователей Мартина Лютера проживают в юго-восточной части Центрального массива, у гор Юры и Эльзаса в северной Франции. Более того, несмотря на первоначальную агрессивность католиков французов к протестантам в XVI веке, по иронии судьбы именно эта страна стала родиной одного из самых знаменитых протестантов, пастора, в честь которого назвали целое течение в протестантизме - Жан Кальвин.

Он родился в 1509 году на землях Северной Франции, хотя его главный и самый деятельный период жизни прошел в Женеве.

Помимо христианства, во Франции сегодня проживает многочисленная община мусульман. Ислам сегодня стал уже второй религией по численности во всей Европе. Конкретно во Франции проживает сегодня близко 5 миллионов мусульман, которая стремительно возростает. Фактически, большая часть французских мусульман прибыли в страну с Северной Африки.

Третьей большой религиозной общиной являются иудеи. Они проживали на территории Франции еще с римских времен, но во времена гонений за иноверцами и в годы инквизиции, их массово изгоняли со страны.

Только в 1790 году первые евреи французского происхождения получили гражданство, хотя еще долгие годы в обществе страны присутствовал антисемитизм и ущемление иудее.

Несмотря на доминировании римско-католической церкви в истории, место в стране нашли многие религии. Сегодня есть общины, исповедующие буддизм и индуизм, иудаизм, ислам, а также другие ветви христианства – православие и протестантизм. К католической церкви, несмотря на не религиозность французского общества, формально относят 2/3 французов, которая на земли галлов начала проникать во 2-ом веке, а широкое распространение получила после 481 года, когда веру принял король Хлодвиг.

Францию иногда называли дочерью Ватикана, именно католичество сыграло главную роль в становлении и развитии страны. Важно отметить, что в XIV в. В городе Авиньон непродолжительное время находилась резиденция Папы римского.начиная с 1905 г. в государстве Франция религия не имеет никакого значения — страна является светским государством и толерантная ко всем вероисповеданиям.

Сегодня большинство религиозных сообществ Франции живут мирно, но исторически это было далеко не так. Франция известна своими религиозными войнами. Большинство из них началось после процесса Реформации в Европе. Обновленная католическая церковь во главе консервативной группы с принцем Гизав Васси устроило убийство гугенотов в 1562 году, таким образом, разделив французский народ и начав первые религиозные войны, через которые Англия, Германия и Испания помогали как католикам, так и протестантам.

Во время самого известного инцидента, названного ночью св. Варфоломея, в 1572 году, были убиты тысячи гугенотов. Религиозные войны достигли кульминации войны при трёх Генрихах, в которой Генрих III убил Генриха, принца Гизы, лидера испанской католической лиги, после чего в отместку был убит король. Генрих IV, который после этого стал королем, подписал указ Нанта (1598).

Варфоломеевская ночь

Религиозные конфликты восстановились во время царствования Людовика XIII, когда кардинал Ришелье, чья биография тесно связана с религиозными конфликтами, заставил протестантов разоружить армию и отдать свои крепости. Конфликт закончился убийством Ла-Рошель (1627-1628), в ходе которого протестанты и их сторонники англичане потерпели поражение. Алеосский мир подтвердил свободу религии, но при этом протестанты не имели права на ношение оружия.

Дополнительная информация! Это было также время развития философии. Р. Декарт искал ответы на философские вопросы, используя логику и разум, и в 1641 году сформулировал так называемую теорию дуализма.

Религиозные конфликты опустошали не только Францию, но и Святую Римскую империю. Тридцатилетняя война разрушила власть католической Святой Римской империи. Кардинал Ришелье, несмотря на то, что сражался с французскими протестантами, во время этой войны был на их стороне, этого, как он говорил, требовали национальные интересы.

Габсбургские войска вторглись во Францию, разорили Шампань, угрожали Парижу. В это время, в 1642 году, умер Ришелье и его заменил Юлий Мазарин, а через год умер Людовик XIII и королём стал Людовик XIV.

Через полтора столетия во Франции начнётся время Французских революций, которое упразднит как власть короля, так и католической церкви, которая после тех событий так и не обретёт своего былого величия.

Современность (какие религиозные течения преобладают во Франции сегодня, процессы, связанные с секуляризацией общества)

Сегодня у государства Франция вероисповедание не имеет значительного значения. Кроме католической церкви в стране присутствует целый ряд других вероисповеданий. Далее рассмотрим краткий обзор религиозных общин страны.

СоборПарижской Богоматери

Примерно 750 000 человек исповедуют православие. Несмотря на то, что православие уходит корнями в 1054 г., во Франции общины стали появляться, главным образом, только в XIX в. В основном это представители восточных христианских церквей (греческой, армянской, коптской, русской). Главным образом верующие сосредоточены в столице Париже и на берегах Средиземного моря. Из восточных католических церквей присутствует Украинская греко-католическая церковь, которая имеет там целую епархию и насчитывает около 20 тыс. верующих, их национальность — украинцы.

К иудаизму принадлежит примерно 500 000 верующих, представленных как автохтонами (ашкенази) так и новыми эмигрантами. Известно, что первые евреи осели во Франции при Карле Великом в Х ст.

Ислам исповедует около 4-ёх миллионов человек, хотя данные разнятся, процент верующих в различных источниках колеблется от 2 до 8 % населения страны. Главным образом это новые эмигранты. Но есть и традиционные общины, которые поселились во Франции в средние века.

Интересно. Где-то около 400 000 человек принадлежит к буддизму. Это довольно новое течение, первые переселенцы начали появляться только в 1960 гг. Тем не менее, много французов интересуется этим новым философским течением.

Приверженцев индуизма насчитывается около 150 000 человек. Также эти общины нетрадиционные для Франции, начали переселяться в 1950-ые гг.

Протестантизм исповедует около 1,2 миллиона верующих. Состав их разный, в основном они представлены лютеранской, баптистской, евангелистической, пятидесятнической церквями.

Дополнительная информация! История протестантизма во Франции весьма трагична, об этом свидетельствует Варфоломеевская ночь и другие конфликты.

В разное время существовали и другие христианские течения, которые не признавала официальная римско-католическая церковь. Это катары, вальденсы и другие христианские течения, учение которых отличалось от главных христианских церквей. Например, некоторые отрицали существование Святого Духа, т.е. Святую Троицу и прочее.

Влияние религий и вероисповедания французов на развитие науки, культуры и общества

Один из главных следов в развитии французской науки, культуры, искусства оставила римско-католическая церковь. Первыми очагами знаний в средневековой Европе были монастыри. Там появились первые университеты, первые переписчики книг. К тому всё искусство было на службе у церкви. Необходимо было строить величественные храмы и их украшать. Вера требовала величия и роскоши.

Амьенский собор

К тому же церковь претендовала на господство над человеком и государством. Считалось, что именно у неё особенная миссия, вести человечество к спасению. Поэтому она имела права решать всё, создать нормы, по которым общество будет жить и развиваться. Человек спасётся только тогда, когда будет жить по законам, которые ему она предписала.

Церковь знала всё, и почему всходит и заходит солнце, откуда возникла жизнь и что будет с ней в будущем. И только с окончанием средневековья, церковь и наука, теология и философия разойдутся и начнут самостоятельную жизнь. Поэтому средневековую Францию невозможно представить без церкви. Кроме того, что она оставила после себя великолепнейшие храмы и произведения искусства, она ещё оставила и кодекс моральных норм, на основе которых и сформировалось современное французское общество.

Обратите внимание! Не следует забывать и то, что католическая церковь оказала влияние и на французский язык, который сформировался из латинского (официального языка церкви, науки, медицины в средневековье) и галльского.

Какие экскурсии во Франции, связанные с религией, можно посетить (подробная информация)

Желая посетить Францию, можно отправиться в тур по религиозным местам. Это прежде всего посетить величественные храмы. Из огромного списка можно предложить несколько.

Авиньонский собор или Нотр-Дам-де-Дом. Был построен в ХІІ в. В истории католической церкви имеет важное значение.

Интересно знать! Именно там в 1309-1378 г. располагался Святой Престол, т.е. оттуда шло управление всей католической церковью.

Амьенский собор – это самый большой католический храм Франции, его объём 200 000 м3. Высота шпица – 112,7 м. Его строительство было начато в 1220 г. Шпиц был построен в 1528 г.

Собор Людвика – храм находится в г. Версаль, его строил архитектор Жак Ардуэн-Мансар Младший, внук архитектора Версальского дворца.

Лионский собор – включён в реестр ЮНЕСКО, основан в ХІІ в.

Важно! Туристы могут его посещать с 8 до 12, и с 14 до 19.30. А в выходные и праздничные дни до 17.00.

Реймский собор, построенный в ХІІІ в. В нём короновалось большинство французских монархов.включён в реестр ЮНЕСКО. Высота храма – 81 м.

Базилика Сакре Керв Париже. Снаружи базилика имеет длину 100 м, ширину 50 м, высоту 83 м; внутреннее пространство: длина 85 м, ширина 35 м, купол высотой 55 м и длиной 16 м; высота колокола — 94 м. Основополагающий камень церкви был заложен в 1875 году, строительство было начато в 1878 году. В 1900-1922 гг. была создана великая мозаика, витражи в 1903 — 1920 г. Уже в 1914 году собор готов к освящению, но был прерван начавшейся Первой мировой войной, из-за чего церковь была освящена только в 1919 году. Храм находится в одном из прекраснейших районов – на Монмартре. Посетив этот храм, вы также насладитесь великолепием Парижа.

Обратите внимание! Посещая этот храм туристам важно знать, что фотографировать внутри нельзя, можно только снаружи. Вход в саму базилику для туристов бесплатный. Но если захотите подняться на башню, придётся заплатить 5 евро. Поэтому надо быть к этому готовым.

Одним из самых посещаемых религиозных мест Франции является Лурд. Согласно легенде, в 1858 г.Бернадетте Субиру явилась Богоматерь. На том месте основан санктуарий. Ежегодно приезжает больше 5 миллионов паломников и туристов. Место считается святым, и люди верят в то, что там до сих пор происходят чудеса, тяжелобольные люди исцеляются. Поэтому там можно увидеть большое количество инвалидов.

Религия во Франции сыграла значительную роль в формировании государства, языка, культуры. Сегодня она не отыгрывает важной роли в жизни французов и представлена многочисленными конфессиями.Традиционная католическая церковь теряет количество верующих. Тем не менее, остаются важные центры не только для церкви Франции, но и всего католичества, такие как Лувр, куда каждый год едут миллионы паломников.

Посещая Францию и изучая историю религии страны, мы не только насладимся величием храмов, но и увидим ещё места, связанные с активным практикованием католической веры и сохранением её многовековых традиций.

Рабочий день воФранции длится с 8:30 до 12:30 и с 15:00 до 18:30. Обедают французы обычно дома.

Деловые переговоры, как правило, начинаются в 11:00. В 12:30 участникам переговоров могут предложить традиционный завтрак с аперитивом (напиток для пробуждения аппетита, обычно спиртной). Широко практикуется обсуждение дел за едой. Деловой обед может длиться полтора-два часа, деловой ужин – занять весь вечер.

Поднимая бокал, говорят: «За ваше здоровье». Длинные замысловатые тосты не приняты. Счет в ресторанах, как правило, оплачивает приглашающий. В гардеробе принято давать чаевые.

При первой встрече деловому партнеру подарки не дарятся. Допустимы сувениры вроде художественных альбомов, кассет с классической музыкой, что-нибудь изысканное и имеющее отношение к культуре.

При приветствии весьма важны рукопожатия. Французское рукопожатие имеет множество оттенков: оно может быть холодным, горячим, небрежным, снисходительным, дружеским. ВоФранции люди любят блеснуть словом, молчаливость здесь не ценится. Разговор ведется энергично, скорость речи во Франции одна из самых высоких в мире. Беседа ведется на близком расстоянии.

Знак, когда большие и указательные пальцы соединяются колечком, означает не «о’кей», как в Америке, а «ноль».

Не спешите во Франции брать быка за рога: о делах принято говорить только после того, как подадут кофе. Наиболее подходящие темы для застольной беседы: спектакли, книги, выставки, города. Следует остерегаться затрагивать скользкие вопросы: вероисповедание, личные проблемы, доходы, расходы, болезни, семейное положение, политические пристрастия.

Большое значение во Франции придается образованию, поэтому, если вы закончили учебное заведение с хорошей репутацией, укажите его название на своей визитной карточке.

Радуйтесь, если вас пригласили в дом на семейный ужин – это большая честь.

Тонкая деталь французской пунктуальности: прибыть на ужин следует на четверть часа позже назначенного времени. Существует также географическая и административная зависимость пунктуальности: чем южнее местность, тем менее пунктуальны французы; чем выше ранг приглашенного, тем позже он приходит на прием.

Следует принести с собой подарки. Всегда уместны цветы, только не белые, не гвоздики (считается, что они приносят несчастье) и не хризантемы, которые во Франции являются символом скорби. Французы считают нарядную упаковку важной составной частью букета, поэтому перед вручением цветы не стоит освобождать от разнообразных лент и бумажных кружев, на которые так щедры французские цветочники. В подарок не лишне принести бутылку шампанского или вина дорогой марки, коробку шоколадных конфет.

Кухня для французов – вид искусства, предмет национальной гордости. Приветствуются любые восторженные комментарии по поводу качества блюд и напитков на столе. Не следует оставлять на тарелке еду, подсаливать или пользоваться пряностями.

Спиртные напитки являются непременными спутниками французского застолья. Процесс вдумчивого потребления предполагает рюмку аперитива (портвейн, анисовый ликер или виски с содовой). К аперитиву подаются соленые орешки, специальное печенье, небольшие сандвичи с сыром или ветчиной. В процессе ужина – три – четыре – бокала вина (белое подается к рыбе и морепродуктам, красное подходит к мясу и сырам). После десерта или кофе – рюмка диджестива (фруктовая водка, крепкий ликер, коньяк).

Во Франции не принято обращаться к собеседникам по имени, если только они сами вам этого не предложат. Обычно употребляется обращение «мсье» – по отношению к мужчинам, «мадам» и «мадмуазель» – по отношению к женщинам. При знакомстве необходимо дать свою визитку. Если на встрече присутствуют несколько человек, визитная карточка вручается лицу, занимающему более высокое положение.

Немного о французском бизнесе

Прежде чем приступить к установлению деловых отношений с французскими фирмами, необходимо четко сформулировать цели этих отношений.

Узнайте как можно больше об интересующих вас фирмах, пошлите в их адрес комплект рекламной литературы и каталогов по продукции или услугам вашего предприятия, а также условия, на которых вы готовы это поставлять. Это все должно быть строго на французском языке, т.к. французы болезненно реагируют на предпочтение английского или немецкого языков в деловом общении с ними, полагая, что это ущемляет их чувство национального достоинства.

Вам следует помнить, что в деловой жизни Франции большую роль играют связи и знакомства. Поэтому обычно новые контакты устанавливаются через посредников, которые связаны дружественными или родственными отношениями с нужным вам человеком. Нравится вам это или нет, но факт остается фактом: элита делового мира здесь ограничена, новых никому не известных людей в проверенный круг не допускают.

Если у вас нет прямого выхода на ответственных руководителей и вам приходится вести переговоры на менее высоком уровне, следует запастись терпением и дождаться, пока ваше предложение дойдет до соответствующего управленческого звена. Именно там будет выработано решение, т.к. во Франции решения принимаются ограниченным числом лиц с высоким социальным статусом.

Французские бизнесмены стараются избегать финансовых операций, которые кажутся им рискованными. Они не сразу позволяют себя убедить в целесообразности сделанного предложения. Так что готовьтесь аргументировано и всесторонне обсудить каждую деталь предстоящей сделки.

Иногда во время разговора французские предприниматели перебивают своего собеседника, высказывая критические замечания. Это не должно восприниматься как проявление неуважения, так принято в этой стране повсеместно. Однако расстаньтесь с мыслью решить дело быстро, хорошо подготовьтесь к переговорам, вникните во все до мелочей. Так вы не дадите сбить себя с толку и проявите себя как солидный партнер.

При заключении контрактов с крупными предприятиями основное внимание следует уделить техническим характеристикам и долговечности предлагаемых товаров.

Французы общаются весьма раскрепощенно, легко и изящно. Мнение общественности здесь не имеет такого веса, как у нас, особенно если мадам или месье чувствует себя правым на все 100. Здесь не в чести авторитеты и формальности. Зато приветствуются бурные эмоции и темперамент, проявляемые в жестах и мимике именно поэтому важно учитывать французский речевой этикет, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Во Франции обращаются: «месье» к мужчинам, «мадам» к женщинам и к девушкам или молодым незамужним женщинам («мадемуазель» отменили).

Деловое общение и переписка

Деловое общение, а также переписка должны вестись на французском языке. Французы болезненно реагируют на использование английского или любо другого языка. Стараются быть пунктуальными, однако не очень сердятся, когда партнер, извиняясь, появляется с опозданием на 15 минут.

Договоры, заключаемые французами, всегда конкретны, точны и лаконичны.

Французы не любят, когда их партнеры вносят какие-либо изменения в ходе переговоров.

Мужчины предпочитают деловую одежду, однако не редко появляются в легких куртках, но обязательно в элегантной рубашке.


Среди французских предпринимателей принято перебивать собеседника, высказывать критические замечания или контраргументы во время обсуждения. Многие важные решения принимаются на деловых приемах. О делах говорят только после кофе, но не сразу, а после разговоров о достопримечательностях, налогах, а также после разговоров на житейские темы.

Не стоит затрагивать в разговоре вопросы вероисповедания, семейного положения, политических пристрастий, проблем, связанных с положением на службе.
Французы любят посещать рестораны, кафе, где подают хорошие вина. Если вас пригласили на ужин, лучше прийти на 15 минут позже назначенного времени, взяв с собой в качестве подарков цветы, шампанское, конфете, бутылку дорогого вина.
Во время обеда вы обязательно должны похвалить качество блюд и напитков. Не принято оставлять еду на тарелке, пользоваться пряностями, подсаливать еду.

Не принято к собеседникам обращаться по имени, если только они сами об этом не попросили. Считается невежливым, если к традиционным приветствиям типа «бонжур» (здравствуйте) не добавить «мсье» или «мадам».

В деловых сферах к женщинам обращаются со словом «мадам» независимо от их семейного положения.

На деловой встрече необходимо представить свою визитную карточку. Во Франции придают большое значение образованию. Поэтому на карточке рекомендуется указать оконченное высшее учебное заведение, особенно если оно пользуется хорошей репутацией.

Во время переговоров французы любят, когда собеседник показывает свой профессионализм. Не одобряют употребление иностранных слов. Особым авторитетом пользуется деловой партнер, свободно говорящий по-французски.

Что категорически запрещено в общении с французами

  1. Здесь не хвастаются своими доходами. На оценку личности влияют уровень вежливости, обаяния, элегантности и вкуса.
  2. Традиционное обращение – «мадам» или «мсье». Обращаться по имени вы можете только, если вас прямо попросят об этом. К приветствию «бон жур» обязательно добавляют «мсье / мадам!». Иначе вас посчитают невежливым.
  3. Чаевые в ресторане обычно включают в счет с пометкой в меню. При ее отсутствии добавьте к счету 10 процентов от суммы. Отдельно дают чаевые гардеробщику и швейцару. Традиционное обращение к официантке – «мадемуазель», официанту – «гарсон».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры