Франц антон месмер биография. Антон Месмер — рассвет месмеризма

Главная / Измена мужа

Франц Антон Месмер (нем. Friedrich Anton Mesmer ; Франц Месмер ; 23 мая 1734, Ицнанг (ныне - в составе общины Моос), Германия-5 марта 1815, Меерсбург, Германия) Франц Антон Месмер - родился в Швабии, немецкий врач, целитель, создатель учения о «животном магнетизме» («месмеризм»). Изучал теологию и медицину в Венском университете. В 1766 году получил степень доктора медицины, защитив диссертацию «О влиянии звезд и планет как лечебных сил».

Франц (Фридрих) Антон Месмер

В дальнейшем занимался вопросами практического применения магнетизма. В 1776 году пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента, но не благодаря самому магниту, а в результате действия таинственной силы - флюида, исходящей от магнетизера. Эта сила, названная им «животным магнетизмом», может накапливаться и передаваться другим с целью устранения болезней. Под влиянием этих идей Месмер разработал психотерапевтический прием лечения, который был назван им «бакэ» (от фр. baque - чан). Суть его в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышку которого через специальные отверстия вставлены намагниченные железные стержни. В условиях группового сеанса пациенты прикасались к ним и друг к другу, создавая цепь, по которой «циркулировал» флюид. Магнетизер при этом должен был коснуться чана, передавая через него целительную энергию всем пациентам одновременно.

Месмер полагал, что в состоянии магнетического сна или транса некоторые люди могут предвидеть будущее и прозревать далекое прошлое, способны видеть внутренние органы - как свои, так и других людей, распознавать болезни, определять средства лечения и т. п. При этом механизм лечения имел, по его мнению, сугубо физиологическое, но не психологическое содержание. Он ввел термин «раппорт», означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида». Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии.

Несмотря на критику теоретических положений метода Месмера, интерес к нему сохранялся, привлекая внимание ученых и врачей (И. Бернгейм, А. Льебо, Ж. Шарко и др.). Феномен месмеризма способствовал к XIX веку формированию научных представлений о гипнозе и практических методов гипнотерапии. Оказал существенное влияние на философию романтизма.

  • 3 Библиография
  • 5 Месмер в кино

Труды Ф. А. Месмера (на немецком и французском)

(неполный список)

  • Antonii Mesmer Dissertatio physico-medica de planetarum influxu , Dissertation, Wien 1766 (SLUB)
  • Schreiben über die Magnetkur , ohne Ort 1766
  • Sendschreiben über die Magnetkur an einen auswärtigen Arzt , Wien 5. Januar 1775 (Sendschreiben an Johann Christoph Unzer in Altona)
  • Zweites Schreiben an das Publikum , Wien 1775
  • Drittes Schreiben an die Frankfurter , 1775
  • Mémoire sur la découverte du magnetisme animal , Didot, Genf und Paris 1779 (Digitalisat der Erstausgabe, E-Text der Ausgabe Paris 1826)
  • Lettre à Monsieur Mesmer et autres pièces concernant la maladie de la Dlle . Berlancourt de Beauvais, Beauvais 1781
  • Précis Historique Des Faits Relatifs Au Magnétisme-Animal Jusques En Avril 1781 , London 1781 (Digitalisat)
  • Abhandlung über die Entdeckung des thierischen Magnetismus , Carlsruhe 1781 (Nachdruck: Tübingen 1985, ISBN 3-88769-507-0; E-Text) - Übersetzung der «Mémoire sur la découverte»
  • Lettre de M. Mesmer à M. le comte de C… d.d. Paris, 31. août 1784 , 1784
  • Lettre d’un médecin de Paris à un médecin de province , ohne Ort 1784
  • Lettres de M. Mesmer à M. Vicq.-d’Azyr et à Messieurs les auteurs du Journal de Paris , Brüssel 1784
  • Lettres de M. Mesmer à Messieurs les auteurs du Journal de Paris et à M. Franklin , ohne Ort 1784
  • Théorie du monde et des êtres organisés suivant les principes de M…. , Paris 1784 (Digitalisat)
  • Aphorismes , hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel, Paris 1785 (Digitalisat)
  • Correspondence de M. M sur les nouvelles découvertes du baquet octrogone, de l’homme-baquet et du baquet moral, pouvant servir de suite aux aphorismes , hrsg. v. Alphonse Touissant Joseph André Marie Marseille de Fortia de Piles, François Jourgniac de Saint-Méard und Pierre Marie Louis de Boisgelin de Kerdu, Libourne, Paris 1785 (Digitalisat) - alle Namen von Autor und Herausgebern erscheinen in dem Buch nur abgekürzt
  • Lettre de l’auteur de la découverte du magnétisme animal à l’auteur des Réflexions préliminaires , ohne Ort 1785 (Digitalisat)
  • Lehrsäzze des Herrn Mesmer’s. So wie er sie in den geheimen Versammlungen der Harmonia mit getheilt hat, und worinnen man seine Grundsäzze, seine Theorie, und die Mittel findet selbst zu magnetisiren . Hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel. Verlag der akademischen Buchhandlung, Straßburg 1785
  • Supplément aux Observations de M. Bergasse, ou Règlemens des sociétés de l’harmonie universelle , ohne Ort 1785 (Digitalisat)
  • Neue Beiträge zur praktischen Anwendung des Thierischen Magnetismus. In verschiedenen Abhandlungen…; Ein Nachtrag zu den Lehrsätzen des Hrn Mesmers …; Aus Hrn. Caullet de Veaumorel dritter Ausgabe mit möglichster Treue übersetzt , Straßburg 1786
  • Introduction au magnétisme animal par M. P. Laurent, suivie des prinxcipaux aphorismes du docteur Mesmer , Lange-Lévy, um 1788 (Digitalisat)
  • Lettres de F. A. Mesmer sur l’origine de la petite vérole et le moyen de la faire cesser , Paris 1799
  • Mémoire de F. A. Mesmer … sur ses découvertes , Paris 1799 (Digitalisat)
  • Ueber meine Entdeckungen: Aus dem Französischen übersetzt (In Paris herausgenommen im 8n Jahre d. Republik) , Stahl, Jena 1800
  • Allgemeine Erläuterungen über den Magnetismus und den Somnambulismus. Als vorläufige Einleitung in das Natursystem , Buchhandlung des Hallischen Waisenhauses, Halle 1812
  • Ueber den Ursprung und die wahre Natur der Pokken, so wie über die Möglichkeit der gänzlichen Ausrottung durch die einzig richtige naturgemässe Verfahrungsart bei der Geburt , Buchhandlung des Waisenhauses, Halle und Berlin 1812
  • Mesmerismus oder System der Wechselwirkungen, Theorie und Anwendung des thierischen Magnetismus als die allgemeine Heilkunde zur Erhaltung des Menschen. Mit dem Bildniß des Verfassers und 6 Kupfertafeln , hrsg. von Karl Christian Wolfart, Berlin, Nikolai 1814 (Nachdruck: E. J. Bonset, Amsterdam 1966; Ausschnitte als E-Text)

Труды Ф. А. Месмера (переводы на русский)

  • «Доклад об открытии животного магнетизма» (1781)
  • Выдержки из книги «Месмеризм или система взаимодействий, теория и применение животного магнетизма…» (1814)

Библиография

  • С.Цвейг. Предтеча и его время / Приведено по: Врачевание и психика. Три очерка. Перевод В. А. Зоргенфрея. М.: Политиздат. 1992

Месмер в художественной литературе

  • Месмер послужил прототипом главного героя романа П. Энквиста «Пятая зима магнетизера».
  • В новелле «Повесть крутых гор» (1844) Эдгар По описывает историю доктор Огустуса Бедлоу, которого его врач, доктор Темплтон, лечит магнетизмом, а также ставит над ним магнетические эксперименты.
  • Идея месмеризма использована в романе Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» как прототип религии будущего. Автор лишь немного изменил название - мерсеризм, - оставив описание психотерапевтический техники лечения «бакэ» практически без изменений.

Месмер в кино

  • Фильм Роджера Споттисвуда «Месмер» (1994)], в роли Месмера - Алан Рикман
  • Тема месмеризма представлена в фильме «Исцеление» (1997) Киеси Куросавы

Литература, касающаяся месмеризма

  • Богданов К. А. Магнетизм и черепословие// Врачи, пациенты, читатели: Патографические тексты русской культуры XVIII-XIX веков. - М.: ОГИ, 2005, с. 178-196
  • Долгорукий А. В., князь Животный месмеризм. СПб., 1844.
  • Долгорукий А. В., князь Месмер и его начальная феория. СПб., 1846.
  • Долгорукий А. В., князь Часы досуга меж практикою о месмеризме: лекции матерям. СПб., 1846.
  • Долгорукий А. В., князь [Сочинения о месмеризме]. Кн.1-2. СПб., 1857.
    • Кн.1. О месмеризме или магнетизме вообще.
    • Кн.2. О употреблении месмеризма в болезнях.
  • Рихард. Описание действий животного месмеризма профессора Рихарда/пер. с фр. А. Долгорукого. СПб.: В. П. Поляков,1857.
  • Фер Ж. Б. О месмеризме/пер. с фр. и прибавление с картою А. В. Долгорукого. СПб., 1857.
  • Долгорукий А. В., князь Органон животного месмеризма. Спб., 1860.
  • Долгорукий А. В., князь Описание месмерических действий госпожи Лукини, рождённой Компиний 1832 и 1833. СПб., 1861.
  • Ф. Глинка Замечательный опыт животного магнетизма в Москве // Современник . - 1846. - Т. XLIII. - С. 69-76.
  • Хотинский М. С. Чародейство и таинственные явления в настоящее время (КнигаФонд)

Австрийский врач Фридрих Антон Месмер прославился не только как целитель, но и как первооткрыватель так называемого «животного магнетизма», использовавшегося в основном для излечения душевных расстройств. Большинство исследователей отзывается о Месмере как о шарлатане, однако есть и такие, кто считает, что в его теориях содержится зерно истины.

Фридрих (Франц) Месмер родился в 1734 году в Австрии, в Ицианге на Боденском озере, в семье епископского егеря. Прослушав в Вене курсы различных наук, Франц получил степени доктора теологии, философии и медицины. По окончании курса он женился на богатой вдове, и теперь ему не надо было думать о хлебе насущном. Месмер решил посвятить себя искусствам.

В частности, он профессионально занимался музыкой и даже музицировал вместе с Леопольдом Моцартом и его сынишкой - будущим великим композитором Вольфгангом Амадеем. Также он дружил с композиторами Глюком и Гайдном. Однако выдающегося музыканта из Месмера не получилось, и вскоре он вернулся к врачебной карьере.

Однажды Месмер прочитал в трудах знаменитого Парацельса о методике исцеления с помощью магнитов и заинтересовался этим.

Первый эксперимент доктор провел в 1774 году на своей пациентке фрейлейн Эстерлайн. Та постоянно страдала от головных болей, судорог, тошноты, частичного паралича и бреда. Лекарства, прописанные Месмером, ей не помогали. И тогда врач во время очередного приступа у пациентки наложил ей на грудь несколько сильных магнитов. Сначала женщина забилась в диких судорогах, но затем приступ вдруг прекратился.

После нескольких лечебных сеансов с применением магнитов фрейлейн Эстерлайн полностью выздоровела. Что же касается Франца Месмера, то он открыл в Вене собственную клинику, где практиковал свое ноу-хау - «животный магнетизм». Его пациентками были в основном дамочки, страдавшие истерией. Однако вскоре для доктора наступили сложные времена.

В число его пациенток как-то попала воспитанница самой императрицы Марии-Терезии - Мария-Тереза Парадис. Восемнадцатилетняя девушка с четырех лет была слепой. Поначалу лечение магнитами оказалось успешным: девушка прозрела. Но через какое-то время она вновь утратила зрение. Комиссия медицинского факультета Венского университета, расследовавшая этот случай, пришла к выводу: Месмер просто внушил пациентке, что она исцелена.

Разразился скандал, и Месмер был вынужден покинуть Вену. Он скитался по Швейцарии и Баварии, демонстрируя свои опыты по «животному магнетизму». 28 ноября 1775 года Месмера избрали членом Баварской академии наук. Однако, чем больших успехов он достигал в своих экспериментах, тем более враждебно относились к нему ученые собратья. В конце концов, против него началась кампания в прессе, власти объявили Месмера шарлатаном и выслали из Баварии. Он переехал в Париж.

На сеансах «исцеления» в своей клинике на Вандомской площади Месмер собирал группу пациентов вокруг деревянного чана с водой - «бакэ». У чана было множество ручек, и каждый из пациентов держался за ручку или за своего соседа. Врач прикасался к чану магнитом, и у людей наблюдались различные реакции - одни начинали смеяться, другие - плакать, у третьих возникали галлюцинации. У некоторых даже пробуждалось ясновидение. Многие больные действительно излечивались от своих недугов.

Впоследствии Месмер стал магнетизировать не только людей, но и животных, воду, различные предметы. Он был убежден, что путем прикосновения магнитом передает им магнетическую энергию и дарует исцеляющую силу. Медик стал безумно популярен - его приглашали в лучшие дома, среди его поклонников были даже сам король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта...

Однако расследованием его методов занялась комиссия медицинского факультета Парижской академии наук.

Ученые мужи пришли к выводу, что «магнетизма» не существует - все это не более чем «воображение и обман». Исследователь вынужден был уехать из Парижа. Он долго странствовал по Европе, демонстрируя свои «фокусы». У него нашлись последователи, которые пропагандировали «теорию магнетизма», правда, зачастую, в несколько измененном виде.

В конце концов, Месмер обосновался в небольшом провинциальном городке неподалеку от Цюриха, где стал лечить местных пациентов и заниматься музыкой. Последние годы его жизни о нем ничего не было слышно, так что многие считали, что бывшей медицинской знаменитости давно нет в живых. Умер Франц Месмер в 1815 году, в возрасте 81 года.

Место рождения
  • Ицнанг [d] , Мос , княжество-епископство Констанц , Священная Римская империя
Место работы Известные ученики Шарль Деслон [d] и Арман де Пюисегюр [d]

Биография

Начало карьеры

По окончании университета Месмер стал практиковать в Вене . Вскоре ему удалось войти в высшие слои общества благодаря женитьбе в январе 1768 года на состоятельной вдове Анне Марии фон Пош (1724 - 1790), которая была на десять лет старше него. От супруги у врача был приёмный сын Франц фон Пош (род. 1747), собственными детьми Месмер обзавестись не смог. Отец невесты подарил молодожёнам большой дом в районе Ландштрасе . Врач устроил там лаборатории и концертный зал. Он сам любил музицировать, единственный в Вене умел играть на стеклянной гармонике , дружил с композиторами: Кристофом Глюком и Йозефом Гайдном , Леопольдом Моцартом . Именно в доме Месмера 1 октября 1768 года состоялась премьера зингшпиля 12-летнего Вольфганга Амадея Моцарта «Бастьен и Бастьенна » .

Открытие «животного магнетизма»

Вскоре Месмер выяснил, что способен намагничивать предметы - бумагу, стекло, воду. Тем самым важность для лечения магнита, на которой настаивал Хелл, становилась небезусловной. Это укрепило врача в мысли об оригинальности его открытия, и он разослал сообщение об этом в крупнейшие научные институты Европы. Ответ пришёл только из прусской Королевской академии наук (24 марта 1775 года), в котором учёные усомнились в открытии Месмера .

В то же время совершённое врачом по империи турне принесло новые успехи. Сначала Антон де Гаен , один из университетских преподавателей Месмера, порекомендовал его венгерскому барону Хорецки де Хорка (нем. Hareczky de Horka ), и в июне 1775 года доктор отправился лечить аристократа в Рохов (d ) . Лечение прошло столь успешно, что в способности Месмера поверил даже скептически настроенный гувернёр барона Зайферт. В следующем месяце было несколько чудесных исцелений на родине врача в Констанце . Затем Месмер навестил в Регенсбурге популярного целителя Иоганна Гаснера (d ) и убедился в том, что тот фактически использует «животный магнетизм». Последующее присутствие врача в Мюнхене совпало с расследованием, которое в отношении Гаснера назначил баварский курфюрст Максимилиан III . Месмер подтвердил честность целителя, объяснив (со своей точки зрения) причину чудесных исцелений и тут же продемонстрировав (23-24 ноября) несколько из них. Одним из исцелённых оказался секретарь Баварской академии наук Ильдефонс Кеннеди (d ) , ещё одним стал академический советник Петер фон Остервальд (d ) (в следующем году он опубликует в Аугсбурге об этом событии книгу). 28 ноября 1775 года Баварская академия избрала Месмера своим членом .

Скандал с пианисткой

По возвращении в столицу доктор встретил прохладный приём со стороны профессионального медицинского сообщества. В зарубежных журналах публикуется анонимная корреспонденция из Вены, высмеивающая методы Месмера. Наконец, конфликт с коллегами перешёл в открытую фазу, когда врач принялся за лечение слепой 18-летней пианистки Марии Терезии фон Парадис , пользовавшейся покровительством императрицы. Пианистка потеряла зрение в возрасте четырёх лет. В её лечении потерпели неудачу лейб-медик Антон фон Штёрк и его ученик Йозеф Барт , и в конце 1776 года родители музыкантки обратились к Месмеру, который поместил пациентку в госпиталь, устроенный в собственном доме .

9 февраля 1777 года девушка стала говорить, будто может различать контуры предметов. Отец пациентки заявил о положительных результатах лечения в письменном виде. Однако вскоре родители потребовали вернуть дочь домой, на что та ответила отказом. Тогда её уговорили вернуться домой на время, после чего Месмера к ней уже не допустили. Коллеги врача заявили, что никакой ремиссии на самом деле не было, это плод воображения Месмера, который всего лишь шарлатан. Стараниями Барта и Штёрка против Месмера были мобилизованы кардинал-священник Кристоф фон Мигацци , а также императрица Мария Терезия . Врачу было предъявлено обвинение в мошенничестве и приказано или прекратить практику, или покинуть Вену. Месмер предпочёл покинуть столицу, причём без жены, что дало дополнительную почву слухам о наличии у него романа с пациенткой. После этого случая Франц Антон впал в депрессию, которая затянулась на три месяца. Сперва он пытался обосноваться в Швейцарском союзе , но в феврале 1778 года появился в Париже .

Французский период

В 1778 году Месмер перебрался в Париж , где снял квартиру на Вандомской площади . С этого времени начинается его европейская слава. В пациенты к Месмеру записались многие французские аристократы (включая маркиза де Лафайета), а слава дошла до Марии-Антуанетты . На групповых сеансах десятки пациентов лечили погружением ног в фонтан с намагниченной водой, тогда как руками они держались за провода, присоединенные к «магнетизированным» деревьям. Сам Месмер аккомпанировал этому действу на фортепьяно или стеклянной гармонике .

В 1779 году продемонстрировал в Париже опыты с «животным магнетизмом», посредством которого можно якобы изменить состояние организма, в т.ч. излечивать болезнь .

Деятельность Месмера обеспокоила медицинский факультет Сорбонны , который объявил ему войну в сатирических журналах и памфлетах. В 1784 году идеи Месмера стали предметом рассмотрения двух научных комиссий, в которые входили такие светила науки, как Антуан Лавуазье и Бенджамин Франклин . Учёные мужи пришли к заключению, что единственной причиной месмерических феноменов является чрезмерно возбуждённое воображение пациента.

Чтобы заглушить голоса скептиков и «научной инквизиции», Месмер организовал Общество вселенской гармонии (Société de l’Harmonie Universelle ), которое накануне революции насчитывало 430 членов. Отделения общества действовали в Страсбурге, Лионе, Бордо, Монпелье, Байонне, Нанте, Гренобле, Дижоне, Марселе, Кастре, Дуэ и Ниме. Штаб-квартирой общества служил роскошный особняк Куаньи в центре Парижа. В качестве казначея общества Месмер обзавёлся состоянием в 344 тыс. ливров и стал самым богатым учёным Европы.

Годы забвения

Взгляды

В 1776 году Месмер пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента, но не благодаря самому магниту, а в результате действия таинственной силы - флюида , исходящей от магнетизера. Эта сила, названная им «животным магнетизмом», якобы может накапливаться, усиливаться за счет зеркал или звука и передаваться другим с целью устранения болезней.

По мнению Месмера, неравномерное распределение флюида в организме вызывает болезни, а добиваясь гармонического перераспределения флюида, можно излечить болезнь. Месмер писал: «Животный магнетизм (флюид) передается прежде всего посредством чувства. Только чувство позволяет постигнуть эту теорию». Он утверждал, что флюиды врача передаются больному за счёт магнетических пассов и прикосновений, прямо или опосредованно.

Под влиянием этих идей Месмер разработал психотерапевтический прием лечения, который был назван им «бакэ » (от фр. baque - чан). Суть его в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышку которого через специальные отверстия вставлены намагниченные железные стержни. В условиях группового сеанса пациенты прикасались к ним и друг к другу, создавая цепь, по которой «циркулировал» флюид. Магнетизер при этом должен был коснуться чана, передавая через него целительную энергию всем пациентам одновременно.

Месмер полагал, что в состоянии магнетического сна или транса некоторые люди могут предвидеть будущее и прозревать далекое прошлое, способны видеть внутренние органы - как свои, так и других людей, распознавать болезни, определять средства лечения и т. п. При этом механизм лечения имел, по его мнению, сугубо физиологическое, а не психологическое содержание.

Влияние

Несмотря на критику теоретических положений метода Месмера, интерес к нему сохранялся до начала XX века, привлекая внимание ученых и врачей (И. Бернгейм, А. Льебо, Ж. Шарко и др.). Феномен месмеризма способствовал формированию научных представлений о гипнозе и практических методов гипнотерапии. Он предлагал идею, что путь к выздоровлению лежит через растворение сознания пациента в сознании врача, подчинение своего "Я" гипнотизеру.

Оказал существенное влияние на философию романтизма .

Месмер ввёл в научный оборот термин «раппорт », означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида». Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии .

Сочинения

Неполный список трудов Ф. А. Месмера

  • Antonii Mesmer Dissertatio physico-medica de planetarum influxu , Dissertation, Wien 1766 (SLUB)
  • Schreiben über die Magnetkur , ohne Ort 1766
  • Sendschreiben über die Magnetkur an einen auswärtigen Arzt , Wien 5. Januar 1775 (Sendschreiben an Johann Christoph Unzer in Altona)
  • Zweites Schreiben an das Publikum , Wien 1775
  • Drittes Schreiben an die Frankfurter , 1775
  • Mémoire sur la découverte du magnetisme animal , Didot, Genf und Paris 1779 (Digitalisat der Erstausgabe (недоступная ссылка) , E-Text der Ausgabe Paris 1826)
  • Lettre à Monsieur Mesmer et autres pièces concernant la maladie de la Dlle . Berlancourt de Beauvais, Beauvais 1781
  • Précis Historique Des Faits Relatifs Au Magnétisme-Animal Jusques En Avril 1781 , London 1781 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Abhandlung über die Entdeckung des thierischen Magnetismus , Carlsruhe 1781 (Nachdruck: Tübingen 1985, ISBN 3-88769-507-0 ; E-Text) - Übersetzung der «Mémoire sur la découverte»
  • Lettre de M. Mesmer à M. le comte de C… d.d. Paris, 31. août 1784 , 1784
  • Lettre d’un médecin de Paris à un médecin de province , ohne Ort 1784
  • Lettres de M. Mesmer à M. Vicq.-d’Azyr et à Messieurs les auteurs du Journal de Paris , Brüssel 1784
  • Lettres de M. Mesmer à Messieurs les auteurs du Journal de Paris et à M. Franklin , ohne Ort 1784
  • Théorie du monde et des êtres organisés suivant les principes de M…. , Paris 1784 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Aphorismes , hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel, Paris 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Correspondence de M. M sur les nouvelles découvertes du baquet octrogone, de l’homme-baquet et du baquet moral, pouvant servir de suite aux aphorismes , hrsg. v. Alphonse Touissant Joseph André Marie Marseille de Fortia de Piles, François Jourgniac de Saint-Méard und Pierre Marie Louis de Boisgelin de Kerdu, Libourne, Paris 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) ) - alle Namen von Autor und Herausgebern erscheinen in dem Buch nur abgekürzt
  • Lettre de l’auteur de la découverte du magnétisme animal à l’auteur des Réflexions préliminaires , ohne Ort 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Lehrsäzze des Herrn Mesmer’s. So wie er sie in den geheimen Versammlungen der Harmonia mit getheilt hat, und worinnen man seine Grundsäzze, seine Theorie, und die Mittel findet selbst zu magnetisiren . Hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel. Verlag der akademischen Buchhandlung, Straßburg 1785
  • Supplément aux Observations de M. Bergasse, ou Règlemens des sociétés de l’harmonie universelle , ohne Ort 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Neue Beiträge zur praktischen Anwendung des Thierischen Magnetismus. In verschiedenen Abhandlungen…; Ein Nachtrag zu den Lehrsätzen des Hrn Mesmers …; Aus Hrn. Caullet de Veaumorel dritter Ausgabe mit möglichster Treue übersetzt , Straßburg 1786
  • Introduction au magnétisme animal par M. P. Laurent, suivie des prinxcipaux aphorismes du docteur Mesmer , Lange-Lévy, um 1788 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Lettres de F. A. Mesmer sur l’origine de la petite vérole et le moyen de la faire cesser , Paris 1799
  • Mémoire de F. A. Mesmer … sur ses découvertes , Paris 1799 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Ueber meine Entdeckungen: Aus dem Französischen übersetzt (In Paris herausgenommen im 8n Jahre d. Republik) , Stahl, Jena 1800
  • Allgemeine Erläuterungen über den Magnetismus und den Somnambulismus. Als vorläufige Einleitung in das Natursystem , Buchhandlung des Hallischen Waisenhauses, Halle 1812
  • Ueber den Ursprung und die wahre Natur der Pokken, so wie über die Möglichkeit der gänzlichen Ausrottung durch die einzig richtige naturgemässe Verfahrungsart bei der Geburt , Buchhandlung des Waisenhauses, Halle und Berlin 1812
  • Mesmerismus oder System der Wechselwirkungen, Theorie und Anwendung des thierischen Magnetismus als die allgemeine Heilkunde zur Erhaltung des Menschen. Mit dem Bildniß des Verfassers und 6 Kupfertafeln , hrsg. von Karl Christian Wolfart, Berlin, Nikolai 1814 (Nachdruck: E. J. Bonset, Amsterdam 1966; Ausschnitte als E-Text)
Переводы на русский

23 мая 1734 года родился Месмер Франц Антон - австрийский врач. Полагая, что планеты оказывают воздействие на людей посредством магнитных сил, выдвинул представление о «животном магнетизме» как особой естественной силе, «заряжаясь» которой от планет и излучая ее на других людей, человек способен воздействовать на течение их физиологических процессов и изменение поведения. Разработанное на этой основе учение, получившее название "месмеризм", способствовало формированию научных представлений о гипнозе.

***

Месмер родился в маленьком австрийском городке Ицнанге. Он долго не мог найти себя. Мечтал стать великим музыкантом. Потом - философом. Потом - адвокатом. Он умер великим врачом, признанным друзьями и противниками. Но главное его открытие так и не было понято современниками.

После окончания медицинской школы при Венском университете Месмер женился на богатой вдове. Удовлетворенные теперь материальные потребности вызвали к жизни расцвет потребностей духовных - Месмер посвятил себя искусствам, в особенности музыке. Его друзья - Гайдн, Глюк, Моцарт - всячески помогали ему. Однако Месмер не стал великим музыкантом. Ему пришлось вернуться в конце концов к карьере врачебной. Той единственной, в которой он стал Францем Месмером, основателем многочисленных школ «месмеризма», «гипнотизма» и пр.

28 июля 1774 года - день, оставшийся в жизнеописаниях Месмера. В этот день он вернулся к врачебной практике и сразу же наткнулся на непонятный для него случай. Его пациентка фрейлейн Эстерлайн, страдавшая от головных болей, судорог, частичного паралича, бредовых состояний, непрерывных рвот, не получала облегчения ни от одного из предписывавшихся ей Месмером лекарств. И врач решился на эксперимент, основанный лишь на преклонении Месмера перед теориями Теофрастуса Бомбастуса Гухенгеймского, называемого чаще Парацельсом.

Утверждали, что Парацельс обладал секретом вечной молодости и нашел философский камень, превращавший обычные металлы в золото. Эти слухи, впрочем, несколько противоречат фактам из биографии Парацельса, говорящим о том, что однажды он бежал через окно от разгневанной квартирной хозяйки, которой задолжал за проживание. Да и умер он, не дожив до пятидесяти лет. Но Парацельс был поистине великим врачом, смело использовавшим и столь же смело опровергавшим опыт древнейшей медицины. Среди идей Парацельса Месмера особенно привлекала одна - всемерно использовать при лечении болезней магниты.

Как только у Эстерлайн начался очередной приступ, Месмер наложил ей на грудь несколько сильных магнитов. Последствия были ужасными - фрейлейн забилась в бешеных судорогах. Через несколько мгновений, однако, приступ окончился, хотя обычно он продолжался часами.

Во время следующего приступа Месмер уже смело использует магниты. Через несколько сеансов пациентка выздоровела, и Месмер имел возможность показать свой способ лечения известному ученому, члену Королевского общества в Лондоне Яну Ингенхаузу. Член академии был весьма доволен увиденным, что, впрочем, не помешало ему опубликовать о методе Месмера ругательную статью.

Месмер, однако, вовсе не был обескуражен таким приемом у академических ученых. Он открыл клинику, куда со всех сторон стекались истеричные женщины, жаждущие лечения. Месмер даже придумал стройную, на его взгляд, теорию «животного магнетизма», которая легко и просто объясняла причины заболеваний и рекомендовала способы их лечения. По этой теории вся Вселенная и все живые организмы пропитаны «магнетическим флюидом», правильный ток которого в теле человека и определяет его отменное здоровье. Любое нарушение сказывается в том, что течение магнитных линий искажается, в нем проявляются не предусмотренные идеальной схемой омуты и водовороты. Для исправления положения, подгонки его к идеальной смехе и следует применять магниты, которые способны направить магнитный флюид по нужному руслу.

Теория получила некоторое признание, и у Месмера появились приверженцы и последователи. Так, эдинбургский врач Джеймс Грахам открыл в 1780 году в Лондоне оздоровительное заведение под пышным названием «Замок здоровья», провести ночь в котором стоило 100 фунтов стерлингов - бешеные по тем временам деньги.

Эта «входная плата» позволяла пациенту проспать ночь в «Звездной постели» - диковинном ложе, поддерживаемом с помощью сорока намагниченных колонн и увенчанном фигурами Амура и Психеи, под звуки ненавязчивой музыки, в ритме которой кружились неподалеку танцовщицы.

Венский кабинет Месмера не мог идти ни в какое сравнение с «Замком здоровья». Впрочем, и с кабинетом, и с клиникой Месмеру вскоре пришлось распрощаться. Все началось с того, что в число пациенток Месмера попала восемнадцатилетняя фаворитка императрицы Марии Терезы, названная в честь нее Мария Тереза Парадис, слепая с четырех лет. Лечение «магнетизмом» принесло плоды. Слепая прозрела. Однако комиссия медицинского факультета Венского университета нашла, что она не излечена, а возвращение зрения ей лишь внушено. Фактом остается то, что девушка опять ослепла. Разразившийся при императорском дворе скандал вынудил Месмера собрать, как некогда поступил Парацельс, пожитки и покинуть родину и свой кабинет на Загородной улице, 261.

Некоторое время он скитался по Швейцарии, по Баварии и через год с лишним обосновался на Вандомской площади в Париже, еще не украшенной тогда знаменитой колонной. В своей клинике Месмер оборудовал удивительное устройство «бакэ» - чан из дубовых досок, в котором размещены бутылки с «намагниченной водой». Из бутылей, в свою очередь, радиально расходились от чана железные прутья, призванные донести «магнитный флюид» до пациента. Курс лечения проводился при приглушенном свете и мягкой музыке. Сам Месмер одевался в фиолетовую тогу и, плавно взмахивая жезлом, скользил вдоль круга своих пациентов, пристально вглядываясь в их глаза. Обычно после таких сеансов пациенты утверждали, что им стало лучше.

Мода на Месмера с невероятной скоростью захлестывала Париж. В числе его пациентов было много влиятельных людей, известных писателей и аристократов. Золото текло к Месмеру рекой. Основными же его пациентками были восхищавшиеся его мужественной внешностью и манерами дамы из высшего света, страдавшие истерией.

Однако полное благополучие невозможно - и неприятности не заставили себя ждать. Группа членов Парижской медицинской академии прошла один из курсов лечения Месмера и заявила, что никто из них не почувствовал ничего, кроме нервного опустошения и болей в области желудка. Кроме того, все они публично осудили Месмера и даже изгнали (или чуть не изгнали) из своей среды профессора, вздумавшего защищать Месмера.

Тогда Месмер решил придать своим работам солидность научных исследований. Для этого он поселился на Монмартре (тогда это был бедный район) и стал лечить пациентов, принадлежащих по большей части к бедным слоям Парижа. Но в смысле техники он пошел гораздо дальше - он «намагничивал» теперь уже целые деревья, парки и леса. Он опять приобрел авторитет, но не там, где ему хотелось бы, хотя в числе активных поклонников Месмера оказались сам король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. Вскоре, правда, они начали охладевать к Месмеру и поручили Академии наук и медицинскому факультету проверить действенность его лечебных методов.

В комиссию по проверке вошли весьма известные лица: в первую очередь Бенджамен Франклин (не удивляйтесь, этот знаменитый ученый был в то время американским послом в Европе); Антуан Лавуазье - человек, открывший кислород; Жан Байи, астроном, а также некий доктор Ж. Гильотен, изобретатель приспособления, позже названного его именем. По иронии судьбы нескольким членам этой комиссии, в частности Лавуазье и Байи, была уготована судьба на себе проверить действенность гильотины. То же, впрочем, относится и к ее изобретателю, доктору Гильотену - редкий случай, когда автору дается с такой исчерпывающей полнотой испытать свое изобретение! Впрочем, и организаторам комиссии - Людовику XVI и Марии-Антуанетте тоже пришлось впоследствии, во время революции, познакомиться с этим устройством.

Но мы отвлеклись, и поэтому сразу же перейдем к решению, вынесенному комиссией:

«Все определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов. Если к каждому следующему появлению магнетизера они лежали полностью истощенными, то взгляд или голос магнетизера вскоре выводят их из этого состояния. Здесь, несомненно, действует некая сила, сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это - сила самого магнетизера».

Этот правильный вывод, однако, был побочным и упомянут вскользь. Главная же задача комиссии - опровергнуть существование «животного магнетизма». Вывод был категоричным: никакого животного магнетизма не существует. Человеческому организму магнетизм не свойствен. Все достигнутые Месмером эффекты определяются силой внушения, причем последствия их, по мнению комиссии, ужасны - больных впоследствии ждет суровая участь. Их ждут конвульсии, уродливое потомство. Академия запретила своим членам практиковать месмеризм.

Решение комиссии крайне интересно и с точки зрения иллюстрации неумолимых законов диалектики. Было ли это решение правильным? Для своего времени - да. То было время быстрого развития науки. Вера в возможность полного и окончательного познания всех явлений владела членами комиссии. И они не хотели признавать ничего такого, что нельзя было бы измерить, пощупать, объяснить, доказать с помощью известных им опытов. Поэтому лишь некоторые выводы комиссии, имевшие для нее частный характер, остались правильными и по сей день:

    магнит действует прежде всего на нервную систему, а не на ткани и внешние органы;

    магнит хорошо помогает при таких нервных заболеваниях, которые характеризуются усиленной работой нервной системы, например, при судорогах, конвульсиях, головных болях и пр.

Последующие исследования подтвердили правильность выводов, основанных на многих экспериментах. Однако некоторые выводы комиссии страдают категоричностью. Нужно было, наверное, оставить лазейку: «При теперешнем состоянии знаний, измерительной техники... » Что же касается месмеризма, или, как потом его стали называть, гипнотизма, то здесь комиссия не оказалась на высоте, и прежде всего потому, что в то время психология как наука была в состоянии младенческом, не допускавшем и мысли о том, что с помощью столь простых средств можно делать столь сложные вещи. Комиссия Парижской академии отвергла «животный магнетизм», как отвергла в свое время пароход Фултона, громоотвод Франклина да и многое другое.

Месмер бежит от неудачи в Австрию, на родину, стремясь забыться, собрать силы для нового наступления. Возвратиться в Париж ему не пришлось - наступил «девяносто третий», когда многие высокопоставленные аристократы и любимцы королевской семьи, хотя бы временные, испытали на себе усовершенствование доктора Гильотена. Путь в столицу для бывшего кумира парижских аристократов был закрыт, хотя Месмер и симпатизировал французской революции. Вскоре, впрочем, именно за эти симпатии Месмера высылают из Австрии, и он обосновывается в небольшом городке недалеко от Цюриха. Там он жил настолько незаметно, что многочисленные его последователи в течение двадцати лет считали, что их кумир давно мертв. Деревенский доктор Месмер последние годы своей жизни отдал музыке. Умер он в 1815 году 81 года от роду.

МЕСМЕР, Фридрих Антон . Знаменитый целитель, который вновь открыл и применил практически тот магнетический флюид в человеке, который называли животным магнетизмом, а с того времени - месмеризмом. Он родился в Швабене в 1734 г. и умер в 1815. Он был посвященным членом Братств "Fratres Lucis" и Лукшура (или Луксора), или египетского ответвления последнего. Именно совет "Луксора" избрал его - согласно указам "Великого Братства" - для действия в XVIII столетии в качестве их очередного первопроходца, посылаемого в последней четверти каждого столетия для просвещения небольшой части западных народов в оккультном знании. Именно Сен Жермен наблюдал за развитием событий в этом случае; а позднее Калиостро был послан для помощи, но после совершения ряда ошибок, более или менее роковых, он был отозван. Из этих трех людей, которые сперва считались шарлатанами, Месмер уже реабилитирован. Оправдание двух других последует в следующем столетии. Месмер основал в 1783 г. "Орден Всемирной Гармонии", в котором, как полагают, учили лишь животному магнетизму, но на самом деле в нем разъясняли учение Гиппократа , методы древних Асклепиев, Храмов Целения, и многие другие оккультные науки.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

А теперь обратим внимание на то, как повели себя врачи, когда Месмер привез во Францию свой «котел» вместе со своей системой, целиком обоснованной на философии и доктринах последователей Парацельса – как они обошлись с великим психологическим и физиологическим открытием. Это покажет, насколько невежество, поверхностность и предрассудки могут быть проявлены ученой корпорацией, когда дело касается предмета, который противоречит их долго лелеянным теориям. Это тем более значительно потому, что пренебрежение, высказанное комитетом Французской Академии в 1784 г., вероятно, явилось следствием нынешнего сдвига общественного мнения в сторону материализма и, несомненно, пробелов в атомистической философии, каковые, по признанию наиболее преданных этой философии учителей, существовали. Комитет 1784 года был составлен из таких выдающихся людей, как Борье, Саллин, д"Арсен и знаменитый Гильонэ, к которым впоследствии были добавлены Франклин, Леруа, Бейли, Де Борг и Лавуазье. Борье вскоре умер, и место его занял Маголт. Не может быть никакого сомнения по поводу двух обстоятельств, а именно: что комитет приступил к своей работе сильно предубежденным, и то – по недопускающему возражений приказу короля; и что их манера наблюдений над деликатными фактами месмеризма была неблагоразумна и недоброжелательна. Их отчет, составленный Бейли, был рассчитан на нанесение смертельного удара молодой науке. Он был нарочно разослан по всем школам и общественным ступеням и вызвал возмущение среди большей части аристократии и класса богатых коммерсантов, которые до этого покровительствовали Месмеру и являлись очевидцами его исцелений. Ант. Л. де Джуссэ – академик высочайшей степени, который до этого вместе с придворным врачом д"Эслон тщательно исследовал лечение Месмера, – опубликовал отчет-возражение, составленный с величайшей точностью и подробностями. В этом отчете, написанном в защиту лечения магнетизмом, он ссылался на тщательные исследования медицинского факультета по терапевтическому эффекту магнетического флюида и настаивал на немедленном опубликовании открытий и наблюдений факультета по этому вопросу. В ответ на его требование появилось великое множество мемуаров, полемических статей и догматических книг, раскрывающих новые факты. Вниманию публики был предложен обширный труд Тоурета под заглавием – «Recherches et Doutes sur le Magnetisme Animal», этот большой эрудиции труд стимулировал к исследованиям материалов прошлого, касающихся феноменов магнетизма у разных народов с древнейших времен.

Доктрина Месмера была просто новым изложением доктрин Парацельса, Ван Гельмонта, Сантанелли и шотландца Максвелла; и он даже был виноват в том, что копировал тексты из трудов Бертрана и провозглашал их, как свои собственные принципы [179 ]. В труде профессора Стюарта [180 ] автор рассматривает нашу вселенную, как состоящую из атомов с чем-то в роде посредника между ними в качестве машины, и законы энергии, как приводящие в действие эту машину. Профессор Юманс называет это «современной доктриной», но среди двадцати семи положений, изложенных Месмером в 1775 г., то есть на сотню лет раньше, в его «Письме иностранным врачам» мы находим следующее:

1. Существует взаимовлияние между небесными телами, землею и живыми существами. 2. Некий флюид, повсюду распространенный и наполняющий все настолько, что не допускает нигде вакуума; настолько тонкий, что его не с чем сравнивать – флюид, который по своей природе способен к восприятию, размножению и передаче впечатлений движения, – является проводником влияния.

Из этого вытекает, что эта теория, в конце концов, совсем не современная теория. Профессор Бальфур Стюарт говорит:

«Мы можем рассматривать вселенную, как огромную физическую машину».

И Месмер:

3. Это взаимодействие подчинено механическим законам, неизвестным до настоящего времени.

Профессор Мейер, снова подтверждая доктрину Гильберта, что Земля – великий магнит, говорит, что таинственные изменения в интенсивности ее силы, кажется, находится в зависимости от эманаций солнца, так как «меняется в соответствии с суточным и годовым вращением этого светила и пульсирует в полном согласии с огромными огненными волнами, которые проносятся по его поверхности». Он говорит о «постоянных колебаниях, о приливах и отливах направляющего влияния Земли». И Месмер:

4. «От этого воздействия происходят чередующиеся следствия, которые можно рассматривать, как прилив и отлив». 5. Благодаря именно этому действию (наиболее универсальному из тех, которые природа на нас распространяет) возникают связи взаимодействия между небесными телами, землею и составляющими ее частями.

И еще два положения, которые интересно прочесть нашим современным ученым:

6. Свойства материи и органических тел зависят от этого действия. 7. Животное тело испытывает на себе чередующееся воздействие этого агента; путем проникновения в субстанцию нервов он непосредственно действует на них.

Среди значительных трудов, которые появились между 1798 и 1824 годами, когда Французская Академия наук назначила вторую комиссию по исследованию месмеризма, – «Annales du Magnetisme Animal», написанные бароном д"Енин де Кавильером, генерал-лейтенантом, шевалье Сент-Луис, членом Академии наук и корреспондентом многих ученых обществ Европы, может принести большую пользу читателю. В 1820 году правительство Пруссии поручило Берлинской Академии объявить премию в триста дукатов золотом за лучшую диссертацию по месмеризму. Королевское научное общество Парижа под председательством его королевского высочества герцога Анжуйского предложило золотую медаль за то же самое. Маркиз де ля Плейс, пэр Франции, один из Сорока Академии наук и почетный член ученых обществ всех главных европейских государств, написал труд под заглавием «Essai Philosophique sur les Probabilites», в котором этот выдающийся ученый говорит:

«Изо всех инструментов, какие мы можем применить, чтобы познать незаметные силы природы, наиболее чувствительными являются нервы, особенно, когда исключительные влияния увеличивают их чувствительность... Необычные феномены, происходящие в результате чрезвычайной нервной чувствительности лиц, породили различные суждения по поводу существования новой силы, которую назвали животным магнетизмом... Мы настолько далеки от познания всех сил природы и их различных видов проявления, что едва ли будет по-философски отрицать эти феномены лишь потому, что они для нас необъяснимы при нашем нынешнем состоянии осведомленности. Наша обязанность – просто изучать их с тем большим вниманием, поскольку нам трудно их допустить».

В эксперименты Месмера были внесены большие улучшения маркизом Пюисегюром, который обходился без всяких аппаратов и совершал замечательные исцеления среди жильцов своего имения в Бьюсанси. После их опубликования много других образованных людей экспериментировали с таким же успехом, и в 1825 г. мистер Фойсак предложил Академии Медицины организовать новое исследование. Особый комитет в составе Аделона, Парисея, Марка, Бурдина старшего с Хассоном в качестве докладчика, объединились в рекомендации, чтобы предложение было принято. Они сделали мужественное признание, что «в науке никакое решение не является абсолютным и не подлежащим исправлению»; они дают нам возможность оценить выводы комиссии Франклина в 1784 г., говоря, что «эксперименты, на которых эти выводы были обоснованы, как оказалось, проводились без единовременного присутствия всех членов комиссии, а также с предвзятым мнением, что, в соответствии с принципами того факта, который они призваны были исследовать, должно было привести их к полной неудаче».

То, что они говорят о магнетизме как о тайном средстве лечения, высказывалось уже много раз наиболее уважаемыми писателями по поводу современного спиритизма, а именно:

«Обязанностью Академии является изучать эти явления, подвергнуть их испытаниям и, наконец, отобрать применение их от людей, никакого отношения к науке не имеющих, которые злоупотребляют этими средствами и делают из них предмет наживы и спекуляции».

Этот доклад вызвал продолжительные споры, но в мае 1826 г. Академия назначила комиссию, куда вошли следующие знаменитые люди: Леру, Бардо де ля Моттэ, Дабли, Магенди, Гверсант, Хассон, Тилай, Марк, Итард, Факир и Гвен де Мюссе. Они немедленно приступили к работе и продолжали ее в течение пяти лет, сообщая Академии о результатах своих наблюдений через Хассона. Их доклад заключает в себе отчеты о феноменах, классифицированных по тридцати четырем параграфам, но так как этот труд не посвящен специально только магнетизму, нам приходится довольствоваться несколькими краткими выдержками из него. Они утверждают, что для того, чтобы произвести магнетические феномены, необязательно нужен контакт рук, потирания или пассы, так как в некоторых случаях достаточно было сосредоточенного взгляда, который действовал даже тогда, когда магнетизируемый об этом не знал. «Достоверные и терапевтические феномены» зависели только от магнетизма и не могли быть воспроизведены без него. Состояние сомнамбулизма «существует и вызывает появление новых способностей, которые получили названия ясновидения, интуиции и внутреннего предвидения». Сон (магнетический) вызывался при обстоятельствах, при которых магнетизируемый не мог видеть и не знал, какими средствами вызывается этот сон. А магнетизер, уже раз подчинивший волю магнетизируемого, «может совершенно погрузить его в сомнамбулизм, а также выводить его из этого состояния без его ведома, вне его поля зрения, на расстоянии и через закрытые двери». Внешние чувства спящего кажутся совершенно парализованными, приведен в действие дубликатный комплект. «Большую часть времени они остаются невосприимчивыми к внешним и к неожиданным звукам, производимыми около их ушей, например, к сильному удару по медному сосуду, к падению тяжелых вещей и т. п.... Можно заставить их вдыхать соляную кислоту или аммиак, отчего у них не возникает никаких неудобств, и даже не вызывает у них каких-либо подозрений». Комитет мог «щекотать их ноги, ноздри и уголки глаз птичьими перьями, щипать их кожу до образования ссадин, колоть гвоздями под ногтями, загоняя их на значительную глубину, не причинив им ни малейшей боли, и без всяких признаков, что они это почувствовали. Словом – мы видели одного человека, который оставался нечувствительным во время одной из самых болезненных хирургических операций, лицо которого, пульс и дыхание не проявляли при этом никаких ощущений».

Это все, что касается внешних чувств; теперь послушаем, что они скажут про внутренние чувства, которые по справедливости можно рассматривать, как доказательства разницы между человеком и бараньей протоплазмой. «Пока они находятся в состоянии сомнамбулизма», – говорит комитет, – «магнетизированные лица, над которыми мы вели наблюдение, сохраняли власть над своими способностями, присущими им в бодрствующем состоянии. Их память даже кажется более верной и распространившейся дальше... Мы видели двух сомнамбул, которые с закрытыми глазами различали поставленные перед ними предметы; не прикасаясь, они называли масть и содержание игральных карт; прочитывали слова, написанные голою рукою (без пера или другого инструмента), а также наудачу открытые строчки в книге. Это они проделывали даже тогда, когда их глазные веки были тщательно закрыты с помощью пальцев Мы имели встречи с двумя сомнамбулами, которые обладали способностью предвидения более или менее сложных процессов в организме. Одна из них предсказывала за несколько дней, даже месяцев заранее день, час и минуту, когда должен наступить эпилептический припадок и когда он должен кончиться; другая предсказывала время исцеления. Эти предсказания исполнились с замечательной точностью».

Комиссия высказалась, что «она собрала и сообщила факты, значительные в достаточной мере, чтобы побудить ее думать, что Академия должна поощрять исследования по магнетизму, как весьма любопытную отрасль психологии и истории естествознания». В заключение Комитет высказался, что «факты настолько необычны и удивительны, что им трудно вообразить, что Академия признает их реальность, но они торжественно заявляют, что в течение всего исследования они руководствовались возвышенными мотивами, «любовью к науке и чувством необходимости оправдать надежды, которые Академия возложила на их устремление и преданность».

В своей лечебнице, основанной в Вене, Месмер использовал кроме магнетизма еще и влияние электричества, металлов и различных пород деревьев. Основу своего учения он заимствовал у алхимиков. Он верил, что металлы, дерево и растения сходны по своему строению с человеческим организмом, родственны ему. Все вещи во Вселенной произошли из гомогенной первоначальной субстанции, распавшейся на бесчисленное множество разновидностей материи, и в ту же первоначальную субстанцию все они должны вернуться. Секрет лечения, утверждал он, заключается в знании соответствий между родственными атомами и характера взаимодействия между ними. Надо лишь найти тот металл, дерево, камень или растение, наиболее соответствующее организму больного, а затем через наружное или внутреннее применение этой субстанции придать больному дополнительную силу для противодействия болезни (которая, как правило, возникает вследствие попадания в организм какого-либо чужеродного внешнего элемента). Эта дополнительная сила помогает изгнать болезнь – и наступает выздоровление. Антону Месмеру удалось произвести множество подобных замечательных исцелений. Излечивались и сердечные заболевания. Одна знатная дама, признанная врачами безнадежной больной, выздоровела благодаря применению Месмером верно определенных симпатических пород дерева. Сам Месмер, страдавший от острых приступов ревматизма, полностью поправился благодаря особым образом подобранным магнитам.

В 1774 году он наконец обнаружил секрет направленной передачи жизненной энергии; открытие настолько его заинтересовало, что он отказался от всех своих прежних методов, целиком посвятив себя исследованию нового. С этого момента он месмеризировал только взглядом и при помощи рук, природные магниты уже не использовались. Загадочный эффект, производимый этими манипуляциями, он назвал животным магнетизмом.

Это открытие привлекло к Месмеру множество учеников и последователей. Эксперименты с этой новой силой производились чуть ли не во всех городах Европы. Признание ее как реально существующей было полным.

К 1780 году Месмер обосновался в Париже, и вскоре вся столица – от королевской семьи и до самого последнего буржуа – была у его ног. Духовенство переполошилось и закликушествовало: "Дьявол!" Дипломированные "эскулапы" явственно ощутили на собственных карманах поселившуюся там и с каждым днем все более растущую пустоту. А вся поголовно аристократия и королевский двор готовы были тронуться умом от восторга.

< ... >

К моменту появления Месмера в Париже последний был расколот на две части: одна хранила верность церкви с ее отрицанием всех феноменов (за исключением собственных божественных чудес) и причислением их к искушениям Дьявола, и вторая – Академия, не верившая ни в Бога, ни в Дьявола, но убежденная исключительно в собственной непогрешимой премудрости.

Но были и такие, кого не удовлетворяла ни та ни другая сторона. И после того как Месмер заставил весь Париж собираться у себя в приемной в ожидании своей очереди занять место пациента у чудесного baquet, нашлись люди, которые решили, что пришло время "докопаться до истины". Они сложили свои доводы к ногам короля, и король приказал Академии исследовать этот феномен. И тогда, пробудившись от своей хронической дремоты, "Бессмертные" назначили специальную исследовательскую комиссию (в состав которой входил и Бенджамин Франклин), контроль за которой поручили нескольким самым старым, самым мудрым и самым лысым из числа своих "Infants". Это было в 1784 году. О том, что за доклад подготовила эта комиссия и каково было окончательное решение Академии, известно всем. Вся эта история выглядит сейчас как генеральная репетиция пьесы, один из актов которой был сыгран "Диалектическим обществом" Лондона и некоторыми величайшими английскими учеными примерно 80 лет спустя.

И хотя доктор Жюссье, академик высочайшего ранга, выступил с альтернативным докладом, а придворный врач Д"Эслон, лично наблюдавший многие наиболее поразительные феномены, настаивал на более скрупулезном изучении Медицинским факультетом терапевтических свойств магнитного потока, усилия их пропали зря. Академия отказалась поверить самым известным своим ученым. Даже сэр Б. Франклин, так хорошо разбиравшийся в космическом электричестве, отказался признать его источник, его исходную форму и наряду с Бальи, Лавуазье*, Мажанди и другими объявил месмеризм заблуждением. И даже повторное исследование этого феномена, проведенное на сей раз в 1825 году, привело к точно такому же результату. Новый отчет также носил разгромный характер (см. "Разоблаченная Изида", т. I, с. 204 и далее.).

Даже теперь, когда экспериментальным путем было доказано, что "месмеризм", или животный магнетизм (ныне известный как гипнотизм – поистине печальные останки Дыхания Кибелы\) – это реально существующий факт, большинство ученых продолжают отрицать его существование. И хотя в огромном море психомагнетических феноменов гипнотизм – мелкая рыбешка, и то он кажется невозможным, слишком невероятным и таинственным всем нашим дарвинистам и геккельянцам. Таким образом, требуется незаурядная сила духа, чтобы выдержать неодобрение коллег, недоверие публики и хихиканье дураков. "Тайна и шарлатанство идут рука об руку", – говорят они. "Самоуважение и профессиональная честь, – отмечает Мажанди в своей "Физиологии человека", – требуют, чтобы хорошо осведомленный врач всегда помнил, с какой легкостью таинственность обычно переходит в шарлатанство". Но, к сожалению, "хорошо осведомленный врач" при этом часто забывает о том, что физиология, не в пример другим наукам, являет собой одну сплошную, буквально от А до Я, глубокую и необъяснимую тайну, и потому, спрашивается, не следует ли ему отбросить целиком всю биологию и физиологию как проявления величайшего шарлатанства в современной науке. И все же, несмотря на это, хоть и незначительная, но благожелательно настроенная часть наших докторов продолжает проводить самое серьезное исследование гипнотизма. Но даже и они, будучи вынужденными признать реальность этого феномена, продолжают настаивать на том, что в основе его лежат чисто материальные, физические силы, и не более того, отвергая их полноправное наименование "животный магнетизм". Но как писал недавно в "Daily Graphic" преподобный д-р Хоуис (о нем будет сказано чуть ниже): "Феномены Шарко, следовательно, во многом идентичны месмерическим феноменам, так что гипнотизм следует считать скорее разновидностью месмеризма, чем каким-то особым явлением. Как бы то ни было, феномены Месмера, теперь в основном уже признанные, ранее тоже категорически отрицались". Отрицаются они и поныне.

Но, отмахиваясь от месмеризма, они при этом ратуют за гипнотизм несмотря на то, что уже совершенно точно установлено, что у этой науки есть и свои опасные стороны.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры