Где учат на гримера. Специальность "художественный грим"

Главная / Измена мужа

Гримёр — мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений.

От староитал. grimo — морщинистый.

Гримёр работает с лицом актёра, а иногда, если это нужно для роли, подбирает ему парик, усы и т.п.

Специалист по изготовлению париков, накладных бород и усов называется постижёром (фр. postiche искусственный, фальшивый). Поэтому гримёра также называют гримёром-постижёром. Хотя чаще всего постижёрные изделия готовят в специальных мастерских. Гримёр, разрабатывая грим для будущего спектакля, заказывает там необходимые парики и пр.

Искусство гримёра востребовано везде, где есть необходимость как-то видоизменять внешность. В театре и кино гримёр помогают актёру в работе над образом.
Ещё до запуска спектакля или съёмочного процесса он продумывает все необходимые детали грима, чтобы результат соответствовал замыслу режиссёра.
Приходится учитывать силуэт лица, характерные черты, особенности костюма, освещения, которое планируется применить на сцене или съёмочной площадке.
В день спектакля или съёмки гримёр работает над лицом актёра, стараясь успеть к началу спектакля.

Грим бывает живописным и пластическим (объёмным).
Живописный грим может серьёзно изменить внешность, подчеркнуть какие-то черты, добавив новые. В сочетании с наклеенными бровями или усами это даёт великолепный эффект. Но вершина гримёрного искусства - пластический грим. Он способен сделать человека совершенно неузнаваемым, превратив его в кого-то другого. На телевидении гримёра правильнее было бы назвать гримёром-визажистом или просто визажистом. Визажист колдует над внешностью телеведущих и гостей студии, но его задача - не преобразить человека, а подчеркнуть достоинства его внешности и затушевать недостатки.

Гримёр может работать в театре, в цирке, на кино- и телестудиях. Профессия гримёр предполагает творческое отношение к делу, художественные способности, хорошую зрительную память, тонкое цветовосприятие, хорошую мелкую моторику.
А также контактность, доброжелательность, аккуратность.

Живопись Квалификация: Специалитет

Что изучают: исходя из выбранной специализации, изучается станковая, театрально-декорационная, церковно-историческая или монументальная живопись; обучен...

Живопись и изящные искусства Квалификация: Специалитет

Что изучают: монументальную, станковую, театрально-декоративную и церковно-историческую живопись; основы реставрации объектов архитектурной ценности; ре...

Изящные искусства Квалификация: Бакалавриат

Специальность 50.03.02 «Изящные искусства» подготавливает бакалавров в области мировой культуры. Будущие студенты должны увлекаться творчест...

Театральное искусство Квалификация: Магистратура

Если вы чувствуете в себе способности, то обязательно попробуйте свои силы на данной специальности. Только для поступления требуется пройти несколько эт...

Характеристика работ . Выполнение грима для участников массовых и групповых сцен дальнего и среднего планов под руководством гримера-пастижера более высокой квалификации. Подготовка волоса для изготовления пастижерских изделий: мытье, расчесывание, сортировка и перетяжка. Изготовление крепа, треса, кос, шиньонов, локонов из сарлычного и искусственного волоса.

Должен знать: основы гримерного и пастижерского дела; правила пользования инструментом, применяемым для выполнения пастижерских работ; свойства материалов и красок, применяемых для гримирования и изготовления пастижерских изделий.

§ 8. Гример-пастижер 3-го разряда

Характеристика работ . Выполнение по эскизам грима для участников массовых и групповых сцен первого плана, для актеров эпизодических ролей под руководством художника-гримера. Изготовление усов, бровей, ресниц, мушек и мелких вклеек для участников массовых и групповых сцен первого плана и актеров эпизодических ролей. Изготовление кос, шиньонов из натурального волоса. Подготовка волос для "фрезюра": разделение на пряди, накручивание на коклюшки. Завивка волос и париков. Обслуживание участников не менее двух полнометражных условных фильмов.

Должен знать: технологию изготовления пастижерских изделий; свойства волоса и шерсти; нормы расхода материалов на изготовление грима и париков; правила подбора красителей, окраски волос и шерсти; принцип действия различных красителей на кожу; строение лицевого черепа.

§ 9. Гример-пастижер 4-го разряда

Характеристика работ . Выполнение простого и средней сложности персонального и национального грима под руководством художника-гримера. Выполнение художественных причесок. Стрижка париков для участников массовых и групповых сцен всех планов. Лепка гуммозных наклеек. Изготовление бород, бакенбард, лобных и височных вклеек, контраньюров. Плетение тонкого треса для париков. Изготовление париков из треса. Изготовление тамбурованных париков из сарлычного и искусственного волоса по эскизам и под руководством художника-гримера. Обслуживание участников не менее трех полнометражных условных фильмов.

Должен знать: виды, модели причесок различных стилей и эпох; фотогеничность красок на разных сортах пленки; законы мимики; виды, правила выполнения пластической и нательной декоративной косметики; технику гримирования; технологию изготовления пастижерских изделий; правила подбора расцветок при изготовлении пастижерских изделий.

§ 10. Гример-пастижер 5-го разряда

Характеристика работ . Выполнение по эскизам, описаниям и образцам художника-гримера сложного персонального и национального грима с применением пластических деталей, несложных лепных скульптурных работ (косы, подбородки, скулы). Изготовление и снятие маски с головы актера. Изготовление накладок всех видов, персонажных и портретных париков, комбинированных париков и наклеек, вывороченного пробора. Стрижка волос и париков. Обслуживание участников не менее четырех полнометражных условных фильмов.

Должен знать: технологию изготовления маски; правила и приемы подготовки материалов для снятия маски с лица; способы применения пластических деталей; правила мелирования волос.

§ 11. Гример-пастижер 6-го разряда

Характеристика работ . Выполнение по эскизам и описаниям художника-гримера портретного, характерного грима и сложных лепных скульптурных работ: изменение формы деталей лица, формы головы, применение специальных наклеек из ваты, пробки и пластика. Изготовление тамбурованных париков с открытым лбом и пробором. Изготовление характерных париков "Тонзур" и "Ежик", специальных париков для производства трюковых съемок. Окраска человеческого волоса, сарлычного волоса, шерсти горной козы, верблюжьей шерсти, ангорки. Обслуживание участников не менее пяти полнометражных условных фильмов.

Должен знать: правила составления схемы построения внешнего образа персонажей; технологию производства грима (красок); основы цветоведения; принципы художественного освещения; назначение светофильтров, пленки; свойства материалов, применяемых при изготовлении пластических деталей; способы изготовления пластических деталей; способы изготовления специальных париков.

Требуется среднее профессиональное образование.

Ни одна творческая сценическая специальность, ни один артист или певец не обходится без помощи специалиста получившего специальность гример кто это, сейчас и узнаем.

Что нужно знать о специальности

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-22", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-22", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Профессиональный гример является мастером, способным при помощи грима, специальных наклеек и краски изменить внешний вид любого человека. Чаще всего, гримеры работают в театрах и на киностудиях. Везде, где требуется перевоплощение человека.

Чаще всего гримерам приходится работать с изменением внешности актера. Особенно если это требует роль. Для этого может использоваться не только специально подготовленный грим, но и парики, усы и прочие приспособления.

Кроме того, гример может заниматься самостоятельным изготовлением необходимого реквизита, такого, как парики, накладных бород и усов. Эта специальность носит название постижер . И потому, очень часто можно встретить название гример-постижер. Но чаще всего, за выпуск реквизита отвечают специальные мастерские, согласно заявке гримера или человека, разрабатывающего каким должен быть грим для данного спектакля или фильма.

Особенности профессии

Востребованность в профессиональных гримерах очень высока. Они нужны там, где требуется изменение внешность. Это может быть , киностудия, телевидение, работа со звездами шоу-бизнеса.

Причем зачастую одним только наложением грима гример не обходится. В его задачу входит изучить местно, где будет происходить действо, как падает свет, как должен двигаться актер. Все это помогает правильно наложить грим. Кроме того, гример обязан учитывать пожелания .

Что должен знать и уметь гример

Для того чтобы быть профессионалом, гример или гример-постижер обязан будет знать и уметь:

  1. накладывать разные типы грима;
  2. варианты и способы создания причесок;
  3. подготовить все компоненты для будущего изменения внешнего вида актера;
  4. знать все правила хранения париков, накладных бород и усов, прочего инвентаря;
  5. своевременно заменять изношенные или пришедшие в негодность реквизиты.

Если говорить о гриме, то он может быть живописным и пластическим. При этом живописный грим позволяет практически полностью изменять внешний вид , выделить определенные черты или добавить новые. К этому гриму относятся и накладные бороды или усы, парики.

Высшим пилотажем является применение объемного или пластического грима. С его помощью актер становится совсем неузнаваем, превращаясь в совершенно другого человека.

Если гример работает на телевидении, то здесь его специальность называется гример-визажист или . В данном случае полное изменение внешности не обязательно. Важно будет, подчеркнуть все достоинства внешности, скрывая все имеющиеся недостатки.

Личностные качества специалиста

Исходя из сказанного, стоит назвать основные личностные качества, позволяющие человеку стать настоящим профессионалом:

  • желание творчески подходить к делу;
  • наличие художественных способностей;
  • отличную зрительную память;
  • обладать тонким цветовосприятием;
  • иметь хорошую мелкую моторику;
  • быть внимательным и аккуратным;
  • коммуникабельным;
  • доброжелательным.

Как видите, обладая всеми перечисленными качествами и умело используя все доступные средства, можно стать настоящим профессионалом в специальность гример кто это, мы рассказали в этой статье

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Надежда БОНДАРЕВА работает в театре гримером-постижером (постижер – мастер по изготовлению театральных уборов. – авт.).

– Надя, много у гримера хлопот перед премьерой?

– Конечно, в этот день очень волнуемся и приходим на работу намного раньше обычного. Надо тщательно проверить все уборы, подготовить и разложить грим, еще раз отработать с костюмером схему «смены декораций». Так у нас в балете называют переодевания и перегримировывание артистов по ходу спектакля. Приходится и психотерапевтом поработать: многие наши балетные в этот день особенно нервничают – пока их гримируешь, надо успокоить, поддержать. Но, сказать по правде, основная работа для гримера начинается задолго до премьеры: за 2–3 месяца до нее начинаем подготавливать уборы к новому спектаклю.

– В чем состоит подготовка к спектаклю? Делаете парики?

– У нас всего два человека в гримерном цехе, поэтому большинство уборов мы заказываем в мастерских. Это очень трудоемкая работа: на изготовление одного парика уходит два-три дня. Ведь чтобы сшить парик, сквозь ткань-основу одним стежком прошивают лишь несколько волосков! В основном эта работа делается один раз: созданные однажды парики могут использоваться в течение многих лет, пока спектакль идет на сцене. Но и нам работы хватает. Несмотря на то что мы холим и лелеем наши уборы, парики со временем теряют форму, распускаются локоны и букли, поэтому мы восстанавливаем изделие, укрепляем и заново завиваем его щипцами-плойкой и, если надо, подкрашиваем. Но чаще всего парики приходится аккуратно стирать и начесывать – это входит в обязанности гримера.

– С какими еще изделиями приходится работать гримеру-постижеру, кроме париков, бород и усов?

– Существует большое разнообразие деталей, которые «украшают» голову артиста балета и используются для создания индивидуального образа персонажа. Это мушки, вклейки, шляпы, маски, банты, ленты, перья – все, что соответствует замыслу постановщика спектакля.

– Участвует ли гример в процессе создания образа?

– Образ создается совместными усилиями режиссера, артиста, художника по костюму и гримера. Прежде всего, мне как гримеру необходимо понять, как режиссер задумал поставить спектакль: насколько можно проявить фантазию. Многое в гриме зависит от костюмов и освещения сцены. А сольный грим – от индивидуальной внешности самого артиста. У нас, как и в других театрах, существует форма работы гримера по эскизам или по описаниям. Их, как правило, выполняет художник-оформитель спектакля, но в отдельных случаях это может быть доверено и гримеру высокой квалификации.

– Насколько родственны друг другу искусство визажиста и театрального гримера? Мог бы, скажем, визажист после окончания курсов работать в вашем театре?

– На курсах визажистов учат корректировке, украшению лица: правильно наложить тон, подвести глаза, покрасить губы. Перед гримером стоит иная задача: совершенно преобразить внешность человека. Поэтому обычные визажисты в театре, особенно в балете, не котируются, им просто не хватает навыков.

– В чем секрет волшебства? Как накладывается театральный грим?

– Незаметный макияж ценится только в повседневной жизни, но не на сцене театра. Артиста балета должен хорошо видеть даже зритель с галерки. Сочетая светлые и тёмные тона, добиваюсь того, чтобы лицо на сцене выглядело естественно, но в то же время объёмно и ярко. Подбором разных тонов можно корректировать черты лица: нос становится тоньше, лицо – уже, скулы – шире. Тот же подбородок или нос можно вылепить скульптурно с помощью специальной пасты. Гримеру под силу пожилого человека превратить в молодого, а молодого сделать стариком.

– Какими средствами вы пользуетесь в своей работе?

– Прежде всего, театральным гримом. Жидкий грим, или, по-нашему, морилка, позволяет нанести сплошной тон, например, превратить артиста в негра. Для ювелирного «рисования» на лице используется грим на масляной основе и сухой театральный грим. В моем профессиональном наборе всегда есть различные лаки, муссы, пудры, тональные кремы и средства для снятия грима, вазелин, специальная ватная пуховка, губки-спонжи для растушевки и наложения тона. Все эти вещи вместе с уборами к спектаклю мы бережно храним в большом железном кофре. После каждого спектакля все позиции в нем собираются, проверяются по описи, и подписанный баул везде путешествует вместе с труппой.

– Что гримеру необходимо иметь под рукой во время спектакля?

– За кулисами я ношу в фартуке марлю и шпильки, лак для волос, зеркало и расческу, а также специальный клей для быстрого приклеивания усов, бород и бровей. Надо успеть за считанные секунды заменить убор. Или за антракт полностью «разобрать голову» артисту и сделать новую прическу: ликвидировать в ней неровности и петлевые пряди, зачесать и залачить.

– Каким образом держится во время стремительных балетных па на голове балерины высокий парик или корона?

– Убор, как правило, крепится с помощью заколок-невидимок на волосы, собранные в пучок, а парик прочно фиксируется шпильками на скрученную в трубочку марлю, повязанную как бандана вокруг головы.

– Гример – профессия редкая. Как случилось, что вы выбрали именно ее?

– Танец, театр влекли меня с детства. Несколько лет успешно танцевала современный балет в «Нике», юношеском филиале «Тодеса», объездила с коллективом полмира. Другая моя страсть – рисунок, творчество. Окончила художественную школу, некоторое время работала помощником гримера на «Мосфильме». Потом мне несказанно повезло: я попала в гримерный цех этого удивительного театра, где семимильными шагами пошло мое развитие как гримера-постижера.

– А как стать дипломированным гримером?
– Осенью планирую продолжить обучение в единственном в Москве Театральном художественно-техническом училище, которое оканчивали практически все гримеры, работающие в московских театрах, включая Большой.

– Что изучают в этом учебном заведении?

– Не только специальные дисциплины: грим, историю прически, постиж, парикмахерское дело, основы театрально-декорационной композиции, но и пластическую анатомию, рисунок, живопись, скульптуру, историю театра и изобразительного искусства.

– Что нужно, чтобы стать в этой сфере хорошим специалистом?

– Требуется развитое творческое воображение, образное мышление, тактильное восприятие (другими словами, чуткие и умелые руки), хорошее зрение, аккуратность и терпение. Обычно гримёрами становятся люди, беззаветно преданные искусству. Ведь наши имена всегда остаются «за кадром», зарплата небольшая, а работа, хоть и творческая, но нелёгкая и кропотливая.

– Надя, какое реальное место, на ваш взгляд, занимает гример в театре?

– Из всей художественно-постановочной части труппы, куда входят осветители, костюмеры, работники сцены, – наш гримерный цех ближе всего к артистам балета. Я не только занимаюсь лицом и прической танцовщика, но привожу в порядок его душу. У наших балетных очень высокие нагрузки, поэтому мы относимся с пониманием к их проблемам и эмоциональным всплескам. Нас артисты не просто уважают – мы для них как мамы. Должны и выслушать, и помочь в трудную минуту. И поэтому наша миссия в театре – добрые волшебники.

Валерий МИРГОРОДСКИЙ
вакансия.ру

Как уже неоднократно говорилось на занятиях, чтобы уметь хорошо гримировать, недостаточно знать теорию по анатомии лица и общим схемам накладывания грима.

Прежде всего, нужно прекрасно понимать, что схемы, как и идеал, на практике бесполезны) Они могут только дать толчок к тому, чтобы вы поняли алгоритм гримирования. Дело в том, что нет ни одного одинакового лица. Соответствено, не может быть ни одного одинакового грима. Гримирование лица — задача всегда творческая, всегда нужен индивидуальный подход. В этом отношении спасёт, конечно же, практика. Но прежде чем эта практика в более-менее значительном объёме вам станет доступна, развивайте художественное зрение. Ориентированное на лица, конечно. Рассматривайте лица людей, изучайте их. Всегда. Когда едете в транспорте, общаетесь с друзьями, сидите на лекциях… Уясняйте для себя, как располагаются на разных лицах перепады света и тени. Научитесь «видеть формы». Понимайте, как будет искажаться засчёт формы ровная линия, если её провести на лице. Изучайте, за счёт чего отдельные черты лица выглядят такими или иными. Например, какие перепады света и тени определяют курносость, высокие скулы, крутой лоб… Рассматривайте, что отличает лица людей разного возраста. Представляйте себе, как бы выглядело данное лицо в старости, в детстве, в юности… как бы оно могло исхудать или располнеть. Рассматривая лица незнакомых, попытайтесь представить себе, кем является обладатель такого лица; какой жизнью он живёт, какая у него сложилась судьба, какой у него характер и отношение к жизни. Подумайте, что именно в этом лице указало на какие-то особенности характера. Пытайтесь понять, почему с возрастом у людей складываются именно определённые морщины. Что выдают в характере ещё молодого человека мимические морщины. В общем, рассматривайте, подмечайте, изучайте, думайте, запоминайте…

Далее, конечно, необходимо умение «работать с цветом». Мы этому учимся на занятиях, когда раскладывает карточки разных оттенков цветов, когда тренируемся создавать плавные световые переходы из гримировальной краски. Эти навыки можно отрабатывать дополнительно и самостоятельно, например, также раздобыв для себя карточки цветов и раскладывая их. От светлого к тёмному, от яркого к тусклому… Но уверяю, если вы станете внимательнее рассматривать окружающий мир, хотя бы вглядываться в лица, вы научитесь и точнее замечать и определять цвета.

Ну а потом уже дело касается техники. У гримёра должна быть хорошо «поставлена рука». Это обозначает умение рисовать быстро, чётко, проводить линии равномерные, ровные и аккуратные, точно воспроизводить симметрию. Кроме того, рука сама по себе должна быть оттренированая, «жёсткая»: рисуя на лице артиста гримёр держит руку на весу. Поэтому отвыкайте рисовать, «возя» руку по бумаге. Конечно, пока вы не являетесь профессиональным гримёром, ваши непрофессиональные артисты могут простить вам, если вы положите руку на лицо в поисках опоры, но знайте, что если не научитесь держать руку на весу, развиваться в направлении грима не сможете. И творить что-то действительно хорошее на чужих лицах тоже не сможете.

Я даю несколько упражнений на дом на отработку техники. Необходимо, чтобы к каждому занятию (если я напоминаю об этом и не даю другого задания) вы приносили два заполненных отработкой листа А4 (ну или любого другого формата, но работа должна иметь примерно такой же объём). Так как грима у вас, к сожалению нет, используйте любую краску - и тонкую кисть.

На одной странице можете ставить «пятна, кляксы» любой краской. Задача: тонкой кистью обвести пятно строго по его контуру, непрерывной ровной и равномерной линией. Чем тоньше и точнее будет линия, тем лучше.

На другой странице нарисуйте произвольные линии. Опять же, важно, чтобы они были равномерны на всей протяжённости. Можете комбинировать эту работку с отработкой симетрии, о коей ниже.

Чтобы развить навык рисования симметрично, можете рисовать какие-либо схематичные симметричные объекты (два глаза, губы, крылья бабочки и т.п.). Кроме того, прочертив произвольную линию или нарисовав произвольный объект, очеркните линию сбоку от него и за пределами линии нарисуйте точно такую же фигуру, но будто в зеркальном отражении — симметричную.

Помните, что я советовала приучаться держать руку при рисовании на весу. И ещё помните, что то, с каким материалом вы работаете, имеет большое значение. Рисовать, скажем, гуашью или акварелью по бумаге куда проще, чем гримом по коже… Если вы купите себе грим и будете выполнять эти упражнения дома, к примеру, на своей руке, фотографируя результат, я буду очень и очень за вас рада)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры