Где живёт Санта? Как Святой Николай Санта Клаусом стал (7 фото) Кто такой санта клаус.

Главная / Измена мужа

Помните то детское предновогоднее ощущение волшебства и ожидание чуда? Праздничную атмосферу в доме, веселую суету, запах еловой хвои и мандаринов? «И вот она нарядная на праздник к нам пришла…», а ты в костюме снежинки или зайчика с нетерпением ожидаешь прихода самого главного волшебника. Наверное, каждый ребенок хотел бы побывать в гостях у Деда Мороза и увидеть, как происходят чудеса. Сейчас всем известно, что резиденция Деда Мороза находится в Великом Устюге, и, возможно, вы уже там побывали.

Деревня Санта-Клауса

А знаете ли вы, где живет его финский собрат, Йоулупукки, более известный по всему миру как Санта-Клаус? Далеко на севере, у самого Полярного круга, на горе Корватунтури в финской части Лапландии спряталась секретная избушка Санта-Клауса, скрытая от людских глаз бескрайними снежными просторами. Формой гора похожа на ухо, и существует легенда, что именно поэтому Санта может услышать желания всех детей в мире.

Дорога до жилища Санта-Клауса долгая и трудная, и знают ее только верные его помощники — эльфы и олени. Но встретить Санту можно в его рабочей резиденции — Деревне Санта-Клауса в городе , открытой круглый год. Это действительно настоящая деревня — с крепкими деревянными избами, бревенчатыми теремами, остроконечными башнями и мощеной каменной площадью. Главное здание — офис Санта-Клауса, его легко узнать по высокой крыше, на которой красуется изображение старца с пышной бородой.

Большинство путешественников начинают со встречи с хозяином деревни, к нему ведет длинный коридор. Санта всегда рад своим гостям, ведь для него все люди, даже взрослые — это дети! Он говорит на многих языках и даже немного на русском. В резиденции можно документально подтвердить свое знакомство с главным зимним волшебником, сфотографировавшись с ним на память.

Потом все отправляются на главный почтамт Санта-Клауса, где можно выбрать открытку с изображением Санты, а также его помощников — эльфов и оленей, купить марку, и, написав пару строчек, бросить письмо в красный почтовый ящик. И тогда, независимо от сезона посещения, ваш адресат получит письмо прямо под Рождество. Все открытки трудолюбивые эльфы проштампуют личной печатью Санта-Клауса, так что получится отличный сувенир.

Во дворе высится деревянный столб, на который прибиты указатели: «До Москвы — 1366 км», «До Парижа — 2465 км», «До Рима — 2985 км»…
Рядом — деревянный чум-ресторан. На двери вместо ручки прикреплены лосиные рога, а над дверью висит чучело огромной форели — визитная карточка местной кухни.

Отдельное развлечение – пересечение Полярного круга, который здесь явно обозначен. Можно получить сертификат, подтверждающий этот факт. Казалось бы, простая бумага с печатью, но сколько она дарит приятных волшебных воспоминаний – хватит на весь новый год!

По периметру деревни расположено множество сувенирных магазинов, напоминающих музеи, по которым можно ходить часами, рассматривая поделки из шишек, хвои, коры, соломы; перебирая знаменитые финские ножи с костяными рукоятками; поглаживая оленьи шкуры, сложенные высокими стопками. Здесь есть деревянная посуда, шерстяные свитера, шапки и шарфы с орнаментом, изображающим оленей, самые разнообразные подсвечники и канделябры из стекла, разноцветные свечи причудливых форм. И, конечно же, в любом из магазинов имеются отделы, отведенные под обязательные атрибуты Рождества и Нового года: елочные игрушки, умилительно улыбающиеся фарфоровые и восковые ангелочки, большие красные носки и сапожки для подарков и многое другое.

Через деревню проходит дорога, названная дорогой Санта-Клауса (Joulumaantie). Отсюда веселый старик отправляется в путешествие по миру на санях, запряженных оленями.

Карту Деревни Санта-Клауса можно посмотреть .

Как добраться до Деревни Санта-Клауса

Деревня Санта-Клауса открыта ежедневно круглый год, а добраться туда очень просто на местном автобусе номер 8 или Santa’s Express Bus , которые каждый час отправляются из центра Рованиеми. Вы также можете отправиться к Санте на такси или автомобиле — расстояние от центра Рованиеми составляет восемь километров.

Время работы Деревни Санта-Клауса можно уточнить .
Вход в Деревню Санта-Клауса бесплатный, все дополнительные услуги платные.

Адрес: Santa Claus Village, Tähtikuja 1, 96930 Napapiiri (Arctic Circle)
Официальный сайт: Деревня Санта-Клауса

Парк Санта-Клауса — SantaPark

Недалеко от деревни Санта-Клауса прямо в скале вырублена огромная пещера, где среди снегов и вечной мерзлоты расположился SantaPark — уникальный тематический комплекс, наполненный развлечениями. Здесь хозяйничают эльфы. Театральные представления и слайд-шоу, игры и аттракционы, выставки и сувенирные лавки погружают в мир рождественских сказок и новогодних приключений. Прокатитесь на каруселях и аттракционах, испеките рождественское печенье на пряничной кухне, проедьтесь на волшебном поезде, насладитесь ароматным напитком в ледяном баре и обязательно поучитесь в школе эльфов.

Как добраться до Парка Санта-Клауса

Добраться до Парка Санта-Клауса можно на Santa’s Express Bus .

Время работы и стоимость билетов можно уточнить .

Адрес: Tarvantie 1, 96930 Arctic Circle
Официальный сайт:

К Санта-Клаусу непременно стоит приехать — ощущение праздника царит здесь круглый год, а зимой финская Лапландия именно такая, как представляешь в новогодней сказке: укутанные белейшим снегом мохнатые ёлки, скрипяще-свежий морозный воздух, сполохи северного сияния на бескрайнем небе…

Санта Клаус - кто он?

Наверное, мало кто догадывается, что привычный персонаж рождественских празднеств Санта Клаус не какой-то мифический образ: родной брат гномов и кузен домовых, а реально существовавшая личность. Правда, звали его несколько иначе, да и жил он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии.

Истоки легенды о Святом Николае

Звали его Николай, родился он в малоазийском городе Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 года, а окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря. Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем. А был он простым епископом.

Поэтому не стоит удивляться, что нам не удается найти упоминания об этом пастыре, сделанные еще при его жизни или же вскоре после его смерти. Не те были времена. Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V столетий.

Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским. Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. Вот, вроде бы, и все.

Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. Из них мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.

Кстати, примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая, как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Святой Николай Чудотворец

Но вернемся в VI век, именно тогда появляется житие монаха по имени Николай, настоятеля монастыря Святого Сиона и епископа Пинарского, чье почитание наслоилось затем на почитание мирликийского епископа, в итоге некоторые эпизоды из жизни епископа-монаха стали приписываться и нашему святому. Ну а первым установленным биографом святого Николая Мир Ликийского является Михаил Архимандрит, который написал, так называемое "каноническое житие" в VIII, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

Но как бы там ни было с нашими историческими изысканиями, почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, его просили о молитве, уповая на исцеления и помощь от Господа при его молитвенной поддержке и заступничестве.

А когда 1087 году нашествие турок сокрушило византийскую империю и греки сбежали из Мир, 62 отважных итальянских моряка "выкрали" из захваченного мусульманами города мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в город Бари, находящийся на юге Италии, в Апулии. Все жители этой провинции, как католики, так и православные насельники монастырей, подчиненных константинопольскому патриархату, торжественно праздновали 9 мая день перенесения мощей.

В Бари была построена величественная Базилика, в которую поместили раку с мощами святого епископа. В этот, малопримечательный доселе, город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Даже когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин.

Еще один интересный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, но, не смотря на это, на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, называемый в народе "Миколой - летним".

Кстати, на Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец. С тех пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими, называли даже Николая "русским богом".

Впрочем, позже языческие мотивы исчезли, но доброе и беззаветное почитание этого святого осталось. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось, не более и не менее, как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником.

Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд.
Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля).

Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно величественным епископом и простым, добрым святым и скорым помощником.

Святой Николай - покровитель детей

Но все же, каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей.

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.

Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо в связи с этим мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко вместе с подарком все же дарят розги, либо веточки, но небольшие и завернутые в фольгу, либо покрашенные в золотую или серебряную краску.

В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей памяти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке, благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить, что бы то ни было, на бумаге, то бороться с народными традициями более, чем сложно.

Поэтому в так называемых, католических, странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, но который по-прежнему приносит дары и радость детям.

Как Святой Николай превратился в Санта Клауса?

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голандии.

В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь.

Да вот незадача, говорили-то новые обитатели новой земли не по-английски, а по-своему. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в "Санта Клаус".

Так и стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед Рождеством разносит по домам подарки. Но Новый свет он потому и новый, чтобы все увидеть по-новому.

История преображений святого Николая, простите, Санта Клауса, на этом не заканчивается.

Важным этапом в перевоплощении стала поэма "Приход святого Николая", написанная Клементом Кларком Муром и опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 года. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки.

В этом стихотворном произведении почтенный святой начисто был лишен ореола серьезности и строгости. У американского стихотворца Санта Клаус был изображен как жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В результате этой неожиданной метаморфозы Санта Клаус как раз и потерял митру вместе с другими епископскими облачениями и пересел на упряжку оленей.

Американизированный образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом Настом в журнале "Harper"s" в 1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный полюс и список хороших и плохих детей.

Лишенного нимба христианского святого одевали во всевозможные разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная фирма Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным персонажем которой был избран Санта Клаус.

Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка в руках. Так и появился на свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса. В 1939 году появился Рудольф - девятый олень с большим блестящим красным носом.

Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным детям.

В Англии его называют Father Christmas, что переводится, как Батюшка Рождество.

Русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к Святому Николаю. Дед Мороз - это обрядовый фольклорный персонаж, который живет в лесу. Его жена - Зима. И господствуют они на земле с ноября по март месяц. Иногда в очень старых сказках его зовут Дедом Трескуном, иногда Морозкой. Хотя взбалмошный Морозко это, скорее всего, Дед Мороз в юности.

Ближайший родственник Деда Мороза живет в Лапландии и называется он Йолупукки. Долгое время считалось (а многие и сейчас так считают), что Йолупукки и есть настоящий Дед Мороз.

Может, это оттого, что финское правительство давно возвело его в культовый ранг, сделали рекламу, выстроили дом на горе Корватунтури, придумали почтовый адрес и объявили этот адрес по всему миру.

Как бы то ни было, но финский Йолупукки получает самое большое количество писем от детей и взрослых со всех континентов. Каждый год в полдень 24 декабря он приезжает на северных оленях в сопровождении своих юных помощников тоннту (мальчики и девочки в красных колпачках и красных комбинезончиках) в Турку - самый старый город Финляндии. Здесь с городской ратуши провозглашается Рождественский мир.

Мало того, предприимчивые турки, поставившие в городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах. Это жизнь...

Впрочем, это, по всей видимости, не последняя модификация образа. Как известно, Израиль является государством со строгими религиозными нравами и официально Рождество там не празднуется. И если посетить рождественское богослужение на родине Христа вам никто не возбранит, то с приобретением милых рождественских открыток и прочих праздничных аксессуаров возикнут большие проблемы.

Однако фантазия человеческая безгранична. И вот на израильских прилавках постепенно стали появляться открытки, пока еще без праздничных поздравлений, но уже с Санта Клаусом, на голове у которого вместо красного колпака иудейская кипа. То ли еще будет!

А если говорить более серьезно, то, пожалуй, не стоит ломать себе голову над вопросом, кто же постучится в вашу дверь в преддверии Рождества: святой Николай, Санта Клаус, Рождественский дед, Йолопукки или же Дед Мороз. Главное, чтобы вместе с подарками он принес радость и улыбки. А еще лучше, чтобы счастье и так было в ваших домах! А о том как его зовут, в конце концов, его можно и самого спросить.

Просыпаясь новогодним или рождественским утром, малыши всего мира первым делом несутся к украшенной ёлке или праздничным носочкам, развешенным у камина, чтобы с радостным визгом найти там подарки...

Как выглядит Санта Клаус, в какой стране живёт, есть ли у него семья? Эти вопросы волнуют не только детей, но и взрослых, от всей души желающих продолжать верить в красивую новогоднюю сказку.

Кем на самом деле был Святой Николай

Интересно знать, что прообразом нынешнего Санта Клауса был реально существовавший исторический персонаж. прозванный Мирликийским, на самом деле был христианским епископом родом из города Миры в Ликии (современная Турция). Он жил в IV веке и прославился благотворительностью и добрыми делами.

О нём сложено множество легенд. Так, узнав, что один из жителей города настолько обнищал, что собирается продать в публичный дом трёх своих дочерей, Святой Николай тайно подбросил ночью в окно дома этого человека три мешка, полных золота. Согласно другому поверью, он чудесным образом оживил троих детей, убитых и заточенных в бочке. Потому он считается защитником малышей, покровителем заблудших и невинных, а также оберегает в странствиях путешественников и моряков.

В России этот святой также очень почитаем. Его называют Угодником, или Чудотворцем.

Внешность Святого Николая

Изучив мощи Святого Николая с разрешения Ватикана, учёные Британии с помощью компьютерных технологий воссоздали облик этого святого. Благодаря им стало достоверно известно, как выглядит "Санта Клаус", существовавший на самом деле.

Святой Николай был невысокого роста - 168 сантиметров, имел оливковую кожу, короткую седую бороду, тёмно-карие глаза и Не так уж много общих черт с современным сказочным героем, приносящим рождественские подарки…

Почему Санта Клаус приносит подарки в Рождество?

Санта Клаус стал рождественским персонажем далеко не сразу. Первоначально на территории Европы подарки детям дарили 6 декабря - в день почитания Святого Николая. Однако в период Реформации эта традиция претерпела изменения. Персонажем, одаривающим детей, стал считаться младенец Христос, а праздник, когда это происходило, был перенесён на канун католического Рождества.

После победы Контрреформации подарки детям вновь стал приносить Святой Николай, однако по-прежнему на Рождество, в конце декабря. Хотя, к примеру, в Нидерландах этот святой (здесь его зовут Синтерклаас), порой радует сюрпризами малышей на оба праздника.

История Санта Клауса в Америке

Английские пуритане, первыми начавшие осваивать североамериканский континент, вовсе не отмечали рождественские праздники. История Санта Клауса на этих землях начинается с середины 17-го столетия, когда голландскими колонистами было основано поселение Новый Амстердам (впоследствии ставшее Нью-Йорком).

В начале 19-го века Вашингтоном Ирвингом была написана "История Нью-Йорка", в которой он упоминал обычай чествования в Новом Амстердаме Святого Николая. В развитие этой темы спустя 14 лет из-под пера Клемента Мура вышла книга "Ночь перед Рождеством, или Визит Святого Николая". В ней он впервые описал, как выглядит Санта Клаус, как он разъезжает по небу на и что происходит, когда он в сочельник навещает дома с подарками.

Эта поэма существенно повлияла на представление о Санта Клаусе во всём англоязычном мире. И сегодня она входит в число самых любимых американцами рождественских сказок.

Именно с этого времени образ персонажа, раздающего детям подарки, окончательно перестал ассоциироваться со святым.

Как выглядит Санта Клаус

В сочинении Клемента Мура Санта Клаус предстаёт в образе жизнерадостного эльфа с толстым брюшком, покуривающего трубку и любящего вкусно поесть. Художнику-карикатуристу Томасу Насту первому удалось исполнить желание взрослых и детей узнать, как выглядит этот Двадцать четыре года он изображал Санта Клауса на рождественской обложке еженедельного издания "Харперс Уикли", пользовавшегося большой популярностью. Однако Санта Клаус в исполнении Наста был чёрно-белым, хотя и шуба, и широкий пояс, и головной убор, и сверкающие сапоги были практически такими же, как мы привыкли видеть их сейчас.

Раскрасил шубу сказочного дедушки в красный цвет в конце 19-го века издатель Луи Пранг, который первым в Америке начал выпускать цветные литографические открытки к Рождеству.

В 1930 году американская компания "Кока-Кола", желая, чтобы их напитки пользовались одинаковой популярностью и зимой, и летом, включила Санта Клауса в свою рекламную кампанию. Работу поручили чикагскому художнику Хэддону Сандблому. На протяжении тридцати лет он создавал образы "рождественского дедушки", который приносит детям подарки. Прототипом Санта Клауса, сегодня известного всему миру, послужил друг и сосед художника, Лу Прентис.

Изображения, где Санта Клаус выглядел уже не эльфом, а добрым улыбчивым великаном, пришлись по нраву людям. Хорошо восприняли также и Рудольфа - придуманного художником нового, девятого оленя в упряжке Санты.

Есть ли у Санта Клауса семья?

Часто можно услышать вопрос, не дающий покоя многим: "Семья Санта Клауса существует ли, или же "рождественский дедушка" живёт один?"

Ответ на него покрыт завесой тайны. Согласно классической католической традиции, "исторический" Санта Клаус, то есть Святой Николай, был священнослужителем, то есть определённо семьи не имел. Но что касается нынешнего сказочного персонажа, то вовсе не исключают того, что он вполне может пребывать в счастливом браке.

По одним данным, впервые информация о миссис Клаус появилась на страницах американского журнала "Арфист" в 1881 году. По другой версии, на восемь лет позже эту даму выдумала писательница Кэтрин Ли Бейтс, посвятившая ей забавную песенку.

Так или иначе, но, по самой распространённой версии, супруга Санта Клауса является обычной человеческой женщиной. Её "сказочный возраст" - около шестидесяти лет. Настоящее имя миссис Клаус никому не известно - одни источники зовут её Гуди, другие - Вильгельминой, третьи - Джессикой... Она - пухленькая, весёлая и очень общительная, почти всё время носит красное платье, поскольку обожает этот цвет, надевает очки, а также закручивает седые волосы в пучок на затылке. Она часто печёт вкусные плюшки и любит наблюдать за тем, как эльфы - верные помощники Санта Клауса - изготавливают игрушки для детских подарков. Говорят, что однажды, когда Санта Клаус сильно заболел как раз накануне Рождественских праздников, миссис Клаус надела его шубу, нацепила искусственную бороду и отправилась сама развозить подарки для малышей.

Где живёт Санта Клаус?

Холодная "страна Санта Клауса" - Лапландия, царство вечного снега и льда - на самом деле северная провинция Финляндии. Однако резиденция "рождественского дедушки" там существует на самом деле! Находится она в столице провинции - Рованиеми.

Добрый седобородый господин в красном принимает здесь гостей круглый год. С центральной почты Санта Клауса можно отправить открытку в любой уголок мира. А мечты взрослых и детей о празднике оживают в сказочном Санта-Парке и Рождественской деревне.

Санта Клаус и Дед Мороз

Образ Санта Клауса, столь популярный в телепередачах и рекламе, не сходит с наших экранов и витрин магазинов в декабрьские-январьские дни. Зачастую дети попросту отождествляют Санта Клауса с исконно славянским Дедушкой Морозом. Однако, помимо того что в зимние праздники оба этих сказочных персонажа приносят малышам подарки, у них не так уж много общего, как может показаться на первый взгляд.

Так чем отличается Санта Клаус от Деда Мороза? Прежде всего тем, что последний не имеет к Святому Николаю никакого отношения. История нашего Деда Мороза корнями уходит к фольклору восточных славян. Там он представлен в образе сказочного богатыря, великана, сковывающего реки и озёра морозом и льдом.

Со временем образ Мороза менялся. Из грозного сурового персонажа он постепенно превратился в доброго и справедливого Деда, одаривавшего подарками детей. Компанию ему традиционно составляет внучка, милая и любимая всеми Снегурочка.

Образ Деда Мороза

Внешне Дед Мороз тоже смотрится по-иному - совершенно не так, как выглядит Санта Клаус. Фото ниже позволяет в полной мере представить эти отличия.

Дедушка Мороз могуч и крепок, внушительного роста, носит окладистую белую бороду. Одет он в длинную шубу до самой земли, на голове носит боярскую шапку, на ногах - непременно валенки. Он не носит очков. В отличие от Санта Клауса, средство передвижения Деда Мороза - не сказочные олени, а русская конная тройка. В дома он проникает вовсе не через камин, а необъяснимым магическим способом, присущим волшебному существу. Да и подарки в носок он никогда не кладёт, предпочитая прятать их под ветвями ёлки.

То, что эти разные, ни в коей мере не означает, что кто-то из них лучше, а кто-то хуже. Просто не стоит забывать, что в зимние праздничные дни наравне со знаменитым на весь мир Санта Клаусом величаво шествует по своим владениям и наш Дедушка Мороз, с лёгкостью неся за спиной огромный мешок с подарками…

Если спросить финнов, откуда Санта Клаус родом, они ответят: «С Корватунтури, сопки в Лапландии».

Голландцы зовут его Sinterklaas (Синтерклáс), а немцы – Weihnachtsmann (Вáйнахтсман). Ну а для тебя он, наверно, просто Санта.

У него много имён, и каждая нация считает его своим. Но всё же одна страна имеет больше оснований называться домом Санта Клауса.

Считается, что прообразом современного Санта Клауса был щедрый христианский святой Николай Чудотворец, живший в Средневековье. В IV веке святой Николай был епископом маленького римского городка Миры, который сейчас находится на территории Турции. И хотя местонахождение мощей святого до сих пор остаётся под вопросом (кто-то верит, что они в Италии, а другие утверждают, что в Ирландии), в октябре 2017 года турецкие археологи обнаружили захоронение под церковью св. Николая в провинции Анталия, неподалёку от развалин древней Миры. Они предполагают, что останки в этой могиле и есть прах святого.

Если Турция сможет доказать, что именно в ней покоится св. Николай, то поклонникам Санты придётся кардинально поменять место паломничества. Однако, в спор вступает Финляндия, и ей есть что сказать.

Лапландия, родина Санта Клауса по версии финнов. Фото: Citikka/Alamy Stock Photo

Если у финнов спросить, где же родина Санты, они ответят: «На Корватунтури, лапландской сопке».

Многие финны верят, что тайная мастерская Санты располагается именно на этой сопке, где по огромным сугробам бродят стада северных оленей. Хотя мастерскую обнаружили там только в 1927 году (об этом объявил по радио ведущий Маркус Раутио), вера в Санта Клауса существует в Финляндии куда дольше.

Христианство пришло в Финляндию в Средние века, а до этого финны-язычники отмечали праздник зимнего солнцестояния Йоль, связанный с множеством традиций. День святого Кнýта (13 января) во многих скандинавских странах замыкает праздничную неделю. В этот день по домам ходили нуутипукки (люди в меховых шубах, берестяных масках и с рогами), требуя подарков и выпрашивая остатки еды. Нуутипукки были отнюдь не добрыми духами: если они не получали желаемого, то начинали громко шуметь и пугать детей.

Когда в XIX веке в Финляндии только узнали о св. Николае Чудотворце, его образ смешался с образом древних «духов» в масках. Так появился одетый в красную шубу Йоулупукки. С финского это переводится как «рождественский козёл». Вместо того, чтобы требовать подарки, Йоулупукки стал их дарить. В отличие от Санта Клауса, он попадает в дом не через каминную трубу, но стучится в дверь и спрашивает: «Onko tällä kilttejä lapsia?» (Óнко тáлла киˊлтейя лáпсия – Есть ли здесь дети, которые хорошо себя ведут?) После того как Йоулупукки всем раздаст подарки, он возвращается на сопку Корватунтури, название которой дословно переводится как «Сопка-ухо». И по финским поверьям, отсюда Йоулупукки всё-всё слышит.

Финского Санта Клауса включили в Инвентарь живого наследия. Фото: Ilkka Sirén

В ноябре 2017 Министерство образования и культуры Финляндии одобрило включение Йоулупукки (то есть финского Санта Клауса) в Национальный инвентарь Живого наследия – список, который поддерживается Национальным советом по древностям как часть конвенции ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия.

«Это был большой шаг и для финского Санта Клауса, и для нас», — сказал Яри Ахйохарью, представитель финского Фонда Санта Клауса. – «Мы надеемся, что в итоге финская версия Санта Клауса будет включена в список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО».

По словам Ахйохарью, хоть ЮНЕСКО и не признает Санта Клауса исключительно финской традицией, для Финляндии включение Йоулупукки в этот список всё равно сыграет большую роль и усилит её позицию как места жительства Санты.

Финский Санта живёт в Рованиеми. Фото: Tony Lewis/Getty Images

А тогда зачем вообще претендовать на Санту? Наверно, лучше будет спросить: «А кто же не хочет считать Санту своим?». Прежде всего, для многих Санта Клаус — главный добрый волшебник, любящий веселиться, дарить подарки и приносить людям радость. Конечно, кому-то он видится лишь современным лицом маркетинга, но трудно не согласиться с тем, что Санта всех заражает праздничным настроением. В конце концов, существует он или нет, он посланник доброй воли.

Таки да, туристические соображения здесь играют не последнюю роль. Согласно статистике “Visit Finland”, количество останавливающихся в Лапландии выросло почти на 18% за последний год. Хотя все едут туда, в основном, за северным сиянием, Ахйохарью говорит, что многие туристы, приезжающие в Лапландию, тянутся в Рованиеми, деревню Санта Клауса, чтобы встретиться с добрым волшебником. Он весьма значимая достопримечательность, которая вносит неоценимый вклад в развитие финского туризма.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры