«Главный русский лебедь». Как Ульяна Лопаткина стала балериной вопреки природе

Главная / Измена мужа

Рост Ульяны Лопаткиной, как и другие ее основные параметры, всегда интересовал поклонников и знатоков балета. Ведь это одна из самых популярных современных балерин, которая завершила творческую карьеру только в прошлом году. С 1995 года практически без перерывов Лопаткина блестяще выступала в Мариинском театре. В 2006 году она стала обладательницей звания народной артистки России, ранее стала лауреатом Государственной премии.

Биография балерины

Рост составляет один метр 75 сантиметров. Она появилась на свет в Керчи на территории Украинской ССР на полуострове Крым в 1973 году. Ее детство, прошедшее на берегу Черного моря, было насыщенным и радостным.

Родители героини нашей статьи были учителями. Вячеслав Иванович и Елена Георгиевна преподавали в школе. Ульяна росла в семье не одна, а вместе с родным братом, который всегда и во всем ее поддерживал. Брата Лопаткиной зовут Евгений.

Еще в школе девушка увлеклась балетом, рост Ульяны Лопаткиной располагал к занятию именно этим видом искусства. Параллельно с учебой она занималась в танцевальных кружках, а также спортивных секциях, чтобы поддерживать хорошую физическую форму.

Творческое образование

Параметры Ульяны Лопаткиной (рост и вес) идеально подходили для сцены. Возможно, поэтому она поступила в Академию русского балета имени Агриппины Вагановой, которую окончила в 1991 году. Героиня нашей статьи занималась в творческой мастерской народной артистки СССР Натальи Дудинской, в 50-х блиставшей в балете «Лебединое озеро».

На всем протяжении учебы рост и вес Ульяны Лопаткиной были оптимальными для выступления в балете. И специалисты это оценили. Кстати, вес 52 килограмма и рост балерины Ульяны Лопаткиной оптимально подошли для труппы Мариинского театра, куда ее и приняли.

Успешный дебют

Балерина Ульяна Лопаткина, рост и вес которой были идеальными для того, чтобы танцевать, с первых своих выступлений стала покорять публику. Скоро ей стали поручать сложные сольные партии, а затем и главные роли. Уже в 1995 году художественный руководитель Мариинского театра назначает ее примой-балериной в труппе.

Всего за свою карьеру в Мариинском театре Ульяна Лопаткина (рост, вес, размер ноги, кстати, 40-й, известны ее многочисленным фанатам) исполнила несколько десятков первых ролей в ключевых постановках.

В балете «Гамлет» Константина Сергеева Лопаткина танцует Офелию, в «Спящей красавице» Мариуса Петипа - Фею Сирени, в «Анне Каренине» Петра Чайковского - Китти, в «Па-де-катр» Антона Долина - Марию Тальони, в «Лебедином озере» Мариуса Петипа и Льва Иванова - Одетту и Одиллию, в «Бахчисарайском фонтане» Ростислава Захарова - Зарему, в «Легенде о любви» Юрия Григоровича - Мехменэ Бану, в «Ленинградской симфонии» Игоря Бельского - Девушку. Со временем в балете «Анна Каренина» уже в постановке ей досталась заглавная роль вместо образа Китти.

Досадная травма

В 2000 году настоящая профессиональная трагедия произошла в судьбе Лопаткиной. В балете «Баядерка» Мариуса Петипа она традиционно танцевала Никию. В ходе выступления балерина получила досадную травму голеностопа. Но превозмогла боль и сумела завершить спектакль, несмотря на довольно серьезное повреждение.

Все это негативно сказалось на ее дальнейшей судьбе. Травма голеностопа оказалась настолько серьезной, что ей на несколько лет пришлось оставить сцену, посвятив их длительному и тяжелому восстановлению.

В начале 2003 году Лопаткиной сделали операцию, только после нее она сумела окончательно восстановиться и вернуться в свои идеальные формы, чтобы снова выступать на сцене.

Сотрудничество с Цискаридзе

В 2013 году Лопаткину неожиданно для многих рекомендовали на пост художественного руководителя Академии русского балета имени Агриппины Вагановой. С такой инициативой выступил только что назначенный исполняющим обязанности ректора академии Николай Цискаридзе.

Само назначение Цискаридзе в академию получилось весьма скандальным. Цискаридзе незадолго до этого покинул Большой театр после того, как руководство учреждения культуры отказалось продлевать с артистом трудовой договор. Сам Цискаридзе в октябре 2013 года приехал в академию вместе с министром культуры Владимиром Мединским. Руководитель ведомства представил профессорско-преподавательскому составу нового исполняющего обязанности ректора, что прямо нарушало устав учебного заведения.

Вера Дорофеева, которая занимала пост ректора до этого, была переведена на работу в Михайловский театр, хотя, как отмечали специалисты, в академии она занималась исключительно хозяйственными делами. После назначения Цискаридзе ректором с должности художественного руководителя уволилась балерина которая проработала на этом месте целых 13 лет. Она не сработалась с Цискаридзе, который тоже был артистом и оказался фактически ее начальником.

Контракт не подписан

Именно на место Асылмуратовой предлагалось назначить Лопаткину, которая в то время еще не окончила танцевальную карьеру, а продолжала выступать в Мариинском театре. В самой Академии русского балета многие были недовольны сложившимся положением вещей. В ноябре даже было составлено обращение в Министерство культуры, которое подписали большинство представителей профессорско-преподавательского состава. В нем сотрудники академии требовали пересмотреть, безусловно, спорное назначение Цискаридзе и Лопаткиной. При этом сама балерина, которой посвящена наша статья, никак не комментировала происходящее.

В результате Лопаткина отказалась от места художественного руководителя, контракт с академией не был подписан. Художественным руководителем стала педагог Михайловского театра Жанна Аюпова. Параллельно с этим она получила должность первого проректора академии. А вот Цискаридзе утвердили на посту ректора. На выборах он получил 227 голосов, при 17 против.

16 июня 2017 года Лопаткина официально объявила о завершении карьеры балерины: 26 лет своей жизни она посвятила Мариинскому театру.

Личная жизнь

Рост Ульяны Лопаткиной, фото которой представлены в статье, для многих ее поклонников стал эталоном настоящей балерины.

Героиня нашей статьи была замужем за состоятельным предпринимателем, писателем и художником, которого звали Владимир Корнев. Они заключили брак в июле 2001 года, а через несколько недель после официальной регистрации венчались в церкви. Церемония прошла в селе Вартемяги, в расположенном там Софийском храме.

Уже в 2002 году в австрийской частной клинике Лопаткина родила дочь Марию. Естественно, что какое-то время она не могла выступать на сцене. Но соотношение веса и роста Ульяны Лопаткиной довольно быстро вернулось в норму.

Однако брак счастливым не получился. Через какое-то время супруги поняли, что быть и дальше вместе не имеет никакого смысла, и в 2010 году они развелись.

Занятные факты о жизни балерины

Как это ни удивительно, Ульяна была не по годам самостоятельной с первых дней своей жизни. Уже в два с половиной года родители спокойно оставляли девочку одну дома, а когда ей исполнилось десять лет, отправили учиться балетному искусству в Санкт-Петербург, где она жила совершенно самостоятельно, так как у родителей не было возможности переехать вместе с дочерью.

Интересно, что в балетном классе, в котором занималась будущая прима Мариинского театра, все зеркала делились на две категории. Одни стройнили каждого, кто бы в него ни заглянул, а другие визуально полнили человека, добавляя ему несколько лишних килограммов в самых неожиданных местах. Естественно, стоять у второй категории зеркал никто не хотел, поэтому Ульяна, как и все ученицы в ее классе, стремилась прийти на занятие как можно раньше, чтобы занять место у «стройных» зеркал и не расстраиваться зря.

Пока девочка училась в академии, у нее был очень строгий режим дня и питания, ведь балеринам очень важно следить за своим внешним видом. Но даже в этой ситуации юные танцовщицы умудрялись найти для себя маленькие радости. Например, особенным лакомством для них был кусок нарезного батона с маслом, который утюгом придавливался с обеих сторон, чтобы получился импровизированный тост, ведь есть много хлеба будущим балеринам было нельзя.

Рост не проблема

Интересно, что сейчас многие восхищаются параметрами Лопаткиной, но когда она только начинала заниматься балетом, ее рост считался не совсем стандартным. Например, в школе она не была самой высокой среди своих сверстниц.

Причем ранее небольшой рост никого не смущал. Например, рост Улановой был метр 65 сантиметров, а выступала, будучи еще на сантиметр ниже. Но в последние годы стали цениться более высокие балерины, что позволило Лопаткиной сделать блестящую карьеру.

Сейчас ей 44. Уже год как она покинула сцену.

Ульяна Лопаткина – российская прима-балерина, которая еще в 1995 году стала яркой звездой Мариинского театра, и с тех пор почетно несет звание одной из самых перспективных и востребованных отечественных балерин.

Ульяна Лопаткина давно получила всемирное признание: она часто гастролирует по разным странам, выступая от лица всего российского балета. С ранних лет девочку считали очень развитой и талантливой – уже в 10 лет она уехала из родного дома и жила в интернате, все свободное время посвящая главной страсти своей жизни – балету.

Спустя годы, российская прима-балерина полностью раскрыла свой талант, удивительную харизму и умение держать себя на публике, и сегодня она считается самой оригинальной и экстравагантной русской балериной.

Детство, определившее будущее

Ульяна Лопаткина родилась в Украине, в городе Керчи, в 1973 году. Детство будущей балерины прошло в танцевальных школах и спортивных кружках, где юная Ульяна серьезно занималась спортивной гимнастикой.


Фото: Ульяна Лопаткина в детстве

Уже в эти годы девочка четко осознавала, что хочет связать свою жизнь с балетным искусством. Юные годы у станка, первые профессиональные трудности и не всегда гладкие отношения с другими балеринами лишь укрепили ее желание стать лучшей на отечественной балетной сцене.

Образование Лопаткина получила в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, которая находится в Санкт-Петербурге. Сама Ульяна считает, что своим талантом и «балетными» умениями во многом обязана своему педагогу и кумиру – Н.М. Дудинской, которая выступала на площадке Кировского театра в середине двадцатого века.

Карьера юной балерины

Первым профессиональным триумфом в биографии Ульяны Лопаткиной стала победа на престижном балетном конкурсе Вагановой, которую юная балерина одержала в 1990 году.

На конкурсе Лопаткина представила несколько балетных вариаций, каждая из которых получила ошеломляющий успех и хорошо запомнилась строгим членам жюри. Как только балерина окончила свое обучение в Академии балетного искусства, ей тут же предложили работу в «Мариинке».

Мариинский театр

В начале работы Лопаткиной в театре, ей поручали «мелкие» роли в составе кордебалета. Позже талант Ульяны рассмотрели режиссеры и перевели ее на более солидные роли, в сольном исполнении. Лопаткина всегда исполняла яркие партии:

  • простой танцовщицы в «Дон Кихоте;
  • Феи в «Спящей красавице»;
  • Зобеиды в «Шахерезаде»;
  • Одетты-Одилии в «Лебедином озере».

Через три года после работы в «Мариинке», балерина получила почетный приз от журнала «Балет», за участие в номинации «Восходящая звезда». Еще через год, в 1995 году, Лопаткину ожидала еще более почетная награда в номинации «Лучший дебют на сцене». Этот конкурс проводился на уровне Санкт-Петербурга, а победа в нем стала своеобразным переломным моментом в карьере балерины.

С 1995 года Лопаткина стала первой балериной своего театра. Каждая новая партия вызывала восторженные отзывы у почитателей и оживленные беседы среди балетных критиков. Балерину интересовали не только классические партии, но и современные хореографические постановки.

После ошеломляющего успеха, Ульяна Лопаткина получила серьезную травму, после которой она несколько лет не появлялась на сцене. Однако, в 2003 году ее вновь увидели в «Мариинке», и после этого балерина не только стала регулярно участвовать в самых экстравагантных и сложных постановках, но и начала колесить по разным странам, представляя свою страну на мировой балетной сцене.

Личная жизнь

Балерина вступила в брак в 2001 году с известным современным писателем и бизнесменом Владимиром Корневым. Через год у супругов родилась девочка, которую назвали Марией. После 9 лет личной жизни пара распалась. Сейчас балерина курирует несколько благотворительных проектов, а также возглавляет совет Фонда по борьбе с онкозаболеваниями.

Фото: Ульяна Лопаткина с дочкой

Кроме «Мариинки», Ульяна Лопаткина танцует на сцене многих других российских и мировых площадках. Балерина уже покорила сцены Милана, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Токио, а также многих других городов. Дополнительными увлечениями Лопаткиной является чтение классической литературы и составление дизайнов интерьеров.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Известная русская балерина, прима Мариинского театра с 1995 года.

Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в городе Керчь (Украина). С раннего детства будущая балерина занималась в танцевальных кружках и секции спортивной гимнастики.

В возрасте 10 лет Ульяна, по инициативе матери, решила поступать в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде. С педагогами Лопаткиной повезло: она попала в класс Н.М. Дудинской – прима-балерины Кировского театра в 30-50-х годов.

Наталья Михайловна Дудинская (1912-2003) была одной из самых популярных балерин своего поколения. Ученица Агриппины Вагановой, Народная артистка СССР, лауреат четырех Сталинских премий второй степени. С 50-х годов Дудинская занималась педагогической работой.

В 1990 году Ульяна Лопаткина заняла первое место на Всероссийском конкурсе имени А.В. Вагановой для учащихся хореографических училищ (Vaganova-Prix). Она исполнила вариацию «Сильфида », вариацию Царицы вод из балета «Конек-Горбунок» и па-де-де из второго акта балета «Жизель ».

Лопаткина окончила Академию в 1991 году, после чего была принята в труппу Мариинского театра.

На выпускном спектакле балерина исполнила фрагмент из балета «Щелкунчик» (миниатюра «Учитель и ученица», постановка Дж. Ноймайера) и «Тени» из «Баядерки».

В начале своей карьеры Ульяна Лопаткина танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали поручать сольные партии. Ее первыми ролями стали Уличная танцовщица в «Дон Кихоте » и Фея сирени в «Спящей красавице ».

В 1994 году в Мариинском театре состоялась премьера программы балетов Михаила Фокина . В одном из премьерных спектаклей Ульяна Лопаткина станцевала партию Зобеиды в «Шехерезаде », а позже вышла на сцену в роли Заремы в «Бахчисарайском фонтане ».

В том же году Лопаткина дебютирует в роли Одетты-Одилии в балете «Лебединое озеро». Ее партнерами по спектаклю стали Александр Курков (Зигфрид) и Евгений Нефф (Ротбарт). Выступление Лопаткиной в «Лебедином озере» стало заметным событием, ей сулили успех в романтическом и академическом репертуаре.

В 1994 г. Ульяна Лопаткина получила приз журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда». Годом позже она была награждена петербургской театральной премией «Золотой софит» за «Лучший дебют на петербургской сцене».

С 1995 года Ульяна Лопаткина становится прима-балериной Мариинского театра. Каждая ее новая роль привлекает восторженное внимание как зрителей, так и критиков. Лопатнику интересует не только классическая, но и современная хореография. Одной из любимых ролей балерины стала партию царицы Мехменэ Бану в «Легенде о любви» (постановка Ю.Н. Григоровича). Ей особенно удаются образы таинственных, инфернальных героинь.

Из современных хореографов Лопаткина выделяет известного чешского постановщика Иржи Килиана.

Сегодня в репертуаре балерины главные и сольные партии во множестве постановок, среди которых балеты «Корсар», «Раймонда», «Бахчисарайский фонтан», «Поцелуй феи». Лопаткина активно гастролирует с труппой Мариинского театра по России, странам Европы, Америки и Азии. Среди ее партнеров - Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов и Андрей Уваров.

В 2006 году Ульяне Лопаткиной было присвоено Народной артистки России. Балерина является лауреатом многочисленных российских и зарубежных театральных премий.

Из-за серьезной травмы Лопаткина на несколько лет покинула сцену. В 2001 году Ульяна вышла замуж в 2001 году за художника, писателя и предпринимателя Владимира Корнева . В этот период балерина не выступала в Мариинском театре из-за травмы ноги. Через год в Австрии она родила дочь Машу, но в 2010 году супруги развелись.

В 2003 году после операции на ноге Лопаткина снова вышла на сцену, исполнив партию «Умирающий лебедь» на фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре.

В 2004 году Ульяна Лопаткина приняла участие в международном фестивале балета, премьере спектакля «Приношения Баланчину» . Также она стала российской премии «Триумф» в области литературы и искусства. В том же году Лопаткина впервые после травмы станцевала «Баядерку».

Репертуар Ульяны Лопаткиной:

  • «Павлова и Чекетти», фрагмент из балета Джона Ноймайера «Щелкунчик»
  • Офелия, монолог из балета Константина Сергеева «Гамлет»
  • «Жизель» (Жизель, Мирта)
  • Медора, «Корсар»
  • Grand Pas из балета «Пахита»
  • Фея Сирени, «Спящая красавица» Мариуса Петипа
  • Китти, «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского
  • Мария Тальони, Па-де-катр Антона Долина
  • Смерть, «Гойя-дивертисмент»
  • Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа
  • Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа
  • Клеманс, Раймонда, «Раймонда»
  • «Лебедь» Михаила Фокина
  • Зобеида, «Шехеразада»
  • Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова
  • Мехменэ Бану, «Легенда о любви» Юрия Григоровича
  • Девушка, «Ленинградская симфония» Игоря Бельского
  • Фея, «Поцелуй Феи»
  • «Поэма экстаза»
  • «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
  • «Серенада» Джорджа Баланчина
  • «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
  • 2-я часть, «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина
  • «Вальс» Джорджа Баланчина
  • «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
  • 3-й дуэт, «В ночи» Джерома Роббинса
  • «Юноша и Смерть» Ролана Пети
  • Анна Каренина, «Анна Каренина» Алексея Ратманского

Награды Ульяны Лопаткиной:

  • 1991 - лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix (Академия русского балета, Санкт-Петербург)
  • 1995 - премия «Золотой софит»
  • 1997 - премия «Золотая маска»
  • 1997 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
  • 1997 - премия «Балтика» (1997 и 2001)
  • 1998 - премия лондонских критиков Evening Standard
  • 1999 - Государственной премии России
  • 2000 - Заслуженная артистка России
  • 2005 - Народная артистка России
  • 2015 - премия Правительства Российской Федерации
  • 2015 - премия «Золотой софит» (за балет «Маргарита и Арман»)

В февральском номере ELLE, посвященном в основном сексу, обнаружилось большое и интересное интервью с Ульяной Лопаткиной: "Такая, как есть" (автор - Надежда Кожевникова) . Еще в номере очень красивые студийные фотографии Владимира Мишукова, уже не раз снимавшего балетных персон.


За десять лет в Мариинском театре Ульяна Лопаткина собрала все мыслимые балетные титулы - заслуженная артистка, «Божественная», «Душа танца», Outstanding Performance of the Year Award, «Триумф»… Она мегазвезда, самая востребованная и самая недоступная для прессы балерина отечественного балета.

Мы сидим в Мариинке, в ложе бенуара. Позолоченный театральный зал сейчас пуст. Через полтора часа обитатели замка Равенсвуд станут страдать и умирать здесь под сладостную музыку Доницетти к «Лючии ди Ламмермур». Но пока все тихо. И Ульяна Лопаткина, сосредоточенно нахмурив красивый лоб, правит распечатанные страницы - интервью для ELLE.
Это наше второе - и, по сути, настоящее знакомство. Первое - месяц назад - проходило в обстановке, приближенной к боевой. Ульяна, строгая, тонкая, с гладкими волосами и непроницаемым лицом, вошла и с ходу лишила надежд съемочную группу, прилетевшую из Москвы (это после многомесячных изнуряющих переговоров с пресс-службой и дирекцией театра!): «Нет, переодеваться я не буду. Я бы хотела сниматься в своих вещах или в чем-то театральном!»
Приговор прозвучал в ответ на попытки стилистов как-то по-особенному посадить ее у стены в забавном фраке и остроносых ботинках. Ничего тогда не вышло! Создать андрогинный образ в духе Серебряного века не удалось. И чемодан одежды, специально привезенной для съемок, улетел обратно в Москву. Но сегодня Ульяна другая. Даже улыбается. И как будто никуда не спешит, несмотря на неумолкающий мобильный. За последние пятнадцать минут ей позвонили муж, мама, кажется, костюмер, напомнили, что надо забирать дочку Машу, куда-то ехать, с кем-то встречаться. Но Ульяна не исчезает, а, дирижируя карандашом, искореняет в интервью какие-то неточные слова, снова и снова пытаясь объяснить, почему так не любит встречаться с журналистами и позировать фотографам глянцевых журналов.

«Вы знаете, стилисты привозят для меня вещи - хотят примерять какие-то ими созданные образы, придумывают целое действо. Но мне эта игра вне сцены дается тяжело. Когда на спектакле я выполняю жуткой сложности движения, к которым надо готовиться с детства и вытереть сто потов, - это как раз те условия, где я могу обрести внутреннюю свободу. На сцене музыка провоцирует меня на открытия. А одежда не провоцирует, а просто создает настроение. Я в театре обычно хожу в кроссовках, в чем-то спортивном, удобном. Это рабочий стиль. Меня в рабочее время «женщиной» никто здесь не привык видеть. Мы все, или почти все, балетные так ходим - снял с ноги шерстяную гамашу, повязал на шею! Что с утра натянул - джинсы, любимый свитер, в том и побежал. Такой подростковый стиль. Мы законсервировались в «выпускном» возрасте и облике. И кто поверит, что такому «подростку» уже 30 лет!

ELLE Но считается, что балерины так элегантны, женственны - и на сцене, и вне ее!
У.Л. Вы когда-нибудь видели, как балетные сильфиды выглядят в рабочие будни - скажем, когда пьют кофе в служебном буфете? Как жуткие виллисы - синяки под глазами, бледные лица. Кто-то, кажется, из хора, сказал однажды: «Балет? Да там женщин и не увидишь!» Потому что все мы как лошади работаем. Некогда прихорашиваться. Это на приемах все замирают от восхищения. А танцоры привыкли к партнершам с красными и мокрыми от пота лицами. Все это несколько меняет представление о сказочной красоте балета. Но в этом мире мы проводим две трети жизни. Балет – жестокая профессия, забирает человека полностью. А как только начинаются все эти съемки, пресса, это тут же сказывается. РR ведь тоже отбирает силы. Вообще, чем больше говоришь о себе, тем меньше остается времени на дело. Слово имеет таинственную силу. Поэтому не стоит им бросаться. Это из области, которую мы не можем анализировать. Такая немного мистическая зависимость.
ELLE Поэтому Вы не даете интервью?
У.Л. Я не даю интервью без особого повода. На самом деле можно сойти с ума, отвечая на одни и те же вопросы. Сейчас у меня новых работ нет. Я только недавно вернулась в театр после долгого перерыва. Стараюсь восстановиться. Надо много работать. Вот поэтому нет необходимости в интервью. А что вы подумали?

Лично я подумала, что, как истинная звезда, абсолютная и самодостаточная, Ульяна просто избегает ненужного общения, что она научилась решительно отсекать главное от второстепенного. «Да не научилась я! В том-то и дело!» - в голосе Лопаткиной чуть ли не отчаяние. «Решительно отсекать», по ее словам, хотелось бы попытки прессы делать из нее звезду - ледяную приму, чья ослепительная «звездность» сверкает в каждом движении.



У.Л. Люди видят прямую спину и серьезное лицо - значит, «она умеет отделять главное от суеты». Но я живая, и у меня хватает недостатков. Нельзя сказать, что с моим появлением все окутывает розовая дымка, что это у меня такой божий дар делать все вокруг прекрасным и значительным. На самом деле у меня бывают периоды безволия, случаются сбои, паника на сцене, ошибки от усталости - и все это приводит в состояние мрачного уныния, получается холодный спектакль. И это чувствует зритель. А предполагается, что каждый раз одно и то же «Лебединое озеро» надо танцевать по-разному. Балетная жизнь - это ежедневное преодоление физической и душевной усталости, перегрузки, стрессы. Беспокойство о том, что не получается партия, болит нога, низкое давление, партнер на репетиции был недостаточно внимателен, завтра опять уезжать, чемодан не собран... А жизнь идет. И в ней не одно только «Лебединое озеро», правда?

Решаюсь напомнить, что не все так ужасно: суровые критики давно превратились в нежных лириков и уже без всяких многоточий говорят об Ульяне как об артистке, которая вернула балету его большой стиль и заняла место у «врат царства классической хореографии». Но картина, где восторженные балетоманы, вставая в театральных креслах, шепчут: «Божественная!» - кажется Лопаткиной слишком сладкой.

У.Л. История про мегазвезду мне дорого достается: она ставит меня под прицел со всех сторон. Гораздо легче быть подающей надежды девочкой. Это состояние легкое, окрыляющее. Но чем выше удается подняться по ступеням профессии, тем больше там всяких «многоточий». Я ведь не только догадываюсь о том, сколько от меня ждут. Об этом говорят, пишут. Конечно, критик не обязан думать о том, что чувствует балерина на сцене. То, что она переживает, и то, что видит зритель из зала, - две параллельные реальности. Иногда сжигаешь столько нервных клеток из-за помарки в танце, а потом смотришь видеозапись - и ясно, что это был ничтожный нюанс, который вообще незаметен. Иногда первый шаг из-за кулисы на сцену дается с таким трудом и нервами! Так что сначала хочется понимания и только потом - критики и жесткого анализа. Поэтому я, например, очень благодарна своему мужу, когда он в зале смотрит спектакль и переживает за меня.

Меня предупредили, и я твердо усвоила, что Лопаткину ни в коем случае нельзя спрашивать о «личном». Она не станет отвечать, а может вообще прервать интервью. Я и не пытаюсь проникнуть в запретную зону. Вопрос лишь в том - где проходит граница. Когда Ульяна, что называется, «в зените славы и успеха» покинула сцену, вышла замуж и родила маленькую Машу, это переживалось абсолютно незнакомыми ей людьми как личная драма. И дело было не в том, что она неожиданно для многих вышла из привычного образа «Жизнь в искусстве». Всех - а особенно тех, кто знал еще и о ее травме, - одинаково волновал вопрос, вернется ли она на сцену.

ЕLLE Вы пропустили сезон 2001/2002 года, родили дочь, потом перенесли тяжелую операцию. Не было страха вообще не вернуться в театр?
У.Л. Страх был. На уровне подсознания. Но я отгоняла от себя эти мысли. Когда я оставила театр, то чувствовала такую усталость, такую загнанность! Ведь я годами полностью была сосредоточена только на профессии. Помню, когда дала свое первое телеинтервью, мне потом в театре говорили: «Надо же, ты, оказывается, умеешь улыбаться!» Наверное, у меня произошла «передозировка» ответственности. Так что очень долго я в театр даже не заходила. И когда проезжала мимо, смотрела на это здание, где внутри народ «пыхтит-кряхтит», борется, пьет кофе в перерыве, даже не замечая, какой месяц и день на дворе, - я ничего не ощущала. Как будто у меня с этим миром ничего общего.
ЕLLE И что Вы делали все это время?
У.Л. Полгода просто жила, занималась домом, обычными делами. Но потом прошли месяцы, и захотелось опять балетных движений. Стала скучать по утренним классам, когда все собираются полумертвые и делятся острыми ощущениями: у кого - нога, у кого - спина, у кого что болит... Балетный мир правда очень замкнутый. Он человека не выпускает, потому что профессия чрезвычайно трудная. Она требует тебя всего. Даже если ты проведешь в классе меньше времени и дашь телу отдых, голова-то продолжает работать, и все равно не удастся дышать полной грудью за пределами театра. У тебя просто не остается сил на другое. Балетный мир, может, не такой яркий и сказочный, а сила переживания все-таки перетягивает сюда.
ELLE Майя Плисецкая рисовала театр как бесчеловечную, жесткую машину. Вы согласны, что это «механизм, который надо победить»?
У.Л. Я бы скорее сравнила театр не с машиной, а с очень сложным организмом. И он, так же как человеческий, то хорошо себя чувствует, то переживает какие-то болезни, эмоциональные спады или подъемы. Нельзя сказать, что театр съедает людей, что он их ломает. Он их испытывает. Мне кажется, нужно суметь вжиться в этот организм и стать его частью. Если есть, конечно, такое желание. Но это процесс индивидуальный - зависит в том числе от твоих возможностей, воспитания. С кем ты выстроишь отношения и будешь ли выстраивать вообще - десять лет ходить и кланяться! В общем, театр - это, конечно, люди, которые обитают в нем. Все зависит от людей. Хотя не все...
ЕLLE Не все звезды балета решаются пожертвовать ради материнства хотя бы частью карьеры. Как Вы рискнули?
У.Л. Подарить жизнь новому человеку неизмеримо важнее, чем станцевать «Лебединое озеро». Вообще все в жизни бывает не так, как представляешь. Вот говорят: «Ты сразу почувствуешь - этот ребенок твой, частица тебя!» Когда родилась Маша, и ее положили рядом, я посмотрела - вылитый папа, ничего моего, смотрит строго синими глазами, совершенно отдельная личность, и мне теперь с ней жить! Вот о чем я тогда подумала. Но я уверена (поскольку на себе уже испытала), что Бог не зря дал возможность женщине быть матерью. Материнство будто открывает какую-то новую «дверь» в женской сущности. Конечно, нельзя сказать, что это «сказочный процесс, который облагораживает женщину, и она расцветает». Нет, это совсем иначе. Это труд титанический. Сказано, что женщина, когда рожает, очищает душу страданием. Ничего подобного. Душа очищается, только если всю последующую жизнь идешь по пути терпения и ежедневного самопожертвования и проходишь этот путь с любовью. Мне все это еще предстоит. Но без Маши я уже свою жизнь не представляю.
ЕLLE Но Вы не колебались: рожать или нет, сейчас или немного погодя?
У.Л. У меня это было зрелое решение. Я давно знала, что, когда выйду замуж, буду иметь детей. Если человек замкнут на себе - это рано или поздно ведет к самоуничтожению. С рождением ребенка появляется ответственность, навсегда исчезают скука и ощущение одиночества, ты вынужден менять ритм жизни, все успевать, изыскивать для этого ресурсы, и сам становишься больше, глубже. Воспитание ребенка - хорошая цель в жизни, которая стоит усилий и напряжения, одновременно и глубокая, и высокая.
ЕLLE А восстановиться и вернуться на сцену было сложно?
У.Л. Меня поддерживали коллеги - мамы, которые это прошли. У нас в балетном мире все другое, и послеродовой опыт тоже. Чувствуешь на уровне движений особенности и возможности тела, пережившего роды. Мне объясняли: «Не ломай спину! Не бросай так ноги». Ну, и я доверилась чужому опыту. Но все равно прошлый сезон показал, как трудно разрываться между работой и маленьким ребенком. И - господи помилуй, бедные женщины! - как все это сложно. Хочется быть и хорошей матерью, и хорошей балериной, и хорошей женой.
ЕLLE Семья поддерживает Вас в этом стремлении?
У.Л. Мои родные стараются изо всех сил. Но силы у всех разные, и понимание того, что требуется, тоже. А жизнь с балериной - вещь сложная.

Семья Ульяны сегодня - это дочка Маша и, конечно муж - Владимир Корнев, директор филиала французской строительной компании. Я осторожно интересуюсь, насколько могут совпадать взгляды на дом, карьеру и другие жизненные ценности у балерины и бизнесмена.
Ульяна терпеливо объясняет, что строительным бизнесом муж занимается не всю жизнь. Вообще-то он - выпускник Академии имени Репина, архитектор, художник, литератор. Когда-то штурмом взял академические бастионы, приехав в Питер из Челябинска.
В Петербурге они какое-то время существовали параллельно: он - студент, Лопаткина - прилежная ученица Вагановского училища. Но точки пересечения, оказывается, намечались уже тогда: «Когда я брела куда-нибудь мимо Екатерининского сада с портфельчиком, там всегда в начале 90-х можно было встретить художников. И Володя там мог быть, как он говорит». Во всяком случае, замечает Ульяна, сегодня поводов для разногласий в их семье не больше, чем в любой другой, и скорее уж они связаны с тем, что под одной крышей - два «творца».

У.Л. Володя очень переживает, что жесткий бизнес-распорядок не оставляет времени для творчества. Но все равно он что-то успевает делать, придумывает разные истории, пишет книжки. И я могу сказать, что у меня очень неспокойно на сердце, если мой муж не может быть на спектакле. Даже сформулировать трудно: мне необходимо его присутствие. То есть обязательно нужно, чтоб он пережил спектакль со мной: если бы он не обращал внимания на трудности моей профессии, не замечал моих переживаний, то мне было бы очень досадно. Но, слава богу, мы учимся понимать друг друга. Он сидит и ужасно нервничает в зале, когда я на сцене. Но каждый раз я говорю ему: «Если ты не придешь, что-то в наших отношениях нарушится». А так мы существуем как бы в одном мире.

Я на всякий случай уточняю, так ли велика разница между Ульяной Лопаткиной в театре и дома. Но Ульяна решительно не видит никакого противоречия между честолюбием артистки и самоотречением жены и мамы.

У.Л. Я везде такая, какая есть. Просто в профессии и в театре требуются качества, которые не всегда нужны дома. В театре необходимо проявлять больше силы характера, больше воли. Хотя как сказать! Какие-то качества, приобретенные в профессии, помогают в семье: выдержка, спокойствие в трудной ситуации и умение терпеть. Говорят, что семья - это школа любви. Сказано точно. Теперь, когда я вышла замуж, я это понимаю. Любить так, чтобы это чувствовали другие, не срывать свое плохое настроение на других, дарить окружающим мягкость, сглаживать острые углы, уметь посмотреть так, чтобы воздух, готовый взорваться, мгновенно охладился, - этому всему нужно учиться... Но это стоит труда.
ELLE А у Вас есть собственная формула успеха дома и в карьере, рецепт для личного применения?
У.Л. Пожалуй, нет. Хотя как-то моя тетушка, которую я очень люблю, сказала: «Чтоб не потерять себя в очень интенсивном, разрушающем ритме жизни, будь то большой город или общество людей, важно найти свою тропу, свою линию жизни. И по этой тропинке всегда ходить». То есть надо видеть цель, идти к ней и не терять себя. И очень часто помогают принципы, стержень внутренний - они не дают впасть в отчаяние, уныние. Вопрос сложный.

С неумолимой ясностью ощущаю, что сейчас, как в шварцевской «Золушке», откуда-нибудь раздастся: «Ваше время истекло, кончайте разговор!» Пора благодарить и прощаться. Но, будто осознав, что не каждому дано воспользоваться ее верной, но такой трудновыполнимой формулой удачи, Ульяна, как человек ответственный, спешит подсказать более простой рецепт: «И знаете, может, в дополнение еще вот что: даже в самый серый будничный день нужно помнить, что именно такого дня в твоей жизни никогда больше не будет!».

Ее называют лучшим «лебедем» со времен Майи Плисецкой. А еще - «Божественной»и “Крылья голубки”. Именно так, с большой буквы. Ульяне Лопаткиной от этих слов не по себе…

Титулы посыпались на Лопаткину в двадцать с небольшим. На нее стали «ходить», как говорят в театре, и даже ездить. Балетоманы из Белокаменной, позабыв о звездах Большого, покупали вначале билет на «Красную стрелу», а затем - на спектакль с участием юной звезды, чтобы вечером, накануне «Лебединого», оживленно обсуждать в фойе Мариинки, действительно ли Лопаткина - вылитая Плисецкая и имеет “крылья голубки”. И так ли она божественна, как пишет о ней британская пресса. В Лондоне, кстати, критики в этом ни разу не усомнились. В Париже, Милане, Токио и Нью-Йорке имя Ульяны Лопаткиной на афише - повод для настоящего ажиотажа. «Она безупречна!» - с придыханием говорят о ней балетоманы и не пропускают ни одного спектакля. Лишь друзья позволяют себе подшучивать над Ульяной, имея в виду непривычно высокий рост (175 см) и изящные руки балерины: «Конечно, Ульяне непросто делать всякие там вращения, у нее большая парусность как крылья у голубки…»

С тех пор как Ульяне исполнилось четыре, заботясь о будущем дочери, мама водила ее в самые разнообразные детские кружки и секции, пытаясь понять, к чему у девочки есть настоящие способности. В том, что ее дочь талантлива, она ничуть не сомневалась. И была права. Однажды Лопаткина оказалась в балетной студии, преподаватели которой, понаблюдав за девочкой какое-то время, посоветовали попробовать свои силы в мире большого балета.

В Ленинградское (теперь Вагановское, точнее, Академию русского балета им. А Я. Вагановой) балетное училище она поступила после неудачи в Москве (там Ульяна не прошла третий тур) с оценкой «условно» по всем пунктам. Это значит «на троечку», объясняла Ульяна в одном из интервью лет десять назад. Сейчас о безвестной балетной юности «Божественную» Лопаткину уже не спрашивают. Кто поверит, что на втором туре вступительных экзаменов в Вагановское, а точнее, на медицинской комиссии, у безупречной звезды Мариинки «нашли несколько изъянов». Тем не менее абитуриентка очень старалась произвести на суровых педагогов хорошее впечатление. В третьем туре ей пришлось танцевать полечку, «сильно улыбаясь». К счастью, этот танец девочке был знаком. И десятилетнюю Ульяну приняли.

Началась учеба. Восемь лет ежедневного преодоления себя, борьбы со страхами, комплексами, неуверенностью в себе. А еще детского одиночества и выходных в семье лучшей подруги - родители Ульяны продолжали жить в Керчи. Но юная Лопаткина, казалось, воспринимала происходящее как должное. Балет - жестокая профессия, и так уж повелось, что начинают заниматься ею очень рано, попросту жертвуя детством. Но ведь и заканчивают - тоже. А значит, нужно наслаждаться каждым моментом, говорила себе она. Даже если он исполнен боли, самой настоящей, физической.

Однажды уже состоявшуюся приму Мариинского театра Ульяну Лопаткину попросили рассказать о самых запомнившихся казусах и нелепостях, случавшихся с нею на сцене. В ответ балерина, не смутившись, привела пример из своей балетной юности: «Самое пустяковое - это как я упала на выпускном в хореографическом. Делала вращение и не рассчитала баланс. Рухнула задом к зрителям». Хотите знать, какой выдержкой должна обладать будущая звезда балета, - поставьте себя на место той девочки на экзамене. А что же публика? «Зрители в таких случаях вскрикивают всем залом: «Ах!»-и начинают бурно аплодировать артисту для поддержки», - с улыбкой объяснила Лопаткина.

Петербург - место потрясающей красоты, стиля, культуры. Но для жизни этот город - испытание

Кажется, даже ее прическа, такая нехарактерная для балерины, говорит о силе характера. Сегодня ее волосы коротко острижены, как у мальчика. Ворот элегантной белой рубашки застегнут до подбородка. На лице сдержанная полуулыбка. Скромность и свойственную Ульяне с самой ранней юности закрытость часто принимают за высокомерие. Но, когда она начинает говорить, нежный голос свидетельствует вам об искренней доброжелательности и готовности к общению.

МЕЖДУ ТОКИО, МОСКВОЙ И НЬЮ-ЙОРКОМ

  • Ульяна, вам довелось очень рано стать самостоятельной, из родной Керчи переехав в другой город, а сегодня это и другая страна. Как привыкали к Северной Пальмире? И как этот город изменил вас?

Я действительно родилась в Керчи, но прожила там всего лишь десять лет. Все остальное время своей жизни я провела в Питере. И «переквалифицировалась». (Смеется.) Санкт-Петербург - город потрясающей красоты, эстетики, стиля, философии, культуры, истории. Он очень сильно повлиял на меня, на мое творчество. Но для жизни этот город - испытание и по сей день. Ни для кого не секрет, какова экология города, история его создания. Город построен на крови. На множестве потерянных жизней. Город стоит на болоте. И этим многое объясняется. Тяжелый климат, высокая влажность. Танцовщик ощущает на себе влияние здешних мест очень явственно. В связи с этим бывают ситуации юмористические совершенно. Когда приезжают из Москвы артисты Большого театра, первые три дня они очень бойко и энергично приходят на утренний класс, и, глядя на наших артистов, удивляются: «Вы все здесь какие-то сонные, двигаетесь в каком-то замедленном темпе. Хотя, между прочим, уже 11 часов утра!» А в Большом театре, замечу, урок, класс (классическая часовая или полуторачасовая разминка у станка, с которой начинается день каждого танцовщика балета. - Прим. ред.) начинается в 10 и в 11 часов утра. Но проходит три дня, и москвичи вдруг принимают совершенно питерский облик. И, приходя утром в класс, между делом небрежно спрашивают: «Послушай, а ты как, хорошо, легко встаешь с утра?» На что мы обычно отвечаем: «Добро пожаловать в Петербург!» То есть с момента осуждения до понимания проходит ровно три дня, как правило. Потом все встает на свои места.

У танцовщицы столько поводов быть несчастной, вы себе даже не представляете!

  • Ульяна, а где вам самой танцуется легче всего - на родной сцене Мариинки или на гастролях?

На гастролях, как ни странно. Мариинская сцена почему-то невероятно ответственна для меня. Выход на нее каждый раз сопровождается безумным волнением и трепетом. И потом, зритель на гастролях словно заведомо любит тебя, и ты это чувствуешь. Купаешься в этой любви. Домашняя публика строга и очень требовательна. Что касается физического аспекта, то разницу в ощущениях между работой в Питере и в условиях той же столицы я испытала на себе сама, когда были гастроли в Москве. За десять дней я станцевала четыре спектакля. В Питере мы обычно в таком режиме не работаем в силу того, что нас много. Тем не менее никакой тяжести, никакой вялости с утра, так что себя не поднять… Совершенно другое ощущение в мышцах, иная подтянутость, легкость в работе. Но, поскольку случается это очень редко, серьезно это нас не сбивает. (Смеется.) К своему городу, театру, климату возвращаемся без проблем.

  • Об образе жизни танцовщиков, жестоком режиме и ежедневном распорядке ходят настоящие легенды. Что, по-вашему, самое сложное в жизни балетного артиста?

Сложность жизни балерин состоит скорее в отсутствии режима, чем в его наличии. (Улыбается.) В силу гастрольной занятости театра и личного гастрольного графика, перемены часовых поясов, связанной с этим необходимости поздних, а то и ночных репетиций. Когда у тебя всего три дня между Америкой и Японией, ты с трудом находишь тот час-два-три в сутках, когда ты хотя бы понимаешь, где находишься. Физически мобилизовать свой инструмент - в данном случае это твое тело и мозги - в таких условиях очень сложно.

НАСЛЕДНИЦА МАЙАМИ

Так заговорили о Лопаткиной, когда она станцевала в «Лебедином озере». Титул этот стал тяжелой ношей для балерины. Когда Лопаткина включила в свой репертуар «Кармен-сюиту» на музыку Визе - Щедрина, критика не щадила ее, сравнивая с великой Плисецкой (на фото Майя Михайловна поздравляет Ульяну с премьерой спектакля на X Международном фестивале балета «Мариинский» в апреле 2010 года). Плисецкая же лично добавляла последние штрихи в актерский рисунок другой роли Ульяны - Анны в балете «Анна Каренина». На генеральной репетиции сказала: «Мне недостаточно вашей любви к Вронскому, я не успела почувствовать, как сильны ваши чувства». «Пришлось быть предельно открытой во всех эпизодах… Потом Майя Михайловна обняла меня и сказала: «Вот теперь все как надо». Я почувствовала, что ожила…»

Прилетаешь, скажем, в Японию, и уже на следующий день у тебя репетиция и спектакль. Как правило, времени для адаптации нет вовсе. В отличие от мира спорта, где спортсмену обычно отводится время для какой-то акклиматизации. Когда после десяти дней наконец происходит та самая адаптация, ты перестроился, начал чувствовать себя лучше, во всяком случае не засыпаешь в антрактах в «Лебедином озере», когда садишься на стул и понимаешь, что отключаешься, а у тебя впереди «черный лебедь»… Так вот в этот момент оказывается, что пора возвращаться в Россию, чтобы тут же отправиться в Америку. Вот это, наверное, самое сложное. Когда ты испытываешь не нагрузки, а перегрузки. А потом ты возвращаешься из Америки и вообще ничего не понимаешь… (Смеется.)

  • Как вы восстанавливаетесь в таких случаях?

Рецепт простой. Сон, правильное питание, в качестве вспомогательной меры - массаж. Иногда просто гимнастика. Плюс бассейн, сауна. Но самое главное - не бросать занятия. Продолжать ежедневно посещать класс, в самом балетном экзерсисе меняя комбинации таким образом, чтобы помочь телу восстановить прежнюю форму. Правильно выстроенный класс либо лечит, либо тренирует, либо настраивает тело на нагрузки, на физическую работу. Один-полтора часа утром у станка - самое важное время в предстоящем рабочем дне. Можно выйти с урока абсолютно опустошенным и обессиленным, с желанием тотчас же бросить все. А можно - окрыленным, как птица. Отдых на диване здесь балерине совершенно не помощник.

ПОВОД ДЛЯ СЧАСТЬЯ

Физические затраты артиста порой несравнимы с энергетическими, душевными…

Их восполняет публика. Но… иногда нужна тишина, одиночество. Иногда, напротив, свежие впечатления, эмоции. Музыка, живопись, просто прогулка. Порою достаточно побыть на природе или замкнуться на ребенке. А еще храм очень хорошо дисциплинирует… А вообще, самое сложное в жизни балерины - сохранить в себе стремление к творчеству. Не сбиться с пути в течение отпущенного тебе времени в профессии. Все-таки срок существования в балете недолгий - всего 15-20 лет. Иногда 30. Сочетать хорошую форму, исполнительское искусство и при этом вдохновение и способность творить так часто, как это необходимо. Не уйти в формальное исполнение своих обязанностей, когда творчество улетучивается, уходит как песок сквозь пальцы. Ты держишь себя в форме, выполняешь необходимое, ты танцуешь, но… не танцуешь. Ты трудишься. Но это все. Вот это сложно.

  • Случалось, что вы были несчастны на сцене?

Конечно! Причем ужасно несчастна. (Смеется.) Думала, когда же это закончится. Там сделала что-то не так, там споткнулась. Здесь партнер толкнул, сцена вдруг когда-то поехала в другую сторону, зачем-то она наклоняется так сильно, а я падаю так быстро… У танцовщицы столько поводов быть несчастной, вы себе даже не представляете! Внутренняя самокритика развита настолько сильно и поражает настолько быстро. Просто молниеносно… Как взгляд Медузы горгоны. Ты цепенеешь в момент, когда нужно продолжать что-то делать. А внутренний голос кричит тебе: «Это ужасная ошибка! Просто катастрофа!» И все это параллельно с движением, музыкой. От этого страдают все без исключения артистки. Особенно в начале творческого пути. Научиться мириться с критиком, живущим у тебя внутри, очень непросто. В таких случаях спасает видеозапись спектакля. Садишься, смотришь пленку, видишь, что все было вовсе не так ужасно, как тебе казалось, и успокаиваешься. А ты ведь чуть не умер на сцене! Чуть-чуть споткнулся. Лицо скисло, и зрители увидели, что все плохо. Хотя, что именно плохо, никто не понял. Но почему-то балерина погрустнела и перестала танцевать. Она просто «доживает» свою вариацию на сцене. Так что быть несчастной на сцене-легко. Стоит только себя пожалеть. (Улыбается.) Но и счастливой - тоже.

  • Сегодня успех в каком бы то ни было виде деятельности определяется материальными вещами. Балет не исключение…

Да, богатство, роскошь являются неким определяющим критерием нашей жизни, деля людей на тех, кому они доступны и недоступны. Для кого-то это причина радоваться и ощущать себя сверхчеловеком, а для кого-то - повод всегда унывать, вечно мечтать и никогда не достичь роскоши. Я очень уважаю состоятельных людей, которые не тратят свое состояние и дарованные им возможности на «радование» только себя. Уважаю тех, которые придерживаются аскетизма в быту. Есть такие примеры людей очень состоятельных, которые умеют свое богатство употребить во благо не только себе, но и окружающим. Они понимают, что богатство дается человеку как испытание.

  • Вы сами нуждаетесь в роскоши?

Роскошью для меня является время. Отвлечение от обычных ежедневных репетиций и тренировок. Отсутствие нагрузок, когда я позволяю себе ничего не делать в смысле профессии. Дня два-три-четыре, не больше. Когда речь идет о десяти днях, это становится слишком дорогим удовольствием. Приходится расплачиваться.

  • В 2002 году вы стали мамой, рискнув на время оставить сцену и прервать карьеру балерины. А ведь мнение о том, что танцовщица не может иметь детей без ущерба для танца, до сих пор живо…

Это один из вариантов прочтения мысли о необходимости самопожертвования ради искусства. Но я считаю, что это очень стереотипное утверждение. Да, балет действительно отнимает много времени и сил. Обычная тренировка, репетиции, разучивание своих партий, отдых - профессия поглощает тебя, кажется, без остатка. Но думаю, полностью подчинять свою жизнь работе - ошибка. Иначе женщина не была бы одарена способностью рожать детей. А я всегда хотела детей. И хочу. И самое фантастическое время для меня - когда моя дочь Маша была совсем маленькой. Да, это очень тяжело. Поначалу я совсем потеряла ориентир: где ночь, где день? Как выспаться?! Когда это все закончится?! Но когда на тебя смотрит твой ребенок и улыбается тебе - такие мгновения незабываемы.

  • Вы задумывались о том, чем занимались бы, не стань вы балериной? Ведь в детстве вы всерьез увлекались рисованием…

Знаете, в детстве у каждого ребенка бывают некие просветления. (Смеется.) Он вдруг понимает, кем он хочет стать. Я мечтала стать воспитательницей детского сада младшей группы. Но мое детство связано с концом советской эпохи, когда жизнь очень сильно отличалась от сегодняшней. И спектр профессий, из которых ты мог сделать выбор, - тоже. Но если бы я была ребенком сегодняшнего дня, меня, скорее всего, увлек бы дизайн или иностранные языки. Но в любом случае профессия была бы творческой. Еще у меня была смешнючая мечта. Точнее, две! Быть маляром и парикмахером. Я постригла и причесала всех кукол, какие у меня были. И даже некоторые мои тетушки (а у меня и по папиной и по маминой линии их много) рискнули отдаться в мои руки. И до сих пор, когда перед спектаклем мне делают прическу, я пытаюсь вмешиваться в процесс. Мне говорят: «Убери же руки!» - а я: «Я вот только здесь поправлю!» (Смеется.) Ну и красить - сам процесс того, как краска ложится на поверхность, какой след оставляет кисточка - все это увлекало меня, и я могла часами, как завороженная, наблюдать за росписью посуды, скажем. Но ведь жизнь не закончилась еще. Кто знает, чем я займусь в будущем. (Улыбается.)

  • Кстати, шанс стать преподавателем у вас точно есть…

У меня даже был опыт преподавания в Вагановском училище - меня просили замещать классы. И с подростками, и с малюсенькими детками. И мне с ними интересно. Вот то чего, я боялась, когда у меня родилась дочь, - того, что мне будет тяжело найти общий язык с ребенком, слишком уж сильно отличаются интересы взрослых и детей. Сколько раз я наблюдала за взрослыми, которые бесконечно одергивали своих детей, мол, не мешай взрослым. Займись чем-нибудь своим! И спрашивала себя: неужели и я так буду поступать со своим ребенком?.. Меня это всегда очень сильно ранило. Но моя дочь забрала меня с собой в детство. И, когда мне трудно сосредоточиться, я просто пытаюсь представить, как, какими глазами смотрит она на этот мир, настроиться на этот взгляд. И сразу становится интересно!..

  • Вы не любите строить планы вслух. Поделитесь тем, какие планы и мечты уже сбылись?

Дочь. Не ожидала, что ее появление на свет станет для меня таким откровением. Я так и осталась в полном недоумении от того, как это возможно! Пока носила в себе ребенка, у меня было ощущение, что никто не понимает того, что происходит во мне. Мысль о том, что внутри создается новый человек, в принципе не перерабатывалась мозгом. Я так и ходила потрясенная все девять месяцев: как же так?! Вот здесь голова, а вот ручка, а там ножка - это что-то невероятное! Чудеса происходят с нами и вокруг нас каждый день. Нужно лишь видеть.

ФАКТЫ О УЛЬЯНЕ ЛОПАТКИНОЙ

Когда на спектакле я выполняю жуткой сложности движения, к которым надо готовиться с детства и вытереть сто потов, - это как раз те условия, где я могу обрести внутреннюю свободу. Музыка провоцирует меня на открытия

  • Родилась в Керчи (Украина) 23 октября;
  • Окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой (класс проф. Дудинской);
  • В 1991 году принята в труппу Мариинского театра. Начинала в кордебалете. В августе 1994-го дебютировала в балете «Лебединое озеро» в роли Одетты-Одиллии. Спустя год назначена примой-балериной;
  • В 2001 году в связи с травмой и беременностью оставила сцену. В феврале 2003-го решилась на операцию и вновь вернулась в театр;
  • В 2001 году вышла замуж. Муж - бизнесмен, архитектор, писатель Владимир Корнев. Супруги воспитывают дочь Машу (9 лет).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры