Глубинная психология — основные принципы психоанализа.

Главная / Измена мужа

Глубинная психология стала третьей психологической школой, возникшей в результате "открытого кризиса", и ее идеи получили широкий резонанс в общественных и научных кругах.

Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления:

Независимость психики от сознания, четкое разделение этих феноменов человеческой природы;

2. Понимание психики человека противоположно традиционной эмпирической психологии сознания: в психике, кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые слои - бессознательное, и именно оно является основой всей психической жизни, управляет человеческой психикой и поведением и является главным предметом изучения глубинной психологии;

3. Основная задача глубинной психологии как научной школы - доказать существование феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека;

4. Сознание рассматривается как психический феномен, свойственный каждому человеку, но не являющийся центральным и руководящим в психической жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;

5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в человеческой психике.

Глубинная психология как научное направление, возникшее в результате -открытого кризиса», дала миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, созданных на базе теории бессознательного, и каждое из них обогатило психологическую науку мощным набором понятий, опытов, исследований, идей и методологических аппаратов. К школам глубинной психологии относятся: психоанализ 3. Фрейда, который во многом обусловил дальнейшее развитие глубинной психологии и рождение новых теоретических концепций; аналитическая психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера; теории неофрейдизма - течение, в которое входили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психоанализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихо-погия Анны Фрейд и Э. Эриксона.

Зигмунд Фрейд. Психоанализ – это и теория, и терапевтический метод, основанный на ней. Когда Фрейд впервые представил результаты своего психоаналитического метода лечения беседой, в ходе которого пациентам, лежащим на знаменитой кушетке, предлагалось излагать свои свободные ассоциации аналитику, его встретили насмешками, скептицизмом и враждебностью. Представление о детской сексуальности, о том, что сексуальные влечения являются важной побудительной силой человеческого поведения, Эдипов комплекс и тот факт, что людьми управляет не разум, а бессознательные влечения, – все это оскорбляло европейский викторианский «дух времени». Эту обиду Фрейд интерпретировал как сопротивление мучительной истинности этих идей. Фрейд объявил, что он открыл эти истины при помощи своего психоаналитического метода, опирающегося на принципы свободных ассоциаций и анализ сновидений. Все это составило фундамент его теории.

Фрейдовская система весьма существенно отличалась от традиционной экспериментальной психологии как по содержанию, так и по применяемым методикам. Фрейд не пользовался традиционными экспериментальными методами исследования. Он не занимался сбором данных в ходе контролируемого эксперимента и не использовал статистических методов анализа результатов. При создании теории он больше всего полагался на собственное критическое чутье. В большей степени его интересовали те сюжеты, которые прежде оставались, как правило, без внимания: бессознательная мотивация поведения, конфликты между силами бессознательного и их последствия для психики человека.

Инстинкты – это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии. Для Фрейда инстинкты – это не врожденные рефлексы, а скорее та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабление стимуляции при помощи определенных типов поведения, таких как еда, питье или сексуальная активность. Он говорил о двух больших группах инстинктов, связанных с жизнью и смертью. Инстинкты жизни включают в себя голод, жажду, секс и направлены на самосохранение особи и выживание вида. Та форма психической энергии, в которой они себя проявляют, получила название «либидо». Инстинкты смерти – это разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).

Его теория личности охватывает такие стороны личности, как ее (1) структуру, (2) динамику, (3) развитие, а также (4) типологию. Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго («Я») и суперэго («Сверх-Я»). Каждая из этих систем характеризуется определенными свойствами, обладает соответственными функциями, принципами действия и динамикой. Они взаимодействуют столь тесно, что трудно определить их относительный вклад в поведение: чрезвычайно редко одна из них действует без двух других. Ид (Оно) – одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его теории личности. Это примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует «Я» на пути развития психики. Эго («Я») – это совокупность познавательных процессов, которые соотносятся с реальностью, а также защитных механизмов.Суперэго («Сверх-Я») – третья инстанция личности, которая образуется в результате усвоения родительских требований и запретов. «Сверх-Я» ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов.

Фрейд хорошо известен своими идеями о детской сексуальности, проходящей через оральную, анальную и фаллическую стадии до наступления после латентного периода, зрелой формы генитальной сексуальности. Эти идеи являются частью его теории развития, кульминационной точкой которой (в этом Фрейд видел свое основное открытие) является Эдипов комплекс, рассматриваемый им как универсальный. Мальчик желает убить своего отца и спать со своей матерью. Эти чувства подавляются страхом перед возможной местью со стороны отца, возникает так называемый кастрационный комплекс. Страх кастрации приводит мальчика к идентификации с его отцом, так формируется «сверх-Я», ребенок усваивает ценности и мораль родителей. Для девочек развитие происходит похожим образом.

Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ. Во-первых, она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии. Во-вторых, она нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. В-третьих, ею были разработаны методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 г. Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

Карл Густав Юнг – создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, созданной Фрейдом. Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. По Юнгу, базовая жизненная энергия либидо проявляется в росте и размножении, а также в других видах деятельности в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека. Юнг отвергал фрейдовское понятие Эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворять. Для Юнга, в отличие от Фрейда, человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. Человек может меняться на протяжении всей жизни. Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже Фрейда, добавив еще одно измерение бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).

Юнг выделил два уровня бессознательного – индивидуальный и коллективный. Индивидуальное бессознательное – сфера личности, состоящая из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты и проигнорированы, а также слишком слабые переживания, не достигшие уровня сознания. Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Это наследуемое прошлое включает историю людей как особого биологического вида и опыт животных предков. В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на определенные события определенным образом. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным, однако особое внимание Юнгом уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Наибольшим вкладом Юнга в психологию личности является его концепция психологических типов. Для построения своей типологии он постулировал ориентации личности (экстраверсию и интроверсию) и четыре фундаментальные психические функции (мышление, чувство, ощущение и интуицию). Хотя человек располагает всеми четырьмя функциями, обычно одна из них доминирует над тремя остальными. Она называется высшей функцией. Одна из трех остальных по отношению к высшей обычно выступает как дополнительная. Если что-то мешает действию высшей функции, ее место автоматически занимает дополнительная.

Наименее дифференцированная из четырех функций называется. Она вытеснена и бессознательна. Низшая функция также имеет ассоциированную с ней дополнительную. На основании этих сочетаний Юнг выделил восемь психологических типов.

Альфред Адлер возвращал людям чувство собственного достоинства, разрушенное психоанализом.

Основными психологическими категориями, которые Адлер использовал в своей теории личности, явились социальный интерес, целенаправленность, стремление к совершенству, чувство неполноценности, компенсация, стиль жизни и тип личности. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими, скорее, ради общего успеха, чем для личных выгод. Это чувство является естественным и свойственно всем людям. Оно представляет собой врожденное стремление вступать в отношения сотрудничества для достижения общих целей. Социальный интерес конкретизируется в целях человека. Конечной целью человека, обеспечивающей меру постоянства и целостности жизни, является «стремление к совершенству». Стремление к совершенству – это фундаментальный закон человеческой жизни, главный мотив активности, ядро личности. Стремление к совершенству производно от чувства неполноценности, которое является результатом переживания собственной недостаточности на протяжении длительного периода беспомощности в раннем детстве.

Чувство неполноценности действует по принципу компенсации. Компенсация– это замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление к освобождению от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображаемыми недостатками путем их преодоления. Стремление к совершенству реализуется в стиле жизни. Стиль жизни – это уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума. Стиль объясняет постоянство личности на протяжении жизни. Стиль жизни закрепляется в возрасте 4 или 5 лет и впоследствии почти не поддается изменениям, становясь стержнем поведения. Стиль жизни тесно связан с тем, как решаются три глобальные проблемы, которые стоят перед каждым человеком: дружбы, работы и любви.

Карен Хорни сформировала социокультурный взгляд на личность: она опровергла высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждения о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Хорни считала, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Хорни считает, что для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все биологические основные нужды. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира.

В удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

Если данная потребность не находит своего удовлетворения, то у ребенка появляется базальная тревога, представляющая собой всеобъемлющее, глубокое чувство одиночества и беспомощности, лежащее в основе неврозов. Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто должен прибегать к различным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей: в любви и одобрении, в руководящем партнере, в четких ограничениях, во власти, в эксплуатировании других, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости. Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Однако невротик принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

В более поздних работах она объединяет невротические потребности в три большие группы, соотнося с определенным типом личности: Услужливая личность – тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера. Отрешенная личность – тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни. Агрессивная личность – тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.

Генри Александерер Мюррей считал, что эго выполняет активную роль и определяет собой поведение человека. Задача эго состоит в том, чтобы подавлять одни, нежелательные импульсы, и способствовать выражению других, желательных импульсов в составе ид. Супер-эго формируется не только под влиянием одного из родителей, но также и под влиянием сверстников, литературы и мифологии. Супер-эго не заканчивает свое развитие к пятилетнему возрасту и продолжает меняться на протяжении всей жизни человека. Проблема мотивации занимает центральное место в теории личности Мюррея. Появление потребностей ведет к химическим изменениям в мозге, под воздействием которых и протекает деятельность мышления и чувств. Любая потребность вызывает в теле человека определенное напряжение, снять которое можно, лишь удовлетворив потребность. В результате потребности запускают соответствующие типы поведения, которые и должны принести искомое удовлетворение. Как и Фрейд, Мюррей считал, что личность проходит в своем развитии ряд ступеней. На каждой стадии ведущим является определенный способ достижения удовлетворения.

Теоретические формулировки Эрика Эриксона касаются исключительно развития эго. Он решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным. Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума. Наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона не совпадают взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.

Центральным для созданной Эриксоном теории является положение о том, что человек в течение жизни проходит несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, они являются результатом эпигенетически развивающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), что полноценно функционирующая личность формируется, только проходя в своем развитии последовательно все стадии. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом, который содержит и позитивный, и негативный компоненты. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Эрих Фромм стремился расширить горизонты психологической теории, подчеркивая роль социальных, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений с позднего средневековья (конец XV в.) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В своей теории личности Фром исходил из ряда постулатов. Он считал, что всем людям присуща общая и единая человеческая природа. Важные особенности личности вытекают из так называемого «базового противоречия», которое заключается в двойственности человека: как существа животного и человеческого. Общество начиная с периода разделения труда во все большей степени способствует отчуждению человека в такой степени, что формирует отчужденную и в конечном счете, больную личность.

Э. Фромм выводит теорию личности из понятия природы человека. Он различает животную и человеческую природу. Животная природа – это биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания. Человеческая природа – это качества и действия человека, которые являются продуктом исторической эволюции человека. Согласно Фромму, организмы, у которых преобладает животная природа, составляют единое целое с миром природы. У них нет четкого отделения самих себя от других организмов и окружающей среды, то есть нет опыта раздельности. Возможно базовым свойством человеческой природы является ее способность познавать саму себя и объекты, отличные от нее. Если организм наделен подобным знанием, он неизбежно отделяется от природы и других организмов. Положительной стороной такого отделения является свобода, а отрицательной – отчуждение.

Двойственность природы человека проявляется в наличии у него потребностей двух родов. Как животное, человек обладает биологическими потребностями, а из условий его существования вырастают «человеческие» потребности:в связи с другими, в преодолении, в укоренености, в идентичности, в системе ориентации.

Главная цель психологии состоит, по Фромму, не в изучении внешнего поведения, а в познании структуры характера, то есть личности. Фромм не относился строго к терминологии и не различал понятия «характера» и «личности». Он выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Социальный характер – это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, который отличает их друг от друга, т.е. это типичный для общества характер. Несмотря на разнообразие индивидуальных характеров людей, можно выделить некоторые типы, репрезентативные для различных групп. Такими типами ориентации характеров являются воспринимающий, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный. Характер формирует общество.

Вильгельм Райх первым «синтезировал» психоанализ и марксизм – и тем самым фактически основал «левый» фрейдизм, став провозвестником сексуальной революции, разработал телесно ориентированный психоанализ и ввел в научный обиход понятие «оргон» (жизненная энергия). В работе «Психология масс и фашизм», впервые изданной в 1933 г., он, за десять лет до Фромма и за двадцать до Адорно доказал неслучайность возникновения фашизма как исторического явления и отказался от теории «великого человека» (подразумевающей, что вождь-харизматик гипнотизирует массы). Райх указывал на глубокую укорененность фашизма в психологической структуре современного капиталистического общества, основанного на авторитарном подавлении сексуальности и свободы творчества на всех уровнях – от семейного до общеполитического. Именно жесткое сексуальное подавление подростков порождает авторитарную фиксацию. Социальной опорой фашизма Райх называл средний класс, мелкую буржуазию с ее консервативными принципами и патриархальными традициями. Фашизм – не результат политического заговора, а социальный итог многолетнего сексуального подавления, политическая разрядка жизненной энергии, сочетание «мятежных эмоций и консервативной идеологии».

Гарри Стэк Салливен произвел социологическую модификацию классического психоанализа, выдвинув «межличностную теорию психотерапии», согласно которой главной детерминантой психического развития выступают межличностные отношения (и реальные, и воображаемые), в которых личность формируется и проявляется. Отвергая фрейдовское представление о либидо как доминирующем энергетическом источнике поведения человека, Салливен рассматривал в качестве первого и важнейшего компонента личности систему динамизмов – особых «образцов энергии», проявляющихся в межличностных отношениях и обеспечивающих удовлетворение потребностей. Несоответствия потребностей способам их удовлетворения, а также «беспокойство» личности по поводу своей безопасности, передающееся ребенку от матери и развивающееся в неблагоприятных межличностных ситуациях, вызывают, по мнению Салливена, многочисленные личностные «напряжения», конфликты. Основным механизмом защиты от них выступает «система самости» – особая инстанция личности, предписывающая и запрещающая определенные образцы поведения в зависимости от конкретных межличностных ситуаций. Второй компонент личности составляет система персонификаций – образов себя и окружающих, которые, раз возникнув, продолжают стереотипно определять отношение к себе и другим. Третий компонент личности – когнитивные процессы: прототаксис – бессвязноє течение идей, свойственное ребенку; паратаксис – фиксация причинных связей лишь между связанными во времени событиями; синтаксис – оперирование символами, значение которых разделяется определенной социальной группой. На этой основе Салливен выделил ряд стадий онтогенетического развития личности, связанных с изменением сложившихся межличностных отношений. Основная цель психотерапии Салливена – выработка защитных механизмов личности, обеспечивающих ее адекватное приспособление к окружающим, – достигалось посредством выдвинутого им метода «психиатрического интервью», предполагающего активное воздействие психиатра на межличностную ситуацию, возникающую при контакте с пациентом.

В научном сообществе наиболее активно обсуждаемой темой в последнее время стала глубинная психология, объединившая под одним названием сразу несколько направлений психологии, которую развиваются преимущественно за границей для изучения бессознательных механизмов психики.

Участие и влияние трудов знаменитых психологов

На сегодняшний день неопровержимым является тот факт, что глубинная психология личности как научная дисциплина базируется на трудах знаменитых деятелей данной области, которые в свое время внесли огромный вклад в «строительство» науки и психоанализа.

В основу глубинной психологии положены:

  • Работы австрийца Сигизмунда (Зигмунда) Фрейда с его теорией психоанализа.
  • Аналитическая психология Юнга Карла Густава.
  • Индивидуальная психология в теории и практике Альфреда Адлера.

Несмотря на то что глубинная психология держится «на трех китах», у нее есть один основатель, и это – Эйген Блейлер. Он рассматривал понятие бессознательного механизма намного шире, чем это трактовали практические труды. Дело в том, что в рамках глубинной психологии можно рассмотреть не только общепринятые архетипы, но и скрытые желания сексуального характера, и нравственную составляющую индивидуума.

Сформированное на трудах знаменитых деятелей психологической науки новое веяние существует благодаря работам и других специалистов, последователей Фрейда. Так, например, свой вклад в становление глубинной психологии внесли известные неофрейдисты: Эрих Зелигманн Фромм (Германия), Гарри Стек Салливан (США), Карен Хорни (Германия) и другие.

Само по себе направление формировалось под влиянием интеграции данных различных исследований, связанных с глубинами человеческого сознания. В результате глубинная психология дала основания для зарождения нового ответвления в медицине – науки психосоматики. Эта область медицинских исследований объясняет, какие причинно-следственные связи имеются у психологических факторов в отношении реальных физических отклонений и заболеваний.

Это можно перефразировать так: «От нервов все недуги». Основная идея этой теории подразумевает то, что в случае возникновения заболеваний любого характера и любой сложности корни проблем нужно искать в психическом здоровье и состоянии человека.

Схожесть направлений

Изучая это течение, нельзя не отметить, что глубинная психология и психоанализ во многом схожи. И это можно объяснить не только общностью взглядов психологов, но и тем, что в свое время основателю течения Блейлеру удалось тесно поработать с Фрейдом. Отсюда – схожие концепции, характеристики, приемы и методики. Яркий пример тому – применение тех же проективных методов и психодрамы, а также свободных ассоциаций.

Концепция современного психоанализа основана на следующих теориях познания процессов глубины души:

  • Теория развития личности с точки зрения психологического анализа.
  • Теория строения, развития, адаптации в обществе и восприятия свободы с точки зрения индивидуума («эго-психология»).
  • Теория построения объектных отношений на фоне взаимодействия личности с внешним миром.
  • Теория развития личности под влиянием побуждающих инстинктивных желаний.
  • Теория Мелани Кляйн о раннем формировании психических структур под влиянием тесных взаимоотношений ребенка с матерью.
  • Психология «самости» (ответвление психоанализа и психоаналитической терапии, акцентирующее внимание на развитии здравой «самости», ее целостности и нарушениях).

Научное познание процессов, которые происходят в самых глубинах человеческой души, противопоставляется поведенческой психологии, которая лишь поверхностно исследует проявления психического восприятия. Данное же направление глубинной психологии детально рассматривает более глубокие и скрытые «слои» личности человека.

Таким образом, глубинная психология основывается на том, что индивидууму неподвластно воспринимать сознанием очень многое, и то, что он способен рационально обдумать, – лишь небольшой фрагмент всего потока информации.

В то же время глубинная психология не отрицает, что способы попасть в потайные уголки личности существуют. Именно это направление психологии и позволяет проникнуть вглубь личности, используя методы, заимствованные частично из психоаналитической психологии (те же свободные ассоциации, проекционные приемы, психодрама).

Если рассматривать общую деятельность глубинной психологии, то она задействует следующие предположения о том, что:

  • Психологическая деятельность любого характера зарождается на фоне образов и фантазий, возникающих в глубине сознания (теория Фрейда, Юнга).
  • В разуме индивида взаимодействуют необузданные движущие силы, у которых просматривается связь с соматической основой.
  • Понятие психического подразумевает наличие процесса, который происходит сознательно, но отчасти – и бессознательно.
  • Психологические процессы, происходящие без участия сознания, представляют собой вытесненные переживания и восприятия глубоко личностного характера, а также несут в себе вынесенные в психическое трансперсональные содержания (архиепические, коллективные, не имеющие отношения к эго личности).
  • Психическому нельзя найти объяснения в нейрохимических процессах или духовных связях, ведь его миссия заключается именно в посредничестве между ними – соединении начал духа и плоти «души», у которой свои методы самовыражения.

Основные тезисы

Рассматривая научное познание глубины «души», можно выделить основные тезисы, которые характеризуют это течение психологии:

  • Человеческое поведение и его духовное восприятие зависят от происходящих без участия сознания процессов, порождаемых на «окраинах» сознания.
  • Возникающие на уровне инстинктов желания человека, как правило, противоречат установленным культурой и социумом положениям.
  • Согласованное существование влечений наравне с культурными критериями дает начало формированию, развитию и бытию психологического аспекта личности, а также возможностей для ее социального восприятия.
  • Благодаря защитным механизмам психики возможен баланс между неконтролируемыми сознанием влечениями и нормами, которые диктует современная культура.
  • Расстройства невротического характера являются последствиями сбоев, которые нарушают баланс между инстинктами и установленными культурой принципами (это аномальное поведение, неадекватные поступки и т.д.).

Как можно увидеть, психическое представляет собой автономную область и имеет свои переживания, опыт. Поэтому методы глубинной психологии предусматривают уникальный подход к изучению личности, который признает и принимает его автономию. Следовательно, анализируя психическое, можно обнаружить тесную связь его с толкованиями символов из мира грез, порожденными глубинными познаниями мифологии и исследованиями в области культуры, а также результатами исследований относительно проявленных симптомов.

Этиология психического объясняет способность сознания порождать разные символы мифологического или религиозного типа, что воспринимается в качестве проявления духовной реальности или природы инстинкта. Эта теория основана на том, что человек не осознает четкой грани между своей духовной и недуховной сущностью, а потому не знает, куда направляет свою духовность.

Важными для личности посланиями, которые нельзя игнорировать, являются любые симптомы. С целью их исследования можно применять психологию или психоанализ. Симптомы в этом случае можно воспринимать как метод послания психическим человеку сигнала о том, что он не слушает голос из глубины своего сознания.

Авторы многих трудов, которые легли в основу глубинной психологии, рассматривают разум человека как бодрствующее сознание на фоне психического. Оперируя этими теориями, психология глубинного познания смогла выстроить концепцию изучения переживания и опыта индивидуума в точки зрения множественного числа различных выражений, посланий и интерпретаций.

Это течение ввело новое понятие, противопоставленное архаическому разделению «другости» и «самости», рассматривающее в совокупности субъективную и объективную деятельность как площадь с переменной структурой и возможностью передачи посланий. Получается, что проекция – это имагинальные колебания в пространстве между «отправителем» и «получателем» преобразованного в переживание послания.

Но присутствует в этом и прикладной аспект того, что исследуемое пространство интерактивное, ведь «объективное» изучение является ограниченным ввиду того, что исследуемые нами материи могут быть изменены нами самими.

Взгляды и теории ведущих специалистов

Как ранее упоминалось, основу научного исследования глубин сознания составили труды трех ведущих специалистов в области психологии и психоанализа. Они дают исчерпывающие сведения о теории психоанализа в полном собрании книг «Энциклопедия глубинной психологии» (4 тома). Но их взгляды на теорию можно изложить более сжато.

Так, например, исследования австрийского психиатра З. Фрейда наглядно демонстрируют связь влияния подсознательных сил на физическую деятельность человека. Точнее, как раз поведение и зависит от природных посылов и его инстинктов. Природные, присущие каждому человеку желания в определенной мере им подавляются на уровне сознания ввиду отсутствия возможностей для их осуществления, что приводит к вытеснению влечений в самую далекую (глубинную) область, не подконтрольную сознанию.

Будучи отверженными сознанием, желания все же остаются активными и продолжают действовать, проявляясь в виде символов в сновидениях, оговорках, необоснованных нарушениях адекватной для социума поведенческой деятельности, что влияет на выбор человека в социальной организации. Интересующая исследователя глубина человеческой психики была оценена с точки зрения ведущих природных инстинктов.

Самыми подавляемыми являются побуждения сексуального характера. На фоне различных социальных и культурных ограничений человеку приходится сдерживать свои желания, которые побуждают его к действию. В то же время их энергия помогает человеческой личности развиваться и становиться зрелой. Поэтому аномалии в поведении и половых влечениях, а также особенности индивидуума можно объяснить последствиями подавления инстинктов в детстве (конфликты, неудовлетворенность).

Таким образом, первоначальной задачей психоанализа является то, чтобы человек признал истинную причину своего невротического синдрома. Лечение в этом случае основывается на осознании пациентом проблемы, вслед за чем должно последовать ее исчезновение или устранение.

Индивидуальная психология А. Адлера является одним из направлений психоанализа, которое считается ответвлением фрейдизма. Ее основная концепция заключается в том, что «особый стиль» жизни первых пяти лет ребенка накладывает свой отпечаток на его дальнейшее существование, деятельность и, в частности, на развитие психического здоровья.

По мнению Альфреда Адлера, в ребенке развивается чувство неполноценности из-за его не полностью сформированных телесных органов, что становится поводом для формирования его дальнейших целей ради преодоления собственных комплексов и самоутверждения.

Конфликт между восприятием социального характера и сформированной неполноценностью, который зарождается в бессознательном ребенка в первые несколько лет его жизни, приводит в действие механизмы, направленные на компенсацию и сверхкомпенсацию данных комплексов.

Это может стать причиной развития стремления к превосходству над окружающими, желания быть первым, обладать властью. Также сформированные комплексы могут порождать отклонения в адекватной деятельности от установленных социумом норм.

В этом случае задачей психотерапии можно считать оказание помощи субъекту с той целью, чтобы он смог признать неадекватность своих мотивов и целей и преобразовать свои порывы, компенсировать «неполноценность» в творчестве.

К.Г. Юнг в рамках аналитической психологии находит другое объяснение, используя другие принципы. Как полагал Юнг, объединивший психоанализ и другие направления психологии, метод должен охватить в равной степени все символические сферы (в том числе область сознательного и неподконтрольного сознанию). Основными положениями этого направления можно считать следующие принципы:

  • У каждого человека есть склонность обратиться к конкретному направлению развития – собственному эго (интроверт) или окружающему миру (экстраверт).
  • В теории есть место не только для личного, но и для коллективного бессознательного, содержащего в себе практические знания и историю всего человечества, передающего их из поколения в поколение.
  • Архетипы можно считать «фундаментом» коллективного бессознательного. Это обряды, ритуалы, традиционные и орнаментальные символы, образы, мифы, и легенды, которые способны влиять на формирование процессов психического, определенным образом направляя их в то или иное русло.
  • Являясь источником недифференцированных энергетических потоков, либидо может проявляться не только во влечениях и сексуальных инстинктах, но и в других областях жизнедеятельности личности (речь, культура, др.).

Как считал Юнг, постоянное взаимодействие сознательного и бессознательного создает оптимальный баланс. Его нарушение приводит к тому, что возникают неврозы, устранение которых и составляет задачу аналитической психотерапии.

Путем ее реализации является поиск вариантов для уравновешивания сознательного и бессознательного, а также оптимизации динамического взаимодействия между этими структурами.

Это течение, возникшее не так давно, стало для многих ученых умов основной идеей, следуя которой они способны выявить влияние иррациональных побуждений, скрытых установок, тенденций на поведение человека.

От сознания, стремление обосновать существование психики, независимой от сознания и исследовать ее в отрыве от него. Понятие «глубинная психология» объединяет в себе несколько течений, центральную позицию среди которых занимает психоанализ З. Фрейда. В рамках данного течения выделяют также концепции аналитической психологии К. Юнга и индивидуальной психологии А. Адлера.

Определение 1

Главное отличие глубинной психологии от эмпирической заключается в понимании психики как феномена отдельного от сознания; сознание же понимается как свойство, присущее психике в отдельные моменты.

В центре внимания глубинной психологии – проблемы личности, поскольку именно бессознательное в понимании представителей данного подхода играет решающую роль в процессе формирования, выявления и исследования системы онирических ценностей личности.

Психоанализ З. Фрейда

Данное направление психологической мысли формировалось в условиях трагических социальных, политических потрясений начала минувшего столетия, когда экономические кризисы и потрясения порождали социальный пессимизм, сопровождались потерей веры в рациональность бытия, акцентируя внимание на бессознательном.

На начальном этапе становления направления З. Фрейд занимался неврозами. В процессе поисков путей оптимизации оказания помощи пациентам, ученый обращается к гипнотическому внушению, позволяющему высвободить подсознательные страхи, переживания пациентов, оживить в их памяти травмирующие переживания, эмоциональное испытание которых может стать инструментом исцеления.

Деятельность З. Фрейда охватывает несколько десятилетий, на протяжении которых метод психоанализа существенно трансформировался. Одним из ключевых моментов развития направления глубинной психологии стал отход от гипноза, проникновению которого к забытым и ущемленным болезненным переживаниям многие пациенты сопротивлялись, и обращение к интерпретации сновидений, больших и малых психопатологических симптомов, включая двигательные расстройства, забывания, оговорки и пр. Другими словами, ядро психоанализа составляет учение о бессознательном.

Структура душевной жизни в психоанализе

В центре внимания З. Фрейда – структура душевной жизни, в которой выделяют уровни сознательного, предсознательного и бессознательного с цензурой между указанными уровнями.

Определение 2

Сознательное имеет свойство переживания, осознания.

Определение 3

Предсознательное – имманентное, латентное бессознательное, которое может проникать в сознание, т. е. выступает потенциально сознательным.

Определение 4

Бессознательное понимается как вытесненная бессознательная психика, которая не проникает в создание, соответственно, не имеет свойство переживания, но находит свою репрезентацию в сновидениях, больших и малых психопатологических симптомах, соответственно, излечение пациентов, страдающих неврозами, требует исследования именно бессознательного материала.

Методы психоанализа

В процессе выявления и изучения бессознательного материала З. Фрейдом был разработан ряд методов, включая следующие:

  • метод свободно всплывающих ассоциаций;
  • метод интерпретации сновидений.

Определение 5

В процессе толкования снов основатель психоанализа различал образное содержание сна и маскируемый скрытый смысл – те желания, в которых человек не хочет себе признаться.

Эти неприемлемые на сознательном уровне желания в сновидениях представлены в форме символов.

Определение 6

Сновидения, таким образом, выступают своеобразным компромиссом между вытесненными желаниями, подавленными импульсами и сопротивлением цензурирующей силы.

Таким образом, глубинная психология представляет собой совокупность направлений в психологии, в центре внимания которых - бессознательное. Одним из приоритетных направлений глубинной психологии выступает психоанализ, созданный на рубеже XX-XXI столетий, достижения которого успешно применяются в современной психотерапевтической практике.

Глубинная психология

1. Общая характеристика глубинной психологии.

  1. Психоанализ З.Фрейда.
  2. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
  3. Индивидуальная психология А.Адлера.
  4. Неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромма, Г.Салливана и др.).

Глубинная психология - это группа направлений в современной зарубежной психологии, ориентированных преимущественно на бессознательные механизмы психики.

Общие положения глубинной психологии основываются на теориях З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера , при этом несколько обобщая и расширяя границы каждой из теорий. Бессознательное человека рассматривается шире, чем только лишь вытесненные сексуальные желания или архетипы коллективного бессознательного. В качестве одной из сил такого "бессознательного" может также рассматриваться нравственное. "Где духовное Я погружается в сферу бессознательного как в свою последнюю основу, там можем мы, смотря по обстоятельствам, говорить о знании, любви или об искусстве. Где, наоборот, в сознание врывается психофизическое Оно, там имеем мы дело с неврозом и психозом ", - писал В.Франкл. Духовное начало у человека не есть только результат сублимирования стремлений, оно не является своего рода сопутствующим явлением телесно-психического комплекса, а изначально существует наряду с ним. Душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления живого.

Глубинная психология своим появлением стимулировала развитие новой области медицины, изучающей влияние психологических факторов на возникновение тех или иных заболеваний. Данное направление медицины стали называть психосоматикой. Как лечебный метод психосоматика исходит из того, что нет ни одной болезни организма, которой не сопутствовали бы психические причины.

К глубинной психологии принято относить:

  • психоанализ З.Фрейда;
  • аналитическая психология К.Г.Юнга;
  • индивидуальная психология А.Адлера;
  • неофрейдизм К.Хорни, Э.Фромма, Г.Салливана и др.

В глубинной психологии используются методы частично заимствованные из психоанализа, а именно:

  • свободные ассоциации,
  • проективные методы,
  • методы психодрамы и др.

Глубинная психология противопоставляет себя бихевиоризму (поведенческой психологии), который занимается изучением лишь наблюдаемых проявлений человеческой психики.

По мнению глубинных психологов, то, что мы осознаем - лишь малая часть нашей личности, как верхушка айсберга. С помощью глубинной психологии Вы сможете отрыть удивительные резервы собственной личности, лучше понять и узнать себя, решить многие давние проблемы.

2. Психоанализ 3. Фрейда

Психоанализ 3. Фрейда (1856-1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого - начала нынешнего столетия. Такие особенности социально-психологической атмосферы Австрии того времени, как крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализма, расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает 3. Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиография» и др.)



Экономические потрясения (кризисы) порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в. появляется широкий интерес к бессознательному - не только в специальной, научной литературе, но и в художественной, а также в философии. Взгляды 3. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психических процессов признавалось, что «Я» - «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис буржуазной личности, типичное самоощущение индивида в буржуазном обществе, в том числе той его части, с которой имел дело Фрейд как практикующий врач. Однако сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную - естественную концепцию человека.

Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. 3. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета (1881 г.) работал практикующим врачом в Вене. В 1938 г. вынужден эмигрировать в Англию. Умер в Лондоне в 1939 г.

Занимаясь неврозами, главным образом истерией, 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгейма. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт постгипнотического внушения произвел» большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895), написанной совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842-1925), с которым Фрейд в то время сотрудничал.

В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов», сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в становлении оригинальной теории 3. Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречал «сопротивление», которое не мог преодолеть.

Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций малых и больших психопатологических симптомов (проявлений), чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств, оговорок, забываний и т. п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом - новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления, составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько десятилетий. За эти годы его концепция бессознательного претерпела существенные изменения. В его учении; можно различать, хотя и несколько условно, три периода. Первый период (1897-1905), когда психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Основные произведения этого периода: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905 г., первое и законченное изложение психоаналитического метода лечения).

Особенное значение имеет работа «Толкование сновидений» , в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. В ней выделяются три уровня - сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними.

В этот период психоанализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из представителей разных профессий (врачи, писатели, художники), желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике.

Во втором периоде (1906-1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии . Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с трех точек зрения - динамической, топической и экономической.

В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910) и «Тотем и табу» (1912) - работы, в которых Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психической деятельности» (1911).

Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. В 1909 г. Фрейд по приглашению Холла читал лекции в Кларковском университете (Ворчестер) и этим положил начало распространению психоанализа в Америке («О психоанализе, пять лекций», 1909).

Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от 3. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К. Юнга (1912). Лучшим и наиболее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу первой мировой войны, и работой, которая вместе с «Психопатологией обыденной жизни» получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его «Лекции по введению в психоанализ» (в 2 т.; в 1932 г. Фрейд присоединил к ним 3-й т.), которые представляют записи лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг. В 3-м, последнем, периоде концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение.

Под влиянием событий первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности представляется теперь в виде учения о трех инстанциях - «Я», «Оно», «Идеал-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ 3. Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию - «Будущность одной иллюзии» (1927), антропологию, социальную психологию, проблемы цивилизации- «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др. Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими иррационалистическими течениями буржуазной философии.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. Юнга – одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, первоначально возникшее в рамках психоаналитического движения, но впоследствии приобретшее статус самостоятельного существования.

Основатель аналитической псисхологии – швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг (1875–1961), разработавший методику ассоциативного эксперимента в руководимой психиатром Э. Блейером (1898–1927) психиатрической клинике Бургхольцли и обнаруживший наличие чувственных комплексов у человека, установивший в 1906 г. переписку с З. Фрейдом и в 1907 году нанесший ему первый свой визит, на протяжении ряда лет разделявший психоаналитические идеи и являвшийся редактором журнала «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований», а также президентом Международной психоаналитической ассоциации в период с марта 1910 по апрель 1914 гг.

После публикации работы З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) К.Г. Юнг прочел ее, сослался на эту книгу в своей докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), заново перечитал ее в 1903 г. и начиная с 1904 г. стал широко использовать психоаналитические идеи при диагностировании ассоциаций и психологии раннего слабоумия (dementia praecox), впоследствии названного Э. Блейлером шизофренией. На протяжении нескольких лет между двумя исследователями и практикующими врачами осуществлялся плодотворный обмен мнениями по развитию психоаналитических идей и концепций, в результате чего на втором Международном психоаналитическом конгрессе, состоявшемся в марте 1910 г. в Нюрнберге, именно З. Фрейд рекомендовал К.Г. Юнга в качестве первого президента Международной психоаналитической ассоциации. Более того, основатель психоанализа рассматривал К.Г. Юнга в качестве своего идейного наследника и возлагал на него большие надежды в плане дальнейшего развития психоаналитического движения.

В 1911 г. между З. Фрейдом и К.Г. Юнгом обнаружились расхождения в понимании некоторых психоаналитических идей. Публикация последним работы «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912), во второй части которой был осуществлен пересмотр фрейдовской концепции либидо и представлений об «инцестуальном комплексе», привела к углублению теоретических расхождений между ними. Последующие концептуальные и субъективные расхождения привели к тому, что в начале 1913 г. между К.Г. Юнгом и З. Фрейдом прекратилась сперва личная, а несколько месяцев спустя и деловая переписка. В дальнейшем К.Г. Юнг начал разработку своего собственного учения о человеке и его психических заболеваниях, совокупность идей и терапевтических приемов которого получила название аналитической психологии, что и нашло свое отражение в его работе «Предисловие к избранным статьям по аналитической психологии» (1916).

В отличие от классического психоанализа в основу аналитической психологии К.Г. Юнга были положены следующие общие теоретические представления: человека следует рассматривать исходя из его здоровья, а не из патологии, что свойственно взглядам З. Фрейда; учение об интровертированных и экстравертированных типах личности покоится на предположении, что в картине мира присутствует внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей; психическая энергия рождается из взаимодействия противоположностей, она не сводится только и исключительно к сексуальной и, следовательно, понятие либидо является более широким по своему содержанию, чем это принято считать в психоанализе; чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связанных с сексуальностью, инцестом, необходимо признать наличие духа и заново пережить его; человек естественным образом развивает религиозную функцию и поэтому с давних пор человеческая психика пронизана религиозными чувствами; все религии позитивны и в содержании их учений наличествуют те фигуры, с которыми приходится сталкиваться в сновидениях и фантазиях пациентов; Я человека страдает не только из-за своего отделения от человечества, но и от утраты духовности.

Как заметил К.Г. Юнг в своей работе «Фрейд и Юнг: разница во взглядах» (1929), именно на этих общих положениях основываются все многочисленные расхождения, имеющие место между классическим психоанализом и аналитической психологией. Расхождения, касающиеся как «генетического» (вместо чисто сексуального) понимания либидо и неприятия полиморфно-перверсной характеристики ребенка, взятой из психологии неврозов и спроецированной обратно в психологию младенца, так и разделения бессознательного на индивидуальное и коллективное, различий между Я и Самостью, а также противопоставления конструктивного (синтетического) метода исследования каузально-редуктивному (аналитическому) толкованию психических процессов.

Если З. Фрейд апеллировал к бессознательному психическому, то К.Г. Юнг различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы, и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики, не являющуюся индивидуальным приобретением человека, и обязанное своим существованием «исключительно унаследованию», проявляющемуся в форме архетипов, выступающих в качестве «модели и образца инстинктивного поведения».

Если основатель психоанализа выделил в структуре личности Оно, Я и Сверх-Я, то К.Г. Юнг вычленил в психике человека такие составляющие как Тень, Персона, Анима, Анимус, Божественный Ребенок, Дева (Кора), Старый Мудрец (Филемон), Самость и ряд других фигур.

Если в классическом психоанализе определяющую роль в развитии личности играл отцовский комплекс, то в аналитической психологии – комплекс матери, вбирающий в себя образ Великой Матери.

Если З. Фрейд предпринимал каузальное (причинное) толкование сновидений, то, подобно основателю индивидуальной психологии, австрийскому психологу и психотерапевту А. Адлеру (1870–1937), К.Г. Юнг ориентировался на финальный (целеполагающий) способ рассмотрения сновидений, считая, что «все психологическое требует двойного способа рассмотрения, а именно каузального и финального» (в этом отношении аналитическая психология представляла своеобразный синтез некоторых идей классического психоанализа и индивидуальной психологии).

Если З. Фрейд полагал, что сновидение имеет редуцирующую, биологическую компенсаторную функцию, то К.Г. Юнг признавал наряду с этой функцией также проспективную функцию сновидения, способствующую появлению в бессознательном некоего плана, символическое содержание которого яв ляется проектом для решения внутрипсихических конфликтов.

Если основатель психоанализа подчеркивал исключительно важную роль бессознательного в жизнедеятельности человека, то основатель аналитической психологии исходил из того, что «значение бессознательного примерно эквивалентно значению сознания» и одно является дополнением другого, поскольку сознание и бессознательное связаны друг с другом узами взаимного компенсирования.

Если в представлении З. Фрейда в психике нет ничего случайного, и во внутреннем, как и во внешнем мире все обусловлено причинной связью, то в понимании К.Г. Юнга психическое и физическое являются разными аспектами единой реальности, где, помимо каузальной связи, действенным оказывается и акаузальный связующий принцип или синхронистичность, свидетельствующая о параллельности времени и смысла между различными событиями, имеющими место в жизни индивида, других людей и в мире в целом.

Если для З. Фрейда центр личности – это Я (сознание), а психоаналитической максимой являлось положение «Там, где было Оно, должно стать Я», то для К.Г. Юнга центральное положение в личности занимает Самость, заключающая в себе сознание и бессознательное, объединяющая благодаря «трансцендентной функции» (совмещения содержимого сознания с содержанием бессознательного) сознательные и бессознательные представления в некое единство или «душевную целостность», что предполагает осуществление индивидуации, то есть процесса, порождающего психологического индивида, того процесса, символом которого может служить мандала (изображение круга в квадрате и квадрата в круге или четвертичность и круг, олицетворяющие собой целостность психики, полноту и совершенство личности).

Общие и частные концептуальные расхождения К.Г. Юнга с рядом выдвинутых З. Фрейдом психоаналитических идей нашли свое отражение в аналитической практике – в использовании соответствующих методов работы с бессознательным пациентов, стратегии и цели аналитической психологии в оказании содействия тем, кто обращался за помощью к аналитику.

Основанная на аналитической психологии психотерапия включает в себя установку на индивидуализацию метода лечения и иррационализацию целевой деятельности. И то и другое связано со специфическими типами пациентов (интроверты и экстраверты, молодые и пожилые, имеющие легкие и тяжелые психические нарушения, с трудом или без труда приспосабливающиеся к реальности) и различными ступенями психотерапевтической проблематики – признание (исповедь, катарсис, соответствующие катартическому методу лечения Й. Брейера), разъяснение (объяснение феноменов сопротивления и переноса, характерное для метода толкования З. Фрейда), воспитание (во многих случаях разъяснение оставляет после себя «хотя и понятливое, но тем не менее неприспособленное дитя» и поэтому требуется социальное воспитание, отражающее устремления индивидуальной психологии А. Адлера) и преобразование (самовоспитание воспитателя, основанное на изменениях не только пациента, но и врача, который до того, как стать практикующим аналитиком, сам должен пройти учебный анализ, чтобы разобраться со своим собственным бессознательным).

Таким образом, аналитическая психология не только включает в себя методы лечения, используемые в классическом психоанализе и индивидуальной психологии, но и представляет собой такое врачевание души, которое ставится на службу самовоспитания и самосовершенствования. Четвертая ступень аналитической психологии (преобразование) расширяет горизонт врачевания и ведет к тому, что существенное значение при психотерапии имеет «не диплом врача, а человеческие качества». Самовоспитание и совершенствование становятся неотъемлемыми составными частями психотерапии, которая ориентируется на внутренние тенденции развития самого человека, способные в процессе обоюдного преобразования вовлеченных в анализ пациента и врача привести к душевной целостности. Тем самым, как полагал К.Г. Юнг, аналитическая психология восполняет глубокий пробел, ранее свидетельствовавший о духовной ущербности западноевропейских культур по сравнению с восточными, и становится не чем иным, как своеобразной «йогой ХХ века».

Аналитическая терапевтическая практика К.Г. Юнга основывалась на следующих подходах, методах и техниках познания бессознательного и врачевании души: конструктивном (синтетическо-герменевтиче-ском) подходе к психическим процессам, при котором анализ является не панацеей, а более или менее тщательным наведением порядка в психике пациента, предполагающим освобождение «от перегородки между сознанием и бессознательным» и прозрение относительно его потенциальных творческих возможностях; диалектическом подходе, заключающемся в сопоставлении взаимных данных, признании факта возможности различного толкования символических содержаний, понимании того, что любое психическое воздействие оказывается на деле взаимодействием двух систем психики; диалектическом методе установления таких взаимоотношений между врачом и пациентом, при которых индивидуальность больного требует к себе уважения не менее, чем индивидуальность аналитика, и терапевт перестает быть активно действующей стороной, а становится просто «соучастником индивидуального процесса развития»; техники «амплификации», расширяющей и углу-58 бляющей образы сновидений путем исторических параллелей из области мифологии, алхимии, религии; методе «активного воображения», являющегося эффективным способом выведения на поверхность содержимого бессознательного и активизации творческой фантазии, благодаря чему становится действенной трансцендентная функция, инициирующая процесс индивидуации, дающая человеку возможности добиться своего освобождения, способствующая обретению им единства, полноты, целостности и приводящая к установлению внутренней гармонии.

Основная задача аналитика заключается, по мнению К.Г. Юнга, не в избавлении пациента от сиюминутных трудностей, а в подготовке его к успешному противостоянию возможным затруднениям в будущем. Эффект, которого добивается аналитик, состоит в возникновении такого душевного состояния, в котором пациент начинает экспериментировать, выражать себя посредством кисти, карандаша или пера, оформлять свои фантазии в материальные образы реальности, осуществлять переход к психической зрелости и творческой независимости от своих комплексов и от врача.

Критическое переосмысление К.Г. Юнгом ряда психоаналитических идей и концепций З. Фрейда предопределило становление аналитической психологии. Введенные им новации в практику психотерапии (метод «активного воображения», сокращение частоты аналитических сеансов с пяти до трех-двух и даже одного раза в неделю, перерывы в лечении на два – два с половиной месяца с тем, чтобы пациенту было предоставлено обычное окружение и др.) способствовали дальнейшему развитию ее. И хотя аналитическая психология приобрела статус самостоятельного существования, а ее современные представители стремятся отмежеваться от психоанализа как такового, тем не менее очевидно, что между ними существуют не только различия, но и сходства. Не случайно в докладе «Цели психотерапии», опубликованном в отчете конгресса Немецкого психотерапевтического общества в 1929 г., К.Г. Юнг замечал, что рассматривает свою терапевтическую технику как прямое продолжение развития фрейдовского метода свободных ассоциаций.

Некоторые современные авторы, в частности, итальянские психоаналитики П. Фонда и Э. Йоган, приходят к мнению, согласно которому «дистанция между аналитиками, принадлежащими к кругу Юнга, и теми, кто относится к кругу Фрейда, сократилась, и язык у них похож». Это мнение было высказано ими в работе «Развитие психоанализа в последние десятилетия» (1998).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры