Горького «На дне. Cочинение «Две правды о человеке в пьесе М

Главная / Измена мужа

На чем стоит этот мир? Почему в самые горькие, казалось бы, беспросветные моменты нашей жизни вдруг появляется человек, который воскрешает нас, даруя новую надежду и любовь? Но бывают такие случаи, когда чужая жалость, чужое сострадание унижают гордых, независимых людей. ,_)ти вопросы освещает М. Горький в своей пьесе “На дне”. Он, словно древнегреческий философ, считает, что истина рождается в споре, в сравнении двух противоположных точек зрения, поэтому особенно важны и интересны позиции Луки и Сатина как носителей основных идей.
Позиция Луки - это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, идея “возвышающего обмана”, который позволит человеку выдержать бремя правды жизни.
На пороге ночлежки Лука появляется с клюкой и котомкой. О нем мы знаем очень немного. Только то, что он странник лет шестидесяти. Лука не скрывает своего отношения к ночлежникам. К “господам”, хозяевам положения - Костылеву, Василисе, отчасти Медведеву, - он относится явно отрицательно. Василису называет “зверем злым” и “гадюкой ядовитой”, Медведева иронически величает “...видимость самая геройская”, Костылеву он заявляет: “Ежели тебе сам господь бог скажет: “Михаиле! Будь человеком!..” Все равно - никакого толку не будет...”
Анну же, Настю, Наташу, Актера и Пепла Лука окружает заботой, любовью и лаской. Он проявляет отношение, которое, независимо от результатов, свидетельствует о его искреннем желании делать добро. Он считает, что может дать опору человеку в жизни, “навеяв золотой сон” мечты. Правда же выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его, дать ему отраду. Обращаясь к Пеплу, Лука говорит: “И... чего тебе правда больно нужна... подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь”. Слабые люди бессознательно тянутся к “правде” Луки. Так, он внушает умирающей Анне веру в лучшую жизнь после смерти, помогает ей уйти в мир иной без тяжелых мыслей. Актеру и Пеплу он дарит надежду “начать жизнь сначала”.
Сатин и Лука сходятся на том, что “все в человеке, все для человека”, и расходятся в понимании того, какие пути ведут к торжеству этой истины.
О самом Сатине мы узнаем, что он карточный шулер, бывший телеграфист, по-своему образованный человек. Он во многом необычен на фоне других обитателей ночлежки. На это указывают его первые реплики, в которых он использует редкие и интересные слова: “сикамбр”, “макроби-отика”, “трансцендентальный” и многие другие. Потом мы узнаем, как он опустился на “дно жизни”. Вот что он говорит Луке: “Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел... убил подлеца в запальчивости и раздражении... из-за родной сестры... В тюрьме я и в карты играть научился...” Понимая, что выбраться из этого омута ему не удастся, он и в этом положении видит преимущество - это свобода. Сатин против лжи. Объявляя, что “ложь - религия рабов и хозяев” и что “правда - бог свободного человека”, он не ищет утешительного обмана: “Человек- вот правда”.
Любовь Луки к человеку питается жалостью к нему, а жалость есть не что иное, как признание слабости человека в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами. Сатин же считает, что человек не нуждается в утешении ложью, порождаемой жалостью. Жалеть человека - значит унижать его недоверием к его способностям.
Правда, по мнению Сатина, открывает перед человеком огромные

    Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об отрицательном....

    В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых – месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное:...

    Хорошо, когда прочитанная книга или театральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дает нам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет,...

    Пьеса М. Горького «На дне» ставится в сотнях театров. Режиссеры и актеры ищут новые и новые краски для горьковских героев, меняются костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаешь, что пьеса была написана более ста лет назад. Что же изменилось?...

М. Горький вступил в русскую литературу необычно. Его произведения потрясли русского читателя, потому что они показали ему смелого, сильного, прекрасного человека. Романтические произведения молодого писателя были совершенно противоположны всему, что появлялось в те годы в русской литературе.
Одно из замечательных произведений Горького - пьеса «На дне» - гордость нашей русской драматургии. Она была задумана Горьким еще весной 1900 года, в конце года он приступил к работе над ней, но вскоре она была прервана. И лишь в пору своей крымской жизни он вновь возвратился к ней, и к июлю 1902 года пьеса была закончена.
«На дне» - сложное, противоречивое произведение. И как всякое подлинно великое произведение искусства, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. В своей работе писатель дает два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. В пьесе «На дне» Горький как бы подытожил свои многолетние наблюдения над жизнью «бывших людей», «золоторотцев», босяков.
Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.
Лука - странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Лука мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, - слова утешения. А такие слова Лука находит для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру старик рассказывает о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука находит другие слова: «...Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно... ничего больше не надо будет, и бояться - нечего!.. Смерть - она все успокаивает... Помрешь - отдохнешь...» Здесь он доказывает ей, что жизнь вовсе ничего не стоит, что жизнь приносит человеку одни мучения, а отдохнуть и быть счастливым можно только после смерти. Но эти утешения никому не помогли, так как он не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Лука - не сторонний наблюдатель жизни, он активный ее участник, который вмешивается во все. Слабость Луки очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, «старая дрожжа», как его назвал Сатин, «проквасил сожителей «дна», возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит он вообще в возможность решительного переустройства жизни. Таким образом, Лука стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция в образе босяка Сатина. Сатин - борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина. И вспоминает он об этом легко, с любовью к этой девушке: «Славная, брат, была человечина». Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек свободен, он за все платит сам». Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, Сатин решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».
Таким образом, в драме существуют две правды: правда Луки, с ее безразличной и безличностной добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда Сатина, в чем-то жестокая, но гордая - правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но это не означает, что это лучший путь. Мне кажется, что жесткие методы по формуле «цель оправдывает средства» служат лишь для оправдания.

«Две правды» в пьесе Максима Горького «На дне»

Цели:

    раскрыть сущность драматического конфликта в пьесе, попытаться определить место человека в жизни;

    создать проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения;

    развить у учащихся умение рассуждать, аргументировать свою позицию.

Тип урока: урок – диспут

Наглядные пособия: доска, раздаточный материал, проектор.

Ход урока:

    Организационный момент

    Приветствие, знакомство.

Здравствуйте, меня зовут Анна Андреевна, я учитель русского языка и литературы Подхоженской школы Серебряно-Прудского района. Сегодня я проведу у вас урок литературы. Садитесь.

    Проверка готовности класса.

Проверьте, на парте у вас должен лежать дневник, ручка, а также материал, который я положила в начале урока. Им мы будем пользоваться в ходе работы.

    Вводно-мотивационный этап.

Я желаю вам успеха на уроке, а сейчас обратите внимание на доску.

    Видео(монолог Сатина)Предлагаю посмотреть видео.

    Как вы думаете, какое произведение иллюстрирует данная постановка, кто автор этого произведения? (Максим Горький «На дне»)

Кто произносит этот известный монолог о человеке? (Сатин)

В чем заключается правда этого человека?

Кто еще в произведении имеет свою правду о человеческой судьбе?

Исходя из того, что вы уже назвали имена героев и произведение, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока. (Вариации могут быть разными, запись в тетради.)

А как вы думаете, какие задачи мы с вами будем решать?

    Слово учителя:

Драма Горького с многозначительным названием – это прежде всего философский спор, в котором участвуют люди, опустившиеся на социальное дно жизни. Примечательно, что Горький не делит героев на главных и второстепенных, в пьесе главное – сюжет и отражение человеческой жизни, а также споры о ней. Наиболее важную роль для понимания идейного смысла пьесы играют Сатин и Лука.

Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу.

    Давайте вспомним, что нам известно о Луке.

Лука - странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, - слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки.

    А что мы можем сказать о Сатине?

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин - борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке.

    Работа с цитатами.

    Посмотрите внимательно на доску. Перед вами представлены цитаты. Ваша задача – соотнести их с фамилиями. Точно такие же листы у вас есть на партах.

« Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все - прыгают... так-то. Где тут, милая, приспособиться мне?»

Сатин

Лука

« Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.»

« Человек, каков ни есть, а всегда своей цены стоит»

«Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо.»

«Вовремя человека пожалеть хорошо бывает»

Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!»

«Правда - свободного человека!»

«Человек все может, лишь бы захотел»

    В чем разница взглядов этих героев?

Лука говорит о жалости и утешительной лжи, Сатин же об уважении. А это два полярных понятия.

    Что принес с собой в ночлежку странник?

Нельзя забывать и о положительной роли в пьесе Луки. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства.

    Какие ассоциации вызывает у вас имя Лука?

Лука – один из учеников Христа

Лука = лукавый = бес, губящий человека

    Кто же он? Бес или апостол? Какова его цель? Сначала ответьте на вопрос: как относятся ночлежники к появлению Луки?

    Почему ночлежники тянутся душой к этому человеку?

Он вселяет в души надежду на лучшее будущее

    Каково мировоззрение Сатина? Сочувствует ли он людям?

Сатин сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода - облегчения страданий - в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что этот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав.

    Разговор о взаимоотношениях героев.

    Какие же взаимоотношения у героев?

Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек «дна» - Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось.

Так возникают знаменитые монологи Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.

Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека («Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит», «Человек - все может… лишь бы захотел...», «Уважьте человеку...»). То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно, Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: «Человек - это звучит гордо».

    Что общего у этих героев?(обсудите в парах, прежде чем дать ответ)

По сути своей, оба этих героя не люди дела, а люди слова.

    Какие же чувства пробудил Лука в Сатине?

Взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном «дне». Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки.

    Разговор о том, кто же является героем – резонёром в пьесе.

    В 1902 году пьеса была поставлена на сцене. Люди, смотревшие ее, подумали, что Лука и есть горьковский герой. Как вы думаете, почему?

Пьеса была поставлена перед революцией 1905 года. Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки. Некоторые критики, правда, увидели в Луке… «Данко, которому приданы лишь реальные черты», «выразителя высшей правды», нашли элементы возвышения Луки в стихах Беранже, которые, шатаясь, выкрикивает Актер. Сатин же ничем не выделялся из толпы ночлежников.

    Как вы думаете, Сатин или Лука является героем, выражающим авторскую позицию? Для этого вам нужно понять, что для этих героев правда.

Сатин – «Правда – бог свободного человека»

Лука – его правда – утешительная ложь « Не всегда правдой душу вылечишь».

Значит, герой – резонер – Сатин.

    Ставится ли точка в финале пьесы?

Нет

    Как вы думаете почему?

Финал пьесы не ставит точки в решении проблем. Очевидно только то, что IV действие драмы “На дне” не может быть названо лишним, оно пронизано новыми мыслями, оно представляет новые черты, казалось бы, знакомых героев, новые вопросы.

    Рефлексия

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Понравился ли вам урок?(на столе лежат жетоны, красные – урок понравился; зелёные – ожидали лучшего; желтые – не понравился совсем) – положите жетоны в коробочку.

Всем большое спасибо за прекрасный урок, вы молодцы.

Пьеса «На дне» была написана 15 июня 1902 года, на сцене её премьера состоялась 31 декабря того же года. Она сменила множество названий в процессе разработки и преодолела множество препятствий в связи с цензурой в русских театрах, однако осталась интересной по сей день, ведь в ней можно встретить правду о жизни «бывших людей», то есть социальных низов общества, отсюда и выходит её название, к которому мы так привыкли.

Можно много рассуждать по поводу того, почему Горький не оставил ей название, например, «Без солнца» или же «Ночлежка», но интереснее всего, на мой взгляд, поговорить о конфликте этой пьесы.

Хочу начать с того, что в пьесе мы можем заметить три «правды», каждая из которых по-своему верна, именно они составляют конфликт произведения.

«Правда» странника Луки в том, что если для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ему нужно лгать, ибо это будет являться ложью во благо. Без нее человек может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе, так как утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть его жизненную позицию. Например, герой считает, что: «Во что веришь, то и есть».

Также есть вторая «правда», которая отображается в образе Сатина, который является шулером и алкоголиком. В прошлом он был телеграфистом, но осмелился убить человека и сел в тюрьму, так и оказался в ночлежке, неся свою «правду» о том, что ложь — религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Сатин считает, что человека нужно именно уважать, а не унижать жалостью. По мнению Константина, человек не должен отчаиваться и именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда — бог свободного человека!».

Третья «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё-равно все рано или поздно умрут.

Каждый человек сам для себя решает какая «правда» ему ближе, но самое сложное — сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть жизнь человека, а то и сотни людей. Я считаю, что правда, предложенная Сатиным, ближе мне, так как я думаю, что человек всегда должен осознавать свою ценность и быть уважаемым. Ложь же будет существовать всегда, хотим мы того или нет, ведь без зла, как известно, не было бы и добра. Однако нельзя культивировать ее и превращать в идею, оправдывая иллюзорным благом. У каждого свое понимание «блага», и если мы начнем друг-друга обманывать ради достижения «высшей» цели, то посеем одно лишь зло. Спор, чья правда правдивее, решится силой, и будет уже не до уважения и ценности человеческой жизни и личности.

Лука уходит, как и абстрактные идеалы под давлением реальной жизни. Что он, бродяга и нищий, может посоветовать людям? Чем помочь? Только вселить губительную напрасную надежду, которая, уходя, разобьет человека вдребезги.

В заключении хочу написать о том, что честный человек гораздо сильнее и добрее лжеца: он неравнодушен, если пытается найти истину и показать ее вам, а не скрыть или «не заметить» из банального безразличия к вашей судьбе. Враль безответственно и хладнокровно пользуется доверчивостью и предает ее, а честному человеку приходится пробиваться сквозь броню недоверия и действовать напрямик ради вашего блага. Он не использует вас и не дурит, чтобы развлечься. Лука тоже не был ни расчетлив, ни смешлив, но был далек от реальной жизни и погружен в собственные иллюзии. Сатин – реалист, он повидал на своем веку больше. Эдакий блудный сын на своем опыте изведал, как человек нуждается в уважении и правде, которая, как знать, могла бы предостеречь его в свое время от фатальной ошибки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры