Город который называют родиной русской матрешки. Когда и как появилась в россии матрешка? фото

Главная / Измена мужа

Как возникают легенды? Не на пустом месте, конечно. Какая-то отправная точка всегда имеется, но... Тут неточность, там поправка. И украшательство — куда ж без него? Так искажается истина у всех на глазах, а стоустая молва разносит небылицу по белу свету. И вот она уже обряжена в парадные одежды, и будь ты хоть трижды свидетелем — не посмеешь оспорить укоренившееся мнение. Случается и по-другому. В череде дней и забот трудно заметить незначительные, казалось бы, факты, такие будничные и несерьезные. А по прошествии лет (большое видится на расстоянии), воспоминания людей пересекаются так причудливо и странно (а то и не пересекаются вовсе), что определить кто прав, а кто не очень, уже не представляется возможным.

На первый взгляд все в истории матрешки вроде бы просто и ясно. Появилась в конце 19 века, придумал ее художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской "Детское воспитание" Мамонтова, прообразом послужил японский мудрец Фукурума. Но не обольщайтесь, любители русского народного творчества, любой из вышеприведенных фактов можно оспорить. Вы удивлены? Мне это тоже кажется странным, ведь времени прошло не так уж и много.
Но начнем по порядку. Возникновение. Точной даты не знает никто, иногда появление матрешки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам пишет о том, что матрешка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрешка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на ее изготовление.
Теперь о художнике Малютине. Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрешки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрешки себе, совершенно не упоминая Малютина. О токаре Звездочкине: вот, пожалуй, единственный неоспоримый персонаж, принявший участие в этой запутанной истории. Неоспоримый, говорите? Э, нет, недавно в одном солидном журнале с удивлением прочла о токаре Звездочетове (!), будто бы выточившем матрешку. Но будем воспринимать это как курьез. Теперь мастерская "Детское воспитание". Иногда ее называют магазином, принадлежащим М.А. Мамонтовой или А.И. Мамонтову, или С.И.Мамонтову. Ну, и, наконец, Фукурума. Звездочкин о нем не упоминает, а лишь рассказывает о том, что увидел однажды в журнале "подходящую чурку". Откуда тогда взялся деревянный раскладной божок Фукурума, якобы привезенный то ли из Японии, то ли из Парижа неизвестно кем (вариантов масса)? Да, не так проста наша милая матрешка, она, как настоящая прекрасная дама, полна загадок. Давайте же, попробуем их разгадать.

Матрешка родилась в мастерской-магазине "Детское воспитание", принадлежавшей супругам М.А. и А.И. Мамонтовым. Анатолий Иванович, брат известного мецената С.И. Мамонтова, принимал непосредственное участие в ее создании: он требовал у мастеров все новые и новые образцы игрушек. Основным занятием А.И. Мамонтова была книгоиздательская деятельность, магазин "Детское воспитание" первоначально был книжным, видимо, только позднее при нем была открыта мастерская, в которой изготавливались игрушки.
Вот как описывает возникновение матрешки токарь Звездочкин: "...В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрешку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И.Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера. " Из материалов автобиографии В.П.Звездочкина, написанной в 1949 году (отрывок из которой процитирован выше), известно, что Звездочкин поступил в мастерскую "Детское воспитание" в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит матрешка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность все-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрешки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки.
Интересные факты удалось собрать Е.Н.Шульгиной, которая 1947 году заинтересовалась историей создания матрешки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале "подходящую чурку" и по ее образцу выточил фигурку, которая имела "смехотворный вид, напоминала как будто монашенку" и была "глухая" (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил ее иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на нее заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В.Малютина в создании матрешки. По воспоминаниям В.П.Звездочкина получается, что форму матрешки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрешка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И.Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера.
Откуда появилось название "матрешка"? Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название (как знаменитый Оскар, похожий на чьего-то дядюшку Оскара). Вряд ли когда-то удастся выяснить истину. Кстати, имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает "знатная женщина", по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матреша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, "марфушка"? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется "агашка". Хотя согласимся, что "матрешка" название очень удачное, кукла действительно стала "знатной".
По количеству матрешек в одном комплекте тоже нет согласия. Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрешки: трех- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрешка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке черного петуха. За ней следуют три сестренки, братишка, еще две сестренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят еще, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.
Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д.Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрешка "заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные "кокеши" в принципе своего построения на матрешку не похожи."
Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? По-видимому, этот святой один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Его голова имеет необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума, в руках он держит посох и свиток. По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).
В.П.Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму — фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъемные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!

Примечание:
Н.Д.Бартрам (1873-1931) - основатель и директор Музея игрушки, художник, ученый.
В.И.Боруцкий (1880 - после 1940) - предприниматель, организатор кустарного производства.

Использованная литература:
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. — М.: Просвещение, 1994.
Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. — М.: Советский художник, 1979.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
Справочник личных имен народов РСФСР. — М.: Русский язык, 1979.

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.


05.06.2017 18:56 4907

Кто придумал матрешку и почему она многоместная.

Матрешка уже многие годы считается символом России. Она представляет собой разборную, многоместную расписную куклу. Наверняка и у кого-то из вас дома есть такой сувенир. Но кто же придумал эту необычную игрушку? И почему она многоместная?

Существует несколько предположений относительно истории происхождения матрешки. По одной из версий, самая первая матрешка появилась в России в конце XIX века. На тот момент это была восьмиместная деревянная кукла, которая изображала девушку в сарафане, белом фартуке и цветастом платке на голове. В нарисованных руках она держала черного петуха.

Выточена эта матрешка была токарем В.П.Звездочкиным в московской мастерской-магазине под названием "Детское воспитание". Расписал куклу известный художник С.В.Малютин. А названа она была популярным в то время именем Матрена, вернее шутливо-ласковым его вариантом. Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая находилась вдоме владельца мастерской Мамонтова.

С Японией связано и еще одно предположение о происхождении матрешки. Вернее оно говорит о том, что Страна Восходящего Солнца (так называют Японию) и есть родина этой знаменитой на весь мир игрушки.

В этой древней стране множество богов. И каждый из них за что-то отвечал: кто-то за урожай, кто-то помогал праведникам, а кто-то был покровителем счастья или искусства. Божки эти разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрые...По японскому поверию, человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствует какой-либо бог.

В связи с этим, в Японии были очень популярны комплекты фигурок-божков. И первой такой куколкой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старичка, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

"Совершенное в совершенном, подобное в подобном, одно во всех и все в одном" - это полное единообразие, в котором японцы видят высший смысл и красоту бытия. И именно на этом основано создание фигурок складывающихся одна вдругую.

И все-таки, настоящей родиной русской матрешки все-таки признан подмосковный городок Сергиев Посад - крупнейший центр по производству игрушек в России.Троице-Сергиев монастырь, расположенный в этом городе был центром художественных ремесел Московской Руси. Как гласят предания, сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детей.

Большую популярность матрешка имела не только в России, но и за рубежом. После того, как в 1900 году она была представлена на Всемирной Выставке в Париже, мастерская получила на нее много заказов. В итоге дошло даже до того, что иностранцы начали подделывать русскую куколку.

Со временем разнообразие матрешек в Сергиевом Посаде увеличилось. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами и т.д. стали изготавливать куколок в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, а также в виде пастушек со свирелью и даже старика с густой бородой и большой палкой и во многих других образах.

Создавали также матрешек и в виде персонажей литературных произведений и сказок."Репка", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич" - это лишь часть из всех. Кроме того, мастера пытались даже изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные. Однако, эти игрушки не нашли спроса и их производство прекратили.С того времени и до настоящего момента выпускаются матрешки традиционной формы.

Стоит отметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а только те, которые вкладываются друг в друга. Самыми распространенными были 3-х, 8-ми и 12-ти местные куколки. А в 1913 году токарем Н. Булычевым для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка!

В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, где изготавливали игрушки,в том числе и матрешек. Постепенно производство этих куколок разошлось по многим местностям России. В каждом крае матрешка была особенной и имела свою неповторимую внешность.Так например, кировская матрешка отделывалась соломкой, а матрешка из Уфы была создана в башкирском национальном стиле.

Есть также историки, которые считают, что матрешку придумали и создали еще древнерусские умельцы. Сначала это была просто деревянная болванка - детская кукла без лица. Затем её начали расписывать - рисовать лицо, одежду.

А еще позже, чтобы позабавить детей к кукле начали изготовливать фигурки-вкладыши.Так матрешка стала многоместной. Со временем внешний вид куклы менялся и количество фигурок-вкладышей тоже.Появились даже матрёшки с изображением полководцев, а в наше время президентов и т.д.

Споров о том, где и когда зародилась матрешка - много. Как бы там ни было, но то, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века - нессомненно. Остается только один вопрос: почему расписывая матрешку, ей никогда не рисуют ноги?

Обращая внимание на этот факт, некоторые исследователи опять же указывают на то, что это могло быть признаком того, что родиной матрешки могла быть Япония. И вот почему.

В японской культуре есть один персонаж - святой по имени Дарума. Куклы с его изображением тоже безногие. Дарума - это японский вариант индийского имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь.

Так вот, японская легенда гласит, что Дарума медитировал без устали целых девять лет смотря на стену. При этом он постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон.

Тогда, Дарума срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь,чтобы они не мешали ему. Теперь с постоянно открытыми глазами святой мог бодрствовать. А из его век, которые он бросил на землю появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так по легенде вырос настоящий чай.

Однако у этой игрушки от матрешки есть одно важное отличие - она не разборная и не вмещает в себя другие фигурки. Поэтому вряд ли Дарума мог стать образцом для создания матрешки.

Разборные фигурки, как в Росии, так и в Японии, были популярны еще до появления матрёшек. Так например, на Руси были популярны "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми (пустыми) внутри, и тогда в большую фигурку вкладывалась меньшая. А еще эта идея встречается в русском фольклоре. Помните, как в сказке говорится? - "игла - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...".

Вот и выходит, что невозможно точно определить, где родилась любимая многими куколка-матрешка...


О благоприятном влиянии ауры животных на ауру человека и ауру человеческого жилища известно давно. И не только в связи с увлечением Фен-шуй. Наши первобытные предки стали одомашнивать животных без специальных знаний, движимые исключительно инстинктами и интуитивными ощущениями. И, конечно, не только прагматичные цели преследовались: кошек приручали не только для ловли мышей, а собак – для охраны дома, была в этом и энергетическая потребность.

Животные, как и любое живое существо, удивительные создания природы. Каждое – неповторимо и уникально по своим внешним данным, своему характеру, привычкам, предпочтениям. Животные радуют наше восприятие своей красотой и грацией. Они ублажают нашу душу уникальным общением с существами такими непохожими и в то же время в чем-то похожими на нас. Наша разность дает нам возможность учиться особенному бессловесному общению: на уровне мысленного общения, чувственным путем и посредством обмена энергиями, которые есть в каждом из нас.

Известно, что одни животные влияют на человека, отдавая нам свою положительную энергию, другие – забирая негативную. Похожий обмен энергиями происходит и внутри дома: из проблемных зон животные забирают энергию Ша или наполняют ослабленные зоны энергией Ци. Так животные гармонизируют ауру дома и ауры всех, живущих в нем.

Условно выделяют 3 типа биоэнергетического обмена: взаимодействие, сброс, вампиризм.

  • Биоэнергетическое взаимодействие – это взаимный обмен положительной энергией между человеком и животным, благоприятный для обеих сторон. Правда, поскольку биополе животного более мощное, то считается, что биополе человека как бы погружается в биополе животного, и в результате – человек больше получает, чем отдает.
  • Биоэнергетический сброс – явление одностороннее, когда человек “сбрасывает” свой негатив животному, для которого это не разрушительно.
  • Биоэнергетический вампиризм – тоже односторонне явление, когда человек подпитывается энергией от животного, ничего не отдавая ему взамен, что тоже не опасно для животных.

В последнее время все чаще говорят об анималотерапии – лечении биоэнергией животных. Этот вид терапии заслужил много хороших отзывов и по своей эффективности, и благодаря тому, что процесс лечения приятен и не имеет никаких побочных эффектов.

Целительная сила такой терапии объясняется очень просто. В процессе развития цивилизации человек, к сожалению, утратил связь с природой и потому самовосстанавливающие процессы в организме не работают, как было задумано природой. Животные, как существа, никогда не теряющие мощную связь природой, являются для человека своеобразным связующим лучом с природой, что помогает человеку именно природным путем поправить физическое или психическое здоровье и восстановить функционирование всех процессов в организме.

Присутствие любимого животного в доме способствует росту жизненной силы. Животные с точки зрения Фэн-Шуй приносят активную янскую энергетику в помещение и жизнь хозяев. Хотя разные животные по-разному влияют на энергетическое поле дома.

Причина плохой энергетики в доме – отсутствие животных.

Присутствие в доме домашнего животного сделает ваш дом одушевленным даже в ваше отсутствие. А поэтому, положительная энергия будет присутствовать в доме постоянно.

Как сделать так, чтоб дом наполнился положительной энергетикой?

Шкуры убитых зверей, а тем более чучела животных и птиц относятся к мёртвой материи и образуют дурную энергию, поэтому их НЕЛЬЗЯ держать в квартире.

Кошки.

Кошки по праву считаются самыми сильными биоэнергетическими источниками для человека и его жилья. Главная направленность биополя кошки – снимать отрицательную энергетику, тем самым, возвращая здоровье и силы организму человека, гармонию и уют в дом. Именно неся эту свою миссию, кошки любят лежать на гепатогенных зонах, местах скопления энергии Ша, точках пересечения магнитных меридианов земли, на тех участках тела человека, которые нездоровы или ослаблены. Кошек можно назвать энергетическими санитарами для человека и его жилища. А еще можно сказать, что кошки – экстрасенсы.

Говорят, что кошки способны видеть призраков, прочие силы астрального мира и способны защитить от них своих хозяев. Терапевтическое влияние кошек считается уникальным. Кошачья биоэнергия снимает головную боль, в том числе и мигрень, лечит воспалительные процессы, способна нормализовать давление и пульс, стабилизирует работу всех систем нашего организма. Общение с кошками сравнимо с психотерапевтическими сеансами, помогает при одиночестве, депрессиях, стрессе, бессоннице, снимает усталость и раздражительность. Кошка лечит хозяев и сохраняет в доме покой и порядок.

Гладить кошек полезно для улучшения работы желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы. Кошачьи коготки равнозначны “иглоукалыванию” – они также раздражают рефлексогенные зоны, улучшая кровообращение и чувствительность в них. Считают, что кошачье мурлыканье, исполняемое на частоте 4–16 Гц, положительно отражается на иммунитете.

Благодаря исследованиям ученых Берлинского института геронтологии биоэнергетические способности кошек ассоциируют с “живой водой” или эликсиром молодости, поскольку исследования показали, что владельцы кошек живут в среднем на 10,3 года дольше, чем остальные люди. Лучшее место в доме для кошки дальний угол комнаты, из которого хорошо видно все пространство, включая входы и выходы. Находиться постоянно рядом с кошками очень полезно.

Если у вас дома есть кошка, то она приходит на помощь когда вам плохо, снимает отрицательную энергетику и возвращает вашему организму способность полноценно работать.

Свободолюбивые кошки всегда самостоятельно очищают помещение. Они безошибочно находят источник негатива, добровольно забирают энергию Ша на себя и перерабатывают ее в Ци.

Кошки – это отличные индикаторы отрицательной энергии. Они самостоятельно найдут все энергетически проблемные места в вашем доме, нейтрализуют отрицательную энергию и преобразуют ее в положительную. Согласно фэн-шуй, кошки являются маленькими копиями тигров, которые по китайскому учению, символизирует защиту от агрессии темных сил.

Кошка сама найдет свое место. Не надо ее принуждать – из этого все равно ничего не получится. Тем более что источник Ша может постоянно перемещаться, а с ним будет перемещаться и кошка.

Кошка – загадочное животное, которое вызывает у людей различные эмоции. В Древнем Египте кошка была священным животным, сегодня же – это утешение и радость для многих любителей природы. Взаимоотношения кошки и человека вызывают споры представителей разных культур, существуют противоположные точки зрения на то, какую энергетику несет кошка.

С одной стороны, это животное, которое несет положительную энергетику, заряжая человека радостью и жизнью. С другой – это существо, которое выбирает только геопатогенные участки, находит себе место в самых плохих местах дома. В прошлом наши предки старались впустить кошку первой во вновь приобретенный дом. Сейчас кое-где эта традиция осталась.

Кошка является своеобразным охранником жилища от негативной энергии, может лучше всех договориться с домовым и любой нечистой силой, чтобы они не причиняли вред хозяевам.

Кошку можно назвать своеобразным фильтром, который собирает отрицательную энергию и переводит ее в положительную. Животные с точки зрения фэн-шуй приносят активную янскую энергетику в помещение и жизнь хозяев. Но не каждое животное оказывает позитивное влияние на обитателей дома.

Наиболее явным проводником космической энергии является кошка. Внешнее спокойствие сочетается с осторожностью и постоянной готовностью защитить себя и свое пространство. Ни одного движения кошка не делает просто так. Каждый шаг, каждое движение этого животного наполнено смыслом.

Кот постоянно следит за порядком в доме, ищет, где плохо, где нужно очистить пространство и кого из членов семьи необходимо поддержать. Кошки хорошо видят призраков, прекрасно чувствуют магнитные поля и колебания земли. Так что вне всяких сомнений кошки - прекрасные экстрасенсы. Кошка может прекрасно справиться с существами из астрального мира и защитить своего хозяина от отрицательной энергии.

Кроме того, кошка может отвести беду от дома и уберечь хозяина даже от смерти. Нельзя обижать или наказывать кота без причины. Кто ударил кошку без вины, обязательно получит травму.

Любая кошка, будь то ваш домашний любимец или дворовой обитатель, пытается снять негатив с окружающих или предупредить человека о чем-то.

Если кошка перебежала дорогу “из полы”, то можете продолжать дорогу смело, она полностью сняла беду. Если кошка была серая - она спасла вас от потери вещи, пестрая - от потери денег, белая - от смерти и черная - от колдовства. А вот если кошка перебежала дорогу “в полу” - за пазуху, то лучше не идти туда, куда вы собирались, т.к. ей не удалось вас полностью защитить, она сумела только предупредить вас.

Хочу отметить, что кошка в квартире должна быть одна. Если вы держите двух кошек, то никакой астральной и энергетической защиты от них не ждите, они будут заняты только собой. Кошка способна общаться с человеком телепатически, может отслеживать своего хозяина в энергетическом пространстве, даже если он находится на далеком расстоянии.

Собаки.

Биополе собак воздействует иначе. Собака, в отличии от кошки, не снимает негативную энергетику, а подкачивает положительную. Собакам нужно сбросить собственную энергетику или они лопнут от собственной наполненности.

Собак можно сравнить с биоэнергетическими аккумуляторами, и они как раз нуждаются в том, чтобы время от времени отдавать накопленный позитивный заряд вовне, не испытывая при этом какого бы то ни было дискомфорта. Собака повышает жизненный тонус своих хозяев, дает им заряд активности, радости, поднимает настроение.

Биоэнергетика собак помогает в лечении неврозов, истерий, при профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Прогулки с собакой – отличное средство от гиподинамии, а значит, способствует предотвращению инсультов и инфарктов. Есть и такое интересное наблюдение – общение с собакой делает человека более уравновешенным, уверенным в себе, общительным.

Лучшее место для собаки у входа, чтобы на входе усиливать потоки положительно заряженной энергии Ци. Постоянно находиться рядом с собакой не следует, особенно в минуты отдыха и релакса – положительная энергия, которая идет от собаки, должна быть строго дозирована, иначе есть опасность перенасыщения, что уже не полезно.

Собака – преданный друг, который принесет в твою жизнь спокойствие, гармонию и избавит от беспокойства. Но только в том случае, если он сам не агрессивен. Злобная собака сведет на нет любые усилия стабилизировать обстановку в доме, особенно бойцовской породы. Так что положительно на Ци влияют только добродушные и веселые песики. Для того, чтобы в доме всегда царили взаимопонимание и покой, нужно завести милого, доброго и преданного щенка.

В противовес кошкам, собаки боятся тонких сущностей и нечисти. Если она начинает метаться по квартире, прятаться и дрожать от страха, это верный признак того, что кто-то из непрошенных гостей забрел в вашу квартиру.

Для того, чтобы в вашем доме энергия собаки была активной и приносила пользу, необходимо правильно ее содержать. Для этого нужно приучить ее к определенным местам. К примеру, если ваш пес полюбит диван, на котором вы часто сидите или спите, это поспособствует привлечению любви в дом, а так же избавит хозяина от бессонницы или ночных кошмаров. Специалисты в области фэн-шуй рекомендуют не держать собак в проходах, коридорах и в местах наибольшего скопления Ша – в туалете, в ванной и в кладовке им не место. Если им необходимо выделить место для сна, то пусть это лучше будет ваша комната или гостиная.

Собака обычно выступает сторожем, отпугивающим вредные сущности. Ее лай, как любой резкий и громкий звук («выстрел» яньской энергии), разрушительно действует на сгустки негативной энергии и информации. На этом же принципе основаны хлопушки и фейерверки в Китае, которые были изобретены для отпугивания злых духов(аналогично действует крик петуха).

При хорошем отношении собака будет служить своей бескорыстной преданностью хозяину и с отвагой и храбростью защищать дом, пополнять запасы хорошей энергией своей заряженной положительной энергетикой.

Что касается собак, то они общаются на ментальном уровне (на уровне мыслей). Они могут транслировать свои мысли человеку и заставлять его мыслить так же. Трансляция эта происходит независимо от нашего желания. Собаки имеют способность передавать свой характер человеку. С ними нужно быть осторожными, т.к. в момент сильного раздражения и злости они способны “проклясть” хозяина. Собака должна знать свое место и спать в коридоре или на кухне, тогда она занята охраной и не будет влиять на энергетику человека. Если собака постоянно пачкает в доме, это значит, что она сигнализирует хозяевам, что не любит их или ей не нравится здесь жить. В таком случае лучше всего отдать собаку другим хозяевам. Когда собака любит хозяев, то у ее владельцев растет количество исполняемых желаний.

В противовес кошкам, собаки боятся тонких сущностей и нечисти. Если она начинает метаться по квартире, прятаться и дрожать от страха, это верный признак того, что кто-то из непрошенных гостей забрел в вашу квартиру. Отрицательным является и тот факт, что негативные сущности могут вселиться в собаку (особенно если она черной масти). Это очень серьезная ситуация и справиться с ней тяжело.

Если человеку не хватает уверенности в своих силах, то собака будет для него лучшим выбором. Если говорить о совмещении, то кошки и собаки могут прекрасно уживаться друг с другом и в энергетическом, и в физическом смысле, главное, чтобы территории этих животных были разделены.

Рыбки.

Биоэнергетика рыбок и аквариума как единого живого организма направлена на гармонизацию пространств – внутреннего мира человека и внешнего мира помещения. Рыбки способствуют созданию атмосферы покоя, умиротворенности, успокаивают, уравновешивают, стабилизируют настроение, здоровье, психику.

Аквариумная жизнь – это как мирок в мире, наблюдение за вечным движением рыбок, водорослей, воды располагает к раздумьям, философским размышлениям, нейтрализует агрессию, снимает внутренние напряжения, дискомфорт. Наблюдение за плавающими рыбками очень хорошо и достаточно быстро восстанавливает душевное равновесие.

Аквариум в доме – резервуар необычайной, неиссякаемой жизненной энергии. Очень полезно держать рыбок гиперактивным и легковозбудимым людям, холерикам, склонным к неврозам, страдающим бессонницей – это уравновешивает внутреннее самоощущение и общую атмосферу в доме. Кроме того, аквариум создает здоровый микроклимат в помещении, что, безусловно, полезно для здоровья в целом. Аквариумы необходимо ставить в спальнях, кабинетах, зонах отдыха.

Рыбки в аквариуме способны исполнять желания и привлекать счастье в дом. Кроме того, они могут избавить от бесплодия и защитить от порчи, а также могут привлечь еще и денежную удачу.

Содержание рыбок в домашних условиях и всего лишь простое наблюдение за плавающими рыбками в аквариуме, помогает сбросить стресс и накопившееся напряжение за весь рабочий день. По сути, наблюдение за рыбками в аквариуме это уже процесс непроизвольной медитации и релакса. Ко всему прочему дополнительные монотонные звуки водяных фильтров, фонтанчиков, аэрации и т. д. помогают в полной мере ощущать эти процессы. Журчащая вода, как и другие инструменты влияния на энергетический баланс, обладает комплексным действием для создания гармоничной энергетики вашего дома.

Место для аквариума, рыбок и растения нужно выбирать в соответствии с естественными природными условиями, благоприятными для их жизнедеятельности. Ни в коем случае не рекомендуйтесь советами доморощенных псевдо-знатоков фен-шуй, обращайтесь по этому поводу к опытным аквариумистам и специальной литературе.

В первую очередь помните, что сбалансировать количество рыбок в аквариуме на длительный срок невозможно. Они будут размножаться и подвергаться естественному отбору, как и в любом природном мире, коим является аквариум. Поэтому подбирайте рыбок и растений для аквариума исходя из естественных их природных свойств. Они в любом случае вознаградят вас за ваши старания.

Прекрасным средством гармонизации пространства служат рыбки. Они создают гармоничную атмосферу в помещении, подпитывают энергетику человека и даже способны восстанавливать энергетику внутри чакр в зависимости от цвета.

Аквариум с рыбками является очень мощным средством фэн-шуй. Но использовать его нужно очень аккуратно, желательно предварительно посоветовавшись с мастером, так как неправильное расположение аквариума в пространстве способно не привлечь денежную удачу, а наоборот способствовать потере денег.

Птички.

Птица – хороший знак для дома. Согласно фэн-шуй, любая птица с крупным оперением – символ красного феникса.

Птиц называют генераторами информационно-энергетических потоков. Их главная функция активизировать мозговые процессы, стимулировать творческие способности, удовлетворять эстетические потребности. Считается, что птицы не позволяют хозяевам замыкаться в себе, а потому предотвращают состояния депрессии, меланхолии, апатии.

Биоэнергетика птиц делает людей наивнее, восторженней, простодушней, можно сказать – возвращает им лучшие переживания детства, удерживая их от консерватизма, угрюмости, пассивности. Биоэнергетика певчих птиц – особенная. Птичьи трели мягко и бережно воздействуют на психику человека и способны “испарять” даже тяжелую энергетику. Активное бойкое поведение птиц и их веселый жизнерадостный нрав невольно влияют на характер и настроение хозяев, формируя в них активную жизненную позицию и оптимистичное мировосприятие.

Конечно, по терапевтическому воздействию птиц нельзя сравнить ни кошками, ни собаками. И, тем не менее, биоэнергетика птиц тоже дает ряд терапевтических эффектов. Это профилактика любой формы депрессии, восстановление после нервных расстройств, нормализация желудочно-кишечных процессов при гастрите и язве желудка. Сеансом терапии будет и просто наблюдение за птицами, и слушание их пения. Считают, что мерное, ритмичное воркование волнистых попугайчиков снимает сердечные перебои и облегчает боли в сердце. Лучшее место для птиц в доме – у окна, на входе энергии Ци.

Согласно древним легендам птицы привлекают полезные потоки информации, использовав, которые можно изменить свою жизнь.

Птиц рекомендуется держать там, где бы не было слышно ее пения и щебета в то время, как вы будете отдыхать или спать. Если же клетку с птицей поставить в спальню, энергия этого домашнего питомца будет действовать на вас негативно: вы станете суетливыми, беспокойными, болтливыми да и к тому же преисполнитесь гордыни.. Лучшее место для птиц – гостиная и кухня.

Птицы являются генераторами информационного поля. Если вам не хватает информации и вы живете уединенно, то птица окажет Вам неоценимую услугу. В условиях урбанизации и огромного потока информации я бы не советовала заводить птиц, особенно если в семье есть дети.

Общение с птицами приводит к глупости, болтливости, непослушанию и чрезмерной гордыне. Энергетически птицы не уживаются ни с кошками, ни с собаками. И дело не только в том, что кошки будут охотиться на пернатых. Птицы способны разрушать энергетическую защиту, создаваемую этими животными. Птицы уживаются только с рыбками или земноводными, однако это грозит для хозяев перенапряжением психики, чего не хотелось бы испытывать в и без того трудное время.

Черепаха.

По феншуй черепаха – это символичное животное, ее называют небесным образом Вселенной. Для китайцев черепаха символизирует саму Вселенную: панцирь – небесный свод, брюхо - земля, а черепашье долголетие олицетворяет вечность времени.

С точки зрения энергетики считается, что черепаха является гармоничным соединением двух энергий – Инь (отрицательно заряженная нижняя часть панциря) и Янь (положительно заряженная верхняя часть панциря). Биоэнергетика черепахи несет мощную небесную поддержку и защиту, наполняет умы мудростью, тело долголетием и стимулирует к неуклонному движению вперед.

Черепаха, можно сказать, примером собственного существования, подсознательно способствуют выработке в человеке важного жизненного принципа: сосредоточение на главном и размеренное, последовательное, спокойное продвижение обязательно приведет к достижению цели. Это самый счастливый талисман феншуй, а если это не статуэтка, а живое существо – тем более.

Черепаха приносит в дом семейное благополучие и изобилие. Кроме того, она способствует личностному развитию и активному движению к цели. Чтобы энергия черепахи положительно воздействовала на вас и ваш дом, ее следует поместить в северной части помещения. В террариум можно положить монетку. Этим вы максимально усилите привлечение денежных потоков.

Черепаха учит мудрости. Способствует постоянному движению вперед и умственному развитию. А еще она помогает сохранить семью в состоянии всеобщей любви и взаимовыручки.

Она создаст покой, уют и наполнит Ваш дом энергией мудрости и неуклонного движения вперед. Черепаха и рыбки прекрасно дополняют друг друга и хорошо уживаются вместе, неся гармонию своим хозяевам.

Грызуны.

Домашние грызуны, которых традиционно заводят в доме – это кролики, хомячки, морские свинки, декоративные крысы, в последнее время стало модно держать белку.

Иметь в качестве домашних питомцев грызунов рекомендуют неуверенным в себе людям – как ни удивительно, но считается, что грызуны способствуют повышению самооценки своих хозяев.

Биоэнергетика грызунов снижает тревогу и агрессию. Тактильный контакт с этими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру и тем самым снимает все нервные напряжения, усталость, переутомление. Беззащитность маленьких грызунов развивает в характере чуткость, внимательность, осторожность, воспитывает бережное отношение к жизни, прививает чувство ответственности.

Торопливые движения этих домашних питомцев, их шаловливое беспокойство взбодрит даже флегматика, заставит улыбнуться меланхолика, а холерика порадует сходством со своим темпераментом.

Лучшее место для грызунов – тихие, укромные уголки в квартире, где может возникать скопление, застой энергии Ша, а грызуны своим неугомонным движением будут противостоять этому, и наоборот – своей биоэнергетикой привносить поступление энергии Ци. Домовитой крыске или хомячку удачное место на кухне – поближе к домашним запасам и рецептам. Грызун обязательно “нашепчет” тебе пару новых идей, касающихся приготовления вкусностей. А также вовремя подаст сигнал тревоги, если у тебя что-то попытается пригореть или убежать.

Грызуны могут по-разному влиять на атмосферу в вашем доме. В основном грызуны наполняют дом энергией любви и уважения. Они сохранят домашний уют и лад в семье. Грызуны, как и рыбки, несут ответственность за продолжение рода их владельцев.

Больше всего они подойдут тем людям, которые много времени проводят дома и занимаются обустройством быта. Грызуны способствуют развитию домовитости своих хозяев, поэтому они лучше всего подходят для домохозяек.

Энергообмен домашних питомцев и человека.

Присутствие домашнего питомца делает дом одушевленным всегда, даже, когда вас самих дома не бывает. И получится, что биоэнергия в доме будет присутствовать непрерывно. Остается понять только, как правильно выбрать домашнего питомца, необходимого именно для вашего дома. Руководствуйтесь в выборе тремя вещами: знаниями о биоэнергетике животных, собственной интуицией и компромиссом, к которому вы придете на семейном совете.

Домашние питомцы обладают гармонизирующим свойством, приводят в порядок психоэмоциональное состояние своего хозяина, но основное их воздействие незаметно, деликатно и жизненно необходимо человеку в современных условиях.

Домашнее животное, без разницы – кошка, собака, птичка, рыбка или крыса, «включается» в энергетическое поле хозяина и его семьи и выступает сразу в нескольких ипостасях: «аккумуляторной батареи», энергетического щита и «предохранителя». Происходит постоянный и мощный обмен тонкими энергиями между живыми организмами.

Каждый вид животных обладает своими особенностями в процессе этого обмена, соответственно, и их воздействия немного различаются, но результат практически всегда положительный и очень выгоден человеку. К сожалению, сами животные частенько заболевают примерно теми же недугами, которыми страдают их владельцы.

Возникает вопрос: неужели мы - вампиры, только потребляющие жизненную энергию своих любимцев?

Не совсем так.
– во-первых, мы их кормим, ухаживаем за ними.
– во-вторых, они нам дают в основном физическую энергию, а мы им - духовную, а духовность во вселенной ценится очень высоко. Получить эту энергию насильно невозможно, обмен происходит только добровольно, и чем больше вас любит зверь, тем больше энергии он отдаёт вам и вашей семье. Любовь здесь понятие безусловное, если вы проникаетесь любовью к животному, то и животное отзывается на ваш посыл. Обмануть не получится: процесс происходит на уровне бессознательного, а подсознание не проведёшь.

Домашние питомцы при общении с человеком персонифицируются, становятся личностями, это происходит за счёт «подключения» к духу человека. у каждого человека в норме есть индивидуальный дух, определяющий его жизненные задачи, в то время как у животных есть один дух на весь вид, например, дух кошек, дух собак.

При близком взаимодействии человека и животного животное подсоединяется к духу конкретного человека или семьи и помогает своему хозяину идти по дороге судьбы, зачастую отдавая свою жизнь. Соответственно, происходит эволюция души этого животного, а в итоге - и духа животных этого вида. поэтому, наверное, очень часто животные и их хозяева внешне становятся похожи друг на друга. что поделаешь - общее биополе.

С этим же явлением биоэнергоинформационного взаимодействия связан обычай тотемного животного, фактическое подсоединение к энергии какого-либо вида животных, дающее больше возможностей для выживания племени в суровых условиях. древние люди были отнюдь не так примитивны, как мы думаем.

Из многолетних наблюдений можно сделать определённые выводы:

– во-первых, у здоровых людей, как правило, здоровые животные.
– во-вторых, забота хозяина о своём физическом и духовном здоровье позволяет ему иметь здоровых домашних животных.
– в-третьих, если лечить животное, то не надо забывать и о его хозяине, который часто является основным источником возникновения болезни у своего любимца.

Само поведение домашних животных, часто вызывающее раздражение у хозяев, может быть вполне обоснованным.
Например, неадекватное мечение территории, когда кошка мочится в неположенных местах, на вещи.

Но обратите внимание: чаще всего, делает она это на вещи людей с проблемной энергетикой. Животное тем самым выравнивает энергетику места, нейтрализуя негативные излучения. Кошка мнёт лапами больное или энергонедостаточное место у человека или место, где наблюдается нарушение проточности энергий. Она может лежать на больном месте, иногда просто сидеть рядом. В это время и происходит сброс избытка энергии и приём негативной энергии для переработки.

Естественно, что это не единственный способ энерговзаимодействия животного с человеком. Кошки, по-видимому, способны, каким-то образом гармонизировать энергетические потоки, проходящие через них. подпитываться в геопатогенных для людей местах.

Смерть питомца на пользу хозяину?

Весьма часто животное погибает, полностью отдавая себя на благо хозяина. Особо явно это наблюдается при болезненности человека, когда в период обострения заболевания возникает подобное состояние и у его животного, а человеку становится легче.

Несколько примеров:
– у хозяина случился приступ жесточайшего радикулита (3-4 поясничные позвонки), он не мог даже встать с постели. Кошка свалилась с 10 этажа - перелом позвоночника в области 3-4 поясничных позвонков. У хозяина радикулит прошёл сразу. Сам побежал за кошкой. Можно списать на стресс, но совпадение довольно странное.

– хозяйка гипотоник, у неё критические падения давления «на погоду». В очередной раз у неё произошло резкое ухудшение, а затем стало внезапно легче, но при этом её любимый девятилетний пёс погиб на следующий день: резкое падение артериального давления, слабая сердечно-сосудистая система. У пса тоже наблюдались признаки гипотонии, что не характерно для собак.

– у хозяина правосторонний парез, следствие инсульта. У хозяйки днём случился гипертонический криз, ночью - инсульт у семилетнего кота, парализована правая сторона. Животное не вынесло энергетической перегрузки. У кошек время энергетического воздействия обычно строго ограничено для каждого случая. Можно по часам засекать время. Если кошка сидит на руках у хозяйки 15 минут, а затем уходит, то, скорее всего, столько же времени она будет сидеть и в следующий раз. Обычно время воздействия зависит как от состояния здоровья человека, так и от самочувствия самого животного. У собак время непосредственного воздействия, видимо, не ограничивается их состоянием здоровья. Скорее всего, сильная привязанность и у кошек, и у собак может пересиливать чувство самосохранения. В результате животное отдаёт себя без остатка.

– абсолютно здоровый молодой кот внезапно начинает мочиться кровью с того самого часа, как на операционном столе вскрывают почку его хозяину, и самопроизвольно излечивается, как только происходит улучшение у человека. Прямого физического контакта не было, однако какая-то связь между животным и человеком была и сохранилась на расстоянии.

Можно сказать, что это простое совпадение, но когда подобные совпадения происходят постоянно, приходится задумываться, а совпадения ли это? Таких примеров можно привести великое множество, особенно хорошо знакомы с ними ветеринарные врачи. Спросите практически
любого из них, они наверняка припомнят пару-тройку случаев.

Использование животных для лечения людей довольно хорошо известно. Сегодня многие учёные убеждены, что все виды домашних животных могут оказывать невероятно мощный терапевтический эффект. Животное чаще всего перенимает патологию наиболее слабого и уязвимого члена семьи. Чаще, но не всегда, именно с этим человеком животное проводит больше всего времени. Оно является замыкающим звеном в семейном круге, само его присутствие способно сбалансировать энергетическое поле семьи вне зависимости от количества её членов.
Животные как бы проецируют проблемы хозяев на себя, позволяя таким образом через любовь и заботу вернуть гармоничность восприятия мира и предоставляя возможность восстановить энергоинфрмационную структуру, а следовательно, и здоровье человека.

Можно сделать вывод, что, ухаживая за больным животным, человек получает уникальную возможность избавиться от своего недуга, без физических страданий, но лишь проникаясь духом любви и сострадания.

Испытывать подобные чистые чувства к другим людям большинство из нас находит достаточно трудным в силу весьма разнообразных причин. помните, если вы содержите какое-либо животное, вам необходимо хотя бы ради собственного здоровья заботиться и о его здоровье, поскольку это существо, по сути, - ваш домашний доктор.

Животные помогают не только людям, но и друг другу.

Хозяева животных часто замечали, что если в доме более одного животного, например, кошка и собака, то они сочувствуют друг другу, когда кто-то из них болеет. Кошка часами сидит рядом с больной собакой, до которой раньше, казалось, ей не было никакого дела. Собака стремится защитить занемогшую кошку, внимательно приглядывает за ней. Были случаи, когда собаки или кошки буквально заглядывали мне в глаза, стремясь привлечь внимание к больному собрату, весь их вид выражал надежду на помощь, благодарность при успехе и грусть и разочарование при неудаче. И те, и другие стремятся быть как можно ближе к больному. Я наблюдала, как некоторые кошки забирались сверху на больную собаку и устраивались там отдыхать, причём больное животное и не стремилось избавиться от груза. то же самое участие наблюдается между собаками, кошками, крысами.

На основании проведённых многолетних исследований и наблюдений можно утверждать, что ко времени появления первых признаков заболевания у животных, по крайней мере, в 85 % случаях, у их владельцев наблюдается либо ремиссия хронических заболеваний, либо исчезновение симптомов заболевания, либо заметное снижение интенсивности протекания болезни.

В заключение нужно добавить, что домашние питомцы будут дарить положительную энергетику только в том случае, если они будут чувствовать любовь и заботу хозяев. Отдавая им душевную теплоту, мы можем получить гораздо больше, чем думаем – семейное благополучие, денежный успех, личностное развитие и позитив.

А в заключении хочу сказать, что к выбору четвероногого питомца необходимо относиться очень серьезно: - важно, чтобы животное доставляло Вам эстетическое удовольствие; - в Вашем доме должно быть достаточно места для его расположения, и Вы обязательно должны находить время для общения с ним. Научитесь общаться со своим маленьким другом и он сможет не только защитить Вас, но и внесет гармонию в нашу суетную жизнь.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Новая Кука
Читинского района Забайкальского края
Научно - исследовательская работа
Влияние домашних животных на эмоциональное составляющее человека
Автор: Буракова Дарья Александровна,
ученица 4 а класса МОУ СОШ с.Новая Кука
Руководитель: Тимиркаева Надежда Павликовна
учитель английского языка МОУ СОШ с.Новая Кука
с.Новая Кука


Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия : появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила . Он же Фукурокуджу , он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно.

Японская кукла Фукурума:

Русская матрешка:

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.

«Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка – прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве – прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…»

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова — статья «Кто придумал матрёшку». Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом – речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе).

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

Русская матрешка:

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера»

:
Теперь о прототипе матрешки. А был ли ? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума , добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума , не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!»

Русская матрешка:

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя - Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.

Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта.
В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях, в частности, от А.С. Крашанинниковой, 79 лет, из д. Мешкарево Повенецкого уезда.

Русская матрешка:

На одном из форумов на тему культуры, в частности, развёрнутой в сети Интернет, прозвучало буквально следующее: «Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская деревянная кукла . За образец . По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии. призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы ):

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме»


С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Что касается восточного мудреца Дарумы (вот ещё одно имя «предшественника» матрёшки!) – честно говоря, располневший от неподвижности, да ещё с отнявшимися ногами «мудрец» крайне плохо ассоциируется с русской игрушкой, в которой каждый человек видит позитивный, нарядный символический образ. И ведь благодаря этому прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной известностью и популярностью практически во всём мире. Речь вовсе не идёт о «матрёшках» в виде политических деятелей мужского (!) пола, карикатурными ликами которых предприимчивые кустари в девяностые годы наводнили весь Старый Арбат в Москве. Речь идёт, прежде всего, о продолжении старых традиций разных школ в росписи русской матрёшки, о создании разных по количеству (так называемой, «местности») матрёшек.

В процессе работы над этим материалом возникла необходимость задействовать и смежные источники, не только посвящённые теме русской народной игрушки. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Так, удивительным образом встретилось совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами:
МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение и к славянам.

Отсюда можно сделать следующий вывод: образно говоря, если символическое «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России – утверждение о том, что наша , несостоятельно. Хотя бы потому, что сама фигурка некоего восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их культуры, которая оказала впоследствии своё влияние на культуры других народов, в том числе проявившая себя и в языке, и в божественном пантеоне имеет под собой общую для индоевропейской цивилизации основу.

Матрёшка - один из известных и любимых всеми российских сувениров.
Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века и снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенная с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mateг», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и сейчас матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.
Как правило, матрёшки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. В руках токаря заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.
До конца 90-х годов прошлого века матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря, основанного в 1340 году, Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.
В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца 18 - начала 19 века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрёшки своими формами и росписью тоже фиксируют пеструю разнообразную жизнь: девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла собой целую семью.
Матрёшка - это произведение и скульптурное, и живописное, это образ и душа России.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры