Грибоедов горе от ума внесценические персонажи. Шпаргалка: Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума

Главная / Измена мужа


«Горе от ума» Грибоедова стало новаторским для своего времени произведением, одним из первых в России, написанных в рамках не только господствовавших тогда на сцене классицизма и романтизма, но и реалистизма. Этому во многом способствовало введение автором многочисленных внесценических персонажей. В комедии они придают дополнительный оттенок характерам и обстоятельствам, а также расширяют конфликт, усложняют картину нравов.
Во-первых, внесценических персонажей намного больше, чем действующих на сцене. Уже это нарушает один из классицистических канонов - принцип единства действия, выводя пьесу на реалистический уровень. Кроме того, внесценические персонажи типизируют основной конфликт произведения -противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», разделяясь на сторонников фамусовсокого общества и людей, близких по духу Чацкому, соответственно, являясь отражением изъянов одних и достоинств других.
Не требуется больших усилий, чтобы увидеть - передовых людей, представителей «века нынешнего», тех, кто по одну сторону баррикад с Чацким, намного меньше, чем фамусовцев, всего двое. Это брат Скалозуба, который, получив «выгод тьму по службе», вдруг «набрался каких-то новых правил» и оставил службу, «в деревне книги стал читать». А также князь Федор, племянник Тугоуховской, «упражняющийся» «в расколах и безверьи» в Петербургском институте под руководством не менее опасных профессоров. «Соотношение сил» в комедии красноречиво свидетельствует о ситуации в России начала XIX века. Из кого же состояло фамусовское общество? Во-первых, из московских тузов, таких как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных». Эти «небожители» олицетворяли пороки общества: первый - угодничество, второй -преклонение перед богатством, третий - приверженность крепостничеству - и являлись идеалами для фамусовцев. «Почтенный камергер» Кузьма Петрович был «с ключом и сыну ключ умел доставить», а Максим Петрович «на золоте едал» и «ездил цугом». Конечно, «упал он больно, встал здорово», зато «в чины выводит... и пенсии дает». \^- „
Следующий тип - дамы-командирши, от которых зависит репутация и продвижение по службе. К Татьяне Юрьевне Молчалин советует съездить Чацкому, ею восхищается Фамусов. Еще более влиятельная особа - Марья Алексеевна. «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» - восклицает Фамусов в завершении комедии. К этому же типу относится сценический персонаж Хлестова, шпица которой так «любит» Молчалин. Фамусовцы преклоняются не только перед начальницами, но и женами. В обществе царит матриархат, женский деспотизм, в почете «женины пажи». Фамусов предлагает «послать в Сенат» Ирину Васильевну, Лукерью Алексеевну, Татьяну Юрьевну, Пульхерию Андреевну. А Скалозуб отпускает шутку в адрес неудачливой «наездницы» княгини Ласовой, у которой «ребра недостает», и она «для поддержки ищет мужа». Еще один тип - минимые вольнодумцы из круга Репетилова, олицетворяющие пустоту, пошлость, поверхностность интересов фамусовцев. Этот лагерь в какой-то степени является пародией на «век нынешний», как Репетилов - на Чацкого. Здесь «сок умной молодежи», «горячих дюжина голов», и князь Григорий, который так же, как англичане, «сквозь зубы говорит» и «коротко обстрижен для порядка». Упоминается Воркулов Евдоким, поющий сомнительного достоинства оперу, братья Левой и Боренька, о которых и «не знаешь, что сказать». И, конечно, «гений» Удушьев Ипполит Маркелыч, который пишет «нечто» «обо всем».
Важный атрибут фамусовского общества - «клиенты-иностранцы», «учителей полки». Чацкий категорично осуждает «смешенье языков: французского с нижегородским». Он припоминает и танцмейстера Гильоме, «подбитого ветерком», и, конечно, французика из Бордо, который, приехав в Россию, не нашел «ни звука русского, ни русского лица». Преклонение перед иностранщиной - одна из черт фамусовцев.
Есть несколько «невидимых» персонажей, которые являются «провидцами», предвосхищая течение событий. Например, Лиза вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал француз, и она «забыла волосы чернить и через три дни поседела». На что Софья задумчиво произносит: «Вот так же обо мне потом заговорят», отчасти предвосхищая завершение отношений с Молчалиным. А Лахмотьев Алексей произносит поистине пророческие слова, которые транслирует Репетилов: «Радикальные потребны тут лекарства».
Некоторые внесценические персонажи участвуют в интриге объявления Чацкого сумасшедшим. Например, Дрянские, Хворовы, Варлянские, Скачковы, которые, по словам одной из княжон, давно об этом знают. Пытаясь объяснить произошедшие с Чацким перемены, фамусовцы вспоминают даже покойную мать Чацкого Анну Алексеевну, «сходившую с ума восемь раз»,
В комедии участвует множество внесценических персонажей. Таким образом, они расширяют рамки конфликта, превращая его из локального в общественный, затрагивающий не только Москву, но и Петербург, не только XIX век, но и VIII. Внесценические персонажи по-своему отражают философию комедии, присутствуя даже в последней ее строчке: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» - восклицает Фамусов, утверждая, сколько бы умов и сердец ни разбивалось о стену предрассудков, безразличия, лицемерия «века минувшего», большинство будет оглядываться на кого-то или назад...

Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”.

Прежде всего, героев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные герои, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях, взаимодействие этих персонажей друг с другом и развивает ход пьесы. Второстепенные герои – Лиза, Скалозуб, Хлестова и другие – тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные “приметы времени” или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Это, например, шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив самого высшего света. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставит общество себя в зеркале узнать. Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои “Горя от ума” не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто “шумит” в английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист .

И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету” колоритную фигуру того времени: Федора Толстого – Американца. Сам Толстой, прочитав в списке “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку нечист”. Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: “Для верности портрета сия поправка необходима, чтоб не подумали, что ворует табакерки со стола”.

В сборнике научных трудов “А.С. Грибоедов. Материалы к биографии” помещена статья Н.В. Гурова “Тот черномазенький…” (“Индийский князь” Визапур в комедии “Горе от ума”). Вспомним, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых. В частности, поминает он и некоего “черномазенького”:

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого проходного внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого. Зачем потребовалось искать прототип “черномазенького”? Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения? Оказывается – не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания “Горя от ума”, безразлично, был ли “черномазенький” или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (и зритель) комедии немедленно понимал о ком идет речь. И тогда исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались “общие знакомые” – и довольно много. Таким образом Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом, обретая напряженное публицистическое звучание, ничуть не теряла в художественном отношении.

В том же разговоре Чацкий упоминает и многих других. Все они дают нам ясное понятие о грибоедовском высшем свете. Это крайне безнравственные люди, препятствующие проникновению в Россию образования, науки: “А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…” Эти люди озабочены только своим материальным положением, стремящиеся нажить как можно больше, породнится с богатыми семьями по всей Европе. Конечно же, не все люди Москвы являли собой такое печально зрелище. Чацкий не был одинок, были и другие, тянущиеся к просвещению, к науке: “…он химик, он ботаник”. Но они являли собой скорее исключение, чем правило. Такие люди не могли заслужить уважения высшего света. Там ценились такие как Максим Петрович. Именно Максим Петрович “на золоте едал”, у него “сто человек к услугам”, он “весь в орденах”. А чем добился он такого положения? Умом? Нет, он добился этого тем, что забыл о своем человеческом достоинстве. Но, по мнению Фамусова, это проявление его смышлености.

А что еще можно ждать от общества, у которого такие нравственные ценности? От общества, где прежде всего цениться не голос собственной совести, а мнение княгини Марьи Алексевны. Грибоедов мастерски представил нам высший свет своей эпохи. И мы никогда не смогли бы понять, что представляло из себя это общество, если бы не внесценические персонажи. Да и читатели того времени потеряли бы многое, если б им некого было №узнавать” в героях Грибоедова.

"Горе от ума» - реалистическое произведение, где автор дает обобщенную картину жизни дворянской Москвы 20-х годов XIX века.

По мнению самого И. А. Гончарова, комедия «Горе от ума » стоит «особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью…». Грибоедов, продолжая традиции Фонвизина и Крылова, в то же время сделал огромный шаг вперед. Своей комедией он положил начало критическому реализму в русской драматургии, поднял острейшие социальные и нравственные проблемы своего времени.

Главная тема рассматриваемого произведения – противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными элементами, движущими общество вперед, и регрессивными, тормозящими его развитие. Вторых всегда больше, но побеждают рано или поздно первые.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов впервые в русской литературе выводит на сцену положительного героя. Конфликт между Чацким и фамусовским обществом является ведущей сюжетной линией произведения.

Чацкий – борец, у него есть свои убеждения, высокие идеалы. Ему глубоко противна жизнь общества, где царят Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Репетилов со всей их косностью, лицемерием, ложью, ленью, тупостью. Яркий, деятельный ум героя требует иной среды, и Чацкий вступает в борьбу, «начинает новый век». Он рвется к свободной жизни, к занятиям наукой и искусством, к службе делу, а не лицам. Но его стремлений не понимает общество, в котором он живет.

В своем произведении Грибоедов дал широкую характеристику быта и нравов московского дворянства, сатирически изобразил столичных «тузов» (Фамусов), высокопоставленных солдафонов (Скалозуб), дворянских либералов (Репетилов). Автор точно нарисовал ту среду, в которой появляются эти типы, и противопоставил им Чацкого.

Конфликты комедии углубляют внесценические персонажи. Их довольно много. Они расширяют полотно жизни столичного дворянства. Большая часть их примыкает к фамусовскому обществу. Особенно запоминается, конечно, дядя Максим Петрович, снискавший благосклонность царицы низкопоклонством и угодничеством. Его жизнь – пример служения царице. Дядюшка – идеал Фамусова.

Упал он больно, встал здорово.

Зато бывало в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович. Шутка!

В чины выводит кто? и пенсии дает?

Максим Петрович!

Унижая свое человеческое достоинство, роняя честь, представители «века минувшего» получали все жизненные блага. Но их время уже проходит. Недаром Фамусов сожалеет, что времена уже не те.

Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который не только свою жизнь сумел устроить, но и о родственниках не забыл. «Покойник был почтенный камергер… Богат, и на богатой был женат. Переженил детей, внучат».

«Что за тузы в Москве живут и умирают!» – восхищался Павел Афанасьевич Фамусов.

Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола:

«Присутствовать пошлите их в Сенат! Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!»

Дамы всесильны. Яркий персонаж – Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Наверняка имеет большую власть в обществе и княгиня Марья Алексевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих «властительниц» устами Чацкого, вскрывая их пустоту, глупость, вздорный характер.

Безусловно, кроме «тузов», есть в дворянском обществе люди и помельче - типичные представители среднего дворянства. Это Загорецкий и Репетилов. А из внесценических персонажей можно назвать «черномазенького, на ножках журавлиных», «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед московскими чинами, стараются им услужить, завоевать их благосклонность лицемерием и угодничеством.

Люди типа Репетилова стремятся показать окружающим, что они тоже чего-нибудь стоят. Описывая «тайное общество» Английского клуба, Грибоедов дает сатирические характеристики «лучших» его членов, либеральных болтунов. Это князь Григорий, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев и «голова, какой в России нету». Но выразить идеи общества Репетилов может только так: «Шумим, братец, шумим». На самом деле «секретнейший союз» – обыкновенная компания кутил, лгунов, пьяниц.

Грибоедов-патриот борется за чистоту русского языка, искусства, образования. Высмеивая существующую систему образования, он вводит в комедию таких персонажей, как французик из Бордо, мадам Розье. А многие дворянские дети с такими учителями растут «недорослями» и неучами, как и во времена Фонвизина.

Но самые отвратительные внесценические персонажи – это помещики-крепостники, характерные черты которых вобрал «Нестор негодяев знатных», которого обличает в своем страстном монологе главный герой. Отвратительны господа, обменивающие своих слуг на борзых собак, распродающие отнятых у матерей детей. Главная проблема комедии – взаимоотношения помещиков и крепостных крестьян.

Членов фамусовского общества много, они сильны. Неужели Чацкий одинок в борьбе с ними? Нет, отвечает Грибоедов, вводя в повествование рассказ Скалозуба о двоюродном брате, который «крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать». Князь Федор «чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник». Значит, зреют уже в недрах общества прогрессивные силы. И Чацкий не одинок в своей борьбе.

Итак, внесценические персонажи можно разделить на две группы и отнести одну к фамусовскому обществу, другую – к Чацкому.

Первые углубляют всестороннюю характеристику дворянского общества, показывают времена Елизаветы.

Вторые духовно связаны с главным героем, близки ему по мыслям, целям, духовным исканиям, устремлениям.

Особенно хочется отметить язык пьесы. Комедия написана разностопным ямбом, который приближает стихотворную речь к разговорной. И рассказы о внесценических лицах органично вплетаются в повествование.

В произведении «Горе от ума» Грибоедов отобразил идейное содержание общественной борьбы начала XIX века, показал жизнь дворянства Москвы и путем введения в повествование внесценических персонажей углубил конфликт произведения, расширил картину нравов московского дворянства.

Сочинение на аналогичную тему.

“Горе от ума” - одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Основной конфликт пьесы - столкновение умного, передового человека, представителя “века нынешнего”, с отсталым, косным обществом дворян-крепостников, защищающих устои “века минувшего”. Автор ярко характеризует черты обоих противоборствующих лагерей через образы их представителей - героев пьесы. Для создания более полной картины Грибоедов вводит в комедию образы внесценических персонажей, то есть тех, кто на сцене не появляется, но о ком мы узнаем из разговоров, реплик, монологов действующих лиц.

Важное место в системе внесценических персонажей занимают те из них, которые дополняют картину фамусовского общества.

Вот, например, Кузьма Петрович, Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, Фома Фомич дают нам представление об идеалах патриархального русского дворянства. “Что за тузы в Москве живут и умирают!” - восхищается Фамусов Кузьмой Петровичем. Молчалин называет Татьяну Юрьевну “обходительной”, “доброй”, “милой”, “простой”, и недаром, ведь “чиновные и должностные - все ей друзья и все родные”.

Благодаря образам иностранцев-учителей и “французика из Бордо” можно сделать выводы об отношении фамусовского общества к просвещению и воспитанию, о качестве этого воспитания, о подражании всему иноземному. “Старушка-золото” мадам Розье, несмотря на “редкие правила”, “за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила”. А танцмейстер, “подбитый ветерком”, и ментор Чацкого и Софьи со “всеми признаками ученья” (халат, колпак и указательный перст) производят скорее комичное впечатление. Какое образование могли дать такие люди? Чему они могли научить? Они лишь внушали страсть к французским бульварным романам, далеким от жизни, танцам и всевозможным порядкам. А в итоге - картина “пустого, рабского, слепого подражанья” внешним атрибутам культуры Запада, о котором говорит Чацкий и которое видите Москве “французик из Бордо”:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержен.

Не удивительно, что человек из города Бордо чувствует себя в Москве “маленьким царьком”.

А вот персонажи обличительных монологов Чацкого: “Нестор негодяев знатных” и помещик-театрал. Они дают нам представление о крепостнических порядках, царящих в среде крепостников, об их произволе по отношению к крестьянам и слугам. “Нестор негодяев знатных” выменял преданных слуг на “борзые три собаки”, а любитель балета распродал своих “Зефир” и “Амуров” поодиночке для уплаты долга.

Что касается персонажей-шутов, то с их помощью автор демонстрирует наиболее комичные черты фамусовского общества. Это тетушка Софьи, которая “забыла волосы чернить и через три дни поседела”, лишившись молодого любовника-француза, и “трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся”, и театрал, державший за ширмами человека, который “щелкал соловьем”, и “книгам враг”, требовавший “присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился”, и княгиня Власова, что упала с лошади и теперь ищет мужа “для поддержки” - все они олицетворяют полную нелепость, праздность времяпрепровождения тех, кто отстаивает отжившие традиции “векаминувшего”.

Есть среди внесценических персонажей и те, кому в какой-то мере чужды обычаи фамусовской Москвы. К примеру, барон фон Клоц, боявшийся “упреку за слабость будто бы к родне”, или образованный князь Федор, химик и ботаник, который “от женщин бегает” и “чинов не хочет знать”.

Особое место среди внесценических персонажей занимают члены тайного общества - так называемый “сок умной молодежи”: англоман князь Федор, “певец” Евдоким Воркулов, братья Левой и Боринька, “чудесные ребята”, о которых и сказать-то нечего, “гений” Удушьев Ипполит Маркелыч. Глава тайного общества - и вовсе колоритная фигура:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист...

Более того, в монологах Репетилова много сказано о занятиях этих молодых людей: помимо споров о “матерьях важных”, они сочиняют водевили, каламбурят - словом, “шумят”. Описание этого общества помогает нам понять, почему главный герой комедии Чацкий, не нашел в Москве “уголок” своему “оскорбленному чувству” даже среди этих “передовых дворян”.

Такова характеристика внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Комедия “Горе от ума” - одно из величайших произведений русской литературы. Основной конфликт комедии - борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни - “века нынешнего” и “века минувшего”.

Грибоедов - новатор своего времени. Он отступает от канонов классицизма и вводит в комедию недопустимое для этого направления количество действующих лиц. “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека”, - говорил автор. Кроме того, автор рисует множество внесценических персонажей, что также не соответствует нормам классицистического произведения.

Все образы в комедии можно разделить на три группы: главные, второстепенные и виесценические. Последние играют немаловажную роль в развитии основного конфликта пьесы. С их помощью автор расширяет как временные, так и пространственные границы пьесы. Подобно сценическим, все внесценические персонажи относятся либо к “веку минувшему”, либо к “веку нынешнему”, тем самым Грибоедов рисует не просто картину нравов московского общества, но и изображает основной конфликт эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года.

Так, мы узнаем и о “Несторе негодяев знатных”, который своих преданных слуг выменял на “борзые три собаки”, и о помещике-театрале, не согласившем “должников к отсрочке”, и в результате чего “Зефиры и Амуры все распроданы поодиночке”, и о сестре Хлестовой Прасковье, для которой Загорецкий “двух арапчонков на ярмарке достал”, и тот, у кого “на лбу написано: театр и маскерад, дом зеленью раскрашен в виде рощи, сам толст, его артисты тощи”.

Мы видим, что и к службе внесценические персонажи относятся так же, как Фамусов и Молчалин. Максим Петрович, который “на золоте едал” и ездил “вечно цугом”, “при государыне служил Екатерине”, но “когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Ради карьеры он трижды падал при дворе, словно шут. Зато теперь и в вист он чаще приглашен, и “при дворе приветливое слышит слово”, а главное - “в чины выводит и пенсии дает”. Вот идеал всех Фамусовых и молчаливых. А брат его- Кузьма Петрович, “с ключом и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат” - московский туз, перед которым преклонялась вся Москва. А сам Фома Фомич: “При трех министрах был начальник отделенья”, - замечает Молчалин, а по мнению Чацкого, “пустейший человек из самых бестолковых”. Это и отец Молчалина, который завещал сыну “угождать всем людям без изъятья”, это и Настасья Николаевна, способствующая делам, и барон фон Клоц со своими продажными секретарями и многие другие. Кумовство и протекция царят в фаму-совском обществе, о чем мы знаем из монологов героев: “служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”. Знаменита Татьяна Юрьевна, к которой рекомендует съездить Молчалин Чацкому за “покровительством”. Также это “трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся и с помощью сестриц со всей Европой породнятся ”.

Всех их объединяет праздное времяпрепровождение (тетушка Софьи, Прасковья Федоровна), любовь к сплетням (Татьяна Юрьевна, которая “из Петербурга возвратясь, рассказывала про вашу с министрами связь”). Все московские дамы испытывают особую любовь ко всему иностранному и презрение к национальной культуре. Это все те иностранцы, которые приехали в Россию “со страхом и слезами”, но здесь нашли, что “ласкам нет конца”. Мадам Розье, и французик из Бордо, и танцмейстер Гильоме, “подбитый ветерком”, - все они любимы в обществе только благодаря своему происхождению.

Ко второй группе внесценических персонажей “века минувшего” относятся все друзья и знакомые Репетилова из секретнейшего союза - жалкое подобие тайного общества, претендующего на роль передового. Это и англоман князь.Григорий, и “любитель” итальянской оперы Воркулов Евдоким, и чудесные ребята Левой и Боринька, и гений-сочинитель Уду-шьев Ипполит Маркелыч, и их председатель- “ночной разбойник, дуэлист и крепко на руку нечист”. Вот те, которые решают “важнейшие” вопросы. Сам Репетилов рассказывает, чем они занимаются на собраниях: “Шумим, братец, шумим”.

Все эти персонажи в очередной раз подтверждают, что лагерь Фамусовых велик, но есть среди внесценических персонажей и представители “века нынешнего”. Это профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”, двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, племянник княгини Тугоуховской Федор, занимающийся химией и ботаникой, а также вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий в своем монологе “А судьи кто?..”: “Где, укажите нам...”, “Пускай теперь один из нас...”. Это те люди, которые являются надеждой на светлое будущее России.

Введение такого обилия внесценических персонажей не только расширило временные и пространственные рамки комедии, но и способствовало раскрытию основного конфликта пьесы - столкновения двух эпох.

Написав первую реалистическую комедию “Горе от ума”, А. С. Грибоедов явился новатором в этом жанре. До него писатели не ставили специальной задачи высмеять Москву и ее обитателей. В пьесе же Грибоедова московское, или, по-другому, фамусовское общество играет главенствующую роль.

Автор взял прототипы людей, которых он знал и которые жили в Москве в то время, и перенес их в свою комедию, дав им другие, подчас говорящие фамилии: Фамусов, Молчалин, Тугоуховские, Репетилов и другие. Но их типы и характеры остались. Герои разъезжают по балам, играют в карты, танцуют, веселятся и сплетничают, то есть ведут праздную жизнь. Они ненавидят просвещение, потому что боятся образованной молодежи. Все они служат только для того, чтобы заработать побольше чинов и “знаков отличья”. В их среде главенствуют мундир и звание, а человек ценится по богатству и количеству крепостных душ. И эта картина показана так ярко, четко и живо, что для нас дом Фамусова со всеми его обитателями и гостями олицетворяет Москву 10-20-х годов XIX столетия в миниатюре.

Нарушая классицистическое правило трех единств, автор выводит действие пьесы за рамки дома Фамусова с помощью внесценических персонажей. Это помогает показать “картину нравов” грибоедовской Москвы в полном объеме. Они дополняют и расширяют ее.

Большинство внесценических персонажей представлены “веком минувшим”. Чаще всего это князья и княгини, которые почитаются за образец и высоко ценятся в среде фамусовского общества. Для Павла Афанасьевича Фамусова таким образцом для подражания являются Кузьма Петрович (“почтенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить...”) и Максим Петрович:

Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб.

Эти “тузы” всеми почитаемы и уважаемы в Москве за свои “заслуги”.

Идеалом Молчалива, всего-навсего бедного секретаря Фамусова, является Татьяна Юрьевна, которая “балы дает нельзя богаче”. Узнав, что Чацкий не знаком с ней, он ошарашен, ведь она “известная, - притом чиновные и должностные - все ей друзья и все родные”. Потом Фома Фомич, который “при трех министрах был начальник отделенья”. Молчалин восхищается его слогом только потому, что все им восхищаются, “ведь надобно ж зависеть от других”. И сюда же относятся эти Дрянские, Хворовы, Варланские, Скачковы, которые давно уже знают о безумии Чацкого. Это, видимо, известные фамилии, которые имеют вес в обществе и на которых все ориентируются. Это “судьи” московского общества.

Также “век минувший” в комедии представляют внесценические помещики-крепостники: “Нестор негодяев знатных”, выменявший своих преданных слуг на “борзые три собаки”, помещик-театрал, который согнал на крепостной балет “от матерей, отцов отторженаых детей”, а потом распродал их поодиночке за неуплату долгов.

В комедии созданы также пародии на членов тайного союза: Воркулов Евдоким, Левой и Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч. Уже по одним их фамилиям можно догадаться, что они из себя представляют. Но Репетилов с огромным азартом рекомендует их Чацкому.

“Век нынешний” также представлен в комедии внесценическими персонажами. Это двоюродный брат Скалозуба, который “крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”.. Фамусов и Скалозуб критикуют его и без устали твердят одно и то же: “Ученье - вот чума, ученость - вот причина”. Далее - племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор”. А также среди внесценических персонажей “века нынешнего” - вся передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий, употребляя местоимение “мы”: “Где, укажите нам, отечества отцы...”

Все эти, казалось бы, неприметные и ненужные персонажи дополняют картину московского общества, делают ее ярче, красочнее.

В комедии “Горе от ума” присутствует вся Москва, со всеми ее достоинствами и недостатками, с ее великолепием и пышностью балов, обедов, ужинов и танцев, но в то же время с ее непросвещенностью, преклонением перед всем иностранным, боязнью всего нового. Введение такого количества внесценических персонажей подчеркивает типичность сценических и помогает сделать изображение “картины нравов” Москвы 10-20-х годов XIX века более полным.

  • Скачать сочинение "" в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» " для печати

Русские писатели

А.С. Грибоедов принадлежал к тому поколению молодых русских дворян, для которых важнейшими в жизни стали вопросы общественно-политические. Оппозиционные настроения, дух свободолюбия, желание перемен в государстве привели многих людей из этого поколения в тайные политические общества, а затем – к восстанию…

В комедии конфликт Чацкого и общества вырастает постепенно из его личного любовного конфликта (поэтому можно говорить, что конфликт двойственный: и личный и общественный). Сам Грибоедов оценивал двойственность конфликта

Своей комедии следующим образом: "Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку… И этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим" (письмо Грибоедова к П.А. Катенину, 1825 г.).

Чацкому противостоит не только Фамусов – это и Молчалин, и полковник Скалозуб, и отчасти Софья, и множество гостей в доме Фамусова. Чацкий же отстаивает свою позицию в одиночку. Грибоедов вводит в пьесу большое число эпизодических лиц и внесценических персонажей. Они оттеняют и дополняют черты главных героев. Вместе взятые, они создают полную и яркую картину московского дворянского общества.

Большей части, такие персонажи появляются в пьесе на балу у Фамусова. Лишь полковника Скалозуб и горничную Софьи Лизу мы встречаем раньше. Они, вероятно, больше всех других повлияли на ход событий. Скалозуб, например, являет собой тип военного, недалекого, но самоуверенного и агрессивного. Его появление осложняет и любовный, и общественный конфликт. Лиза – служанка, без нее невозможно представить как возникновение, так и развязку любовной интриги. И вместе с тем она иронична, остроумна, дает точные характеристики разным героям. С помощью ее образа Грибоедов подчеркивает противостояние дворянства и крепостных:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Вообще, второстепенные персонажи выполняют три основные функции: показывают уровень понятий о жизни в обществе, современном Грибоедову; подчеркивают духовное одиночество Чацкого; выполняют важную сюжетную роль – распространяют слух о сумасшествии Чацкого.

Итак, бал у Фамусова. Первыми из гостей приезжает чета Горичей. Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович – типичная московская семья, в которой мужчина со временем становится "мужем-мальчиком", "мужем-слугой". Грибоедов проводит тонкую параллель между ним и Молчалиным: Горич говорит Чацкому, что сейчас заучивает на флейте "Амольный" дуэт; Молчалин и Софья в начале пьесы за сценой играют дуэтом на фортепьяно и на флейте. Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же "муж-слуга".

Также на бал приезжает семейство Тугоуховских. Образ княгини помогает понять характер Фамусова – они приверженцы браков по расчету; княгиня на балу сразу же обращает внимание на холостого Чацкого, но, узнав, что он небогат, теряет к нему интерес.

Со схожими целями прибывают графини Хрюмины. Графиня-внучка никак не может найти себе достойного жениха и поэтому постоянно озлоблена. К тому же, в ее лице Грибоедов высмеивает пристрастие ко всему иностранному.

Чуть ли не самым порочным из гостей является Антон Антонович Загорецкий – "отъявленный мошенник, плут" даже по определению гостей. Чтобы завоевать расположение нужных ему людей, он готов на любые нечестные меры, готов услужить. Он – образ будущего Молчалина.

Очень ярко нарисован образ барыни Хлестовой – в своем роде, небезызвестная Салтычиха. Проводится стойкая параллель между ней и "Нестором негодяев знатных" из монолога Чацкого – то же пренебрежение и жестокость по отношению к крепостным.

У некоторых гостей Фамусова даже нет имен – это господин N и господин D, активно участвовавшие в распространении слуха о сумасшествии Чацкого. С их помощью Грибоедов показывает, что дворянское общество совсем не брезгует таким низким занятием, как передача сплетен.

Последним на бал является Репетилов – образ яркий и необходимый в комедии. Он его "секретнейшим союзом" и "тайными собраниями по четвергам" выступает как никчемный болтун, для которого передовые идеи не более чем модное увлечение.

Многочисленны в комедии также и внесценические персонажи – те, которых мы не видим непосредственно в комедии, но о которых кто-либо из героев упоминает при определенной ситуации. Внесценических персонажей можно разделить на условные группы, в зависимости от того, кто и с какой целью о них упоминает.

Во-первых, это те, кого Чацкий упоминает в качестве примера безнравственной жизни в монологе "А судьи кто?..". Во-вторых, Фамусов и его гости приводят примеры эталонов похвальной жизни, с точки зрения московского общества, они являются образцами для подражания и главными судьями – Кузьма Петрович, Максим Петрович, влиятельные московские дамы Ирина Власьевна, Лукерья Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна, и, наконец, Марья Алексевна, мнения которой так боится Фамусов в своем финальном монологе.

Далее стоит выделить персонажей, которых упоминает Репетилов, – круг его приятелей, которые, по его мнению, авторитетны в некоем "секретнейшем союзе", но читатель понимает, что реальной пользы обществу они принести не могут. Один из них "примечателен" тем, что "сквозь зубы говорит", другой – тем, что поет, а Ипполит Маркелыч Удушьев – "гений", поскольку написал в журнале "отрывок, взгляд в ничто". Эти люди опошляют и принижают идеи нового поколения и этим подчеркивают одиночество Чацкого не только среди более старших дворян, но и среди его ровесников.

И только два внесценических персонажа – двоюродный брат Скалозуба и племянник княгини Тугоуховской – могут быть названы людьми, которых можно считать потенциальными единомышленниками Чацкого. Мы не знаем их образ мыслей, но уже одно то, что в фамусовском обществе о них упоминают как о странных людях, говорит об их принадлежности к поколению Чацкого и самого Грибоедова. Так, например, говорит Скалозуб о своем двоюродном брате:

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

А княгиня Тугоуховская о своем племяннике отзывается:

Нет, в Петербурге институт

Педагогический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и безверьи

Профессоры!! – у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Федор, мой племянник.

Получается, что внесценические персонажи, также как и второстепенные, позволяют автору не только полнее и многограннее раскрыть характеры основных героев. Помимо этого, они как бы дополняют ряды либо общества Фамусова, либо сторонников мировоззрения Чацкого, представляют одну из противоборствующих сторон; с их помощью конфликт из локального, происходящего в одном доме, становится общественным, действие "переносится" даже в Петербург (там учился племянник княгини Тугоуховской). То есть Грибоедов хотел показать, что конфликт, родившийся в доме Фамусова, не единичен и не случаен; такова ситуация по всей России – грядет новое поколение, жаждущее нового мира.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры