Характеристики гитары gibson lp standard. Все о гитарах Gibson Les Paul

Главная / Измена мужа

      Дата публикации: 18 ноября 2003 г.

В начале 50-х, в свете тотальной "электрификации" гитаростроения, компания Gibson начинает осваивать цельнокорпусные инструменты (solid body). Их производство не было сопряжено с какими-то особенными технологическими трудностями, не требовало капитальных инвестиций. Процесс стартовал практически безболезненно.

С егодня проблематично со стопроцентной гарантией установить, кто же придумал гитары-"доски". Бытует мнение, идея принадлежит Rickenbacker, выбросившим на рынок в 1931-м году так называемые "сковородки" ("frying pan"), и затем в 1935-м - серию испанских гитар Electro.

События развиваются своим чередом, и как бы это ни звучало парадоксально, имя человека, который подтолкнул Gibson на выпуск цельнокорпусных гитар, - Кларенс Лео Фендер (Clawrence Leo Fender)! Если посмотреть на первые "гибсоновские" "доски", вроде Paul Bigsby, то без труда обнаружится масса откровенных заимствований и незавуалированного плагиата у Лео Фендера.

"Фендеровский" Broadcaster, представленный в 1948-м году, вызвал бурные дебаты в гитарном мире. Эксперты считали, что такие гитары - не более чем дань моде, мол, их производство не требует особых навыков от гитарных мастеров. Однако благодаря чистому звучанию, мобильности и удобствах при игре "фендеровские" solid body были высоко оценены многими гитаристами. В особенности, исполнителями музыки кантри.

В 1950-м году Gibson наконец признает solid body жизне- и конкурентоспособным направлением. Время требовало новых решений. Как вспоминает Тед МакКарти (Ted MacCarty), который в 1950-м году возглавил Gibson, "нужны были свежие идеи, и мистер Лес Пол оказался как нельзя кстати!".

ЛЕСТЕР ДАБЛ-Ю ПОЛТУС

Л ес Пол (Les Paul) - урожденный Лестер Уильям Полфус (Lester William Polfus) - появился на свет 9-го июня 1916-го года в городишке Ваукеша (штат Висконцин). Хотел стать пианистом, но любовь к гитаре оказалась сильнее.

В начале 30-х Лестер переезжает в Чикаго, где под псевдонимом Лес Пол выступает в местных бэндах, исполнявших тогдашний Top40. Заработав репутацию безупречного музыканта, Лес Пол начинает экспериментировать с усилением звука гитары, для чего используется звукосниматель от граммофона. Методом проб и ошибок удается найти оптимальное расположение датчиков и свести к минимуму эффект "обратной связи". В 1934-м году Лес Пол получает патент на свое изобретение. Его гитарные съемники оказались вполне пригодными для концертной и студийной работы.

В 1937-м году музыкант решает попытать счастья в Нью-Йорке, едет туда со своим трио, в состав которого входил Джимми Аткинс (Jimmy Atkins), брат Чета Аткинса. Благодаря таланту и изобретательности он получает признание в артистических кругах.

В 1941-м году Лес Пол договаривается с компанией Epiphone, чтобы те предоставлили ему на один из выходных мастерскую, где бы наш герой смог продолжить свои эксперименты. Так появилась The Log ("Бревно") - гитара с огромным корпусом и "гибсоновским" грифом.

В 1943-м году Лес Пол переезжает на Западное Побережье, в Лос-Анджелес, чтобы сотрудничать с Бингом Кросби (Bing Crosby). А затем связывает свою музыкальную карьеру с вокалисткой Мэри Форд (настоящее имя - Колин Саммерс (Coleen Summers).

После Второй Мировой гитарист обратился в Gibson с просьбой сделать для него инструмент в соответствии с оригинальными разработками, но там интереса не проявили. Его гитару даже назвали "шваброй"! Имидж фирмы в то время отличала напыщенная респектабельность. Gibson не могли опуститься ниже установленной ими же самими планки.

В конце 40-х записи дуэта Лес Пола-Мэри Форд, начинают подниматься в "чартах". "Lover", "How High the Moon", "Brazil"... Все они стали хитами, а Лес Пол - одним из самых популярных артистов.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОТОТИПА

П рототип появился приблизительно в начале 50-х и был назван "The Les Paul Guitar". Сделать гитару-"доску" не представляло особых трудностей, нужно лишь было подобрать материал. Проблема решилась методом "научного тыка". Пробовали даже железнодорожные рельсы!

Стандартов в то время не существовало. Для изготовления решили использовать клен и красное дерево. Эта комбинацией был найден компромисс между массой инструмента и сустейном. Обе породы склеивались, но использовались разные срезы: красное дерево распиливалось по вертикальным волокнам, а клен - по горизонтальным.

Тед МакКарти и со своей командой разрабатывали размеры прототипа таким образом, чтобы он не сильно отличался от привычных полуакустик. Для пущего филинга верхнюю кленовую часть деки сделали выпуклой (carved).

В прототипе использовался цельный гриф из красного дерева с палисандровой накладкой. Ладов было всего 20, а соединение грифа с корпусом происходило на отметке 16-го лада. Доступу к верхним регистрам способствовала адоптация венецианского выреза (Venetian cutaway).

Гитару оснастили двумя однокатушечными звукоснимателя P90 с независимой регулировкой тембра и выходного сигнала, а трехпозиционный переключатель давал возможность использовать как оба датчика по отдельности, так и оба одновременно.

Первоначальное исполнение "гибсоновских" прототипов отличает традиционный трапецевидным taipiece, что и на электроакустиках того периода.

Как-то Лес Пол заметил, что гитара должна иметь дорогой внешний вид. Однако Тед МакКарти опередил его: когда музыкант впервые увидел гитару, она уже была вскрыта золотой краской (эта отделка впоследствии стала стандартом, известным, как "gold top"). Золотое покрытие требовалось еще и для того, чтобы скрыть верхнюю кленовую часть, чтобы не "дразнить" конкурентов. Мало того, появившаяся в 1952-м каталогах модель Les Paul значилась как выполненная из красного дерева. Ни слова о клене!

После того, как прототип был готов, руководство Gibson задумалось, как увязать воедино репутацию "респектабельной компании", которая не разменивается по мелочам, с необходимостью выпуска новой модели. Нужна была какая-то веская причина, какой-то повод... И вспомнили о Лес Поле. Он был отличным гитаристом, популярным артистом, но очевидно, что, затаив обиду, он принципиально не хочет играть на гитарах Gibson! И Тед МакКартни, назначив своим финансовым советником Фила Браунштейна (Phil Braunstein), решает пустить в ход тяжелую артеллерию. Вместе с Браунштейном они едут в Пенсильванию, где записываются Лес Пол и Мэри Форд.

После краткого ознакомления с инструментом Лес Пол, по словам Теда МакКартни, сказал Мэри Форд следующее: "Знаешь, по-моему, их предложение стоящее!". Тед МакКарти предложил, чтобы новая гитара была именной, и с каждой проданной модели тот будет получать процент. Контракт был подписан тем же вечером. По условиям соглашения, Лес Пол был обязан в течении 5 лет появляться на публике исключительно с гитарами Gibson, становится эндорсером.

Затем МакКарти спросил, есть ли у Лес Пола какие-либо пожелания к гитаре? Тот предложил комбиканцию bridge-tailpiece. Конструкция представляет собой обыкновенный tailpiece c цилиндрической болванкой позади, через которую продевались струны. Предложение было принято.

Итак, контракт подписан. И первые Les Paul дебютировали весной 1952 года.

Логотип фирмы-производителя, выполненный перламутром, украсил головку. А надпись "Les Paul Model" желтыми буквами расположили перпендикулярно. И, наконец, на гитару поставили колки Kluson (в то время они производились без каких-либо обозначений) с пластиковыми шляпками-"тюльпанами".

Отдавая должное исторической справедливости, гитарные энтузиасты отмечают, что несмотря на все свои многочисленные таланты, Лес Пол все-таки мало что сделал для гитары, которое носит его имя. По словам Теда МакКарти, гитара была полностью придумана и сконструирована специалистами Gibson. За исключением tailpiece, который предложил Лес Пол. Однако сам Лес Пол во всех интервью дает ясно понять, что именно он, имея богатый опыт, участвовал в разработке легендарной модели.

Линию Les Paul дополнили 12-ваттные усилители Les Paul Amplifier, на решетке которых красовались инициалы "L.P.".

Вот как все было...

ПЕРВАЯ ГИТАРА LES PAUL MODEL

С 1952-го по 1953-й годы продажи гитар Les Paul по всем пунктам перекрывают показатели других инструментов из ассортимента Gibson, насчитывавшего около 125 моделей. Дебют удался! На протяжении 50-х будут созданы несколько вариантов и переизданий Les Paul (их было 5, если быть точным). Появится легендарный Standard.

Для первой серии (другими словами, оригинала) характерно следующее:
- два одиночных звукоснимателя с корпусами из белого пластика (известны как "мыльницы" - "soap bars"). На первых пластик тоньше, чем на последующих;
- трапецевидный бридж-струнодержатель;
- отделка "gold top". Плюс цельная конструкция "дека-гриф" из красного дерева.

Обычно первые выпуски Les Paul называют Gold Top. Этот термин употребляется для того, чтобы провести водораздел с хорошо известной моделью Sunburst, пятым и последним вариантом. Некоторые гитары были полностью вскрыты "золотом" - и гриф, и корпус. Называются Solid Gold. Однако такие модели встречаются гораздо реже, чем голд топы. Вплоть до 1953-го на гитарах Les Paul не ставились серийные номера, так как маркировка гитар-"досок" не практиковалась. Самые первые выпуски Les Paul отличают также диагональное расположение винтиков, регулирующих высоту бриджевого звукоснимателя, большие ручки потенциометров под "бледное золото" (они получили неофициальное название "hat box knobs" - "коробки из-под шляпы" или "speed knobs" - "ручки скорости") и отсутствие кантика на грифе.

Вскоре обнаружилось, что трапецевидный бридж-tailpiece создает проблемы: сложно делать глушение правой рукой. Вдобавок ко всему, те, кто любил играть, зафиксировав руку на струнодержателе, обнаружили, что струны находятся слишком низко. Таким образом, в конце 1953-го модель Les Paul была модифицирована новым струнодержателем. Вскоре он получил прозвище "stop tailpiece" или "stud" благодаря тому, что располагался под углом к пятке грифа. Конструкция была придумана таким образом, что позволяла просто сменить "старый" порожек.

Официально "stud tailpiece" появился в начале 1953-го года. Остаток первого выпуска укомплектовывались именно им.

LES PAUL CUSTOM

В самом начале 1954-го года Les Paul Model разделилась на две ветви. Модифицированные варианты получили название "шикарный" и "скромный".

"Шикарная" модель, получившая название Les Paul Custom, была оснащена накладкой грифа из черного дерева с перламутровыми позиционными маркерами - прямоугольными блоками, а дека - многослойным кантиком. Как с лицевой, так и с тыльной стороны. Всю фурнитуру вскрыли "под золото".

Как противоположность модели-предшественнику Les Paul Custom - целиком из красного дерева. Без кленовой верхушки. Подобное решение можно объяснить тремя причинами. Во-первых, как это ни странно, внешний вид. Custom был вскрыт черным лаком. Так что необходимость в текстурной верхней части из клена отпала сама по себе. Во-вторых, цена. Гитара из красного дерева стоила дешевле. В-третьих, звучание. Как известно, в сравнении с кленом красное дерево обладает "спелым", "бархатным" и "мягким" звучанием. Таким образом, Custom в основном был предназначен для джазовых музыкантов. Справедливости ради стоит заметить, что данное замечание весьма спорно, поскольку и первые голд топы были вскрыты золотой краской, под которой вряд ли можно было оценить все прелести клена. Бесспорно, второй и третий пункт заслуживают внимания. И все же заметим, что клен, который использовался для верхней части деки Les Paul Gold Top (вернее сказать, был под золотой краской) отличался великолепным качеством, шикарной фактурой и т.д. Хотя верхняя часть могла состоять из двух, трех частей. Следовательно, нет никаких оснований обвинять Gibson в экономии при изготовлении модели Custom.

Другим немаловажным новшеством модели Custom было использование пары разных типов звукоснимателей. В позиции neck был установлен датчик c шестью продолговатыми V-образными магнитами Alnico, а в позиции bridge - сингл P90, знакомый нам по Les Paul Model. Тоновая характеристика улучшалась за счет варьирования параметров датчиков.

Les Paul Custom была представлена в 1954-то году с отделкой Ebony ("непрозрачный темный"). Эта отделка получила прозвище "Black Beauty" - "Черная красавица", а благодаря низко посаженным ладам модель Custom получила неофициальное название "Fretless Wonder". Отделка, что использовалась на оригинальных моделях Custom отличается от переизданий, начавшихся после 1968-го года. Оригинал был "чернее", но не такой "глубокий". На черной краске меньше глянца. Но чем модель Custom действительное выгоднее отличалась от своих сородичей, так это бриджем tune-o-matic (на остальных гитарах серии Les Paul вплоть до 1955 года использовался stop-tailpiece).

Tune-o-matic был придуман в примерно в 1952 году Тедом МакКарти и его командой. Параметры струнодержателя были выполнены таким образом, чтобы его можно было ставить на любые типы гитар - с выпирающей верхней частью и без нее. При помощи tune-o-matic можно было точно отстраивать мензуру. Независимо от размера струн и прочих факторов. Вскоре ему было найдено применение и на других моделях.

И, наконец, головка Custom была чуть шире, чем на Les Paul Model. Там же имелась инкрустация в виде "расколотого бриллианта".

В первоначальном варианте гитара укомплектовывалась колками Kluson, что и Les Paul Model. Позже их заменили на "sealfast". Что до обозначения модели, то оно украсило собой колокольчик, прикрывающий собой анкерный стержень.

С момента выхода "Black Beauty" модель обрела многочисленных поклонников и почитателей. Среди них - Фрэнк Бишер (Frank Beecher), соло-гитарист Билла Хейлии (Bill Hailey), автора первого рок-н-ролла "Rock Around The Clock", а также многие блюзовые и джазовые музыканты.

LES PAUL JUNIOR

"Э кономичная" модель, названная Les Paul Junior, появилась в 1954-то году. Она также имеет ряд отличий от базисной модели. Прежде всего, это плоский топ. Гитара оснащена одним синглом с черным корпусом и двумя ушками-шурупами, при помощи которых можно было регулировать высоту и соотношение к струнам. Схемотехническое решение представлено двумя ручками - громкость и тембр.

Гриф и корпус - красное дерево с накладкой из палисандра. Позиционные маркеры -доты из перламутра. Гриф - чуть шире, чем у остальных "Лес Полов" - 43 мм (порожек) и 53 мм (12 лад). Использовалась та же комбинация bridge-taipiece, что и на остальных моделях. Однако логотип Gibson не головке не был выложен перламутром - самые обыкновенные желтые буквы. Надпись Les Paul Junior выполнена перпендикулярно. Колки - Kluson.

Эта модель имела отделку "темное красное дерево" с sunburst, - перетеканием от коричневого в желтое. Также имелась черная фальшпанель. В 1954-м году было принято решение использовать отделку "желтая слоновая кость", которая чуть позже станет официальной для модели TV (ее выпуск был начат в 1957-м году).

Появившийся на прилавках музыкальных магазинов Les Paul Junior начал очень хорошо продаваться, что объяснимо, главным образом, ценой.

В каталоге Gibson за 1-е сентября 1954-го года можно прочитать следующее:
- Les Paul Deluxe: $325.00
- Les Paul Model: $225.00
- Les Paul Junior: $99.50 (!).

Примечание: Custom и Deluxe - одно и то же.

Тяжелый, перегруженный тон на большой громкости был с восторгом воспринят гитаристами. Среди обладателей и ценителей этой модели - Лесли Уест (Leslie West).

LES PAUL SPECIAL

П осле "экономичной" и "шикарной" моделей руководство Gibson решило запустить на орбиту промежуточную версию. Она появилась в 1955-м году и была назван Les Paul Special.

По сути дела, модель Special представляет собой то же самое, что и Junior, но с двумя синглами, раздельными контроллерами громкости и тембра. Плюс 3-позиционный переключатель. У звукоснимателей были такие же прямоугольные корпуса, что и на Les Paul Model. Но из черного пластика.

Как и малобюджетный Junior гитара имеет плоский топ. Материалом для накладки на гриф служит палисандр с перламутровыми маркерами-дотами. Лого Gibson выложено на головке, как и полагается, перламутром, а надпись Les Paul Special - желтой краской.

Отделка инструмента получилась действительно очень "special" - соломенно-желтая. Но не оранжевая. Она получила название "limed mahogony" - "осветленное красное дерево". Очень скоро она адаптировалось как "официальная" для модели TV.

Для Special также характерным стал вырез-рожок, и, как Junior, она укомплектовывалась stud tailpiece.

О появлении инструмента было заявлено в каталогах 15-го сентября 1955-го года. На него установили цену $169.50, тогда как на Custom, Standard и Junior цены составляли - $360, $235 и $110, cоотвественно.

Примечание: Les Paul Model, которую начали выпускать во второй половине 1955-го года в несколько модернизированном виде принято называть Standard. Хотя само название было принято лишь в 1958-го году, когда появилась третье переиздание оригинала.

ПОЯВЛЕНИЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ-ХАМБАКЕРОВ

1957 -й год особенно важен для Gibson. Именно тогда состоялась презентация нового типа звукоснимателей - хамбакеров. Давайте подробнее расскажем об этом типе датчиков, что и сегодня, спустя столько лет, используются не только на "гибсоновских" гитарах, но и на других современных инструментах.

Кульминацией многочисленных экспериментов с однокатушечными датчиками стало появление "Alnico" с шестью регулируемыми по высоте магнитами. В 1953-м году было принято решение работать над новым типом звукоснимателей. С одной стороны, они должны были отвечать тогдашним требованиям, а, с другой, - избавить их от основного недостатка - слишком сильной чувствительности к электрическим полям.

Используя принцип, когда две катушки соединяются параллельно или в противофазу, Уолтер Фуллер (Walter Fuller) и Сет Ловер (Seth Lover) пришли к выводу: таким образом можно избавиться от вредных наводок внешних источников. Работа заняла около полутора лет, и 22-го июня 1955-го года Сет Ловер получает патент на собственное изобретение (официально оно было подтверждено 28-го июля 1959-го года), которое получило название хамбакер, от "bucking hum" - что-то вроде "сопротивляющийся шуму". И хотя официально изобретение приписывается Сету Ловеру, доподлинно известно, что до него были зарегистрированы три патента на похожую тему. Однако, никто из предшественников Ловера претензий не предъявлял, и патент был зарегистрирован на его имя в 1959-м году.

Первые хамбакеры представляли собой две бобины из черного пластика с 5 тысячами витков обыкновенной медной проволоки 42-го номера с эмалевым покрытием и темно-бордовой изоляцией. Под катушками находились два магнита, - "Alnico II" и "Alnico IV" - у одного из которых имелись регулируемые полюса. И ни одного опознавательного обозначения. Катушки укреплялись четырьмя латунными шурупами к никелированной пластине. Конструкция помещена в металлическую коробочку, которая припаивалась к нижней части, чтобы полностью экранировать блок.

И хотя работа над новым звукоснимателем была закончена в 1955-м году, официально появился он лишь в 1957-м, придя на смену P-90 и Alnico - датчикам с одной катушкой, установка которых практиковалась практически на всех моделях Gibson.

Вплоть до 1962-го года звукосниматели-хамбакеры ставились на различные модели электрогитар. На их корпусах значилась надпись "Patent Apllied For" - "Патент прилагается". Начиная с 1962-го года, на нижней площадке появляется и номер патента.

Вплоть до 1970-го года хамбакеры, которые устанавливались в позициях bridge и neck, мало чем отличались по своим спецификациям.

Небесполезным, думаю, будет в этом месте развеять мистический ореол, коим окружен "Patent Applied For" (сокращенно "P.A.F.") и считающийся лучшим типом звукоснимателей из когда-либо производившихся. С одной стороны, ностальгия, с другой, снобизм играют решающую роль в подобного рода суждениях. Однако неоспоримо одно - оригинальный дизайн выдержал испытание годами. Таким образом, "оригинальное звучание хамбакера" характеризуется относительно слабыми алнико магнитами - "Alnico II" и "Alnico IV" - и двумя катушками с 5 тысячами витков в каждой. В 1950-м году у Gibson еще не было специальных машинок со стоп-каунтером. Вот почему ранние звукосниматели отличались по своему звучанию. Порой даже менялись стандарты намотки. В катушках могло быть 5, 7, а то 6 тысяч витков! Соответственно менялось и сопротивление: с 7,8 кОм до 9 кОм.

Нельзя списывать со счетов и то, что создавая хамбакеры, Сет Ловер и Уолтер Фуллер прибегли к магнитам M-55, что использовались для синглов, и имели габариты 0,125"x0,500"x2,5". С целью облегчить конструкцию, в 1956-м Gibson начинают использовать магниты M-56 - менее длинные и менее широкие. Само собой это отразилось на характеристиках. Затем интенсивность магнитов достигла отметки V, и в 1960-м году количество витков в катушках уменьшилось, обозначив тем самым новый скачок от оригинального звучания.

И, наконец, стоит упомянуть о другом немаловажном изменении, которое произошло в 1963-м году, - улучшение качества проволоки. Диаметр проволоки остался тот же самый (номер 42), однако изоляция стала толще предыдущей. Старый провод легко определить благодаря темно-бардовому цвету, в то время как новый - черный. К тому же благодаря появлению новых станков изменилась система намотки звукоснимателей.

Все вышесказанное стало причиной различий в типах звукоснимателей "P.A.F.". Вне всяких сомнений, кому-то может показаться, что одни звукосниматели лучше других. Звукосниматели, типа "P.A.F.", стали легендой. Именно поэтому в 1980-м году Gibson выпустил точное переиздание оригинальных хамбакеров. За исключением деколя "Patent Applied For", который, впрочем, несложно подделать, оригинальные "P.A.F." можно отличить по следующих признакам:
1. специальное квадратное отверстие на верхней и нижней части катушки с колечком по периметру. Катушки, разработанные Сетом Ловером, использовались безо всяких апгрейдов вплоть до 1967-го года. С появлением нового оборудования катушки начали маркировать литерой "T" на верхней части;
2. темно-бардовый цвет оплетки и черная оплетка двух проводов выхода. Начиная с 1963-го года оплетка проволоки становиться еще темнее, а выходящий провод вместо черного - белый.

В 1957-м году на Les Paul model ставят два хамбакера, которые пришли на смену оригинальным звукоснимателям с корпусом из белого пластика. Четвертый вариант оригинальной серии существовал, начиная с середины 1957-го, заканчивая серединой 1958-го года. Один год, в общей сложности. Заметим, что несколько голд топов с белыми P-90 были произведены и в 1958-м году. В остальном модель мало чем отличалась от своей предшественницы.

Некоторые голд топы того периода производились исключительно из красного дерева, без кленовой верхушки. Вероятно, сказался как дефицит клена, так и мотивы Les Paul Custom. По мнению знатоков, результат получился ужасный.

Чуть позже, в 1957-м Les Paul Custom был модифицирован сразу тремя хамбакерами вместо двух синглов. Изменилась и система переключения датчиков. Трехпозиционный тумблер давал возможность следующего выбора звукоснимателей:
1. звукосниматель у грифа ("передний");
2. бридж и центральный датчик в противофазе;
3. бриджевый звукосниматель ("задний").

Такая система не позволяла использовать отдельно ни средний датчик отдельно, ни сразу три одновременно. В отдельных случаях вместо второй комбинации использовались центральный и нэковый звукосниматели. Однако гитара укомплектовывалась традиционным набором регуляторов - два тембра, две громкости. На некоторых редких образцах Les Paul Custom можно обнаружить всего два хамбакера. Эта версия оказалась не массовой. Гитару изготовляли на заказ. Как и прежде, отделка - "opaque black". Колки - Grover Rotomatic.

LES PAUL STANDARD

В 1958-м году Les Paul Model была вновь модифицирована. За этим пятым и последним и вариантом гоняются коллекционеры старых "гибсонов". Это, пожалуй, самый дорогой экземпляр на рынке vintage-гитар.

Прежде всего, на смену отделке "gold top" пришла "cherry sunburst" (верхняя часть деки) и "cherry red" (головка). Эти гитары - "вишня" перетекает в желтый - появились в каталогах в 1958-м году по цене $247.50. На Sunburst (как их теперь называют) верхняя часть деки выполнена из двух подогнанных кусков клена - волнистого или "полосатый тигр". Она действительно не могла кого бы то ни было оставить равнодушным. Впрочем, встречались варианты, когда верхняя кленовая часть была выполнена из одного куска. Клен, что использовался на разных гитарах, сильно отличался друг от друга. На одних гитарах волнистая отделка была очень слабо очерчена, на других - сильнее, где-то можно было найти большущие полосы...

В большинстве случаев отделка со временем немного угасла, и приобретя апельсиновый оттенок, скорее стала напоминать натуральный цвет красного дерева.

Как-то в 1960-м году случилась такая история. Владелец одного из Sunburst случайно поцарапал лак на корпусе. Поврежденное место было замазано красной краской. Чтобы не так бросалась в глаза. Со время красная краска начала тускнеть и незакрашенное место очень уж бросалось в глаза!

Об изменении отделки Les Paul Model, которая теперь получила название Les Paul Standard, сообщила в декабре 1958-м года "Gibson Gazette", корпоративное издание компании, в котором рассказывалось о новых моделях и музыкантах.

Начиная с 1960-го года, гриф Les Paul Standard становится более плоским. Парадоксально, но факт: Les Paul Standard вы не найдете в каталоге фирме за март 1959-го! Модель появилась лишь в мае 1960-го года по цене $265.00!

ПОСЛЕДНИЕ МОДИФИКАЦИИ

В 1958-м году, в том же декабрьском выпуске "Gibson Gazette", появился анонс более радикальных модификаций Les Paul Junior и TV. Как и в случае со Standard новый стиль гитар Junior и TV был запущен в производство задолго до анонсирования. Фактически, имеем дело с совершенно новой моделью, с двумя рожками, которые давали доступ к 22 ладам. Дека и гриф - все то же красное дерево с палисандровой накладкой.

Звукосниматели и контроллеры также остались без изменений. Однако, вместо отделки "Cherry" появился "Sunburst" - перетекание из коричневого в желтый. Чуть позже, в 1961-м году, она адаптируется на моделях SG. Для нового Junior характерно соединение грифа с корпусом на отметке 22-го лада, благодаря чему упростился доступ к верхним регистрам.

Модель TV испытала те же нововведения. Впрочем есть небольшие отличия в отделке - от "соломенного желтого" до "желтого банана".

Как и Les Paul Standard новые Les Paul Junior и TV появились в каталогах лишь в 1960-м году.

Версия Les Paul Junior 3/4 также имеет два симметричных рожка-выреза. У этой модели всего 19 ладов. Гриф соединяется с корпусом у 19 лада.

У первых Les Paul Special с двойным вырезом звукосниматель neck был расположен практически впритык к грифу, а тумблер по переключению датчиков - как раз напротив ручек громкости и тембра. Позже ритмовый звукосниматель переместился ближе к порожку, а селектор датчиков - за stud taipiece. Во втором варианте было 22 лада. Начиная с 1959-го, года версия 3/4 производится достаточно скромными тиражами.

На различных моделях с двумя рожками края более-менее закруглены. В промежутке между 1958-м и 1961-м годами менялась пятка грифа.

В 1959-м году в результате небольшого дефицита черных пластиковых корпусов бобин для хамбакеров начинают использоваться кремовые. Вот почему с 1959-го по 1960-й у звукоснимателей можно встретить как две черные катушки, так и две розовые, или одна черная, другая розовая. По своим техническим параметрам эти звукосниматели не отличаются друг от друга. Однако полностью черно-белые и белые бобины (они получили прозвище "Зебра") встречаются редко.

В 1960-м году, безо всяких изменений Les Paul Special и Les Paul TV переименовываются, соответственно, в SG Special и SG TV. Потеряв имя Les Paul в названии, эти модели утратили и отметку Les Paul на головке. И тем не менее эти модели всегда вспоминаются всвязи с линейкой Les Paul и редко упоминаются по своим настоящим именам - SG ("Solid Guitar"), которое было застолбили за собой серии double cutaway, которые начали выпускать в 1961-м.

КОНЕЦ ОРИГИНАЛЬНЫХ СЕРИЙ LES PAUL

В 50-х, как ни странно, лес полы пришлись не ко двору. Как красноречиво свидетельствуют статические данные, спад интереса начал наблюдаться с 1956-го года, а в 1958-1959-х упал практически до нуля. Сегодня в это сложно поверить, но причина именно во "внутренней" конкуренции между цельными моделями, которые фирма начала выпускать, начиная с 1952-го года. Не будем сбрасывать со счетов и конкурентов - Fender, Rickebacker и т.д.

В конце 1960-го года было принято решение пересмотреть линию Les Paul, что фактически привело к появлению в начале 1961 версий с двумя рожками, которые впоследствии получили название SG. Теоретически, оригинальные Les Paul продолжали издаваться и в начале 1961-го года. Однако, сегодня мы не найдем ни одного Les Paul c серийным номером 1961-го года, тогда как Custom, Junior и Special - сколько душе пожелается.

Как гласит "Gibson Book", последний оригинальный Les Paul был зарегистрирован в октябке 1961-го (Les Paul Special 3/4). Тогда уже начали производиться первые SG.

Сегодня совершенно бесполезно спорить о звуковых достоинствах и ценности "старых" Les Paul, которые музыканты, вроде Эрика Клэптона (Eric Clapton) или Майк Блумфильд (Mike Bloomfield), начали использовать с большим успехом, в результате чего оригинальные серии, с одним cutaway, начали переиздаваться семью годами позже, в 1968-м году. И совершенно нет необходимости называть всех тех, кто играл на старых Standard, Gold Top или Custom: Al DiMeola (Ол ДиМеола), Джимми Пейдж (Jimmy Page), Джефф Бек (Jeff Beck), Джо Уолш (Joe Walsh), Дьюан Аллман (Duane Allman), Билли Гиббонз (Billy Gibbons), Роберт Фрипп (Robert Fripp)...

ХРОНОЛОГИЯ ЭВОЛЮЦИИ МОДЕЛЕЙ СЕРИИ LES PAUL

1951 - Gibson начинает осваивать "solid body", взяв в эндосеры Лес Пола;
1952 - выпуск первых гитар Les Paul c комбинацией трапецевидный бридж-тэйпис (первый вариант);
1953 - Les Paul Model модифицирована струнодержателем "stud" (второй вариант);
1954 - выпуск Les Paul Custom и Les Paul Junior. Выходят первые Les Paul TV;
1955 - выход Les Paul Special. Les Paul Model модифицируется бриджем tune-o-matic (третий вариант);
1956 - выходит версия 3/4 Les Paul Junior;
1957 - модель Les Paul оборудуется хамбакерами (четвертый вариант). Их же ставят на Les Paul Custom;
1958 - Les Paul Model переименовывают в Les Paul Standard. Вместо отделки "Gold Top" появляется "Cherry Sunburst" (пятый вариант). Les Paul Junior и Les Paul TV выпускают с двумя рожками. Выход версии 3/4 Les Paul Special;
1959 - новый дизайн - double cutaway - модели Les Paul Special, а также версия 3/4 с двумя рогами этой модели;
1960 - Les Paul Special переименовывают в SG Special, а Les Paul TV становится SG TV;
1961 - оригинальную серию Les Paul снимают с производства. Вместо нее появляется модели double cutaway, которые позже будут названы SG.

Легендарные гитары Les Paul берут своё начало с 1950-го года. Первоначальная модель имела цельный корпус и была разработана компанией Gibson при участии знаменитого гитариста и новатора - Леса Пола. В его честь модель и получила своё название. Гитары Gibson Les Paul оказали огромное влияние на музыку, в особенности на рок-музыку - многие даже считают их одним из символов данного стиля музыки. И по сей день эта модель является одной из самых популярных электрогитарных моделей.

Лес Пол

За всё время Les Paul выпускались в различных конфигурациях компаниями Gibson и Epiphone , а также другими брендами, которые либо делают их реплики, либо просто используют "Лес-Половскую" форму при создании своих инструментов.

Звук этих гитар стал фирменным для Слэша, Закка Уайлда и многих других великих гитаристов.


Слэш


Закк Уайлд

В наших салонах и интернет-магазине, который осуществляет доставку по всем регионам России, вы можете купить новые инструменты в самых различных конфигурациях: от экономных моделей Studio , до дорогих Custom Shop инструментов. Также у нас представлены гитары и многих других брендов, делающих инструменты данной формы, или же просто реплики Лес Полов. Кроме того, у нас имеется комиссионный магазин, где вы можете приобрести поддержанные гитары Les Paul . Ну а если вы не нашли среди всего многообразия представленных у нас моделей тот самый инструмент, который зацепил бы именно вас - не отчаивайтесь, ведь в нашей мастерской вы можете заказать Les Paul , который изготовят специально для вас, учитывая ваши пожелания.

Новые старые гитары  

2015 Gibson Les Paul Custom

Текст - Сергей Тынку

Практически в середине года Gibson наконец-то определились с новыми моделями Custom Shop 2015, опубликовав на своем сайте максимально полную информацию. Принципиально нового там ничего нет, да и, скорее всего быть не может. Можно отметить, что в названии многих переизданий появились слова True Historic. Это выглядит немного комично поскольку уже много лет (даже не одно десятилетие) Gibson постоянно выпускает все более и более точные (трушные) копии старых гитар.

Если так пойдет дальше, то мы со временем получим переиздания, которые будут более настоящие нежели оригинальные старые гитары. Однако, маркетологов Gibson это похоже не смущает ни коим образом. Поэтому если через какое-то время мы увидим в названиях слова total true или ultimate true - удивляться не придется. Однако, пока этого не случилось, вернемся к нашим баранам и попробуем отыскать что-нибудь реально новое и интересное в свежей линейке. Не смотря ни на что, оно все таки существует. И называется Les Paul Custom.

Так сложилось, что эта гитара давно уже перестала быть просто моделью, превратившись в большее и весьма сложное семейство разных инструментов, разобраться в которых не всегда легко. В прошлом году в каталоге Gibson была всего одна модель Les Paul Custom ($4,799) в пяти цветах - Alpine White, Ebony, Heritage Cherry Sunburst, Wine Red, Silver Burst. Каких-либо особых дополнительных названий эта модель не имела, поэтому можно сказать это была модель, которая позиционировалась как стандартный нормальный вариант LP Custom нашего времени. Что касается всех остальных моделей LP Custom (такими как например 54 Re-Issue, 57 Re-Issue и пр.), то они отсутствовали в регулярном каталоге, хотя какие-то ограниченные тиражи и специальные заказы дилеров содержали какие-то отклонения от стандартных LP Custom.




По мнению многих гитарных экспертов и просто любителей Gibson, современная версия LP Custom является одной из самых худших за всю историю. Как правило ей предъявляют две претензии. Во-первых, рабочая поверхность грифа из рыхлита вместо черного дерева. Во-вторых, облегчающие полости в корпусе. Эти две вещи для настоящих гибсоновских маньяков являются чуть ли не святотатством и причиной обращаться за “нормальными кастомами” на вторичный рынок. В этой связи 2015 год ожидался с большой долей тревоги. Боялись, что на “новые кастомы” поставят “самонастраивающиеся” колки и прочие современные ужасы из линейки “обычных” (некастомшоповских) моделей 2015 года. Однако, этого не произошло, слава богу. Более того, Gibson представили несколько новых весьма интересных моделей, дополняющих линейку “стандартных кастомов”.

Les Paul Custom Figured

Эта модель ($6,199) в двух весьма спорных цветах (Centipede Burst и Rattler Burst) полностью повторяет стандартный LP Custom. Те же датчики, полости в корпусе, рыхлит на грифе и т.д. Но почему-то почти на полторы тысячи долларов дороже. За что? Просто за цвет и рисунок клена? Очень большие подозрения, что эта модель относится к числу “одногодичных” - то есть в следующем году ее не будет, как это постоянно происходит с десятками новых моделей Gibson.


True Historic 1957 Les Paul Custom "Black Beauty"

Не смотря на то, что народ любит называть словосочетанием “Блэк Бьюти” практически любой черный LP Custom, официально эти слова закреплены за LP 1954-1960 годов выпуска, либо их переизданий. Отличительная фишка этих гитар - толстенный гриф и корпус с топом из махогани, а не из клена. Как правило эти модели более дороги и престижны. Первые официальные переиздания модели 1957 года были выпущены в 1991 году. С тех пор эту модель то снимают с производства, то заново издают. В этот раз гитара ($7,699) имеет слова True Historic в названии. Однако, отыскать в ней чего-то новое и более точное крайне затруднительно.

В частности, если сравнивать ее описания и фотографии с имеющейся на руках VOS (vintage original specs) версией 2009 года можно обнаружить отличия только в модели колков. На версии 2015 года стоят Reissue Waffle Back, в то время как на версии 2009 года - Reissue Kluson Deluxe, такие же как на переизданиях стандартов 58-59. А, кстати, если копнете поглубже, то в 90-ых были переиздания 1957 Les Paul Custom с колками Grover. То есть у переизданий этой модели постоянно были колебания по части колков. Нынешние больше всего похожи на то, что стояло на гитаре в 1957 году. Однако, крайне сложно представить, чтобы кто-то в здравом уме отказался от переиздания более ранних лет всего лишь из-за колков. Тем более колки если уж на то пошло, можно всегда поменять.

Вообще 1957 год был выбран не случайно. Это был первый год когда на Les Paul стали ставить хамбакеры. Поэтому достаточно интересен факт новых датчиков на этом переиздании. Раньше на эту модель ставили 57 Сlassic с магнитами Alnico II, а сейчас какие-то Custom Bucker с магнитами Alnico III. Новые датчики будут немного мощнее и послушать их было бы весьма интересным. Многие покупатели переизданий лесполов пятидесятых меняют родные датчики Gibson на что-то бутиковое (Lollar, Bare Knucle и т.д.). Видимо Gibson учли этот факт и попытались сделать новые “улучшенные” датчики. Насколько удачно? Это неважно. У покупателей подобных гитар всегда хватит денег на замену звукоснимателей.

1968 Les Paul Custom Re-Issue

Надо сказать, что это совсем не первая модель LP Custom со цифрой 68 в названии. И там есть своя история. В начале 2000-ых годов обычный стандартный LP Custom (и модели Plus) делали на фабрике Gibson USA (некастомшоповской), в то время как на фабрике Gibson Custom (которая находится в том же городе но на другом конце) производили переиздания 1954 и 1957 Les Paul Custom. В будущем, модель стандартного LP Custom тоже будут делать на Custom Shop, но в те времена этого не было. Поэтому в Custom Shop решили “завести” себе свой стандартный LP Custom, типа улучшенный на фоне тех LP Custom, что делали на фабрике Gibson USA. Такая вот внутренняя конкуренция фабрик и традиционный гибсоновский хаос.

В результате появилась модель 68 Les Paul Custom. За основу взяли 1957 Re-Issue, но просто сделали топ из клена. А гриф остался точно такой же. Колки стояли Grover. Датчики были разные - иногда ставили 57 Classic, а иногда BurstBucker. С тех пор было очень много сделано 68 Les Paul Custom в самых разных вариантах. Разное железо (белое, золотое), разная степень состаренности (были варианты Custom Authentic), разные цвета (вплоть до всех вариантов санберста с огненным кленом).

Весь фокус модели 68 Les Paul Custom был в том, что она не была переизданием оригинальных моделей 1968 года. Не смотря на то, что народ (по большей части неграмотный) постоянно называл ее переизданием, сами Gibson старались этого не делать и слово Re-issue в названии не было. И тому было море причин. Хотя бы просто потому что, гитара очень сильно отличалась от того, что реально было в 1968 году. Это была просто фантазия на тему LP Custom, красивая цифра в названии, которая помогала продавать гитару. Можно сказать полу-мошенничество со стороны Gibson. Хотя гитара сама по себе была замечательная и действительно по мнению многих ее можно назвать лучшим Les Paul Custom в истории.

В 2015 году Gibson решили исправить фокус и выпустили гитару, которая реально называется 1968 Re-Issue и она совсем не такая как модель 68. Чисто внешне вы сразу обратите внимание на ручки и колки. Они другие на фоне модели 68. Плюс у гитары свои особые датчики 68 Custom с магнитами Alnico II, свой профиль грифа. Это уже не модель “1957 с другим топом”. Главным конструктивным отличием является угол сочленения головы с грифом. У гитар 50-ых годов, а также инструментов девяностых и двухтысячных они соединены под углом в 17 градусов. А вот в конце 60-ых и в 70-ых годах Gibson делали гриф с головой в 14 градусов. Это сложно обнаружить на фотографиях, однако если вы держали в руках достаточно много лесполов, то тут же заметите разницу когда увидите живую гитару. Так вот у модели 68 LP Custom угол был в 17, а у 1968 LP Custom Re-Issue он 14 градусов как и у оригинальной гитары 1968 года.

Разумеется, море теоретиков считает это неправильным углом и якобы он дает другой звук. Думается это ерунда. Гитары семидесятых звучат абсолютно нормально. Если уж на то пошло, то самый знаменытый Les Paul Джеймса Хетфилда, его Iron Cross как раз 1973 года. Также можно вспомнить Джона Фрусчанте с LP Custom выпуска 1968 года. Интересно, конечно было бы сравнить три гитары - настоящий 1968, модель 68 выпуска двухтысячных и это свежее переиздание. Вслепую. Обычно Gibson Custom Shop ничем не уступает моделям семидесятых и люди часто даже спорят до потери пульса, что лучше. Если же говорить о лесполах 68-69 годов, то о них спорить крайне глупо - их было сделано так мало, что их почти никто в руках то и не держал. Хотя любителей потрепать языком всегда навалом.

1974 Les Paul Custom Re-Issue

Это невероятно интересное переиздание ($6,699), которое пытается воссоздать инструменты второй половины 70-ых, весьма сильно отличавшиеся от того, что делали до них и после них. Многие пуристы Gibson считают эти изменения кощунственными по отношению к классике. Однако, такие гитары были, и они до сих пор ходят в громадных количествах по рынку. Поэтому нет ничего удивительно в этом переиздании. В отличие от предыдущих двух моделей, этот инструмент делают в трех цветах (Ebony, Classic Vintage White и Wine Red). Но слава богу, что на этом переиздании также как и на 1957 и 1968 рабочая поверхность грифа сделана из черного дерева. И люди из Custom Shop подчеркивают этот факт в своих маркетинг материалах.


Главными особенностями переиздания 1974 является конструкция корпуса и грифа. Во-первых, кленовый топ сделан из 3 кусков а не из 2 как обычно. Во вторых основа корпуса сделана в стиле “сендвич” - вместо одного куска махогони присутствует три слоя древесины - два куску махогони с тонкой прослойкой клена между ними.

Во-вторых, гриф сделан из трех продольных кусков махогони, а не из одного как обычно. Голова грифа сочленяется под углом в 14 градусов и в месте ее сочленения находится характерный “нарост”-выступ (volute, вольют). Такие вот грифы делали в то время. Причем если говорить о второй половине 70-ых то там появятся еще и кленовые грифы, которые так любит Закк Вайлд. Но слава богу на переиздании 1974 года гриф из махогони.

Разумеется, для этой модели Gibson сделали свои собственные датчики Super 74 с магнитами Alnico III. Колки стоят Schaller M6. Выглядит все это дело вполне в духе того времени. И думается, что если вы имеете тенденцию к коллекционированию переизданий, то эта модель может вас серьезно заинтересовать.

В целом конечно, все три переиздания знаковых для модели лет 1957, 1968, 1974 - они как бы намекают на то, что если все три собрать, то это будет красота, разнообразие и радость для души. И нет сомнений в том, что на свете найдется не мало людей, которые именно так и сделают.

1) Первая модель Les Paul была предложена гитаристом Лес Полом в 1945 году компании Гибсон, однако гитарный гигант в то время отказался от идеи выпуска цельнокорпусной гитары и лишь только в 1952 году после успеха Fender Telecaster ,Gibson решили выпустить Les Paul, специально для этого создателя электрогитары пригласили войти в штат компании

2) Gibson Les Paul не первая электрогитара из линейки до нее еще в 1930 годах выпускалась полуакустика Gibson ES -150, некоторые элементы данной гитары перекочевали и на Лес Пол

3) Поговаривают, что сам Лес Пол предложил не так уж много для новой электрогитары, а именно расположение струнодержателя, а также золотистый и черный цвет. Золотистый — электрогитара, таким образом, будет выглядеть более дорого, а черный т.к пальцы на таком интсрументе кажутся быстрее в движении

4) Первый Gibson Les Paul выпускался в двух моделях: Goldtop – обычная модель, и Custom с более качественной фурнитурой

5) Gibson Les Paul Custom была прозвана «черной красавицей» из-за черного цвета краски. Сама электрогитара состояла из красного дерева, а также оснащалась другими звукоснимателями

6) В 1954 году компания Гибсон выпускает на рынок модель Junior , таким образом, расширяя модельный ряд. Les Paul Junior, в первую очередь, рассчитана на начинающих гитаристов. Стоит добавить, что стоимость Junior была значительно меньше чем Gibson Les Paul , однако и имела вместо двух хамбакеров только один сингл, а также немного другой струнодержатель

7) В середине 1955 года начинается выпуск Gibson Les Paul TV . Такое название было придумано потому, что электрогитара должна была сиять на фоне черно –белых телевизор однако, реализация так и не получилась

8) Также, в 1955 году выходит в свет Gibson Les Paul Special данная электрогитара примечательна тем,что имеет два сингла P-90

9) Gibson Les Paul Standard обновлялся трижды в 1958 году, в 1968 и 2008

10) Среди именитых музыкантов, которые играли на Gibson Les Paul можно назвать Кита Ричардса из Rolling Stones , Эрика Клэптона , Джимми Пейджа

Добавим, что вклад данной гитары на рок-музыку 20 века невозможно переоценить наравне с и Телекастер , Гибсон Лес Пол является самой узнаваемой гитарой во всем мире, что примечательно, на данных электрогитарах играют музыканты абсолютно разных стилей начиная от джаза,фанка, рок-н-ролла и заканчивая совсем уж тяжелыми такими как блэк-металл и хэви металл, также, стоит заметить, что даже многие панк музыканты играют именно на Лес Полах

Это одна из самых знаменитых электрогитар в истории. Культовый инструмент, стоящий выше каких-либо сиюминутных оценок. Гитара, которая стала символом высочайшего качества изготовления, образцом красоты внешнего вида и великолепия звука. Само совершенство воплощено в этих округлых формах инструмента с женским именем. Было бы напрасным трудом с моей стороны делать анализ этой гитары с точки зрения ее функциональности и звуковых характеристик. Ведь это классика и потому все чего она заслуживает - это хороший музыкант, способный наполнить гитару прекрасной музыкой.

Так сложилось, что сейчас под именем Gibson выходит не одна модель Les Paul Custom, а более двух десятков самых разных версий знаменитой гитары и потому обычному человеку бывает трудно сразу разобраться в этом "карнавале красавиц". Попробуем систематизировать знания для того чтобы можно облегчить процесс выбора "той самой гитары".

Самый первый Les Paul Custom появился на свет в 1954 году. В то время у Gibson существовала всего одна модель Les Paul, которая так и называлась Les Paul Model безо всяких дополнительных слов типа Standard, Classic и т.д. Cо временем, когда Les Paul стал именем целой серии гитар, то эту первую модель стали называть Les Paul 1952 GoldTop. Словосочетание GoldTop напоминает нам о позолоченном покрытии корпуса гитары, а цифра 1952 обозначает год в котором появилась эта модель, и следовательно произошло рождение первой гитары Les Paul.

Спустя два года после своего дебюта Les Paul из одной модели превратился в серию. Помимо основной Gibson выпустили еще две модели - одна была "удешевленным упрощенным" вариантом (Les Paul Junior) для бедноты и студентов, а вторая, наоборот, "богатая навороченная" гитара для элиты и толстосумов. Это было в первую очередь маркетинговое решение. Для того чтобы охватить своим товаром большую часть рынка - необходимо делать больше разных версий товара для разной аудитории.

Помимо внешних признаков - богатой отделки (позолоченная фурнитура и многослойная окантовка корпуса, грифа и головы) у новой гитары было несколько иное решение в плане древесины. В частности в отличие от GoldTop и вообще большинства тех гитар Gibson Les Paul новая гитара Les Paul Custom имела корпус не из двух слоев разных пород (толстый слой махогони и сверху тонкий слой клена), а только из махогони - и верхний слой и нижний. Музыкант Les Paul, который по разным источникам имеет отношение к разработке гитар, а не только "продал свое имя на рекламу" новых гитара - этот музыкант утверждает, что такое "решение с деревом" - это обычная ошибка компании Gibson - дескать в 1954 году было решено делать GoldTop целиком из махогони, а Custom, как более дорогую модель из махогони с кленом. А потом Gibson перепутали. Но как бы там не было на самом деле Custom выпускался вплоть до 1960 года с корпусами из махогони.

Все гитары Custom с 1954 до 1960 года выходили с двумя вариантами бриджа - либо фиксированный (Tune"o Mattic в сочетаннии со Stop Bar), либо тремоло бридж Bigsby.

На голове грифа Les Paul Custom были ромбовидные инкрустации, ставшие символом этой модели на десятилетия. Эту вещь Gibson позаимствовали из оформления модели Super 400 - своей самой дорогой, престижной и большой по размерам корпуса модели. Эта джазовая легенда (Super 400) имеет свою эпохальную историю, которая началась задолго до появленя "лесполов".

Les Paul Custom образца 1954 года сама по себе была черного цвета, плюс со звукоснимателями, имевшими пластиковые крышки черного цвета и плюс с накладкой на гриф из черного дерева - все это позволило Gibson использовать в рекламе словосочетание Black Beauty (черная красавица) - это словосочетание навеки закрепилось за всеми Gibson 1954-1960 годов и их переизданиями. Также время от времени этим термином называют любую черную гитару Les Paul Custom. Другой рекламный слоган используемый Gibson для продвижения новой модели - это "Fretless Wonder" (безладовое чудо). Этот термин должен подчеркивать необычайное удобство игры, в следствии очень низких маленьких ладов.

Сам Les Paul (музыкант) говорил о том, что новая модель выглядит необычайно роскошно и очень подходит для концертных выступлений во фраке. Когда "все черное и только белые руки порхают над грифом". Соглашусь - звучит достаточно романтично.

На гитары Custom 1954-1956 устанавливалось два сингловых датчика, традиционного для Gibson дизайна - это P-90 и Alnico V. Благодаря такому решению гитара очень хорошо звучала на чистом звуке.

В 1955 году сотрудник Gibson инженер Seth Lover (ныне сотрудничает с Seymour Duncan) изобрел первый в мире датчик типа хамбакер. В 1956 году этот датчик стали устанавливать на Les Paul GoldTop, а с 1957 года на Les Paul Custom.

Таким образом с 1957 по 1960 год выпускался инструмент, который называется второй версией Les Paul Custom (либо просто 57 Custom), отличающийся как сказано выше только звукоснимателями. Новые революционные датчики были невероятно прогрессивным шагом и чтобы подчеркнуть это, а также создать видимость конкуренции со Stratocaster, новые модели стали помимо обычной версии выпускаться с тремя звукоснимателями. Однако, модели с тремя датчиками не были никогда особо популярны и впоследствии от этой идеи отказались. Точно также как и от идеи с Bigsby, которые перестали ставить на Les Paul после 1960 года.

Не смотря на то, что Les Paul Custom позиционировалась Gibson как элитарная модель, из известных музыкантов мало кто играл в тем годы на этой гитаре. Известно только, что помимо самого , какое-то короткое время до Led Zeppelin (в 1965 году) у ставшего уже известным была Black Beauty с тремя хамбакерами, а также "на заре" из Rolling Stones играл на Les Paul Custom. Что касается остальных знаменитостей - то их сердце было отдано Les Paul Standard цвета Sunburst. Какая то часть блюзовых гитаристов типа и играли на GoldTop в начале своих карьер.

Но в целом, среди большинства гитаристов 50-ых годов гитары Les Paul были совсем не популярны. И такое положение дело подтолкнуло Gibson к тому, что в 1960 году линия Les Paul была закрыта. Трудно представить такое, но эти гитары прекратили выпускать.

Потом только в 1968 году было возобновлено производство Les Paul. А целых долгих 8 лет мир жил без Les Paul. Эти восемь лет стали очень серьезным водоразделом в умах коллекционеров. Благодаря этим годам, гитары Les Paul 1952-1960 выпуска стали невероятно дороги и превратились в побольшей части гитары для коллекций.

Чтоже было вообще эти 8 лет с Gibson? Вместо "немодных" Les Paul на публике была представлено новая гитар - это было Gibson SG. По-началу эта гитар носила имя Les Paul и все подавалось как "большая леспольная революция" когда знаменитая гитара резко изменила свой облик. Новая гитара SG во многом повторяла Les Paul, и была по идее более прогрессивным шагом.

На мой взгляд появление SG было вызвано попыткой конкурировать со stratocaster. Судите сами, что есть SG - это новый тонкий с удобными контурами корпус и два рога для быстрого доступа к 20-ым ладам на грифе. Плюс гнездо для поключения шнура находится на SG не с торца корпуса, а сверху. В общем, все это самые прямые свидетельства влияния stratocaster на умы создателей SG. Новая гитара, повторюсь, по-началу имела название Les Paul и была представлена тремя моделями: Standard, Custom, Junior.

Модель Les Paul (SG) Custom, как и свой старший брат имела все признаки дорогой модели - черное дерево на накладке грифа, ромбовидные инкрустации на голове грифа, позолоченная фурнитура, окантованная голова грифа, три звукоснимателя, и... свой цвет, который выделял ее из "толпы собратьев". Новая гитара была белого цвета в противовес Black Beauty.

В середине 60-ых годов имя Les Paul исчезло с гитар Gibson, новые гитары получили имя SG. И все затихло до 1968 года.

А потом началась новая эпоха. В 1968 году Gibson стали заново производить Les Paul. И одной из первых моделей стала Les Paul Custom. Она была практически в неизменном варианте за исключением пары новшеств по сравнения с вариантом 1957-1960:

Корпуса стали делать из махогони с верхним слоем клена (как это принято у всех Les Paul)
- Цветовая палитра гитар включала в себя помимо черного еще и другие цвета (белый, "вишня", "черри санберст", "тобако санберст", "сильверберст", "натурал" и т.д.), поэтому словосочетание Black Beauty потеряло свою актуальность.
- Гриф стал заметно тоньше и удобнее на взгляд большинства гитаристов. Грифы гитар более раннего периода (профиль "50 rounded) очень часто подвергались критике за свои размеры

В 1969 году, то есть буквально спустя год, Gibson сменили владельца и это очень серьезно отразилось на конструкции гитар.

Во-первых, грифы стали делать из трех продольных кусков древесины, что было вызвано соображениями большей прочности этих грифов. Это, кстати продолжалось примерно до конца 70-ых годов.

Во-вторых, корпуса стали делать не из двух слоев древесины (махогони и клен), а из четырех слоев: слой махогони делился на два слоя и между ними была тонкая прослойка (два-три миллиметра) клена. Такие корпуса делали до середины 70-ых годов. Плюс верхний слой клена очень часто делали не из двух кусков как было принято в 50-ых (и ныне), а из трех кусков.

Во второй половине 70-ых годов произошло еще одно интересное событие. Gibson открыли новую фабрику в Нэшвиле и постепенно стали переводить туда все производство из Каламазу, где базировались испокон веков. На новой фабрике в Нэшвиле большая часть (но не все) Les Paul конца 70-ых производились с кленовыми грифами. Причем некоторые из них имели еще и кленовую накладку на гриф. Не смотря на такую "радикальщину" и "негибсоновость", Les Paul с кленовыми грифами все равно звучали на 100% по-лесполовски. И более того уловить разницу между разными грифами (клен и махогони) бывает крайне затруднительно.

Хотя по большей части надо заметить, что Les Paul с грифами из клена как правило имеют больший вес и звучат "более агрессивно и жестко", если так можно выразится. Речь идет, понятное дело, о нюансах, но они есть. Это "более злые гитары".

В 70-ые годы из легендарных музыкантов не смотря на популярность Les Paul в целом, с моделью Les Paul Custom никто из звезд особо не светился. Разве что Steve Jones (из Sex Pistols) с белым Les Paul Custom, который с его слов, он украл у кого-то в Британии.

80-ые годы были относительно тихими для Les Paul Custom. Можно отметить только одно заметное событие в существовании Les Paul Custom - это появление модели Custom Lite (1987-1989). Надо вспомнить это были годы разгула тяжелого рока для которого было придумано море новых гитар. Gibson попытались внести свой вклад. Custom Lite как раз была ориентирована на тяжелую музыку.

"Более злые датчики", а также вариант гитары с Floyd Rose. Вы не ослышались. Custom Lite - это была единственная модель Les Paul с Floyd Rose (если не брать в расчет самопалы типа личных "Les Paul с флойдом" Эдди Ван Халена). Особой популярности эта модель не достигла и потому в 1989 году ее прекратили выпускать, спустя два года после дебюта. Еще одним признаком Custom Lite являлся утонченный (в два раза тоньше) и следовательно облегченный корпус. В нашей стране модель Custom Lite известна в основном как любимый инструмент Шуры БИ-2 из группы БИ-2 - у него версия без Floyd Rose.

Что же касается, мировой рок-музыки, то лицом модели Les Paul Custom в 80-ые годы можно назвать (с его опять таки белым инструментом) из коллектива Ozzy. В 90-ых произошло еще одно заметное событие для Les Paul Custom. Решено было поделить все гитары этой модели на две цветовые группы. Первая группа - это просто Les Paul Custom - они имели три цвета Ebony, White, Cherry.

Вторая группа - это Les Paul Custom Plus и Premium Plus. Эти гитары стоили на 500-700 долларов дороже и их отличие заключалось в окрасках типа sunburst и специальном "красивом" клене ("полосатом", "огненном" и т.д.). То есть за дополнительную красоту Gibson брали дополнительные деньги.

Однако желающих покупать "красивый рисунок" клена за такие деньги было очень мало и потому в конце 90-ых Gibson оставил в своем каталоге только три варианта Les Paul Custom - Ebony, White, Cherry.

Еще одно интересное событие 90-ых годов - это открытие отделения Gibson Custom Shop, для производства более дорогих, улучшенных гитар. В 90-ых годах Les Paul Custom производились на двух фабриках - на Gibson USA делались обычные гитары, а на Gibson Custom Shop более специфические. Самыми первыми Les Paul Custom в версии от Custom Shop стали делать модели, полностью копирующие Les Paul Custom 54 года и 57 годов.

Эти гитары входили в серию Historic Collection и назывались Re-Issue (переиздания). Было 6 гитар Les Paul Custom серии Historic Collection:

54 re-issue Les Paul Custom Black Beauty
- 54 re-issue Les Paul Custom Black Beauty w/Bigsby
- 57 re-issue Les Paul Custom Black Beauty
- 57 re-issue Les Paul Custom Black Beauty w/Bigsby
- 57 re-issue Les Paul Custom Black Beauty 3 pickups
- 57 re-issue Les Paul Custom Black Beauty 3 pickups w/Bigsby

Эти гитары были по своему звучанию получше обычных Les Paul Custom от Gibson USA. Многие отмечали, что в Black Beauty за счет отказа от клена на корпусе было больше низов и "мяса". Хотя их грифы в духе 50-ых, были толще обычных грифов Les Paul Custom и следовательно менее удобны.

Следующая ступенька развития Les Paul Custom в отделении Custom Shop была модель Florentine. У нее был полуакустический корпус в духе Gibson ES-335. Эта модель выпускавшаяся в 90-ых годах достаточно большими тиражами ныне снята с производства. Она была ориентирована на джаз/блюзовых исполнителей и очень хорошо звучала на чистом звуке, либо с перегрузом. У нее также была версия Plus с более "красивым кленом".

Начиная с 90-ых годов Gibson стали делать именные модели Les Paul, чего раньше за ними не замечалось. Именные Les Paul разных музыкантов производили и производят как отделение Gibson USA так и Custom Shop. Направление Les Paul Custom отмечено тремя именными гитарами:

Это роскошная гитара музыканта из Kiss. От обычной Les Paul Custom ее отличает - три звукоснимателя DiMarzio Super Distortion, окраска Cherry Sunburst и инкрустация грифа в духе KIss.

Peter Frampton. В России этот гитарист не очень известен. И потому ограничимся описание его модели. Это удивительный гибрид моделей B.B.King Lucille, Les Paul Classic и Black Beauty. Итак вообразите себе обычный Black Beauty Les Paul c тремя хамбакерами. Теперь снимите с датчиков крышки. На бридж поставьте "злейший" 500T с модели Les Paul Classic, тонкий профиль грифа Slim Taper также с модели Les Paul Classic, а корпус - сделайте внутри пустым, но при этом без отверстий в виде эф (как у B.B.King Lucille). В результате вы получите самую легкую по весу и удобную по грифу модель, с очень универсальным звуком. Стоит эта гитара также очень дорого, за эти деньги проще купить отдельно если не все три модели, то две точно. Но таковы необычные вкусы этого музыканта.

(три модели). Его именные гитары выросли из его личной гитары. В детские годы мама подарила маленькому Zakk белого цвета Les Paul Custom, выпущенный в конце 70-ых и имевший кленовый гриф. Zakk в конце конццов поставил на эту гитару датчики EMG и разукрасил корпус "мишенью". Этот инструмент стал его фирменным стилем и визитной карточкой. Со временем он купил еще несколько старых Les Paul с кленовыми грифами, поставил на них датчики EMG и разукрасил в самые разные рисунки.

Gibson через свое отделение Custom Shop копирует личные гитары Zakk для всех желающих. Стоит, правда, это очень дорого. Многие фанаты Zakk предпочитают покупать также как он старые гитары, ставить EMG и перекрашивать их. Это дешевле ровно в три раза, чем покупка Custom Shop. И звучит намного лучше.

Одна из самых странных и необычных моделей LesPaul Custom производимых Custom Shop - это модель 68 Custom. Суть этой модели в том, что это не переиздание. Gibson намерянно не пишет в ее названии слова Re-Issue и не относит ее к Historic Collectiom. Цифра 68 в этой гитаре символизирует непонятно что и скорее всего ориентирована на людей которые не парятся на счет истории гитар.

Постараюсь объяснить смысл этой гитары. Итак, на дворе конец 90-ых и начало 2000-ых годов. Если не брать в расчет именные гитары, то все что человек может купить из Les Paul Custom - это либо гитару от Gibson USA с корпусом из махогони с кленом, либо гитару от Custom Shop корпусом из махогони (Black Beauty). И все. Вот и весь выбор.

Но при этом существует какая-то часть людей, которые хотят купить Les Paul Custom

С корпусом из махогони с кленом и при этом от Custom Shop
- с корпусом, имеющим красивый клен (а где его взять если Plus прекратили выпускать)
- гитару, которая выглядит как старый vintage инструмент (обратите внимание на слово выглядит)

То есть существует спрос на Les Paul Custom, которые не выпускаются Gibson. Тогда чтобы заработать денег (а ради этого и существуют все гитарные фирмы) в недрах Custom Shop появляется модель Les Paul 68 Custom. При этом, модель:

Она имеет корпус из махогони с кленом. Поэтому это фактически обычный Custom, но только от Custom Shop.
- Она имеет версии Custom Authentic (то есть состаренные внешне) - за счет этого во-первых белая и черная версии внешне не похожи ни на Black Beauty ни на обычный Custom от Gibson USA, во-вторых желающие гитару со старым внешнем видом могут получить требуемое
- Она имеет варианты FlameTop "санберстовых и других цветов", с "красивым кленом", причем клен из двух кусков. В 1968 году и в 70-ых не было Les Paul Custom с двумя кусками клена, да еще и такого красивого полосатого клена. Поэтому называть гитару Re-Issue нельзя. Но есть спрос на такие цвета и такой рисунок клена. При этом за обычный вариант Plus человеку трудно переплачивать деньги, а за словосочетание Custom Shop, как гарантию того, что что гитара не только имеет более нарядный внешний вид, но еще и звучит лучше - за это можно и заплатить.

Выпуск Custom Shop моделей 54 Black Beauty, 57 Black Beauty и 68 Custom привел в начале 2000-ых годов к тому что продажи обычных Les Paul Custom от Gibson USA стали резко падать. Люди предпочитали покупать Custom Shop, при том что разница в цене была минимальна, а иногда ее и вовсе не было.

Тогда в 2004 году было принято решение перевести выпуск обычной версии Les Paul Custom из отделения Gibson USA на Gibson Custom Shop. В связи с этим конце 2004 года модели 68 Custom черного и белого цветов снимают с производства. По причине своей неактуальности. Таким образом сейчас в начале 2005 года все Les Paul Custom делают на Custom Shop и вы можете приобрести следующие модели Les Paul Custom:

Les Paul Custom (ebony, cherry, white) - для тех кому нужен обычный новый Les Paul Custom
- Les Paul Custom 54 Black Beauty (с Bigsby либо без) - для тех кому важен чистый звук, синглы и блюз
- Les Paul Custom 57 Black Beauty (c двумя либо тремя датчиками, с Bigsby либо без) - для тех кому нужно "больше мяса" и агрессии
- Les Paul 68 Custom Figured Top - для тех кому хотелось бы иметь Les Paul Custom санберстовых цветов с "полосатым кленом"
- Les Paul Zakk Wylde - для тех кому нужен самый агрессивный и злой Les Paul на свете
- Les Paul Peter Frampton - для тех кому нужен самый необычный Les Paul Custom

Таким, образом ныне Gibson пытается представить все возможные варианты Les Paul Custom. Не стоит забывать о корейских и японских Epiphone, которые также делают Les Paul Custom, но только в варианте "для бедных".

Кроме того в рамках Historic Collection, выпущены весьма странные версии 57 Black Beauty:

Faded Cherry, TV White - это Black Beauty которые имеют весьма не Black цвет. Такие гитары не производились в 1957 году, но если на них есть спрос, то почему бы их не сделать? Faded Cherry - это гитара как будто с Black Beaty сняли всю краску и она стала естественного цвета махогони (красно-коричневый). TV White - это белесый цвет, сквозь который видно структура дерева. Очевидно, что в 50-ых, 60-ых годах такие гитары были на свете, но они были плодом перекраски фабричных гитар кем-либо. То есть Gibson переиздает не только свои модели, но и передлки моделей, которые встречаются на вторичном рынке. Кстати, о TV White официально объявлено не было, я лично о такой модели узнал, только будучи в зарубежных гитарных магазинах и видя ее живьем.

Master Tone. Это еще одна "внефабричная переделка". На этот речь изменения коснулись ручек управления. Их всего три и они выстроены в духе stratocaster. Никто никогда не слышал чтобы в 1957 году Gibson делал подобные гитары. Однако, возможно кто-то самостоятельно переделывал оригинальную модель и вот Gibson перевыпускают ее.

Еще одна грань работы Custom Shop заключается в том, что это отделение делает много гитар на основе Les Paul Custom специально по индивидуальным заказам гитаристом и в этом случае мир может получить самые удивительные гитары - ибо фантазия человека безгранична. Будучи в Японии в гитарных магазинах города Токио, я видел самые необычные гитары Gibson Les Paul Custom.

Что ждет эти гитары в будущем? Поделюсь наиболее популярным слухом на этом счет. В последние годы с этими гитарами очень часто стали появлятся гитаристы группы Metallica и в особенности James Hetfield. Как известно, у ESP большие трудности с выпуском именных гитар как раз Hetfield. Все дело в том, что он предпочитает играть на гитарах, которые копируют Gibson Explorer во всем. Для него лично фирма ESP имеет возможность делать такие гитары. А вот для фанатов в массовое производство ESP не могут делать гитары с чужим дизайном. Нет прав. По этой причине ESP делают гитары, которые внешне совсем не похожи на те, с которыми James появляется на публике. Контракт с таким музыкантом как Hetfield стоит очень много денег. А выпуск его именных гитар (не похожих на личные) не приносит какой либо выгоды. В этом плане отдача от сотрудничества с Hammet, которые играет на гитарах того же дизайна, что и фабричные ESP - горазда больше.

В общем, отношения между ESP и Hetfield становятся все хуже и хуже, ибо деньги ему платят, а отдача небольшая. Поэтому последнее время его все чаще можно видеть с Gibson SG, Explorer и Les Paul Custom. Причем менеджеры Gibson не скрывают своих планов по перетягиванию Hetfield под свое крыло. Они совершенно открыто говорили об этом мне на выставке во Франкфурте в прошлом 2004 году. При том, что я для них был просто посетитель стенда, который задавал много вопросов. Потому кто знает, возможно в самое ближайшее время мы увидим новую гитару - Les Paul Custom JH. А может и нет. В любом случае у Les Paul Custom уже давно есть свое место в истории и место это весьма почетное - ведь это одна из самых легендарных гитар и гордость человечества за лучшее из того что оно сумело создать.

P.S. Я, увы, не отношусь к числу хороших музыкантов (и музыкантов вообще), однако, не смотря на это в моей жизни было счастье общения с этими потрясающими гитарами. К моменту написания этих строк я пробовал достаточно много гитар Les Paul Custom и восемь таких инструментов в разное время были моей собственностью.

1968 Les Paul Custom (Ebony)
1971 Les Paul Custom (Cherry Burst)
1978 Les Paul Custom (Cherry Burst)
1995 Les Paul Custom (Ebony)
1997 Les Paul Custom (White)
1998 Les Paul Custom (White)
2003 Custom Shop Les Paul Custom 1957 Black Beauty
2004 Custom Shop Custom Authentic 68 Les Paul Custom

В настоящее время мой Les Paul Custom - это черного цвета инструмент, выпущенный в 1968-1969 годах. Точный год гитары определить невозможно. Гриф этой гитары сделан явно в 1968 году, корпус может относится как к 1968 так и к 1969 году. Это самый старый инструмет из тех, которые когда-либо были у меня и без сомнения самый лучший. Возможно в будущем у меня будет другая гитара, а может и нет.



© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры