Характеры и судьбы героев пьесы на дне. 

Главная / Измена мужа

Создал не одно замечательное произведение. Многие люди современности готовы с удовольствием окунуться в сказочный и таинственный мир рассказа « », а кому-то больше по душе его революционные произведения, пронизанные патриотизмом и силой духа. К примеру, можно вспомнить роман Горького «Мать», каждый с замиранием сердца следил за развитием событий в этом произведении и хотел поскорее узнать, чем же закончиться эта интересная история о матери-героине!? Как говорится: «На вкус и цвет товарищей нет!», поэтому нам и нравятся разные произведения.

А сейчас я хотел бы затронуть такую тему: «Люди “дна”: характеры и судьбы (по драме Горького “ ”)».

Эта тема интересна тем, что именно в драматических произведениях данного писателя и многих других, безусловно, раскрывается множество проблем, которые актуальны и по сей день. Среди них можно вспомнить и лень, жадность, алчность, лицемерие, эгоизм, чрезмерное самолюбие. Все эти людские пороки встречаются и нам, современным людям. Мы ежедневно сталкиваемся с множеством людей, и очень сложно сказать кто он тебе, друг или враг!? Ведь, как принято сейчас говорить: «Людям свойственно носить маски», и действительно! Мы ни за что не сможем сказать хороший это человек или плохой, только в какой-то жизненной ситуации вся его «сущность вылезет наружу». Вот и Горький не раз писал именно об этом. Он не однократно указывал, что добрый и порядочный на первый взгляд человек, вдруг, неожиданно, оказывался «человеком не первой свежести».

Теперь я предлагаю рассмотреть более подробно тему, что стоит во главе этого сочинения, и привести ряд наглядных примеров.

Итак, рассмотрим сложившуюся ситуацию в обществе на примере пьесы «На дне». Диалог в этом произведении представляет собой речевое воплощение сюжета как последовательное развитие действия: действенность слова, характерная для драмы, и означает систему акций и реакций, где слова, безотносительного к развивающемуся событию, нет и быть не может, где слово - поступок.

С самого начал произведения автор окунает нас в отвратительную среду, из которой, казалось бы, выбраться невозможно: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху - вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь; в левой, каменной, стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам - нары. На переднем плане у левой стены - обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикреплёнными к нему, и другой, пониже первого. На последнем - перед наковальней - сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его - две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный стол, две скамьи, табурет, всё - некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня - хозяйничает, Барон жуёт чёрный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрёпанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна, Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него - изодранная картонка из-под шляпы - для козырьков, куски клеёнки, тряпьё. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и - рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актёр». Из этой ремарки мы видим, что обстановка, естественно, не светская, а люди «побиты» жизнью, им тяжело. Каждый герой пьесы, безусловно, мечтает о чем-то высоком, недосягаемом на самом деле. Но с другой точки зрения, все мечты героев пьесы вполне осуществимы, им необходимо лишь подняться с места и начать стремиться к своей мечте. Однако мы видим, что никто так и не поднялся, никто не начал стремиться и все остались «на дне».

Нас удивляет ответ Квашни Бубнову, в котором так и слышится: «Я – свободная женщина…». Таким образом Горькому удалось создать контраст картины. Изначально мы видели вялую, потухшую картинку, и тут неожиданно, такое волевое, яркое изречение женщины. Это тем более знаменательно, что в диалог Квашни и Бубнова врывается реплика Барона, как будто разрывающая коммуникативную ситуацию, ибо по видимости она произносится в логике знаменитого чеховского “глухого диалога”: Барон обращается не к разговаривающим, а к Насте, которая молча читает книгу. Диалог действительно разорван, но именно благодаря разомкнутости диалогической цепочки формируется полилог, значение которого складывается из сопоставления параллельно текущих и внутри себя разорванных диалогических структур.

Клещ. Врёшь. Обвенчаешься с Абрамкой…

Барон (выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)

Настя (протягивая руку). Дай… отдай! Ну… не балуй!

(Барон смотрит на неё, помахивая книжкой в воздухе.)

Квашня (Клещу). Козёл ты рыжий! Туда же - врёшь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?

Барон (ударяя книгой по голове Настю). Дура ты, Настька…

Настя (отнимает книгу). Дай…

Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждёшь…

Квашня. Конечно! Ещё бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…

Клещ. Молчать, старая собака! Не твоё это дело…

Квашня. А-а! Не терпишь правды!

Кажущееся разноголосие объединяет тема такого рода отношений, которые почти не зависят от законов и условностей социума, - привязанности, любви, брака. Сразу возникают три возможные модели, воплощённые в “трёх сестрах” по несчастью: замужняя и умирающая от “любви” законного мужа Анна, мечтающая о роковой любви Настя и отрекающаяся как от любви, так и от брака Квашня.

Рассмотрев всего несколько примеров из творчества Максима Горького мы увидели, как разнообразно общество, насколько лениво оно бывает, что даже не способно изменить свое жизнь так, как им самим хочется. И в то же время мы разглядели и боевые характеры, контрастные черты каждого героя и общества в целом. Таким образом, Горький сумел донести до современного читателя все особенности взаимоотношений в обществе, внутренний мир каждого человека.

В конце хотелось бы сказать, что драматургия Максима Горького – учит читателя жизни, даже на примере его произведения “На дне”, мы видим, что нельзя опускать в самый низ. необходимо ставить перед собой цели и стремиться к ним до последнего вдоха, а не отчаиваться при первом же поражении.

«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования» ()

В нашем мире всегда были благородные и отзывчивые люди, которые с радостью готовы броситься на помощь другим. При этом не редко, эти люди жертвовали собой, своими силами и временем ради других.

Великий русский писатель Федор Достоевский как-то высказал свое мнение относительно сострадания: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас.

Безусловно, Достоевский прав в своем суждении, именно поэтому я разделяю его точку зрения.

На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость – все это находит отражение на страницах пьесы М. Горького «На дне». Ее персонажи – люди начала XX века, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни. Но они отличаются от остальных тем, что общество отвергло их. Это изгои, люди «дна». Страшно и неприглядно место, где живут Сатин, Актер, Бубнов, Васька Пепел и другие: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые

Каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Почему обитатели ночлежки оказались на «дне» жизни, что привело их сюда?

Актера погубило пристрастие к алкоголю: «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Все кончено для меня!» Васька Пепел был выходцем из «воровской династии» и ему ничего не оставалось, как продолжить дело отца: «Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын…» Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую

Из-за измены жены и страха перед ее любовником: «…только мастерская-то на жену была… и остался я – как видишь!» Барон, разорившись, пошел служить в «казенную палату», где совершил растрату. Сатин, одна из самых колоритных фигур ночлежки, в прошлом телеграфист. Он попал в тюрьму за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Почти все обитатели «дна» склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства в том, что они оказались в бедственном положении. Я думаю, что, если бы эти обстоятельства сложились как-то иначе, ночлежников все равно постигла бы та же участь. Это подтверждает фраза, сказанная Бубновым: «Хоть, по правде говоря, пропил бы я мастерскую… Запой у меня, видишь ли…» По-видимому, катализатором падения этих людей послужило отсутствие какого-то нравственного стержня, без которого нет и не может быть личности. В качестве примера можно привести слова Актера: «Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было… Кончен я…»

Первое же серьезное испытание у каждого закончилось крахом всей его жизни. А между тем Барон мог бы поправить свои дела не путем кражи казенных средств, а вкладывая имеющиеся у него деньги в выгодные дела; Сатин мог проучить обидчика сестры другим способом; а для Васьки Пепла неужели мало нашлось бы мест на земле, где никто ничего не знает ни о его прошлом, ни о нем самом? И так можно сказать о многих обитателях «дна». Да, у них нет будущего, однако в прошлом был шанс не попасть сюда, но они им не воспользовались.

Теперь им остается только жить иллюзиями и несбыточными надеждами. Актер, Бубнов и Барон живут воспоминаниями о невозвратном прошлом, проститутка Настя тешится мечтами о великой настоящей любви. И вместе с тем люди, один другого униженнее, отвергнутые обществом, ведут нескончаемые споры. Споры не столько о хлебе насущном, хотя и живут впроголодь, сколько о духовных и нравственных проблемах. Их интересуют такие вопросы, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, любовь, талант, закон, гордость, честность, совесть, сострадание, терпение, жалость, покой, смерть… Все это их волнует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он явился на землю, в чем подлинный смысл его бытия? Бубнова, Сатина, Луку вообще можно назвать философами ночлежки.

Все герои пьесы, за исключением, пожалуй, Бубнова, отвергают «ночлежный» образ жизни, надеются на поворот судьбы, который вынесет их со «дна» на поверхность. Так, слесарь Клещ говорит: «Я – рабочий человек… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрет жена…» Хронический пьяница Актер надеется на чудодейственную лечебницу с мраморными полами, которая вернет ему силу, здоровье, память, талант и аплодисменты зрителей. Несчастная страдалица Анна мечтает о покое и блаженстве в загробной жизни, где наконец-то ей воздается за ее терпение и муки. Отчаянный Васька Пепел убивает хозяина ночлежки Костылева, видя в нем воплощение жизненного зла. Его мечта – уехать в Сибирь и начать там новую жизнь вместе с любимой девушкой. Все эти иллюзии поддерживает странник Лука. Лука владеет мастерством проповедника и утешителя. Горький изображает его как врача, считающего всех людей неизлечимо больными и видящего свое призвание в том, чтобы скрыть это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом шагу опровергает позицию Луки. Больная Анна, которой Лука обещает божеское воздаяние на небесах, говорит: «Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Актер, поверив сначала в свое излечение от алкоголизма, в конце пьесы сводит счеты с жизнью. Истинную цену утешениям

Луки определяет Васька Пепел: «Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!»

Лука полон искренней жалости к людям, но он не в силах что-либо изменить, помочь обитателям ночлежки зажить иной жизнью. Сатин в своем знаменитом монологе отвергает подобное отношение как унизительное, подразумевающее какую-то убогость и несостоятельность тех, на кого эта жалость направлена: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью, уважать надо!» Я думаю, что в этих словах выражается позиция самого писателя: «Человек!.. Это звучит… гордо!»

Какова же дальнейшая судьба обитателей ночлежки? Ее нетрудно представить. Вот, скажем, Клещ. В начале пьесы он еще пытается выбраться со «дна» и зажить нормальной жизнью. Ему кажется, что «вот умрет жена», и все волшебным образом изменится к лучшему. Но после смерти Анны Клещ, оставшийся без денег и инструментов, вместе с другими мрачно поет: «Я и так не убегу». И действительно, не убежит, как и все остальные обитатели ночлежки. Каковы же пути спасения людей «дна» и существуют ли они вообще? По моему мнению, реальный выход из положения намечается в речи Сатина о правде. Люди смогут подняться со «дна» лишь тогда, когда научатся уважать себя, обретут чувство собственного достоинства, станут достойными звания Человека. Человек для Горького – это почетное имя, звание, которое нужно заслужить.

В пьесе Горького «На дне» необыкновенно интересна система образов. Но, прежде чем непосредственно к ним обратиться, следует подробнее рассмотреть смысл названия произведения. Что есть это «дно»? По идее Горького, это не только жильё - «подвал, похожий на пещеру, потолок -тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», не только социальное положение, но и состояние души.
И вот в пьесе Горького каждый герой несчастлив по-своему, поэтому у каждого свой путь стремления к свету жизни.
Теперь обратимся к галерее образов «На дне». Васька Пепел, вор и бунтарь; Клещ, по всей видимости, талантливый слесарь, но человек жесткий, даже жестокий, спокойно взирающий на то, как умирает в мучениях его жена Анна. Далее в списке действующих лиц следует Настя, девица двадцати четырех лет, единственной радостью в жизни которой становится любовный роман «Роковая любовь». Квашня -торговка пельменями, женщина сочувствующая, также со своей душевной трагедией. Бубнов - картузник и пьяница. Сатин, личность достаточно интересная, со своей жизненной философией, откровенно пропивающий все свои способности и возможности. Актер, бывший служитель Мельпомены, теперь алкоголик. Барон, бывший когда-то хозяином и потерявший все. Алешка, молодой сапожник двадцати лет, человек без будущего, как и остальные. Татарин, верующий мусульманин и, возможно, поэтому еще хоть как-то спасающийся от полной душевной деградации. И, наконец, Лука, странник, внезапно появившийся в жизни ночлежников и за недолгое время оставивший след в душах каждого обитателя подвала.
Каждый из этих образов по-своему интересен, жизнь каждого из них по-своему горька.
Васька Пепел - вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я -сызмалетства - вор... все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну - нате! Вот - я вор!.. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то... оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня...». Может, это действительно правда. На человеке поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он - парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе-поверит...»
Васька был любовником старшей сестры Наташи, Василисы. Это женщина властная, даже страшная, жестокая, любящая только деньги. Она и подбивала Пепла к воровству. Мало того, она начала подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге, она добивается своего: Васька в драке, не рассчитав своей силы, убивает Костылева. Дальнейшая судьба Пепла понятна - каторга или тюрьма.
Вызывает спорные чувства и девица Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, при этом торгуя собой. Начитавшисьлюбовных романов, она представляет себе своего возлюбленного то Рауля, то Гастона. И плачет, плачет. Невольно задаешься вопросом: можно ли осудить ее пустые мечтания, ложь, которую она пытается выдать за правду?..
Актер, спившийся служитель Мельпомены, всем и каждому говорит, что его «организм отравлен алкоголем», будто бы даже гордясь этим. На самом деле он с такой болью вспоминает о сцене!.. Но из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, актер перестает пить: «Я сегодня - работал, мел улицу... а водки -не

Алексей Максимович Пешков, который взял себе литературный псевдоним Максим Горький, создал не одно замечательное произведение. Многие люди современности готовы с удовольствием окунуться в сказочный и таинственный мир рассказа «Старуха Изергиль», а кому-то больше по душе его революционные произведения, пронизанные патриотизмом и силой духа. К примеру, можно вспомнить роман Горького «Мать», каждый с замиранием сердца следил за развитием событий в этом произведении и хотел поскорее узнать, чем же закончиться эта интересная история о матери-героине!? Как говорится: «На вкус и цвет товарищей нет!», поэтому нам и нравятся разные произведения.
А сейчас я хотел бы затронуть такую тему: «Люди "дна": характеры и судьбы (по драме Горького "На дне")».
Эта тема интересна тем, что именно в драматических произведениях данного писателя и многих других, безусловно, раскрывается множество проблем, которые актуальны и по сей день. Среди них можно вспомнить и лень, жадность, алчность, лицемерие, эгоизм, чрезмерное самолюбие. Все эти людские пороки встречаются и нам, современным людям. Мы ежедневно сталкиваемся с множеством людей, и очень сложно сказать кто он тебе, друг или враг!? Ведь, как принято сейчас говорить: «Людям свойственно носить маски», и действительно! Мы ни за что не сможем сказать хороший это человек или плохой, только в какой-то жизненной ситуации вся его «сущность вылезет наружу». Вот и Горький не раз писал именно об этом. Он не однократно указывал, что добрый и порядочный на первый взгляд человек, вдруг, неожиданно, оказывался «человеком не первой свежести».
Теперь я предлагаю рассмотреть более подробно тему, что стоит во главе этого сочинения, и привести ряд наглядных примеров.
Итак, рассмотрим сложившуюся ситуацию в обществе на примере пьесы «На дне». Диалог в этом произведении представляет собой речевое воплощение сюжета как последовательное развитие действия: действенность слова, характерная для драмы, и означает систему акций и реакций, где слова, безотносительного к развивающемуся событию, нет и быть не может, где слово - поступок.
С самого начал произведения автор окунает нас в отвратительную среду, из которой, казалось бы, выбраться невозможно: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху - вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь; в левой, каменной, стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам - нары. На переднем плане у левой стены - обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикреплёнными к нему, и другой, пониже первого. На последнем - перед наковальней - сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его - две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный стол, две скамьи, табурет, всё - некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня - хозяйничает, Барон жуёт чёрный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрёпанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна, Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него - изодранная картонка из-под шляпы - для козырьков, куски клеёнки, тряпьё.

Спор о возможностях человека и о смысле его жизни лежит в основе пьесы «На дне» Максима Горького. Действие пьесы происходит в месте, оторванном от мира людей – ночлежке Костылевых. Почти все обитатели ночлежки прекрасно осознают, что их положение нельзя назвать нормальным, ведь между ними и остальным обществом оборваны все важнейшие связи (духовные, социальные, профессиональные, семейные). Самих ночлежников между собой тоже ничего не связывает: эти люди случайно сошлись в одном месте и ничего не желают знать друг о друге. У каждого из них своя история и своя правда жизни. Герои пьесы – это люди, оказавшиеся на «дне» жизни. Можно ли им помочь? А если можно, то каким образом? В этом споре особую роль играют три позиции – Луки, Бубнова и Сатина.

Бубнов – фаталист. Он уверен, что человеку не по силам что-либо менять в своей судьбе.

В мире торжествуют безжалостные законы, которые управляют людьми и господствуют над ними. Все люди, как щепки, плывут по течению и полностью зависят от внешних обстоятельств. Такова правда Бубнова.

Лука – один из самых сложных образов в произведении. С ним связан главный философский вопрос пьесы: «Что лучше: сострадание или истина?». Стоит ли сострадание доводить до того, чтобы приходилось пользоваться ложью, как это делал Лука.

Лука является в пьесе носителем идеи сострадания. Он понимает: есть «люди», а есть «человеки». «Люди» - существа слабые, им нужна поддержка, они не могут обходиться без веры и без надежды на светлое будущее. Ведь именно надежда и вера – самые мощные стимулы человеческих деяний. Лука помогает Анне облегчить муки последних минут жизни. Актеру и Пеплу он вселяет надежду на то, что жизнь можно изменить к лучшему. Правда, после исчезновения Луки, надежда, обретенная людьми, превращается в иллюзию. Герои пьесы осознают суровую реальность жизни, и это приводит их к катастрофе. Сильные духом люди («человеки») находят опору в себе самих, им не нужны жалость и сострадание, а, тем более, они не нуждаются в успокоительной лжи. «Человеки» творят свою судьбу сами, в их руках собственное счастье и несчастье. Философия Луки объединяет в себе чуткость к чужому горю, христианское долготерпение и трезвый реализм. Она обращена к светлому и доброму, что есть в душе каждого человека.

Сатин выражает совсем другую жизненную позицию: человек – самое главное существо на Земле, а все остальное – творение его рук и мозга. Человека нужно уважать, а жалость может только унизить. Однако сам Сатин живет заведомой ложью, занимается шулерством, равнодушен к людям и презирает ближних своих. Образованный и умный Сатин вполне мог бы подняться со «дна» жизни, но делать этого не хочет. Он невольно становится идеологом зла, оправдывая свою форму существования на планете.

Слова о том, что человек – это звучит гордо, автор вложил в уста Сатина лишь потому, что в пьесе не было другого, такого сильного и гордого человека, достойного озвучить эту мысль.

В своей пьесе Горький выражает уверенность в том, что только истина может спасти человека, а также понимание того, насколько значимо сострадание в жизни людей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры