Художественные особенности романа маркеса 100 лет одиночества. История одной книги

Главная / Измена мужа
Роман был написан в 1967 году, когда автору было 40 лет. К этому времени Маркес успел поработать корреспондентом нескольких латиноамериканских , пиар-менеджером и редактором киносценариев, а на его литературном счету было несколько опубликованных и повестей.

Замысел нового романа, который в первоначальном варианте хотел назвать «Дом», зрел у него уже давно. Некоторых своих персонажей он даже успел описать на страницах своих предыдущих книг. Роман задумывался как широкое эпическое полотно, описывающее жизнь многочисленных представителей семи поколений одной семьи, поэтому над ним занимала у Маркеса все основное время. Ему пришлось оставить всю другую работу. Заложив машину, Маркес эти деньги отдал жене, чтобы она смогла содержать двух их сыновей и обеспечивать писателя бумагой, кофе, сигаретами и кое- едой. Надо сказать, что в конце концов семье даже пришлось продавать бытовую технику, поскольку денег не стало совсем.

В результате непрерывной 18-тимесячной работы на свет появился роман «Сто лет одиночества», настолько необычный и самобытный, что многие издательства, куда Маркес обращался с ним, просто отказывались его печатать, совсем не уверенные в его успехе у публики. Первое издание романа вышло тиражом всего 8 тысяч экземпляров.

Хроника одной семьи

По своему литературному жанру роман относится к так называемому магическому реализму. В нем настолько тесно переплетена действительность, мистика и фантастика, что каким-то образом разделить их просто не получается, поэтому нереальность происходящего в нем становится самой что ни на есть ощутимой реальностью.

«Сто лет одиночества» описывает историю только одной семьи, но это вовсе не перечень происходящих с героями событий. Это закольцованное время, начавшее вить свои спирали семейной истории с инцеста и закончившее эту историю тоже инцестом. Колумбийская традиция давать детям одни и те же семейные имена еще больше подчеркивает эту закольцованность и неизбежную цикличность, ощущая которую все представители рода Буэндиа всегда испытывают внутреннее одиночество и принимают его с философской обреченностью.

На самом деле пересказать содержание этого произведения просто невозможно. Как и всякое гениальное произведение, оно написано только для одного конкретного читателя и этот читатель – вы. Каждый воспринимает и понимает его по-своему. Быть может поэтому, в то время, как многие произведения Маркеса уже экранизированы, ни один из режиссеров не берется за то, чтобы перенести на экран героев этого мистического романа.

События романа "Сто лет одиночества" Гарсиа Маркеса начинаются с отношений между Хосе Аркадио Буэндиа и его двоюродной сестрой Урсулой. Они росли вместе в старом поселке и много раз слышали о своем дяде, имевшем свиной хвостик. То же говорили и им, мол, и у вас родятся дети со свиным хвостом, если вы поженитесь. Любящие друг друга решили уйти из поселка и основать свое село, где их не будут доставать подобными разговорами.

Хосе Аркадио Буэндиа был человеком непостоянным и авантюрным, всегда цеплялся за какие-то новые идеи и не доводил их до конца, потому что на горизонте появлялись другие интересные вещи, за которые он с воодушевлением брался. Было у него двое сыновей (без свиных хвостов). Старший - тоже Хосе Аркадио, потому Хосе Аркадио младший. Младший - Аурелиано.

Хосе-Аркадио младший, когда вырос, был в связи с одной женщиной из села, и вот она от него забеременела. Тогда он убежал из села вместе с путешествующими цыганами. Его мать Урсула пошла искать сына, но сама заблудилась. Да так заблудилась, что появилась дома только через полгода.

Та беременная женщина родила сына, и теперь маленький Хосе Аркадио (это уже третий Хосе Аркадио, но в дальнейшем его будут называть Аркадио, без "Хосе") жил в большой семье Буэндиа. Однажды в их дом пришла 11-летняя девочка Ребека. Семья Буэндиа удочерила ее, так как она вроде бы приходилась им дальней родственницей. Ребека страдала бессонницей - болезнь такая у нее была. Со временем бессонницей заболела вся семья, а потом и все село. Вылечить их всех смог только цыган Мелькиадес, который был другом семьи Буэндиа и также стал жить в их доме в отдельной комнате (это потом будет важно).

Аурелиано, младший сын Урсулы, очень долго оставался девственником. Стеснялся, бедняга, этого, но со временем влюбился в девушку Ремедиос. Та была согласна выйти за него замуж, когда подрастет.
Ребека и Амаранта (это дочь Урсулы и Хосе Аркадио), когда стали взрослыми, вместе влюбились в одного итальянца, Пьетро Креспи. Он полюбил Ребеку. Хосе Аркадио дал свое согласие на их свадьбу. Амаранта же решила, что они поженятся только через ее труп, а потом даже угрожала Ребеке, что убьет ее.

А тем временем умирает цыган Мелькиадес. Это были первые похороны в селе Макондо. Аурелиано и Ремедиос поженились. До того, как жениться на Ремедиос, Аурелиано уже не был девственником. Ему помогла та же женщина Пилар Тернера, с которой спал когда-то его старший брат, Хосе Аркадио младший. Как и от брата, она родила Аурелиано сына, которого назвали Аурелиано Хосе. Ремедиос же, когда была беременной, умерла. Но как умерла! Амаранта, помешанная на неразделенной любви к итальянцу, хотела отравить Ребеку, а яд выпила Ремедиос. Тогда Амаранта взяла на воспитание Аурелиано Хосе.

Вскоре домой вернулся Хосе Аркадио младший, брат Аурелиано, который давно исчез с цыганами, узнав о беременности своей женщины. Ребека, жена итальянца, влюбилась в него, а он спал со всеми женщинами в селе. А когда добрался и до Ребеки, то потом женился на ней, хотя все считали их братом и сестрой. Напомню, что Ребеку родители Хосе Аркадио младшего удочерили.

Урсула, их мать, была против этого брака, поэтому молодожены ушли из дома и стали жить отдельно. Итальянцу, бывшему мужу Ребеки, сначала было плохо. Он предложил Амаранте выйти за него замуж.

Начинается война. Село разделилось на два лагеря - либералы и консерваторы. Аурелиано возглавил движение либералов и стал председателем уже не села, а города Макондо. Потом он пошел на войну. Вместо себя Аурелиано оставляет племянника, Хосе Аркадио (Аркадио). Он становится самым жестоким правителем Макондо.

Чтобы его жестокость закончилась, Урсула, то есть его бабушка, побила его и сама возглавила город. Ее муж Хосе Аркадио Буэндиа сошел с ума. Теперь ему все было безразлично. Все свое время он проводил под деревом привязанным к нему.

Свадьба Амаранты и итальянца так и не состоялась. Когда он предложил девушке выйти за него замуж, та отказалась, хотя любила его. Итальянец был так убит очередным горем, что решил покончить жизнь самоубийством, и ему это удалось.

Урсула теперь возненавидела и Амаранту, а до этого - Аркадио, убийцу-либерала. У этого Аркадио и одной девушки родилась дочка. Назвали ее Ремедиос. Напомню, что первую Ремедиос отравила Амаранта, которая на самом деле хотела убить Ребеку. Со временем к имени Ремедиос добавилось прозвище Прекрасная. Потом у Аркадио с той же девушкой родились сыновья-близнецы. Назвали их Хосе Аркадио Второй, как деда, и Аурелиано Второй, как дядю. Но Аркадио этого всего уже не знал. Его расстреляли войска консерваторов.

Потом консерваторы Макондо привели и Аурелиано, чтобы расстрелять его в родном городе. Аурелиано был ясновидящим. Уже несколько раз этот дар уберегал его от покушения на жизнь. Его не расстреляли - помог старший брат Хосе Аркадио младший, которого очень скоро нашли мертвым в своем доме. Поговаривали, что это могла сделать Ребека. Она после смерти мужа больше из дома не выходила. В Макондо о ней почти забыли. Аурелиано чуть не умирает, выпив яда, который был в чашке кофе.

Краткое содержание продолжается тем, что Амаранта снова влюбилась. Это та, что итальянцу-самоубийце отказала. В этот раз в полковника Геринельдо Маркеса, друга Аурелиано. Но когда тот предложил ей выйти за него замуж, та снова отказала. Геринельдо решил лучше подождать, чем себя убивать.

Хосе Аркадио Буэндиа, основатель города Макондо и рода Буэндиа, тот, что сошел с ума, умер под деревом. Аурелиано Хосе - это сын Аурелиано и Пилар Тернера, которая спала с двумя братьями. Напомню, что его воспитывала Амаранта. Он предложил Амаранте выйти за него замуж. Ему она тоже отказала. Потом Аурелиано-отец забрал сына на войну.

На войне Аурелиано сделал 17 сыновей от 17-ти разных женщин. Его первого сына, Аурелиано Хосе, убивают на улицах Макондо. Полковник Геринельдо Маркес так и не дождался согласия Амаранты. Аурелиано война так надоела, что он решил сделать все возможное, чтобы она закончилась. Он подписывает мирный договор.

Человек, который 20 лет провоевал, не может дальше жить без войны. Он или сходит с ума, или убивает себя. Так случилось и с Аурелиано. Он выстрелил себе в сердце, но каким-то образом остался жив.

Аурелиано Второй (один из братьев-близнецов, сын Аркадио, племянника Аурелиано) женится на Фернанде. У них рождается сын. Называют его Хосе Аркадио. Потом родилась еще и дочка Рената Ремедиос. Дальше Габриэль Гарсиа Маркес в произведении "Сто лет одиночества" описывает жизнь двух братьев-близнецов Аурелиано Второго и Хосе Аркадио Второго. Чем они занимались, как зарабатывали на жизнь, об их причудах…

Когда подросла Ремедиос Прекрасная, она стала самой красивой женщиной Макондо. Мужчины умирали от любви к ней. Она была девушкой своенравной - не любила носить одежду, потому ходила без нее.

Как-то с Аурелиано на празднование юбилея пришли его 17 сыновей. Из них в Макондо остался только один - Аурелиано Хмурый. Потом в Макондо перебрался еще один сын - Аурелиано Ржаной.

Несколько лет назад Хосе Аркадио Второй хотел, чтобы в Макондо был порт. Он вырыл канал, в который запустил воду, но из этой затеи ничего не вышло. Корабль в Макондо был всего один раз. Аурелиано Хмурый решил же построить железную дорогу. Тут у него дела были получше - железная дорога заработала; и со временем Макондо становится городом, в который стали приезжать чужеземцы. Они его заполонили. Коренные жители Макондо уже не узнавали свой родной город.

Ремедиос Прекрасная продолжала разбивать сердца мужчин. Многие из них даже умирали. Потом в Макондо перебрались еще два сына Аурелиано из тех 17-ти. Но однажды неизвестные убили 16 сыновей Аурелиано. В живых остался только один - Аурелиано влюбленный, который смог убежать от убийц.

Ремедиос Прекрасная покинула этот мир, когда непостижимым образом вознеслась на небеса и душой, и телом. Урсула, старшая мать, ослепла, но старалась это скрывать как можно дольше. После этого главой в семье стала Фернанда, жена Аурелиано Второго. Однажды Аурелиано Второй едва не умер от обжорства, когда устроил турнир на то, кто больше съест.

Полковник Аурелиано Буэндиа умирает. А у Фернанды и Аурелиано Второго родилась еще одна дочка, Амаранта Урсула. До этого родилась Рената Ремедиос или, как ее еще называли, Меме. Потом умирает Амаранта девственницей. Это та, которая всем отказывала в просьбе жениться на ней. Ее самым большим желанием было умереть позже Ребеки, своей соперницы. Не получилось.

Меме подросла. Она увлеклась одним юношей. Мать Фернанда была против. Меме долго с ним встречалась, а потом этого юношу подстрелили. После этого Меме перестала разговаривать. Фернанда отвела ее в монастырь против ее же воли, где та родила мальчика от того юноши. Мальчика назвали Аурелиано.

Хосе Аркадио второй чудом остался жив, когда на площади военные из пулеметов расстреляли толпу бастующих, среди которых был и он.

Мальчик Аурелиано, сын Меме из монастыря, стал жить в доме Буэндиа. Меме осталась в монастыре. А потом в Макондо пошел дождь. Он продолжался 5 лет. Урсула сказала, что, когда дождь закончится, она умрет. Во время этого дождя все чужаки покинули город. Теперь в Макондо жили только те, кто любил его. Дождь закончился, Урсула умерла. Она прожила больше 115 лет и меньше 122. В этом же году умерла и Ребека. Это та, которая после смерти мужа, Хосе Аркадио младшего, не выходила больше из своего дома.

Амаранту Урсулу, дочь Фернанды и Аурелиано Второго, когда та подросла, отправили учиться в Европу (в Брюссель). Умерли братья-близнецы в один день. Чуть раньше умер Хосе Аркадио Второй, потом - Аурелиано Второй. Когда хоронили близнецов, могильщики даже умудрились перепутать могилы и похоронили их не в своих могилах.

Теперь в доме Буэндиа, где когда-то жило больше 10-ти человек (когда гости - приходило еще больше человек), жили только двое - Фернанда и ее внук Аурелиано. Фернанда тоже умерла, но Аурелиано недолго оставался в доме один. Домой вернулся его дядя Хосе Аркадио. Напоминаю, это первый сын Аурелиано Второго и Фернанды. Он был в Риме, где учился в семинарии.

Однажды в дом Буэндиа пришел сын полковника Аурелиано - Аурелиано Влюбленный. Тот, который один из 17-ти братьев остался жив. Но возле дома два офицера застрелили его. Четыре подростка как-то в купальне утопили Хосе Аркадио и украли три мешка с золотом, которые были в доме. Так Аурелиано снова остался один, но снова ненадолго.

Домой из Брюсселя вернулась Амаранта Урсула со своим мужем Гастоном. Дом снова ожил. Непонятно, зачем они из Европы приехали сюда. Денег у них хватало, чтобы жить где угодно. Но Амаранта Урсула вернулась в Макондо.

Аурелиано жил в комнате, где когда-то обитал цыган Мелькиадес, и изучал его пергаменты, пытался их расшифровать. Аурелиано возжелал Амаранту Урсулу, не зная, что она приходится ему тетей, так как Фернанда скрывала от него правду о его рождении. Не знала и Амаранта Урсула, что Аурелиано ее племянник. Он начал к ней приставать. Та через некоторое время согласилась лечь с ним в постель.

Умерла Пилар Тернера, местная гадалка, та, что когда-то спала с двумя братьями и родила от каждого из них по сыну. Она прожила больше 145-ти лет.

Когда Гастон уехал в Брюссель по делам, любовникам стало свободно. Страсть кипела в них обоих. Как следствие - беременность от родственника. Инцест дал свои плоды. Родился мальчик со свиным хвостом. Назвали его Аурелиано. Амаранта Урсула сразу же после родов умерла от кровотечения, которое не останавливалось.

Аурелиано пошел пить. Когда вернулся, то увидел, что его маленького сына съели желтые муравьи, которые появились в доме во время пятилетнего дождя. И именно в этот момент он расшифровал пергаменты цыгана Мелькиадеса, над которыми думал всю свою жизнь. Там был эпиграф: "Первый из рода будет к дереву привязан, последнего съедят муравьи". Все, что должно было случиться, случилось. В пергаментах Мелькиадеса была зашифрована вся судьба рода Буэндиа, во всех подробностях. И последнее его пророчество гласило, что, когда Аурелиано сможет дочитать его до конца, страшный ураган уничтожит город Макондо и в нем никого больше не останется. Дочитывая эти строки, Аурелиано услышал приближение урагана.

На этом заканчивается краткое содержание. "Сто лет одиночества" - пересказ по видеолекции Константина Мельника.

Роман “Сто лет одиночества” был написан Маркесом между 1965 и 1966 годами в Мехико. Оригинальная идея этого произведения появилась в 1952 году, когда автор посетил свою родную деревню Аракатака в компании матери.

Почти все события романа происходят в вымышленном городке Макондо, но имеют отношение к историческим событиям в Колумбии. Город был основан Хосе Аркадио Буэндиа, волевым и импульсивным лидером, глубоко заинтересованным в тайнах вселенной, которые ему периодически открывали заезжие цыгане во главе с Мелькиадесом. Город постепенно растёт, и правительство страны проявляет интерес к Макондо, но Хосе Аркадио Буэндиа оставляет руководство городом за собой, переманив присланного алькальда (мэра) на свою сторону.

В стране начинается гражданская война, и скоро в неё втягиваются жители Макондо. Полковник Аурелиано Буэндиа, сын Хосе Аркадио Буэндиа, собирает группу добровольцев и отправляется на борьбу против консервативного режима. Пока полковник участвует в военных действиях, Аркадио, его племянник, берёт руководство городом на себя, но становится жестоким диктатором. Через 8 месяцев его правления консерваторы захватывают город и расстреливают Аркадио.

Война длится несколько десятков лет, то затихая, то вспыхивая с новой силой. Полковник Аурелиано Буэндиа, утомлённый бессмысленной борьбой, заключает мирный договор. После того, как договор подписан, Аурелиано возвращается домой. В это время в Макондо прибывает банановая компания вместе с тысячами мигрантов и иностранцев. Город начинает процветать, и один из представителей рода Буэндиа - Аурелиано Второй быстро богатеет, выращивая скот, который, благодаря связи Аурелиано Второго с любовницей, магически быстро размножается. Позже, во время одной из забастовок рабочих, Национальная армия расстреливает демонстрацию и, погрузив тела в вагоны, сбрасывает их в море.

После банановой бойни город в течение почти пяти лет попадает под непрерывные дожди. В это время рождается предпоследний представитель рода Буэндиа - Аурелиано Бабилонья (первоначально именовавшийся Аурелиано Буэндиа, прежде, чем он обнаружит в пергаментах Мелькиадеса, что Бабилонья - фамилия его отца). А когда дожди прекращаются, в возрасте более чем 120 лет умирает Урсула, жена Хосе Аркадио Буэндиа, основателя города и рода. Макондо же становится заброшенным и пустынным местом, в котором не родится скот, а здания разрушаются и зарастают.

Весь роман пропитан какой-то глубокой теплотой и симпатией писателя ко всему изображаемому: городку, его жителям, их обычным повседневным заботам. Да и сам Маркес не единожды признавался, что роман посвященный его воспоминаниям из детства.

Со страниц произведения пришли к читателю сказки бабушки писателя, легенды и рассказы его деда. Часто читателя не покидает ощущение, что рассказ ведется от лица ребенка, который подмечает все мелочи жизни городка, пристально наблюдает за его жителями и рассказывает об этом нам совершенно по-детски: просто, искренне, без каких-либо прикрас.

И все же “Сто лет одиночества” - это не просто роман-сказка о Макондо глазами его маленького жителя. В романе четко отображается почти столетняя история всей Колумбии (40-е гг. ХІХ века - 3-е гг. ХХ века). Это было время значительных социальных потрясений в стране: череда гражданских войн, вмешательство в размеренную жизнь Колумбии банановой компании из Северной Америки. Обо всем этом маленький Габриэль когда-то узнал от своего деда.

В книге показана не вся история страны, а лишь наиболее острые ее моменты, характерные не только для Колумбии, но и для других государств Латинской Америки. Габриель Гарсиа Маркес не ставит себе цель отобразить в художественной форме историю гражданских войн своей родины. Трагическое одиночество, присущее членам семейства Буэндиа, - это исторически сложившаяся национальная черта, особенность народа, живущего в стране с частой и резкой сменой климатических условий, где полуфеодальные формы эксплуатации человека совмещаются с формами развитого капитализма.

Одиночество - наследственная черта, родовой признак семьи Буэндиа, но мы видим, что, хотя члены этой семьи с пеленок наделены «одиноким видом», тем не менее замыкаются в своем одиночестве не сразу, а в результате различных жизненных обстоятельств. Герои романа, за редкими исключениями, сильные личности, наделенные жизненной волей, бурными страстями и недюжинной энергией.

Все разнообразие персонажей романа, каждый из которых имеет свое собственное лицо, связано художником в единый узел. Так, жизненная сила Урсулы Игуаран через столетие вспыхивает в ее правнучке Амаранте Урсуле, сближая образы этих двух женщин, одна из которых начинает род Буэндиа, а другая завершает его.

«Сто лет одиночества» - своеобразная энциклопедия любовного чувства, в которой описаны все его разновидности. В романе грани между фантастическим и реальным стерты. В нем есть и утопия, отнесенная автором в доисторические, полусказочные времена. Чудеса, предсказания, привидения, словом, всяческая фантастика являются одним из главных компонентов содержания романа. В этом подлинная народность романа «Сто лет одиночества», его жизнеутверждающая сила.

Роман - многослойное произведение, его можно рассматривать в разных ракурсах. Наиболее простой - это традиционная семейная хроника.

Другой ракурс: история семейства может быть представлена как история всей Колумбии. Другой, более глубокий ракурс - история семьи как история всей Латинской Америки.

Наконец, следующий ракурс - история семейства как история человеческого сознания с эпохи Возрождения (момент возникновения частного интереса, буржуазных отношений) до 20 века.

Последний пласт - самый глубокий, с него Маркес и начинает свое повествование. 30-е гг. 19 века, но сквозь эту дату проступает другая эпоха -16 век, позднее Возрождение, эпоха завоевания Америки.

В девственных лесах создается община. В ней царит полное равенство, даже дома построены так, что на них падает одинаковое количество солнечных лучей.

Но Маркес разрушает эту идиллию. В поселении начинаются разные катаклизмы, которые автор считает неизбежными, потому что поселение возникло под влиянием поступка неправильного, греховного. Основатель рода - Хосе Аркадио Буэндиа - женился на своей родственнице - Урсуле. По местным поверьям, в результате инцеста могли родиться дети с поросячьими хвостиками. Урсула всячески старалась этого избежать. В деревне об этом стало известно, и сосед обвинил Хосе Аркадио в мужской несостоятельности. Хосе Аркадио его убил. В деревне нельзя было более оставаться, и они отправляются на поиски нового места жительства. Так было основано поселение Макондо.

Изолированное существование - удел Макондо. Здесь возникает тема робинзонады, но автор решает ее принципиально иначе, чем литература 18-19 веков. Ранее стремление человека уйти от общества воспринималось как положительное явление, даже благородный поступок, для художников, философов уединение было нормой. Маркес категорически против такого положения вещей. Он считает, что изолированность противоестественна, она противоречит общественной природе человека.

В робинзонадах прошлых времен одиночество было внешним обстоятельством, а в романе Маркеса одиночество - это врожденная, неизлечимая болезнь, это прогрессирующий недуг, который изнутри подтачивает мир.

Роман-сказка, роман-метафора, роман-аллегория, роман-сага - как только не называли произведение Габриэля Гарсии Маркеса критики. Роман, вышедший чуть более полувека назад, стал одним из самых читаемых произведений ХХ века.

На протяжении всего романа Маркес описывает историю маленького городка Макондо. Как оказалось впоследствии, такой поселок существует на самом деле - в глуши тропической Колумбии, недалеко от родины самого писателя. И все же с подачи Маркеса это название навсегда станет ассоциироваться не с географическим объектом, а с символом города-сказки, города-мифа, города, где навсегда останутся живы традиции, обычаи, истории из далекого детства писателя.

Так и вплетаются в канву истории целых шесть поколений рода Буэндиа. Каждый герой - отдельный характер, представляющий особый интерес для читателя. Лично мне не понравилось наделение героев наследственными именами. Несмотря на то, что это действительно принято в Колумбии, возникающая путаница сильно раздражает.

Роман богат лирическими отступлениями, внутренними монологами героев. Жизнь каждого из них, являясь неотъемлемой частью жизни городка, в то же время максимально индивидуализирована. Насыщено полотно романа всевозможными сказочными и мифическими сюжетами, духом поэзии, иронией всех видов (от доброго юмора до въедливого сарказма). Характерной чертой произведения является практическое отсутствие больших диалогов, что, по моему мнению, значительно осложняет его восприятие и делает несколько неживым.

Особое внимание уделяет Маркес описанию того, как исторические события меняют человеческую сущность, мировоззрение, нарушают привычный мирный ход жизни маленького городка Макондо.

Основатель Макондо чувствует гибельность изолированного существования, но Урсула находит выход к цивилизации, и Макондо превращается в маленький городок, в который приходят уже посторонние люди. Но сразу в городе начинается страшная эпидемия - потеря памяти: люди забывают о предназначении самых элементарных вещей.

Вскоре эпидемия чудесным образом заканчивается, и Макондо вновь возвращается во внешний мир. Но выход происходит очень мучительно.

Город приобщился к большому миру, но это приобщение не принесло ни великих открытий, ни прогресса. Все, что усвоил город от цивилизации, это дом свиданий, азартные игры, магазин заводных игрушек и т. д. И, главное, город не перестал быть замкнутым. У Маркеса встает вопрос об изолированности этого пространства.

Автор использует огромное разнообразие средств для того, чтобы показать, насколько сильна в Макондо и особенно в семье Буэндиа тяга к одиночеству. Одним из примеров является образ правнучки Урсулы и Хосе Аркадио - Ремедиос Прекрасной. Девушка имела обворожительную внешность, никаких других достоинств у нее не было. Она не имела тех качеств, которыми награждены самые обычные люди: она не знала, что такое распорядок дня, день и ночь, не имела представления об элементарных правилах поведения, не имела абсолютно никакого интереса к мужчинам и даже не предполагала, что этот интерес может быть. Ее внешний облик отражал все странности ее характера: ей бы хотелось ходить обнаженной, потому что лень было заботиться об одежде и одеваться. Так как это было не возможно, то она сшила себе балахон чуть ли не из мешковины и надевала его на голое тело.

Урсула много сил отдала воспитанию Ремедиос, но однажды поняла, что это бесполезно. Чтобы не слышать замечаний по поводу своих волос, Ремедиос постриглась наголо. Мужчины, которые, естественно, влюблялись в нее, погибали один за другим. Чтобы скрасить свою жизнь, скоротать время, она купалась.

Так она жила до того момента, который всполошил жизнь Буэндиа. Однажды женщины снимали с веревок высушенное белье. Внезапный порыв ветра подхватил белье и Ремедиос и увлек их на небо. (Причина такой необычной смерти героини в том, что она не могла воспринять общепринятых норм поведения. Отношение Маркеса к поведению Ремедиос, к ее одиночеству отрицательное, оно небезвредно: из-за него погибали мужчины). Многие критики говорят, что в романе сильны мифологические традиции многих народов, в частности в сцене вознесения Ремедиос явственно ощущается влияние христианских легенд.

Время от времени Маркес замечает, что существование в Макондо было идиллическим, но там, где нет смерти, там нет рождения, нет развития.

Макондовское время приводит в движение цыган Мелькиадес. Его смерть приводит в движение время, начинается смена поколений, подрастают молодые члены семейства Буэндиа; дурная примета не оправдалась: никто (за исключением самого последнего представителя рода Буэндиа) не родился с поросячьими хвостиками.

Характеры и судьбы представителей рода Буэндиа индивидуальны, но у них одна общая наследственная черта - это предрасположенность к одиночеству. Жизнь каждого развивается по собственным законам, но результат один - одиночество.

От одиночества героев не спасает даже ощущение родственных связей. По Маркесу, это чисто биологическая солидарность: между членами рода нет духовной близости, поэтому сильные родственные связи приводят в роду Буэндиа к инцесту - кровосмесительному браку. Мотив инцеста возникает в романе не раз. Род начинается с инцеста, и инцест возникает время от времени. Маркес показывает, насколько активны те центростремительные силы, которые загоняют род внутрь. Постепенно в глубь рода героев загоняют не только внутренние, но и внешние силы. Внешний мир приносит им только насилие, ложь, корысть, дурные наклонности. Прогресс, который было наметился в истории поселения, вновь исчезает: повторяются судьбы, имена, фразы, которые когда-то звучали, а люди переживают свое несчастье все драматичнее и драматичнее.

Макондо настигает очередное несчастье - ливень - 4 года, 11 месяцев, 2 дня, который вновь отъединяет городок от большого мира. Маркес замечает, что в Макондо прекратились рождения. Даже животных одолело бесплодие.

Последняя катастрофа - чудовищный вихорь, который сметает город.

В конце романа Аурелиано читает манускрипты, написанные цыганом, там определена судьба рода и судьба города, и параллельно чтению, эти события происходят в действительности. В этом вихре гибнет последний представитель рода Буэндиа -новорождённый ребенок.

Три линии развития сюжета приводят к финальной точке -гибели Макондо.

Первая линия связана с взаимоотношениями человека и природы. В свое время люди потеснили природу и долгое время властвовали над ней, но постепенно силы людей убывали. Главная мысль -природа отступает лишь на время, но потом обязательно возьмет реванш. По мере того, как род Буэндиа ослабевал, природа постепенно надвигалась на людей. Ливень и ураган были максимальными проявлениями этого реванша. В конце концов в последние моменты существования дом Буэндиа на глазах прорастает травой, муравьи уносят с собой последнего из рода -новорождённого ребенка.

Втораялиния социальная. Изолированность всегда ведет к гибели. Общество, сосредоточенное на себе, не имеет притока новой энергии и начинает разлагаться.

Третья линия связана со специфическим макондовским временем. Время должно течь свободно, по установленной природой скорости. В Макондо этого не наблюдалось. Здесь была патология двух видов:

  • 1) время в некоторые периоды останавливалось;
  • 2) время пошло назад - повторялись имена, судьбы, слова, инцест.

Все три линии сходятся в конце романа.

Первое поколение

Хосе Аркадио Буэндиа

Основатель семейства Буэндиа - волевой, упрямый и непоколебимый. Основатель города Макондо. Имел глубокий интерес к устройству мира, наукам, техническим новинкам и алхимии . Хосе Аркадио Буэндиа сошёл с ума, ища философский камень и в конечном счёте забыл родной язык, начав говорить на латыни. Его привязали к каштановому дереву во дворе, где он встретил свою старость в компании призрака Пруденсио Агиляра, убитого им в молодости. Незадолго до смерти, его жена Урсула снимает с него верёвки и освобождает мужа.

Урсула Игуаран

Жена Хосе Аркадио Буэндиа и мать семейства, которая воспитала большинство членов своего рода вплоть до праправнуков. Твердо и строго управляла семьёй, заработала изготовлением леденцов большую сумму денег и перестроила дом. В конце жизни Урсула постепенно слепнет и умирает в возрасте около 120 лет. Но помимо того, что она всех воспитала, и зарабатывала, в том числе, и выпечкой хлеба, Урсула была едва ли не единственным членом семьи, обладавшим здравым умом, деловой хваткой, умением выживать в любой ситуации, сплачая всех и безграничной добротой. Если б не она, являвшая стержнем всей семьи, неизвестно, как бы и куда бы повернулась жизнь семьи.

Второе поколение

Хосе Аркадио

Хосе Аркадио - старший сын Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы, унаследовавший от отца упрямость и импульсивность. Когда в Макондо приходят цыгане, женщина из табора, которая видит обнажённое тело Хосе Аркадио, восклицает, что она никогда не видела такого большого мужского полового члена , как у Хосе. Любовницей Хосе Аркадио становится знакомая семьи Пилар Тернера, которая беременеет от него. В конечном счёте он оставляет семейство и отправляется вслед за цыганами . Возвращается Хосе Аркадио через много лет, в течение которых он был моряком и несколько раз совершил кругосветное путешествие. Хосе Аркадио превратился в сильного и угрюмого человека, чьё тело с ног до головы изрисовано татуировками . По возвращении он сразу же вступает в брак с дальней родственницей, Ребекой (воспитывавшейся в доме его родителей, и успевшей вырости, покуда он бороздил по океанам), но за это его изгоняют из дома Буэндиа. Он живёт на окраине города у кладбища, и, благодаря махинациям сына - Аркадио, является владельцем всей земли в Макондо. Во время захвата города консерваторами Хосе Аркадио спасает брата, полковника Аурелиано Буэндиа, от расстрела, но вскоре сам загадочно погибает.

Солдаты времён гражданской войны в Колумбии

Полковник Аурелиано Буэндиа

Второй сын Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы. Аурелиано часто плакал в утробе матери и родился с открытыми глазами. С детства проявилась его предрасположенность к интуиции, он точно чувствовал приближение опасности и важных событий. Аурелиано унаследовал от отца задумчивость и философскую натуру, изучал ювелирное дело . Женился на малолетней дочери алькальда Макондо - Ремедиос, но она скончалась, не достигнув совершеннолетия. После начала гражданской войны полковник присоединился к либеральной партии и дослужился до должности главнокомандующего революционных сил Атлантического побережья , но отказался принять звание генерала до свержения партии консерваторов. В течение двух десятилетий поднял 32 вооружённых восстания и все их проиграл. Потеряв весь интерес в войне, в году он подписал Неерландский мирный договор и выстрелил себе в грудь, но чудом выжил. После этого, полковник возвращается к себе домой в Макондо. От любовницы брата - Пилар Тернеры у него родился сын Аурелиано Хосе, а от 17-ти других женщин, которых ему приводили во время военных походов - 17 сыновей. В старости полковник Аурелиано Буэндиа занимался бессмысленным изготовлением золотых рыбок и умер, мочась у дерева, под которым его отец Хосе Аркадио Буэндиа был связан в течение многих лет.

Амаранта

Третий ребенок Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы. Амаранта растёт вместе со своей троюродной сестрой Ребекой, они одновременно влюбляются в итальянца Пьетро Креспи, тот отвечает взаимностью Ребеке, и с тех пор она становится злейшим врагом Амаранты. В минуты ненависти Амаранта даже пытается отравить соперницу. После того, как Ребека выходит замуж за Хосе Аркадио, она теряет всякий интерес к итальянцу . Позднее Амаранта отвергает и полковника Геринельдо Маркеса, оставшись в итоге старой девой. В неё были влюблены и мечтали о сексе с ней племянник Аурелиано Хосе и правнучатый племянник Хосе Аркадио. Но умирает Амаранта девственницей в глубокой старости, в точности как ей предсказала цыганка - после того, как она закончила вышивать погребальный саван.

Ребека

Ребека - сирота , которую удочерили Хосе Аркадио Буэндиа и Урсула. Ребека пришла в семью Буэндиа в возрасте около 10 лет с мешком, в котором были кости ее родителей, которые являлись двоюродными родственниками Урсулы. Сначала девочка была чрезвычайно робкой, почти не разговаривала и имела привычки есть землю и извёстку со стен дома, а также сосать свой палец. Когда Ребека взрослеет, её красота пленяет итальянца Пьетро Креспи, но их свадьба постоянно откладывается из-за многочисленных трауров. В итоге эта любовь делает её и Амаранту, которая также влюблена в итальянца, злейшими врагами. После возвращения Хосе Аркадио, Ребека выходит наперекор воле Урсулы за него замуж. За это влюблённую пару изгоняют из дома. После смерти Хосе Аркадио, Ребека, озлобившись на весь мир, запирается в доме в одиночестве под заботой своей служанки. Позднее 17 сыновей полковника Аурелиано пытаются отремонтировать дом Ребеки, но им удаётся лишь обновить фасад , входную дверь им не открывают. Умирает Ребека в глубокой старости, со своим пальцем во рту.

Третье поколение

Аркадио

Аркадио - незаконнорожденный сын Хосе Аркадио и Пилар Тернеры. Он - школьный учитель, однако берёт на себя руководство Макондо по требованию полковника Аурелиано, когда тот покидает город. Становится деспотичным диктатором. Аркадио старается искоренить церковь, начинаются гонения на живущих в городе консерваторов (в частности на дона Аполинара Москоте). Когда он пытается казнить Аполинара за ехидное замечание, Урсула высекает его и захватывает власть в городе. Получив информацию о том, что силы консерваторов возвращаются, Аркадио принимает решение бороться с ними теми силами, что есть в городе. После поражения либеральных войск был казнён консерваторами.

Аурелиано Хосе

Незаконнорожденный сын полковника Аурелиано и Пилар Тернеры. В отличие от двоюродного брата Аркадио, знал тайну своего происхождения и общался с матерью. Был воспитан тёткой, Амарантой, в которую был влюблён, однако не смог её добиться. Одно время сопровождал отца в его походах, участвовал в боевых действиях. Вернувшись в Макондо, был убит в результате неповиновения властям.

Другие сыновья полковника Аурелиано

Полковник Аурелиано имел 17 сыновей от 17-ти разных женщин, которых посылали к нему во время его походов «для улучшения породы». Все они носили имя отца (но имели разные прозвища), были крещены бабушкой, Урсулой, но воспитывались матерями. Впервые собрались все вместе в Макондо, узнав о юбилее полковника Аурелиано. Впоследствии четверо из них - Аурелиано Печальный, Аурелиано Ржаной, и двое других - жили и работали в Макондо. 16 сыновей были убиты в одну ночь в результате правительственных интриг против полковника Аурелиано. Единственный из братьев, кто сумел спастись - Аурелиано Влюблённый. Он долго скрывался, в глубокой старости просил убежища у одних из последних представителей рода Буэндиа - Хосе Аркадио и Аурелиано - но они отказали ему, так как не узнали. После этого был убит и он. Всем братьям стреляли в пепельные кресты на лбу, которые нарисовал им падре Антонио Исабель, и которые они не смогли смыть до конца жизни.

Собственно впечатления.
Хочу сказать, что мне повезло, так как первоначально прочитала данную книгу в более удачном переводе, который не испортил впечатления от прочтения этого шедевра мировой литературы. А впечатления оказались очень яркие. Книга, которая заставила душу пройти путь катарсиса, а «послевкусие» осталось в душе надолго. Слог романа необычайно текучий, плавный, ритм повествования напоминает приливы волн моря, вероятно, того самого, Карибского, упоминание о котором неоднократно встречается на страницах книги. Стиль романа выдержан в лучших традициях литературы постмодернизма, если быть точнее – магического реализма, сутью которого является иррациональное восприятие художественного вымысла. Линейная проза, в рамках которой написан роман, не содержит обнаруживающей себя позиции автора, каких бы то ни было нравоучений и морали. Основной смысл романа содержится не в самих строках, он находится где-то между ними и кажется таким же реальным и ускользающим, как и весь городок Макондо, в котором на протяжении чуть более сотни лет разворачиваются события, описанные Маркесом. Благодаря языку романа, который подобен песку просачивающемуся сквозь пальцы, реальность и фантасмагория настолько сплетаются вместе, что отделить одно от другого для того, чтобы разобраться где правда, а где вымысел невозможно, да и незачем. Роман становится похожим на картину, в которой благодаря непонятным и может в чем-то гиперболизированным мазкам художника, умело выстраивается образ, задевающий потаенные струны души – и рассыпающийся в цветную и бессмысленную мозаику при попытке разглядеть ее вблизи. Итак, попытка «разглядеть» произведение начнется, прежде всего с упоминания о городке Макондо, расположенного «где-то в Южной Америке» и берущего свое начало со времени поселения на нем семейства Буэндиа. С этого момента жизнь, её начало, продолжение, расцвет и упадок всецело совпадает с вехами жизни рода Буэндиа; Макондо с этой точки зрения, всецело связан с этой семьей невидимыми, но прочными нитями.
Далее следует отметить «родовое гнездо» семейства, которое так же в значительной мере отражает положение дел в семье – расширяется, перестраивается, обзаводится новыми устоями, поддерживает определенные традиции, ветшает и, наконец, приходит в полный упадок. Персонажи, т.е. главные герои – семейство Буэндиа и люди, которые становятся их новыми родственниками, не наделяются утомительными описательными характеристиками внешности, но всего лишь в нескольких строках и благодаря описанию какой-либо привычки, перед читателем отчетливо вырисовывается характер героя, его отношение к окружающей действительности (или все-таки недействительности?).
Одной из первых пред наше внимание предстает Урсула Буэндиа, «прародительница» семейства, которой суждено прожить много лет, увидеть множество потомков, но упустить в своей жизни главное; человек, который, будучи полон кипучей энергии и жажды деятельности, окруженный множеством близких и не очень родственников, умудрялся «не видеть», не обращать внимание на свое самое настоящее одиночество, отметившее впоследствии своей суровой печатью весь род Буэндиа. «Прозрение» придет к Урсуле много позже, в глубокой старости, лишь тогда, когда ее глаза ослепнут. И в то же время, несмотря на обилие родственников и гостей в доме, рядом с ней, да и вообще в семействе – нет по-настоящему близких людей, вследствие чего слепота Урсулы так и останется никем незамеченной до самой её смерти.
Прародитель рода – Хосе Аркадио, муж Урсулы, бесславно закончит свои дни под каштаном, предоставленный самому себе и обреченный на одиночество, на которое сам же себя и обрек задолго до наступления старости. Мучимый жаждой знаний и новых открытий, он сблизился еще в молодости с цыганом Мелькиадесом, показавшим немало интересных вещей, которые Хосе Аркадио так отчаянно пытался приспособить к жизни в простом селении Макондо. Все его предприятия терпели неудачи: солнечные войны, философский камень, опыты с ртутью – домашние легко сносили все его чудачества, потому как на самом деле каждый из них жил в своём собственном мире, отгородившись от всех глухой стеной.
Дети Урсулы и Хосе Аркадио повторяли судьбы друг друга, непрестанно наследуя несколько самых худших, по мнению Урсулы, пороков семьи: помешанность, связь с женщинами легкого поведения, склонность к инцестам, ведение бесполезных войн – и, конечно, страшное, неразделенное и неизбежное одиночество. Эти и другие пороки, передаваясь из поколения в поколение, с небольшими вариациями, в итоге явились в определенной мере причиной вырождения семейства Буэндиа, отмеченного тяжелой печатью одиночества.

Резюме
Резюмируя все изложенное выше, хочу напомнить, что данный роман относится к литературе постмодернизма, а это направление отрицало каноны старой литературы от формы до содержания, это магический реализм, понять который можно только сердцем, не разумом. Сам язык, слог, стиль Маркеса – необыкновенное удовольствие; появление моментов, в которых воедино сплетаются явь и фантасмагория будоражит сознание – и, как следствие, всё это выливается в непостижимое состояние души, которое больше похоже на «осознанное сновидение», нежели на бодрствование, что само по себе не может не завораживать. И весь этот городок Макондо – невозможно усомниться в его реальности и существовании, и даже обнаруживаешь себя в нем, отчетливо ощущая его атмосферу такого же безысходного одиночества, отрезанность от внешнего мира, будто он один только в мире и существует.
Последнее, что хотелось отметить: неоднократно встречались в отзывах о романе мнения о том, что обилие родственных связей и похожесть имён запутывает, и поэтому приходится рисовать схемы, чтобы окончательно не сбиться с толку, - на мой взгляд, это совершенно лишнее. Что касается сходства имен и обилия связей всех многочисленных членов семейства Буэндиа – Маркес делал это неслучайно, таким образом писатель хотел сакцентировать внимание читателя не на таблице фамильного древа, это совсем неважно, а на фатальности бытия, обреченности рода, зацикленности, обветшалости (в итоге) их семейства, история которого вертелась сотню лет по подгнивающей оси. Пороки членов семейства стали уже наследственной болезнью; ключевые моменты – отсутствие любви и одиночество, невзирая на обилие окружающих людей и дом, вечно кишащий гостями. А с какой любовью Маркес описывает Амаранту Урсулу уже в самом конце романа, её одну он наделяет многими положительными качествами, унаследованными от ее прабабок; она ведь смогла полюбить, любовь была важным звеном в её жизни, но оказалась той же фатальной, порочной страстью к своему же племяннику, что обрекло род Буэндиа на необратимую и задолго предрешенную гибель, которая была зашифрована еще в древних пергаментах Мелькиадеса: «Первый в роду будет к дереву привязан, последнего в роду съедят муравьи».

Рецензии

Добрый вечер. Спасибо за разбор этого для меня очень сложного произведения. Всегда считал его насмешкой писателя,возможно ошибался.Но все равно "сто лет" очень спорный опус,по крайней мере для меня. Думаю, по достоинству оценить его могут только читатели со спец. образованием. Еще раз благодарю - было интересно. С Уважением.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры