Икона «Взыскание погибших»: значение, в чем помогает. Икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших

Главная / Измена мужа

Согласно святым церковным приданиям, первая икона, на которой изображена Божья Матерь с названием «Взыскание Погибших» была создана в шестом веке. Тем не менее есть совершенно разные варианты о том, как икона Божьей матери «Взыскание погибших» появилась на Руси и почему именно этот образ стал почитаться впервые.

Версии происхождения иконы

Легенда рассказывает о том, что Феофид – инок, который из-за клеветы был изгнан из дома архиерея, затаил ненависть внутри и обиду. Это побудило его отвернуться от Бога и перейти на сторону дьявола. Он буквально на грани предотвратил скорую духовную гибель и стал просить искупления. Матерь Божья услышала его искренние молитвы и решила принять раскаяние, она простила его великодушно и сняла обязательства перед сатаной. Поэтому мужчина решил посвятить себя служению Богу и нести Его весть тоскующим и павшим.

Помимо этого, есть версия про некого разбойника, который регулярно молился перед этим образом. По своему простодушию он просил помощи «в работе», а работа его была далека от праведных дел. Такого попустительства не могла допустить Пречистая Дева, в итоге икона Божией матери «Взыскание погибших» заговорила с этим, как говорят в миру, конченым человеком и вразумила его. Благодаря такому божественному вмешательству разбойник смог покаяться и получить в итоге прощение. Конечно, он перестал вести свой неблагой промысел и посвятил себя служению Господу.

Есть и другие истории об этом образе, они отличаются сюжетом, но во всех есть объединяющий стержень, который вдумчивый читатель без труда смог заметить. Если смотреть на эти рассказы легко понять в как помогает и в чем помогает икона Божией матери «Взыскание погибших» своим духовным чадам.

Даже самым падшим людям Она открывает веру, даже тем, кому, казалось бы, не может быть прощения и тем, кому не представляется возможным вернуться на верный путь, Она помогает и дает возможность обрести Спасение.

Тут следует отметить и значение иконы «Взыскание погибших», которое становится понятным из самого названия. Речь идет о погибших душах, о тех, кто далек от стяжания подлинных даров и благодати. По сути, обо всех людях, ведь даже праведникам без помощи Господа трудно. Поэтому тут речь идет о Богородице, которая как бы вытягивает погибшие души из бренности и позволяет преобразоваться в существа более высокого порядка.

В чем помогает икона «Взыскание погибших»

Иконы подобного типа разделены на несколько видов, на одних иконах Богоматери «Взыскание погибших», Она изображается с покрытой головой, а на некоторых с непокрытой и не сцепленными руками. Другие авторы включают дополнительные элементы, такие как пейзаж в окне и святых. Есть икона «Взыскание погибших» и в Москве, на этом образе Богородица без головного убора и в окружении святых.

У Матери Божьей есть нескончаемая любовь к людям и желание помочь каждому заблудившемуся на пути.

Она готова простить и оказать помощь каждому находящемуся на грани гибели

Образы становятся символом, побуждающим неустанно молится, и провозглашать истину. Она является заступницей больных людей, не способных исцелиться. Она уверенно спасает всех, находящихся в нищете и сводящих концы с концами. Коротко значение иконы «Взыскание погибших» можно описать, как спасение для каждого обремененного и удрученного, потерявшего всякую надежду и желание жить.

К этому образу идут просить спасти больного младенца или еще не родившегося ребенка. Она не раз проявляла чудеса, избавляя матерей от страданий и болезненных переживаний, поэтому она становится покровительницей детей и подростков, которым также хорошо молиться перед этим образом.

К таким иконам Богоматери как «Взыскание погибших», «Неопалимая купина» и Владимирская люди стараются обращаться к ней с горячей просьбой и молитвами исцелить тяжело больного человека или родственника. Искренняя молитва образу помогает избавиться от лишних пороков, в том числе и зависимости от алкогольных и наркотических средств.

Грешники, которые раскаялись, идут к ней, чтобы попросить о прощении и возможности вернуться на путь Божий.

Женщины просят о счастливой семье и здоровье всех домочадцев. Она способна защитить человека, находящегося на поле боя и стремящегося всем сердцем домой. Она может исцелять от лихорадок, заболеваний глаз и различных недугов. Тысячи православных людей обращаются к ней за помощью ежегодно, а значение трудно переоценить в православной культуре.

Молитвы иконе

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших»

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спаси́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших»

Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший; вонми́ гла́су моле́ния моего́, вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдная Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго; поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́дшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́, Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Взыскание погибших»

О, Пресвята́я Влады́чице и Богоро́дице, Вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, поги́бших Взыска́ние и всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в поги́бели и ско́рби су́щим; ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея Хода́таица, и я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́, никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас ны́не в день поги́бели и печа́ли пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належа́щия на нас ско́рби и бе́ды в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емая ра́дости в Ца́рствии Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.

Чудотворная икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» отличается оригинальным исполнением. Она символизирует в общем матерей и отцов, которые возносят молитвы Господу за своих детей. Другими словами данный образ является ликом Богородицы, утешительницы родительской скорби. Иногда эту икону называют «Избавление от бед страждущих».

Появление Святого чудотворного лика

Хранится чудотворная икона в настоящее время в Псковском монастыре. Очень интересной является история создания этого образа. Сама блаженная Матрона Московская дала свое благословение на создание этой уникальной святыни. Согласно преданию однажды Святая поведала Матушке, что ей снится особенный сон, в котором она видит один и тот же образ. Святая Матрона убедила Матушку, что в их монастырь просится сама Царица Небесная. После этого Блаженная дала благословение верующим женщинам и попросила их собирать по всем окрестным деревням деньги на создание иконы. Легенда гласит, что среди всех тех, кто давали деньги на святыню был один мужчина, который нехотя отдал рубль, а его брат при этом кинул на смех одну копейку.

Когда собранные деньги, верующие женщины принесли Святой Матроне, то она их перебрала и взяла в руки именно тот рубль и ту копейку, которая была отмечена сборщиками. За этим последовало указание отдать эти деньги тем людям, которые их дали, чтобы гроши все остальные деньги не испортили.

Вскоре была собрана необходимая сумма. Иконописцу был передан заказ, но перед этим Матрона все ему подробно объяснила и поинтересовалась, под силу ли ему нарисовать такое изображение. Художник согласился, сказав, что это дело для него привычное.

После этого Блаженная приказала ему причаститься у Святых Христовых Тайн и исповедоваться. Прошло время и иконописец отказался от заказа, так как у него по непонятной причине не получается писать образ. Прислушавшись к его словам, Матрона поняла, что причина отказа в том, что есть у этого человека один не исповеданный грех. Она сказала ему об этом, и проницательность Святой настолько поразила мастера, что он снова пошел на исповедь. Он принес покаяние священнику и, вернувшись, попросил прощения у Матроны Московской.



Блаженная с уверенностью сообщила, что теперь у него все получится, и он сможет выполнить церковный заказ. Прошло немного времени, и иконописец написал образ, с которым Матрона Московская не расставалась до самой смерти. И сегодня икона хранится рядом с мощами Святой.

На известной иконе «Взыскание погибших» изображена Богоматерь, придерживающая младенца сплетенными руками. Она с нежностью склонила голову к ребенку. Сын Божий стоит на коленях Пресвятой Богородицы, обнимает ее и нежно прижимается к матери щекой, а из-под его одежды трогательно выглядывают его ножки.

Значение Иконы и молитвенного обращения к Пресвятой Богородице

В названии иконы содержится слово «погибших». Следует понимать, что здесь оно не означает мертвых людей. Таким словом в православной вере принято называть людей, которые перестали видеть что-либо хорошее в окружающем мире. Когда верующего человека называют погибшим, то это акцентирует внимание на том, что он не может разобраться с собственной жизнью.

Именно для таких людей и направлена действенная помощь - икона Святой Богородицы «Взыскание погибших». Если человек потерялся в жизни и молится перед этим образом, то Пресвятая Богородица даст ему силы для борьбы за собственную жизнь и поможет осознать свое предназначение.

Молитвы пред иконой «Взыскание погибших» или «Избавление от бед страждущих»

Очень часто к молитвам перед этой иконой прибегают люди потерявшие веру и отвернувшиеся от Господа. Если для человека это остается единственной надеждой, то Пресвятая Богородица обязательно услышит его и даст знак.

Молитва об исцелении от болезней душевных и телесных

Помогает икона исцелить самые тяжелые недуги и хвори. Кроме того, дома можно молится перед этой иконой, чтобы избавиться от головной боли.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» может звучать следующим образом:

«Преблагословенная Владычица небесная, Богородице Дева Мария. Ты наше спасение и благодать. С верою к тебе прибегаем и молим о помощи, так как ты всегда слышишь страждущих и нуждающихся. Услышь и меня, Раба (-у) Божьего (-ью) (собственное имя), подай надежду на избавление от недуга страшного. Исполни просьбу мою в утешение мне и спасение мое. Защити от всяких бед, даруй мне жизнь во здравии и благополучии. Не дай подвергнуться дьявольским искушениям и убереги меня от грехопадений, за которые придется нести наказание господнее. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва в военное время о защите

Очень многие верующие люди молили о защите себя и своих близких перед иконой «Взыскание погибших».

Молитва в этом случае может звучать так:

«О, Пресвятая и Преблагословенная, Владычица Небесная, великая Богородица! Посмотри на нас милостивым взором своим, молящихся с умилением и искренней верой перед иконою святою твоею. Спаси и сохрани нас, позволь подняться нам из глубины греховной, просвети разум наш, омраченный страстными прегрешениями и залечи язвы нашей души и тела. Нет у нас надежды на другую помощь, кроме как на твою. Ты видишь вся душевные немощи, приводящие нас к свершению прегрешений. Но искренне обращаемся мы к тебе, чтоб не оставила ты нас без своей милости. Даруй свое милосердие, помоги исправить нашу жизнь греховную, не оставь нас с бедами и несчастьями наедине, избавь нас от скорби и от напрасной смерти. Спаси нас от вечных мук и даруй нам надежду на вечную жизнь. Ты истинная скорая Помощница и Заступница всем, кто ищет убежища и защиты. Ходатайствуй за нас перед Всевышним, а мы непрестанно молиться Тебе будем и прославлять все твои благие деяния. Аминь».

Молитва о замужестве

По сложившейся традиции перед этой иконой возносят молитвы девушки, которые мечтают удачно выйти замуж. Также могут просить о замужестве дочерей их матери. Замужние женщины возносят молитвы для того, чтобы получить благословение на счастливую семейную жизнь.

«О, Пресвятая Владычица и Пресвятая Богородица, услышь меня Рабу Божью (собственное имя) подай мне утешение и даруй мне надежду на жизнь благополучную и радостную. Только у тебя могу просить прибежища в скорби и бедах своих. Ты единственная можешь, стоя у престола Господнего, молить Всевышнего о прощении всех моих прегрешений, свершенных по неразумению моему. Услышь меня и сохрани от погибели и печали. Пред твоею Святой иконой стою и в слезах припадаю к образу Твоему, скорая Защитница и помощница всех людей, взывающих к тебе в скорби и печалях своих. Аминь».

Молитвослов - Акафист Богородице «Взыскание погибших»

В молитвослове можно найти акафист Богородице «Взыскание погибших». Читать его рекомендуется в оригинале. Им, как правило, должна сопровождаться любая молитва к пресвятой Богородице перед иконой «Взыскание погибших», которая может содержать любое обращение в произвольной форме.

С Древних времен люди православной веры безоговорочно относились с уважением к этой Иконе и считали этот образ прибежищем, когда находились на грани гибели. Поэтому любая молитва к Пресвятой Богородице дарит светлую надежду в любой трудной жизненной ситуации.

Перевод на русский язык

Чтобы слова молитвы звучали искренне, нужно понимать смысл молитвенного обращения. Перевод акафиста Богородице «Взыскание погибших» приблизительно следующий:

« О, Пресвятая и Преблагословенная Дева Мария, Владычице Небесная, Великая Богородице! Обрати свой взор на стоящих пред святою иконою Твоею и с любовью и искренней и глубокой молящихся тебе, подними нас из глубин греховных, просвети разум наш, помутневший от страстей ненужных, и излечи язвы души и тела. Нет другой помощи кроме твоей, нет другой надежды, кроме как на тебя. Ты видишь все немощи и согрешения наши, это мы приходим к образу твоему и обращаемся: не оставь нас без Небесной поддержки, покажи нам свою милоссть и благодать, спаси и помилуй нас, погибающих. Позволь нам исправить свои прегрешения, избавь нас от печалей, бед и болезней, от напрасной смерти, ада и вечных мук. Ты скорая Помощница и Заступница всем, прибегающим к тебе в своем раскаянии. Подай нам надежду на вечную жизнь в Царствие Божьем. Услышь наше обращение и не отвергни его. Мы радостно славим Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Слушать акафист молитва «Взыскание погибших»

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» имеет величайшее значение для православного мира и помогает всем, кто с искренней верой, надеждой и любовью взывает к Царице Небесной. Память иконы совершается ежегодно 18 февраля.

История образа

Этот образ имеет запутанную историю своего происхождения, потому что мировые православные историки так и не обрели единого мнения о том, как и откуда получило распространение чудотворное изображение.

В одном из архиерейских домов прислуживал в должности эконома знатный и благочестивый горожанин Феофил. Но случилось так, что его оклеветали и признали вором. За что он был с позором выпровожен из дома. В нем очень сильно взыграла обида, и мужчина стал сильно роптать на Бога и Его Пресвятую Матерь. Позже он заключил сделку с диаволом и продал ему свою душу.

Вскоре, находясь на грани своей погибели, к нему пришло осознание того, что он содеял. Мужчина опомнился и стал раздумывать о том, как ему исправить тяжелую ситуацию. Он закрылся в святой обители и приказал никого не впускать в ее стены.

Интересно о православии:

  • Чем отличаются староверы и старообрядцы от православных?

Феофил отчаянно и слезно молился пред иконой Богородицы, называя ее «Взыскание погибших». Его отчаяние было настоящим, искренним и слезным, поэтому Дева Мария вняла раскаянию мужчины и объявила ему о прощении грехов.

После этого события Феофил принял иноческий постриг , а свой земной путь он закончил, прославившись в лике преподобных.

Чудотворная икона «Взыскание погибших»

Прославление лика

Прославление иконы случилось в XVII веке. В селении Бор проживал крестьянин Федот Обухов. Он очень любил Бога и часто жертвовал свои сбережения на благолепное украшение сельской церкви.

Однажды в праздник Крещения Господня он отправился в путь на телеге, запряженной лошадью, но в дороге его настигла лютая буря. Дорога была заметена снегом, зверствовал сильнейший мороз, а скотина совсем выбилась из сил и недвижимая остановилась у края оврага.

Федот предвидел свою скорую смерть от переохлаждения и отсутствия любой помощи со стороны, поэтому он укутался в тулуп, лег в сани и замерзая, стал засыпать. Но перед сном он успел помолиться Богоматери и дал обет написать Ее Лик «Взыскание погибших».

В соседнем селении проживал друг Обухова. В страшных завываниях морозной вьюги ему чудился чей-то голос и слово «Возьмите». Он вышел из дома и обнаружил в санях под окном своего друга Федота. Осталось тайной на века то, каким образом попал Обухов к дому своего приятеля.

Оправившись от болезни, Федот принялся за исполнение своего обета. Он обратился за помощью к художнику Гурову. Тот принялся за написание иконы, но объявил слишком высокую цену. Внезапно художника настигла полная слепота, но тот уяснил причину ее происхождения. Он был согласен написать образ за любые, предложенные ему деньги. И тут же вновь обрел зрение.

Получив икону, Федот привез ее в дом своих родителей, а позже перенес в родную сельскую церковь, после чего лик прославился чудесами, исцелениями и знамениями.

Списки иконы

Позже христианам России стали известны другие образы иконы.

Один из них был написан итальянским иконописцем и принадлежал дворянской семье из Москвы.

Предание гласит, что у владельца иконы скончалась супруга, и он один воспитывал троих дочерей.

Он часто молился Деве Марии об их благополучии в жизни. Вскоре девицы обрели любящих мужей и семейное счастье. Благодарный молитвенник передал икону «Взыскание погибших» в храм Рождества Христова в Палашах. Но во время нападения французов на Москву в 1812 году враги разбили чудотворный Лик, но позже икона была восстановлена художником Мягковым.

Интересно. Считается, что именно перед этой иконой великий Лермонтов сложил свою «Молитву странника».

Икона «Взыскание погибших»

Иконографические особенности

На иконе изображена восседающая Богоматерь. На Ее коленях стоит маленький Богомладенец, Он обнимает Мать за шею и прижимается к Ней левой щечкой. Матушка кольцеобразно обнимает Сына.

На некоторых вариантах икон Матушка изображена с покрытой главой, на других с не покрытой, на третьих Ее окружает сонм святых. Верхнюю часть образа украшает картина Крещения Господня.

Помощь с Небес

К Лику Царицы Небесной православные христиане обращаются:

  • если близкие люди отвернулись от Бога, потеряли веру в Него;
  • во времена военных действий для защиты себя и своих родных;
  • для исцеления от болезней глаз, мигрени, прочих тяжелых заболеваний, в том числе онкологических;
  • ради избавления от никотиновой зависимости, алкоголизма, наркомании;
  • ради помощи в обретении семейного счастья и примирении враждующих между собой супругов;
  • незамужние девушки молят пред Богородицей о помощи во

Икона «Взыскание Погибших» - есть лик Богородицы с ребенком на руках. У православных считается чудотворной и помогает матерям и отцам утешить скорби по детям. Родительские мольбы за детей не остаются без ответа.

Первое упоминание об иконе «Взыскание погибших» произошло в 6 веке. Инок Феофил готовился стать служителем церкви, но сошел с праведного пути и продался дьяволу. Осознав, что идет не по той дороге, стал горячо молиться Деве Марии. Царица небесная, вняв горячим мольбам, простила его, освободила от союза с сатаной.

Воевода Саратова в 1666 году после битвы и полученных многочисленных ран готовился к смерти, как в Волге ему явилось изображение иконы, и он излечился. С тех пор Поволжская икона «Взыскание погибших» исцеляла людей от болезней.

Борская икона Богородицы в Серпухове также творит чудеса. Крестьянин Федот заблудился зимой и замерзал. Он страстно молился Деве Марии, обещал, что если выживет, закажет образ. Богородица перенесла вместе с санями замерзшего человека к избе. Придя в себя, Федот Обухов заказал икону у мастера. Но мастер потребовал высокую цену. Сделка не состоялась, художник ослеп. Осознав свою алчность, иконописец обещал написать лик Девы Марии бесплатно и сразу прозрел. Так была создана чудодейственная икона Взыскание погибших в Серпухове, которая однажды предотвратила в Серпухове эпидемию холеры.

В чем помогает молитва «Взыскание погибших»

Наградить прощением, то есть взыскать – отсюда название иконы «Взыскание Погибших». Молитва иконе помогает всем, кто на грани погибели, физической или духовной.

Молиться Богородице можно о детях, безнадежно больных, пребывающих в крайней нищете на грани голодной смерти, душах, захваченных пороками и страстями.

Молитва иконе «Взыскание погибших» избавляет от дьявольских пороков: алкоголизма, наркозависимости, табакокурения. Икона защищает детишек от травм и бед. Можно помолиться за счастливый брак, здоровье детей. Также оберегает воинов на войне. Молитва иконе Божьей матери «Взыскание погибших» даже своими словами будет действенна, заступница услышит любую просьбу и обязательно поможет, если вера ваша сильна и искренна. Царица небесная Богородица особенно почитаема православными. Она негласная защитница земли русской. Значение образа «Взыскание погибших» сложно оценить. Это последнее пристанище людей в скорби и трагедии. Дарующая надежду, прощение, снискала огромное уважение и почитание русского народа. Слово погибших не имеется в виду умерших. Это души на грани жизни и смерти, утонувшие в пороках, потерявшие свое лицо перед Господом и людьми. И даже убийцам, алкоголикам, отъявленным негодяям при искреннем раскаянии Богородица дарит прощение и успокоение. Успокоение в душе и силы дарит молитва таким людям.

Ведь только через покаяние, осознание грехов и искреннюю веру приходит спасение. Особенно сильна молитва «Взыскание погибших» по православному календарю 5 (18) февраля - в день почитания иконы. Грешники утешение и успокоение найдут, молясь. Идите в храм или молитесь дома, если вы не видите просвета в жизни, отчаяние захлестнуло вас:

  • За сыновей, ушедших на войну
  • От нищеты и разорения
  • При эпидемиях
  • Тяжелый недуг одолел вас или родственников
  • При сглазе, порче за детей, оберегая
  • Удачное замужество дочери, внучки
  • Девушкам для сохранения и сбережения любви
  • В беспросветных жизненных ситуациях

Текст молитвы «Взыскание погибших»

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати!

К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши.

Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих.

Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою.

На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое.

Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Молитва Богородице о муже

Молитва Богородице «Взыскание погибших» о муже воздается, если муж имеет пагубные пристрастия к пьянству, табакокурению, жестокости или, напротив, ушел на войну.

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших!

Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе:

воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием:

не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих.

Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки.

Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся.

Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных,

идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Молитва о замужестве

Молитва иконе «Взыскание погибших» о замужестве помогает создать крепкую семью, жить молодым в мире и согласии.

О, Пресвятая Владычица и Пресвятая Богородица, услышь меня Рабу Божью (собственное имя) подай мне утешение и даруй мне надежду на жизнь благополучную и радостную. Только у тебя могу просить прибежища в скорби и бедах своих. Ты единственная можешь, стоя у престола Господнего, молить Всевышнего о прощении всех моих прегрешений, свершенных по неразумению моему. Услышь меня и сохрани от погибели и печали. Пред твоею Святой иконой стою и в слеазах припадаю к образу Твоему, скорая Защитница и помощница всех людей, взывающих к тебе в скорби и печалях своих. Аминь

Акафист Богородице о защите на русском языке

Прославляйте в молитве Богородицу, заступницу, Пресвятую деву, благодарите за то, что имеете, прося защиты и помощи в болезнях и семейных вопросах. Акафист (прославление) матери Божьей на русском языке обязательно поможет обрести твердую почву под ногами в сложных семейных вопросах.

О, Пресвятая и Преблагословенная Дева Мария, Владычице Небесная, Великая Богородице! Обрати свой взор на стоящих пред святою иконою Твоею и с любовью и искренней и глубокой молящихся тебе, подними нас из глубин греховных, просвети разум наш, помутневший от страстей ненужных, и излечи язвы души и тела. Нет другой помощи кроме твоей, нет другой надежды, кроме как на тебя. Ты видишь все немощи и согрешения наши, это мы приходим к образу твоему и обращаемся: не оставь нас без Небесной поддержки, покажи нам свою милоссть и благодать, спаси и помилуй нас, погибающих. Позволь нам исправить свои прегрешения, избавь нас от печалей, бед и болезней, от напрасной смерти, ада и вечных мук. Ты скорая Помощница и Заступница всем, прибегающим к тебе в своем раскаянии. Подай нам надежду на вечную жизнь в Царствие Божьем. Услышь наше обращение и не отвергни его. Мы радостно славим Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

(празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям (Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. (Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Первоначально «В. п.» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой теплой домовой ц. настоятельского корпуса; для поклонения молящихся ее спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. ее приносили из мон-ря в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

В 1924 г. монахини мон-ря отказались передать ее обновленческому архиеп. (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чем он 17 сент. того же года писал в донесении представителям местной власти (ГА Самарской обл. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 62. Л. 4). После закрытия Раковского мон-ря в 1928 г. икона, вероятно, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 30-х гг. в Покровском храме г. Самары (в 1935-1991 Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «В. п.», но, по заключению еп. Куйбышевского Иеронима (Захарова) , это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению еп. Иеронима, в 1953/54 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «В. п.», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в наст. время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день ее празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в сер. сент. крестном ходе вокруг города.

Икона писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7´ 23,9 см) близки описанным свящ. П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием зап. (итал. или критских) образцов в кон. XVIII в.

В рукописях Раковского мон-ря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была темной и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Известны случаи появления на лике Божией Матери, лике и руках Младенца капелек мира, напр., с мая по окт. 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел к-рого был посвящен «В. п.», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сел.

По словам Кадышевой, в нач. 60-х гг. XIX в., во время ее остановки в Н. Новгороде по пути из С.-Петербурга, Нижегородский еп. Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, к-рая была выполнена инокиней Дивеевского мон-ря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Др. копия, написанная настоятельницей Раковского мон-ря игум. Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса. Судьба этих 2 списков неизвестна.

В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. Этот список, как и все др. иконы, Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

В 50-х гг. XX в. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл. была обретена икона «В. п.», в советские годы бывшая частью настила пешеходного моста. Из надписи на иконе известно, что она «сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского мон-ря Самарской губ. и того же уезда игум. Анатолии с сестрами в память чудесного избавления имп. Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 окт. 1888 г. близ ст. Борки). В наст. время этот образ находится в ц. Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февр. 1994 г. на всенощной в канун празднования «В. п.» образ начал мироточить.

«В. п.» из с. Малижина Богодуховского у.

Харьковской губ., по преданию, была обретена ок. 1770 г.; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением этой местности от холеры. Др. сведений об иконе нет.

«В. п.» ц. Рождества Христова в Палашах в Москве

(в наст. время в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке) датируется 1802 г. (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1995. С. 62. Кат. 50). По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресв. Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с др. церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями худож. Т. Г. Мягкова. В 1815 г. в Рождественской ц. на месте прежнего Покровского придела по ходатайству прихожан был устроен и освящен придел в честь «В. п.», где икона находилась до разрушения храма (1935-1937). Затем образ перенесли на короткое время сначала в ц. Воскресения словущего на М. Бронной ул. (разобрана в 1935, снесена в 1938), затем в ц. Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. (закрыт в 1937), в наст. время «В. п.» находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке. В 1981 г. от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако образ остался невредим. В 1982 г., после обновления киота, «В. п.» была перенесена на солею, слева от царских врат главного придела.

Образ написан маслом в традициях западноевроп. живописи. На полях изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мч. Мамант, ап. Филипп, прав. Анна, свт. Николай Мирликийский, прмц. Параскева, вмц. Екатерина.

В день празднования «В. п.» в палашевском храме литургию совершали Московские митрополиты или викарные архиереи, неоднократно служил Патриарх свт. Тихон. Традиция совершения литургии 5 февр. архиерейским чином сохранилась и после перенесения иконы в воскресенскую ц. на Успенском вражке; по воскресным дням перед иконой читается акафист.

В Успенском соборе новомосковского Свято-Успенского муж. мон-ря

Тульской обл.(с 1992), слева от иконостаса, рядом с ковчегом с частицей мощей блж. старицы Матроны, в киоте хранится образ «В. п.», написанный по ее просьбе и ранее находившийся в ц. Успения Божией Матери в с. Себине Тульской обл. На полях иконы изображены свт. Николай Мирликийский и мч. Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещенного акафиста иконе и блж. Матроне (др. образ, созданный также по воле старицы, в наст. время пребывает в московском жен. мон-ре в честь Покрова Пресв. Богородицы).

Особенности иконографии

Под названием «В. п.» известны 2 извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине ее платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из с. Бор и г. Таруса, из московской ц. свт. Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в др. варианте (иконы из раковского мон-ря, из московской ц. Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода 2-го типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в 1-м типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во 2-м изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Ее правом колене (или коленях); в 1-м варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части к-рого надпись-посвящение. На иконах 1-го типа на голове Богородицы традиц. мафорий; на иконах, подобных образу раковского мон-ря, Ее голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи.

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика.

Гимнография

В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа (« ») и 4-го гласа (« »); канон 4-го гласа (ирмос: « », нач.: « »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: « » и « ».

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34.

Лит.: Рождественский А ., свящ . Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор» // Калужские ЕВ. 1864. № 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ. // ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И ., свящ . Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь // Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76; Альбицкий П ., свящ . Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.) // Там же. 1896. № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138; Кременский Е . В ., свящ . Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших». М., 1898, 19033; Никольский В ., свящ . Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при моск. Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900; Борская икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3. С. 1-3; Кондаков Н . П . Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 54-67, 201; Соколов П ., свящ . Икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». М., 1912; Никольская Ю . «Взыскание погибших». М., 1914; Троицкий В ., прот . Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Тверь, 1914; Богословский Т . М . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // ЖМП. 1945. № 5. С. 54-56; Праве Л . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Там же. 1980. № 2. С. 24-26; Антонов В . Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // С.-Петербургские ЕВ. 1991. Вып. 8. Окт. С. 87; Морозова-Утенкова Е . Седьмое начало: История восстановления храма Воскресения Христова в Тарусе Калужской еп. Таруса, 1998. С. 53-57. Ил. на с. 52; Правосл. святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63; Раковский Св.-Троицкий жен. мон-рь (1859-1927 гг.) // Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Э. В. Шевченко, инокиня Вероника (Горячева)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры