Как пишется «рос(т) — рас(т) — ращ». Указатель слов к разделу «Орфография

Главная / Измена мужа

Цели и задачи:

  • закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
  • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
  • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • Ноутбук.
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1 )
  • Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
  • Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.

Ход урока

1. Организационный момент.

Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.

Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.

  • 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
  • 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.

Затем осуществляется совместная проверка.

Устный опрос:

От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?

3. Закрепление.

1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)

(водоросли)

Какие корни встречаются в этом слове?

Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).

чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)

Что растет по берегам реки? (слайд 3)

(камыш, рогоз)

Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

(У берега растет высокий камыш.)

Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.

2) - После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.

Что растет на берегу? (слайд 4)

(яблонька)

Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).

Учащийся читает стихотворение.

Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.

Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.

Над какими орфограммами работали?

Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.

3) - Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)

(бутылка)

А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)

Это письмо от ребят. Прочитаем его.

Сад вырос.

У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.

Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.

Где находился садик? Кто его вырастил?

Как двор выглядел сначала?

Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?

Как разрастался сад?

Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.

(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)

Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.

Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.

Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.

(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)

Проверим, правильно ли мы распределили слова.

5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.

4. Итог урока.

С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?

Вы хорошо сегодня поработали.

5. Домашнее задание.

Выполнить работу на карточке. (слайд 10)

    Вообще-то, по правилу в этом корне с чередующимися безударными гласными а пишется перед -ст- и -щ-: растение, вырасти, прирастать, отрастать. Исключения: росток, Ростов, Ростислав.

    Буква о пишется, если нет -ст- и -щ-: вырос, оброс, заросли.Исключение: отрасль.

    Правописание гласных А и О в корнях РАСТ - РАЩ и РОС.

    Букву А нужно писать перед согласными СТ и Щ, а перед согласным С пишем букву О.

    Например,

    выращенный - выращенная - выращенное - выращенные, выращивали - выращиваем и т. п. (пишем букву А, потому что перед Щ),

    растение, растили, вырастили, прорастили, возрастной, возраст, подрасти и т. п. (пишем букву А, потому что перед СТ),

    выросли, переросли, заросли, поросль, недоросль и т. п. (пишем букву О, потому что перед С).

    Есть и слова-исключения, правописание гласных в которых нужно просто запомнить, так как они не подчиняются правилу выше (см. картинку ниже):

    Как вариант: растение, возраст

    проросли, выросли

    пророщенный.

    Слов с чередующимися гласными на правило раст - рос - ращ достаточно много в русском языке. Известны слова

    растение и возраст, но росточек.

    Правило простое, при внимательном прочтении и выполнении нескольких упражнений определить, какую гласную писать не составит труда.

    Примеры слов с корнем РАСТ:

    Растаем, прирастаем, вырастать, растение, возраст, вырастить, подрастающий, разрастись, нарастание, растительность, возрастной.

    Примеры слов с корнем РОС:

    Заросли, росла, выросла, выросший, срослось, недоросль, перерос, приросли.

    Примеры слов с корнем РАЩ:

    Сращивание, отращивать, выращивать, наращивание, заращивать, выращенный.

    Что бы не путаться какую нужно писать гласную в корне, запоминаем правило:

    Гласную А - пишем перед СТ, Щ

    Гласную О - пишем в остальных случаях

    Есть слова исключения, которые нужно запомнить: ростовщик, отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

    Корень -раст- в таких словах: растение, возраст, возрастание, вырастить, нарастить, растущий, дикорастущий, разрастись, возрастающий, возрастной, растительность, взрастить..

    Корень -рос- в таких словах: заросли, выросли, поросль, недоросль, рос, подрос, выросший, переросший...

    Корень -ращ- в таких словах: наращивание, проращивать, сращивать, выращивать, ращу, взращенный...

    Корень -раст-

    Раст-ет, -раст-ение, -раст-ить, -раст-ил, вы-раст-ил - все слова происходят от слова растение.

    Корень -рос-

    Рос-ток, по-рос-ль, вы-рос-, -рос-товщик, -Рос-тов, -рос-а, с-рос-лись.

    Корень -ращ-

    вы-ращ-ивать, с-ращ-ивать, на-ращ-вивать - все слова происходят от слова ращу.

    Корни -раст- и -рощ- относятся к правилу чередования гласных с -а-а на -о- и наоборот. Правило гласит: буква -о- пишется в корне слова перед всеми согласными, кроме -ст- и -щ-щ. Перед -ст-, -щ- пишется буква -а-. Из этого правила и происходит два схожих корня, несущих один смысл -рас-, -раст-, -рощ-. Пример: вырАщивать, вырОс.

    Раст: вырастили, растение, возраст, растить, растущий

    Рос: рослый, росток, подросток, вырос, заросли, зарос

    Ращ: выращу, выращивание, взращу, приращивание, наращивание

    Вот только некоторые примеры слов с этими корнями. Остальные слова можно найти в интернете

    Не всегда можно проверить безударный гласный в корне слова. Это нельзя сделать в случае чередования гласных о//а, как, например, в корне раст-/ращ-/рос- .

    Примеры слов с корнем раст-/ращ- :

    растение, расти, растет, растущий, прирастет, растениеводство, пышная растительность, растительное масло, отрасти, отращнная борода, зарасти, правильно заращенный, вовремя прорасти, прорастать, проращенное зерно, подрастать, подрасти, подрастающее поколение, взрастить, взращнный, нарасти, нарастить, нарастающий, прирасти, прирастить, приращнный, срастаться, дорасти до полки, выращивать, выращенный.

    Примеры слов с корнем рос-:

    водоросли, водорослевый, поросль, порослевый, росла, подросли, наросла, приросла, проросла, отросли, срослись, доросла до крыши, выросла быстро.

    Запомним написание слов-исключений : росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик и производных слов - отраслевой, ростковый, заросток, проросток, подростковый, ростовщица, ростовский и пр.

    В корне с орфограммой Чередующиеся гласные в корне раст-// -рос-//-ращ- перед ст пишется буква а, перед с - буква о, перед щ - буква а.

    Примеры слов с корнем -раст -

    • раст ение,
    • расти,
    • подрастать,
    • взрастить,
    • возрастать
    • возраст.

    Примеры слов с корнем -рос -

    • выросли,
    • поросль,
    • подрос,
    • заросли.

    Примеры слов с корнем -ращ -

    • наращивать,
    • выращивать,
    • взращивать.

    Необходимо помнить об исключениях : росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

    раст - возраст,

    раст - возрастание,

    раст - вырастить,

    раст - растущий.

    рос - заросли,

    рос - выросли,

    рос - поросль,

    рос - подрос,

    рос - выросший.

    ращ - наращивание,

    ращ - проращивать,

    ращ - сращивать,

    • запомнить чередование гласных в корнях – раст-ращ-рос;
    • распознавать слова с чередующимися гласными а-о в корнях – раст-ращ-рос;
    • уметь обосновывать выбор гласных в этих корнях.

    Ход урока

    1. Слово учителя . Сегодня мы с вами знакомимся с необычными корнями. Почему необычными? Потому что, во-первых, они связаны с жизнью, а во-вторых, гласные в этих корнях все время меняются, и называются они чередующимися. Предоставляю вашему вниманию 3 предложения:

    А) «Выро сла моя девочка!»– ласково сказала мама.
    Б) Из доброго семечка выра стает добрая яблонька.
    В) Выра щенные с любовью, дети отдадут и свою любовь людям.

    – Назовите, пожалуйста, корни в словах выросла, вырастает, выращенные. Да, это и есть корни жизни!

    2. Познакомимся с правилом их написания в учебнике, рассмотрим таблицу (параграф 85, стр.178)

    3. А теперь я хочу предложить вам еще несколько интересных словосочетаний:

    А) ро сток розы
    Б) город Ро стов
    В) мальчик по имени Ро стислав
    Г) жадный ро стовщик (объяснить лексическое значение слова ростовщик – человек, который дает деньги под проценты, то есть в «рост»)
    Д) отра сли промышленности (отрасль – это отдельная область науки, производства)

    – Что необычного вы заметили? Да, почему же в словах росток, Ростов, Ростислав пишется в корне буква О? А в слове отрасль буква А? Ведь мы же говорили о корнях – раст-ращ-рос-? Да потому что это слова-исключения. Давайте запишем их и постараемся запомнить!

    4. А теперь небольшая тренировка (отработка способа действия по выбору орфограммы в корне):

    Листья ра стения, молодая поро сль, ро сток розы, разра стаются розы. Отра сль промышленности, морские водоро сли, выра щивание молодняка, заро сли камыша, город Ро стов.

    5. Тренировку мы с вами провели, немного устали, и нам нужно отдохнуть. Я называю слова, и если в корне слова будет буква А, то вы поднимаете руки вверх, а если буква О, то опускаете голову вниз:

    Расти, растительность, волосы отросли, растения, росточек, взрастить, заросли, подрастать, отрасль, водоросли, произрастать, выращенный.

    6. А теперь сосредоточимся – нам предстоит решить грамматическую задачу.

    Задание: найдите «лишнее» слово. Объясните правописание всех слов.

    Выр…сли, ор…сили, отр…сль.
    Р…стительный, р…столстеть, р…стяпа.

    7. – Зачем возрастаю? – Снегурка спросила меня.

    – Я знаю, что скоро растаю.

    Лишь только увижу веселую стаю,

    Растаю, по камням звеня.

    Вопрос: каким правилом вы воспользуетесь при написании глаголов возрастаю– растаю?

    8. И заключительный этап нашего урока – самостоятельная работа. Запишем одно интересное предложение:

    Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю, и начала из него р…сти вишенка: р…сла, подр…стала и выр…сла в пышное деревце.

    9. Подытожим урок! Вот вы и познакомились с «корнями жизни». Назовите их еще раз! А самое главное – не ошибайтесь в их написании и помните про слова-исключения!

    10. Домашнее задание (самостоятельный выбор учащихся)

    Вариант 1: упр.441(учебник)
    Вариант 2:
    придумать предложения со всеми словами-исключениями.
    Вариант 3: сочинение-миниатюра на тему «Морская жизнь» с использованием «корней жизни»!

    Рост, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, рослый, взрослый, заросль, поросль, нарост, отросток, переросток, подросток, прирост, приросток, водоросль, взращивать, зарастать, заращивать, нарастать, наращивать, обрастать, отрасти, отращивать, перерастать, подрастать, прирастать, приращивать, разрастаться, срастаться, разрастись, сращиваться, выращенный, сращение.

    12. Выполните некоторые из названных здесь действий, например: на лить или до лить воду в чашку, вы лить или от лить ее из чашки и т.п.

    Игры на внимание к различиям в правописании слов*.

    13. Укажите, из каких частей состоят данные сложные существительные. Спишите. Подчеркните первую часть сложных существительных одной чертой а вторую – двумя.

    Образец: машин остроительство – машина, строительство.

    Агроминимум (но: агрикультура), авиапочта, градостроительство, Волгоград, Новгород, газобаллон, газификация, лесотундра, скопидом, времяпрепровождение, семяпочка, семядоля, тонно-километр, человеко-час, юго-запад, северо-восток, кинобудка, мотогонки, офицер, вице-председатель, мировоззрение, миропонимание.

    14. Перепишите и подчеркните первые части данных слов.

    Сороконожка, сорокалетие, авиасвязь, агрономия, антропология, аэрофотосъемка, гастрономия, тысячелетие, монограмма, морфология, неологизм, литография, орфография, псевдоним, прототип, психология, радиосигнал, радиограмма, радиолокация, вертолет, панорама, эпилог, философия.

    15. Впишите, вставляя или дописывая пропущенные буквы.

    Вопл..щенный, в..сстановление, впоследствии.., в продолжени.. всего урока, в течении.. недели, на га..ере.., гор..зонт, гости..ица, гранд..озный, гумма..изм, гумма..ость, гума..ый,дел..гация, беспр..стан..о, пр..оритетный, ч..лка, напрас..но, бре..житься, бл..стеть.

    * Акцентируют внимание на каждом фрагменте слова.

    16. а) От следующих слов образуйте с помощью суффиксов прилагательные: суффиксы выделите.

    Образец: Традиция – традиционн ый.

    Дворник, босяк, бурлак, горняк, купец, заговорщик, турки, тюрки, комиссия, композиция, провокация, реакция, дивизия, диверсия, эксплуатация, экспедиция, кульминация. Мысль, огонь, клятва,



    чувство, друг, величество, отечество, отец, беда. Копировать, дубить, сушить, точить, сверлить, убирать, шлифовать, прясть, морозить, полировать.

    б) От слов гвардия , компания (друзей), армия , милиция , кампания (посевная), судья образуйте прилагательные с суффиксом -ск- и употребите их в сочетании с существительными (помните, что в основе будет чередование и/е ).

    Образец : Житие – житей-ск-ий. Житейская мудрость.

    в) Спишите, вставляя суффиксы с неизменяющейся гласной (-чив, -лив-, -ическ- и другие).

    Расчет..ый, опромет..ый, задум..ый, разговор..ый, услуж..ый, урод..ый, устой..ый, забот..ый, привет..ый, придир..ый, оптимист..ий, причуд..ый, полит..ий, пропаганд..ий, марксист..ий, предприим..ый.

    17.

    Бессвязный, бесхозяйственный, расстояние, рассердиться, расколоть, рассылать, исследовать, восстание, бессмертник, беспорядок, раскол, безрассудный, расшуметься, разжигать, врассыпную, врасплох.

    18. Перепишите, отделяя значащие части слова черточкой.

    Образец : Отрезанный – от-рез-анн-ый.

    Преодолевать, развеваться, восстановить, воспрепятствовать, распущенный, расстегнутый, бесхитростный, раздевальня.

    19. Слова – глаголы впишите в левый грузовичок, а слова – существительные – в правый. Разберите слова по составу (смотреть картинку)

    20. Напишите рядом с данными глаголами слова, от которых они образованы.

    Образец: Пустословить – пустое слово.

    Благословить, благодарить, злорадствовать.

    21. Образуйте глаголы с помощью приставки -о- и суффикса -енеть- и прилагательные на лый от существительного дерево, кость, кровь, лед, стекло, столб.



    Образец: Дерево - одеревенеть - одеревенелый.

    22. Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. Они будут не в каждом слове!

    Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, деревообрабатывающий, комбинат, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость.

    23. К следующим словам подберите однокоренные образования.

    Склоняться, беспристрастный, соглашаться, содрогаться, обогащаться, безвкусица, безразличие, преподаватель.

    24. Прочитайте, найдите однокоренные слова; выпишите сначала слова одного корня, затем – другого (всего 10 корней).

    Обнаженный, облегать, непостижимый, ноженьки, нога, ноготок, посягательство, ступать, посягать, достигать, облечь, неприемлемый, легкий, предприниматель, подножка, постичь, выступить, преемственность, нагой, подножный, обнажить, стреножить, облегчить, непостижимый, неприступный, предприимчивый, подноготная, настичь, прилегает, ногти, недосягаемый, обличение, преступление, ногтевой, гостеприимный, ноготь.

    25. Найдите однокоренные слова и запишите их.

    Образец : Бережливый, беречь, сбережения, берегут.

    Тащить, касаться, затосковать, истязать, увядать, косность, прикосновение, неувядаемый, затащить, касательная, потосковать, тягость, косный, вянуть, таскать, прикоснуться, тоска, закоснелый, тяжба, потаскать.

    26. Подберите к каждому «отрезку» слова подходящую для него приставку. Запишите полученные слова.

    Образец : …ниматься – подниматься.

    Цветающий, ..мерить, ..дельник, ..ведчик, ..лететь, ..ложение, ..править, ..порядок, ..пытывать, ..кипеть, ..петь, ..бираться, ..трепенуться, ..пахать, ..вестия, ..шумный, ..жигать.

    27. Запишите слова под диктовку, а потом проверьте себя по книге.

    Бесцельный, бесцветный, исчезнуть, вскарабкаться, вздумать, да здравствует, восстать, здоровый, вздыбиться, расценка, расчертить, бесконечный, расколоть, разжалобить, взвиться, вскипеть.

    28. Перепишите. Объясните выбранные написания. Выделите приставки.

    Без- (ответственный, аварийный, укоризненный); из- (явить, езженный, обильный); об- (едать, являть); от- (явленный, экзаменовать); пред- (убеждение, уведомление, являть); раз- (учить, уверить, яриться); сверх- (естественный); двух- (ярусный, этажный); с- (ёжиться, ездить, экономить, агитировать).

    29. Спишите, обозначая приставки. Какое значение имеют приставки в выделенных словах? Назовите антонимы к выделенным словам. Чем они различаются по составу?

    30. Запишите слова в три колонки: в первую – с корнем в начале слова; во вторую – с корнем в середине; в третью – с корнем в конце. Выделите приставку.

    Образец: ходить заходить подход
    Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить; отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться.

    31. Измените слово по образцу. Выделите приставки

    Образец : Разлить – разолью – разольет.

    Сбить, зашить, добиться, увидеть, прыгать, спускаться.

    32. Запишите слова с указанными приставками.

    Ехать (от-, под-, об-, у-, в-), ездить (из-, с-), ёжиться (с-), явиться (об-).

    33 . Составьте все возможные глаголы, изменяя приставки.

    Образец : скакать – прискакать, отскакать, ускакать, перескакать, подскакать.

    Ходить, бегать, прыгать, видеть, писать, ехать, пить.

    34 . Вставьте пропущенные буквы.

    1. 1) Камешек полетел до середины пруда, ударился со звоном об лед, высоко подск..чил, полетел дальше, и снова ударился, и снова подск..чил. 2) Белочка доск..кала до елки и забралась на нее. (С. Образцов)

    2. 1) Куст малины наск..чил на Винни-Пуха внезапно, когда медвежонок падал с дерева. 2) Это большой лес, и внем сколько угодно места для того, чтобы прыгать и ск..кать. 3) Тигра стал таким выск..чкой, что нам пора его укротить.

    35. Прочитайте слова, произнося правильно сочетания зж, сж, зш, зч, сч, жч, стн, здн, стл .

    Изжить, брызжет, разжиться, изжарить, без жизни, без желания, дребезжит, безжалостный, без жены, с желанием, с жадностью, из жалости, разжалован, без шапки, с шумом, без шинели, без шума, бесшумно, из шалаша, заказчик, подписчик, разносчик, перебежчик, считать, мужчина, счетчик, расчет, песчаный, доблестный, областной, крепостной, неизвестный, громоздкий, устный, яростный, счастливый, разостлал.

    36. I. В данных словосочетаниях замените приставки первой группы приставками второй группы. Запишите полученные слова. Образец : Чайник закипел – вскипел.

    1) Бутоны открылись. 2) Яблони зацвели. 3) Створки окна отворились. 4) Соль просыпалась. 5) Идет непрерывный дождь. 6) Мы потратили деньги. 7) Мебель поставили. 8) Неспокойный человек.

    II. Подберите к данным словам антонимы (слова, противоположные по смыслу) с приставками второй группы. Образец : Совестливый – бессовестный.

    Порядок, участливый, одаренный, корыстный, жалостливый, честный.

    37. Образуйте с помощью приставок новые глаголы и запишите их.

    Образец: Тянуть - втянуть, вытянуть, дотянуть, затянуть, натянуть, оттянуть, обтянуть, перетянуть и т.д.

    Светить, святить, мирить, мерить, платить, плотить, считать, идти, сиять, расти, дрожать, дивить, кропить.

    Для справок: Глагольные приставки: в- (во-), вз- (взо-, вс-), воз- (возо-, вос-), вы-, до-, за-, из- (изо-, ис-), на-, над- (надо-), низ- (низо-, нис-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), пере-, пре-, при-, по-, под-, пред- (предо-), про-,раз- (рас-, разо-), с- (со-), у-

    38. Образуйте с помощью суффиксов глаголы и запишите их; суффикс подчеркните.

    Образец : Худой - худеть .

    Голос, досада, честь, чувство, танцы, экзамен, бич, торжество, блаженство. Ловкий, мелкий, старый, слабый, крепкий, дешевый, седой, хороший. Нервный, нежный, подлый, жадный. Соперник, повеса, подхалим, мошенник. Цитата, провокация, ликвидация, операция, лак, информация, коллектив.

    Для справок: Суффиксы: -ов-, -ев-, -и-, -а-, -е-, -нича-, -ича-, -ировать-.

    39. Разберите по составу.

    Обвевает, творчество, подстаканник, освобожденный, неприемлемый, предпочитают, бескрайний, выключатель, сотрудник.

    40. Спишите текст. Разберите все глаголы по составу.

    Приёмник называется транзисторным. В тот вечер, когда нам его подарили, мы все время слушали передачи. Я с ним здорово научился управляться, и антенну то убирал, то выпускал, и все колесики вертел, и музыка звучала непрерывно и громко.

    Я переводил его с одной станции на другую, и настроение у меня было самое распрекрасное.

    (В. Драгунский)

    41. Из данных слов выпишите только те, в которых приставки «ошибкоопасны» (перед глухими согласными приставки, оканчивающиеся на звонкую согласную).

    Образец : об ставить (мебелью)

    1) Вложить, всунуть, предвидеть, подтягивать, подметать, подрумянить, подтрунивать, облепить, обсуждать, оборвать.

    2) Надбавить, надписать, предписать, предложить, отбросить, отгонять, отсоветовать, отделать, съехать, сгустить, спрыгнуть, сжалиться.

    42. Допишите буквы. Разберите глаголы по составу.

    Делать, ..ввергнуть, ..ставить, ..твердить, ..дать, ..жимать, ..делать, ..делить, ..точить, ..пирать, ..править.

    43. Напишите данные слова под диктовку, а потом проверьте себя по книге.

    Надстроить, подставить, отделать, предписать, отдалиться, предсказать, поттаять, надпилить, вкладывать.

    44. Объясни написание глаголов. Подбери к ним родственные слова.

    45. Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и запишите их в тетрадь.

    46. Выделите приставки в словах и посчитайте, сколько их.

    1) Готовить, подготовить, переподготовить; 2) дать, подать, преподать; 3) остановить, приостановить; 4) прошло, позапрошлый; 5) носить, износить, произносить, непроизносимый; 6) водить, изводить, производить, непроизводительный.

    47. Спишите, выделяя приставки.

    Свиснул, сгорел, надписал, надеялся, предмет, предводитель, избежать, сбежать, приложить, проложить, смотреть, рассмотреть, сглазить, поглазеть.

    48. Кроссворд «Приставки пре-, при-, пере-, пред-».

    Цель решения этого кроссворда - закрепить навыки правописания слов с приставками пре-, при-, пере-, пред-.

    Все эти слова, из которых составлен кроссворд, содержат одну из этих приставок.

    По горизонтали

    3. Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее твердую обложку.

    4 . Относительное прилагательное мужского рода, равнозначное причастному обороту находящийся около берега (по-украински).

    5. Качественное прилагательное мужского рода, равнозначное словосочетанию обладающий глубокой мудростью.

    7. распоряжение .

    9 прекратить .

    10 изложение .

    11 . Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову учитель.

    12 . Глагол совершенного вида, синоним к слову приподняться .

    14 . Глагол совершенного вида, близкий по значению глаголу задуматься .

    15. чуть открыть .

    17. Глагол совершенного вида, равнозначный выражению сыграть заново .

    18. Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее письменный знак, который ставится вместе раздела слова при перенесении на другую строку.

    19 . Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее реку, впадающую в другую реку.

    20. Существительное среднего рода, II склонения, обозначает класс животных, к которому принадлежат змеи.

    По вертикали

    1. доставить , в единственном числе прошедшего времени, мужского рода (по-украински).

    2 . Существительное женского рода, I склонения, обозначающее перерыв между уроками.

    3. Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову преимущество .

    4. Краткое страдательное причастие женского рода от глагола совершенного вида, равнозначного выражению представить на обсуждение.

    5. Глагол совершенного вида, синоним к слову начать .

    6. Глагол совершенного вида, равнозначный выражению заранее сказать, что произойдет в будущем .

    7. Глагол совершенного вида, синоним к глаголу переслать .

    8 . Существительное мужского рода, II склонения, название одной из служебных частей речи.

    13. Глагол совершенного вида, равнозначный выражению неплотно затворить .

    14. Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее лицо, которое представляет чьи-нибудь интересы (по-украински).

    15. Существительное среднего рода, II склонения, синоним к слову легенда .

    16. Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову искривление (по-украински).

    49. Допишите к глаголам пропущенные приставки и объясните смысловое значение этих приставок.

    (Обратите внимание на одинаковость приставок в каждой паре существительных и глаголов).

    а) Различные приставки при разных по значению словах (обратите внимание взрослого или ребёнка на сходство значений, которое придают приставки каждой паре глаголов и существительных, например: ОТ верткой- ОТ вёртывают)

    б). Одинаковые приставки при разных по значению словах.

    в). Различные приставки при одном корне слова (обратите внимание взрослого или ребенка на изменение значений слов в зависимости от добавления к ним различных приставок).

    50. Вместо точек допишите к глаголам подходящие по смыслу приставки. При выборе приставки нужно ориентироваться, в возможных случаях, на стоящий перед именем существительным предлог (если «К дому», то ПОДходят, а если «ИЗ дома», то ВЫходят и т.д.).

    К дому …ходят,

    От дома …ходят,

    В дом …ходят,

    Из дома …ходят.

    Дом строители строили,

    Над домом этаж …строили,

    К дому веранду …строили,

    Потом все вновь …строили.

    Марку к конверту …клеили.

    К стенке картинку …били.

    Сшитое платье …мерили.

    К платью отделку …шили.

    Нечаянно чашку …били.

    Дырку в стене …били.

    Гвоздь прямо в стенку …били.

    У чайника ручку …били.

    Разбитую чашку мы …клеили.

    Отбитую ручку …клеили.

    Почтовую марку …клеили.

    Пятно на обоях …клеили.

    51 . а) Устно подберите к приведенным ниже существительным однокоренные глаголы с такими же приставками.

    Образец : РАЗведчик РАЗведывает.

    б) Выборочно запишите эти глаголы в тетрадь. Не забывайте о слитности написания приставок. Подчеркните одинаковые приставки в существительных и глаголах.

    ПРОигрыватель ПРОигрывает

    52. а) Обратите внимание на изменение смыслового значения каждого из помещенных в соответствующих столбиках слов в зависимости от добавления различных приставок к одной и т ой же основе. Объясните смысловое значение каждого слова или устно придумайте предложение с этим словом. Образец : УСТУПАЮЩИЙ кому-то УСТУПАЕТ место или дорогу; ВЫСТУПАЮЩИЙ где-то ВЫСТУПАЕТ и т.п.

    б) К данным причастиям допишите глаголы с такими же приставками. Подчеркните одинаковые приставки в причастиях и глаголах.

    НАступающий - НАступить ОТступающий - … ВЫступающий - … ОБступающий - … ПРИступающий - … ПЕРЕступающий - … Уступающий - … Вступающий - … ПРОступающий - … ДОверяющий - … ПРОверяющий - … Уверяющий - … РАЗУверяющий - … ЗАверяющий - … Сверяющий - … ПОказывающий - … ЗАказывающий - … Наказывающий - … ОТказывающий - … Указывающий - … ДОказывающий - … ПРИказывающий - … ДОгоняющий - … ОБгоняющий - … ОТгоняющий - … ЗАгоняющий - … НАгоняющий - … ПОгоняющий - … ПЕРЕгоняющий - … Угоняющий - … Сгоняющий - … ПРОгоняющий - … РАЗгоняющий - … Вгоняющий - …

    53. а) К приведённым ниже причастиям подберите соответствующие глаголы с теми же самыми приставками. Обратите внимание на то, что одинаковые приставки придают различным глаголам одно и то же смысловое значение. Образец : приставка ПРИ- означает приближение (ПРИходит, ПРИбегает, ПРИлетает), а приставка У- означает удаление (Уходит, Убегает, Улетает).

    б) Запишите все причастия и подобранные к ним глаголы. Подчеркните во всех парах слов одну и ту же приставку. Образец:

    54. При работе над правописанием предлогов нужно снова объяснить взрослому или ребенку необходимость их раздельного написания. Для внесения некоторого разнообразия в объяснения и для облегчения запоминания правила можно использовать такие тексты:

    Класть мы можем НА стол,

    Ставить можем ПОД стол,

    Ставить можем ЗА стол –

    Отдельно пишется «СТОЛ!»

    Если диктуют нам: НА СТОЛЕ –

    Здесь два мы напишем слова.

    НА РЕЧКЕ, НА ОЗЕРЕ, НА ГОРЕ –

    Предлог отделяем снова.

    НА окне цветочки В горшочках,

    НА столе В графине вода,

    НА листочке чёрные точки –

    Отделяй предлоги всегда!

    55 . а) Устно ответьте на вопрос: Где в каждом из приведенных ниже предложений приставка, а где предлог?

    б) «Раскройте скобки», слитно или раздельно написав заключенные в них приставки и предлоги.

    (Здесь специально подобраны одинаковые приставки и предлоги, что сделано с целью более доходчивого объяснения пациенту или ребенку различия между ними).

    (У) плыли (у) утки утята,

    (У) бежали (у) кошки котята,

    (У) скакали (у) зайца зайчата,

    (У) орла (у) летели орлята.

    (От) скочил зайчонок (от) берёзки.

    (От) летел орлёнок (от) гнезда.

    (От) бежали дети (от) дорожки.

    (Ото) шла (от) берега вода.

    (С) летают листочки (с) осин,

    (С) летают листочки (с) рябин,

    (С) летают листочки (с) берёз –

    Знать, скоро придет (к) нам мороз!

    (Под) лезли (под) лавку,

    (Под) лезли (под) дом,

    (Под) рыли (под) домом

    Всю землю кругом!

    (За) цвела (за) рекою сирень.

    (На) летел (на) рощицу ветер.

    Хоть и рано мы (в) стали (в) тот день,

    Но (на) метили встречу (на) вечер.

    56. а) Устно «разграничьте» приставки и предлоги (путем выяснения возможности или невозможности вставить дополнительные слова).

    б) Самостоятельно выполните письменное упражнение, «раскрывая скобки»:

    (За) ходит солнышко (за) тучу,

    (За) горную (за) ходит кручу.

    (Вы) ходит (из-за) туч луна,

    Она печальна и грустна.

    (У) сыпали шишки всю землю (у) ёлки.

    (У) ёлки той острые очень иголки.

    (Под) ёлкою летом (на) ходим мы тень,

    (От) солнца там можно (с) крываться весь день.

    (По) крывалом (по) крыли кровать.

    (По) крывало (из) снега бывает.

    Что же может оно (по) крывать?

    Нашу землю оно (по) крывает.

    (За) мели метели все тропинки,

    (С) крылись (за) сугробами осинки,

    Много снега (на) мело (на) ёлки,

    Прямо (на) зелёные иголки.

    (На) бегают волны (на) песок,

    (На) летает ветер (на) лесок.

    Мы стояли долго (на) песке,

    Слушали шум ветра (в) том леске.

    (У) осени много (при) мет:

    (У) летают птицы (на) юг,

    (За) жигают (на) улицах свет,

    Да и (в) школу пора, мой друг!

    57. а) Выборочно напишите некоторые из приводимых ниже предложений под диктовку б) Самостоятельно напишите все предложения. Соблюдайте правила правописания приставок и предлогов.

    Берёзки (у) дороги (вы) строились (в) ряд,

    (На) ветру листочки друг (с) другом говорят.

    Ёлочка колючая растёт (в) лесу глухом,

    И многие зверюшки (под) ней (на) ходят дом.

    (У) вербушки красивые серёжки,

    И (рас) пускаются они (к) весне.

    Нечасто встретишь вербу (у) дорожки –

    Она растёт обычно (в) стороне.

    (У) зайчика (вы) росли длинные ушки.

    Стоят эти ушки (на) самой макушке.

    Они (по) могают (у) слышать (в) лесу

    И серого волка, и даже лису.

    Смотрели мы долго (на) уточку,

    Она (за)плыла в камыши.

    Поймали мы рыбку (на) удочку.

    Приятно рыбачить (в) тиши.

    (По)шли мы (с) ребятами в лес,

    (У) видели шишки (на) ели.

    (На) дерево мальчик (за) лез,

    Чтоб мы (на) него (по) смотрели.

    Дорога начинается (от) дома,

    Почти (от) самого его крыльца.

    Дорога эта нам (с) тобой знакома,

    Её (про) шли мы (от) начала (до) конца.

    (Над) полем (с) густился туман,

    (Над) морем шумит ураган,

    А месяц сияет (над) лугом,

    Где были недавно мы (с) другом.

    (На) севере дальнем снега,

    (На) севере лютый мороз,

    И (с) кованы льдом берега.

    Кто холод (на) север (при) нёс?

    (С) клонилась ива (над) водой,

    И ветви прямо (над) тобой.

    Летят (над) ивой птички,

    Наверное, синички.

    58. а) Правильно напишите данные в скобках приставки и предлоги.

    б) Эти же самые предложения выборочно напишите под диктовку.

    Бусы (на)нитку (на)низывают, а (с)нитки (с)низывают.

    Волна (на)бегает (на)берег.

    (Над)домом (над)строили ещё один этаж.

    (На)нас (на)двигалась гроза.

    (На)ёлку (на)вешали разных игрушек.

    (На) поднос (на)ставили много посуды.

    (На)стольную лампу ставят (на)стол.

    (На)польную вазу ставят (на)пол.

    (На)стенный ковёр вешают (на)стену.

    (На)берёзе (на)бухли почки.

    (На)картине (на)рисовали красивый пейзаж.

    (На)землю (на)падало много жёлтых листьев.

    Кольцо (на)дели (на)палец.

    Мальчик (от)дёрнул руку (от)горячего чайника.

    (От)дерева (от)пилили засохший сучок.

    (От)пирога (от)резали несколько кусков.

    (От)хлеба (от)делили горбушку.

    Канистру с бензином (от)ставили в сторону (от)костра.

    (От)куска сахара (от)кололи кусочек.

    (От)друга я получил (от)веет на свое письмо.

    (От)брось (от)себя печальные мысли.

    Лодка (от)чалила (от)берега.

    Птица (от)летела (от)гнезда.

    (Под)домом сделали (под)коп.

    (Под)кастрюлю (под)ставили (под)ставку.

    (Под)аквариумом сделали (под)светку.

    Ёжик (под)лез (под)кучу опавших листьев.

    Бабочка (в)летела (в)окно.

    Мальчик (в)бежал (в)дом.

    Воду (в)лили (в)бутылочку.

    (В)слово (в)писали пропущенную букву.

    Стекло (в)ставили (в)раму.

    (В)дверь (в)резали замок.

    (В)пальто (в)шили карман.

    (Из)глаза (из)влекли соринку.

    59. Для отработки раздельного написания существительных с предлогом, рекомендуется использовать стандартные общеизвестные способы коррегирования. (В «Сборнике упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» В.И. Городиловой и М. З. Кудрявцевой предоставлен достаточно объемный речевой материал на отработку простых и сложных предлогов). Можно использовать схемы

    Обширный речевой материал по этой теме представлен Л.Г. Парамоновой в работе «Слитное и раздельное написание слов».

    60. Для коррекции антиципаций можно использовать методику обучения механическим навыкам чтения В.Б. Эдигея.

    Поменяйте буквы или слоги местами так, чтобы получилось слово. Примерные образцы заданий:

    1. кару-рука

    ловрыбо -

    писатьс -

    чипротать -

    2. Прочитайте оба предложения. Определите недостающее второму предложению слово.

    Костя халепри в трамвае.

    В трамвае ……… Костя.

    Нина рипшла ко мне домой.

    Ко мне домой …. Нина.

    В город леприлите снегири и синицы.

    Снегири и синицы …… в город.

    3. Прочитайте оба текста. Определите недостающие второму тексту слова.

    А) Пахраснулась дверь подъезда. Обгоняя людей, на улицу жалбевы пёс. Его рыжий хвост весело кавалпочися, потом вдруг замер.

    Дверь подъезда …… . На улицу.. пёс, обгоняя людей. Хвост его рыжий ……. Весело, потом ….. вдруг.

    Б) Пёс начал глераздывать свои следы. Они пеоттачались на свежем насте так четко, будто на снегу бролисараз голубые пряники. Пёс мострел, как снежинки засыпают ямочки,стурепепал с места на место и дивсяулял новым следам.

    Свои следы начал … пёс. Они так четко на свежем насте ….. , будто ………….. на снегу голубые пряники. …….. пёс, как снежинки засыпают ямочки, с места на место ………. И новым следам ……… .

    4. Прочитайте текст.

    Епохал жикму в родго за сомов для шалоди. Кольто точ евыхал зи ревдени; шадьло ласта вочизаратьва задна к мудо.

    Примечание.

    В разделе «Коррекция персевераций»:

    Задания № 11, 12, 26 , 40, 41 с некоторыми изменениями заимствованы из Мережинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика - Киев: Радяньска школа, 1968

    Задания № 2, 42 , 43 , 45 из Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991

    Задания № 18, 20, 21 , 27 , 28, 36, 37, 38 с некоторыми изменениями из Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1984

    Задания № 9, 10, 25 ,30, 31 , 33, 34, 35

    Задания № 5, 6, 7, 8 из Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. - СПб.: Каро, Дельта, 2005

    В разделе «Коррекция антиципаций»:

    Задания № 11, 48, заимствованы из Мережинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика. - Киев.: Радяньска школа, 1968

    Задания № 29, 30, 31, 32 из Русский язык. 4 кл./ Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 1984

    Задания № 5 , 33 , 34, 36 , 40, 41, 42, 43 , 44 с некоторыми изменениями из Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991

    Задание № 12 из Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. - СПб.: Дельта, 2001

    Задания № 49-58 из Парамонова Л.Г. Слитное и раздельное написания слов - СПб.: Союз, 2001

    Задания № 13, 14 , 28 из Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1984

    Задания № 4 , 6, 7 , 8, 9, 15 , 16 , 18, 20 , 21, 23 , 24, 25 , 35 , 37-39 из Баев П.М. Грамматика в таблицах и вопросах. - Л.: Просвещение, 1968

    Возрастная периодизация

    Коррекция персевераций:

    Коррекция антиципаций:


    Список литературы:

    1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1984

    2. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. - СПб.: Дельта, 2001

    3. Мережинская Е.К., Гуревич а,Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика - Киев.: Радянська школа, 1968

    4. Гордилова В.И, Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. - Спб.: Каро, Дельта, 2005

    5. Пропись-раскраска. Папка дошкольника - Киров: Кировская типография, 2003

    6. Чему научит клеточка… - М.: Мозайка-Синтез, 2003

    7. Тикунова Л.И. Раздаточные материалы по чтению, 1 класс. - М.: Дрофа, 2002

    8. Баев П.М. Грамматика в таблицах и вопросах. - Ленинград.: Просвещение, 1968

    9. Семенюк а,А. Уроки углубленного изучения русского языка. 9 кл.: М. - Просвещение, 1994

    10. Эдигей В.Б. Новое чтение 1я часть. - М.: Перспектива, 2003

    11. Эдигей В.Б. Новое чтение 2я часть. - М.: Перспектива, 2003

    12. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Читаем сами. Пособие для учащихся 1 класса трехлетней начальной школы. - М.: 1996

    13. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. - М: АСТ, Аквариум, Астрель, 2000

    14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М: Просвещение,

    15. Шклярова Т.В. 1991Русский язык. Сборник упражнений. 2 класс - М.: Грамотей, 2004

    16. Парамонова Л.Г. Правописание. Шаг за шагом. - Спб.: Дельта, 1998

    17. Русский язык. 4 класс / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, л,Т. Григорян и др. - М.: Просвещение, 1984

    18. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. 300 учебных текстов, проверочных работ и тестовпо чтению для начальной школы. - М.: Дрофа, 2000

    19. Смирнова М.В. 2500 скороговорк. - СПб.: Нева, Олма-Пресс, 2003

    20. Парамонова Л.Г. Слитное и раздельное написание слов. - СПб.: Союз, 2001;

    21.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- М, 2002;

    22. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка.-СПб..1995;

    23.Шахнорович А.М. Проблемы психолингвистики. – М, 1987.

    Блок III

    Цель: Преодоление подкорковой дизартрии и инфантильной речи у детей средствами арт-терапии (драматизацией) и ритмопластики.

    Задачи арт-терапии и ритмопластики:

    1. Снизить или сня

    Тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения - слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост - это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.

    Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-

    Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: - ст и - щ. Правильный выбор гласной в данном случае - основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности - корень. На него опирается слово - первый строительный элемент языка.

    Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.

    Исторические особенности

    Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского - языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму - с -а (растение, отращивать, произрастать).

    В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.

    Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый - кто уже вырос, поросль - уже поросла).

    Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.

    Исключения

    Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.

    Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть "в рост"), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).

    Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры