Как (сколько) волка ни корми, (а) он все в лес глядит (смотрит). Сколько волка ни корми, он все в лес глядит

Главная / Измена мужа

Как волка ни корми, он все в лес глядит

Наряди свинью в серьги, а она все в навоз.

Ср. Твой идол - волк! "Да, да, - нервически перебила она: - настоящий волк! как ни корми, все к лесу глядит !"

Гончаров. Обрыв. 4, 8.

Ср. Ведь и у разбойника бывает подчас совесть... а чтоб он был добрый человек - не верю! Нет... как волка ни корми, а он все в лес глядит .

Загоскин. Юрий Милославский. 2, 2.

Ср. А ведь все-таки (колонист), наживясь, уйдет в Германию! сколько волка ни корми, улизнет в лес .

Данилевский. Беглые в Новороссии. 1, 2.

Ср. Как волка ни корми , он все к лесу глядит .

Петр I. Князю Репнину об иноземцах (Деян. Петра I).

(Помещики о крестьянах, переходивших к другим помещикам.)

Ср. Die Katze lässt das Mausen nicht.

Ср. Setz einen Frosch auf einen weissen Stuhl,

Er hüpft doch wieder in seinen Pfuhl.

Посади лягушку на белый стул,

А она опять прыгнет в свою лужу.

W. Müller. Das Element.

Ср. Rana in paludem ex aureo resilit throno.

Лягушка и с золотого трона в болото скачет.

Publ. Syrus. 777.

Ср. Plin. Hist. natur. 9, 74.

Ср. Tamen ad mores natura recurrit

Damnatas, fixa et mutari nescia.

Juven. Sat. 13, 239.

Ср. Положи волчонка в шапку, он не будет твоим товарищем.

татарск. посл.

См. гони природу в дверь .

См. черного кобеля не вымоешь добела.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "как волка ни корми, он все в лес глядит" в других словарях:

    Как волка ни корми, он все в лес глядит. См. РОД ПЛЕМЯ …

    Какъ волка ни корми, онъ все въ лѣсъ глядитъ. Наряди свинью въ серьги, а она все въ навозъ. Ср. Твой идолъ волкъ! «Да, да, нервически перебила она: настоящій волкъ! какъ ни корми, все къ лѣсу глядитъ!» Гончаровъ. Обрывъ. 4, 8. Ср. Вѣдь и у… …

    Как волка ни корми, он все к лесу (в лес) глядит. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Волка ноги кормятъ (иноск.) хочешь ѣсть, ищи и добывай. Руки за ложкой не протянешь, такъ не придетъ сама. Ср. Онъ, говоритъ, просилъ тебя привезти къ нему; портретченко... жены хочетъ тебѣ заказать. Ну, вѣдь, волка, я думаю, ножки кормятъ; такъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Какъ чорта ни крести, а онъ все кричитъ пусти. Ср. Хоть его святи не святи, а онъ все въ болото лѣзетъ, сказалъ Воронежецъ, уронивъ въ грязь жареное порося, которое, по обычаю, несъ домой отъ пасхальной заутрени вмѣстѣ съ паскою (куличемъ). Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Хоть его святи не святи, а он все в болото лезет, сказал Воронежец, уронив в грязь жареное порося, которое, по обычаю, нес домой от пасхальной заутрени вместе с паскою (куличом). Ср. Даль. Толковый словарь (болото). Ср. Lehre den Wolf das… …

    Муж. пространство покрытое, растущими и рослыми деревьями: это лес на корню: срубленные и очищенные от сучьев и вершины (от кома) деревья, бревна: лес в срубе; | вор. дуб, дубовое дерево. Небольшой лес, роща. Заповедной лес, божьи леса вор.… … Толковый словарь Даля

    - (иноск.) хочешь есть, ищи и добывай Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. Ср. Он, говорит, просил тебя привезти к нему; портретченко... жены хочет тебе заказать. Ну, ведь, волка, я думаю, ножки кормят; так это я говорю?.. я разумеется… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Волкомъ глядитъ (иноск.) ненадеженъ, не проченъ (на мѣстѣ), хочетъ уйти. Онъ глядитъ въ лѣсъ (глядитъ вонъ). Ср. Олена! ты все волкомъ къ лѣсу смотришь, Змѣей шипишь. Пора бы уходиться, Забыть про вора мужа. Островскій. Воевода. 2, 5. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Волкъ и каждый годъ линяетъ, а все сѣръ бываетъ. Ср. Хоть ты (змѣя) и въ новой кожѣ, Да сердце у тебя все то же. Крыловъ. Крестьянинъ и Змѣя. Ср. ...«а свой ты нравъ и зубы Здѣсь кинешь иль возьмешь съ собой?» Ужъ кинуть, вздоръ какой! «Такъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАК (сколько) ВОЛКА НИ КОРМИ, <А> ОН ВСЕ В ЛЕС ГЛЯДИТ (смотрит). Сущность человека, его привычки, истинные чувства и т. п., как бы ни старались их изменить, рано или поздно себя обнаружат. Ведь и у разбойника бывает подчас совесть, боярин; а что б он был добрый человек - не верю! Нет, Юрий Дмитрич, как волка ни корми, а он все в лес глядит. Загоскин, Юрий Милославский.- Как! еще смеет отвечать, когда я говорю! спорить! ах, грубиянка; да не я ли тебя выкормила и воспитала, да не я ли тебя от нищего отца-негодяя взяла на свои руки... неблагодарная! - нет! этот народ никогда не чувствует благодеяний! как волка ни корми, а все в лес глядит... Лермонтов, Вадим. Саиб-Гирей оказался предателем. Он помогал туркам высаживаться и сразу арестовал и передал туркам русского резидента, статского советника Веселиц-кого.- Как волка ни корми, он в лес глядит! Раковский, Кутузов. Меня же, собственно меня, надолго огорчила, обидела неблагодарность этой девушки. Что ни говорите... сердца, чувства - в этих людях не ищите! Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Тургенев, Ермолай и мельничиха. Молочная сестра нашего отца, выросшая с ним в одном доме, целых восемь лет прожила у нас в Луневе, прожила как родная, а не как бывшая раба, простая дворовая. И целых восемь лет отдыхала, по ее же собственным словам, от Суходола, от того, что заставил он ее выстрадать. Но недаром говорится, что, как волка ни корми, он все в лес смотрит: выходив, вырастив нас, снова воротилась она в Суходол. Бунин, Суходол. Издохла и у меня лошадь. Я со всякими предосторожностями зарыл ее и одной известки вылил на нее пудов десять. И что ж вы думаете? Мои молодцы, сыночки мои милые, ночью вырыли лошадь, содрали с нее шкуру и продали за три рубля. Вот вам. Значит, люди не стали лучше и, значит, как волка ни корми, а он все в лес смотрит. Чехов, Печенег. Казалось, он совершенно отдался Васе и полюбил его душой за его благодеяния и милости,- казалось, он всю жизнь свою посвятил Васе и его семейству,- но как волка ни корми, он все смотрит в лес: так было и с Каракузькой. Железное, Уральцы.- А признаться, примечал я за старшим агрономом и раньше, что чужой он человек. Дуже он на замке себя держал. Овечкой смирной прикидывался и на слова сладкий был, а чуть колупнешь его - сразу огрызнется. Нет, Игнат Семенович, сколько волка ни корми, он все в лес смотрит. Он как-никак у графа Тышкевича имением управлял.. Зевка мы с ним, поганцем, дали. Поповкин, Семья Рубанюк.
И он [Панчуковский] окинул взглядом колониста.., как бы соображая, как такое засаленное существо могло владеть таким богатством, и прибавляя про себя: ча ведь все-таки, наживясь, уйдет в Германию! Сколько волка ни корми, улизнет в лес»-. Данилевский, Беглые в Новороссии.
Из XVIII в.: Много было в России иностранцев, которые под видом просвещения искали единой пользы себе или своему отечеству, дабы опытом доказать на себе справедливость нашей пословицы: волка сколько ни корми, он всегда к лесу смотрит. Плавильщиков, Нечто о врожденном свойстве душ российских.
- Симони: Колко волка ни кормить, а онъ к л-Ьсу глядитъ; Даль: Сколько волка ни корми, он все в лес глядит; Рыбникова: Как волка ни корми, он все в лес смотрит; Как волка ни корми, он все в лес норовит.

Сколько волка ни корми, он все в лес глядит.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Сколько волка ни корми, он все в лес глядит." в других словарях:

    Наряди свинью в серьги, а она все в навоз. Ср. Твой идол волк! Да, да, нервически перебила она: настоящий волк! как ни корми, все к лесу глядит! Гончаров. Обрыв. 4, 8. Ср. Ведь и у разбойника бывает подчас совесть... а чтоб он был добрый человек… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Какъ волка ни корми, онъ все въ лѣсъ глядитъ. Наряди свинью въ серьги, а она все въ навозъ. Ср. Твой идолъ волкъ! «Да, да, нервически перебила она: настоящій волкъ! какъ ни корми, все къ лѣсу глядитъ!» Гончаровъ. Обрывъ. 4, 8. Ср. Вѣдь и у… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Муж. пространство покрытое, растущими и рослыми деревьями: это лес на корню: срубленные и очищенные от сучьев и вершины (от кома) деревья, бревна: лес в срубе; | вор. дуб, дубовое дерево. Небольшой лес, роща. Заповедной лес, божьи леса вор.… … Толковый словарь Даля

    Что живо, то и хитро. Всякое дыхание хвалит господа. Блажен человек, иже и скоты милует. Слепота лошади не порок, а несчастье. Круглого копыта (животных об одном копыте) не едят. Что слепо родится, того не едят. Лошадь зарывала Христа в солому,… …

    Какого роду, племени? Что вы, цари ли царевичи аль короли королевичи? Симова кость святая, Афетова белая, Хамова черная. Миряне родом дворяне: луковки во щах нет, а пуговка светленькая. Что и в титуле, когда ничего нет в шкатуле. Живет баба и за… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Надулся, да не отдулся. Из сил выбился. Не сможешь, не осилишь; а надорвешься, не поможешь. Что с ним заведешь: шапки с него не соймешь (от старинного обычая позорить съемкой шапки). С него шапки не сымешь. С него взятки гладки. Лег верблюд, так… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Перекрестись да выспись! Макару поклон, а Макар на семь сторон. Начал духом, а кончил брюхом. В беде сидит, а беду курит. Зачал за здравие, а свел за упокой. Ни из короба, ни в короб. В короб не лезет, из короба нейдет и короба не отдает. Ни сана … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Где ни сесть, так сесть, было бы что съесть. Хоть решетен (решетом), да ежедень; а ситный несытный. Кому люба честь, тому бы в передний угол сесть; а голодного, хоть за порог, только дай пирог. Без хлеба не работать, без вина не плясать. Остатки… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Зла за зло не воздавай. Кривого кривым (худого худым) не исправишь. Заднего не поминать (или: не помнить). Старого не поминать. Старого пономаря не перепономаривать стать. Не поминай лихом. Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Январь. году начало, зиме середка. Перелом зимы. Январь два часа дня прибавит (к 31 января прибудет 2 ч. 20 мин.). 1. Васильев день, авсень, таусень. Новый год. Гадания; варят кашу, щедрованье, обсыпают зерном и пр. Уроди, Боже, всякого жита по… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Максим Горький умер восемнадцатого июня тысяча девятьсот тридцать шестого года. Но до сих пор, через двадцать пять лет, тайна его смерти окончательно не раскрыта. Нам могут возразить:

Помилуйте, какая же тайна?.. Человеку шестьдесят восемь лет. Здоровье его было подорвано. Еще в молодости он покушался на самоубийство и прострелил себе легкое. Непомерный успех тоже не приходит безнаказанно. Сперва романтик, затем певец босячества и буревестник революции, он огребал гигантские гонорары. А под конец своего пути выступал в роли великого учителя жизни и яро защищал сталинскую политику. Тогда же его сочинения были выпущены в десятках миллионов экземпляров. Его имя присвоено Нижнему Новгороду, Московскому Художественному театру, Парку Культуры и Отдыха в Москве и множеству отдельных фабрик, колхозов, учебных заведений и так далее.

О какой же, казалось бы, тайне можно тут говорить?

Но вспомним гибель первой жены Сталина Аллилуевой или отравленную отцом народов жену Ленина Крупскую. Со смертью Горького несомненно связано и падение всесильного начальника НКВД Ягоды.

«Если враг не сдается, его уничтожают», - писал Горький. Но он тогда и не подозревал, что если друг диктатора знает о нем слишком много, такого друга тоже неминуемо ликвидируют.

К тысяча девятьсот тридцать пятому году Сталин охладел к бывшему Буревестнику. Миновали медовые месяцы, когда вернувшийся из эмиграции Горький запросто беседовал с Иосифом Виссарионовичем. Летом того же года, после безуспешных попыток встретиться со Сталиным «по личному делу», Горькому разрешили соединиться с Кремлем по телефону. Ссылаясь на состояние своего здоровья, он просил отпустить его в Италию. Сталин отказал, саркастически заметив:

У нас в Крыму климат не хуже, чем на Капри, поезжай в Ялту!

Через год Горький умер. Советская печать сообщила, что его отравили врачи. Беспартийная любознательность Горького была к этому времени не ко двору: и без того он видел и знал слишком много, а потому не только выехать в Италию, но вообще жить на белом свете ему далее не полагалось.

И уже совсем дикая расправа со всем окружением Горького началась вскоре после его смерти. Не успели покойника подгримировать, как все врачи, лечившие его в последние недели, были арестованы. Взяли и приставленного Ягодой осведомителя - Крючкова, который играл роль личного секретаря Горького. Были закрыты созданные Горьким журналы «СССР на Стройке», «Наши Достижения» и «Колхозник». Затем пошли повальные аресты всех граждан, близко общавшихся с Горьким. А несколько позднее дошла очередь и до самого Ягоды.

У Сталина в эти годы уже появились признаки мании преследования, но в данном случае его подозрения неожиданно и полностью подтвердились.

Тотчас после траурной телеграммы о смерти Горького поспешно созданные из литераторов комиссии принялись разбирать его архивы. И в первый же вечер в особняке Спиридоновского переулка среди писем и старых газет был обнаружен более чем откровенный дневник Горького. Начальник группы немедленно позвонил в НКВД. Архив был опечатан. Перепуганных литераторов увезли на Лубянку и с каждого взяли подписку о неразглашении.

Но тайна дневника не умерла. Кое-кто всё же успел под горячую руку бегло взглянуть в начало, в середину и в конец тетради. Это было сплошное разоблачение диктатора и его ближайших соратников.

Быть может, Максим Горький слишком поздно протрезвел от своих возвращенческих восторгов, но всё же протрезвел окончательно. Понимая, что жить ему осталось недолго, хотел оправдаться перед будущими поколениями. Пытался вывезти свой дневник за границу, но в Италию не пустили. Надеялся передать в надежные руки - и не успел. Не рассчитал своих последних дней.

Объявить «врагом народа» Максима Горького после его смерти было, разумеется, невозможно. Но для оправдания посмертного возмездия придумали версию о вражеском заговоре против великого писателя.

Первые сведения о дневнике Горького были опубликованы на Западе одним из уцелевших очевидцев в 53-ем номере французского журнала «Preuves». Упоминает о дневнике и бывший видный сотрудник НКВД Александр Орлов. В своей книге «Секретная история сталинских преступлений» на странице 276 он говорит:

«После смерти Горького в его бумагах нашли тщательно запрятанные заметки. Когда Ягода закончил чтение этих заметок, он крепко выругался и сказал: “Как волка ни корми, он всё в лес смотрит”».

В Советском Союзе Максима Горького действительно кормили на славу. Его сочинения выпущены в десятках миллионов экземпляров. Его именем назван Нижний Новгород, Московский Художественный Театр, Парк Культуры и Отдыха в Москве, многие колхозы, фабрики и учебные заведения. И всё же под конец Горький не выдержал, пытался вырваться на волю, в далекую и неродную Италию…

Очевидно, и впрямь - не хлебом единым жив человек.

В попытке творить добро, человек нередко «спотыкается» о нежелание принимать подобные деяния теми, на кого они, собственно, направлены. Такое отторжение поспешно называется неблагодарностью, нежеланием понимать пользы и выгоды открывающихся светлых перспектив.

Животные в пословицах - не редкость, причём один и тот же представитель животного мира рождал непохожие образы у разных народов. Поэтизируя ту или иную особенность зверя, люди нередко, в силу национальных обычаев и менталитета, сгущая одни, умаляя иные черты, наделяли животных новыми качествами.

Так, змея у славян - это чаще всего символ коварного человека. Большая часть русских, украинских или белорусских афоризмов используют образ змеи для обличения лукавства, вероломства и предательства. В Индии, наоборот, отношение к змеям на грани почитания. Для индийцев эти представители животного мира - воплощение мудрости, хотя смертельная опасность, которую змеи представляют для человека, не отрицается.

Несмотря на различие восприятий, в творчестве любого народа животное всегда признаётся частью природы, даже прирученный лаской и изобилием дикий зверь будет помнить о том, кто он, кем рождён.

«Сколько волка ни корми, он всё равно в лес глядит (смотрит)», услышав это выражение в первый раз, возникают обычно два вопроса: зачем кормить волка и почему он всё равно смотрит в лес? Пословицу в можно найти в сборнике народных афоризмов Владимира Даля, где она помещена в раздел «Животное -Тварь». Иногда в художественных произведениях встречается другой вариант: «Как волка ни корми, он всё одно в лес глядит ». Прямое значение русской пословицы - как или сколько хорошо ни корми зверя, показывая ему тем самым преимущества «недикой» жизни, он останется диким зверем, его всегда будет влечь среда, в которой и для которой он рождён.

Народная мудрость имеет неодобрительную, осуждающую окраску. Основное иносказательное значение - истинная сущность всегда проявит себя, несмотря на старания кого-либо её изменить. Выражение многопланово и применимо к ситуациям, когда проявляется не только истинная натура, но также чувства, привязанности, несмотря на чье-либо желание их подавить, изменить. Значительно реже афоризм употребляется в ироничном смысле, как оправдание неудачной попытки избавиться от пагубных пристрастий, привычек.

Народом очень тонко подмечен своеобразный парадокс - и зверь, и человек готовы отказаться от лучшего в пользу привычного, не всегда комфортного положения. Для исключительно свободолюбивого хищника лес, где он, скорее всего, будет мёрзнуть, голодать, возможно, попадёт в капкан или погибнет от пули охотника, всегда привлекательнее сытой жизни при человеке.

Как и волку, некоторым людям тяжелее подавить свою сущность, привязанности, чувства, намного легче переносить все тяготы, рождаемые природными наклонностями. В подобном контексте очень удачное употребление этой пословицы можно наблюдать в повести Ивана Бунина «Суходол». После восьми лет отдыха от Суходола, места, заставившего много «выстрадать», дворовая девка Наталья возвращается обратно в вымирающую усадьбу. Автор резюмирует такое решение данной русской пословицей.

Если рассматривать не сколько пословицу, а причины её появления, настойчиво напрашивается неожиданный вывод, что так необычно констатируется человеческий эгоизм, подсознательное ожидание благодарности, ответного добра на добро. Чтобы не испытывать подобного чувства неудовлетворённости, прежде, чем сделать благо другим, необходимо взрастить в себе убеждение, что истинное добро безвозмездно.

На этой странице: объяснение (толкование) пословицы «Сколько волка не корми, он всё в лес глядит»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры