Картина ирисы ван гога позитивная или. Ван Гог — Ирисы

Главная / Измена мужа

Год создания: 1889.
Тип: Холст, масло.
Габариты: 71*93 см.
Местонахождение: Музей Гетти, Калифорния, США.

Ирисы

Картина «Ирисы» написана известным нидерландским художником Винсентом Ван Гогом в 1889 году. Эта картина была создана за год до смерти великого художника. Когда он писал эту картину, он находился в психиатрической лечебнице, которая находилась рядом с Сен-Реми-де-Прованс, тогда у него уже не было шансов на выздоровление. За ним вели постоянный контроль врачи клиники, так как у него часто случались приступы агрессии.

Описание

Эта картина сильно отличается от тех произведений, которые он создавал до нее. Возможно, причиной такой смене стиля послужила душевная болезнь художника. Это не тот стиль, который все привыкли видеть на картинах Ван Гога . В этом произведении нет напряженности, уныния и мрачных оттенков, которые вгоняли людей в тоску и вызывали нехорошие мысли. Эта картина наоборот содержит в себе свет, легкость и чистота. По стилю эту картину можно отнести к серии японских мотивов, по которым Ван Гог написал несколько картин.

Цветущие ветки миндаля

На картине «Ирисы» изображена небольшая часть луга, на котором растут только цветы. Помимо ирисов здесь есть и другие цветы, но ирисы все же занимают главную позицию, из-за чего картина и получила свое название. Картина изображает растения в необычном ракурсе, цветы заполняют практически все пространство картины. Изображение не выглядит оживленным, оно застыло. Композиция картины заставляет взгляд невольно двигаться в левый верхний угол. В этой картине есть необычная симметрия, земля сочетается с цветами в верхней левой части картины, а светлые ирисы лежат на центральной линии картины.

Техника

В технике, использованной при рисовании ирисов, чувствуется след японской живописи. Тонкие легкие линии, заливка отдельных элементов картины одним цветом. Но не вся картина выполнена в этом стиле, некоторые детали все же можно отнести к импрессионизму. Но смешение этих двух стилей не оказывает негативного влияния на картину, а лишь наоборот делает картину еще прекраснее и необычнее.

Картина «Ирисы», Ван Гог. обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Валентина

Французский искусствовед Октав Мирбо некогда заплатил 300 франков за картину, изображавшую не совсем обычную клумбу с цветущими ирисами. В 1987 году это же полотно на аукционе Сотбис уже оценили в почти 54 миллиона долларов. «Ирисы» попытался купить Алан Бонд, но денег для завершения сделки у него не оказалось. В игру вступил музей Гетти в Лос-Анжелесе, перекупив картину в 1990 году. Культурное учреждение многое выиграло, ведь теперь одной из самых загадочных картин нидерландского художника может полюбоваться каждый желающий.

«Громоотвод для болезни» (биполярного расстройства личности), как называл картину сам Ван Гог настолько не вписывается в его художественную манеру, что до сих пор поражает зрителей. Здесь нет густых и едких, даже ядовитых оттенков – «Ирисы» наполнены воздушной мягкостью пастели. И даже странно, что написано полотно было в 1889 году, когда живописец находился на лечении в Сен-Реми-де-Прованс. Столь странно, сколь загадочно то, что написал он ее за год до смерти. Уединение и неповторимая архитектура французских деревушек навеивали на него умиротворенность, ставшую излечением от болезни. Ирисы, как известно из французского фольклора, означают пробуждение природы и воскресение всего мертвого, ведь Ван Гог замечал, что, когда он пишет, болезнь затихает. Картина выполнена с непередаваемым искусством виртуоза, который играет свой последний концерт.

В «Ирисах» явственно проступает влияние японских укиё-э, изящных гравюр с выделенными контурами предметами, представленными в необычном ракурсе. Их детали прорисовывались, а некоторые части гравюр были наполнены ирреальным внеземным свечением. Ирисовое поле полно такого умиротворения, такой легкости и прозрачности, что, кажется это вовсе не Ван Гог. «Ирисы» просты и уникальны, они поражают своей безмятежностью и способностью снимать внутреннее напряжение у каждого, кто увидел хотя бы репродукцию. Картина просто дышит акварельностью, полупрозрачностью и заставляет рассматривать ее не один час.

Ракурс на холсте, тем не менее, необычен даже для Ван Гога. Простой пейзаж – цветы и куст похожи на то, что мог увидеть и воспринять маленький ребенок или присевший на землю человек. Все пространство картины укрыто ирисами, только желтовато-зеленая трава дает легкий намек на то, что у лужайки есть продолжение. Красно-оранжевая земля словно повторяет оттенки цветов на клумбе. Кажется, что такая диспропорциональность будет продолжаться бесконечно, но одинокий белый ирис уравновешивает всю картину, создавая ее гармонию.

Интересно и то, что «Ирисы» — это не статичная замершая картина, а полотно, которое имеет своеобразное, ван-гоговское движение, построенное таким образом, что смотреть на него нужно ровно по диагонали – слева наверх. Асимметричность и диспропорциональность произведения на самом деле показная: земля в правом нижнем углу уравновешена оранжевыми и желтыми цветам на клубе. Четкость горизонтали картины удержана белым и бледно-голубым ирисами.

Примечательно, что влияние японских гравюр не целиком отражается на картине. В ней те же изящные тонкие линии укиё-э, удивительным образом сплетенные с импрессионистичными переходами и полутонами. Причем, подобное смешение стилей у Ван Гога не грубое, а достаточно гармоничное, то, которое дарит картине неповторимость и притягательное очарование. Благодаря такому синтезу утонченности Востока и свободомыслия Европы художник смог передать свежесть ирисов, их выразительную колоритность.

Он по-особому смешивает оттенки, словно играет ими. Мягкая округлая форма ирисов перекликается с оранжевыми цветами, плавностью очертаний листьев. Колористика самих ирисов напоминает красочные умиротворяющие волны, плавно перетекающие друг в друга. Их неповторимая энергетика создает хрупкость, легкость и воздушность рисунка.

У «Ирисов» нет фона, есть лишь теплые мягкие оттенки земли, изображенной размытыми полосками и согревающее сияние клумбы цветов. Такой, какая проникает с картины во внешний мир и придает ему зримость и нежность. Использование различных оттенков зеленого, желтого и фиолетового создает настоящий ритм красок, а правильность линий придает рисунку завершенность. Насыщенная и одновременно нежная подборка красок настолько поразительная, что цветы кажутся невесомыми.

Тем не менее, картина яркая и динамичная, она может замирать и через секунду оживать. Простые, но одновременно роскошные ирисы помимо нежности и воздушности имеют насыщенную спелость и великолепную сочность. Это, пожалуй, единственная картина Ван Гога, где обыграны контрасты. Пурпурно-синие ирисы контрастны зеленому тону листьев, ярким цветам на клумбе. Терракотово-красная почва словно манит растения к себе, а намек на нефритово-зеленый луг на заднем плане заставляет ирисы тянуться и к нему. Картина «Ирисы» наполнена не только импрессионистичными эмоциями, а и впечатлениями. Невозможно достоверно определить, какие «переживания» в этот момент у цветов, можно уловить только само впечатление от этого переживания. Ирисы одновременно склоняются к силе земли и хотят устремиться в высь к лугу.

В картине есть особая жизненная сила, что характерно для каждого из произведений Ван Гога. Он выступает «за» яркость, даже агрессивность, несколько дребезжащий образ и неудержимость жизни. В «Ирисах» нет безумного потока идей и попыток заглушить голоса бесов – в них присутствует тонкая неоценимая красота, которую не каждый может оценить и почувствовать.

И хоть говорили критики о том, что картины этого художника ошеломляют своей экспрессией, что цвет в его изображении становиться настоящей драгоценностью, Ван Гогу было уготовано посмертное признание. В 37 лет он покончил жизнь самоубийством, а его брат Тео создал музей, прославивший Винсента. Когда-то искусство было утешением для терзаемого демонами художника, сейчас он стал одним из уже признанных гениев, который любил жизнь и умел видеть в ней необычную красоту.

Ван Гог - Ирисы (Les Iris).

Год создания: 1889

Холст, масло.

Оригинальный размер: 71 × 93 см

Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Ирисы» (фр. Les Iris) — картина нидерландского живописца Винсента ван Гога. «Ирисы» были написаны художником в 1889 году — в то время, когда он жил в лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти.

В картине отсутствует высокая напряжённость, которая проявляется в его последующих работах. Он назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что он чувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать. В картине прослеживается влияние японских гравюр укиё-э, как и в других работах Ван Гога и части его современников. Это сходство проявляется в выделении контуров объектов, необычных ракурсах, наличии детально прорисованных областей и областей, залитых сплошным цветом, не соответствующим реальности.

Описание картины Винсента Ван Гога «Ирисы»

Картина Ван Гога «Ирисы» относится к позднему периоду его творчества. Она написана во время лечения в психиатрической больнице в Сен-Реми. Рассудок уже покидал гениального художника, но в нечастые моменты просветления он создавал новые пейзажи и натюрморты, которые вошли в сокровищницу мировой живописи.

Картина «Ирисы» отличается от большинства работ Ван Гога отсутствием тревоги, беспокойства. Напротив, полотно наполнено безмятежностью и покоем. Здесь нет насыщенных оттенков, создается впечатление полупрозрачности, акварельности изображения. Критики часто отмечают схожесть «Ирисов» по манере исполнения с гравюрами японских художников.

На картине изображена часть сада - клумба с ирисами и цветущий куст на заднем плане. Поражает необычность ракурса: цветы как будто видятся глазами ребенка или сидящего на земле человека. Ирисы покрывают почти все пространство, лишь желто-зеленая трава в верхнем углу намекает на продолжение лужайки. Оранжево-красные оттенки земли перекликаются с цветами в левом верхнем углу. Одинокий белый ирис слева и бледно-голубой справа уравновешивают восприятие, создавая симметрию.

Основная мысль, которую стремился передать художник, - свежесть, колоритность, выразительность цветов. Ирисы детально прописаны, контуры листьев выделены черным, мелкие детали скрупулёзно прорисованы - всё это придает сходства с японскими гравюрами.

Ван Гог на протяжении всей своей жизни старался, чтобы его картины не просто передавали то, что он видит вокруг себя, но и то, что он при этом чувствует, его восприятие изображаемого им мира. «Ирисы» наполнены стремлением разглядеть красоту природы не свысока, а наблюдая её, приблизившись вплотную, погрузившись внутрь, окружив себя её многоцветьем и запахами.

Описание картины Ван Гога «Ирисы»

Французский искусствовед Октав Мирбо некогда заплатил 300 франков за картину, изображавшую не совсем обычную клумбу с цветущими ирисами. В 1987 году это же полотно на аукционе Сотбис уже оценили в почти 54 миллиона долларов. «Ирисы» Винсента Ван Гога попытался купить Алан Бонд, но денег для завершения сделки у него не оказалось. В игру вступил музей Гетти в Лос-Анжелесе, перекупив картину в 1990 году. Культурное учреждение многое выиграло, ведь теперь одной из самых загадочных картин нидерландского художника может полюбоваться каждый желающий.

«Громоотвод для болезни» (биполярного расстройства личности), как называл картину сам Ван Гог настолько не вписывается в его художественную манеру, что до сих пор поражает зрителей. Здесь нет густых и едких, даже ядовитых оттенков – «Ирисы» наполнены воздушной мягкостью пастели. И даже странно, что написано полотно было в 1889 году, когда живописец находился на лечении в Сен-Реми-де-Прованс. Столь странно, сколь загадочно то, что написал он ее за год до смерти. Уединение и неповторимая архитектура французских деревушек навеивали на него умиротворенность, ставшую излечением от болезни. Ирисы, как известно из французского фольклора, означают пробуждение природы и воскресение всего мертвого, ведь Ван Гог замечал, что, когда он пишет, болезнь затихает. Картина выполнена с непередаваемым искусством виртуоза, который играет свой последний концерт.

В «Ирисах» явственно проступает влияние японских укиё-э, изящных гравюр с выделенными контурами предметами, представленными в необычном ракурсе. Их детали прорисовывались, а некоторые части гравюр были наполнены ирреальным внеземным свечением. Ирисовое поле полно такого умиротворения, такой легкости и прозрачности, что, кажется это вовсе не Ван Гог. «Ирисы» просты и уникальны, они поражают своей безмятежностью и способностью снимать внутреннее напряжение у каждого, кто увидел хотя бы репродукцию. Картина просто дышит акварельностью, полупрозрачностью и заставляет рассматривать ее не один час.

Ракурс на холсте, тем не менее, необычен даже для Ван Гога. Простой пейзаж – цветы и куст похожи на то, что мог увидеть и воспринять маленький ребенок или присевший на землю человек. Все пространство картины укрыто ирисами, только желтовато-зеленая трава дает легкий намек на то, что у лужайки есть продолжение. Красно-оранжевая земля словно повторяет оттенки цветов на клумбе. Кажется, что такая диспропорциональность будет продолжаться бесконечно, но одинокий белый ирис уравновешивает всю картину, создавая ее гармонию.

Интересно и то, что «Ирисы» - это не статичная замершая картина, а полотно, которое имеет своеобразное, ван-гоговское движение, построенное таким образом, что смотреть на него нужно ровно по диагонали – слева наверх. Асимметричность и диспропорциональность произведения на самом деле показная: земля в правом нижнем углу уравновешена оранжевыми и желтыми цветам на клубе. Четкость горизонтали картины удержана белым и бледно-голубым ирисами.

Примечательно, что влияние японских гравюр не целиком отражается на картине. В ней те же изящные тонкие линии укиё-э, удивительным образом сплетенные с импрессионистичными переходами и полутонами. Причем, подобное смешение стилей у Ван Гога не грубое, а достаточно гармоничное, то, которое дарит картине неповторимость и притягательное очарование. Благодаря такому синтезу утонченности Востока и свободомыслия Европы художник смог передать свежесть ирисов, их выразительную колоритность.

Он по-особому смешивает оттенки, словно играет ими. Мягкая округлая форма ирисов перекликается с оранжевыми цветами, плавностью очертаний листьев. Колористика самих ирисов напоминает красочные умиротворяющие волны, плавно перетекающие друг в друга. Их неповторимая энергетика создает хрупкость, легкость и воздушность рисунка.

У «Ирисов» нет фона, есть лишь теплые мягкие оттенки земли, изображенной размытыми полосками и согревающее сияние клумбы цветов. Такой, какая проникает с картины во внешний мир и придает ему зримость и нежность. Использование различных оттенков зеленого, желтого и фиолетового создает настоящий ритм красок, а правильность линий придает рисунку завершенность. Насыщенная и одновременно нежная подборка красок настолько поразительная, что цветы кажутся невесомыми.

Тем не менее, картина яркая и динамичная, она может замирать и через секунду оживать. Простые, но одновременно роскошные ирисы помимо нежности и воздушности имеют насыщенную спелость и великолепную сочность. Это, пожалуй, единственная картина Ван Гога, где обыграны контрасты. Пурпурно-синие ирисы контрастны зеленому тону листьев, ярким цветам на клумбе. Терракотово-красная почва словно манит растения к себе, а намек на нефритово-зеленый луг на заднем плане заставляет ирисы тянуться и к нему.

Картина «Ирисы» наполнена не только импрессионистичными эмоциями, а и впечатлениями. Невозможно достоверно определить, какие «переживания» в этот момент у цветов, можно уловить только само впечатление от этого переживания. Ирисы одновременно склоняются к силе земли и хотят устремиться в высь к лугу.

В картине есть особая жизненная сила, что характерно для каждого из произведений Ван Гога. Он выступает «за» яркость, даже агрессивность, несколько дребезжащий образ и неудержимость жизни. В «Ирисах» нет безумного потока идей и попыток заглушить голоса бесов – в них присутствует тонкая неоценимая красота, которую не каждый может оценить и почувствовать.

И хоть говорили критики о том, что картины этого художника ошеломляют своей экспрессией, что цвет в его изображении становиться настоящей драгоценностью, Ван Гогу было уготовано посмертное признание. В 37 лет он покончил жизнь самоубийством, а его брат Тео создал музей, прославивший Винсента. Когда-то искусство было утешением для терзаемого демонами художника, сейчас он стал одним из уже признанных гениев, который любил жизнь и умел видеть в ней необычную красоту.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры