Классицизм как художественное направление. Н

Главная / Измена мужа

Эпоха классицизма – это время примерно с середины XVIII до середины XIX века. Характерными чертами эстетики классицизма являются её нормативность, т.е. стремление к установлению строгих правил художественного творчества. Художественно-эстетические каноны классицизма четко ориентированы на образцы античного искусства: перенесение тематики сюжетов, характеров, ситуаций из античной классики в эпоху Нового времени и наполнение их новым содержанием.

Философской основой эстетики классицизма явился рационализм (одним из основоположников которого является Рене Декарт), идеи о закономерности и разумности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма: 1. логичность формы, 2. гармоническое единство созданных в искусстве образов, 3. идеал прекрасной, облагороженной природы, 4. утверждение идеи государственности, идеального героя, 5. решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу последнего.

Свойственны также иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира). Ориентация искусства классицизма на ясность содержания, четкую постановку социальных проблем, эстетический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. Эстетическая теория классицизма нашла наиболее полное выражение в таких произведениях, как «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674 г.).

  1. Единство действия - пьеса должна иметь один главный сюжет , второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.
  2. Единство места - действие соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.
  3. Единство времени. Никола Буало в своём «Поэтическом искусстве » сформулировал три единства так: «Пусть одно событие, свершившееся в одном месте в один день, до конца держит театр заполненным». Пособие, как правильно писать. Критиковал авторов: не стоит описывать обыденные ситуации. Стоит быть поэтом только если есть поэтический талант.

«Начальные правила словесного искусства» Ш. Баттё (1747), в доктринах французской Академии.

Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды.

Трагедия- это такое драматическое произведение, в котором изображается борьба сильной личности с непреодолимыми препятствиями; такая борьба обычно кончается гибелью героя. В основу трагедии писатели-классицисты ставили столкновение (конфликт) личных чувств и стремлений героя с его долгом перед государством. Разрешался этот конфликт победой долга. Сюжеты трагедии заимствовались у писателей древней Греции и Рима. Как и в греко-римской трагедии, действующие лица изображались или положительными, или отрицательными, при чем каждое лицо представляло собой олицетворение какой-либо одной душевной черты, одного качества: положительное мужества, справедливости и т.п., отрицательное - честолюбия, лицемерия.


Ода - торжественная хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами.

В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями», освобождалась от эгоистических материальных интересов. Разумное, духовное начало в человеке рассматривалось как важнейшее качество личности.

Дидро в своей работе "Парадокс об актёре" говорит об актёре. Простота и правда, приближение интонаций актера к интонациям простой человеческой речи, без позы и фальшивого пафоса, - вот что требовалось от нового актера. Актёр должен понимать чувства разумом и вызывать их у зрителя.

Утверждению классицизма в России способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.

Карамзин «Бедная Лиза»

Творцом канона русской классической трагедии и комедии по праву считается О.П.Сумароков. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. "Смешить без ума - дар подлой души", - говорил драматург. Он стал зачинателем социальной комедии нравов, в каждой его комедии присутствует мораль.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина - создателя действительно самобытной национальной комедии, заложил в середине этой системы основы критического реализма.

Обычно период классицизма связывают с венскими классиками – Гайдном, Моцартом, Бетховеном. Почему их называют «венскими классиками»? Все они жили в Вене, которая в то время считалась столицей музыкальной культуры. Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Кизеветтером в 1834 г. в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Этих великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разными стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии (одновременное звучание, развитие и взаимодействие нескольких голосов или мелодических линий, мелодий). Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. В этом и заключается основная особенность классицизма.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Бордо Город знаменит ансамблями площадей в стиле классицизма (XVIII век)















М.Ф.Казаков. Петровский дворец г.г. Русский классицизм – одна из самых ярких страниц в истории мирового зодчества.


В.И.Баженов. Пашков дом – 1788 г.г.


О.Монферран. Исаакиевский собор – 1830 г.г.




А.Н.Воронихин. Казанский собор – 1811 г.г. И развел собор Казанский руки. Обнимая вечер голубой… И.Демьянов.








Классицизм в скульптуре Верность античному образу. Героические и идиллические композиции. Героические и идиллические композиции. Идеализация воинской доблести и мудрости государственных мужей. Идеализация воинской доблести и мудрости государственных мужей. Публичные памятники. Публичные памятники. Противоречие с принятыми нормами морали. Противоречие с принятыми нормами морали. Отсутствие резких движений, внешних проявлений таких эмоций, как гнев. Отсутствие резких движений, внешних проявлений таких эмоций, как гнев. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Простота, стройность, логичность композиции произведения.








Классицизм в живописи Интерес к искусству античной Греции и Рима. Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения. Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения. Скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитация их мастерства линии и композиции. Скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитация их мастерства линии и композиции. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Общественная, гражданская проблематика. Общественная, гражданская проблематика. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Поддержка классицизма за счёт финансирования академических учреждений. Поддержка классицизма за счёт финансирования академических учреждений.






Особенности классицизма: - обращение к античной культуре Возрождению как к образцу; - декларирование идеи совершенного общества; - преимущество долга перед чувством; - возвеличивание разума - рациональность, строгость; - подчинение человека государственной системе. Представители: Франция - литература - Корнель, комедии Мольера, живопись - Пуссен, Лоррен. Россия – литература - Ломоносов, архитектор Казаков, Росси, скульптор Мартос.


Эстетическая программа классицизма 1. Представлении о разумной закономерности мира, красоте природы, нравственных идеалах 2. Объективное отражение окружающего мира 3. Стремление к разумной ясности гармонии, строгой простоте 4. Соблюдение правильности и порядка 5. Подчинение частного главному 6. Формирование эстетического вкуса 7. Сдержанность и спокойствие в проявлении чувств 8. Рационализм и логичность в поступках Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.). (характер стиля)


Классицизм в литературе Он зародился в начале XVI века в Италии, в среде университетских ученых, создававших собственные сочинения по законам только что заново прочитанной "Поэтики" Аристотеля. Постепенно из Италии классицизм распространился в другие европейские страны и высшего расцвета достиг в XVII веке во Франции, где в 1674 году Никола Буало опубликовал поэтический трактат "Искусство поэзии", ставший на полтора века непререкаемым сводом требований к литературе. Образцом "высокой комедии" может служить «Тартюф» - комедия Мольера Классицизм в истории мирового театра явился мостом между античным театром и театром Нового времени. мостом между античным театром и театром Нового времени. Устройство театра: Театральные представления в эпоху классицизма разыгрывались без декораций, Почётные зрители сидели прямо на сцене сбоку. Занавес появился, но им редко пользовались. Классицизм в театральном искусстве


В живописи главное значение приобрели: логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, строгость рисунка, разграниченность планов, четкая передача объема с помощью светотени, использование локальных цветов. Никола Пуссен «Подвиги Ринальдо» (1628)Подвиги Ринальдо Жак Луи Давид Жак Луи Давид «Клятва Горациев» (1784) Клод Лоррен. «Отплытие святой Урсулы» В живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт. Представители: Никола Пуссен, К. Лоррен, Жак Луи Давид.


Архитектуры классицизма Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность линий, уравновешенность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Ионический ордер Дорический ордер Коринфский ордер В моду входят триумфальные арки. Самой известной из них является арка, прославляющая заслуги императора, сооруженная архитектором Франсуа Шальгреном на площади Звезды в Париже.


Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, сглаженностью форм, спокойностью поз (Э.Фальконе, Ж.Гудон). Фальконе "Зима" Фальконе, Этьен Морис Фальконе, Этьен Морис Грозящий Амур Ж.А. Гудон. "Вольтер"


Перемены наступили с воцарением Людовика IV и созданием королевской художественной Академией. Основное развитие идеи классицизма получили во Франции в XVII в. Гиацинт Риго Портрет Людовика ХIV 1702 Если вначале искусство классицизма являлось воплощением целостности, величия и порядка, то к позднее оно служило идеалам против тирании, выражая идеалы наполеоновской империи. ампир Своё художественное продолжение классицизм нашёл в стиле ампир (империя).




Рококо Рококо это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо Рококо порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Рококо - это пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям напоминающим силуэт раковины






Характерные черты стиля рококо Грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость и импровизация, тяга к экзотике; Орнамент в виде раковин и завитков, цветочных гирлянд, фигурок амуров; Сочетание пастельных светлых и нежных тонов, с большим количеством белых деталей и золота; Культ прекрасной наготы, чувственность и эротичность; Интригующая двойственность образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений; Культ малых форм, миниатюрность, любовь к мелочам и безделушкам.


Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Любимые героини нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Живопись и скульптура рококо Мейсенские статуэтки


Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. Антуан Ватто. Гамма любви. Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур.








Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве в мебели, посуде, бронзе, фарфоре Декоративно – прикладное искусство рококо Позднее стиль рококо был «реабилитирован» романтиками, импрессионисты приняли его за основу, а для художников последующих направлений послужил эталоном.



Разум может ошибаться, чувство – никогда! Жан Жак Руссо «Сентиментализм» (от англ.sentimental чувствительный) «Чувство» сентименталисты сознательно противопоставляют «разуму». Чувство становится центральной эстетической категорией этого направления (для классицистов - разум).


Мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Новые герои – « поселяне » и « поселянки » (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок – созвучен личному переживанию. Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Основная идея








Основная тематика – любовная. Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, в лирике – идиллия или пастораль. Эпистолярный жанр. Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.


Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке Подчеркнутая субъективность подхода к миру Культ чувств Культ природы Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.


В.Л.Боровиковский (г)– гений сентиментализмаВ.Л.Боровиковский (г)– гений сентиментализма Не титла славу нам сплетают, Не предков наших имена, Одни достоинства венчают И честь венчает нас одна... М.М.Хераско в



Этико-эстетическая программа

Исходный принцип эстетического кодекса классицизма - подражание прекрасной природе. Объективная красота для теоретиков классицизма (Буало, Андре) - это гармония и закономерность вселенной, имеющая своим источником духовное начало, формирующее материю и приводящее ее в порядок. Красота таким образом в качестве вечного духовного закона противоположна всему чувственному, материальному, изменчивому. Поэтому красота нравственная выше красоты физической; творение рук человеческих прекраснее грубой красоты природы.

Законы прекрасного не зависят от опыта наблюдения, они извлекаются из анализа внутренней духовной деятельности.

Идеал художественного языка классицизма - это язык логики - точность, ясность, последовательность. Языковая поэтика классицизма избегает по возможности предметной изобразительности слова. Ее обычное средство - отвлеченный эпитет.

На тех же принципах построено и соотношение отдельных элементов художественного произведения, т.е. композиция, которая обычно представляет собой геометрически уравновешенную конструкцию, основанную на строгом симметричном членении материала. Таким образом законы искусства уподобляются законам формальной логики.

А.А. Блок - литературный критик

Еще в раннем детстве, ребенком, Блок начал "сочинять". Биограф поэта М.А. Бекетова уточняет первые литературные увлечения маленького Блока: "Лет в 6 появился у Саши вкус к героическому, к фантастике...

Анализ философско-эстетической основы поэтики Б.А. Ахмадулиной

Боленосный трагизм Ф.М. Достоевского

Болевой эффект - предельно острая эстетическая реакция (на грани антиэстетизма), которой целенаправленно добивался Ф.М. Достоевский, строя свою эстетику "режущей правды"...

Ирония в современной русской прозе (на материале поэмы "Москва-Петушки" Ерофеева и повести "Путём взаимной переписки")

Ирония (греч. eironeia, букв. - притворство) - категория философии и эстетики, обозначающая высказывание или образ искусства, обладающие скрытым смыслом, обратным тому, который непосредственно высказывается или выражается. В отличие от сатиры...

Лицейские годы Пушкина

Усилиями администрации и преподавателями Лицей был превращен в передовое и новаторское учебно-воспитательное учреждение. Созданная в нем атмосфера давала возможность воспитанникам чувствовать себя как дома, в единой семье...

Моральный аспект в романе О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"

В историю литературы Оскар Уайльд вошел как наиболее яркий представитель эстетизма в искусстве. Это направление зародилось 70-е годы XIX века, сформировалось в 80-90-ие гг. и утратило свои позиции в начале ХХ века...

Образ Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя

"Портрет", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Нос", "Шинель" - повести Н.В. Гоголя, которые принято называть петербургскими. Несмотря на то...

Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея"

В лекции «Возрождение английского искусства» (1882) Уайльд впервые сформулировал те основные положения эстетической программы английского декаданса, которые были позднее развиты в его трактатах «Кисть, перо и отрава» (1889), «Истина масок»...

Отражение духовного состояния общества в публицистике Ф.М. Достоевского ("Дневник писателя", 1873-1881 гг.)

Отражение советской эпохи в сатирических произведениях ХХ века

В XX в. утвердился взгляд на сатиру как на разновидность комического (иронического, саркастического) отрицания описываемых явлений и нра- вов. «В сатире причудливо сочетаются язвительная ирония, отрицание...

Понятие комического в пьесе Островского

Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Существуют различные трактовки его места в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному, например...

Применение художественной литературы в библиотерапии

Библиотерапия - это научная дисциплина, нацеленная на решение проблем формирования у человека способностей и навыков противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять силу воли...

Лекция: Зарождается в Италии, но наивысшего расцвета достигает во Франции. Латинское - классикус - образец. Классицизм базируется на философии Рене Декарта, рационализме. Рационализм - способность мышления, основанная на рассудке. Чувственное познание отрицается или рассматривается как несовершенное. В произведения классицизма все подвергается суду разума. Основной конфликт Классицизма - конфликт разума и чувств. Эстетика Классицизма: идея о вечности и неизменности законов разума =) законы, по которым творятся произведения искусства, вечны и неизменны. Источники сюжетов: античная литература или мифология. Законы искусства: 1. Высокие (ода, трагедия) и низкие жанры (комедия, эпиграмма, басня). Смешение невозможно. Герои трагедий - люди из высшего сословия. Герои низких жанров - простолюдины; 2. Правило триединства (время, место, действие). Сюжетная линия укладывается в сутки. Место действия не должно меняться. Одна главная сюжетная линия без побочных (функция искусства - воспитательная =) зрителя не нужно отвлекать от самых главных мыслей в пьесе).

Теории и практике барокко в 17 в. решительно противостояла классицистская доктрина. Эстетика классицизма (термин восходит к лат. classicus; первоначальное значение - гражданин высшего имущественного класса; более позднее переносное значение - образцовый, в том числе и в области искусства), как и эстетическая концепция барокко, складывалась постепенно.

Истолкователи классицизма обычно объявляют важнейшей чертой классицистской поэтики ее нормативный характер. Нормативность этой поэтики совершенно очевидна. И хотя наиболее полный и авторитетный, получивший всеевропейское значение свод классицистских законов - «Поэтическое искусство» Никола Буало - был опубликован лишь в 1674 г., задолго до этого, нередко опережая художественную практику, теоретическая мысль классицизма постепенно формировала строгий свод законов и правил, обязательных для всех деятелей искусства. И все же в творческой практике многих сторонников классицизма можно наблюдать далеко не всегда строгое соблюдение этих правил. Из этого, однако, не следует, что выдающиеся художники классицизма (в частности, Мольер) в своей литературной деятельности «выходили за пределы» классицизма. Даже нарушая некоторые частные требования классицистской поэтики, писатели оставались верны его основным, фундаментальным принципам. Художественные потенции классицизма были несомненно шире свода строгих правил и способны были обеспечить углубленное по сравнению с предшествующей литературой постижение некоторых существенных сторон действительности, их правдивое и художественно полноценное воссоздание.

Из этого следует, что при всем значении нормативности для искусства классицизма, она не является его важнейшей чертой. Более того, нормативность - лишь результат присущего классицизму принципиального антиисторизма. Верховным «судьей» прекрасного классицисты объявили «хороший вкус», обусловленный «вечными и неизменными» законами разума. Образцом и идеалом воплощения законов разума и, следовательно, «хорошего вкуса» классицисты признавали античное искусство, а поэтики Аристотеля и Горация истолковывались как изложение этих законов.

Признание существования вечных и объективных, т. е. не зависимых от сознания художника, законов искусства, влекло за собой требование строгой дисциплины творчества, отрицание «неорганизованного» вдохновения и своевольной фантазии. Для классицистов, конечно, совершенно неприемлемо барочное возвеличение воображения как важнейшего источника творческих импульсов. Сторонники классицизма возвращаются к ренессансному принципу «подражания природе», но истолковывают его более узко. Считая источником красоты гармонию Вселенной, обусловленную лежащим в ее основе духовным началом, эстетика классицизма ставила перед художником задачу привносить эту гармонию в изображение действительности. Принцип «подражания природе», таким образом, в истолковании классицистов предполагал не правдивость воспроизведения действительности, а правдоподобие, под которым они подразумевали изображение вещей не такими, каковы они в реальности, а такими, какими они должны быть согласно разуму . Отсюда важнейший вывод: предметом искусства является не вся природа, а лишь часть ее, выявленная после тщательного отбора и сведенная по сути дела к человеческой природе, взятой лишь в ее сознательных проявлениях . Жизнь, ее безобразные стороны должны предстать в искусстве облагороженными, эстетически прекрасными, природа - «прекрасной природой», доставляющей эстетическое наслаждение. Но это эстетическое наслаждение не самоцель, оно лишь путь к совершенствованию человеческой натуры, а следовательно, и общества.

На практике принцип «подражания прекрасной природе» нередко объявлялся равнозначным призыву подражать античным произведениям как идеальным образцам воплощения законов разума в искусстве.

Рационализм эстетики классицизма коренным образом отличается и от рационалистических тенденций эстетики Ренессанса и, тем более, от рационализма барокко. В ренессансном искусстве признание особой роли разума не нарушало представлений о гармонии материального и идеального, разума и чувства, долга и страсти. Противопоставление разума и чувства, долга и влечения, общественного и личного отражает определенный реальный исторический момент, характерное для нового времени обособление общественных отношений в самостоятельную абстрактную для личности силу. Если деятели барокко противопоставляли разум абстракции государства как силу, дающую личности возможность противостоять хаосу жизни, то классицизм, размежевывая частное и государственное, ставит разум на службу абстракции государства. Вместе с тем, как справедливо писал советский исследователь С. Бочаров, «великие произведения классицизма не были придворным искусством, они содержали не образное оформление государственной политики, но отображение и познание коллизий исторической эпохи. Концепцией трагедий Корнеля было поэтому не простое подчинение личного общему, страсти долгу (что вполне удовлетворяло бы официальным требованиям), но непримиримый антагонизм этих начал, вследствие чего внутренняя борьба в душах героев становилась нервом трагедии и главным источником драматизма».

Предпочтение разума чувству, рационального - эмоциональному, общего - частному, их постоянное противопоставление во многом объясняют как сильные, так и слабые стороны классицизма. С одной стороны, это определяет большое внимание классицизма к внутреннему миру человека, к психологии: мир страстей и переживаний, логика душевных движений и развитие мысли стоят в центре и классицистской трагедии, и классицистской прозы. С другой стороны, у писателей-классицистов общее и индивидуальное находятся в полном разрыве и герои воплощают в себе противоречие человеческой сущности как абстрактной, лишенной индивидуального, заключающей только общее. Причем разграничение общественной и личной жизни осознается как вечное противоречие человеческой природы.

Это непонимание диалектики общего и индивидуального определяет и способ построения характера в классицизме. Рационалистический метод «расчленения трудностей», сформулированный крупнейшим философом-рационалистом 17 в. Рене Декартом, в применении к искусству означал выделение в человеческом характере, как правило, одной ведущей, главной черты. Таким образом, способ типизации характеров здесь глубоко рационалистичен. Можно, воспользовавшись выражением Лессинга, сказать, что герои у классицистов скорее «олицетворенные характеры», чем «охарактеризованные личности». Из этого не следует, однако, что характеры в классицизме - абстрактные сущности, формально-логические категории универсального разума; они, по справедливому замечанию советской исследовательницы Е. Н. Купреяновой, суть «образы общечеловеческих, естественных характеров, созданные по образцу исторических, но очищенные от всего случайного, внешнего, что содержится в исторических жизнеописаниях».

Классицистский способ типизации характеров путем выделения в них главной, определяющей черты, несомненно способствовал совершенствованию искусства психологического анализа, сатирическому заострению темы в комедиях. Вместе с тем требование «разумной» цельности, единства и логической последовательности характера мешает его развитию. Исключительный интерес к «сознательной» внутренней жизни человека нередко заставляет игнорировать внешнюю обстановку, материальные условия жизни. Вообще персонажи классицистских произведений, особенно трагедий, лишены исторической конкретности. Мифологические и античные герои в них чувствуют, мыслят и действуют как дворяне 17 столетия . Большая связь между характером и обстоятельствами, хотя и в пределах классицистской типизации, обнаруживается в комедии, действие которой обычно происходит в современности, а образы обретают, при всей их обобщенности, жизненную достоверность.

Из общих эстетических установок классицизма вытекают конкретные требования его поэтики, наиболее полно сформулированные в «Поэтическом искусстве» Буало: гармония и соразмерность частей, логическая стройность и лаконизм композиции, простота сюжета, ясность и четкость языка. Последовательный рационализм эстетики классицизма приводит к отрицанию фантастики (кроме античной мифологии, трактуемой как «разумная»).

Одним из основополагающих и устойчивых теоретических принципов классицизма является принцип расчленения каждого искусства на жанры и их иерархического соотнесения. Иерархия жанров в классицистской поэтике доводится до своего логического конца и касается всех сторон искусства.

Жанры делятся на «высокие» и «низкие», и смешение их признается недопустимым. «Высокие» жанры - эпопея, трагедия, ода - призваны воплотить государственные или исторические события, т. е. жизнь монархов, полководцев, мифологических героев; «низкие» - сатира, басня, комедия - должны изображать частную, повседневную жизнь «простых смертных», лиц средних сословий. Стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру. В вопросах языка классицисты были пуристами: они ограничивали лексику, допустимую в поэзии, стараясь избегать обыденных «низких» слов, а иногда даже конкретных наименований предметов быта. Отсюда употребление иносказаний, описательных выражений, пристрастие к условным поэтическим штампам. С другой стороны, классицизм боролся против чрезмерной орнаментальности и вычурности поэтического языка, против надуманных, изысканных метафор и сравнений, каламбуров и тому подобных стилистических приемов, затемняющих смысл.


Похожая информация.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры