Краткое описание героев ревизор. Взяточничество и коррупция в произведении

Главная / Измена мужа

"Ревизор" можно условно разделить на четыре категории:

  • Мелкий столичный чиновник Иван Александрович Хлестаков со слугой Осипом;
  • Самые уважаемые и наделенные властью лица в городе (городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника, почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин и помещики Добчинский и Бобчинский);
  • Супруга главы города А и ее дочь Марья Антоновна;
  • Второстепенные персонажи (лекарь, частный пристав, купцы, полицейские, отставные чиновники и т. д.).

2. Мнимый ревизор Х - беспечный и глуповатый молодой человек, занимающий незначительную должность в Петербурге. Он живет за счет своего отца. Как только в руках Хлестакова появляются деньги, он сразу же спускает их в карты. Хлестаков постоянно врет, не задумываясь о последствиях. Ему очень повезло со слугой Осипом, который хоть как-то ограничивает сумасбродство своего хозяина и вызволяет его из опасных ситуаций. Благодаря этому Осип вообще ведет себя по отношению к Хлестакову довольно-таки свободно.

3. "Отцы города" . Во главе проворовавшегося городского чиновничества стоит городничий. Это уже пожилой человек, достаточно повидавший на своем веку. крепко держит власть в своем кулаке. Все махинации осуществляются под его тайным покровительством. Антон Антонович способен обмануть кого угодно и с легкостью "выйти сухим из воды".

Лука Лукич иронично назван в комедии "просветителем юношества". Этот "просветитель" искренне считает, что выражение лица учителя может внушить юношеству "вольнодумные мысли". По одному этому замечанию можно судить, что смотрителя больше волнует строгое соблюдение законности в училищах, а не забота о качестве обучения. Лука Лукич постоянно находится в страхе чем-либо не угодить начальству.

Городской судья , в отличие от остальных чиновников, прочитал в своей жизни несколько книг, поэтому может считаться образованным человеком. В судопроизводстве он абсолютно ничего не понимает и судит на основании размера взятки. Судья сам заявляет, что берет оплату "борзыми щенками" и не считает это преступлением.

Артемий Филиппович безжалостно разворовывает подвластные ему учреждения. Больным совершенно не оказывается медицинская помощь. Их выздоровление зависит только от Бога. Богоугодные заведения приводятся в порядок в случае проверки столичным начальством, что случается очень редко.

Не уступает городничему в умении отвести от себя все подозрения. Его практически невозможно уличить в воровстве.

Почтмейстер выделяется из этого сборища воров своим простодушием "до наивности". Он даже не скрывает того, что распечатывает и читает чужие письма "из любопытства". Иван Кузьмич наивно полагает, что этим он не наносит никакого вреда.

Заверение городничего, что подобные действия - "дело семейное", совершенно успокаивает почтмейстера. Помещики не занимают никакой должности, но играют важную роль в жизни городского общества. Их главная функция - собирать и распространять слухи. Суетливые и болтливые помещики вносят в провинциальную скуку значительное разнообразие. Бобчинский и Добчинский не просто передают новости, они сопровождают их массой ненужных подробностей, помогая себе "жестами и руками".

4. "Высшее женское общество" . Супруга городничего - яркий образец провинциальной дамы, занимающей высокое положение. Анна Андреевна - бывшая романтическая барышня, в настоящее время озабоченная ведением домашнего хозяйства. Провинциальная жизнь развила в ней сильную склонность ко всему столичному.

Анна Андреевна к месту и не к месту вставляет в свою речь слова и выражения, которые, как она считает, выдают в ней образованную даму. Марье Антоновне суждено повторить судьбу матери. Они чрезвычайно похожи друг на друга. Целыми днями мать с дочерью ожесточенно спорят из-за всяких пустяков, гордясь своим "умом". Марья Антоновна также мечтает о столичной жизни, полагая, что только в Петербурге ее смогут оценить по достоинству.

5. Обыватели . Остальные жители города появляются лишь в эпизодических сценах. Об их социальной принадлежности и функциях можно догадаться по фамилиям. Лекарь, которого совершенно не интересуют больные - Гибнер ("гибель"). О любимом занятии частного пристава красноречиво говорит фамилия Уховертов. Среди полицейских Свистунова и Пуговицына несомненно главенствует Держиморда.

Изображенные Гоголем в комедии «Ревизор» люди с удивительно беспринципными взглядами и невежеством любого читателя поражают и кажутся абсолютно вымышленными. Но на самом деле, это не случайные образы. Это лица типичные для русской провинции тридцатых годов XIX столетия, которые можно встретить даже в исторических документах.

В своей комедии Гоголь затрагивает несколько очень важных вопросов общественности. Это отношение должностных лиц к своим обязанностям и исполнению закона. Как ни странно, но смысл комедии актуален и в современных реалиях.

История написания «Ревизора»

Николай Васильевич Гоголь описывает в своих произведениях довольно утрирование образы русской действительности того времени. В момент появления идеи новой комедии писатель активно работает над поэмой «Мертвые души».

В 1835 году он обращается по вопросу идеи для комедии к Пушкину, в письме изложив ему просьбу о помощи. Поэт отзывается на просьбы и рассказывает историю, когда издатель одного из журналов в одном из южных городов был принят за приезжего чиновника. Аналогичная ситуация, как ни странно, происходила и с самим Пушкиным в то время, когда он собирал материалы для описания пугачевского бунта в Нижнем Новгороде. Его также приняли за столичного ревизора. Идея показалась Гоголю интересной, и само желание написать комедию настолько его захватило, что работа над пьесой шла всего лишь 2 месяца.

В течение октября и ноября 1835 года Гоголь полностью написал комедию и еще через несколько месяцев зачитал ее перед другими литераторами. Коллеги пришли в восторг.

Сам Гоголь писал, что он хотел собрать все дурное, что есть в России, в единую кучу, и посмеяться над этим. Свою пьесу он видел, как очищающую сатиру и орудие борьбы с существовавшей на тот момент в обществе несправедливостью. К слову сказать, допущена пьеса по трудам Гоголя к постановке была лишь после того, когда Жуковский лично обратился с просьбой к императору.

Анализ произведения

Описание произведения

События, описанные в комедии «Ревизор» происходят в первой половине XIX века, в одном из провинциальных городков, которой Гоголь просто обозначает как «N».

Городничий сообщает всем городским чиновникам, что до него донеслась весть о прибытии столичного ревизора. Проверки чиновники пугаются, потому что все они берут взятки, плохо работают и в учреждениях, находящихся в их подчинении, царит бардак.

Практически сразу за известием появляется и второе. До них доходит, что в местной гостинице остановился человек хорошо одетый и похожий на ревизора. На самом деле неизвестный - это мелкий чиновник Хлестаков. Молодой, ветреный и глупый. К нему в гостиницу заявился лично Городничий, чтобы познакомиться с ним и предложить переехать к нему домой, в условия намного лучшие, чем гостиница. Хлестаков с радостью соглашается. Ему такое гостеприимство нравится. На данном этапе он не подозревает, что его приняли не за того, кем он является.

Знакомят Хлестакова и с другими чиновниками, каждый из которых вручает ему крупную сумму денег, якобы в долг. Ими делается все, чтобы проверка была не такой тщательной. В этот момент Хлестаков понимает, за кого его приняли и, получив круглую сумму, умалчивает, что это ошибка.

После он решает уехать из города N, предварительно сделав предложение дочери самого Городничего. С радостью благословляя будущий брак, чиновник радуется подобному родству и спокойно прощается с Хлестаковым, который покидает город и, естественно, не собирается в него больше возвращаться.

Перед этим главный герой пишет в Петербург письмо своему другу, в котором рассказывает о произошедшем конфузе. Почтмейстер, вскрывающий на почте все письма, прочитывает и послание Хлестакова. Обман вскрывается и все, кто давал взятки, с ужасом узнают, что деньги им не вернутся, и проверки еще не было. В этот же момент в город приезжает настоящий ревизор. Чиновники от известия приходят в ужас.

Герои комедии

Иван Александрович Хлестаков

Возраст Хлестакова 23 - 24 года. Потомственный дворянин и помещик, он тоненький, худощавый и глуповатый. Действует, не думая о последствиях, обладает отрывистой речью.

Работает Хлестаков регистратором. В те времена это был чиновник самого низкого ранга. На службе он присутствует мало, все чаще играет в карты на деньги и гуляет, поэтому карьера его никуда не продвигается. Живет Хлестаков в Петербурге, в скромной квартире, а деньги ему регулярно присылают родители, проживающие в одной из деревень Саратовской губернии. Экономить средства Хлестаков не умеет, он тратит их на всевозможные удовольствия, себе ни в чем не отказывая.

Он очень труслив, любит хвастаться и привирать. Не прочь Хлестаков приударить за женщинами, особенно симпатичными, однако его очарованию поддаются только глупые провинциальные дамы.

Городничий

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Постаревший на службе, по-своему неглупый чиновник, производящий вполне солидное впечатление.

Говорит он взвешенно и в меру. У него быстро меняется настроение, черты лица его жесткие и грубые. Обязанности свои он выполняет плохо, является мошенником с большим опытом. Наживается Городничий везде, где только можно, и среди таких же взяточников находится на хорошем счету.

Он жадный и ненасытный. Деньги ворует, в том числе и из казны, и беспринципно нарушает все законы. Не гнушается даже шантажом. Мастер обещаний и еще больший мастер их невыполнения.

Мечтает Городничий быть генералом. Не обращая внимания на массу своих грехов, он еженедельно посещает церковь. Страстный игрок в карты, он любит свою жену, очень нежно к ней относится. Есть у него и дочь, которая в конце комедии с его же благословения становится невестой пронырливого Хлестакова.

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин

Именно этот персонаж, отвечая за пересылку писем, вскрывает письмо Хлестакова и обнаруживает обман. Впрочем, открыванием писем и посылок он занимается на постоянной основе. Делает это не из предосторожности, а исключительно ради любопытства и собственной коллекции интересных историй.

Порой он не просто читает письма, особо понравившиеся, Шпекин оставляет себе. Помимо пересылки писем в его обязанности входит руководство почтовыми станциями, смотрителями, лошадьми и т. д. Но этим он не занимается. Он вообще почти ничего не делает и поэтому местная почта работает крайне плохо.

Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская

Жена Городничего. Провинциальная кокетка, чья душа вдохновлена романами. Любопытна, тщеславна, любит взять верх над мужем, но на деле это получается только в мелочах.

Аппетитная и привлекательная дама, нетерпеливая, глупая и способная на разговоры только о пустяках, да о погоде. При этом любит болтать без умолку. Она высокомерна и мечтает о роскошной жизни в Петербурге. Мать не важная, поскольку соперничает с дочерью и бахвалится, что ей Хлестаков уделил внимания больше, чем Марье. Из развлечений у жены Городничего - гадание на картах.

Дочь Городничего 18 лет от роду. Привлекательная внешне, жеманная и кокетливая. Она очень ветрена. Именно она в конце комедии становится брошенной невестой Хлестакова.

Композиция и анализ сюжета

Основой пьесы Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является бытовой анекдот, который в те времена был достаточно распространен. Все образы комедии утрированы и, вместе с тем, правдоподобны. Пьеса интересна тем, что здесь все ее персонажи вяжутся между собой и каждый из них, по сути, выступает героем.

Завязкой комедии является ожидаемый чиновниками приезд ревизора и их поспешность в выводах, из-за которой проверяющим признается Хлестаков.

Интересным в композиции комедии является отсутствие любовной интриги и любовной линии, как таковой. Здесь просто высмеиваются пороки, которые по классическому литературному жанру получают наказание. Частично они уже наказы легкомысленным Хлестаковым, но читателю понятно в конце пьесы, что еще большее наказание их ожидает впереди, с приездом настоящего проверяющего из Петербурга.

Посредством простой комедии с утрированными образами Гоголь учит своего читателя честности, доброте и ответственности. Тому, что необходимо уважать собственную службу и соблюдать законы. Через образы героев каждый читатель может увидеть и свои собственные недостатки, если среди них имеются глупость, жадность, лицемерие и эгоизм.

Сюжетом для написания комедии послужила история, рассказанная Гоголю А.С. Пушкиным. В ней говорилось об одном господине, оказавшемуся проездом в одном из небольших городов и сумевшему выдать себя за высокого чиновника таким образом, что никто не смог заметить подвоха. Краткое описание и характеристика героев комедии «Ревизор» позволит читателю понять, как выглядели чиновники того времени. С тех пор прошло немало лет, но мало что изменилось. В наших госструктурах довольно часто встречаются чиновники, подобные Хлестакову или городничему, не брезгующие взятками и решающие служебные вопросы в обход закона.

Иван Александрович Хлестаков

Чиновник. Прибыл из Петербурга. Молодой человек приблизительно 23 лет. Недурен собой. Глуп. Умеет приспосабливаться под обстоятельства. Фантазер, витающий в облаках. Завистлив. Врет на ходу, придумывая разнообразные истории. Способен заинтересовать и очаровать. Работа не для него. Хлестаков убежден, что все в жизни зависит от случая. Выпал счастливый билет, воспользуйся им, что полностью подтверждает история, случившаяся с ним в городе, где его ошибочно приняли за ревизора. Насобирав в долг приличную кучу денег, наобещав золотые горы дочери городничего, лже-ревизор успевает вовремя ретироваться из города, оставив чиновников с пустым кошельком, юную леди с разбитым сердцем.

Осип

Прислуживает Хлестакову. Его правая рука. Мужчина в возрасте. Из крепостных. Отличается сообразительностью. Мудр. Умен и хитер. По интеллекту превышает в разы уровень хозяина.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий. Мужчина среднего возраста. Женат. Имеет дочь. Солидный. Носит фрак и высокие ботфорты. Привык решать проблемы с помощью взяток и жульничества. Не брезгует азартными играми.

Анна Андреевна

Супруга городничего. Миловидная женщина средних лет. Не прочь пофлиртовать и пококетничать с противоположным полом. Чересчур любопытна. Любит совать нос куда не следует и манипулировать собственным мужем.

Марья Антоновна

Дочь городничего. Юная, наивная девушка, витающая в облаках. Начитанна и образованна. Хорошо воспитана. Совсем неопытна в любовном плане, потому и повелась на сладкие речи Хлестакова, который наобещал ей золотые горы и блестящее будущее, но слова так и остались словами, а жених благополучно уехал из города, бросив несостоявшуюся невесту у разбитого корыта.

Бобчинский и Добчинский

Мелкие помещики. Упитанные мужчины среднего возраста. Болтливы. Разговаривают довольно быстро. Речь дополняют усиленной жестикуляцией. Постоянно сплетничают о горожанах. Стараются держаться друг друга.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья. Недобросовестно относится к работе. Взяточник. Предпочитает брать взятки не в денежном эквиваленте, а борзыми щенками. Охота его слабость.

Иван Кузьмич Шпекин

Почтальон. Любитель вскрывать на почте письма и прочитывать их вперед адресата.

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений. Хитрый, плутоватый человек. Неповоротливый толстяк. Безответственно относится к работе. Запустил больницы до ужасного состояния. Всюду бардак и грязь.

Христиан Иванович Гибнер

Главврач. Немец. С русской речью совсем не дружит. Следовательно, не в состоянии нормально лечить пациентов.

Держиморда, Свистунов, Пуговицын

Полицейские. По работе должны следить за порядком в городе, но эта троица любит сама нарушать закон, и если бы не погоны могли запросто оказаться за решеткой из-за многочисленных административных нарушений.

Гоголевская знаменитая комедия предстала пред петербургским зрителем в 1836 году. Ошеломляющий результат и удивление публики вызвала в «Ревизоре» характеристика героев, их отрицательность и отсутствие ожидаемого конфликта. Идея, брошенная Пушкиным, у Гоголя разрослась в целое смеховое полотно, призванное показать глупость, пошлость, непорядочность российского чиновничества, полную его несостоятельность выполнять свои обязанности и составлять подлинное человеческое общество.

Специфика гоголевских главных героев

В комедии «Ревизор» герои вызывают одновременно и смех, и тоскливый ужас, потому как никто из них не выделяется яркой положительной чертою, никто не обладает ни светлым сознанием, ни честной душой.

Это стало одной из причин, по которой писатель был совершенно не понят своими современниками и вконец измучился, пытаясь объяснить замысел комедии, в частности то, что смех в комедии – единственный положительный персонаж. Зритель же посчитал себя обманутым: ни традиционной любовной коллизии, ни разоблачения и общественного порицания зла – ничего этого не было. Конечно же, и тогда было понятно, что абсолютно все персонажи «Ревизора» являют собой отрицательное и довольно жалкое зрелище, но вызывало изумление то, что автор не пожелал никем их уравновесить. Однако это была часть писательского замысла. В «Ревизоре» характеристика главных героев, которую при просмотре невольно давал им зритель, должна была подвести его к мысли о доминировании, выдвижении вперёд смехового начала, обновляющего и животворящего.

Гоголевские негерои и их ничтожество

Список героев комедии Гоголя «Ревизор» открывает главный из них – во всех смыслах блистательный Хлестаков : пустой, ничего не значащий человек, упоительный хвастун и невежда. Его появление только вскрывает язвы той провинции, куда он попал – все готовы обманываться, пресмыкаться перед столичным франтиком, у которого и умысла-то не было никого околпачить. Лжет Хлестаков совершенно искренне, увлекаясь, испытывая экстатическое удовольствие от своего немыслимого вранья про высокий чин и квадратные арбузы в тысячу рублей. Хлестаковские одновременные ухаживанья за Анной Андреевной, женой городничего, и Марьей Антоновной, его дочерью, принимают вид какого-то непостижимого фарса. Хлестаков легко справляется с навязанной ему извне ролью высокопоставленного проверяющего, как он справился бы с любой другой – пустота без вопросов одинаково наполняется и хорошим, и дурным. Среди описаний героев комедии «Ревизор» существуют собственно авторские, в числе их есть и относящееся к Хлестакову: «это фантасмагорическое лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой Бог знает куда».

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский тоже довольно колоритная личность, и не столько по части пустоты и невежества, сколько по части безответственности. Он чувствует себя в ней, как рыба в воде, пока угроза столичной ревизии не опрокидывает городничего в действительность. Антон Антонович быстро учится внешне затыкать дыры своего не очень благополучного управления, пускать в глаза пыль и проделывать ежеминутные мыслительные операции по поводу размера взяток. Для городничего самое естественное поведение в ситуации катастрофы – выдать голодным больным белые колпаки, оболгать несчастную, незаконно высеченную жену офицера, придумать внезапный поджог церкви, чтобы скрыть факт её невозведения. Он с готовностью принимает пустенького Хлестакова за ревизора, так как нечистая совесть и желание скрыть последствия своих деяний ослепило его, лишив способности здраво мыслить.

Безукоризненно, хотя и не лестно изображены в комедии нежные провинциальные дворянки – Анна Андреевна и Марья Антоновна . Жеманство, беспричинное кокетство, простаивание у окна, умножение сплетен и споры о палевом платье – вот как рисует Гоголь прекрасную и благородную часть города. Они обе принимают ухаживания Хлестакова за чистую монету и соперничают за его благосклонность, как залог своей неотразимости.

С не меньшим мастерством писатель показывает господ Бобчинского и Добчинского , которых никто ни во что не ставит, и чем более, тем более они лебезят и скоморошничают. Они городские сплетники и разносчики всяческих новостей, поэтому все относятся к ним с презрительным снисхождением.

Замечательно смешными выглядят почтмейстер Шпекин , судья Ляпкин-Тяпкин и попечитель богоугодных заведений Земляника . Первый черпает вдохновение и открывает целые миры в процессе чтения чужих писем, а потому никаких угрызений совести по поводу безнравственности своих деяний не испытывает. Не испытывает их и Ляпкин-Тяпкин, который любит брать породистых щенков в качестве «благодарности» и вполне уверен, что он не взяточник. Хотя и несёт глубокомысленную ерунду, в обществе прослыл вольнодумцем за подвиг прочтения нескольких книг. Попечитель богоугодных заведений щедр на угодничество и лесть, которые хлынут из него неиссякаемым потоком красноречия, особенно в сторону Хлестакова.

По словам Гоголя, сам он хотел собрать всё дурное в России и посмеяться надо всем сразу, и ему это удалось в высшей степени.

Характеристики основных героев помогут учащимся 8 классов при сборе материала для сообщения или сочинения на тему «Характеристика героев «Ревизора»».

Тест по произведению

Комедия «Ревизор» была написана в 1835 году. Она писалась два месяца. Сюжет комедии подсказал А.С.Пушкин. В 1836 году комедия была поставлена в Александрийском театре. Действие комедии происходит в мрачную эпоху правления Николая I, когда действовала система доноса и сыска. В комедии были вскрыты общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, и т.д. Гоголь писал так: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за один раз посмеяться над всеми». События разворачиваются в уездном городе Саратовской губернии в 1831 году. В этом маленьком городе как в любом государстве есть своя юстиция, здравоохранение, просвещение. Во главе каждого учреждения свои чиновники. Самый главный – городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – начальник уездного города. Свою карьеру он начал молодым, с самых низов, и, к старости дослужился до начальника уездного города. Из письма друга городничего мы узнаем, что Антон Антонович – взяточник. Он не считает взяточничество преступлением, а думает, что взятки берут все, только «Чем выше чин, тем больше взятка.» Ревизорская проверка для него не страшна. На своем веку он повидал их много. Но его настораживает, что ревизор едет «инкогнито». Когда городничий узнает, что «ревизор» уже живет в городе вторую неделю, он хватается за голову. В эти две недели была высечена унтер-офицерская жена, на улица грязь. Церковь, на строительство которой были выделены деньги, строиться не начиналась.
Лука Лукич Хлопов – Смотритель училищ. По натуре он очень трусливый. Про себя говорит: «Заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завянул». В училище преподают учителя. Один учитель свое преподавание сопровождал постоянными гримасами. А учитель истории, от избытка чувств ломал стулья.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Считает себя очень умным человеком, так как за всю свою жизнь прочитал пять или шесть книг. Он заядлый охотник. В его кабинете, над Шкафом с бумагами, висит охотничий арапник. Взятки берет борзыми щенками. Уголовные дела, которые он рассматривал, в таком состоянии, что он сам не мог разобраться, где правда, а где ложь.
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. В больницах царит грязь и беспорядок. У поваров грязные колпаки, а у больных одежда такая, как будто они работали в кузнице. Кроме того больные постоянно курят. Артемий Филиппович не утруждает себя определением диагноза заболевания пациента и его лечением. Он на этот счет говорит: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровит, то и так выздоровит». К тому же лекарь Христиан Иванович Гибнер – немец и не говорит по-русски.
Иван Кузьмич Шпекин – почместер. У него есть одна слабость, он любит читать чужие письма. Особо понравившиеся он коллекционирует.
Комедия Гоголя «Ревизор» актуальна и сегодня, так как и в наше время встречаются чиновники чем-то похожие на героев комедии.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры