Крис кельми биография личная. Биография криса кельми

Главная / Измена мужа

Крис Кельми (настоящее имя Анатолий Арьевич Кельми). Родился 21 апреля 1955 года в Москве - умер 1 января 2019 года в Наро-Фоминске. Советский и российский музыкант, композитор.

Анатолий Кельми, ставший широко известным как Крис Кельми, родился 21 апреля 1955 года в Москве семье метростроевцев.

Отец - Арий Михайлович Кельми, родом из Коканда, после работы на строительстве Московского метрополитена работал в Гидроспецстрое, занимался строительством подземных тоннелей, был заместителем управляющего трестом.

Мать родилась в Маньчжурии.

Старший брат - Валентин Арьевич Кельми (род. 11 октября 1945), работал в Гидроспецстрое, его жена была режиссёром и руководителем детских театральных студий ЦДА им. А. А. Яблочкиной и ГОУ ЦДТ «Строгино».

Единокровный младший брат - Евгений Ариевич Суслин (род 24 апреля 1963), работал строителем тоннелей, затем по просьбе родственников Крис Кельми взял его гитаристом в свою группу, далее на протяжении многих лет работал администратором музыканта.

Его родители познакомились, когда приехали строить метро Москвы. Крис Кельми, по его рассказам, родился в палатке, в которой жили тридцать человек.

Относительно его настоящей фамилии давно ходят споры, а именно - многие, кто знал его еще в начале творческого пути, утверждают, что Кельми - это псевдоним, тогда как настоящая фамилия музыканта - Калинкин.

Но сам артист эту версию категорически опровергает: "Измышления, будто моя настоящая фамилия не Кельми, а Калинкин, полная ерунда, сочиненная Александром Градским. В одном из морских круизов, в которые артистов часто приглашали в девяностые, Саша выдумал этот миф про меня и очень им забавлялся. Его тут же подхватили и растиражировали средства массовой информации. Как-то не выдержал и сказал Градскому: «Придешь на могилу к моим родителям, неужели стыдно не станет?!» После этого он поутих. А друзья опубликовали мое свидетельство о рождении, чтобы доказать: я - Кельми".

В то же время есть документальные свидетельства: в школе № 152 (у метро «Аэропорт») он числился как Анатолий Ариевич Калинкин. И лишь в 1985 году взял фамилию своего отца, Ария Михайловича Кельми.

Но сам певец утверждает, что паспорт в 1971 году он получил на фамилию Кельми, которая фигурирует и в свидетельстве о рождении. В 1972 году Анатолий Кельми взял псевдоним Крис в честь героя «Соляриса» Криса Кельвина.

Также в ходу версию об эстонских корнях артиста. Но он по этому поводу говорил: "Эстонцами, как писали в СМИ, мои предки никогда не были, город, созвучный с нашей фамилией, есть в Литве. Скорее, у отца литовские корни. А имя для сцены - да, я позаимствовал у героя «Соляриса» Криса Кельвина. Толя Кельми звучало как-то не по-рокерски".

На фортепиано и гитаре начал играть в 1959 году - в 4 года. А уже в 5 лет занимался с репетитором по музыке. В 8 лет поступил в музыкальную школу имени Дунаевского.

Занимался и спортом: отец записал его сначала в футбольную школу, а затем - в теннисную школу. Крис Кельми - кандидат в мастера спорта по теннису, входил в состав юношеской сборной, тренировался у Шамиля Тарпищева и был в тройке лучших теннисистов Москвы.

Однако музыка стала основным его занятием. В 1969 году окончил музыкальную школу им. Исаака Дунаевского по классу фортепиано.

Учился в МИИТе на одном курсе с Владимиром Кузьминым и Владимиром Слуцкером.

В 1977 году окончил Московский институт инженеров транспорта. Там же учился в аспирантуре с 1977-го по 1980-й. Участвовал в строительстве тоннеля в Краснодарском крае.

МИИТ был центром рок-н-ролльного движения Москвы.

В 1983 году поступил в Музыкальное училище им. Гнесиных на эстрадный факультет, педагог - Игорь Бриль. Учился вместе с Владимиром Кузьминым, получил диплом пианиста.

В 1970 году увлёкся рок-н-роллом и основал любительскую группу «Садко», тогда Кельми было всего лишь 15 лет, которая была дублирующим составом популярной московской рок-группы «Рубины».

Летом 1972 года с гитаристом Александром Ситковецким создаёт группу «Високосное лето» . Исполняли песни The Beatles и The Rolling Stones. Кельми играл на бас-гитаре и пел. С приходом в группу бас-гитариста Александра Кутикова Кельми становится клавишником. Группа «Високосное лето» выступила в Риге в 1977 году на Рок-фестивале на Певческом Поле в составе: Александр Кутиков (вокал, бас), Валерий Ефремов (ударные), А. Ситковецкий (гитара, вокал), Крис Кельми (вокал, орган).

В 1979 году вместе с Александром Ситковецким создал группу «Автограф». В 1979−1980 году в составе «Автографа» принимал участие в фестивале «Весенние ритмы / Тбилиси - 1980», они заняли 2 место после группы «Машины Времени».

В том же 1980 году по инициативе (Театр Ленинского комсомола) набирает музыкантов и создаёт группу «Рок-Ателье» . В составе «Рок-ателье» в разное время работают музыканты - Павел Смеян и Александр Смеян, басист Валентин Лёзов, Вадим Усланов.

В составе этой группы с 1980 по 1987 год работал в театре «Ленком», участвуя в постановке новых спектаклей, в том числе рок-оперы «Юнона и Авось», делает новую редакцию спектакля «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты».

В 1987 году работал в филармонии города Йошкар-Ола.

С 1987 года - в театре песни , где участвует в постановке первых «Рождественских встреч» и вместе с «Рок-Ателье» выступает с концертами по стране и за рубежом на фестивале Lesien Rock Festival. В 1987 году в состав «Рок-Ателье» вливается певица Ольга Кормухина (покинула группу в 1988-м).

В 1987 году Крис Кельми собрал 27 музыкантов и одного журналиста, ведущего «Звуковой дорожки» газеты «Московский комсомолец» Евгения Фёдорова, для записи совместной песни «Замыкая круг». Среди музыкантов: Андрей Макаревич, Александр Градский, Александр Монин, Анатолий Алёшин, Константин Никольский, Павел Смеян, Марина Капуро, Валерий Сюткин, Жанна Агузарова, Александр Кутиков, Виталий Дубинин, Александр Иванов, Ованес Мелик-Пашаев, Дмитрий Варшавский, Артур Беркут и другие.

Крис Кельми - Замыкая круг

Подобный опыт повторяется в 1990 с песней «Верю я» и в 1994 с песней «Россия Воскресе!» на стихи А. Вознесенского участниками которой стали Ольга Кормухина, Алексей Глызин, Лариса Долина, Игорь Демарин и Ирина Шведова. В 2007 году Крис Кельми собрал некоторых из исполнителей клипа 1987 года и записал новую редакцию.

С 1988 года «Рок-Ателье» работает самостоятельно. В этом году написана и исполнена песня «Ночное рандеву», позднее вдохновившая поэта Александра Вулых на издание одноимённой газеты.

Крис Кельми - Ночное рандеву

Летом 1990 года по инициативе журналиста Евгения Додолева канал MTV приглашает музыканта в Атланту для записи сета. Исполнитель заказа - компания Creative Video Джимма Рокко (Jim Rocco). В 1993 году MTV сняло клип на песню «Старый волк», который имел успех на восточном побережье США.

С 1990 года начал сольную карьеру.

Жил в загородном доме, в котором оборудовал студию звукозаписи, сочиняет новую музыку. Записал гимн для Кубка Кремля по теннису и песню для чемпионата мира по футболу. Получает авторские гонорары, даёт концерты в городах России и Германии, иногда выступает на теннисных турнирах.

Умер 1 января 2019 года. Музыкант почувствовал себя плохо днем, скорая отвезла его в одну из больниц подмосковного Наро-Фоминска. В клинике врачи подтвердили его смерть. Причиной остановки сердца певца стало злоупотребление алкоголем.

Тело Кельми кремировали в Николо-Архангельском крематории. Крис Кельми завещал, чтобы его прах развеяли над Атлантическим океаном.

Рост Криса Кельми: 177 сантиметров.

Личная жизнь Криса Кельми:

Жена - Людмила Васильевна Кельми (род. 29 мая 1963), по образованию экономист. После их свадьбы была домохозяйкой, но затем пошла на работу.

29 ноября 1988 года у пары родился сын Кристиан Анатольевич Кельми, учился в Институте информационных социальных технологий (факультет земельно-имущественных отношений), окончил Академию права и управления, играл на фортепиано, гитаре, ходил на дзюдо, тхэквондо, катался на горных лыжах, коньках, увлекается дайвингом. Отец купил ему двухкомнатную квартиру в центре Москвы.

После того, как у Кельми начались проблемы с алкоголем, семейная жизнь разладилась.

В 2016 году жена стала инициатором развода, женщина также пожелала разменять их просторную квартиру в середине Москвы. Сам артист по поводу развода говорил: «Мы окончательно поняли, что несовместимы. За эти годы было немало хорошего и плохого, есть что вспомнить. Но последние несколько лет мы уже не существовали как полноценная семья. Теперь делим имущество. Наша квартира на Смоленском бульваре для одной Людмилы чересчур велика, не думаю, что она ей нужна. Так что важно решить вопрос размена, а это небыстрый процесс».

Сын Кристиан не желает общаться с отцом, несмотря на попытки звезды примириться с наследником. «Сына я гарантировал. Купил двухкомнатные апартаменты в центре, дал денег на евроремонт, сейчас он живет недалеко от мамы. На этом моя миссия в его существования, кажется, закончилась», – говорил Крис.

Кристиан - сын Криса Кельми

Крис Кельми время от времени попадал в объективы папарацци с любовницами. Нередко его любовные связи сопровождались скандалами. Так, в декабре 2016-го Крис Кельми , что его любовница Полина Белова (которая младше артиста на 35 лет) хочет его убить и якобы даже прибегала к отравлению певца. Сама девушка уверяла, что артист часто прикладывается к бутылке и из-за этого у него проблемы со здоровьем.

Скандалы и алкоголизм Криса Кельми

Неоднократно задерживался пьяным за рулем авто.

В 2011 году за управление автомобилем в нетрезвом виде Криса Кельми лишали водительских на 18 месяцев.

В марте 2012-го отсидел пять дней за вождение автомобиля в нетрезвом виде. 16 марта 2012 он был остановлен сотрудниками ГИБДД на Зубовском бульваре в Москве, но отказался пройти проверку на алкотестере, был признан виновным по части 2 статьи 12.26 КоАП - «отказ от прохождения медицинского освидетельствования».

18 июля 2014 года был подвергнут административному аресту на 22 дня за то, что, будучи лишён права управления транспортным средством, отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26 КоАП РФ). Ранее, 11 июля 2014 года, он спровоцировал аварию в центре Москвы: едва не столкнулся с мотоциклистом, после чего врезался в бордюр. От медицинского освидетельствования певец отказался, хотя были подозрения, что певец был нетрезв.

25 октября 2015 года на территории спорткомплекса «Олимпийский» Кельми за рулём иномарки хотел покинуть спорткомплекс. Охранник сделал водителю замечание, так как тот двигался по пешеходной зоне. После словесной перепалки музыкант наехал на охранника. Мужчина отделался небольшим ушибом и испачканной одеждой. После этого Кельми задержали правоохранители. Он отказался от медицинского освидетельствования, был составлен протокол.

27 октября 2015 года вновь нарушил правила дорожного движения и отказался от медицинского освидетельствования.

В декабре 2015 года признался в радиоинтервью, что ему поставлен диагноз «эпилепсия» и что он упал с 7 этажа и при этом остался жив - этим объясняется глубокий шрам на лбу.

В состоянии алкогольного опьянения пришёл на телепередачу «Пусть говорят» на юбилей Сергея Челобанова, пытался подарить ему свои зубные протезы.

В 2015 он опять пришёл на телепередачу «Прямой эфир» в состоянии алкогольного опьянения. То же самое - в декабре 2016-го, хотя и уверял, что его якобы перед эфиром отравила любовница.

пьяный Крис Кельми в студии программы "Прямой эфир"

Фильмография Криса Кельми:

1976 - Шесть писем о бите (в составе группы Високосное лето)
1981 - м/ф Пёс в сапогах (композитор совм. с Павлом Смеяном)

Дискография Криса Кельми:

1981 - Распахни окно
1987 - Замыкая круг
1988 - О. Кормухина и К. Кельми
1988 - Мы знаем
1990 - Открой свой Сезам
1991 - Леди Блюз
1992 - Creates Hits К. Кельми
1993 - Лучшие хиты
1994 - Ни о чём не жалей
1996 - Високосное лето (Лучшие песни 1972-79)
1998 - Ветер декабря
2001 - Имя на песке
2003 - Усталое такси
2008 - Без лишних слов, ненужных фраз

Песни Криса Кельми:

Замыкая круг
Ночное рандеву
Усталое такси
Леди Блюз
Эй парень
Если метель
Слушай ночь
Распахни окно
Ветер декабря
Дом на берегу
Серебряный коктейль



) - советский и российский рок- и поп-музыкант, композитор. Участник групп «Високосное лето », «Автограф », «Рок-Ателье ». Наиболее известные песни: «Усталое такси» , «Ночное рандеву» и многие другие. В большинстве сетевых источников указано, что Кельми - псевдоним, а настоящая фамилия музыканта - Калинкин . Сам артист опровергает эту версию .

Биография

Имя и фамилия

Анатолий Кельми взял псевдоним Крис в 1972 году, в честь героя «Соляриса » Криса Кельвина . В большинстве сетевых источников указано, что Кельми - псевдоним, а настоящая фамилия музыканта - Калинкин. В книге «Хрестоматия псевдонимов » (Москва, Издательский дом «Новый Взгляд» , ) подробно изложена история: в школе (№ 152, метро «Аэропорт») мальчик числился как Анатолий Ариевич Калинкин , однако в 1985 году взял фамилию своего отца, Ария Михайловича Кельми . Паспорт в 1971 году получил на фамилию Кельми, которая фигурирует и в свидетельстве о рождении.

Образование

Начало

Группы

В 1979−1980 году в составе «Автографа» принимает участие в фестивале «Весенние ритмы / Тбилиси - 1980» .

В 1987 году в состав «Рок-Ателье» вливается певица Ольга Кормухина .

На фирме «Мелодия» выходит пластинка-миньон "Ольга Кормухина и «„Рок-Ателье“ Криса Кельми» с песнями «Усталое такси», «Я не твоя», «Время пришло».

Соло

Семья

Наиболее известные песни

Дискография

  • 1981 - Распахни окно (ВФГ Мелодия, миньон)
  • 1987 - Замыкая круг (ВФГ Мелодия, LP)
  • 1988 - О. Кормухина и К. Кельми (ВФГ Мелодия, миньон)
  • 1988 - Мы знаем (ВФГ Мелодия, MC)
  • 1990 - Открой свой Сезам (ВФГ Мелодия, LP)
  • 1991 - Леди Блюз (ВФГ Мелодия, LP)
  • 1992 - Creates Hits К. Кельми (Jeff Records, CD) [Сборник]
  • 1993 - Лучшие хиты (Jeff Records, CD) [Сборник]
  • 1994 - Ни о чём не жалей (Sintez Records, CD)
  • 1996 - Високосное лето (Лучшие песни 1972-79) (Sintez Records, CD)
  • 1998 - Ветер декабря (CD)
  • 2001 - Имя на песке (CD)
  • 2003 - Усталое такси (CD) [Сборник]
  • 2008 - Без лишних слов, ненужных фраз (CD)

Некоторые факты

  • Увлекается спортом - футболом (звёздная команда «Старко») и теннисом .
  • Музыка Криса Кельми звучит в 6-м и 7-м выпусках «Ритмической гимнастики» (ЦТ СССР, 1986-1987 годы). Причём в 6-м выпуске в заключении звучит композиция «Замыкая круг», которая тогда ещё не имела текста. А в 7-м выпуске в основной части комплекса звучит песня «Не торопись», вариант которой записан специально для ритмики и который отличается от «винильной версии».
  • Вместе с Павлом Смеяном написал музыку к мультипликационному фильму «Пёс в сапогах».
  • 18 июля 2014 г. Подвергнут административному аресту на 22 дня за то, что будучи лишён права управления транспортным средством, отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26 КоАП РФ). Ранее сообщалось, что 11 июля 2014 года, причём уже не в первый раз, Крис Кельми спровоцировал аварию в центре Москвы. Он едва не столкнулся с мотоциклистом, после чего врезался в бордюр. От медицинского освидетельствования певец отказался, хотя были подозрения, что певец был нетрезв. Ранее Крис Кельми уже подвергался административной ответственности за нарушения правил дорожного движения - в частности, за езду без водительских прав в нетрезвом состоянии, а также за превышение скорости. В 2011 году за управление автомобилем в нетрезвом виде Криса Кельми лишали водительских на 18 месяцев, а весной 2012 года его задерживали за аналогичное правонарушение. Тогда певца арестовали на 5 суток .
  • 25 октября 2015 года на территории спорткомплекса «Олимпийский». Кельми за рулём иномарки хотел покинуть спорткомплекс. Охранник сделал водителю замечание, так как тот двигался по пешеходной зоне. После словесной перепалки музыкант наехал на охранника. Мужчина отделался небольшим ушибом и испачканной одеждой. После этого Кельми задержали правоохранители. Он отказался от медицинского освидетельствования, был составлен протокол .
  • 27 октября 2015 года вновь нарушил правила дорожного движения и отказался от медицинского освидетельствования .
  • В декабре 2015 года признался в радио-интервью, что ему поставлен диагноз «эпилепсия » и что он упал с 7 этажа и при этом остался жив (этим объясняется глубокий шрам на лбу)
  • В 1986 году в журнале «Ровесник » вышла статья Криса Кельми «Хвалиться тут нечем», в которой музыкант критически описывает популярный тогда стиль хэви-метал («группы ничем не отличаются друг от друга», «нет мысли», «содержание текстов - чепуха» и т.д.)

Напишите отзыв о статье "Кельми, Крис"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кельми, Крис

– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.
Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг.
Правда, все в темном, мрачном свете представлялось князю Андрею – особенно после того, как оставили Смоленск (который, по его понятиям, можно и должно было защищать) 6 го августа, и после того, как отец, больной, должен был бежать в Москву и бросить на расхищение столь любимые, обстроенные и им населенные Лысые Горы; но, несмотря на то, благодаря полку князь Андрей мог думать о другом, совершенно независимом от общих вопросов предмете – о своем полку. 10 го августа колонна, в которой был его полк, поравнялась с Лысыми Горами. Князь Андрей два дня тому назад получил известие, что его отец, сын и сестра уехали в Москву. Хотя князю Андрею и нечего было делать в Лысых Горах, он, с свойственным ему желанием растравить свое горе, решил, что он должен заехать в Лысые Горы.

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 января 2019 года источник в правоохранительных органах сообщил ТАСС, что российский музыкант-клавишник, композитор, певец и гитарист Крис Кельми умер 1 января в возрасте 63 лет в своем доме в Наро-Фоминском районе Московской области.

В 1969 году он окончил Московскую городскую детскую музыкальную школу им. И. О. Дунаевского по классу фортепиано. В 1977 году стал выпускником Московского института инженеров транспорта (ныне - Российский университет транспорта, МИИТ, Москва) по специальности "мосты, тоннели". Его однокурсником были Владимир Кузьмин, впоследствии также популярный музыкант и автор песен. В 1977-1980 годы Кельми учился в аспирантуре МИИТ. В 1985 году окончил эстрадное отделение Государственного музыкального училища имени Гнесиных (класс Игоря Бриля; ныне - Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных).

В 1970 году увлекся рок-н-роллом. Вместе с гитаристом Александром Ситковецким играл в любительском ансамбле "Садко". В 1972 году совместно с Ситковецким образовал рок-группу "Високосное лето", где исполнял вокальные партии и играл на бас-гитаре, позднее - на клавишных. В том же году начал использовать псевдоним "Крис" - в честь доктора Криса Кельвина, персонажа романа "Солярис" Станислава Лема и одноименного кинофильма Андрея Тарковского.

С лета 1979 года по лето 1980 года был участником группы "Автограф", в составе которой выступил на фестивале "Весенние ритмы Тбилиси-80".

В сентябре 1980 года по приглашению театрального режиссера Марка Захарова перешел в Московский театр им. Ленинского комсомола, где создал штатный ансамбль - группу "Рок-Ателье". Коллектив был задействован в постановках "Ленкома" - сопровождал спектакли музыкой, участвовал в актерских мизансценах и массовых эпизодах мюзиклов "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Юнона и Авось", "Тиль Уленшпигель". Крис Кельми написал музыку для спектакля "Люди и птицы".

В 1987 году Кельми работал в программе "В едином ритме" импресарио Ованеса Мелик-Пашаева в филармонии Йошкар-Олы. В том же году совместно с певицей Ольгой Кормухиной выпустил пластинку "Ольга Кормухина и "Рок-ателье" Криса Кельми". Также в 1987 года организовал запись песни "Замыкая круг", в которой принял участие "звездный" состав из 27 популярных музыкантов, включая Андрея Макаревича, Александра Градского, Валерия Сюткина, Жанну Агузарову, Павла Смеяна и др.

В 1987-1988 годы вместе с музыкантами "Рок-Ателье" с концертной программой "Ночное рандеву" выступал при Театре песни Аллы Пугачёвой. Участвовал в постановке первой программы "Рождественские встречи" (1988).

В 1990 году Крис Кельми начал сольную карьеру. Летом 1990 года стал одним из первых советских музыкантов, исполнивших свои произведения в студии американского музыкального телеканала MTV.

В период с 1990 по 2003 годы вышли девять альбомов музыканта: "Леди Блюз", "Ни о чем не жалей", "Ветер декабря" и др. В числе наиболее популярных песен Криса Кельми - "Ночное рандеву" (1989), "Усталое такси" (1990), "Леди Блюз" (1992, на стихи Карена Кавалеряна), "Эй, парень, не торопись" (1988, стихи Маргариты Пушкиной), "Ветер декабря" (1998, стихи Александра Вулыха).

В 1990-2000-х годах входил в состав футбольного клуба звезд российской эстрады "Старко".

В 2013 году Кельми стал одним из соучредителей московского ООО "Продюсерский центр Рок-Ателье". Занимал пост генерального директора этой фирмы, однако через год продал ее (сейчас она носит название ООО "Горимущество").

В 2010-х годах СМИ неоднократно сообщали об алкогольной зависимости музыканта. Он появлялся в нетрезвом состоянии в прямом эфире телепрограмм, подвергался арестам за вождение в пьяном виде.

Был женат. Супруга - Людмила, экономист. Сын - Кристиан (родился в 1988 году).

На протяжении последних нескольких лет Крис Кельми боролся с тяжелой алкогольной зависимостью. 62-летний певец и музыкант преодолел потребность в спиртном, но не последствия его употребления.

Медики скорой помощи приехали на вызов, однако не успели спасти артиста – он скончался до их приезда.

Певец скончался в своем подмосковном доме в Новоглаголево. Предварительной причиной смерти стал сердечный приступ. Медики скорой помощи приехали на вызов, однако не успели спасти артиста – он скончался до их приезда.

В последнее время Кельми не покидал свой загородный дом и у него были проблемы с алкоголем.

Еще в декабре бывшая возлюбленная артиста рассказывала журналистам, что беспокоится за его здоровье. Когда она пыталась его проведать, не смогла до него дозвониться, а дверь ей никто не открыл. Тогда женщина утверждала, что Кельми живет в окружении помощников, которые спаивают его и поддерживают в неадекватном состоянии.

Сам артист опровергал информацию о злоупотреблении спиртным.

Крис Кельми создал группы «Високосное лето» и «Рок-ателье», был участником группы «Автограф», также занимался сольной карьерой. Он исполнял такие песни, как «Замыкая круг», «Усталое такси», «Ночное рандеву». Кельми написал музыку к мультфильму «Пес в сапогах».

Смотреть видеоклип: Крис Кельми — Ночное рандеву

x

Новость о внезапном уходе певца из жизни оказалась настоящим ударом для его друзей и коллег. Многие начали делиться своими воспоминаниями об умершем артисте. Одним из первых смерть музыканта прокомментировал продюсер «Ласкового мая» Андрей Разин, которого, как выяснилось, с Крисом Кельми связывало много общего.

«Сегодня на 64-м году умер Крис Кельми. Я познакомился с ним в августе 1985 года на теплоходе «Грузия». Мы вместе снимали «Утреннюю почту» и Крис дебютировал вместе со мной со своей сольной песней. Эту передачу можно увидеть в YouTube. Очень жалко этого парня, - сказал Разин. - Меня с ним многое связывало в творческом плане. Именно Крис познакомил меня с Юрием Чернавским, с которым впоследствии мы создали студию «Рекорд». Именно Крис познакомил меня с Марком Захаровым и многими другими. Царствие Небесное Крису. Он был очень хорошим человеком. Жаль, что так рано уходят легендарные артисты».

Напомним, что Крис Кельми уже успел подготовить завещание, по которому его экс-супруге и сыну Кристиану достанется все его имущество: коттедж и 3 квартиры общей стоимостью примерно 100 миллионов рублей.

Практически всю свою жизнь советский музыкант живет с одной и той же женщиной – супругой Людмилой. В 1988-м году у них появился общий сын Кристиан. Продолжительное время отношения в их паре были идеальными, но в 2013-м году появилась информация, что музыкант часто выпивает и один раз, якобы, даже сильно ударил жену по лицу. Впоследствии данное сообщение активно обсуждалось в СМИ.

Биография Криса Кельми

Ранние годы, детство и семья

Анатолий Кельми появился на свет 21 апреля 1955 года. Его родным городом стала советская столица – Москва. Однако по отцу наш сегодняшний герой имеет эстонские корни.

Музыка

Почувствовав вкус сцены с коллективом «Високосное лето», Кельми окончательно выбирает музыку в качестве своей профессиональной деятельности и берет сценический псевдоним Крис, в честь любимого литературного героя из книги Станислава Лема «Солярис». Под именем Крис Кельми он присоединяется к группе «Автограф», первому советскому коллективу, играющему прогрессивный рок. В 1980 году к группе приходит всесоюзная слава после удачного выступления на фестивале в Тбилисси. Начинаются записи на студии «Мелодия» и гастрольная деятельность под патронатом Росконцерта. Но осенью 1980 года Кельми покидает «Автограф», чтобы создать собственный коллектив.

Крис Кельми и группа «Рок-Ателье»

При Театре Ленинского комсомола Крис Кельми организовывает группу «Рок-Ателье». На фирме «Мелодия» выходит мини-пластинка с песнями «Распахни окно» и «Я пел, когда летал», а сам коллектив активно участвует в спектаклях театра, таких как «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Люди и птицы», «Автоград XXI», «Тиль». Также музыканты группы являются авторами песен к мультипликационным фильмам «Пёс в сапогах» и «Парадоксы в стиле рок».

Крис Кельми - Ночное рандеву на бульваре Роз

Группа Криса Кельми и Александра Ситковецкого просуществовала еще пару лет, пик популярности пришелся на 1976-1979 годы, после чего распалась из-за внутреннего конфликта с другими музыкантами.

Примерно в этот же период наш сегодняшний герой успешно окончил Московский институт инженеров транспорта и поступил в аспирантуру. В 1977-м году он получил диплом МИИТ, однако вновь решил связать свою жизнь с музыкой.

Звездный путь Криса Кельми

Как отмечается в некоторых источниках, настоящая фамилия Кельми – Калинкин. Под этим именем музыкант фигурирует в школьных метриках. Но свой первый паспорт молодой человек получал, уже взяв фамилию «Кельми», которая досталась ему от отца – Ария Михайловича. Имя «Крис» появилось несколько позже. Принято считать, что идея, связанная с изменением имени, пришла музыканту после прочтения книги Станислава Лема – «Солярис», главного героя которой звали именно Крис.

Возвращаясь немного назад, отметим, что заниматься музыкой наш сегодняшний герой начал уже в раннем детстве. С четырех лет он начал осваивать тонкости игры на фортепиано, а впоследствии еще и начал посещать музыкальную школу, в которой получил необходимое образование. Кроме того, некоторое время спустя Крис Кельми самостоятельно научился также играть на гитаре.

В 1969-м году наш сегодняшний герой окончил музыкальную школу имени И. Дунаевского, где до этого несколько лет оттачивал свое мастерство игры на фортепиано. В следующем году Крис Кельми вместе с несколькими единомышленниками основал любительскую группу «Садко», которая стала его первым серьезным шагом на пути к большой сцене.

Данный коллектив просуществовал совсем недолго, и уже два года спустя молодой музыкант начал подумывать о создании новой группы. В этот момент его лучшим другом был еще один молодой музыкант Александр Ситковецкий, который преимущественно выступал в качестве гитариста и вокалиста. Вместе с ним Крис Кельми основал новый коллектив – «Високосное лето», который начал выступать летом 1973 года.

Группа Криса Кельми и Александра Ситковецкого просуществовала еще пару лет, пик популярности пришелся на 1976-1979 годы, после чего распалась из-за внутреннего конфликта с другими музыкантами. Примерно в этот же период наш сегодняшний герой успешно окончил Московский институт инженеров транспорта и поступил в аспирантуру. В 1977-м году он получил диплом МИИТ, однако вновь решил связать свою жизнь с музыкой.

Крис Кельми — как стал знаменитым

В 1979-м году Крис Кельми вместе со своим старым приятелем Ситковецким создал группу «Автограф». Вместе с данным коллективом музыкант выступил на фестивале «Весенние ритмы Тбилиси», в рамках которого занял второе место. После этого музыкальный коллектив сумел заполучить несколько выгодных контрактов, а также записать несколько сольных альбомов.

Параллельно с этим в 1980-м году Крис Кельми начал также выступать в группе «Рок-ателье», которая была создана по инициативе Марка Захарова. Данный коллектив отличался высокой «текучкой кадров», которая и предопределила многранность творческого стиля ансамбля. В разные годы в этой группе выступали многие известные музыканты – Александр Барыкин, Юрий Китаев и многие другие. Что касается конкретно Криса Кельми, то он выступал в названном коллективе с 1980-го, покинув «Автограф», по 1987-й год, участвуя в постановке различных музыкальных спектаклей на сцене Театра «Ленком».

В 1983-м году Крис Кельми поступил в училище имени Гнесиных. Вскоре Владимир Кузьмин познакомил его с Аллой Пугачевой. Вместе с ней в 1987-м году музыкант участвовал в создании легендарных «Рождественских встреч». Одной из наиболее известных песен того периода стала композиция «Замыкая круг», которая была написана Крисом Кельми и его давней знакомой, поэтессой Маргаритой Пушкиной.

В этот же период он часто гастролировал по стране с группой «Рок-Ателье». В конце восьмидесятых годов Крис Кельми записал композицию «Ночное рандеву», которая очень скоро стала настоящим хитом в СССР и некоторых странах зарубежья. В 1990-м году на волне успеха музыкант уезжает в Атланту. Некоторое время композиции Кельми были весьма популярны в США, однако после этого в карьере музыканта начался некоторый спад. На долгое время он исчез из поля зрения публики.

В двухтысячных годах он вернулся назад в Россию, однако возвратить прежний успех не сумел.

Дискография Криса Кельми

    • 1981 - Распахни окно
    • 1982 - Свежий ветер
    • 1987 - Взлёт
    • 1987 - Мираж
    • 1987 - Замыкая круг
    • 1987 - Рок-ателье Криса Кельми
    • 1988 - Мы знаем
    • 1990 - Открой свой Сезам
    • 1991 - Леди Блюз
    • 1994 - Ни о чём не жалей

Крис Кельми - это советский талантливый музыкант, ставший легендой своего времени. Песня "Ночное рандеву" в его исполнении когда-то звучала повсюду. Он сделался настоящим героем отечественной эстрады, однако со временем куда-то исчез. О судьбе и карьере знаменитого певца пойдет речь в этой статье.

Детство и юность

Анатолий Кельми родился в 1955 году, 21 апреля. Его родным городом стала столица нашей родины - Москва. Но по отцу певец имеет эстонские корни. Настоящая фамилия у артиста - Калинкин. Под ней он числится в школьных метриках. Но первый паспорт юноша получил на более звучную фамилию - Кельми, доставшуюся ему от папы - Ария Михайловича. Что касается имени, то здесь певец ссылается на знаменитый роман Лема под названием "Солярис". Главного героя в нем звали Крис.

Мальчик с раннего детства начал увлекаться музыкой. Он с четырех лет играл на фортепиано, а немного повзрослев, начал ходить в музыкальную школу. Позже он самостоятельно освоил игру на гитаре. В 1969 году юноша основал свой первый ансамбль - "Садко". Этот факт стал его первым шагом на пути к известности. Через два года коллектив распался. Однако музыкант вместе с лучшим другом Александром Ситковецким основал другую группу. Ее назвали "Високосное лето". С ней Крис Кельми впервые начал выступать перед публикой в 1972 году. Этот коллектив прославился среди поклонников рока. В 1978 году из-за внутренних противоречий он распался. Параллельно с музыкальной деятельностью Крис учился в Московском институте инженеров транспорта. В 1980 году парень успешно его закончил и Несмотря на полученное образование, он однажды решил посвятить свою жизнь музыке.

Звездный путь

Вместе с товарищем, Александром Ситковецким, Крис Кельми приступил к созданию новой группы. Она получила название "Автограф". В составе этого коллектива музыкант принял участие в фестивале "Весенние ритмы Тбилиси". Здесь "Автографу" присудили второе место. После этого музыканты группы сумели заполучить несколько прибыльных контрактов. Им также удалось создать несколько альбомов в сольном исполнении. Одновременно с этим Крис Кельми, биография которого рассматривается в этой статье, начал выступать в музыкальном коллективе "Рок-ателье". Эта группа была создана по инициативе Захарова Марка. В ней происходила постоянная "текучка кадров". Благодаря этому, творческий стиль ансамбля сделался весьма многогранным. Крис Кельмы выступал в составе "Рок-ателье" с 1980 года по 1987 год. Он участвовал в постановках музыкальных спектаклей в театре "Ленком". При этом музыкант успевал сотрудничать с группой "Автограф".

Пик в карьере

В 1983 году поступил в Крис Кельми. Биография певца украсилась новыми судьбоносными событиями. Музыкант познакомился с Кузьминым Владимиром, который, в свою очередь, свел его с Аллой Пугачевой. Вместе с певицей, в 1987 году, Крис участвовал в создании знаменитых "Рождественских встреч". Одной из самых любимых и известных композиций того периода стала песня "Замыкая круг". Она была создана Кельми в тандеме с Маргаритой Пушкиной. В это же время музыкант часто гастролировал по стране с "Рок-ателье". В самом конце 1980 годов он создал несколько очень удачных песен. Одной из них стала композиция "Ночное рандеву". Крис Кельми именно благодаря ей стал невероятно востребованным музыкантом. На волне успеха он уехал в 1990 году в Атланту. Некоторое время он был достаточно знаменит в Америке, однако затем в его карьере наступил ощутимый спад. Затем певец надолго скрылся от публики и не подавал о себе никаких вестей. В 2000-х годах уже никто не вспоминал об этом певце. Незаслуженно забытым среди соотечественников оказался Крис Кельми. "Ночное рандеву", пожалуй, единственная песня, которая запомнилась россиянам в его исполнении.

Личная жизнь

Известно, что в 2000 годах музыкант вернулся в Россию, но возвратить себе прежнюю популярность не смог. Сейчас он занимается тем, что пишет музыку на заказ. Певец прожил всю жизнь с одной-единственной женщиной - супругой Людмилой. У семейной четы в 1988 году родился ребенок - сын Кристиан. Очень долго отношения в этой паре были безоблачными. Однако в 2013 году Кельми попал в скандальную хронику. В прессе обсуждалось его пристрастие к выпивке. Якобы, будучи в нетрезвом состоянии, он поднял руку на жену. Это печальное событие стало последним известным фактом, освещающим жизнь некогда знаменитого музыканта.

Крис Кельми - пример человека, сделавшего ослепительную карьеру на родине и потерявшего свой головокружительный успех за океаном. Хочется пожелать ему долголетия и неиссякаемого творческого вдохновения в будущем.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры