Кристина Кретова, балерина. Биография, карьера, личная жизнь

Главная / Измена мужа

Кристина, Вы первый сезон танцуете в Большом театре. С этим событием у Вас связаны какие-то мечты или страхи?

Я начну с того, что за полгода до выпуска из Московской Государственной Академии Хореографии я была приглашена руководством театра "Кремлёвский балет" на сольную должность. Я сразу согласилась, так как я хотела, как и любая балерина, как можно меньше танцевать в кордебалете, и как можно больше исполнять сольные партии. Там я работала под руководством Нины Львовны Семизоровой. За 8 лет я станцевала все ведущие партии, и заняла должность ведущей прима-балерины. После этого я ушла в декрет, а мой педагог перешёл работать в Большой театр.

После декрета мне поступило предложение от Сергея Юрьевича Филина из Театра им. Станиславского занять ту же должность прима-балерины. Я туда с удовольствием перешла, поскольку мне хотелось попробовать чего-то нового – новых балетмейстеров, новых постановок. В театре им. Станиславского был очень обширный репертуар в плане западной хореографии. За год я станцевала большинство ведущих партий. Когда мне предложили танцевать в Большом театре, естественно, у меня был огромный страх: во-первых, это дикая конкуренция, во-вторых, это совсем другая работа. Это первый театр страны, нужно иметь очень большую харизму и смелость, чтобы прийти туда и начать всё сначала. Я же понимала, что не буду прима-балериной.

Если балерина проснулась с утра и у неё ничего не болит, значит, она умерла.

Там потрясающие балерины – Захарова, Осипова, старшее поколение, у которых я до сих пор учусь. Я всегда говорила себе, что лучше я сделаю и пожалею, чем не сделаю и буду жалеть всю жизнь. Я рискнула. Хочу сказать огромное спасибо Сергею Филину, это наш художественный руководитель, который помог мне принять правильное решение. И уже 5 ноября я станцевала партию Жизели в балете "Жизель". Было безумно волнительно, я не помню, чтобы так волновалась, потому что я понимала, что для меня это был некий экзамен перед труппой и руководством театра.

Филин прекрасно понимал, что творится у меня внутри, с каким страхом я всё это танцую, и он нашёл для меня нужные слова, я смогла справиться со своим волнением. Сцена для меня новая чисто технически: я никогда не танцевала на покате, поэтому, возможно не всё получилось так, как я задумала. Когда я вышла из домика - "Жизель" начинается со сцены, где главная героиня выходит из домика - меня встретили аплодисментами, мурашки побежали по коже, появилось второе дыхание. И сейчас, станцевав свой первый сольный балет, я почувствовала в себе некую силу, что я справилась, я могу... В конце декабря у меня будет премьера партии Мари в "Щелкунчике", над ней я и работаю.

Вы сказали по поводу жесткой конкуренции. О соперничестве в балетной среде ходят легенды: толчёное стекло, подсыпанное в пуанты, и так далее. Сталкивались ли Вы лично с агрессией в свой адрес?

На самом деле я надеюсь на то, что это действительно легенда. Я слышала про стекло, но пока у меня никогда не было такого, надеюсь, и не будет. Я стараюсь быть со всеми открытой и откровенной. Если мне что-то не нравится, я всегда говорю, и всегда стараюсь относиться к своим "соперницам" доброжелательно. Я никогда не скрою своего удовольствия от спектакля, я всегда подойду и скажу, что это было замечательно, что мне понравилось. Я всегда стараюсь прийти на спектакль, если знаю, что балерина его танцует хорошо, для того, чтобы у меня был стимул работать над собой.

Совсем никаких интриг, возможно, более изощренных, чем стекло в пуанты?

Есть, наверное, какие-то. Мне очень повезло с коллективами. В "Кремлевском балете" нас было не так много, 70-100 человек. Мы были одной семьей, я была тогда совсем молодая, у меня ещё не было собственной семьи. Долгие гастроли, а в Китае мы жили по 2-3 месяца, нас породнили. Перейдя в Театр им. Станиславского, я не ожидала, что ребята так будут ко мне расположены. Я очень открытый человек, я всегда говорю: "Да, ты хороший человек, я с тобой буду дружить" или "Ты мне не нравишься. Я не буду с тобой общаться".

С ребятами из Театра им. Станиславского я очень быстро нашла общий язык, мы с ними до сих пор дружим. В Большом немного по-другому, здесь безумное количество работы. Допустим, если в Театре им. Станиславского идёт какая-то премьера, на премьеры даётся три спектакля. В Большом театре - семь премьерных спектаклей. Сейчас будут выпускать "Спящую красавицу", а помимо этого идёт ещё "Жизель" на Основной сцене, идёт "Дон Кихот", идут какие-то современные постановки. Люди в бесконечной работе, они не вылезают из зала. Шесть репетиционных залов, все заняты с 9 утра и до 10 вечера!

Работа в Большом театре предполагает гораздо большую самоотдачу?

Конечно! В Большом дают не менее 15 спектаклей в месяц, и к каждому спектаклю нужно подготовиться. У нас три дня пропуска, если не ходить в балетный класс, равносильно месяцу. Поэтому у нас один выходной – понедельник. Сейчас в пять вечера я поеду в Большой на репетицию. Утром я уже репетировала, теперь буду работать над "Щелкунчиком".

Есть распространённое мнение, что жизнь балерины – это непрерывная мучительная аскеза, некая драма самоотречения. Для Вас это так?

Не знаю, как другие балерины, но я чётко разделяю эти вещи: «я на работе» и «я дома». У меня нет никакого самоотречения, хотя я стараюсь полностью выкладываться в своей работе. Но когда я сажусь в машину, я забываю, что я балерина, еду домой, а там я послушная жена и любящая мама.

Но эта атмосфера дикого психологического стресса в балете действительно существует?

Действительно. Иногда работаешь-работаешь, кажется, что всё хорошо, а остается неделя, и тебе кажется, что всё не то, тебе нужен какой-то толчок. У кого-то это поддержка педагога, худрука, а у меня это ещё и семья, мой любимый муж, который старается помочь и поддержать. У всех по-разному.

Сколько лет Вашему сыну?

Два с половиной года. Так как сыну мне удается уделять гораздо меньше времени, чем балету, я стараюсь максимально с ним общаться. А что касается самоотречения, честно скажу, это очень тяжелая профессия в плане работоспособности, эмоциональности и конкуренции. Чтобы иметь жену-балерину, нужно огромное терпение. У нас говорят: "Если балерина проснулась с утра и у неё ничего не болит, значит, она умерла". Слава Богу, меня мой любимый очень поддерживает, у него тоже большой "гастрольный" график по бизнесу. Но он ещё ни одну мою премьеру не пропустил. Сейчас он был у меня на "Жизели", вчера только улетел. Он очень меня поддерживает, мне в этом плане повезло.

Если бы у Вас была дочь, Вы бы хотели, чтобы она пошла по Вашим стопам?

Да, хотела бы. Балет – это сложная профессия, но очень хорошая. Балерину сразу видно, мы очень отличаемся не только осанкой. Хотя я сейчас сижу сутулая, потому что устала. Нам в школе прививают немножко другое воспитание. У нас очень строгие педагоги. Все ориентировано в основном на литературу, живопись, искусство, музыку. Мы заканчиваем ещё класс фортепиано. Девочки выпускаются с определенным уровнем культуры. Но самое главное – узнать у ребёнка, нравится ли ему эта профессия, и поинтересоваться у педагога, есть ли балетные данные. Я помню, когда я училась, мой педагог сказала маме: "Если она меня будет слушать, она будет балериной". То есть она увидела во мне задатки.

С какого возраста Вы занимались?

С 6-7 лет. Я родилась в Орле, там занималась до 10 лет, потом я приехала в Москву и поступила в МГАХ.

Партия Жизели требует каких-то особенных качеств?

"Жизель" - это трагедия. Я готовила эту партию ещё в "Кремлевском балете" с Ниной Семизоровой. Сейчас в Большом я готовила этот спектакль с ней же. Хочу подчеркнуть, что Семизорова была одной из последних учениц Улановой, эту партию она с ней готовила. Поэтому очень многие элементы и движения она мне передала именно от неё, т.е. я являюсь наследницей традиций Улановой. Это очень тяжелый спектакль чисто эмоционально. Сначала нужно показать крестьянскую девушку, у которой больное сердце, она очень трогательна, ранима, и именно поэтому её сердце не выдерживает от измены и вранья графа Альберта. В сцене сумасшествия я хотела показать отрешённость, и очень долго искала это состояние, так как излишняя агрессия не подходит моей Жизели.

Во втором акте действие происходит на кладбище, где кружат виллисы, девушки, умершие до свадьбы. Здесь Жизель должна быть мёртвой, лишенной эмоций. Но в её груди еще горит огонек той наивной любви к графу Альберту, благодаря которому она не позволяет повелительнице виллис Мирте убить его. Я вообще больше люблю трагические партии: Эсмеральду, Джульетту, Жизель.

Что важнее для балерины: физическая подготовка, хороший прыжок или качества драматической актрисы?

Конечно, все в совокупности. Я над этим работаю ежедневно: сегодня - над прыжком, завтра - над позировкой, послезавтра - над своими стопами, а через неделю я буду постепенно входить в образ.

Есть ли партия, которую Вы бы хотели ещё станцевать?

Да. Когда я была ещё ученицей 3-го курса, я ходила в театр "Кремлёвский балет" на балет "Ромео и Джульетта" и безумно захотела станцевать Джульетту. Когда я пришла в этот театр, я станцевала её лишь спустя 6 лет, только после того, как завоевала золотую медаль на конкурсе у Григоровича. Обожаю этот спектакль, обожаю Шекспира, обожаю постановку Григоровича. Я станцевала его всего четыре раза, а потом ушла в другой театр. Сейчас в Большом театре идет именно эта постановка, и я до сих пор мечтаю станцевать эту партию. Есть ещё одна партия, которую я очень хотела бы исполнить – партия Ники из "Баядерки". Мне тоже очень нравится этот спектакль. В двух предыдущих театрах, где я работала, он не идёт. А в Большом театре, я надеюсь, у меня будет такая возможность.

Есть что-то, что Вы бы не стали танцевать? Или Вы открыты любому эксперименту?

Для этого есть художественный руководитель - у нас это Сергей Филин - который всегда в лицо говорит, какую партию мне стоит танцевать, а какую не стоит. Мы иногда не замечаем очевидных вещей, в этом случае необходима обратная связь. Возможно, мне больше подходят эмоциональные, бравурные партии: Одилия в "Лебедином озере", Китри в "Дон Кихоте". У меня ещё не было такого предложения, от которого мне хотелось бы отказаться. Я танцевала всё - от "Лебединого озера" до "Шахерезады".

А что касается современных постановок?

Когда мне впервые предложили танцевать в современной постановке, я вообще не имела никакого представления о современной хореографии и пластике. В театре им. Станиславского, мы танцевали балет Йорма Эло "Затачивая до остроты" ("Slice to Sharp"). Когда я пришла на первые репетиции и мне начали показывать всякие движения, я вообще не понимала, куда руки девать. Это был шок, но было безумно интересно. Мне ещё досталась одна из самых жёстких партий, где нужно было исполнять мужские движения двойной saut de basque, например. В итоге я протанцевала этот спектакль целый год. Мне очень понравилось.

Сколько Вы весите?

Сегодня с утра я весила 47 кг 600 г.

Тяжело ли Вам поддерживать форму?

Я, к сожалению, очень расположена к полноте. Не могу сказать, что ем всё подряд, и с работой у меня всё сжигается. Когда работы мало, я стараюсь после шести часов не есть. Исключаю мучное, как и все люди. У меня нет никакой особой диеты.

Чем бы вы хотели заниматься после окончания балетной карьеры?
Я живу сегодняшним днём, что будет завтра – посмотрим. В принципе, мне бы хотелось создать что-то своё, но я бы скорее открыла не балетную школу, а спа или хаммам, и там - зону, где были бы качественные массажисты и процедуры. Но для этого нужно столько времени, сил и денег, которых у меня пока нет. Ещё три года я точно потанцую.

Расскажите о программе "Болеро" на Первом канале, в которой вы участвуете. Этот телевизионный проект не связан с академическим балетом. Это шаг назад или шаг вперед?

Для меня как для балерины это была в первую очередь возможность поработать со многими балетмейстерами. Я безумно счастлива, что со мной работал Слава Кулаев, я танцевала большинство его номеров. Для меня это новая пластика: не классика, не хип-хоп – что-то нереальное. Если посмотрите мою первую программу, я танцевала там в ботинках. Было очень здорово, я получала удовольствие от того, что мы делали. Потом был потрясающий балетмейстер, к которому очень тяжело попасть - он очень занят, у него своя труппа, свои постановки – это Радо Поклитару. Он живёт на Украине, он делал несколько лет назад в Большом театре постановку "Ромео и Джульетта". У него совершенно другое понимание пластики. Звучит музыка, и я про себя думаю, что сделала бы так, а он говорит делать совершенно иначе, как чёрное и белое! Я не знаю, где бы я ещё с ним поработала, если бы не этот проект.

Сейчас мы очень дружим, и Сергей Юрьевич попросил, чтобы на гала-концерте, который называется "Балет.ру", Поклитару поставил мне номер. Ещё я осуществила на "Болеро" маленькую мечту - станцевала танец на музыку Бейонсе "Single Ladies". Я танцевала на семисантиметровых каблуках, что для меня впервые – это ужасно тяжело. Ещё со мной работал Франческо Берти, очень известный у себя на родине балетмейстер. Он ставил нам второй номер из мюзикла "Ромео и Джульетта". Это тоже был опыт для меня, но он ближе к академическому балету, мне было гораздо легче работать. Зато Лёше Ягудину пришлось кряхтеть и пыхтеть. Я вообще не знаю, как он выдержал этот номер, он очень тяжёлый. Мы все равно получили все десятки!

Какие у вас впечатления от проекта "Болеро"?

Илья Авербух – большой молодец, он совершил подвиг, сделав этот проект. Понятно, что он рассчитан не на огромную аудиторию, это всё-таки балет. Когда были фигуристы с нашими звездами – это одно, а тут все понимают, что балерины и так танцуют. Но задача была совершенно иная. Он хотел показать многогранность балерины, он не хотел, чтобы мы танцевали балет, он хотел нас попробовать именно в такой «джаге-джаге». Он хотел показать, что русская балерина может не только умирающего лебедя станцевать, она может бутсы надеть и в них скрутить фуэте. Но я читаю обсуждения на балетных форумах: все пишут, что это не номера, а сплошная агрессия. Они судят с точки зрения балета. А на других форумах, где ничего не смыслят в балете, как раз восхищаются, что балерина ещё и так может. Очень приятно, все голосуют во всех социальных сетях, пишут комментарии.

Легко было танцевать с Ягудиным?

Очень легко! "Лёша, давай это?" - "Да, пожалуйста!" "Лёша, а давай это?" - "Да, не вопрос!" "Лёша, а поднимешь?" - "Конечно, подниму!" Легче, общительнее человека трудно найти, а какое у него чувство юмора! С Лёшей работать – одно удовольствие! Я с ним очень дружу и с его женой Таней.

А в обычной балетной практике легко сработаться с партнером?

Я не могу сейчас припомнить ни одного случая, чтобы у меня с кем-то был конфликт. Ко всем нужно искать свой подход: один любит работать медленно, другой - быстро, один любит три раза репетировать, а другой хочет без конца работать в зале. Гораздо удобнее иметь постоянного танцевального партнёра, как у меня было в Кремле. Это очень важно, когда ты всё знаешь о человеке, знаешь, куда и когда он тебя повернёт, можно даже без репетиций выходить на сцену. Сейчас у меня всё с нуля, всё заново.

Как изменился Большой театр после реконструкции?

Для меня Большой театр начался с 1 сентября 2011 года, когда я пришла туда. До этого Большой театр я, в принципе, не знала: я была там на спектаклях, за кулисами, но все эти залы, переходы, ковры и всё остальное я не видела. Танцевала я там всего два раза: первый раз ещё в училище и на конкурсе Григоровича. Поэтому сейчас мне всё нравится: потрясающая сцена, зал, красота, широта, это даже не Кремль. Хотя сцену "Кремлёвского балета" никто, наверное, не переплюнет, она считается самой большой. Я наслаждаюсь всем. Для меня Большой театр - сейчас, а какой он был раньше, я не знаю, и знать не хочу. Я живу настоящим, и буду жить в Большом театре.

Текст: Эльвира Тарноградская

Фотограф: Стоян Васев, Виктор Молодцов

До 1994 года училась в хореографической школе, затем поступила в Московское хореографическое училище (с 1995 - Московская государственная академия хореографии), где её педагогами были Людмила Коленченко , Марина Леонова , Елена Боброва.

После выпуска в 2002 году была солисткой театра «Кремлёвский балет », с 2010 года танцевала в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко . С 2011 года - ведущая солистка Большого театра ; репетирует под руководством Нины Семизоровой .

В 2011 году участвовала в российском телевизионном проекте «Болеро » (Первый канал), где в паре с Алексеем Ягудиным завоевала первое место .

Творчество

Балерина является постоянной участницей проекта Фонда им. Мариса Лиепы «Русские сезоны XXI век». В 2007 году участвовала в Международном фестивале классического балета имени Рудольфа Нуреева в Казани. Выступала на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета (2008) и Михайловского театра в Санкт-Петербурге (2015).

Семья

Кристина замужем, у неё есть сын Иса .

Репертуар

Кремлёвский балет

  • Жизель - «Жизель » А. Адана , хореография Ж. Перро , Ж. Коралли , М. Петипа , А. Петрова
  • Одетта-Одиллия - «Лебединое озеро » П. И. Чайковского , хореография Л. Иванова , М. Петипа, А. Горского , А. Мессерера , А. Петрова
  • Мари - «Щелкунчик » П. И. Чайковского, хореография А. Петрова
  • Китри - «Дон Кихот » Л. Минкуса , хореография А. Горского, редакция В. Васильева
  • Эмми Лоуренс - «Том Сойер » П. Б. Овсянникова , хореография А. Петрова
  • Наина - «Руслан и Людмила » М. И. Глинки -В. Г. Агафонникова , хореография А. Петрова
  • Принцесса Флорина ; Принцесса Аврора - «Спящая красавица » П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, А. Петрова
  • Эсмеральда - «Эсмеральда » Ц. Пуни , Р. Дриго , хореография А. Петрова
  • Сюзанна - «Фигаро » на музыку В. А. Моцарта и Дж. Россини , хореография А. Петрова

Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

  • Повелительница дриад ; Китри - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, А. Чичинадзе
  • Одетта-Одиллия - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография Л. Иванова, В. Бурмейстера
  • Эсмеральда - «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография В. Бурмейстера
  • «Затачивая до остроты» (англ. Slice to Sharp ) в постановке Й. Эло

Большой театр

  • Повелительница дриад - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского в редакции А. Фадеечева
  • Жизель - «Жизель » А. Адана , хореография Ж. Перро , Ж. Коралли , М. Петипа , в редакции Ю. Григоровича
  • Мари - «Щелкунчик » П. И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича
  • Одетта-Одиллия
  • солистка - Cinque на музыку А.Вивальди в постановке М. Бигонцетти
  • танец невольников - «Корсар » А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
  • Мирей де Пуатье - «Пламя Парижа » Б. В. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена
  • Анюта - «Анюта » на музыку В. А. Гаврилина , хореография В. Васильева
  • дуэт - Dream of Dream на музыку С. В. Рахманинова в постановке Й. Эло
  • ведущая пара - «Классическая симфония» на музыку С. С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова
  • Рамзея - «Дочь фараона » Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по сценарию М. Петипа
  • главная партия - «Рубины» (II часть балета «Драгоценности ») на музыку И. Ф. Стравинского , хореография Дж. Баланчина
  • Полигимния - «Аполлон Мусагет » И. Ф. Стравинского, хореография Дж. Баланчина
  • Главная мочалка - «Мойдодыр » Е. И. Подгайца в постановке Ю. Смекалова
  • Гамзатти - «Баядерка » Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • Гюльнара - «Корсар » А. Адана, хореография М. Петипа
  • плита, вальс, пылесосы - «Квартира », музыка Fleshquartet , постановка М. Эка
  • Ольга ; Татьяна - «Онегин» на музыку П. И. Чайковского, хореография Дж. Крэнко
  • сверстницы принца - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (дебютировала на гастролях Большого театра в Лондоне)
  • Китри - «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • Анжела, Маркиза Сампьетри - «Марко Спада » на музыку Д. Ф. Э. Обера , хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье
  • Сванильда - «Коппелия » Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти , постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева
  • сверстницы принца - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича
  • Прюданс Дювернуа (первая исполнительница в Большом театре) ; Манон Леско - «Дама с камелиями » на музыку Ф. Шопена , хореография Дж. Ноймайера
  • Классическая танцовщица - «Светлый ручей » Д. Д. Шостаковича , хореография А. Ратманского
  • Жанна - «Пламя Парижа » Б. Асафьева
  • Катарина - «Укрощение строптивой » на музыку Д. Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо
  • Флорина - «Утраченные иллюзии » Л. А. Десятникова в постановке А. Ратманского

В других театрах

  • Гюльнара - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, К.Сергеева - Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (2007)
  • Фея Сирени - «Спящая красавица » П. И. Чайковского - Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (2007)
  • Хозяйка Медной горы - «Каменный цветок » С. С. Прокофьева, хореография А. Петрова - премьера в Екатеринбургском театре оперы и балета (2008)
  • Китри - «Дон Кихот» Л.Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции М. Мессерера - Михайловский театр (2015; Базиль - Иван Васильев)

Награды и признание

Напишите отзыв о статье "Кретова, Кристина Александровна"

Примечания

Ссылки

  • (рус.) . Государственный академический Большой театр России. Проверено 18 марта 2015.
  • Тарноградская Э. (рус.) . Frauflüger (23 декабря 2012). Проверено 18 марта 2015.
  • Коробков С. (рус.) // Линия: журнал. - 2008. - № 1 .

Отрывок, характеризующий Кретова, Кристина Александровна

– Проводи, проводи, я… я… сделаю я, – запыхавшимся голосом поспешно сказал Пьер.
Грязная девка вышла из за сундука, прибрала косу и, вздохнув, пошла тупыми босыми ногами вперед по тропинке. Пьер как бы вдруг очнулся к жизни после тяжелого обморока. Он выше поднял голову, глаза его засветились блеском жизни, и он быстрыми шагами пошел за девкой, обогнал ее и вышел на Поварскую. Вся улица была застлана тучей черного дыма. Языки пламени кое где вырывались из этой тучи. Народ большой толпой теснился перед пожаром. В середине улицы стоял французский генерал и говорил что то окружавшим его. Пьер, сопутствуемый девкой, подошел было к тому месту, где стоял генерал; но французские солдаты остановили его.
– On ne passe pas, [Тут не проходят,] – крикнул ему голос.
– Сюда, дяденька! – проговорила девка. – Мы переулком, через Никулиных пройдем.
Пьер повернулся назад и пошел, изредка подпрыгивая, чтобы поспевать за нею. Девка перебежала улицу, повернула налево в переулок и, пройдя три дома, завернула направо в ворота.
– Вот тут сейчас, – сказала девка, и, пробежав двор, она отворила калитку в тесовом заборе и, остановившись, указала Пьеру на небольшой деревянный флигель, горевший светло и жарко. Одна сторона его обрушилась, другая горела, и пламя ярко выбивалось из под отверстий окон и из под крыши.
Когда Пьер вошел в калитку, его обдало жаром, и он невольно остановился.
– Который, который ваш дом? – спросил он.
– О о ох! – завыла девка, указывая на флигель. – Он самый, она самая наша фатера была. Сгорела, сокровище ты мое, Катечка, барышня моя ненаглядная, о ох! – завыла Аниска при виде пожара, почувствовавши необходимость выказать и свои чувства.
Пьер сунулся к флигелю, но жар был так силен, что он невольна описал дугу вокруг флигеля и очутился подле большого дома, который еще горел только с одной стороны с крыши и около которого кишела толпа французов. Пьер сначала не понял, что делали эти французы, таскавшие что то; но, увидав перед собою француза, который бил тупым тесаком мужика, отнимая у него лисью шубу, Пьер понял смутно, что тут грабили, но ему некогда было останавливаться на этой мысли.
Звук треска и гула заваливающихся стен и потолков, свиста и шипенья пламени и оживленных криков народа, вид колеблющихся, то насупливающихся густых черных, то взмывающих светлеющих облаков дыма с блестками искр и где сплошного, сноповидного, красного, где чешуйчато золотого, перебирающегося по стенам пламени, ощущение жара и дыма и быстроты движения произвели на Пьера свое обычное возбуждающее действие пожаров. Действие это было в особенности сильно на Пьера, потому что Пьер вдруг при виде этого пожара почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей. Он чувствовал себя молодым, веселым, ловким и решительным. Он обежал флигелек со стороны дома и хотел уже бежать в ту часть его, которая еще стояла, когда над самой головой его послышался крик нескольких голосов и вслед за тем треск и звон чего то тяжелого, упавшего подле него.
Пьер оглянулся и увидал в окнах дома французов, выкинувших ящик комода, наполненный какими то металлическими вещами. Другие французские солдаты, стоявшие внизу, подошли к ящику.
– Eh bien, qu"est ce qu"il veut celui la, [Этому что еще надо,] – крикнул один из французов на Пьера.
– Un enfant dans cette maison. N"avez vous pas vu un enfant? [Ребенка в этом доме. Не видали ли вы ребенка?] – сказал Пьер.
– Tiens, qu"est ce qu"il chante celui la? Va te promener, [Этот что еще толкует? Убирайся к черту,] – послышались голоса, и один из солдат, видимо, боясь, чтобы Пьер не вздумал отнимать у них серебро и бронзы, которые были в ящике, угрожающе надвинулся на него.
– Un enfant? – закричал сверху француз. – J"ai entendu piailler quelque chose au jardin. Peut etre c"est sou moutard au bonhomme. Faut etre humain, voyez vous… [Ребенок? Я слышал, что то пищало в саду. Может быть, это его ребенок. Что ж, надо по человечеству. Мы все люди…]
– Ou est il? Ou est il? [Где он? Где он?] – спрашивал Пьер.
– Par ici! Par ici! [Сюда, сюда!] – кричал ему француз из окна, показывая на сад, бывший за домом. – Attendez, je vais descendre. [Погодите, я сейчас сойду.]
И действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад.
– Depechez vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence a faire chaud. [Эй, вы, живее, припекать начинает.]
Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице.
– Voila votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз. – Au revoir, mon gros. Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez vous, [Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди,] – и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам.
Пьер, задыхаясь от радости, подбежал к девочке и хотел взять ее на руки. Но, увидав чужого человека, золотушно болезненная, похожая на мать, неприятная на вид девочка закричала и бросилась бежать. Пьер, однако, схватил ее и поднял на руки; она завизжала отчаянно злобным голосом и своими маленькими ручонками стала отрывать от себя руки Пьера и сопливым ртом кусать их. Пьера охватило чувство ужаса и гадливости, подобное тому, которое он испытывал при прикосновении к какому нибудь маленькому животному. Но он сделал усилие над собою, чтобы не бросить ребенка, и побежал с ним назад к большому дому. Но пройти уже нельзя было назад той же дорогой; девки Аниски уже не было, и Пьер с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывавшую и мокрую девочку, побежал через сад искать другого выхода.

Когда Пьер, обежав дворами и переулками, вышел назад с своей ношей к саду Грузинского, на углу Поварской, он в первую минуту не узнал того места, с которого он пошел за ребенком: так оно было загромождено народом и вытащенными из домов пожитками. Кроме русских семей с своим добром, спасавшихся здесь от пожара, тут же было и несколько французских солдат в различных одеяниях. Пьер не обратил на них внимания. Он спешил найти семейство чиновника, с тем чтобы отдать дочь матери и идти опять спасать еще кого то. Пьеру казалось, что ему что то еще многое и поскорее нужно сделать. Разгоревшись от жара и беготни, Пьер в эту минуту еще сильнее, чем прежде, испытывал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его в то время, как он побежал спасать ребенка. Девочка затихла теперь и, держась ручонками за кафтан Пьера, сидела на его руке и, как дикий зверек, оглядывалась вокруг себя. Пьер изредка поглядывал на нее и слегка улыбался. Ему казалось, что он видел что то трогательно невинное и ангельское в этом испуганном и болезненном личике.
На прежнем месте ни чиновника, ни его жены уже не было. Пьер быстрыми шагами ходил между народом, оглядывая разные лица, попадавшиеся ему. Невольно он заметил грузинское или армянское семейство, состоявшее из красивого, с восточным типом лица, очень старого человека, одетого в новый крытый тулуп и новые сапоги, старухи такого же типа и молодой женщины. Очень молодая женщина эта показалась Пьеру совершенством восточной красоты, с ее резкими, дугами очерченными черными бровями и длинным, необыкновенно нежно румяным и красивым лицом без всякого выражения. Среди раскиданных пожитков, в толпе на площади, она, в своем богатом атласном салопе и ярко лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличное растение, выброшенное на снег. Она сидела на узлах несколько позади старухи и неподвижно большими черными продолговатыми, с длинными ресницами, глазами смотрела в землю. Видимо, она знала свою красоту и боялась за нее. Лицо это поразило Пьера, и он, в своей поспешности, проходя вдоль забора, несколько раз оглянулся на нее. Дойдя до забора и все таки не найдя тех, кого ему было нужно, Пьер остановился, оглядываясь.
Фигура Пьера с ребенком на руках теперь была еще более замечательна, чем прежде, и около него собралось несколько человек русских мужчин и женщин.
– Или потерял кого, милый человек? Сами вы из благородных, что ли? Чей ребенок то? – спрашивали у него.
Пьер отвечал, что ребенок принадлежал женщине и черном салопе, которая сидела с детьми на этом месте, и спрашивал, не знает ли кто ее и куда она перешла.
– Ведь это Анферовы должны быть, – сказал старый дьякон, обращаясь к рябой бабе. – Господи помилуй, господи помилуй, – прибавил он привычным басом.
– Где Анферовы! – сказала баба. – Анферовы еще с утра уехали. А это либо Марьи Николавны, либо Ивановы.
– Он говорит – женщина, а Марья Николавна – барыня, – сказал дворовый человек.
– Да вы знаете ее, зубы длинные, худая, – говорил Пьер.
– И есть Марья Николавна. Они ушли в сад, как тут волки то эти налетели, – сказала баба, указывая на французских солдат.
– О, господи помилуй, – прибавил опять дьякон.
– Вы пройдите вот туда то, они там. Она и есть. Все убивалась, плакала, – сказала опять баба. – Она и есть. Вот сюда то.
Но Пьер не слушал бабу. Он уже несколько секунд, не спуская глаз, смотрел на то, что делалось в нескольких шагах от него. Он смотрел на армянское семейство и двух французских солдат, подошедших к армянам. Один из этих солдат, маленький вертлявый человечек, был одет в синюю шинель, подпоясанную веревкой. На голове его был колпак, и ноги были босые. Другой, который особенно поразил Пьера, был длинный, сутуловатый, белокурый, худой человек с медлительными движениями и идиотическим выражением лица. Этот был одет в фризовый капот, в синие штаны и большие рваные ботфорты. Маленький француз, без сапог, в синей шипели, подойдя к армянам, тотчас же, сказав что то, взялся за ноги старика, и старик тотчас же поспешно стал снимать сапоги. Другой, в капоте, остановился против красавицы армянки и молча, неподвижно, держа руки в карманах, смотрел на нее.

Российская балерина, солистка Большого театра.

Кристина Кретова - прямая наследница традиций великой балерины Галины Улановой : много лет Кристина готовит свои партии под руководством верной ученицы Улановой Нины Семизоровой .

Кристина Кретова. Биография

Кристина Кретова начала заниматься балетом с шести лет. В Орле училась в хореографической школе. С 10 лет переехала в Москву и продолжила обучение в МГАХ . После окончания которой в 1994 году поступила в Московский государственный хореографический, где её педагогами были Елена Боброва , Л. А. Коленченко и М. К. Леонова .

По окончании академии, с 2002 года, являлась прима-балериной Кремлёвского балета, с 2010-го - Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 2011 года - ведущая солистка Большого театра. В репертуаре Кристины Кретовой практически все ведущие партии.

В 2011 году Кристина Кретова приняла участие в телевизионном проекте Ильи Авербуха и Первого канала «Болеро ». В паре с Алексеем Ягудиным завоевала первое место.

Кристина Кретова и проекте «Болеро»: «Я безумно счастлива, что со мной работал Слава Кулаев, я танцевала большинство его номеров. Для меня это новая пластика: не классика, не хип-хоп – что-то нереальное. Если посмотрите мою первую программу, я танцевала там в ботинках. Было очень здорово, я получала удовольствие от того, что мы делали. Потом был потрясающий балетмейстер, к которому очень тяжело попасть - он очень занят, у него своя труппа, свои постановки – это Радо Поклитару . Он живёт на Украине, он делал несколько лет назад в Большом театре постановку «Ромео и Джульетта». У него совершенно другое понимание пластики. Звучит музыка, и я про себя думаю, что сделала бы так, а он говорит делать совершенно иначе, как чёрное и белое! Я не знаю, где бы я ещё с ним поработала, если бы не этот проект».

Постоянная участница проекта «Русские сезоны XXI век» (Благотворительный фонд им. Мариса Лиепы). До сих пор выступает в Большом театре и участвует в гастролях.

В 2015 году в качестве приглашенной судьи участвовала в шоу «Танцы на ТНТ. 2 Сезон ». В 2017 году Кристину Кретову пригласили в другое танцевальное шоу на канале НТВ - международный детский конкурс «Ты супер! Танцы». Ведущий проекта - Александр Олешко, остальные члены жюри - Егор Дружинин , Евгений Папунаишвили и Анастасия Заворотнюк .

«Я понимаю, как важно быть замеченным в юном возрасте. Меня мама в 10 лет привезла в Москву, в хореографическую Академию, где был очень большой отбор! Тогда мне дали шанс, и я его использовала: сейчас у меня есть счастливая возможность танцевать на всех прославленных сценах мира. Очень хочу, чтобы такой шанс был у всех участников нашей программы!»

Кристина воспитывает сына Ису, который родился в 2009 году.

Кристина Кретова — ведущая балерина Большого театра, член жюри проекта «Ты супер! Танцы » (НТВ) опровергла мифы о балеринах и рассказала, что помогает ей быть в отличной форме.

— Кристина, сложно оценивать выступления детей?

— Очень! Зрителям кажется, что после команды «Снято!» члены жюри встают и уходят. Но это не так, дети тут же подбегают, спрашивают: а почему не я? И попробуй объясни ребенку, что это соревнование, у которого есть свои правила… Я стараюсь говорить только правду, — она, даже не очень приятная, отрезвляет. У каждого участника нашего проекта непростая история. И ценна сама возможность выйти на большую сцену, познакомиться с новыми людьми. Я была на базе, где живут ребята, — там кипит жизнь! Проходят занятия, приезжают педагоги, звездные гости.

— Вы занимаетесь балетом с шести лет. С чего все началось?

— В хореографическую школу меня привела мама. И мне понравилось. В Московское хореографическое училище я поступила с первой попытки.

— Из родного Орла вы переехали в Москву в десятилетнем возрасте. Каково маленькой девочке оказаться одной в мегаполисе?

— У меня был такой график, что думать об этом было некогда. С девяти утра и до шести вечера мы учились — в балетной, общеобразовательной и музыкальной школах. После — час на домашнее задание, затем ужин, и в 21-30 отбой. А вот лет в четырнадцать я стала очень скучать — по родному городу, родителям. Хотела даже уйти из балета.

— Вы благополучно окончили училище и поступили в «Кремлевский балет». А ведь каждая балерина мечтает о сцене Большого…

— Это было осознанное решение. Для вчерашних выпускниц Большой театр — кладбище талантов. Я не хотела всю жизнь танцевать в кордебалете. А в «Кремлевском» мне сразу предложили ведущие партии. Я проработала около 8 лет, когда Сергей Филин — на тот момент художественный руководитель балетной труппы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — пригласил станцевать у них в «Лебедином озере» и «Дон Кихоте». После спектакля я получила букет цветов, в который была вложена записка от администрации театра: мне предлагали ставку примы-балерины. И я согласилась.

— Но в итоге вы все же оказались в Большом…

— Когда Сергей Юрьевич принял предложение возглавить труппу Большого, я решила пойти на кастинг на общих основаниях. Посмотреть на меня собрались все педагоги и администрация театра, но в итоге я была принята в труппу.

— Кто ваши кумиры в балете?

— Прежде всего мой педагог Нина Семизорова, с которой мы не расстаемся с моего первого дня в театре. Она заряжает своей энергией и невероятным танцем. Надежда Грачева потрясает своей глубиной и актерским талантом. А какие у нее ноги — бесконечные, певучие, великолепные! У Марии Александровой фантастический прыжок и харизма. С Дианой Вишневой я работала в одном спектакле и видела, с каким трепетом она относится к своей партии, оттачивает каждую деталь.

— Есть ли у балерин табу?

— В жизни можешь выглядеть, как тебе нравится. Хочешь короткий ежик красного цвета — пожалуйста! Но на сцене — только классика. Если у балерины стрижка, спасают парики или накладные локоны. У меня длинные волосы, поэтому таких проблем нет. Кроме того, запрещен яркий маникюр, из украшений — максимум миниатюрные серьги. Например, Жизель — деревенская девушка, и бриллианты в ушах точно будут не к месту. Некоторые балерины не снимают обручальные кольца, но обязательно заклеивают их пластырем.

— Можете вспомнить свой самый смелый эксперимент с внешностью?

— В этом плане я консерватор. В 14 лет единственный раз в жизни перекрасилась в блондинку. Но когда пришла на занятия, мой педагог строго сказала: «Выйди из зала! И пока не станешь прежней, не возвращайся». На этом все эксперименты закончились.

— Вы признаетесь, что склонны к полноте. Вам приходится постоянно сидеть на диете и во всем себя ограничивать?

— То, что балерины ничего не едят, — это миф! Я просто придерживаюсь принципов здорового питания, а они одинаковы для всех, независимо от профессии. Если раньше мне достаточно было несколько дней не ужинать — и сразу минус три килограмма, то сейчас приходится регулярно следить за рационом. Стараюсь есть побольше зелени и овощей — свежих и запеченных, на обед предпочитаю или говядину с крупами или овощами, на ужин — стейк из лосося. В качестве перекусов — омлет или протеиновый батончик. Раз в неделю я выделяю день — как правило, субботу, когда позволяю себе все. Конечно, в разумных пределах.

— Меняется ли содержимое вашей косметички в зависимости от времени года?

— Летом использую легкие тональные средства, полупрозрачные блески для губ. А кремы — с высокой степенью защиты от солнца. В холодное время года — более плотные тональные средства и обязательно — гигиеническая помада.

— Читала, что перед выступлениями вы всегда сами делаете макияж…

— Никто не знает мое лицо лучше, чем я сама. На сценический грим у меня уходит всего семнадцать минут! Хотя на съемках проекта «Ты супер! Танцы» я познакомилась с прекрасной девушкой-гримером и поняла, что, наконец, нашла своего мастера.

— А в повседневной жизни вы пользуетесь косметикой?

— Подкрашиваю карандашом брови, наношу тональный крем или пудру, и все. У меня ежедневно три-пять репетиций, семь потов сойдет! Никакой макияж не выдержит.

— С чего начинается ваше утро и как обычно складывается день?

— Ежедневно, кроме понедельника — это мой выходной, — я просыпаюсь в 7-40 утра. Собираю в школу своего сына, готовлю завтрак — как правило, кашу. В девять выезжаю в Большой, и через час я уже у станка — на разминке перед репетициями. Когда у меня спектакль, утро начинается позже — стараюсь выспаться и пропускаю утренний класс, занимаюсь самостоятельно за три часа до выхода на сцену. Свободный день провожу с сыном: мы ходим в кино, на детские развлекательные программы или дома собираем «Лего».

— Чем увлекается сын?

— Иса занимается боксом, шахматами, играет в баскетбол, ходит на керамику. Он очень артистичный, любит петь, танцевать.

— Ваша младшая сестра Карина тоже добилась успехов, правда в другой области…

— Она всегда восхищалась: «У тебя такая фигура, такая осанка!» Я посоветовала ей заняться спортом, она увлеклась бодибилдингом. Недавно стала вице-чемпионкой Москвы. Я очень горжусь сестренкой и стараюсь ее во всем поддерживать!

— Родители тоже перебрались в Москву?

— Да, хотя долго сопротивлялись (улыбается). У нас всегда были очень доверительные отношения. Родители, отметившие недавно тридцатилетие совместной жизни, — для меня пример для подражания, моя опора и поддержка. И я стараюсь о них заботиться, баловать.

Видео с Кристиной Кретовой:

Русский балет по праву считается лучшим в мире. Наши балерины столетиями восхищают европейскую публику. Встречайте! Кристина Кретова, ведущая солистка Большого театра, уроженка Орла.

Известную на весь мир балерину, наследницу традиций легендарной балетной школы Галины Улановой, актрису Большого театра Кристину Кретову не сразу взяли в балетную школу г. Орла. На первых просмотрах учителя не увидели в ней ничего выдающегося…

Помню, мне тогда сказали: «Шея короткая. Плохая растяжка». Но подобная характеристика пошла только на пользу и послужила толчком к достижению цели. Мне было 6 лет, и я все же поступила в балетную школу. Помогала мамина уверенность, воля. Кстати, эти сильные черты характера я переняла у неё.

Кристина, Вы с удовольствием посещали занятия?

Уже c первых уроков мне всё очень нравилось! Хотелось ходить на занятия, работать над собой, над телом. Помню, как дома просила маму, чтобы она помогала мне с растяжкой. Я кричала от боли, но чётко понимала, почему и зачем я это делаю.

Получается, что желание стать балериной исходило именно от Вас?

Если честно, то я не особо помню, что хотела стать балериной до поступления в школу. Изначально это была идея мамы. Она видела, что я люблю танцевать и чувствую музыку.

Как развивалась ваша танцевальная карьера?

До 1994 года училась в местной балетной школе, а потом уехала в Московскую государственную академию хореографии. После выпуска танцевала в Кремлёвском театре, затем танцевала в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 2011 года я солистка Большого театра.

Тяжело было без родителей?

Мама приезжала каждые выходные. Поддерживала физически, морально и финансово. Мама жертвовала собой, чтобы мы с сестрой получили максимум. Сестра активно занимается бодифитнесом, успешно развивает в Москве собственную фотостудию. Мы с Кариной очень дружны. Опять же это заслуга мамы.

Это правильно — отдавать всё детям?

Безусловно. Не знаю, как может быть по-другому. Но женщина ни в коем случае не должна забывать и о личной жизни. Маме в этом плане повезло, и они с папой отпраздновали в этом году 30 лет совместной жизни. Он её опора и поддержка во всём.

У вас есть восьмилетний сын. Как он относится к вашей работе?

Мы с ним лучшие друзья. Много разговариваем, делимся всеми моментами в жизни, не ссоримся. Возможно, таким демократичным воспитанием я компенсирую время, которое провожу вдали от сына. Но при каждой возможности я беру ребёнка с собой: на репетиции, спектакли, встречи, съёмки. Он видит мою работу изнутри и прекрасно понимает, что мне нужно работать и что у меня как у балерины век короткий.

Сыну интересен балет?

Он потрясающе двигается. Танцевать любит, сам придумывает комбинации.

Пойдёт по вашим стопам?

Если честно, я не хочу, чтобы он выбрал хореографию в качестве профессии.

Почему?

Мне бы хотелось, чтобы сын раскрылся и реализовался в интеллектуальной сфере. Я стараюсь следить за интересами сына. Правда, пока его вкусы стремительно меняются, он взрослеет. Мы будем делать всё, чтобы он успевал заниматься и учёбой, и творчеством.

Вы затронули тему «недолгого века». Уже думали, чем будете заниматься, когда закончите карьеру балерины?

Пока театр забирает у меня почти всё время, некогда думать о завтрашнем дне. Конечно, я знаю, что карьера моя кончится. Думаю, генетика даст мне ещё около восьми лет на сцене.

Может, телевидение? Похоже, Вам нравится эта роль?

Да, танцевальное шоу на НТВ мне действительно нравится. В роли телеведущей? Почему бы и нет.

Если мыслить глобально, то я хочу открыть что-то вроде «станции здоровья» для профессиональных спортсменов, это будет не столько салон красоты, но, главным образом, оздоровительные аппаратные, массажные процедуры, реабилитация для мышц. В России пока ничего подобного я не встречала.

Вы хотите жить в России?

Да, я патриот своей страны.

Вы могли бы открыть за границей балетную школу. С вашими данными, опытом! Думаю, это бы был 100% успех.

Это скучно для меня. И потом, уехать из России – это значит пропустить жизнь рядом с собой.

Какие роли Вам нравятся больше?

Обычно я танцую бравурные партии: Эсмеральда, Китри, Одетта и др.
Интереснее играть персонажей, которые вообще тебе не соответствуют. Ты ищешь героиню в жизни, в зеркале, глубоко в себе. Находишь и показываешь её два часа на сцене. Это удивительно. Например, моя героиня Татьяна Ларина как раз из таких характеров. И на сегодняшний день, это моя самая любимая партия, хотя она моя полная противоположность – нежная, застенчивая, романтичная натура.

Мы уже поговорили немного о телевизионных проектах. Я знаю, что совсем скоро выйдет в свет , где вы также приняли участие. Расскажите об этом.

Руководитель продюсерского центра AV Production Алекс Верник предложил мне принять участие . Но мы ведь привыкли, чтобы все метаморфозы артистов проходили на базе популярных столичных клиник. А замысел новой программы в том, чтобы снять проект в маленьком городе. Выбрали Орёл, это город, где я родилась и выросла. Стоматологический Центр 32 и Клинику 3D я знаю давно. Это действительно клиника европейского уровня. Здесь работают настоящие профессионалы! Я особенно радуюсь за город, за уровень медицины. А больше пока ничего сказать не могу, ведь это коммерческая тайна. Следите за новостями клиники в instagram.com/stomatolog32orel/ , они обязательно дадут анонс программы.

Стоит ли серьезно заниматься балетом?

Если девочки выбрали эту профессию, то я счастлива за них. Когда гармонично сочетаются талант, удача, внешние данные, желание, терпение – рождаются звезды. В балете в лучшем случае из десяти останется только одна.

Вы должны быть готовы ко множеству разочарований. Конечно, и у меня есть минуты, когда я могу опустить руки. Но это длится ровно пять минут. Потом я собираюсь с мыслями, осознаю, кто я, сколько прошла, что дала мне мама, что я хочу от жизни. Я хочу быть балериной.

Балерина Кристина Кретова — неземная, искренняя, талантливая артистка. Билеты на спектакли можно купить на сайте Большого театра .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры