Кто такие гог и магог. Гог и Магог - это кто такие в Библии

Главная / Измена мужа

В Откровении апостола Иоанна Богослова в стихе седьмом главы двадцатой читаем:

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

Относительно значения имен «Гог и Магог» существует несколько объяснений и толкований.

«Некоторые думают, что Гог и Магог — полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог — возвышенного или возвышение. Итак, этими именами обозначается или собрание народов или их превозношение. Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что приидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иезек. 39, 9).

Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Это можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами, кроме войн с народами окрестными, завидовавшими их внезапному обогащению, во-вторых, потому, что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, — что в этом, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего».

«Слово Магог в первый раз упоминается в книге Бытия: это один из сыновей Иафета. В пророчестве Иезекииля говорится о Гоге и Магоге, из которого, кажется, перенесены эти имена в Апокалипсис с теми же понятиями, в каких приняты были Иезекиилсм, но с разным применением. Гог у Иезекииля описывается сильным и страшным завоевателем, который вторгнется с многочисленным войском в землю народа израильского. «И пойдешь с места твоего, — предрекает Господь Бог, обращаясь к Гогу, — от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.

И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни», — и произносит следующий грозный приговор против Гога: Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. (Иез. 39, 4).

Значит, Гог был орудием гнева Божия, обращенным против израильтян за их согрешения, но потом за жестокость его и нечестие сделался предметом отмщения также гнева Божия. Слово Магог, как кажется, означало землю и народ, которым повелевал Гог. В пророчестве говорится: И пущу огнь на Магога (то есть опустошу Магога), и населятся острова с миром (Иез. 39, 6). Наказание Гога и истребление его войска представлены пророчеством в грозных выражениях. Многие из толкователей пророчества Иезекииля искали царства Гога и Магога в северных частях Азии, и именно в Скифии, предполагая Магога, сына Иафетова, родоначальником скифов.

Некоторые из историков (Свида и Кедрин) почитали персов потомками Магога. В число доказательств этой гипотезы вошло и то, что их философы назывались магами. Бохарт помещал Гога в окрестностях Кавказа, производя Кавказ от еврейского слова гогшазан, то есть крепость Гога. Он же высказывал странное мнение, будто Прометей, прикованный Юпитером к Кавказу, был никто другой как Гог. Производили моголов, или монголов, от Магога.

Феодорит и многие другие, рассматривая пророчества Иезекииля с лучшим разумением, понимали под именем Гога Антиоха Епифана, Сирийского царя, а под словом Магога — многочисленных народов азиатских, составлявших его войско, когда он напал на Иудею. Из книг маккавейских известно, сколько грабежа, опустошения и кровопролития произведено нечестивым царем по всей земле Иудейской. А также известно примерное отмщение Божие над ним, его полководцами и многочисленными, разноплеменными их ополчениями. Вот исполнение пророчества Иезекииля в буквальном смысле.

Но из пророчества Апокалипсиса мы неоднократно примечали, что предсказания Божий иногда в одних и тех же словах относились и к суду Божию над идолопоклонством и к суду Божию над нечестием последних времен существования мира; потому и заключаем, что пророчество Иезекииля против Гога и Магога указывало и на происшествия не так далекие, каково поражение войска Антиоха, и на такие, которые скрывались в глубине веков отдаленных. Оно и намекало, что восстанет Гог на народ Божий в последнее время: После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю (Иез. 38, 8), и в другом месте: И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их (Иез. 38, 16). Пророчество и повторено в Апокалипсисе в последнем значении.

Понятие о Гоге во все времена было понятием о властелине свирепом, бранноносном, повелевающем разноплеменными и многочисленными толпами воинов, попирающем уставы Божий, кровожадном злодее, враге Бога, веры, Церкви Его и поклонения Ему. Таков был Антиох Епифан. Таковым явится в последнее время нечестивец, не только ему подобный, но и превосходящий его в нечестии, ожесточенный враг веры Христовой и всех верных Господу Иисусу Христу. Не будет ли это тот человек беззакония, сын погибели, который по действию сатаны со всею силою, знамениями и чудесами ложными и со всякими беззаконными обольщениями будет проповедовать отступление от веры в Господа Иисуса Христа и преследовать разного рода гонениями, казнями, смертью непокоряющихся его обольщению?

Он утвердит власть свою над многими народами, как счастливый воин, как хитрый политик, как утонченный знаток слабо-стей человеческих, действуя на умы блеском своих успехов, славы, почестей, богатств и других многочисленных чувственных приманок и очарований. Вероятно, он рассыплет все роды соблазнов на посмеяние всего святого, на помрачение истины, для поколебания веры в Господа нашего Иисуса Христа, и для возбуждения порочных и насильственных страстей, в чаду которых нетрудно ему будет погасить благодетельный свет учения Христова. Порочный христианин, ослепленный развратными мыслями и пожеланиями близок к вольнодумству, а от вольнодумства — один шаг к отступничеству или атеизму. Вот и начинается война против ис-тины, святости и всех добродетелей.

В ужасное время, описываемое пророчеством, разврат и нечестие распространятся между таким множеством людей, что евангелист Иоанн, как мы упомянули выше, уподобляет их числом песку морскому. Эта бесчисленность одушевится одною мыслью вождя своего и повелителя, чтоб преследовать верных Господу Иисусу Христу. Не к этому ли времени относится сказанное в стихе 14 главы 16 Откровения ап. Иоанна о трех нечистых духах, которые исходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя? Нельзя ли понимать под нечистыми духами трех главных помощников антихриста или Гога, действующих по внушению враждебной силы, ложными убеждениями на царей земных, чтоб вооружить против веры Христовой и верующих?».

«Главный виновник восстания новых врагов против Церкви Христовой представляется сатана, разрешенный из темницы, в которой содержался тысячу лет. Войско его будут составлять какие-то народы, Гог и Магог, которые в бесчисленном множестве выйдут с четырех углов (отдаленных пределов) земли. Прежде исполнения пророчества нельзя сказать, кто такие эти народы. Блаж. Иероним разумеет под ними кавказских скифов; иные разумеют магометан — турок, татар. Но здесь это имя народов, кажется, таинственное и означает не один народ, а сброд с четырех углов земли — востока, запада, севера и юга, то есть со всех концов земли, Значит, эти люди рассеяны по всем странам и царствам.

Эти люди называются Гогом и Магогом, может быть, для означения варварства, же-стокости, бесчеловечия их, какими отличались Гог и Магог, как видно из пророчества Иезекииля. Не понимаются ли под ними последователи, слуги антихриста — вольнодумцы, еретики, неверы, ученые безбожники, нечестивцы, отчаянные развратники, и т. п.? Такие люди, точно, везде и ныне находятся во всех царствах и местах, но вдали от стана святых, то есть Церкви Христовой, не по месту, а по образу мыслей, по нравам, по жизни.

Такие люди и ныне словом и писаниями стараются ниспровергать основные истины христианства, извращать понятие людей о разных предметах религии, нравственности, гражданской жизни, вовлекать в свой омут заблуждений, разврата, буйства. Кто не увлекается их толками, не следует их правилам, обычаям, тех начинают преследовать насмешками, пересудами, злословием, клеветою, презрением, уничижением и разными оскорблениями; например, кто постоянно ходит к богослужению в праздники, соблюдает посты по уставу святой Церкви, уклоняется от игр, забав, зрелищ, шумных собраний для разгула, суетного празднословия, читает Священное Писание, жития святых и другие назидательные книги, а не повести, романы, соблюдает другие религиозные обряды, правила благочестия, и вообще в образе мыслей, в нравах и жизни соображается с Евангелием, поступает по заповедям Божиим, а не по правилам и обычаям мира, — тот будь хоть ангел, вольнодумцы, нечестивцы забросают его грязью, постараются очернить, унизить.

Добродетели они обыкновенно называют лицемерием, благочестие — ханжеством и свято-шеством, ревность к славе Божией и подвижничеству — фанатизмом, кротость и смирение — бесхарактерностью, простодушие и откровенность — глупостью, и т. п. Они стараются преследовать человека верующего всеми адскими оружиями: насмешками, злословием, ненавистью и разными кознями — свести с истинного пути, заставить следовать их нечестивым понятиям, правилам, обычаям, по духу мира и князя его, чтобы только не видеть обличителя своего нечестия.

Такие люди — верные служители антихриста и ныне стараются явно и тайно вредить святой Церкви Христовой, станут совращать православных христиан с пути истины и благочестия на путь вольнодумства, суемудрия, неверия, нечестия, своеволия, буйства во имя либеральности, своевременной цивили-зации и т. п. Вот это и есть война, может быть, Гога и Магога! По крайней мере, эта хитрая, злокозненная война гораздо опаснее и зловреднее всякой внешней, гражданской войны. Поэтому как надобно быть осторожным христианину среди подобных людей, чтобы насмешками или благовидною личиною дружбы и разными хитростями мало-помалу не увлекли в свой омут. Как жаль, что и ныне о многих можно сказать, что сказал ап. Иоанн о некоторых своих современниках: Они вышли от нас, но не были наши (1 Ин. 2, 19)».


В знаменитом произведении «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков в поиске странного богатства, этих ревизских неучтенных душ, ездит по разным помещикам, и оказывается однажды у Собакевича.

Интереснейший персонаж. Стены комнат у него увешаны какими-то великими героями, с жуткими ляжками, невообразимыми усами. И весь он такой ладный и большой, так что и каждая вещь на него похожа. Каждый стул говорит: я Собакевич. Каждый шкаф говорит: я тоже Собакевич. Все такое крепко сшитое, такое корявое, такое на века. И вот этот Собакевич - очень странный персонаж - проходится цинично и холодно, так сказать, сквозь зубы, по всем жителям этого уезда. Он говорит, что председатель у них, хоть и масон, а дурак, которых свет не видывал. А полицмейстер ворюга, он тебя обворует - с тобой же еще и пообедает. Чичиков спрашивает о губернаторе… Губернатор - это, говорит, разбойник, ему нож дай в руки, на большую дорогу выпусти - он кишки, говорит, любому выпустит за копейку. Говорит, это Гога-Магога.

Вот Гога-Магога меня заинтересовал. Заинтересовал тем, что на каждой странице хорошего текста, плотного текста, высококультурного, можно найти какие-то ссылки на библейскую историю, на какие-то вещи, которые тебе непонятны. Например, Гог и Магог. Это два персонажа, такие странные мистические, которые существуют в иудаизме, христианстве и в исламе. Гог и Магог встречаются впервые у Иезекииля. Для них Гог из земли Магог, князь Роша. Некоторые американские проповедники читали, что князь Роша - это князь России, если слишком упростить перевод. Это некий народ на севере от Израиля.

К северу от Израиля множество стран. Британия на севере от Израиля и Франция на севере. И вот на этом были построены проповеди очень многих фундаменталистов, которые призывали к войне против «империи зла», то есть против Советского Союза. У Иезекииля народ, который ополчается против Божьего народа - Гог и Магог. Это либо два народа, либо князь Гог из земли Магог.

Потом они встречаются в Апокалипсисе. Это тоже некие враждебные народы, которые ополчаются вокруг святого города Иерусалима, которым нужно погибнуть, они будут разбиты. Но их очень много, они неисчислимы. Они воинственны, они страшны, и они символизируют собою вечного врага Божьих людей. У Божьих людей, оказывается, есть вечные враги, постоянные.

В исламе они меняют свои имена, эти Гог и Магог, на Йаджудж и Ма-джудж. Это тоже некие два народа, которые сидят за какой-то каменной стеной, пока что не взломанной. И поэтому можно более или менее нормально жить. Потом стена будет сломлена, и они как поток ворвутся в мир, и жизнь в мире станет невозможна. Потому что они жестоки и не имеют ничего святого. То есть присутствует такая эсхатологическая идея: перед Концом Света состоится некая битва добра и зла, в которой будут участвовать некие хранящиеся до времени злые народы. Гог и Магог. Точного смысла этих слов вам никто не объяснит. Но они стали нарицательными словами, как нечто такое страшное.

Абсолютное зло. Абсолютное зло, которое, может быть, ходит рядом. Вот так у Гоголя, значит, губернатор превращается в Гогу и Магогу. Говорит: зарежет за копейку, убьет и не подумает, кишки выпустит, это же Гога-Магога. И таких вещей, таких рассыпанных, из Писания, таких отсылок к Писанию в нашей литературе очень много. Поэтому не знающий Библию человек навряд ли что-то до конца поймет. Даже и в нашей литературе. Это прекрасный повод изучать и интересоваться.

Так что же такие эти Гоги и Магоги, которые построили Великую Дамбу?

Самое распространенное, пожалуй, объяснение приводится из Библии:

«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, и собирать их на брань; число их как песок морской.» (Откровение, 20:7)

Хотя здесь еще не совсем ясно кто они и откуда. Но это современная Библия. А в начале прошлого века эта же глава звучала несколько по другому:

«Когда окончится тысяча лет, освобожден будет Клеветник из своей темницы и выйдет обольщать , народов, живущих на четвертом углу земли, чтобы вывести их на войну. Число их как морской песок. Вот они вышли на степную равнину и окружили лагерь непорочных и возлюбленную твердыню, но упал огонь с неба и поглотил их» (Ап. 20 . 8).

Этот отрывок из Библии приводит ученый-естествоиспытатель Н.А. Морозов в своей книге «Христос», которую он написал в 1924 году. Морозов считает, что под Клеветником имеется в виду созвездие Змия, под темницей – Ущелья Млечного Пути, под четвертым углом Земли - восток (где восходит солнце), под степной равниной - задунайские степи России, а под огнем с неба – утреннюю зарю над островом Патмос (что на Алтае)

Есть на этом острове интересная каменная скульптура:

Такое ощущение, что этот остров образовался в результате какого-то мощного раскола, когда части земли разъехались в разные стороны - контуры острова повторяют контуры берегов на противоположной стороне реки. Как будто и, правда, сверху чем-то мощным шандарахнуло. Если присмотреться, то можно увидеть скульптуру, высеченную в скале.

Вот и Золотая Баба в Самоедии, думаю, тоже из скалы была высечена. А в золото окрашивалась лучами восходящего солнца, как это бывает в горах:


Вершина Манаслу в лучах восходящего солнца

Но возвращаемся к Гогу и Магогу. Еще одно известное упоминание о них присутствует в Ветхом Завете, в главах 38 и 39 Книги пророка Иезекииля:

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!

И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою.

Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем.

После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно.

И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою.

Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие и скажешь: «поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, – все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, – чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли».

Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: «ты пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу?»

Посему изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить безопасно, ты узнаешь это; и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.

И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их.

Так говорит Господь Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них?

И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.

И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой.

И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю.

И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его.

И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь. Иезекииль 38 глава – Библия

Как я понимаю, тут говорится о том, что не сам Гог из земли Магог пойдет со своим войском войной на Израиль. А его заставят, вынудят это делать:

«И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое… Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча….. И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою.»

Похоже на внушение или программирование. Как под гипнозом дают кому-то установку что-то сделать, потом: «на раз-два-три ты просыпаешься и забываешь, о чем я тебе говорил, но в определенное время по ключевому знаку ты делаешь то, что тебе было сказано.» И человек как зомби идет и делает, даже не осознавая того, что он делает это не по собственной воде, а по принуждению. И то, что можно проделать с одним человеком, вероятно, можно проделать и с целым народом? Да не это ли и наблюдаем сейчас: «меч каждого человека будет против брата его. »?

Следующую главу не привожу, потому что там, в основном, перечисляются многочисленные зверства, которые разгневанный господь учинит над народами Гога и Магога (за то, что тот сделает по его сценарию). Полностью можно прочитать .

А вот какой текст этой же главы, но Библии начала 20-го века, приводит Н.А. Морозов:

«Снова было ко мне слово Громовержца:

Сын человека! Поверни лицо свое к Гогу в стране Магог, властелину Руси Москов и Предбалкании, и скажи ему мои слова: «Вот, я иду на тебя, Гунн, властелин Руси Москов! Я вложу удила в твои челюсти, я выведу на поле сражения тебя и все твое войско, всех твоих коней и всадников, в латах и со щитами. Я выведу вместе с тобой на бой и Персию, и Абиссинию, и Мавританию, и Крым, и Германию с северных пределов Земли, и все их многочисленные отряды и племена. Приготовься же и выстройся, чтобы быть для них передовою стражею! Ты придешь в последние годы вселенной (перед ее апокалиптической кончиной) в страну, свободную от власти меча, к моему народу, избранному из многих народов, на высоты богоборца, бывшие всегда пустынными. Ты поднимешься, как буря, и покроешь землю, как туча, своими полчищами и многочисленными народами, чтобы произвести грабеж и наложить свою руку на мои вновь населенные развалины, на мой народ, собранный из всех народов, занимающийся скотоводством и торговлею и живущий на самой средине земли… Не ты ли тот самый, о котором я говорил в минувшие дни через служивших мне провозвестников богоборца, предсказавших еще тогда и самый год, когда я приведу тебя?»

«Но вот в тот день, когда ты нападешь на страну богоборца, выступит гнев на мое лицо, и непременно, непременно наступит предсказанное великое землетрясение на земле. Затрепещут тогда передо мною и морские рыбы, и небесные птицы, и полевые звери, и все земноводные животные, и все люди, живущие на лице земли. Обрушатся горы, обвалятся обрывы земли, и все построенные на земле стены низвергнутся на нее. Я расправлюсь с тобою убийством и моровой язвой, я низведу проливной дождь и необычайный каменный град, с огнем и горящей серой, как на тебя, так и на все твои отряды и на многочисленные народы, которые придут с тобой

«Вот я иду на тебя, Гог, властелин Руси-Московии и Предбалкании!»

В основном то же самое, что и в современном варианте, но более конкретизировано кто же такие Гоги и Магоги. Оказывается это гунны, властелины Руси, Московии и Предбалкании. Гунны, проживающие в четвертом углу земли на востоке:



Фрагмент карты Nicholas Sanson, 1654

Гуннов упоминает так же Иоанн Кронштадтский в своей книге «Начало и конец нашего земного мира»:

«Из потомства Иафета, от старшего сына Гомера - Кимвры, Тевтоны, Кельты, Готы, Казары, словом аборигены западной Европы. От него же - остающиеся на первобытных местах Армяне. От второго сына, Магога или Гога. - Скифы или Гунны, Татары. Турки. Монголы. Манджуры, Туранцы, Сарты. Киргизы, Башкиры, Калмыки, Финны, Литва, Угры или Мадьяры. Вот этим-то народам дается общее название Магог .»

«Угры, или Венгры - Скифского племени от Магога и единоплеменники Гуннов, ибо Гунны, после поражения в Европе на полях Каталаунских в V веке, поселились на равнинах Венгрии, где протекает Тисса, и частью в горах Трансильвании. Не они ли, эти самые Гунны, как потомки Магога, упоминаются в IX гл. Апокалипсиса и пророчествах Иезекииля в 38 и 39 главах? Так утверждает св. Андрей Кесарийский, толкователь Апокалипсиса в V веке по Р. Х. Завеса скрывает от нас тайны последних времен»

Т.е. все они жители Великой Тартарии по Витсену (Николаас «Северная и Восточная Тартария»). Кроме литовцев и венгров. Хотя венгры – родственный народ с другими угорскими тартарскими народами. Да и Венгрия по-украински до сих пор называется Угорщиной. И, кроме того, это были народы только Северной и Восточной Тартарии, которые описал . Предполагая, что есть еще Южная и Западная Тартарии , которые не вошли в его книгу. Четыре стороны Тартарии –по 4м частям Света. Т.е. вся планета?

Витсен о скифах:

«Мугальские области и государства, в каком бы презренном месте мира, по сравнению с нами, они ни были расположены, с древности по названию народов скифов, или тартар , были известны и знамениты, особенно благодаря могуществу своих императоров, из которых некоторые не уступали в счастливых победах Александру Великому, Юлию Цезарю, Августу и другим храбрым героям. Среди этих героев выделяется великий император Чингис хан владевший государством, которое благодаря его собственным завоеваниям было так велико, как никогда никакое другое под солнцем, хотя о нем и о его могуществе в Европе очень мало известно, что нужно приписать зависти и ненависти арабов и темным векам и невежеству, в то время распространенных в Европе, ибо все науки и искусства Азии в то время в основном были в руках арабов, и именно они увековечили своим пером историю, подвиги и науки. Потому что тогда все науки и искусства, особенно математика и астрономия, у них также широко процветали, как в наше время распространилось невежество. Увидя победы императора Чингис хана, который покорил и часть арабов, они не стали их подробно описывать, чтобы не показать миру своего позора. [Его] неизвестность, очевидно, имеет своей причиной и то, что многие арабские описания вследствие разрушений и войн были утрачены.»

«Плиний, говоря о скифах – это мюгалы, или тартары , – и об их стране, пишет (Книга 4, гл. 12): « Pars mundi damnata а natura rerum , & densa mersa caligine ».

Что значит: «Та часть света, которая проклята природой и погружена в густой мрак».

Витсен о монголах:

«Под названием моголов, или монголов , а также под именем тур o к арабские писатели иногда подразумевают и разного рода тартар или скифов , также как и заокские, или мавр a нарские, и даже грузинские христиане иногда называются тартарами.»

Витсен о моголах:

«С древних времен мюгалы и настоящие [нынешние] правители Могола, или Индостана, считались одним народом с тартарами . Ибо область Могол была завоевана мюгальским князем Чингис ханом, а затем снова его потомками и, наконец, Тамерланом (который, как многие считают, умер в 1404 г.). Он туда посылал начальников и наместников из Мюгалии, чтобы управлять страной, которые, наконец, изменили его сыну после его [Тамерлана] смерти и поставили себя главными начальниками, так что Моголия стала отдельным государством под названием Индостан, или же «государство Великого Могола».

"Тавернье говорит, что слово «могол» значит «белый» и что древние индийские язычники, жители современной Моголии, называли правителей Индостана так потому, что их [индейцев] кожа была коричневого и оливкового цвета.»

«Большинство тибетцев с виду похожи на тартар: с плоским и впалым носом, маленькими глазами, как у свиней, – хотя в остальном довольно красивы и белы, также и народ Качегура, или Каскара; но те, из Кашемира, красивее, и имеют более белую кожу, в особенности женщины, почему на них в Индостане большой спрос, чтобы потомство имело более белую кожу и больше походило на прямых потомков моголов.

«От Ургенча идет путь в Сину, сперва через страны Калмака, затем через народы Казака, у которых турецкое происхождение. Затем через страны Чингисов , или настоящих могольских, или мугальских тартар , далее через Миминг, Киргиз и так далее к Цин (Это значит на персидском языке Сина и Мацин).

«Могол , говорит далее Тевенот*, это было раньше название многочисленного народа, заселявшего обширную страну в конце восточной Тартарии, к северу. См. его описание пути в Персию. Некоторые называли ее Могул и Монгул, или Монгал, а также Моголистан. Здесь родился Чингис хан . Этот великий хан подчинил себе эту область прежде, чем принялся завоевывать остальную часть Азии. Он называл себя и своих подданных моголами. Это дало повод настоящему могольскому императору и его предкам сохранить это собственное имя, чтобы можно было знать, из какой династии он произошел. Ибо Тамерлан, предок настоящей господствующей династии, был первым, кто позволил и велел, чтобы его потомки господствующие в Индии или современной Моголии, назывались моголами*, чтобы отличить себя от тех, которым он оставил владение Персии, Загатая, Коразана и других областей. В то время название моголы было несколько забыто и Тамерлан его восстановил.

Означало большую ч e сть и для того, которому он передал название могол , потому что этим яснее доказывалось их происхождение от столь известного Чингис хана, первого императора и этой светлейшей династии, которая добилась большей победы, чем когда-нибудь кто-нибудь в мире, и владела самым большим государством, каким когда-нибудь какой-либо принц владел. Он жил примерно за 200 лет до Тамерлана.

Здесь заканчивается то, что я взял из записей упомянутого Тевенота.»

Витсен о моголах Северной Америки:

«По внешнему виду, цвету кожи и т.п. североамериканцы тоже довольно сходны с восточными и северными азиатами. И такие же животные: медведи, волки и т.д. – в Северной Америке, что и в Северной Азии. Из этого можно сделать вывод, что эти животные перешли из Азии в Америку , так как на одинаковой высоте и южной широте в Америке такие животные не встречаются.

О том, что собак в Северной Америке впрягают в сани и телеги, говорит Франциск Васкес де Коронадо, и что в Сибири и Северо–Восточной Азии это также происходит, было много сказано выше.

Плиний и Солин упоминают о народе среди скифов, живущем на северо–востокe от Азии, под названием апалары, который теперь там не встречается. Но то, что во Флориде живет народ под названием апаласеры, или апалченеры, – об этом говорят путешественники, которые там останавливались. И вероятно, эти народы туда переселились из Азии. То, что названия моголы и майоли встречаются и в Америке, и в Азии , подтверждает Хорниус. Кроме того, множество слов и в Тартарии, и в Америке кончаются на -ан. Я заметил, что один суринамский американец, побывавший у нас, обликом был очень похож на мугальского тартарина, который был в Голландии: и фигурой, и ростом, волосами, и всей своей сущностью. И эти два народа – и мужчины, и женщины – очень похожи друг на друга. Поэтому вероятно, что население Америки происходило из Азии, около реки Амур, и из Тартарии.

Встречается название «Могол» у Витсена в его описание европейкой части России:

«Эту весьма известную реку описывает барон Ван Майерберг в своем «Описании путешествия по Московии» так: «Река Волга, в древности называемая Ра, которую тартары называли Едил, берет свое начало из болота Фроновия в лесу Волконские, в княжестве Ресковия. Она впадает в озеро Волго на расстоянии 2000 шагов. Оттуда она течет на восток, через герцогства Тверь, Ярославль, Ростов и Суздаль, земли Нижнего Новгорода, государство Казань, мимо городов Стассеция, Тверь, Углич, Могола , Ярославия, Кострома, Плес, Йорговичия, Балахна, Нижний Новгород, Василогород, Козьмодемьянск, Чебоксар, Кокшайск, Свияжск и Казань, и мимо следующих рек, которые в нее впадают: Дубна, Тутум, Тверца, Кашинка, Данекам, Молого, Cкосна, Скотороа, Кострома, Ока, Сура, Юнка, Ветлуга, Су и Казанка, и оттуда, отклонясь к югу, через Астраканское государство мимо рек Кама, Сердики, Утка, Бейтма, Атроба, Самара, Аскула, Сирани, Панчина, Загра, Руслана, Камушинка, Баллоклея и речки Камус, которая течетт из Дона, и Верови. На ее пути стоят города Самара и Чернояр до Астракани, и, наконец, от Астракани, на 60000 шагов дальше, не задевая ни одного города, не принимая ни одной реки, мимо небольших островков с берегами, заросшими камышом, впадает в Каспийское море.»

Город Могол между Угличем и Ярославлем. Возможно, современный Рыбинск? Но почему он назывался раньше Моголом? Читаем историю Рыбинска:

«Впервые о поселении в границах современного города упоминает в 1071-м году знаменитый летописец Нестор. Находки археологов говорят о том, что Усть-Шексна была крупным торгово-ремесленным и металлургическим центром.

Удачное расположение позволило Усть-Шексне в XII-XIII веках стать важной точкой Великого Волжского пути . Поселение превратилось в оживлённый торговый город. Найденные археологами наконечники копий позволяют сделать вывод о том, что у поселения была и собственная дружина. К сожалению, дальнейшему развитию помешала Золотая Орда: Усть-Шексна, как и многие другие русские земли, подверглась разорению в годы Татаро-монгольского нашествия .

Правопреемником Усть-Шексны стала Рыбная слобода, расположившаяся на другом берегу Волги. Первое упоминание о ней относится к 1504-му году: поселение попало в духовную грамоту царя Ивана III со статусом «царской ловецкой слободы». Видимо, по вкусу пришлись волжские осетры и шекснинские белорыбицы при царском дворе, куда жители Рыбной слободы поставляли рыбой оброк.» ()

Может быть, назвали город Моголом в честь татаро-монгольского нашествия (которого не было)?

Витсен о манджурах:

«Вот что мне сообщили письменно из Кантона в Сине о восточных и западных тартарах:

«Сина находится под властью восточных тартар и склоняется перед их оружием. Восточная Тартария и страна манджуров Ниухе – управляются вице-королем, который приезжает раз в три года к пекинскому двору дать отчет о своем управлении и своих делах. »

"Эти народы (он сказал) тогда присоединились к тартарскому хану, который был королем тартар Ниухе и богдетских. Они тогда зимой, по замерзшей реке с большим войском, вошли сквозь Великую стену в Катай, завоевали его и владеют им до сего дня. Среди них разные мугалы, калмаки и бухары.
О названии Богдойске, или Богдетская, что, собственно, и есть Ниухе или часть ее и значит как бы страна, благословенная Богом; сами жители даже не знают, откуда оно происходит, и настоящий император Китая, родом из этих богдайских, или ниужских, тартар, получил прозвище Богди Хан, то есть Богом благословенный хан, или император. Ибо Бог значит на их языке Бог и хан, князь, или император . Как родовое имя они приняли имя Тайчинг. Это название носит сейчас и государство, по обычаю древних синцев, которые переименовывают государство, когда меняется династия.
Здесь кончаются сведения упомянутого писателя."

Итак, манджуры, они же народ ниухе или богды, что означает благословенные Богом, потому что так звучит БОГ на их языке. Очень замысловато и запутано говорит о том, что это попросту русские .

Согласно В. Шемшуку династия великих моголов (маг + ол = великие служители) была основана русским царем Веной. И в своей книге «Русь Борейская Украденная история России» он приводит имена великих моголов:

Калита (Иван I -10 век до н.э.); Ярослав Мудрый (Иван II -11 век н.э.); Александр Невский (Иван III -14 век); Дмитрий Донской (Иван III (IV) -15 век); Иван IV, Грозный (16 век); Иван V (16 век); Иван VIII (Фёдор Могол, Лжедмитрий II – 17 век); Иван IX (Лжедмитрий III -17 век).

Интересно, что он не помещает Чингизхана в этот список – собственно самого выдающегося могола согласно официальной версии истории. Напротив, он утверждает, что Александр Невский (он же Александр Македонский) сражался с Чингизханом и победил его.

В свободном доступе можно увидеть таких великих моголов:

падишах Империи Великих Моголов Аурангзеб, в русском варианте Аламгир I («Покоритель Вселенной») 1618-1707гг.

Если бы не слоны на заднем плане, ну чем не русский царь?

Но если русские сомневаются в принадлежности русских царей к моголам, то скандинавы и британцы, похоже, в принадлежности своих королей к Магогу не сомневаются.

Так исторический трактат Иордана, написанный в VI веке, упоминает Магога как предка готов. Так же как и История Бриттов.

Иоанн Магнус (известный шведский католической деятель и историк 16 века) заявлял, что Магог мигрировал в Скандинавию (через Финляндию) через 88 лет после потопа, и что 5 его сыновей были Суенно (предок шведов ), Gethar (или Гог, предок готов ), Уббо (который впоследствии правил Швецией и построил Старую Уппсалу (Gamla Uppsala- резиденция королей полулегендарной династии Инглингов ), Тор скандинавской мифологии один из асов , бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ.) и Герман . (Johannes Magnus, Historia de omnibus Gothorum Sveonumque regibus, 1554, I, Chapters 4–5)

В течение долгого периода времени шведские короли вели свой счет от Магога. Так королева Швеции Кристина (1626 – 1689) считала себя 249й в этом списке.

Также от Магога произошли и финны по отвержению финского писателя, учёного-историка и лингвиста Даниэля Юслениуса (1676-1752)



Иллюстрация Магога как первого короля Швеции, из «Истории всех еврейских и шведских королей» Иоганнеса Магнуса 1554 год

И ирландцы : согласно нескольким средневековым ирландским летописям, в первую очередь the Auraicept na n-Éces and Lebor Gabála Érenn , ирландская раса является составной частью, в том числе потомками сына Иафета Магога из «Скифии». Баас Мак-Магог (Боаф), Джессит и Фатохта - это три сына Магога. Fénius Farsaid (легендарный король Скифии, который появляется в разных версиях ирландской мифологии. Он был сыном Боата, сына Магога. Согласно некоторым традициям, он изобрел алфавит Огам и гэльский язык), Партолон (имя Партолон не ирландского происхождения, оно происходит от искажённого имени Варфоломей, которое значит «сын того, кто останавливает воды » (воды потопа) (не с помощью ли сооруженных дамб? – прим. мое) , Немед (священный –прибыл в Ирландию спустя 30 лет после смерти племени Партолона), племя Фир Болг (потомки сына Немеда), племена богини Дану (люди богов - также потомки сына Немеда) являются потомками Магога. Предполагалось, что у Магога был внук по имени Хебер, чье потомство распространилось по Средиземному морю (значит римляне и греки доже потомки Магога? – прим. мое)

Отметились Гог с Магогом также и в английском фольклоре:

«Гогмагог (также Goemagot, Goemagog, Goëmagot и Gogmagoc) был легендарным гигантом в валлийском, а затем и в английском фольклоре. Согласно «Истории королей Британии» Джеффри Монмутского (XII век), он был гигантским жителем Альбиона , сброшенным со скалы во время борьбы с Коринеем (компаньон Брута из Трои). Гогмагог, найденных Брутом и его людьми, был последним из гигантов, населяющих землю Альбиона.


Борьба бога Тора (одного из 5и сыновей Магога) с гигантами. Мартен Эскил Уинг, 1872

Изображения Гогмагога и Коринеуса, использованные в английских театральных зрелищах и позже установленные в качестве статуй-хранителей в Лондонской ратуше, в конечном итоге получили знакомые имена «Гог и Магог». Истчоник

Гог и Магог — персонажи религиозного эпоса в иудаизме, христианстве и исламе — жестокие, кровожадные народы. В современном смысле словосочетание Гог и Магог означает — ужас, страх, кошмар, всё разрушающая сила. При этом, в связи с масштабом бедствий от нашествия Гога и Магога, фразеологизм приобрел значение чего-то значимого, могущественного, главного, потому выражение «Гог и Магог» имеет синонимы важная персона, важная особа, птица высокого полета, персона, большая шишка

Гог и Магог в иудаизме

В Книге Йехезкель (гл. 38 и 39) сказано, что в конце дней придет на Землю Израиля народ с севера, чтобы завоевать её, но Господь не допустит этого
2. Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог
8. …в конце лет придешь ты в страну, освобожденную от меча, собранную из народов многих, которые были опустошенными всегда, но (народ Йисраэйля) был выведен из народов, и поселились в безопасности все они.
9. И поднимешься, как великое бедствие придешь ты. Как туча, покрывающая эту землю, будешь ты и все отряды твои, народы многие с тобой
11. И скажешь ты: «Поднимусь на страну неукрепленную, пойду на успокоившихся, обитающих в безопасности, – все они обитают без стены, ни засова, ни дверей нет у них»
12. Чтобы грабить грабежом, добыть добычу, наложить руку твою на развалины заселенные (вновь) и на народ, собранный из народов, обретший стада и богатство, на обитающих на пупе земли
15. И придешь ты с места твоего, с окраины севера – ты и народы многие с тобой, всадники на конях все они, толпа огромная и войско великое
16. И поднимешься на народ Мой Йисраэйль, как туча, чтобы покрыть эту землю. В конце дней будет это, и приведу Я тебя на землю Мою, чтобы знали Меня народы, когда освящусь Я через тебя пред глазами их
18. И будет в день тот, в день прихода Гога на землю Йисраэйля, – слово Г-спода Б-га! – возгорится гнев Мой в ярости Моей
21. Но призову на него (на Гога) меч на всех горах Моих, – слово Г-спода Б-га. Меч каждого будет против брата его.
22. И буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него и на отряды его, и на народы многие, которые с ним.
23. И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я – Г-сподь

Гог и Магог в христианстве

В Апокалипсисе (гл. 20, ст. 7) говорится, что
7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков

Гог и Магог в исламе

В Суре 18 Аль-Кахв «Пещера» Гог и Магог названы Яджудж и Маджудж. Во время своего путешествия праведник Зуль-Карнайн помог народу, жившему между двумя горами (Две горы — это горы в Азербайджане и Армении. Согласно другой версии, эти горы находятся в Туркестане) спастись от притеснения народов Яджудж и Маджудж
18:94. Когда эти люди обнаружили силу и мощь Зу-ль-Карнайна, они попросили его установить преграду между ними и Йаджуджем и Маджуджем (Гогом и Магогом), которые часто совершали набеги на них и опустошали их землю. Эти люди предложили уплатить ему дань
18:95. Он им ответил: «Аллах даровал мне могущество и власть. Это — лучшая плата для меня». Он стал возводить преграду, потребовав от них помочь ему людьми и орудиями труда, чтобы выполнить их просьбу
18:96. Он попросил собрать для него куски железа, из которых он устроил высокую преграду, соединив ею два крутых склона. Затем он приказал людям разжечь огонь и раздувать его, пока железо не раскалилось. Потом он вылил на неё расплавленную медь, и в результате получилась прочная сплошная стена — заграждение
18:97. И не могли племена Йаджуджа и Маджуджа ни подняться на преграду, ибо она была очень высокая, ни пробить её, ибо она была очень прочная

Историки спорят о том, какие народы подразумевали священные книги иудеев, христиан и мусульман под именем Гог и Магога. В разные времена в разных странах ученые называли армию Александра Македонского, Гуннов, Монголо-Татар, Скифов, Славян, Племена времен царя Дария I, вторгшиеся через Мидию на Ближний Восток

Употребление понятия «Гог и Магог» в литературе

- «Дайте ему только нож да выпустите на большую дорогу, зарежет, за копейку зарежет! Он да ещё вице-губернатор — это Гога и Магога» (Гоголь «Мертвые души»)
- «Вон катит, полюбуйтесь, какой гог-магог, — заключил исправник, указывая глазами на идущего управителя» (Писемский «Леший»)
- «…они готовятся насладиться стычкой Гога и Магога — Туберозова с Термосеевым» (Лесков «Соборяне»)

В цикле статей «Пробуждение Росов и Сибири» Федор Марьясов рассказывает, что мир, который мы видим по ТВ, читаем в учебниках в ВУЗах и школе и мир на самом деле, это практически зеркально противоположные вещи. Когда-то величайший народ вошел в борьбу с цивилизацией запада и почти потерпел в ней поражение. А сегодня мы имеем ту ситуацию когда потомки этого народа считают практически себя рабами и по сути ими являются.

Борьба идет на всех уровнях, но самый главный это идеологический или мировоззренческий. Если кошке внушить, что она мышка она и будет жить как мышка. Федор один из тех людей, которые пытаются сделать всё, чтобы кошка вспомнила, что она кошка.

Часть 1-я: Кто мы и откуда

Ну что ж, дорогие друзья, как говорится, с походного марша и сразу в бой, – мы начинаем цикл публикаций, посвященных истории русской цивилизации, сакральной сути нашей Сибирской земли и той роли, которую ей, возможно, суждено будет проиграть в судьбах всего человечества уже в ближайшие годы. На мой субъективный взгляд, это должна быть лучшая по содержательности и важности серия моих статей. Очень надеюсь, что, не смотря на всевозможные препятствия, мне удастся донести до читателя некоторые важные моменты. Искренне верю, что тот, кто все эти годы внимательно следил за рубрикой, оценит это по достоинству.


«Но паче всех тех подобий достовернее и приличнее, от разсеяния своего, Россы имя, от древних времен себе стяжаша. Тако вси древний летописцы Греческие, Российские, Римские и Польские свидетельствуют. Наипаче и Божественное писание от пророчества Иезекиилева, во главе 38 и 39, имя тое Россов приличие изъявляет, нарицающе князя Росска, Мосох и прочая. И тако Россы от рассеяния своего прозвашася, а от Славянов именем точию разнствуют, по роду же своему едино суть, яко един и той же народ Славенский нарицается Славеноросский, или Славнороссийский» (Иннокентий Гизель, «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа», 1674г.).

Со слов архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля (в свое время возглавлял Киево-Братскую коллегию – старейший университет Восточной Европы, нынешняя Киево-Могилянская Академия) получается, что о русском народе упоминается еще в Библии пророком Иезекиилем. И это на самом деле так, можете сами убедиться. Но тогда возникает закономерный вопрос, о каком же времени повествуется в библейском пророчестве при описании таинственного Гога - «правителя Роша» (сравните с современным западным вариантом произношения «Раша») из земли Магог (по-видимому, земля моголов – «великих», не путайте с современными монголами, которых до XVI века не существовало), собиравшегося идти с великим войском на Иерусалим? В средние века армия моголов действительно прошла по Святой земле, как нож сквозь масло, громя на своем пути города атлантической цивилизации и покоряя многочисленные народы. Даже в Египте на этой волне в ходе переворота к власти пришла династия Мамлюков – бывшие наши казачки из половецких степей, взятые в свое время в плен и проданные в египетское рабство. Как видите у нас со «страной пирамид» давние и очень непростые отношения…

Войско из Тартара

Согласно пророчеству Иезекииля «войско из ада» должно было быть столь многочисленным, что после его разгрома Богом Израиля павших воинов пришлось бы хоронить семь месяцев, а их оружие в течение семи лет жечь вместо дров. Так о каком же времени идет повествование и когда была написана Книга Пророка Иезекииля? Неужели речь идет о X веке от Рождества Христова или о XIII-XIV веках?!… Абсурд! Так кто же тогда нам врет – Библия или официальный учебник истории?

Официальная история во все времена складывалась не стихийно, а целенаправленно формировалась действующей властью. В этой рубрике уже не раз говорилось о том, что так называемый «хронологический приоритет» - это уровень управления, являющийся по отношению к обществу более мощным инструментом, чем религия, светские идеологии и технологии. Не случайно же говорят: «Кто контролирует настоящее – контролирует прошлое. А кто влияет на прошлое – формирует будущее». Получается, что в отношении времени происхождения русского народа взгляды Библии и официальной версии исторического мифа, навязанного обществу властью, - мягко говоря, не совпадают. А временной интервал-то каков! В данном конкретном случае приходиться констатировать очевидный факт: или у русского народа было украдено не менее тысячи лет его истории, либо сама Библия была написана не ранее X века после рождения Христа…

Гога и Магога

Возможно, кто-то считает, что незачем разбираться с каким-то мифическим «Гогой, князем Роша», о котором рассказывает Иезекииль. Мол, это такая частность, на которой даже и не следует зацикливаться. Мало ли о ком говорил пророк, столько ведь лет прошло. А раз так, значит, никакого противоречия между официальной версией истории и Библией не существует. Но вот тут-то как раз и неувязочка. Дело в том, что термин «Гога и Магога» за последние две тысячи лет превратился в своеобразный жупел, которым не устают запугивать весь христианский мир (как видите, фирменная страшилка Запада про «империю зла», оказывается, имеет длинную историю). Из обозначения некоего могущественного народа, которым Иезекииль грозил Израилю, это имя постепенно стало нарицательным и превратилось в самостоятельный демонический персонаж. Согласно пророчеству он явится в мир накануне Страшного суда.

Помню, когда я еще был ребенком, одна странная секта периодически подкидывала под дверь нашей квартиры «духовную» литературу. Из этих брошюрок я впервые и узнал о зловещих «Гоге и Магоге», которые в моем детском сознании почему-то представлялись как два огромных чудовища. Прошло много лет, прежде чем неожиданно для самого себя я узнал, что «Гога и Магога» - вовсе не какие-то монстры из ада. Оказывается, это я сам, мои папа и мама, мои дети, мои родные и друзья, все мои соотечественники – короче, представители русской цивилизации…

Заходящее солнце Запада

Разговоры вокруг этой темы ведутся давно, хотя на уровень общественного сознания и не выносятся. Оно и понятно, слишком непростые вопросы могут возникнуть в головах обычных граждан, а вместе с вопросами неизбежно появятся и выводы - весьма нежелательные для определенных кругов.

Дело в том, что о некоем «князе Роша», «Гоге и Магоге» пророчествуется не только в Книге Пророка Иезекииля, но и… в Апокалипсисе. Однажды особенно впечатлительные читатели будут ошеломлены тем, как проиграется тема «Откровения Иоанна Богослова» в связи с теми процессами, которые разворачиваются на земле Красноярья и тем, что пишется в этой рубрике. Скоро вам будут предъявлены такие факты, что при одной мысли об этом по спине пробегает неприятный холодок. Так что внимательно следите за публикациями «Пятого элемента» и попытайтесь понять то, что я вам пытаюсь донести.

Как известно, именно последнее пророчество проходит красной нитью сквозь весь период существования современной цивилизации Запада. Вот уже много веков каждое поколение проживает свою жизнь в постоянном предощущении Конца света. Только за жизнь среднестатистического обывателя его предрекают многократно. А представьте себе, сколько раз это делалось на протяжении последней тысячи лет…

День Страшного суда – это такой глобальный демонический сценарий, реализуемый человечеством уже в автоматическом режиме. Прежде всего, благодаря усилиям самой церкви и тайных оккультных сообществ. Первая призывает к смирению перед вызовами времени и запугивает людей страшным судом, ломая им волю и отключая инстинкт самосохранения, а вторые изо всех сил приближают этот ссудный день – стремятся к нему вполне осознанно, словно ночные мотыльки летят на пожирающее пламя огня.

Кого же они боятся?

По мнению ряда средневековых историков, среди которых, как известно, очень многие были служителями церкви, под «Гогой и Магогой» подразумевались монголы. Вначале я уже говорил, что современные монголы как племя «монгу», с которыми хоть как-то можно их соотнести, выделились не ранее XVI века. Об этом, например, пишет монах Иакинф (Н.Я.Бичурин) в своей работе «Записки о Монголии». Никаких монголов, как смуглых людей невысокого роста с характерными чертами строения черепа, плоским лицом, черными волосами и узкими глазами, до этого времени просто не существовало – по крайней мере, китайские летописцы, живущие по соседству, ни о каких монголах до начала XVI века ничего не знают. Создатели официального исторического мифа в этом вопросе сделали ловкую подмену названий народов, чтобы элементарно сбить с толку и заставить поверить нас в собственное ничтожное происхождение. Подобных подмен в истории русской цивилизации и конкретно Сибирской земли мы еще коснемся не раз.

Некоторые из историков и «средневековых летописцев», судя по всему, следуя «курсу партии», пытались увидеть в «Гоге и Магоге» татар. Логика этих придворных мифотворцев тоже вполне понятна – выставить в качестве исчадия ада злобную «монголо-татарскую орду». Здесь дела обстоят еще хитрее. Тот этнос, который сейчас мы называем татарами, на самом деле состоит из людей, имеющих совершенно разное происхождение. Во-первых, татары никогда в одиночку не воевали. А во-вторых, например, татары, живущие на Волге (Казань) – это древние булгары. А те, которые живут в Крыму – это потомки хазар, смесь древних евреев с тюрками и народами Кавказа. И опять же, племя «татарь», с которым можно было бы соотнести современную татарскую общину точно так же, как и племя «монгу» стало упоминаться в китайских хрониках не ранее XVI века… К слову сказать, имя легендарного Чингисхана сотрясло мир в XIII веке. Подумайте о том, как такое может быть. Но на эту тему мы поговорим в будущих публикациях, а пока продолжим выяснять, кого же так боятся «дети атлантов».

Они боятся русских!

Известный русский историк Карамзин соотносил «Гогу и Магогу» с хазарами. Честно говоря, это вообще не подлежит никакой критике. Чтобы понять весь абсурд этого утверждения, достаточно вспомнить о том, что хазарами управляла иудейская диаспора. Помните мою статью «Нам требуется новый Святослав» - там на фотографии макета скульптуры В.Клыкова можно рассмотреть на щите поверженного хазарского воина звезду Давида. По мнению Карамзина, получается, что Израилю угрожают не какие-то абстрактные выходцы из ада, а сами же иудеи…

И лишь византийцы, а вслед за ними и некоторые наши священники, говорили прямо: библейские «Гога и Магога» - это …РУССКИЕ. Даже в своих переводах они вместо «Рош» писали «Рос».

Лев Диакон, рассказывая о походе великого князя Святослава Киевского на Византию в конце X века, свидетельствует следующее: «О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: "Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос"».

Так что поздравляю, друзья, - оказывается, о наших предках упоминается в Библии. А это означает, что история русского народа отодвигается в прошлое как минимум на тысячу лет. Кому верить - Библии или учебнику истории – пусть каждый выбирает сам. Люди постарше на собственном примере уже убедились, как с приходом новых элит и в угоду политической конъюнктуре до неузнаваемости коверкалась история нашего народа. Следите за рубрикой, впереди нас ожидает еще много любопытного и интересного.

Продолжение следует...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры